Противодействие террористической деятельности средствами прокурорского надзора. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму. Прокурорский надзор в сфере терроризма терроризм

1.1. Обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму. Активно взаимодействовать в этом направлении с органами ФСБ России, МВД России, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Росфинмониторингом, судебными и иными правоохранительными органами, Национальным антитеррористическим комитетом, оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

1.2. На основе анализа состояния законности систематически (не реже одного раза в полугодие) проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства. Организовывать мероприятия по усилению безопасности мест проживания и массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, охраны объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов повышенной опасности.

1.3. Принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений, в случае необходимости рассматривать вопрос о привлечении виновных к административной ответственности, направлении в суд заявлений об исполнении требования законодательства.

1.4. Особое внимание уделять надзору за исполнением требований законов, направленных на исключение фактов пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления. Обеспечить систематический мониторинг средств массовой информации.

При выявлении информационных материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, безотлагательно решать вопрос о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, а также о применении иных мер прокурорского реагирования.

1.5. При осуществлении надзора за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью по выявлению и пресечению преступлений террористического характера обеспечить принятие необходимых мер по выяснению причастности виновных лиц к деятельности террористических организаций, общественных и религиозных объединений, незаконных вооруженных формирований, степени участия последних в противоправных действиях.

Для пресечения и предупреждения правонарушений в полной мере использовать имеющиеся полномочия, а также предоставленное ст. 24 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" право на обращение в суды с заявлениями о признании организаций террористическими и их ликвидации (запрете их деятельности).

1.6. Не реже одного раза в полугодие проверять в уполномоченных органах исполнение законодательства об оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, розыск лиц, причастных к их организации и совершению, установление и розыск лидеров и активных членов незаконных вооруженных формирований, выявление, предупреждение и пресечение готовящихся актов терроризма, установление и ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма, противодействие использованию сети "Интернет" в террористических целях, уделяя особое внимание результатам оперативно-розыскной деятельности, вопросам своевременности и полноты оперативно-розыскных мероприятий, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, обеспечив проверку законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения.

1.7. Обеспечить надлежащий надзор за законностью и обоснованностью принятия правоохранительными органами решений по заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях терроризма.

Проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях террористического характера, законности задержания и привлечения лиц к уголовной ответственности.

1.8. В ходе расследования преступлений террористического характера требовать от органов предварительного следствия принятия предусмотренных законом мер по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, использования всех возможностей для установления источников финансирования преступной деятельности и пресечения их использования для совершения других преступлений.

На постоянной основе анализировать качество и полноту предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях данной категории, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, а также эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений различных ведомств.

1.9. Обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях террористического характера наиболее опытных и квалифицированных государственных обвинителей и своевременное кассационное обжалование каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и иного судебного решения. Обращать особое внимание на соответствие назначенного наказания характеру и тяжести совершенного преступления.

1.10. Наладить систему сбора, накопления и обработки данных о нарушениях законодательства о противодействии терроризму. Наиболее актуальные и проблемные вопросы организации противодействия терроризму рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Разрабатывать и осуществлять согласованные действия по борьбе с проявлениями терроризма. При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

О наиболее серьезных нарушениях законности, способствующих террористической деятельности, и принятых мерах прокурорского реагирования незамедлительно информировать Генерального прокурора Российской Федерации.

1.11. Прокурорский надзор осуществлять гласно. В предусмотренных законом пределах информировать граждан, общественные объединения, средства массовой информации о результатах деятельности органов прокуратуры по противодействию терроризму, состоянии законности и правопорядка в этой сфере. Усилить информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование у граждан позитивного отношения к принимаемым мерам по противодействию террористическим проявлениям.

2. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:

2.1. Направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации специальное донесение о преступлениях террористического характера, предусмотренных ст. 205 , 205.1 , 205.2 , , , , , , и Уголовного кодекса Российской Федерации.

2.2. Оперативно докладывать в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации о результатах судебного рассмотрения уголовных дел, по которым направлялись специальные донесения, с приложением копий приговоров и иных судебных решений.

