Презентация на тему "экологическая викторина". Экологическая игра.docx - Экологическая игра

Создано 30.01.2012 18:27

Быстро назовите столицу Финляндии. Даже если вы не знаете ответ, вам, возможно, нравятся викторины. Да и в любом случае значительный запас знаний для участия в викторинах – это большое богатство. Кроме того, любознательный ум – это здоровый ум. Если хотите оставаться психически здоровыми, тренируйте синапсы . Наполнение кладовых памяти интересными фактами из современной истории – это отличный способ развивать мозг и становиться разносторонним человеком. Миру нужны информированные люди, а потому предлагаем узнать о семи необычных, но интересных фактах для достойного участия в викторинах на экологическую тематику.

Городские программы переработки мусора появились в 1890-х


Нам нравится думать, что борьба за чистоту окружающей среды и в общем «зеленый» образ жизни – это современные явления, но на самом деле, задумавшись над этим, можно понять, что разумные и прагматичные решения часто связаны со взглядом в историю, когда мы решали экологические проблемы до того, как стали зависеть от ископаемого топлива и промышленных химикатов.

Хотя большинство людей узнали о методах переработки отходов только в 1970-х, первые городские программы начали действовать еще в 1890-х в Нью-Йорке, США, когда Джордж Уоринг-младший (на фото выше) был назначен уполномоченным по уборке улиц. Свою деятельность он начал с реформирования бизнеса по сбору общественного мусора. Он построил первый завод по разделению, повторному использованию и перепродаже разных видов отходов, которые по его указанию сортировались в домашних условиях и на предприятиях.

1890-е годы были очень продуктивными для переработки отходов в Нью-Йорке. В 1897 году семья Бенедетто открыла первый американский центр переработки, где собирались, продавались или перерабатывались газеты, поношенная одежда и другой мусор многоразового использования.

Вулкан Кракатау произвел самый громкий звук в современной истории в 1883 году


Извержение индонезийского вулкана Кракатау произошло в 1883 году, что стало причиной гибели более 40 тысяч людей (а по некоторым оценочным данным – более 120 тысяч), а грохот был слышен на расстоянии почти 5 тысяч километров. Извержение началось в начале июня 1883 года и закончилось четырьмя чудовищными взрывами несколькими месяцами спустя в августе – взрывами, которые были слышны в Перу и Австралии (на расстоянии 3,5 тысячи километров) и на острове Родригес в Индийском океане (4,8 тысячи километров). Громадное цунами, последовавшее вскоре после взрывов, достигло в некоторых местах высоты более 50 метров. Последний и самый катастрофический взрыв вырвался из Кракатау на скорости более 1000 километров в час и был таким сильным, что повредил барабанные перепонки находящихся неподалеку моряков и еще много дней спустя фиксировался барографами по всему миру.

Чайки могут пить соленую воду благодаря железам на голове


Если б чайки не развили способность пить морскую воду, они бы давно вымерли или перешли бы к другим местам обитания около озер. К счастью, эволюция снабдила этих птиц специальной надглазничной железой, которая удаляет соль из крови чаек и выгоняет ее в виде очень соленой жидкости через ноздри.

Если есть выбор, чайки будут бить пресную воду, так как переработка соли – энергетически затратный процесс. Но при крайней необходимости или же далеко от берега они могут погрузить клюв в море, чтобы утолить жажду.

Мы значительно улучшили способы изготовления алюминиевых банок


Когда алюминий впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Алюминий заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.

Алюминиевые банки можно очень быстро собирать, перерабатывать и снова пускать в дело


Мы уже установили, что алюминий действительно легко переработать. В настоящее время в повторное использование пускается более половины алюминиевых банок , изготавливаемых за год, и это делается при помощи процесса, требующего лишь 5 процентов энергии, необходимой для получения алюминиевого сырья. В отличие от пластика, качество которого ухудшается после каждой переработки, алюминий можно повторно использовать неопределенное количество раз. Благодаря такой эффективности построена инфраструктура, позволяющая лишь за два месяца вернуть каждую выброшенную в мусор банку на полки в новом виде.

Во сне птица поддерживает половину мозга в бодрствующем состоянии


Птицы, дельфины и другие водоплавающие млекопитающие демонстрируют однополушарный медленноволновой сон , в соответствии с которым одна половина мозга засыпает, тогда как другая продолжает бодрствовать. Такие животные оставляют один глаз открытым, а второй, спящий, закрытым. Они не всегда разделяют время сна мозга, но когда им нужно оставаться в движении, или велика опасность встретить хищника, они сменяют спящие половинки мозга.

Антарктика – самая большая пустыня в мире


При упоминании мировых пустынь первое, что, как правило, приходит на ум – это песчаные дюны, жаркое солнце и, возможно, верблюды. В общем-то, что-то в этом есть, но слово «пустыня» включает гораздо больше понятий. Пустыня – это место, где выпадает очень мало осадков, а формальное определение таково: территория, получающая меньше 25 сантиметров осадков в год. В Антарктике в среднем около 20 сантиметров осадков вдоль побережья и с продвижением вглубь их становится еще меньше. По большей мере погода на южном полюсе нашей планеты крайне холодная и необычайно ветреная. И так как температура никогда не поднимается достаточно высоко для таяния, даже маленькие объемы снега наслаиваются в течение столетий.

