Какие есть водоемы. Характеристики водоемов и их частей

Цели: дать представление о Мировом океане (река, озеро, море, океан, родник, пруд, водохранилище). Познакомить учащихся со строением реки, моря, озера, океана, пруда; с водоемами своего края; охраной водных ресурсов. Обобщить знания детей о значении воды для жизни человека, животных, планеты; закрепить знание о круговороте воды в природе. Повышать познавательную активность детей, прививать основы экологических знаний, работать над развитием речи. Воспитывать бережное отношение к природе. Познакомить с источниками загрязнения водоемов, выработать правила поведения на водоемах.

Оборудование: слайды, карточки, словарь С. И. Ожегова, карта полушарий, глобус, портрет В. И. Вернадского, кроссворд “Водоемы”, шапочки “Рыбки”, карта Саратовской области, “Родники Саратовской области” А. А. Орлов, А. П. Зотов.

Методы: словесный (беседа, чтение, сообщение), наблюдение, сравнение, логические задачи, творческие задания, оценивание своего труда.

Ход урока

Этап самоопределения.

I. Организация начала занятия.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

– Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире, который нас окружает.

Подготовка к активной познавательной деятельности.

II. Повторение ранее изученного материала. (Слайд 2)

– На какие 2 части делят природу?

– Что относится к живой природе?

– Что относят к неживой природе?

– Угадайте, о чем мы побеседуем?

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна,
Кто такая я? (ВОДА) (Слайд 3)

1) Беседа.

– Вода о себе говорит так:

Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

– Как это понять? (Переходит из одного состояния в другое) (Слайд 4)

– Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (дождь, водоем)

– Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (снег, лед, сосулька)

– Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар, туман)– От чего зависит различное состояние воды? (от температуры)

В. И. Вернадский говорил: “Вся масса воды в жидкой, в газообразной и твердой форме находится в непрерывном движении, сама вечно меняется и меняет все окружающее”. (Портрет В. И. Вернадского).

2). Самостоятельная работа по карточкам № 1 (Приложение 2)

– Какой процесс показан стрелкой? (испарение, конденсация) Что это такое? (Слайд 5)

– При каких условиях происходит испарение? Конденсация?

– Как этот процесс называется? (круговорот воды в природе)

3). Самооценка.– Поднимите руки, кто выполнил все правильно? Кто допустил одну ошибку? Две ошибки?

III. Физминутка.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытираемся посуше.

IV. Целеполагание и мотивация.

Вы слыхали о воде? (Слайд 6)
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
– Что особенного в ней?

Сообщение ученика. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется.

У нее нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ее не опишешь, ею наслаждаешься, не понимая, что она такое. Она не просто необходима для жизни, она и есть сама жизнь.

Основной этап.

V. Актуализация знаний .

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке.
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда океанская вода.

Если мы посмотрим на карту, глобус, то увидим, что преобладает голубой цвет. Почему?

(Большую часть поверхности земли занимает вода)

– Где она находится на планете? (в реках, озерах, морях, океанах и т. д.)

Одним словом в водоемах. – Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться?

Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое река, озеро, море, океан, пруд, водохранилище, а так же почему мы должны охранять воду нашей планеты.

На научно-исследовательском судне “Искатель” мы отправимся в плавание (в путешествие)

Основной этап.

VI. Усвоение новых знаний. (Слайд 7)

1) Отгадайте загадку. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

1 остановка “Речная”2) Работа со словарем Ожегова. (Приложение 1)

Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья.

3) Строение реки. Реки живы родниками. Многим рекам жизнь дают родники. (Слайд 8)

Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Это наиболее надежный источник водоснабжения населения, защищенный от поверхностного загрязнения. Одно из богатств нашего края – родники (естественные источники чистой и холодной воды). (Слайд 9) (карта родников Саратовской области ). Но используются неэффективно – всего 4%. Только на территории Саратова 70 ключей.

В Татищевском районе тоже есть родники: в с. Вязовка – “Коренушка”, в с. Ягодная Поляна – “Центральный”, в с. Идолга – “Холодненький”. (Слайд10)

Ключ – источник, отпирающий недра земли.

Многие источники, выходя на поверхность земли, образуют маленькие ручейки, сливаясь в более крупные (Слайд 11 ), а ручьи образуют постоянный водный поток – реку.

(Слайд 12).

В реке пресная вода. (Что это значит? Подберите синоним.)

У каждой реки выделяют части: (Слайд 13)

1. Исток – место, где начинается река (словарь). Это может быть родник (Волга), озеро (Ангара из озера Байкал), ледник в горах (в Андах).

2. Устье – место, где река оканчивается. Она может впадать в озеро, в море, океан, другую реку, болото. А в жарких странах есть реки, которые никуда не впадают, они просто истощаются и теряются.

3. Русло – сама река (постоянный водный поток)

4. Притоки – реки, впадающие в главную реку. Они бывают правые и левые.

5. Берега

Реки бывают равнинные и горные. (Слайд 14). Течение равнинных рек медленное. Горные реки текут по горам, поэтому течение быстрое. Такие реки часто образуют водопады – стремительно падающий с высоты поток воды. (Словарь).

Например: водопад Виктория (в Африке) – 120 м, Илья Муромец (Россия. Курильские острова) – 140 м. (Слайд 15).

Реки постоянно пополняются водой. Летом вода в реку поступает от дождей и из родников, а зимой – только из родников. Весной в реку попадает много талой воды, вода не помещается в реке и выходит из берегов – начинается половодье – весенний разлив рек.

VII. Первичная проверка понимания.

– Что такое река?

Вывод: постоянный водный поток.

В нашем крае протекает 358 рек. Главной является Волга – “Светлая”. Раньше ее называли “Ра” – “Щедрая”.

Н. Палькин (наш земляк) пишет о Волге:

Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний, прямо на Увек,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч разных рек. (Слайд 16).

