Когда праздник день глухих. Праздник Международный день глухонемых. Методика обучения Шарль-Мишеля де л’Эпе

Международный день глухих, отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября. В 2018 году он выпал на 30 сентября. Праздник был учрежден в 1951 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых. Он завершает последнюю полную неделю сентября, которая отмечается как Международная неделя глухих.

В Международный день глухих мировая общественность обращается к истории, вспоминая Чарльза Мишеля де Л΄Эпе – французского аббата, разработавшего уникальный язык: систему жестов жестуно.

Данное средство существенно облегчило общение людей, лишенных способности слышать звуки. Чарльз Мишель де Л΄Эпе помимо всего прочего отличился в области решения проблем глухоты еще и тем, что основал в 1760 году Парижский Институт глухих. Возникновение столь специфичного учебного заведения положило начало всестороннему личностному развитию слабо- и вовсе не слышащих людей.

Всем известно, что среди представителей данной категории граждан немало знаменитостей: философов, живописцев, писателей, стихотворцев. Достаточно вспомнить особо известные имена, дабы убедиться в этом: Людвиг ван Бетховен, Клод Андре Десен (скульптор), Виктор Гюго, Жан Жак Руссо, Антонио Стеньоли (художник), Пьер де Ронсар («принц французских поэтов»).

Организации которые занимаются поддержкой глухих людей

В настоящее время, по данным ВОЗ, разными нарушениями слуха страдает около 650 миллионов человек - это каждый девятый житель планеты, из них больше половины страдают от инвалидизирующей потери слуха. В нашей стране проживает более 13 млн. людей с нарушением слуха, в том числе более 1 млн. - дети.

Дошкольные и средние образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха работают во многих регионах России, а в некоторых есть средние специальные и высшие учебные заведения, где дети с нарушением слуха могут продолжить образование.

Также поддержкой таких людей занимается Всероссийское общество глухих (ВОГ), которое с 1955 года является членом Всемирной федерации глухих. ВОГ ведет свою работу с 1926 года, объединяет более 100 тысяч членов, имеет 79 региональных и более 800 местных отделений на всей территории Российской Федерации.

ВОГ, как и сама Всемирная федерация глухих, делает акцент на соблюдение прав людей с нарушениями слуха, их социальную реабилитацию и интеграцию в современное общество, повышение уровня их образования, а также доступность к информационным технологиям и услугам.

ВФГ имеет статус ассоциированного члена в ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения. И в Международный день глухих федерация рекомендует и призывает все ассоциации глухих к проведению кампаний по привлечению внимания политиков, властей, СМИ и общественности к проблемам людей с нарушением слуха.

В нашей стране к этому дню уже традиционно приурочено проведение всевозможных спортивных, культурных, просветительских и благотворительных мероприятий в разных российских городах.

Существует два типа глухоты

Существует два основных видов недуга, связанных непосредственно с уровнем восприятия окружающих звуков. Это тугоухость и глухота. О первой мы еще поговорим, но уже сейчас следует отметить, что она менее опасна и серьезна, чем вторая проблема.

Глухота определяется существенным снижением слуха до той степени, когда человеческая речь перестает восприниматься, либо полным его отсутствием. Правда, последний вариант крайне редко встречается в природе – иначе это уже не просто глухота, а глухота, сопровождаемая немотой.

Бывает два типа данного недуга: врожденный и приобретенный.

Врожденная глухота развивается ввиду следующих причин

  1. Недоразвитие органов слуха плода из-за болезни беременной женщины инфекционного характера (грипп, корь, например).
  2. Поражение органов слуха плода в процессе родов.
  3. Прием медикаментов в период беременности, особенно в первые месяцы, а также употребление алкоголя и курение.

Если говорить о приобретенной глухоте, то здесь причин гораздо больше: это и воспалительные процессы в среднем ухе, и заболевания внутреннего уха, и слухового нерва, и инфекционные недуги типа скарлатины или менингита, банального гриппа, и воздействие вредных веществ – ядов, и влияние вибраций, громких звуков. Глухота может возникнуть и в результате развития атеросклероза.

Есть такое понятие, как острая глухота. Она проявляется внезапно, без видимых на то причин. На самом деле происходит сей недуг из-за закупорки кровеносного сосуда, кровоизлияния в мозг, воздействия сильного звука. Менингит, сыпной тиф, бесконтрольный прием антибиотиков также нередко являются причинами острой глухоты.

