Почему «Армата» стал лучшим танком в мире. Check-Engine в танковом варианте

— единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. Это полностью российская разработка.

Работы по созданию нового танка "Армата" были открыты в 2010 году. Унифицированная тяжелая платформа шифра "Армата", на основе которой был создан танк, разрабатывалась Уралвагонзаводом с 2009 по 2010 год.

Танк Т-14 "Армата" оснащен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой 2А82 (с возможностью установки 152-мм 2А83) с дистанционным (необитаемая башня) полностью цифровым управлением. Впереди за мощной лобовой броней находится со всех сторон защищенная изолированная бронекапсула с экипажем, сидящим в ряд. Управление пушкой ведется из изолированной бронекапсулы. Впервые в мире экипаж помещен в бронированную капсулу, отделенную от боекомплекта, что дает возможность танкистам остаться в живых даже при прямом попадании в башню и возгорании боекомплекта. Танк сможет выдержать лобовое попадание большинства современных и перспективных типов противотанковых снарядов и ракет.

Танк содержит до 40 снарядов различного назначения в автомате заряжания, а также имеет пулеметы и прицелы, превосходящие существующие образцы, имеющие возможность вести огонь в движении.

Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А для передне- и задне-расположенных моторно-трансмиссионных отделений (МТО). Моторесурс не менее 2000 часов, масса до 5 тонн. Имеется возможность модернизации.

Разработкой двигателя занимался челябинский ГСКБ "Трансдизель". Дизельный четырехтактный, Х — образный, 12 —цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения двигатель 12Н360 прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых в 2011 году.

Танк "Армата" новейшим комплексом активной защиты "Афганит", который может как физически уничтожать цели, так и выводить их из строя. Радиооптический радар "Афганита" состоит из четырех активных фазированных антенных решеток, которые предупреждают о приближающихся снарядах. Система радиоэлектронного подавления сбивает траекторию ракет — с помощью блокирования лазеров и радаров и с помощью дымовой завесы. Кроме того, на "Армате" установлена динамическая защита "Малахит" с модульным комплексом "Реликт", которая, как предполагается, может легко устранять ракеты тандемного типа.

Оригинальный силуэт в сочетании с использованием специального покрытия значительно снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения.

Тактико-технические :

Боевая масса — до 55 т

Экипаж — 3 человека

Клиренс — 500 мм

Калибр и марка пушки — 125-мм 2А82-1М

Мощность двигателя — 1500 л. с.

Скорость по шоссе — до 75 км/ч

Дальность обнаружения цели — свыше 5000 м

Дальность поражения цели — 7000-8000 м

Запас хода — свыше 500 км

Стойкость брони — свыше 900 мм

Впервые Танк Т-14 на платформе "Армата" был продемонстрирован на Параде Победы 9 мая 2015 года.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

На параде Победы российская армия продемонстрировала новейший танк Т-14 "Армата". Этот ультрасовременный боевой комплекс по многим параметрам не имеет себе равных в мире. Значит ли это, что танк еще и самый дорогой?

Современная война существенно отличается от той, которую мы привыкли видеть в старых фильмах. И те же танки Т-14, которые по Красной площади шли бок о бок со знаменитыми Т-34, лишь внешне напоминают своих предшественников.

Уникальный танк нашего времени может стрелять не только снарядами, но и управляемыми ракетами. Броня стала активной, и машина способна защитить себя, сбивая цели на подлете. "Глазами" Т-14 стали современные радары, причем часть технологий позаимствована у авиационной отрасли. Наконец, башня и турель танка управляются в удаленном режиме. Специалисты называют "Армату" шагом по направлению к перспективным роботизированным боевым машинам.

И все эти чудеса "Уралвагонзавод" смог уложить в неприхотливую и отнюдь не хрупкую оболочку, которой не страшны даже самые высокие и самые низкие температуры. Теоретически боевые действия могут вестись хоть в Арктике!

На таком фоне задумываешься о том, сколько может стоить подобный танк и каким будет объем производства. Сразу отметим, что в настоящий момент стоимость Т-14 выше, чем у его предшественника Т-90. Но министерство обороны готово закупить 3,2 тыс. новейших машин. Сколько же денег придется потратить и сколько тратят геополитические союзники и оппоненты России на свои основные танки?


10. ZTZ-99 (КНР) - $2,6 млн
Представитель третьего поколения танков Китая, разработанный как альтернатива советским Т-72 после ухудшения отношений между двумя странами, однако вступивший в строй лишь в 2001 г. По состоянию на 2011 г. на вооружении Китайской народной армии, по разным данным, находятся 600-800 подобных машин. Для танкостроения Поднебесной ZTZ-99 - настоящий прорыв, а низкая стоимость позволяет быстро разворачивать массовое производство. Тем не менее современные технологии тут используются. В первую очередь это система лазерного предупреждения о подлетающих вражеских ракетах, которая одновременно может использоваться для ослепления противника, использующего оптические системы наведения. Броня модернизирована для противодействия кумулятивным снарядам.



