Немецкий подводный танк Tauchpanzer III. Секретный танк-подлодка, с помощью которого гитлер мечтал захватить великобританию

В конце лета 1940 года немецким высшим военным командованием был утвержден план десантной высадки на Британские острова. Операция носила кодовое название «Морской лев». Немаловажная роль отводилась танкам. Специально для этого вторжения был сформирован 18-й танковый полк, на вооружении которого находились танки,специально оборудованные для преодоления водных преград.

Согласно утвержденному плану, последний участок пути от транспортных барж до берега танкам предстояло преодолеть своим ходом, частично под водой.

Для этого танки PzKpfw III Ausf F, G, H были переоборудованы для подводного движения по дну.

Прежде всего на все люки уст анавливали специальные резиновые и брезентовые уплотнители, затем битумной массой обрабатывали зазор между корпусом и башней, потом покрывали специальным герметиком маску пушки и гнезда пулеметов.

Воздухозаборники силового отделения также были закрыты и загерметизированы.


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

Глубина погружения составляла 15 метров, свежий воздух подавался специальным шлангом длиной 18 метров и диаметром 20 см, а отработанные газы отводились при помощи двух длинных трубок плавающий танк мог находиться под водой в течение 20 минут.

После высадки танков из десантных барж они должны были двигаться по дну, ориентируясь по гирокомпасу.

Поскольку операция «Морской лев» была вначале отложена, а затем и вовсе отменена, решено было переоборудовать большую часть из 168 плавающих танков в специальные машины для форсирования речных преград. Опыты с погружением были продолжены, на этот раз уже с 3,5-мм трубой - шнорхелем, установленным в специальном гнезде в командирской башенке.

«Звездный час» плавающих танков наступил 22 июня 1941 года, когда несколько машин из состава 18-го танкового полка форсировали (частично под водой) Буга. Так начиналась реализация плана «Барбаросса».

Примерно 30 плавающих танков из 18-го танкового полка приняли участие в форсировании реки Буг в районе Бреста.

«В 04.45 унтер-офицер Виршин вошел в Буг на плавающем танке № 1. Пехотинцы с изумлением наблюдали за этим чудом. Вот волны сомкнулись над башней танка. Танк в роли подлодки!.. А тем временем 1-й батальон 18-го танкового полка, под командованием графа Манфреда Штрахвица, танк за танком погружался в реку».

Погружение и форсирование прошло очень успешно. Карелл так описывает этот момент:


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

«Вот уже первые танки, как гигантские сказочные амфибии, выбираются на противоположный берег. С мягким хлопком с орудий снимаются резиновые чехлы. Заряжающие обдувают башни струей воздуха из камер… Восемьдесят танков преодолели реку под водой. Восемьдесят танков вылезли на берег и двинулись навстречу противнику».

Самое любопытное описание «плавающих танков» принадлежит немецкому офицеру, взятому в плен 1 декабря 1944 года под Саарбрюккеном. Это описание относится не только к PzKpfw III, но и к «Пантерам», также принимавшим участие в подводных операциях.

«Практика вождения плавающих танков»

Общие сведения. "Пленный утверждает, что работы по созданию плавающих танков начались сразу же после завершения французской кампании. Экспериментальный центр был дислоцирован на территории нанковой школы в Путлосе Для потенциальных членов экипажа танков-амфибий были установлены строгие критерии отбора. От танкистов требовались не только отменное здоровье, физическая выносливость, способность выдерживать высокое давление, но и общий высокий интеллектуальный и образовательный уровень. Источник информации оказался в Путлосской танковой школе осенью 1941 г., причем его 12-дневное пребывание пришлось как раз на тот период, когда все работы по подготовке экипажей плавающих танков были в целом завершены.


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

Личный опыт погружения. Источник информации не получал каких-либо официальных инструкций из Путлоса. Он участвовал в двух погружениях, первое из которых длилось 15 минут, второе -5. Для спуска танков в воду в танковой школе на 6epeгу был установлен специальный подъездной путь. Информант лично оба раза опускался на глубину порядка 25 м, однако слышал о случаях погружения на 40м.

Организация и структура частей плавающих танков. По утверждению источника информации, осенью 1941 г. в Германии были созданы экспериментальные батальоны плавающих танков. Ими стали третьи батальоны 3-го, 18-го и 6-го танковых полков, получив соответствующие наименования А, В и С. Каждый экспериментальный батальон насчитывал порядка 60 танков типа PzKpfw III, переоборудованных для движения под водой. В 1941 Г. танки PzKpfw III 3-го батальона 6-го танкового полка (или экспериментальный батальон С) под командованием кавалера Рыцарского креста капитана Шнейдеркостеллки принимали участие в форсировании Днепра.
Источник информации подчеркивает, что река в месте форсирования составляла порядка 3000 м в ширину и примерно 10-15 м в глубину Во время форсирования два танка завязли в грязи и временно вышли из строя. Информатор утверждает, что точно таким же способом виюне 1941 г. немецкие танки преодолели Буг.


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

Источник информации лично не принимал участия в форсировании водных преград и никогда не был членом экипажа танков экспериментальных танковых батальонов.

