"кустарники зимой". Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему: "Деревья и кустарники"

Конспект занятия со старшими дошкольниками

Тема: "Деревья и кустарники нашего края"

Цель :Развитие и активация познавательного интереса к миру природы через общение с живой природой.

Предварительная работа: экскурсии, прогулки в природу, рассматривание иллюстраций, создание дидактической игры «С какой ветки детки», создание фотоальбома «Природа Тверского края», рисование «Природа нашего края»

Ход занятия

1. Скажите, пожалуйста, какая сегодня погода ? (Хмурое, серое небо; то дождь, то снег; не слышны птичьи голоса). Когда такое бывает? (Осенью).

Ребята, а я вам от осени принесла подарок! Давайте посмотрим, что же там? (Листья). Какие они? А кто мне скажет, с каких растений эти листья? А хотите узнать какие деревья, кустарники растут у нас, в нашем краю? Тогда нам нужно отправиться в путешествие, как вы думаете, куда? (В лес). Как себя вести на природе знаете? (Не шуметь, не ломать, не разрушать). Тогда в путь, правда без волшебства не обойтись. (Звучит фонограмма).

2. Давайте закроем глаза и представим, что мы шагаем по лесу. Перепрыгиваем с кочки на кочку, а вот встретилось упавшее дерево, мы его перешагнули. А как дышится легко и вольно. Как вы думаете почему? Открываем глаза. Ой, ребята, посмотрите, к нам спешит на встречу, как вы думаете кто? (Лесовичок). Загадка: Весной и летом они стоят одетыми, а осенью бедняжки остались без рубашки? (Деревья). Почему?

Приглашаем к " Полянке". Какие вы узнали здесь деревья? (Берёза). А как её вы узнали? (Белый ствол). Действительно: "В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы " или " Стоит Алёна в платке зелёном, тонкий стан, белый сарафан?" Белая берёза – русская красавица леса и не только леса. Посмотрите – ствол покрыт белой корой с черными точками, полосками, ветви вверх. А какие листья по форме? (Овальные). С зубчиками по краю, летом у берёзы – желтые серёжки. Берёза очень полезна – из почек делают настои – лечат суставы ; из коры (бересты) – делают сувениры .

А это дерево вы все знаете. (Ёлка). " Ее всегда в лесу найдешь - пойдем гулять и встретим: стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем."Да, это ёлка. Кто знает ещё загадки про это дерево? Чем оно отличается от берёзки ? Рассмотрим иголки (хвоинки) в лупу.

Ель ценное дерево – из веток делают целебный настой (его пьют, когда в организме не хватает витаминов); из ее древисины делают бумагу, строят дома, делают музыкальные инструменты; ель– продукты питания для белок, клестов. Ну, а кто не любит ёлочку – она же наша гостья на Новый год!

Есть ещё деревья. " Есть у родственницы елки неколючие иголки, но, в отличие от елки, опадают те иголки?" (Лиственница).

Лиственница – это тоже хвойное дерево, но не вечно зелёное. На зиму лиственница сбрасывает нежные иголочки. Они, в отличии от иголок ели, очень легкие. У неё очень ценная древесина, из которой строят прочные мосты.

" Кудри в в воду опустила, и о чем-то загрустила, а о чем она грустит, никому не говорит?"У нас встречается этот кустарник очень часто. Это – узколистная ива . По-другому ещё называют её – вербой . В апреле – мае на гибких ветвях появляются ярко-жёлтые серёжки. кора используется в лечебных целях и служит кормом для зайцев. Ранней весной ещё снег не растаял, а на ветках появляются красные шишечки, которые осенью становятся коричневыми. (Рассматривание шишечек).

Ребята, а чем похожи все деревья? (Есть ствол, ветви, листья, корни).

Чем отличается дерево от кустарника? (У кустарника много тонких стволов, а у дерева – один). А мы похожи на дерево?

Игра " Изобрази дерево ".

Лесовичок : " Какие вы молодцы, ребята! А вот скажите, чем полезны деревья и кустарники? (Делают воздух чистым, украшают жизнь человека, дают ему здоровье).

Однажды в лесу произошла странная история, поссорились деревца – подружки. Давайте заглянем к ним и послушаем их хвастливые речи.