9. Arjun Mk II (Индия) – $6,0 млн
Индия самостоятельно разрабатывает танки и вполне удовлетворена результатами своих трудов. В Arjun Mk II сочетаются лучшие решения, использованные при создании как советских, так и западных машин. Пушка стандартного для Запада калибра 120 мм и нарезным стволом, композитная броня, системы лазерного обнаружения целей и даже специальные дымовые гранаты, которые сбивают с курса вражеские ракеты - все это есть в современном индийском танке.



8. Merkava Mark IV (Израиль) - $6 млн
У Израиля в распоряжении 300 Merkava Mark IV, и есть заказ еще на 300 таких машин. Танки давно заслужили звание лучших в регионе и создаются специально для боевых действий в пустынной и жаркой местности. Учитывая специфику военных операций Израиля, для Mark IV оборонительные системы едва ли не важнее наступательных. У противника не так много тяжелой техники, а вот от внезапных атак с использованием ракет и мин приходится защищаться. В результате у самого современного Merkava броня с использованием металла в сочетании с керамикой. В данный момент разрабатывается активная броня, которая напоминает защиту Т-14 "Армата" про принципу действия.



7. Leopard 2A6 (ФРГ) - $6,79 млн
Первые варианты Leopard 2 поступили на вооружение немецких войск еще в конце 70-х гг. С тех пор отлично зарекомендовавшую себя машину поставляют на экспорт в Канаду, Финляндию, Грецию и Португалию. Платформа немецкого танка столь удачна, что ее предпочитают модернизировать, а не менять. В современных версиях установлена сложная броня, в которой используется вольфрам. Боеприпасы хранятся в изолированном отсеке, что помогает защитить экипаж от инцидентов. Отметим, что "Леопарды" использовались Канадой во время военных действий в Афганистане.



6. Т-14 (Россия) - $7,8 млн
Предполагаемая стоимость танка Т-14 на платформе "Армата" - не менее 400 млн руб. Известно, что министерство обороны рассматривает варианты уменьшения ценника, но не стоит считать текущую цену баснословной. В нашем рейтинге первый представитель танков нового поколения с необитаемой башней занимает лишь 7-е место. Его менее совершенные и более старые конкуренты стоят дороже. Т-14 сочетает в себе все ультрасовременные технологии в наступательной и оборонительной областях. Однако отдельные параметры, например калибр пушки, оставлены без изменений, чтобы машина могла использовать стандартные боеприпасы. Установлена активная защита "Афганит". Она способна перехватывать на подлете к танку не только кумулятивные гранаты и противотанковые управляемые ракеты, но и подкалиберные снаряды. Экипаж надежно защищен от взрывов, так как располагается в изолированной бронекапсуле, как и боекомплект. Автоматическая зенитная установка, как и другие средства ведения огня, управляется удаленно.


5. M1A2 SEP (США) - $8,5 млн
В этом есть доля иронии: американский основной танк стартого поколения стоит дороже самого современного российского. В то же время нужно учитывать, что "Абрамс" не раз модернизировался и в настоящий момент соответствует всем требованиям современной войны. Ликвидированы недочеты в ходе военных конфликтов на территории Ближнего Востока. Самая новая версия танка весит аж 69 тонн, а причина заключается в сложнейшей по составу броне, в которой используется весьма тяжелый обедненный уран. В версии для городских боев "Абрамс" также укомплектован пулеметом с дистанционным управлением.



4. Challenger 2 (Великобритания) - $8,6 млн
Британский танк напоминает американский по "философии". Он тоже весит 69 тонн из-за массивной композитной брони, состав которой засекречен. В результате достаточно слабый по меркам индустрии мотор на 1200 "лошадок" с трудом справляется со своими обязанностями. Но для конфликтов в Югославии и Ираке, где американские и британские машины расстреливали из ПТРК, броня, как оказалось, едва ли основной залог победы. В то же время с экспортом у Великобритании как-то не заладилось: только Оман согласился приобрести "Челленджеры".



3. K2 Black Panther (Республика Корея) – $8,8 млн
Главный геополитический противник Южной Кореи - ее северный сосед. И у этого соседа огромный арсенал советской военной техники, в частности танков. По этой причине Республика Корея готова тратить немало средств на разработку боевых систем, способных дать войскам Ким Чен Ына отпор. "Черная пантера" может многое из того, что умеет "Армата". У нее тоже автоматически заряжающаяся основная пушка, "умная" динамическая броня, широкий набор средств противодействия вражеским ракетам и снарядам. Однако активная система защиты пока лишь на стадии разработки, как и у "Меркавы".



2. Type 10 (Япония) - $9,4 млн
Казалось бы, зачем Японии танки? Японцы не согласятся с таким мнением, ведь в Юго-Восточной Азии у Страны восходящего солнца немало потенциальных противников, располагающих самым современным наступательным вооружением. Type 10 - один из самых новых танков в нашем списке. Он поступил в войска в 2012 г. Японцы делают ставку на маневренность машины, которая весит "всего" 48 тонн. Гладкоствольная пушка калибра 120 мм может использовать как снаряды местной разработки, так и те, которые поставляются членам НАТО.



1. AMX-56 Leclerc (Франция) – $10 млн
Главный танк Франции в своем наиболее современном варианте производится с начала 90-х гг. До этого инженеры потратили порядка 15 лет на доводку ультрасовременных на тот момент наступательных и оборонительных систем. Модульная сетка брони позволяет быстро заменять поврежденные участки. В броне также использован кевлар в сочетании с металлом и керамикой. После скандалов вокруг закупочных цен "Леклерка" и выполнения плана по закупкам производство было остановлено. После девальвации евро стоимость танка в долларах снизилась, но он по-прежнему стоит порядка $10 млн. В реальных боевых условиях самый дорогой танк практически не использовался и лишь размещался в отдельных ближневосточных странах в рамках миротворческих миссий.

Вопроса


Разработка танка нового (третьего послевоенного) поколения началась в СССР немногим позже создания нового основного танка Т-64А в 70-е. В работах под названием «Тема 101» участвовали Ленинградские, Челябинские и, в дальнейшем, Харьковские конструкторы.

Были реализованы ряд проектов, как с традиционной, так и новой компоновкой, большая часть которых так и осталась на чертежах или в виде макетов.

Танки с традиционными решениями, такие как «Объект 255» и «Объект 480» не давали существенного преимущества перед модернизированными вариантами Т-64А, Т-72 и танка с ГТД. Танки с новой компоновкой (Объект 450) требовали длительного поиска, как компоновочных решений, так и создания принципиально новых компонентов.

Данные работы подробно описаны в материале ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича Морозова. Часть 2.

В конце 70-х и на протяжении 80-х годов харьковское КБ было выбрано головным по теме создания перспективного танка 90-х. Данные события рассмотрены с точки зрения одного из разработчиков танка, ответственного за его электронную составляющую - Последний рывок советских танкостроителей (дневник участника разработки танка «Боксер»). Варианты рассматриваемых в 80-е компоновок рассмотрены в материале - Танки "Бунтарь", "Боксер", "Молот" (объект 490, объект 490А, объект 477).

Разработка перспективного танка так и не была завершена до распада СССР.

Оставшиеся в России КБ принялись за создание перспективного танка на основе существовавшего задела. Из наиболее совершенных можно упомянуть Ленинградский Объект 299 (ОАО "Спецмаш"), который обладал весьма смелой компоновкой. Которая, на ряду с объективными причинами характерными для 90-х помешала его реализации.

Омский Объект 640 «Черный орел» также был проектом с весьма неоднозначными преимуществами, поэтому и был выбран для демонстрации (ВТТВ 1997) и даже продвигался за рубеж.

Нижний Тагил (УКБТМ) имел проект эволюционного развития Т-72 который не давал существенных причин для замены в производстве Т-72, так как заложенные в нем решения могли быть реализованы и в ходе модернизации.

С улучшением экономической ситуации работы активизировались. Здесь, как и в 70е реализовывались два проекта, один из них с высоким техническим риском, другой с традиционными и менее рискованными решениями. Первый – Нижнетагильский Объект 195 "Т-95" (ОАО "УКБТМ") и второй Омский проект Разработка унифицированного боевого отделения, тема «Бурлак» (ОАО "КБТМ").

В 2009 году было объявлено о закрытии этих проектов.

Начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстве так и не будет создан.

Но в 2015 году на параде Победы широкой публике были представлены изделия на базе платформы «Армата» - танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15 с передним размещением МТО.

С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, кто-то называл фанерным и выдумывал несуществующие недостатки.

Компоновка

Схема с сосредоточением экипажа в передней части корпуса, требует максимальной автоматизации управления , установленным в боевом отделении, создавая ряд трудностей технического порядка. Такая схема представляет интерес вследствие больших возможностей усиления защиты экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшением условий взаимодействия личного состава.

При размещение 3 членов экипажа плечом к плечу, как это сделано, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом
железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

Кроме того такая схема не обеспечивает хороший круговой обзор командиру танка, что в ряде стран, несмотря на развитие средств технического зрения считается важным качеством. Подробнее - Разработки перспективного танка в США.

Такая схема не однократно рассматривалась, начиная с 70-х годов в разных странах, но применения в танкостроении за исключением экспериментальных макетов, таких как американский FTTB не нашла.

Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка.

Дисплейный комплекс механика-водителя (ДКМВ) установленный на танке предназначен для замены стрелочных контрольно-измерительных приборов и обеспечения решения задач управления, контроля функционирования, оперативного технического диагностирования систем и агрегатов шасси и выдачи рекомендаций по эксплуатации объекта.

Переключение передач осуществляется кнопками на штурвале. Наиболее важная информация о параметрах движения выводится непосредственно на выносное табло на штурвале управления. На монитор выводится изображение с тепловизионного прибора переднего обзора размещенного на верхней детали носового узла корпуса.


видеосмотровое устройство и блок кнопок управления


Вид на место водителя с места наводчика, размещенного по центру капсулы экипажа


Мониторы ПМФ-5.0 с ЖК-панелями высокого разрешения из серии многофункциональных панелей «5».

Слева на фото пульт наводчика.

Изделия ПМФ-5.0 (5.1) имеют расширенный набор интерфейсов, в том числе сенсорную панель с функцией мультитач и пр.
Разработка конструкторского бюро приборостроения (УКБП) которое входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Информационно управляющая система выводит на дисплее информацию о состоянии систем вооружения, защищенности, подвижности и пр.
Информационные сообщения выводится на экран ниже, красным показаны критические сообщения, желтым важные, белым штатные.


