Программно временные устройства фау 2 конструкция. Ракеты ФАУ — «оружие возмездия

Исследования космического пространства – это та сфера научного познания, которой современный человек, не без основания, может гордиться. Запуск первого спутника, знаменитое гагаринское «поехали», первые шаги человека на Луне – все это несомненные достижения, что золотыми буквами вписаны в историю нашей цивилизации. Однако мало кто знает, что космические полеты стали результатом развития ракетных технологий, создававшихся, в первую очередь, для военных целей. Более того, первыми успехами в покорении космического пространства мы обязаны настоящему прорыву в развитии ракетной техники, который был сделан в нацистской Германии.

Именно в Третьем Рейхе были сделаны первые серийные крылатые и баллистические ракеты – «Фау-1» и «Фау-2», руководство гитлеровской Германии рассчитывало, что это оружие сможет переломить ход Второй мировой войны и спасти страну от поражения. Однако этого не могло сделать никакое «сверхоружие».

Создатель немецкой баллистической ракеты «Фау-2» Вернер фон Браун, человек, грезивший о космических полетах, сказал после того, как первые его изделия упали на Лондон: «Ракета показала себя безупречно. Но упала не на ту планету…».

Немного истории

В XX столетии немецкие конструкторы внесли значительный вклад в развитие военной техники. В нацистской Германии были созданы самые продвинутые и прогрессивные образцы военной техники. Немцы первыми придумали кассетные боеприпасы, занимались разработкой боеприпасов объемного взрыва, разработали промежуточный патрон и серийное оружие под него. Однако особенно впечатляют достижения германской конструкторской мысли в области ракетных технологий и реактивного движения. Первый ПТУР, первые зенитные ракеты и ракеты класса «воздух-воздух» - всему этому мы обязаны «сумрачному тевтонскому гению».

Но самыми известными образцами ракетного оружия, придуманного в Третьем Рейхе, конечно же, стали ракеты «Фау-1» и «Фау-2». В отличие от многих других разработок, это «оружие возмездия» было запущено в серию и успешно применялось.

Почему именно в Германии произошел значительный прорыв в области ракетных технологий и создания боевых ракет?

В 1941 году проект самолета-снаряда Fi-10 был представлен на рассмотрение Министерства авиации. Основной «изюминкой» аппарата был пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, созданный в 30-е годы талантливым немецким конструктором Паулем Шмидтом. Двигатель был воплощен в металле в 1938 году.

Он был очень дешев в производстве, а в качестве топлива использовался обычный авиационный керосин, по своим характеристикам отлично подходил для крылатой ракеты. Что может быть лучше для одноразового летательного аппарата?

Серийное производство ракет началось в 1942 году на острове Узедом. Там был расположен концентрационный лагерь, нацисты активно использовали труд заключенных.

Применение

Боевое развертывание «Фау-1» стартовало в 1943 году. Около сотни позиций для запуска этих ракет были созданы в северной Франции. В июне 1944 года состоялось первое применение «Фау-1», немцы нанесли удар по английской столице.

После этого обстрелы Лондона проводились практически ежедневно. За две недели «Фау-1» убили почти 2400 человек. Всего за годы войны немцы изготовили почти 30 тысяч самолетов-снарядов, около 10 тысяч из них было запущено по Англии, 3200 долетели до ее территории, 2500 упали на Лондон. В результате обстрелов более шести тысяч человек были убиты, более семнадцати – ранены, разрушению подверглись около 20 тысяч строений.

Примерно пятая часть ракет отказывали во время запуска, 25% «Фау-1» было уничтожено английской авиацией, 17% — зенитной артиллерией, 20% ракет не долетело до английской территории и упало в море.

После высадки союзников на континенте, немцы нанесли несколько ракетных ударов по территории Бельгии и даже выпустили несколько «Фау-1» по Парижу.

Англичане называли ракеты «Фау-1» «жужжащими бомбами» (buzz bomb), из-за звука, который издавал двигатель ракеты.

Достоинства и недостатки

«Фау-1», несомненно, являлось эффективным видом оружия. Эти ракеты были дешевы и просты в производстве.

