Компьютерная графика галицкий александр семья дети израиль. Почему они ведут себя как дети? Почему им обязательно надо вывести нас из себя

  • 02. 11. 2015

Израильский художник Саша Галицкий занимается с пожилыми людьми резьбой по дереву. «Ведет кружок в доме престарелых», - сказали бы у нас. На самом деле, не совсем в доме престарелых, не то чтобы кружок, а уж кто кого ведет - и вовсе непонятно. Чтобы разобраться самому и объяснить другим, Саша написал книжку рассказов о своих подопечных «Мама не горюй». Накануне выхода этой исключительно полезной, - ведь никто из нас не собирается умирать молодым, - книги мы поговорили с Сашей про старость, про радость, про злость и про то, как от всего этого не сойти с ума

Рисунки Александра Галицкого: «Случай 1», «Случай 2», «Случай 3»

- Твои родители старились рядом с тобой?

Нет, родители до последнего дня жили и умерли в Москве, я уехал в Израиль, а они остались с моим братом Фимой. Фима старше меня на пять лет, он крутой экономист, работает в Фонде «Общественное мнение» и преподает в Школе экономики.

Мама моя была терапевтом, такой типичный участковый врач из малаховской поликлиники. Хотя, знаешь, скорее нетипичный. Она могла несколько раз пойти по одному и тому же вызову - узнать, как больной, к которому она ходила утром, чувствует себя вечером. А потом возвращалась с работы, брала телефон, и все - я ее не видел. Ревновал ее страшно к этому аппарату, к бесконечным звонкам: что болит у этого, что у того, пусть этот перезвонит, я ему скажу, что делать, и так далее. Значит, привычка активного житья среди какого-то количества людей, которым ты можешь оказать помощь, наверное, во мне от мамы. Она навидалась в жизни всякого, так что по глупости душевной меня отправила в художники со словами: «Я столько насмотрелась всяких ужасов, пусть хоть Саша занимается прекрасным».

Папа был такой, в общем, не очень везучий. Ему удалось поучаствовать в московском параде физкультурников в 45 году, а потом сразу перекочевать на строительство МГУ в качестве заключенного. Взяли за спекуляцию, он отправлял своей маме, моей бабушке, в Среднюю Азию, куда ее эвакуировали, соду, - чтобы она могла продать ее на базаре и купить себе еды. Ну и решили, что это какой-то наркотик, белый порошок… Отсидел больше четырех лет. Он был страшно честен, мой папа, просто до идиотизма. Я пытаюсь быть чуть хитрее, но не знаю, насколько у меня получается, - в этом смысле гены с двух сторон подкачали. Но если говорить о том, каким стариками были мои родители, - они были очень хорошими стариками. Незлобивыми, умными, готовыми шутить, спокойно принимающими свою старость.

- Вспомни свое первое занятие. Вот ты зашел, тебя окружили старики. Тебе сорок восемь, им в среднем…

Их было десять человек, и всем за восемьдесят, да. Первое впечатление - запах. Запах старости, запах прожитой жизни, что ли. Постепенно я привык, перестал его ощущать, но поначалу это было самым сильным впечатлением. Вообще, со временем все эти внешние проявления - дряблая кожа, пигментные пятна, слюни-сопли, способность пукнуть при всех, ведь если он не слышит, он думает, что не слышит никто, - ты начинаешь относиться ко всему совершенно спокойно.Источник спокойствия только один - видеть себя в этом человеке, в каждом из них И источник такого спокойствия только один - видеть себя в этом человеке, в каждом из них. Примерять их состояние и поведение на свой тщедушный организм. Потому что все это не за горами. Они ходят по врачам, я расспрашиваю их с искренним интересом, а они с удовольствием мне рассказывают. «Жена хочет купить мне ходунки, - размышляет вслух дед Йосеф, - но я ведь еще ни разу не упал. Может, подождать, пока упаду? Или, может, я просто такой скупой?» И недавно я совершенно четко осознал, что рано или поздно у меня тоже будут ходунки. То есть они, мои старики, в какой-то степени готовят меня к будущему. Видеть в них свое будущее - это очень важный момент отношения к чужой старости.

Ты пишешь «старость - болезнь заразная». Какую прививку надо сделать, чтобы болезнь протекала в легкой форме? Чем защищаешься ты сам?

Сейчас я уже в этом смысле крутой, а поначалу защита была очень практического свойства: мне просто было страшно, что мои старики порежутся, так что все эмоции направлялись в это русло. Они приходили на занятия и становились как бы моими детьми, и я должен был этих детей беречь. За пятнадцать лет было всего два случая, когда пришлось накладывать швы. Нет, три. Это ведь не скульптура, где ты лепишь себе спокойно, возишься с мягким, податливым материалом. Здесь ты имеешь дело с очень острым инструментом, - им можно бриться. Я наблюдаю за своими стариками и по напряженности позы, по положению руки чувствую момент, когда возникает риск травмы. Вот локоть поднимается вверх, вот искажается вектор движения инструмента, вот появляется дополнительное ненужное усилие, и я понимаю, что сейчас рука соскользнет, и резец или стамеска воткнется куда не надо.


Занятие в студии Фото: Наталья Черняховская

Как защититься от порезов - более или менее понятно. А как защититься от потерь? Когда на очередное занятие не пришел тот, кого ты привык видеть на этом стуле, когда очередная работа остается недоделанной?

