Предпосылки образования европейского союза

Создание Европейского Союза – одно из крупнейших событий XX в., которое вызвало коренные преобразования сложившихся веками устоев общественной жизни в Европе. Очевидно, что столь масштабные реформы не могут быть результатом одного лишь случайного стечения обстоятельств или субъективных желаний отдельных людей.

Должны существовать – и на деле существуют – факторы, лежащие в основе этих процессов. Они начали складываться задолго до учреждения ЕС, еще в Средневековье. Вместе взятые, они образуют комплекс исторических предпосылок, которые подготовили и обусловили появление на свет Европейского Союза и успешность преобразований, им осуществляемых.

Решающую роль сыграли изменения в экономическом базисе, что не умаляет значения других предпосылок: в области политических отношений, духовно-культурной сферы, а также общественной идеологии.

Экономические предпосылки

Экономические предпосылки образования Европейского Союза заключаются в процессе интернационализации хозяйственных связей, в результате которого происходит формирование международного рынка и его главных составляющих, транснациональных корпораций и банков, международной кооперации и разделения труда, зарубежных инвестиций капитала и валютных операций; миграции рабочей силы и др. Однако движение в сторону экономического единства, объективное по своему характеру, вступило в противоречие с доставшейся от прошлого политической раздробленностью Европы – с "Европой суверенных государств", отделенных друг от друга границами, пошлинами, визами и прочими барьерами, стесняющими хозяйственные связи между народами разных стран.

Данное противоречие не является чем-то совершенно новым для европейских народов. Во многом оно повторяет ситуацию, которая уже существовала на рубеже конца Средневековья и Нового времени, но на ином уровне. В тот период рыночное хозяйство, которое пришло на смену натуральному, не смогло ужиться с феодальной раздробленностью и в конечном счете победило ее. Экономической основой возникших тогда централизованных государств стал национальный рынок.

Выход хозяйственных связей за пределы государственных границ поставил вопрос о формировании еще более крупной политической организации народов Европы. Ею и стали Европейские сообщества, первым крупным начинанием которых послужило создание именно общего рынка (посредством отмены всех национальных барьеров на движение товаров, рабочей силы, других факторов и результатов производства).

Национальные государства в рамках ЕС не ликвидируются, но постепенно добровольно ограничивают свой суверенитет в пользу этого надгосударственного формирования. При этом интеграция в экономике постепенно втягивает в данный процесс и другие сферы общественной жизни: политическую, информационную, социальную, культурную и т.д., которые со временем также включаются в сферу ведения ЕС.

Такого рода взаимосвязь в западной доктрине обычно называют "эффектом перелива" или "эффектом зубчатой передачи". При этом не подлежит сомнению, что ее ведущим звеном, которое дает импульс остальным, выступает именно экономика как наиболее открытая, наиболее "стимулирующая" и наименее скованная национальными предрассудками область деятельности людей.

Закономерен вопрос: почему описанные выше тенденции получили наибольшее развитие именно в Европе? Ведь международный, а ныне – мировой рынок охватывает и другие регионы планеты. Здесь, вероятно, главную роль сыграли факторы исторического и географического характера. Во-первых, именно в Европе ранее, чем в других частях Земного шара, сложилась капиталистическая система хозяйствования, стали налаживаться рыночные связи. Процессы экономической интеграции, таким образом, здесь имели больше времени для развития. Во-вторых, незначительные размеры территории большинства европейских государств гораздо сильнее, чем в России или США, подчеркивают узость национальных границ и внутреннего рынка, усиливают потребность в создании открытого общества.

Тенденции к интеграции получили наибольшее развитие именно в Западной Европе, потому что здесь раньше, чем в других районах мира, сложилась достаточно развитая рыночная экономика, имелась сравнительная близость экономической, общественно-политической, правовой и культурной среды, а относительно небольшие размеры территорий государств подчеркивали узость национальных границ и внутреннего рынка, подталкивая страны к взаимовыгодному объединению усилий.

Движение в направлении большего экономического единства - общая историческая тенденция европейского развития. На рубеже конца Средневековья и нового времени рыночное хозяйство пришло на смену натуральному, что способствовало преодолению феодальной раздробленности и возникновению основанных на национальном рынке централизованных государств. Во второй половине XX в. спираль истории аналогичным образом сделала новый виток: на базе меняющегося международного разделения труда и интегрирующегося рынка хозяйственные связи стали вырываться за пределы раздробленной на небольшие страны, разделенной границами, пошлинами, визами и т.д. "Европы суверенных государств".