Для того чтобы противостоять новой угрозе, англичанам пришлось задействовать большое количество истребителей, зенитных орудий, РЛС и квалифицированного персонала. Затраты Великобритании на противоракетную оборону значительно превосходили средства, которые были вложены Третьим Рейхом на разработку и производство «Фау-1», даже не принимая во внимание ущерб, причиненный самими ракетами. Не следует забывать и психологический эффект, который оказывали ракетные удары на мирное население.

Сбивать эти ракеты было очень сложно. В первую очередь их было непросто обнаружить, а после обнаружения на перехват оставалось очень мало времени.

Однако были у этого «сверхоружия» и слабые стороны. Учитывая тот факт, что «Фау-1» была первой в мире серийной крылатой ракетой, в этом нет ничего удивительного. Главным из них являлось полное отсутствие маневренности.

После запуска ракета летела строго по прямой, после определенного количества километров двигатель выключался, и ракета пикировала на цель. «Фау-1» не могла уйти от истребителя, не провести маневр при обстреле с земли – любое изменение траектории приводило к падению аппарата.

Этим научились пользоваться английские летчики: они легонько подталкивали концом крыла ракету или воздействовали на нее воздушным потоком от винта. Расстреливать в воздухе аппарат с тонной взрывчатки было довольно рискованным делом.

Позже англичане придумали еще более эффективный способ борьбы с «Фау-1». Узнать об эффективности обстрелов немцы могли только от своих агентов, к 1944 году англичане контролировали всю немецкую агентурную сеть. Английская разведка стала передавать немцам дезинформацию о результатах обстрелов, добиваясь того, чтобы гитлеровцы выставляли на «Фау-1» неверное полетное задание. В результате этого ракеты чаще всего не долетали до районов с высокой плотностью населения.

Описание конструкции

Фюзеляж «Фау-1» имел веретенообразную форму, он был изготовлен из стальных листов при помощи сварки. В средней части корпуса находились крылья длиной 1 метр. Над задней частью фюзеляжа располагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД).

Двигатель состоял из цилиндрической камеры сгорания и длинного сопла меньшего диаметра. Основными преимуществами ПуВРД были его простота и дешевизна, которые и позволили запустить крылатую ракету в массовое производство.

Для того чтобы двигатель ракеты заработал, ракету следовало разогнать до скорости 240 км/ч. Для этого использовались специальные разгонные пусковые установки.

Стабилизация «Фау-1» достигалась за счет использования главного гироскопа, данные которого суммировались с показаниями двух дополнительных гироскопов, а также с информацией, поступающего от датчика высоты.

Управление рулями производилось с помощью сжатого воздуха. Дальность полета определялась показанием механического счетчика, который был снабжен лопастями и расположен в носу ракеты. Лопасти вращались набегающим потоком воздуха, после достижения требуемого количества оборотов ракета пикировала на цель.

«Фау-2»

Еще одним образцом немецкого «оружия возмездия» была баллистическая ракета «Фау-2». Пропаганда Третьего Рейха называла ее «сверхоружием», которому по силам изменить ход войны.

Немцы использовали эту ракету для нанесения ударов по Великобритании, больше всего от нее досталось английской столице.

Первый запуск был произведен в 1942 году, а первый боевой пуск – в 1944. Баллистическая ракета «Фау-2» совершила первый в мире суборбитальный полет, поднявшись на высоту 188 км.

История создания и применения

Работы над созданием ракетных двигателей на жидком топливе начались в Германии еще в 20-х годах прошлого столетия. В 1931 году немецкими конструкторами Риделем и Небелем был создан первый жидкотопливный ракетный двигатель с характеристиками, подходящими для практического использования.

В этот период в сфере создания ракет начинает трудиться будущий «отец» «Фау-2» Вернер фон Браун.

В 1941 году Браун завершил разработку ракеты А-4, которая работала на смеси жидкого кислорода и этанола. Именно А-4 и стала прототипом боевой ракеты «Фау-2».