2.3. Проверять законность и обоснованность процессуальных решений об отказе в возбуждении и о прекращении уголовных дел о преступлениях террористического характера.

В случае согласия с принятыми решениями материалы проверок не позднее 15 дней и уголовных дел не позднее 30 дней со дня принятия решения вместе с заключениями по ним направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.4. Военным прокурорам окружного звена специальные донесения, копии процессуальных документов, судебных решений, материалы проверок и уголовных дел, указанных в пунктах 2.1 , 2.2 и 2.3 настоящего Приказа, представлять в Главную военную прокуратуру.

3. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществлять постоянный надзор за расследованием преступлений данной категории.

Возложить на указанное управление подготовку заявлений в Верховный Суд Российской Федерации о признании организаций террористическими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур по итогам полугодия и года не позднее 15 января и 15 июля представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах докладные записки о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму и проведенной прокуратурой в этой области работе и ее результатах, о результатах прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью уполномоченных органов и процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а по вопросам обобщения судебной практики - в Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Военным прокурорам направлять докладные записки в те же сроки в Главную военную прокуратуру, транспортным прокурорам - в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратуре, а также Главному управлению международно-правового сотрудничества, Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами и управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере не реже одного раза в полугодие осуществлять анализ и обобщение практики исполнения законодательства о противодействии терроризму и состояния прокурорского надзора на этом направлении деятельности. Аналитические справки представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму не позднее 25 января и 25 июля.

6. Установить, что контроль за работой прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур (за исключением транспортных) в части организации надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью правоохранительных органов в этой сфере осуществляют управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, а также Главная военная прокуратура.

7. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму осуществлять необходимую информационно-аналитическую и методическую работу по проблемам противодействия терроризму, решать иные вопросы, связанные с организацией в системе органов прокуратуры Российской Федерации работы по противодействию терроризму. Проводить по итогам полугодия и года обобщение данных о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму в целом по стране, работе органов прокуратуры и практике прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в этой области, о результатах которого докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации соответственно до 5 февраля и 5 августа.

8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.12.2007 N 194 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" признать утратившим силу.

9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

ГЕНЕРАЛЬНАЯ

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.10.2009 № 339

Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:

1.1. Обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму. Активно взаимодействовать в этом направлении с органами ФСБ России, МВД России, Росфинмониторингом, судебными и иными правоохранительными органами, Национальным антитеррористическим комитетом, оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

1.2. На основе анализа состояния законности систематически (не реже одного раза в полугодие) проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства. Организовывать мероприятия по усилению безопасности мест проживания и массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, охраны объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов повышенной опасности.

1.3. Принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений, в случае необходимости рассматривать вопрос о привлечении виновных к административной ответственности, направлении в суд заявлений об исполнении требования законодательства.

1.4. Особое внимание уделять надзору за исполнением требований законов, направленных на исключение фактов пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления. Обеспечить систематический мониторинг средств массовой информации.

При выявлении информационных материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, безотлагательно решать вопрос о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, а также о применении иных мер прокурорского реагирования.

1.5. При осуществлении надзора за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью по выявлению и пресечению преступлений террористического характера обеспечить принятие необходимых мер по выяснению причастности виновных лиц к деятельности террористических организаций, общественных и религиозных объединений, незаконных вооруженных формирований, степени участия последних в противоправных действиях.

Для пресечения и предупреждения правонарушений в полной мере использовать имеющиеся полномочия, а также предоставленное ст. 24 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» право на обращение в суды с заявлениями о признании организаций террористическими и их ликвидации (запрете их деятельности).

1.6. Не реже одного раза в полугодие проверять в уполномоченных органах исполнение законодательства об оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, розыск лиц, причастных к их организации и совершению, установление и розыск лидеров и активных членов незаконных вооруженных формирований, выявление, предупреждение и пресечение готовящихся актов терроризма, установление и ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма, противодействие использованию сети «Интернет» в террористических целях, уделяя особое внимание результатам оперативно-розыскной деятельности, вопросам своевременности и полноты оперативно-розыскных мероприятий, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, обеспечив проверку законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения.

