Международные трибуналы. Международный уголовный суд. Международный трибунал: функции. Международный уголовный трибунал
ХХ век обогатил человечество не только опытом международного сотрудничества в борьбе с уголовной преступностью, но и практикой осуждения деяний, признаваемых человеческим сообществом преступными. 8 августа 1945 г. правительства четырех держав-союзниц по антигитлеровской коалиции (Великобритании, СССР, США и Франции) учредили Международный трибунал для суда над военными преступниками, злодеяния которых не связаны с определенным географическим местом. Вскоре после этого к соглашению о создании Международного трибунала присоединились еще 19 государств-членов ООН. Устав Трибунала предоставлял ему полномочия судить и наказать лиц, которые совершили преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности, как они определены в Уставе. Ими признавались: «(а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий; (б) военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; (с) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет. Говорилось, что «руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана». При рассмотрении дела о любом отдельном члене той или иной группы или организации Трибунал имел право признать, что группа или организация, членом которой являлся подсудимый, была преступной организацией. 18 октября 1945 г. Трибуналу было представлено Обвинительное заключение в отношении главарей фашистского режима в Германии, составленное Комитетом Главных Обвинителей четырех стран. В нем обвиняемые были названы «главными военными преступниками». Обвинительное заключение вменяло им в вину «совершение преступлений против мира путем планирования, подготовки, развязывания и ведения агрессивных войн, которые являются также войнами в нарушение международных договоров, соглашений и гарантий; военные преступления и преступления против человечности». Кроме того, подсудимым вменялось в вину участие в создании и осуществлении общего плана или заговора для совершения всех этих преступлений. Обвинение просило Трибунал объявить все эти группы или организации преступными. Суд над военными преступниками начался в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. Состоялись 403 открытых судебных заседания Трибунала, на которых были заслушаны сотни свидетелей, изучены тысячи документов. 1 октября 1946 г. Трибунал вынес свой суровый приговор. Был учрежден также Международный военный трибунал по Дальнему Востоку для суда над военными преступниками из милитаристской Японии. В соответствии с Уставом этого Трибунала состоялись процессы в Хабаровске и Токио. Токийский процесс был самым длительным, он начался 3 мая 1946 г. и продолжался до 12 ноября 1948 г.. Уставы Международного Нюрнбергского трибунала и Международного трибунала по Дальнему Востоку заложили основы практики осуждения преступлений против мира и человечности. Когда началась «холодная война» законность и международное право снова стали нарушаться, приносясь в жертву интересам блоков и систем. Во время войн в Корее и Вьетнаме, операции «Буря в пустыне» против Ирака, агрессии против Югославии. США и их союзники повторили многие из осужденных в Нюрнберге, в Токио, Хабаровске Женевскими конвенциями преступлений, в частности преступления против мирного населения. Вспомним, что преступлениями против человечества считаются бомбардировки гражданских объектов, жилых домов, уничтожение культурных ценностей, оставление людей, особенно женщин, детей, стариков без воды и продовольствия, медицинской помощи. В 90-х годах некие аналоги Нюрнбергского трибунала были воссозданы. Решением ООН были учреждены Международные трибуналы по Руанде и по бывшей Югославии. О работе первой из этих трибуналов пока мало что известно. Он заседает систематически, заслушал дела нескольких десятков обвиняемых и вынес несколько приговоров. Осуждены епископ и трое военных. Но активно заседает Международный Трибунал по Югославии для суда над политическими и военными руководителями этой, распавшейся федерации, обвиняемыми в нарушении международных соглашений о правах человека и народов. Несколько человек уже осуждены Трибуналом. Продолжается процесс над бывшим президентом Югославии С. Милошевичем и его сподвижниками, многие из которых находятся в розыске. Однако правовая основа этих Трибуналов весьма спорна, так как Устав ООН не предусматривает создания таковых. Устав же ООН, как уже говорилось выше, может быть пересмотрен только на специально созванной для этой цели международной конференции, а таковой еще не проводилось.
