Отличие, примеры и связь живой и неживой природы. Разница между обществом и природой. Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия

Энергия человека ограничена в количестве. Беря сверх меры, вы наносите ему колоссальный вред и крадёте его потенциал. Тем самым воруя у него. А это недопустимо.

Вместе с этим, вы точно не знаете, сколько можно взять, не опасаясь сделать человеку плохо.

Есть, конечно, люди, которые лечат, беря на себя их болезнь и перерабатывая её энергию в нейтральную. Но сами после этого получаете по голове. Болеете, страдаете и берёте на себя решение проблемы человека.

2. Энергия природы безгранична.

Её можно брать откуда угодно, и в источнике она восполняется почти мгновенно. Но она не насыщенна, а разряжена, то есть качество единицы энергии природы (и любого другого естественного источника) значительно ниже, чем качество единицы энергии человека.

Объясню на примере еды. Представьте, вам дали два блюда: овсяную кашу и жареный сочный стейк. Сейчас мы не будем затрагивать вегетарианство. Это просто пример.

Что лучше всего насытит вас энергией и придётся по вкусу? Естественно, мясо. Так и с энергией человека и природы. Вы перестанете чувствовать голод в любом случае, но от стейка вы почувствуете удовольствие и удовлетворение.

Точно так же и в энергии человека и природы. Овсянка, которая насыщает вас, это природная энергия. А мясо - это энергия самого человека.

3. Энергия человека более яркая.

Потому что каждая личность за свою жизнь испытывает много эмоций, потрясений, нарабатывает навыки.

И чем более харизматическая личность попалась, тем больше и вкуснее вырабатывается энергии. Но у них же и большая защита от вампиров.

Прибавьте к этому опыт души и получите обалденный энергетический коктейль, который заряжает вас энергией на огромное время.

И благодаря этому человек более привлекателен для всяких сущностей, злых людей и прочих вампиров, которые хотят его если не скушать, то хотя бы откусить от него кусочек.

4. Энергия природы спокойная и мягкая.

Над природой не возобладают никогда страсти (кроме проявления стихий; подобные действия очищают её от мусора и разного негатива).

Её энергии спокойные и умиротворяющие. И, принимая её энергии, человек становится таким же.

Но большинству людей скучно быть такими. Поэтому они любят тянуть силы с ближнего. Так легче и проще (а ещё вкуснее).

5. С энергией человека вам передаются различные его проблемы.

Их можно переработать, но на первых парах сделать это довольно сложно. И всё индивидуально.

Проблемы могут быть разными. Это может быть что-то магическое (например, на человеке стоит защита - его или кто-то поставил), физическое (болезнь какая-то; и ладно, если простуда, а так - может быть что-то инфекционное), духовное (какой-то жизненный урок, карма и прочее) или психологическое (какие-то тараканы, мысли, нерешённые вопросы). То есть полный набор.

6. У природы вы берёте то, что будет вам полезно.

В энергии природы нет ничего плохого. Разве что в конкретных зонах. Например, в Чернобыле. Но вы же не будете в Чернобыле заряжаться от радиоактивного дерева? Нет? Я тоже так думаю.

А вот, например, у здорового дерева в парке можно. Или у молнии. Или у дождя. Или из космоса. Или у солнца. Земля, ядро, энергия притяжения (только много не берите - улетим. Шутка). Берите без ограничений, так как этот вид энергии мгновенно восстанавливается.

РЕФЕРАТ

по социальной философии на тему:

Субъект культуры

Выполнил :

студент Сапарбаев Эрик Серикович

Группа 1401

Проверил :

к.ф.н., доцент Таратута Валентин Петрович

НОВОСИБИРСК 2013 г.


Субъект культуры - человек культуры

Слово ≪субъект≫ и производные от него формы происходят от лат. subject, которое можно перевести как ≪лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом≫.