VIII. Первичное закрепление.

1). Каково значение рек? Реки дают нам воду для питья, полива, являются водными дорогами, служат местами отдыха.

2) Выполнение задания на карточке №2. (Приложение 2)

– Проверка задания.

I. Усвоение новых знаний.

Слайд 17)

1) Отгадайте загадку.

Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически
И месяц, и звезды
В нем отражаются
Как это зеркало называется? (Озеро)

2 остановка “Озерная”2) Беседа. – Кто из вас бывал на озере? На каком?

– Похоже ли озеро на реку? Чем? (Вода пресная, берега поросли растениями, плавают рыбы, селятся птицы, служит местом для отдыха).

– Чем отличается? (Водоем округлой или продолговатой формы, вода не течет, нет истока, устья, правого и левого берегов) (Слайд 18)

3) Работа со словарем . Озеро – замкнутый в берегах большой, естественный водоем.

Озеро – большое природное углубление, заполненное водой, глубокое, с замедленным водообменом, с большим водным зеркалом без растительности.

4) Работа с картой. В нашей стране много озер, некоторые такие огромные, что их называют морями. Например, Байкал в песне называют морем – “Славное море, священный Байкал”. Глубина Байкала – 1640 м. Очень красивы озера Ладожское и Онежское. В народе их ласково называют Ладога и Онега. Во многие озера впадают реки, поэтому вода в них пресная. Есть озера с соленой водой, такие как Аральское и Каспийское. Они такие большие, что их называют морями. Озеро Балхаш интересно тем, что в западной части вода пресная, так как туда впадает река, а в восточной соленая, туда не впадает река. Питание смешанное.

В нашей области озера небольшие и неглубокие.

II. Первичная проверка понимания. – Что такое озеро? (Озеро – замкнутый естественный водоем, различный по форме и размерам).

III. Первичное закрепление. -Чем озеро отличается от реки? (Замкнутый водоем, не имеет истока, устья, правого и левого берегов, вода не течет).

IV. Физминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это – кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

I. Усвоение новых знаний. (Слайд 19).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

1) Отгадайте загадку.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна
И горька, и солона. (Море)

3 остановка “Морская”2) Работа со словарем.

Море – часть океана – большое водное пространство с горько – соленой водой.

3) Работа с картой . Моря – большие водоемы с соленой водой. Берега России омывают моря: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых. Восточно – Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское. Многие моря являются частью океана.

II. Первичная проверка понимания. – Каково значение морей? (Моря дают человеку продукты питания, лекарства, водные дороги, место для отдыха.)

III. Первичное закрепление. – Чем озеро отличается от моря? (Озеро – замкнутый в берегах водоем с пресной водой, а море – большое водное пространство с соленой водой).

I. Усвоение новых знаний. (Слайд 20).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

1) Отгадайте загадку. Огромное пространство соленой воды. (Океан)

4 остановка “Океан”2) Работа со словарем.

Океан – весь водный покров Земли, окружающий материки и острова.

3) Работа с картой. Океанами заняты на земле огромные пространства. По нему можно плыть много дней, не видя берегов. Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.

II. Первичное закрепление. Покажите на карте океаны.

I. Усвоение новых знаний. (Слайд 21).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

1) Отгадайте загадку. Посреди поля лежит зеркало,

Зеркало голубое, рама зеленая. (Пруд)

5 остановка “Пруды”2) Работа со словарем.

Пруд – искусственный водоем в естественном или выкопанном углублении, а также запруженное место в реке.

3) Сообщение учителя. Пруды – это искусственные водоемы, созданные человеком. Пополняются талыми водами, дождями. Вода стоячая. Пруд мельче озера, поэтому лучи проникают до дна, от этого разнообразнее растительный и животный мир.

Используются для орошения (полива), разведения рыб.

II. Первичная проверка понимания.

– Что такое пруд? Кто его создал? Какой это водоем? (Искусственный – сделан человеком.)

III. Первичное закрепление. – Чем пруд отличается от озера? (Пруд – искусственный водоем, а озеро – естественный водоем)

I. Усвоение новых знаний. (Слайд 23).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

6 остановка “Водохранилище”1) Работа со словарем. Водохранилище – искусственный водоем для хранения или регулирования запасов воды.

2) Работа с картой (Рубрика “Наш край ”) (Слайд 24)

На реке Волга образованы водохранилища плотинами – Саратовское и волгоградское водохранилища. Служат для водоснабжения населенных пунктов и предприятий, орошения, рыболовства, водного транспорта.

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля! (Слайд 25).

В засушливых местах люди строят каналы, которые используются также для орошения, водного транспорта. Канал – искусственное русло, наполненное водой.

Обобщение и систематизация знаний 1) Кроссворд. (Слайд 26).

1. Искусственный водоем дляхранения запасов воды.
2. Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский – это….
3. Искусственный водоем.
4. Большое природное углубление, заполненное водой.
5. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
6. Кругом вода, а с питьем беда.

2) – Какие вы знаете водоемы?

– На какие две группы можно разделить все водоемы? (Слайд 27)

– Назовите естественные водоемы.

– Назовите искусственные водоемы.

Охрана водоемов. Сценка. (Слайд 28).

Полный вперед! Поднять якоря! Право руля! Лево руля!

– Ой! Что случилось? Наш корабль сел на мель! Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой,

Обмелела на глазах.

– Собрались вместе обитатели реки, чтобы спасти ее, а узнать друг друга не могут.

Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу реки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную воду. Вот я и стала от сточных вод красная. А ты почему желтая, как лимон?

Желтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток. Чего в нем только не было: и удобрения, и отходы. Пожелтела наша заводь. А ты, почему такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела. Вот и стала фиолетовой – еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.

Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и погибают от нефти.

Черная рыбка: А может, ребята помогут?