Вид на места командира и наводчика. Панели командира (3) правая часть фото.

На них выводится видеоинформация от внешних источников, синтезированная видеоинформация устройств (ТВ камеры, прицельные комплексы), обмен информацией, выдача навигационной картографической информации, а также ввод и передачу информации для управления основными системами танка. Пульты управления установлены под панели, наводчик и командир обладают аналогичными устройствами


Устройства производятся в РФ и унифицированы для всей линейки перспективных наземных машин («Армата», «Курганец», «Бумеранг»).

Производство и сборка устройств все еще происходит вручную, но надежность их растет.

Именно на этих устройствах основано управление танком.

Место командира. Визуальный обзор местности осуществляется через три смотровых прибора. Основную информацию предполагается получать через расположенные по периметру танку ТВ камеры и многоканальный панарамический прицел-прибор наблюдения.

Такое решение можно назвать весьма смелым, особенно для наземной техники, где условия намного более жесткие, чем в авиации. Справа пульт управления АВСКУ-Е (аппаратура внутренней связи, коммутации и управления). Под пультом - оптический датчик системы противопожарного оборудования (ОД1-1С). Установка оптических датчиков и быстродействующих баллонов в боевом отделении обеспечивает обнаружение пожара и выброс огнетушащего состава за время не более 150 мс. Такие датчики установлены по всему периметру капсулы


Вид на заднюю часть капсулы экипажа. Видны системы вентиляции и кондиционирования воздуха


Несмотря на множество цифровых новинок некоторые традиции в постсоветском танкостроении незыблемы, например не очень аккуратные сварочные швы.

Удобные сидения – большой шаг вперед в сравнении с танками прошлого поколения


Вид на боковую часть капсулы экипажа с места наводчика. Сидения экипажа имеют широкий диапазон регулировок, обеспечивая удобство экипажа

Защита

Компоновка «Арматы» аналогична отработанной на «Объект 195». Повышение защищенности экипажа достигается переносом рабочих мест экипажа, находившихся в башне, в высокозащищенный носовой модуль корпуса, масса защиты которого может быть увеличена на величину уменьшения массы защиты башни, вследствие уменьшения ее габаритов и внутреннего объема, предназначавшегося для рабочих мест экипажа.

Повышение защищенности и выживаемости экипажа в модуле достигается уменьшением суммарной площади внутренних поверхностей модуля управления (по сравнению с обитаемым отделением танков классической компоновки).

Модуль вооружения отделен от модуля управления поперечной перегородкой, что уменьшает вероятность поражения экипажа в модуле.

Пожаровзрывобезопасность модуля и выживаемость экипажа достигаются полным отделением рабочих мест экипажа от загерметизированного объема топлива и от боекомплекта.


Схематическое изображение общей компоновки
танка Т-14 «Армата» (аналогичная Т-95)

Указанное авторами патента преимущество, наряду с вышеперечисленными, обладает и еще одним недостатком – недостаточной защитой башни. К этому вопросу придут, как пришли и разработчики перспективного танка советских времен – «Молот», «Нота».

Комплекс защиты танка включает комбинированную и динамическую защиту, установленную в обеспечивающую защиту передней части корпуса с капсулой экипажа.

Также динамическая защита устанавливается на бортах корпуса (до моторно-трансмиссионного отделения). Спереди гусеничные ветви перекрыты ДЗ, что особенно важно при размещении экипажа в корпусе. В передней части борта корпуса блоки ДЗ выполнены откидными для простоты обслуживания ходовой части. В целом решения по установке ДЗ напоминают ее установку на танке «Нота» (ХКБМ).

Сверху динамической защитой прикрыта башня, также ДЗ устанавливается для защиты капсулы, включая люки. Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.


ДЗ прикрывает как верхнюю так и нижнюю деталь носового узла корпуса.

Внешне ДЗ аналогично устанавливаемому на Т-95. рабочая поверхность метаемой плиты значительно увеличена

Технические требования к перспективному танку заданные еще во времена СССР требовали обеспечения защиты сверху от кумулятивных боеприпасов с бронепробивной способностью 250- 300 мм. Несмотря на небольшой габарит крыши и люков, что прекрасно видно на фотографиях, можно предположить, что это требование выполнено.

Важнейшей особенностью танка является применения комплекса средств для защиты от высокоточного оружия. Включают они комплекс активной защиты, обеспечивающий прикрытие в диапазоне 120° по направлению башни танка и комплекс постановки многоспектральных завес и комплекс индикаторов лазерного и УФ излучения установленный по периметру башни.

Чтобы выстреливать ложные ИК и РЛ цели быстро и точно в направлении средства нападения откуда бы оно не подлетало, без поворота башни, требуется использование быстро поворачиваемых гранатометов.

Таким образом, от атакующих в горизонтальной проекции боеприпасов защиту обеспечивает КАЗ и комплекс постановки помех (в двух поворотных установках на башне). А от атакующих сверху – комплекс постановки помех (в двух фиксированных установках направленных верх).

Также устанавливается система противоминной электромагнитной защиты.

