Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему: "Деревья и кустарники". Конспект ноод «деревья и кустарники нашего двора» в старшей группе
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему:
"Деревья и кустарники"
(для воспитателей детского сада и родителей)
Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнять и закреплять знания о деревьях и кустраниках. Развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли. Способствовать развитию познавательного интереса. Добиваться выразительного чтения детьми стихотворений. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок - лесовичок!
Старичок-лесовичок (игрушка):
По лесу хожу,
За порядком слежу,
Деревьям помогаю.
Ягодами угощаю.
Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда - отгадайте.
Есть у ребят
Зелуный друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
Это лес!
Старичок - лесовичок:
Отправляемся в путь! (звучит музыка)
Воспитатель (стих. А.С. Пушкина отрывок их стих. "Осень"):
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец ив золото одетые леса.
Тихо в лесу. Птицы улетели на юг. Деревья стоят в праздничном осеннем уборе.
Отгадайте их названия.
Дети-деревья (загадки, стих-я и рассказы о себе).
1 Ребенок:
Что же это за девица?
не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (ставлю елку) (Елка)
Я. береза. Про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют березонька белая, береза кудрявая. У меня кора белая с черными пятнами. И сережки у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Почки мои любят птицы.
Воспитатель:
Ребята, а чем каждой весной береза нас угощает? (березовым соком)
Есть народная примета: если из березы течет много сока. то лето будет дождливое.
- А что применяют в медицине? (березовые почки)
"Береза" (Лиза Яковенко):
По всемстранам славится
Стройная красавица:
Белые одежки,
Золото-сережки,
С расплетенною косой
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит. (Ставлю осину)
Воспитатель:
- А это что за дерево? (Липа)
3 Ребенок:
- Выросла я, липка
Тоненькой и гибкой.
Медоносным цветом
Зацвету я летом
Я-липка. Из моих цветов вырастут плоды-орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.
Воспитатель:
- А сейчас Лиза вам загадает загадку:
4 Ребенок:
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут
Берет не найдут (желуди) (показ. иллюстр. дуба)
Я дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотрите, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди мои (Ставлю на доску иллюстр. с изобр. "рябины").
5 Ребенок:
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)
Я-рябина. Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, т.к. ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.
Воспитатель:
- Ребята, кто запомнил, чем же полезна рябина? (ее ягоды - корм для птиц, из них варят варенье, джем, компот).
Вы знаете ребята, есть еще народная примета: если много рябины, то зима будет холодной.
Старик-лесовичок:
- Молодцы ребята, вы так много рассказывает о деревьях, а давайте заведем хоровод.
Физкультминутка.
"Малинка"
Воспитатель:
- Посмотрим, отгадаете ли вы названия кустарников? (ставлю изобр.кустарников: маоина, шиповник).
6 Ребенок:
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина)
7 Ребенок:
- Я ни разу так похож,
Как он красив, пригож!
А красивые плоды
Всем пригодны для еды (шиповник)
Воспитатель:
- А что вы знаете о шиповнике? (ответы детей)
Шиповник - родственник обычной розы. Плоды шиповника настоящая сокровищница витаминов. Так, что розы дарят людям не только красоту, но и силу.
- Ребята, шиповник, малина очень полезные ягоды, они полезны от простуды.
- Наварит мама и бабушка вам варенье из малины и вы его едите. Какое оно? (Малиновое)
- А из смородины? (Смородиновое)
- А сварят вам компот из малины, значит, он какой компот? (Малиновый)
- А из смородины? (Смородиновый)
- Что можно делать с ягодами? (варить, мыть, сушить. тереть, есть, срывать, перекручивать).
Рассказ ыоспитателя о кустраниках и деревьях.
Ребята, мы с вами летом ив начале очени ходили в лес на прогулку. Какие там росли деревья? (береза, сосна, елка, липа).
- А как называется лес, в котором растут и береза, и елка и дуб...? (смешанный)
- А если пришли в лес, а там растут только деревья с листьями, то это какой лес? (лиственный)
- А если в лесу на деревьях хвоя, то это какой лес? (хвойный)
- Какие хвойные деревья вы видели в лесу? (ель, сосна)
- Ребята, а что общего и у деревьев и у кустарников? (корень, ветки, листья)
- А чем различаются деревья и кустарники (у дерева 1 ствол, а у кустарника их несколько; кустарник ниже деревьев)
Старичок-лесовичок:
- А знаете ли вы ребята, как называется лес, где растут одни сосна? (сосновый бор)
- А если одни березы? (березовая роща)
- А если одни дубы? (дубрава)
- В парках люди сажают с 2-ух сторон аллеи олинаковые деревья.