Экспериментальный батальон плавающих танков С потерял в России все свои танки, поэтому был переформирован в обычный 3-Й танковый батальон 6-го танкового полка.

По утверждению информанта, крупным специалистом по плавающим танкам был обер-лейтенант Вишневски, погибший во время боевой операции.


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

Типы плавающих танков. По утверждению источника, "подводные" танки создавались на базе боевых машин PzKpfw II, PzKpfw III, PzKpfw IV. PzKpfw V и PzKpfw VI, причем танки типа PzKpfw II и PzKpfw IV в основном использовались для обучения экипажей и экспериментальных целей, тогда как PzKpfw III специально преобразовывались под плавающие машины.

Подача воздуха. Источник утверждает, что на «плавающих» "Пантерах" используется резиновый шланг с поплавками. Он лично видел соединения для шланга на заднем отверстии воздухозаборника, однако никогда не видел эту систему в действии.
Радиостанция на танках PzKpfw III. Источник утверждает, что радиостанция плавающих «троек» снабжена воздушной трубой с поплавком. Поплавок имеет специальный крючок для радиостанции. Источник не знает, применялись ли подобные приспособления во время форсирования Днепра, однако они реально использовались в Путлосе во время испытаний танков на водонепроницаемость. По поплавку и мачте радиостанции легко проследить траекторию подводного продвижения танка.

Кислородные баллоны. По сведениям источника, на глубине порядка 30 м предусмотрено обязательное использование кислородных баллонов, однако он лично никогда не видел этой процедуры в действии.

Остановка двигателя под водой. Источник сообщил, что проводились специальные эксперименты, в ходе которых предпринимались попытки запустить под водой заглохший двигатель танка, однако все попытки окончились неудачно, поэтому в таких случаях экипажу приходилось срочно подниматься на поверхность, бросая танк. В Путлосе затонувшие танки поднимали с помощью специальных ремонтных судов, но в ходе боевых операций такие машины навсегда оставались на дне.


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

Обеспечение водонепроницаемости танка. По информации источника, маска пушки, люки и прочие соединения деталей танка запечатывались специальным герметикой на резиновой основе. Танковая пушка закрывалась резиновым чехлом, при этом ствол оставался открытым, так что на берегу, прежде чем начать стрельбу, приходилось опускать ствол и сливать набравшуюся внутрь воду.

Подводное движение. Направление подводного движения определялось с помощью обычного гирокомпаса, которым снабжены все наземные танки.

Откачивание воды. Когда уровень воды в башне поднимается выше 5 см, водитель начинает откачку с помощью помпы.

Ведение огня под водой. В танках не предусмотрено никаких специальных приспособлений для jткрытия огня под водой.

Опасность отравления окисью углерода. В течение всего времени погружения танка в обязанность заряжающего входит обязательное проведение замеров уровня концентрации окиси углерода в танке. При малейшей угрозе экипаж должен немедленно всплывать на поверхность, используя предусмотренные люки и средства спасения. Перед чем как открыть люки и всплыть, экипаж должен затопить боевое отделение, чтобы выровнять внутреннее и внешнее давление на корпус танка.


Немецкие плавающие танки на базе Pz III (Tauchpanzer III)

Натяжение гусениц под водой. Источник объяснил, что перед тем как форсировать реку, необходимо предварительно исследовать поверхность дна. Для прохождения танков дно должно быть достаточно твердым. Действующая на танк выталкивающая сила уменьшает его давление на поверхность, что, в свою очередь, ведет к ослаблению сцепления гусениц с грунтом. В качестве иллюстрации к своим словам источник рассказал, что во время своего первого погружения он с изумлением обратил внимание на вращающуюся стрелку гирокомпаса. Оказывается, они слишком забрали влево, и танк сделал полный оборот вокруг своей оси.

Подготовка к погружению. Источник лично принимал участие в подготовке экипажа танка PzKpfw III к погружению. Процедура, в которой принимали участие все пять членов экипажа, заняла в общей сложности 45 минут. Вначале нужно отключить привод к вентилятору радиатора, затем закрыть пространство под башней и мотором, а также все остальные уязвимые для воды места танка, предварительно обработанные герметизирующим веществом.
Источник пояснил, что даже под водой во внутренних отсеках танка никогда не бывает слишком жарко. Холодная вода является превосходной охлаждающей системой как для двигателя, так и для остальных отделений танка. (Цитируется по докладу источника PWOS 95 типа из состава 5-го танкового батальона 25-й танковой дивизии. CSDIC (UK) sir 1364.)

__________________________________________________________________
Источник данных: Журнал "Бронеколлекция" М.Братинский (1998. - № 3)

У вермахта в ответ на новые советские танки Т-34 и КВ появились свои «чудо-танки» - «Тигры» и «Пантеры». Редкий советско-российский фильм, сериал «про войну» обходится без них, вернее, танков, их изображающих.

