Китай основная страна в шос. Китайско-российское стратегическое сотрудничество в рамках шос. Углубление российско-китайского сотрудничества и развитие шос

Ли Юнхуэй

1 июня, «Жэньминь жибао» онлайн -- В условиях вступления Китая и России в новый политический и дипломатический период, с 9 по 10 июня в Циндао пройдет 18-й саммит Совета глав государств ШОС. Президент РФ Владимир Путин примет участие в саммите, а также совершит официальный государственный визит в КНР. Эта первая встреча лидеров двух стран в 2018 году, а также первая поездка Путина после переизбрания на пост президента. Предстоящий визит Путина имеет большое значение, он свидетельствует о том, что китайско-российские отношения не только содержательны, но и будут подняты на новую высоту. Вместе с этим, с точки зрения Шанхайской Организации Сотрудничества подобный визит также обладает стратегическим значением для активного развития взаимодействия в многосторонних рамках. Новая эпоха вносит новое содержание и ставит новые задачи ШОС и китайско-российским отношениям.

Политическое сотрудничество и взаимодействие в области безопасности по-прежнему занимают важное место в китайско-российских отношениях

По сравнению с международной обстановкой, которая была 17 лет назад, когда КНР и РФ выступили с инициативой о создании ШОС, нынешняя международная ситуация намного сложнее и тревожнее.

Под руководством лидеров двух стран в китайско-российских отношениях постоянно поддерживается высокий уровень развития, более того, сейчас они переживают наилучший период в истории. Особенно выделяется взаимная поддержка двух стран в политике.

Китайско-российское политическое сотрудничество послужит примером межгосударственных отношений нового типа, придаст «шанхайскому духу» новое содержание, имеет позитивное значение для стабильности ШОС.

Что касается области безопасности, традиционные угрозы безопасности в Центральной Азии то нарастают, то затихают, нетрадиционные угрозы безопасности продолжают распространяться. Страны-члены, наблюдатели и партнеры по диалогу ШОС сталкиваются с этими угрозами. Борьба с тремя силами зла, контрабандой наркотиков, транснациональной организованной преступностью, а также защита государственной безопасности являются самым прочным фундаментом сотрудничества и стратегической точкой соприкосновения между КНР и РФ в рамках ШОС. На базе Шанхайской Организации Сотрудничества Китай и Россия продолжают связывать собственную безопасность с безопасностью региональных стран, выступают за взаимодействие на основе новой концепции безопасности.

Китайско-российское практическое сотрудничество дает толчок региональному экономическому развитию

Практическое сотрудничество между КНР и РФ качественно усиливается при функционировании различных механизмов. Китай уже восьмой год подряд является крупнейшим торговым партнером России. В 2017 году двусторонний товарооборот достиг $84,07 млрд., что на 20.8% больше по сравнению с 2016 годом. Значительно вырос объем торговли электроникой и высокотехнологической продукцией, а масштаб торговли сельскохозяйственной продукцией поставил новый рекорд. В докладе 19-го Всекитайского съезда КПК отмечается, что новый путь в государственном развитии по направлению к более открытой экономике непременно создаст больше возможностей для китайско-российского торгово-экономического сотрудничества.

После подписания Китаем и Россией «Совместного коммюнике о сопряжении строительства экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза» страны начали ускорять сопряжение двух стратегий. В мае этого года КНР подписала соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Это первое важное систематическое соглашение между Китаем и ЕАЭС, оно означает, что торгово-экономическое сотрудничество между КНР, этим союзом и его членами из проектов перешло в новый этап систематического развития. Такой результат имеет эпохальное значение для продвижения строительства «Одного пояса, одного пути» и сопряжения его с ЕАЭС.

Углубление сотрудничества по сопряжению «Одного пояса, одного пути» с ЕАЭС между КНР и РФ будет способствовать продвижению экономическому взаимодействию в Центральной Азии. Региональное экономическое сотрудничество является важной опорой для Китая и России в ШОС. Сопряжение национальных стратегий двух стран выделяет евразийские отношения партнерства, носителем которых является Центральная Азия. Сопряжение государственных инициатив КНР и РФ будет способствовать достижению региональной экономической выгоды в рамках ШОС, а также даст толчок торговой либерализации во всем регионе. Продолжение этого процесса не только будет укреплять экономические связи между странами-членами ШОС и продвигать продолжительное развитие экономики Китая, но и будет способствовать общему региональному подъему Центральной Азии.

