Красивые славянские девушки. Красивые славянские женщины (15 фото). Умом не обделены

К лёгкому истребителю МиГ-35 отношение сложилось несколько покровительственное. Дескать, переходная ступень, модификация МиГ-29, чуть ли не ради пиара обозначенная другой моделью. Его снисходительно похлопал по крылышку даже американский журнал The National Interest, обычно так запугивающий своего читателя преимуществами русского оружия, что просто странно, что на него не нашлось своего полусумасшедшего конгрессмена с навеки расширенными от "русской угрозы" зрачками.

Или, на худой конец, следователя из ФБР, который направлял бы главному редактору Джейкобу Хейлбрунну лампу в глаза и орал: "Как и когда тебя завербовала русская разведка Эф-Эс-Би?"

Лёгкий - не значит немощный

МиГ-35 - действительно дальнейшее развитие МиГ-29, который доведён до уровня истребителя четвёртого поколения. Можно даже потрафить нашему любимому Дэйву Маджюмдару (Dave Majumdar), автору заметки про наш самолёт, поведав ему, что обе машины построены на базе одного планёра, созданного ещё в середине 1980-х годов. Собственно, не нужно даже ломиться в открытую дверь, ибо среди специалистов российского оборонно-промышленного сектора этот самолёт изначально рассматривался как переходное звено от 29-х к поколению 4++. А там видно будет.

Видно стало. В ходе последовательной модернизации систем за системами МиГ-35 вплотную подошёл к пятому поколению. Об этом рассказала РИА Новости директор департамента информационной политики и общественных коммуникаций корпорации "МиГ" Анастасия Кравченко: "По мере появления новых систем и совершенствования технологий, корпорация может предложить модернизацию самолета, в том числе до уровня следующего поколения".

Причём для этого не нужно будет каких-то отдельных сложных работ. Этот процесс будет идти - ну, почти что сам собой. Потому что истребитель сегодня исполняется по принципу "открытой архитектуры", - так что его модернизация будет зависеть от той аппаратуры, которую ему будут добавлять в "обвес". Например, новый радар, новую систему наведения, новое вооружение, - взятое, например, даже с тяжёлых истребителей завоевания господства в воздухе.

Этакий универсальный солдат получается. Только в воздухе.

А маркетологи при этом отмечают, что такая архитектура способна сильно помочь и продажам самолёта. Ведь покупатель при желании может разместить на нём собственную аппаратуру или оружие.

Очень интересную особенность имеет и двигатель истребителя. Он может оснащаться всеракурсно отклоняемым соплом, а может эксплуатироваться и в обычном порядке. А отклоняемый вектор тяги - тоже принципиально важная характеристика машин 5-го поколения.

Ещё одна характеристика - невидимость. Благодаря относительно небольшим размерам - 17,3 м в длину и 12 м - размах крыльев, МиГ-35 изначально обладает преимуществом в этом отношении. Но ему до 25% довели долю композитных материалов в конструкции - углепластика и тому подобного. Соответственно, его заметность по ЭПР, по некоторым данным, стала меньше 1 кв. м.

ЭПР - это эффективная площадь рассеяния, которая для простоты понимания может трактоваться как размер в "понимании" радара РЛС. В данном случае на месте МиГ-35 радар будет видеть нечто меньше метра в диаметре - то есть и позднее, чем надо, замечать, и менее надёжно, чем надо, идентифицировать.

В этом данный лёгкий истребитель также приближается к характеристикам машин 5-го поколения. Хотя, конечно, в идеале для этого поколения надо стремиться хотя бы к ЭПР 0,1 - 0,2 кв. м.

Про средства РЭБ можно не говорить - по ним Россия уже не 6-е, а как бы и не 8-е поколение уже создаёт.

Вот из таких особенностей и рождается расчёт у специалистов, что к 2020 году, когда машина массово пойдёт в войска, это будет уже самолёт 5-го поколения.

Лёгкий - не значит неопасный

При всей своей лёгкости (относительной, конечно, ряд наблюдателей склонен даже относить его к средним) истребитель МиГ-35 довольно-таки зубаст и довольно-таки хорошо вооружён. Хотя что значит хорошо? На свои девять "балок" - точек подвески - он способен принять все типы боеприпасов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

Так что не хвастается глава корпорации Илья Тарасенко, когда говорит, что МиГ-35 может считаться одной из самых совершенных боевых машин в мире.

