Ломоносов Михаил Васильевич. Краткая биография. Михаил Васильевич Ломоносов – кратко

Ломоносов Михаил Васильевич появился на свет в ноябре 8 числа 1711 года. Место рождения деревня Мешанинская, относящаяся к Куростровской волости, что в Двинском уезде Архангельской губернии. Сейчас это село носит название Ломоносово. Семья его была обеспечена, так как отец был помором. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Рос он в окружении нянечек и ещё двух мачех.

Обучение Ломоносова

Свои первые шаги в образовании Михаил Васильевич Ломоносов сделал в 1731 году, поступив в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. И тут ему пришлось идти на хитрость. Ведь туда принимали только детей дворян, а он был крепостным. Поэтому он выдал себя за сына дворянина. Через 4 года его направили в академический университет в Петербурге. А уже в 1736 году его посылают в Германию, где он проходит обучение в Марбургском университете до 1739 года. Там он находился под влиянием и непосредственным руководством известного физика Христиана Вольфа. Следующие два года он учился во Фрейбурге в Школе горного дела под началом Иогана-Фридриха Генкеля.

В 1741 году он возвратился на родину, где на протяжении четырёх лет был адъюнктом Физического класса Петербургской АН. Но уже через 4 года он стал академиком и профессором химии Петербургской академии наук. Кроме этого Ломоносов активно занимался химическими исследованиями дома в лаборатории. В 1760 году его избрали почётным членом Шведской Академии наук.

Достижения Ломоносова в науке и творчестве

Научная деятельность Ломоносова была разносторонней и широкой. Вплоть до 1748 года он занимался физикой. Потом вплотную принялся за химические исследования. И по 1757 год не отвлекался на другие дисциплины. Посвятив себя полностью химической науке. Изучая не только теоретические вопросы, но и практические аспекты.

За всю свою практическую деятельность он написал много работ в различных научных сферах. Его исследования в области математики, физики, химии, геологии, астрономии стали авторитетными основами дальнейшего развития естествознания. К известным трудам, переломившим взгляды учёных, можно отнести его основы атомно-корпускулярного учения, которыми он занимался с 1741 по 1750 года. А также кинетическую теорию теплоты, которую он разрабатывал в это же время. Ломоносов экспериментально доказал закон сохранения веществ в химических реакциях.

В химической лаборатории Петербургской АН под его контролем выполнялось множество различных экспериментов в области количественного анализа. Он опроверг мнение известного химика Роберта Бойля о присоединении металлов к «тепловой материи». Экспериментально показав, обжигая металлические пластины в запаянных колбах, что масса металла при нагревании не изменяется.

Ломоносов также исследовал изменение растворимости солей под влиянием температуры. Пришёл к выводу, что температура замерзания готового раствора ниже, чем растворителя. Что связано с изменением качественного состава реагентов.

Он анализировал горные породы. Исследовал их качественный и количественный состав. В своих работах по геологии он доказывал, что торф, уголь, нефть имеют органическое происхождение. Также описывал идею о закономерной эволюции природы.

Ломоносов был основателем в России многих отраслей в химической промышленности. Это производство стекла, фарфора, глазурей. Он изобрёл рецепт для создания стёкол различного цвета. Использовал для собственных мозаичных картин. Наиболее известна его работа из мозаики «Полтавская баталия», которую он создавал 2 года. Её размеры 4,8 на 6,44 м. За свои труды в этом направлении его избрали членом Российской Академии художеств в 1763 году.

Ломоносов лично составлял проект создания Московского университета и разрабатывал учебную программу. Поэтому его именем и названо это учебное заведение.

Трудно недооценивать вклад в науку великого русского ученого, металлурга, поэта, филолога и историка – Михаила Ломоносова . Его называют первым русским ученым-естествоиспытателем, чей вклад в науку имеет мировое значение.

Краткая биография Михаила Ломоносова

Михаил Ломоносов (полное имяМихаил (Михайло) Васильевич Ломоносов ) родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии Русского царства. Сейчас данная деревня называется село Ломоносово .

Его отец – Василий Дорофеевич Ломоносов, по некоторым сведениям, был помором. Его мать – Елена Ивановна Ломоносова (Сивкова), дочь просвирницы погоста Николаевских Матигор.