Комплекс защиты танка от ВТО

По периметру башни размещены индикаторы лазерного облучения и ультрафиолетового излучения (система обнаружения пуска ракеты).

Под передними индикаторами облучения и пуска ракет размещены РЛС с ФАР обнаружении и целеуказания КАЗ. На крыше башни система пуска многоспектральных помех в поворотных и в фиксированных установках


Индикаторы облучения и пуска на фото и в ходе демонстрации на параде прикрываются заслонками. Рядом с блоком индикаторов ТВ камеры переднего и бокового обзора

Под блоком РЛС установлены пусковые установки КАЗ. КАЗ «Афганит» является развитием системы «Дрозд». Эта разработка ЦКИБ СОО берет свое начало еще в 80-х. Отличием от «Дрозда» является возможность коррекции отстреливаемого контрбоеприпаса по азимуту (~0,5 м) и по вертикали (±4°). Комплекс обладает возможностью поражения противотанковых ракет атакующих цель на пролете, но от атакующих сверху не защищает


Для снижения заметности танка на башне устанавливается легкий кожух с геометрическими характеристиками оптимальными для снижения заметности в РЛ диапазоне длин волн

Вид сбоку на Т-14 армата, в центральной трети корпуса установлены блоки ДЗ оптимизированные для защиты от кумулятивных БЧ при угле попадания близком к нормали


Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.
Видны крепления бочек для топлива. На параде в Москве «Арматы» были без них. Видимо считают, что не модно

Огневая мощь

На танке установлена 125мм пушка повышенного могущества 2А82-1М. Судя по патентам пушка, может использовать как штатные выстрелы, так и вновь разрабатываемые с увеличенным пороховым зарядом. Боекомплект 40 выстрелов (из них 32 в автомате заряжания, 8 - возимый). Идеология АЗ сохранена от «Объекта 195», но малый боекомплект 152 мм увеличен до приемлемого значения.

7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке на совмещенной с панарамическим прицелом-прибором наблюдения платформе. Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте.

Отсутствие спаренного с пушкой пулемета решение странное и несомненно неправильное. Это приведет к повышенному расходу боекомплекта наводчиком на не соответствующие снарядам 125 мм цели, к отвлечению командира от наблюдения за полем боя при применении единственного пулемета. Какое-то оправдание этому может быть в виде увеличенного на 10 выстрелов по сравнению с Т-72 автоматизированному боекомплекту. Автоматическая пушка калибра 30 мм как было на «Молоте» и Т-95, тоже отсутствует.


Схема АЗ необитаемой башни.

Снаряды и заряды располагаются вертикально.

Конвейер поднят над днищем корпуса для исключения заклинивания при прогибе днища (подрыв на мине).

Идея установки такой пушки возникла давно, еще в конце 70-х (Д-91Т) и продолжалась в дальнейшем, включая «Объект 187». По своему потенциалу она на 30% превосходит штатную.

Известно, что выстрелы повышенного могущества 3ВБМ22 с БПС 3БМ59 «Свинец-1» и 3ВБМ23 с БПС 3БМ60 «Свинец-2» с L=740 мм обладают повышенной по сравнению с штатным (3БМ44 «Манго» - 440 мм) бронепробиваемостью на 100- 150 мм. Усовершенствованные БПС разработанные для «Арматы» вероятно, достигнут уровня более 800 мм (450/60°). Обеспечивается возможность использования как штатных боеприпасов, так и вновь разработанных боеприпасов повышенного могущества.

Правда достигнут ли вопрос открытый, все эти темы ведутся уже больше двух десятилетий. Так те же «Свинец-1» и «Свинец-2» в формально в составе боекомплекта модернизированных Т-72БА, Т-80УА, Т-80УЕ1 еще с 2004 года.

Для борьбы с пехотой разработан выстрел 3ВОФ128 «Тельник»-1 (Завершение выполнения ОКР - 2014 г.) В снаряде реализован траекторный разрыв на подлете к цели (в упрежденной точке) с поражением цели осевым потоком ГПЭ; траекторный разрыв над целью с поражением цели круговым полем осколков корпуса; ударный наземный разрыв с установкой на мгновенное (осколочное) действие; ударный наземный разрыв с установкой на осколочно-фугасное действие (малое замедление); ударный наземный разрыв с установкой на проникающе-фугасное действие (большое замедление).

Стабилизатор вооружения 2Э58 - электромеханический с электрическим приводом вертикального и горизонтального наведения. Обладает пониженным энергопотреблением, повышенной точностью и меньшей пожароопасностью.

Приемо-передатчик УУИ-2 устанавливается у основания ствола. Обеспечивает автоматическое измерение изгиба ствола в процессе стрельбы.
Датчик ветра и давления (ДВД). Датчик емкостного типа обеспечивает измерение продольного, поперечного ветра и атмосферного давления.

Подвижность


«Армата» оснащена 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом 2В-12-3А. Механизм поворота с ГОП

Мощность двигателя 1200 лошадиных сил. По заявлениям разработчиков существуют возможности форсирования до 1500- 1800 л.с. в перспективе.