Основные же в его арсенале ракеты - Р-73 малой дальности и Х-31 и Р-27 - средней. Первая используется, разумеется, против летательных аппаратов. Причём уйти от неё резким манёвром неимоверно трудно: она ещё боеспособна при перегрузке в 12 g, в то время как для истребителя допустимая нагрузка при маневрировании не должна превышать 10 g. Вторая ракета "работает" против наземных целей - радиолокаторов и надводных - кораблей. Причём скорость её достигает больше 3 Махов, то есть примерно километра в секунду, что делает её трудносбиваемой, а цели она способна уничтожить на удалении в 250 км.

Что касается Р-27, то это ракета "воздух - воздух" средней дальности, призванная уничтожать самолёты и крылатые ракеты на расстоянии до 110 км.

Благодаря своему совершенному радару (точнее, бортовой РЛС) Н010 "Жук-А" с активной фазированной решеткой (АФАР) самолёт обнаруживает цель на расстоянии до 200 км, может одновременно сопровождать до 30 воздушных целей и обстреливать до 8 из них. Тоже, разумеется, одновременно.

Общая боевая нагрузка у этого "лёгонького" самолётика - 7 тонн.

В общем, как говорил в эфире "Царьграда" вице-президент Федерации любителей авиации, заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский, новый российский истребитель стал настоящим прорывом военных инженеров и конструкторов. "У машины много новшеств: и по вооружению, и по приборной доске, и по двигателю. Это хороший рывок вперёд", - заявил этот авторитетный специалист, сам некогда испытывавший самолёты семейства "МиГ".

На презентации многофункционального истребителя МиГ-35 Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил, что РСК «МиГ» займется созданием легкого истребителя пятого поколения. О том, каким будет этот самолет и зачем он нужен российским ВКС, читайте в материале сайта ТРК «Звезда».

Первая информация о том, что корпорация «МиГ» займется созданием истребителя пятого поколения, появилась в 2015 году. Тогда же на авиасалоне МАКС впервые широкой публике был представлен единственный экземпляр МиГ 1.44 – прототип истребителя пятого поколения, который создавался в 1980 годах.

Первый советский «Стелс»

Работы над созданием истребителя пятого поколения начались в Советском Союзе в конце 1970-х годов, еще раньше, чем в США занялись созданием истребителя F-22. Уже тогда в общих чертах стало понятно, каким должен быть этот самолет. Основные требования сводились к пяти пунктам: машина должна быть многофункциональной и сверхманевренной, иметь низкую заметность, крейсерскую сверхзвуковую скорость полета и внутреннюю подвеску управляемого оружия. Разработкой перспективной техники занялись ОКБ им. А.И.Микояна и ОКБ им. П.О.Сухого, и в результате появились проекты МиГ 1.44 и Су-47 (С-37).

Работы над новым истребителем на «МиГе» шли непросто: в ходе проектирования, испытаний моделей вносились изменения в конструкцию. Результатом многолетнего труда стал воплощенный в железе прототип самолета, который из-за финансовых трудностей поднялся в воздух лишь 29 февраля 2000 года.

Трагедия номер 1.44

К сожалению, дальше нескольких полетов дело не пошло. Проблема заключалась в том, что после 1991 года весь оборонно-промышленный комплекс России с размаху «въехал» в глубокий кризис, и если правительство США продолжало вкладывать миллиарды долларов в создание истребителя пятого поколения, то в России финансирование этой программы было прекращено вообще. Потянуть такой проект самостоятельно не способно ни одно конструкторское бюро, а вышедшее в 2002 году постановление о создании ПАК ФА окончательно похоронило МиГ 1.44.

Прототип истребителя находился в ЛИИ им. Громова в Жуковском, где был фактически брошен под открытым небом. Позже все-таки было принято решение о его хранении в ангаре, однако ни о каких работах по этому проекту речи не шло. Среди некоторых специалистов бытует мнение, что китайский истребитель пятого поколения J-20 разрабатывался в том числе с использованием чертежей МиГ 1.46 (дальнейшее развитие 1.44), и внешне он и вправду чем-то напоминает микояновский самолет. Однако никакой официальной информации о передаче разработок Китаю не существует, да и если присмотреться к J-20 внимательней, станет понятно, что это совершенно другая машина.

Но то, что в начале 2000-х готов Китай выбрал именно такую схему, как и у первого российского «Стелса» говорит о том, что она по-прежнему востребована и имеет право на жизнь.