Если недуг развивается медленно, есть шанс побороть и даже предотвратить дальнейшее распространение заболевания. Главное – вовремя заметить и диагностировать у себя его симптомы. Один из них – шум в ушах.

Закройте ненадолго глаза и плотно зажмите уши руками. Вы окажетесь в полной тишине. Необычное состояние? Но ведь есть люди, живущие так всегда. Всемирный день глухих позволил узнать о людях из необычного мира тишины много нового и привлёк всеобщее внимание к их проблемам.

История праздника

Международный день глухих отмечают по всему миру в последнее воскресенье сентября. Ему предшествует неделя глухих, полная мероприятий, направленных на привлечение внимания мирового сообщества к проблемам, которые испытывают неслышащие люди.

Акция, посвященная лицам, имеющим проблемы со слухом, стартовала в далёком 1951 году. Идею предложила Организация Объединённых Наций, вдохновлённая созданием Всемирной федерации глухонемых. Решение об учреждении даты было принято очень быстро, и вот уже более полувека мы ежегодно отмечаем праздник в конце первого осеннего месяца.

Как празднуют День глухих

В России в этот знаменательный день проводятся многочисленные спортивные, культурные, благотворительные мероприятия во всех городах. С 2012 года он стал государственным праздником в нашей стране.

В 2017 году в Москве прошёл масштабный фестиваль жестов, приуроченный к празднику. Каждый желающий мог научиться говорить без слов, а участники мероприятия показали всем, что не слышать - это не значит зарыть талант в землю.

Сценарий Дня глухих

Для проведения праздника в детском саду, школе или любом другом учреждении нужно определить его цель. Скорее всего, она будет просветительской.

Сценарий праздника к Дню глухих может включать следующие блоки:

  • знакомство с историей праздника;
  • выступления участников с презентациями, стихами, песнями или другими творческими номерами по тематике праздника;
  • просмотр и обсуждение фильма или ролика о глухих людях;
  • обучение языку жестов.

Интересной вставкой в мероприятие может быть демонстрация полезных гаджетов, которые делают жизнь глухих людей лучше. Например, дверной звонок, при нажатии на который по квартире начинают мигать лампочки, вибрирующая радионяня, оповещающая о том, что ребёнок плачет, или наручный будильник, который раздувается и сжимает руку в нужное время.

Язык жестов

Ещё несколько веков назад полностью глухим людям жилось очень нелегко: их считали умственно отсталыми, неспособными находиться в обществе здоровых, и поэтому помещали в приюты или вовсе лишали жизни.

Спасителем глухих можно по праву считать французского аббата Шарля Мишеля де Л’Эпе. В 18-м веке он основал первое учебное заведение для людей с проблемами слуха во Франции - Парижский институт глухих - и выступил основоположником языка жестов.

В 1950-е годы Всемирная Федерация глухонемых начала разработку системы жестов - жестуно, необходимой для обслуживания мероприятий для глухих. В 1965 году вышел первый словарь жестуно, включающий 300 жестов, а в третьем издании их количество увеличилось в 5 раз.

Международный язык жестов развивался иным путём. Учёные изучали использование жестов в национальных языках, применение надписей и рисунков, связь лексических элементов и жестов, естественные и иконические движения.

Весомый вклад в формирование языка жестов внёс Саймон Кармел, генсек Всемирного Союза Глухих. Он долго изучал культурные и бытовые особенности глухих в разных странах и овладел языком жестов в совершенстве.

Внимание к проблемам глухих в России

В России первая школа для глухих была открыта в 1806 году в городе Павловске. Спустя почти 30 лет подобное учреждение открылось в Москве.

Сегодня в нашей стране проживает около 250 000 глухих людей. Во многих регионах работают школы для детей с нарушениями слуха. А в ряде городов есть даже средние специальные и высшие учебные заведения, где такие дети могут продолжать обучение.

Всероссийское общество глухих

Всероссийское общество глухих было открыто за 25 лет до создания Всемирной федерации глухих. Кстати, ВОГ входит в состав этой международной организации с 1955 года.