1.7. Обеспечить надлежащий надзор за законностью и обоснованностью принятия правоохранительными органами решений по заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях терроризма.

Проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях террористического характера, законности задержания и привлечения лиц к уголовной ответственности.

1.8. В ходе расследования преступлений террористического характера требовать от органов предварительного следствия принятия предусмотренных законом мер по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, использования всех возможностей для установления источников финансирования преступной деятельности и пресечения их использования для совершения других преступлений.

На постоянной основе анализировать качество и полноту предвари-тельного следствия по уголовным делам о преступлениях данной категории, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, а также эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений различных ведомств.

1.9. Обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях террористического характера наиболее опытных и квалифицированных государственных обвинителей и своевременное кассационное обжалование каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и иного судебного решения. Обращать особое внимание на соответствие назначенного наказания характеру и тяжести совершенного преступления.

1.10. Наладить систему сбора, накопления и обработки данных о нарушениях законодательства о противодействии терроризму. Наиболее актуальные и проблемные вопросы организации противодействия терроризму рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Разрабатывать и осуществлять согласованные действия по борьбе с проявлениями терроризма. При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

О наиболее серьезных нарушениях законности, способствующих террористической деятельности, и принятых мерах прокурорского реагирования незамедлительно информировать Генерального прокурора Российской Федерации.

1.11. Прокурорский надзор осуществлять гласно. В предусмотренных законом пределах информировать граждан, общественные объединения, средства массовой информации о результатах деятельности органов прокуратуры по противодействию терроризму, состоянии законности и правопорядка в этой сфере. Усилить информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование у граждан позитивного отношения к принимаемым мерам по противодействию террористическим проявлениям.

2. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:

2.1. Направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации специальное донесение о преступлениях террористического характера, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2.2. Оперативно докладывать в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации о результатах судебного рассмотрения уголовных дел, по которым направлялись специальные донесения, с приложением копий приговоров и иных судебных решений.

2.3. Проверять законность и обоснованность процессуальных решений об отказе в возбуждении и о прекращении уголовных дел о преступлениях террористического характера.

В случае согласия с принятыми решениями материалы проверок не позднее 15 дней и уголовных дел не позднее 30 дней со дня принятия решения вместе с заключениями по ним направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.4. Военным прокурорам окружного звена специальные донесения, копии процессуальных документов, судебных решений, материалы проверок и уголовных дел, указанных в пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 настоящего приказа, представлять в Главную военную прокуратуру.

3. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществлять постоянный надзор за расследованием преступлений данной категории.

Возложить на указанное управление подготовку заявлений в Верховный Суд Российской Федерации о признании организаций террористическими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур по итогам полугодия и года не позднее 15 января и 15 июля представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах докладные записки о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму и проведенной прокуратурой в этой области работе и ее результатах, о результатах прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью уполномоченных органов и процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а по вопросам обобщения судебной практики - в Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Военным прокурорам направлять докладные записки в те же сроки в Главную военную прокуратуру, транспортным прокурорам - в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратуре, а также Главному управлению международно-правового сотрудничества, Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами и управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере не реже одного раза в полугодие осуществлять анализ и обобщение практики исполнения законодательства о противодействии терроризму и состояния прокурорского надзора на этом направлении деятельности. Аналитические справки представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму не позднее 25 января и 25 июля.

6. Установить, что контроль за работой прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур (за исключением транспортных), в части организации надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью правоохранительных органов в этой сфере осуществляют управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, а также Главная военная прокуратура.

7. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму осуществлять необходимую информационно-аналитическую и методическую работу по проблемам противодействия терроризму, решать иные вопросы, связанные с организацией в системе органов прокуратуры Российской Феде¬рации работы по противодействию терроризму. Проводить по итогам полугодия и года обобщение данных о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму в целом по стране, работе органов прокуратуры и практике прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в этой области, о результатах которого докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации соответственно до 5 февраля и 5 августа.