Экологическая сказка "Поучительная история"

Лесовичок: Жили-были в лесу деревца-подружки. Дружба их была крепкой, временем проверенной. Берегли подружки друг друга. А звали их елка Зеленушка, береза Веселушка, ива Хохотушка, рябина Краснощечка, ольха Скромница, лиственница Неженка . Они радовались летнему солнцу, прятались от ветра и мороза в холодную зимнюю пору, помогали друг другу во всем. Слава об их дружбе разнеслась по всему лесу и дошла до злой волшебницы. Лишилась она сна и аппетита, все думала о том, как поссорить подружек. Думала-думала и, наконец придумала. Решила она напоить подружек настоем для хвастовства. Попробовали они этого настоя и сразу же принялись хвастаться друг перед дружкой. Давайте заглянем к ним, послушаем их хвастливые речи.

Лиственница Неженка. Дерева лучше меня вы нигде не отыщете. Посмотрите, какая у меня красивая светло-зеленая мягкая хвоя. Не то, что у ели! Фу, какая жесткая! И растут мои хвоинки пучками – по 20-60 вместе. Поэтому-то я такая пушистая и красивая. Люди меня очень ценят: мосты из меня строят, ведь моя древесина в воде не гниет, Ах, какая же я красивая и нужная!

Ель Зеленушка. Да вы только посмотрите на нее! Врет она все! Это лучше меня, ели, вы не найдете. Ты, Неженка, на зиму хвою сбрасываешь, а я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота! Про меня даже загадку сочинили. Зимой и летом одним цветом. А иголки свои я постепенно меняю - через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. А на Новый год вокруг какого дерева дети веселятся? А? То-то. И бумагу из меня делают - раз! И искусственный шелк - два! И дома из меня строят - три! И музыкальные инструменты делают - четыре! Вот так, я намного лучше и нужнее всех вас!

Береза Веселушка . А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром...” а песня «Во поле березка стояла»? Как звучит? И ствол у меня белоснежный, не то, что у вас. И почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи. Так кто королева деревьев? Я! Сомнений быть не может!

Ольха Скромница. Как бы не так! Я до самых морозов зеленой остаюсь. Вы же, подлизы, меняете цвет листьев, чтобы осени угодить. Посмотрите повнимательней. Вот мой корень, на нем оранжевые клубни. Как вы думаете, что это? Это лучистые грибы. Они живут на моих корнях и помогают азот из воздуха переносить в почву. Это так полезно всему лесу! И древесина у меня приятного апельсинового цвета. И тепло мои дрова хорошее дают, и мебель из меня неплохая получается, и древесина моя почти не гниет, а мои листья и кора лечат; людей от простуды и ревматизма. Так что вывод один: нет меня лучше и полезнее!

Ива Хохотушка . Я вам тоже ни в чем не уступлю. Я красивей вас всех! Посмотрите на мои листочки. Сверху они гладкие, а снизу нежные, пушистые, ласковые. А весной что может быть прекрасней моих сережек? И людям я тоже очень нужна. Из моей коры готовят лекарства от разных болезней. Их пьют, когда болят ноги и желудок, когда высокая температура. Вот какая я!

Рябина Краснощечка . Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вот что вам скажу: стройнее и изящнее- меня вы нигде не найдете. И еще: когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так-то!

Лесовичок – Этот спор не замолкал ни на минуту ни днем ни ночью. Все так привыкли к нему, что постепенно стали забывать о былой дружбе деревьев. Но случилось вот что. У одного мальчика по имени заболела мама, а лекарств нужных не было. Сел мальчик около дома и заплакал. Пролетала мимо птичка-невеличка - Трясогузка. Спросила его, почему он плачет. Он рассказал о том, что у его мамы болят руки и ноги. Послушала Трясогузка и говорит...

Трясогузка. Нужно срочно отправиться в лес. Там есть полянка. На ней растут деревья-подружки. Они тебе помогут.

Мальчик: А как мне найти эту полянку?

Трясогузка . А ты поспрашивай у птиц, у животных, у трав. Найти ее не трудно.