ВОГ делает лучше жизнь особенных людей:

  • следит за соблюдением прав людей с проблемами слуха;
  • организует мероприятия и расширяет возможности досуга;
  • помогает в реабилитации и интеграции в социум;
  • способствует повышению уровня образованности глухих и доступности современных информационных технологий;
  • помогает в трудоустройстве;
  • готовит переводчиков языка жестов;
  • предоставляет необходимые слабослышащим технические устройства.

В ВОГ входит более 300 000 россиян.

Услышь меня

При содействии Всероссийского общества глухих был разработан проект «Услышь меня». Он направлен на то, чтобы показать всем глубокий внутренний мир глухих людей. Документальный фильм «Услышь меня», снятый в рамках проекта, продемонстрировал особенности общения глухонемых, их культуру и проблемы при взаимодействии с миром звуков. В картине снялись многие известные актёры и деятели искусства.

Деятельность проекта преследует несколько целей:

  • показать, что особая культура слабослышащих и глухих может дать много нового здоровым людям;
  • добиться изменений в законодательстве, облегчающих жизнь глухих людей;
  • привлечь внимание общественности к вопросу глухоты;
  • познакомить людей с различными приспособлениями для повышения остроты слуха;
  • популяризовать жестовый язык в России;
  • создать возможности для общения людей с проблемами слуха и без подобных нарушений.

Глухота не приговор

Глухота для многих людей не стала поводом замкнуться в себе. Стремящийся к цели обязательно её достигнет, несмотря на все препятствия. Доказательством тому служат истории выдающихся личностей, имеющих проблемы со слухом.

  • Самый знаменитый немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен полностью оглох к 32 годам. Однако это не помешало ему написать известную всем «Девятую симфонию».
  • У французского писателя и философа Жан-Жака Руссо тоже были проблемы со слухом, тем не менее он по праву считается величайшим мыслителем эпохи Просвещения.
  • Константин Эдуардович Циолковский стал глухим, когда ему исполнилось шестнадцать, однако детские мечты о космосе он смог реализовать, став "отцом российской космонавтики".
  • Потерявший в 3 годам слух Иван Карлович Арнольд стал известным художником и сурдопедагогом. Именно он основал первое училище для глухонемых в Москве.
  • Глухота не ограничила таланты и выдающегося французского поэта эпохи Возрождения Пьера да Ронсара: помимо создания стихов, он замечательно танцевал и был отличным фехтовальщиком.
  • Не многие знают, что есть проблемы со слухом и у бывшего 42-го президента США Билла Клинтона. Он использует слуховой аппарат, чтобы слышать лучше.
  • Танцор и хореограф Амнон Дамти никогда не знал, каково это - слышать. Он чувствовал музыку душой, поэтому в 15 лет присоединился к удивительной израильской группе глухих танцоров. Амнон чувствовал ритм ногами, через вибрацию динамиков. Помогала и поддерживала мужчину его жена и партнёрша по танцам. Упорство и талант позволили Дамти стать лучшим глухим танцором 1990 года, а также успешным хореографом.
  • Шошанна Стерн, американская актриса, тоже никогда не слышала. Она училась в школе для глухих и уже там начала проявлять свои актёрские таланты. Девушка уверенно работала на камеру. Она сыграла множество ролей в фильмах и даже не думает останавливаться на достигнутом.

День глухих - праздник, заставляющий задуматься о том, что рядом с нами живут люди, которые не могут слышать. Им сложно понимать окружающих и интегрироваться в мир, полный звуков. Они очень нуждаются в нашей помощи и поддержке.

В Москве собрались люди, изучающие язык, на котором в столице говорит каждый десятый, а в России - 13 миллионов человек. Это язык жестов. Фестиваль приурочен к Международному дню глухих, который в 2017 году отмечается 24 сентября

Столичный парк. Выходной. Для одних громкий и шумный, вокруг музыка, поют птицы. Другие - едва слышат мелодию. Слуховой аппарат спасает. То, что не могут сказать, прокричать, пропеть, они покажут. Свой мир и своя музыка. На кончиках пальцев.

Фестиваль жестового языка в Москве - это когда в парке прямо посреди аллеи Вас остановят и научат говорить без слов. Здороваться или произносить свое имя.

«Пусть слышащие люди, которые говорят, пусть увидят, какой у нас праздник большой для всех, не только для глухих; с большим желанием мы сюда пришли», - говорит участница фестиваля Елена Лапенкова.