8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.12.2007 № 194 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» признать утратившим силу.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:

1.1. Обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму. Активно взаимодействовать в этом направлении с органами ФСБ России, МВД России, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Росфинмониторингом, судебными и иными правоохранительными органами, Национальным антитеррористическим комитетом, оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. На основе анализа состояния законности систематически (не реже одного раза в полугодие) проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства. Организовывать мероприятия по усилению безопасности мест проживания и массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, охраны объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов повышенной опасности.

1.3. Принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений, в случае необходимости рассматривать вопрос о привлечении виновных к административной ответственности, направлении в суд заявлений об исполнении требования законодательства.

1.4. Особое внимание уделять надзору за исполнением требований законов, направленных на исключение фактов пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления. Обеспечить систематический мониторинг средств массовой информации.

При выявлении информационных материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, безотлагательно решать вопрос о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, а также о применении иных мер прокурорского реагирования.

1.5. При осуществлении надзора за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью по выявлению и пресечению преступлений террористического характера обеспечить принятие необходимых мер по выяснению причастности виновных лиц к деятельности террористических организаций, общественных и религиозных объединений, незаконных вооруженных формирований, степени участия последних в противоправных действиях.

Для пресечения и предупреждения правонарушений в полной мере использовать имеющиеся полномочия, а также предоставленное ст. 24 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" право на обращение в суды с заявлениями о признании организаций террористическими и их ликвидации (запрете их деятельности).

1.6. Не реже одного раза в полугодие проверять в уполномоченных органах исполнение законодательства об оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, розыск лиц, причастных к их организации и совершению, установление и розыск лидеров и активных членов незаконных вооруженных формирований, выявление, предупреждение и пресечение готовящихся актов терроризма, установление и ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма, противодействие использованию сети "Интернет" в террористических целях, уделяя особое внимание результатам оперативно-розыскной деятельности, вопросам своевременности и полноты оперативно-розыскных мероприятий, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, обеспечив проверку законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения.

1.7. Обеспечить надлежащий надзор за законностью и обоснованностью принятия правоохранительными органами решений по заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях терроризма.

Проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях террористического характера, законности задержания и привлечения лиц к уголовной ответственности.

1.8. В ходе расследования преступлений террористического характера требовать от органов предварительного следствия принятия предусмотренных законом мер по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, использования всех возможностей для установления источников финансирования преступной деятельности и пресечения их использования для совершения других преступлений.

На постоянной основе анализировать качество и полноту предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях данной категории, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, а также эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений различных ведомств.

1.9. Обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях террористического характера наиболее опытных и квалифицированных государственных обвинителей и своевременное кассационное обжалование каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и иного судебного решения. Обращать особое внимание на соответствие назначенного наказания характеру и тяжести совершенного преступления.

1.10. Наладить систему сбора, накопления и обработки данных о нарушениях законодательства о противодействии терроризму. Наиболее актуальные и проблемные вопросы организации противодействия терроризму рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Разрабатывать и осуществлять согласованные действия по борьбе с проявлениями терроризма. При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

О наиболее серьезных нарушениях законности, способствующих террористической деятельности, и принятых мерах прокурорского реагирования незамедлительно информировать Генерального прокурора Российской Федерации.

1.11. Прокурорский надзор осуществлять гласно. В предусмотренных законом пределах информировать граждан, общественные объединения, средства массовой информации о результатах деятельности органов прокуратуры по противодействию терроризму, состоянии законности и правопорядка в этой сфере. Усилить информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование у граждан позитивного отношения к принимаемым мерам по противодействию террористическим проявлениям.

2. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:

2.1. Направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации специальное донесение о преступлениях террористического характера, предусмотренных ст. 205 , 205.1 , 205.2 , 206 , 208 , 211 , 277 , 278 , 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2.2. Оперативно докладывать в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации о результатах судебного рассмотрения уголовных дел, по которым направлялись специальные донесения, с приложением копий приговоров и иных судебных решений.

2.3. Проверять законность и обоснованность процессуальных решений об отказе в возбуждении и о прекращении уголовных дел о преступлениях террористического характера.

