Нравственные нормы современной белорусской молодежи. Нравственное развитие молодежи. Нравственные нормы современной белорусской молодёжи

В нестабильные или кризисные периоды общественного развития молодёжь попадает в самую гущу протекающих конфликтов, пытаясь не только обрести собственные более полные представления об окружающем мире, но и активно включаясь в его переустройство. Причем инновационный потенциал молодёжи в таких случаях может иметь самую разную направленность: от экстремистско-революционной до позитивно-созидательной, конструктивной.
Современная молодежь и подростки живут в условиях глубокого и обширного пересмотра основных ценностей, затяжных социально-экономических и политических реформ. В подобной ситуации важно выявить их гражданское самоопределение и социальное самочувствие, общие тенденции, протекающие в молодежной среде, отношение молодежи к органам власти, к другим общественным институтам, государственным и политическим деятелям, к своей стране в целом и, что крайне значимо, к государственной молодежной политике (далее - ГМП).
На мировоззрение и отношение молодёжи к окружающему миру, государству, обществу влияют многие факторы: материальное положение; состояние..

Молодежь как наиболее динамичная социально-демографическая группа включается в общественные отношения с учетом существующих норм и ценностей. Именно в обобщенных представления о значимом, должном, безнравственном и др. выражается отношение человека к себе, своему окружению, обществу в целом. Они определяют мировоззрение человека, служат компасом, с помощью которого молодежь формирует свою стратегию социального поведения и ориентируется в жизни. Ценности зависят не только от политических, экономических и социокультурных условий, но и от того, как они воспринимаются молодыми людьми. Поэтому с изменением внешних и/или внутренних факторов изменяется и система ценностей. Социологический ракурс изучения ценностей и ценностных ориентаций молодежи позволяет наглядно увидеть социальный портрет этой группы изнутри. Знание о стремлениях, предрасположенностях, ожиданиях, духовно-нравственных ориентирах представителей различных слоев молодых людей позволит обнаружить назревающие проблемы и разработать грамотную государственную молодежную политику .

Нынешнее поколение юношества названо учеными поколением переходного периода. Его становление происходило в период глобальных политических преобразований в странах Центральной и Восточной Европы. Типичной для тоталитарного общества была политика двойных стандартов, в том числе и в сфере ценностных ориентаций. Идеологически одобряемые ценности механически переносились на личностный уровень. Поэтому во многих социологических исследованиях ценностных предпочтений молодежи советского периода очевидно преобладание официально признанных ценностей и норм, приоритет общественного над личным.

Этническая культура служит ценностным регулятором человеческих отношений, являясь основой правовой, нравственной, интеллектуальной, эстетической культуры.
Введение новых приоритетов в социально-культурной сфере требует совершенствования системы культурных ценностей общества. Сохраняя традиционные ценности народной культуры, связанные с уважением к старшим, заботой о детях, чувством чести и достоинства, терпимости и дружелюбия, необходимо установить такие приоритеты, как уважение к личности, развитие интеллектуального потенциала, формирование творческой активности человека в освоении современных форм жизнедеятельности, реализация этнокультурного компонента.
Решение этой проблемы требует ответственного подхода, практических действий, направленных на повышение качества образования, нравственно-эстетического воспитания, этнокультурного развития личности.

Применительно к настоящей работе этнокульту-ра представляет совокупность материальных и духовных ценностей, складывающихся в жизнедеятельности белорусского народа на основе традиций, обычаев, обрядов, поведенческих норм, социальных взаимоотношений и других факторов.

Воспитательный потенциал белорусской этно-культуры включает следующие основополагающие компоненты:
наличие идеала личности, отраженного в народном творчестве и представляющего социальную, нравственно-эстетическую характеристику на основе общечеловеческих ценностей;
соответствие социальных отношений и требований духовным традициям народа, преемственности поколений;
общность факторов воспитания (семья, природа, труд, игра и др.), позволяющих личности включаться в различные виды деятельности;
гуманистически направленный характер группового и индивидуального воздействия, основанный на уважении достоинства личности и признании ее свободы.

Одним из главных показателей принадлежности личности к этнической общности является социализация ее в сфере национальной культуры, освоение и трансляция народных традиций, отраженных в религиозных верованиях, фольклорном творчестве и других проявлениях культуры. В этой связи реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно-творческой деятельности личности, направленных на восприятие этнокультурных ценностей.
Педагогические возможности белорусской эт-нокультуры актуализируются в современной концепции образования, согласно которой целью учебно-воспитательного процесса является развитие культурной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, мировую и национальную художественную культуру, способной к самоопределению и культурной идентификации.