Лесовичок . Собрал Мальчик рюкзак и пошел на поиски подружек. Долго искать поляну не пришлось. Все знали дорогу к ней, но в один голос утверждали, что подружек там нет, а есть только надоевшие всем хвастушки. Нашел их Мальчик, обратился за помощью, но ни одно дерево не удостоило его своим вниманием. Сел тогда он посреди полянки и расплакался. И вдруг - от слез мальчика - колдовство исчезло. Деревца стали, как и прежде, добрыми и приветливыми. Береза и ольха дали Мальчику свои почки, кору и листья - из них надо было приготовить настой, чтобы мама натирала им руки и ноги. Рябина отдала все свои ягоды, в которых много витаминов. А остальные пожелали маме скорейшего выздоровления. Так и произошло.

А деревья по сей день живут в лесу в дружбе и согласии. И никакому колдовству не под силу разрушить их дружбу. Хотят они одного: чтобы люди относились к ним бережнее, ведь им и так трудно жить в нелегких условиях.

А как беречь растения, вы знаете? (Ответы детей)


РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.

РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)


Планирование воспитательно-образовательной работы гр. 14

Дата : 17 октября - понедельник Тема:

Цель:

Итоговое мероприятие: Дата проведения: 21 октября

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

1 половина дня

Утренняя гимнастика.

Рассматривание картинок с деревьями. Беседа о деревьях «Какие бывают деревья».

Рассматривание картин, на которых изображены деревья.

Разучивание пальчиковой гимнастики - комплекс «Заюшкина избушка».

Дежурство по столовой. Задачи.

С Элей, Максимом, Костей повторить последовательность времен года, месяцев года и дней недели. Игра «Что за чем?»

1 прогулка

" Как растения готовятся к зиме".

Цели: Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

П/и «Совушка».

Д/и«Узнай цветок по картинке»

Подметание участка. Задачи.

Упражнение «Мой шкафчик»

Задачи. Формировать культурно-гигиенические навыки, умение быстро раздеваться, вешать одежду в определенном порядке,.

Артем А., Лиза

2 прогулка

Беседа на тему « Изменения в одежде людей, в зависимости от времени года»

П/и «Ловишки». Задачи. Совершенствовать выполнение детьми основных движений при беге, развивать скорости качества и ловкость. Учить самостоятельно организовывать игру, проводить игру в форме соревнования выбирать победителя

«В колонну становись». Цель: формировать у детей пространственное ориентирование.

Ситуативный разговор «Как одеть куклу на прогулку по погоде»

Наблюдение за погодой (вечером становится прохладно, быстро темнеет)

Индивидуальная работа «Прыжки на одной ноге».

Элина, Илья, Лера

2 половина дня

Сюжетно-ролевая игра «Ателье». Задачи. Побуждать детей искать свои варианты развития сюжета, соблюдать правила и нормы поведения в игре, осуществлять ролевое взаимодействие. Формировать социокультурные и коммуникативные компетенции

Чтение стихотворения Пушкина А. «Уж небо осенью дышало…». Задачи. Познакомить детей с лирическим стихотворением, предложить рассказать, что показалось интересным. Вызвать желание прослушать другие стихотворения этого автора, прививать интерес к поэзии.

Игра-эксперимент «Тонет не тонет». Цель: вызвать интерес детей к физическим закономерностям различных предметов по отношению к воде.

Беседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Лиза Зам, Матвей, Илья Е.

Социально- коммуникативное развитие

«Мой родной город»

Цель: систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательностях, знаменитых людях; вызвать чувство восхищения красотой родного города; воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание поддержать чистоту в городе.

Физическое развитие (бассейн)

Обогащение материалами игры «Магазин».

Дежурство в уголке природы, по столовой, по занятиям.

Цель:Задачи.

Взаимодействие с семьей

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Пальчиковая гимнастика

«Заюшкина избушка»

В лубяной избушке

Жил заяц на опушке

А в ледяной избушке –

Лисица на горушке.

Растаяла весною

Избушка на горушке,

Лисица побежала

К зайцу на опушку.

Выгнала зайчишку

Из лубяной избушки,

Да сама жить стала

В избушке на опушке.

И ни волк и ни медведь

Не смогли помочь.

Петушок отважный

Прогнал лисицу прочь.

Так остался петушок

У заюшки в избушке,

В лубяной избушке,

Избушке на опушке.

Планирование воспитательно-образовательной работы гр.14

Дата : 18 октября - вторник Тема: Деревья и кустарники. День леса. Растительный мир Прибайкалья.