международные судебные учреждения, создаваемые на основе международных договоров или акта Совета Безопасности для рассмотрения дел о международных преступлениях (см. Преступления против мира и безо- пасности человечества). Первый Международный Военный Трибунал был создан в соответствии с Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции 8 августа 1945 для суда над главными немецкими военными преступниками, виновными в развязывании Второй мировой войны и преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности (идея его создания была выдвинута в заявлении Правительства СССР от 14 октября 1942). Одновременно был утвержден и Устав Трибунала, определивший его организацию, юрисдикцию и функции. Он предусматривал, что Международный Трибунал состоит из четырех членов и их заместителей (по одному члену и одному заместителю от каждой страны - участницы Соглашения). Каждое государство назначало своего главного обвинителя (а также соответствующий персонал). Для подсудимых предусматривались определенные процессуальные гарантии, в т.ч. выделение защитников. В соответствии с Уставом Трибунал имел право приговорить виновного к смертной казни или другому наказанию, которое признает справедливым. Приговор Военного Трибунала признавался окончательным и пересмотру не подлежал. В Уставе определялись и составы международных преступлений: против мира, военных преступлений, против человечности, решались другие материально-правовые вопросы (ответственность за соучастие в совершении международных преступлений, недопустимость ссылки на приказ начальника как основание для исключения ответственности за совершенное преступление и др.). Трибунал заседал в Нюрнберге 20 ноября 1945 - 1 октября 1946. Суду были преданы 24 высших государственных и военных деятеля фашистской Германии. 12 из них были приговорены к смертной казни, остальные - к пожизненному или длительному тюремному заключению. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 были подтверждены принципы международного права, зафиксированные в Уставе Нюрнбергского Трибунала и его приговоре. Второй Международный военный трибунал (Токийский) был создан для суда над главными японскими военными преступниками. Его правовые основы также были сформулированы в Уставе этого Трибунала. В состав Трибунала входили представители 11 государств - СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. В Токийском Трибунале предусматривался лишь один главный обвинитель (назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии - представитель США), а другие государства-участники назначали дополнительных обвинителей. Токийский Трибунал заседал 3 мая 1946 - 12 ноября 1948 и завершился вынесением обвинительного приговора (7 преступников были приговорены к смертной казни). Возможность создания новых международных судебных учреждений зафиксирована в ряде Международных конвенций, например, об ответственности за геноцид, а также в специальных резолюциях Совета Безопасности ООН. Так, резолюцией № 827 от 25 мая 1993 был создан Международный Трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии. Этой же резолюцией был утвержден и Устав Международного Трибунала, в котором определялись юрисдикция, составы подсудных международных преступлений, принципы организации и деятельности (в том числе процедуры доказывания, судебного разбирательства), права обвиняемого, меры наказания, процедуры пересмотра судебного решения, исполнения приговора, помилования или смягчения приговора. В состав Трибунала вошли 11 независимых судей, избранных Генеральной Ассамблеей ООН на 4 года из представленного Советом Безопасности списка, обвинитель (назначаемый Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН), и Секретариат, обслуживающий как камеры, так и обвинителя. В составе Трибунала выделены две судебные камеры (по три судьи в каждой) и апелляционная камера (пять судей). Наказание назначается судебной камерой и ограничивается тюремным заключением, сроки которого определяются на основе общей практики вынесения приговоров о тюремном заключении в судах бывшей Югославии. Заключение отбывается в государстве, определенном Международным Трибуналом на основе перечня государств, которые заявили Совету Безопасности о своей готовности принять осужденных лиц, в соответствии с законодательством соответствующего государства при надзоре со стороны Международного Трибунала. Резолюцией № 955 от 8 ноября 1994 Советом Безопасности был учрежден Международный уголовный Трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды в период с 1 января 1994 по 31 декабря 1994, и принят Устав этого Международного Трибунала. Юрисдикция, принципы организации и деятельности Международного Трибунала по Руанде сходны с таковыми, установленными в отношении Международного Трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии. В 1998 был принят Статут Международного уголовного суда. Он стал постоянным судебным органом, призванным осуществлять правосудие в отношении лиц, совершивших преступления против человечности, военные преступления и т.п. Л.В. Наумов
Международный трибунал – орган, создаваемый для суда над лицами, обвиняемыми в совершении международных преступлений. Трибунал функционирует не на постоянной основе, он учреждается для рассмотрения дел, объединенных общими признаками (например, преступлений, совершенных на определенной территории). Орган создается, если преступления носят массовый характер, а государство, где они совершаются, не в состоянии защитить граждан. Для учреждения необходим международный договор или резолюция Совета Безопасности ООН. Устав ООН прямо не предусматривает право СБ ООН создавать трибуналы. Согласно статье 29 Устава, Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.
Помимо Международного суда, который является главным судебным органом ООН, существует целый ряд международных судов и трибуналов, ассоциированных с ООН в разной степени.