Урок чистоты
«Экологическая игра: Что мы знаем о мусоре? »
В данном мероприятии могут принять участие ребята в возрасте от 13 до 15 лет. В период подготовки
формируются команды­участницы (5чел.), определяется состав жюри, выбирается ведущий.
Цель урока:
Закрепить в сознании учащихся необходимость бережного отношения к
окружающей среде.
Задачи:
Обратить внимание учащихся на:
1. взаимодействие человека с окружающей средой.
2. экологические проблемы (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы
отходов) и их решение;
3. необходимость и полезность воспитания в себе экокультуры.
4. соблюдение правил поведения на природных объектах.
Ход игры
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, юные биологи! Природа украшает нашу жизнь. Она
доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем песни птиц, журчание ручейка,
таинственный шепот леса. С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью
водоемов или величественными громадами гор! Все это нам щедро дарит планета Земля. А взамен
просит только одного – бережного, доброго отношения. Чтобы сохранить природу для наших потомков,
мы должны хорошо ее знать и хозяйствовать на планете разумно.
В последнее время активная деятельность человека приводит к все более заметному изменению
окружающей среды.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики, культуры,
быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
Вопрос «Куда деть мусор?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него в
ходе нашей игры.

(Ведущий представляет команды и знакомит участников эрудициона с правилами игры.)
1 тур «Что мы выбрасываем или Золотые россыпи помоек»
Команды получают по три таблички­указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос ведущий
дает три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа.
Вопросы:
 Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло
3. Металл
 Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:
1. Москвы
2. Лондона
3. Нью­Йорка
 Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
1. Производство упаковочных материалов
2. Переработка мусора
1

3. производство автомобилей
 Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать
2. Собрать в одном месте
3. Раскрошить
 Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1.
2.
3.
Компостировать
Сжечь при специальных условиях
Переплавить
 Первоочередная забота при выборе места свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод
2. Ограждение места свалки
3. Укомплектование ответствующей техникой
2

 Появление «партизанских» свалок влечет за собой:
1. Загрязнение почвы
2. Уродство ландшафта
3. Изменение климатических условий (температура, влажность)
 Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или
остановке того или иного производства:
1. Предельно допустимая концентрация вещества
2. Наличие тяжелых металлов
3. Государственный стандарт качества
Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение
2. На близлежащие регионы
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело
свет»
 Самая страшная «добавка» воде:

Какую страну называют «мусорным ящиком Европы»
1. Бытовой мусор
2. Пестициды
3. Минеральные удобрения



1. Британию
2. Россию
3. Польшу
 Более половины общего количества отходов в странах Европейского экономического
сообщества приходится:
1. На тяжелую промышленность
2. На легкую промышленность
3. На сельское хозяйство
 Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы
2. Жидкости
3. Твердые вещества
 Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих
в окружающую среду:
1. Их захоронение
2. Разработка правовых механизмов регулирования процессов
3. Рециркуляция (повторное использование отходов)
 Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению

функционирования экологических систем:
1. Загрязнением
2. Экологическим кризисом
3. Интродукцией
 Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
1. Теплоэнергетика
2. Нефте­ и газопереработка
3. Автотранспорт
 Что такое вермикультура:
1. Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны
2. Специальное разведение дождевых червей (для переработки
органических отходов и повышения плодородия почвы)
3. Способ определения степени чистоты воды
Оптимальное решение энергетической проблемы:
1. Экономия энергии
2. Развитие атомной энергетики
3. Развитие ветроэнергетики


Гарбология – это:
1. Науке о доме, местопребывании
2. Наука, изучающая почву
3. Мусороведение
 Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 дет
2. 50 лет
3. 100 лет и более
 Выброшенную бумагу «съедят» невидимки­микробы за:
1. 1­2 года
2. 5­8 лет
3. 20 и более лет



II тур. Не спеши выбрасывать свое будущее (или отходы).

«Устами младенца»

 В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможностью их
вторичного использования. Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. На каждый
из отходов заготовлено пять высказываний. Задача команд: попытаться понять, что имели в
виду дети. И догадаться как можно скорее. Побеждает команда, которая первой верно назовет
отходы.
 Детские высказывания:
1. Его производит обыкновенная корова.
2. В небольших количествах он очень полезен.
3. Когда его слишком много, это становиться настоящим бедствием.
4. При попадании его в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные
начинают задыхаться.
(Навоз.)
(Пластмасса.)
5. Его необходимо компостировать.

1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
3. Если ее поджечь, то появиться много черного дыма, который плохо пахнет.
4. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

1. Ее изобрели китайцы.
2. У нас ее получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из нее получается много мусора.
5. На ней обычно рисуют и пишут.







