Орудие-призрак: в существование этой пушки советская разведка не верила до конца. Толстый Густав - самая большая пушка Гитлера

Не найдя применения своему суперорудию на западе, немцы перебросили «Дору» на свой восточный фронт. В результате в феврале 1942 года «Дору» направили в Крым в распоряжение 11-й армии, где ее главной задачей стал обстрел знаменитых советских 305-мм береговых батарей № 30 и №35 и укреплений осажденного Севастополя, отразившего к тому времени уже два штурма.

Подготовка и обслуживание данного артиллерийского чудища носила по настоящему масштабный характер. Известно, что только фугасный снаряд «Доры» массой 4,8 т нес 700 кг взрывчатки, бетонобойный массой 7,1 т - 250 кг, большие заряды к ним весили соответственно 2 и 1,85 т.

Люлька под ствол монтировалась между двумя опорами, каждая из которых занимала одну железнодорожную колею и покоилась на четырех пятиосных платформах. Для подачи снарядов и зарядов служили два подъемника. Перевозилось орудие, конечно, в разобранном виде. Для его установки железнодорожный путь разветвляли, прокладывая четыре изогнутые - для горизонтальной наводки - параллельные ветки. На две внутренние ветки загоняли опоры орудия. По внешним путям двигались два 110-тонных мостовых крана, необходимых для сборки орудия.

Сама позиция орудия занимала участок длиной 4 120-4 370 м. А в целом, подготовка позиции и сборка орудия длилась от полутора до шести с половиной недель.

Непосредственно сам расчет орудия составлял около 500 человек, дополнительно к орудию всегда были прикомандированы целый батальон охраны, транспортный батальон, два железнодорожных состава для подвоза боеприпасов, отдельный энергопоезд, а для кормёжки всего этого войска имелся свой полевой хлебозавод и даже комендатура со своими полевыми жандармами.

Таким образом, численность личного состава только на одну установку возрастала до 1 420 человек. Командовал расчетом такого орудия целый полковник. В Крыму численность расчета «Доры» выросла свыше 1500 человек, так как артиллерийскому чудищу дополнительно придали группу военной полиции для его защиты от нападения диверсионных групп и партизан, химподразделение для постановки дымовых завес и усиленный зенитный дивизион, так как уязвимость от авиации была одной из главных проблем железнодорожной артиллерии. В итоге логово «Доры» было надежно прикрыто как на земле, так и с воздуха.

От «Круппа» с установкой направили группу инженеров. Позицию для «Доры» во время облета окрестностей с воздуха выбирал сам лично генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек.

По замыслу германцев, пушка должна была быть укрыта в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, то для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями. http://www.webpark.ru/comment/35512 Окончательно позицию оборудовали к июню 1942 года в 20 км от Севастополя. Перемещали собранную «Дору» два дизельных локомотива мощностью в 1 050 л. с. каждый. Дополнительно, против укреплений Севастополя немцы применили еще и две 60-см самоходные мортиры типа «Карл».

Из истории обороны Севастополя известно, что с 5 по 17 июня «Дора» всего сделала 48 выстрелов. Вместе с полигонными испытаниями это исчерпало ресурс ствола, и орудие увезли в тыл. Однако, в мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости гораздо больше, почти 80 снарядов. Немецкую громадину довольно скоро засекли советские летчики, которые нанесли по ее позиции бомбоштурмовой удар, в результате которого был поврежден энергопоезд.

В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта, так было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м. В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.

Об эффективности самой стрельбы, боевого применения «Доры» историки спорят до сих пор, но почти все сходятся на том, что как и в случае с «парижской пушкой» , «Дора» никак не соответствовала своим колоссальным размерам и стоимости установки. Их мнение подтверждают слова того, чьи войска непосредственно применяли это орудие в ходе штурма Севастополя:

«Эрих фон МАНШТЕЙН:...5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.»

На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» - в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас - 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города...."

В дальнейшем, что после взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. А когда началась операция по прорыву блокады города, то немцы спешно эвакуировали свою суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали. Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковник Франц Гальдер: «Настоящее произведение искусства, однако, бесполезное».

В дальнейшем известно, что немецкие конструктора пытались модернизировать и сделать «Дору» сверхдальнобойной, для использования теперь уже на западном фронте. С этой целью прибегли к схеме, похожей на так называемый проект Дамбляна, это когда из ствола пушки намеревались запускать трехступенчатый реактивный снаряд. Но дальше проекта дело не пошло. Как и сочетание 52-см гладкого ствола к той же установке и активно-реактивного снаряда с дальностью полета 100 км.