Цель: расширить знание детей о деревьях и кустарниках. Приспособленности растений к изменениям в природе (листопад, зимняя спячка, сокодвижение и т.д.). Закрепить правила поведения в природе; воспитывать желание заботиться о природе, сохранять ее.

Итоговое мероприятие: Коллективная работа из природного материала Дата проведения: 21 октября

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Образовательная деятельность в режимных моментах

1 половина дня

Утренняя гимнастика.

Разучивание песен к утреннику.

Пальчиковая гимнастика-комплекс «Заюшкина избушка».

Беседа о здоровье. Цели: формировать основы здорового образа жизни; развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, рассуждать на заданную тему; повторить пословицы и поговорки о здоровье.

Дежурство по столовой. Задачи. Требования к качеству выполненных действий (работать быстро, ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами, уметь анализировать свои действия)

Подготовка к совместной образовательной деятельности.

Повторить выученные стихи с Галей, Лизой, Лерой

1 прогулка

Наблюдение «Осень на участке»

Задачи. Учить детей находить приметы осени (заканчивается цветение растений, поспели овощи, созрели семена, листья начинают желтеть), определять необходимость того или иного трудового действ по состоянию растений

Метание в цель. Цель: обучение метанию и попаданию в цель с расстояния 1,5-2 м.

Игровая ситуация «Что делать, если…»

Д/и «С какой ветки детки». Цель: уточнить знание дете о деревьях и семенах.

Индивидуальная работа с Кариной, Дашей О. Артемом С. координация

2 прогулка

Наблюдения за погодой , сравнить утреннюю и вечернюю погоду. Д/и«Что изменилось?»

П/и «Медведь и пчелы»

Задачи. Предложить детям рассказать правила игры, пояснить, как нужно действовать игрокам в р личных игровых ситуациях. Упражнять детей в умении точно выполнять основные виды движений в игре учить проявлять самостоятельность в игровой деятельности. Развивать ловкость, меткость, формиров ать интерес к конечному результату

Труд на участке по уборке листьев. Задачи. Учить детей определять и распределять фронт работ, договариваться о взаимодействии. Закреплять умение пользоваться необходимым инвентарем, воспитывать трудолюбие, ответственность

Сам-ная игровая деят.

Задачи. Формировать умение находить партнеров для игр, придумывать сюжет игры, строить игре взаимодействие, выступать в качестве организаторов игры.

Вероника, Арам

2 половина дня

Экспериментирование с водой.

Работа по уходу за растениями (рыхление).

Настольно-печатные игры: пазлы «Веселые картинки»

Задачи . Упражнять детей в сборе разрезных картинок по образцу, учить рассказывать о сути комической ситуации, передавать свои впечатления в речи. Развивать зрительное восприятие, воображение, формировать умение осуществлять взаимодействие в процессе работы.

Д/и «Объяснялки». Повторение правил дорожного движения.

Песенное творчество: попевка «Муз-ное приветствие»

Задачи. Формировать творческие спос- сти, формировать умение импровизировать при задании простых мелодий на заданные тексты.

Слава, Артем А.

Непосредственная образовательная деятельность. Образовательные ситуации

Познавательное развитие (математика)

«Длиннее, короче»

Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «короче», «длиннее».

Колесникова

Художественно-эстетическое развитие (лепка\аппликация)

«Береза»

Развивать восприятие, умение различать отличия от основной эталонной формы; закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев, учить передавать некоторые характерные признаки.

(Способ обрывания)

Музыкальная деятельность

(занятие по программе педагога)

15.30 – 15.55

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Экспериментирование с природным материалом (при изготовлении поделок).

Обогащение материалом сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская».

Свободная деятельность детей в центрах творчества, книги. Подбор книг о деревьях и кустарниках.

Добавление в природный уголок оборудования для ухода за растениями.

Самостоятельные игры детей.

Взаимодействие с семьей

Выставка периодических изданий для родителей.

Консультация для родителей «Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей»

Совместный труд детей и родителей по уборке участка от опавших листьев.

Дата : 19 октября - среда Тема: Деревья и кустарники. День леса. Растительный мир Прибайкалья.

Цель: расширить знание детей о деревьях и кустарниках. Приспособленности растений к изменениям в природе (листопад, зимняя спячка, сокодвижение и т.д.). Закрепить правила поведения в природе; воспитывать желание заботиться о природе, сохранять ее.

Итоговое мероприятие: Коллективная работа из природного материала Дата проведения: 21 октября

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Образовательная деятельность в режимных моментах

1 половина дня

Утренняя гимнастика.

Составление рассказа «Сосновый бор» (описание)

Пальчиковая гимнастика-комплекс «Заюшкина избушка»: Цель: учить соотносить слова с действиями, развивать мелкую моторику

Упражнение, беседа на тему «Белоснежная улыбка»

Задачи. Способствовать совершенствованию навыков детей, связанных с гигиеной полости рта, у правильно выполнять действия по уходу за зубами и деснами. Актуализировать, систематизировать дополнить представления детей о правилах, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить здоровье зубов, красоту улыбки

Дежурство по столовой.

Задачи. Требования к качеству выполненных действий (работать быстро, ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами, уметь анализировать свои действия).

Подготовка к совместной образовательной деятельности.

С Аленой, Пашей П. закрепить названия комнатных растений.

1 прогулка

Наблюдения за небом.

Загадать загадки. Предложить ребятам подобрать определение для сегодняшней погоды: Солнечная, сырая, пасмурная, ненастная. Заострить внимание, что такая погода признак наступившей осени.

П/и «Придумай движение»

Д/и на цвет и форму.

Физкультура на воздухе.

Индивид. работа с детьми. «Широко шагаем».

Цель: улучшение техники ходьбы.

Анжелика, Тимофей

2 прогулка

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору. Напомнить о дружелюбном отношении друг к другу.

П/и «Выше ноги от земли».

Наблюдения за погодой.

Сбор упавших веток с деревьев на земле. Задачи.

Индивид. работа с детьми. Катание обруча. Цель: совершенствование навыков катания обруча в произвольном направлении

2 половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Дидактическая игра: «Третий лишний»

Сюжетно-ролевая игра «Лесник»

Чтение сказки «Заяц-хвастун»

Рисование деревьев и кустарников наших лесов.

Ситуативный разговор о поведении в общественных местах, в частности, как вести себя в музыкальном зале.

Работа с экспонатами «Музея по дереву» (корни, листья, плоды, семена, ветки)

Индивидуальная работа с детьми в театральной студии.

Непосредственная образовательная деятельность.

Образовательные ситуации

Развитие речи (подготовка к обучению грамоте)

Звуки и буквы М, П, В, К, Н, Ф, Т, Х

Вспомнить с детьми согласные звуки, как они определяются на письме, учить придумывать предложения с заданным словом.

Двигательная деятельность (улица)

(занятие по программе педагога)

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская»

Внесение Д/и «Собери пейзаж».

Режиссерские игры по выбору детей.

Трудовые поручения.

Экспериментирование с песком, глиной (изменение формы).

Взаимодействие с семьей

Индивидуальные консультации по запросам.

Попросить родителей дома вместе с детьми подобрать познавательную литературу и принести в детский сад для выставки.

Планирование воспитательно-образовательной работы гр. №14

Дата : 20 октября - четверг Тема: Деревья и кустарники. День леса. Растительный мир Прибайкалья.

Цель: расширить знание детей о деревьях и кустарниках. Приспособленности растений к изменениям в природе (листопад, зимняя спячка, сокодвижение и т.д.). Закрепить правила поведения в природе; воспитывать желание заботиться о природе, сохранять ее.

Итоговое мероприятие: Коллективная работа из природного материала Дата проведения: 21 октября

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Образовательная деятельность в режимных моментах

1 половина дня

Утренняя гимнастика.

Наблюдения за комнатными растениями (В какую сторону растения поворачивают листья).

Цель: учить соотносить слова с действиями, развивать мелкую моторику.

Беседа на тему «Ранняя осень».

Цель: вызвать интерес к данной теме.

Вспомнить с детьми потешки о воде.

Цель: Прививать навыки личной гигиены.

Дежурство по столовой.

Задачи. Требования к качеству выполненных действий (работать быстро, ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами, уметь анализировать свои действия)

Подготовка к совместной образовательной деятельности.

Закрепление с детьми порядкового счета в пределах 10.

Илья, Маша.

1 прогулка

Целевая прогулка по территории д/с

(Осенние изменения в жизни растений).

Напомнить детям, что нужно следить за своим внешним видом, чистотой одежды, за прической.

П/и «Колпачок».

«Волшебная метелка». Задачи. Учить детей определять и распределять фронт работ, договариваться о взаимодействии. Закреплять умение пользоваться необходимым инвентарем, воспитывать трудолюбие, ответственность.

Разговор с детьми об уважительном отношении к друг другу.

Алена, Слава

2 прогулка

Наблюдения за облаками

(форма, цвет, как движутся, почему?)

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору.

На прогулке игры детей природным материалом - «Украшение торта (куличика) природным и бросовым материалом». Задача. Развивать фантазию.

П/и «Кто быстрее до флажка?»

Инд работа по закреплению ведения волейбольного мяча ногой.

Вынос оборудования для игры с мячом (элементы волейбола).Эля

2 половина дня

Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.

С/р игра «Парикмахерская »

Совместный труд детей (мытье строителя, ремонт книжек)..

Ситуативные разговоры с детьми.

Д/и «Третий лишний»

Индивидуальная работа по развитию движений.

Арам, Паша П.

Непосредственная образовательная деятельность. Образовательные ситуации

Познавательно – исследовательская деятельность (Мир природы)

Встреча с осенью. (Экскурсия вокруг детсада).

У чить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей за явлениями неживой природы. Познакомить с новым деревом – липой, отметить ее характерные особенности.

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Деревья в нашем парке» Рисование по представлению.

Цель: учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; закреплять умение строить композицию рисунка; учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке;

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения стволы и кроны.

Музыкальная деятельность.

(занятие по программе педагога)

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Выставка книг о лесе, детских энциклопедий.

Продуктивная деятельность – изготовление «смайликов» для подведения итогов тематической недели.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

С/и по выбору детей.

Трудовые поручения.

Экспериментирование с водой (изменение формы).

Вынос оборудования для игры с мячом (элементы волейбола)

Взаимодействие с семьей

Индивидуальное консультирование по запросам.

Беседа с родителями о самочувствии Кости, Ильи, Элины.

Совместный труд детей и родителей по уборке опавшей листвы.

Выучить стихотворение « Зонтик»

Если дождик проливной,

Зонтик я беру с собой,

Очень яркий и большой,

Желто-красно-голубой.

Кто ни повстречается,

Очень удивляется.

Говорит кругом народ:

"Вот так чудо! Зонт идет!"

Даже чуточку обидно,

Что меня совсем не видно...

М. Сидорова

Планирование воспитательно-образовательной работы гр. №14

Дата : 21 октября - пятница Тема: Деревья и кустарники. День леса. Растительный мир Прибайкалья.

Цель: расширить знание детей о деревьях и кустарниках. Приспособленности растений к изменениям в природе (листопад, зимняя спячка, сокодвижение и т.д.). Закрепить правила поведения в природе; воспитывать желание заботиться о природе, сохранять ее.

Итоговое мероприятие: Коллективная работа из природного материала Дата проведения: 21 октября

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Образовательная деятельность в режимных моментах

1 половина дня

Утренняя гимнастика.

Повторение пальчиковой гимнастики «Заюшкина избушка»:

Цель: учить соотносить слова с действиями, развивать мелкую моторику.

Беседа о растительном мире Прибайкалья, как он важен для всего живого на земле; коллективная работа из природного материала, собранного с родителями в лесу или парке.

Коллективная работа «Осеннее дерево»

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы; учить делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов; закреплять приемы аккуратного наклеивания; формировать навыки коллективной работы; развивать чувство композиции

Разговор с детьми о культуре поведения во время приема пищи.

Дежурство по столовой. Задачи. Требования к качеству выполненных действий (работать быстро, ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами, уметь анализировать свои действия)

Подготовка к совместной образовательной деятельности.

Повторить выученные стихи с Лизой, Кариной

Ситуативный разговор о честности.

Алена, Матвей

1 прогулка

Организация трудового десанта с целью лечения деревьев.

Цели: учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам

(обрезать сухие ветки, замазать раны); воспитывать положительное отношение к труду.