Легкий «МиГ»

Говоря о самолете пятого поколения от РСК «МиГ», Рогозин сказал дословно следующее: «Разработка ОКБ “Сухой”, истребитель пятого поколения ПАК ФА проходит государственные испытания. Корпорация “МиГ” также будет делать легкий истребитель пятого поколения». Что именно он имел в виду?

Во-первых, речь идет о легком самолете потому, что такой нужен флоту. Во многом именно по этой причине в США была начата программа истребителя F-35.

Во-вторых, по мнению Рогозина, легкий истребитель имеет более высокий экспортный потенциал, чем тяжелый.

«Небольшие страны с ограниченным бюджетом вполне могут обойтись без тяжелых истребителей подобных Су-30, им вполне подходят МиГ-21, МиГ-29 и возможное продолжение этой линии. Скорее всего, в будущем ситуация вряд ли изменится. К примеру, в данный момент Индия планирует начать сборку ста легких истребителей по иностранной лицензии, выбирая между американским F-16, шведским Gripen и российским МиГ-35. При этом нужно отметить, что МиГ-35 скорее можно отнести к истребителям среднего класса», – считает авиаэксперт Владимир Карнозов.

Это означает, что в будущем РСК «МиГ» может заняться созданием именно легкого и, возможно, однодвигательного самолета пятого поколения.

В-третьих, существует уже давно сложившаяся концепция о том, что количество легких истребителей должно превышать количество тяжелых. Это касается ВВС всех крупных стран, в том числе России и США.

Связано это с тем, что использование дорогой и тяжелой машины, которая имеет избыточные возможности, для выполнения определенной задачи не выгодно.

«Много лет назад в США была принята концепция, которая подразумевает наличие в парке 20% тяжелых и 80% легких истребителей. В соответствии с ней были разработаны тяжелый истребитель F-15 и легкий F-16. Похожий подход был принят и Советским Союзом, что привело к созданию пары Су-27 и МиГ-29», – рассказал Карнозов.

Стоит отметить, что это соотношение может меняться в пользу тяжелых машин с большим радиусом действия, что со временем и произошло в странах с большими территориями, такими как Россия и США. В настоящее время соотношение между F-15 и F-16 в ВВС США составляет 1 к 2. Вместе с тем теорию комплементарности тяжелых и легких истребителей пока что никто не оспаривает.

«Легкий истребитель необходим прежде всего для защиты, это не средство нападения. Скорее всего, это будет самолет, который сможет решать те же задачи, что и ПАК ФА, с той лишь разницей, что он будет иметь меньший радиус действия (без дозаправки в воздухе)», – считает военный летчик 1-го класса, Герой Советского союза, депутат Государственной думы Николай Антошкин.

По мнению Антошкина, одна из главных целей программы – создание самолета в том числе для перспективных авианосцев проекта 23000 «Шторм» строительство которых планируется в 2025-2030 годах. Кроме того, этот истребитель может стать более дешевой версией ПАК ФА.

Французские предположения

В феврале 2017 года французский журнал Air&Cosmos опубликовал проекции перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС) , разработку которого якобы ведет АО «РСК МиГ». Насколько они соответствуют действительности говорить трудно, так как авторы материала не сослались ни на какие официальные источники.

Судя по изображению, самолет будет иметь аэродинамическую схему «утка». В тексте указана максимальная взлетная масса в 25 тонн и скорость в 1,8 – 2 Маха, дальность полета до 4000 км. В качестве двигателя указан ВК-10М разработки КБ «Климов» с тягой порядка 10 тонн каждый. Напомним, что МиГ-35 имеет максимальную взлетную массу в 29,7 тонны, максимальную скорость 2700 км/ч на высоте и дальность без дозаправки около 3500 км.

Конкуренция, но не вражда

Важно отметить и еще один аспект, который в 1990-е и 2000-е годы в нашей авиационной отрасли отошел на второй план. В 1992 году на международном авиасалоне «Фарнборо» состоялась пресс-конференция с участием двух генеральных конструкторов Ростислава Белякова (ОКБ им. Микояна) и Михаила Симонова («ОКБ Сухого»). Один из американских журналистов спросил Симонова о том, почему в России не хотят объединить два ведущих истребительных бюро, ведь это, по его мнению, «смогло бы сэкономить много денег для российского народа». Отвечая на этот вопрос, Симонов ответил:

«Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с General Dynamics и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда - конкурировали с вашим F-15 Eagle… Все это чепуха! Названные самолеты созданы в ОКБ “Сухого” с одной единственной целью - победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!»

