Интеграция и дезинтеграция социальные. Интеграция как тенденция международных отношений. Интеграция и дезинтеграция

Соц инст-ты – об-во распдается на органы – органы самоорганизации и управления. Все ячейки работают на интеграцию. Институты появляются в процессе эволюции, вносят свой вклад.

Группы: домашние – семья; обрядовые – устанавливают обычаи, регулируют нравы; политические; промышленные – организуются и усиливаются по ходу эволюции. Общая тенденция к увеличению дифференциации. Прямое принуждение сменяется на внутреннее самоограничение. Снимается конфликтность + инст обр-я – их роль повышается. Все друг с другом объединены. Не может быть политическогопринуждения. Не нужны реформы, об-во должно самостоятельно эволюционировать. Человек меняется. Если вмешиваться в соц мех-м, то можно его разрушать.


КАРЛ МАКС

Основная легенда: антагонизм и революция

Ключевые точки : классы, конфликт, эксплуатация, отчуждение, революция

Описание капиталистического общества – обмен деньгами посредством товаров.

Капиталистическое общество – товарный способ производства (независимая переменная, способная охарактеризовать любую формацию)

Класс – реальные группы, которые вступают существующего способа производства. Разбиение на классы происходит по системе организации разделения труда (владение и не владение собственностью)

Противоречие производительные силы (средства производства и производительность труда, которую они обеспечивают пр. отношениям – отношения собственности и распределения дохода) обгоняют производственные отношения (производственные отношения – форма развития пр. сил – силы как деятельность обгоняют социальную структуру, сложившуюся по этому поводу – отношении не меняются в результате конфликт – противоречие в скорости движения)

Герои – капиталисты, буржуазия, собственники – производственные отношения; пролетариат – производительные силы (антагонизм – главный факт жизни современного общества, объективен, не зависит от обстоятельств) – вся история представляет собой историю борьбы классов. Всегда существует поляризация на 2 класса.

Эксплуатация – выражение объективного противоречия интересов, т.е. существует доминанта – эксплуататор.

Пролетариат производит продукты для буржуазии, а не для самих себя. Производство происходит в губительных условиях, а то, сколько они производят на данный момент, идет в карман капиталистам. Усилившаяся мощность производства никак не сказывается на отношениях к рабочим

Отчуждение – эффект эксплуатации. Настроение, которое олицетворяет реакцию на ситуацию со стороны пролетариата. Пролетариат отчужден от результатов труда. Тяжелое безразличие как реакция на данную несправедливость. Человек отрицает себя в труде, не развивает себя, а изнуряет. Мотивация на выживание.

Факторы отчуждения

  1. Частная собственность, не принадлежащая пролетариату – отчуждение от результатов производства.
  2. Анархия рынка – ситуация производства с целью обогащения. Дегуманизация буржуазия.

Целостный человек – homo faber (человек трудящийся) неотчужден. Человечество движется к данному человеку. Человек не завязанный в эксплуатации. Нахождение себя в труде. Человек должен жить трудом и трудится живя. Человек – предельный альтруист.

Революция – неизбежный исход конфликта. Силы возьмут верх над отношениями. Должны сложится объективные условия. Производственные силы должны развиться очень сильно относительно отношений.

Условия: 1. потенциально не бедное общество; 2. активность – коллективные действия, связанные с её осуществлением


БАЗИС и НАДСТРОЙКА

Базис – производственные отношения. Структура легенды: структура собственности, организация труда.

Надстройка – формы общественного сознания, которые соответствуют базису.

Конфликт объективно в раскладе производственных отношений в базисе. В надстройку входит все то, что люди думают по этому поводу.Надстройка идеологизирована и ориентированна на определенный базис. Доминирующий класс всегда внедряет свои идеи в институты. Политика должна исчезнуть в ситуации разрешения конфликта.

Для совершения homo fabia нам не нужно государство, институты и конфликт

Формация – крупные исторические этапы, развивающиеся по средствам производства (1 . племенная или общинная – коллективная собственность; 2 . античная – общинная и государственная, город – Полис, собственность коллективная, исключая рабов; 3. феодальная – крепостничество как способ эксплуатации; 4. капитализм – наемный труд; 5. азиатская - государство в роли эксплуататора, номенклатура пролетариат; 6.социалистическая - homo fabia).