В годы второй мировой, немцами была изготовлена ещё и вторая 80-см установка, известная под именем «Тяжелый Густав» - в честь Густава Круппа фон Болен унд Гальбаха. К концу войны «Крупп» смогла изготовить узлы и для третьей установки, но собрать ее германцы так и не успели. Отдельные части 80-см орудия, были захвачены советскими войсками, которые все это добро подобрали и отправили для изучения в СССР.

Вероятно свой боевой путь все эти «Доры» и «Густавы» завершили, где то там, в советских мартеновских печах, когда победители перековали все эти орудия войны и устрашения на обыкновенные орала. И, тем не менее, следует признать, что в чисто техническом отношении 80-см артиллерийская железнодорожная установка была хорошей конструкторской работой и убедительной демонстрацией германской промышленной мощи.

Сверхтяжелое артиллерийское орудие на железнодорожном ходу «Дора» было разработано в конце 30-х годов прошлого века немецкой фирмой «Крупп». Это орудие было предназначено для разрушения фортификационных сооружений на границах Германии с Бельгией, Францией (линия Мажино). В 1942 году «Дора» была использована для штурма Севастополя, а в 1944 году для подавления восстания в Варшаве.


Развитие артиллерии Германии после 1-й мировой войны было ограничено Версальским договором. Согласно положениям этого договора, Германии запрещалось иметь любые зенитные и противотанковые пушки, а также орудия, калибр которых превышал 150 мм. Таким образом, создание крупнокалиберной и мощной артиллерии было вопросом чести и престижа, считали лидеры нацисткой Германии.

Исходя из этого, в 1936 году, когда Гитлер посетил один из заводов фирмы «Крупп», он категорически потребовал от руководства компании спроектировать сверхмощное орудие, которое было бы способно разрушить французскую линию Мажино и бельгийские пограничные форты, например «Эбен-Эмаль». Согласно требованиям Вермахта, снаряд пушки должен быть способен пробить бетон толщиной 7 м., броню 1 м., твердый грунт 30 метров, максимальная дальнобойность орудия должна составлять 25-45 км. и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.

Группу конструкторов концерна «Крупп», которая занялась созданием новой сверхмощной пушки по предложенным тактико-техническим требованиям, возглавлял профессор Э.Мюллер, имевший громадный опыт в данном вопросе. Разработка проекта была завершена в 1937 году, и в этом же году концерну «Крупп» был дан заказ на производство новой пушки калибра 800мм. Строительство первого орудия было завершено в 1941 году. Орудию, в честь жены Э.Мюллера, дали название «Дора». Второе орудие, которое в честь руководства фирмы Густава фон Болена и Гальбаха Круппа было названо «Толстый Густав», было построено в середине 1941 года. Кроме того, было спроектировано третье орудие калибра 520 мм. и длиной ствола 48 метров. Оно называлось «Длинный Густав». Но это орудие не было достроено.

В 1941 году в 120 км. западнее Берлина, на полигоне «Рюгенвальде-Хиллерслебен», прошли испытания орудий. На испытаниях присутствовал сам Адольф Гитлер, его соратник Альберт Шпеер, а также другие высокие армейские чины. Гитлер остался доволен результатами испытаний.

Хотя пушки и не имели некоторые механизмы, они соответствовали требованиям, которые были указаны в техзадании. Все испытания были закончены к концу 42-го года. Орудие было поставлено в войска. К этому же времени на заводах компании было изготовлено свыше 100 снарядов калибра 800 мм.

Некоторые особенности конструкции орудия.

Запирание затвора ствола, а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.
Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).

Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.

Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора» была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:
1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;
2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;
3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;
4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;
5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.

Боевое применение.

Во второй мировой войне «Дора» принимала участие всего дважды.
Первый раз орудие было использовано для взятия Севастополя в 1942 году. Во время этой кампании был зафиксирован всего один случай удачного попадания снаряда «Доры», который вызвал взрыв находившегося на глубине 27 метров склада боеприпасов. Остальные выстрелы «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась каплеобразная форма диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города. В Севастополе орудием было выпущено 48 снарядов.

После Севастополя «Дора» была отправлена под Ленинград, а оттуда на ремонт в Эссен.
Второй раз «Дора» использовалась в 1944 году для подавления Варшавского восстания. Всего Варшаве орудием было выпущено больше 30 снарядов.