– Ребята вспомните, от чего река стала цветной? (Слайд 29) Источники загрязнения :

  1. Сточные воды заводов
  2. Разлив нефти
  3. Мусор с кораблей

Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою!

– Чем каждый из вас может помочь реке?

  1. Очистка от мусора
  2. Восстановление родников

Как это делают ребята из географического общества “Родной край”, Союза юных экологов Саратовской области. (Слайды 30, 31, 32)

Применение знаний и умений в новой ситуации. (Итог урока)

1. Самостоятельная работа с карточками №3. (Приложение 3)

Информация о домашнем задании. (Слайд 33).

1 группа – тетрадь стр. 27, задание 4.
2 группа – составить памятку “Как себя вести у водоемов”
3 группа – найти сведения о болоте (использовать словарь Ожегова)

Оценка работы учащихся.

Научно – исследовательское судно “Искатель” отправилось дальше путешествовать и изучать окружающий мир. А капитан корабля прислал письмо. (Слайд 34 ). Давайте прочитаем. (Слайд 35)

Он просил вручить орден “ Мудрой совы” ребятам, которые все знают о воде и водоемах-. “5”, сову – символ мудрости ребятам, которым немного не хватило знаний – “4”, но я дума, они дома еще повторят, и будет все в порядке.

Кто еще плохо знаком с водой и водоемами, вручаю Капитошку, чтобы он помог вам овладеть знаниями. (Слайд 36)

Издавна вода обладает особой силой притяжения. Ведь не зря многие любят проводить как можно больше времени возле водоемов, выезжать в выходные на реку или озеро, проводить свой долгожданный отпуск на берегу моря… А в городах излюбленным местом встречи часто становятся пруды или фонтаны. Но что такое водоемы по своей сути и какими они бывают - не помешает разобраться.

Что такое водоем

Водоем - это постоянное или временное место скопления и хранения стоячей или со сниженным током воды. В обширном понятии моря и океаны также относятся к водоемам.

Водоемы образуются в местах, где на поверхности земли присутствуют закрытые котловины, а приток в них воды превышает ее потери на испарение и фильтрацию в грунт.

Гидрология - наука, которая занимается изучением водоемов.

Классификация по разным признакам

Существуют такие виды водоемов:

Физические, химические и биологические процессы протекают в различных типах водоёмов по-разному.

По происхождению водоемы делятся на природные и искусственные . Природные водоемы - это естественные пруды и озера. Искусственные же подразделяются на три основные группы:

  • Водохранилища (объем воды более 1 млн м³);
  • Пруды (объем воды менее 1 млн м³).
  • Бассейны, полностью изолированные от внешней среды и с полным регулированием водного режима.

К искусственным водоёмам также относят выработанные карьеры и запруды.

Водоёмы также бывают постоянные и временные. Последние возникают лишь в периоды половодья. К ним относятся старицы и лужи, образующиеся по весне при разливах крупных рек. По своему химическому составу и количеству соли в воде водоемы подразделяются на соленые и пресные. Стоит также рассмотреть и более обширную классификацию водоемов.

Конструктивное разделение

Довольно часто на объектах ландшафтной архитектуры создаются водоемы, которые классифицируются по конструктивным признакам на следующие виды:

Назначение водных объектов

По основному назначению водные объекты подразделяются на несколько видов:

Разделение по местоположению

В зависимости от местонахождения водохранилища , они разделяются следующим образом:

Типы питания водоемов

Тип водного питания - один из главных показателей, которые характеризуют специфику устройства и функционирования водохранилища. Существуют четыре типа водного питания:

  • поверхностный сток;
  • грунтовые воды;
  • принудительное наполнение из специального источника;
  • комбинированное питание.

Основным видом питания (для плотинных водохранилищ) выступает поверхностный сток. Заключается в соотношении непосредственно объема водохранилища к объему стока. Если превышен последний показатель, создается каскад из водоемов, которые находятся на одном водотоке.

Подземные воды из-за низкой температуры и меньшей загрязненности сдерживают бурное развитие водорослей и образование ряски. Благодаря этому постоянно поддерживается необходимый уровень чистоты вод. Положительное влияние также оказывают грунтово-напорные воды, увеличивая расход воды и проточность объекта.

Гораздо больше существует водохранилищ на поверхностном стоке, нежели на подземном питании. Таким водохранилищам присущи широкие поймы, а располагаются они, как правило, на средних и крупных реках.

Чем уже пойма, тем сложнее разместить в ней водохранилище, организовать его питание и защиту от межсезонного и летнего затопления.

При отсутствии подходящих естественных водных источников питания производится принудительное заполнение питание водохранилищ. Простой или поливочный водопровод используют для наполнения малых водоемов. Специально пробуренные скважины и скважины общего назначения используются для наполнения крупных. Наряду с этим также используют насосы для подачи воды из рек и более крупных водоемов.

Комбинированное питание присуще в той или иной степени практически каждому водоему. На их поверхность выпадают всевозможные осадки в любое время года, а также попадают воды поверхностного стока.

Вода - незаменимый источник жизни на всей планете. Без нее существование всех живых организмов становится невозможным. Количество водных объектов на ней бесчисленно, и чтобы не запутаться в их разнообразии, следует подвести итог, что такое водоем.

Водоем представляет собой водный объект, находящийся в углублении суши, который характеризуется медленным движением воды или полным отсутствием такового.

Созданные природой источники воды поражают своей красотой и величием. Но существует и огромное количество искусственных водоемов, над созданием которых на славу потрудились ландшафтные дизайнеры, приложив к этому огромные усилия, неиссякаемую энергию и фантазию.

Вьет гнезда на островках пресноводных озер.

Живая кровь земли - вода , выпадающая в виде дождя и поглощаемая корнями растений; без воды невозможна никакая жизнь. Но дождевая вода частично дренируется, просачивается сквозь грунт и образует болота, ручьи, горные потоки, вливается в реки, пруды, озёра - водоемы, которые представляют собой отдельные экосистемы.