Коммунизм – социализм, совпадающий с гуманизмом. Энергетический принцип будущего. Отрицание отрицания.«Свободное развитие каждого, приведет к свободному развитию всех».

Человек с полным превалированием социального. Человек становится всемирно историческим. Человек – космос. Т.е. существует роль человеческого начала как основного фактора явления коммунизма.

Государство постепенно отомрет как институт. Социальное возьмет верх над экономическим, политическое отсохнет.

Методологические посылки, образующие каркас легенды

  1. Социологический абсолютизм

А. Соотношение общества – индивид: человека индивид – ансамбль общественных отношений. У каждого в голове ровно то, что человек испытывает в той социальной позиции, в которую помещен. Человек возможен только в рамках отношений. Существует только коллективное сознание

Б. Способ проблематизации – как возможно не общение, а разобщение. Как получилось так, что люди разобщены. Капитализм отчуждает не только по способу организации труда но и по отношению друг к другу.

В. Соотношение экономика – общество: экономическая структура отображена в социальной – нет экономического детерминизма

2. Предопределенность структурой и ее снятие

А. Восприятие времени и деятельности : футуризм. Необходимо двигаться в будущее через деятельность (критиковать в теории, революционализировать на практике – необходимо подмывать основу базиса). Возможно подорвать структуру. Структура должно постоянно изменяться путем улучшения общей судьбы.

Б. Понимание знания – бытие определяет сознание. Идеи отражают ситуацию, но идеи могут становится материальной силой, если к этому готовы обстоятельства – точка снятия предопределенности структуры. Идеи абсолютно связаны с ситуацией, но они же способны прорвать базис.

В. Дополнительные посылки – идея конца – это происходило путем убийства одним классом другого. Последний класс сам ведет себя и гибнет. Пролетариат объединяется чтобы свергнуть того, кто его создал, при этом совершая абсолютный конец –производит революцию в пользу всех, а потом убъет сам себя (упразднит себя как класс) – скачок из царства необходимости в царство свободы родного сознания.


ТЕННИС

Гм и Гз: последовательно раскрывающаяся дихотомия. Открывает вторую линию в социологии – критическую, которая переворачивает идеи прогресса. Современное общество утрачивает общинное начало.

Гм (община, сообщество, общность) : теория общности, которая исходит из совершенного единства человеческих воль, как из начального и естественного состояния, которое сохраняется и пронизывает общность (идеи Руссо + Полис как прототип). Основания существования: Кровь, Место, Дух (дружба). Единство, основанное на инстинкте привычке, памяти о взаимодоставленных удовольствиях. Доверие. Религия, фантазийное и образное восприятие. Социальное целое предшествует частям. Земля, владения общины, семейное право. Эмоциональная тяга, господство основанное на авторитете, достоинстве, силе. Согласие закреплено в языке (мало мобилен), традициях. Общество – организм, естественная родственная связанность. Люди любят друг друга, привыкают друг к другу, часто и охотно говорят и живут вместе.

Гз (association, общество): круг людей, которые мирно уживаются и соседствуют, но прибывают в существенной отделенности друг от друга несмотря на существующие связи (Гоббс). Объединение, с целью осуществления внешней деят, в ходе которой каждый пользуется услугами другого: корпорация, рынок, город, классы, государство. Отношения, а затем уже территория. Разделенность, напряженность, доходящая до предела. Гоббсова драма человека в обществе. Рациональное сознание, случайность. Наука, познание видимых фактов природы. Социальное целое – совокупность частей, ради которого они существуют. Деньги, жажда владения и вожделение, контракт (комплекс обязательств лица перед лицом). Рациональная оценка, равенство: я-личность, ты-личность. Неравенство на договорной основе. Соглашение, поддерживаемое значениями и понятиями, подлежащим обсуждению и вариации. Общественное мнение. 3 акта структуры: покупка, использование и продажа рабочей силы. Общество – система, механизм.

Общественное воление , способность хотеть – способность мочь. Весь дух выражается в способности мочь и в соответствии с этим – в волении.