Выход хозяйственных связей за рамки государственных границ поставил вопрос о формировании еще более крупной политической организации народов Европы. Ею и стали Европейские сообщества, первым крупным начинанием которых послужило создание именно общего рынка (посредством отмены всех национальных барьеров на движение товаров, рабочей силы, других факторов и результатов производства).

Национальные государства в рамках Сообществ и основанного на них Европейского Союза не ликвидируются, но постепенно добровольно ограничивают свой суверенитет в пользу этого надгосударственного формирования. При этом интеграция в экономике постепенно втягивает в данный процесс и другие сферы общественной жизни: политическую, социальную, культурную, информационную и т.д., которые со временем также включаются в сферу ведения Европейского Союза.



На всех этапах своего развития "европейская идея" носила демократический и геополитический характер. Объединенная Европа в значительной степени виделась как средство защиты от крупного потенциального агрессора. Таковыми в исторической последовательности рассматривались Османская империя, Российская империя, СССР, а ныне, в определенном смысле, и США. С ростом экономического, политического и военного влияния Европейский Союз все чаще рассматривается в качестве признанной "сверхдержавы". Он стремится закрепить и усилить свое особое геополитическое положение в меняющемся мире, что особенно заметно в проекте Конституции для Европы 2004 г. и Лиссабонском договоре 2007 г.

Несмотря на все разнообразие этнонациональных особенностей народов Европы, их объединяют общие культурные, этические и религиозные основы жизни, совместное многовековое историческое развитие и взаимодействие. Неоднократно выдвигались идеи объединения европейцев на религиозной (христианской) основе. Огромное значение для становления Европейского Союза и формирования его права имеет общая правовая и конституционная культура.

Европейские по происхождению, идеи конституционализма, правового государства, прав человека и разделения властей вместе образуют тот идеологический фундамент, на котором сегодня осуществляется функционирование политических учреждений как в рамках отдельных государств Европы, так и всего Союза.

12. Как развивалась "европейская идея" до Первой мировой войны?

Исторически первым проектом реализации этой идеи было предложение в 1306 г. французского юриста П. Дюбуа создать в Европе "Христианскую республику".

Среди проектов объединения феодальной Европы большое значение имела деятельность короля Богемии Иржи Подебрада (1458-1471), который не только предлагал объединиться, но и непосредственно агитировал европейских монархов предпринимать в этом направлении конкретные действия.

В геополитическом плане объединенная Европа в значительной степени виделась как средство защиты от крупного потенциального агрессора. Так, в Средние века и первый период нового времени таковым считалась Османская империя, на борьбу с которой был направлен выдвинутый герцогом Сюлли в 1639 г. "Большой проект", предусматривавший создание Федерации европейских государств.

Постепенно появлялись предложения создания общеевропейских органов власти. Так, в 1693 г. англичанин У. Пенн призвал покончить с "мозаикой государств в Европе" и выдвинул идею создания европейского парламента. Через столетие эту идею дополнил его соотечественник, выдающийся философ и правовед И. Бентам, который предложил создать не только единый парламент (Европейскую ассамблею), но и европейскую армию.

Неоднократно выдвигались идеи объединения европейцев на религиозной (христианской) основе. Так, еще в 1815 г. в документах созданного по инициативе российского императора Александра I Священного Союза народы стран-участниц рассматривались как "члены единого народа христианского".

Еще более разработанный проект уже в начале XIX в. (1814 г.) выдвинут выдающимся французским социалистом-утопистом Анри Сен-Симоном. Его план политического объединения Европы предусматривал создание поста евромонарха, образование европейского правительства, армии. Идеи А. Сен-Симона активно изучались в России петрашевцами, в частности в кружке Н. С. Кашкина.

В конце XIX в. план будущего политического союза предложил один из крупнейших ученых-международников того времени - К. Блунтшли (Швейцария). В опубликованной в 1878 г. статье под названием "Организация европейского союза государств" он предлагал учредить данный союз под управлением Федерального совета и Сената, избираемого прямыми выборами.

