Метание ножей обучение техника и практика. Техника безоборотного метания. Спортивная техника самая простая

Эти вопросы задает себе каждый, кто входит в мир метания ножей, но и профессионалы находятся в постоянном поиске.

Конечно, метать можно гвозди, ножницы, отвертки, даже обычные рабочие ножи , но вот нужно ли? Метание ножа – это благородное искусство, отдых, спорт, и чтобы получить максимум удовольствия, а тем более достигнуть результатов, к выбору метательного ножа нужно подойти серьезно.

Начнем с нескольких мифов, которые сложились в обществе, о ножах для метания

Миф 1. Метательный нож – это страшное боевое оружие, которое поражает все и вся на расстоянии 20 м включительно. Просто ложись и прячься

Миф явно порожден кинематографом и различными «фронтовыми» историями. По факту же, если у человека есть нож, последним дураком он будет, если этот нож выбросит. Рабочая дистанция для метателя 3-9 метров. Еще дальше отойти от мишени можно, но уже непросто.

Миф 2. Неважно, что и с какой дистанции метать

Очень даже важно. Нож , который весит меньше 100-150 грамм, трудно метать даже людям подготовленным, а начинать с этого обучение — вообще последнее дело.

Любые пластиковые рукоятки или накладки неизбежно разобьются и сорвутся с ножа – это только вопрос времени. Точно так же срезается любая обмотка. Исключительно мешают метанию всевозможные балансиры . Они быстро сбиваются и меняют баланс, да и не нужны ножу балансиры, откровенно говоря. Но о балансе чуть дальше. Любая техника метания , даже безоборотная, так или иначе привязана к дистанции, и если мы произведем два абсолютно одинаковых броска с 3 и 3.5 метров, ножи придут к мишени совсем по-разному.

Миф 3. Мой любимый миф – ртутные ножи, которые втыкаются как их ни кинь

Они всплывают в каждом втором разговоре о метании чего угодно. И практически у каждого уважающего себя человека есть друг/сват/брат/ бывший командир (нужное подчеркнуть ), который их лично держал в руках и даже метал. У особенно уважаемых ртутный нож буквально лежит в гараже. Но после просьбы предъявить связь с другом загадочно прерывается, а нож теряется. Я не сомневаюсь, что ртутный нож существует, но до чего же он неуловим, сволочь. За 10 лет поисков я ни одного рабочего ртутного ножа так и не встретил =)

Миф 4. Хорошо летают только сбалансированные ножи или ножи с каким-то особенным балансом

Огромное заблуждение.

Существуют ножи сбалансированные , у которых геометрический центр совпадает с центром тяжести и не сбалансированные – центр тяжести смещен в сторону рукояти или клинка. Нож с балансом в рукоять (цент тяжести смещен к рукояти ) с большей силой поразит цель при броске хватом за клинок, нож с балансом в клинок – при метании за рукоять, а сбалансированный нож одинаково входит в мишень с одинаковой силой при любом способе метания. В этом вся разница.

По каким параметрам выбирать метательный нож

К сожалению, сегодня рынок наводнен большим количеством ножей , которые называются «метательными », но таковыми являются с большой натяжкой. Хочу рассказать об основных принципах подбора метательного ножа. Они помогут выбрать качественную вещь, и не повестись на бестолковые поделки.

Важнейшая характеристика метательного ножа – его размер и вес.

С начальной дистанции в 3 метра комфортно полетят ножи не легче 150 г , при этом уже на 5 метрах нож должен весить не меньше 180-200 г , с 7-9 метров лучше метать ножи весом в 200-350г . Оптимальная длина метательного ножа начинается от 200 мм . Начать обучение лучше с тяжелых ножей, они «прощают » метателю ошибки в технике. Если нож удобен и достаточно тяжел, учиться легко и приятно.

Я помню себя подростком, когда чудом нашел какие-то безымянные «метательные » ножи в ларьке, пробовал метать — и огорчался, ножи летели плохо и нестабильно. И как потом за уши было не оттянуть от метательного стенда в кузнице, когда я выковал свои первые метательные ножи (тогда хороших серийных было не найти).

Вторым по значимости параметром я бы назвал удобство ножа .

Очень важно, чтобы поверхность была шероховатой, хорошо ощущалась рукой. Все углы должны быть скруглены, режущая кромка без заточки. Важно, чтобы нож комфортно ложился в руку тем хватом, которым вы собираетесь этот нож метать .

Важна прочность и долговечность ножа .

С дистанции 3 метра нож приходит в мишень с силой в два раза большей, чем при ударе рукой. Поэтому метательный нож должен быть особенно прочным. Монолитная конструкция, без всевозможных обмоток и накладок. Толщина по обуху не меньше 5-6 мм.

Особенное внимание важно уделить стали и ее термообработке. Оптимальными сталями являются: нержавеющие 420, 40Х13, 65Х13 а так же углеродистые 30ХГСА и 65Г . Твердость метательного ножа рекомендуется в районе 40-45 единиц по Роквеллу . При меньшей твердости нож будет гнуться, при большей может сломаться.

Теперь о технике метания

Освоить ее нетрудно даже самостоятельно.

Для этого нам понадобится:

  • комплект из 3-6 одинаковых метательных ножей (длина не меньше 200 мм вес от 150 г),
  • мишень – подойдет простое сухое дерево, но лучше изготовить полноценный стенд . С ним учиться намного легче (см. видео о стенде ниже)
  • рулетка для измерения дистанции
  • основы техники и тренировка.

Существует три основных техники:

  1. Спортивная (техника топора) – хватом за кончик рукояти
  2. Свободная (оборотная) – хватом за клинок или рукоять
  3. Безоборотная – хватом за клинок, при которой нож приходит в мишень, не совершая оборота.

Все техники привязаны к дистанции, поэтому свою тренировку мы начинаем с разметки расстояний. Отступаем на 3 метра от мишени (здесь пригодится рулетка ). Это базовая дистанция, с которой мы начнем. Оговорюсь, что со временем мы научимся определять свою дистанцию в 3, 4, 5 метров на глаз, но для начала лучше отсчитать и отметить точно по рулетке.