Хотя их разработку в Третьем рейхе начали ещё до Второй мировой войны, немцы разрабатывали тяжёлый танк с 75-мм орудием, с начальной скоростью 650 м/с с середины 30-х годов. Этот танк был нужен вермахту для борьбы с французскими тяжелыми танками 2C, B1bis, средними танками Д-1 и Д-2. Во французскую кампанию вермахт столкнулся и с английским танком Мk.II «Матильда».

Кроме того, танк должен был бороться с наземными целями, долговременными огневыми точками, именно поэтому калибр пушки «Тигра» увеличили до 88 мм. Начало войны с СССР ещё более обострило необходимость новых танков. Фирмы «Хеншель» и «Порше» подготовили свои образцы к весне 1942 года, после испытаний их показали Гитлеру на день рождения, 20 апреля, на вооружение приняли танк «Хеншеля». К 18 августа выпустили первые 4 серийные «Тигра». PzKpfw VI «Тигр» (Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, у нас его называли T-6 или T-VI) с самого начала считался танком качественного усиления пехоты и танковых частей. Поэтому его основной тактической единицей стал батальон из двух-трех рот, имевший службы обеспечения, подразделение ПВО, но без своей пехоты, артиллерии и разведки. В мае 1942 года начали создавать первые батальоны Т-6 – 501-й и 502-й, кроме Т-6 они имели на вооружении и Т-3 для поддержки «Тигров», подавления менее значимых целей.

В батальоне из трёх рот было по штату 45 единиц Т-6. В 1943 году по одной роте Т-6 получили элитные дивизии Германии: моторизованная дивизия «Великая Германия», дивизии СС «Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мёртвая голова».

Первый бой: первыми вступили в бой танки 502-го батальона, их в августе начали подвозить к Ленинграду, но так с завода они шли медленно, в начале привезли всего 4 единицы – 29 августа 1942 года. Их пытались с ходу направить в бой – Красная Армия проводила Синявинскую наступательную операцию, но сразу начались поломки, три из 4-х танков сломались во время перехода. Около месяца потребовалось, чтобы устранить неполадки, 21-го сентября их придали 170-й пехотной дивизии 11-й армии Манштейна. И 22-го они приняли участие в наступлении против позиций окруженных частей 2-й советской ударной армии. Советские части своим упорным сопротивлением сковывали армию Манштейна, предназначенную для удара по Ленинграду, требовалось поскорее их освободить для главной задачи.

Первый бой для «Тигров» был неудачен – один был подбит (из-за попадания снаряда вышел из строя двигатель), три другие машины смогли дойти до советских позиций поврежденными, в итоге завязли в топкой местности и остановились. Потом немцы смогли эвакуировать три танка, в четвёртом сняли оборудование и взорвали (в конце ноября 1942 года). Подбили танк с помощью 122-мм корпусного орудия А-19 образца 1931 года. В этот раз немцам удалось сохранить свой танк в секрете.

Следующее боевое применение танка будет только в январе 1943 года: 12 января «Тигры», поддержав оборону 96-й пехотной дивизии, подбили несколько Т-34, но уже 17 января счастье улыбнулось Красной Армии, был захвачен неповреждённый «Тигр», экипаж даже не уничтожил оборудование. Немцы под Ленинградом потеряли ещё несколько «Тигров», вполне буднично, без особых стараний Красной Армии, танки застревали в болотистой местности, ломались и экипаж их оставлял, взрывая; другие подбили противотанковые пушки, Т-34.

Затем «Тигры» участвовали в боях под Харьковом в феврале - марте 1943 года в составе элитных дивизий Германии: «Великая Германия», «Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мёртвая голова», как уже говорилось, в них было по роте Т-6. Они также не проявили каких-либо «чудес», так, в дивизии «Великая Германия» было 9 «Тигров» и танков Т-4 было на начало боев 85 единиц. С 7 марта по 20-е танкисты дивизии объявили, что уничтожили 250 Т-34, 16 Т-60, или Т-70, 3 КВ. Из них 30 штук подбили Т-6 – 16% от заявленных танкистами Т-4 успехов (подбили 188 танков), то есть каких-либо сверхспособностей Т-6 не показали.

Кроме того, Т-6 стоили в 4 раза дороже Т-4; модернизированный Т-4 часто принимали за «Тигр», увеличивая его популярность, особенно учитывая малое число «Тигров».


122-мм пушки обр. 1931 г. и обр. 1937 г. (справа) в артиллерийском музее г. Санкт-Петербург.

«Тигры» в Курской битве

К Курской битве в «тигриных» батальонах были только Т-6, от смешанной комплектации отказались, всего в битве участвовало примерно 134 единицы. Часто они возглавляли ударные подразделения из других танков, они были сильным противником для советской артиллерии и танков. Основные потери в Курском наступлении «Тигры» понесли из-за подрывов на минах, так 6-го июля командир 503-го тяжелого танкового батальона сообщил о потере 13 танков в одой роте (из 14-ти). Девять единиц подорвались на минах и требовали 1-3 суток на восстановление. Примерно такой же была причина поражения и в других ротах – безвозвратных потерь было немного, большинство подбитых танков могли быть восстановлены.