Конец «Доры» и «Густава».

22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора» и «Густав». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

Королева всех железнодорожных артустановок Гитлера. На строительство громадного, названного при рождении «Густавом», орудия вдохновил Гитлер, однажды поинтересовавшийся, какая нужна пушка для разрушения своими снарядами укреплений «Линии Мажино».

Инженеры концерна «Крупп» приступили к этой работе в 1937 году, но прошло три года, пока первый ствол подготовили для огневых испытаний, и еще два года, пока собрали всю установку. Но уже шел 1942 год, «Линия Мажино» находилась далеко в немецком тылу. Но существовали другие цели: первая - британские уфепления в Гибралтаре, но испанский диктатор Франко отказался присоединиться к операции Гитлера. Ленинград, обстреливаемый с конца 1941 года, стал второй целью.

Севастополь, советская военно-морская база на Черном море, находился в осаде, поэтому командующий 11-й немецкой армией генерал-полковник фон Манштейн торопился. Поддерживаемый мощными авианалетами, Манштейн хотел иметь железнодорожный осадный состав, включающий самоходную гаубицу «Тор» (Thor).

Морем Манштейну доставили 25 платформ «Густава» для поддержки осады. Монтаж артустановки выполнили с помощью двух 110-тонных кранов. Укладка рельсов и установка оборудования заняли в общей сложности шесть недель. Наконец, 5 июня «Густав» произвел свои первые выстрелы. Цели - береговые батареи, защищавшие и русскую крепость. О месте падения снаряда докладывал самолет-корректировщик «Физелер» Fi-156 «Шторх».

Для подавления крепости произвели восемь выстрелов. Орудие использовало два типа снарядов: 7-тонный бронебойный снаряд, разработанный для разрушения бетонных укреплений, и 5-тонный фугасный снаряд большой мощности.

На следующий день смертельное внимание «Густава» сосредоточилось на «Форте Молотова». Потребовалось семь выстрелов для разрушения форта. Далее наступило время обстрела целей особой сложности: подземного (и подводного) склада боеприпасов в штольнях под Севастополем, выходящих к севастопольским бухтам. Было выпущено 9 снарядов, пролетевших около 25 км по воздуху до погружения под воду на глубину 30 м и пробивания бетонного перекрытия, чтобы затем взорваться внутри.

«Густав» продолжал свои обстрелы всю неделю в качестве осадного орудия фон Манштейна, систематически обрабатывая каждую русскую позицию. Однако защитники крепости уже ушли и погибли в боях в лабиринтах тоннелей, которые соединяли форты. Один за другим они погибали от взрывов зарядов, приносимых в ранцах, или от огня огнеметов. 1 июля горстка оставшихся в живых защитников капитулировала.

«Густав» разобрали и возвратили в Германию. Осадный поезд предполагалось использовать летом 1943 года для обстрела Ленинграда, а затем для поддержки наступления под Курском. Вскоре операция Цитадель потерпела крах, и Советская Армия перешла в наступление. «Густав» больше так и не появился в собранном виде. Состав с частями 800-мм орудия обнаружили в 1945 году, но ничего не сохранилось, кроме нескольких снарядов.

Сборка 800-мм орудия - сложная задача. Во-первых, необходимо было смонтировать 1 км. двойных рельсовых путей, уложенных в специально выкопанную траншею. Затем монтировались два массивных портальных крана для монтажа орудия. Полный цикл работ занимал 3-6 недель.


Технические характеристики «Густава» 800-мм орудия («Айсебан»)

Калибр: 800 мм.
Длина: 42,976 м.
Длина ствола: 32,48 м.
Вес: 1350 т.
Максимальный угол возвышения ствола: 65°
Боеприпасы: 4800-кг фугасный или 7100-кг бронебойный снаряда
Начальная скорость снаряда: 820 м/с (фугасный), 710 м/с (бронебойный)
Максимальная дальность: 47 км для 4,8-тонного снарядом, 38 км для 7-тонного снаряда.
Расчет: 1500 человек при сборке и 500 человек при стрельбе.

Транспортер

800-мм орудие монтировалось на 4 громадные железнодорожные платформы, двигавшиеся по параллельным путям парами. Кахдая пара, скрепленная вместе, образовывала двойную опору.

Конструкция

Орудие собиралось на достаточно стандартной пространственно-фермерной конструкции, если не принимать во внимание ее размеры, делавшие невозможным ее размещение на единственном рельсовом пути Это основная причина того, что орудие разработали для монтажа и ведения огня с двойных рельсовых путей.

Артиллерийская часть

Ствол орудия монтировался на громадной раме, подвешенной между двумя основными транспортными секциями.

Заряжание орудия

Длинная рабочая платформа выходила далеко назад за казенную часть орудия. Лебедки на конце платформы доставляли снаряды и заряды к орудию.

Мощные лебедки использовались для обслуживания 800-мм пушки, левая на фото - для подъема снаряда, а правая - для установки заряда.

Снаряд задвигался плотно в ствол. Для сборки пушки требовалось 1500 человек, расчет состоял из 500 человек.

В годы Второй мировой войны нацисты пытались создать новое разрушительное оружие, против которого СССР и Союзники не смогли бы ничего противопоставить. Одна из таких разработок – огромные орудия «Густав» и «Дора». Эти суперпушки применялись в ходе боевых действий, и если бы не некоторые проблемы, могли бы привести Третий Рейх к победе.


Орудие «Толстый Густав» было названо в честь Густава Круппа, главы немецкого промышленного концерна Friedrich Krupp AG. Это была самая большая пушка в мире, когда-либо использовавшаяся в бою. Ее начали проектировать еще в 1934 году, и Гитлер планировал, что орудие будет готово к началу войны с Францией.




Как подтвердилось в дальнейшем, огромные снаряды «Густава» пробивали до 7 метров железобетона или бронированную сталь толщиной 1 метр. Именно такая пушка сверхкрупного калибра была нужна для разрушения укреплений фортов линии Мажино.

Производство орудий было развернуто на военном заводе Круппа в Эссене в 1937 году. Кроме «Густава», строилась еще и «Дора», названная в честь жены главного конструктора. Суперпушка обошлась Германии в 7 миллионов рейхсмарок, в то время как «Густава» концерн «Крупп» изготовил совершенно бесплатно, в качестве своего вклада в войну.




Длительное время пушки испытывали, а в начале 1941 года официально приняли на вооружение вермахта. Поучаствовать в кампании 1940 года «Густаву» не пришлось, так как Франция успешно сопротивлялась всего полтора месяца.

«Густав» и «Дора» представляли собой однотипные артиллерийские установки калибра 80 сантиметров. Главный инженер Эрик Миллер разработал платформу-лафет длиной 47 м и шириной 7 м, весом 1350 тонн, перемещаемую по железной дороге. Это оказался единственный способ сделать орудие мобильным.


Снаряды для суперорудия и сейчас поражают воображение. Так, бетонобойный весит 7 тонн и начинен 250 килограммами взрывчатки. А фугасный боеприпас чуть легче, но несет уже 700 кг заряда.

Снаряды вылетали из стального ствола длиной 32 метра, который наводился по горизонтали за счет перемещения всей артустановки по изогнутой дуге железной дороги. Для обслуживания «Густава» требовался экипаж в 250 человек. Еще 2500 солдат обеспечивали прокладку ж/д пути, противовоздушную оборону, наземную охрану.




«Густав» использовался во время осады Севастополя в 1942 году. Солдаты вермахта весь май готовили огневые позиции, а в июне по укреплениям советских воинов было выпущено 48 снарядов. Немецкие артиллеристы подбили несколько фортов.

После падения Севастополя в «Густав» перевезли под Ленинград, а «Дора» прибыла под Сталинград. Во время отступления вермахта суперорудия были отведены в Польшу для подавления Варшавского восстания, а затем в Германию.


В конце войны оба орудия были разрушены, а на заводе в Эссене обнаружены остатки еще одной, третьей пушки серии. Она была построена на том же лафете, но для увеличения ее дальнобойности ствол спроектирован длиннее (48 метров) при меньшем калибре (52 сантиметра).

В целом, суперпушки Гитлера показали себя как крайне дорогое оружие, которое очень сложно применить, а полученные результаты иначе как скромными сложно назвать. Тем не менее, в Германии считали, что подобное вооружение способно принести победу.

Огромные пушки Третьего Рейха – это лишь один из

Гитлер поручил руководству концерна «Крупп» разработку сверхмощного дальнобойного орудия, способного пробивать бетонные укрепления толщиной до семи метров и метровую броню. Реализацией этого проекта стала сверхмощная пушка «Дора», названная так в честь жены её главного конструктора Эриха Мюллера.