П/и «Птичка в гнездышке». Прыжки по сигналу на двух ногах. Цель: развиваем ловкость и координацию.

Д\И «Колпачок»

Труд. Сбор крупного мусора на участке.

Инд. работа по развитию движений: хождение по шнурку. Цель: формируем координацию движений. Маша, Слава, Галя

2 прогулка

Наблюдения за погодными изменениями.

Самостоятельные игры детей. П/и «Третий лишний».

На прогулке разгадывание загадок, ребусов об деревьях. Развивать логическое мышление.

Приводим в порядок постройки на участке. Задачи. Учить детей определять и распределять фронт работ, договариваться о взаимодействии. Закреплять умение пользоваться необходимым инвентарем, воспитывать трудолюбие, ответственность.

Инд.работа с мячом (передача мяча из рук в руки, ловля мяча двумя руками.)

Даша, Арина, Алена.

2 половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливание.

Д/и «Запомни картинки»

Р/и «Чиполлино»

Чтение мифов о Байкале.

Беседа о том, что мы делаем в детском саду.

Словарная работа с Владом, Дашей, Тимофеем.

Игра «Придумай новое слово»

Непосредственная образовательная деятельность. Образовательные ситуации

Чтение художественной литературой

«Чтение главы из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»: «Как Незнайка катался на газированном автомобили»

Продолжать учить детей различать жанровые особенности сказки. Формировать оценочное отношение к героям. Учить связно передавать содержание прочитанного средствами игры-драматизации

Двигательная деятельность

(по плану педагога)

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Свободная деятельность детей в центрах активности. Дежурства.

Обогащение материалом сюжетно-ролевых игр «Театр», «Музей».

Самостоятельная деятельность детей на прогулке, игры по выбору. Обратить внимание на взаимоотношения детей, на выход из конфликтных ситуаций.

Экспериментирование с ветками (коры, какая она)

Самостоятельная деятельность детей в центрах творчества.

Работа по уходу за растениями (какие нуждаются в поливе перед выходными днями).

Взаимодействие с семьей

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

Вспомнить стихотворение

Ходит осень по дорожке,
Промочила осень ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Солнце затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень
Ветер с клёна листья сбросил
Под ногами коврик новый,
Жёлто – розовый кленовый.


Мария Муравьёва

Виды детской деятельности :игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,музыкальная,восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели :Способствовать развитию мышления,познавательного интереса,воображения;воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни;закрепить знания о понятиях "дерево","кустарник","травы",о многообразии размеров,форм.

Возможные достижения ребенка :активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками;с интересом разгадывает загадки;поддерживает беседу,высказывает свою точку зрения.

Материалы и оборудование :картинки с изображением кустарников и трав. Плакат с изображением деревьев,листья настоящих деревьев и кустарников.

Музакальное сопровождение:Во поле береза стояла. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова. (с андройд)

1. Организационный момент.

Воспитатель включает русскую народную песню"Во поле береза стояла".На доске висит плакат с деревьями,картинки с кустарниками и травами.


Ребята,послушайте русскую народную песню "Во поле береза стояла".О чем эта песня (о березе)

Что такое береза (дерево)

Посмотрите на плакат и на картинки на доске. Как одним словом можно назвать эти объекты окружающего мира (растения)

Что вы видите?На какие группы можно разделить все растения (деревья,кустарники,травы)Называем вместе знакомые деревья,кустарники,травы (дети могут выходить к доске и указкой показывать знакомые растения).

Сегодня мы обобщим все полученные знания,узнаем о растениях нашего двора.

2. Отгадывание загадок.

Показываем картинки,после того,как дети отгадывают загадку.

Город этот не простой,

он дремучий и густой.

Дышит,растет,а ходить не может (растение)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.

Гибкими ветвями

Склонилась над водой,

любуется собой?

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

Посмотрите на изображения,чтообщего у этих растений (лиственные деревья)

Назовите общие признаки лиственных деревьев (ответы детей)

Отгадав следующую загадку,вы назовете,какие еще бывают деревья. Под Новый год зимой срубили на опушке и привезли домой,провесили игрушки (ель)

Какие же еще бывают деревья (хвойные)

Чем отличаются лиственные деревья от хвойных (дети отвечают)

Назовите общие признаки хвойных деревьев (ответы детей)

3. Игра "Что лишнее".