Media playback is unsupported on your device

Расширение ШОС

Впервые с момента образования Шанхайская организация сотрудничества расширяется. На Совете глав государств ШОС в Астане было объявлено о присоединении к ней Пакистана и Индии.

Их вступление ознаменовало "новую историю" организации, а президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также заметил усиление влияния ШОС на глобальную безопасность, так как в ее составе теперь четыре ядерные державы.

Более того, на членов ШОС - включая Россию, Китай и центральноазиатские страны - теперь приходится почти половина населения Земли.

Иран, который имеет статус наблюдателя, также стремится стать членом ШОС. После снятия санкций, из-за которых заявка Ирана была заблокирована, единственным препятствием для принятия в организацию является якобы существующие противоречия в позициях по членству Ирана внутри самой ШОС. Однако и эта преграда в скором времени может быть преодолена.

Цели ШОС довольно расплывчаты и включают обширные функции от безопасности и экономического сотрудничества до культурного обмена. Одно из основных направлений - это борьба против "трех зол" - экстремизма, терроризма и сепаратизма. Хотя ШОС и не является военным альянсом, как, например, НАТО, в последнее время ее члены активно наращивают военный потенциал организации.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии, которая является наблюдателем при ШОС, даже заявил: "При желании членов Шанхайской организации, никто, нигде и никогда не сможет дестабилизировать обстановку в мире. В этом огромный потенциал ШОС".

Но не все члены видят функции ШОС одинаково. Так, для Китая эта организация является интеграционной структурой для продвижения своей политики "Один пояс - один путь", которая не раз упоминалась участниками саммита.

Правообладатель иллюстрации Reuters

В рамках данной программы Китай активно продвигает инфраструктурные проекты, которые связывают крупные центры Китая вплоть до Шанхая с евразийским континентом. Китайцы строят дороги, железнодорожные линии, нефте- и газопроводы, тем самым способствуя тому, что страны в регионе становятся напрямую связаны с Китаем.

Для России же ШОС является больше антизападной площадкой для продвижения своего присутствия на постсоветском пространстве и за его пределами. И расширение организации только усилит эту роль.

"Открываются дополнительные возможности активнее влиять на процессы в нашем общем регионе и на международной арене в целом", - заявил Владимир Путин.

Некоторые эксперты считают, что расширение ШОС приведет к усилению влияния Китая внутри организации.

"ШОС станет больше символом китайского доминирования в Центральной и Южной Азии, нежели структурой, защищающей западные границы, как это было до сих пор," - считает Эрика Марат, эксперт по Центральной Азии и профессор Национального университета обороны в Вашингтоне.

"Она будет еще больше использоваться для планов Пекина по расширению экономического присутствия на территории от Китая до Европы."

Однако доцент Университета Джорджа Мейсона Эрик Макглинчи считает, что эти разные цели основных участников не приводят к соперничеству. Обе страны довольны своими ролями, и не стоит ожидать изменения их отношений.

"Китай полностью согласен позволять России продвигать свои геополитические цели в регионе, в то же время расширяя свои экономические интересы," - утверждает Макглинчи.

Сегодня Россия и Китай, несомненно, являются государствами, обладающими наибольшей силой и влиянием в Центрально-Азиатском регионе. Россию с регионом связывает продолжительная история, и она четко обозначила свои интересы в нем. В то же самое время Китай, хотя и исторически связанный с Синьцзяном, Тибетом и Восточным Туркестаном, является, по существу, новым игроком в регионе, возникшим в нем в результате распада Советского Союза. У двух самых сильных держав Центральной Азии, на глобальном и региональном уровне свои особенные интересы, которые проявляются в преследуемых ими в регионе действиях. Учитывая специфику их интересов в регионе, а также исторически непростые двусторонние отношения, возникает главный вопрос относительно того, смогут ли эти два государства работать друг с другом и какова схожесть их интересов в регионе.