Река мощная артерия, питаемая сетью меньших артерий, текущих по области стока от водораздела; река несёт свои воды в море, там вода испаряется, собирается в тучи и выпадает дождем. Циркуляция начинается сначала. Высоко на окутанных облаками вершинах, на отрогах и скалах осаждаются капли и сбегают тонкими струйками в ручейки и ручьи; горные потоки мчатся вниз и впадают в реку.

Реке, переполненной водами притоков, становится тесно в своем русле, она размывает берега и углубляет ложе. От того, как это делается, зависит глубина и ширина реки. Река может выйти из берегов, тогда случаются наводнения, после которых на почве остается ил. Если река в нижнем течении несёт очень много ила, он отлагается в устье, образуя дельту. Такие дельты имеют Нил, Рона, Миссисипи. Там, где ледник оставил впадину или просто осела земля, например в долине Рифт в Африке, река в половодье образует старицы, озёра.

Болота те же озёра, но, как правило, мелкие и потому сплошь покрытые растениями. Прибрежные болота имеют солёную воду, так как их заливает морем. Если начинают наступать тростники, болото превращается в трясину. Тростники растут, гибнут, гниют, образуя подстилку, которая захватывает всякие растительные остатки.

Пруд - небольшой пресноводный водоём, мелкий, непроточный; по всему его дну растут укоренившиеся растения. Вода совсем неподвижна, и температурный перепад между поверхностью и дном может быть очень велик. Пруды удивительно разнообразны, но, раз увидев их, ни с болотом, ни с лужей уже не спутаешь.

Перед животными, обитающими в воде, стоят две проблемы: как обеспечить себя кислородом и как удержаться на месте.

Кто как дышит.

Содержание кислорода в воде разных водоёмов разное. Текучие, бурливые воды реки захватывают кислород из воздуха, реки богаты кислородом. Пруды со стоячей водой не могут насыщаться кислородом воздуха: содержание кислорода в них зависит в значительной степени от растений. Растения выделяют кислород в процессе фотосинтеза, который прерывается с заходом солнца. Поэтому ночью кислород в озеро или пруд не поступает. Вода в тёмных, заросших прудах почти не содержит кислорода. А вот чистая холодная вода реки очень богата кислородом. Рыба дышит кислородом воды, проходящей через жабры.

. В конце осени она впадает в спячку. Весной просыпается и спешит к пруду, в котором мечет икру.

Лягушки дышат ртом и через кожу на суше и только через кожу в воде; у головастиков имеются жабры. Водные пресмыкающиеся, включая крокодилов, чтобы дышать, должны время от времени подниматься из глубины на поверхность. То же делают выдры, ондатры, норки, бобры, тюлени, водяные полевки и куторы.

Водяные жуки проводят почти всю жизнь в воде прудов. Они могут летать и часто летают, но покидают воду они не для того, чтобы дышать. Повиснув под водой головой вниз, водяной жук высовывает из воды конец брюшка и, приподнявши надкрылья, набирает воздух в трахеи. Этим воздухом жук может некоторое время дышать под водой. Его личинка для дыхания тоже должна подняться к поверхности воды.

Некоторые пресноводные улитки имеют жабры и могут дышать под водой. Другие дышат лёгкими, которые они наполняют воздухом, вынырнув на поверхность. Первые живут преимущественно в чистой проточной воде, богатой кислородом, вторые главным образом в прудах, где кислорода меньше. Когда прудовики обитают в воде, богатой кислородом, то они могут оставаться под водой гораздо дольше, дыша через ткани. Прудовик , наполнив легкие воздухом, становится невесомым, как поплавок, и без труда всплывает на поверхность. Но он может также легко уйти в глубину, выдохнув воздух и спрятавшись в раковину.


выработали различные приспособления для дыхания под водой. Личинка жучка-радужницы получает воздух из корней растений. Водяной скорпион дышит при помощи длинной дыхательной трубочки. Личинки поденки имеют трахейные жабры, состоящие из ряда пластинок. У жука-плавунца последний сегмент брюшка покрыт волосками, в которых задерживается попавший под надкрылья воздух.

Личинка комара имеет на заднем конце тела дыхательные трубочки, которые она постоянно выставляет из воды; поэтому комаров можно уничтожать, разбрызгивая на поверхности водоема керосин. Личинка мухи ильницы-пчеловидки, так называемая крыска, живёт в чёрной, гниющей грязи мелких водоемов; она роется на дне в иле, выставив из воды свой длинный хвост, через который ды­шит. Этот хвост (вернее, дыхательная трубка) устроен как перископ: он может укорачиваться и удлиняться в зависимости от глубины лужи, в которой крыска живет.

Другие добывают кислород, содержащийся в стеблях растений. Третьи покрыты несмачивающимися волосками, которыми они улавливают кислород в придачу к кислороду, получаемому из воды. Большинство простейших организмов дышат через оболочку.

Водяной паук-серебрянка (фото с сайта: kuraev.ru).

(паук-серебрянка), поднявшись на поверхность, набирает в свои волоски пузырьки воздуха, опускается под воду и остается там какое-то время; если ему нужно побыть под водой подольше, иной раз несколько месяцев кряду, водяной паук сооружает себе воздушный колокол. Он ткет небольшую паутинку и прилепляет ее к водоросли. Затем поднимается на поверхность, забирает брюшком с волосками пузырь воздуха и, опустившись в воду, помещает его под паутинкой. Воздух стремится вверх, выпячивает паутинку, и образуется колокол. Внутри колокола паучиха может жить, не заботясь о кислороде. В этом подводном уединении она дает жизнь потомству. Для зимней спячки паук делает ближе к зиме на большей глубине еще один колокол.

Как удержаться на месте.