Когда я только начал этим заниматься, в кружке был дедушка, который очень хотел закончить работу к какому-то конкретному дню. А мне нужно было поехать в Москву, к родителям, и я понимал, что закончить с этим дедом его работу к нужному сроку мы не успеем. Я шел на урок и думал, как бы ему поаккуратнее об этом сказать. Прихожу, а мне говорят, что он скоропостижно умер. Это было давно, но острота таких потерь не притупляется. И мне нужно было для себя найти способ ставить какую-то точку в этих взаимоотношениях. Я нашел. Вот человек работал, резал какой-то рельеф или скульптурку, она ему была очень дорога и в какой-то момент оказалась бесхозной. Он так старался, хотел, чтобы все было похоже, чтобы вот тут ровно, а вот тут гладко… И вдруг исчез. Бо́льшую часть работ я возвращаю в семью, конечно, если есть кому возвратить. А остальные доделываю сам. Мне надо внутри себя что-то завершить, закрыть дверцу, попрощаться с человеком. И оказалось, что этот способ - самый действенный. Я понимаю, что человека нет, что ему уже все равно, но это нужно мне самому. Это как лекарство, это способ перевести боль во что-то другое. Ну, не боль, а беспорядок в душе от того, что вдруг исчезает человек, с которым ты много лет был рядом, пусть даже совсем чужой. И искусство помогает мне навести в душе порядок.

Старики сосредоточены на своих проблемах, дети говорят о старческом эгоизме,- вот, пожалуй, основной источник конфликтов в семье.

Старики очень зациклены на себе, и это нормально. Это надо принять, даже если ты не можешь понять. Мне, например, очень помогает идея, что мой опыт заканчивается опытом моих лет, а общение с со стариками дает возможность воспринять опыт тех, кто прожил значительно больше. И эта возможность мне интересна, даже если речь идет об отрицательном опыте. Ведь если ты попытаешься понять, как работает организм, как работает мозг, как работают чувства пожилого человека, с которым ты общаешься, у вас обязательно появится общий язык. Нужно как бы залезть в его ботинки. Представить, что ему просто для того, чтобы встать со стула, нужна определенная степень геройства - подготовиться к боли в коленях, потом почувствовать ее, потом преодолеть. Нужно осознать, что время стариков течет по-другому: для тебя встать и подойти к двери это полторы секунды, а для него - пятнадцать. В десять раз дольше, понимаешь? И если это осознать, будет больше шансов найти с ними общий язык. Меня, например, интересует их сексуальная жизнь. Я же не представляю, что в их возрасте с этим происходит. А они готовы про это говорить, если ты готов слушать. Один дед мне говорит: «Сколько тебе, пятьдесят восемь? Ну, еще лет десять тебе осталось это самое. А потом будет так спокойно, хорошо». Второй тихонько шепчет: «Смотри, я тут единственный, кто на самом деле что-то может, все остальные уже только рассказывают».


Рисунок Александра Галицкого: «Случай 4»

Иллюстрация: Александр Галицкий

Но, конечно, есть вещи, к которым невозможно привыкнуть. Они ничему не учатся, у них мозг абсолютно забит информацией из прожитой жизни. Я пятнадцать лет с ними работаю и каждый день говорю одно и то же тем же самым людям. Представляешь? Ты сегодня что-то сказал, а через неделю надо то же самое сказать снова.

Какую школу самоконтроля ты прошел, чтобы не раздражаться? Для тебя это работа, за которую платят деньги, а как сформировать бесконечно возобновляемый ресурс терпения тем, кто изо дня в день общается со стариками у себя дома?

Иногда ты просто стараешься продержаться - еще минуту, еще пять минут, еще полчаса. Напоминаешь себе, что скоро будет перерыв, что он встанет и уйдет… Говоришь себе: «Да, ты сведешь меня с ума, но не сегодня». Именно это я пытаюсь объяснить своей книгой: если в твоей жизни присутствуют старики, создай атмосферу, которая поможет вам общаться.Если в твоей жизни присутствуют старики, создай атмосферу, которая поможет вам общаться Ты не можешь вытереть их из своей жизни, так попытайся взять это общение под контроль. У меня есть знакомая, она живет с пожилыми родителями. Мы с ней общаемся по скайпу. На днях спрашиваю ее: «А где родители?» Она отвечает: «Сегодня мой день. Раз в неделю я закрываю дверь в свою комнату и говорю - сегодня не выхожу, делайте, что хотите…». Я слушаю ее и думаю - ё-моё, ты же завтра все равно выйдешь, так зачем же сегодня создавать атмосферу, в которой тебе завтра будет в десять раз труднее?

Когда я захожу в комнату к своим старикам, я сразу чувствую, если кому-то плохо - не физически, а в голове что-то не то. Точно знаю, когда люди думают о другом. Тогда я подхожу к такому старику и спрашиваю: «Ты не со мной. Что происходит?» «Да, знаешь, был у врача, в анализах что-то нашли»…

Тебе важно вернуть его в трудовой процесс, чтобы занятие шло нормально, чтобы не поранился, чтобы дострогал свой рельеф? Или тебя действительно интересует, что с ним?

С ними невозможно иначе. Понимаешь, это как бы стая. Старики - такие ребята, которые, при всем уважении и любви, съедят тебя, как только почувствуют твою слабость - даже те, кто тебя очень любит. Так что тебе надо всегда быть большим, сильным, великодушным.


Занятие в студии резьбы по дереву Фото: Наталья Черняховская

Был случай, когда я на занятии поругался с одним из дедов, он что-то неправильно делал, я его отругал, он встал и ушел. И вокруг началось: «У меня срочное дело», «Мне пора к врачу», «У меня голова болит», - атмосфера испортилась, народ разошелся. Проходит неделя, и я думаю - какой я дурак, почему я не сдержался… Был уверен, что на следующее занятие этот дед не придет. Но он пришел и в сторонке начал что-то делать. Я в это время сидел с тетушкой, которой сказал тихонько: «Хорошо, что он пришел. Зря я на прошлом уроке с ним схлестнулся». А она мне говорит: «Ты, по-моему, тогда был простужен, и у тебя не было на нас терпения». «На нас», - понимаешь? Я - учитель, человек пришлый, а она себя ассоциирует с тем человеком, которого поругали. Обидев одного, я бью по всем. Это справедливо и в другую сторону - если один тебя покусает, начнут кусаться все. Поэтому нужно свою сонную артерию беречь, уходить от острых моментов и не обижаться ни в коем случае. Как только ты обиделся - ты пропал. Есть у меня одна тетка, которая меня страшно любит. При этом работает плохо, неправильно, все у нее наперекосяк. Говорит: «Ты дал мне плохой инструмент, он не острый».Такие мелочи как поставить два стула - все равно что цветок им подарить


Александр Галицкий - это известный российский и израильский художник, скульптор, график, дизайнер и просто очень хороший человек с добрым сердцем.



Саша - скульптор, график, дизайнер, художник. В свое время закончил скульптурное отделение Московского Художественно-Промышленного училища им. М. И. Калинина по специальности «Художественная обработка дерева, камня и кости» и художественно-графическое отделение пединститута им. Ленина. Много лет занимался графическим дизайном. В «лихие» 90-е годы приехал с семьей в Израиль. Преподавал в мастерских графики академии художеств в Иерусалиме - "Бецалель". На протяжении 15-ти лет был арт-директором Центра Учебных Технологий Израиля в Тель-Авиве. Организовал детскую и взрослую художественную студию "IguanArtStudio " в Ход ха-Шароне.


Саша Галицкий много лет был руководителем и вот надоело сидеть в офисе, принимать ответственные решения, принимать и увольнять людей, зависеть от руководства. И он ушел, и стал, как сам говорит, «художником-передвижником». Он искал свободу.


И вот с 2000 года он занимается обучением пожилых людей резьбе по дереву в студиях, созданных по его инициативе при домах престарелых. Шесть дней в неделю Саша Галицкий из подмосковных Люберец проводит в дороге. Саша любит жизнь и ее движение и свою роль в этом очень философском на его взгляд процессе. В Израиле за последние 10 лет появилось много "престарелых домов" высшего класса. Люди, всю жизнь платившие налоги и собравшие на различных пенсионных программах солидные суммы, к старости продают своё жильё и уходят в такие дома. Там их обеспечивают небольшими отдельными квартирками, всеми удобствами и развлечениями, лекциями, бассейном и всевозможными занятиями - от изучения компьютеров до кружков керамики, включая путешествия за границу и другие развлечения. Этих людей постоянно навещают их дети. внуки, да и сами они ещё вполне мобильные.



Жена Саши тоже художник. И ей пришла в голову идея попробовать организовать в одном из таких местных "домов престарелых" студию резьбы по дереву. Саша эта идея вначале не понравилась. Доводы его были весьма логически обоснованы- эта работа требует профессионального, остро заточенного инструмента, нужно оборудование, как минимум, надо обладать хорошим зрением, чтобы резать по дереву... Да и вообще, к тому времени он уже более 20 лет не брал резца в руки...


Но в конце концов он все-таки решился. Собрал весь свой опыт в области резьбы по дереву и... психологии. За долгие годы его работы с людьми в качестве дизайнера и начальника отдела графики в большой фирме у него накопилось немало знаний в психологии и науке общения. За эти годы он научился чувствовать их, понимать их состояние и смотреть на мир "их глазами". Он научился - что главное - создавать в "мастерской" ощущение праздника и творчества. Что ему это стоит и как он делает это - знает только он сам.


В это области у него практически нет конкурентов. Классическое образование, занятия скульптурой, рисунком, мастерскими; умение подготовить инструмент к работе своими руками, не отдавая его в специальную мастерскую для заточки - всё это сделало его "неуязвимым" для конкурентов. Да их и не видно на горизонте, в какую бы сторону он не посмотрел...


Он решил, что студия его будет "передвижная". Купил необходимое оборудование - стамески, точильный станок и приобрёл деревянные досочки нужного размера. И дело пошло! Он ездит к своим ученикам. Сейчас у него более ста учеников в неделю. Уроки его длятся от полутора до двух часов каждый. В некоторых местах он проводит "сдвоенные" или даже "строенные" уроки - в зависимости от числа учеников.


Его ученики - это люди, переживших Катастрофу, и, по сути, они старше самого государства, в котором они живут. Средний возраст его ста учеников - 80 плюс. Работа со стариками - очень тяжелая и очень интересная. Самой старой его "ученице" в декабре исполняется 98 лет, она родилась ещё до первой Мировой войны в 1912 году. В процессе этих так называемых "занятий" Саша слушает и записывает удивительные истории жизни своих учеников. Многие из этих людей прошли нацистские лагеря, строили и защищали Израиль, и сейчас не желают просто лежать на диване или сидеть в инвалидной коляске, а хотят действовать и творить.



Так же это, в большинстве своём, люди "состоявшиеся" и "состоятельные". Люди, сделавшие, в своё время, карьеру. Директора заводов, предприятий, владельцы всевозможных фирм, отставные военные, учителя, директора школ и т.д. Конечно, все уже пенсионеры и о работах своих вспоминающие редко. Гораздо чаще вспоминают они о своих утратах- о родителях, погибших во время войны, о детях, которые, к несчастью, у многих, тоже полегли на полях сражений. Эта боль не заживает. Отсюда и многие темы их работ. Многие приносят фотографии своих близких. Саша их сканирует и подготавливает их для резьбы. И они, вместе, делают их портреты. Он понимает, насколько близки им и дороги эти рельефы. И это создаёт в мастерской неповторимую обстановку. Состояние творчества и близости душ.


Пройдя земную жизнь, полную событий, тревог, опыта и впечатлений, люди на склоне лет, как считает Саша Галицкий, попадают в некую деревенеющую воронку. В ней есть таинство, которое Саша через искусство рельефной резьбы по дереву пытается познать вместе со своими стариками, ощущая в руках дерево и образно проходя сквозь кольца его и своей жизни.


Специальная подставка, кусок доски, стамеска и деревянный молоток. В этих уже не таких сильных, но при этом много повидавших на своем веку руках нехитрый набор резчика дает возможность каждому испытать новые ощущения, почувствовать себя художником, вернуться в детство, реализовать давние мечты. Кто-то старательно вырезает портреты родителей, кто-то запечатлевает себя в молодости. Особой популярностью пользуется тема юности и любви. Уроки резьбы для них словно курсы искусства терапии.



Они никому не должны ничего. Они выстроили свою карьеру, у кого более удачно, у кого менее. Им не нужны деньги как средство существования. Основа очень честная, потому что они делают то, что хотят.


Саша очень тепло говорит о своей работе и своих подопечных. Художник признается: с этими жизнелюбивыми и неуемными еврейскими бабушками и дедушками он сам чувствует себя учеником на уроке любви к жизни, а возвратившись домой, с нетерпением ждет очередного занятия.


Интересно, что в начале студия резьбы открылась как занятие для мужской половины населения престарелых домов.


Но, со временем, женщины заинтересовались резьбой тоже. И сейчас у него есть группы с преобладающим количеством женщин. Что поделаешь, да и по статистике это известно, что "слабая половина" человечества задерживается на этом свете дольше, чем "сильная..." Так устроен мир.



Занятия устроены так. Саша приносит на урок большое количество образцов, в основном, деревянных рельефов, также рисунки животных, масок и пр., всё, что он, как профессионал, считает возможным перевести на язык деревянного рельефа или, в некоторых случаях, даже круглой деревянной скульптуры. Его подопечные выбирают понравившуюся им тему и переводят рисунок на подходящую для этого деревянную дощечку. Практически, ни у кого из них нет предварительного опыта резьбы и работы со стамесками. А дальше потихоньку вместе начинают осваивать приёмы резьбы. Сначала "лёгкими" стамесками, полукруглыми, простыми в работе. Всё с молоточком, чтобы беречь руки и не ставить их в направлении резца. Потом - плоскими, когда появляются первые навыки владения инструментом.



Так как эти встречи происходят раз в неделю, то над каждой работой ученик занят пару месяцев как минимум. Саша варьирует также работу с разными породами дерева - от мягкого бразильского ореха до твёрдого бука. В ходу красное дерево, вишня.


Его ученики очень любят эти занятия. Они ждут их. У некоторых из них семейное положение (лежачие больные супруги) почти не оставляет возможности отлучаться на уроки. Они находят выход - приезжают их дети на пару часов, чтобы освободить их и дать возможность продолжать заниматься любимым делом. Есть люди больные, плохо видящие и слышащие. Таким Саша помогает больше, заменяя им утраченные чувства. Главное - желание и жажда творчества, которые не угасают, пока жив человек...


«Я еще маленький, мне будет 60 через полгода», — шутит художник Александр Галицкий . Александр уже много лет ведет арттерапевтическую работу с пожилыми людьми.

Благодаря работе со стариками он сам перестал бояться старости. «А еще общение с пожилыми людьми дает, как ни странно, колоссальную энергию».

С циклом обучающих семинаров Александр Галицкий выступил в Еврейском культурном центре на Никитской.Вот12 его правил взаимодействия с пожилыми людьми:

1. Знайте тактико-технические характеристики своего старика

«Часть нашего раздражения и непонимания старости возникает оттого, что человек, который рядом с нами, другой – он плохо видит, плохо слышит, плохо ходит, не говоря уже о том, что внутри. Он только выглядит, как мы. А время течет у него иначе.

Старики люди живут в другой системе координат. Попробуйте надеть тяжелые ботинки и походить в них, или открыть дверь ключом в трясущейся руке – испытайте, каково это — быть старым», — говорит Александр.

Вообще, замечает художник, понимание старости довольно расплывчато. «Моей дочери было 12 лет, когда один из наших гостей, первоклассник, назвал ее «старой». Все в мире относительно. Когда я стал стареть, я пошел к столетним старикам и снова стал цуциком.

Все зависит от здоровья и внутреннего ощущения. Один из моих подопечных, ему 96 лет, на вопрос «Как дела?» ответил: «Да плохо». Я его спросил, а давно ли все стало плохо, и он ответил, что с того времени, как он заболел. «А когда заболел?» - «Полгода назад». Как видите, в свои 95,5 лет этот человек не считал себя старым».

2. Помогайте бороться с беспомощностью

Пожилые люди, напоминает Галицкий, постоянно борются со своей немощью. «Один из моих учеников носит на спине металлический каркас, похожий на раскладушку. Снимает только на ночь. Она держит его позвоночник. А другой как-то спросил меня, можно ли ему сидеть не справа, а слева от соседа, который плохо пел, по его мнению. Я решил, что нет никакой разницы, с какой стороны сидеть, а он ответил: «Просто правым ухом я уже не слышу». Нам нужно пытаться понимать и учитывать эти вещи».

3. Сострадайте, а не жалейте

«Сострадание и жалость – два разных понятия. Я для себя решил, что если сострадание влечет в себе силу, оно может быть даже жестким и грубым, то жалость – это позиция слабости, — рассказывает Александр Галицкий. — Я работаю с этими людьми на грани фола. Я шучу».

Помните, подчеркивает Александр, – мы им не нужны как жалеющая сторона. А нужны как друг и товарищ. Взаимоотношения должны происходить на уровне глаз. Не снизу вверх и не сверху вниз.

Из записей Александра Галицкого. 90-летняя Надежда моет посуду и ворчит под нос: «Посуду мыть заставили. В старости это еще на мне скажется!»

Своих подопечных Александр Галицкий называет «мои дети». Он вспоминает Юду, 92-летнего мужчину, живущего в доме престарелых. Он умер всего полтора месяца назад, но для Галицкого – как живой, руководитель художественной школы много записывает своих «детей» на видео. Полтора года Юда работал над одной дощечкой. А еще 15 лет назад Юда был старостой школы Галицкого. Он готовил все инструменты, материал перед занятиями. «Юда уже с трудом держал молоток. Человек был уже почти не здесь. Его просто привозили, и он сидел с молотком в руке. Но его держал в этой жизни сам этот процесс. То, что я делаю, — нужно для того, чтобы удержать человека.

4. Рулите

По многолетней привычке нам кажется, что наши родители должны и могут руководить всей жизнью, всем, что происходит вокруг. Но в какой-то момент мы понимаем: нужно брать штурвал в свои руки.

«Не надо сообщать об этом родителям. Просто постепенно начинайте руководить. Кстати, пожилые люди сами привыкают считать детей своими родителями. «У нас сегодня тут пусто, всех разобрали родители», — оговаривается одна старушка в доме престарелых. И это для них уже норма», — рассказывает Галицкий.

Да, старики боятся изменений. Не сразу поддаются убеждению. Но потом слушаются – им это удобно. «Я придумал для себя такую мантру: если я захожу в клетку к тиграм, я должен быть львом. Им нужен успешный персонаж – только такой может ими заниматься. Ты должен транслировать им благополучие. «Я тебе помогу. Ты получишь помощь». Наши нервные порывы им мешают, вводят пожилых людей в состояние паники. А эти негативные ощущения возвращаются к нам в виде агрессии».

Помогите им рулить жизнью. При этом транслируйте только позитив. «Говорите не горькую правду, а сладкую правду», — рекомендует Галицкий.

5. Проявляйте искренний интерес

«Однажды одна из моих учениц, ей тоже за 90, очень пессимистичная женщина, не пришла на урок. Я позвонил ей узнать, что случилось. Она была поражена: «Вы мне звоните?! Я сейчас приду». Она была удивлена, что нужна кому-то, что о ней помнят», — рассказывает Александр Галицкий.

Пожилые люди не верят, что они нужны кому-то. «Они не хотят смотреть на себя в зеркало, они себя не любят. Наш интерес к ним поможет нашим взаимоотношениям».

6. Управляйте впечатлениями

«Я для себя понял психологию старушек на скамеечках, — признается Александр Галицкий. — Зачем они там сидят? Что ищут или ждут? Они ищут и ждут впечатлений. Мы работаем, гуляем. А пожилому человеку неоткуда набраться впечатлений.»

Из записей Александра Галицкого. «Хаим, ты что, не видишь, что ты снес фигурке полчерепа?!» – «В 1948 году я был снайпером».

Вот отсюда желание наших родителей участвовать в нашей жизни. «Это такое телевидение, в котором они могут принять участие, — поясняет эксперт. — Их нужно занять. И им нужно давать впечатления».

Нужно приглядываться к человеку, подсовывать ему что-то. Если хочешь, чтобы старик рано ушел, просто посади его на стул и начни сдувать пыль - долго не просидит. Тетя моя, например, любила перепечатывать стихи Пушкина на старом компьютере. Или другая моя знакомая - 80-летняя бабушка - уже не слышит ничего, зато плавает пятью стилями в бассейне. Хорошо, когда есть общение с внуками - главное, чтобы внукам это не навредило.

7. Прощайте

«Я понял, что надо научиться каждый день начинать с чистого листа. Надо не тащить вчерашние обиды в сегодняшний день, ведь это самые близкие тебе люди. Когда-то дед говорил мне: «Ладно, забудем». А я не понимал: как это, забудем?», — делится воспоминаниями Александр. Но только сейчас, в зрелом возрасте, он понял, почему дед так говорил.

8. Не учите их. Не пытайтесь их изменить

Все мы срываемся. Но надо понять, что многое мы уже не можем изменить. «Одна девушка мне недавно написала, что ее раздражает, что ее папа чавкает за едой. Что делать? Петь. Слушать музыку. Терпеть – но не переделывать человека», — говорит Галицкий.

Не возвращайте родителям те уколы, которые, может быть, вы испытали от них, будучи детьми.

9. Не вините себя

«Я что-то не смог, я что-то упустил» — этими мыслями мучаются многие люди среднего возраста в отношении своих родителей. «Но виноваты не мы. Виновато время», — замечает эксперт. И рекомендует не винить себя.

«Обратный процесс — процесс старения — всегда удручает. Помните шутку? Пессимист говорит, что хуже быть не может, оптимист утверждает – что ты, конечно, может! Вот что происходит на наших глазах»,- объясняет Галицкий. Но мы не виноваты в старении наших близких.

В период старения люди подводят итоги своей жизни. Вдруг им на ум приходят такие воспоминания и такие вещи, о которых мы и не подозревали – не думали, что они живут в голове у человека. «Это как песочные часы, — приводит пример Галицкий. — Их перевернули – и то, что было недавно, куда-то пропадает, а давнишние события и воспоминания вдруг появляются».

Александр Галицкий приводит в пример своего 91-летнего ученика. Тот вдруг поставил перед собой задачу вырезать портреты всех своих родных, детей, внуков. Он спешит. Хочет успеть сделать всех. «Мы не знаем, сколько мы успеем. Но мы будем делать эти портреты», — говорит мастер. А тесть Александра Галицкого, командир минометной роты, бравший Берлин, вдруг начал вспоминать лица тех, кого он посылал на бой, на смерть. «Мы не виноваты в этом. Мы не можем ничего изменить – но можем помочь. Им будет легче, и нам».

В честь юбилея самого крупного краснодарского бизнесмена портал Юга.ру собрал о нем 50 известных и неожиданных фактов.

1. Сергей Галицкий родился 50 лет назад — 14 августа 1967 года в поселке Лазаревское (Сочи).

2. «Крестный отец», «Модильяни» и «Ватель». По словам Галицкого, эти три фильма он может пересматривать много раз.

3. В декабре 2014 года Галицкий, по оценке Bloomberg, потерял 600 млн долларов за двое суток. Это произошло из-за резкого обвала курса рубля.

4. Рыночная стоимость компании «Магнит», по данным Forbes, — 15,6 млрд долларов. Это восьмое место в России . Круче только нефтяники, газовики и Сбербанк.

5. Три главных недостатка Галицкого, по его собственному мнению, — нетерпеливость, нетерпимость и агрессия по отношению к людям с не очень высоким интеллектом.

6. Название «Магнит» появилось в результате конкурса, проведенного среди топ‑менеджеров компании. Название представляет собой сокращение от фразы «МАГазины НИзких Тарифов».

7. С рождения будущий миллиардер носил фамилию Арутюнян . Уже после свадьбы он взял фамилию жены Виктории.

8. В 2009 году краснодарскому олигарху предлагали купить за 1 евро футбольный клуб «Москва». Галицкий отказался. Через полгода ФК «Москва» прекратил существование.

9. В мае 2017 года дочь бизнесмена Полина заняла пятое место в списке самых богатых наследников российских миллиардеров.

10. В строительство стадиона ФК «Краснодар» предприниматель вложил не менее 20 млрд рублей. В народе арену прозвали Гализеем .

11. Сергей Галицкий будет финансировать реконструкцию кинотеатра «Аврора» на условиях частно-государственного партнерства. Предполагаемая цена вопроса — 600 млн рублей.

12. Галицкий закончил экономический факультет Кубанского государственного университета по специальности «финансы и кредит» .

13. 13 сентября 2011 года указом губернатора Краснодарского края бизнесмену было присвоено звание «Герой труда Кубани» .

14. 104-метровая яхта Quantum Blue стоимостью 140 млн евро является одной из самых больших и роскошных в мире. Forbes называет владельцем судна Сергея Галицкого.

15. Однажды бизнесмен поспорил на ящик вина с экс-тренером ЦСКА и сборной России Леонидом Слуцким. По условиям пари, Сергей Николаевич получит вино, если в одном из матчей на поле в составе «Краснодара» выйдет 11 собственных воспитанников клуба.

16. Шурина (брата жены) Галицкого зовут Сергей Николаевич Галицкий .

17. По словам бизнесмена, только одна книга за последние 30 лет вызвала у него желание перечитать ее снова — это биография Стива Джобса .

18. Галицкий — основатель и владелец ФК «Краснодар» . Футбольный клуб был основан в 2008 году.

19. Несколько дней назад стало известно , что «Магнит» попал в топ-100 инновационных компаний мира по версии Forbes. Еще раньше компания Галицкого заняла третье место в списке интеллектуальных компаний России.

20. По словам предпринимателя, поначалу его первая компания «балансировала между пропастью и небольшой прибылью» и была похожа на «худую свинью, которая все время бегает и ищет в лесу яблоко».

21. После армии будущий олигарх год работал грузчиком на парфюмерном складе.

22. Слоган «Магнита» «Всегда низкие цены» напоминает фразу Everyday Low Prices — «Каждый день низкие цены», являющуюся девизом американского гиганта торговли Wal-Mart.

23. В 2006 году Владимир Путин вручил Сергею Галицкому именные часы за вклад его предприятия в экономику России.

24. «75% русских кровей, 25 — армянских», — так охарактеризовал свое происхождение бизнесмен. Отец Галицкого — Николай Геворкович Арутюнян.

25. Однажды Галицкий заявил, что все футболисты, сыгравшие 100 матчей за ФК «Краснодар», будут награждены памятными часами Rolex . В итоге часы вручались уже более 10 раз.

26. Галицкому принадлежит реактивный самолет бизнес-класса Embraer Legacy. Стоимость такой модели начинается от 25 млн долларов.

27. Торговая сеть «Магнит» является самым большим в мире заказчиком большегрузных автомобилей MAN .

28. Галицкий уже несколько лет входит в двадцатку самых богатых людей страны. По данным Forbes, состояние кубанского бизнесмена на сегодняшний день — 6 млрд 800 млн долларов, это 18-е место в России .

29. В 1985-1987 годы Сергей Арутюнян служил в рядах Советской армии.

30. Утверждают, что любимой маркой автомобилей бизнесмена является Ferrari . Однако в одном из интервью Галицкий сказал, что это жутко неудобная машина, которую он давно собирается продать.

31. В детстве Сергей Арутюнян увлекался футболом и проводил много времени на поле. Позднее на смену футболу пришло увлечение шахматами .

32. Любимая страна для отдыха — Италия . «Ничего сверхъестественного. Кухня простая, солнце и в историческом плане интересная страна», — признался Галицкий журналисту Forbes.

33. Галицкий и его жена учились на одном факультете, но на разных специальностях — он на финансиста, а она на бухгалтера.

34. Первый продовольственный магазин компания Галицкого открыла в Краснодаре в 1998 году .

35. Сергею Галицкому нравится телесериал «Родина» — американский политический триллер про спецслужбы, шпионов и любовь к родной стране.

36. В ноябре 1995 года у Галицкого родилась дочь, которую назвали Полина. Поговаривают, что сырок «Ах, Полинка!» , продающийся в магазинах «Магнит», назвали в ее честь.

37. На третьем курсе написал статью на тему ликвидности и отправил ее в журнал «Финансы и кредит». После публикации студента Арутюняна позвали на собеседование в один из краснодарских банков.

38. В детстве Галицкий болел за московский «Спартак» . Любимый игрок — Федор Черенков.

39. В девятом классе Сергей Галицкий стал чемпионом Сочи по шахматам . Своими кумирами он называл Михаила Таля и Гарри Каспарова.

40. Футбольный клуб «Краснодар», по словам Галицкого, был создан для того, чтобы служить источником мотивации для зарабатывания денег.

41. В 27 лет начинающий предприниматель вместе с партнерами основал компанию «Трансазия» , занимавшуюся дистрибуцией косметики и парфюмерии.

42. «Краснодар — мой любимый город . Я им горжусь и не хочу никуда уезжать. Хотелось бы, конечно, попозже, но умереть здесь», — рассказал однажды Галицкий в интервью газете «Спорт-Экспресс»

43. В мае 2014 года Галицкий попал на обложку юбилейного номера журнала Forbes , который на тот момент выходил в России уже 10 лет. Редакция выбрала его вместе с Аркадием Воложем, основателем интернет-компании «Яндекс», в качестве двух главных героев номера.

44. Дочь Галицких, как и ее родители, поступила на экономический факультет КубГУ .

45. 1 августа 2017 года розничная сеть «Магнит» сообщила об открытии 15‑тысячного магазина компании. Юбилейная точка открылась в Новокузнецке.

46. Сергей Галицкий любит жареную картошку, яблоки и кофе.

47. Для того чтобы помочь семье, учась в школе, будущий миллиардер собирал фундук и сдавал его за деньги.

Скопируйте код и вставьте в свой блог:




Отправьте ссылку другу - укажите e-mail получателя, отправителя, примечание (необязательно):

Кому:

От кого:

Примечание:






Автор книги «Мама, не горюй! Как научиться общаться с пожилыми родителями и при этом не сойти с ума самому?» Саша Галицкий - человек удивительный. Уже в зрелом возрасте, имея хорошую престижную работу в Израиле, он уволился и пошел работать в дом престарелых преподавателем кружка резьбы по дереву. И занимается этим уже более 15 лет.

«Мне было 45, когда умерла мама. 47, когда не стало папы.

Последние несколько лет их жизни у нас были тяжелые отношения. Нет, я, конечно, помогал деньгами и звонил, как полагается, раз в неделю.

Но когда их не стало, я все равно остался с вопросом, на который у меня не было ответа.

Почему я, взрослый, умный, образованный человек, искренне любивший своих родителей и желавший им добра, тем не менее не смог обеспечить им счастливой старости, хотя очень этого хотел и вполне мог?»

Эта книга - опыт человека, который, посвятив себя работе с пожилыми людьми, многое понял о том, почему часто взрослым детям трудно общаться со своими постаревшими родителями. Она немного грустная, немного смешная и очень-очень светлая. Мы выбрали из нее несколько интересных цитат и уверены, что, прочитав их, вы захотите прочесть книгу целиком.

«Знай я эти ответы 20 лет назад, мои отношения с родителями были бы иными и их старость тоже была бы иной. Но родителей мне не вернуть.

Я поэтому пишу эту книгу для тех, чьи родители еще живы. Для тех, у кого пока еще есть возможность научиться с ними общаться.

И при этом не сойти с ума самому.

Я теперь знаю, как это сделать.

Плохо только, что раньше не знал».

Замечали ли вы когда-нибудь, что ни одни старики не раздражают нас так сильно, как наши собственные?

Это потому что все старики - это просто старики. А наши - это постаревшие родители, которых мы помним другими, молодыми и полными сил и которые еще относительно недавно исполняли в нашей жизни совсем иную роль.

Мы не готовы разрешить им одряхлеть, поглупеть и впасть в детство.

Есть только один способ улучшить наши отношения с ними. Один-единственный способ сделать эти отношения легкими и простыми.

Этот способ заключается в том, чтобы понять и принять, что лучше эти отношения уже не будут никогда. И легкими и простыми тоже никогда не будут.

Нужно найти в себе силы, чтобы дать старикам возможность быть такими, какие они есть. Уважать их детский выбор. Выполнять глупые просьбы. Не относиться серьезно к их идеям. Соглашаться на странные требования. Не спорить с ними, когда они говорят абсолютную и очевидную чепуху. Потому что - зачем? Какой смысл?

Старики боятся наших проблем - болезней, увольнений, неудач и сердечных драм - потому, что каждая такая проблема лишний раз напоминает им о собственном старческом бессилии, неспособности помочь даже собственному ребенку. Это очень болезненное напоминание, очень страшное и очень унизительное состояние, наглядное доказательство старческой немощи, устарелости, неадекватности.

Боль, досада, бессилие и унижение - это то, что испытывают старики каждый раз, когда у нас случается неприятность. И поэтому всеми силами пытаются такие ситуации предотвратить.

Они постоянно расспрашивают нас о наших делах потому, что боятся наших проблем больше, чем боимся их мы сами. И постоянно нам что-нибудь советуют потому, что это единственный для них способ хоть как-то повлиять на ситуацию.

Короче, зарубите себе на носу - общение с пожилыми родителями только для хороших новостей. Пока таковых нет - глотаем сопли и улыбаемся. Когда появляются хорошие новости - рассказываем родителям правду. Приятную правду.

Старики очень ценят все, что так или иначе может их отвлечь от неприятных физических ощущений, дурных мыслей и переживаний.

Поэтому, если вы хотите доставить своим пожилым родителям удовольствие, не дарите им скороварку, кофеварку, стиральную машину или любой другой, с вашей точки зрения, абсолютно необходимый в хозяйстве объект, появление которого, как вам кажется, непременно доставит им радость.

Не доставит.

Если вы хотите доставить им радость, подарите им свое время. Но только, конечно, не какое-нибудь пустое, скучное и завалящее. Выберите для подарка время качественное, яркое, необычное.

Старость - самая заразная болезнь на свете. Больны старостью мы все, без исключения. Дело только в стадиях.

Родители находятся на более поздних стадиях этой болезни, а мы - на более ранних. Вот и вся разница. Вопрос времени.

Надо увидеть в пожилых родителях без пяти минут себя. От этого становится страшно, но легче.

Просто напоминайте себе, что общение со стариками - это в каком-то смысле общение с нами самими, сострадание и любовь к ним - это любовь к нам самим, таким, какими мы станем через пару десятков лет.

Человечество вообще склонно потреблять положительные эмоции. А в старости они просто необходимы. Производить их старики сами уже не в состоянии.

ЭТО НАША РАБОТА.

Мы с вами аккумуляторы положительной энергии. Это тяжело, и от этого устаёшь. Но что поделаешь? Море синее, небо синее. «Сильные и красивые» - это теперь мы. А кто еще?

Что бы ни происходило, как бы тяжело ни было, какие бы обиды вольно или невольно нам пожилые родителями ни нанесли - завтра будет новый день.

И до завтра нужно научиться забывать все, что происходило сегодня.

Мы не тащим обиды изо дня в день. Мы выкидываем их из головы, из сердца, из памяти - и просто забываем. И начинаем новый день взаимоотношений с чистого белого листа.

И тогда все станет хорошо.

Мы же их любим? Да?

И долго ли им осталось?

Цит. по: Саша Галицкий. «Мама, не горюй! Как научиться общаться с пожилыми родителями и при этом не сойти с ума самому?». Издательство «Захаров». 2017.

Фото: Пресс-служба выставки «Израиль открывает двери», relevantinfo.co.il










Утро важнее, чем вы думаете

Отрывок из книги «Магия утра для влюблённых» издательства «МИФ»

От того, как начинается ваше утро, зависит ход ваших мыслей и обстоятельства всего дня. Начните утро с целенаправленного, организованного, ориентированного на рост и достижение цели ритуала и можете считать, что отличный, успешный день вам обеспечен. Как это сделать, рассказывают авторы книги