Когда Михаилу исполнилось 9 лет, его мама умерла. Отец через год после смерти жены женился во второй раз на Федоре Михайловне Усковой . Через 3 года после этого (в 1724 году) она также скончалась. В третий раз Василий Дорофеевич заключил брак с Ириной Семеновной Корельской , которую сам Михаил Ломоносов назвал «злой и завистливой мачехой».

Влияние детства на будущее Михаила

Михаил Васильевич начал помогать отцу с десяти лет . Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах:

Вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - все это уходит далеко вглубь, к первым впечатлениям Михаила.

Образование

Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. По его собственному выражению, фундаментом любой науки для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.

В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и четко писал. Дальнейшее образование Михаил Васильевич получал уже в 19 лет, после знаменитого похода пешком в Москву.

Путешествие в Москву

Узнав, что отец решил его женить, Михаил Ломоносов убегает из дома тайком, ночью, захватив с собой только пару рубах и тулуп, а также полюбившиеся с давних пор книги – «Грамматику» и «Арифметику».

В течение 3-х недель вместе с рыбацким караваном, 19-летний Михаил пешком шел в Москву . В январе 1731 года он туда прибыл.

Образование в Москве

Для поступления в Слваяно-греко-латинскую академию (Спасские школы), Михаил решился на подделку документов, иначе у него бы не получилось стать учеником этого заведения.

Во время обучения он прослыл человеком, всесторонне развитым –интересовался самыми различными жанрами литературы – богословием, философией, математикой, физикой и другими.

Учеба в Петербурге

В 1735 году , не дойдя еще до богословского класса, Михаил Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук . По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении.

Первыми занятиями для вновь прибывших были уроки немецкого языка. Далее Михаил Васильевич изучал математику, экспериментальную физику, стихосложение, химию и минералогию .

Учеба в Германии

Весной 1736 года из Академии наук Михаил вместе с 11 другими наиболее способными учениками отправляется в Германию для изучения естественных и технических наук.

В течение 5 лет Ломоносов проучился в Марбургском университете и во Фрайберге. Также известно, что около 1 года у него ушло на путешествие в Голландию.

Все это время основными предметами Михаила были физика, химия, металлургия и горное дело. Помимо этого Ломоносов улучшал свои познания немецкого языка, изучал итальянский и французские языки, занимался танцами, рисованием и фехтованием, подтверждая свою репутацию полиглота.

Первые работы

В период обучения за границей, в 1737-38гг., начал писать научные работы . Его первая работа по физике называлась так: «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» .

В 1739 году он закончил вторую работу — «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул» , в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии .

Женитьба Ломоносова

В мае 1740 года Михаил Ломоносов сыграл свадьбу с 19 летней Елизаветой Цильх , дочерью пивовара, у которого он проживал во время учебы в Марбурге.

Обучение во Фрайберге

Во Фрайберге Ломоносом познакомился с техническими науками. Он изучал там устройство рудников, способы укрепления шахт, подъёмные машины. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел» , Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге.

Возвращение в Петербург

В мае 1740 года Михаил Ломоносов решает вернуться в Петербург. Путь на Родину занял у него более года. За это время он побывал в Лейпциге, Голландии, Везеле, Марбурге. Только в июне 1741 года он вернулся в Петербург.

24 августа 1741 года Михаил направил в Академию Наук 2 своих диссертации – по физике и химии. Он очень надеялся, что результатом этих работ станет его назначение профессором .

Однако ожидания затянулись до 8 января 1742 года, когда его труды были признаны и дали возможность получить звание адъюнкта и причитающееся ему жалование: 360 рублей в год. Профессором химии Ломоносов стал только в 1745 году.

Борьба с «засильем немцев»

В 1748 году при Академии наук возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого профессор химии Ломоносов начинает вести полемику с Г. Ф. Миллером.

Он предъявляет Миллеру обвинения в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях . Ломоносов представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его обучению.

Новый чин

Научные заслуги, верность императрице Екатерине помогли Ломоносову в феврале 1757 года получить новый чин – коллежский советник . Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами.

Назначенный в 1758 году главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов начинает работу по составлению нового «Атласа российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт.

Под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почётным членом Стокгольмской (1760г.) и Болонской (1764г.) академий наук.

Смерть М.В. Ломоносова

15 апреля 1765 года , в возрасте 53 лет Михаил Васильевич Ломоносов умер от воспаления легких. Ломоносов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

На следующий же день после смерти ученого, по приказу императрицы, все его работы, бумаги, библиотека были изъяты и бесследно исчезли в дворце Г.Г. Орлова.