Как удержаться на месте - эта задача стоит перед всеми водными животными и растениями, особенно перед обитателями быстро текущих вод. В непроточной воде прудов и озёр водоросли стоят неподвижно, а животные, если нужно, без труда удерживаются на месте. То же и в тихих водах стариц, за исключением поры половодья, когда покой их обитателей нарушают паводковые воды. Там, где вода подвержена волнению, например в прибрежной полосе большого озера, или сбегает по горному склону из одного пруда в другой, растения и животные нуждаются в особых приспособлениях, чтобы противостоять движению воды.

Личинки ручейников строят себе защитные чехлики из частиц растений, песчинок, мелких камешков. Личинка странствует со своим переносным домиком, из которого торчит только передняя часть хозяина.

В быстро текущих водах растениям вообще трудно расти, особенно там, где дно устилает галька или гравий и невозможно хорошо укорениться. Водоросли в таких водах карликовые, цепляются за скалы и камни и, подобно кустарникам и деревьям тех мест, где дуют сильные ветры, вырастают искривленными коротышками.

Мелкие животные приспосабливаются по разному. У личинки подёнки тело приплюснутое, на лапках с внутренней стороны коготки, чтобы ползать по камням в быстро текущей воде. Личинки ручейников , которые живут в стремительных ручьях и реках, удерживаются на месте с помощью паутинной сети, горловина которой открывается навстречу течению. Эта сеть служит личинке не только своеобразным якорем, но и орудием сбора пищи.

Личинки других речных ручейников, так же как прудовые ручейники, строят себе переносные трубочки. Но прудовые делают трубочку из легкого растительного материала и с ней странствуют, а речные из песчинок и мелких камешков, иногда прикрепляя ее к камню. Самый простой способ удержаться на месте - спрятаться под камнями; прячутся под камни пресноводные креветки, личинки комаров-долгоножек и некоторые рыбы.

Если водоём пересыхает, многие его обитатели гибнут, но кое-кто все-таки выживает. Водяная блоха кладет яйца, которые способны выдержать засуху, жару и холод - великое благо для насекомого, которое не может обойтись без воды на других стадиях жизненного цикла. Многие виды не боящихся засухи комаров кладут яйца во влажных канавах. Эти яйца начинают развиваться только после дождя, когда канава наполнится водой.

Жаброногие рачки, обитающие на Ближнем Востоке, выводят потомство только во временных водоёмах. Они сами способны пережить засуху, а их яйца лопаются, когда высохшая лужа снова наполнится водой. Это дает рачку преимущество перед животными, которые могут обитать только в постоянных водоёмах. Двоякодышащие рыбы Австралии, Африки и Южной Америки в засушливый сезон зарываются в грязь и впадают в летнюю спячку, все жизненные процессы у них замирают.

Минеральные вещества и продукция.

Пресные воды (реки, озера, ручьи, болота и пруды) занимают очень небольшую часть земной поверхности, но они имеют чрезвычайно важное значение. Продуктивность лучших прудов и озер выше продуктивности лугов и даже возделанных земель. Минеральные вещества так же насущно необходимы водным живым существам, как и наземным. Одни минеральные вещества растворены в воде, другие находятся в виде взвеси; растения, как свободно плавающие на поверхности, так и прикрепленные корнями ко дну, питаются этими минеральными веществами; растения идут в пищу животным, которыми в свою очередь питаются другие животные. Таким образом, вся жизнь водоёма зависит от геологического строения тех мест, откуда в него собирается вода. Голые скалы означают, что приток питательных минеральных веществ в водоем мал; если с суши поступает много минеральной пищи, жизнь в озере или реке богата.

Некоторые водные цепи питания коротки, другие сложны и сплетаются в настоящую паутину. Но какова бы ни была цепь, простая или сложная, заключенные в ней минеральные вещества освобождаются, только когда животное или растение гибнет. Движение минеральных веществ по звеньям цепи питания зависит во многом от глубины, на которой обитают участники цепи, и от климатических условий. Минеральные вещества, которые оседают на дно, могут быть потеряны для экосистемы, потому что растения, усваивающие их, не растут на большой глубине.

В неглубоких озёрах ветер постоянно волнует воду от поверхности до самого дна, так что минеральные вещества в них все время перемещаются. Этому способствует поведение самой воды. Осенью в северных районах вода в озёрах у поверхности холоднее, чем на дне; слои разной температуры создают температурный градиент. Холодная вода верхнего слоя опускается на дно, а на её место поднимается теплая. Эта вода, в свою очередь охлаждаясь, опускается на дно, и так далее; постоянная циркуляция воды поддерживает циркуляцию питательных веществ.

Цепи питания.

Цепь питания - это порядок питания в экосистеме. Водоросли идут в корм го­ловастикам, головастиками промышляют личинки стрекозы, личинками стрекозы питается горная трясогузка, которую ловит сокол-пустельга.

В пресной воде первая линия едоков кормится планктоном, водорослями и корнями растений. Крошечные плавучие растения, называемые «фитопланктон», поедаются почти такими же крошечными животными, называемыми «зоопланктон». Водоросли, покрывающие зелёной бахромой камни, и укоренившиеся растения идут в пищу улиткам, головастикам, личинкам подёнок и других насекомых.

Хищники в свою очередь пожирают всех этих улиток и личинок, не брезгуя подчас и друг другом. Головастики, подрастая, поедают друг друга. Прожорливые хищники, такие, как личинки водяных жуков и стрекоз, съедают всё, что могут схватить. Этими хищными насекомыми живёт мелкая рыбешка, которая сама идет в пищу крупным рыбам. На них охотятся выдры, норки, цапли.