«Чудо-танки» не смогли стать решающим козырем в этой битве, хотя нельзя сказать, что немецкое наступление полностью провалилось. Немцы глубоко вклинились в порядки оборонявшихся советских фронтов, но главную роль в этом сыграли обычные средства вермахта: артиллерия, авиация, другая бронетехника. Только благодаря мощным резервным армиям советское командование переломило исход битвы в свою пользу.

По итогам боевого применения «Тигров» в операции «Цитадель», командир 3-го танкового корпуса генерал Брейт выпустил 21 июля директиву. По ней командирам приписывалось использовать Т-6, в силу их хорошей защищенности и огневой мощи, против танков и противотанковых пушек противника и в виде исключений против пехотных целей. Приписывалось начинать вести огонь с больших дистанций – свыше 1000 метров, танк мог бить вражескую бронетехнику на дистанции 2000 метров и более. Бронетранспортеры, средние и легкие танки, САУ должны идти вплотную к «Тиграм», прикрывая их с флангов, расширяя и закрепляя успех. Прикрывать «Тигры» от «охотников за танками» должны были и сапёры, пехота. Саперы должны исследовать местность перед атакой ввиду большой опасности от мин противника. В обороне «Тигры» должны использоваться для контратак в числе не менее роты. Распылять танки запрещалось.


Pz.Kpfw.VI(H) 4-й танковой роты 1 -й танковой дивизии СС Лейбштандарт СС Адольф Гитлер.

«Пантеры»

Ещё одним легендарным танком вермахта стали средние (в немецкой историографии, в советских источниках «Пантера» считается тяжёлым танком) танки PzKpfw V «Пантера» (Panzerkampfwagen V Panther, в советских источниках Т-5 или Т-V). Многие эксперты считают этот танк лучшим танком вермахта и одним из лучших танков Второй мировой войны. Он предназначался для замены танков Т-3 и Т-4, должен был стать основным танком вермахта, работы по нему начались ещё в 1938 году.

Но возможности промышленности не позволили этого сделать, плюс сложен в производстве и дороже, чем планировали, поэтому решили вооружить Т-5 один батальон в каждом танковом полку. В его состав по штату входило 4 роты по 22 танка Т-5 (4 взвода по 5 машин и 2 командирских танка; 8 штабных танков (3 во взводе связи и 5 в разведывательном взводе); взвод ПВО, вооруженный зенитными танками, сапёры и техподразделения. Всего в батальоне должно было быть 96 танков, но в реальности было в армейских частях чуть более 50-ти, в частях СС 60-64. Сократили число танков и по штатам: сначала сократили до 17 машин, потом до 14, и к весне 1945 года в ротах насчитывалось по 10 танков.

Серийный выпуск «Пантер» продолжался с января 1943 года по апрель 1945 года, к началу Курской битвы были созданы 51-й и 52-й танковые батальона – по 96 новых машин. Их объединили в 10-ю танковую бригаду и придали дивизии «Великая Германия», в ней был ещё один танковый полк. Возможно, это была ошибка – такая концентрация танков, включая новые Т-5 в одной дивизии, в ней было 129 танков, включая 15 «Тигров» и 200 «Пантер». Например, 503-й батальон «Тигров» был раздёлен поротно между тремя дивизиями 3-го корпуса и Т-6 получили поддержку пехоты.

В итоге уже в первых боях «Пантеры» понесли тяжёлые потери, из-за того что число танков в дивизии резко возросло, а пехоты, артиллерии, сапёров больше не стало. Самый значительный процент потерь был вызван минами, так, 10 июля было повреждено 131 Т-5, из них с повреждением подвески (из-за подрыва на минах) – 70; 12 июля из 116 танков – 38. Но они были положительно оценены и немецким командованием, и нашим, Т-5 стали главным противотанковым средством 48-го танкового корпуса, в этой битве уничтожив до 50% всех советских танков, которые уничтожил весь корпус.

В дальнейших боях «Пантеры» себя хорошо показали, ими были довольны экипажи, уважал противник. Так, вооруженный Т-5 батальон танкового полка дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» в ноябре 1943 года воевал в районе Бердичева. Без техобслуживания за 6 дней боёв он прошел 210 км, уничтожив 40 танков Красной Армии и потеряв семь, они были подбиты выстрелами в борт и корму.

Но Т-5, как и КВ, и Т-34 в начале войны, стали заложниками периода поражений вермахта в 1943-1945 годы. Немцы часто не имели возможности эвакуировать поврежденные или вышедшие из-за поломок танки, которые можно было восстановить и вновь ввести в строй.

Промышленность Германии не могла дать их в достаточном количестве армии - на 31 мая 1944 года (перед началом летней кампании») из 15-ти танковых дивизий, воевавших на Восточном фронте, лишь шесть имели батальоны с Т-5.


Немецкий танк Т-VG Пантера в музее вооружения в Кубинке.