Запуски «Фау-2» активно проводились до конца 1942 года, после чего были свернуты по экономическим соображениям. Дело в том, что только треть запущенных ракет успешно поражали свои цели. А денег на свои изыскания Браун тратил столько, сколько уходило на производство всей бронетехники для немецкой армии в 1940 году.

Поэтому бюджет «ракетного барона» (так неофициально называли фон Брауна) был значительно урезан. В это время была готова «Фау-1», которая была гораздо дешевле.

В 1943 году англичане разбомбили ракетный центр в Пенемюнде, чем почти на полгода приостановили работы гитлеровцев в этом направлении.

Гитлер вспомнил о баллистических ракетах только в конце 1943 года и восстановил финансирование работ.

8 сентября 1944 года был произведен первый ракетный удар «Фау-2» по Лондону. Ракета попала в жилой квартал и образовала воронку глубиной в десять метров.

К тому времени лондонцы уже «привыкли» к жужжащему звуку «Фау-1», но здесь никакого жужжания не было. Англичане не сразу поняли, что против них было применено новое оружие.

Однако эффективность «Фау-2» была довольно низкой. Эта ракеты имела невысокую точность (только половина попадала в круг с диаметров 10 км), около 2 тыс. аппаратов взорвались во время пуска или сразу после него.

Да и стоила эта ракета очень дорого. Министр вооружения Германии Альберт Шпеер в своих мемуарах назвал создание «Фау-2» ошибкой. По его мнению, не следовало тратить ограниченные ресурсы, которыми располагала воюющая страна, на столь дорогой и малоэффективный проект, а использовать их на создание зенитной ракеты для защиты немецких городов от бомбардировок союзников.

Кроме Англии, немцы использовали данную баллистическую ракету для ударов по Антверпену после захвата его войсками союзников.

Описание конструкции

«Фау-2» — это баллистическая ракета с вертикальным взлетом, предназначенная для поражения крупных неподвижных целей. Форма корпуса ракеты – веретенообразная, у основания располагались четыре стабилизатора.

Длина «Фау-2» составляла более 14 метров, а стартовая масса – почти 13 тонн, из которых почти тонна приходилась на боевую часть.

Ракета состояла из четырех отсеков: приборного, боевого, топливного и хвостового.

«Фау-2» оснащалась жидкотопливным двигателем, горючим выступал этиловый спирт, а окислителем – жидкий кислород. Боевая часть содержала аммотол, в верхней части боевого отсека находился чувствительный контактный взрыватель.

Ниже боевого отсека располагался отсек управления, в котором находилось радиооборудование. Центральную часть ракеты занимал топливный отсек, ниже него находился двигатель и два турбонасоса.

Радиус действия «Фау-2» составлял 320 км, она могла достигать 100 км высоты.

Технические характеристики

Ниже приведены технические характеристики баллистической ракеты «Фау-2» и крылатой ракеты «Фау-1».

«Фау-1»

«Фау-2»

Видео о ракетах «Фау-1» и «Фау-2»

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

14-метровое стальное "веретено" с ревом выбрасывает струю бледно-желтого пламени, охватившего стартовый стол. По фюзеляжу пузатой ракеты пробегает дрожь, а в следующее мгновение она тяжело отрывается от земли и уходит в небо, плавно набирая скорость. Не проходит и 30 секунд, как факел превращается в светящуюся точку и скрывается из виду. Легендарный руководитель ОКБ-1 Сергей Королев и начальник полигона Капустин Яр генерал-майор Василий Вознюк украдкой переводят дух: пуск прошел штатно.

14 октября 1947 года, СССР впервые испытал собственную баллистическую ракету дальнего действия, созданную на основе немецкой "Фау-2". Опыт, полученный советскими учеными и конструкторами, позволил в дальнейшем отправить человека в космос и создать мощный ракетно-ядерный щит, который и сегодня прикрывает Россию от любой военной угрозы.

Об истории развития дальних баллистических ракет и особенностях этого оружия - в материале РИА Новости.