Водные животные , такие, как личинки стрекозы, становятся со временем воздушными хищниками и охотятся за мухами и другими насекомыми; а ими в свою очередь кормятся насекомоядные птицы - ласточки и трясогузки. Головастики, превратившись в лягушек, выходят на сушу; ими питаются наземные животные (выдры, лисицы, ежи) и птицы (цапли, вороны, сарычи). Обитатели вод, например жук-вертячка, которые живут на поверхности воды, получают пищу с берега: они питаются мелкими животными, которые сами падают в воду или же их приносит ветром. Любое растение, любое животное, не съеденное кем-либо, погибнув, опускается на дно, где его разлагают полчища бактерий и грибков или пожирают стервятники. На дне обитает много живых организмов, питающихся разложившимися остатками; есть там и хищники, которые употребляют в пищу своих соседей. Многие цепи питания заканчивает щука, потому что она ест самых разнообразных рыб, лягушек, тритонов, водяных полёвок, птенцов водяных птиц и даже маленьких утят.

Эмигранты и строители.

Лосось поднимается вверх по реке к нерестилищу, перепрыгивая через каменистые уступы русла. Европейский лосось в течение жизни два или три раза возвращается в родную реку для икрометания. Тихоокеанский лосось гибнет после первого же нереста. Все лососевые рыбы становятся взрослыми в море.

Угри и лососи выделяются среди других рыб; это так называемые проходные рыбы. Они постоянно странствуют из пресных вод в солёные и обратно. Угри родятся в океане, растут в пресных водах, где ведут хищный образ жизни, и в конце концов возвращаются в океан, где мечут икру. Лосось, наоборот, родится в реке, здесь вырастает, ведя хищный образ жизни, и уходит в море, где становится взрослой особью; для нереста лосось возвращается в родную реку.

Бобры, живущие вблизи воды, известны своими гидротехническими сооружениями, которые могут даже видоизменить ландшафт. Из брёвен, прутьев, глины и камней они строят дамбы, которые поддерживают необходимый для их жилищ уровень воды, но благодаря этим дамбам затопляются окрестности и начинают развиваться болота - среда обитания для множества новых видов животных.

Бобры валят деревья и обгрызают кору. Очистив от деревьев прибрежную полосу, бобры продвигаются дальше, оставляя позади себя пышные луга. Когда бобры покидают свое поселение, дамба разрушается. Уровень воды падает, и ландшафт возвращается к своему первоначальному виду. Спустя некоторое время на луга начинает наступать лес, тогда бобры могут опять вернуться на старое место, и всё повторится вновь.

Справочное дополнение.

Пресная вода. Источники пресной воды.

Всего воды на Земле содержится примерно 1500 млн. км3, причём пресные воды составляют порядка 10% общего планетарного запаса воды.

Пресная вода подразделяется на две группы: обычную воду и минеральную.

В переделах каждой группы вода сильно отличается по составу в связи с геологическими и географическими особенностями. Эта классификация справедлива для вод естественного происхождения , но, помимо них, существуют искусственные воды, создаваемые человеком целенаправленно или в качестве отходов хозяйственной деятельности. К ним относятся искусственные минеральные воды, опресненная вода (из морской) и дистиллированная вода, а также особые воды, насыщенные тем или иным компонентом, например серебряная вода. Что же касается жидких отходов, то они представлены сливами и сточными водами.

Источники пресной воды:

  • Большая часть воды находится не в открытых водоёмах, а в земной коре: 110-190 млн. км3. Эти воды подразделяются на два типа в соответствии с глубиной их залегания – подземные и поверхностные воды.
  • Следующий по величине массив пресных вод (20 - 30 млн. км3) сосредоточен в ледниках Антарктиды, Гренландии и островов Северного Ледовитого океана.
  • Пресную воду из атмосферы (около 13 тыс. км3) мы получаем в виде осадков - дождя и снега.
  • Другой источник воды – живые организмы. В растениях и животных, состоящих на две трети из воды, содержится 6 тыс. км3 воды.

Расход пресной воды? человеком.

Приблизительно 10% пресной воды расходуется на домашние нужды, остальное идет на нужды сельского хозяйства и промышленности. Для получения 400 грамм сахара требуется около 200 л воды, для выращивания одного фунта (400 г) зерна (с учётом осадков) 700 л воды, а для получения одного фунта синтетической резины 1200 л воды.

Озеро Байкал.

Байкал (с бурятского: Байгал далай, Байгал нуур) - озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды.

Байкал расположен почти в центре Азии, на широте Москвы и Лондона. Площадь водного зеркала озера - 31500 км2, что примерно равно площади такого государства, как Бельгия. Вода Байкала отличается необыкновенной чистотой и прозрачностью. Белый диск Секки, применяемый для определения прозрачности воды, виден в Байкале до глубины 40 метров, тогда как прозрачность вод Каспийского моря не превышает 25 метров, озера Севан - 20 метров. Уступают Байкалу по прозрачности вод и прославленные альпийские озёра.

Объем воды в Байкале достигает около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. В Байкале воды больше, чем во всех пяти Великих американских озерах вместе взятых - которые составляют в сумме лишь до 22 725 км3. Ежегодно экосистема Байкала воспроизводит около 60 кубических километров прозрачной, насыщенной кислородом воды .

Пищевую пирамиду озёрной экосистемы венчает типично морское млекопитающее - тюлень, или байкальская нерпа. Байкальская нерпа - единственный представитель млекопитающих в озере. В течение почти всего года она обитает в воде, а осенью образует массовые залежки на каменистых берегах озера.

Озеро Байкал в цифрах:
  • Содержит 23 тыс. куб. км пресной воды - 20 % мировых запасов.
  • Возраст - 25-30 миллионов лет.
  • Длина - 636 км.
  • Ширина - от 25 до 80 км.
  • Максимальная глубина - 1637 м, средняя глубина - 731 м.
  • Длина береговой линии - более 2000 км.
  • Площадь водосбора - около 570 тыс. кв. км.
  • На озере - 22 острова, из них самый крупный - Ольхон.
  • Впадает более 340 рек, вытекает одна - Ангара.
  • Свыше 2500 видов животных, из них 82 % - эндемики.
  • Больше 1000 видов растений.
  • Более 50 видов рыб.

Вид на озеро Байкал возле Шаман-скалы на острове Ольхон.


Грунтовые воды.

(по материалам: priroda.su)

В 2008 г. ЮНЕСКО опубликовала карту мира запасов пресных подземных вод. Синие области на карте – территории богатые грунтовыми водами, коричневые – зоны, где ощущается нехватка подземных пресных вод. К странам, с большими запасами грунтовых вод можно отнести Россию, Бразилию, а также ряд экваториальных африканских стран.

Нехватка чистой пресной поверхностной воды заставляет многие страны активнее использовать подземные воды. В Евросоюзе уже 70% всей воды, используемой водопотребителями, берётся из подземных водоносных слоёв.

В засушливых странах вода практически полностью берётся из подземных источников (Марокко – 75%, Тунис – 95%, Саудовская Аравия и Мальта – 100%).

Подземные водоносные слои залегают повсюду, но не везде они возобновимы. Так в Северной Африке и на Аравийском полуострове они заполнились водой около 10000 лет назад, когда климат здесь был более влажным.

В Экваториальной и Южной Африке дела с поземными водами обстоят значительно лучше. Проливные тропические дожди способствуют быстрому восстановлению запасов подземных вод.

Обобщение материала: Пресные водоёмы. Смысловая схема. .

Какие есть водоемы

Вода является источником жизни и энергии. Вид водного пространства, между камней и густой зелени очаровывает. Струи воды, водные каскады, спадающие вниз – оживляет и украшает любую местность.

Водоемы делятся природные и искусственные. Природные водоемы это естественные озера и пруды.

Для того чтобы хорошо знать окружающий нас с вами водный мир, нужно знать что водоёмы делятся на разные классы и подклассы. При этом условная классификация, предназначена для того, чтобы знать, почему в одном водоёме рыбы клюют всегда, а в другом иногда.

Ручьи. Они берут начало в лесу и на болоте. Рыба в ручьях водится, но её там очень мало и она мелкая.

Маленькие речки. Такие речушки интересны для рыболовов.

Средние реки. Это реки шириной от десяти – ста метров. В них водятся даже сомы.

Реки большие достигают ширина от ста двадцати до шестисот метров.

Существуют также омуты, пруды, озёра, водохранилища.

Пруд это искусственный водоём. Он создается для орошения, водоснабжения, разведения рыбы и птиц. Иногда пруд используют для санитарных нужд.

Водоемы так же классифицируются по типу питания и стоку. Способ питания водоема может быть естественный (дождь, снег, подземные воды, то есть грунтовые) и искусственный. Водоемы с искусственным видом питания называют водоемами принудительного заполнения, их наполняют с помощью разных источников: колодцев, скважин, водопроводов, родников, водохранилищ. Водоемы бывают бессточные и проточные. К проточным водоемам относятся: ручьи, реки, водохранилища пруды на маленьких реках.

К бессточным водоемам относятся: водоемы, сооруженные в балках и оврагах, а также пруды-копани построенных на равнинных местах.

При проектировании водоемов учитывается и рассчитывается тип питания конструкции, наполняемость естественными водами в течение вегетационного периода, а так же степень фильтрации грунта.

В средней полосе России очень много различных природных водоемов с постоянной подпиткой водой из ключей и ручьев.

В средней полосе и на юге страны нередко попадаются молодые карпы с плотными парафинообразными наростами на теле. Это оспа карпов, вирусное заболевание, опасное только для карпов. Осенью, во время предзимнего жора хищных рыб, у выловленной щуки рыло бывает, как бы вымазано ярко-красной губной помадой. Это подкожные кровоизлияния. Они видны и на теле у грудных плавников. Нередко на теле появляются серповидные ранки. Здесь мы имеем дело с чумой. Кроме щуки, чумой болеют окунь, налим, лещ и плотва.
Впервые заболевание было зарегистрировано в Германии еще до второй мировой войны. После войны из-за бесконтрольных перевозок щуки в целях рыборазведения больная рыба попала в водоемы Подмосковья и других районов. Теперь чума щук отмечается в водохранилищах Северного Казахстана и средней полосы страны. Для человека она не опасна. Однако плохая термическая обработка больных рыб может вызвать пищевое отравление.
Может ли человек заразиться от рыбы? Да, может. Следует помнить, что плохо проваренная или непрожаренная рыба не только вызывает отравление, но и может быть источником заражения человека и домашних животных гельминтами.
Еле заметные глазу личинки глистов, находящиеся во внешне здоровой рыбе, попав в организм человека и рыбоядных животных, вызывают тяжелые заболевания - Описторхоз и Дифиллоботриоз. Чаще заражаются женщины, которые сами обрабатывают рыбу и пробуют ее сырой.
Личинками описторхиса заражаются плотва, язь, сазан, лещ, елец, линь, густера, красноперка, пескарь, жерех, подуст, гольян. Не бывает их у лососевых, осетровых, а также морских рыб. Возбудитель дифиллоботриоза встречается только у хищников - щуки, окуня, ерша, налима, лососей, хариуса, форели, сига.
Находятся личинки в мышцах рыб у спинного и анального плавников. Они очень мелкие, поэтому увидеть их трудно.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОДОЕМОВ


Океаны

    Наибольшую площадь территории России занимает бассейн Северного Ледовитого океана – 11,7 млн.кв.м. Шесть морей Северного Ледовитого океана принимают речные воды, стекающие с обширной площади Сибири, Урала и Восточно-Европейской равнины. В эти моря впадают крупнейшие реки России – Северная Двина, Печера, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.Самую большую длину имеет Лена – 4400 км, наибольшая площадь водосбора у реки Оби – 2990 тыс. кв. км; наибольшим среднегодовым стоком в устье обладает Енисей – 630 куб. км.


  • Бассейн Тихого океана занимает восточную часть России, его площадь 3,3 млн. кв. км.

  • Бассейн Атлантического океана расположен на западе России. Реки этой территории устремляются в разные моря – Черное, Азовское, Балтийское. Важной особенностью речных систем бассейна является близость их долин, что дает возможность сооружения каналов между ними.


Моря

  • Территория России омывается 13 морями. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию России, составляет 7 млн. . км2. Особая проблема связана с захоронением радиоактивных отходов в водах северных морей.


АЗОВСКОЕ МОРЕ

АЗОВСКОЕ МОРЕ

    Расположено на юге европеистом части России, глубоко врезано в сушу. Относится к внутренним морям, однако связано и с Мировым океаном: Керченским проливом Азовское море соединяется с Черным. Площадь акватории составляет 38 тыс. км2, глубина - до 14 м. Азовского моря - это результат смешения пресных речных, атмосферных и соленых черноморских вод.


ЧЕРНОЕ МОРЕ

ЧЕРНОЕ МОРЕ

    Глубоко врезано и сушу Площадь водной поверхности составляет 422 тыс. км3, средняя глубина 1315, наибольшая -2210 м, объем морской воды 555 тыс. км3. Протяженность береговой линии, примыкающей к России (побережье Краснодарского края), составляет 400 км. Морские воды относятся к классу "умеренно загрязненных", здесь наблюдаются процессы эвтрофикации и образования зон дефицита кислорода. Основные источники загрязнения Черного моря - это сточные воды промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства.



КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

    Это уникальный природный водоем и самое крупное в мире бессточное море-озеро, не имеющее связи с Мировым океаном. Уровень Каспия на 28 м ниже уровня Мирового океана. Площадь акватории превышает 360 тыс. км2, объем воды составляет 78,1 тыс. км3 - это 44% общих запасов озерных вод на земном шаре. Основная часть речного стока (до 80%) поступает из Волги. Всего же в Каспийское морс впадает более 130 рек, в средний по водности год они приносят более 260 км3 пресной воды.


Реки

  • Наша страна богата значительными речными системами. Все реки имеют большое значение для народного хозяйства. Реки используют для судоходства, получения электроэнергии, орошения полей, водоснабжения населенных пунктов, ловли рыбы.



    В России малых рек насчитывают более двух миллионов, или 99,9% от общего количества водотоков. На средние и большие водотоки падает всего 0,1%. Малые реки питают основные артерии, определяют их сток, чистоту и жизнь. Поэтому если мелеют большие реки, то причины следует искать в их притоках, так как значительная часть речного стока происходит по ним.



    Каждая речная система представляет единство в экономическом, социальном и экологическом отношении. Малые водотоки – это важные ресурсы местного значения. Эти реки широко используют в различных областях народного хозяйства: на них создают малые ГЭС, водяные мельницы, используют для водоснабжения, сельскохозяйственного производства, ирригации и рекреации.


Озера

  • Озера по территории России распределены неравномерно: в Карелии озера занимают 12 –13 % суши, на Центрально-якутской низменности 25 %, а в лесостепи Русской равнины их почти нет.


  • Происхождение озер самое разнообразное. В горах, реже на равнинах, распространены озера с котловинами тектонического происхождения. Многие из них отличаются большими глубинами (Байкал). В некоторых горных районах встречаются вулканические озера – затопленные водой кратеры потухших вулканов (Кроноцкое, Курильское и др.)



    На низинных берегах Черного, Азовского и некоторых других морей широко распространены лиманные озера – продукт взаимодействия реки и моря: затопленное морем устье реки постепенно отчленяется от моря косой, воздвигающейся между морем и рекой, и превращается в лиман. Лиманные озера узкие и неглубокие, в очертаниях сохраняют извилистость затопленных речных долин.


Грунтовые воды

  • Грунтовые воды – верхний горизонт подземных вод, важный компонент ландшафта. От глубины залегания, обилия и качества грунтовых вод зависит характер процессов почвообразования, с которыми в свою очередь связано развитие растительного покрова.

  • Глубже грунтовых вод залегают (нередко на большой глубине) собственно подземные воды, которые можно рассматривать в качестве своеобразных полезных ископаемых.


Вечная мерзлота

  • Вечная (многолетняя) мерзлота представляет собой своеобразное географическое явление. Это горные породы, длительное время (от нескольких лет до тысячелетий) находящиеся в охлажденном состоянии – температура ниже 0*С.

  • Площадь многолетней мерзлоты огромна – около 11,1 млн. кв. км, что составляет большую часть территории России.


Заболоченные территории

  • Общая площадь болот и заболоченных земель составляет около 10% территории России, однако в некоторых районах страны болотные ландшафты весьма характерны.

  • Главные черты географии болот и заболоченных земель определяются, прежде всего, климатом. Располагаются и те и другие главным образом на севере России – в лесной зоне и тундре, где осадки значительно превышают испаряемость.


  • Болота лесной зоны исключительно богаты торфом. На долю России приходится более половины его мировых запасов. При осушении болот на их месте образуются плодородные земли, которые используются под посевы сельскохозяйственных культур, посадку леса или как высокоурожайные луга.


  • Все природные воды Земли составляют прерывистую водную оболочку – гидросферу. В нее входят: Мировой океан, реки, озера, болота, ледники, снежники, подземные воды. Вода в гидросфере находится в жидком, твердом и газообразном состояниях. Она насыщает тропосферу, занимает часть земной поверхности, содержится в верхней литосфере.

  • Водоемы земли и в России – важная составная часть природных богатств, они не постоянны и изменяются во времени. Бережное отношение к ним особо важны, поскольку они жизненно необходимы для существования людей, растительного и животного мира.

  • Долг человечества – не нарушать естественный процесс самоочищения вод и сохранять количество и качество чистой пресной воды, находящейся в природном круговороте. Необходимо бережное отношение к воде.