1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще
(Бумага.)
1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда падает, разбивается.
4. Если его нагреть, оно становиться тягучим как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло.)
больше.
4. Его издают разные приборы и машины.
5. Оно вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это
вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Сажа.)
(СМС.)
(Металлолом.)
(Шум.)
(Газовые отходы.)

1. Этого почти не видно.
2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

1. Это получается, когда становиться старым и ломается.
2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3. Это можно сдать и получить деньги.
4. Из этого можно сделать что­то новое.
5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

1. Всегда черного цвета.
2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
3. Это очень вредно.
4. У человека вызывает болезни, а одежда его становиться грязной.
5. Этого много при горении.

1. Это то, без чего мы уже не можем прожить.
2. Этим мы пользуемся каждый день.
3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
5. С помощью этого все становиться чище.

1. Это легче воды.
2. Это может плавать на воде и не тонет.
3. В речке этого много, когда в ней моют машины.
4. Это мешает дышать рыбам.
5. Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло.)


111 тур. Что может сделать один?
 Каждой из команд задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.
 Задания
 Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов… (из
переработанной макулатуры)
 Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…
(использовать много раз, сдавать в магазин)
 Не покупай больше, чем может… (понадобиться тебе)
 Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше…
(общественным транспортом)
 Одежду, которую ты уже не носишь, можно… (отдать нуждающимся)
 Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут… (кому­то понадобиться)
 Узнай, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и… (сдай туда
использованную бумагу)
 Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки… (вымой их и сомни)
 Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую… (можно сдать)
 Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для… (приготовления
удобрений)
 Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически… (не
разлагается в природе)
 Почини и исправь вещь вместо того, чтобы… (ее выбрасывать)
IV тур. СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦУ


 Кто быстрее отыщет окончание пословицы.










1. Без хозяина Земля ­ / круглая сирота.
2.Зелёное царство ­ / лучшее лекарство.
3. И у берёзы слёзы текут, когда / с неё кору дерут.
4. Была бы водица, ­ / и зелень родится.
5. Возвращай земле долг ­ / будет толк.
6. Если хочешь плодов, ­ / не срывай цветов.
7. Враг природы тот, кто/ лес не бережёт.
8. Рощи да леса ­ / родного края краса.
9. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – / посади.
10. Кто Землю лелеет, / того земля жалеет.
2. Какое растение способно лучше других очистить воздух в комнате? (Хлорофитум).
3.Как сделать, чтобы мухи не залетали в квартиру? (Повесить на окно веточку полыни – ее

 V тур. «ЭКОКОМФОРТ»

 Вопросы.

безопасности? (Из дерева и кирпича, т.к. эти материалы менее радиоактивны, чем
строительные блоки).


запах отпугнет мух).

(Положить мокрую тряпку на батарею или поставить тазик с водой в укромное место)

 Подведение итогов. Награждение победителей.

 Ведущий. Эрудицион заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом
шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой –
величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим
сегодня.
1.Из какого материала и почему должен быть построен дом с точки зрения экологической
4.Каким способом можно увлажнить слишком сухой воздух в помещении?
 На планете Земля люди ­ гости,
Им немного отпущено жить.
Миллиарды лежат на погосте,
Не дано им бессмертными быть.
 Но гостить надо тихо, спокойно,
И хозяюшку Землю любить,
А у нас постоянные войны,
Все стараются Землю делить.
 Катастрофы на нашей Земле:
Ураганы, трясенья, цунами,
Говорят ­ не живите во зле!
Лишь Добро пусть царит между Вами!
 Постарайтесь понять это люди,
И увидишь тогда, человек ­
Жизнь счастливой и радостной будет,
И подольше продлится твой век!

Пояснительная записка.

Игра - путешествие посвящена важной и злободневной теме настоящего времени – проблеме Твёрдых Бытовых Отходов. Он не случаен, так как завалены мусором придорожные леса, леса и овраги у села. “Благо цивилизации” пополняет растущие свалки как грибы. Поэтому вопрос, что делать с этой массой отходов становится всё острее.

Сжигать – недопустимо, так как в их состав входят различные синтетические материалы, при горении которых выделяются токсины. Производить захоронения – не выход, так как данный способ избавления от отходов требует больших площадей. При этом страдает атмосферный воздух, грунтовые воды. Значит нужно развивать технологии, позволяющие использовать промышленные отходы. Но, кроме этого, важно воспитать поколение, которое будет думать об охране окружающей среды, поэтому необходимо начинать эту работу уже сейчас, то есть включать подростков в различные виды деятельности.

Среди учащихся проведено:

  • Анкетирование “Что дети знают о природе и как хотели бы ей помочь”
  • Месячник, посвящённый проблеме ТБО, в который включены мероприятия для учащихся в разнообразной форме.
  • Субботники по благоустройству территории города.

На территории Архангельской области сконцентрирован ряд предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду.