Именно конкуренция между этими конструкторскими бюро внутри нашей страны двигала вперед авиационную технику. И то, что в 1990-е годы такая традиция прекратилась, связано с финансовым кризисом и другими аспектами, но не с тем, что самолет фирмы Сухого оказался лучше. Но нужно понимать, что без этого динамичное развитие боевой авиации будет затруднено: соревноваться только лишь с иностранными машинами не всегда правильно, ведь они создаются для ВВС другой страны, которые сами по себе нередко предназначены для других задач, нежели чем отечественные.

Политическая воля

В заключение хотелось бы сказать о трудностях, которые РСК «МиГ» предстоит решать в ближайшем будущем. В 1990-х и 2000-х годах это предприятие испытывало серьезные проблемы, которые касались практически всего: начиная от оснащения новым оборудованием и заканчивая кадровым составом конструкторов и инженеров. За последние годы ситуация в целом изменилась к лучшему, что наглядно показала презентация истребителя МиГ-35, однако многие проблемы остались.

«Коллективу ОКБ им. А.И. Микояна удается довольно успешно заниматься модернизацией самолетов четвертого поколения, однако создание истребителя пятого поколения – существенно более сложная задача, выполнить которую без серьезного укрепления кадрового состава и материальной базы предприятию будет трудно», – считает Владимир Карнозов.

По мнению эксперта, для выполнения этой задачи потребуется воля руководства России, подкрепленная значительным финансированием.

Но одно можно сказать совершенно точно: «РСК «МиГ», равно как и ПАО «Компания Сухой», должна заниматься перспективными разработками и двигаться вперед, ведь аббревиатура «МиГ» продолжает оставаться синонимом понятия «русский истребитель».

Источник в оборонно-промышленном комплексе.

«Это будет легкий вариант ПАК ФА", который не будет конкурировать с моделью Т-50, разработанной компанией "Сухой"»

"РСК "МиГ" разрабатывает второй вариант ПАК ФА. За основу взята аэродинамическая схема самолета МиГ-1.44 и те наработки, которые были по этому прототипу", - сказал собеседник агентства.

По его словам, "это будет легкий вариант ПАК ФА", который не будет конкурировать с моделью Т-50, разработанной компанией "Сухой".

В июне в РСК "МиГ", что корпорация продолжает работать над легким истребителем пятого поколения, несмотря на отсутствие соответствующего заказа. Ранее сообщалось, что платформой для этого самолета может стать МиГ-35. При этом в Объединенной авиастроительной корпорации заявляли, что создание легкого истребителя не является приоритетом для компании.

Прототип МиГ-1.44, созданный в 1990-е годы в рамках разработки истребителя пятого поколения, был впервые представлен на всеобщее обозрение на авиасалоне МАКС-2015, который прошел в августе в Подмосковье. Как отмечали в корпорации, проект позволил совершить большой скачок в направлении истребителей пятого поколения", а заложенные в нем технологии успешно развиваются до сих пор.

Фюзеляж машины, выставленной на МАКС-2015, выполнен с применением технологий "стелс" - самолет покрыт специальным радиопоглощающим слоем, а его кили спроектированы таким образом, чтобы истребитель оставался незаметным для радаров. Кроме того, было изменено расположение воздухозаборников, а все вооружение предполагалось размещать во внутренних отсеках. По данным источников в самолетостроительной отрасли, прототип совершил лишь один испытательный полет.

Техническая справка

МиГ 1.44 МФИ (от многофункциональный фронтовой истребитель ; в серии должен был получить название МиГ-35 ) — опытно-экспериментальный российский прототип истребителя пятого поколения .


Самолёт, на котором планировалось установить двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф . Создавался как противовес американскому истребителю F-22 и по ряду характеристик превосходил своего американского соперника.

Имел широкое применение стелс-технологий . Всё вооружение самолёта располагалось во внутренних отсеках. Покрывался специальным радиопоглощающим покрытием, кили у самолёта были спроектированы специальным способом кривых поверхностей, существенно снижающим ЭПР самолёта.

Предварительные работы по созданию тяжелого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО начались в конце 1979 года в рамках программы И-90 («истребитель 1990-х годов»). В 1981 г. ЦАГИ были выданы рекомендации по самолету, выполненному по схеме «утка » с треугольным адаптивным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах, а также полет на закритических углах атаки .