Охота на "немца"

Советскую ракетную программу сильно подстегнули атомные бомбардировки японских городов 6 и 9 августа 1945 года, проведенные США. Руководство СССР понимало, что может стать следующей целью для нового супероружия, поэтому параллельно с разработкой собственной ядерной программы плотно занималось созданием средств доставки боезарядов на территорию вероятного противника. К финалу Второй мировой войны единственными "летающими" баллистическими ракетами в мире были немецкие "Фау-2" (другое название - А-4). Ими Третий рейх наносил удары по столицам европейских стран - членов антигитлеровской коалиции. На тот момент оружие было сложным в производстве, неточным и по своим разрушительным свойствам уступало массовым налетам бомбардировщиков, которые в конце войны практиковали американцы. Но его перспективность была уже очевидна.

Первыми в "Фау-2" мертвой хваткой вцепились американцы. Незадолго до капитуляции Германии войскам США сдались "отец" немецкой ракетной техники Вернер фон Браун и его ближайшие сподвижники. В будущем эти люди фактически создали американскую космическую программу. Кроме того, в зоне оккупации союзников оказался город Нордхаузен с огромным промышленным комплексом "Миттельверк", где и строилось "оружие возмездия" (Vergeltungswaffe - так ракету называл Гитлер). США отдали эти территории Советскому Союзу летом 1945 года в обмен на Западный Берлин, но к тому моменту их специалисты вывезли все готовые ракеты, техническую документацию, а напоследок основательно испортили производственное оборудование.

СССР собирал "Фау-2" буквально по винтикам на всей территории, контролируемой советскими войсками. Спецгруппа "Выстрел" во главе с Сергеем Королевым развернула настоящую охоту на чертежи, фотографии оружия, компоненты конструкции и специалистов, работавших на "Миттельверке". Работа заняла не один месяц, но СССР все-таки удалось наскрести достаточно информации и материалов для строительства собственной ракеты. Ее сборка осуществлялась в Нордхаузене, а также на предприятии НИИ-88 в Подлипках, созданном 16 мая 1946 года на базе артиллерийского завода. Год спустя Совмин СССР распорядился начать обустройство полигона ракетной техники рядом с поселком Капустин Яр Астраханской области. К концу сентября тестовая площадка была полностью готова, а 14 октября на нее привезли первую партию ракет.

"Детские болезни"

РДД представляла собой жидкостную одноступенчатую ракету длиной 14,3 метра, диаметром 1,65 метра и весом в 12,7 тонн. Конструктивно она состояла из четырех сегментов: боевой части с тонной аммотола (взрывного "коктейля" из аммиачной селитры и тротила), отсека управления с аппаратурой и сжатым азотом для повышения давления в баке с топливом, самого топливного отсека с этиловым спиртом и сжиженным кислородом и хвостовой части с двигательной установкой. Суммарно в одной ракете было около 30 тысяч деталей. Конструкция этого оружия, по меркам середины прошлого века, была чрезвычайно продвинутой и сложной.

Первый пуск РДД успешно провели 18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут по московскому времени. Ракета поднялась на высоту 86 километров и, разрушившись при входе в плотные слои атмосферы, достигла поверхности Земли в 274 километрах от стартового стола с отклонением около 30 километров от цели. Точность была признана удовлетворительной - серийные немецкие "Фау" тоже были на редкость "косыми", что частично компенсировалось мощной боевой частью.

Всего в октябре-ноябре 1947 года были запущены 11 ракет РДД, пять стартов завершились успешно. При расчетной дальности 250 километров ракеты преодолевали дистанцию в 260-275 километров при боковом отклонении до пяти километров. К натурным испытаниям первых РДД привлекались в ограниченном составе немецкие специалисты. Причинами аварий при летных испытаниях были отказы двигателей, системы управления, негерметичность топливных магистралей, неудачные конструктивные решения. Советский Союз учился на своих ошибках и постепенно совершенствовал конструкцию своего нового дальнобойного оружия. Прямым развитием "немецкой" РДД стали появившиеся в начале 1950-х годов полностью отечественные ракетные комплексы Р-1 и Р-2. А 21 июня 1956 года арсенал советских ракетчиков пополнился изделием Р-5М - первой баллистической ракетой СССР с ядерной боевой частью.