Главный образец в этнической традиционной педагогике-человек, поведение, манеры, поступки которого определяются в соответствии с этническим представлением белорусов о человечности. Белорусская этнопедагогика ориентирует воспитуемого быть настоящим человеком в различных жизненных ситуациях: «Хто людзям дабра жадае, той i сабе мае», «Добра раб^ добра будзе», «Не кручан - не рамень, не вучан - не чалавек».
Проектируя личностную основу человека, белорусы акцентируют внимание на совести, чести, мудрости, считая их основными показателями духовного совершенства: «Сумленне - ста чалавека», «З сумлення бруду не змыеш», «Краса прыглядзщца, а розум прыгадзщца».
Наряду с этими важными составляющими человечности, необходимым дополнением в нравственно-эстетическом развитии личности белорусы считают понимание красоты, стремление к прекрасному во всех областях жизнедеятельности. Представление о прекрасном в человеке формировалось сквозь призму нравственной чистоты: «Твар белы, а душа чор-ная», «Глядзець прыгожы, да не гожы», эстетической оценки труда и его результатов: «Як кветка не бывае без плода, так i праца не бывае без асалоды».

Комплексный подход к исследованию проблем фольклора предполагает рассмотрение его в синкретическом единстве всех сторон через теоретическое осмысление философских, исторических, национальных особенностей. Роль, место фольклора в жизнедеятельности людей детерминируются историческим типом определенной системы духовной культуры, в составе которой он возникает, существует и функционирует. Фольклор в целом, как и конкретные его проявления, можно рассматривать как сумму детерминант исторического, национального, этнического характера, удовлетворяющего духовно-практические потребности человека.
Народная культура, включающая в себя образовательно-воспитательный и культурно-воспитательный компоненты, наряду с другими факторами развития современного общества, активно участвует в формировании личности на всех этапах ее становления. Исторические процессы возрождения и развития народной культуры требуют обращения к истокам обычаев, традиций, обрядов, представляющих духовную систему жизни людей, их мировоззрение, опыт социальный и творческий.

Проблема изучения, сохранения и использования культуры предшествующих поколений нашла отражение в концепции «диалога культур», которая в последнее время плодотворно разрабатывается в философии, социологии, этнографии, педагогике.
Ведущая идея концепции состоит в том, что, осознание ценности культурной традиции в духовном развитии человечества невозможно без понимания временно-пространственных связей культуры. Вступление человека в творческий диалог с предшествующей культурой, освоение (и трансляция её ценностей) определяет дальнейшее развитие не только отдельных личностей, но и всего общества в целом.

Исторические условия жизни белорусского народа, связанные с постоянной борьбой за свою независимость и суверенное развитие, способствовали формированию национального самоопределения, основанного на доброжелательности, человеколюбии, общительности, достоинстве, патриотизме. Исторический, социальный, педагогический опыт, созданный белорусским народом, нашел отражение в его лучших традициях, фольклоре, составляющем неисчерпаемое богатство мудрости, таланта, творчества.

У белорусского народа существуют традиции, обычаи, обряды и праздники, становление которых происходило на протяжении многих веков. Функционирование, трансформация фольклорных обрядов, преобразование некоторых элементов, частичное изменение образно-содержательной сферы не ослабляют связи народного творчества с входящими в него культурными ценностями. Возобновляемые в каждом поколении традиционные элементы народной культуры позволяют выразить национальное своеобразие и самобытность народа, его философские взгляды, творческую одаренность. На протяжении столетий в белорусском фольклоре отрабатывалось национальное своеобразие музыкально-поэтических, драматических, хореографических форм, оттачивался стиль и манера исполнения. В нем сохранилась эмоционально-насыщенная атмосфера праздника, пронизанная радостью и величальным пафосом коллективного труда, чувствами единения человека с природой.

Белорусские календарно-обрядовые праздники, отражающие основные этапы народного земледельческого календаря, имеют некоторые функциональные особенности. Во время празднования в зрелищной, вербальной, символической и других формах происходит ценностная ориентация личности, становится доступным целый спектр эмоций и настроений, передающих колорит этнической культуры, ее динамизм и красочность. Важный момент фольклорного праздника, обряда состоит в том, что нередко они своими элементами обогащают культуру повседневную. Многие праздничные, обрядовые действия традиционно вошли в быт народа, некоторые праздничные атрибуты используются в повседневной жизни, придавая ей особый национальный колорит.

Сложность и многовариантность истоков зрелищного народного искусства породила богатое разнообразие форм, используемых во время обрядовых действий, народных гуляний и праздников. С течением времени магические, обрядовые, исторические и другие мотивы в белорусском народном творчестве становятся чисто традиционными элементами, представляя в основном этнографический, фольклороведческий интерес. Вместе с тем, роль белорусского фольклора в формировании этнокуль-туры личности состоит в большой познавательной ценности, функциональной определенности, нравственно-эстетической направленности, которые позволяют понять смысл жизни, ощутить радость труда, совершенство и духовное богатство человека, его согласие с окружающей природой.