Сущностная воля – способ мышления и ощущения, унаследованный от ушедших, но продолжающих оказывать влияние предков и предшественников. Обладает своего рода разумом, представляющего творческое, созидательное, искусное воление или деяние, как дух гения. В своих простейших формах - непосредственное, страстное и одновременно наивное воление. Избирательная воля – рациональная воля, исключающая подсознательные мотивы и глубинные основания, основана на мышлении и стремиться быть ясно осознанной настолько, насколько это возможно. Ее отличает делячество в противоположность творчеству, то есть механическая работа, и наш язык улавливает разницу, когда мы говорим о прожектерстве, махинациях, интригах, лжи и о всем том, что направлено на создание средств, единственное предназначение которых – вызвать желаемые нами следствия, соответствовать нашим практическим целям.

Тенденции становления: количественный рост, утрата единства и дробление; Феодализм и крепостничество (сословия, классы); Сильные своевольные личности, склонные к экономическому доминированию; Экономический прогресс: массовый переход из общины в города на производство; Индивидуализм.


ЗИММЕЛЬ

Решающее отличие единства общества от единства природы состоит в следующем: единство природы осуществляется исключительно в наблюдающем субъекте, производиться только им среди элементов, которые сами по себе не связаны, и из их числа. Напротив общественное единство реализуется только своими собственными элементами, ибо они сознательны, синтетически активны, и оно не нуждается нив каком наблюдателе. Сознание соучастия с другими в образовании единства и есть то единство, о котором идет речь. Общество есть объективное единство, не нуждающееся в созерцателе. Общество есть «мое представление», то есть основано на активности сознания. Единству человека с человеком, которое заключается в понимании, любви, совместном труде нет аналогии в пространственном мире.

Форма : отношения между людьми, взаимодействие элементов, благодаря которому они и образуют единство, соотносит несколько содержаний, отделяет и структурирует их [Выделение функции]. Форма индивидуальна и каждый раз наполняется символическим смыслом посредством содержания. Типология форм: 1) соц процессы: соревнование, господство, динамика социальных кругов; 2) Соц типы: соц роль – чужак, чужой, кокетка; 3) сценарии развития: разделение труда развитие инд сознания. Форма более общая, безлична, универсальна и инертна.

Априори: 1) форма – средство для понимания другого. Мы представляем себе каждого человека как тип, к которому он принадлежит в силу своей индивидуальности, мы мысленно подводим его под некоторую категорию, причем человек не полностью охватывается ею и она не полностью охватывается им. 2) каждый элемент группы есть не только часть общества, но и помимо того, еще нечто. Обобществление включает в себя индивида и одновременно индивид противостоит обобществлению. 3) существует гармония между человеком и обществом. Человек занимает позицию, которая нуждается в нем равно как и он в ней.

Общество – сумма индивидов, вступивших во взаимодействие. Такое существование с другим, для другого, против другого, где материальные или индивидуальные содержания и интересы благодаря влечению или цели обретают или сохраняют форму. Обобществление - форма форм, в основе разнообразных мотивов и интересов создают общее единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение.

Вместо соц групп люди обобществлены в социальные круги а далее в формы. 1) форма как соц круг служит для выражения содержания. Индивидуальное я всегда оформлено как комбинация ролей. Человек осознает свою причастность, он рефлексивен и может передвигаться между мирами, воспринимая их как равные возможности. 2) форма ограничивает. Чем более развито индивидуально сознание, тем более оно дистанцировано от разных кругов, оно фрагментарно. Человек обречен на драму в угрозе потери себя. Выход – проф признание. Обрести себя можно только в себе, сознание способно сталкивать внутренние роли и через конфликт выходить на новый виток развития. Ценность в целостности. Уникальность личности малоописуема. Существует часть, спрятанная от языка, невербализуемая. Удел обособленной личности – одиночество и свобода – человек не будет управляем какой-то одной ролью.


ДЮРКГЕЙМ

Правозвестник чистой научности, объяснять общества такими как они есть, а не какими они должны быть. Общество обладает самостоятельной природой. Склонность к взаимодействию у индивидов – нечто приобретенное.

Об обществе. Социологический реализм. Общество-реальность особого рода. Общество не есть сумма индивидов, а система, образованная их социацией. На основе индивидуальных энергий рождается коллективное сознание.

Социальные факты . Предмет социологии, образуют соц реальность; способ мышления, деятельности и чувствования группы (язык, разделение труда). Признаки:1)обладает принудительной властью. Принудительность и соц факт не ощутимы индивидом. 2)распространенность внутри группы и независимость от индивидуальных проявлений.2 вида соц фактов: духовные (процессы) и морфологические (строение).