Что могла противопоставить Красная Армия немецким «чудо-танкам»

Не надо думать, что Красная Армия просто «давила» новые танки вермахта массой своих, или кроме мин против них не было других методов. При осмотре 31 танка Т-5 на полях Курской дуги, комиссия Главного бронетанкового управления РККА нашла следующие причины гибели машин: 1 танк был уничтожен авиабомбой в 100 кг, три при подрыве на минах и фугасах, четыре сломались и были брошены экипажами, 22 танка подбила артиллерия. На 22-х танках насчитали 58 попаданий: 10 в лоб корпуса –все срикошетили, в башню 16 снарядов – все пробили броню, в бортах 24 пробоины – все пробили танк. Выяснилось, что борта, башню бьют 45-мм, 76-мм, 85-мм бронебойные снаряды. Верхний лобовой лист корпуса держал все типы бронебойных снарядов. Лоб башни и маску пушки пробивали 85-мм бронебойные и 45-мм подкалиберные снаряды.

Согласно «Отчёту по действиям советской артиллерии в боевых действиях на Орловско-Курской дуге» и ряду других исследований, советская противотанковая и дивизионная артиллерия калибра 45-76 мм уничтожила 64-81% бронемашин вермахта; с помощью мин, бутылок с зажигательной смесью, гранат, ПТР уничтожили 11-13% бронетехники врага (на некоторых направлениях до 24%); танковые подразделения уничтожили 9-17% бронетехники врага (на некоторых направлениях до 21%).

Факт того, что большую часть бронетехники вермахт потерял из-за артиллерии противника, подтверждают и сами немцы. К тому же Т-5 и Т-6 уже фактически не были прорыва фронта, стратегическую инициативу вермахт потерял. Танки пришлось бросать в контратаки, чтобы попробовать «заткнуть» фронт, восстановить его.

Танки же не были основным орудием против других танков, это была задача артиллерии. Задачей танковых подразделений было развитие прорыва, а не встречный танковый бой. Так, в 1941 году танковые дивизии вермахта старались выставлять против танковых подразделений врага противотанковый заслон и двигаться дальше, также поступали танковые и мехкорпуса Красной Армии в 1943-1945 годах. Обороняющаяся сторона, наоборот, пыталась навязать танковый бой, чтобы сковать основные силы противника, не допустить прорыва крупных сил врага в тыл. Поэтому, обороняясь, танковые подразделения Красной Армии в 1941-1942 годы старались навязать танковое сражение с помощью КВ и Т-34, как и вермахт в 1943-1945 годы – пытался остановить прорыв фронта своими новыми танками Т-5, Т-6.


76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗиС-3).

Итог

«Чудо-танков» не было ни с советской, ни с немецкой стороны, это лишь миф кино и ряда авторов ура-патриотов или либерального толка. И против КВ, Т-34 у вермахта были методы борьбы, так и «Тигры», и «Пантеры» не тянули на роль «чудо-оружия», которое переломит ход войны. Были зенитки, корпусные орудия, авиация, мины, можно было их бить в борта противотанковой артиллерией – армии индустриальных стран имели широкий ассортимент для борьбы с «чудо-танками». К тому же их число было сравнительно невелико, и «перемолоть» их можно было без особого перенапряжения. Когда новых танков стало больше, уже были созданы более мощные противотанковые пушки, отработаны методы борьбы с новыми танками. Танки были всего лишь одним из инструментов войны, нельзя от них требовать радикального изменения на фронте. Это были хорошие машины, со своими «детскими болезнями», в итоге тридцатьчетверка стала лучшим танком Второй мировой войны, а «Пантера» лучшим танком вермахта. Противники были достойны друг друга, как и их оружие. Но советские люди были сильнее, их система превосходила нацистскую, их оружие было лучшим, поэтому и победили.

Источники :
Исаев А. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. М., 2006.
Коломиец М. Первые «тигры». М., 2000.
Шмелёв И. П. Бронетехника Германии 1934-1945 гг.: Иллюстрированный справочник. М., 2003.
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/PzV/txt/PzV2.php
http://militera.lib.ru/h/isaev_av6/05.html
http://tanki-tiger.narod.ru/
http://waralbum.ru/category/weapons/tanks/german_tanks/tiger/

В последние годы Второй мировой войны клонившийся к упадку Третий Рейх терпел все больше поражений от союзников на море. Понимая, что с Германия не в силах тягаться с Великобританией и США в крупных сражениях, немецкие стратеги решили перейти к тактике "малой морской войны". Так на свет появился проект Зеетойфель - миниатюрная подводная лодка с гусеницами, причудливый гибрид танка и субмарины, предназначенный для диверсионной войны.

Итальянский "предок"

Идея создания подобной машины была впервые воплощена в жизнь еще в 1918 году в Италии. Правда, за основу был взят катер, к которому приделали гусеницы. Предполагалось, что гибрид сможет успешно действовать как на море, так и на суше.

Определенные успехи действительно были. На завершающем этапе Первой мировой войны "Грилло", как назвали свое изобретение итальянцы, едва не потопил крупный австро-венгерский линкор "Вирибиус Унитис". "Катер-танк" смог пройти через несколько заграждений на главной базе императорских ВМС и выпустить пару торпед, попавших точно в цель. Но гигантский корабль устоял.