В случае согласия с принятыми решениями материалы проверок не позднее 15 дней и уголовных дел не позднее 30 дней со дня принятия решения вместе с заключениями по ним направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.4. Военным прокурорам окружного звена специальные донесения, копии процессуальных документов, судебных решений, материалы проверок и уголовных дел, указанных в пунктах 2.1 , 2.2 и 2.3 настоящего Приказа, представлять в Главную военную прокуратуру.

3. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществлять постоянный надзор за расследованием преступлений данной категории.

Возложить на указанное управление подготовку заявлений в Верховный Суд Российской Федерации о признании организаций террористическими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур по итогам полугодия и года не позднее 15 января и 15 июля представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах докладные записки о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму и проведенной прокуратурой в этой области работе и ее результатах, о результатах прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью уполномоченных органов и процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а по вопросам обобщения судебной практики - в Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Военным прокурорам направлять докладные записки в те же сроки в Главную военную прокуратуру, транспортным прокурорам - в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратуре, а также Главному управлению международно-правового сотрудничества, Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами и управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере не реже одного раза в полугодие осуществлять анализ и обобщение практики исполнения законодательства о противодействии терроризму и состояния прокурорского надзора на этом направлении деятельности. Аналитические справки представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму не позднее 25 января и 25 июля.

6. Установить, что контроль за работой прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур (за исключением транспортных) в части организации надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью правоохранительных органов в этой сфере осуществляют управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, а также Главная военная прокуратура.

7. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму осуществлять необходимую информационно-аналитическую и методическую работу по проблемам противодействия терроризму, решать иные вопросы, связанные с организацией в системе органов прокуратуры Российской Федерации работы по противодействию терроризму. Проводить по итогам полугодия и года обобщение данных о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму в целом по стране, работе органов прокуратуры и практике прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в этой области, о результатах которого докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации соответственно до 5 февраля и 5 августа.

8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.12.2007 N 194 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" признать утратившим силу.

9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:

1.1. Обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму. Активно взаимодействовать в этом направлении с органами ФСБ России, МВД России, Росфинмониторингом, судебными и иными правоохранительными органами, Национальным антитеррористическим комитетом, оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

1.2. На основе анализа состояния законности систематически (не реже одного раза в полугодие) проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства. Организовывать мероприятия по усилению безопасности мест проживания и массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, охраны объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов повышенной опасности.

1.3. Принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений, в случае необходимости рассматривать вопрос о привлечении виновных к административной ответственности, направлении в суд заявлений об исполнении требования законодательства.

1.4. Особое внимание уделять надзору за исполнением требований законов, направленных на исключение фактов пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления. Обеспечить систематический мониторинг средств массовой информации.

При выявлении информационных материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, безотлагательно решать вопрос о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, а также о применении иных мер прокурорского реагирования.

1.5. При осуществлении надзора за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью по выявлению и пресечению преступлений террористического характера обеспечить принятие необходимых мер по выяснению причастности виновных лиц к деятельности террористических организаций, общественных и религиозных объединений, незаконных вооруженных формирований, степени участия последних в противоправных действиях.

Для пресечения и предупреждения правонарушений в полной мере использовать имеющиеся полномочия, а также предоставленное ст. 24 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" право на обращение в суды с заявлениями о признании организаций террористическими и их ликвидации (запрете их деятельности).

1.6. Не реже одного раза в полугодие проверять в уполномоченных органах исполнение законодательства об оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, розыск лиц, причастных к их организации и совершению, установление и розыск лидеров и активных членов незаконных вооруженных формирований, выявление, предупреждение и пресечение готовящихся актов терроризма, установление и ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма, противодействие использованию сети "Интернет" в террористических целях, уделяя особое внимание результатам оперативно-розыскной деятельности, вопросам своевременности и полноты оперативно-розыскных мероприятий, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, обеспечив проверку законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения.

1.7. Обеспечить надлежащий надзор за законностью и обоснованностью принятия правоохранительными органами решений по заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях терроризма.

Проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях террористического характера, законности задержания и привлечения лиц к уголовной ответственности.

1.8. В ходе расследования преступлений террористического характера требовать от органов предварительного следствия принятия предусмотренных законом мер по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, использования всех возможностей для установления источников финансирования преступной деятельности и пресечения их использования для совершения других преступлений.