Ничего не слышать. Ничего не говорить. В России больше 13 миллионов человек, которые знают, каково это. На языке жестов общается каждый десятый житель Москвы, например. Пять лет назад он был признан в России государственным.

«Мы стараемся как раз сказать о том, что у глухих и у слабослышащих есть большие возможности, несмотря на имеющиеся трудности. Но чтобы контактировать с глухими и слабослышащими, нужно знать жестовый язык. Если все будут знать жестовый язык, то не будет проблем в общении, не будет барьеров», - отмечает председатель Московской городской организации Всероссийского общества глухих Владимир Базоев.

Этот язык можно выучить на курсах или на базе специальных факультетов, где готовят сурдопереводчиков. Быть своего рода проводником от мира тишины к миру звука - непростая работа, которая меняет и твой собственный мир, говорят студенты.

«Мне это помогло раскрыться в каком-то артистическом плане. На первом курсе мы стеснялись, а сейчас хлебом не корми - дай что-нибудь показать», - рассказывает студентка.

Но меняется еще кое-что - отношение к тем, кто говорит на этом языке. Максим Исаев не слышит. А его сын Милан главный папин помощник.

«Он не стесняется жестового языка. Мы с ним в школе общаемся на жестовом языке. Есть такие дети, которые не хотят говорить о том, что у них родители плохо слышат, не афишируют это. Это стереотипы, которые не позволяют людям нормально относиться к инвалидам по слуху», - говорит участник фестиваля Максим Исаев.

Именно чтобы стереотипов стало меньше, дни жестового языка устраивают каждый год в разных парках Москвы. Мечта организаторов, чтобы и в других городах хотя бы раз в году зрители благодарили артистов на их языке поднятыми вверх руками. Чем больше этих самых рук, чем они выше, тем громче звучат овации в мире тишины.

Прославлен тот боец, что верною рукою

Добьется, невредим, победного венца.

Но честь, двойная честь бесстрашному герою,

Кто ранен, весь в крови, но бьется до конца.

О. Скороходова

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей появления в календаре памятных дат Международного дня глухонемых людей.

2. Формировать понимание значения данного дня в календаре памятных дат.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, которым посвящен этот день.

Форма проведения: информ-дайджест.

Подготовительная работа

1. Подготовить информацию по теме часа.

2. Найти информационные источники (книги, журналы, газетные публикации), свидетельствующие о жизни и деятельности глухонемых людей.

3. Найти репродукции картин глухонемых художников.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель . Я предлагаю вам на минуту закрыть глаза, прикрыть плотно руками уши и оказаться в полном безмолвии.

Учащиеся выполняют задание.

Трудное это состояние, не правда ли? Нам тяжело его пережить в течение нескольких минут. А если это на всю жизнь? Мы отправляемся с вами в страну глухих. Какая она? Кто в ней жил и живет? Каково жить в этой стране? Об этом рассказ наших ребят.

Ученик . Международный день глухонемых людей отмечается по инициативе Организации Объединенных Наций с 1951 г.

Ученица . По данным Всемирной организации здравоохранения, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Слух можно потерять в результате травмы, болезни или врожденных пороков.

Ученик . В 1926 г. в России было создано Всероссийское общество глухих людей.

Ученица . В 1760 г. аббат де Л" Эпе основал первую школу - Парижский институт глухонемых во Франции. Он был основоположником мимического метода общения с глухонемыми людьми, автором языка жестов.

Ученик. Именно благодаря его открытию Международная федерация глухонемых людей в 1950-е гг. разработала систему жестов для обслуживания международных мероприятий глухих людей: конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных мероприятий.

Ученица . На нашей большой планете более 2500 языков. Но есть и еще одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, - это язык взглядов и жестов. Им пользуются глухонемые люди.

Ученик. Иногда можно слышать, что глухие люди замкнуты и необщительны. Однако позволю себе с этим не согласиться. Готовясь к информационному часу, я нашел статью, содержание которой относится непосредственно к теме нашего разговора.

Казалось, только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом черном костюме. А между тем именно из-за нее и пришли сюда профессора, педагоги, врачи...

Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет отстаивать свое право встать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом она говорит о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха.

Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что женщина правой рукой быстро водит по наколотой по системе Брайля бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она.

Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик. В качестве кандидатской диссертации О.И. Скороходова защищала свою ставшую широко известной книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания ее книги.

Книга О.И. Скороходовой не развивала науку о слепоглухих людях, не продолжала ее - она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие.

Она родилась 11 мая 1911 г. на Украине, в селе Белозерка недалеко от Херсона. Ее родители были бедные крестьяне.

В автобиографии Ольга Ивановна писала: «Когда отца в 1914 г. угнали на войну, мать осталась единственной работницей в семье, состоящей из братьев и сестер моего отца и больного дедушки. Мать много работала — батрачила у священника... Но как ни тяжелы были годы моей маленькой жизни, они все же были моим золотым детством до того дня, как я заболела».

В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук. Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни.

Ольга заболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух и частично - речь. Наступила полная тьма и полная тишина... Началась жизнь без звуков и красок. Ночь или день - все одинаково. Только руки ей рассказывали о том, что происходит вокруг. Мать Ольги - Мария Тимофеевна - делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только сочувствующе гладили девочку по голове да советовали матери не падать духом.

Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с утра до ночи), беспомощности и почти полной изолированности от внешнего мира. В той же автобиографии Ольга Скороходова напишет: «Наступил самый трудный, голодный для нашего села 1922 год... Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и почти глухой девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать...» А новая беда уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в полубессознательном состоянии, Ольгу забрала к себе ее тетка. Осенью 1922 г. Херсонский отдел народного образования направил девочку в одесскую школу для слепых детей.

В начале 1925 г. слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей. Эту клинику в Харькове создал профессор И.А. Соколянский. «Для меня, - писала Ольга, - началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой. Наши воспитатели, педагоги и сам И. А. Соколянский любили нас не меньше, чем своих родных детей».

Прошло некоторое время, и у Ольги Скороходовой удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного брайлевского шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного курса.

Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился Горький. В 1932 г., когда отмечалось 40-летие литературной деятельности писателя, девушка, набравшись храбрости, послала Алексею Максимовичу поздравительное письмо. Долгожданный ответ пришел нескоро: немало корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.

Удивительным человеком была Ольга Скороходова. С ней можно было часами говорить о литературе, искусстве... Начитанность ее была поразительной. Русская и зарубежная литература - для нее родной дом, в котором все до мельчайших подробностей знакомо и дорого. Она не только любила и знала поэзию, но и сама с юных лет сочиняла стихи. Горький считал, что Ольга Скороходова обладала настоящим поэтическим даром. Вот, к примеру, только одно четверостишие из ее стихотворения «Весна»:

Молодая весна многозвучий полна,

Прилетела из дальнего края.

Зашумели леса, заблестела гроза,

Пробужденье природы встречая...

О.И. Скороходова любила и понимала скульптуру. Когда она рассказывала о скульптуре, то казалось, что оживают тончайшие линии изваяния, каждая бороздка, проведенная резцом мастера. Ее негромкий голос звучал мягко и мелодично, живо предавая оттенки чувств и мыслей. Трудно было поверить, что эта девушка, обладающая широкими познаниями, разносторонними интересами и огромной внутренней культурой, с восьми лет лишена зрения, слуха...

Испытаний, которые выпали на долю Ольги Скороходовой, хватило бы на нескольких человек. Вот только одно из них.

Оля много лет ничего не знала о судьбе своего отца - где он, что с ним. Но в 1933 г. после долгой разлуки они встретились. Нет слов, чтобы передать волнение, охватившее Ольгу. Как отнесется к ней, такой, отец? Была еще одна причина для волнений: у отца уже другая семья, есть и другая дочь... Между Ольгой и отцом завязывается переписка.

Вскоре Ольга стала получать письма и от жены отца, которая оказалась простой и добросердечной женщиной. Оля никому не хотела быть обузой, она старалась убедить, что не испытывает ни малейшего желания поселиться у них, уверяла, что она не абсолютный инвалид, что найдет свое место в жизни, а от них ждет только хорошего отношения к себе - их человеческой любви и дружбы.

Ольга получила среднее образование. Ее литературные способности окрепли: она пишет заметки, статьи, очерки, стихи... По совету профессора Соколянского она вела записи того, как она воспринимает мир. Впоследствии эти записи ей очень пригодились.

Она готовилась к поступлению в Литературный институт. Но началась Великая Отечественная война. Харьков оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу гитлеровцы убили шестерых ее воспитанников. Лишь двое каким-то чудом спаслись. Одной из уцелевших была О. Скороходова. В 1943 г. наши войска освободили Харьков. Через год она была уже в Москве, где встретилась со своим учителем Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним уже до самой его смерти.

Наступил 1947 г., О. И. Скороходова опубликовала свою книгу «Как я воспринимаю окружающий мир». Книга представляла исключительный интерес для дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского. В 1948 г. она становится научным сотрудником (позднее - старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР - ныне Институт коррекционной педагогики РАО.

Имя и труды О. Скороходовой - единственного в мире слепоглухого научного работника - приобретают все большую известность.

В 1954 г. вышла в свет ее новая книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Она тоже была удостоена премии К.Д. Ушинского.

В 1961 г. О.И. Скороходова блестяще защитила кандидатскую диссертацию, и ей присвоили ученую степень кандидата педагогических наук.

Известно, что потеря зрения и слуха делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти из жизни. Не избежала этого и О.И. Скороходова: когда ей было 18 лет, она хотела отравиться...

Выработка стратегии и тактики общения с людьми - это настоящее искусство. Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус поражений. «Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток сердечных струй с холодной водой», - записала она однажды в своем дневнике. Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось, неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того, силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его необходимости для людей с похожей судьбой.

Работа над книгами приносила ей радость. В 1972 г. вышел из печати большой труд «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку. Скороходовой присудили первую премию Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах. В мировой литературе монография Скороходовой - это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические Функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме - автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи... Она помогала попавшим в беду людям не только своими научными трудами, но и практической деятельностью. С ее помощью была открыта в подмосковном Павловском Посаде школа-интернат для слепоглухонемых детей.

О.И. Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой жизни, принимала участие в работе научных конференций международного уровня. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые и писатели, учителя и многочисленные читатели со всего света.

Была ли она счастлива в жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа из ее стихотворения «Письмо»:

Я прошла сквозь мрак и бури,

Я пути искала к свету -

К жизни творческой, богатой...

И нашла! Запомни это!

Классный руководитель. Страна глухих... Она существует, она есть. В этой стране живут большие и маленькие, взрослые и дети. Как известно, сегодня в мире действуют различные программы реабилитации больных тугоухостью и глухотой, у них есть свой язык, специальные школы, свои общества по интересам и т. д. Все это, безусловно, помогает людям с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью. Среди слепоглухих было и есть немало талантливых людей. В этом вы убедились, прочитав статью. Я прошу вас высказать свое мнение о прочитанном в статье.

Обсуждение статьи с учащимися.

Ученик. Готовясь к информационному часу, мы узнали, что десятки замечательных людей прошлого были глухими.

Ученица . И это нисколько не помешало им не только состояться в жизни, но и обессмертить свое имя великими творениями.

Ученик. К примеру, Пьер де Ронсар - поэт эпохи Возрождения, которого называли «принцем французских поэтов», был прекрасным фехтовальщиком и танцовщиком. В историю вошла его замечательная фраза: «С плохим слухом во дворце делать нечего».

Ученица. Глухим был известный французский писатель В. Гюго, автор романа «Собор Парижской Богоматери».

Ученик. Бетховен, величайший композитор своего времени, один из самых исполняемых в современном музыкальном мире, был глухим.

Ученица . Итальянский художник Антонио Станьоли, французский скульптор Десен, писатель Жан Жак Руссо - это люди, имена которых известны в мире благодаря их творениям.

Ученик . Страна глухих - это вовсе не страна, в которой нет творчества, жизни, радости, любви. Это страна, в которой люди, лишенные радости видеть и слышать, зачастую - говорить, часто делают то, что не под силу имеющим возможность слышать и видеть,

Ученица . К примеру, недавно в Киеве открылась выставка картин, нарисованных людьми с расстройствами слуха. Это вторая международная выставка глухих художников на Украине. В экспозицию вошли 160 картин 50 художников. Кроме представителей Украины, свои работы показали профессионалы и любители из России, Беларуси и Польши. Вот что сказала одна из участниц выставки: «Мне кажется, глухие люди рисуют намного лучше, чем те, которые слышат. Мне нравятся реалистичные картины глухих художников. Они рисуют так, как видят, ничего не добавляя».

Ученик . Это пример из сегодняшнего дня. Мы же хотим рассказать о людях прошлого, картины которых известны всему миру. Но мало кто знает, что эти художники, авторы выдающихся произведений, были глухими.

Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов.

Ученица . Я приглашаю вас в Испанию, в город Сарагосу. Здесь родился знаменитый испанский художник Франсиско Гойя. История жизни Ф. Гойи начинается в 1746 г. Условия жизни его семьи были исключительно скромными. Его мать принадлежала к мелкой аристократии Сарагосы, отец работал шлифовальщиком металлов.

Ученик . Свое обучение как художник Гойя начинает в Испании, а продолжает в Италии. Возвратившись на родину, он становится художником-портретистом.

Ученица. По мере того когда возрастала его известность, сын шлифовальщика из Сарагосы наслаждался своим успехом и признанием. В одном письме другу Гойя писал об аудиенции У короля, сообщая с удовольствием, что не смог скрыть «всех почестей, которые, благодаря Богу, получил от короля, королевы и принцессы, показав им картины», добавляя: «Я, поцеловав их Руки, никогда не испытывал так много счастья».

Ученик. Слава давала ему больше работы по заказам. Для него позируют аристократы и члены королевской семьи, политики, законодатели и высокие сановники церкви, а также поэты, художники, актеры и тореадоры. Успех был приятен, но одновременно художник скучал, так как ему хотелось писать только то, что он любил.

Ученица. В 1792 г., будучи в Севилье, он тяжело заболел, и это заболевание оставило ему глубокую и неизлечимую глухоту в возрасте 46 лет. Близкое соприкосновение с глухотой и одиночеством, в которые он был погружен, изменило его искусство навсегда. Кроме работ на заказ Гойя начал писать картины исключительно для самого себя. Его произведения с этого времени отличались новой глубиной и критическим видением.

Ученик. Если глухота Гойи повлияла положительно повлияла на его искусство, то нельзя сказать то же самое о его профессиональной жизни.

Ученица. В 1795 г., вскоре после утраты слуха, он был избран директором Школы живописи Королевской академии искусств Сан-Фернандо, но два года спустя отправлен в отставку со ссылкой на состояние здоровья. Примерно 10 лет он добивался места генерального директора академии, но терпел поражение при голосовании: 28 из 29 членов академии были против него из-за его глухоты.

Ученик. И лишь в конце жизни он смог получить место на государственной службе как придворный художник.

Ученица . Известным художником, глухим от рождения, был испанец, современник Гойи, Роберто Готье Прадес. Свое наследство, заработанное им рисованием картин, он оставил на обучение и воспитание различных поколений глухих детей.

В мае 1805 г. он обратился в Королевский колледж художников с ходатайством учить читать, писать и рисовать глухих талантливых детей. Предложение Прадеса очаровало членов совета правления, они решили, что обучать детей должен глухой художник. Королевский колледж с удовольствием принял это предложение, и вскоре глухие учащиеся начали получать уроки рисунка у Роберто Готье Прадеса.

Ученик. Однажды Марка Твена попросили назвать людей, которых можно было бы считать самыми замечательными личностями XX столетия.

Ученица. И что же он ответил?

Ученик. Он назвал самыми известными личностями Наполеона Бонапарта и Елену Келлер.

Ученица . Имя Наполеона Бонапарта, пусть и самым печальным образом, известно всем. Кто такая Елена Келлер, знают немногие.

Ученик. Елена Аламс Келлер была лишена слуха и зрения, она прожила свои 87 лет в темноте и тишине. Вот с каким письмом она обратилась к своим потомкам:

«Я, будучи незрячей, могу дать один совет тем, кто видит этот чудесный мир.

Я могу дать одно предостережение тем, кто не использует дар Божий - свое зрение - полностью.

Употребляйте свои глаза так, как будто завтра вы окажетесь слепыми. Это же можно применить и к другим внешним чувствам.

Ученица . Одаренная от природы энергичным, жизнерадостным и целеустремленным характером, а также сильным желанием выражать и передавать мысли, она вышла навстречу жизни, чтобы усвоить ее уроки. Американке из Алабамы, возможно, не суждено было прославиться на весь мир, если бы не трагедия, случившаяся с ней в возрасте полутора лет, когда в результате болезни маленькая Елена потеряла зрение и слух.

Ученик . Слепоглухонемая девочка выросла и написала семь книг! В это трудно поверить... Благодаря своей учительнице Энн Салливан и ничуть не меньше - своей жизненной силе и любви к миру Елена Келлер одержала победу над физическим недугом и стала символом человеческой воли. Для всех, не только для Марка Твена.

Классный руководитель . Закончится Международный день глухонемых людей. Но он не должен закончиться в наших делах и поступках. Главное, чтобы мы с вами помнили и говорили об этих людях не только в этот день. Мы должны их видеть среди нас, пытаться помочь, если они нуждаются в нашей помощи, сделать так, чтобы они почувствовали, что мы их слышим без призыва о помощи.

Международный день глухонемых - праздник отмечается в последнее воскресенье сентября.

Праздник Международный день глухих (англ. International Deaf Day) - международный день, учреждённый в 1951 году в честь создания Всемирной федерации глухих (World Federation of the Deaf, WFD). Ежегодно в последнюю полную неделю сентября в мире отмечается Международная неделя глухих, которая в последнее воскресенье сентября завершается Международным днём глухих.
В России первое училище для глухонемых было открыто в 1802 году.

История сообществ глухих свидетельствует о том, что начало становления и развития социумов глухих во многих странах явилось возможным благодаря различным встречам и объединению выпускников школ глухих.

Наиболее ярким примером послужил вклад глухих Франции, чей язык развил аббата де ЛЭпе, превратив созданный глухими простой язык в богатый язык, породивший множество других. Он был основоположником мимического метода, большим сторонником жестового языка.
В начале XIX века выпускники Парижского института глухих начали отмечать день рождения Шарля-Мишеля де ЛЭпе. На двухсотлетний юбилей рождения великого француза, было приглашено множество глухонемых из различных стран, и это стало первой международной встречей сообществ, положившей начало контактам.

На планете около двух с половиной тысяч языков, но есть одна форма общения - язык взглядов и жестов. В 50-е годы Всемирной Федерацией глухонемых в целях обслуживания международных мероприятий глухих, была разработана специальная система жестов, которую назвали Жестуно. В первом словаре Жестуно, опубликованном в 1965 году зафиксировано 300 жестов, в третьем издании уже 1500.

В отличие от Жестуно, международный язык жестов развивался естественным путём, в ходе изучения которого отмечается использование естественных и иконических жестов, большое количество повторов, применение рисунков и надписей, лексических и грамматических элементов национальных жестовых языков. Чем свободнее глухонемой человек владеет национальным языком жестов, тем проще ему даётся интернациональное общение.

Огромный вклад в развитие языка жестов внёс Генеральный секретарь Всемирного Союза Глухих Магов, Саймон Кармел. Кармел долгое время изучает быт и культуру глухих в разных странах мира и в совершенстве владеет жестовым языком. Также он является автором книги под названием «Международная ручная азбука Глухих», в которой описывается 43 дактильных алфавита, используемые в 59 странах мира.

27 марта 1805 года 28-летний император Александр I своим указом основал первый в России институт глухонемых на территории селения Романово Волынской губернии. Первая школа для глухих детей была открыта в 1806 году в Павловске. В 1862 году были изданы “Узаконения о глухонемых и немых”, основанные на Своде законов 1833 г. и составленные выпускником Санкт-Петербургского училища глухонемых А. Соколовым.
В 1885 году в Астрахани основано училище глухонемых выпускницей Санкт-Петербургского училища глухонемых уроженкой города Астрахани А.В. Тимофеевой, глухонемой с детства. В июне 1886 года оно вошло в государственную систему обучения. В 1900 году в Москве был открыт первый детский сад для неслышащих (он был и первым в Европе).

Всероссийское общество глухих (ВОГ), образованное 21-25 сентября 1926 года.
В составе Всероссийского общества глухих - 76 региональных и почти 900 местных отделений, которые обслуживают не слышащих граждан, проживающих на территории Российской Федерации.
Главная задача Всероссийского общества глухих - защита прав глухого человека, повышение качества его жизни. ВОГ сотрудничает с Федеральным Собранием, Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами, органами и организациями государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, различными профильными организациями, решающими проблемы инвалидов по слуху и инвалидности.