- Если тополя, то это какя аллея? (тополиная)
воспитатель:
- В березовой роще, много, каких деревьев? (берез)
- В сосновом бору много? (сосен)
- В дубраве много? (дубов
- На тополиной аллее растет много (тополей)
- На липовой аллее растет много (лип)
- Ребята, и деревья и кустарники щедро дарят нам свои плоды, ягоды, семена. А в народе говорят: "Осень один день целый год кормит". Хозяйки заготавливают на зиму соленья, варенье. Сегодня мы с вами будем варить варенье. И у каждого из вас варенье будет из разных ягод.
Дети выполняют вппликацию
Цель: продолжать учить детей из бумаги сложенный гармошкой, учить создавать композицию на тему: "Ягоды", "Фрукты".
Старичок-лесовичок: (Оценивает результаты детей, спрашивает, что они сварили и как это называется)
Конспект
НОД
для детей средне-старшей группы.
Тема: «Деревья и кустарники».
Тема: «Деревья и кустарники».
Цель: учить различать деревья и кустарники.
Задачи: учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему; учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много); учить схематично изображать дерево, куст; развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта); воспитывать интерес к миру растений.
Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.
Словарь: названия деревьев кустарников(береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).
Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки – оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.
Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево (куст)».
1. Постановка проблемы.
Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.
Что случилось, Буратино?
(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет.)
Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарником.
2. Чтение схем.
Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?
А как вы догадались?
Правильно! А какому растению подходит вторая схема?
Почему?
По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?
Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?
Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.
Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.
3. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь, Буратино, дети покажут тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.
4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.
Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.
Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это?..
Клен – это дерево или кустарник?
Почему вы так думаете?
Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается
Сирень – Это дерево или кустарник?
Почему?
У меня иголки
Длиннее, чем у елки.Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
И в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)
–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.
А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.
Посмотрите, как это сделаю я.
(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника.)
Дети соглашаются помочь Буратино.
Эта схема подходит дереву.
Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.
Эта схема подходит кустарнику.
Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.
У деревьев и кустарников есть корни и листья.
У дерева один ствол, а у кустарника много.
Дети выполняют движения за воспитателем.
Клен.
Дерево.
Потому, что у клена один ствол.
Под схему «дерево».
Сирень.
Кустарник.
Потому что у сирени много тонких стволов.
Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.
Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.
В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник.
Цель: активизировать словарь по теме
Задачи: 1. Закрепление представлений о деревьях
2. Учить составлять короткие рассказы.
3. Учить согласовывать существительные с числительными.
4. образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами
Оборудование: картинки с изображением деревьев, листьев разных деревьев, контурное изображение деревьев, карандаши простые, рисунки.
Ход занятия.
Орг. момент. Задание 1.
Отгадай загадки
В белом сарафане
Стояла на поляне.
Летели птицы,
Сели на косицы.
(Береза)
Ничего сама не шьет,
А в иголках - круглый год.
(Елка)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
(Дуб)
Введение в тему.
Вспомнить какие деревья и кустарники мы изучали на прошлом занятии.
Артикуляционные упражнения «Как язычок гулял в лесу»
- «варенье»
- «лошадка»
- «индюшонок»
- «грибок»
- «трубочка»
Задание 2. Игры «Сосчитай до пяти»
Одно дерево - два дерева...
Один клен-...
Одна рябина -...
Один дуб -...
Один - много
Дерево - много деревьев.
Осина -...
Желудь -...
Назови ласково
Куст - кустик.
Дерево - ...
Трава-...
Ветка -...
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
Ветер дунул- полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (импровизация движений)
Задание 3. Закончи предложение
В нашем дворе растет стройная...
Под дубом мы нашли много...
Листья желтеют и опадают...
Какое слово самое длинное?
Дуб, береза, клен, ветка.
Сук, ель, липа, рябина.
Лист, веточка, куст, желудь.
Исправь ошибку
Тополиная пух.
Желтое листья.
Стройные береза.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Потому и потолстел.
Задание 4. «Соберем гербарий» образование относительных прилагательных.
Сорву с дуба какой лист?…….(дубовый)
Сорву с клена ………(кленовый)
Сорву с березы……(березовый) и т.д.
Задание 5. Работа в тетрадях
Задание 6. «Что около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около.
Дуб около елки.
Липа около березы и т.д.
Что не так?
Желуди растут на липе.
После осени наступает лето.
Береза - это хвойное дерево.
Задание 7. Закончи предложение.
Дуб большой, а рябина……
Сосна высокая, а куст…..