Субъект - это не ≪идеальная вещь≫, а прежде всего практика. Сегодня и в повседневной практике, в том числе в культурологии, под ним подразумевается носитель предметно-практической деятельности или познания, источник активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир. Субъектом может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей. Однако для этого недостаточно просто быть человеком или образовать некоторое сообщество. Субъективность - не бытийственная характеристика, а показатель отношений, возникающих между двумя сторонами: делателем и предметом возделывания. Поэтому ее необходимым уровнем является активная деятельность. Именно в актах овладения, трансформации, вторжения в окружающий мир, воссоздания его проявляются субъективные черты. Субъект культуры - это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности. Как любая биологическая целостность, положенная в контекст природной реальности, человек подчиняется тем или иным законам природы. Однако человек определяется как человек не этими чертами, а теми характеристиками, которые позволяют ему стать активным реформатором окружающей реальности. Мы можем очертить границы человеческой уникальности - только в культурной плоскости человек проявляется как существо суверенное и автономное, принципиально несводимое к другим формам природного мира. То же самое справедливо и относительно человеческих сообществ: некое образование индивидов лишь тогда становится социальной автономностью, когда начинает выступать в качестве коллективного субъекта культуры. Поэтому необходимо более подробно остановиться на тех чертах человека и человеческих сообществ, в которых проявляется человеческое, т.е. культурное.



Различие мира человека и природы

Безусловно, человек не исчерпывается биологическими или физиологическими характеристиками. Он принципиально отличается от животных. Тем не менее не так-то просто указать, в чем же именно состоит радикальное различие человеческого и природного миров. Выражение ≪человек общественный≫, т.е. живущий в окружении себе подобных, не может считаться решающим аргументом. Прекрасно известно, что очень многие животные живут стаями, в которых имеется довольно разветвленная система специализации (волки, крысы, муравьи, обезьяны, пчелы и пр.). Однако оттого, что природе человека присуща некая черта, мы называем объединения людей -социумом, а объединение, допустим, волков -стаей. Сама по себе способность с помощью тех или иных ≪знаковых≫ форм (телодвижений, звуковых сигналов, артикуляционных последовательностей, мимических комбинаций и т.д.) передавать собратьям информацию не позволяет называть обращение человека к человеку речью. Наоборот: именно потому, что отправитель -человек, отправляемое им послание становится речью. Как и животные, люди едят, спят, заботятся о потомстве, защищают себя от внешней агрессии, отдыхают, страдают от болезней, обладают памятью и т.д. Животные же, подобно людям, преобразуют природу, вторгаются в окружающий мир, активно действуют (вьют гнезда, роют норы, устраивают запруды и т.д.). Каждому аспекту жизни людей, едва ли не всякому их поступку можно отыскать аналог в животно-природном мире. Следовательно, не какие-то отдельные характеристики человека как биофизиологической автономности являются основанием для его отделения от природного мира, но, напротив, самим этим характеристикам придается статус человеческих, потому что они принадлежат человеку. Остановимся на трех моментах, имеющих существенное значение для определения человека вообще, человека культурного, и субъекта культуры: 1) сознательности; 2) воспитанности; 3) креативности.

Сознательность. Любой человеческий факт всегда с определенностью позволяет идентифицировать его именно как факт человеческий - или оппозиционный природному, или предполагающий некоторое ≪приращение≫ природного. Он человеческий именно потому, что не сводим к природности: сверхприроден. Итак, собственно человеческое в человеке -это сверхприродное, идеальное, надстроенное над реальностью. Человек облададает ≪второй природой≫, и именно тогда, когда в его поступках проявляется это качество, он становится субъектом. Его поступки и действия определяются не только материально-природными зависимостями, но и осознанным выбором.

Воспитанность. Разумеется, люди должны поддерживать своя физиологическое существование, поэтому в своих поступках они нередко руководствуются ≪зовом природы≫. Тем не менее в большинстве случаев человеческие желания и действия подчиняются требованиям и указаниям, исходящим не из сферы природных инстинктов, а из области сверхприродной, духовной. В зависимости от тех или иных обстоятельств приоритетность природных и духовных импульсов может варьироваться - вплоть до радикального отказа подчиняться закону одной сферы и полного подчинения другой. Зависимость людей от произвола природных стихий от века к веку ослабляется, степень воздействия на человеческую жизнь надприродного компонента возрастает. В этом проявляется прогресс человечества, который как раз и исчисляется мерой возрастания в обществе неприродности или культурности. Из мира вообще, из окружающей действительности, из природных задатков, дающихся человеку при рождении, выбирается не все, а только то, что необходимо в данных конкретных условиях. При этом выборка в большей степени диктуется не природной предрасположенностью, а культурной целесообразностью.