Позитивное отношение к европейской идее в Средние века высказывали итальянский поэт Данте, английский философ У. Оккам. В новое время число сторонников этой идеи существенно выросло. К ним присоединились Вольтер, В. Гюго, Г. Лейбниц, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Изменилась также политическая основа и содержание инициатив: если в Средние века потребность объединения обосновывалась главным образом внешней угрозой, то в новое время на первое место вышло прекращение войн на континенте. Проекты феодальной эпохи носили аристократический или монархический характер. По мере утверждения идей конституционализма принципы демократии начинают проникать и в проекты устройства будущей "единой Европы", где они приобретают более конкретные очертания.

13. Как развивалась "европейская идея" после окончания Первой мировой войны до начала формирования Европейского Союза?

Наиболее крупный проект начала XX в. - это проект Соединенных Штатов Европы, появившийся в годы Первой мировой войны. Он предлагал перестроить отношения между европейскими странами по образцу США. Этот проект остается в центре внимания и на последующих этапах развития европейской идеи.

В межвоенный период (1919-1939 гг.) происходит организационное объединение сторонников европейской идеи, до сих пор развивавшейся отдельными, изолированными друг от друга мыслителями.

Под руководством австрийского политика, графа Куденхова-Калерги в 1923 г. был создан Панъевропейский союз, который пользовался активной поддержкой французского правительства и призывал в Панъевропейском манифесте 1924 г. к созданию Соединенных Штатов Европы.

Одним из основателей Панъевропейского союза, видным французским государственным деятелем, Аристидом Брианом, в 1929 г. был выдвинут так называемый план Бриана, в котором впервые была четко сформулирована основа объединения Европы на почве "федеративной связи" и "общего рынка" как экономического базиса, а не только в целях борьбы против "общего врага" или предотвращения внутренних конфликтов. Важными целями этого плана был подъем экономики и повышение уровня жизни европейцев.

Озвученные А. Брианом идеи в 1930 г. были изложены в официальном меморандуме французского правительства, адресованном другим членам Лиги Наций. Меморандум предлагал создать организацию Европейский Союз с высшим политическим органом - Европейская конференция - в составе представителей государств-членов и исполнительным органом - Европейский комитет.

В период Второй мировой войны (1939-1945 гг.) европейская идея получила серьезный импульс для своего развития - сначала на почве объединения против фашизма, затем - при разработке планов будущего переустройства Европы.

Именно в этот период европейская идея, которая родилась в умах единиц, ранее опиралась главным образом на представителей элиты (политической, экономической, культурной) и пропагандировалась интеллигенцией, проникает в широкие массы населения. Большая заслуга в этом принадлежит движению Сопротивления, которое действовало на территории оккупированных Германией стран Европы.

В рамках предложенного Декларацией европейских движений Сопротивления в 1944 г. федеративного союза предлагалось создать единое правительство, ответственное перед народами (очевидно, через Европейский парламент), единую армию, подчиненную этому правительству, и верховный суд, "который будет рассматривать любые вопросы толкования федеральной конституции и разрешать возможные споры между государствами-членами или между государствами и федерацией".

После окончания Второй мировой войны интеграционный процесс в Европе приобрел более конкретные очертания. Этому способствовала, с одной стороны, возросшая популярность европейской идеи, а с другой - реальные проблемы Европы, которые дали импульс для политического объединения.

В 1946 г. У. Черчилль поддержал идею Соединенных Штатов Европы, а в 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы.

В тот период на первый план выходили три главные проблемы: восстановление разрушенного войной европейского хозяйства, организация системы безопасности, позволяющей предотвращать новые войны, и защита прав человека.

Проблему восстановления экономики Европы с использованием американской помощи по плану Маршалла (1947 г.) была призвана решить созданная в 1948 г. Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), включившая 16 стран Западной Европы и Турцию.

Вопрос защиты прав человека в качестве основной своей задачи взял на себя Совет Европы, образованный в 1948 г. в результате Конгресса Европы.

Обеспечение безопасности возлагалось на Брюссельский пакт 1948 г., подписанный пятью европейскими государствами, и созданный в 1949 г. с участием США блок НАТО.

Однако все эти организации не смогли обеспечить полномасштабной европейской интеграции в духе реализации европейской идеи. Они остались организациями межправительственного сотрудничества суверенных государств, сохраняющих право вето.

К концу 1940-х гг. возникло понимание того, что реальная интеграция в Европе возможна при сочетании международно-правовых инструментов с государственно-правовыми. Она должна основываться на добровольном ограничении суверенитета стран-участниц, объединении и передаче ими ряда функций наднациональному органу, действующему в общих интересах.