Первые образцы сверхтяжёлых орудий

К моменту, когда фюреру пришла в голову столь амбициозная идея, немецкая промышленность уже имела опыт производства артиллерийских монстров. В конце Первой мировой войны Париж был обстрелян батареей, состоящей из трёх сверхтяжёлых орудий системы «Колоссаль». Стволы этих чудовищ имели калибр двести семь миллиметров и посылали свои снаряды на расстояние свыше ста километров, что по тем временам считалось рекордом.

Однако подсчёт урона, нанесённого французской столице этой батареей, показал, что её реальная эффективность незначительна. При исключительной дальнобойности точность попадания орудий была крайне низкой, и обстреливать из них можно было не конкретные объекты, а лишь огромные площади.

Лишь малая часть снарядов попадала при этом в жилые дома или иные сооружения. Орудия устанавливались на железнодорожных платформах, и для обслуживания каждого из них требовалось не менее восьмидесяти человек. Учитывая к тому же их высокую стоимость, выходило, что затраты на них во многом превышали тот урон, который они способны были нанести противнику.

Позор Версальского договора

По окончании войны условия Версальского договора, среди прочих ограничений, ввели для Германии запрет на производство орудий, калибр которых превышал сто пятьдесят миллиметров. Именно по этой причине для руководства Третьего рейха было вопросом престижа, поправ статьи унизительного для них договора, создать пушку, способную удивить мир. В результате и появилась «Дора» - орудие возмездия за ущемлённую национальную гордость.

Создание артиллерийского монстра

Работы по созданию проекта и производству этого монстра заняли пять лет. Сверхтяжёлое железнодорожное орудие «Дора» своими техническими параметрами превосходило фантазию и здравый смысл. Несмотря на то что выпущенный из неё снаряд калибром восемьсот тринадцать миллиметров летел лишь на пятьдесят километров, он способен был пробить семь метров армированного бетона, метровую броню и земляное укрепление тридцатиметровой толщины.

Проблемы, связанные с использованием орудия

Однако эти, несомненно, высокие показатели теряли смысл, если учесть, что пушка при крайне низкой прицельности огня требовала поистине масштабного обслуживания и затрат на эксплуатацию. Известно, например, что позиция, которую занимало железнодорожное орудие «Дора», составляла не менее четырёх с половиной километров. Доставлялась вся установка в разобранном виде, и её монтаж занимал до полутора месяцев, для чего требовались два 110-тонных крана.

Такого орудия состоял из пятисот человек, но, кроме этого, к ним прикомандировывался батальон охраны и транспортный батальон. Для подвоза боеприпасов задействовались два железнодорожных состава и ещё один энергопоезд. В целом персонал, необходимый для обслуживания одной такой пушки, составлял полторы тысячи человек. Чтобы накормить такое количество людей, имелся даже свой полевой хлебозавод. Из всего этого видно, что «Дора» - орудие, требующее для своей эксплуатации неимоверных затрат.

Первая попытка применения орудия

Впервые своё новое детище немцы попытались использовать против англичан для разрушений возведённых ими на Гибралтаре. Но сразу возникла проблема с транспортировкой по территории Испании. В стране, ещё не оправившейся после гражданской войны, не оказалось нужных для перевозки подобного монстра грузоподъёмных мостов и дорог. К тому же диктатор Франко всячески препятствовал этому, не желая в тот момент втягивать страну в военное столкновение с западными союзниками.

Переброска орудия на восточный фронт

Ввиду этих обстоятельств сверхтяжелое орудие «Дора» было направлено на восточный фронт. В феврале 1942 года оно прибыло в Крым, где поступило в распоряжение армии, безуспешно пытавшейся штурмовать Севастополь. Здесь 813-мм осадная пушка «Дора» использовалась для подавления советских береговых батарей, оснащённых 305-мм орудиями.

Непомерно многочисленный штат, обслуживающий установку здесь, на восточном фронте, потребовалось увеличить дополнительными силами охраны, так как с первых дней прибытия на полуостров пушка и её расчёт подверглись нападениям партизан. Как известно, железнодорожная артиллерия весьма уязвима для ударов с воздуха, поэтому для прикрытия орудия от налётов авиации пришлось дополнительно задействовать зенитный дивизион. К нему присоединилось также химподразделение, в задачу которого входило создание дымовых завес.