Пчела летает, а гусеница…….
Дорога широкая, а тропинка…..
Волк злой, а зайчонок….
Какое слово отличается от других?
Ветка, конфетка, ветка, ветка.
Зуб, дуб, дуб, дуб.
Куст, куст, хруст, куст.
Подбери признак/действие
Береза (какая?) -...
Дуб (какой?) -...
Листья -(что делают?) - ..
Задание 8 . Что можно увидеть в лесу?
Работа по картинкам (составить рассказ)
Итог занятия.
Наталья Миронова
Календарно-тематический план недели «Деревья и кустарники»
Тема недели : «Деревья и кустарники »
Цель : Совершенствовать знания детей о деревьях и кустарниках (названия, строение) . Продолжать учить различать деревья и кустарники по форме листа , ягод и т. д. Активизировать речь
Дни недели
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
гимнастика : смотри комплекс № 3
С подгруппой детей -закреплять артикуляцию звука «С» в слогах, словах. Предложить подгруппе детей пластилин для свободнойдеятельности – продолжать учить детей лепить предметы округлой формы
Провести беседу на тему : «Деревья » - вспомнить названия и внешний вид известных детям деревьев . КГН – продолжать учить правильно держать ложку (Тимур, Нияз, Слава)
и/с «Чего не стало?» - тренировать память детей. (Арслан, Вика) С рано пришедшими детьми полить комнатные растения – закреплять знания детей о комнатных растениях (их названия и как ухаживать)
Продолжать разучивать с детьми комплекс № 1 упражнений на развитие межполушарного взаимодействия. упражнение «Лезгинка» (см. программу Кинезиология) «Лего»
п/и «Кто ушел?» - расширять игровые замыслы и умения детей, формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнеров
Познавательное развитие
Социально-личностное развитие Развитие речи : см стр. 37 занятие № 3 В. В. Гербова тема : ЗКР. Работа над предложением
Цель : Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.
плану преподавателя
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие Познание (конструирование) тема : «Будущие летательные аппараты» игра «Поиграем в компьютеры» стр. 26 Куцакова «Конструирование из строительного материала»
Цель : Учить детей построению графических моделей летательных аппаратов. Развивать фантазию. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Прогулка
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Наблюдение за рябиной – продолжать знакомить детей с рябиной.
Использования художественного слова : см. картотеку прогулок (октябрь 6)
Предложить детям собрать крупный мусор и листву – приучать детей к труду и учить аккуратно собирать листву. С Тимур, Эльвиной и Эльвина В – учить прыжкам на одной ноге. КГН – Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ухаживать за обовью п/и «Коршун и наседка» «Уголки»
Помочь детям в организации совместных игр на улице (объединение, выбор ведущего)
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Гимнастика пробуждения см. комплекс № 7
Закаливающие процедуры : обширное умывание
Предложить подгруппе детей конструктор «Лего» - развивать мелкую моторику пальцев рук.
С другой подгруппой продолжать учить ориентироваться на плоскости (написание фигур в тетрадях в клетку)
КГН – закреплять навыки аккуратного и быстрого приема пищи.
С Азалией, Эльвиной, Ниязом – продолжать учить составлять описательный рассказ об игрушке
и/с «Отгадай и назови» - закрепить с детьми понятия «один» , «много» . УМК – продолжать с детьми закреплять говорить словосочетания на татарском языке
Чтение художественной литературы см. хрестоматию – учить детей отвечать на вопросы по тексту.
Вечерняя прогулка :
Наблюдение за долготой дня сравнение погоды в первой половине дня – учить находить отличия и сходства в природе Предложить д/и игру «Лото» учить детей объединять для совместных игр и выбирать ведущего (можно по считалке)
с/р игры по желанию детей под наблюдением педагога Советы родителям по формированию речевых навыков у детей.
Дни недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Художественно-эстетическое развитие Утренняя гимнастика : смотри комплекс № 3 – Предложить вниманию детей иллюстрации с изображением деревьев - совершенствовать знания детей, учить распознавать по внешнему виду.
Предложить детям точилки и цветные карандаши – развивать мелкую моторику рук, точив карандаши. С Азалией и Софьей -продолжать учить обводить квадратики в тетрадях в клетку С Амиром -закреплять артикуляцию звука «С» в слогах, словах.
Прием детей беседа о том, что они видели по дороге в детский сад. Цель : активизировать речь детей, продолжать учить говорить полными предложениями.
«Лизгинка» (см. программу Кинезиология) Организовать с/р. Игру «парикмахер на конкурсе» - развивать чувство соревнования.