Такой подход был предусмотрен представленным 9 мая 1950 г. планом Монне-Шумана, основанном на так называемом коммунитарном методе. Его суть состояла в постепенной интеграции, обеспечивающей "слияние неотъемлемых интересов" государств на основе прежде всего экономического объединения, ориентированного на решение практических задач и достижение федеративной цели.

Реализация этого плана началась с создания Парижским договором 1951 г. Европейского объединения угля и стали, которое рассматривается как отправная точка формирования будущего Европейского Союза.

Предпосылки и проекты создания ЕС. «Европейская идея».

Появление ЕС - результат комплекса исторически и логически взаимосвязанных предпосылок в сфере экономики, политики, духовно-культурной жизни, идеологии:

1. развитая рыночная экономика, близость экономической, общественно-политической, правовой и культурной среды, небольшие размеры территорий государств подчеркивали узость национальных границ и внутреннего рынка.

Экономические предпосылки: заключаются в процессе глобализации хозяйственных связей, в результате которого формируется международный рынок и его главные составляющие: транснациональные корпорации, международная кооперация и разделение труда, зарубежные инвестиции капитала, миграция рабочей силы...

Выход хозяйственных связей за рамки национальных, границ поднял вопрос о необходимости укрупнения политической организации народов Европы.

Сами национальные государства не ликвидируются, но постепенно добровольно ограничивают свой суверенитет в пользу надгосударственного объединения. Экономическая интеграция постепенно втягивает другие области общественной жизни: политическую, информационную, социальную, культурную и т.д., которые со временем также оказываются в сфере ведения ЕС.

2. общая правовая и конституционная культура, во многом основанная на рецепции римского права. Дополняет эти процессы практика многочисленных заимствований юридических достижений и политико-правовых институтов европейских стран друг у друга. Это привело к относительной базовой однородности европейского правового пространства, создало благоприятные условия для процессов сближения и сведения к единообразию правовых норм и институтов в рамках Ев-ропейских сообществ и Союза.

Для своего триумфа европейская идея сначала должна была появиться на свет, затем концептуально выкристаллизоваться, приобрести форму стройной научно обоснованной теории; а для того, чтобы быть реализованной необходимо, чтобы она овладела общественными массами, которые и делают историю.



Основной составляющей европейской идеологии, иначе называемой панъевропейской, явилась совокупность концепций добровольного объединения народов Европы в единую политическую организацию. Ее разрабатывали и пытались пропагандировать лишь отдельные передовые ученые или политики (см далее идеи).

Иммануил Кант: идея устранения самих условий для войн и конфликтов путем преобразования Европы национальных государств в целостную европейскую федерацию, обеспечивающую мир и безопасность на континенте.

1. создать в Европе «Христианскую республику», выдвинутое в 1306 г. французским юристом Пьером Дюбуа.

3. 2. программа короля Богемии Иржи Подебрада (1458 - 1471 гг): не только предлагал объединиться, но и непосредственно агитировал европейские царствующие дома предпринимать в этом направлении конкретные шаги.

3. идеи объединения на религиозной (христианской) основе - в 1815 г. в документах Священного Союза, созданного по инициативе российского императора Александра I, народы стран-участниц рассматри-вались как «члены единого народа христианского».

4. «Большой проект» герцога Сюлли 1639 г.

5. предложения создать общеевропейские органы власти: 1693 г. англичанин У. Пени призвал покончить с «мозаикой государств в Европе» и выдвинул идею созыва европейского парламента.

6. Через столетие эта идея дополняется и вновь выдвигается его соотечественником, философом и правоведом И. Бентамом, который предложил создать не только единый парламент (Европейскую ассамблею), но и европейскую армию.

7. Еще более разработанный проект в 1814 выдвинут выдающимся французским социалистом-утопистом Анри Сен-Симоном: создание поста Евромонарха, образование европейского правительства, армии.

8. К. Блунтшли (Швейцария): в 1878 г. статья «Организация ЕС государств» предлагал учредить данный союз под управлением Федерального совета и Сената, избираемого непосредственным голосова-нием.