Дальний потомок

Самым "молодым" потомком РДД сегодня является перспективная российская межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 "Сармат" ("Сатана-2" - по классификации НАТО) разработки Государственного ракетного центра имени Макеева. Шахтный комплекс нового поколения находится в разработке и будет принят на вооружение не раньше 2020 года. Большинство характеристик нового носителя держится в секрете, однако то, что известно, позволяет судить, насколько огромный скачок совершило отечественное ракетостроение за 70 лет.

Дальность полета "Сармата" составляет 12-15 тысяч километров, что позволяет РВСН достать до любой цели в Западном полушарии. В отличие от предыдущего отечественного тяжеловеса - ракеты Р-36М "Воевода" (он же - первый "Сатана"), РС-28 несет меньшую боевую нагрузку: пять тонн против девяти. Однако "Сармат" значительно превосходит своих предшественников в способности прорыва систем противоракетной обороны противника. Он будет нести около 10 боеголовок индивидуального наведения мощностью до 750 килотонн каждая. К целям боеголовки будут подлетать на гиперзвуковой скорости. Перехватить боевые части будет непросто: в зависимости от ситуации они смогут маневрировать как крылатые или гиперзвуковые ракеты.

"Сармат" имеет такой запас мощности, что сможет летать через Северный и Южный полюсы, преодолевая любую ПРО, - ранее сообщал журналистам замминистра обороны Юрий Борисов. - Это очень серьезное оружие, и его побаиваются. Работы по созданию "Сармата" идут по графику, летные испытания новой ракеты намечены до конца 2017 года".

По данным ряда СМИ, первые ракеты были доставлены на космодром Плесецк еще в сентябре. А это значит, что испытания могут начаться в самое ближайшее время.

Полигон Дазенхау
/

Полигон Маас

Первый запуск март Первая ступень Маршевый двигатель ЖРД Тяга 270 кН Горючее 75% этиловый спирт Окислитель жидкий кислород Фау-2 на Викискладе

Первый пуск состоялся в марте 1942 года , а первый боевой пуск - 8 сентября 1944 года . Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Применялась с целью запугивания, поражая в основном мирное население (погибло около 2700 человек , обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании , в особенности отличающийся большой площадью город Лондон) .

Ракета являлась одноступенчатой, имела жидкостный ракетный двигатель , запускалась вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Максимальная скорость полёта - до 1,7 км/с (6120 км/ч), дальность полёта достигала 320 км , высота траектории - 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола . Средняя стоимость - 119 600 рейхсмарок .

«Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим , достигнув при вертикальном запуске высоты в 188 км. Это произошло в 1944 году .

После войны являлась прототипом для разработки первых баллистических ракет в США , СССР и других странах.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Испытания стрельбой дальнобойных ракет ФАУ-2 (1947)

    ✪ Мать всех ракет - ФАУ 2

    ✪ Фау-2. 1 часть.Путь к небу.

    ✪ Фау-2. 2 часть. "Без шансов на спасение".

    ✪ Испытания ракеты Р-1 (ФАУ-2) редкие архивные материалы

    Субтитры

История

Конструкция

Общая длина корпуса ракеты составляла 14300 мм, максимальный диаметр равнялся 1650 мм.

Стартовая масса ракеты «Фау-2» достигала 12,8 тонн и складывалась из массы боевого заряда (980 кг), компонентов топлива (8760 кг) и конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг).

Ракета состояла из более чем 30 тысяч отдельных деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км.

На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты A-9/A-10 с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США . Однако доведение ракеты до боевого применения к моменту поражения нацистской Германии так и не состоялось.

Проекты на базе Фау-2

A4b

В 1941 году в попытке увеличить дальность полета баллистической ракеты была предложена идея оснастить её крыльями, переведя тем самым заключительную стадию полета в сверхзвуковое планирование. Проект получил некоторое развитие в 1944 году, когда в экспериментальных целях несколько серийных Фау-2 были оснащены крыльями высокой стреловидности .