Величайший русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. (годом рождения называют также 1709, 1710, 1712 и 1715). Он был сыном рыбака Василия Дорофеевича, крестьянина Архангельской губернии, Холмогорского уезда, деревни Денисовки (на Кур-острове, в устье Двины). Ломоносов рано стал принимать участие в занятиях отца и нередко пускался с ним в опасное плавание по Белому морю и Северному океану. Жизнь, полная трудов и опасностей, и притом среди населения, не знавшего крепостного права и тяжелого гнета тогдашней администрации, способствовала выработке у Ломоносова твердого, независимого и энергичного характера. А созерцание величественных красот суровой, северней природы развило в восприимчивом мальчике тонкую наблюдательность, поэтическую чуткость и страстное стремление познать явления природы. Ходившие в северном крае рассказы о Петре Великом еще более возбуждали любознательность молодого рыбака.

Михаил Васильевич Ломоносов

Но ни родители, ни другие окружавшие Ломоносова люди не могли удовлетворить его запросам, Он кое-как научился читать у крестьянина Ивана Шубина; с увлечением прочел по нескольку раз грамматику Мелетия Смотрицкого, арифметику Магницкого и псалтырь в стихотворном переложении Симеона Полоцкого – единственные светские книги, бывшие в его распоряжении, Они, разумеется, не утолили его жажды знания, и смелый юноша решился бежать в Москву, куда и прибыл с рыбным обозом в 1731 году. Здесь, хотя с большими затруднениями, Ломоносову удалось попасть сначала в навигационную школу на Сухаревой башне, а потом в Славяно-греко-латинскую академию , или, иначе, спасские школы. Не найдя в схоластическом преподавании академических учителей ответа на интересовавшие его вопросы о природе, Ломоносов ушёл в киевскую академию «искать физики» но, обманутый в своих ожиданиях, должен был снова вернуться в Москву. По окончании ученья в Славяно-греко-латинской академии Ломоносов был переведен в академическую гимназию в Петербурге, откуда в скором времени был командирован за границу для изучения горного дела.

В 1738, Ломоносов в Марбурге слушает лекции знаменитого философа Вольфа по философии, физике и логике, а в 1739 г, во Фрайберге у профессора Генкеля изучает металлургию. Поссорившись с Генкелем, Ломоносов в 1740 г, возвращается в Марбург и тут женится на Елизавете Христине Цильх. Материальное положение женатого студента все ухудшается; он покидает Марбург, скитается за границей и, наконец, в 1741, приезжает в Петербург. В 1742 Ломоносов назначается адъюнктом по физике, в 1745 г. – профессором, химии, в 1757 г. – членом академической канцелярии и в 1759 г. – заведующим академической гимназией и университетом и географическим департаментом. Умер Ломоносов 4 апр. 1765 г. и был похоронен в Александро-Невском монастыре.

Михаил Васильевич Ломоносов занимает исключительное положение в ряду русских общественных деятелей, созданных . Водворение «высоких наук» в России, распространение образованности среди русских людей составляло главную задачу его жизни. Ломоносов горячо содействовал основанию московского университета, сочинил проект об открытии петербургского университета, хлопотал об отсылке русских молодых людей за границу; вел непрерывную борьбу с немецкой партией в академии (главным образом с Шумахером и Таубертом), которая сознательно преграждала русским путь к образованию; целый ряд проектов, касавшихся то промышленности, то журналистики, то морского дела, то положения разных сословий и т. п. – остался памятником неутомимой заботливости автора о нуждах России.

Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый

Лучшей иллюстрацией к теоретическим выводам Ломоносова служат его похвальные слова и разного рода поэтические произведения . Из похвальных слов особенно выделяются два: похвальное слово

Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником, а главное - организатором российской науки.

Родился он 19 ноября 1711 года недалеко от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом. Его мать умерла очень рано, поэтому воспитывала маленького Мишу его мачеха. Читать он научился рано, а первыми прочитанными книгами были «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь».

В холодном декабре 1730 года Ломоносов на рыбном обозе уехал в Москву, и в январе 1731 года, представившись сыном дворянина, стал учащимся Славяно-греко-латинской академии, где учился 5 лет и изучал латинский язык, а также всю тогдашнюю «науку». Как одного из самых лучших учеников, в 1735 году его отправили учиться в Санкт-Петербург в Академический университет, а уже через год будущий ученый вместе с тремя студентами был направлен в Германию, чтобы углубленно изучать математику, физику, философию, химию и металлургию. В Германии будущий ученый женился, и у него родились дети, но выжила только дочка Елена.

