Будущее бюджетного пакта и европейского интеграционного объединения. Политическая интеграция

Европейская интеграция развивалась в особых условиях, сочетания которых нет ни в одном другом регионе мира. Наиболее важным из них являются следующие.

Высокоразвитая рыночная экономика. Даже после Второй мировой войны страны Западной Европы представляли собой самую передовую в индустриальном плане часть континента и занимали 2-е место в мире по экономической мощи. Практика показывает, что возможность создания успешного интеграционного объединения напрямую зависит от уровня промышленного развития участвующих в нем государств. Страны, производящие широкий спектр готовых (и особенно технически сложных) изделий, объективно заинтересованы в развитии международной промышленной специализации и кооперации. Наоборот, страны, экспортирующие минеральное сырье и сельскохозяйственные товары, конкурируют друг с другом на рынках однотипной продукции. Все они нуждаются в промышленных товарах, которые не производят сами. Поэтому, создав интеграционное объединение, такие государства не получают крупных выгод, а оборот их взаимной торговли остается незначительным.

На момент создания ЕЭС все участвовавшие в нем государства имели сложившуюся рыночную экономику. Интеграция между странами с рыночной экономикой развивается за счет межфирменных связей, а интеграция стран с плановой экономикой - за счет межгосударственных связей. В рамках СЭВ каждый год подписывались двусторонние протоколы о взаимных поставках, в которых утверждались объемы, номенклатура и ориентировочная цена товаров. Такая система позволила странам СЭВ легко пережить распад Бретгон-Вудской валютной системы в 1971 г. и нефтяные кризисы 1970-х годов. С окончанием холодной войны социалистическое содружество распалось, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) начали переход к рынку. Не имея под собой прочных межфирменных связей, социалистическая экономическая интеграция прекратила свое существование.

Крайне сложно, вернее, почти невозможно интегрировать страны, имеющие многоукладную экономику с элементами феодального натурального хозяйства. Многочисленные попытки создать экономические объединения в Африке и Латинской Америке потерпели неудачу именно по этой причине. Пока в мире нет примеров успешной интеграции стран с непохожими хозяйственными укладами.

Полицентрическая структура. Особенностью ЕС было также наличие нескольких сильных стран примерно одного размера. Вначале это были Франция, Германия и Италия, позже к ним присоединились Великобритания и Испания. Данная особенность - большая редкость для региональной группировки. В настоящее время она характерна только для ЕС и отчасти для АСЕАН. В НАФТА безусловным лидером является США, в СНГ - Россия, в Меркосур - Бразилия, в ЭКОВАС - Нигерия.

Полицентрическая структура является ключевой предпосылкой для создания в группировке наднациональных органов власти. Если в объединении преобладает одна страна, это не позволяет справедливо распределить голоса в общем законодательном органе. Если использовать принцип «одна страна - один голос», крупнейшее государство теряет возможность адекватно представлять интересы своего населения на уровне объединения. При распределении же голосов в зависимости от численности населения малые страны не могут активно влиять на политику группировки. Конечно, наличие наднациональных органов - не обязательное условие интеграции. Однако без них трудно обойтись на высоких уровнях интеграции.

Нынешняя ситуация в Евросоюзе далека от той, которая существовала в 1970-е и 1980-е годы. Из пятнадцати стран, вступивших в ЕС в 1995, 2004 и 2007 гг., только две (Польша и Румыния) имеют среднюю, по европейским меркам, численность населения. Из остальных тринадцати пять насчитывают от 8 до 10 млн человек, а восемь - от полумиллиона до 5,5 млн жителей. Новое распределение сил между большими и малыми государствами-членами серьезно осложняет работу институтов ЕС.

Общая культура и история. Сегодняшняя Европа представляет собой конгломерат многочисленных народов и культур, который складывался на протяжении более двух тысячелетий их совместного существования и взаимодействия. Трудно или даже невозможно дать точное и непротиворечивое определение того, что представляет собой современная европейская цивилизация. Однако несомненно и то, что она существует как обособленное целое. Имеющаяся на этот счет обширная научная литература выявляет несколько основных характеристик. В их числе: демократия и права человека; система разделения властей и правовое государство; политическая традиция (социальный контракт Ж.-Ж.Руссо); городская автономия и развитое местное самосознание; понятие собственности как абсолютного права и рыночная экономика.

Историческую основу современной европейской культуры составляет общее для всей Европы наследие Античности (переводы древнегреческих и римских писателей, философов, математиков и естествоиспытателей, а также античная мифология, архитектура и скульптура); средневековая схоластическая философия; готика; искусство ренессанса и барокко; романтизм; идейное наследие эпохи Просвещения; христианство, прежде всего католицизм и с XVI в. протестантизм. Добавим, что почти все народы Европы (кроме басков) говорят на языках, принадлежащих к индоевропейской семье, прежде всего на языках романской, германской и славянской групп, которые имеют много общего.