Общая емкость топливной системы танка 2015 литров с двумя подключенными бочками. Из них во внутренних и наружных топливных баках танка 1615 литров, топливо частично размещено внутри корпуса (816 литров), остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.

Трансмиссия механическая с планетарной центральной коробкой передач с автоматическим переключением. Встроенный реверс может обеспечивать равное количество передач переднего и заднего хода, что является важным при унификации шасси с задним и передним расположением МТО. Привод вентиляторов охлаждения двухступенчатый управляемый.

Жесткость подвески составляет 167…206 кН/м, а сопротивление гидравлического амортизатора на прямом и обратном ходах не превышает 55 кН и 120 кН, соответственно.

торсионный вал имеет уровень рабочих напряжений более 147·104 кН/м2 и допустимый угол закрутки более 80°.

Демпфирующая характеристика гидроамортизатора является скоростной, то есть представляет собой зависимость усилия сопротивления от скорости на рычаге. Кинематическое соединение гидроамортизатора с подвеской выполнено с возможностью обеспечения передаточного отношения вертикальной скорости опорного катка гусеничного движителя гусеничной машины к скорости перемещения рычага гидроамортизатора 0,15…3,5 с увеличением в конце хода опорного катка.

Достигается повышение прогрессивности характеристики подвески системы подрессоривания и плавности хода гусеничных машин массой до 55 т.


1 - направляющее колесо; 2 - гусеницы; 3 – опорные катки; 4 - поддерживающие катки;
5 - торсионный вал; 6 - балансир; 7 - гидроамортизаторы; 8 тяги


Изображена прогрессивная характеристика подвески, в сравнении с характеристикой подвески танка «Леопард 2»

Оценка проекта

Позитивная сторона проекта в том, что он все же был осуществлен, в большей степени, чем любой из существовавших проектов перспективного танка на постсоветском пространстве после создания танка Т-64.

Позитивным для отрасли в РФ является освоение новых технологий (сенсорные панели), новая элементная база в системах управления танком (ИУС, СУО и пр.), освоение которых может стать серьезным толчком в развитии электронной промышленности.

Уделено достаточное внимание комплексной защите танка – КОЭП, КАЗ, ДЗ и пр.

Эргономика соответствует современным требованиям.

Негативные особенности танка вытекают из выбора его компоновки, это невозможность обеспечения достаточного габарита бортовой брони капсулы из за размещения экипажа плечом к плечу, уязвимость башни от огня современных автоматических пушек, отсутствие визуального канала прицелов командира и наводчика, невозможность обеспечения кругового обзора с места командира. Выхлоп на оба борта повышает ИК заметность танка.

Из устранимых недостатков можно отметить отсутствие спаренного с пушкой пулемета. И прицела-дублера наводчика.

И главное, что можно еще добавить, танк проходит испытания, выпущено их на данный момент небольшое количество. Большинство систем, устанавливаемые в «Армате» еще достаточно не освоены, несомненно потребуется большое время чтобы вылечить «детские болезни». Так что быть или не быть «Армате» покажет время.

Новейший танк российских конструкторов Т-14 на гусеничной универсальной платформе «Армата», даже будучи прототипом, вызвал фурор. Многие специалисты, военные обозреватели, авторитетные СМИ и миллионы обывателей считают «Объект-148» лучшим перспективным танком мира. По уверениям разработчиков «Уралвагонзавода», Т-14 на голову опережает по ТТХ существующих («Леопард-2», «Меркава-4», «Черная пантера», «Абрамс») и проектируемых конкурентов.

Предыстория

Еще советские оружейники работали над идеей создания высокоманевренного танка с всеракурсной защитой, современной системой управления вооружением на основе цифровых технологий и адаптированного к ведению боя в условиях насыщения поля боя современными средствами противотанковой обороны.

С 60-х готов последовательно разрабатывались опытные перспективные модели ОКР «Опережение», «Малахит», «Бунтарь», «Боксер», «Молот», Т-95. Лидером отрасли с приоритетным снабжением и финансированием было Харьковское КБМ. Впрочем, больше других на «Армату» похож «Объект 299» ленинградских конструкторов. Однако именно в Нижнем Тагиле, считавшимся третьим по значимости центром разработок (после Харькова и нынешнего Петербурга), создали уникальный Т-14.

Хронология работ над Т-14 «Армата»:

  • Год открытия опытно-конструкторской разработки универсальной платформы «Армата»: 2010-й.
  • Год проведения государственных испытаний: 2015-16.
  • Запланированное на 2015-2017 количество выпуска предсерийных машин: 48 (по 16 в год).

Защитный комплекс

Для обеспечения надлежащей защиты экипажа в танке Т-14 применены конструктивные решения, отработанные на ОКР Т-95. Весь экипаж размещен в сердце корпуса (специальном отделении управления) в один ряд. Это вызвано тем, что в ходе современных боевых действий корпус бронетехники прикрывается маской местности и укрытиями на поле боя. Согласно статистике, накопленной за последние 40 лет, 65% попаданий в ходе боевого применения танков пришлось в башню танка.

Применение безэкипажного боевого модуля позволило уменьшить объем и вес башни, нарастив пассивную защиту фронтальной проекции. Габариты ОБТ «Армата» ограничены железнодорожным габаритом Т02, а вес – требованиями авиатранспортабельности.