Креативность. Как нами уже не раз отмечалось, не все действия человека правомерно именовать собственно человеческими. Человек может прожить долгую жизнь, но так и не заявить о себе как о человеке - субъекте культуры, т.е. существе, наделенном сверхприродными качествами и способном их проецировать вовне. При этом он даже может считать себя вполне счастливым - успешно обеспечивая полное удовлетворение непосредственных физиологических потребностей и довольствуясь достигнутым. Каждодневное ≪отправление нужд тела≫ и полное отсутствие иных желаний - то, что чаще всего называется ≪обывательством≫. Человеческая деятельность не замыкается в границах природы. Человек выступает субъектом культуры лишь тогда, когда создает новые формы жизнедеятельности, несводимые полностью ни к прошлому природному, ни к прошлому надприродному. Он не просто активен, но творчески активен.

Итак, среди наиболее важных характеристик субъекта культур выступают сознательность (способность и потребность проявлять надприродные качества), воспитанность (сформованность по реально-идеальной культурной матрице) и креативность (умение производить ≪культурный продукт≫, не уничтожая великие ценности прошлого, но, напротив, используя их в своих действиях). Субъект культуры, как и субъект любого иного порядка, -это

активно действующая инстанция. Поэтому следует рассмотреть характер и основные черты культурной деятельности.

На вопрос В чем особенность природы Западной Сибири? заданный автором Jkty Jkty лучший ответ это За­пад­но-Си­бир­ский эко­но­ми­че­ский район за­ни­ма­ет об­шир­ное про­стран­ство к во­сто­ку от Ураль­ских гор, про­сти­ра­ясь почти до Ени­сея. Но осо­бен­но ве­ли­ка про­тя­жен­ность с се­ве­ра на юг. На за­па­де район гра­ни­чит с Се­вер­ным и Ураль­ским эко­но­ми­че­ски­ми рай­о­на­ми, на юге – с Ка­зах­ста­ном, Ки­та­ем и Мон­го­ли­ей, на се­ве­ре – имеет выход в Кар­ское море, на во­сто­ке – Во­сточ­но-Си­бир­ским эко­но­ми­че­ским рай­о­ном.

Ответ от Марина Овчаренко [гуру]
Природа Западной Сибири необычайно кра­сива и разнообразна. Живописные и интерес­ные ландшафты есть в каждой природной зо­не, около любого населенного пункта. Везде можно найти для себя новое, интересное, что наполнит отдых разумным содержанием и даст возможность насладиться красотами и сокровищами природы.
Одних привлекают труднопроходимые таеж­ные тропы и сосновые боры, других - озера с чистой водой и хорошими берегами, где можно искупаться, поудить рыбу или просто полю­боваться водным зеркалом, третьи предпочи­тают горные склоны с быстрыми реками, шум­ные водопады и яркие альпийские луга.
Растительный мир Западной Сибири богат и разнообразен. Большинство неосвоенных под культурные ландшафты территорий занято дикими растениями, среди которых насчиты­вают несколько тысяч лекарственных," пище­вых, витаминоносных, кормовых, медоносных и технических видов. Растения культурной флоры представлены в Сибири примерно 60 видами. Занимают они не более двух процен­тов всей территории.
В Западной Сибири растет свыше 40 видов деревьев, из которых наиболее распростране­ны и ценны сибирский кедр, сосна, береза (представленная пятью видами: Кузьмищева, Крылова, извилистая, пушистая, бородав­чатая), осина, тополь (черный, или осокорь, белый, сибирский бальзамический, лавролистный и различные их искусственные и естест­венные гибриды), ива (ветла, или ива белая, верба, или ива ломкая, ива русская, чернотал, белотал, ива курайская. Кустарники представ­лены 230-ю видами, травянистые многолетни­ки - 2422.
Растительность Западной Сибири значи­тельно богаче, чем центральных областей европейской части страны, Польши и Чехо­словакии.