Приверженцы европейской идеи итальянский поэт Данте Алигьери, английский философ У. Оккам, Вольтер, В. Гюго, Г. Лейбниц, Ж.Ж. Руссо…

Также изменилась политическая основа и содержание инициатив: если в средние века потребность объединения обосновывалась внешней угрозой, то в Новое время приоритетным стало прекращение войн на Европейском континенте. Проекты феодальной эпохи носили аристократический или монархический характер. В эпоху буржуазных революций принципы демократии в планы устройства будущей «единой Европы»:

9. проект Соединенных Штатов Европы (СШЕ), появившийся в годы Первой мировой войны. Предлагал перестроить отношения между европейскими странами по образцу США.

10. 1919 - 1939 гг. происходит организационное объединение, институализация сторонников европейской идеи, до сих пор развивавшейся отдельными, изолированными друг от друга мыслителями.

11. Под руководством австрийского политика графа Куденхова-Калерги в 1923 г. создан «ПанъЕС», пользовался поддержкой французского правительства и призывал в Панъевропейском манифесте 1924 г. к созданию Соединенных Штатов Европы.

12. план построения СШЕ выдвинут французским государственным деятелем Аристидом Брианом, в 1929 г. («план Бриана»): определена основа объединения Европы на почве «федеративной связи» и «общего рынка» как экономического базиса, а не только в целях борьбы против «общего врага» или исключения внутренних конфликтов. Ключевыми целями этого плана 3. был подъем экономики и повышение уровня жизни европейцев.

Выдвинутые А. Брианом идеи в 1930 г. нашли отражение в официальном меморандуме французского правительства, адресованном другим членам Лиги Наций. В Меморандуме предлагалось создать организацию «ЕС» с высшим политическим органом «Европейская конференция» в составе представителей государств-членов и исполнительным органом под названием «Европейский комитет». Но это идея, скорее, о конфедерации, без ограничения их суверенитета. Созданная Лигой Наций специальная комиссия после смерти А. Бриана в 1932 г. прекратила свою деятельность, не достигнув результата.

13. 1939 - 1945 гг. европейская идея получила импульс - сначала на почве объединения против фашизма, затем - при разработке планов будущего переустройства Европы. В этот период европейская идея, которая родилась в умах единиц и сначала опиралась в основном на представителей элиты (политической, экономической, культурной), пропагандируется интеллигенцией, постепенно проникая в широкие массы населения.

На основе предложенного в Декларации европейских движений Сопротивления в 1944 г. «федеративного союза» предлагалось создать единое правительство, ответственное перед народами (через Европейский парламент), единую армию, подчиненную этому правительству, и верховный суд, «который будет рассматривать любые вопросы толкования федеральной конституции и разрешать возможные споры между государствами-членами или между государствами и федерацией».

14. В 1946 г. британский премьер-министр У. Черчилль поддержал идею Соединенных Штатов Европы. В 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы. 3 основных проблемы: восстановление разрушенного войной европейского хозяйства, организация системы безопасности, позволяющей предотвращать новые войны, и защита прав человека.

Восстановления экономики Европы с использованием американской помощи по плану Маршалла (1947 г.) - призвана решить созданная в 1948 г. Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), включила 16 стран Западной Европы и Турцию.

Вопросы защиты прав человека - СЕ, образованный в 1949 г. в результате Конгресса Европы.

Обеспечение безопасности - Брюссельский пакт 1948 г., подписанный пятью европейскими государствами, и созданный в 1949 г. с участием США военный альянс НАТО.

Эти структуры не смогли обеспечить реализацию европейской идеи. Они остались организациями межправительственного сотрудничества госу-дарств.

15. конец 1940-х гг.: реальная интеграция в Европе возможна лишь при сочетании международно-правовых инструментов с государственно-правовыми. Должна основываться на добровольном ограничении суверенитета стран-участниц, объединении и передаче ими ряда функций наднациональному органу, действующему в общих интересах.

3. Этот подход: 9 мая 1950 г. в заявлении министра иностранных дел Франции Робера Шумана (т. н. Декларация от 9 мая 1950 г.). Оно получило известность как «план Шумана», но на деле было разработано французским комиссаром по планированию Жаном Монне. Суть плана Монне - Шумана: объединение и передаче всего франко-германского производства угля и стали под управление общего (наднационального) Верховного органа в рамках организации, открытой для других европейских стран.

Достижение плана: «коммунитарный метод», состоящий из: 1) федеративной цели; 2) постепенности интеграционных процессов; 3) обеспечения «слияния неотъемлемых интересов» на основе прежде всего экономического объединения; и 4) ориентированности на решение прак-тических задач.

Предпосылки:

1) Одинаковый уровень социально-экономического развития

Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый уровень экономического развития , совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность).