Предполагалось, что за счет сверхзвукового планирования дальность действия ракеты удастся увеличить до 750 км, что позволило бы атаковать цели на территории Великобритании непосредственно с территории Германии. Два экспериментальных запуска были проведены: первый (неудачный) 27 декабря 1944, и второй - 24 января 1945. Во время второго пуска ракета достигла скорости, соответствующей =4 (то есть в четыре раза превышающей скорость звука ), прежде чем крылья отвалились от фюзеляжа и ракета разрушилась.

A4 подводного запуска

В 1943 году была выдвинута идея использовать подводные лодки для доставки ракет А4 к побережью США и обстрела ими прибрежных городов. Так как ракета перед запуском должна была быть установлена вертикально, расположить её внутри существующих германских лодок было невозможно, поэтому для доставки ракеты в подводном положении предполагалось использовать буксируемый пусковой контейнер , внутри которого располагалась ракета, топливо и окислитель. Перед запуском, после всплытия, контейнер выравнивался вертикально за счет заполнения кормовых балластных цистерн, ракета заправлялась и осуществлялся пуск.

Проект получил развитие, и три подобных контейнера были заказаны в 1944 году, но только один собран к концу войны; вся система ни разу не была испытана. Однако разведка союзников сумела получить некоторые данные о проекте в 1944 году и ВМФ США разработал специальные меры по противодействию развертыванию ракетоносных субмарин, если бы таковые вышли в океан. В январе 1945 года во время попытки крупной «волчьей стаи» прорваться из Норвегии в Северную Атлантику эти действия были ошибочно приняты за намерение развернуть ракеты для удара по Нью-Йорку, ошибка выяснилась только после разгрома немецкого соединения.

После войны

В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes . После войны из Германии в США в разобранном виде было вывезено около 100 готовых ракет. В 1946-1952 армия США осуществила 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск осуществил с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, американское ракетостроение уже имело две собственные программы разработки баллистических ракет, технологически более прогрессивных, чем немецкие образцы - WAC Corporal и Convair RTV-A-2 Hiroc - и поэтому не заинтересовались дальнейшим развитием семейства Фау-2.

Значение в освоении космоса

Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт . В первой половине 1944 года , с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров .

Тактико-технические характеристики

по результатам отстрела в 1947 году
11 ракет собранных в СССР, км ±5

Сравнительная характеристика

Работы над баллистической ракетой в Германии начались задолго до Второй мировой войны. В Версальском договоре не было точно указано, что ракеты относятся к боевому оружию. Именно этим и воспользовались в побежденной, но с неимоверной скоростью укрепляющей свой военный потенциал, Германии.

Одним из основных создателей ракеты V-2 был Вернер фон Браун. 16 апреля 1934 г. он закончил диссертацию на тему «Конструктивный, теоретический и экспериментальный вклад в проблему жидкостной ракеты». Работа молодого ученого была секретной, ее результаты напрямую относились к созданию нового оружия. Во время Второй мировой войны работы по ракете были закончены. В 1942 г. начались испытания. Конструкторам приходилось решать многие задачи технического плана, поэтому среди авторов V-2 были специалисты в области аэродинамики, термодинамики и теории горения, баллистики, прочности, металлургии и др. Первые пробные пуски не были удачными: ракеты отклонялись от заданного курса, взрывались на старте и на участке разгона. Но работы, несмотря на условия военного времени, велись самым активным образом основным научным, испытательным, производственным центром на острове Узедом в Пенемюнде. Немецкое правительство не жалело больших средств на осуществление своих замыслов - поставить мир на колени с помощью новейшего оружия.

Ночью 18 августа 1943 г. Пенемюнде был подвергнут сильнейшему бомбовому удару. 600 самолетов В-17 несколькими волнами проходили над особо секретными лабораториями и цехами и сбрасывали свой смертоносный груз - бомбы калибром 500 кг. Среди погибших был начальник центра генерал Ша- мье Глычински. Другой генерал - начальник штаба люфтваффе Г. Йешоннек - после телефонного разговора об этом налете с А. Гитлером застрелился.