Ответ от Павел Зимин [новичек]
фиг знает


Ответ от Игорь Ерышев [гуру]
В ее богатстве и доступе к ним.


Ответ от Бублик [новичек]
снега


Ответ от Ksenia Fomina [новичек]
Внутриматериковое положение Западной Сибири обусловило суровость и континентальность ее климата, особенно на юге равнины.
Вся равнина лежит на Западно-Сибирской плите с глубоко опущенным складчатым фундаментом палеозойского возраста.
Все реки Западной Сибири принадлежат бассейну Карского моря. Крупнейшие реки - Обь с Иртышом.
Равнинный рельеф Западной Сибири способствует ярко выраженной зональности в распределении почв и растительного покрова. Здесь располагаются постепенно сменяющие одна другую тундровая, лесотундровая, лесоболотная, лесостепная и степная зоны.


Ответ от Максим Коржов [новичек]
Пф, красота конечно!


Ответ от Венера Сайфутдинова [мастер]
Особенности природы Западно-Сибирской низменности или равнины
Западно-Сибирская равнина – это одна из самых больших равнинных территорий мира, она охватывает приблизительно 80% Западной Сибири.
Особенности природы
По общей площади Западно- Сибирскую равнину превосходит только Амазонская. Равнина протягивается от побережья Карского моря на юг до севера Казахстана. Общая площадь Западно–Сибирской равнины становит около 3млн. км 2. Здесь преобладают преимущественно широкие пологоступенчатые и плоские междуречья, которые разделяют террасированные долины.
Амплитуды высот равнины в среднем колеблются между 20 и 200 м. над уровнем моря, но даже наивысшие точки достигают 250 м. Моренные холмы на севере равнины сочетаются с молодыми аллювиальными и морскими (речными) равнинами, на юге – с озерными.
На землях Западно-Сибирской равнины господствует континентальный климат, уровень осадков здесь разный: в районе тундры и степи – около 200 мм в год, в таежной местности увеличивается до 700 мм. Общие средние температурные показатели - -16°C зимой, + 15°C летом.
На территории равнины протекают большие полноводные реки, в частности Енисей, Таз, Иртыш и Обь. Здесь находятся и весьма крупные озера (Убинское, Чаны), и множество более мелких, некоторые из них - соленные. Для некоторых регионов Западно–Сибирской равнины характерные заболоченные местности. Центр северной части – сплошная вечная мерзлота. На крайнем юге равнины распространенны солончаки и солонцы. Западно – северная территория по всем показателям соответствует умеренному поясу – лесостепь, степь, тайга, лиственные леса.
Флора Западно–Сибирской равнины
Равнинный рельеф значительно способствует зональности в распространении растительного покрова. Зональность этой территории имеет значительные отличия в сравнении с аналогичными зонами в Восточной Европе. Из–за затруднений в стоке, на севере равнины в заболоченных местностях растут преимущественно лишайники, мхи и кустарники. Южные ландшафты формируются под влиянием грунтовых вод с повышенным уровнем солености.
Около 30% площади равнины занимают массивы хвойных деревьев, многие из которых заболоченные. Меньшие площади покрыты темнохвойной тайгой – ели, пихты и кедры. Изредка в южных районах встречаются широколистные породы дерева. В южной части весьма распространенные березняки, многие из которых вторичные.
Фауна Западно-Сибирской равнины
На просторах Западно–Сибирской равнины обитают более 450 видов позвоночных животных, из них 80 видов принадлежат к млекопитающих. Многие виды охраняются законом, так как принадлежат к категории редких и исчезающих. В последнее время, фауна равнины значительно обогатилась акклиматизированными видами–ондатрой, зайцем–русаком, белкой-телеуткой, американской норкой.
В водоемах обитают преимущественно сазаны и лещи. В восточной части Западно-Сибирской равнины встречаются некоторые восточные виды: бурундук, джунгарский хомячок и др. В большинстве случаев, фауна этой территории мало чем отличается от животного мира Русской равнины.

Природа - это материальный мир, являющийся основным объектом изучения науки. Чаще всего «природа» употребляют, характеризуя естественную среду обитания человека. Это Вселенная, все, что окружает человека, за исключением рукотворных вещей. Природа является совокупностью естественных условий существования человека и общества, в котором он . Природу можно условно разделить на категории и определения: живая и не живая, дикая и окультуренная, естественная и искусственная и т. д.Русский термин «природа» частично происходит от латинского natura (материальный мир). Энциклопедическое значение этого слова определяет его, как все сущее в широком смысле. То есть, весь мир в многообразии его форм. Часто употребляется в одном ряду с понятиями: универсум, материя, Вселенная. Природа является объектом естествознания. Деятельность человека и общества оказывает заметное влияние на природу, как негативное, так и позитивное. Эти факторы требуют установления гармоничного взаимодействия между природой и .Составляя единое звено, человек и природа не могут обходиться друг без друга. Выразить словами понятие «природа» довольно сложно, так как это что-то неразгаданное и необъятное. С другой стороны, природа создала нас, она нас окружает. Природа - это все, чем наполнена и заселена наша планета: леса, горы, моря, океаны, флора , человек... Не , что человек беспомощен перед природой, однако он способен ее разрушить. Состояние природы в огромной степени зависит от человеческого отношения к ней. Если современная , вольно или невольно, будет естественную гармонию , то не стоит потом удивляться глобальным катастрофам и стихийным бедствиям. Все в мире взаимосвязано. Человек должен бережнее относиться к , чтобы не навредить самому себе. Это ему вполне по силам.

Связанная статья

Источники:

  • как пишется слова природа

Бывая на прогулке в лесу или отдыхая на берегу реки, можно увидеть разнообразные растения и удивительные деревья. Причем сочная растительность в лесах Подмосковья резко отличается от традиционных деревьев и сухостоя степной местности. Так же отличаются друг от друга и дикие животные, населяющие разные природные ареалы. Все виды растений и животный мир называются «флора и фауна» конкретного региона.

Флора и растительность

Сегодня флора в ботанике представляет собой всех подвидов растений, которые произрастают или произрастали ранее на строго определенной территории. Можно спутать понятия «растительность» и «флора», воспринимая их синонимами, хотя это разные вещи. Например, можно рассуждать о флоре Курской области, Кольского полуострова или флоре Приморья. При этом чем больше размер региона, тем богаче представлена ее флора.

Так флора всего Ставропольского края насчитывает приблизительно 1200 видов растений, а флора России уже более 18 тыс., включая голосеменные, папоротники, хвощи и почвопокровные растения. Оранжерейные и комнатные растения к флоре не относятся.

Под определением "растительность определенной территории" понимают совокупность растительных , произрастающих в данном регионе. К примеру, для Московской области характерны различные виды лесов, болот и лугов. А вот растительность всей территории России будет гораздо богаче и многообразнее. В ее состав входят значительно больше растительных сообществ, в т.ч. горных, тундровых, лесостепных, пустынных и пр.

Еще словосочетание «флора и » употребляется при исследовании всех микроорганизмов, которые характерны для конкретного органа человека. Как, например, флора гортани.

Представители фауны

Понятие фауна означает совокупность всех видов животных, которые обитали или по сей день живут в данной местности. Животные, находящиеся в зоопарках, и домашние питомцы в состав фауны не входят. Основным признаком каждой фауны является экологическая природа видов, входящих в ее состав. Так, фауна тропического леса характеризуется наличием большого количества животных, приспособленных к обитанию на деревьях. Это различные лазающие млекопитающие, рептилиии, птицы, многие насекомые и другие животные, которые привыкли питаться и плодами деревьев или живут за счет разрушенной древесины.

Применяя различные методы анализа, ученые-ботаники могут с уверенностью рассказать о происхождении той или другой фауны, а также ее связях с удаленными и близлежащими фаунами. По итогам этих анализов виды животных со схожим распространением соединяются в определенные группы по месту их обитания, например - фауна острова Мадагаскар. Кроме этого, фиксируется точное расположение конкретного животного в соответствующем разделе фауны. Так, относится к энтомофауне или фауне насекомых.

Общество - следующий этап развития человеческой цивилизации после природы. Оба эти понятия можно рассматривать как материю. Однако общество, в отличие от природы, продвигается к осознанию своего бытия. Чем сильнее его прогресс, тем более оно обосабливается от исходного естества.

Понятие природы и общества

Их единство и отличия обуславливаются неразрывной связью: социум как результат взаимодействия людей может насколько угодно далеко отходить от природы, но все равно продолжает зависеть и влиять на нее в той или иной мере.

Терминология: природа

Самое устоявшееся определение природы - это весь окружающий мир, включающий в себя многообразие форм и проявлений. Она существует вне человеческого сознания и не зависит от него, что делает ее уникальной объективной реальностью. Однако если рассматривать именно взаимосвязь природы и общества, приходится отделять их, и очень лаконичной дефиницией для первого понятия становится "все, что не есть социум, - часть материального мира, состоящая из естественных условий существования".

Терминология: общество

В свою очередь, общество - искусственно созданные человеком условия для существования и развития. Его называют социальной средой, что правильно, но не совсем корректно ввиду того, что социальный - и так синоним общественного. Карл Маркс кратко определил рассматриваемый термин как взаимодействие людей, что в полной мере отражает суть социума. Человек живет в обществе, общается в нем, создает семью и строит свою карьеру, творит произведения искусства и культуры, а также пользуется ее благами, является важным элементом системы совместного производства товаров и услуг.

Два значения

Общество описывают двумя разными способами: в широком и узком смысле этого слова.

  • Первое - часть материального мира, которая "не есть природа".
  • Второе - социальная группа или определенный этап развития (в историческом плане).

Несложно догадаться, что в рамках рассматриваемой тематики внимание акцентируется на первом определении.

Общество и природа

Следует понять, что основное отличие природы от общества в том, что первое - естественное, не зависящее от людей, возникшее гораздо раньше, в то время как второе - сугубо социальное явление. Говорят, что социум - обособившаяся часть мира. То есть его исток все равно природен, ведь его создали люди, существа биологические.

Философские воззрения на природу

Существует две кардинально крайние, противоположные точки зрения, выражающие мнение по поводу природы как системы. Одна из них представляет ее как хаос, царство случайности, не подчиняющееся законам. А другая, напротив, утверждает, что правила, по которым все природное взаимодействует, очень строги и точны, но и сложны тоже. Вот почему человек, являясь ее частью, подчиняется этому господству, но до конца понять его не в силах.

Ко второму мнению есть веские доказательства в виде естественной гармонии природы. Не зря люди в своих творениях всегда пытались подражать ей: вдохновлялись объектами, брали идеи, изучали закономерности, чтобы использовать их себе в выгоду.

Интересно, что, однако, природа не во все времена воспринималась как цель производственной деятельности человека. Античность стремилась к тому, чтобы быть с ней единым механизмом, а объективизировать ее только в качестве предмета наблюдения.

Природа - основа жизнедеятельности общества

С точки зрения влияния на человека социальное стоит выше биологического. Но соотношение при рассмотрении жизнедеятельности каждой из этих сред склоняется в пользу природы. Она становится естественным базисом.

Общество, в отличие от природы, формирует поведенческую психику, выступает бихевиористическим фактором для развития личности. Но сама его жизнедеятельность неразрывно связана с естественными объектами. Так, природа - и предмет труда, и сокровищница объектов материального производства (например, тех же полезных ископаемых). Если общества вдруг не станет, она по-прежнему будет функционировать. Но не наоборот.

Противоречия взаимоотношений природы и общества

С развитием общества человек все больше пытается начать господствовать над природой. В настоящее время это приобрело планетарный масштаб. Но одновременно все больше проявляется дисгармония этих взаимоотношений.

Например, общественное воспроизводство часто игнорирует только факт, что утверждение "в отличие от природы, общество является системой" в корне неверно, учитывая, что и природа - целостный механизм, в котором один элемент ведет за собой другой. Пытаясь влиять только на одну часть естественного в положительном ключе, знаменитый "эффект бабочки" приводит к отрицательному в другом. Диалектический характер природы и многообразие ее форм не отменяют того, что она едина. И вред, наносимый ей (иногда намеренно, иногда непредусмотрительно глупо), в конечном итоге обращается в проблемы развития самого общества.

Законы природы и общество: единство и различие

Объективное действие законов как природы, так и общества, а также тот неоспоримый факт, что при определенных условиях они необходимы, объясняет их единство. Оно, в свою очередь, проявляется вне зависимости от человеческих желаний и действий: и те и другие реализуются вне сознания личности и человечества в целом, они никак не связаны с тем, знают ли о них, понимают, познают или пытаются познать.

Отличие законов природы и общества завязано на времени: в первом случае они вечны или, по крайней мере, долгосрочны. Во втором это непостоянное явление.

Это легко объяснимо: законы общества были созданы, когда оно начало свое существование, и исчезнут вместе с ним же.

Социум развивается под воздействием жизни человечества, которое бессознательно творит новые законы. Природа же вполне способна развиваться "сама по себе".

Единство проявляется:

  • в генетике, так как человек - часть природы;
  • структуре, так как общество - социальная форма движения материи;
  • функционировании, так как существование социума вне природы не представляется возможным.

Различие же наблюдается среди:

  • законов функционирования и развития (под влиянием человека/вне его влияния);
  • природных ритмов;
  • антагонизма;
  • уровней сложности.

Уровни сложности

Общество, в отличие от природы, регулируется законами более высокой формы движения материи. Низшая форма, конечно, тоже оказывает свою долю влияния, но не определяет сущности социальных явлений. Точно так же, как законы биологии, механики и физики не участвуют в развитии человека как личности - это компетенция общественного влияния.

Общество и культура

Культура является непосредственным атрибутом социума. Это явление, которое характеризует общество, и неразрывно с ним связано: одно невозможно без другого.

Она также является и определяющим фактором в рассматриваемой тематике: в отличие от природы, общество творит культуру. Следовательно, это чисто человеческое явление, более высокий уровень духовного развития. Ведь творить может только личность - просто биологическое существо на такое деяние не способно.

Культура - уникальное явление, наследие этноса и народностей, которым она принадлежит, сосуд для хранения истории, средство самовыражения. Она обладает свойством воспроизводства самой себя. Человек же одновременно выступает ее творцом, ее хранителем, ее потребителем и ее распространителем.

Высокий уровень культуры свидетельствует о высоком уровне развития общества. И как бы ни была поразительна природа в ее удивительной гармонии материального плана, до такого духовного уровня она не доросла - более того, она не эволюционирует в данном направлении. Как бы ни были многогранны общество и природа, отличия, сходства этих двух понятий сводятся именно к культуре.

Причинно-следственные связи

В то же время взаимосвязь одного с другим логично верна, и потому невероятно потрясающа: природа - основа общества, общество - базис для культуры. И каждое из отдельных понятий обладает свойством самовоспроизводства.

Мысль и деяние

Общество, в отличие от природы, прогрессирует направленно. Человек, выступая в качестве главного его орудия, призван осмысливать процессы, происходящие в социуме, чтобы вносить в них коррективы. Он имеет на это право, так как является и непосредственно его частью, и, определенно, его создателем. Подобных же привилегий в сфере влияния на природу у человека нет. Вот почему, когда говорят, что общество и природа имеют следующие отличия, в первую очередь вспоминают именно о человеке - биосоциальном существе, включающем в себя и то и другое.

Взаимозависимость общества и природы

Проявлением взаимозависимости общества и природы служит экологический кризис. Это уже было упоминаемо в данной статье: человек не научился использовать единство законов двух систем на пользу не только себе или одной из них, но и обеих. Он не рассматривает природу как целостный механизм, и потому его деяния несут отрицательный эффект: нерационально используемые обществом полезные ископаемые, природные силы, которые человек может приручить, но с которыми не в силах справиться. Экологический кризис - не только проблема, но и ключ к ее решению.