Разработка нового истребителя началась в ОКБ им. А. И. Микояна. В 1983 г. была утверждена «Комплексная целевая программа» работ по самолету, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. В 1987 г. состоялась защита аванпроекта, а в 1991 г. - эскизного проекта и макета самолета, получившего индекс «МФИ» - многофункциональный фронтовой истребитель. Основными его особенностями должны были стать:

  • сверхманевренность ;
  • способность к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме;
  • малая радиолокационная и тепловая заметность;
  • улучшенные взлетно-посадочные характеристики;
  • значительное сокращение стоимости летного часа, количества технического состава, объема и веса нестандартного оборудования, требующегося для обслуживания самолета;
  • новая архитектура комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, структура информационно-управляющего поля кабины, высокая степень интеграции.

Параллельно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на основе базовой конструкции прорабатывались варианты самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

В 1999 году было решено отдать приоритет разработкам КБ Сухого, а МАПО «МиГ» включить в его состав. Мотивами, вероятно, послужили высокая заявленная цена МФИ и утверждения М. А. Погосяна о превосходстве С-37 над МФИ по ТТХ и возможности запуска его в серию в ближайшем будущем. Несмотря на это, работы над МФИ продолжались, и 29 февраля 2000 года первый прототип МиГ 1.42 всё же поднялся в воздух. Тем не менее, новый глава КБ не был заинтересован в дальнейшей разработке чужого проекта, невзирая на неудачи собственного С-37 и высокий уровень готовности МФИ, который уже мог быть запущен в серийное производство на «Соколе». В итоге в 2002 году вышло постановление правительства о создании ПАК ФА , окончательно похоронившее и МФИ, и С-37.

На 2013 год единственный лётный экземпляр находится в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском, брошенный под открытым небом (координаты-55°34′28″ с. ш. 38°08′37″ в. д. ). Было принято решение об окончательной консервации экземпляра в ангаре.


Среди ряда экспертов существует мнение, что некоторые технологии и общие виды самолета были переданы Китаю, хотя скорее всего, китайцы при создании своего J-20 использовали чертежи Проекта 1.46, купленные у РСК "МиГ".

Модификации

Самолёт с шифром 1.42 является опытным образцом, на котором отрабатывались технологии КБ «МиГ» по проекту И-90. Построен 1 прототип (1994), который использовался для статических испытаний.

Самолёт с шифром 1.44 является доработанным 1.42. Он должен был пойти на серийное производство и поступить в войска. Построен 1 экземпляр (1999), ещё 4 находились на заводе «Сокол» в разной степени готовности на момент закрытия проекта.

Самолёт с шифром 1.46 является глубокой модернизацией 1.44, значительно превосходящим его по ТТХ. На момент закрытия проекта шла подготовка к постройке опытного экземпляра.


Схема: www.airwar.ru

Технические характеристики



Экипаж , человек 1

Длина , м

17,3

Размах крыла , м

11,99
Высота , м
4,73

Масса , кг:

пустого - 18000;
максимальная взлётная масса
23500

Двигатель:

Тип двигателя:

турбореактивный двухконтурный
с форсажной камерой и управляемым вектором тяги

Модель:

«АЛ-41Ф »
Тяга на форсаже кгс
2 × 18000
Летные характеристики:
Скорость, км/час: максимальная - до 2400;
предельная на высоте –
3180;
максимальная у земли - 1500

Практическая дальность, км

4000

Практический потолок , м

20000
ЭПР, м²
менее 0,3
Вооружение:

Пушечное:

30 мм встроенная пушка ГШ-30-1

до 12000

для воздушного боя, в отсеках вооружения:

12 × Р-77 или Р-73

против наземных целей, в отсеках вооружения:

2 × Х-55 , Х-61 , Х-41 , или
8 × Х-29 , Х-31 , или
12 × КАБ-500 , ОДАБ-500

Точки подвески:

внутренние - 12;
внешние - 8

МиГ ЛФИ

На базе МиГ 1.44 в начале 1990-х годов также создавался лёгкий истребитель с одним двигателем АЛ-41Ф , имеющий такую же аэродинамическую схему.

Проект был закрыт на этапе продувочных моделей в связи с выбором Минобороны СССР проекта С-37 КБ Сухого.



МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.arms-expo.ru

Корпорация "МиГ" ведет разработки легкого истребителя пятого поколения. Этот проект может стать дополнением к ПАК ФА, разрабатываемому ОКБ Сухого, и выполнять задачи в условиях конфликтов типа "Арабской весны".

Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" рассматривает возможность строительства истребителя 5-го поколения. В качестве базовой платформы для реализации этой программы может быть выбран истребитель "МиГ-35", на который будут интегрироваться перспективные технологии, сообщает "Армс-Тасс" со ссылкой на британский еженедельник "Флайт".

Как заявил генеральный директор РСК "МиГ" Сергей Коротков , специалисты корпорации уже работают над концепцией нового истребителя.

"Я знаю, что это одна из идей, одно из направлений, над которым работает конструкторское бюро. Очень надеюсь, что скоро мы будем более серьезно развивать это направление", - отметил Коротков.

Топ-менеджер не детализировал, как далеко продвинулась корпорация в своих исследованиях, но считает "весьма вероятным" появление нового боевого самолета.

"Самое главное, чтобы на разработку был выдан заказ", - сказал он.

При этом, руководитель корпорации уверен, что работа над истребителем пятого поколения не вызовет конфликт между РСК "МиГ" и компанией "Сухой", которая в настоящее время ведет разработку собственной версии самолета пятого поколения ПАК ФА.

"Это два совершенно разных самолета, которые будут решать разные задачи. Мы считаем, что "МиГ-35" - это та платформа, которая может в перспективе стать основой истребителя пятого поколения ", - заявил Коротков.

С тем, что для авиации нужны перспективные самолеты разных типов, соглашаются эксперты.

"Я понимаю, что однотипность самолетов дает определенную экономическую эффективность, но дело в том, что задачи авиации постоянно расширяются. Нам необходимо под эти задачи готовить соответствующие типы авиации. Я думаю, что такая задача, с точки зрения государственной, оправдана полностью. Тем более, легкий истребитель необходим, прежде всего, для ведения маломасштабных войн или проведения активных операций, потому что нельзя одним типом закрыть все задачи, которые стоят перед обороноспособностью страны ", - прокомментировал Накануне.RU разработки "МиГа" вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС Владимир Анохин .

По мнению эксперта, не исключено, что и постановка задачи по разработке нового истребителя была связана с ростом ограниченных локальных конфликтов, в которых можно применять легкие самолеты.

"Безусловно, такие самолеты могут применяться в таких ограниченных конфликтах, которые мы наблюдаем в последнее время. Думаю, такая задача и была поставлена, чтобы была ударная тяжелая скоростная авиация, и легкие типы самолетов, которые могли бы осуществлять операции в локальных войнах", - предполагает он.

По мнению офицера, от постановки задачи до поставки серийных самолетов в войска может пройти не меньше пяти лет.

Истребитель "МиГ-35", на базе которого, вероятно, будет разрабатываться истребитель пятого поколения, принадлежит к поколению истребителей "4++", и является глубокой модернизацией истребителей "МиГ-29К/КУБ", но значительно превосходит их по многим параметрам. "МиГ-35" уже несколько лет ожидает начала поставки в войска, однако сроки заключения контрактов постоянно смещаются, хотя Коротков не теряет надежды и говорит о том, что контракт на поставку в войска может быть заключен в 2014 году.

Напомним, что проект ПАК ФА разрабатывается с 2002 года. В 2004 году был готов макет, а в 2005 началось финансирование проекта. В 2010 году состоялся первый полет самолета и начались летные испытания образца. В настоящий момент группа из пяти истребителей проходит государственные испытания. Кроме того, был заключен контракт с Индией на совместную разработку варианта самолета пятого поколения для ВВС этой страны на базе ПАК ФА.

Фактически, в мире принят на вооружение единственный истребитель пятого поколения - американский "F-22 Raptor". Испытания проходят также американский "F-35" и китайский "J-20". Что касается "F-35", постоянно сообщается о проблемах в разработке этого самолета - год назад всерьез обсуждалось закрытие проекта, на который потрачены сотни миллиардов долларов. Из-за проблем и удорожания самолетов, ряд американских партнеров отказались от закупки перспективных самолетов, либо существенно ограничили их количество. О разработке самолетов пятого поколения говорили представители Японии, Турции и Южной Кореи, но лишь как о проектах отдаленного будущего.

На презентации многофункционального истребителя МиГ-35 Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил, что РСК «МиГ» займется созданием легкого истребителя пятого поколения. О том, каким будет этот самолет и зачем он нужен российским ВКС, читайте в материале сайта ТРК «Звезда».

Первая информация о том, что корпорация «МиГ» займется созданием истребителя пятого поколения, появилась в 2015 году. Тогда же на авиасалоне МАКС впервые широкой публике был представлен единственный экземпляр МиГ 1.44 – прототип истребителя пятого поколения, который создавался в 1980 годах.

Первый советский «Стелс»

Работы над созданием истребителя пятого поколения начались в Советском Союзе в конце 1970-х годов, еще раньше, чем в США занялись созданием истребителя F-22. Уже тогда в общих чертах стало понятно, каким должен быть этот самолет. Основные требования сводились к пяти пунктам: машина должна быть многофункциональной и сверхманевренной, иметь низкую заметность, крейсерскую сверхзвуковую скорость полета и внутреннюю подвеску управляемого оружия. Разработкой перспективной техники занялись ОКБ им. А.И.Микояна и ОКБ им. П.О.Сухого, и в результате появились проекты МиГ 1.44 и Су-47 (С-37).

Работы над новым истребителем на «МиГе» шли непросто: в ходе проектирования, испытаний моделей вносились изменения в конструкцию. Результатом многолетнего труда стал воплощенный в железе прототип самолета, который из-за финансовых трудностей поднялся в воздух лишь 29 февраля 2000 года.

Трагедия номер 1.44

К сожалению, дальше нескольких полетов дело не пошло. Проблема заключалась в том, что после 1991 года весь оборонно-промышленный комплекс России с размаху «въехал» в глубокий кризис, и если правительство США продолжало вкладывать миллиарды долларов в создание истребителя пятого поколения, то в России финансирование этой программы было прекращено вообще. Потянуть такой проект самостоятельно не способно ни одно конструкторское бюро, а вышедшее в 2002 году постановление о создании ПАК ФА окончательно похоронило МиГ 1.44.

Прототип истребителя находился в ЛИИ им. Громова в Жуковском, где был фактически брошен под открытым небом. Позже все-таки было принято решение о его хранении в ангаре, однако ни о каких работах по этому проекту речи не шло. Среди некоторых специалистов бытует мнение, что китайский истребитель пятого поколения J-20 разрабатывался в том числе с использованием чертежей МиГ 1.46 (дальнейшее развитие 1.44), и внешне он и вправду чем-то напоминает микояновский самолет. Однако никакой официальной информации о передаче разработок Китаю не существует, да и если присмотреться к J-20 внимательней, станет понятно, что это совершенно другая машина.

Но то, что в начале 2000-х готов Китай выбрал именно такую схему, как и у первого российского «Стелса» говорит о том, что она по-прежнему востребована и имеет право на жизнь.

Легкий «МиГ»

Говоря о самолете пятого поколения от РСК «МиГ», Рогозин сказал дословно следующее: «Разработка ОКБ “Сухой”, истребитель пятого поколения ПАК ФА проходит государственные испытания. Корпорация “МиГ” также будет делать легкий истребитель пятого поколения». Что именно он имел в виду?

Во-первых, речь идет о легком самолете потому, что такой нужен флоту. Во многом именно по этой причине в США была начата программа истребителя F-35.

Во-вторых, по мнению Рогозина, легкий истребитель имеет более высокий экспортный потенциал, чем тяжелый.

«Небольшие страны с ограниченным бюджетом вполне могут обойтись без тяжелых истребителей подобных Су-30, им вполне подходят МиГ-21, МиГ-29 и возможное продолжение этой линии. Скорее всего, в будущем ситуация вряд ли изменится. К примеру, в данный момент Индия планирует начать сборку ста легких истребителей по иностранной лицензии, выбирая между американским F-16, шведским Gripen и российским МиГ-35. При этом нужно отметить, что МиГ-35 скорее можно отнести к истребителям среднего класса», – считает авиаэксперт Владимир Карнозов.

Это означает, что в будущем РСК «МиГ» может заняться созданием именно легкого и, возможно, однодвигательного самолета пятого поколения.

В-третьих, существует уже давно сложившаяся концепция о том, что количество легких истребителей должно превышать количество тяжелых. Это касается ВВС всех крупных стран, в том числе России и США.

Связано это с тем, что использование дорогой и тяжелой машины, которая имеет избыточные возможности, для выполнения определенной задачи не выгодно.

«Много лет назад в США была принята концепция, которая подразумевает наличие в парке 20% тяжелых и 80% легких истребителей. В соответствии с ней были разработаны тяжелый истребитель F-15 и легкий F-16. Похожий подход был принят и Советским Союзом, что привело к созданию пары Су-27 и МиГ-29», – рассказал Карнозов.