Изучив все премудрости европейской науки, спустя 5 лет он вернулся в Россию и поступил на службу в физический класс Академии, а в 1745 году стал первым русским, которого выбрали профессором химии. В то время лекции читались на латыни либо на немецком языке, но профессор Ломоносов добился того, чтобы чтение публичных лекций осуществлялось на русском языке. В 1746 году он добивается того, чтобы для учебы набирали студентов из семинарий, хлопочет о доступности книг, о том, чтобы все естественные науки могли применяться на практике, а также пишет научные трактаты по физике и химии.

В то время российский народ практически не имел доступа к наукам, поэтому с 1748 года Ломоносов вступает в ожесточенные споры с немцем Миллером, который в те годы возглавлял Академию, он обвиняет его в том, что в науке тот принижает русский народ. В 1748 году учёный добился построения первой в России химической лаборатории для проведения исследований.

С 1749 года Михаила Ломоносова начинают принимать в высшем свете, и вскоре ученый привлекает внимание Императорского Двора. Но все свои знакомства в высшем свете ученый использует для развития российской науки. После того, как при его непосредственном участии ученого в 1755 году состоялось открытие Московского университета, он отстаивает права на образование самого низшего русского сословия. В 1758 году ученому поручают контролировать работу Географического департамента, Исторического собрания, университета и Академической гимназии при Академии Наук. В эти годы он работает над составлением Российского Атласа, занимается устройством гимназии, а в 1763 году избирается членом Академии художеств. В конце своей жизни Ломоносов избирается почетным членом Болонской и Стокгольмской Академий наук. Умер Михаил Васильевич Ломоносов 15 апреля 1765 года от простуды.

Этот доклад о М. В. Ломоносове идеально подойдёт для ученика 3 или 4 класса.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Небольшой доклад о Ломоносове для учеников может быть дополнен данными его .

Доклад о Ломоносове

Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик

Родился будущий ученый 19 ноября 1711 года недалеко от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом. Мать Михаила умерла рано, поэтому его воспитывала мачеха. Читать он научился рано, а первыми прочитанными книгами были «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь».

В декабре 1730 года Ломоносов на рыбном обозе уехал в Москву , а в январе 1731 года, представившись сыном дворянина, стал учащимся Славяно-греко-латинской академии, где учился 5 лет и изучал латинский язык, а также всю тогдашнюю «науку». Как одного из самых лучших учеников, в 1735 году его отправили учиться в Санкт-Петербург в Академический университет, а уже через год он был направлен в Германию, где изучал математику, физику, философию, химию и металлургию. В Германии будущий ученый женился.

Получив европейское образование, в 1742 году он вернулся в Россию и поступил на службу в физический класс Академии, а в 1745 году стал первым русским, которого выбрали профессором химии. В то время лекции читались на латыни либо на немецком языке, но Ломоносовдобился того, чтобы чтение публичных лекций осуществлялось на русском языке. В 1746 году благодаря ему для учебы начали набирать студентов из семинарий, также Ломоносов хлопочет о доступности книг, о том, чтобы все естественные науки могли применяться на практике, а также пишет научные трактаты по физике и химии.

В то время российский народ практически не имел доступа к наукам, поэтому с 1748 года Ломоносов вступает в ожесточенные споры с немцем Миллером, и обвиняет его в том, что в науке тот принижает русский народ. В 1748 году учёный добился построения первой в России химической лаборатории для проведения исследований.

Именно Ломоносов разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера

С 1749 года Михаила Ломоносова начинают принимать в высшем свете, и вскоре ученый привлекает внимание Императорского Двора. Но все свои знакомства в высшем свете ученый использует для развития российской науки. После того, как при его непосредственном участии ученого в 1755 году состоялось открытие Московского университета, он отстаивает права на образование самого низшего русского сословия. В 1758 году ученому поручают контролировать работу Географического департамента, Исторического собрания, университета и Академической гимназии при Академии Наук. В эти годы он работает над составлением Российского Атласа, занимается устройством гимназии, а в 1763 году избирается членом Академии художеств. В конце жизни Ломоносов был избран почётным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.