Защитный комплекс Т-14 состоит из:

  • пассивной защиты – бронирование корпуса и башни, элементов систем, размещенных на корпусе и башне;
  • динамической защиты корпуса и башни нового поколения;
  • комплекса активной защиты танка, который состоит из двух подсистем – собственно системы уничтожения боеприпасов, классифицируемых как опасные, и системы противодействия управляемым боеприпасам.

Пассивная защита

Необходимо учитывать, что точные тактико-технические характеристики «Объекта 148» засекречены. Специалисты при определении эффективности тех либо иных блоков ориентируются на данные предыдущих ОКР, технологические возможности предприятий, разработки ученых, просочившиеся данные.

Бронирование корпуса танка одновременно выполняет роль несущей конструкции для всех системе. Верхняя лобовая деталь (как и на танках третьего поколения «Молот» и Т-95) комбинированная. Оценочная толщина подбашенной зоны в районе отделения управления – 800 миллиметров гомогенной броневой стали (ГБС). Возможно такой же толщины борта Т-14 в районе вертикальных деталей корпуса. Согласно утечкам информации, лобовое бронирование достигает эквивалента 1000 мм ГБС. Кормовой лист корпуса меньшей толщины и имеет дополнительную броневую накладку.

Применение безэкипажной башни позволило уменьшить пассивную защиту модулей систем «Арматы», размещенных на башне до уровня, обеспечивающего защиту от 30-мм бронебойно-подкалиберных снарядов. С этой же целью все модули башни дополнительно защищены 5-мм экраном броневой стали 44С или ее аналогом с целью изменения направления полета бронебойных снарядов, разрушения сердцевин бронебойно-подкалиберных снарядов, отклонения снарядов других типов и защиты внешних электрических кабелей, водо- и воздуховодов от осколков и огня стрелкового оружия. Все обломки, долетающие до модулей систем танка, размещенных на башне, будут нейтрализованы бронированием самих модулей.

Пассивная защита башни Т-14 состоит из нескольких элементов, а именно:

  • Броневой маски пушки и корпуса башни.
  • Броневого кожуха модуля прицела наводчика.
  • Броневого кожуха модуля панорамного прицела-прибора для наблюдений командира танка.
  • Броневого кожуха модуля дистанционной пулеметной установки.
  • Внешних броневых экранов, которые легко снять при необходимости.

Динамическая защита

Уникальная динамическая защита представляет конструкцию, в которой на внешнюю пластину, сделанную из специального материала, нанесен путем напыления тонкий слой взрывчатого вещества (примерно сотые миллиметра). При срабатывании слоя взрывчатки, спровоцированной действием кумулятивной струи или бронебойно-подкалиберной сердцевины снаряда, не происходит традиционного метания пластин навстречу струе как в НДЗ Контакт-1 или ВДЗ Контакт-5. Такую динамическую защиту современные боеприпасы противотанковых ракетных комплексов «научились» преодолевать путем формирования двойной струи. В случае с «Арматой» большая часть энергии взрыва напыленной взрывчатки вызывает колебания пластины, которая начинает взаимодействовать с кумулятивной струей или бронебойно-подкалиберным сердечником и разрушать их, одновременно разрушаясь сама.

В защитном модуле может быть одна защитная пластина или несколько одна над другой. Использование нескольких защитных пластин обеспечивают защиту от кумулятивных боеприпасов с тандемной боевой частью и от бронебойно-подкалиберных сердечников большой длины.

Новая динамическая защита устойчива к боеприпасам стрелковых калибров. Ею прикрыты верхняя и нижняя лобные детали корпуса, борта танка в районе вертикальных деталей бортов, где динамическая защита встроена в бортовые экраны, и крыша башни.

Модули динамической защиты крыши корпуса и башни небольшие, ведь боеприпасы предназначенные для поражения танков с верхней полусферы, не слишком мощные боевые элементы, но их может быть много. Габариты высоты модуля крыши позволяют разместить защитные пластины в два слоя.

Активная защита

Комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит» с применением системы АФАР состоит из 4-х фазированных антенных решеток, которые отслеживают все воздушные и наземные цели в радиолокационном диапазоне вокруг танка. При классификации цели как опасная неуправляемая (снаряды, неуправляемые ракеты) задействуется пусковая установка с поражающими элементами. Таких пусковых установок 10 и они перекрывают фронтальную и фланговые проекции танка.

При классификации цели как опасная управляемая по лазеру или радиоканалу, задействуется пусковая установка, которая выстреливает вверх взрывной генератор электромагнитных импульсов или пассивные аэрозольные помехи, затрудняющие наведение управляемого боеприпаса на танк. Таких пусковых установок 32 (по 16 в блоке). При срабатывании взрывного генератора электромагнитных импульсов приходится на короткий срок защищать собственные ФАР.

Вооружение

Т-14 вооружен 125-мм пушкой 2А82 с расчетными характеристиками дульной энергии, превышающими отечественную 2А46М (предназначена для танков Т-72, Т-80, Т-90) в полтора раза и немецкую Rh120 в 1,2 раза. Ведутся работы по дальнейшему оснащению танковой версии «Арматы» 152-мм орудием.

В пушке 2А82 отсутствует эжектор, применено частичное хромирование ствола и увеличены размеры кожуха, который скрепляет ствол в районе зарядной кладовой. Нерешенной проблемой пушки является отсутствие серийного производства снарядов, которые бы обеспечили заявленные характеристики орудия.

Комплекс управления огнем Т-14 активно дорабатывается. К разработке привлечено белорусское предприятие «Пеленг». Экспериментальный автомат заряжания с вертикальной компоновкой боевых зарядов и снарядов емкостью 32 артиллерийских выстрела уже проверен эксплуатацией в войсках. Сами снаряды размещены в бронированном ящике за башней.

Прицел наводчика орудия и панорамный прицел-прибор для наблюдений командира танка не имеют оптических каналов и при выходе из строя электрических узлов системы управления огнем не обеспечивают функционирование системы и ведения прицельного огня из вооружения танка.

Перспективы увеличения калибра танка Т-14 путем замены орудия 2А82 (125 мм) на 2А83 (152 мм) имеют ряд сложностей из-за низкой несущей способности шасси, ограниченной высоты корпуса и низкой емкости разработанного автомата заряжания для 152-мм снарядов (22 артвыстрела). В случае преодоления конструктивных нестыковок, огневая мощь «Арматы» станет феноменальной.

В качестве вспомогательной огневой установки планируют применять новую автоматическую 30-мм пушку в модуле с дистанционным управлением. Ствол и боеприпасы к нему в стадии разработки. Отсутствие спаренного с пушкой пулемета свидетельствует о трудностях обеспечения его функционирования в безэкипажном боевом модуле.

Двигатель

С целью обеспечения высокой маневренности на поле боя, тактической и стратегической маневренности Т-14 оборудован Х-образным двигателем 2В-12 и роботизированной трансмиссией. История создания Х-образного двигателя тянется несколько десятилетий. Идея силового агрегата и принципиальная схема заимствованы у австрийцев, которые разработали и испытали так называемый двигатель Зимеринга.

Основное преимущество мотора – компактность. Его размеры позволяют размещать агрегат в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) танка перед экипажем. Специалисты также отмечают отменную мощность (оценочная не менее 1500 лошадиных сил) при достаточно легком весе танка (48 т).

В течение почти 30 лет не решена проблема теплоотвода от двигателя и уменьшения объема систем смазки и охлаждения, что привело к увеличению объема МТО. Также актуальна проблема создания современной топливной системы с применением электронного управления образования топливной смеси (двигатель при резких изменениях оборотов, при запуске, прогреве дымит в серо-голубом спектре).

Во время стоянок в головках цилиндров, расположенных в нижнем ряду, накапливается масло, которое перетекает из системы смазки. При запуске оно выбрасывается в выпускной тракт двигателя. При долгосрочном хранении без запусков это может привести к перетеканию масла в цилиндры до полного заполнения цилиндров и гидроудара двигателя.

Трансмиссия и подвеска

Трансмиссия «Арматы» обеспечивает плавный поворот танка в диапазоне всех скоростей движения, роботизированное переключение скоростей, восемь передач и реверс, возможность разворота на месте, быстрый разгон и надежное торможение. В то же время наличие в трансмиссии механического привода на вентиляторы системы охлаждения и привода на компрессор воздушной системы танке затрудняют ее строение и снижают надежность в целом.

Наличие механического привода вентсистемы указывает на недостаточную мощность генератора для обеспечения электропривода вентиляторов. То есть работа потребителей электрического тока будет ограничиваться мощностью генератора и способностью АКБ отдавать ток во время пиковых нагрузок в сети.

Подвеска Т-14 адаптивная, что обеспечивает улучшенную управляемость машины и создает благоприятные условия для улучшения условий стрельбы. В качестве амортизаторов используются цилиндрические амортизаторы с управляемыми характеристиками. Управление амортизаторами обеспечено системой датчиков и контроллером.

Доработка

Для завершения разработки, проведения заводских испытаний, устранения выявленных недостатков, проведения государственных испытаний, экспериментальной военной эксплуатации потребуется около двух лет. После начала серийного производства (2018) и активной эксплуатации в частях обычно идет накопление данных по типичным отказам и поломкам узлов и агрегатов, на устранение которых дополнительно потребуется еще 2-3 года. Таким образом, Т-14 «Армата» станет основным боевым танком – надежным, относительно дешевым в производстве, с налаженной подготовкой экипажей – не ранее 2020-го года.

Известные характеристики:

  • Экипаж: 3 человека. Комфортное время непрерывной работы – 72 часа.
  • Масса (т): заявленная – 48, с комплектом для боев в населенных пунктах – 53.
  • Основное вооружение: пушка с функцией пусковой установки 2А82-1М 125 мм с боекомплектом 45 артвыстрелов. Пулемет ПКТМ дистанционный 7,62 мм, запас боекомплекта в ленте 2000 патронов.
  • Силовой агрегат: многотопливный турбонаддувный X-образный двигатель 2В12-3 предполагаемой мощностью 1200-1500 л.с.
  • Скорость (км/ч): дорога – 80-90, бездорожье – 40-50. Запас хода со штатными баками 500 км.