Основные данные ракеты А-4:

    Длина 14,3 м

    Диаметр 1,6 м

    По оперению 3,6 м

    Масса снаряженной

    ракеты 12 900 кг

    Тяга двигателя 245-307 кг

    Топливо смесь этанола с жидким кислородом; интенсивность подачи топлива - 125 кг/с

Обстрел баллистическими ракетами территории Великобритании производился до 27 марта 1945 г. Помимо Великобритании, бомбардировкам подвергался порт и город Антверпен.
В конце войны интенсивно велись работы по созданию баллистической ракеты большой дальности А-10, А-9. Ракета А-10 должна была поражать цель на расстоянии 4000 км. Ракета А-9 к концу работы второй ступени должна была иметь скорость 3300 м/с.

После победы над Германией союзникам по антигитлеровскому блоку достались исправные ракеты, комплектующие, документация и специалисты. Тщательное изучение трофейной техники позволило создать в кратчайшие сроки отечественную баллистическую ракету Р-1 - прообраз немецкой V-2. Работы немецких ученых по созданию баллистической ракеты, ее усовершенствованию, боевому применению являлись несомненным вкладом в развитие мирового ракетостроения.

Применялась в конце для поражения городов и крупных объектов на территории и . После войны являлась прототипом для разработки первых баллистических в , и других странах.

Масса ракеты составляла около 13 , длина - 14 , максимальный диаметр корпуса - 1,65 м. Боевая часть вмещавшая до 800 размещалась в головном отсеке. работал на 75-процентном (примерно 3,5 тонны) и жидком (около 5 тонн) и развивал до 270 , обеспечивая максимальную скорость до 1700 м/с (6120 км/ч). Дальность полёта достигала 320 , высота траектории - 100 км. Средняя стоимость - 119600 рейхсмарок.

Ракета стартовала вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Первый старт состоялся в марте , а первый боевой запуск - года.

Эффективность боевого применения «Фау-2» была невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50% запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске либо вышли из строя в полёте). На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории . Однако разработка подобной ракеты к моменту поражения фашистской так и не была завершена.

С запуска трофейных, а позже скопированных ракет «Фау-2» начинались как американская, так и советская космические программы. Так, ракета «Р-1» полностью копировала «Фау-2» (а первые 11 ракет «Р-1» на испытаниях и просто были захваченными А-4), а «Р-2» стала первой самостоятельно сконструированной ракетой, благодаря опыту, полученному при копировании немецкого образца.

Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, достигшим границ . В первой половине года, с целью отладки конструкции, был произведен ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем горения топлива. Высота подъема при этом достигала 189 километров. В ряде стран (например, в ) именно немцы считаются первопроходцами космоса.

История создания

Основные технические характеристики

Длина, мм 14 000
Диаметр корпуса, мм 1 650
Диаметр по стабилизаторам, мм 3 550
Масса незаправленной ракеты с боеголовкой, кг 4 000
Масса стартовая, кг 12 900
1 000
Масса взрывчатого вещества, кг 750
Масса спирта (доля воды - 25%), кг 3 965
Масса жидкого кислорода, кг 4 970
Масса перекиси водорода, кг 129
Масса перманганата натрия, кг 15,8
Масса жидкого азота, кг 13,5
Расход топлива, кг/с 127
Пропорция смеси (спирт/кислород) 0,81
Время горения максимальное, с 65
Тяга на старте, кг 25 000
Тяга перед отсечкой топлива, кг 4 200
Ускорение на старте, g 0,9
Ускорение перед отсечкой топлива, g 5
Температура в камере сгорания, °C ок. 2 700
Давление в камере сгорания, атм. 15,45
Давление зажигания (сверх давления в камере сгорания), атм. 2,4
Скорость истечения топлива, м/с 2 050
Время набора скорости звука, с 25
Скорость полета по траектории максимальная, м/с 1 600
Скорость в момент удара, м/с 900...1 100
Высота к моменту отсечки подачи топлива, тыс. м 22
Расстояние от места старта к моменту отсечки подачи топлива, км 24
Высшая точка траектории, тыс. м 80...90
Дальность полета максимальная, км 320