Так как РФ и КНР являются самыми крупными государствами-соседями региона Центральной Азии, ситуация в регионе и стратегическое партнерство стран во многом будет завесить от того, смогут ли страны рационально построить свои взаимоотношения. Развивая стратегическое партнерство в рамках ШОС, обе стороны должны осознавать наличие отношений более высокого уровня -- союзнических -- между РФ и центрально-азиатскими странами СНГ, участницами Организации договора о коллективной безопасности, интересы которых Россия не может игнорировать, как и не могут игнорироваться и ее отношения с центрально-азиатскими государствами в рамках ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ. В данном случае исторически складывающиеся отношения России, с ныне независимыми республиками бывшего СССР, их экономические, культурные и иные общественные связи должны быть понятны и признаны другими партнерами этих стран.

Анализируя отношения России и Китая в рамках ШОС, нельзя не учитывать тот факт, что интересы стран в регионе Центральной Азии совпадают не во всем. Опираясь на мнения некоторых китайских аналитиков, можно прийти к выводу о том, что стратегическое партнёрство между странами вызвано рядом внешних факторов. Эти факторы затрагивают общие интересы обеспечения безопасности и стремление сообща противостоять им. Появление ШОС -- важный шаг на пути реализации проводимой Россией и Китаем политики создания полицентричной системы международных отношений вопреки проводимой США политике глобализма и построения однополюсного мира. Однако это -- политическая стратегия России и Китая, в то время как на сегодняшний момент основной их задачей является борьба с национализмом, экстремизмом и международным терроризмом. Это связано с тем, что сегодня все участники организации, так или иначе, подвергаются угрозам данных проблем. Огромные проблемы представляют такие террористические группировки в других странах Центрально-Азиатского региона: "Исламская партия возрождения", "Исламская Партия освобождения", "Исламское движение Узбекистана".

Основная трудность в борьбе с террористическими группировками заключается в их транснациональном характере. Поэтому оптимальным выходом из сложившейся ситуации представляется борьба с ними. Несомненно, что взаимодействие РФ и КНР в борьбе с общей для них угрозой исламского экстремизма будет одним из основных направлений их взаимодействия в ШОС. С российской стороны это -- Чечня, с китайской это -- проблема Восточного Туркестана, Синьцзян-Уйгурского автономного района. Как известно, стремление уйгуров к созданию независимого государства -- проблема не только Китая. Их организации активизируются в Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане. Уйгурский сепаратизм касается и России, к примеру, по данным ФСБ РФ, в партизанских действиях на территории Чечни участвовали десятки наемников из КНР Собянин А. Уйгурский сепаратизм // abirus.ru: Азия Бизнес Информация для России, 2000. 28 авг. URL: http://www.abirus.ru/content/564/623/627/634/11274.html (дата обращения: 05.04.2016).. Серьезную опасность для России представляют планы уйгуров в Центральной Азии, которую они называют не иначе, как аннексированные Российской империей территории. Уйгуры считают, что их путь к созданию самостоятельного государства лежит через этот регион. Реализация подобных планов переполнит регион потоком наркотиков, беженцев и криминала, который не остановит граница между Россией и Казахстаном. Чтобы обезопасить южные границы, Россия должна оставаться союзницей Китая в уйгурском вопросе.

В Исламское движение Узбекистана (ИДУ) также входят этнические узбеки, уйгуры, и чеченцы. В силу этого и в Москве и в Пекине движение рассматривается как угроза не только Узбекистану, но и всем государствам региона. В 1999г. ШОС впервые осуществила практические меры в борьбе с ИДУ. Воробьев В.Я. Ближневосточный узел как косвенный мотив идеи создания ШОС // Лукин А.В., Дердиенко Д.В. Шос и страны ближнего и среднего Востока. - М.: Институт ближнего востоковедения РАН, 2010. - С. 12.Тогда бандитские формирования исламистов атаковали позиции расположенных в Баткенской области подразделений киргизской армии. В тот момент в Бишкеке проходила встреча лидеров стран "Шанхайской пятерки", которые заявили Aскару Акаеву о своей готовности оказать Кыргызстану необходимую помощь для борьбы с экстремистами. Год спустя боевики вновь напали на республику, и, получив отпор, отступили за ее границы. Во многом это заслуга, как России, так и других партнёров по ШОС, предоставивших республике военно-техническую помощь. Кроме того, в 2001 r. в рамках ШОС казахстанским и китайским службам совместно удалось осуществить ряд операций по поиску и нейтрализации глав уйгурских экстремистов.