В Средние века институциональной основой европейского единства служила, наряду с католической церковью, система образования, которая была практически интернациональна: студенты и профессора путешествовали из университета в университет.

Взаимопониманию жителей Европы способствовало широкое распространение латыни, служившей средством межнационального общения среди ученых, юристов, врачей, университетских преподавателей и студентов. До начала XVIII в. на латыни издавалась научная литература, писались и защищались диссертации, велась научная переписка и диспуты. Своего рода виртуальной основой европейского единства является общая греко-латинская основа научной, политической и правовой терминологии, а также общая (также имеющая античное происхождение) система художественных образов.

Многонациональная, густонаселенная Европа, ограниченная в землях и сырьевых ресурсах, давно нуждалась в объединении, о котором издревле мечтали политики и мыслители, продвигавшие идею единой Европы (подробнее см. гл. 4). Однако именно в Европе оформившаяся в XIX в. система национального государства привела к двум мировым войнам. Оборотной стороной национального суверенитета (в его неограниченной форме) стали агрессия, фашизм и подавление прав человека.

Горький опыт первой половины XX в. показал, что региону нужна такая система международных отношений, которая перенесла бы на межгосударственный уровень уже укоренившиеся во многих странах правила демократии и принципы разделения властей, свойственные правовому государству. Настало время ограничить национальный суверенитет и сознательно делегировать его часть наднациональным органам. Первым шагом в этом направлении стал договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. Участвовавшие в нем Франция и Германия - недавние противники в войне - добровольно передавали под общий контроль стратегические отрасли: угольную и сталелитейную. Интеграция базировалась на таких элементах западноевропейского общества, как правое государство, многовековой опыт совместного существования народов, культурная и религиозная общность, традиции европейской идеи и уроки двух мировых войн.

Особенности послевоенного положения Европы также способствовали успешному продвижению интеграции.

Во-первых, западноевропейские страны должны были восстановить разрушенное войной хозяйство. Сделать это автономно, без активной торговли и промышленного сотрудничества с соседями было невозможно. За время войны Европа утратила позицию мирового экономического лидера, ее место заняли Соединенные Штаты. Чтобы не оказаться в глубокой экономической зависимости от США, западноевропейские государства должны были объединить свои усилия.

Во-вторых, исход войны привел к резкому укреплению СССР и формированию в Центральной и Восточной Европе советского блока. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи, в 1955 г. подписан Варшавский договор. Раскол континента на два лагеря и начало холодной войны еще больше подтолкнули западноевропейские страны к консолидации и созданию собственного блока.

В-третьих, после войны заметно ослабло влияние европейских метрополий - Великобритании, Франции, Нидерландов и Бельгии - на свои колонии в Африке и Азии. В 1945 г. независимость от Голландии провозгласила Индонезия. Франция оказалась втянута в две колониальные войны, закончившиеся ее поражением: в 1946-1954 гг. во Вьетнаме и в 1954-1962 гг. в Алжире. В 1947-1950 гг. независимость от Британии получили Бирма (ныне - Мьянма), Пакистан и Индия. В 1951 г. самостоятельной стала Ливия, принадлежавшая ранее Италии. В 1960 г. независимости добились почти все колонии Франции в Западной и Экваториальной Африке, а также Бельгийское Конго (ныне - Заир). Западная Европа рисковала потерять традиционные рынки сбыта своих товаров, а также источники получения дешевого сырья и колониальных товаров. Создание интеграционного объединения давало шанс компенсировать эти потери.

С моей точки зрения, невозможно, чтобы Европа долго оставалась «зависимой» от Соединенных Штатов экономически - почти исключительно от их кредитов, в отношении безопасности - от их военной силы.

Действия стран Западной Европы, чтобы быть на уровне обстоятельств и угрожающей нам опасности, а также на уровне американских усилий, должны стать объединенными действиями Западной федерации, создание которой является обязательным условием успеха.

Монне Жан. Из письма к Роберу Шуману, 1948 г.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Становление и распространение региональной интеграции как явления происходят во второй половине XX в. в тесной связи с развитием процессов глобализации. Интеграция основывается на общих экономических и политических интересах соседствующих государств и на осознании ими единства своей будущей исторической судьбы. Активно действующее интеграционное объединение позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран-членов.

2. Региональная интеграция способствует решению нескольких крупных задач: достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, а также укреплению позиций группировки в мире. Для успеха интеграции необходимо соблюдение определенных условий, в том числе наличие коллективной ответственности, существование эффективного механизма принятия и исполнения решений, а также постепенное движение от простых форм интеграции к сложным.

3. Деятельность интеграционной группировки порождает устойчивые противоречия. Их источником становятся несовпадение общих и национальных интересов, необходимость делегировать национальный суверенитет наднациональным органам, сложности с поддержанием единого темпа интеграции всеми ее участниками, а также потребность обеспечивать общественную поддержку интеграционных планов.