Спортивная техника самая простая

Становимся в стойку. Для правшей – левая нога впереди, носок на трехметровой отметке, правая сзади. Берем нож за рукоять на глубину около 4 см. Замахиваемся от плеча так, чтобы рука шла параллельно телу, и выпускаем нож чуть выше точки прицеливания. Выпускаем легко, не сжимая рукоять излишне сильно. И, если все сделано правильно, – нож торчит в мишени.

Если нож пришел в мишень не параллельно земле, и рукоять отклонена вверх, значит он перекрутился , стоит взять следующий нож чуть глубже. Если же нож пришел рукоятью вниз – это недокрут , значит берем следующий чуть мене глубоко. Точно так же при перекруте можно подойти чуть ближе к мишени, не меняя хват , а при недокруте – отойти.

Определив нужную дистанцию и хват, запоминаем их и дальше работаем над однородностью движения.

Принцип свободной техники такой же, отличается дистанция и хват

Нож берем за клинок со стороны обуха так, чтобы пальцы не попадали на условную режущую кромку. Кончик клинка чуть выглядывает из сжатой ладони. Замах так же от плеча, при этом кисть не доворачиваем. Нож должен вылетать из руки под углом 45 градусов вверх. За рукоять так же берем на полную длину ладони.

При метании за клинок начальная дистанция 3-3.5 м, при метании за рукоять — 4.5-5 м

Безоборотная техника чуть сложнее

Начинать проще с коротких дистанций в 1.5-2 м.

Основы показаны в видео

Качественные метательные ножи служат очень долго – десятками лет. Однако и они требуют ухода.

Непременным следствием метания являются появление заусенцев при попадании нож-в-нож . Как только заусенец появляется, его нужно сразу же спилить напильником, иначе при следующем броске порез и заноза гарантированы.

Если нож из углеродистой стали, после каждой тренировки его важно насухо протереть, а при длительном хранении — смазывать маслом. В этом смысле ножи из коррозионностойкой стали имеют преимущество.

  • При метании на открытом воздухе лучше пометить рукоятку ножа яркой изолентой, чтобы легче было искать.
  • Даже если вы отлично метаете , начинайте тренировку с плавных бросков и минимальных дистанций – дайте мышцам и связкам разогреться.
  • Делайте упор не на силу, а на четкость броска .
  • Учитывайте, что при неразогретых связках бросок сокращается, значит, если в начале тренировки вы поражаете цель с 3.5 м, то в конце сможете отойти на 4 м.
  • Дайте мозгу и телу договориться. Если не получается, сделайте перерыв. Обучение происходит не в момент метания , а после него.
  • Не экономьте на мишени , учиться и впоследствии метать проще и приятнее, когда мишень большая.
  • Ищите единомышленников!

Изредка наблюдая за баталиями в социальных сетях вокруг темы самой лучшей и правильной техники метания, я обнаружил, что спорящие весьма вольно трактуют особенности различных техник. В результате таких передергиваний человек, слабо знакомый с метанием, получает дополнительную порцию каши в голову. Поэтому всегда, когда возникают вопросы об отличии оборотки и безоборотки есть серьезное подозрение, что спрашивающий ножа в руках не держал и теперь уточняет, за какой его конец хвататься в принципе. Чтобы иметь базовый мануал, куда потом можно отсылать новичков, я попробовал коротко обозначить, чем одна техника метания отличается от другой.

Количество оборотов, которые делает нож при метании в полете учитывать достаточно важно в первую очередь для понимания самим метателем, как он управляет ножом. Если нож держать за рукоять, то он делает в полете целое число оборотов. 0, 1, 2, 3 и т.д. Я могу даже представить бросок в "-1" оборот, когда нож вращается против часовой стрелки, если наблюдатель стоит справа от метателя. Можно и так бросить. Если нож держать за клинок, то он может сделать только дробное количество оборотов: 0.5, 1.5, 2.5 и т.д. Броски в 1, 2 и более оборотов, а также 1.5, 2.5 и более оборотов между собой по технике исполнения отличаются незначительно. Бросок тот же, чем больше дистанция, тем больше оборотов может совершить нож. Поэтому такое метание называют просто оборотным или многооборотным. Техники метания, при которых нож делает 0 оборотов и 1/2 оборота существенно отличаются как от многооборотки, так и друг от друга. Поэтому каждую из них выделяют в отдельную категорию. Есть и более тонкие отличия, и различная экзотика.

Техника броска плашмя за клинок является наиболее распространенной, хорошо знакома всем по фильмам и собственным попыткам поразить дерево. Это бросок в пол-оборота.

Подготовленный метатель, бросая плашмя за клинок, может уйти на дальности свыше 10 метров. В технике плашмя можно метать не только за клинок, но и за рукоять. Если вам понадобится метнуть нож с 5 метров в один оборот, такой бросок легко и естественно можно сделать, взяв нож плашмя за рукоять. Как я понимаю, в свое время эксперименты с затягиванием броска на дальних дистанциях в итоге привели к появлению безоборотного метания, а попытки переворачивать нож в зависимости от дистанции стали впоследствии многооборотной техникой.

Многооборотная, самарская, спортивная - названия одной техники метания ножа. Она характеризуется тем, что нож обращен к мишени ребром.

Бросок в один оборот. На картинке показано, что реально нож выходит из руки на 1/8 оборота раньше.

Для спортивного метания такая техника имеет значительные преимущества:

Оборотная техника проста в освоении. За первый же час занятий можно научить новичка стабильно втыкать нож на дистанции 3+ метров (к технике плашмя это тоже относится).

Броски в оборотной технике точнее, чем плашмя или без оборота. Это многократно проверено экспериментально. Многооборотчик среднего уровня стабильно обыгрывает на мишени хорошо подготовленного безоборотчика.

Нож, брошенный по ребру, воткнется в мишень за счет режущей кромки, даже если он, пришел с большим отклонением от нормали. При броске плашмя, если нож приходит в мишень под углом больше +/-30 0 от перпендикуляра, он, скорее всего, отскочит.

Недокрут и перекрут

В стрессовых условиях соревнований метатель в оборотной технике выступает стабильнее безоборотчика. Движение проще, в броске участвует меньше групп мышц, поэтому легче контролировать зажимы.

Ключевым недостатком оборотной техники является ее высокая чувствительность к изменению дистанции. Из-за быстрого вращения ножа роль играют даже 20-30 сантиметров. Успешный бросок с 5 метров может оказаться не результативным на дистанции 4.70-4.80 - нож просто не воткнется. Еще есть определенные сложности при работе многооборотной техникой за клинок остро заточенного ножа, но при определенном навыке они преодолимы.

Техника метания без оборота подразумевает, что нож ни на каком участке траектории своего полета не поворачивается к мишени рукоятью. Это более сложная для освоения техника, требующая от метателя отличной координации.


Разница между оборотным и безоборотным метанием на самом деле не так велика, как об этом рассказывают. Любой предмет, брошенный рукой, стремиться вращаться. Но есть техники, как этому воспрепятствовать. Например, надавливая указательным пальцем на рукоять ножи при сходе. Или удерживая нож настолько свободно, что он соскальзывает по пальцам, как по направляющим. При просмотре замедленного видео легко понять, что при безоборотном метании нож все-таки вращается, хотя и медленнее обычного. В идеале за весь полет нож не должен поворачиваться более чем на 90 градусов. На практике это достаточно сложно отследить, поэтому часто можно наблюдать ситуации, когда нож сходит с руки острием указывая назад, а приходит с перекрутом.


На соревнованиях и показательных выступлениях такой бросок будет признан безоборотным из-за техники выполнения. Хотя по факту нож делает половину оборота.

Это основные техники, если говорить о реальном метании. В зависимости от индивидуальных особенностей и стоящих задач метатели комбинируют их между собой, получая собственные неповторимые стили.

Есть еще техники метания фантазийного, например, бесконечные споры о боевой технике метания. Что это такое, мне сказать внятно никто не может. В качестве техники боевого метания обычно подается любое метание ножа без оборота. Специально сбалансированным ножом. Силами адептов безоборотного метания в головах у людей начинает закрепляться эта связь. И мы с полей боевых действий переносимся в город, наполненный негодяями, желающими зла метателю. Такой подход имеет чисто коммерческую основу - за боевую применимость и секретность начинающий метатель готов платить в разы больше. Этот же подход в среде опытных метателей вызывает массу негатива, т.к. использование метательного ножа в качестве оружия противоречит законодательству, и мешает организовывать площадки для массового спортивного метания. Что касается боевого метания, то самый лучший нож для него - это саперная лопатка. Страшны по последствиям и удар ею, и бросок. Но из этого очевидного тезиса следует, что боевой безоборотный бросок не нужен: лопатка, как и топор, метаются многооборотной техникой. 

Если вам понравилась эта статья, вы можете разместить ее на любом ресурсе, посвященном короткому клинку со ссылкой на раздел сайта

Освоить технику метания ножей не так уж сложно — главное, как можно больше практики. Только регулярные тренировки помогут получить необходимые навыки, научившись в полной мере владеть собственным телом. И тогда клинок неизменно будет попадать точно в цель — с любого расстояния.

Наиболее распространенная техника метания ножей достаточно проста — её под силу освоить каждому. Необходимо развернуться вполоборота — нож в правой руке, которая согнута в локте (примерно 90 градусов) и находится на уровне груди, левая рука вдоль тела (небольшой сгиб).

Как метать ножи

Тело должно быть расслабленным — спокойствие и уверенность в своих силах, главные помощники успешного броска. Прежде чем отпустить нож, нужно слегка согнуть колени и чуть податься вперед. Широкий взмах рукой — запястье по-прежнему не меняет положения и не сгибается. И только когда большой палец, нож и предплечье находится на одной линии, пора отпустить нож. Клинок отправляется в полет тогда, когда рука полностью выпрямлена — это задаст верную траекторию полета и позволит без труда попасть в цель.

Выбор метательного ножа

Важную роль играет и правильный выбор метательного ножа — его рукоять должна быть достаточно удобной, ведь различные элементы декора и конструкции, например, выступы или узоры, могут мешать в процессе броска. При покупке подходящего клинка важную роль играет и его вес. Сложно управлять слишком легким или наоборот, тяжелым изделием — нож должен идеально подходить его обладателю.

Метание ножей: 4 простых секрета, заставляющие лезвие вонзиться в цель

Осваивая технику метания ножа, стоит воспользоваться советами профессионалов, которые помогут в короткий срок достичь поставленной цели. А именно:

— Спокойствие — прежде всего. Чаще всего причина неудачного броска заключается именно в волнении.

— Важны не только правильные действия рук, но и постановка стоп. Метая правой рукой, правую ногу важно выровнять по мишени, соответственно метая левой — поставить левую ногу в нужное положение.

— Кисть не должна сгибаться во время броска иначе изменится траектория полета.

— Во время финального взмаха рукой, нельзя опускать ее ниже уровня мишени.

Метательный нож отправляется в полет не запястьем — в процессе участвует все тело. Точные последовательные действие и соблюдение техники метания — это неизменно приводит к успеху.

Научившись делать небольшой шаг во время финального взмаха рукой, можно бросать точнее и сильнее. Важно чтобы это было не отдельное движение — оно должно стать, словно продолжением всей последовательности.

Обучение метанию ножей (курсы метания) проводится во многих центрах, в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Саратове, в других городах. Выбрать подходящий центр по обучению можно практически любой, близкий к вашему месту проживания – в поисковиках более чем достаточно информации по этому поводу, например центр обучения метанию при ДОСААФ или другие. Обучение проводится как для новичков, так и для желающих поднять свой уровень владения метательными ножами до соревновательного. На

Ножи для метания являются темой отдельного разговора в случае, когда вообще заходит речь о метании. Как правило все метатели, кроме тех, кто сразу начал тренироваться в спортивном зале с тренером, начинают метать не специализированные ножи, а те, которые попались под руку в тот момент, когда их посетило вдохновение. В этой статье мы постараемся придерживаться этой традиционной для большинства метателей хронологической конструкции и поговорим в начале о том, что нельзя метать и почему, а уже потом о том, что метать можно и даже нужно.

Почему нельзя метать «обыкновенные ножи»

Здесь нужно определиться с тем, что мы называем «обыкновенными ножами» применительно к контексту данного раздела статьи. В этом контексте под «обыкновенными ножами» подразумеваются все ножи, которые не были специально разработаны и изготовлены для метания.

Две основные причины почему нельзя метать обыкновенные ножи сводятся к общей механической устойчивости их конструкций к ударным нагрузкам, возникающим во время метания и общему удобству использования тех или иных ножей в качестве метательных.

Нагрузки, возникающие во время механического поражения цели с помощью метания, значительно более высокие, чем при нанесении обычных ударов. При классической технике метания ножа с оборотом, к мускульной силе метателя, добавляется сила возникающая в результате центростремительного ускорения. При использовании безооборотных методик, физика усиления несколько более сложная — накладываются силы нескольких «волн», пускаемых разными частями тела метателя, в нож при броске. Тем не менее эффект всегда один и тот же — опытный метатель почти никогда не может нанести механический удар ножом с той же силой, с которой нож поражает цель при метании.

Благодаря этому факту к ножу для метания возникает специфическое требование — стали, которые на них используются, должны обладать более высокой ударной вязкостью, чем стали ножей, которые специально для метания не предназначаются. При этом надо понимать, что стали с высокой твердостью, которая очень важна для ножей, как режущих инструментов, крайне редко обладают ударной вязкостью достаточной, для того, что бы постоянно метать ножи из такой стали. При этом те ножи, которые сделаны из сталей с высокой твердостью и обладающие достаточной ударной вязкостью, что бы их метать, как правило, имеют очень высокую цену именно из-за цены самой стали, что неприемлемо для метательного ножа в виду высокой вероятности его утери в процессе тренировок на воздухе. Ножи для метания, как правило, делают весьма «нетвердыми». Для примера приведем фото специализированного ножа для метания от американской компании SOG — Fling .

Фото ножа для метания SOG Fling с сайта производителя

Если заглянуть в описание этого ножа, то можно обнаружить, что нож выполнен из стали 3CR13, которая характеризуется в основном высокой коррозийной устойчивостью и закалена всего на 49-51 единицу по шкале твердости Роквелла. Для сравнения, нужно отметить, что даже самые мягкие стали ножей, которыми предполагается резать, калят не менее, чем на 55 единиц по этой же шкале, а у таких сталей как м390 твердость доходит до 62 единиц.

Однако благодаря использованию специальных «мягких» сталей в ножах для метания, их довольно трудно сломать во время поражения цели, что достаточно регулярно может происходить при метании с «обыкновенными ножами». Кроме всего перечисленного, обыкновенные, неметательные ножи, как правило имеют ряд элементов конструкции, которые разрушаются от ударных нагрузок значительно раньше, чем сталь клинка. Это накладки рукояти и сами рукояти на ножах с фиксированным клинком и осевые узлы, лайнеры и накладки в складных ножах.

С точки зрения удобства применения «обычных ножей» в качестве ножей для метания следует понимать, что метательные ножи имеют форму, вес и конструктивные признаки, которые помогают метателю решить задачу по метанию. У обыкновенных ножей эти характеристики обычно предназначены для удобного реза. Ситуация в которой «обыкновенный нож» «хорошо летает» довольно редка, хотя и не невозможна в принципе. Здесь просто нужно понимать, что используя в качестве ножа для метания «обыкновенный нож» вы, с высокой долей вероятности, достаточно сильно осложняете себе задачу по .

Для начинающих, хочется отдельно выделить как отдельный критерий вес ножа для метания. Метательный нож всегда довольно тяжелый. Его вес обычно должен быть около 200 грамм или выше. Легкий нож довольно трудно метнуть, на сколько-нибудь значительное расстояние. Это нужно просто запомнить.

По каким признакам новичку выбрать нож для метания

Вообще ножей для метания существует великое множество и данная статья не призвана классифицировать их все, прежде всего потому, что она адресована тем, кто только начинает знакомиться с увлекательным миром метания ножей.

Остановимся на их отличительных признаках, которые позволят начинающему метателю идентифицировать ножи для метания:

  • Конструкция «фултанг» — нож должен быть исполнен из единого куска стали. Варианты метательных ножей, где этот признак отсутствует существуют, но довольно редки и не показаны для применения начинающими метателями.
  • Отсутствие на рукояти накладок, которые могут быть повреждены при неудачном попадании по мишени, либо при попадании «нож в нож».
  • Вес ножа около 200 грамм или выше. Легкие ножи плохо летают. Слишком тяжелые не летают совсем.
  • Равномерный баланс ножа по всей длине. Его легко определить поняв в какой части ножа находится равновесное положение, при котором он не падает с пальца руки. Для начинающих лучше всего если это самый центр ножа.

Для начинающего метателя также будет хорошо, если его нож будет сведен, но не заточен, так как ножу для метания не нужна универсальность применения, а риск повредить руку режущей кромкой во время схода ножа с руки при хвате за клинок, достаточно высок, особенно во время обучения.

При выборе очень важна доступность метательных ножей в количестве более одного. Я понимаю, что этот пункт выглядит для читателей несколько странным, но поверьте, что его практическую важность довольно трудно переоценить, особенно при обучении метанию классическим оборотным методом. Начинающие метатели очень часто ограничиваются одним ножом для метания и тратят большую часть времени своих тренировок не на метание, а на переходы от мишени к позиции для метания и обратно. Затем, когда они устают от таких походов, появляется мысль о необходимости завести еще пару ножей, но тут очень многие совершают вторую ошибку, приобретая ножи совершенно непохожие, на тот первый, с которым они начали тренироваться. Здесь важно понимать, что тренировки по метанию оборотным методом, во многом, основаны на том, что вы повторяете работу с одним и тем же ножом. Поэтому одинаковость и количество ваших снарядов для метания во многом определяют скорость, с которой вы будете овладевать тонкостями метания ножей. В этой связи я настоятельно рекомендую приобретать ножи наборами в количестве от трех штук.


Набор ножей для метания от компании SOG

Еще один немаловажный факт при выборе это субъективное удобство массогабаритных характеристик ножа лично для вас. Обязательно подержите в руках то, что вы собираетесь приобрести. Нож не должен ощущаться легким, но и не должен быть очень тяжелым. Попробуйте подержать его разными хватами, за клинок и за рукоять, на разных расстояниях от центра ножа. Если у вас возникло малейшее сомнение в удобстве, лучше поискать что-то другое.

Лично от себя добавлю толику субъективных эмоций от моего выбора. Лично мне, для метания ножа за рукоять на расстояние около семи шагов, наиболее удобны ножи для метания с клинком в форме лепестка — такие как на первом фото в этой статье. А вот для метания за клинок, на дистанцию около четырех шагов, я использую ножи с классическими формами клинка. В моем случае это именно такой набор от SOG, который вы видите на втором фото. При этом я не могу сказать, что не мог бы пользоваться одними и теми же ножами для обоих этих случаев, но использование разных ножей приводит меня к лучшим результатам.

Что, кроме ножей для метания, можно метать

Для меня как новичка этот вопрос вставал не раз и не два, и я решил посвятить ему небольшой раздел этой статьи.

Помимо ножей крайне увлекательно и довольно просто метать небольшие топоры . Ряд производителей из США, где традиция метания боевых топоров происходит еще со времен американских индейцев, выпускает довольно недорогие и очень приятные экземпляры топоров для этих целей. Метая топоры вы довольно быстро поймете, почему индейцы имели широкую традицию по метанию именно топоров, а не ножей.


Томагавк от фирмы SOG

Отдельным, непростым, но весьма увлекательным экспериментом является метание малой пехотной лопатки, более широко известной общественности, как саперная лопатка.

Здесь до того как начать метать настоятельно рекомендую убедиться, что у вас в руках не садовая лопатка из ближайшего магазина хозяйственных товаров, отличительной чертой которых является крепление лопаты к черенку «на одном гвозде». Такая лопата после пары бросков может погибнуть так и не поразив цель. Реальная военная МПЛ вполне пригодна для метания, но требует вдумчивого изучения.

Еще одной отличной и, главное, очень доступной альтернативой ножам для метания, являются гвозди. У меня есть собственный опыт их метания, который говорит о том, что наиболее удобными являются гвозди на 300 миллиметров. Их вес около 160 грамм, что уже вполне достаточно, что бы эффективно метать их даже с полным оборотом.

Мои ножи для метания


В этом видео представлены предметы, которые я постепенно приобретал для изучения метания ножей. Надеюсь, что данная статья поможет вам быстро и не ошибаясь приобрести именно те ножи для метания, которые подходят лично вам и приобщиться к этому увлекательному виду спорта.

«Твоя первая встреча с Ножом - это 12-13 лет. Нож Белочка. Игра в круг, первое метание. Метание в пол оборота и в оборот с подбором дистанции, попытки безоборотного метания нижним хватом. Надо сказать безуспешные, но очень веселые.

Дальше уже после окончания университета мелькает мысль «А не купить ли метательные ножи?», но мысль скорее мимолетная, чем осознанная. Через несколько лет мысль возвращается, ты уже знаешь с кем советоваться по покупке, но почему-то не советуешься, ты начинаешь смотреть ножи в интернет магазинах, но почему-то не покупаешь, начинаешь смотреть ролики, но сам не метаешь. Мысль становится стабильной, но не реализованной.

И вот в один прекрасный момент самый близкий человек делает подарок. Это квинтэссенция того, о чем ты думал так долго и к чему так мучительно не подходил. Это - первые метательные ножи. И время перевернулось. Оно катастрофически ускорилось. Стенд и площадка для метания ножа появляются в течении двух дней, вспоминаются все просмотренные ролики, и возникает какое-то волшебное абсолютно необъяснимое чувство - ощущение ножа, радость от втыка, необъяснимый эмоциональный подъем. Чувство стабильно! Ты метаешь почти каждый день, но чувство не уходит, не притупляется, оно обостряется.

После первого удовольствия, приходит понимание, что надо учиться и учиться надо серьезно. Просмотр сотен роликов, сопоставление разных авторов, создание первого плана тренировок, выбор метателей на которых хотелось бы ровняться. Начинается работа, настоящая работа. Стараешься что-то достичь, что-то получается, но потом все разваливается. Уходишь на дистанцию, возвращаешься к стенду. Все это напоминает волны. То взлет, то падение. Но ты видишь прогресс. Ты меняешь автора роликов, ты начинаешь проходить с нуля, то что проходил раньше и тебе постоянно хочется большего.

Но все это время ты один. Твое чувство, твой труд, твои переживания - это только твои чувства, труд и переживания. Ты сам в себе.

И вот однажды ты читаешь сообщение о семинарах. Учитель, о которым ты много читал, видео с которым много раз смотрел, но считал, что это не твой путь. Но надо ведь с чего-то начинать. Семинары в твоем городе. Есть занятия для новичков и есть для тех кто что-то умеет. Ты волнуешься, считаешь, что ничего не умеешь, но записываешься на семинар для продвинутых. Приходишь, видишь своего Учителя и понимаешь, что Стиль это именно твой путь. Все что говорится ложится в благодатную, подготовленную и сильно тоскующую по новому витку развития почву. Ты видишь, что метаешь не хуже, а иногда и лучше других. Складываются вещи, которые раньше не складывались. Стиль ложится в твою душу, так как будто он там всегда был и его просто взяли оттуда на время.

Дальше ты отрабатываешь все чему учили. Если пазл не сходится и возникают вопросы, то ты сам находишь ответы. И хоть мелькает мысль, что это могут быть не те ответы, тебя это не останавливает. Ты метаешь в Стиле. Ты знаешь чего ты хочешь. Или думаешь, что знаешь.

А дальше тебе приходит сообщение, которое меняет твою жизнь. Учитель создает чат со всеми своими учениками. Обучение с нуля, чему ты безусловно очень рад. Начинается работа. При этом, то что ты называл работой раньше оказывается была вовсе не работа, а развлечения. Занятия четыре-пять раз в неделю по часу-полтора. Четкие упражнения, смысл которых не очень понятен, постоянные видео-отчеты. Ты ждешь одобрение Учителя, сравниваешь себя с другими участниками чата, но не экспериментируешь и делаешь только то, что говорит Учитель. Стиль становится твоим единственным и безоговорочным способом метнуть нож. Волны как были так и остались. То ты на подъеме и летит так, что сам просто поражаешься, то все разваливается. Амплитуда волн не уменьшается, то все хорошо, то все плохо. Находясь на дне радуешься последующему взлету, находясь на гребне готовишься к падению.

Тренировки начинают влиять на твою жизнь в целом. Физика, психика и что-то уж совсем высокое и непонятное. Ты учишься расслабляться в сложных жизненных ситуациях, ты понимаешь, что надо контролировать и на чём надо концентрироваться чтобы выйти из эмоционального штопора в повседневной жизни. И в один момент приходит осознание, того что Стиль это не только про метание ножа, и даже не про то, что несёт за собой метание ножа. Стиль вообще не про метание. Он совсем про другое. Он про тело, душу, контроль, гармонию, баланс, просто про жизнь. Занимаясь, ты работаешь не над втыком ножа и не над попаданием ножа в цель. Ты работаешь над собой. И это понимание открывает ворота в совсем другой, неизвестный мир, полный интересных открытий.»

«Своё обучение метанию ножей я начал самостоятельно за несколько лет до знакомства с Наилем. За пару лет освоил оборотную технику метания. Особых задач перед собой не ставил, так как изначально было желание просто научиться метать и привести в порядок спину, так как метание ножа хорошо сказывается на мышцах спины и позвоночнике в целом. Со временем мастерство росло, меня увлекла техника метания ножей Кукри, которую практиковала народность Гурки, проживающая в Непале.

Как любой метатель, достигший определённого уровня, я задумался об участии в соревнованиях. Зашёл в интернет, просмотрел множество роликов, все они были схожи по своему содержанию, кроме одного, где Наиль демонстрировал безоборотную технику метания ножа, при этом он постоянно находился в движении, менял дистанции у гол атаки, то отходил то подходил к цели, при этом все ножи летели точно в цель. Со стороны казалось, как будто ему вообще нет дела до того втыкается нож или нет, он был как бы самом процессе. Такая с одной стороны отрешённость, с другой - предельная концентрация на движениях сразу вызвала у меня интерес. Во первых, мне понравилась динамика процесса, когда нет ограничений в расстоянии до цели, во вторых расслабленность и лёгкость, с которыми Наиль метал ножи. Как это так получается, что профессиональные спортсмены стоят на месте и не всегда попадают в 20 сантиметровую область, а тут человек постоянно перемещается в пространстве при этом не теряет ни в скорости схождения ножа, ни в кучности, ни в балансе тела.

Я позвонил Наилю, договорился на следующий день начать обучение. Мне очень повезло, что на тот момент я был фактически единственный студент, остальные посетители клубы были уже продвинутые НоуСпинеры «метатели безоборотным стилем», по этому Наиль уделял мне максимум учебного времени.

На первом же занятии, стало понятно, что все мои навыки в оборотном метании можно смело забыть, и начать обучение снова. К слову сказать, я действительно научился метать безоборота меньше чем за час, как и обещал Наиль и счастью моему не было предела, но пакет теоретических знаний, которые мне дал за время занятия Наиль, скорее мешали чем помогали. Вот же я метаю, нож втыкается, зачем мне расслаблять тело, зачем мне контролировать точку схода ножа, зачем мне трясти телом перед серией бросков, если и так всё работает. Вот они 2 метра, вот уже три….. кажется еще 2-3 занятия и можно будет смело идти на соревнования.

Но банальная смена формы ножа показала на сколько я заблуждался. Наиль дал мне нож, который можно было метнуть только следуя его рекомендациям. Нож имел 1,5 сантиметровый хвостовик выполненный в виде небольшого крюка, который цеплялся за нижнюю часть кисти и его было просто не удобно метать ни с метра, ни с 2 вообще никак. Тогда то и стало понятно, что нужно хотя бы постараться понять суть теоретических знаний, которые дал Наиль. На это у меня было пару дней. У меня не укладывалось в голове как можно держать во внимании сразу несколько моментов - точку схода ножа, хват ножа, следить чтобы рука была расслаблена, а кисть в определённых местах напряжена, как мне расслабить тело при этом ощущать как у меня напрягаются и скручиваются поясничные мышцы, как со всем этим букетом не думать о том, что нож воткнётся, а довериться своему телу?! И вообще как доверять телу, если оно на следующий день болит в таких неожиданных местах, как будто ты не ножи метал а занимался весь день становой тягой.

Следующие несколько занятий заложили фундамент дальнейшему развитию моих навыков.

Большую часть времени я просто совершал броски, а Наиль спрашивал меня почему тот или иной бросок был нерезультативный. По началу это вводило в ступор, как понять, что я делаю не так. В очередной неудачный раз мне был задан такой вопрос - «ты сейчас о чём думаешь - о пальце? о стойке? о положении ножа?», пока я пытался определить о чём я думаю, тут же услышал следующую фразу - «теперь не думай, выкинь вcё из головы, весь мусор, просто подойди ближе к стенду, и вытряхни нож из руки как будто это градусник и ты обнуляешь его столбик». При этом Наиль подошёл ко стенду в плотную встал спиной к нему и сказал - «давай, не думай, просто стряхни». К «Бразильской системе» я был вообще не готов, но мозг от нестандартности ситуации и в правду затих, нож вылетел из руки и воткнулся. Тишину нарушила очередная реплика - «давай еще раз, не думай, просто встряхни нож», 2-я попытка оказалась не менее результативной. После третей попытки, Наиль попросил меня объяснить почему сейчас получилось, а до этого десятки раз не получалось. Ответ напрашивался сам собой, в тот момент, я не думал не пытался принимать решения, просто расслабился и следовал указаниям учителя.

Расслабление и доверие телу.

Мы привыкли к тому, что любое действие требует усилия. И чем тяжелей передвигаемый предмет, тем усилий нужно прикладывать больше. Техника, которую даёт Наиль в корне отличается от большинства известных техник метания. Когда меня Наиль попросил на одной из тренировок сделать всё то же самое, что я делаю обычно (стойка, плечи, замах), но медленно и резко вытряхнуть нож, первые разы я не смог воткнуть ни разу. У меня просто в голове не укладывалось как можно расслабленным метнуть нож. Но когда я пришёл домой и начал анализировать работу своего тела, то обнаружил для себя, что многие участки спины просто зажаты, и не могут расслабиться, и тянуть за собой остальное тело. Данную проблему мне помогли решить практики Йоги и медитаций, а так же упражнения, которые мне поручил делать Наиль.

С расслаблением мышц тело стало само выполнять нужные движения, нужно было только сконцентрироваться на определённых участках, и нож сам вырывался из руки, стоило только всё правильно сделать.

Когда я рассказал о своих ощущениях Наилю и схожесть упражнений и йоговскими практиками, он ответил, что у него даже есть курс - метание для релаксации.

И в правду схожесть есть, например, я заметил такую особенность, когда ты сконцентрирован, мыслительный поток резко сокращается, образуется пустотность, осознанность, можно по разному это называть, состояние при котором вы погружены в процесс, вы являетесь процессом, мгновением в котором происходит процесс. В этом состоянии вы очень чётко контролируете свои действия и движения. Несколько раз за тренировку я ловил такие моменты и именно тогда ножи заходили особенно легко и очень глубоко. Но естественно, получив кучу эмоций от результативного броска тут же растерял состояние, попытавшись повторить успех.

И каждый раз когда мне не удавалось повторить я слышал один и тот же вопрос от Наиля: «что сейчас ты сделал не так» - мне каждый раз приходилось анализировать свои движения, и исправлять ошибки. Но это не всегда помогало. Наиль не зря спрашивал меня почему я так делаю, каждый раз я давал разные ответ, то я забыл тут зажать, то забыл здесь расслабить, тут напрягся, там задумался….. ответ был на поверхности - всё это время я думал о чём угодно, кроме как о том на сколько я расслаблен и слушаю себя и контролирую свои движения.

Я не раз замечал за собой, что добившись определённого результата, хочется больше. Метнул кучно на 3-х метрах, надо отойти я же такой продвинутый уже. О! у меня и с 5 не плохо получается….может еще отойти. Все эти действия порождают активность ума, и следовательно череду неосознанных действий, приводящих к допущению многих ошибок, как в плане техники метания, так и на физическом уровне.

«За каким результатом ты гонишься?» спросил меня Наиль через какое-то время. Соревнования? Научиться просто метать? или осознанно?

Что значить осознанное метание? спросил я.

«Осознанное - это когда ты не задумываешься о силе броска, о расстояние, о том попадёшь ты или не попадёшь. Ты просто знаешь, что правильно совершив определённые действия, нож воткнётся туда куда тебе нужно».

Да хочу так, ответил я.

«Тогда бери ножи и твоя дистанция на сегодня 2 метра, получи удовольствие от этой дистанции сначала. Добейся хотя бы 90% результативности не задумываясь, и делай всё медленно».

В близкой дистанции есть действительно много преимуществ.

Во первых вы не напрягаетесь!!! (вспоминаем про расслабление)

Во вторых - можно отрабатывать точность не в ущерб расслабленности

В третих - можно прочувствовать нож на кончике указательного пальца.

С того момента, по совету учителя, я начинал каждую тренировку с минимальной дистанции 1 метр. Бывали случаи, когда я подходил еще ближе к стенду, чтобы прочувствовать сход ножа на коротких или сверхкоротких дистанциях.

Хорошо - это хорошо! Плохо - тоже хорошо!

Я думаю каждый из тех, кто начинал заниматься метанием ножа, рано или поздно начинал оценивать качество своих тренировок. Сюда можно отнести прежде всего результативность метания. Много раз попал в цель - хорошо, кучно все ножи пошли - тоже хорошо. А когда ножи падают и не втыкаются - это плохо. Вроде очевидный факт?!

Однако все не так однозначно. Почему в один день всё ножи летят как будто сами и хорошо втыкаются, а в другой день ну вообще не идут?

Как мне объяснил Наиль - это связанно с тем, что моё внимание было не в моих движениях, дыхании, расслаблении, ощущении ножа, а в том воткнётся нож или нет. Обычное заучивание определённых движений в данном случае не работает.

Если делать упражнение правильно, а именно перед броском мысленно отслеживать всю механику броска, от ног до плечей, и при этом перенести своё внимание с факта втыкания ножа, на ощущение тела, его движений и главное на сколько слаженно все это работает, тогда даже если нож не воткнулся или упал, вы в первую очередь отслеживаете свои действия.

Отследил - понял свою ошибку - это уже результат.

Не получается метать на 5 метрах, не страшно - можно подойти ближе, к примеру на 3 метра и на этой дистанции добиться 100% попадания. Нет ничего зазорного в том, чтобы уменьшить дистанцию, куда важнее на выбранной дистанции максимально прочувствовать бросок, привыкнуть к движениям тела и ощущениям.

Даже если это кажется просто, попробуйте делать всё тоже самое, но стоя на одной ноге. Или стоя 2-мя ногами но на полене. Держать равновесие и одновременно результативно метать с того же расстояния сразу не получится. Это простое упражнение вносит новое качество в тренировку, теперь нужно еще и держать внимание на балансе.

Наше внимание работает как мышцы, чем чаще мы его качаем, тем выше становится осознанность в наших действиях. Прибавление дополнительного объекта внимания даёт нам возможность в будущем предыдущий опыт реализовывать с большей лёгкостью, мы не задумываемся уже как нам закинуть руку, или какую стойку принять, всё происходит само собой.

Со временем появляется некоторая уверенность в себе, ты уже можешь отходить от цели, подходить к ней, совершать бросок ножа в движении, сидя, лёжа - тело само подстраивается под нужный импульс.

Примерно с этого момента я начал получать удовольствие в метании на любой дистанции. Сегодня не сложился день, не идут ножи с дальнего расстояния - отлично, буду на 3х метрах ходить и метать, наблюдать за точностью броска, отрабатывать баланс тела на одной ноге или любые другие упражнения, букетом которых, меня щедро одарил Наиль.

Таким образом любая тренировка приносит свои положительные плоды. Ум больше не хочет «больше выше сильнее» вы успокаиваетесь и просто делаете, то, что хорошо получается.

Мне нравится тезис Наиля о том, что метание - это больше чем спорт, это философия. Определённая форма практики, постигая элементы которой, ты меняешь себя. На физическом плане - это конечно ощущение своего тела, на уровне психики - это расслабление и самоконтроль. В сумме всё это отражается и в быту, многие вещи даются проще, появляется уверенность, что я могу реализовать многие сложные задачи, которые раньше мне казались неосуществимыми.

Благодаря навыкам, полученным от Наиля, я осваиваю и другие способы и методы метания, например метание обратным хватом. Принципы, заложенные Наилем, позволяют за достаточно короткое время не только усваивать новый материал, но достаточно быстро добиваться результатов.»

"Стиль Ахмаду, в моем понимании - это не только безоборотное метание ножа. Стиль Ахмаду, больше, чем просто процесс - это путешествие, стремление построить себя. Мысли, отношения, эмоции, самоконтроль, страсть и терпение - всё это начинает осознаваться во время обучения.

На момент начала отработки этой техники, метателю нужно изменить мышление, метание ножа на 80% психологический процесс и только на 20% физический. Чем больше вы хотите воткнуть нож, тем более хаотичнее нож летит.

В стиле Ахмаду всё противоречит привычкам. В повседневной жизни приходиться разжимать пальцы, чтоб освободится от предметов, а в технике Ахмаду, студенты должны уметь делать сход ножа из сжатых пальцев. Одним из ключевых в этой технике является то, что вы должны расслабиться... ваш ум расслабиться и ваше тело также расслабиться, тогда вы сможете контролировать свой ум и свое тело.

Обучение проходит этап за этапом, тогда это лишь вопрос времени. Нужно развивать способность - преодоление разочарования - это очень важно.

После начала обучения, с освоением некоторых этапов техники Ахмаду, следующим препятствием будет чувство удовлетворения, или уверенность в избытке уже освоенного.

Даже обладая ножом инструктора школы Ахмаду, я нахожусь в начале пути, вижу как развиваться дальше. Полученное звание инструктора Школы Ахмаду - это всего лишь знак о понимании основных правил и основного принципа метания ножа в стиле Ахмаду, это то что помогает обучить основам техники других студентов. Это не конец путешествия. Еще есть лестница, которую нужно пройти, и есть глубина для погружения. Достижениям нет конца и они различные. По моему мнению, стиль Ахмаду - это физическая активность, которая может стать путем саморазвития любого студента. Цель этой техники не просто научить воткнуть нож, а формирование самости, делать людей добрее и научить использовать свой потенциал."

«Лично для меня стиль Ахмаду - это больше даже сам Наиль и его подход к жизни, его мировоззрение, чем движения тела и мысли при метании ножа. Мне очень повезло учиться лично у создателя стиля. Поэтому я не могу представить, как бы выглядел этот стиль отдельно от Мастера. Я горжусь своим дипломом и тем, что получил почетное звание Инструктора школы боевых искусств.
Во-первых, я нашел применение своей страсти к ножам. Простое коллекционирование или собирательство перестало быть интересным, я стал интересоваться историей и философией боевых искусств.
Во-вторых, я нашел много единомышленников. Как ни странно, через метание ножа я научился контролировать взрыв эмоций. Я научился сбрасывать напряжение мышц. В течение дня замечаю, что какие-то мышцы слишком забиты и моментально их привожу в порядок только подумав про это или обратив на это внимание. Стал немного разбираться со своей "кукушкой" (работой мозга). Например, стал контролировать напряжение запястья при работе с компьютерной мышкой и электронным пером, чтобы избежать профессиональных заболеваний суставов.
Даже в "дизайне" я перерос агрессивную подачу материала и пришел к неагрессивному стилю.
Занимаясь метанием ножа, я сконструировал несколько ножен, облегчающих хранение, транспортировку и пользование метательными ножами. Так же я сконструировал свою модель метательного ножа, которую одобрил Мастер, так же научился кастомизировать и точить ножи, обрабатывать сталь, что немаловажно для домашнего хозяйства.»

"Обучение в стиле Ахмаду это не просто втыкание железяки в деревяшку. В углубленном изучении стиля мне больше нравиться работать над своей психикой, сознанием, как говорит Наиль - «кукушкой». От психического состояния зависит 90% результата. Увеличение дистанции метания полностью зависит от психики. Для метания в стиле Ахмаду нужно войти в так называемое состояние нуля, не отвлекаться на раздражители из вне и внутри себя, от этого так же зависит точность и стабильность втыков ножа. Во время обучения нужно постоянно концентрировать внимание, контролировать свои действия, сдерживать едва уловимые желания, анализировать каждый бросок и работать над ошибками. Тренировка обеих рук очень важна для того чтоб мышцы тела развивались симметрично. Интересна работа над сложно-координационными действиями, кажется что это невозможно, но благодаря специальным упражнениям становится достижимым. Укрепились и растянулись мышцы, моё тело стало намного гибче. Мне нравиться что есть много упражнений, которые я могу выполнять без ножа, не находясь в спортзале и не привлекая внимания окружающих, это даёт мне возможность больше времени уделять своему увлечению.

"Метание ножа в стиле Ахмаду - это искусство, стиль метания номер 1 в мире, красивый, яркий.

Метать нож в стиле невозможно научиться в одночасье, проверено на себе, важна последовательность. Это сочетание ума и тела, умение управлять своим состоянием, умение контролировать эмоции, умение вовремя расслабить или напрячь ту или иную мышцу для того что бы пазл сложился и нож выстрелил как пуля из ствола пистолета.

Очень много психических моментов с которыми надо работать, например уход на дистанцию, нож перестаёт втыкаться когда ты отходишь буквально на несколько сантиметров назад. Заставляешь себя анализировать, и только с помощью профессионального наставника ты сможешь за короткий срок овладеть этой техникой.

Ты находишься здесь и сейчас, в осознанном состоянии.

Это особый навык, с одной стороны, а с другой стороны, научиться метать нож может каждый.

Метание ножа в стиле Ахмаду требует постоянной концентрации внимания.

Безусловно духовная составляющая, я стал практиковать медитацию, хотя меня этому никто не учил, моё тело, мозг к этому адаптировалось, порой сам удивляюсь, в течении дня уединяюсь, расслабляюсь думая о метании ножа.

Прежде всего любовь, бывает такое что с ножом и днём и ночью не расстаёшься.

Метание ножа успокаивает, а в сочетании с природой, ты просто воссоединяешься, ловишь кайф, и это наверно только можно сравнить когда ты с любимой женщиной, ты весь в процессе.

Если говорить что метание мне дало в физической составляющей, так это гибкость тела, лёгкость.

Ещё я нашёл подтверждение тому что существует связь ученика и учителя. Важно уметь слышать, следовать системе.

Будешь изобретать велосипед, увы, будешь идти долгим и мучительным путём."