Международные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде
Резолюцией СБ ООН 827 (1993 г.) был учрежден Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), деятельность которого сосредоточена на судебном преследовании и предании суду высших руководителей, подозреваемых в преступлениях, совершенных на территории бывшей Югославии с 1991 г. В их числе нарушение законов и обычаев войны, геноцид и преступления против человечности. Штаб-квартира МТБЮ в Гааге (Нидерланды). Работа МТБЮ еще не окончена, к настоящему времени были выдвинуты обвинения против 161 человека, в отношении 147 из них судебные разбирательства завершены.
На основе резолюций СБ ООН 955 (1994 г.) и 977 (1995 г.) был создан Международный трибунал по Руанде (МТР). Причиной для его учреждения стали события, произошедшие в стране в 1994 г. на фоне гражданской войны - радикально настроенные представители племени хуту убили порядка 1 млн тутси и хуту. МТР осуществляет судебное преследование лиц, ответственных за геноцид и другие нарушения международного гуманитарного права, совершенные в Руанде и соседних государствах руандийскими гражданами в 1994 г. Штаб-квартира МТР в Аруше (Танзания). Работа должна быть завершена до конца 2015 г. Трибунал рассмотрел 93 дела против высших должностных лиц и офицеров, крупных предпринимателей, религиозных и общественных лидеров. В отношении 61 из них были вынесены обвинительные приговоры.
Трибунал над "красными кхмерами"
Трибунал над "красными кхмерами" - международно-национальный суд, созданный ООН и правительством Камбоджи. Его официальное название - Чрезвычайные палаты в Судах Камбоджи для преследования за преступления, совершенные в период Демократической Кампучии.
Юрисдикция палат распространяется на преступления против человечности, военные преступления и геноцид, а также другие преступления (убийства, пытки и преследования за религиозные убеждения), совершенные с 17 апреля 1975 г. по 6 января 1979 г. В этот период, когда страной правили «красные кхмеры» (экстремистское крыло камбоджийской компартии во главе с Пол Потом), были убиты, умерли от голода, болезней и каторжного труда от 1,7 млн до 2,75 млн человек.
Трибунал был учрежден в соответствии с соглашением, заключенным ООН и правительством Камбоджи 6 июня 2003 г. (ратифицировано парламентом Камбоджи в 2004 г., вступило в силу в 2005 г.). В его состав вошли как камбоджийские, так и иностранные судьи. Местом пребывания трибунала был выбран Пномпень. Высшая мера наказания - пожизненное заключение. Судьи приступили к работе весной 2009 г.
К этому времени в живых остались пятеро лидеров "красных кхмеров". Им было предъявлено обвинение в геноциде, нарушении прав человека и военных преступлениях. Главный идеолог движения Нуон Чеа, президент Демократической Кампучии Кхиеу Сампхан и начальник тюрьмы С-21 Канг Киек Иеу были приговорены к пожизненному заключению. Заместитель премьер-министра по иностранным делам Иенг Сари не дожил до приговора (скончался в марте 2013 г.). Его жена Иенг Тирит, возглавлявшая министерство социального обеспечения, была признана недееспособной.
Кроме этих главных обвиняемых, трибунал вел расследование в отношении ряда «красных кхмеров» более низкого уровня - руководителей трудовых лагерей и командиров, отвечавших за арест и перевозку заключенных (их имена не разглашаются). Однако никто из них не был арестован, в связи с чем в адрес правительства Камбоджи раздавались обвинения в нежелании сотрудничать с ООН в привлечении к суду всех виновных. По мнению же действующего премьер-министра страны Хун Сена, новые аресты могут негативно сказаться на внутриполитической ситуации в стране.
С учетом времени, необходимого для рассмотрения апелляций, ожидается, что трибунал завершит работу в конце 2018 г.
Специальные трибуналы по Сьерра-Леоне и Ливану
По резолюции СБ ООН 1315 (2000 г.) в 2004-2013 гг. действовал Специальный суд (трибунал) по Сьерра-Леоне, который осуществлял уголовное преследование лиц, ответственных за нарушения международного гуманитарного права и законов страны, совершенные на ее территории после 30 ноября 1996 г. во время гражданской войны. Штаб-квартира располагалась в столице, в г. Фритаун. В 2012 г. экс-президент Чарльз Тейлор, признанный виновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности был приговорен к 50 годам тюрьмы. В 2013 г. трибунал выполнил свой мандат и завершил работу.
Согласно резолюции СБ ООН 1757 (2007 г.) действует Специальный трибунал по Ливану (СТЛ). Его цель - судебное преследование лиц, виновных в гибели 14 февраля 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири и других лиц. Трибунал наделен также юрисдикцией над обвиняемыми в "других преступлениях в Ливане, совершенных с 1 октября 2004 г. по 12 декабря 2005 г. или в любой последующий период, установленный ООН и Ливаном с согласия Совета Безопасности". Штаб-квартира в Гааге (Нидерланды). В январе 2015 г. срок полномочий был продлен до марта 2018 г. В январе 2014 г. начался суд по делу пятерых обвиняемых. Поскольку по международным ордерам, выданным трибуналом на их арест, никто задержан не был, слушания проходят заочно.
МТБЮ, МТР и СТЛ являются вспомогательными органами СБ ООН.
Международный уголовный суд
В 2002 г. начал работу Международный уголовный суд (МУС), учрежденный на основе Римского статута, принятого на конференции полномочных представителей под эгидой ООН в июле 1998 г. в Риме. Это первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессию. Это независимая структура, связанная с ООН особым соглашением о сотрудничестве. МУС может возбуждать дела по представлению СБ ООН.
Создание Международного трибунала по пиратству
В мае 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев выступил с инициативой, касающейся судебного преследования пиратов, включая возможное создание Международного трибунала по пиратству. С 2010 г. СБ ООН принял несколько резолюций, призывающих продолжить рассмотрение этого вопроса.
Современное международное уголовное право, презюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает возможность создания международных учреждений для осуществления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреждения конституируются и функционируют на основе международных договоров или, как свидетельствует практика, на основе акта Совета Безопасности ООН.
Истории известны два выполнивших свои задачи судебных органа, именовавшихся Международными военными трибуналами. Они действовали сразу же после окончания второй мировой войны.
Первым - в соответствии с Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. - был образован Международный военный трибунал, призванный выполнить судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были решены в приложенном к Соглашению Уставе Международного военного трибунала.
Трибунал состоял из четырех членов и четырех заместителей - по одному от каждого из названных государств. Каждое государство назначило также своего главного обвинителя и соответствующий персонал. Главные обвинители, действовавшие в качестве комитета, выполняли свои обязанности как индивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Для подсудимых были предусмотрены процессуальные гарантии, включая выделение защитников.
Трибунал, согласно Уставу, был наделен правом судить и наказывать лиц, совершивших действия, влекущие индивидуальную ответственность: преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров), военные преступления (действия, нарушающие закон или обычаи войны), преступления против человечности, убийства (истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения).
Трибунал был создан с ориентацией на неопределенное количество судебных процессов. Его постоянным местонахождением был назначен Берлин, где и состоялось первое организационное заседание 9 октября 1945 г. На практике его деятельность ограничилась Нюрнбергским процессом, проведенным в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Порядок заседаний и судебного разбирательства был зафиксирован в Уставе и в регламенте. В качестве санкции к виновным предусматривались смертная казнь или другое наказание. Приговор Трибунала считался окончательным, не подлежал пересмотру и приводился в исполнение согласно приказу Контрольного совета в Германии - единственного органа, компетентного изменить приговор и рассматривать ходатайства осужденных о помиловании. Приговор в отношении осужденных к смертной казни после отклонения ходатайства о помиловании был приведен в исполнение в ночь на 16 октября 1946 г."
Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 г. приняла резолюцию, подтвердившую принципы международного права, воплощенные в Уставе Нюрнбергского трибунала и в его приговоре.
Второй Международный военный трибунал был предназначен для суда над главными японскими преступниками и получил название Токийского. Его правовой основой был также специально для него принятый группой государств Устав.
Этот Трибунал включал представителей 11 государств - СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. Предусматривался лишь один главный обвинитель, назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии (представитель США); все остальные государства, представленные в трибунале, назначали дополнительных обвинителей. Токийский процесс был проведен в период с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. и завершился вынесением обвинительного приговора.
Потенциальная возможность создания новых международных судебных учреждений была зафиксирована в конвенциях о таких международных преступлениях, как геноцид и апартеид. Так, согласно ст. VI Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, лица, обвиняемые в совершении геноцида, "должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда".
Существуют различные научные предложения и официальные проекты формирования постоянного Международного уголовного суда для рассмотрения дел и преследования лиц, виновных в совершении преступлений против международного права. В отличие от прежних и действующих трибуналов он не должен быть ограничен временными и пространственными пределами.
В последние годы проблемой осуществления уголовной юрисдикции на межгосударственном уровне активно занималась Комиссия международного права ООН, перед которой этот вопрос был поставлен Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1948 г. От имени Комиссии подготовлены рекомендации относительно учреждения такого суда на основе многостороннего договора в форме Устава (статута). Суд предполагается как орган юстиции в отношении физических лиц, а не государств (впрочем, допускается в перспективе распространение его компетенции и на государства). Юрисдикция суда должна охватывать преступления, определяемые в Кодексе преступлений против мира и безопасности человечества, и иные подобные деяния, отнесенные к "международным и транснациональным" (очевидно, имеются в виду и преступления международного характера), и, следовательно, должна быть связана с соответствующими международными конвенциями.
Некоторые специалисты считают преобладающей точку зрения, согласно которой юрисдикция Суда должна быть ограничена такими деяниями, как агрессия, геноцид, преступления против человечности, военные преступления, которые в комплексе именуются преступлениями по общему международному праву.
Признано единственно приемлемым включение в Устав точных формулировок относительно подлежащих рассмотрению преступлений и назначаемых Судом наказаний за каждое преступление. Основными мерами наказания должно быть пожизненное заключение или лишение свободы на определенный срок. Предметом дискуссии остается вопрос о возможности применения смертной казни.
Предполагаемая структура Суда: председатель, заместители, президиум, выполняющий как судебные, так и административные функции. Непосредственное рассмотрение дел и вынесение приговоров осуществляют судебные палаты, а также апелляционная палата. В контакте с Судом должна находиться независимая прокуратура. Обсуждаются два варианта ее деятельности: 1) самостоятельное расследование, проводимое в соответствующих государствах от имени международного Сообщества; 2) расследование через национальные компетентные органы в рамках сотрудничества. Предусмотрено соблюдение процессуальных гарантий в пределах как минимум ст. 14 и 15 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Уникальной по своему характеру можно считать Резолюцию Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г. относительно учреждения Международного трибунала, с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, где разгорелся трагический для народов вооруженный конфликт. Одновременно был утвержден Устав (Статут) трибунала*.
* Документ ООН S/25704.
Устав определяет юрисдикцию трибунала в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения правил Женевских конвенций 1949 г. и других норм, в том числе такие деяния, как умышленное убийство или причинение тяжелых страданий, пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконное депортирование, применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий, геноцид и т. д.
Трибунал состоит из 11 независимых судей, выделяемых государствами и избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на 4 года из представляемого Советом Безопасности списка, а также включает обвинителя, назначаемого Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН. В мае 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН избрала новый состав судей Международного трибунала. Ими стали представители Великобритании, Италии, Франции, Португалии, США, КНР, Малайзии, Египта, Замбии. Колумбии, Гайаны. В составе Трибунала выделяют две судебные камеры (по три судьи в каждой) и апелляционную камеру (пять судей). Местопребывание - г. Гаага.
В Уставе сформулированы полномочия обвинителя по расследованию и составлению обвинительного заключения, оговорены права подозреваемого, в том числе на услуги адвоката, и права обвиняемого в процессе судебного разбирательства (в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах). Регламентированы процедура судебного разбирательства и порядок вынесения приговора и назначения наказания в виде тюремного заключения, сроки которого устанавливаются с учетом практики вынесения приговоров в судах бывшей Югославии. Судебные камеры согласно ст. 20 Устава обеспечивают справедливое и оперативное судебное разбирательство и осуществление судопроизводства в соответствии с правилами процедуры и доказывания при полном уважении прав обвиняемого и надлежащем обеспечении защиты жертв (потерпевших) и свидетелей.. Лицо, в отношении которого утверждено обвинительное заключение, заключается под стражу, информируется о предъявляемых ему обвинениях и направляется в место нахождения Трибунала. В ст. 21 зафиксированы права обвиняемого, в том числе на справедливое и публичное разбирательство дела, на защиту себя лично или через выбранного им самим защитника, на пользование бесплатной помощью переводчика и на другие процессуальные гарантии. Тюремное заключение отбывается в государстве, определенном Трибуналом из перечня государств, заявивших о готовности принять осужденных лиц; при этом применяется за законодательство соответствующего государства при надзоре со стороны Трибунала. Уже известны первые приговоры Трибунала.
В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН был создан Международный трибунал по Руанде с целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права в период межэтнического конфликта в Руанде. Положения Устава этого Трибунала в главных чертах аналогичны приведенным выше формулировкам.
Литература
Блищенко И. П., Фисенко И. В. Международный уголовный суд. М.,1994.
Верещетин В. С. Международный уголовный суд: новые перспективы? // Московский журнал международного права. 1993. № 2 (продолжение - 1994. № 1, 4).
Клеандров М. И. Экономический суд СНГ: статус, проблемы, перспективы. Тюмень, 1995.
Кожевников Ф. И., Шармазанашвили Г. В. Международный Суд ООН. Организация, цели, практика. М., 1971.
Колодкин Р. А., Панин И. А. Обсуждение проекта Устава Международного уголовного суда в Специальном комитете Генеральной Ассамблеи ООН // Московский журнал международного права.1996. № 4.
Лазарев С. Л. Международный арбитраж. М., 1991.
Фисенко И. В. Практика Экономического суда Содружества Независимых Государств // Московский журнал международного права. 1997. № 3.
Шинкарецкая Г. Г. Международная судебная процедура. М., 1992.
Энтин М. Л. Международные судебные учреждения. Роль международных арбитражных и судебных органов в разрешении межгосударственных споров. М., 1994.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ УГОЛОВНЫЕ ТРИБУНАЛЫ - международные судебные учреждения, привлекающие физических лиц к ответственности за совершённые ими международные преступления или преступления международного характера.
Три-бу-нал по Кам-бод-же соз-дан в со-от-вет-ст-вии с Со-гла-ше-ни-ем (2003 год) ме-ж-ду ООН и пра-ви-тель-ст-вом Ко-ро-лев-ства Кам-бод-жа о пре-сле-до-ва-нии в со-от-вет-ст-вии с кам-бод-жий-ским пра-вом за пре-сту-п-ле-ния, со-вер-шён-ные в пе-ри-од Де-мо-кра-ти-че-ской Кам-пу-чии с 17.04.1975 года по 06.01.1979 года. На-хо-дит-ся в городе Пном-пень (Кам-бод-жа). Со-гла-ше-ние пре-ду-смат-ри-ва-ет соз-да-ние чрез-вы-чай-ных па-лат (ка-мер) для на-ка-за-ния лиц, ви-нов-ных в ге-но-ци-де и др. пре-сту-п-ле-ни-ях уго-лов-но-го ха-рак-те-ра.
Кам-бод-жий-ские су-дьи, с од-ной сто-ро-ны, и су-дьи, на-зна-чен-ные Выс-шим со-ве-том су-дей по пред-став-ле-нию Ге-не-раль-но-го сек-ре-та-ря ООН (ме-ж-ду-народные су-дьи), - с дру-гой, долж-ны слу-жить в ка-ж-дой из двух чрез-вы-чай-ных па-лат (ка-мер). Ком-плек-то-ва-ние па-лат (ка-мер) про-ис-хо-дит сле-дую-щим об-ра-зом: су-деб-ная па-ла-та (ка-ме-ра) со-сто-ит из 3 кам-бод-жий-ских су-дей и 2 ме-ж-ду-народных су-дей; па-ла-та Вер-хов-но-го су-да, ко-то-рая вы-сту-па-ет в ка-че-ст-ве апел-ля-ци-он-ной па-ла-ты и па-ла-ты пер-вой ин-стан-ции, со-сто-ит из 4 кам-бод-жий-ских и 3 ме-ж-ду-народных су-дей.
Кро-ме этих уго-лов-ных три-бу-на-лов, соз-да-ны и функ-цио-ни-ру-ют Спе-ци-аль-ный суд по Сьер-ра-Ле-о-не для су-деб-но-го пре-сле-до-ва-ния лиц, не-су-щих наи-боль-шую от-вет-ст-вен-ность за серь-ёз-ные на-ру-ше-ния ме-ж-ду-народного гу-ма-ни-тар-но-го пра-ва и пра-ва Сьер-ра-Ле-о-не, со-вер-шён-ные на тер-ри-то-рии Сьер-ра-Ле-о-не с 30.11.1996 года (в городе Фри-та-ун); Спе-ци-аль-ный три-бу-нал по Ли-ва-ну для су-деб-но-го пре-сле-до-ва-ния лиц, ви-нов-ных в на-па-де-нии на пре-мьер-ми-ни-ст-ра стра-ны 14.02.2005 года (в Гаа-ге); спе-ци-аль-ные ко-мис-сии по Вос-точ-но-му Ти-мо-ру (в городе Ди-ли).