д/и «Мозайка» - развивать мелкую моторику рук и фантазию детей
Социально-личностное развитие
Познавательное развитие
Познание (ФЭМП) см. стр. 51И. А. Помораева, В. А. Позина занятие № 3 (ноябрь)
Цель : Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомить с изображением чисел второго десятка в пределах 15. Познакомить с измерением величин с помощью меры. Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Моя любимая сказка» » см. занятие № 24 стр. 51Комарова Т. С. «Изодеятельность в д/с»
Цель : Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке) . Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу.
Социально-личностное развитие
Познавательное развитие
Физкультура/татарский язык : занятие № 28 см. стр. 42 Л. И. Пензулаеву
Цель : Упражнять в ходьбе между предметами; повторять прыжки попеременно на правой и левой ноге с продвижением в перед; упражнять в ползании по гимнастической скамейке и ведения мяча между предметами.
Татарский язык по плану преподавателя .
Прогулка
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Наблюдение за осиной – познакомить с деревом – осиной , ее строением и листьями.
Предложить детям подмести дорожки и веранду – приучать детей к труду. Ходьба по доске – развивать чувство равновесия и умение спрыгивать с возвышенности п/и «Не упади» - закреплять умение передавать мяч назад и вперед прями руками.
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Закаливающие процедуры : обширное умывание
Предложить детям ножницы – продолжать учить детей вырезать предметы округлой формы, складывая листок гармошкой.
Предложить листочки в клетку – учить ориентироваться на плоскости и правильно держать карандаш.
Вечерняя прогулка :
с/р «Лучший парикмахер» продолжать развивать в детях дух соревнования.
п/и «Ловишки» - развивать быстроту реакции
Самостоятельные игры детей под наблюдением педагога – учить объединяться для совместных игр по симпатиям.
Дни недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Художественно-эстетическое развитие Утренняя гимнастика : смотри комплекс № 3
Предложить вниманию детей картинки с изображением кустарников – вспомнить названия известных детям кустарников и рассмотреть новые виды. УМК – продолжать с детьми закреплять названия овощей на татарском языке Продолжать учить выговаривать изолированный звук «С» (Амир, Софья, Арслан)
КГН – продолжать учить детей аккуратному приему пищи. Расспросить детей, чем они занимались вечером прошлого дня – вспомнить названия дней недели , активизировать память и речь детей.
Продолжать учить с детьми комплекс № 1 упражнений на развитие межполушарного взаимодействия, упражнение «Лизгинка» (см. программу Кинезиология)
ПДД – м/п. игра «Веселый трамвай» - совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении, действовать в паре.
д/и «Пазлы» - развивать логическое мышление
Познавательное развитие
Развитие речи : см стр. 39 занятие № 4 В. В. Гербова тема : Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Цель : Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа .
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие Лепка «Вылепи свою любимую игрушку» см. занятие №32 стр. 51Комарова Т. С. «Изодеятельность в д/с»
Цель : Учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их.
Познавательное развитие
Физическое развитие Физкультура на воздухе/ татарский язык : занятие № 29 см. стр. 43 Л. И. Пензулаеву
Цель : Повторять прыжки попеременно на правой и левой ноге с продвижением в перед; упражнять в ползании и ведения мяча при ходьбе.
Татарский язык по плану преподавателя .
Прогулка
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Наблюдение за калиной– познакомить с кустом –калина , рассмотреть ее внешний вид.
Предложить детям собрать крупный мусор, подмести веранду – приучать детей к труду. Учить детей прыгать на скакалке (Слава, Арслан, Эльвина В) КГН. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ухаживать за обовью п/и «Коршун и наседка» - учить бегать, держась друг за друга, слушать сигналы воспитателя. п/и «Уголки» - закреплять ловкость и быстроту бега.
Самостоятельные игры детей под наблюдением педагога.
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Художественно-эстетическое развитие Гимнастика пробуждения см. комплекс № 7
Закаливающие процедуры : обширное умывание
Предложить детям простые карандаши и листочки в клетку – продолжать учить ориентировать на плоскости (закончи рисунок) Игра
Чтение художественной литературы см. хрестоматию – учить детей отвечать полными предложениями.
Вечерняя прогулка :
Наблюдение за природными изменениями - учить видеть изменения С/р игра «Мама с дочкой идут в магазин» - совершенствовать умения детей распределять роли между собой и развивать сюжет игры.
д/и «Мир чисел» - развивать логическое мышление, закреплять числа. Самостоятельные игры детей под наблюдением педагога – учить объединяться для совместных игр по симпатиям.
Дни недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Художественно-эстетическое развитие Утренняя гимнастика : смотри комплекс № 3
Предложить подгруппе детей строительный материал – совершенствовать умения строить устойчивые сооружения.
Провести беседу на тему «Кустарники » - продолжать учить детей отличать кустарники от деревьев по внешнему виду ствола КГН – закреплять навыки завязывания шнурков (Амир, Эльвина В.)
д/и «Пазлы» развивать логическое мышление Провести беседу : «С кем пришел в детский сад – активизировать речь детей, продолжать учить детей свой домашний адрес.
Продолжать учить с детьми комплекс № 1 упражнений на развитие межполушарного взаимодействия упражнение «Лизгинка» (см. программу Кинезиология) Организовать с/р игру «Дружная семейка» - совершенствовать и расширять игровые замыслы детей
Познавательное развитие
Познание : на тему : «Осенины» см стр. 45О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду
Цель : Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Знакомить с традиционным календарем . Развивать познавательную активность, творчество.
Познавательное развитие
Физическое развитие Познание (ФЭМП с детьми подготовительной подгруппы) : см. стр. 44 И. А. Помараева, В. А. Позина
Цель : Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью меры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Художественно-эстетическое развитие Музыка по плану преподавателя .
Прогулка
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Наблюдение за елью – продолжать знакомство с елью, выделяя ее характерные признаки. Предложить детям собрать крупный мусор, подмести веранду – приучать детей к труду. «Удочка» , «С кочки на кочку» - упражнять в прыжках, воспитывать уверенность в своих силах. и/с «Я сам» - продолжать учить детей аккуратно складывать свои вещи в шкафчике п/и «Мы веселые ребята» , «Затейники» - учить соблюдать правила, действовать быстро и ловко.
Самостоятельные игры детей под наблюдением педагога.
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Художественно-эстетическое развитие Гимнастика пробуждения см. комплекс № 7 Закаливающие процедуры : обширное умывание
Предложить цветные карандаши и трафареты – учить наносить контур рисунка и закрашивать, не выходя за края.
Продолжать учить Арслана, Эльвину Т. Измерять длину и ширину полоски с помощью меры. Чтение художественной литературы см. хрестоматию - воспитывать усидчивость и внимание детей.
Вечерняя прогулка :
Наблюдение за природными изменениями - учить видеть изменения (похолодало- потеплело, потемнело, появился ветер) и/с «Помогаем, воспитателю, наводить порядок» - приучать детей убирать за собой игрушки на место. Самостоятельные игры детей под наблюдением педагога – учить объединяться для совместных игр по симпатиям.
Дни недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Художественно-эстетическое развитие Утренняя гимнастика : смотри комплекс № 3
Предложить подгруппе детей пластелин – совершенствовать приемы лепки
Загадать детям загадки по теме; «Деревья и кустарники » - развивать логическое мышление и память Игра «Назови предмет на заданный звук» -учить распознавать звук в словах. (Амир, Слава, Алия)
Расспросить детей о том, как они помогают родителям – активизировать речь, учить ясно выражать свои мысли
Продолжать учить с детьми комплекс № 1 упражнений на развитие межполушарного взаимодействия упражнение «Лизгинка» (см. программу Кинезиология) с/р. игра «Дочки – матери) и д/и «Лего» – наблюдение за взаимодействием во время игры, налаживания контактов.
Познавательное развитие
Физическое развитие Физкультура/ татарский язык : занятие № 30 см. стр. 43 Л. И. Пензулаева
Цель : Повторить бег с перешагиванием через предметы, развивая координацию движений; развивать ловкость в игровом задании с мячом, упражнять в беге
Татарский язык по плану преподавателя .
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие Рисование : см. стр. 66Лыкова И. А., тема : «Золотая хохлома»
Цель : Продолжать знакомство детей с хохломой. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов по мотивам хохломской росписи. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
Прогулка
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-личностное развитие
Наблюдение за тополем – знакомить с тополем осенью. Предложить детям собрать крупный мусор, подмести веранду – приучать детей к труду. Бег, прыжки – упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве Продолжать разучивать игру «Холодно-горячо» - учить ориентироваться в пространстве по голосовому направлению педагога. п/и «Краски» , «Коршун и наседка» - учить бегать цепочкой держась друг за друга и слушать сигнал светофора. Самостоятельные игры детей под наблюдением педагога.
Интегрированное занятие
по ознакомлению с природой и развитию речи (старшая группа)
Деревья и кустарники
Программное содержание.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе. Развивающие задачи: уточнять и закреплять знания о деревьях и кустарниках. Обучающие задачи: упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.
Материалы. Иллюстрации с изображением деревьев, кустарников. Листья и плоды деревьев и кустарников. Игрушка - Старичок-лесовичок.
Ход занятия
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок-лесовичок! Старичок-лесовичок.
По лесу хожу,
За порядком слежу.
Деревьям помогаю.
Ягодами угощаю.
Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда - отгадайте.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети. Это лес!
Старичок-лесовичок. Отправляемся в путь! (Звучит музыка.) Вот мы и пришли. Отгадайте имена лесных жильцов.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка)
Молодцы, верно! Попробуем еще.
Они до небес
Хотят дорасти,
Небо ветвями
Хотят подмести.
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода. (Сосна)
А знаете ли вы еще одно очень интересное дерево, оно летом все в иголках, а зимой уже без них. (Лиственница.) Как называются леса, в которых растут эти деревья? (Хвойные.) А почему? (Вместо листьев у них хвоя.) А как назвать одну? (Хвоинка.)
Воспитатель. А ребята и о других деревьях много знают и умеют отгадывать о них загадки, вот, например:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
Воспитатель. А как вы догадались? Чем каждой весной береза нас угощает? Есть примета: если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. А что можно сделать из древесины? (Мебель, фанеру, из бересты плетут лапти, корзины, сумки.) А что применяют в медицине? (Почки.) (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением липы.) А это дерево так о себе рассказывает:
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой,
Не ломай меня.
Зацвету я летом
Медоносным цветом,
Береги меня.
Какого цвета у липы ствол? (Черный.) А листочки перед дождем прикрывают цветки. Из древесины умельцы делают различные поделки. А чем полезна липа для медиков, кто знает? (Цветы лечебные, их заваривают от простуды, пчелы нам дарят липовый мед.) (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением рябины.)
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина)
Чем же полезна рябина? (Ее ягоды - корм для птиц, из них варят варенье, джем, компот.) Из рябины варят варенье, значит, оно какое? (Рябиновое.) А если сварят джем, то он какой? (Рябиновый.) Есть примета: если много рябины, то зима будет холодной. (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением ивы.)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит -
Никому не говорит.
(Ива)
Ивы любят влажную землю. Деревья эти высокие, раскидистые, веточки длинные, спускающиеся вниз, даже ствола не видно. А какие листья у ивы? (Ответы детей.) Ива зацветает первой и листья сбрасывает первой. (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением осины.) Посмотрите, какое тонкое и хрупкое дерево. Его никто не пугает, а оно все равно дрожит. Что это за дерево? (Ответы детей.)
Старичок-лесовичок. Можно я загадку загадаю?
Летом снег!
Просто смех.
Снег по городу летает,
Почему же он не тает?
(Тополиный пух)
Воспитатель. Посмотрите, какой у тополя сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище и свежее.
Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением клена и показывает семена-крылатки.
Воспитатель. А какое это дерево? Как вы узнали? Какой формы листья у клена? (Ответы детей.) Отгадайте еще одну загадку.
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут -
Береток не найдут.
(Желуди)
Педагог показывает иллюстрацию с изображением дуба.
Воспитатель. С какого дерева эти детки? (С дуба.) Кто видел это дерево и может описать его и его листья?
Дети описывают дуб. Затем педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением вяза.
Воспитатель.
Эх, р-раз, эх, два!
Колет старший брат дрова.
Почему ж один чурбак
Не развалится никак?
В чурбаке топор увяз -
Не расколешь вязкий вяз.
Почему же это дерево вязом называется? А какие листочки у вяза? (Ответы детей.) (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением вербы.)
Белые овечки
Бегают по свечке.
Воспитатель. Кто из вас видел, как цветет верба? Расскажите. (Ответы детей.)
Старичок-лесовичок. Можно я с ребятами поиграю? Я по группе расставил иллюстрации с изображением деревьев, а вам даю листочки. Найдите, с какого дерева эти листочки. А вот вам детки, найдите, с какого дерева эти детки.
Проводится игра «С какой ветки детки». Дети относят листья к соответствующим деревьям.
Старичок-лесовичок. Скажите, у каких деревьев бывают сережки? (У березы, тополя, осины.) У какого дерева черный ствол? (У липы.) У какого дерева зеленовато-лиловый ствол? (У осины.) У какого дерева белый ствол? (У березы.) Весной мы пьем сок какого дерева? (Березы.) У какого дерева семена-крылатки? (У клена.) Посмотрите, какая большая поляна, она приглашает нас потанцевать.
Проводится физкультминутка. Затем педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением орешника.
Воспитатель. Посмотрим, отгадаете ли вы названия кустарников!
Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты.
Не в бумажке, а в скорлупке -
Берегите, дети, зубки!
Кто может описать листья орешника? (Ответы детей.) (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением шиповника.)
Вот шиповника цветы -
Просто чудо красоты!
Яркие, пахучие...
Ай-ай-ай! Колючие.
А что вы знаете о шиповнике? (Ответы детей.) (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением калины.)
В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка?
(Калина)
Ягоды у калины красные, горькие, но лекарственные. Посмотрите, это боярышник (показывает иллюстрацию), листья у него резные, густо покрывают ветки. Плоды сидят пучками по десять-двадцать ягодок, красные и довольно вкусные. Но если протянешь за ними руку, то можешь уколоться. Колючки длинные и очень острые. (Показывает иллюстрацию с изображением акации). Скажите, из плодов какого кустарника вы летом делаете свистульки? А как цветет акация? (Желтыми, приятно пахнущими цветами.) (Показывает иллюстрацию с изображением сирени.) Расскажите, что вы знаете об этом кустарнике. (Ответы детей.) (Показывает иллюстрацию с изображением жасмина.) Посмотрите, какой красивый кустарник. Как красиво он цветет! Сухие цветы жасмина делают чай очень ароматным. Живя летом в деревне или на даче, вы собираете с кустарников ягоды.
Низок, да колюч,
Сладок, да пахуч.
Ягоду сорвешь -
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
Три сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая белеет,
А третья чернеет.
(смородина)
Красненька матрёшка,
Беленько сердечко.
(Малина)
Наварит мама или бабушка вам варенье из малины, и вы его едите. Какое оно? (Малиновое.) Из смородины? (Смородиновое.) А сварят вам компот из малины, значит, он какой? (Малиновый.) А из смородины? (Смородиновый.) Что можно делать с ягодами? (Варить, мыть, сушить, тереть, давить, есть, мять, срывать, толочь, перекручивать.) Какой из кустарников вам понравился, о каком из них вы хотите рассказать? (Ответы детей.)
Живя на даче или в деревне, летом вы ходите в лес. Если в лесу на деревьях хвоя, то это какой лес? Какие хвойные деревья вы видели? (Ответы детей.) А если пришли в лес и там растут только деревья с листьями, то это какой лес? (Лиственный.) Какие лиственные деревья вы видели? Пришли вы в лес, а там и лиственные деревья, и хвойные. Как такой лес назвать? (Смешанный.) Что общего в строении есть и у деревьев, и у кустарников? (Корень.) Назовите различия в строении деревьев и кустарников. (У дерева один ствол, а у кустарников их несколько, кустарники ниже деревьев.)
Старичок-лесовичок. А знаете ли вы, как называют лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор.) А если одни березы? (Березовая роща.) А если одни дубы? (Дубрава.) В парках люди сажают с двух сторон аллеи одинаковые деревья. Если посажены березы, то это какая аллея? (Березовая.) Если тополя, то это какая аллея? (Тополиная.)
Воспитатель. В березовой роще много каких деревьев? (Берез.) В дубраве много... (Дубов.) В сосновом бору много... (Сосен.) На тополиной аллее посажено много... (Тополей.) На кленовой аллее растет много... (Кленов.) На липовой аллее растет много... (Лип.)
Старичок-лесовичок. Много вы знаете, ребята, но вам пора возвращаться в детский сад. На прощание я вам расскажу одну историю.
Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли, лет через сто этого места было не узнать: вместо пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный - резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц - любителей рябиновых ягод. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали, оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод нападало в почву, из них вырастали молодые рябины. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше... И опять рябинам пришлось отступить на поляны.
До свидания, ребята. Добро пожаловать в мой лес!
Дополнительный материал
Сказка о крылатках
Крылатки - семена-детки клена. Все лето мама-клен бережно растила своих деток, грея их на солнышке и прикрывая листвой от дождя, к концу лета детки-крылатки стали большими, и у каждого выросло тонкое нежное крылышко. Крылатки висели на маме-клене и тихо переговаривались. Они мечтали и строили планы на будущее.
«Я полечу вон к той веранде,- говорила одна крылатка,- где нет ни одного дерева. Там я буду жить, расти и всем радость нести».
«А я,-мечтала другая крылатка, - хочу жить около скамейки, вырасту большим кленом, люди будут сидеть на скамейке и любоваться мною. А в жару я их от солнца укрою своей пышной листвою...»