4. Успех Европейского Союза стал возможен благодаря уникальному сочетанию в Европе факторов, способствовавших интеграции. В их числе наличие развитого промышленного потенциала, присутствие в объединении нескольких крупных стран одинакового размера, тесная культурная и историческая общность европейских народов, а также особенности послевоенного положения Западной Европы. Однако в начале XXI в. баланс сил между крупными и малыми участниками ЕС оказался нарушенным, а европейские культурные традиции подвергаются растущему влиянию извне.

Контрольные вопросы

1. Какие выгоды и риски несет в себе глобализация?

2. Как связаны между собой региональная интеграция и глобализация?

3. Как и какие задачи помогают решать своим участникам интеграционные объединения, существующие в разных частях мира?

4. Всегда ли существование регионального объединения предполагает ограничение национального суверенитета его участников?

5. Чем отличается зона свободной торговли от общего рынка?

6. Как наличие традиций правового государства способствовало развитию западноевропейской интеграции?

Орловский государственный университет, Россия

Европейская интеграция: причины и предпосылки.

Европейская интеграция является одним из самых любопытных и значимых феноменов ХХ столетия, значение которого в XXI веке все возрастает, ведь европейцам удалось создать качественно новый тип международного сотрудничества. Итоги и перспективы европейской интеграции настолько значительны, что вызывают в последние годы неустанное внимание исследователей, можно даже говорить о «евробуме» в общественных науках. Причем интерес вызван еще и осознанием того факта, что интеграция оказалась важным механизмом адаптации к современным процессам глобализации. В начале XXI века трудно найти государство, не состоящее в каком-либо региональном интеграционном объединении.

Для понимания специфики европейского интеграционного строительства необходимо разобраться в предпосылках и причинах данного явления. В качестве предпосылок европейской интеграции можно выделить следующие:

Во-первых, Европа, несомненно, является колыбелью современной цивилизации. Европейцы открыли мир в XV - XVI вв., колонизировали в XVII - XIX , а в ХХ- XXI вв. сумели распространить на весь мир систему своих политических, экономических и социокультурных идеалов, превратив их в эталон успешного государственного и общественного развития. Мир по сути своей европоцентричен, во всех его регионах оперируют европейскими понятиями демократии, свободы личности, рыночной экономики и т.д. Молодежь всех регионов мира является носительницей европейской (по сути своей) массовой культуры. Все это привело к четкому осознанию европейцами своего особого положения в мире, разделения его по жесткому принципу «Мы-Другие». Отношения с остальным, неевропейским, менее развитым миром объединяли его «властителей» - испанцев, голландцев, англичан, французов и немцев.

Во-вторых, давнее сотрудничество государств и народов, располагающихся на довольно небольшой территории. Первым объединительным элементом стала Римская империи, причем стремление к имперскости европейцы сохранили и после ее падения. Первой европейской империей стало государство Карла Великого, удивительным образом совпадавшее с границами ЕЭС 1957 г. Дело Карла в 962 г. продолжил Оттон I , создавший Священную Римскую империю, просуществовавшую (пусть зачастую в формальном виде) до 1806 г.; а затем и Наполеон Бонапарт, вновь объединивший Европу к 1810 г. Вторым важным элементом стало военное сотрудничество. Угроза со стороны арабов, турок и татаро-монголов длительное время заставляла европейцев выступать единым целым. Третьим элементом, значение которого трудно переоценить, стала общая религия – христианство. Не случайно эпоха Реформации и Контрреформации считается единственным историческим периодом, когда стремление к европейскому единству было поколеблено. Однако после преодоления религиозных распрей и перехода католиков и протестантов к мирному сосуществованию европейцы вновь ощутили себя единым целым.

В-третьих, значительное политическое, экономическое и социокультурное единообразие. Двумя особенно важными его факторами считаются европейский индивидуализм, основывающийся на уважении своей и чужой свободы; и система интенсивного хозяйства, заложившая основы европейского экономического процветания и возможного экономического объединения.

В-четвертых, философская традиция, в рамках которой давно существовала так называемая «европейская идея», которой отдали дань почти все крупные мыслители: Эразм Роттердамский, Данте, Вольтер, Руссо, Кант и Маркс – вот далее не полный перечень сторонников европейского объединения.

Таким образом, мы видим, что у европейцев имелись серьезные основы для объединения. А Первая и Вторая мировые войны привели к появлению важных причин для него. Первая мировая война была воспринята европейским обществом как свидетельство порочности национального пути развития. Именно тогда впервые была обоснована настоятельная необходимость объединения для предотвращения братоубийственных войн и будущего процветания континента. В 1923 г. австрийский граф с чехословацким гражданством Р. Куденхове-Калерги опубликовал свою книгу «Пан-Европа», а в 1922 году он основал Панъевропейский союз, ставший первой организацией, стремящейся к объединению Европы. В число его членов входили Альберт Эйнштейн , Томас Манн , Зигмунд Фрейд , будущий канцлер ФРГ Конрад Аденауэр и министр иностранных дел Франции Аристид Бриан . В 1929 г. и 1930 гг. последний официально, в том числе с трибуны Лиги Наций предлагал создать федерацию европейских государств. Однако в те годы реализовать данную идею не удалось.

А вот Вторая мировая война уже расставила все точки над «и» и создала объективные причины европейской интеграции:

1. После войны европейцев охватил панический ужас перед национальным эгоизмом, который за последние полстолетия привел к двум мировым войнам и миллионам смертей. Показательным было коллективное франко-германское чувство вины, не случайно именно эти две страны становятся активными сторонниками идеи европейской интеграции.

2. Послевоенная экономическая разруха требовала коллективных усилий для скорейшего восстановления хозяйства.

3. Потеря международного статуса и превращение Европы из субъекта в объект международных отношений, в сферу влияния двух сверхдержав создавали желание и возможность разобраться в себе, а также восстановить свой авторитет коллективными усилиями.

4. Распад колониальных империй вернул европейские государства в русло региональной европейской политики, вынудил заняться внутренними делами.

5. Раздел Европы на Западную и Восточную позволил «сбросить балласт» и создать западноевропейское ядро интеграции. Ведь нельзя не признать, что европейская идентичность государств и народов Восточной Европы дело весьма спорное.

6. Страх перед СССР. Европейцы, шутя, даже называли Сталина «отцом» европейской интеграции.

Таким образом, после 1945 г. у европейцев существовали серьезные причины желать объединения как возможности выхода из сложного положения, в котором оказался весь регион. К этому толкала и логика сотрудничества с американцами, хотя бы в рамках плана Маршалла; наконец пацифистский, призывающий к новому началу послевоенный настрой в европейском обществе настоятельно требовал принятия новых оригинальных решений. Именно поэтому во второй половине 40-х гг. Западную Европу охватывает интеграционная волна, проявившаяся и в создании Таможенного союза Бенилюкс в 1948 г.; и в создании Совета Европы в 1949 г.; и в инициативе Монне и Шумана в 1950 г., положившей начало созданию ЕОУС, первого шага на пути к осуществившейся интеграции Европы.

Литература:

1. Абрамова М.Г. Европейская интеграция: учебник для вузов. М., 2011.

2. Борко Ю.А. От европейской идеи к единой Европе. М., 2003.

3. Браницкий А.Г. Erit una Europa ? : история объединения Европы: противоречия, проекты, перспективы: монография. Н. Новгород, 2006.

4. Стеценко Е.П. Формирование и развитие интеграционных процессов в Европейском союзе. СПб., 2003.

5. Хейфец В.Л. Международная интеграция. СПб., 2003.

6. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М., 2003.

7.Яковюк И.В. Европейская интеграция: проблемы теории и практики. М., 2012.

Европейский союз (European Union - EU) (ЕС; именуется так официально с 1 ноября 1993 г.) - крупнейшее интеграционное объединение 27 государств: Германии, Франции, Италии, Великобритании, Ирландии, Австрии, Бельгии, Дании, Люксембурга, Нидерландов, Испании, Португалии, Финляндии, Швеции, Греции, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Кипра, Мальты, Болгарии и Румынии. Объединяет страны с населением почти 500 млн. чел. Превосходит по совокупному валовому продукту и объему внешней торговли США и Японию.

ЕС представляет собой высшую ступень экономической и политической интеграции. История образования и развития ЕС начинается с апреля 1951 г., когда был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества (объединения) по атомной энергии (ЕВРАТОМ).

ЕС строится на основе Европейских сообществ:

  • 1) Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, основано в 1951 г. на основе Парижского договора),
  • 2) Европейского экономического сообщества (ЕЭС, иногда называлось «Общим рынком», создано в 1957 г. в соответствии с Римским договором)
  • 3) Европейского сообщества (объединения) по атомной энергии (ЕВРАТОМ, основано в 1957 г. в соответствии с Римским договором).

С 1967 г. эти три объединения были подведены под юрисдикцию одной комиссии и все вместе стали именоваться Европейским сообществом (ЕС).

Главные цели и порядок создания ЕС определены Единым европейским актом (1987 г.) и Маастрихтским договором (1992 г.).

В рамках ЕС функционируют таможенный союз и единый внутренний рынок, обеспечивающий свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов. Осуществляется совместная политика сближения экономик и формирования экономического и валютного союза, включая введение единой валюты евро (в безналичной форме с 1.01.1999 г., в наличной - с 1.01.2002 г.).

Учреждено гражданство ЕС, определены права граждан Союза. Гражданство ЕС дополняет и не отменяет национальное гражданство (Амстердамский договор 1997 г.). Ниццкий договор (2000 г.) конкретизирует основы правового статуса граждан ЕС. Они включают не только гражданство как устойчивую правовую связь, но и как принципы правового статуса, основные права человека и гражданина и их гарантии. Ниццкий договор одобрил Хартию ЕС об основных правах и свободах.

С марта 1995 г. вступило в силу Шенгенское соглашение, упраздняющее пограничный контроль на общих границах.В соответствии с Маастрихтским договором ЕС и его государства-члены начали формировать и проводить общую внешнюю политику и общую политику в области безопасности.

Целью ЕС в области экономического сотрудничества является содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу, в особенности путем создания пространства без внутренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия, создания экономического и валютного союза и введения единой валюты.

Основой политики ЕС является 5 принципов:

  • · свободный торговый обмен (свободная торговля);
  • · свободное передвижение граждан стран-членов;
  • · свобода выбора места жительства;
  • · свобода предоставления услуг;
  • · свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов).

Система общих органов и институтов ЕС включает в себя:

Европейский совет - проводится на уровне глав государств и правительств, как минимум, каждые полгода. Он определяет основные стратегические направления деятельности ЕС. Его решения носят характер политических импульсов для деятельности органов ЕС.

Совет министров ЕС - законодательный орган; принимает обязывающие решения по практическим аспектам деятельности ЕС. Заседает ежемесячно на уровне министров. Обеспечивает представительство и защиту интересов государств-членов в процессе согласования и реализации решений. Обладает реальной властью - принимает окончательные решения по всем аспектам законодательства ЕС.

Европейская комиссия (до 1993 г. Комиссия Европейских сообществ) - наднациональный исполнительный орган, своего рода правительство. Занимается повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС. Следит за соблюдением как государствами, так и частными компаниями общих правил поведения и стандартов, узаконенных учредительными договорами и актами ЕС. Готовит проекты нормативных документов и специальных решений для утверждения Советом Европейского Союза (только она имеет право представлять на утверждение Совета министров проекты законов). По широкому спектру вопросов, в т.ч. касающихся и международных связей ЕС, уполномочена принимать самостоятельные решения. Она разрабатывает и проводит в жизнь политику ЕС.

Европейский суд - высший судебный орган. Обеспечивает единообразное толкование законодательства в пределах юрисдикции, установленной основополагающими договорами ЕС (заседает в Люксембурге). Призван обеспечивать, чтобы при интерпретации и применении Договора соблюдался закон. Он выступает в качестве высшего апелляционного суда ЕС.

Европейский парламент - контрольный (представительный) орган. Осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет. Имеет консультативные функции, определенные полномочия в бюджетной сфере. С 1979 г. избирается прямым всеобщим голосованием во всех государствах-членах ЕС на 5-летний срок и состоит из 626 депутатов, число которых от каждой страны зависит от численности ее населения. В отличие от национальных парламентов непосредственно не занимается законотворчеством. ЕП является важным участником процесса подготовки и принятия актов ЕС, подключается к формированию его внешней политики. Имеет прерогативы в области утверждения бюджета ЕС, участвует в механизме межинституциональных согласований. Парламент дает консультации по правовому обеспечению деятельности ЕС.

Европарламент ежемесячно собирается в Страсбурге (Франция) на регулярные сессии. Чрезвычайные заседания проводятся в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты ЕП. Секретариат расположен в Люксембурге.

В процессе принятия решений в ЕС участвуют и взаимодействуют: Европейская комиссия (готовит предложения), Европейский парламент (высказывает мнения о предложениях), Совет министров (принимает окончательные решения), Европейская комиссия (отвечает за осуществление принятых решений). Европейский парламент совместно с Советом министров и Европейская комиссия принимают постановления, директивы и решения, а также дают рекомендации и делают заключения.

Другими органами в структуре ЕС являются Счетная палата, Экономический и социальный комитет.

Понятие европейской интеграции

Определение 1

Европейская интеграция - это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы.

В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.

Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведёт к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance).Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщество безопасности, в котором политические факторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников.

История

Замечание 1

Одним из первых, кто задумался о союзе европейских наций, был Рихард Николаус Куденхове-Калерги, который написал манифест «Пан-Европа» в $1923$ году. Его идеи повлияли на Аристида Бриана, который произнёс речь в защиту Европейского Союза в Лиге Наций $8$ сентября $1929$ года, и кто в $1930$ году написал меморандум об организации Европейского федерального союза.

В конце Второй мировой войны континентальный политический климат благоприятствовал единству европейских стран, что рассматривалось многими как спасение от экстремальных форм национализма, которые угнетали континент. В знаменитой цюрихской речи $19$ сентября $1946$ года Уинстон Черчилль призвал к созданию европейской федерации по подобию США, а первым шагом к объединению Европы назвал франко-германское примирение.

Впоследствии были образованы такие организации как Западноевропейский союз $(1948)$, НАТО $(1949)$ и Совет Европы $(1949)$.

$9$ мая $1950$ года декларация Шумана была исполнена подписанием Парижского договора и образованием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция(«европейская шестёрка», которая впоследствии стала движущей силой европейской интеграции). В том же году при посредничестве США был учреждён Европейский платёжный союз.

$27$ мая $1952$ года те же страны подписывают договор об образовании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). $10$ сентября того же года параллельно начинается подготовка договора, который утвердит Европейское политическое сообщество.

Но в $1954$ году Национальное собрание Франции отвергло договор о ЕОС, после чего прекратилась подготовка и договора о ЕПС.

Таким образом, в начале $1950$-х годов странам «европейской шестёрки» не удалось начать интеграцию в оборонной и политической сферах. Но интеграция продолжала развиваться в других сферах, в первую очередь в экономической.

$25$ марта $1957$ года всё те же шесть государств подписывают два бессрочных договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Эти договоры вступили в силу $1$ января $1958$ года. Целью ЕЭС было создание таможенного союза в рамках стран «шестёрки» и последующий переход к общему рынку, что должно было обеспечить свободу движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов.

8 апреля $1965$ года подписан Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и Комиссию европейских сообществ, что объединило ЕОУС, Евратом и ЕЭС в единую организационную структуру. Этот договор вступил в силу $1$ июля $1967$ года. Согласно договору началось постепенное снижение таможенных пошлин, а в $1968$ году внутренняя торговля в сообществе стала беспошлинной. Ещё через два года торговая политика перешла в компетенцию ЕЭС, что завершило образование таможенного союза в регионе. В общем, в $1950-1960$-х годах европейская интеграция набирала силу.

В $1973$ году к сообществу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. ВВП ЕС благодаря этому повысилось более чем на $30\%$. А во второй половине $1970$-х начались переговоры о вступлении в европейское сообщество Греции, Португалии и Испании на фоне политических перемен в этих странах. Греция стала десятым членом ЕС в $1981$ году, а Испания и Португалия присоединились в $1986$ году.

В феврале $1986$ года члены ЕС подписывают Единый европейский акт, чьей задачей было создание к $1992$ году единого внутреннего рынка. А договор о Европейском Союзе подписали $7$ февраля $1993$ года. Этот договор расширил полномочия органов ЕС.

Участие европейских стран в европейской интеграции

В этой таблице присутствуют все страны Европы, кроме России, Белоруссии, Азербайджана и Армении, которые в данный момент не являются членами или официальными кандидатами нижеперечисленных европейских организаций.

Рисунок 1.

Настоящий этап интеграции характеризуется следующими особенностями:

  1. масштабность расширения;
  2. низкий социально-экономический уровень стран-кандидатов;
  3. усиление назревшей необходимости институциональной реформы в ЕС;
  4. приоритет политических соображений над экономическими.

Присоединению стран Центральной и Восточной Европы и Балтии к Европейскому союзу предшествовал большой путь, направленный на сближение уровня их экономик: от отдельных программ помощи к выработке конкретных критериев и мер по объединению в рамках Европейского союза. Союз осуществлял значительные финансовые вложения и постепенно ужесточал критерии конвергенции, отстаивая в первую очередь свои интересы. Центральный вопрос расширения - резкое усиление гетерогенности (неоднородности) Европейского союза. Инструментом выравнивания социально-экономических различий являются структурные фонды, финансовые ресурсы которых формируются за счёт прироста ВВП ЕС и перевода части прежних получателей средств в разряд благополучных районов.

Замечание 2

В ЕС до сих пор отношение к расширению весьма противоречиво. Это подтверждают разногласия по вопросу принятия единой конституции Европейского союза. В декабре $2007$ г. на саммите в Лиссабоне институциональный кризис был преодолён: одобрен проект конституционального соглашения Европейского союза, который теперь будет проходить процедуру ратификации в каждой из стран - участниц. Союз сделал ещё один шаг к созданию Соединённых Штатов Европы.

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом.

Европейский Союз — это объединение демократических европейских стран, созданное для осуществления совместной деятельности во имя мира и процветания.

Государства, входящие в Европейский Союз, имеют общие органы власти, которым они делегируют часть своего суверенитета для того, чтобы решения по вопросам, представляющим общий интерес, принимались демократическим путем на европейском уровне.

Деятельность Европейского Союза осуществляется через пять независимых институтов власти: Европейский парламент, Совет министров, Европейская комиссия, Счетная палата.

Цели создания Европейского Союза:
  • устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг;
  • создание валютного союза;
  • унификация ;
  • сближение законодательства.

На протяжении полувека Европейский Союз обеспечивает стабильность, мир и процветание в Европе. Благодаря ему удалось поднять уровень жизни, построить единый европейский рынок, выпустить в обращение единую европейскую валюту — евро — и усилить позиции Европы в мире.

Европейский союз — этапы интеграции

Отраслевой союз 1951-1957

За время своего существования европейская интеграция претерпела ряд качественных метаморфоз. В 1951 г. первоначальной «клеточкой» будущего Союза стало отраслевое объединение угля и стали (ЕОУС) — Парижский договор , когда произошло картелирование двух базовых отраслей экономик шести стран . В Объединение ЕЭС-6 вступили: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Впервые национальные правительства этих стран добровольно делегировали часть своего суверенитета, хотя и в четко определенной области, наднациональной организации.

Зона свободной торговли 1958-1968

В 1957 г. между теми же странами состоялось подписание исторических Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии. Римские договоры в совокупности с Парижским договором создали институциональные основы Европейского сообщества. Днем основания ЕЭС считается 1 января 1958 г. , когда договоры вступили в силу. Все договоры имели единую цель — и более высокий , опирающийся на политический союз народов Европы. Все три Сообщества (ЕЭС, ЕОУС, Евратом) имели общие Парламентскую ассамблею и Суд. В 1958 г. председателем Ассамблеи был избран Р. Шуман — активный организатор европейского единства.

Таможенный союз 1968-1986

В соответствии со статьей 9 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, основой Сообщества является таможенный союз , который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых, равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Таким образом, создание таможенного союза имело два аспекта — внутренний и внешний.

Внутренний аспект — формирование зоны свободной торговли внутри Сообщества при сохранении свободы экономических действий по отношению к третьим странам. С 1958 по 1968 г. идет процесс постепенного снижения и отмены таможенных пошлин и количественных ограничений между странами Европейского экономического сообщества, формируется единое торговое пространство.

Внешний аспект — осуществление единой внешнеторговой политики на базе замены национальных тарифов единым таможенным тарифом (ЕТТ), ограждающим территорию Сообщества в торговле с третьими странами. Пошлины единого таможенного тарифа устанавливаются, как правило, на уровне среднеарифметических пошлин, применяющихся на 1 января 1957 г. Введение единого тарифа проводилось постепенно путем сближения национальных импортных пошлин с пошлинами ЕТТ. Это означало понижение пошлин для Франции и Италии — стран с высокими таможенными обложениями — и их повышение для ФРГ и стран Бенилюкса, применявших более низкие тарифы. В полном объеме единый тариф применяется с 1 июля 1968 г., с момента упразднения пошлин внутри Сообщества, и имеет ярко выраженную понижательную тенденцию. За 20 лет средний уровень таможенных тарифов снизился с 40 до 4,5%.

Общий рынок 1986-1992

С 1987 г., в соответствии с решениями Единого европейского акта, страны европейского союза переходят в стадию Общего рынка. Внутри Сообщества реально перемещаются не только товары, но и все другие факторы производства: услуги, капиталы и др. Иными словами, формируется общее рыночное пространство. Полноценное функционирование последнего невозможно без создания единого валютно-финансового пространства.

Первые попытки взаимодействия в этой сфере возникли еще в 1950 г., когда был создан Европейский платежный союз (ЕПС). Он возник в условиях послевоенной разрухи, неконвертируемости европейских валют, малых золотовалютных резервов. Способом расширения платежного потенциала отдельных стран стала координация использования излишков, возникавших в торговле с одними странами, для покрытия дефицитов в торговле с другими странами. Европейский платежный союз просуществовал 8 лет и выполнил свою задачу.

В 1969-1972 гг. в соответствии с планом П. Вернера шесть стран европейского союза попытались создать механизм совместного плавания своих валют, названный «валютной змеей».

По инициативе Гельмута Шмидта и Валери Жискар д’Эстена с 1979 г. начинает действовать Европейская валютная система (ЕВС), основанная на новой коллективной расчетной единице ЭКЮ, которая представляла «корзину» валют всех стран-участниц.

Экономический и валютный союз 1993 — настоящее время

Маастрихтский договор (1993 г.) или Договор о Европейском союзе придает Европейскому экономическому союзу и Европейской валютной системе новые очертания. Наднациональные институты (первая опора) дополняются сотрудничеством в области внешней политики и безопасности (вторая опора) и в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Создаются предпосылки для создания Экономического и валютного союза (ЭВС). В соответствии с планом Делора участниками Валютного союза становятся лишь те страны, которые отвечают установленным критериям конвергенции (тема 9). Осуществляется постепенная замена национальных денег на единую европейскую валюту — евро (EUR). Создан Европейский ЦБ, проводящий единую для стран-участниц денежно-кредитную политику. Из 15 стран ЕС в состав ЕВС не вошли: Греция — по причине несоответствия критериям (позднее была включена), Великобритания, Дания и Швеция — по результатам национальных референдумов.

Валютный союз является логическим завершением строительства единого внутреннего рынка и, по замыслу лидеров ЕС, может стать хорошей предпосылкой для перехода на новый уровень политической интеграции.

Сложившаяся наднациональная структура управления европейского союза включает в себя:
  • Европейский совет (директивный орган)
  • Европейский парламент (представительный и консультативный орган)
  • Совет министров ЕС (законодательный орган)
  • Европейскую комиссию (исполнительный орган)
  • Европейский суд (судебный орган), Палату аудиторов Европейского союза (контролирующий орган)
  • Европейский центральный банк
  • целый ряд фондов и другие институциональные структуры.

До сих пор наряду с углублением европейской интеграции с успехом идет процесс ее расширения. Отраслевой союз и зона свободной торговли существовали в рамках шести европейских государств. Таможенный союз включал в себя девять стран (ЕС-6) плюс Дания, Великобритания, Ирландия. В формировании Общего рынка приняли участие уже двенадцать стран (ЕС-9) плюс Греция, Испания, Португалия. С 1995 г. участниками Евросоюза являются пятнадцать стран (ЕС-12) плюс Австрия, Финляндия и Швеция. Дальнейшее расширение Союза проходит, главным образом, за счет стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) — бывших членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), ориентированных на СССР, и стран Балтии.

К 2007 г. в состав Европейского Союза входит 27 стран:

  1. Бельгия
  2. Германия
  3. Италия
  4. Люксембург
  5. Нидерланды
  6. Франция
  7. Великобритания
  8. Дания
  9. Ирландия
  10. Греция
  11. Португалия
  12. Испания
  13. Австрия
  14. Финляндия
  15. Швеция
  16. Венгрия
  17. Латвия
  18. Литва
  19. Мальта
  20. Польша
  21. Словакия
  22. Словения
  23. Чехия
  24. Эстония
  25. Болгария
  26. Румыния
Настоящий этап интеграции характеризуется следующими особенностями:
  • масштабность расширения;
  • низкий социально-экономический уровень стран-кандидатов;
  • усиление назревшей необходимости институциональной реформы в ЕС;
  • приоритет политических соображений над экономическими.

Присоединению стран Центральной и Восточной европы и Балтии к Европейскому союзу предшествовал большой путь, направленный на сближение уровня их экономик: от отдельных программ помощи к выработке конкретных критериев и мер по объединению в рамках Европейского союза. Союз осуществлял значительные финансовые вложения и постепенно ужесточал критерии конвергенции, отстаивая в первую очередь свои интересы.

Центральный вопрос расширения — резкое усиление гетерогенности (неоднородности) Европейского союза. Инструментом выравнивания социально-экономических различий являются структурные фонды, финансовые ресурсы которых формируются за счет прироста ЕС и перевода части прежних получателей средств в разряд благополучных районов.

В ЕС до сих пор отношение к расширению весьма противоречиво. Это подтверждают разногласия по вопросу принятия единой конституции Европейского союза. В декабре 2007 г. на саммите в Лиссабоне институциональный кризис был преодолен: одобрен проект конституционального соглашения Европейского союза, который теперь будет проходить процедуру ратификации в каждой из стран — участниц. Союз сделал еще один шаг к созданию Соединенных Штатов Европы.

С позиции развития российской экономики продвижение Европейского союза на восток имеет свои плюсы и минусы. Россия выиграет на упорядочении разных условий торговли в странах-кандидатах, снижении таможенных пошлин и цен за транзит. Безусловным минусом является сокращение нашего товарооборота с бывшими странами СЭВ. В общем плане проигрышем является «дистанцирование» стран ЦВЕ от России.

Расширение и углубление европейской интеграции

Даты Этапы
углубления
Даты Этапы расширения

Отраслевой союз (Парижский договор о создании ЕОУС)

Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия (ЕЭС-6)

Зона свободной торговли

Римские договора о создании ЕЭС и образовании Евратома

Страны ЕЭС-6

Таможенный союз ЕЭС

“Валютная змея”

Европейская валютная система (учреждение экю)

Единый Европейский акт

ЕЭС-6 плюс Великобритания*, Ирландия, Дания*

плюс Греция (ЕЭС-10)

плюс Испания, Португалия (ЕЭС-12)

1986-1992 гг. Общий рынок (завершающая стадия)

1993 — по настоящее время.

Экономический и Валютный союз

Вступает в силу Маастрихтский договор о создании Европейского союза (ЕС) и Европейского валютного союза (ЕВС)

Амстердамский договор о ЕС

Введение наличного евро

Введение наличного евро. Отмена национальных валют ряда стран ЕС.

Рассмотрение договора о Конституции ЕС

1995 г. Плюс Австрия, Финляндия, Швеция* (ЕС-15)
2004 г. Плюс 10 стран (Не входят в состав ЕВС): Венгрия, Кипр (греч.), Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения (С 1 января 2007 г. словенские толары заменены на евро), Чехия и Эстония (ЕС-25)
2007 г. Болгария, Румыния