Несмотря на то, что главной цели достичь не удалось, концепция гибридной машины была в целом признана успешной. Спустя пару десятков лет наработки итальянских инженеров пригодились уже Третьему Рейху.

Стратеги германского флота - Кригсмарине - полагали, что оснащенные гибридами диверсионные отряды смогут нанести большой ущерб британскому и американскому флотам в местах их стоянки.

"Морской черт"

Вместо катера за основу для Зеетойфеля, который переводится с немецкого как «морской черт», была взята мини-субмарина с дизель-электрическим двигателем. В Кригсмарине рассчитывали, что "подводный танк" сможет выполнять как атакующую функцию, выпуская торпеды по флоту противника, так и транспортную, доставляя группы пловцов-диверсантов к месту сосредоточения кораблей противника.

Со стороны Зеетойфель напоминал огромную 14-метровую сигару на коротких гусеницах. Изначально гибрид был оснащен 80-сильным мотором, грибной винт приводился в действие электромотором. На вооружение "морской черт" имел две торпеды, которые можно было заменить на мины, а также огнемет или пулемет.

Машина должны была с одинаковым успехом действовать под водой и на суше, погружаясь и выходя на берег в любом месте. Таким образом, Зеетойфель мог атаковать как морские, так и наземные цели. Один из вариантов действия был следующим: машина успешно маскируется под цистерну у пирса в дневное время, а с наступлением темноты принимает на борт диверсантов, которые скрытно подводят ее к кораблям противника и уничтожают их.

При этом скоростным "подводный танк" назвать было нельзя: 25 километров в час по земле и 10 морских миль в воде. Максимальная дальность плавания "морского черта" - тысяча миль, а воздуха экипажу из двух человек хватало максимум на 100 часов - чуть больше четырех суток.

Бесславный конец

Немцы спешили провести испытания Зеетойфеля и начать серийный пуск «подводных танков» в первой половине 1944 года. В первую очередь предполагалось укрепить ими северо-западное побережье Франции, где германское командование ожидало скорой высадки союзников. Но нацисты промедлили, и к тому моменту, когда англо-британские войска вступили на пляжи Нормандии, испытания даже не начинались.

Стартовали они лишь в июле 1944 года. В ходе испытаний выяснилось, что дизель-двигатель мощностью 80 лошадиных сил оказался слишком слаб, а гусеницы были чрезмерно узкими, из-за чего Зеетойфель застревал в песке. Было принято решение поставить на машину двигатель в 250 лошадиных сил и провести другую "работу над ошибками".

Из-за этого было потеряно драгоценное время. Немцы рассчитывали запустить гибрид в серийное производство в 1945 году, но тогда Германии было уже не до "морского дьявола". Тотальный разгром на всех фронтах делал обстановку для Третьего Рейха безнадежной. Спасая Зеетойфеля от англо-американцев, немцы перевезли опытный образец в Любек, в порту которого он и был вскоре затоплен перед приближением союзных войск.

Были ли в Германии плавающие танки накануне 2 мир. войны?

Данный вопрос волнует множество людей интересующихся историей 2 мировой войны – это подтверждает тот факт, что в Интернете очень много форумов посвященных этой теме. Я также заинтересовался этой проблемой и решил высказать свое мнение в этом сочинении.

Впервые этот вопрос поставил бывший сотрудник ГРУ В.Суворов, утверждавший, что наличие в Советской Армии плавающих танков свидетельствовало о том, что руководство СССР, в лице И. Сталина, готовило планы по вторжению в Европу, с целью установления там коммунистического строя. В этой же книге Суворов утверждает, что в германских танковых войсках плавающих танков не было, что неприемлемо при ведении наступательной войны. В то же время Гудериан, в своих мемуарах писал о наличии в германских танковых войсках плавающих танков, предназначенных для форсирования водных препятствий.

Прежде чем приступить к вопросу о плавающих танках, я хотел бы рассмотреть общее состояние танковых войск Германии.

Состояние германских бронетанковых войск 1939-1945 г.г .

О состоянии Panzerwaffe в разные периоды Второй Мировой Войны можно судить по числовым данным о материальной части. Наиболее полно по танкам, истребителям танков, штурмовым и артиллерийским самоходным установкам они представлены в трудах Б. Мюллера-Гиллебранда.

Итак, на 1 сентября 1939 года (начало Второй Мировой Войны) Вермахт располагал 3190 танками, из них Pz Kpfw I - 1145, Pz Kpfw II - 1223, Pz Kpfw 35(t) - 219, Pz Kpfw 38(t) - 76, Pz Kpfw III - 98, Pz Kpfw IV - 211, 215 - командирскими, 3 - огнеметными, 5 штурмовыми орудиями. Безвозвратные потери в Польской кампании составили 198 машин.

На 1 мая 1940 года (канун вторжения во Францию) имелся 3381 танк, из них Pz Kpfw I - 523, Pz Kpfw II - 955, Pz Kpfw 35(t) - 106, Pz Kpfw 38(t) - 228, Pz Kpfw III - 349, Pz Kpfw IV - 278, 135 - командирских, 6 - штурмовых орудий.Из них на Западе к 10 мая - 2574 машины.