Еще одной точкой соприкосновения интересов России и Китая в ШОС может стать провозглашенная Западом проблема "прав человека". Несмотря на наметившееся сближение России, и Китая с Западом по проблеме борьбы с терроризмом, западные правозащитники организации продолжают осуждать действия, предпринимаемые Китаем в борьбе с уйгурскими сепаратистами, и действия предпринимаемые Россией в борьбе с чеченскими террористами. В настоящее время ШОС уже стала важной платформой в борьбе с представленными угрозами. Для России и Китая задачи борьбы с исламским терроризмом первостепенны. Оба партнера осознают необходимость укрепления сотрудничества в данной сфере.

Широко известен тот факт, что РФ и КНР имеют схожее мировоззрение в отношении миропорядка, поэтому другой важной задачей сотрудничества между странами в рамках ШОС является продвижение многополярного мира и демократизация международных отношений. Россия и Китай нацелены на стратегическое сотрудничество друг с другом, а также со странами ЦА на принципах взаимного доверия, выгоды и равноправия для достижения общих задач. Для достижения поставленных целей сегодня РФ и КНР посредством ШОС продвигают идеи многополярности и "шанхайского духа", что, как уже было указано в первой главе, явилось основными принципами сотрудничества в рамках ШОС. Сегодня данные принципы очень популярны как в КНР и РФ, так и в странах ЦА.

Также страны стараются продвигать и активно осуществлять гуманитарное и культурное сотрудничество. Следует отметить, что региональное сотрудничество России и Китая в культурной сфере осуществляется в основном в рамках ШОС. Первая встреча министров культуры стран-членов ШОС состоялась в 2002 году. Комиссина И.Н., Куртов А.А Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности. - М. СПб: Инст Брук, 2005. - С. 212. На данной встрече было выражено намерение поддержания проведения дней культуры, участие деятелей искусств в различных конкурсах, фестивалях и других культурных мероприятиях, проводимых в рамках "шестерки". Прямые обмены предполагается наладить между музеями и библиотеками Там же. Еще на саммите в Астане в 2005 г. Ху Цзиньтао выступил с идеей? организации в КНР трёхлетней? подготовки 1500 специалистов и управленцев стран-членов ШОС. ЊУ??¦b¤W®ь¦X§@??Єьґµ¶р?®p?¤W??(‘S ¶) (Полный текст речи Ху Цзиньтао на

саммите ШОС в Астане) // Министерство иностранных дел КНР. Это было сделано для того, чтобы укрепить позицию КНР в центрально азиатском регионе, а также способствовать продвижению китайской культуры в регион. Ежегодно выделяются стипендии для обучения в КНР для студентов стран ЦА. В России же в 2007 г. президент В.В. Путин предложил идею создания Университета ШОС. Сейчас данный университет уже представляет собой огромное количество университетов в государствах-членах ШОС, в рамках которых постоянно проводятся недели образования, конкурсы, форумы, семинары. В рамках сетевого университета ШОС иностранные граждане могут предоставить свои заявки на бюджетное обучение в РУДН. Страны развивают культурное и гуманитарное взаимодействие на основе уважения многообразия культур, мирного сосуществования различных цивилизаций, равноправного обмена и взаимного обогащения культурным наследием.

Так же сегодня активно развивается сотрудничество между Россией и Китаем в военной сфере в рамках ШОС. В настоящее время между генеральными штабами ВС РФ и НОАК установлены прямые контакты. Ежегодно проводятся штабные переговоры. Ведется диалог с китайскими партнерами по вопросам стратегической стабильности и контроля над вооружением. В полной мере это касается и военно-технического сотрудничества. Установлены прямые связи между армиями двух стран в области печати, культуры и отдыха. В рамках ШОС ведутся консультации по проблемам обеспечения национальной безопасности. Но, чтобы эффективность двустороннего военного сотрудничества становилась более очевидной, оно должно быть "многослойным" и "многоаспектным", развиваться поэтапно, по нарастающей линии и избирательно. Для этого сейчас, во-первых, осуществляется обмен визитами различных делегаций, что способствует укреплению взаимопонимания и взаимодоверия. Необходимо создать механизм всеохватывающего сотрудничества, как на высшем, так и на низшем уровнях. Взаимные визиты специалистов полезны для обмена опытом, также и для строительства вооруженных сил. Во-вторых, расширяется сотрудничество в деле профессиональной подготовки офицеров и обмена военно-научной информации. В организационном и правовом плане такая возможность расширилась с принятием российским правительством в начале 2004г. Постановления "О мерах по укреплению научно-исследовательской базы и подготовке специалистов по Китаю". Клименко А.Ф. К вопросу о формировании стратегии развития ШОС: проблема обороны и безопасности. // ifes-ras.ru: российская академия наук, институт дальнего востока 2013, 12 янв. URL: http://www.ifes-ras.ru/attaches/conferences/2009_round_table_shoss/klimenko_af.pdf (дата обращения: 12.04.2016). Ежегодно увеличивается число специалистов и специальностей в сфере совместной подготовки войск и сил, увеличивается число слушателей военно-учебных заведений проходящих по обмену, происходит обмен между исследовательскими институтами двух армий, проводятся научные конференции, стажировки преподавателей, усиливается сотрудничество между военными журналистами. Углубляется военно-техническое сотрудничество. Академик Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов о перспективах военного сотрудничества России с Китаем сказал "Свободной прессе" следующее: "Военное сотрудничество в рамках ШОС сейчас явно активизируется. И наиболее масштабное сотрудничество, естественно, идёт по линии Москва -- Пекин. Речь не просто о поставках КНР российского оружия -- обозначаются и проекты совместных оружейных производств, а также производств военной техники". Cohen, Ariel -- The Russia-China Friendship and Cooperation Treaty: A Strategic Shift in Eurasia? // The Heritage foundation

Таким образом, РФ и КНР стремятся защитить свои геополитические интересы в регионе. Страны направляют огромные силы, для ограничения попыток проникновения Соединенных Штатов в регион, а также укрепления целостности территории. РФ и КНР выработали особую стратегию ответа Америке, при которой они пытаются создать противовес в рамках ШОС. Страны не приемлют склонность Вашингтона перестраивать внешний мир на свой лад и последовательно оказывают ему сопротивление, указывая на недостатки и провалы в политике США.

Страны стараются наладить отношения и укрепить взаимодействие с Ираном. Так как и Россия и Китай имеют стратегические интересы в данном регионе. КНР является импортером иранской нефти, Россия поставляет оружие и строит атомные электростанции. США также заинтересованы в Иране. Таким образом, кооперация с Ираном России и Китая в рамках ШОС в какой-то степени направлена на предоставление защиты Ирану от Соединенных Штатов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что отношения между Россией и КНР в рамках ШОС в политическом плане характеризуется укреплением сотрудничества. Сохранение и расширение данного сотрудничества является важнейшей задачей стратегического партнерства двух стран и определения дальнейшей судьбы организации. Во многом за счет активного политического сотрудничества организация развивается, а ее позиция на мировой арене укрепляется.

Тем не менее, не смотря на тесное сотрудничество России и Китая в регионе, ключевым остаётся вопрос иерархии "партнерства": как долговременное и плодотворное взаимодействие с созидательной целью, либо как кратковременное, с деструктивной целью ослабления или устранения своих геополитических соперников. И не смотря на то, что отношения между Россией и Китаем декларируются как "стратегические", существует ряд факторов, указывающих на то, что партнерство такого рода не обязательно долгосрочно, прочно и непоколебимо. Для более объективной оценки взаимодействия стран в ШОС необходимо рассмотреть особенности видения роли организации в России и в Китае, чтобы понять не только сближающие моменты, рассмотренные в данном пункте, но и определить взаимно отталкивающие факторы.

Как развивалось российско-китайское взаимодействие в конце 1990-х - начале 2000-х годов?
2. Как произошло создание Шанхайской организации сотрудничества?
3. Каковы основные положения российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 г.?
1. В апреле 1996 г. в Шанхае было подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы. Оно было дополнено в 1997 г. подписанием в том же формате в Москве во время очередного российско-китайского саммита многостороннего соглашения России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, в результате которого на протяжении 7,5 тыс. км границ создавалась полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны линии границы. Согласованные меры не распространяются на зоны Хабаровска и Владивостока. Они не касаются ракетных войск стратегического назначения, дальней авиации, ВМФ и ПВО России, а также пограничных войск. На встрече в Шанхае образовался так называемый «Шанхайский форум» - периодически проводимая встреча руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения проблем пограничного сотрудничества.
Общая цель российско-китайских отношений была сформулирована в Москве в двусторонней Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка (апрель 1997 г.) как установление отношений «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке». Российско-китайские отношения развивались устойчиво. Быстро рос объем двусторонней торговли, в том числе торговли вооружением и технологиями. Помимо определенных видов промышленного оборудования Россия стала поставлять Китаю истребители. Российская сторона оказывала КНР содействие в модернизации китайских атомных электростанций и строительстве нового реактора в провинции Ляонин. КНР проявляла интерес к привлечению российского персонала и технологии для отработки систем наведения ракет, управления подводными лодками и проведения испытаний ракетного оружия.
2. Приоритетными задачами китайской дипломатии на северном и северо-западном направлении были улучшение отношений с Россией и создание региональной организации политического, экономического и в перспективе военно-политического сотрудничества в составе КНР,
России, малых и средних стран Центральной Азии. 15 июня 2001 г. в Шанхае состоялась встреча на высшем уровне руководителей пяти стран «Шанхайского форума». Хотя «форум» к этому времени существовал уже пять лет, Узбекистан сначала не принимал участие в его работе совсем, а затем стал принимать - в качестве наблюдателя. Встреча в Шанхае была первой, на которой узбекские представители имели статус полноправных участников. По ее итогам была принята декларация, провозгласившая преобразование «форума» в организацию - Шанхайскую организацию сотрудничества.
Между участниками «форума» сохранялись разногласия относительно характера и перспектив сотрудничества. Малые и средние страны стремились переключить внимание ШОС на решение экономических вопросов. Китай предпочитал опережающее сотрудничество в сфере политики и борьбы с исламским экстремизмом, который представлял опасность как для положения в китайской провинции Синьцзян, где проживали тюркские исламские меньшинства, так и для других стран. Но центральноазиатские страны старатись не акцентировать сотрудничество, связанное с предупреждением «исламской угрозы», опасаясь, что это вызовет раздражение исламских организаций, действовавших на территориях всех стран ШОС.
3. 6 июля 2001 г. в Москве был подписан сроком на 20 лет российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Это был обширный документ, вызвавший в мире значительный резонанс. Российско-китайские договоренности можно было подразделить на три группы. Первая (ст. 2-7) касалась политических основ сотрудничества. Стороны заявили в отношении друг друга об отказе от использования силы, применения ядерного оружия первыми и взаимного нацеливания стратегических ядерных ракет. Они также провозгласили свою приверженность принципам мирного сосуществования и взаимному уважению права каждой стороны на выбор собственного пути. Отдельно было сказано о взаимной поддержке сторонами позиций каждой из них по вопросам обеспечения государственного единства, что означало признание Российской Федерацией позиции КНР в вопросе о Тайване (правительство КНР - единственный законный представитель Китая, а Тайвань - часть Китая), а руководством Китая - позиции России в чеченском вопросе. Смысл статей 2-7 был равнозначен договоренностям, характерным для пакта о ненападении.
Вторая группа договоренностей (ст. 8-10) касалась проведения между КНР и РФ регулярных консультаций по вопросам обеспечения мира и безопасности и отказа от вхождения в союзы и блоки, наносящие ущерб интересам одной из сторон. Стороны согласились в случае возникновения угрозы миру вступать в контакт друг с другом в целях ее" устранения. Эта группа взаимных обязательств напоминала положения, типичные для договоров союзнического характера, хотя слово «союз» в тексте российско-китайского договора не употреблялось.
Это впечатление усиливалось при прочтении статей 11 и 12, в которых говорилось о том, что КНР и Россия выступают за соблюдение норм международного права и против попыток силового давления или вмешательства под каким-либо предлогом во внутренние дела суверенных государств. После интервенций НАТО в Югославии в 1986 г. и 1999 г. это положение можно было трактовать как заявку на создание российско-китайской коалиции в зашиту права на суверенитет и гарантию невмешательства, которым противоречила отстаиваемая странами НАТО политика и практика «гуманитарных интервенций».
Критикой в адрес США звучали положения о намерении сторон прилагать усилия для соблюдения глобального стратегического баланса и стабильности, а также способствовать соблюдению основополагающих договоренностей, обеспечивающих стратегическую стабильность. К тому времени администрация США не скрывала планов развертывания национальной системы противоракетной обороны, что означало намерение Вашингтона подвергнуть ревизии положения советско-американского договора ПРО от 1972 г., против чего выступала Россия. В статье 20 говорилось о намерении сторон сотрудничать в борьбе с терроризмом.
В том виде, в каком он был подписан, российско-китайский договор не был «типичным» военно-политическим договором, каковые заключались в XX веке. Но он представлял собой комплекс взаимных обязательств, принятие которых означало переход российско-китайских отношений от этапа всесторонней нормализации (1989-2001) к этапу формирования политического союза с элементами сотрудничества в сфере безопасности. Договор был воспринят на Западе с подозрением.
Летом 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялся новый саммит ШОС, на котором был принят ее устав. Одновременно страны-участницы приняли решение о создании на основе коллективных усилий международного антитеррористического центра в Бишкеке (Киргизия).
Минимум знаний
1. Разрешение основных проблем по совместной границе между РФ и КНР, а также изменение международной обстановки в 1994-1997 гг. привели к расширению российско-китайского сотрудничества в военно-политической (соглашение о мерах доверия, военно-техническое сотрудничество) и экономической (торговля) сферах.
2. Результатом процесса улучшения российско-китайских отношений стало подписание в Шанхае декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества, в которую помимо РФ и КНР вошли Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. По мнению крупных стран, задача ШОС – военно-политическое сотрудничество в борьбе с исламским экстремизмом, по мнению малых, - углубление экономического взаимодействия. Устав ШОС был принят в 2002 г.
3. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В договоре были сформулированы принципы политического взаимодействия между странами, в частности, невмешательство во внутренние дела суверенных государств, государственное единство. Также рассматривались вопросы взаимодействия в сфере безопасности.

В воскресенье в китайском Циндао завершился двухдневный саммит Шанхайской организации сотрудничества. Лидеры , а это Китай, Индия, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Пакистан, много говорили о «шанхайском духе», участвовали в торжественных приемах, дегустировали блюда из королевских креветок, любовались салютом на берегу Желтого моря, в общем едва не свели все к праздничному шоу, но в итоге все же приняли стратегический документ. Он называется «Циндаоская декларация» (по названию местного города). И подписали еще полтора десятка актов, призванных перезапустить проект ШОС, придать ему оперативности.

При этом председатель КНР выступил на саммите с воодушевляющей речью. Выступление называлось так: «Развитие «Шанхайского духа» во имя формирования сообщества единой судьбы». Товарищ Си назвал саму площадку ШОС универсальной, эффективной, конструктивной и даже «важнейшей инновацией в теории и практике международных отношений». В рамках ШОС, считает он, удается решать любые конфликтные ситуации. А все потому, что лидеры ШОС демонстрируют подлинно «шанхайский дух», уходящий корнями в конфуцианство, то есть, взаимное доверие, равенство, взаимную выгоду, равноправие, уважение к многообразию культур и стремление к совместному развитию.

«Мы будем, руководствуясь «шанхайским духом», объединять усилия для развертывания доверительного сотрудничества, в полном единодушии строить сообщество единой судьбы ШОС, стимулировать формирование международных отношений нового типа, рука об руку продвигаться в мир, где царят устойчивый мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и инклюзивность, чистота и красота», — подытожил лидер КНР.

Борьба с «тремя силами зла»

.
Циндаоская декларация - это евразийский взгляд прежде всего на то, как следует политическими средствами бороться с «тремя силами зла» — терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом. На самом деле сил зла побольше будет. На саммите говорили и о необходимости наращивать борьбу с наркотрафиком и киберпреступлениями...

Но не менее важная часть декларации - экономическая. Си предложил странам ШОС активнее вести строительство нового Шелкового пути из Китая в Европу и Среднюю Азию и далее, на африканский континент.

Китайский лидер предложил, в честности, в рамках Межбанковского объединения ШОС запустить целевую кредитную программу на 30 млрд юаней, в течение трех лет выделить государствам-членам 3000 грантов в области развития человеческих ресурсов и предоставить услуги на основе возможностей метеоспутника «Фэнъюнь-2».

В Циндаоской декларации также говориться о необходимости расширять возможности использования нацвалют в торговой и инвестиционной деятельности, снижать зависимость от доллара США. Подписан также меморандум о взаимопонимании по стимулированию сотрудничества в области микро-, малого и среднего предпринимательства.

Одним поясом повязаны, одной судьбой

Про взаимовыгодные экономические связи между членами ШОС говорил на саммите и Владимир . Он отметил рост оборотов торговли и инвестиций.

«Мы упрощаем взаимный доступ товаров и услуг, совершенствуем таможенное регулирование, ликвидируем излишние административные барьеры, запускаем совместные проекты в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства», — отметил Путин.

В мае в Казахстане было подписано соглашение о сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и Китаем. «Важно предпринимать и другие шаги, ведущие к наращиванию координации при реализации торговых, инвестиционных и инфраструктурных проектов по линии и китайской программы «Один пояс, один путь», — считает Путин.

Отвечая на вопросы журналистов Путин напомнил, что в ходе его госвизита в Китай, который состоялся в минувшую пятницу 8 июня, дано поручение проработать технико-экономическое обоснование евразийского экономического сотрудничества с Китаем и другими странами. Со ссылкой на данные Путин сообщил, что страны ШОС, их совокупная экономика «по объёму, паритету покупательной способности стала больше, чем объём экономики стран «семёрки». Это говорит о том, что у ЕАЭС и ШОС имеются «огромные перспективы». Темпы экономического роста этого региона значительно выше, чем в мире.

«Индия демонстрирует рекордные темпы роста - 7,7%. Слава богу, в России возобновился экономический рост. Он пока скромный и несопоставим ни с темпами роста Китая, ни с темпами роста Индии, но он уже находится в положительной зоне и будет увеличиваться, я в этом не сомневаюсь», — сообщил Путин.

С прошлого года в состав ШОС входят 8 государств-членов. На статус наблюдателя подали заявки и претендуют Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Азербайджан, Армения, Сирия, Камбоджа.

Статус «партнера по диалогу ШОС» имеет Турция. Изъявили желание стать партнером ШОС также Украина, Мальдивские острова, Египет, Катар, Израиль.

Уже имеют статус страны-наблюдателя Монголия, Иран, Афганистан и Белоруссия. Кстати, глава Белоруссии приехал на саммит ШОС, как шептались в кулуарах саммита, с наследником, сыном Колей.

Дальнейшее расширение ШОС в ближайшее время, судя по всему, не планируется. После присоединения Индии и Пакистана к ШОС стало понятно, что формат ШОС испытывает давление. Та же Индия не ладит с Китаем. А интересы Монголии и Китая нередко расходятся с интересами России в реализации инициативы «Пояса и пути».

Проблема на $100 млрд

На протяжении многих лет, несмотря на рост товарооборота, стремящегося к $100 млрд, сохранятся нестыковки в торговом законодательстве России и Китая, отмечает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.

«Без упрощения таможенных процедур, правил торговли между Китаем и Россией, без снятия дискриминационного доступа на единую торговую площадку дальнейший рост товарооборота проблематичен», — говорит Левашенко.

Кроме того, Белоруссия и Казахстан все активнее перетягивают одеяло на себя в реализации проекта Шелкового пути в Европу.

Наконец, есть проблема с точки зрения экологии. Китай продавил возможность строить на границе с Россией вредные производства, добавляет Левашова.

Слабо проработана и проблема влияния санкций Запада к России и альтернативные возможности Китая по этой части. Китайский частный бизнес не горит желанием развивать сотрудничество с российским, если российская компания находится под санкциями.

Переход на расчеты в рублях и юанях вместо доллара - тоже из разряда желаемого с политической точки зрения, а не экономической. Бесполезно даже пробовать менять в Циндао, Шанхае или Пекине рубли на юани. Российский рубль в Китае мало кому интересен и российскую наличную валюту в китайских банках не держат.

При этом в Китае давно и широко представлены, например, американские и европейские компании, в том числе ритейлеры и Carrefour. Но в России этих сетей сейчас нет. Это говорит о том, что сколько бы лидеры КНР и России ни призывали к сближению экономик, бизнес идет туда, где выгоднее. И где безопаснее вести дела.

Что может оказаться сильнее: «шанхайский дух» Евразии или Трамп, Меркель и санкции Запада? В конце прошлой недели закончился саммит G7, на котором обсуждалась возможность возвращения России в клуб развитых стран Запада. Путин дал понять, что «возвращение» не актуально, теперь Россия дружит с Китаем и едва ли не со всей Азией. А западные страны так в итоге и не договорились по поводу России.

Министр экономического развития , принимавший участие в саммит ШОС в Циндао, ответил на вопрос «Газеты.Ru» о санкциях и «шанхайском духе» предсказуемо: «Сильнее окажется сила русского народа».