Серьезной экологической проблемой области остается проблема хранения, переработки, утилизации и обезвреживания твердых производственных и бытовых отходов. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации твердых бытовых отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного.

По данным Комитета экологии Архангельской области, к основным экологическим проблемам в Архангельской области относятся сбор, транспортировка и утилизация отходов производства и потребления, загрязнение атмосферного воздуха городов, в том числе выбросами от автомобильного транспорта, и водных объектов в результате неудовлетворительного состояния очистных сооружений.

На территории региона выявлено более 300 объектов размещения отходов.

Невероятный рост численности автомобильного транспорта в последние годы также играет свою негативную роль в загрязнении воздуха, особенно в столице Поморья. В этой связи необходима работа по изменению транспортных потоков в городе и использование электрических видов транспорта, от которых, как известно, Архангельск отказался.

Тема бытовых отходов, так называемых ТБИ, не теряет своей актуальности уже не одно десятилетие. Эта экологическая проблема послужила темой не для одной диссертации или кандидатской, но, несмотря на это, проблема остается нерешенной и по сей день.

Мы попытаемся сегодня взглянуть на эту проблему с другой стороны, применив более оптимистичный подход, нежели реалистичный, добавить немного юмора, фантазии и... любви к природе.

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрешь ли Человек?
А.Плотников

Земля защиты просит у людей.

Цель :создание условий для повышения экологической культуры среди учащихся гимназии.

Задачи:

  • Привлечь внимание учащихся к актуальным экологическим проблемам своего родного города и расширить представление детей об экологической безопасности;
  • Формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре;
  • Способствовать участию гимназистов в природоохранных мероприятиях, к расширению своего кругозора, к повышению экологической сознательности.

Подготовительный этап:

  • Создаём инициативную группу, проводим обучение и подготовку по заданной теме.
  • Выбираем ведущего из инициативной группы
  • Делим класс на 5-6 групп (групповая форма работы) и распределяем материалы между ведущим
  • Делаем слайд-фильм о загрязнении окружающей среды.

Форма проведения: игра-путешествие.

Оборудование:

  • Фотографии дикой природы, городские пейзажи, иллюстрации, виды современных европейских городов.
  • Моделированные отходы (разные виды отходов, собранные в ведре и запечатанные),
  • Технические средства обучения (компьютер, проектор, презентация “Так жить нельзя”),
  • Фломастеры, ватман, раздаточный материал (конверты с заданиями для конкурсов)

Высказывания знаменитых людей: (на доске)

1. Главной целью прогрессивной технологии является нахождение способа производства полезного из отбросов (Д. И. Менделеев).

2. “Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”. (Антуан де Сент-Экзюпери).

3. Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства (И.Соколов-Микитов).

4. Охрану природы я считаю делом святым. Это – сохранение и умножение красот Родины (Л.Леонов).

5. Вы ответственны за то, что вы можете изменить. Но изменить вы можете только свое отношение. Здесь лежит ваша ответственность (Н.Махарадж)

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко.

Законы экологии:

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Участники: учащиеся 9 “Б” класса МБОУ Гимназия №24.

Ход мероприятия

I. Введение (Показ видеофрагмента).

У нас у всех есть свой дом, и каждый из нас хочет, чтобы его дом был чистым и безопасным.

Скажите, ребята, что вы считаете сейчас свои домом?

А когда вы находитесь в другой стране – ваш дом это – (Россия. )

А что, считают домом космонавты, которые находятся на орбите. (Планета Земля. )

Земля – наш общий дом, который превращается в огромную свалку.

Моя планета – человеческий дом,
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!

II. Формирование проблемы, затруднения.

До обозначения темы занятия школьникам объявляю задание. Сегодня у нас не совсем обычное мероприятие. Перекус в современном мире – это картина характерная для повседневной нашей жизни.

Сначала мы с вами устроим перекус (на этом этапе ребятам в группах разрешается устроить не большое чаепитие, для снятия нервного напряжения и перехода к основной части мероприятия).

Оговариваем время этого этапа 5-8 минут. Каждая группа формирует свои отходы отдельно. Напоминаем ребятам, что это занятие в виде соревнования.

Звенит звонок – это конец первого этапа. Подводим итоги, у какой группы меньше всего отходов.

Ведущий демонстрирует различные упаковки, оставшиеся от перекуса. Вопрос на стадии осмысления проблемы: “Куда исчезает упаковка, если содержимое съедено?” (обсуждение)

Делает в вывод, значит мусор – это повседневные отходы, которые сопровождают человека в повседневной жизни.