Стоит отметить, что это соотношение может меняться в пользу тяжелых машин с большим радиусом действия, что со временем и произошло в странах с большими территориями, такими как Россия и США. В настоящее время соотношение между F-15 и F-16 в ВВС США составляет 1 к 2. Вместе с тем теорию комплементарности тяжелых и легких истребителей пока что никто не оспаривает.

«Легкий истребитель необходим прежде всего для защиты, это не средство нападения. Скорее всего, это будет самолет, который сможет решать те же задачи, что и ПАК ФА, с той лишь разницей, что он будет иметь меньший радиус действия (без дозаправки в воздухе)», – считает военный летчик 1-го класса, Герой Советского союза, депутат Государственной думы Николай Антошкин.

По мнению Антошкина, одна из главных целей программы – создание самолета в том числе для перспективных авианосцев проекта 23000 «Шторм» строительство которых планируется в 2025-2030 годах. Кроме того, этот истребитель может стать более дешевой версией ПАК ФА.

Французские предположения

В феврале 2017 года французский журнал Air&Cosmos опубликовал проекции перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС) , разработку которого якобы ведет АО «РСК МиГ». Насколько они соответствуют действительности говорить трудно, так как авторы материала не сослались ни на какие официальные источники.

Судя по изображению, самолет будет иметь аэродинамическую схему «утка». В тексте указана максимальная взлетная масса в 25 тонн и скорость в 1,8 – 2 Маха, дальность полета до 4000 км. В качестве двигателя указан ВК-10М разработки КБ «Климов» с тягой порядка 10 тонн каждый. Напомним, что МиГ-35 имеет максимальную взлетную массу в 29,7 тонны, максимальную скорость 2700 км/ч на высоте и дальность без дозаправки около 3500 км.

Конкуренция, но не вражда

Важно отметить и еще один аспект, который в 1990-е и 2000-е годы в нашей авиационной отрасли отошел на второй план. В 1992 году на международном авиасалоне «Фарнборо» состоялась пресс-конференция с участием двух генеральных конструкторов Ростислава Белякова (ОКБ им. Микояна) и Михаила Симонова («ОКБ Сухого»). Один из американских журналистов спросил Симонова о том, почему в России не хотят объединить два ведущих истребительных бюро, ведь это, по его мнению, «смогло бы сэкономить много денег для российского народа». Отвечая на этот вопрос, Симонов ответил:

«Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с General Dynamics и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда - конкурировали с вашим F-15 Eagle… Все это чепуха! Названные самолеты созданы в ОКБ “Сухого” с одной единственной целью - победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!»

Именно конкуренция между этими конструкторскими бюро внутри нашей страны двигала вперед авиационную технику. И то, что в 1990-е годы такая традиция прекратилась, связано с финансовым кризисом и другими аспектами, но не с тем, что самолет фирмы Сухого оказался лучше. Но нужно понимать, что без этого динамичное развитие боевой авиации будет затруднено: соревноваться только лишь с иностранными машинами не всегда правильно, ведь они создаются для ВВС другой страны, которые сами по себе нередко предназначены для других задач, нежели чем отечественные.

Политическая воля

В заключение хотелось бы сказать о трудностях, которые РСК «МиГ» предстоит решать в ближайшем будущем. В 1990-х и 2000-х годах это предприятие испытывало серьезные проблемы, которые касались практически всего: начиная от оснащения новым оборудованием и заканчивая кадровым составом конструкторов и инженеров. За последние годы ситуация в целом изменилась к лучшему, что наглядно показала презентация истребителя МиГ-35, однако многие проблемы остались.

«Коллективу ОКБ им. А.И. Микояна удается довольно успешно заниматься модернизацией самолетов четвертого поколения, однако создание истребителя пятого поколения – существенно более сложная задача, выполнить которую без серьезного укрепления кадрового состава и материальной базы предприятию будет трудно», – считает Владимир Карнозов.

По мнению эксперта, для выполнения этой задачи потребуется воля руководства России, подкрепленная значительным финансированием.

Но одно можно сказать совершенно точно: «РСК «МиГ», равно как и ПАО «Компания Сухой», должна заниматься перспективными разработками и двигаться вперед, ведь аббревиатура «МиГ» продолжает оставаться синонимом понятия «русский истребитель».

Фото: sergesky Instagram / nickiinst / Instagram / Вадим Савицкий / Минобороны России / mod.gov.cn / defense.gov