На 1 июня 1941 года: 5639 боевых машин, в том числе 377 штурмовых орудий. Из них 4575 боеспособных. Для войны против СССР предназначалось 3582 машины.

На 1 марта 1942 года: 5087 машин, из них 3093 боеспособных. Это самый низкий показатель за всю войну.

На 1 мая 1942 года (канун летнего наступления на советско-германском фронте): 5847 машин, из них 3711 боеспособных.

На 1 июля 1944 года: 12990 боевых машин, в том числе 7447 танков. Из них боеспособных 11143, в том числе 6087 боеспособных танков.

На 1 февраля 1945 года приходится максимум количества германской бронетехники: 13620 боевых машин, в том числе 6191 танков. Из них боеспособных 12524, в том числе 5177 боеспособных танков.

И, наконец, добавим, что на советско-германском фронте постоянно находилось от 65 до 80% германских бронетанковых сил.

Необходимо заметить, что ни один из вышеперечисленных танков не является плавающим, но следует ли из этого вывод о том, что в Германии их не было?

Скажем просто, они действительно были! Прежде всего необходимо уточнить, что же мы понимаем под термином «плавающий танк». Это танк, который помимо ведения наземного боя, способен форсировать водные преграды (реки и т.д.). Действительно, танки приспособленные к этому в Германии были и довольно давно.

Подводное форсирование немецким танками ( Tauchpanzer III )

16 июля 1940 немецкое командование приняло план вторжения германских войск в Англию - "Морской лев" ("Seelove") с готовностью на 15 августа. Срок начала операции неоднократно переносился, пока в конце концов её не отменили. Тем не менее, немцы успели основательно подготовиться к десантированию. Были разработаны и изготовлены морские транспорты, и десантные суда. Согласно утверждённому плану немецким танкам предписывалось пройти участок от транспортной баржи до берега своим ходом. Для этого был сформирован 18-й танковый полк укомплектованный специальными танками с оборудованием для подводного вождения. За основу взяли PzKpfw III Ausf F,G,H и успели переоборудовать 168 машин. Со временем операцию "Морской лев" отменили и решили перепрофилировать "плавающие" танки для форсирования рек. Первое боевое крещение немецкие танки-амфибии получили 22 июня 1941, когда форсировали р.Южный Буг недалеко от Бреста. Форсирование совершил 1-й батальон Манфреда Штрахвица 18-го ТП. В 04.45 танк №1 унтер-офицера Виршина первым вошёл в реку.

Изначально, подводное оборудование устанавливалось для конкретной операции, и являлось явным техническим успехом. Однако, позднее, эта идея сыграла злую шутку с немецким танкостроением. Начиная с PzKpfw Ausf VI Tiger I, на германских танках стал быстро прогрессировать избыточный вес. Тяжёлые машины уже не всегда могли пройти по капитальным мостам и совсем не могли по наплавным. А о форсировании реки на пароме теперь не было и речи. Тактическое применение новых танков заметно ухудшилось. В качестве выхода, немецкие конструкторы предложили интегрировать устройства подводного форсирования ещё на стадии проектирования танка. Звучало заманчиво, а на практике, оказалось обычной отговоркой неумения контролировать рост веса и мощности. Подводное оборудование заняло ограниченные внутренние объёмы танка. В итоге, перегруженные двигатели находились в тесных отсеках и не получая достаточного обдува, часто перегревались. А движение по холмистой местности стало серьёзной проблемой для новых танков и сопровождалось постоянными перегревами. Но, что самое интересное, все эти беды не компенсировались подводным форсированием. В боевых условиях, из-за абсолютной бесполезности, ОПВТ просто снималось с танков экипажами. Это подтверждает, тот факт, что командование даже не рассчитывало в своих планах на "водолазные" способности тяжёлых танков. Иначе оно не позволило бы ремонтным мастерским демонтировать ОПВТ. А позднее, уже и на заводах перестали снабжать танки ОПВТ, это удешевило производство, но ни как не улучшило надёжность. Такой шаг производителей явился прямым признанием того, что ОПВТ оказалось вредной и даже преступной уловкой немецких конструкторов, к которой прибегли, чтобы протащить свои несовершенные проекты в серийное производство.

Как видно, эти танки тоже можно отнести к «плавающим», хотя они на самом деле и не плавают, а предназначены для передвижения по дну рек и др. водных препятствий.

Плавающие танки

Работы по созданию плавающих танков в Германии велись очень интенсивно. Еще в двадцатые годы были созданы тяжелые танки, названные в целях конспирации мирным именем «Большой трактор», умеющие плавать, несмотря на свою внушительную массу. Но в 1937 г., Управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) сочло изготовление специальных дорогостоящих плавающих танков, имеющих к тому же ограниченные боевые возможности, нецелесообразным. Для оснащения вермахта в 1939 г. была выбрана иная концепция преодоления водных рубежей танковыми подразделениями. Для этого все легкие танки (а также некоторые PzKpfw III) должны были быть оборудованы быстросъемными мореходными поплавками, а средние и тяжелые иметь возможность преодолевать водные преграды по дну. Но если о последних известно немало, то первые незаслуженно остались «в тени», тем более что успехи «Блицкрига» и первой фазы «Барбаросса» отменили необходимость массового производства таких «плавунцов». А к концу 1941 г. фактически прекратили свое существование и сами легкие танки, как полноценные боевые единицы.