Социология – наука с самым сложным объектом. Социальные факты как вещи. Нужно объяснять одно социальное явление через другое соц явление.

Две сущности человека: индивидуальное, социальное.

Разделение общественного труда . Общество имеет моральное превосходство над индивидом. Мораль – соц факт, поддерживает со порядок, обеспечивает солидарность. Об-во характеризуется через разделение труда.

2 типа общества : архаическое (клановая стр-ра, низкая частота взаимодействий, подавление, религия, соц порядок - искусственный), современное (организованный тип, высокая частота взаимодействий, восстановление текущего положения, индивидуализм, соц порядок -добровольный). 2 солидарности: механическая (коллективное сознание), органическая (разделение труда)

Необходимо создавать дополнительный способ внедрения норм.

Самоубийство . Несоциальные факторы воздействуют лишь опосредованно. Самоубийство обратно пропорционально связано со степенью интеграции с группами, к кот принадлежит индивид. 1)эгоистическое (особь, отбившаяся от стада) 2)альтруистическое (группа толкает ч-ка на самоубийство) 3)фаталистическое (высокий контроль, давление), 4)аномическое (человек восстает против существующего порядка)

Религия: верования (опред состояние сознания) + ритуалы (опред способы действия). 2 мира: священное и светское. При выполнении ритуала ч-к выходит за пределы своего я, принадлежит группе, взаимное заражение, действительный объект поклонения –общество, об-во и соц порядок влияют на индивида через верования и ритуалы, сакральный хар-р морали обеспечивает ей должную силу, об-во задает особый способ мышления.


ВЕБЕР

Единица анализа социолога – соц действие. Социальным называется то действие, которое по своему смыслу отнесено к поведению других людей. Метод социологии – понимание. Индив действие осмыслено, индивид осознает свои мотивы. Понимать действие=понимать смысл действия=понимать деятеля. Социология хочет истолковывающим образом понять соц действие и причинно объяснить его в его протекании и последствиях.

Принципы социологической науки : свобода от оценок, социология не есть история, идеальный тип (оптимальный инструмент анализа). Ученый должен конструировать социальный тип. Эмпирический объект должен обязательно отличаться от идеального типа.

Типы и мотивы действия : целерациональное (опред цель, зачем?), ценностно-рациональное (ориентир-ценность, почему?), традиционное действие (по привычке), аффективное.

Власть – способность и возможность для индивида или группы осуществлять свою волю, независимо от встречной воли или согласия. Власть на макроуровне-господство. Гос-во-единсвтенный ин-т в обществе, кот обладает правом на насилие. Действующий агент соц порядка – ин-ты.

Типы господства : рациональное (легальное) – формальные правила; традиционное – личная преданность монарху+привычка, харизматическое – личные качества правителя..

Капитализм . Ведение хозяйства построенное на ожидании прибыли, по средством использования обмена. Атрибуты: товарный рынок, группа предпринимателей, продуктивность(на производстве наращивают прибыль). Связь между религией и капиталистической деятельностью. Тот, кто трудится, тот избран. Идея самообуздания – то что произвели не тратить. Интересы Бога и работодателя сливаются.

Выводы : Трансформация этики, аскетизм утратил свое значение, спад религии.


МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ

Практика межгосударственного сотрудничества существует давно. Однако лишь во второй половине XX столетия межгосудар­ственное сотрудничество в широком масштабе стало приобретать постоянные формы. Это связано прежде всего с интенсификацией со­трудничества, расширением его сфер и развитием действительно ин­теграционных процессов, которые потребовали создания межгосудар­ственных образований и институтов. Поэтому еще одним важным моментом, характеризующим интеграцию, является не просто сотруд­ничество, а создание механизмов межгосударственного взаимодей­ствия, иными словами - институциализация сотрудничества. В этом плане интеграция, во-первых, самым тесным образом связана с разви­тием МПО, которые предполагают формирование межгосударствен­ных механизмов принятия решений. Через совместные институты осуществляются интеграционные процессы. Во-вторых, интеграция рассматривается с двух точек зрения: как процесс и как результат вза­имодействия государств.

Другим важным моментом при анализе интеграции является то, что этот процесс подразумевает сотрудничество между государствами в различных сферах, областях и формах. При этом, как отмечает К. Воронов, сотрудничество и интеграция могут идти «вширь», в результате увеличения числа участников процесса, а также «вглубь», путем интенсификации взаимодействия в различных сферах среди тех же участников.