Подготовка боевой позиции для начала обстрела

Место для установки орудия выбиралось с особой тщательностью. Его определил во время облёта территории с воздуха лично командующий соединением тяжёлых орудий генерал Цукерорт. Он выбрал одну из гор, в которой для оборудования боевой позиции был сделан широкий разрез. С целью обеспечения технического контроля фирма «Крупп» направила в район боевых действий своих специалистов, занимавшихся разработкой и изготовлением пушки.

Особенности конструкции орудия позволяли перемещать ствол лишь в вертикальном положении, поэтому для изменения направления стрельбы (по горизонтали) пушка «Дора» была размещена на специальной платформе, которая двигалась по дуге крутоизогнутых железнодорожных путей. Для её перемещения использовались два мощных дизельных локомотива.

Работы по монтажу артиллерийской установки и её подготовке к стрельбе были закончены к началу июня 1942 года. Для усиления огневого удара по укреплениям Севастополя немцы использовали, кроме «Доры», ещё две самоходные установки «Карл». Калибр их стволов составлял 60 см. Это были также мощные и разрушительные орудия.

Воспоминания участников событий

Остались свидетельства очевидцев памятного дня 5 июня 1942 года. Они рассказывают о том, как два мощных локомотива выкатили по рельсовой дуге этого монстра весом 1350 тонн. Его следовало установить с точностью до сантиметра, что и было проделано бригадой машинистов. Для первого выстрела в зарядную часть пушки поместили снаряд весом 7 тонн.

В воздух поднялся аэростат, в задачу экипажа которого входила корректировка огня. Когда приготовления были закончены, весь расчёт орудия был отведён в укрытия, находившиеся на расстоянии нескольких сот метров. От тех же очевидцев известно, что отдача при выстреле была столь сильна, что рельсы, на которых стояла платформа, ушли в землю на пять сантиметров.

Бесполезное произведение военного искусства

Военные историки расходятся во мнении относительно количества выстрелов, которые сделало немецкое орудие «Дора» по Севастополю. Исходя из данных советского командования, их было сорок восемь. Это соответствует техническому ресурсу ствола, который не выдерживает большего их количества (потом требуется его замена). Немецкие же источники утверждают, что пушка произвела не менее восьмидесяти выстрелов, после чего, во время очередного налёта советских бомбардировщиков, был выведен из строя энергопоезд.

В целом командование Вермахта было вынуждено признать, что хвалёная пушка Гитлера «Дора» не оправдала возлагавшихся на неё надежд. При всех понесённых затратах результативность огня оказалась минимальной. Зафиксировано лишь одно удачное попадание в склад боеприпасов, находившийся на расстоянии двадцати семи километров. Остальные многотонные снаряды без всякой пользы падали, оставляя после себя в земле глубокие воронки.

Оборонительным же сооружениям никакого вреда причинено не было, так как они могли быть разрушены лишь в результате прямых попаданий. Сохранилось высказывание об этой пушке начальника штаба сухопутных войск Вермахта, генерал-полковника Он сказал, что самая большая пушка «Дора» - это всего лишь бесполезное произведение искусства. К суждению этого военного специалиста трудно что-либо добавить.

Гнев фюрера и новые планы

Столь неутешительные результаты, показанные в ходе боевых действий орудием «Дора», вызвали гнев фюрера. Он возлагал на этот проект большие надежды. По его расчётам, орудие, несмотря на непомерно большие затраты, связанные с его изготовлением, должно было поступить в массовое производство и, таким образом, внести существенное изменение в баланс сил на фронтах. Кроме этого, серийный выпуск орудия такого масштаба должен был свидетельствовать о промышленном потенциале Германии.

После неудачи в Крыму конструкторы «Круппа» пытались усовершенствовать своё детище. Это должна была быть совершенно иная тяжёлая артиллерийская установка «Дора». Орудие предполагалось сделать сверхдальнобойным, а использоваться оно должно было на Западном фронте. В его конструкцию планировалось внести принципиальные изменения, позволяющие, по замыслу авторов, вести огонь трёхступенчатыми реактивными снарядами. Но подобным планам, к счастью, не суждено было осуществиться.

В годы войны, кроме пушки «Дора», немцы выпустили ещё одно сверхтяжёлое орудие калибром восемьдесят сантиметров. Оно получило название в честь главы фирмы «Крупп» Густава Круппа фон Боллена - «Толстый Густав». Эта пушка, обошедшаяся Германии в десять миллионов марок, оказалась также непригодна для использования, как и «Дора». Орудие имело практически все те же многочисленные недостатки и весьма ограниченные достоинства. В конце войны обе установки были взорваны немцами.