2) Взаимодополняемость экономик соседних стран. Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран.

3) Наличие политической воли - наличие лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

4) Географическая предпосылка - страны находятся на территории одного "региона" - Европы

Первые объединения:

Европейское объединение угля и стали 1951-В состав вошли шесть стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри стран были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами.

Евратом 1957-Евратом призван был содействовать:

    развитию мирного использования ядерной энергетики государствами-членами,

    формированию общей энергетической политики,

    координации принятия решений,

    снижению цен на энергоносители,

    повышению стабильности энергетики,

обеспечения контроля за атомной энергетикой

Европейское экономическое сообщество 1957- Целью создания являлась дальнейшая Экономическая интеграция , включая создание общего рынка .

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции. 1992 Маастрихтский договор - создание ЕС

Вопрос 2. Зарождение и развитие Европейских сообществ: их правовая характеристика.

Первые объединения:

Европейское объединение угля и стали 1951-Европейское объединение угля и стали от 21 июля 1951 г в Париже. Сторонами договора стали 6 стран Зап Европы:

Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция.

Предмет договора (3 сферы): экономич, политич, юридическая.

В эконом сфере был взят курс на слияние нац экнономики в общий рынок который при учете предмета договора распространялся на угольно добывающий сектор и сталелитейное производство.

В полит сфере договор оформил создание общих органов власти. Так основным источником был Верховный орган, наделенный правотворческими и административными функциями. Сост из 9 членов, которые были полностью независимы от гос членов, хотя назначались нац правительством.

Совмин. Выражал интересы гос членов.

Ассамблея, узкие консультативные полномочия. Сост из представителей нац собраний гос членов.

Суд Образовав ЕОУС заложило фундамент для интеррациональных процессов в юр сфере. Им с договором об учреждении стала формир принципиально новая правовая система ЕС. Основные характеристики ЕОУС отличающие данное объединение от существующих: -Наднациональные орг могли издавать нпа и обязывать своими решениями не только гос-тв членов но и их частных лиц, - Наднац органы данного объединения обладали фискальными полномочиями, - Обладало автономным бюджетом.

Евратом 1957-Европейское сообщество по атомной энергии 25 марта 1957 г в Риме подписан договор об учреждении ЕВРАТОМ. Цель: мирное использование атома.

Ключевым звеном стал не только общий рынок ядерной энергии, но и вопрос научных исследований и промышленного использования ядерной энергии. В Брюсселе был подписан договор об учреждении ядерной комиссии и единого совета европ сообщества: комиссия, совет, ассамблея, суд.

Европейское экономическое сообщество 1957-ЕЭС 25 марта 1957 г в Риме был подписан договор об учреждении ЕЭС а 1 января 1958 г он вступил в силу. Сера регулирования: - экономическая, -юридическая, - политическая.

В эконом сфере предусматривалось создание общего рынка, который включал все секторы и отрасли народного хозяйства, кроме рынка угля и стали. Был предусмотрен переходный период в 12 лет.

В политической сфере было предусмотрено создание 4х институтов (в проекте):

Комиссия, -ассамблея, -суд, -совет.

В юр сфере договор открыл путь для дальнейшего наднационального правотворчества институтов сообщества посредством нпа, судебных прецедентов и международных договоров.

У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, 1986 г. - Испания и Португалия, 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: В 2 т. М.: Экономика, 2005.

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:

во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует. параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС;

во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;

в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). К 2002 г. она должна вытеснить из оборота национальные валюты стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро будет не просто расчетной единицей, но и полноценной валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран - членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: В 2 т. М.: Экономика, 2005.

Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально она будет функционировать параллельно с национальными валютами, причем с 1 января 1999 г. не все страны - члены ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для этого требований (дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг - максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.

Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и росту эффективности производства. Достаточно сказать, что до сих пор физические и юридические лица стран - членов ЕС при обмене их валют друг на друга ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд. долл. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат.

В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:

1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах - членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

5. ФЕОГА, на который приходится большая часть бюджета ЕС (о нем было сказано выше).

6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).

7. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов - слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.

В декабре 1997 г. СЕС на своей очередной сессии на высшем уровне принял решение начать переговоры с Чехией, Венгрией, Польшей, Словенией, Эстонией и Кипром (греч) о вступлении этих стран в ЕС в качестве полноправных членов.