На постоянной основе анализировать качество и полноту предвари-тельного следствия по уголовным делам о преступлениях данной категории, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, а также эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений различных ведомств.

1.9. Обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях террористического характера наиболее опытных и квалифицированных государственных обвинителей и своевременное кассационное обжалование каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и иного судебного решения. Обращать особое внимание на соответствие назначенного наказания характеру и тяжести совершенного преступления.

1.10. Наладить систему сбора, накопления и обработки данных о нарушениях законодательства о противодействии терроризму. Наиболее актуальные и проблемные вопросы организации противодействия терроризму рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Разрабатывать и осуществлять согласованные действия по борьбе с проявлениями терроризма. При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

О наиболее серьезных нарушениях законности, способствующих террористической деятельности, и принятых мерах прокурорского реагирования незамедлительно информировать Генерального прокурора Российской Федерации.

1.11. Прокурорский надзор осуществлять гласно. В предусмотренных законом пределах информировать граждан, общественные объединения, средства массовой информации о результатах деятельности органов прокуратуры по противодействию терроризму, состоянии законности и правопорядка в этой сфере. Усилить информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование у граждан позитивного отношения к принимаемым мерам по противодействию террористическим проявлениям.

2. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:

2.1. Направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации специальное донесение о преступлениях террористического характера, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2.2. Оперативно докладывать в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации о результатах судебного рассмотрения уголовных дел, по которым направлялись специальные донесения, с приложением копий приговоров и иных судебных решений.

2.3. Проверять законность и обоснованность процессуальных решений об отказе в возбуждении и о прекращении уголовных дел о преступлениях террористического характера.

В случае согласия с принятыми решениями материалы проверок не позднее 15 дней и уголовных дел не позднее 30 дней со дня принятия решения вместе с заключениями по ним направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.4. Военным прокурорам окружного звена специальные донесения, копии процессуальных документов, судебных решений, материалы проверок и уголовных дел, указанных в пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 настоящего приказа, представлять в Главную военную прокуратуру.

3. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществлять постоянный надзор за расследованием преступлений данной категории.

Возложить на указанное управление подготовку заявлений в Верховный Суд Российской Федерации о признании организаций террористическими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур по итогам полугодия и года не позднее 15 января и 15 июля представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах докладные записки о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму и проведенной прокуратурой в этой области работе и ее результатах, о результатах прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью уполномоченных органов и процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а по вопросам обобщения судебной практики - в Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Военным прокурорам направлять докладные записки в те же сроки в Главную военную прокуратуру, транспортным прокурорам - в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратуре, а также Главному управлению международно-правового сотрудничества, Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами и управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере не реже одного раза в полугодие осуществлять анализ и обобщение практики исполнения законодательства о противодействии терроризму и состояния прокурорского надзора на этом направлении деятельности. Аналитические справки представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму не позднее 25 января и 25 июля.

6. Установить, что контроль за работой прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур (за исключением транспортных), в части организации надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью правоохранительных органов в этой сфере осуществляют управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, а также Главная военная прокуратура.

7. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму осуществлять необходимую информационно-аналитическую и методическую работу по проблемам противодействия терроризму, решать иные вопросы, связанные с организацией в системе органов прокуратуры Российской Федерации работы по противодействию терроризму. Проводить по итогам полугодия и года обобщение данных о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму в целом по стране, работе органов прокуратуры и практике прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в этой области, о результатах которого докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации соответственно до 5 февраля и 5 августа.

8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.12.2007 №194 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" признать утратившим силу.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор Российской Федерации ,
действительный государственный советник
Ю.Я.Чайка

Апрель 2019

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

Джонсон Сэмюэл

Наша жизнь - следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью - радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

Дхаммапада

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Блез Паскаль

Жизнь - это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

Антон Павлович Чехов

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Аристотель

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

Джебран Халиль Джебран

Два смысла в жизни - внутренний и внешний,
У внешнего - семья, дела, успех;
А внутренний - неясный и нездешний -
В ответственности каждого за всех.