Показываем картинкис изображением:

берёза,дуб,малина;

сосна,можжевельник,ель

Какое растение лишнее?Почему (малина,можжевельник)

4. Рассказ о можжевельнике.

Можжевеловых лесов на земном шаре осталось так мало, что вырубать их – преступление. Люди очень обижают это растение. Так уж, к сожалению, повелось: чем исправнее и безотказней служит человеку растение, тем безжалостнее им уничтожается.

Можжевельник - родственник кипариса. Он любит расти на каменистой почве, на склонах гор. Ветви его причудливо изогнуты, как будто в узлы завязаны. Потому и получил можжевельник свое имя: «можжа» на старорусском языке означает «узел». Распростертые ветви можжевельника покрыты очень колючими иглами. Зато хвоя можжевельника мягка на ощупь. Есть у можжевельника шишкоягоды, в зрелом состоянии они черные. Кора на старых деревьях растрескивается и отслаивается лентами.

Под можжевеловыми деревьями хорошо живется грибам боровикам, душистой землянике. Живет можжевельник очень долго, иногда 1000 лет. Расселяется по свету семенами, которые разносят вместе с пометом звери и птицы. Очень любят они можжевеловые шишкоягоды. Особенно мыши, лисы, куропатки, снегири, свиристели, дрозды.

Очень хороша древесина у можжевельника. Делали из нее люди бочки, посуду, игрушки, сундуки, дощечки с буквами, по которым дети учились читать в давние времена. В наше время из древесины можжевельника делают сувениры – поделки для украшения дома, на память.

Можжевельник очищает и воздух. Причем делает это очень хорошо: одно дерево может очистить воздух на территории нашего детского сада. Но вот только жаль, что можжевельник никак не хочет расти в городах. Он гибнет от загрязненного машинами и заводами воздуха. Да к тому же лесные пожары наносят большой вред можжевельнику: от искры огня дерево вспыхивает и сгорает начисто. И поэтому, где бы вы ни встретили это дерево, пожалейте его, не обижайте.

Ребята,что вы узнали о можжевельнике (ответы детей)

5. Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили (ответы детей)

Что нового вы узнали (ответы детей)

Молодцы!

Публикации по теме:

Деревья и кустарники (игры для детей старшей и подготовительной группы на распознавание деревьев и кустарников) Игра «Березовый, еловый, сосновый дом» Содержание знаний: знать и правильно называть большое количество деревьев и кустарников. Формирование.

Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе "Деревья и кустарники". На занятиях, прогулках и экскурсиях.

Конспект НОД по природному миру во второй младшей группе «Деревья и кустарники на нашем участке» Образовательная ситуация "Деревья и кустарники на нашем участке" Задачи - : - учить различать деревья и кустарники, находить сходства и.

Конспект образовательной деятельности «Деревья и кустарники» Конспект занятия подготовительная к школе группа компенсирующей направленности Тема: «Деревья и кустарники» Цель: Создание социальной ситуации.

Цель: Познакомить детей с цветением деревьев и кустарников. Задачи: Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах деревьев.

Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  • наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
  • чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
  • рассматривание иллюстраций о лесе;

Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

  • ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
  • иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  • хвоя сосны и ели в тарелочках;
  • шишки сосны и ели в контейнерах;
  • иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  • мяч для игры;
  • раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

А кто хозяин леса?

Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

Правильно, правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка : “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка : “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка : “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка : “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.

(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)

“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.

Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.

(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1

1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)

Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

Задание 2

Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?

У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Чем еще отличаются эти деревья?

Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.

Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

На ветвях этих деревьев растут листочки.

Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

Какие деревья растут в хвойном лесу?

Сосны, ели.

Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

Почему эти деревья стоят зеленые?

Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

Что вы можете рассказать о ёлочке?

Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

Какой ствол у сосны?

Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

Чем они похожи?

Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

Иголочками.

По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

Скажите, почему хвойный лес так называется?

Какие хвоинки у сосны?

Длинные, мягкие, светлые.

Короткие, колючие, темные.

Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

Какие шишки у ели?

Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

Что вы расскажете про сосновые шишки?

Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

Входит старичок-лесовичок

Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.

Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ! (все вместе)

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.
  2. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
  3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
  4. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.