Развитие современного общества характеризуется проникновением фольклора во все сферы человеческой деятельности в условиях городской среды и сельского социума. Средства массовой информации, активные контакты с городом сделали для сельской молодежи доступными различные формы народной культуры. Однако многие из предлагаемых сегодня форм обесценивают смысловое содержание традиционной культуры, размывают нравственно-эстетические ориентации, вкусы и идеалы в сознании молодежи. Примитивный характер организации и проведения некоторых современных фольклорных праздников, фестивалей, игр, других форм народного творчества ослабляет их культурный, ценностный потенциал.
Сельская молодежь в силу отдаленности от городских культурных центров имеет ограниченные возможности для коллективных посещений массовых народных фестивалей и праздников, профессионально-организованных мероприятий по приобщению личности к культурным традициям своего народа (концертов, музеев, картинных галерей, выставок изобразительного и декоративно-прикладного творчества).
В виду этих специфических условий у сельского населения наблюдается повышенный интерес к происходящим культурным событиям, к личному участию в самодеятельном художественном творчестве.

В создании социокультурной среды в сельском молодежном коллективе есть и некоторые преимущества. Одной из главных положительных тенденций является постоянное общение сельских жителей с природой, более тесный, чем у городской молодежи контакт с носителями народного творчества, с фольклорными произведениями и художественными промыслами. В условиях сельской жизни молодежь значительно раньше, чем в городе постигает красоту коллективного труда и его результатов, что сказывается на формировании более близких межличностных отношений.

Специфика жизнедеятельности молодежи как социальной группы, ее особое предназначение как носителя определенной этнической культуры делают вопросы развития молодого поколения в духе этнической толерантности приоритетными направлениями формирования современного белорусского общества.

В работе с молодежью должны решаться задачи формирования этнокультурной идентичности, сохранения этнокультурного наследия на основе принципов культуры мира. В процессе формирования этнического самосознания личности необходимо обратить внимание на ценностное отношение к истории, национальным традициям, обычаям своего народа, фольклору, языковой культуре, государственности.

Многофункциональность народной культуры, многообразие видов и форм этнокультурного материала представляют большие возможности для разностороннего проявления художественного творчества в различных жанрах музыкально-исполнительской, театральной, изобразительно-цветовой деятельности, декоративно-прикладного искусства.
Педагогическая направленность белорусской этнокультуры в будущее прослеживается в передаче новым поколениям народных традиций, отраженных как в практике так и в народно-поэтическом, музыкально-танцевальном, декоративно -прикладном творчестве. Среди всех традиций, дошедших до наших дней, особо значимыми являются педагогические, поскольку в основе всей культуры - традиционная культура воспитания.

Освоение национальной культуры, сохранение традиционных архетипов, развитие народного творчества являются важными показателями принадлежности молодых людей к этнической социальной общности. Ценностное отношение молодежи к народной культуре - это также непосредственно переживаемое чувство единения с ней, ощущение ценности материального и духовного мира, отраженного в фольклоре, неразрывной связи с ним, а значит причастности и ответственности за сохранение и развитие культурных традиций. В структуре современной белорусской культуры все большее место занимают народные зрелищные искусства, которым отводится значительная роль в этнокультурном развитии молодежи, организации их творческой самодеятельности.

Таким образом, приобщение молодого поколения к фольклору позволит раскрыть особенности социокультурного пространства своей родины, понять и постичь многомерность и значимость смыс-лообразующих факторов народного творчества, его взаимосвязи с общечеловеческими культурными ценностями. В начале третьего тысячелетия, когда главными предметами научных интересов станут природа и человек, фольклор, с его образно-содержательной, логической системой познания мира, с опытом не только художественным, но и мировоззренческим, социально-историческим, этническим, педагогическим станет одним из главных источников этнокультурного развития молодежи.

Литература

  1. Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография/Ю. В. Бромлей. - М., 1973.
  2. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций Г. Д. Грачев. - М., 1998.
  3. Proverbia et dicta: Шас^моуны слоунк прыказак, прымавак, i крылатых слоу/пад. рэд. Н. А. Ганчаровай. -Мiнск: Унiверсiтэцкае, 1993.
  4. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование: категории, принципы, система Т. К. Солодухина. - М.: Вестник Москов. гос. ун-та культуры и искусства. - 2005. - №2. - С. 89-96.
  5. Юзефавичус,Т. А. Этнокультурный аспект социально-педагогической работы с молодежью Т. А. Юзефа-вичус Известия академии педагогических и социальных наук. - Москва, 2006. - 606-616 с.

Как показывает проведенное исследование, у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение главных жизненных целей молодежи.%

жизненные цели

ответивших

иметь хорошую семью

получить хорошее образование

устроиться на хорошую работу

иметь свою квартиру

заработать много денег

обеспечить будущее детям

открыть свой бизнес

жить в достатке

приобрести дорогие вещи

Как видно, для современной белорусской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально, практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, %

Сферы достижения успехов

Уже добились

Получить хорошее образование

Получить престижную работу

Создать прочную, счастливую

Создать собственный бизнес

Стать богатым человеком

Заниматься

любимым делом

Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей

Таблица 3.

К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее поколение, %

Сферы достижения успехов

Уже добились

Пока не добились, но считают, что им это еще по силам

Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого

В их жизненных планах этого не было

Получить хорошее образование

Получить престижную работу

Создать прочную, счастливую семью

Создать собственный бизнес

Стать богатым человеком

Заниматься любимым делом

Стать знаменитым, чтобы привлечь

внимание людей

Побывать в разных странах мира

Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов?

Скорее всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у “благополучной” и “неблагополучной” молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди “благополучных” считают, что они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди “неблагополучных” число тех, кто насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно.

А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как вытекает из данных, представленных в таблице №4, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий.

В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении (см. табл. 3).

Таблица 4.

Опасения белорусской молодежи

Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий.

Однако убеждение молодых белорусов в том, что бедность -- справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма.

Определенные различия здесь выявляются и в среде самой молодежи. Если у “благополучных” молодых белорусов 84,3% были убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от них самих, то среди “неблагополучных” -- только 49,6%. Соответственно, две трети “благополучных” молодых беларусов были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно -- и это справедливо.

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Последние десятилетия в истории Республики Беларусь характеризуются изменением роли и места религии в жизни белорусского общества. Религиозные ценности стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций, прежде всеготрадиционных для белорусского народа конфессий - Белорусской православной церкви, Римско-католической церкви, Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама. Данные социологических опросов свидетельствуют о росте религиозности населения. Так, по данным социологических исследований, проводимых Центром социологических и политических исследований и географическим факультетом БГУ, доля граждан,относящих себя к религиозному типу мировоззрения, выросла с 47,5% в 1998 году до 58,9%.
Изменение в отношении общества к проблемам духовных ценностей оказало определяющее влияние на приоритеты государственной политики в сфере религии и отношений с религиозными организациям. Государство признало, что церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовныйпотенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа (преамбула Закона Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях"). За последние двадцать лет государство перешло от принципа отделения государства и школы от церкви к принципу построения взаимоотношенийгосударства и религиозных организаций с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа (статья 16 Конституции Республики Беларусь).
Одной из определяющих областей взаимоотношения государства и религиозных организаций является сфера духовного, нравственного, патриотического образования и воспитания. Интеграция в образовательное пространство страныопыта традиционных для Беларуси конфессий в сфере духовной деятельности постепенно становится объективной реальностью.
Нравственная сила религиозной этики сегодня все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения.
Проблема развития духовности и нравственности молодого поколения - одна из самых актуальных в современном обществе. Вусловиях смены ценностных установок молодежи необходимо указать новые ориентиры в гуманитарном поиске. В связи с этим актуализируется изучение религии как социокультурного феномена, являющегося неотъемлемым компонентом гуманистического образования. Религия в этих рамках рассматривается в качестве составной части культуры в ее взаимодействии с другими областями человеческой жизни.
Современный молодойчеловек живет в социальной системе, впитавшей в себя многие религиозные идеи, в первую очередь христианскую этику. Религиозные представления у значительной части молодежи являются составной частью мировоззрения. Так, в соответствии с исследованиями, проведенными в 2006 году Центром социологический и политический исследований и географического факультета БГУ, верующими в Бога признали себя 50,5% молодых людейв возрасте от 18 до 29 лет, 6,4% верят в сверхъестественные силы, однозначно не смогли ответить на вопрос «считаете ли Вы себя верующим человеком» 28,7% опрошенных. Из всех опрошенных только 14,4% определили себя как неверующих.
Что касается конфессиональной самоидентификации, то 82,4 % молодых людей отождествляют себя с определенными религиозными конфессиями, преимущественно с православием(69,1 %). С католической конфессией идентифицируют себя 8,2 %, с христианством в целом - 3,2 %, с другими конфессиями -1,9 %. К определенным конфессиям относят себя даже те опрошенные, которые считают себя неверующими или не смогли однозначно ответить на вопрос «считаете ли Вы себя верующим человеком». Это свидетельствует о том, что православие, католицизм и...