Классный руководитель. С каждым днем экологическое состояние планеты становится тревожнее. Идут климатические изменения, приближается глобальное потепление, которое приведет к непредсказуемым последствиям. Землетрясения и цунами делают чудовищные вещи уже наяву. В неспокойное время мы живем, и тем требовательней должны относиться к себе, стараясь сберечь то, что у нас есть и чтобы подрастающему поколению тоже можно было бы прожить свою жизнь достойно, в нормальных человеческих условиях. Все мы сегодня выкидываем огромное количество различного мусора, поэтому наш разговор посвятим проблеме переработки отходов. Решение этой проблемы может стать делом жизни, принести материальное благополучие и даже прославить человека на весь мир. В наше время загрязнение окружающей нас среды достигло ужасающих масштабов. И отдельного внимания заслуживает вопрос: что же делать с тоннами мусора? Как спасти свой город от превращения в большую мусорную свалку? На сегодняшний день в городе стоит острая проблема – утилизация отходов, давайте разбираться в этой глобальной проблеме и попытаемся предложить пути решения этих вопросов.

III. Групповая форма работы “Золотые россыпи помоев”.

Девиз : “Чистота в нас и вокруг нас”

Обсудите в группе и напишите / изобразите на листе бумаги, то, что люди обычно выбрасывают в мусорное ведро ежедневно – 3 мин.

(Подготовленный плакат или распечатка)

Человек выбрасывает ежедневно около килограмма ненужных ему предметов: коробки, мешки, банки, бутылки, одежда, остатки еды. ежедневно выбрасывает человек. В среднем это 30% пищи, 30% бумаги, 3% пластика,4% металла, 3% дерева, 5% тканей и 25% всего остального (резина, стекло и т.д.).

Группа экспертов (3-4 чел.) вырабатывает критерии и оценивает работу команд (эксперты тоже получают раздаточные материалы).

Ведущий .Что вы съедите быстрее – банан или кусок жареного мяса?

Так и в Природе, маленькие микроорганизмы способны по-разному “съесть мусор”, то есть переработать его до простых и безвредных элементов. Мы бросаем в лесу, на берегу озера или в речку, концентрируем на свалках свои отходы, не задумываясь, а что с ними будет? Вы сейчас сами попробуем определить, что будет происходить во времени с выброшенными вещами.

Задание группам “Сортируем мусор – бережем природу”.

1 группа “Пессимисты”

Получает информацию о разложении некоторых видов мусора.

Сроки разложения некоторых видов мусора

  • Пищевые отходы - до 1 месяца
  • Бумажные салфетки – 1 месяц
  • Бумага – 1 год
  • Картон плотный – 2 года
  • Крупные ветки – до 10 лет
  • Железные обожженные банки – 10 лет
  • Жестяная банка – 90 лет
  • Пластиковые бутылки, ПВХ, ПЭ – более 100 лет
  • Твердый пластик – 500 лет
  • Алюминиевые банки – 500 лет
  • Стекло – более 1000 лет

2 группа “Строители из будущего”

Представьте себе, что вы строители 2101 г. Вы строите новый жилой квартал в районе Красного села (это ближайший пригород Санкт-Петербурга), где в наше время располагаются садоводства. Расскажите о своих археологических находках.

Группа получает информацию о разложении некоторых видов мусора.

3 группа “Экологи”

Вы ученые экологи. Проведите экскурсию по экспозиции из мусора (плакаты с мусорными корзинами всех групп), с рассказом о том, как можно вторично использовать эти материалы или переработать без ущерба для окружающей среды.

4 группа “Государственные чиновники”

Обсуждают, кто же виноват в том, что так много мусора (напр. дворники - плохо убирают, заводы – не перерабатывают отходы...), и как исправить ситуацию без особых материальных затрат.

Вывод . Задумайтесь над этим:Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, 97%- идёт в отходы. 80% - мусора – это твёрдые бытовые отходы. Каждый житель города в среднем производит 300 кг. мусора. Собрав 30 кг. макулатуры, можно спасти от вырубки одно дерево.

IV. Викторина “ Проверка знаний о ТБО”.

Что составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю: (Бумага)

Полиэтиленовый пакет, брошенный в лесу, пролежит без изменения: (более 100 лет) -

Выброшенную в лесу бумагу съедят микробы за: (1–2 года)

В каком году был принят первый закон обращения с мусором: (примерно 2500 году до н.э).

Кокой вид отходов можно полностью переработать: (стекло, пищевые продукты)

Какой вид отходов если закопать их в земле, то они не перерабатываются: (стекло)

Жители, какого города являются мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов? (Нью-Йорк. )

Какую страну называют мусорным ящиком Европы? (Британию. )

Есть ли наука, которая занимается мусором? (Да, есть. Это ГАРБОЛОГИЯ – мусороведение. )

V. История появления мусора на Земле (Презентация).

  • Примерно 2500 лет до н.э. Власти Афин (Греция) приняли первый, в истории дошедший до нас закон, который устанавливал правила обращения с мусором. Гражданам было предписано вывозить мусор на расстояние не менее 1.5 км от городской черты.
  • 1031 год. Первый в истории пример начала переработки мусора. В Японии старая бумага собиралась и перерабатывалась в новую.
  • 1400 год. Французский хронист сообщил, что горы мусора вблизи стен Парижа по высоте были примерно равны высоте ворот.
  • 1776 год. Мусор на службе войны. После начала войны за независимость США власти североамериканских колоний, испытывавших дефицит военных материалов, начали кампанию по сбору и утилизации отходов. Сбор металлических отходов, которые шли в переплавку, был впервые объявлен патриотическим долгом.
  • 1874 год. Первая попытка производства энергии из мусора. В городе Ноттингем (Англия) начал действовать первый "деструктор" - паровая машина, частично использующая в качестве топлива горючие отходы.
  • 1935 год. В США начато производство напитков в алюминиевых банках. Изначально банка весила 85 граммов, впоследствии - 14 грамм. Алюминиевые банки заметно увеличили количество мусора.
  • 1948 год. В мире началась эпоха замороженных продуктов, что также привело к увеличению мусора.
  • 1973 год. В США запатентована пластиковая бутылка.
  • 2008 год. По оценкам консалтинговой фирмы в 2007 году в мире было произведено 2.08 млрд. тонн мусора. Для сравнения, ежегодно в мире производится примерно 2 млрд. тонн зерна и около 1 млрд. тонн стали.

VI. Практическое задание “ Сортировка мусора - заглянем в мусорное ведро”.

Цель : привить навык сортировки отходов.

1. Дети должны рассортировать по контейнерам с кодовым цветом предложенные отходы.

  • белый – для бумаги
  • голубой – пищевые отходы
  • красный – металлы
  • зеленый – пластмассы
  • желтый – стекло
  • фиолетовый – дерево

2. Применение новых технологий: (на примере рассортированных отходов)

а) макулатура превращается в бумажную массу (пульпа), из которой получают бумажную продукцию;

б) стекло дробят, плавят и делают новую тару или используют вместо гравия при производстве бетона и асфальта;

в) пластмассу переплавляют и изготовляют “синтетическую древесину”;

г) металлы плавят и перерабатывают в различные детали. Получение алюминия из лома позволяет сэкономить до 90% электроэнергии, необходимой для выплавки его из руды;

д) пищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают органическое удобрение;

е) источник энергии (электростанции на мусоре, но обязательно наличие электрофильтров).

Кроме этого предложены и внедряются сотни других промышленных методов.

Вывод . Для дальнейшей переработки отходов нужна их сортировка, которую должны организовать муниципальные службы, при участии местного населения, которым являемся и мы с вами .

Вопрос : Почему нельзя смешивать отходы ? (Приложение 1)

Бытовые отходы нужно сортировать, так как это облегчает их вторичное использование или переработку.

VII. Пути решения экологических проблем.

“Ничего не исчезает бесследно” означает, что мусор и другие загрязняющие бытовые отходы в действительности никуда не исчезают.

Существует общепризнанная в мире система по борьбе с отходами, которая называется по – английски RRR: reduce (предотвращение появления отходов)

  • Reuse (вторичное использование вещей)
  • Recycling (переработка отходов)

Пути решения проблем с бытовыми отходами – это

Предотвращение появления отходов (от одноразовой к многоразовой таре)

Повторное использование бытовых отходов (садить цветы, делать поделки и т.д.)

Переработка отходов в качестве вторсырья (строительный лом- строительство дорог)

Какие пути решения проблем с бытовыми отходами нам доступны? (1 и 2 пути решения проблем) (Приложение 2)

VIII. Практическое задание. “Уменьшим количество отходов”

Предлагаем ребятам придумать экосумку. Изобразить эскиз эко-сумки и подсчитать, сколько можно сэкономить в денежном эквиваленте при использовании этой сумки семьёй.

(Расчётный период - 1 год. Среднестатистический россиянин в месяц использует до 15-20 полиэтиленовых пакетов. В год эта цифра увеличивается до 240 пакетов. Средняя стоимость полиэтиленового пакета равна 2-5 рублей, значит, в месяц сумма составит - 40-100 рублей, а в год 480-4200 рублей. Эти деньги можно потратить на приобретение необходимых вещей, а не выкидывать на свалку).

IX. Мозговой штурм "Мусору - вторую жизнь!"

Из мусора предложить востребованную продукцию. Для обсуждения предлагается обычная пластмассовая бутылка. Предложенные идеи записываются на доске. Учащиеся делают прогноз, какие идеи будут востребованы у населения, какие они сами будут использовать в своей жизни, учебе, отдыхе. Презентация "Мусор – тоже ресурс".

X. Не спешите выбрасывать свое будущее (отходы) “Устами младенца”

Ведущий загадывает загадки о бытовых отходах, ребята пытаются их отгадать, побеждает самая внимательная и самая опытная команда.

(Задание “Определить о каких бытовых отходах идёт речь”). Задание выполняем в виде веера.

БУМАГА

Была изобретена в 105 году н.э.

Волокнистое вещество, которое иногда изготавливают из ветоши

Используется в технике папье-маше

Мокнет в воде, но не растворяется в воде

Время распада 2-3 года

Ежегодно европеец потребляет 130 кг

В 875 году нашей эры в Китае стала использоваться в гигиенических целях. До этого момента она была слишком дорогой.

При повторной переработке 1тонны сохраняется 17 деревьев

ПЛАСТМАССА.

Первая была получена английским металлургом и изобретателем Александром Парксом в 1855 году

Родственник жевательной резинки

При сжигании выделяются токсичные вещества

Разлагается пластик за 100-200 лет.

Нужно 9 литров нефти для изготовления 1000 шт. этого

4 из 5 сумок для продуктов сделаны из этого

Супер лёгкий

Многое в классе состоит из него

Стекло.

Cуществовали в Египте уже 5 тысяч лет назад

Природой создано естественная горная порода - Обсидиан

Может при воздействии переходить из жидкого в твёрдое состояние и обратно

Применяется в разных сферах человеческой деятельности: от строительства, изобразительного искусства, оптики, медицины

При всех положительных качествах очень хрупкое

Изготавливают из речного песка

Перерабатывается в земле 1000 лет

Некоторые из нас его едят за обедом

В сказке Пушкина “Мёртвая царевна”

НАВОЗ.

Когда его высушат, то его называют кизяк

Использует за место дров

Из него вырабатывается газ метан, который применяют для отопления помещения

Иногда из него изготавливают бумагу

Из него в Японии делают бензин

В Африке жук скарабей из этого катает комок, а детёныши скарабея это ест

Эффективнее выносить и использовать его зимой

Не требует переработки человеком

МЕТАЛЛ.

В основном он твёрдый, но может быть жидким

Его любят носить девчонки

Человек узнал о нём уже 3000 лет назад

Его вручают победителям

Чтобы добыть 1 грамм этого нужно использовать 1000 литров морской воды

Его любят гномы

Некоторые люди строят дома без этого

Разлагается в земле за 100 лет

В произведении Бажова “Хозяйка медной горы”

XI. Мастер-класс “Повторное использование отходов”

Ребятам предлагается под руководством инструкторов выполнить работу по изготовлению игрушки и держателя для бумаги из бытовых отходов.

XII.Анкета “Проверь свой экологический след” (Приложение 3).

XIII. Игра: “Из отходов в отходы” (Приложение 4).

Давайте очистим нашу поляну, сортируя мусор по немецкой технологии. (Участвуют 4 ученика, у каждого контейнер определенного цвета.)

XIV. Экологический форум” (Приложение 5).

Классный руководитель. Согласны ли вы, ребята, что проблема переработки отходов сегодня стоит достаточно остро? В чем вы видите ее проявление?

Примерные ответы детей:

  • Мусор сваливается в общие контейнеры, вывозится за город, а что творится на свалках, страшно даже представить.
  • Часто видим, как сжигают мусор прямо во дворах, в основном, это строительный мусор, отходы после ремонта, старая мебель.
  • Особенно остро это чувствуется осенью, когда жгут сухую листву - все просто задыхаются!
  • Конечно, согласны, каждый день родители просят выносить мусорное ведро.

Классный руководитель. Как вы относитесь к раздельному сбору мусора? Достаточно ли у вас экологической сознательности для этого? (Ответы детей.)

Хотели бы вы дома иметь урну с червяками? (Ответы детей.)

Ученые придумали пластик, который расщепляется в почве за несколько недель. Что можно делать из такого пластика, как вы думаете? (Различные одноразовые вещи.)

Классный руководитель. В развитых странах переработка отходов - это выгодный бизнес (сообщения учащихся). Вдохновило ли кого-нибудь из вас это благородное занятие? (Дети высказываются.)

Закончить обсуждение мне хотелось бы таким фактом: в 2012 г. в России из вторичного сырья было извлечено более 4 т золота. Хочется верить, что вашему поколению удастся извлечь все золото из отходов, а значит сберечь природу для будущих поколений.

Что может каждый из вас? (записываем на доске)

Старайтесь использовать многоразовую тару.

Одежду, из которой ты вырос, отдай, нуждаемся или отдай в красный крест, ломбард.

Не выбрасывай игрушки и книги их можно обменять или отдать.

Собирай макулатуру, сдавай её в пунктах приёма.

Старайся не пользоваться пенопластом, он практически не разлагается в природной среде.

XV. Рефлексия занятия.

Что можете сделать вы, чтобы отходов стало меньше: (закончите предложения):

  • Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов из... (переработанной макулатуры ).
  • Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно... (использовать много раз, сдать в магазин ).
  • Не покупай больше, чем (может понадобиться тебе ).
  • Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую... (можно сдать ).
  • Почини и исправь вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать ).

XVI Подведение итогов. Просмотр презентация “Так жить нельзя”,

Классный руководитель. Понравился ли вам сегодняшнее занятие? Что больше всего запомнилось? Кто вас удивил? (Ответы детей.)

В заключение хочется вспомнить одну крылатую фразу: “Хочешь изменить мир – начни с себя”. Занятие закончено, желаем вам удачи.

Домашнее задание: (на выбор).

  • Сделать обзор литературы и сообщить о других методах применения твердых бытовых отходов.
  • Выпустить буклет “Это должен знать каждый”.
  • Составить памятку местным жителям, для организации раздельного сбора мусора.
  • Изготовить листовку на тему “ Земля – не свалка!”