Что побуждает государства к интеграции? Прежде всего - нали­чие общих проблем, решить которые легче, а в ряде случаев только и возможно совместными усилиями. Развитие мира конца XX - нача­ла XXI в. привело к усилению международных контактов, взаимоза­висимости мира, особенно в экономической области, что способствует интеграционным процессам и созданию различного рода МПО. С этой взаимозависимостью тесно связан рост глобальных проблем, для ре­шения которых также нужны согласованные действия различных го­сударств.



Еще одной причиной, побуждающей к интеграционным процес­сам, является заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния. Для этих стран объе­диненными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку.

Что же представляет собой интеграция? Реалистская школа склонна рассматривать интеграционные процессы и деятельность международных организаций как некий суммарный продукт взаимодействия государств, который принципиально не выходит за рамки их внешней политики. Иными словами, появление и развитие МПО, согласно этой точке зрения, принципиально не изменили характер международных отношений.

Иной, отличный от реализма, подход к интеграции и междуна­родным организациям сформировался в рамках либеральной тради­ции, где эти вопросы получили наибольшее развитие. В них МПО выступают качественно новыми образованиями. Теоретическое осмыс­ление интеграционных процессов начинается с середины XX столе­тия и связано главным образом с либеральной традицией, в рамках которой сложились две теоретические школы (два подхода): функци­онализм (неофункционализм) и федерализм.

Отцом функционализма считается британский социолог Д. Митрани, который в 1943 г. опубликовал работу, получившую в русском варианте название «Мир и функциональное развитие международной организации». В ней проанализированы причины, по которым Лига Наций оказалась несостоятельной, и сделан вывод, что интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов. В этом случае государства начинают опасаться за свой суверенитет. Митрани делает акцент на развитии экономической, социальной, научно-технической интеграции, которая должна быть изначально. Он сам, а за ним « его последователи настаивали на том, что важно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показать получаемые от совместной деятельности преимущества.

Первоначально функционализм не был связан с анализом того, Как развиваются ТНК, сосредоточив внимание на межгосударствен­ном взаимодействии. Однако впоследствии ряд исследователей при­шел к выводу, что деятельность ТНК, которая нередко ведет к эконо­мической интеграции различных государств, развивалась фактически согласно логике функционализма. Представители ТНК часто воспринимают мир целостно и видят себя космополитами. Все это способствует, согласно точке зрения функционалистов, размыванию национальных границ и созданию единой экономической культуры, результате чего политика государств все больше становится одновременно и внутренней и внешней.

До недавнего времени процесс интеграции рассматривался как прохождение строго по восходящей пяти ступеней:

1) создание зоны свободной торговли;

2) образование таможенного союза;

3) формирование общего (единого) рынка, который предусматривает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала;

4) организация экономического и валютного союза;

5)переход к политической интеграции и созданию единых поли­тических институтов.

В последнее время к данной схеме интеграции стали относиться более осторожно, имея в виду, что этот процесс, во-первых, далеко не обязательно идет в поступательном направлении - он может быть «за­торможен» на том или ином этапе; во-вторых, экономическая интегра­ция не всегда приводит к политической, как многие полагали ранее, выделяя пятую ступень. В-третьих, вызывает сомнение, что европей­ский опыт, на основе которого выделялись эти стадии, является уни­версальным.

Все эти моменты отмечаются оппонентами функционализма. Подвергается критике и тезис функционалистов о том, что политиче­ские различия исчезнут по мере развития сотрудничества. На практи­ке нередко оказывается наоборот - не техническое и экономическое сотрудничество влияет на политику, а политическое решение ведет к развитию или сворачиванию сотрудничества в той или иной облас­ти. Например, именно по политическим соображениям США в свое время покинули специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Представители федерализма - школы, противоположной пре­дыдущей, - напротив, выдвинули на первый план политическую интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения должны строиться на передаче части полномочий надгосударственным обра­зованиям изначально. Для этого направления характерен особый ак­цент на создании политических институтов. Фактически если процесс интеграции у функционалистов идет по принципу «снизу вверх», то у федералистов наоборот - «сверху вниз».

Федерализм, представителями которого являются, в частности, такие исследователи, как А. Этциони, А. Спинелли, в целом получил меньшее распространение. Тем не менее, как пишет П.А. Цыганков, «идеи федерализма стали заметными с первых всеобщих выборов в Европарламент в 1979 г.».

В рамках федерализма активно развивались одно время идеи «ми­рового правительства», которое должно было бы объединить людей в общее государство. Представления о «мировом правительстве» встретили жесткое сопротивление со стороны различного рода исследователей и политиков, которые подчеркивали необходимость сохранения национальной и государственной принадлежности. В дальнейшем появилось множество работ, в которых показывалась несостоятельность, по крайней мере в ближайшем будущем, реализации этой идеи.

Под воздействием федерализма функционализм получил даль­нейшее развитие и в современном мире существует в виде неофункционализма. Это направление, базируясь на основных посылках фун­кционализма, включило в себя некоторые черты федерализма. В неофункционализме приоритет отдается практическим проблемам в области здравоохранения, технологическим изменениям, правовым и другим вопросам, которые имеют значение для всего человечества. При этом подчеркивается важность политических решений. Именно они - по вопросам, которые важны в общепланетарном масштабе, - способствуют, согласно данной точке зрения, интеграционным процес­сам и подталкивают участников к дальнейшему объединению в сфере экономики.

Интеграционные процессы проходят не просто. Несмотря на вза­имную выгоду от интеграции, вклад одних в той или иной сфере ока­зывается большим, чем других. Имеет значение и неоднородность ин­тересов различных групп внутри интегрирующихся стран. Кто-то выигрывает от интеграции в большей степени, поэтому заинтересован В ней, в то время как другие слои населения или группы оказываются в проигрыше. Последние выступают против интеграционных процес­сов и оказывают давление на правительственные структуры.

Существуют и другие издержки интеграции. Как и в ситуации г глобализацией, интегрируются не только положительные моменты, которыми обладают страны, но и отрицательные. Так, в начале 1990-х гг. Венесуэла обнаружила, что после открытия границы с Колумбией ее территория стала использоваться для провоза наркотиков.

Все это заставляет наряду с традиционными теориями интеграции - функционализмом, неофункционализмом, федерализмом - обсуждать вопросы и соответственно предлагать теоретические схемы, вязанные с ограничением интеграционных процессов.

Одновременно существуют процессы, ведущие к противополож­им по сравнению с интеграцией результатам - распаду государств ли межгосударственных образований, которые описываются в литературе как дезинтеграция. Необходимо подчеркнуть, что оба понятия «интеграция» и «дезинтеграция», относятся прежде всего межгосударственным отношениям. Так, когда произошел распад СССР, на месте которого в 1991 г. образовались 15 новых государств, спались и некоторые международные организации, где Советский союз играл ключевую роль (в частности, Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского договора). Произошел распад в 1990-е гг. и таких государств, как Югославия и Чехословакия. Первом случае дезинтеграция прошла болезненно, с целым рядом вооруженных конфликтов; во втором - мягко, получив название бар­хатного развода.

Отношения между интеграционными и дезинтеграционными про­цессами следует, скорее, рассматривать аналогично существующим между глобализацией и регионализацией. Однако в целом вопросы дезинтеграции по сравнению с интеграционными процессами остаются практически не разработанными. Ими занимаются в основном специалисты в области конфликтов. В результате сами тренды развития оказываются плохо сравнимыми.

В последние годы процессы интеграции интенсивно шли в различных регионах мира - в Северной Америке, в частности в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), в Азии - в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Однако наибольшей степени развития они достигли на Европейском континенте в рамках ЕС. Правда, основные дискуссии в странах ЕС идут как раз по поводу того, как далеко может и должна «зайти» ин­теграция: что должно оставаться в ведении национального государства, а что - входить в компетенцию наднациональных образований.

Процесс европейской интеграции выстраивался постепенно. Идеи объединения Европы для предотвращения новых войн высказывались еще во время Второй мировой войны. После ее окончания одним из активных сторонников интеграционных процессов в Европе был министр иностранных дел Франции Р. Шуман, который совместно с другим французским автором, политологом Ж. Монне, во многом заложил концептуальные основы будущего развития Европы. Первым практическим шагом было создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), призванного координировать и стимулировать экономическое развитие шести европейских стран Бельгии, Германии, Люксембурга, Нидерландов и Франции. Усилия этих стран были направлены на облегчение торговли углем и сталью внутри «шестерки».

Следующий этап в развитии европейской интеграции связан с Римским договором 1957 г., когда те же шесть государств решили перенести принципы сотрудничества, которые были заложены ранее, на иную сферу - атомную энергетику - и образовали Европейское сообщество по атомной энергии. Создано было также Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), получившее название «Общий рынок». Сформировалась зона свободной торговли, где были сняты тарифы и ограничения на передвижение товаров внутри границ ЕЭС. ЕОУС Евратом и ЕЭС образовали Европейское сообщество.

Единый европейский акт, в котором ставилось целью к 1992 г. со­здать реальной общий рынок, со свободным движением товаров, ка­питала, людей и услуг, был принят в 1985 г.

Особенно интенсивно процессы интеграции пошли в Европе пос­ле окончания холодной войны. Знаменательным событием в этот пе­риод стало подписание Маастрихтского договора 1992 г., определив­шего фактически новый этап развития европейской интеграции. Большое значение имели такие события, как создание Шенгенской группы (зоны), облегчившей визовые и таможенные передвижения внутри Европы, а также преобразование ЕЭС в более интегрирован­ную структуру - ЕС.

Европейский союз образован в 1993 г. на основании Маастрихт­ского договора, подписанного в 1992 г. 12 европейскими странами: Бельгией, Великобританией, Германией, Грецией, Данией, Ирланди­ей, Испанией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией, Францией. Соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции были подписаны в 1994 г. Европейский союз в 1998 г. предпринял новые планы по расширению, назвав еще 12 стран, кото­рые должны войти в него в течение последующих десяти лет.

Маастрихтский договор, а затем и Амстердамский договор раз­вевают идеи единой Европы и предусматривают создание единого по­литического, экономического и валютного союза («Европа без границ»), окончательное формирование единого внутреннего рынка, подразумевающего свободное передвижение товаров, капиталов, услуг, 1одей. Входящие в ЕС страны поставили перед собой ряд целей, в частности: создание экономического и валютного союза и замену национальной валюты единой валютой; ведение общей внешней политики и политики в области безопасности, а впоследствии и общей политики в области обороны; учреждение системы межгосударственного сотрудничества в области внутренних дел и юстиции; принятие общего хна прав и свобод личности на территории ЕС; реформу институтов и др.

Все процессы современной европейской интеграции характеризуются многоаспектностью. Они охватывают одновременно различные сферы - экономическую, политическую, гуманитарную и др. Кроме того, для них характерна и такая особенность, как тенденция к расширению участников интеграции.

Кризис в Косово дал толчок развитию ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности. Принято было решение о со­мни экспедиционных войск численностью 60 тыс. человек. Дого­вор в Ницце 2001 г. предусматривал формирование европейских сил

быстрого реагирования к 2003 г.

Европейский союз значительно расширился в 2004 г.: к нему сра­зу присоединились десять новых членов, в том числе и три государ­ства, входившие ранее в состав СССР, - Латвия, Литва и Эстония, и ЕС стал объединять 25 государств.

Полувековая история развития европейской интеграции дает много материала для теоретического осмысления данного опыта. Российские ученые-политологи Ю.А. Борко и О.В. Буторина выделяют три основополагающих принципа концепции и практики интеграционного строительства ЕС:

1) интеграция является не целью, а средством;

2) интеграция требует постепенности;

3) интеграция нуждается в адекватных механизмах.

В рамках первого принципа выделяются два аспекта. Во-первых, интеграция подразумевает, что в выигрыше оказываются все участ­ники, поскольку их интересы легче реализуются совместными уси­лиями. При этом они вносят также свой вклад в общее строительство, совместно пользуются полученными плодами, исключают методы при­нуждения в принятии решений. Во-вторых, интеграция не решает всех существующих проблем. Являясь средством, она может лишь помочь в их решении.

Второй принцип, т.е. принцип постепенности интеграции, предус­матривает, что этот процесс длительный и состоит из ряда этапов. В экономической области они те же, что были перечислены ранее, но с учетом сделанных оговорок: создание зоны свободной торговли, тамо­женного союза; формирование общего рынка; образование экономиче­ского и валютного союза. Поспешность в переходе к следующей фазе обо­рачивается неудачами, о чем также свидетельствует опыт ЕС. Например, в 1970 г. был предложен план образования валютного союза, предусматривающий введение единой валюты еще в 1980 г. Но ему так и не суждено было сбыться именно в силу неготовности ЕС к таким шагам.

Наконец, под третьим принципом, подразумевающим адекватные механизмы интеграции, понимается процесс длительного и сложного! согласования интересов и позиций стран-участниц. Именно по этой причине ЕС столь пристальное внимание уделяет проблеме совершен ствования процесса принятия решений.

ИНТЕГРА́ЦИЯ И ДЕЗИНТЕГРА́ЦИЯ СОЦИА́ЛЬНЫЕ

(от лат. integer – целый и франц. dés... – приставка, означающая отрицание, уничтожение) – понятия, к-рыми в бурж. социологии обозначаются процессы объединения социальных явлений в единое целое и распадение целого на элементы. Интеграция – гармонизация и объединение различных социальных групп (классовая интеграция), ассимиляция различных культурных элементов в единой гомогенной культуре (культурная интеграция), примирение и совпадение разных моральных норм (моральная интеграция) и т.д. Дезинтеграция – процессы разложения и распадения общества на враждующие группы и группировки, группы – на индивидов, преследующих личные, а не обществ. цели, и т.д. Состояние интеграции и дезинтеграции и взаимопереходы этих состояний являются, согласно бурж. социологии, гл. моментами процесса обществ. развития. Учения о социальной интеграции и дезинтеграции развивали Конт, Спенсер, Дюркгейм, Зиммель, Гиддингс, Смолл, Росс, Знанецкий, Сорокин, Мак-Айвер, Богардус, Визе, Парсонс и др.

В этом учении ярко проявляется идеализм бурж. социологии: движущей силой социального единства людей и социальных конфликтов считаются факторы духовной жизни общества – моральное единство людей или разложение общей системы ценностей (см. P. Sorokin, Society, culture and personality..., 1947; R. Ε. L. Faris, Social disorganization, 1948; H. W. Odum, American social problems..., 1946; E. S. Bogardus, Sociology, 1941). На этой основе бурж. социологи извращают существо и истинные причины таких социальных явлений, как революция и борьба классов, сводя их к противоречиям и борьбе в идейной сфере (см. К. Mac Iver, Society: its structure and changes, 1931; C. Brinton, The anatomy of revolution, 1938; P. Sorokin, Man and society in calamity, 1943).

Методологич. основой теорий социальной интеграции и дезинтеграции являются механистич., антидиалектич. представления, исходящие из теории равновесия (см. Равновесия теория). Антинауч. характер носят широко распространенные попытки бурж. социологов применить для объяснения процессов объединения и разъединения социальных групп и факторов законы и модели точных наук – физики, химии и т.д. (см. G. Lundberg, Foundations of sociology, 1939; S. C. Dodd, Dimensions of society, 1942; J. W. Bews, Human ecology, 1935). В качестве состояния социальной интеграции в совр. капиталистич. обществе бурж. социологи пропагандируют установление классового мира, классового сотрудничества (см. Е. Mayo, The social problems of an industrial civilization, 1945; Industry and society, 1946).

Учения о И. и д. с. в совр. бурж. социологии имеют реакц. идеологич. смысл и направлены против марксистского понимания развития общества. Их целью является затушевывание классовых противоречий капиталистич. общества.

Лит.: Спенсер Г., Основания социологии, пер. с англ., т. 1–2, СПБ, 1876–77; Дюркгейм Э., О разделении общественного труда, пер. с франц., О., 1900; Зиммель Г., Социальная дифференциация, пер. с нем., М., 1909; Park R. Ε., Burgess Ε. W., Introduction to the science of sociology, Chi., 1921; Mumford L., Technics and civilization, N. Y., 1934; его жe, In the name of sanity, N. Y., 1954; Ross Ε. Α., Principles of sociology, 3 ed., Ν. Υ.–L., 1938; Εlliot M. A. and Merrill F. E., Social disorganization, revised ed., N. Y.–L., 1941; Gillette J. M., Reinhardt J. M., Problems of a changing social order, N. Y.–L.–Toronto, 1942; Gillin J. L. , Social problems, 4 ed., N. Y., 1952.

H. Новиков. Москва.