Наступила осень, мама-клен говорит своим деткам-крылаткам: «Детки мои милые. Скоро настанут для нас тяжелые, холодные дни. Летите вы скорее на землю вместе с братьями-листьями. Лягте вы на землю плотнее. Прикройтесь опавшей листвой, а придет зима, накроет вас снегом пушистым. Будет еще теплее, так вы зиму и перезимуете. А весной солнышко пригреет, снежок растает. Вот тут вы время зря не теряйте, а скорее прорастайте. И вырастут из вас новые клены».
Послушные у мамы-клена детки-крылатки, дунул ветер, и полетели они в разные стороны, замахали на прощание маме-клену своими крылышками.
Одежда для почек
Пришла пора позаботиться о почках. Мама-дерево сказала им: «Милые вы мои малыши-почки, настало время зимнюю одежду надевать, чтобы зимой вам тепло было, чтобы вы смогли весной распуститься листьями». «Мы готовы», - ответили почки. И дерево дало им теплую зимнюю одежду.
Только это были не шапочки, не шубки, не валенки. Это были кожистые прочные чешуйки, которые защищали почки и от воды, и от ветра, и от мороза, одевшись в новую зимнюю одежду, малыши-почки поблагодарили маму-дерево: «Спасибо, дорогая мамочка, нам теперь очень тепло, и мы обязательно доживем до весны».
День рождения елочки
Проснулась елочка ранней весной и видит: все деревья голые, а она нарядная, зеленая. Обрадовалась своему прекрасному наряду и загордилась.
Но скоро наступило лето, и все деревья стали такими же, как она, зелеными. Ничем от других она и отличаться-то не стала. Загрустила маленькая елочка: никто на нее не смотрит. Интересно, а что же дальше будет?
И настала золотая осень. Раскрасила она все деревья разноцветными красками, а елочка так и стоит зеленая. Загрустила она и думает: «И зимой, и летом - все одним цветом».
Заплакала елочка, а деревья собрались вокруг нее и успокаивают: «Маленькая ты еще, многого не знаешь, хочешь, мы тебе о себе расскажем?»
Я - клен, посмотри, какими яркими красками раскрасила осень мои листья: они оранжевые, желтые, багряные, самые большие и красивые, пятилопастные. У меня не найдешь и двух одинаковых. Из моих листьев можно собрать много разноцветных букетов. Есть у меня и секрет - маленькие вертолетики, это мои крылатые плоды, а в них спрятаны семена. Дунет ветер, оно полетит куда-нибудь, зацепится за землю, укроется листочками и будет ждать весны, чтобы прорасти.
Я - осина, у меня зеленовато-лиловая кора, листья сейчас ярко-красные, особенные, очень подвижные, приходят в движение даже от слабого ветерка. Есть у меня и украшение - сережки с семенами, они напоминают пушистых гусениц. А семена разносятся далеко-далеко, жаль только, что кору мою любят грызть лоси и зайцы.
Я - дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотри, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди - мои семена. Из них потом молодые дубки вырастут.
Я - тополь. Кора у меня гладкая, листочки только кое-где пожелтели. Весной почки у меня клейкие, похожие на пушистые шпоры, из них вырастают молодые клейкие листочки, они сильно и приятно пахнут. Есть у меня и украшения - сережки, из которых потом пух лететь будет и разносить семена мои.
Я - липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Из цветочков вырастут плоды - орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.
Я - рябина. Про меня говорят:
Уж клич отзвенел журавлиный,
Давно осыпался сад,
А яркие гроздья рябины
Все так же свисая горят.
Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, так как ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.
А про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют береза моя, березонька белая, береза кудрявая.
Только у меня кора белая с черными пятнами. Весной только я очень
полезным березовым соком всех пою. А сережки и у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Из них семена-крылатки разлетаются повсюду. Почки мои любят птицы.
Выслушала елочка всех и загрустила: «А я все зеленая да зеленая». Посоветовались деревья и решили устроить елочке день рождения, подарить подарки. Много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки.
Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива осыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная и счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда девать, а ей все дарят и дарят. У всех на глазах елочка становится из колючей и хвойной - мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то, что зимой и летом - одним цветом.
Рябина
В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила,
Платье снять забыла.
И на красные узоры
Первый снег ложится.
Ива
Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
И. Токмакова
Береза
По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки,
Золото - сережки,
С расплетенною косой
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит.
Орех
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет -
На зубок он попадет.
Рябина
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она горчит.
Толи это ягодка
Просто не дозрела,
Толь рябина хитрая
Подшутить хотела.
Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару..
Дайте осинке
Пальто и ботинки -
Надо погреться
Бедной осинке.
Береза
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную.