Какой 3 месяц весны. Когда начинается весна. Признаки и приметы

Русский календарь с номерами по счету мес. Украинский календарь с номерами по счету мес. Транскрипция украинского названия в календаре. Английский календарь с номерами по счету мес. Транскрипция английского названия в календаре. Северное полушарие - времена года. Южное полушарие - времена года.
  1. Январь.
  2. Февраль.
  3. Март.
  4. Апрель.
  5. Июнь.
  6. Июль.
  7. Август.
  8. Сентябрь.
  9. Октябрь.
  10. Ноябрь.
  11. Декабрь.
  1. Січень.
  2. Лютий.
  3. Березень.
  4. Квітень.
  5. Травень.
  6. Червень.
  7. Липень.
  8. Серпень.
  9. Вересень.
  10. Жовтень.
  11. Листопад.
  12. Грудень.
  1. и чэнь].
  2. ю тый].
  3. э рэзень].
  4. [кви тэнь].
  5. [тра вэнь].
  6. э рвэнь].
  7. ы пэнь].
  8. э рпэнь].
  9. э ресэнь].
  10. о втэнь].
  11. [лыстопа д].
  12. .
  1. January.
  2. February.
  3. March.
  4. April.
  5. June.
  6. July.
  7. August.
  8. September.
  9. October.
  10. November.
  11. December.
  1. [джэ"ньюэри].
  2. [фэ"бруэри].
  3. [ма":ч].
  4. [э"йпр(э)л].
  5. [мэй].
  6. [джу:н].
  7. [джу:ла"й].
  8. [о":гэст].
  9. [сэптэ"мбэ].
  10. [окто"убэ].
  11. [ноувэ"мбэ].
  12. [дисэ"мбэ].
  1. Зима.
  2. Зима.
  3. Весна.
  4. Весна.
  5. Весна.
  6. Лето.
  7. Лето.
  8. Лето.
  9. Осень.
  10. Осень.
  11. Осень.
  12. Зима.
  1. Лето.
  2. Лето.
  3. Осень.
  4. Осень.
  5. Осень.
  6. Зима.
  7. Зима.
  8. Зима.
  9. Весна.
  10. Весна.
  11. Весна.
  12. Лето.

Сегодня мы узнаем, когда начинается весна по календарю и какой первый весенний месяц (календарный). Для удобства воспользуемся коротким календарем в виде размещенной нами календарной таблицы времен года. Календарной таблиц в которой указано, какие первые весенние месяцы, как называется 1 месяц, когда начинается весна. Это может показаться странным, однако факт – первых весенних месяца не 1, а 2. Расскажем подробнее, в каком месяце начинается календарная весна (наступает по календарю). Как вы сами видите из календаря, все периоды считающиеся временами года, сезонами, длятся по 3 мес. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в разных странах, например в России, Украине, Англии или Австралии количество весенних месяцев одинаковое – ровно три. Однако названия тех первых месяцев, которые относятся к весеннему сезону, могут быть разными. И дело тут не только в том, что требуется перевод названия мес., соответствующих наступлению времен года. Сами начинающиеся сезоны и наступающие времена года: календарная зима, календарная весна, календарное лето и календарная осень, не всегда совпадают в странах находящихся в различных полушариях Земли. Для того, что бы быстро узнать с какого месяца начинается весна, наступает весеннее время года, в данной конкретной стране, пусть это будет Россия или Австралия. Нам нужно вспомнить из курса средней школы, в каком именно полушарии находится эта страна. В Северном, как Россия или в Южном полушарии, как Австралия. После чего, используя календарь, вы сами спокойно найдете названия первого весеннего месяца в любой стране мира.

Почему в Северном и Южном полушарии Земли происходит смена начинающихся календарных сезонов и наступающие времена года меняются местами? Казалось бы, удобнее было бы использовать универсальный календарь, в котором времена года, сезоны, остаются постоянными для обоих полушарий и одинаковыми для всех стран. Тогда не было бы путаницы когда, с какого месяца начинается весна по календарю. Если бы разбивка календарной системы на сезоны была абстрактным действием, наверное, так и следовало бы поступить. Однако, начинающиеся сезоны отражающие времена года в календаре, напоминают нам о климатических изменениях, об изменениях погоды, изменениях в природе, поведении животных, жизненном цикле растений. Например:

  1. Когда наступает зимний – это начинается холодный сезон времени года.
  2. Когда наступает летний – это начинается жаркий сезон времени года.
  3. Когда наступает осенний – это начинается дождливый сезон постепенного похолодания после жаркого времени года.
  4. Когда наступает весенний – это начинается весна: сезон постепенного потепления и пробуждения природы после холодного времени года.

В принципе, современный календарь достаточно унифицирован и в неизменном виде используется во всех странах. Кроме «инверсии» - смены мест сезонов, времен года, некоторая разница есть только в названиях месячных периодов, что вызывает необходимость перевода, но это незначительная проблема. Кстати, если вам нужно узнать, как называются месячные периоды в календаре на русском, украинском или английском языках или самостоятельный перевод вызывает затруднения – смотрите нашу календарную таблицу. Таблица специально составлена так, чтобы вы не только могли увидеть названия месячных периодов на трех языках, но и правильно произнести их. Для этого мы внесли в календарную таблицу такие дополнительные колонки, как транскрипция. Именно транскрипция помогает правильному произношению названий на русском, английском или украинском языке при чтении календаря.

ОТЗЫВЫ: С какого месяца начинается весна и когда наступает весна в разных странах. Россия, Австралия, Украина, Бразилия, Антарктида, Англия, Аргентина, Великобритания, Куба, Арктика, Новая Зеландия. Как называется 1 весенний месяц в календаре.

  1. В каком месяце начинается календарная весна, наступает весеннее время года в Северном полушарии (Россия, Украина, Англия, Арктика) – какой месяц считается 1 первым весенним для Северного полушария. Русский, украинский, английский, австралийский календарь.
  2. В каком месяце начинается календарная весна, наступает весеннее время года в Южном полушарии (Австралия, Антарктида) - какой месяц считается 1 первым весенним для Южного полушария. Русский, украинский, английский, австралийский календарь.

План-конспект урока по теме: «Весна пришла»

Задачи урока:

Научить детей распознавать изменения в природе с приходом весны; познакомить с народными приметами, весенними праздниками; развивать внимательность, наблюдательность и интерес к познанию нового; расширять словарный запас, используя эпитеты для описания красоты весенней природы; познакомить детей с творчеством И. Левитана; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Планируемые результаты:

Научиться находить весенние изменения в природе, выучить народные приметы и праздники; грамотно и лаконично описывать красоту весенней природы и произведений искусства, провести наблюдение за погодой.

Оборудование: картина И. Левитана (1-е изображение), плакаты с перечнем праздников, кроссворд.

Предварительная работа: начертить кроссворд на доске, повесить репродукцию и плакаты.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III . Знакомство с новой темой.

IV. Изучение нового материала.

V . Физминутка.

VI . Закрепление.

VII . Подведение итога.

VIII . Домашнее задание.

* В изображении картина И. Левитана "Последний снег"

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Повторение ранее изученного материала, соответственно проверяется домашнее задание.

III . Знакомство детей с новой темой и предстоящими задачами.

Весна пришла

Урок начинается с чтения учителем стихотворения К. Кубилинскас «Весна»

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.

Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Весна». Сегодня вы узнаете какими дарами она нас балует, какие изменения приносит в жизнь людей, животных, растений, вспомним весенние месяца и праздники, которые мы так любим отмечать в эту прекрасную пору года.

IV. Изучение нового материала

Детям предлагается рассмотреть картину Исаака Левитана "Последний снег". Учитель задаёт наводящие вопросы: Какое время года изобразил художник? Какой именно месяц весны? Что помогло определить? Какое чувство вызывает картина? Кто знает, когда в народном календаре отмечается первая встреча весны (15 февраля) правильно, ребята, ещё не успела отступить зима, а весна уже напоминает о себе и уже в феврале наступают тёплые деньки (их ещё называют февральскими окнами). Дети по очереди стараются описать увиденное, употребляя эпитеты, сравнительные обороты. Далее дети перечисляют, как меняется природа и жизнь вокруг, с приходом весенних деньков (дни становятся всё длиннее, солнышко светит ярче и греет, происходит таяние снега, трава зеленеет, на полянках появляются первые цветочки, возвращаются перелётные птицы, подымается и зеленеет озимь на полях, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, берёза даёт вкусный сок, просыпаются многие насекомые, происходят изменения в жизни животных и так далее). Затем учитель спрашивает детей, знают ли они, что такое народная примета, для чего она нужна, может ли кто привести пример? (Разобрать с детьми каждую примету, привести пример из жизни)

Если вода застоялась в поле — скотина будет сыта.
Весной не потрудишься — год голодный.
Птица возвращается стаей — дружная весна.
Птица вьёт гнездо на солнечной стороне — холодное лето.
Встретить весной зайца в белой шубе — быть ещё снегу.
Наступление ранней весны — признак затяжного лета.
Если рано снег тает — долгая оттепель.
Снег тает быстро — быть дождливому лету.
Появился на вербе пушистый гребешок — и весна на шесток.
В апреле трава — в мае трава.
С тёплым апрелем и мокрым маем — быть всем с хорошим урожаем.
Если пчела рано взлетела — быть яркой весне.
Далее дети могут перечислить какие перелётные птицы возвращаются весной в ваш родной край (скворцы, журавли, утки), какие первые цветы произрастают?(крокус, подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, мать и мачеха, пролески)

Весенние месяцы

Март

Учитель читает детям стихотворение-загадку:

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает? (март). Детям предлагается вспомнить, какие праздники отмечают в этом месяце. (на доску вывешивается список праздников)

Апрель

Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (апрель).

Май

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (май). Молодцы, ребята, а теперь немножко отдохнём.

V. Физминутка. Дети встают друг за другом и повторяют за учителем упражнения.

Дует ветер нам в лицо.(кистями рук машут в лицо)
Закачалось деревцо.(поднять руки вверх и покачать)
Ветерок всё тише, тише. (присесть)
Деревцо всё выше, выше (встать и высоко потянуться)
При желании можно повторить,только в роли ведущего может быть ученик.

VI. Закрепление материала.

Учитель просит ученика повторить весенние месяца. Проведя урок, в качестве закрепления разгадать кроссворд, слова использовать из урочной тематики.

1)Самое сильное насекомое (муравей);
2)Второй весенний месяц (апрель);
3)Перелётная птица (Скворец);
4) Первый весенний цветок (подснежник);
5)Дерево, дающее вкусный сок (берёза);
6) Кто художник рассмотренной нами картины (Левитан);
7) Весенний разлив рек (половодье);
8) Лесной душистый цветок (ландыш);
9) В каком месяце прзднуют международный женский день? (март);

VII . Подводятся итоги, учитель выясняет понравился ли урок учащимся. Далее происходит оценивание детей. Выставление оценок в журнал и в дневники.

VIII . Задаётся домашнее задание. Детям необходимо нарисовать весну, а именно весенний месяц, который понравился им больше всего, с его отличительными особенностями. Подготовить красивый рассказ к иллюстрации.

в какие месяцы года начинаются в России осень, зима и весна?

  1. Нет, не будет в России больше осени, зимы и весны: мы же навсегда на летнее время перешли!
  2. Странный конечно вопрос ну раз надо вам скажу!)) зима с Декабря, весна с Марта, лето с Июня и осень с Сентября)))))
  3. Осень
    Северное полушарие1 сентября 30 ноябряОсеннее равноденствие (22-23 сентября) зимнее солнцестояние (21-22 декабря)
    Южное полушарие1 марта 31 маяОсеннее равноденствие (20-21 марта) зимнее солнцестояние (20-21 июня)
    Зима
    Климатологи считают, что зима начинается при опускании среднесуточной температуры ниже нуля по Цельсию.

    Самым холодным месяцем обычно является январь (на морских побережьях, в связи с тем, что море обладает сильной инертностью, самым холодным часто бывает февраль) . Хотя самый тмный месяц декабрь, но земная атмосфера обладает инертностью, и в январе продолжается остывание.

    В Россию зима приходит с северо-востока.

    Народный календарь, беря за основу явления природы, определяет начало зимы с появления заморозков, а окончание по началу таяния снега. По фенологическим сезонам года зима включает около 111 дней (с 27 ноября по 17 марта) и делится на три подсезона:
    первозимье (предзимье) 25 дней (с 27 ноября 22 декабря) ;
    коренная зима (глухозимье) 55 дней (с 22 декабря 15 февраля) ;
    перелом зимы (предвесенье) 31 день (с 15 февраля 28 марта (27 марта вис. год)) .
    Метеорологи обычно делят зиму на два типа: мягкая зима (тплая, не снежная) и холодная зима.
    Холод устанавливается не сразу, обычно бывают, то заморозки, то оттепель. Примерно под конец октября (первая половина ноября) как правило начинают идти снега.
    Весна#769; одно из четырх времен года, между зимой и летом.
    Календарная весна состоит из трх месяцев:
    в северном полушарии:
    март
    апрель
    май
    в южном полушарии:
    сентября,
    октября
    ноября.
    Весна переходный сезон, когда заметно увеличение светового дня.
    Лето
    Гидрометеослужбы считают, что летний период начинается переходом среднесуточной температуры воздуха через +15 градусов Цельсия в сторону повышения и заканчивается переходом этой же отметки в сторону понижения.

    Если наступление климатического лета определять таким образом, то получится, что продолжительность лета существенно зависит от широты:
    в полярных широтах Арктики лето короткое или же не наступает вовсе, в Мурманске лето климатически бывает только в тплые годы;
    в Петербурге климатическое лето длится три месяца;
    на широте Краснодара примерно шесть-семь месяцев;
    в субтропических широтах лето длится бо#769;льшую часть года;
    в тропических и экваториальных широтах круглый год.

    В Москве климатическое лето длится в среднем 4 месяца с середины мая до середины сентября.

  4. В любые
  5. Сентябрь, декабрь,. март
  6. Начинается с сентября а заканчивается в ноябре

У нас так учат (в америках). Но я быстренько, чтоб у детя мозг не склеился, объяснила, что существует календарный приход весны, а есть астрономический- в день весеннего равноденствия. А есть еще фенологический- когда среднесуточная температура устойчиво переваливает за 0 по Цельсию.
Во, кстати, гляньте, чо нашла. Если простыми словами рассказать ребенку- очень получится объемное и романтишное объяснение:
"Весенний сезон состоит из четырёх подсезонов, каждый из который характеризуется собственными феноиндикаторами.

1-й подсезон (таяние снега), по Михаилу Пришвину - «весна света», - начинается с появления первых проталин в поле, а заканчивается с началом цветения ольхи серой и орешника-лещины. В течение этого подсезона прилетают грачи, чайки, скворцы и жаворонки. Начинается сокодвижение и набухание почек клёнов и берёз. Сходит и совсем исчезает снежный покров на полях, водоёмы начинают очищаться ото льда.

В этот же период заканчивается рыбалка по последнему льду и начинается ловля рыб по открытой воде. В течение этого подсезона некоторые виды рыб (щука, язь, елец, подуст, жерех, ёрш) готовятся и кое-где приступают к нересту. В некоторых местах уже неплохо ловятся плотва, язь и лещ.

2-й подсезон (оживление весны) - начинается с зацветания серой ольхи. Хороший индикатор начала этого подсезона для городских жителей - желтеющая на глинистых пустырях мать-и-мачеха. В Центральном районе, как правило, начало этих явлений приходится на 15-20 апреля.

Происходит окончательное освобождение водоёмов ото льда, подсыхает сверху почва, многие просёлочные дороги становятся проходимыми и доступными для транспорта, открывается путь рыболовам в самые малодоступные и глухие места.

В этом подсезоне прилетают журавли и вальдшнепы, вылетают шмели (комары-толкунцы, мухи и первые бабочки появляются раньше), уже порою раздаются «песни» лягушек. Оживляются дождевые черви. Заканчивают нерест щука и язь, продолжают ёрш и жерех и начинают окунь и лещ (старшие возрастные группы, самые крупные, так называемые «берёзовики»). Заканчивается период с облиствением берёзы и «пылением» вяза.

3-й подсезон (разгар весны) - начинается с момента, когда зазеленела берёза. В это время, в течение примерно двух декад, продолжается нарастание тепла. Всё жарче дни и теплее ночи. «Идёт, гудёт зелёный шум», как сказал поэт. Гуще зеленеют деревья и кустарники, цветёт черёмуха, зацветают фруктовые сады. Всё больше становится насекомых, прилетают певчие птицы, питающиеся ими.

На лугах, в лесах, в поле всё буйно зеленеет и цветёт: одуванчик, крыжовник, земляника, красная смородина, черника, купальница, ландыш, красный клевер… В прибрежных зарослях поют соловьи, а в лугах и поле можно уже услышать коростеля-дергача и перепела.

Это всё приметы: начинается жор щуки, ловятся лещ, частично успевший отнереститься, и голавль. В некоторых местах язи ещё заканчивают нерест, а продолжают его плотва и подуст. Кое-где начинает уже хорошо, но ещё периодически, нерегулярно, брать карась.

Завершается период зацветанием рябины и лиловой сирени, и эти же явления позволяют начать отсчёт времени последнего подсезона весны, длящегося, как и предыдущий, тоже около двух декад.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: ознакомление с новым материалом (Автор Саранцев Г.И.)

Форма урока: урок

Цели урока: познакомить учащихся с весенними месяцами, формировать умение различать признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края, развивать кругозор, интерес к предмету, воспитывать самостоятельность, любовь к природе.

Оборудование: учебник Плешакова А.А. “Окружающий мир” 2 класс, рабочая тетрадь Плешакова А.А. “Окружающий мир” 2 класс; проектор; ноутбук; солнышки; снежинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя.

Форма: фронтальная

Метапредметные результаты: организация своего рабочего места.

Предметные результаты: формировать интерес к изучению родной природы.

Методическая работа: учитель читает стихотворение.

Добрый день! Солнцу и птицам!
Добрый день! Улыбчивым лицам!
- Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность. (слайд 1)

Ребята, посмотрите, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.

Мы вернемся к солнышку и снежинке в конце урока, и посмотрим какое настроение будет у вас. Надеюсь, что солнышко к концу урока ярко будет светить в нашем классе.

II. Актуализация опорных знаний (формулирование темы урока).

Задание №1

Посмотрите, внимательно, на высказывания, назовите те, которые характерны для зимы.

Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, выполнить учебные действия в устной форме.

Предметные результаты: соотносить признаки времен года с его названием.

Птицы вьют гнёзда. День короткий. Люди пашут землю. У клестов вывелись птенцы. Гололедица. Метут метели. Вылупились птенцы. Тает снег. Солнце светит но не греет. Журчат ручьи. (слайд 2)

Некоторые высказывания вы не назвали. А как вы думаете, для какого времени года они характерны? (весна)

Птицы вьют гнёзда. Люди пашут землю. Вылупились птенцы. Тает снег. Журчат ручьи. (слайд 3)

Задание № 2

А теперь отгадайте загадки:

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока, сообщение темы урока.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливать аналогии; допускать существование различной точки зрения.

Предметные результаты: умение разгадывать загадки.

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (май)

III. Сообщение темы, постановка целей урока.

Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (весенние месяцы) (слайд 4)

А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке про весенние месяцы? Перед вами три слова помощника. (хочу узнать, хочу выяснить, хочу научится) (слайд 4)

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

Задание № 3

Но сначала назовите весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май) (слайд 5)

Цель: выяснить знания о порядке расположения месяцев.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока

Предметные результаты: знать порядок расположения весенних месяцев.

Задание № 4

А теперь давайте прочитаем признаки весенних месяцев.

Цель: познакомить с признаками весенних месяцев.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: уметь извлекать информацию из прочитанного.

Предметные результаты: знать основные признаки весенних месяцев.

  • Март – это весна света. Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее.
  • Апрель – это весна воды. Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки.
  • Май – весна зелёной травы и цветов. Земля покрывается душистыми цветами. (слайд 6)

IV. Изучение нового материала.

Задание № 5

Цель: формировать умение самостоятельно применять знания.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: уметь доказывать свою точку зрения, участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать общие правила общения.

Предметные результаты: познакомить с произведениями известных художников посвященных весне, выяснить признаки марта и апреля месяца.

Откройте учебники на с. 58-59. Посмотрите на репродукции картин. Рассмотрите репродукцию Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Какие признаки весны вы увидели? (слайд 7)

Как выглядит небо? (лёгкое голубое сияние от робких весенних лучей солнца)

Обратите внимание на цвет облаков, на снег? (подтаявший с проталинами)

Как вы думаете, что в картине является главным? Что побудило автора написать эту картину? (грачи)

Эти птицы – первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды.

Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (март)

Рассмотрите репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева “Весна” (слайд 8)

Обратите внимание на небо, какое оно? (прозрачно-синее, с лёгкими облаками и отражается в воде)

Как выглядят деревья? (деревья в зелёной дымке)

А что произошло с рекой? (разлив реки)

Какое настроение у детей? (радость, веселье)

Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (апрель)

На стр. 58 в учебнике, есть стихотворение А.А. Коринфского. Давайте его прочитаем. (чтение детьми стихотворения)

К какой из картин больше всего подходит стихотворение А.А. Коринфского?

Физминутка

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Форма: индивидуальная.

(видео с медведем пандой)

V. Изучение нового материала

Задание № 6

Цель: познакомить с народными названиями весенних месяцев.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

Предметные результаты: дополнение и расширение имеющихся знаний о весне в творчестве поэтов; уметь подбирать рифму.

Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашел писатель, автор рассказов о ежике и медвежонке, Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений „Золотая карусель“ : март - рад, апрель - капель, май - вставай. А теперь, ребята, ваша очередь. Итак: март - ..., апрель - ..., май - ...”. (слайд 9)

Подобрать рифму и написать стихотворение достаточно сложное дело, требующее многих качеств: образованности, богатого словарного запаса, умения видеть необычное в обычном. Помните, мы с вами говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере народных названий весенних месяцев.

  • Март – зимобор, протальник, сухий, берёзозол, водотёк, дорогорушитель,
  • свитстун, перезимок, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны,
  • наследник февраля, ветронос, грачевник, капельник.
  • Апрель – снегогон, первоцвет, цветень, солнечник, парник, водолей, зажги снега, заиграй овражки.
  • Май – травень, светодень, соловьиный месяц, росенник, пролетень, ранопашец, маковей. (слайд 10)

Названия весенних месяцев все радостные: так и слышится в них веселый говорок весенних ручьев, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы. Постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят? (ответы учеников)

Еще раз посмотрите на картины и скажите, какие из старинных названий подходят к этим пейзажам?

Ребята, у какого из весенних месяцев больше всего названий? (у марта)

Как вы думаете почему? (это первый месяц весны, и, наверное, дождавшись, люди встречали с радостью)

Задание № 7

Но у марта в старину была еще одна особенность. Прочитайте текст на с. 60 учебника.

Цель: познакомить учащихся с праздником весенний новый год.

Форма: индивидуальная, фронтальная.

Метапредметные результаты: уметь понимать и осмысливать прочитанное, строить сообщения в устной форме, осуществлять поиск нужной информации.

Предметные результаты: приобретение знаний о празднике весенний новый год в старину.

Давайте и мы с вами отметим в нашем календаре, когда в старину отмечали весенний новый год. (ученик отмечает в календаре наклейкой)

Как звали святую Евдокию в народе? (Евдокия-Весновка)

А теперь послушайте рассказ “Весенний новый год”.

Посмотрите какие еще праздники есть весной, но они мы еще будем говорить на уроках окружающего мира. (слайд 12)

А теперь на стр. 61 учебника прочитайте, как дети в старину кликали (звали) весну. (чтение заклички)

Давайте обсудим с вами, о каких подарках весны говорится в закличке. Что такое „короб житушка, два - пшеничушки“?

Почему так ласково названа пшеница?

Почему, в связи с каким праздником, к подаркам весны относят и „яичушки“?

Чем порадуют девушек „перстенечки“?

Какую радость приготовила весна молодым женщинам, „молодушкам“?

Что за радость будет у „стариков да старушек“?

Какой из подарков кажется вам самым радостным?

Сейчас мы с вами попробуем разыграть эту закличку по-своему:

Ой, весна-красна, что нам вынесла?

(Дети приветственно машут.)

Короб житушка, два - пшеничушки,

(Раскрытые ладони протянуты вперед, как бы переполненные зерном, затем руки выполняют „сеющие“ движения.)

Малым детям - по яичушку,

(Ладонь округлена „под яичушко“.)

Красным девушкам - по перстенечку,

(Руки подняты, „хвалятся“ перстнем.)

Молодым молодушкам - по детенышку,

(„Качают“ младенца.)

Старикам да старушкам - по внучоночку!

(Руки опущены, „гладят“ голову ребенка.)” (слайд 13)

VI. Обобщение полученных знаний

Задание № 8

Цель: обобщить знания о весенних месяцах.

Форма: индивидуальная.

Метапредметные результаты: перерабатывать полученную информацию.

Предметные результаты: обобщить полученные знания о весенних месяцах.

Работа по карточкам. Ответить на вопросы.

1. Назови весенние месяцы по порядку.

2. приведи примеры народных названий весенних месяцев. (3-4 примера)

________________________________

3. Когда в старину отмечали весенний новый год?

________________________________

VII. Итог урока

Цель: систематизировать знания полученные на уроке.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, оценивать совместно с учителем результат своих действий, адекватно воспринимать оценку работы учителем, товарищами; выполнять учебные действия в устной речи.

Предметные результаты: систематизировать и преобразовывать полученную на уроке информацию.

Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно его сделать?

Прочитаем вывод на стр. 61 учебника.

А теперь я хочу спросить у вас тему нашего урока, цель.

Что вы узнали, выяснили и чему научились сегодня на уроке? (слайд 14)

Как вы думаете, все ли мы узнали о весне?

Ребята нашего класса подготовили стихи о весенних месяцах. Давайте их послушаем. (дети читают стихи)

VIII. Рефлексия

Цель: умение оценивать свою деятельность.

Ребята, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.