Рис1 Танк PzKpfw II с присоединенными поплавками (испытания 1940 г.)

Именно поэтому, порой трудно найти точные цифры о количестве плавающих танков в армии Вермахта.

Как видно, заявления В.Суворова не соответствуют истине. Плавающие танки в Германии были и в довольно больших количествах, однако их техническое несовершенство не позволило заявить о себе, как о серьезной разновидности бронетанковых войск.

Теперь рассмотрим наличие плавающих танков в СССР.

Малый плавающий танк Т-37А

В 1933 г. был принят на вооружение Красной Армии под названием «малый плавающий танк Т-37А». Танк имел клепаный или сварной герметичный корпус из катаных броневых листов. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса: боевое отделение и отделение управления были выполнены совмещенными, механик-водитель находился слева, командир – справа по ходу движения. Автомобильный двигатель «Форд-АА» размещался сзади, вдоль оси танка. Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом, маневрирование – рулем. При этом лопасти гребного винта могли поворачиваться, позволяя, таким образом, осуществлять реверс хода на плаву. При движении по суше танк преодолевал подъем до 35°, ров шириной 1,4 м и стенку высотой до 0,5 м.

За время серийного производства было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых химических танков с огнеметной установкой.

Танк состоял на вооружении танковых рот разведывательных батальонов танковых мотострелковых и стрелковых дивизий. В каждой роте было 3 взвода по 5 машин.

Малый плавающий танк Т-38

В 1935 году была проведена модернизация танка Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его устойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы. При производстве танка широко использовалась сварка. Машина была принята на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Кроме стандартных машин выпускались командирские танки с радиостанциями 71-ТК-1, танки модификаций Т-38М и Т-38М1 с рулевым управлением планетарного типа, а также танки наиболее совершенной модификации Т-38М2 с более мощным двигателем и улучшенной коробкой передач, что позволило повысить скорость танка.

В конце лета 1940 года, в ходе подготовки операции «Seelove» («Морской лев») по высадке на Британские острова в Германии был создан танк для хождения под водой Tauchpanzer III.
За основу был взят немецкий средний танк Panzerkampfwagen III. Все люки и щели в башне и корпусе танка подверглись герметизации с помощью разного рода резиновых прокладок и чехлов, а также битумной замазки. Выхлопная труба снабжалась клапаном.
Воздух в танк Tauchpanzer III подавался через резиновый рукав длиной 18 м и диаметром 200 мм. На конце рукава крепился поплавок, удерживавший его на поверхности воды. К этому же поплавку крепилась радиоантенна.

Для откачки воды, которая могла бы поступать в танк, был установлен дополнительный водооткачивающий насос.
При движении под водой двигатель танка Tauchpanzer III охлаждался морской водой.
Члены экипажа имели в своем распоряжении индивидуальные дыхательные средства, заимствованные у подводников.
Tauchpanzer III должны были доставляться к английскому берегу на специальных баржах, а затем опускаться в воду на 15-метровую глубину с помощью крана.

Для выдерживания направления движения под водой предназначался гирокомпас. Кроме того, корректировка направления могла осуществляться по радио с поверхности моря.
Всего, с июля по октябрь 1940 г. было создано 168 машин.
С июля 1940 г. четыре отделения, сформированные из персонала существующих танковых полков, проходили усиленную тренировку на острове Зильт. Готовность к действиям была продемонстрирована 10 августа в Путлоссе. В октябре три подготовленные отделения вошли в состав 18-й танковой дивизии, а четвертая - в 6-й танковый полк 3-й танковой дивизии.

После отказа от операции «Морской Лев» танки Tauchpanzer III оказались не нужны в их первоначальном оснащении. Весной 1941 г. на заводе в Миловицах (Чехия) танки переоборудовали для преодоления по дну рек с неподвижной шнорхельной трубой, установленной на крыше командирской башенки.
В первые часы операции «Барбаросса» эти танки по дну форсировали Западный Буг. В дальнейшем они использовались как обычные танки.
Еще раз применить эти машины по назначению планировалось при подготовке десантной операции на Мальту. Но и эта операция не состоялась.

Тактико-технические характеристики танка Tauchpanzer III:
Экипаж, чел.: 5;
Масса танка, т: 19,8;
Габаритные размеры, мм: длина – 5380, ширина – 2910, высота – 2440;
Двигатель: «Майбах» HL120TR;
Скорость по суше, км/ч: 40;
Дальность хода, км: 165;
Радиостанция: FuG5;
Вооружение.......37-мм пушка либо 50-мм пушка, три 7,92-мм пулемета MG 34;
Бронирование танка, мм: башня лоб, корпус лоб, маска пушки, борта - 30; корма – 21…30; крыша – 12…17