Литература.

1. Алексеев С.В., Рипачева Е.А. Отечественный и зарубежный опыт формирования экологической культуры населения // Экология и образование. 2006. № 1-2.

2. Высоцкая М.В. Мусор: что с ним делать? (Внеклассное мероприятие) // Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. – Волгоград, 2010. – С.15-30.

3. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. Что нужно знать о твердых бытовых отходах? М.,1995

4. Кострюкова Т.Н., Мусорознайка [Текст] (игровое мероприятие для учащихся 4-5 классов о том, откуда берется мусор и как его правильно утилизировать) / Т.Н. Кострюкова // Читаем, учимся, играем. - 2011. - N 9. - С. 93-95: ил.

5. Небел Б. Наука об окружающей среде. В 2-х т. М.: Мир, 1993.

6. Об охране окружающей среды: федеральный закон. М.: Юрайт, 2006.

7. Ресайклинг: руководство для потребителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.best.COM/~dillon/recycle/index.HTML

8. Черп О.М., Виниченко В.Н. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход. М.: Эколайн, 1996.

Тема мероприятия: «Враг — природы-это мусор!»

Цель мероприятия : познакомить обучающихся с экологической проблемой -мусор, с переработкой промышленных и бытовых отходов, рассказать о том, какой вред приносит мусор для жизни человека и природы.

Задачи мероприятия:

Познакомить детей о значимости чистоты природы.

Расширить знание детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.

Научить обучающихся работать в команде и развивать дружеское взаимоотношение.

Воспитать у обучающихся культурное поведение к природе, соблюдать чистоту и порядок.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята! Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде! Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас. Тема нашего с Вами мероприятия: «Враг — природы- это мусор!». Сегодня наша с Вами игра- викторина повещена мусору, но прежде её начать давайте с Вами вспомним, что же такое мусор и какой вред он нам приносит? Мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бытовой. Промышленный обязан своим появлением деятельности заводов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называют бытовыми.

Слайд 1-4

Ведущий:

- Организация свалок - самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора.

Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей.

В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы

На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества. Слайд 5

Ведущий:

- Вторичное использование отходов - наиболее ресурсосберегающий путь.
Но здесь существует ряд проблем:

Первая проблема: мусор необходимо рассортировать.

Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки.

Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции. (Слайд 6)

Ведущий:

- Активное загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической проблеме - разрушению среды существования человечества. (Слайд 7)

Ведущий:

Оправдан ли научно-технический прогресс? Ведь улучшая условия нашей жизни, он неминуемо ведет к катастрофе природную среду.

Все увеличивающееся антропогенное давление в конечном итоге может привести к исчезновению человечества как биологического вида.

И одной из причин этого является мусор…

(Слайд 8)

Ведущий:

Теперь пришло время нам с вами перейти к нашей игре-викторине, но прежде чем её начать нам нужно разделиться на две команды. Название первой команды: «Зелёные спасатели», название второй команды « Экологический патруль»

Ведущий: Первый тур нашей игры называется «Аварийная ситуация». Предлагаю ответить на вопросы:

Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?

(Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения).

Как поступить с использованной батарейкой?

(Батарейки могут содержать соли тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема)

Ведущий:

Молодцы! А мы переходим на второй тур «Устами младенца» .

1. Ее изобрели китайцы.

2. Ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага)

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда оно падает, то разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)

III.

1. Это легче воды.

2. Это образует пленку на воде и не тонет.

3. В речке этого становится много, когда моют машину.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)

Этого почти не видно.

От этого у людей бывает астма и бронхит.

Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

В городе, где этого много не растут лишайники. (Газовые отходы)

Это всегда черного цвета.

Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

Это очень вредное.

У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.

Этого много образуется при горении. (Сажа)

Из нее у меня сделано очень много игрушек.

Она бывает разноцветной и ее трудно сломать.

Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.

Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)

Ведущий:

Молодцы! С отличием справились со вторым туром. Третий тур « Листовка». Каждой группе поручается составить листовку - обращение к жителям города с предложением уменьшить количество выбрасываемого бытового мусора.

Ведущий: Отлично, молодцы! Следующий тур «Исследование». Вспомним, что мы дома выбрасываем в мусорное ведро. Заполним мусорное ведро отходами - в изображение ведра на доске впишем бытовые отходы (пищевые отходы, сломанный карандаш, газета, старая книга, сломанные игрушки, порванные колготки, старое платье, погибшие комнатные растения и т.д.).
Каждая группа должна выбрать из получившегося перечня те предметы бытового мусора, которые можно использовать повторно. Свой
выбор нужно обосновать.

Ведущий:

Вот и подходит наша игра к концу! Последним завершающий наш тур «Мусоришки».

Ведущий:

Ребята, какое мы с вами важное дело сделали! Как много мы с вами узнали! Никогда не забывайте, Природа - это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто!