Методы и способы переработки мусора (ТКО). Обращение с ТКО: что это в квитанции. Твердые коммунальные отходы

Опубликовано: 06 июля 2016

В нашем мире, благодаря тому, что численность населения постоянно увеличивается, потребление ресурсов также неуклонно растет. А потребление восстанавливаемых ресурсов и невосстанавливаемых ресурсов сопровождается увеличением количества отходов. Мусорные свалки, загрязнение водоемов – это все то, к чему приводит жизнедеятельность человека.

Методы и способы переработки мусора (ТКО)

И логично, что без применения инновационных способов мусоропереработки, существует большая вероятность превращения планеты в одну громадную свалку. И неудивительно, что ученые постоянно придумывают и внедряют на практике новые способы переработки ТКО. Какие же методики применяются сегодня?

1. Захоронение отходов на полигонах.

Сюда относятся:

  • Сортировка мусора
  • Земляная засыпка

2. Естественные методы разложения ТКО.

Сюда относятся:

  • Компостирование

3. Термическая переработка ТКО.

Сюда относятся:

Захоронение мусора

Захоронение на полигонах сегодня является наиболее распространенным в мире способом утилизации отходов. Данный метод применяется к несгораемым отходам и к таким отходам, которые в процессе горения выделяют токсичные вещества.

Полигон отходов (ТКО) не является обычной свалкой. Современные полигоны для утилизации- это сложные инженерные сооружения, оснащенные системами борьбы с загрязнениями подземных вод и атмосферного воздуха. Некоторые полигоны умеют перерабатывать газ, образующийся в процессе гниения отходов газ в электроэнергию и тепло. К сожалению, сегодня это в большей степени относится к европейским странам, поскольку в России очень малый процент полигонов соответствует данным характеристикам.

Главный минус традиционного захоронения отходов заключается в том, что даже при использовании многочисленных систем очистки и фильтров этот вид утилизации не дает возможности полностью избавиться от таких негативных эффектов разложения отходов как гниение и ферментация, которые загрязняют воздух и воду. Поэтому, хотя относительно других способов утилизации, захоронение ТБО стоит достаточно дешево, экологи рекомендуют перерабатывать отходы, сводя к минимуму тем самым риски загрязнения окружающей среды.

Компостирование мусора

Компостирование представляет собой технологию переработки отходов, которая основана на их естественном биоразложении. По этой причине компостирование широко применяется для переработки отходов имеющих органическое происхождение. Сегодня существуют технологии компостирования как пищевых отходов, так и неразделенного потока ТКО.

В нашей стране компостирование не получило достаточно широкого распространения, и обычно оно применяется населением в индивидуальных домах либо на садовых участках. Однако процесс компостирования также может быть централизован и осуществляться на специальных площадках, представляющих собой завод по переработке (ТКО) мусора органического происхождения. Конечным продуктом данного процесса является компост, которому можно найти различные применения в сельском хозяйстве.

Термическая переработка мусора (ТКО)

Поскольку бытовые отходы содержат достаточно высокий процент органической фракции, для переработки ТКО довольно часто применяют термические методы. Термическая переработка мусора (ТКО) представляет собой совокупность процессов теплового воздействия на отходы, необходимых для уменьшения их объема и массы, обезвреживания, и получения энергоносителей и инертных материалов (с возможностью утилизации).

Важными преимуществами современных методов термической переработки являются:

  • эффективное обезвреживание отходов (полное уничтожение патогенной микрофлоры).
  • снижение объема отходов до 10 раз.
  • использование энергетического потенциала органических отходов.

Из всего многообразия, которым могут похвастаться методы переработки ТКО, наиболее распространено сжигание. Основными преимуществами сжигания являются:

  • высокий уровень апробированности технологий
  • серийно выпускаемое оборудование.
  • продолжительный гарантийный срок эксплуатации
  • высокий уровень автоматизации.

Основной тенденция развития мусоросжигания является переход от прямого сжигания отходов к оптимизированному сжиганию полученной из ТКО топливной фракции и плавный переход от сжигания как процесса ликвидации мусору к сжиганию как процессу, который обеспечивает дополнительное получение электрической и тепловой энергии. И наиболее перспективно сегодня применение плазменных технологий, благодаря которым обеспечивается температура выше, чем температуры плавления шлака, что дает возможность получить на выходе безвредный остеклованный продукт и полезную энергию.

Плазменная переработка мусора (ТКО)

Плазменная переработка мусора (ТКО), по существу, представляет собой не что иное как процедуру газификации мусора. Технологическая схема данного способа предполагает собой получение из биологической составляющей отходов газа с целью применения его для получения пара и электроэнергии. Составной частью процесса плазменной переработки являются твердые продукты в виде непиролизуемых остатков или шлака.

Явным преимуществом высокотемпературного пиролиза является то, что данная методика дает возможность экологически чисто и относительно просто с технической стороны перерабатывать и уничтожать самые различные бытовые отходы без необходимости их предварительной подготовки, т.е. сушки, сортировки и т.д. И само собой, использование данной методики сегодня более выгодно с экономической точки зрения, чем применение других, более устаревших методик.

К тому же, при использовании данной технологии получаемый на выходе шлак является совершенно безопасным продуктом, и он может быть использован впоследствии для самых различных целей.

Введение

В процессе производства образуется большое количество отходов, которые при соответствующей обработке могут быть вновь использованы как сырье для производства промышленной продукции. В будущем большая доля потребностей в сырье будет восполняться продуктами переработки отходов промышленного производства.

Все, виды промышленных отходов делятся на твердые и жидкие. К твердым отходам относятся отходы металлов, дерева, пластмасс и других материалов, пыли минерального и органического происхождения от очистных сооружений в системах очистки газовых выбросов промышленных предприятий, а также промышленный мусор, состоящий из различных органических и минеральных веществ: резины, бумаги, тканей, пескi1 ,шлака и т. п. К жидким отходам относятся осадки сточных вод после их обработки, а также шламы пылей минерального и органического происхождения в системах мокрой очистки газов.

Для полного использования отходов в качестве вторичного сырья разработана их промышленная классификация.

Разработка мероприятий по обезвреживанию и переработке неутилизируемых промышленных отходов привела к необходимости дополнительной классификации их по гигиеническому и технологическому принципам. Классификация по гигиеническому принципу подразделяет промышленные отходы на 6 категорий, которые приведены в таблице 1.

Критерием определения целесообразности переработки отходов в местах их образования является количество и степень использования отходов в производстве. При термической обработке отходов пластмасс расходуется большое количество кислорода и выделяется много высокотоксичных продуктов (углеводороды, хлористый водород и др.).


Таблица 1- Классификация отходов

Наиболее рациональным методом ликвидации пластмассовых отходов служит высокомолекулярный нагрев без доступа воздуха (пиролиз).

Основными направлениями ликвидации и переработки твердых промышленных отходов (кроме металлоотходов) являются вывоз и захоронение на полигонах, сжигание, складирование и хранение на территории промышленного предприятия до появления новой технологии переработки их в полезные продукты (сырье).


1. Переработка твердых промышленных отходов

Обработку целесообразно проводить в местах образования отходов, что сокращает затраты на погрузочно-разгрузочные работы, снижает безвозвратные потери при их перевалке и транспортировке и высвобождает транспортные средства. На большинстве химических предприятий отходы входят в состав промышленного мусора предприятий, при этом разделение мусора на отдельные его компоненты оказывается экономически нецелесообразным. В настоящее время разработаны и внедрены в промышленном масштабе технологии обработки, утилизации и ликвидации промышленного мусора. Качественный и количественный состав промышленного мусора любого предприятия примерно стабилен в течение года, поэтому технология переработки мусора разрабатывается применительно к конкретному предприятию и определяется составом и количеством промышленного мусора, образующегося на территории.

Например, в Запорожье разработана система переработки промышленного мусора в строительные материалы и комбинированные удобрения. Зола становится основным материалом для изготовления искусственного гравия, из которого создаются стеновые панели и несущие конструкции жилых и производственных зданий.

В ФРГ разработан способ безотходной переработки отходов в электродуговой печи. При высокой температуре (1500-1700С) в печи минеральная часть (силикаты и металл) плавится и разделяется на металл и шлак. В результате переработки 1 т отходов образуется около 140 кг феррометалла.

Переработку твердых бытовых и промышленных отходов в Москве, Санкт-Петербурге и Ереване производят на специальных заводах. В промышленной зоне Бирюлево (Москва) работает завод для сжигания более 2 млн. м 3 в год твердых отходов. В Санкт-Петербурге работает завод по обезвреживанию и переработке 400 тыс. м 3 в год твердых отходов, который вырабатывает в год тыс. т сельскохозяйственного компоста широко используемого в теплицах.

Захоронение отходов - должно проводиться в специально отведенных местах по согласованию с органами государственного санитарного надзора. Пункт захоронения отходов необходимо располагать на незатопляемой территории с низким уровнем грунтовых вод, с наличием водоупорного глинистого слоя. Расстояние от места захоронения отходов до населенных мест и открытых водоемов рыбохозяйственного назначения устанавливается в каждом конкретном случае по согласованию с органами государственного санитарного надзора.


2. Переработка твердых коммунальных отходов

В настоящее время весь мир и, в частности, наша страна находится в стадии стремительного роста городов. Применительно к России урбанизация проходит на фоне значительного расслоения населения и массовой миграции сельского населения в крупные города. Рост населения городов сопровождается резким увеличением количества бытовых отходов. Стабилизация экономической ситуации в стране также ведет к росту потребления и соответственно увеличению количества твердых коммунальных отходов (ТКО). Таким образом, всегда существовавшая проблема ТКО становится сегодня еще более актуальной. Основным способом переработки ТКО является биотехнологические процессы и сжигание. К сожалению, отсутствие достаточного количества современных биотехнологических производств приводит к тому, что основная масса отходов захоранивается на полигонах или сжигается. Сгорание органической части утверждениям сторонников метода, не сокращает, а увеличивает их массу (на 1 кг углерода расходуется более 2,5 кг кислорода) и переводит в газообразное состояние; при этом образуется токсичная и супертоксичные диоксины. Происходит потеря органических веществ, которые можно переработать в удобрения и использовать для озеленения и сельского хозяйства. Очевидно, что самым экологически и экономически перспективным является биотехнологический способ переработки, при котором обеззараживание ТКО происходит без затрат энергоносителей (за счет активности термофильных микроорганизмов), а органические компоненты перерабатываются в компост.

2.1 Материалы и методы переработки ТКО

Эксперименты проводились на базе предприятия «Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов» (ОЗ МПВО) с использованием штатного оборудования. Для приготовления и внесения в ТКО растворов питательных веществ была разработана и изготовлена специальная установка. Измерения температуры ТКО в биобарабана проводили пирометром с учетом поправки (корректировалась раз в смену), температуру компоста в буртах на глубине 0,5 м - максимальным термометром, физико-химические параметры компоста - по стандартным методикам.

Если рассмотреть процесс механизированного компостирования с точки зрения кинетики роста микроорганизмов, то становится ясным, что при компостировании отходов - периодическом культивировании микроорганизмов, содержащихся в исходных ТКО - питательной средой выступает органическая часть отходов.

Обычно все 4 фазы протекают в одном реакторе. На заводе МПВО эти стадии разделены. Лаг-фаза и фаза экспоненциального роста, а также часть стационарной фазы протекает в биобарабане. По сути дела лаг-фаза и фаза экспоненциального роста - это выход процесса на температурный режим, а собственно санация ТКО протекает в начале стационарной фазы. Разумеется, это относится лишь к доминирующей на конечном этапе биотермической санации, целевой группе микроорганизмов - термофилам. Микроорганизмы мезофильной группы, которые доминируют на начальном этапе, обеспечивают разогрев массы ТКО до температур, когда в дело вступают термофилы, в дальнейшем и гибнут в биобарабане. Роль мезофиллов и скорость выхода процесса на температурный режим различны в зависимости от исходной температуры ТКО. В плане отметить, что мезофиллы не успевают перейти в стационарную фазу роста - при повышении температуры они сразу переходят в фазу лизиса. Численность микроорганизмов сильно зависит от условий в биореакторе, которые неодинаковы по его длине. В таблице 2 приведено количество микроорганизмов в различных участках биореактора.


Таблица 2


В условиях резкого снижения интенсивности перемешивания и аэрации микроорганизмы продолжают разрушать остаточные органические субстраты и поддерживать температуру компоста. Эта стадия называется «дозревание». По мере исчерпания запасов веществ микроорганизмы переходят в фазу лизиса, что сопровождается остыванием компоста. Процесс продолжается от 8 месяцев до 1,5 лет. В течение этого времени завершаются процессы разложения органических веществ, происходит падение температуры до 30 0 С и ниже. Микробное число снижается с 9*10 10 до 4*10 7 , рН стабилизируется на уровне 8,13-8,17. По завершении стадии дозревания количество микроорганизмов падает и стабилизируется к моменту остывания компоста на уровне 10 7 , в соответствии с таблице 3

Таблица 3 – Изменение микробиологических показателей компоста при дозревании в штабелях

Ввиду многообразия микроорганизмов на начальном этапе процесса и смене микробных сообществ по мере его протекания некорректно использовать содержание микроорганизмов того или иного вида (или ОМЧ) в качестве параметра, по которому можно судить о кинетике процесса. Более универсальным параметром, отражающим интенсивность протекания микробиологических процессов, является температура компостируемого субстрата. График ее изменения повторяет, разумеется, с некоторым временным сдвигом, кривую роста микроорганизмов. Поэтому в качестве основного контрольного параметра мы использовали температуру компоста.

Мусор - темная сторона жизнедеятельности человека. Для нас утилизация бытовых отходов заканчивается выбросом его в пластиковый контейнер, который стоит возле дома. Редко кто задумывается о том, что происходит с ним дальше. Сегодня мы попробуем разобраться в этом. Ответить на вопрос что такое твердые коммунальные отходы (ТКО), куда он вывозится и как перерабатывается.

Понятие ТКО

Под твердыми коммунальными отходами (ТКО) подразумевается бытовой мусор, образованный в местах проживания людей. Сюда входит как городские многоэтажные и так частные дома. Помимо этого, ТКО включает в себя отходы от деятельности разного рода компании и фирм. При условии если этот мусор по своему составу схож с мусором от жилых кварталов.

Существует несколько видов отходов, которые входят в понятие ТКО.

Что относят к ТКО

  • Дерево. Это старая мебель и фурнитура. Также эта группа включается в себя мусор на основе целлюлозы: бумага, некоторые виды тканей и прочее;
  • Продукты переработки нефти. Это разного рода масла, которые имеет в своем составе тот или иной процент углеводородов;
  • Биологические отходы. Сюда относятся остатки продуктов питания, кожаные изделия и прочие мусор, в основе которого лежат органические соединения;
  • Синтетические отходы. Это всевозможные разновидности полимеров: пластики, полиэтиленовые пакеты и другие компоненты, полученные методом химического синтеза.

ТКО не включает в свое понятие опасные виды отходов. Те, которые способны нанести значительный вред здоровью человека и экологической безопасности окружающей среды: радиационный мусор, отходы химически и биологически активных веществ.

Изменение в законе от 29.12.2014 №458

Конец 2014 года ознаменовался чередой коренных изменений в законе об отходах производства и их потребления. Были введены новые пункты и понятия, которые полностью поменяли правила вывозки, утилизации и переработки отходов. Рассмотрим наиболее существенные из них:

  • Собственно, введение термина твердые коммунальные отходы. До этого использовалась более широкая формулировка твердые бытовые отходы или сокращенно ТБО. Понятие ТБО используется до сих пор и включает в себя, помимо мусора от жилых домов, отходы, которые образуют после себя производственные предприятия и компании;
  • Появление "регионального оператора" - частная организация, которая производит непосредственное удаление твердых коммунальных отходов с территории жилых домов. Под этим понимается вывоз, транспортировка до места утилизации и переработка мусора. Происходит этот процесс на основе договора с собственниками жилых домов. Время заключения контракта при этом должна быть не менее 10 лет. Раньше все вышеописанные обязанности возлагались на управляющих жилых комплексов, что оказалось не эффективным в силу отсутствия их материальной заинтересованности в этом;
  • Изменение порядка оплаты за предоставляемые виды услуг. Были установлены нормативы накопления ТКО- количество мусора, которые образуется за единицу времени, исходя из потребностей одного человека. Согласно этим нормативам были разработаны тарифы, по которым производят расчет стоимости услуг на вывоз твердых коммунальных отходов. Стоит отметить, раньше установлением цен на вывоз мусора занимались управляющие компании. Исходили они как правило только из общей площади территории;
  • После изменения закона собственник жилого помещения обязан заключать договор с региональным оператором и обеспечивать планомерный вывоз ТКО со своей территории.

Утилизация

После заполнения контейнеров для мусора, региональный оператор вывозит их в места, где происходит непосредственная утилизация ТКО. Под утилизацией следует понимать процесс уменьшения вредного воздействия отходов на окружающую среду. Существует 3 наиболее востребованных метода:

  • Захоронение;
  • Сжигание;
  • Компостирование.

Разберем теперь плюсы и минусы каждого способа более подробно.

Захоронение

Представляет собой складирование ТКО на специально выделенной для этого территорий. Мусорные свалки, которые располагаются за чертой практически каждого города, - наглядный тому пример. При захоронении вырывается яма, глубина которого зависит от объема, поставляемого ТКО. Непосредственно в ней складируют, а в дальнейшем зарывают мусор слоем земли.

Среди главных преимуществ такого способа является его дешевизна. Именно этот фактор привлекает региональных представителей все больше и больше обращаться к этому способу утилизации. Но есть здесь и минусы. И они существенны.

Свалки наносят значительный вред экологи окружающей территории. Почва отравляется вредными веществами, которые выделяет ТКО, так, что впоследствии она неспособна к зарождению той или иной растительности. Разлагаясь, мусор образует ядовитые газы, которые способные распространяться на десятки километров от места складирования ТКО. По этой причине мусорки не должны располагаться вблизи водоемов, лечебных учреждений и мест проживания людей.

Сжигание

Такая утилизация относится к более совершенным способам утилизации по сравнению с захоронением. ТКО здесь сгорая превращается в золу, которая по своим объемам существенно уступает первоначальным размерам мусора. Все это позволят снизить в несколько раз территорию складирования мусора. К тому же тепло, которое образуется в результате сгорания, можно использовать для производственных нужд или в качестве отопления для жилых домов и помещений.

Недостатком сжигания ТКО является повышенная токсичность. Газы, выделяющиеся в результате горения пластмассы, смертельно опасны как для человека, так и природы. Для уменьшения их отрицательного эффекта необходимо использовать дожигающие печи, обладающие современными системами очистки. Это делает данный способ менее привлекательным с финансовой точки зрения для предпринимателей и фирм, которые занимаются утилизацией твердых коммунальных отходов.

Компостирование

Это утилизация ТКО происходит за счет воздействия на него живых микроорганизмов. Особенностью данного способа в том, что ему способен подвергаться только органический мусор. Причем для разного вида бытового мусора подходят определенные виды бактерий. По этой причине мусор, которые отправляется на компостирование, необходимо предварительно разделять на категории.

Плюсы такого способа - это простота, эффективность и, что немало важно, низкие финансовые затраты на его проведение. К тому же, полученный компост из мусора может подвергаться вторичному использованию. Они являются качественным удобрением и широко востребованы в сельском хозяйстве.

Переработка

Это восстановление полезных свойств мусора, которое делает его пригодным для использования в производственной деятельности. Она позволяет существенно сэкономить природные ресурсы, с одной стороны, с другой существенно сокращает территории свалок, а, следовательно, и улучшает экологию окружающей среды.

Не все виды ТКО поддаются переработке. Связано это с особенностями химической структуры разного видов отходов. Ниже приведем типы ТКО, которые перерабатываются в современных промышленных условиях:

  • Древесина;
  • Макулатура;
  • Стекло;
  • Отходы металлов.

Итого, должное отношение к проблеме утилизации мусора, позволяет значительно снизить факторы загрязнения ТКО. Если же развивать технологии его переработки, то вообще можно остаться даже в плюсе. Все, как и в большинстве случаев зависит от нашего желания не думать о сию минутной выгоде и смотреть на несколько шагов вперед.

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

2. Утвердить прилагаемую форму типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

3. Подпункт "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 35, ст. 4037) дополнить словами ", транспортирования твердых коммунальных отходов".

Правила
обращения с твердыми коммунальными отходами

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).

2. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:

"бункер" - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;

"вывоз твердых коммунальных отходов" - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест их накопления и сбора до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

"контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

"контейнерная площадка" - место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;

"крупногабаритные отходы" - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;

"мусоровоз" - транспортное средство категории N, используемое для перевозки твердых коммунальных отходов;

"потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

3. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

4. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет cбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641".

6. Региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.

7. В случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.

8. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается на срок, не превышающий срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

II. Порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов

9. Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

10. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

11. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

12. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

13. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

14. Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

К транспортированию в рамках данных Правил запрещаются опасные вещества, отнесенные к опасным грузам в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов. Региональному оператору запрещается осуществлять сбор и транспортирование указанных опасных веществ (грузов) в составе или под видом твердых коммунальных отходов.

15. Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных

16. В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

17. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

18. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

19. В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.

Осуществление такого разделения твердых коммунальных отходов не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

20. Сбор отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

21. Запрещается организовывать места сбора отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора.

22. Сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.

23. В целях обеспечения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

24. По договору на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.

25. Существенными условиями договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;

в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;

г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;

е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

з) права и обязанности сторон по договору;

и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов;

к) ответственность сторон.

26. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

27. Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 г.

28. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не вправе передавать твердые коммунальные отходы лицам, не указанным в договоре на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

29. При транспортировании твердых коммунальных отходов запрещается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

30. В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

III. Порядок осуществления обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов

31. При выборе технологий обработки твердых коммунальных отходов приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки твердых коммунальных отходов.

32. При выборе технологий обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов приоритетными являются технологии, обеспечивающие получение конечного продукта, доступного для применения в других технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью.

33. При осуществлении обработки твердых коммунальных отходов необходимо обеспечить извлечение отходов I и II классов опасности с целью исключения их попадания на объекты захоронения твердых коммунальных отходов.

34. В целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

35. По договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется передавать твердые коммунальные отходы такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.

36. Существенными условиями договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) требования к составу твердых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, способу складирования твердых коммунальных отходов;

в) планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;

г) место приема (передачи) твердых коммунальных отходов;

д) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

е) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

ж) права и обязанности сторон по договору;

з) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

и) ответственность сторон.

37. Расчетным периодом по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является один календарный месяц.

38. Региональный оператор оплачивает услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в следующем порядке:

а) 35 процентов стоимости услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, 50 процентов стоимости указанных услуг в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения текущего месяца;

б) оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактически оказанных услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов за истекший месяц меньше объема, определенного договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

39. В целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

IV. Основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора

40. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по следующим основаниям:

а) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641";

б) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;

в) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

г) нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами.

41. Юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано:

а) исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора;

б) в течение 10 рабочих дней со дня определения нового регионального оператора передать ему все сведения и документы, необходимые для организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, включая реестр договоров и копии заключенных договоров в сфере обращения с отходами.

Форма типового договора
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156)

ТИПОВОЙ ДОГОВОР

на оказание услуг по обращению

с твердыми коммунальными отходами

___________________________ "____" ___________ 20__ г.

(место заключения договора)

(наименование организации)

именуемое в дальнейшем региональным оператором, в лице ________________,

________________________________________________________________________

(наименование должности, фамилия, имя, отчество физического лица)

указать нужное)

с одной стороны, и ____________________________________________________,

(наименование организации, фамилия, имя,

отчество физического лица)

именуемое в дальнейшем потребителем, в лице ____________________________

(фамилия, имя, отчество,

_______________________________________________________________________,

паспортные данные - в случае заключения договора физическим лицом,

наименование должности, фамилия, имя, отчество - в случае

заключения договора юридическим лицом)

действующего на основании _____________________________________________,

(положение, устав, доверенность -

указать нужное)

с другой стороны, именуемые в дальнейшем сторонами, заключили настоящий

договор о нижеследующем:

I. Предмет договора

1. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными

отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные

отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и

обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание,

захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а

потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене,

определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого

тарифа на услугу регионального оператора.

2. Объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления

твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и

периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в

графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых

коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых

домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.

3. Способ складирования твердых коммунальных отходов -

________________________________________________________________________,

(мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры,

расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости

(указать какие), предоставленные региональным оператором, -

указать нужное)

в том числе крупногабаритных отходов -

(в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на

специальных площадках складирования крупногабаритных отходов -

указать нужное)

4. Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными

отходами "____" ____________ 20__ г.

II. Сроки и порядок оплаты по договору

5. Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один

календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по

цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке

единого тарифа на услугу регионального оператора: _____________________.

(размер оплаты указывается

региональным оператором)

6. Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах

и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными

отходами в следующем порядке:

35 процентов стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными

отходами в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го

числа текущего месяца, 50 процентов стоимости указанных услуг в месяце,

за который осуществляется оплата, вносится до истечения текущего месяца;

оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по

обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом средств, ранее

внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в

расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за

месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем

фактически оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными

отходами за истекший месяц меньше объема, определенного настоящим

договором, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего

платежа за следующий месяц.

Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает

коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми

коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством

Российской Федерации.

7. Сверка расчетов по настоящему договору проводится между

региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по

инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами

соответствующего акта.

Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и

направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2

экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма,

факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть

"Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления

адресатом. Другая сторона обязана подписать акт сверки расчетов в

течение 3 рабочих дней со дня его получения или представить

мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта

акта сверки расчетов.

В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня

направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается

согласованным и подписанным обеими сторонами.

III. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных

площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории,

прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов

8. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными

отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с

момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления

твердых коммунальных отходов.

складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту

погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой

территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в

многоквартирных домах, несет

_______________________________________________________________________.

(собственники помещений в многоквартирном доме, лицо,

привлекаемое собственниками помещений в многоквартирном доме

по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества

в таком доме, иное лицо, указанное в соглашении, -

указать нужное)

для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к

месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего

имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несет

_______________________________________________________________________.

(собственник земельного участка, на котором расположены такие

площадка и территория, иное лицо, указанное в соглашении, -

указать нужное)

IV. Права и обязанности сторон

11. Региональный оператор обязан:

а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте,

которые определены в приложении к настоящему договору;

б) обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание,

захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

в) предоставлять потребителю информацию в соответствии со

стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми

коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством

Российской Федерации;

г) отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам,

связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока,

установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения

обращений граждан;

д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных

контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином

законном основании, в порядке и сроки, которые установлены

законодательством субъекта Российской Федерации.

12. Региональный оператор имеет право:

а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых

твердых коммунальных отходов;

13. Потребитель обязан:

а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах

сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором

на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в

соответствии с территориальной схемой обращения с отходами;

б) обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных

отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или)

массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением

утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых

коммунальных отходов";

в) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и

сроки, которые определены настоящим договором;

г) обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в

контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему

договору;

д) не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых

коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках,

складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов;

е) назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным

оператором по вопросам исполнения настоящего договора;

ж) уведомить регионального оператора любым доступным способом

(почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма,

информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим

подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты

потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.

14. Потребитель имеет право:

а) получать от регионального оператора информацию об изменении

установленных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными

отходами;

б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.

V. Порядок осуществления учета объема

и (или) массы твердых коммунальных отходов

15. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы

твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого

учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными

505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы

твердых коммунальных отходов", следующим способом:

_______________________________________________________________________.

(расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых

коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для

складирования твердых коммунальных отходов или исходя из

массы твердых коммунальных отходов - нужное указать)

VI. Порядок фиксации нарушений по договору

16. В случае нарушения региональным оператором обязательств по

настоящему договору потребитель с участием представителя регионального

оператора составляет акт о нарушении региональным оператором

обязательств по договору и вручает его представителю регионального

оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель

составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных

лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3

рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием

устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного

потребителем.

Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения

акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с

с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое

возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.

В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные

потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения

выявленных нарушений.

17. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт

или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта,

такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.

18. В случае получения возражений регионального оператора

потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с

возражениями внести соответствующие изменения в акт.

19. Акт должен содержать:

а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);

б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые

коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное

наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым

обладает сторона, направившая акт);

в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;

г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы

фото- и видеосъемки.

20. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным

оператором обязательств по договору в уполномоченный орган

исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

VII. Ответственность сторон

21. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по

настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

22. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения

потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный

оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере

1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации,

установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы

задолженности за каждый день просрочки.

23. За нарушение правил обращения с твердыми коммунальными отходами

в части складирования твердых коммунальных отходов вне мест сбора и

накопления таких отходов, определенных настоящим договором, потребитель

несет административную ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

VIII. Обстоятельства непреодолимой силы

24. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо

ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно

явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.

При этом срок исполнения обязательств по настоящему договору

продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали такие

обстоятельства, а также последствиям, вызванным этими обстоятельствами.

25. Сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой

силы, обязана предпринять все необходимые действия для извещения другой

стороны любыми доступными способами без промедления, не позднее 24 часов

с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы, о наступлении

указанных обстоятельств. Извещение должно содержать данные о времени

наступления и характере указанных обстоятельств.

Сторона должна также без промедления, не позднее 24 часов с момента

прекращения обстоятельств непреодолимой силы, известить об этом другую

IX. Действие договора

26. Настоящий договор заключается на срок ________________________.

(указывается срок)

27. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех

же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна

из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении

нового договора на иных условиях.

28. Настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его

действия по соглашению сторон.

X. Прочие условия

29. Все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются

действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны

уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их

наличии).

30. В случае изменения наименования, местонахождения или банковских

реквизитов сторона обязана уведомить об этом другую сторону в письменной

форме в течение 5 рабочих дней со дня таких изменений любыми доступными

способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления

адресатом.

31. При исполнении настоящего договора стороны обязуются

руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе

положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления"

и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере

обращения с твердыми коммунальными отходами.

32. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, имеющих равную

юридическую силу.

33. Приложение к настоящему договору является его неотъемлемой

Региональный оператор Потребитель

__________________________________ ___________________________________

"____" ______________ 20___ г. "____" ______________ 20___ г.

Приложение
к типовому договору на оказание
услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами

Информация
по предмету договора

I. Объем и место сбора и накопления твердых коммунальных отходов

II. Информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов)

Обзор документа

Утверждены правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Речь идет о сборе, транспортировании, обработке, обезвреживании и захоронении отходов.

Установлены основания, по которым юрлицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО.

Также утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Определены существенные условия такого договора и порядок его заключения.

Обращение с ТКО на территории субъекта Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор в течение месяца со дня наделения его соответствующим статусом обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного или жилого дома предложение о заключении указанного договора и его проект.

Договор заключается на срок, не превышающий срок, на который юрлицу присвоен статус регионального оператора.

Уточнено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат в т. ч. автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО.

Аббревиатура ТБО расшифровывается как «твердые бытовые отходы». Иначе говоря, ТБО – это вещи, лишившиеся своих потребительских свойств: макулатура, разбитое стекло, остатки пищи и т. д. Их можно условно разделить на биологические и небиологические. Все это образуется в квартирах ежедневно и составляет основную долю всех городских твердых отходов.

До декабря 2014 года аббревиатура ТБО присутствовала в официальных документах, но с федеральным законом № 458 ее заменили на ТКО. Поэтому разницы между ТБО и ТКО нет.

Сделаны эти поправки были для того, чтобы нормализовать ситуацию с загрязнением окружающей среды. Твердые отходы, годами гниющие на свалках, привели к серьезному ухудшению экологической обстановки во многих крупных городах. Изменения в законодательстве направлены на борьбу с загрязнением и увеличением перерабатываемого мусора.

Расшифровка ТКО и ТБО

Согласно принятому в декабре 2014 года закону, ТКО – это отходы, появляющиеся в жилых помещениях и являющиеся результатом человеческой деятельности, или вещи, которые не могут выполнять свои функции. Отходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей тоже относятся к этой категории, и именно этот пункт делает понятие «твердые коммунальные отходы» шире чем «твердые бытовые отходы».

Для обычных граждан разница между этими аббревиатурами не принципиальна, она важна для организаций, занимающихся сбором и вывозом мусора, так как понятие «ТБО» теперь перешло разговорную речь и не может использоваться в официальной документации.

Замена ТБО на ТКО потребовалась для разъяснения ситуации, связанной с вывозом твердых отходов. Если для утилизации ТБО были важны статус (жилое или нежилое) и площадь помещения, то стоимость коммунальных услуг за сбор коммунальных отходов зависит от нормативов, установленных на потребителя в зависимости от его статуса. Теперь жители многоквартирных зданий будут платить за уборку мусора меньше, чем предприятия.

Способы утилизации ТКО

Есть несколько вариантов избавиться от ТКО:

  • захоронение;
  • сжигание;
  • компостирование;
  • переработка.

Захоронение ТКО

На первый взгляд, захоронение твердых отходов на полигонах является самым дешевым способом, но на практике это не совсем так.

Полигоны для твердого мусора должны располагаться вдалеке от жилых, рекреационных, водоохранных районов, нельзя, чтобы рядом со свалками были больницы и парки. Они занимают огромные территории, и если в будущем потребуется их использование, придется потратить много денег и времени, чтобы на них можно было заниматься сельским хозяйством и стоить жилые здания.

Свалки наносят огромный вред почве и воздуху, загрязняют грунтовые воды. Кроме того, в процессе разложения отходов выделяется газ, который может загореться. Чтобы избежать пожара, его необходимо собрать и утилизировать.

К тому же, захоронение радиоактивных и токсичных твердых отходов запрещено, и для них нужен другой метод утилизации.

Сжигание ТКО

Самым распространенным способом утилизации ТКО является сжигание. В отличие от захоронения, требующего много пространства, после сжигания от твердых коммунальных отходов остается только зола.

Еще одним преимуществом этого метода является его дешевизна. Кроме того, побочным эффектом от сжигания является выделение тепла, которое можно использовать для отопления и иных целей.

Как и в случае с захоронением, главным недостатком сжигания является вред, наносимый окружающей среде. При горении твердые отходы выделяют токсичные вещества, загрязняющие воздух и воду. Но современные мусоросжигатели оснащены системой очистки и не вредят природе.

К сжиганию относится и пиролиз – разложение твердых коммунальных отходов под воздействие высокой температуры в безвоздушной среде. Этот метод тоже безопасен для природы.

Схема пиролиза ТКО

Компостирование – это разложение коммунальных отходов микроорганизмами. Утилизировать таким способом можно только органические виды мусора. В результате такой переработки получается компост – натуральное удобрение, которое в дальнейшем используется в сельском хозяйстве.

Этот способ является простым и дешевым, но для его реализации необходима сортировка мусора. Единственным недостатком является неприятный запах, выделяемый в результате гниения.

Переработка ТКО

К ТКО относится большое количество мусора, который можно использовать вторично:

  • чермет и цветмет отправляется на литейные заводы для последующей переплавки;
  • пластик , если он не сильно загрязнен, а к полученному после переработки материалу нет жестких требований;
  • стекло , которое после переработки можно использовать в строительстве;
  • макулатура , из которой делают бумагу;
  • дерево , которое в дальнейшем может пригодиться в строительстве;
  • бытовая электроника , из электронных плат которой отсортированный металл отправляется на переработку;
  • нефтепродукты : асфальт или битум.

Для каждого вида отходов существует своя технология переработки. Использование вторсырья в производстве позволяет сэкономить природные ресурсы.

Классификация ТКО и их переработка, выражена в процентах

Варианты экономии на мусоре

Изменения в закон были внесены, чтобы урегулировать систему вывоза и переработки мусора. Раньше отходы либо вывозили и скидывали на полигон, не разбираясь, есть ли там сырье, пригодное для переработки, либо забирали только то, что относится к ТБО, а остальное скидывали на ближайшую свалку.

Теперь управляющая компания обязана следить за накоплением отходов и чистотой контейнеров, снижать стоимость услуг по обращению ТКО за переработанный твердый мусор.

Существуют способы снизить плату за этот вид коммунальных услуг:

  • Стоимость услуг зависит от количества людей, постоянно проживающих в квартире. При отъезде в отпуск или командировку на срок более 5 суток стоит подать заявление на перерасчет.
  • Если предоставляемые оператором услуги низкого качества (несвоевременный вывоз коммунальных отходов и т. п.), следует написать претензию. В таком случае оператор обязан заплатить штраф, а жильцы могут добиться снижения оплаты.
  • При разделении твердых отходов плата рассчитывается исходя из объема, а не нормативов на каждого жильца. К тому же, конечный счет за услуги снижается за счет мусора, переданного на переработку.