Игорь Губерман

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

Жан Жак Руссо

Военная сила может убить, но она не способна изменить ум, сердце, эмоции. Убийство одного человека делает больно его друзьям, родным, заражает гневом и желанием мести десять, двадцать человек вокруг - разве это не очевидно?

Далай-лама XIV

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

Блез Паскаль

Что дороже - славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее - достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться - и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

Лао-цзы

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

Стендаль

Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги - оружие, которое победит терроризм.

Малала Юсуфзай

В рамках прокурорского надзора за соблюдением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму приоритетное значение уделяется проверкам исполнения органами местного самоуправления г. Ишима и Ишимского муниципального района Тюменской области полномочий по профилактике правонарушений в названных сферах. В рамках надзора за соблюдения законодательства о противодействии экстремизму в 2016 году Ишимской межрайонной прокуратурой проведено 8 проверок, выявлено 11 нарушений закона, внесено 2 представления об устранении нарушений закона, 2 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, в суды направлено 5 исковых заявлений, привлечено 1 лицо к административной ответственности.

Ишимской межрайонной прокуратурой проведена проверка по заданию прокуратуры Тюменской области о реализации в 2015 году органами местного самоуправления программных мероприятий в сфере межнациональных отношений и противодействии экстремизму, адаптации и интеграции иностранных граждан. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно пункта 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 N Пр-2753 основными направлениями государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности предусмотрено принятие на муниципальном уровне соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов; в сфере образования и государственной молодежной политики предусмотрено включение в муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем этносам и религиям.

Проверкой установлено, что на территории Ишимского муниципального района Тюменской области в 2015 году реализовывалась комплексная муниципальная программа «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактика экстремистских проявлений в Ишимском муниципальном районе» на 2015- 2017 годы», утвержденная постановлением администрации Ишимского муниципального района 15.10.2014 №138. При изучении межрайонной прокуратурой результатов реализации вышеуказанной Комплексной программы, установлено, что деятельность 22 сельских поселений Ишимского муниципального района Тюменской области при формировании системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов в муниципальной целевой программе не отражена.

Согласно плана работы межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Ишимском муниципальном районе на 2015 год, утв. 10.03.2015 председателем межведомственной комиссии по противодействию экстремизму Максимовым С.В., о мероприятиях работы по профилактике экстремизма на территории сельских поселений Ишимского района заслушаны только 4 сельских поселения Ишимского муниципального района Тюменской области. Также, при реализации в 2015 году мероприятий Комплексной программы выявлено, что в ней предусмотрены мероприятия в большинстве относящиеся к текущей деятельности отдела по делам культуры, молодежи и спорта администрации Ишимского муниципального района, финансирование которых осуществлялось в рамках финансирования муниципальной программы «Развитие культуры Ишимского муниципального района на 2015-2017 гг.».

Также, в нарушение п. 27 Стратегии в Российской Федерации мероприятия в сфере образования и государственной молодежной политики по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем религиям в указанную Комплексную муниципальную программу не включены. Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относится разработка и осуществление мер, направленных на обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу. В нарушение указанных норм органом местного самоуправления нормативные правовые акты, направленные на противодействие нелегальной миграции не изданы; мероприятия, направленные на обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактические меры, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в сфере миграции не запланированы, денежные средства на их реализацию не предусмотрены.

Предусмотренные Комплексной муниципальной программой «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений в Ишимском муниципальном районе» на 2015-2017 годы мероприятия по противодействию экстремизма являются недостаточно эффективными в сфере профилактики экстремизма в границах муниципального образования. Учитывая, что на момент проведения межрайонной прокуратурой проверки органом местного самоуправления разрабатываются изменения для внесения в Комплексную муниципальную программу в целях эффективности реализации программы необходимо предусмотреть дополнительные программные мероприятия и источники их финансирования. По аналогичным основаниям внесено представление об устранении нарушений закона в адрес главы г. Ишима. Представления рассмотрены и удовлетворены, 2 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности.

В 2016 году Ишимской межрайонной прокуратурой на основании поступившей информации начальника отделения в г. Ишиме РУФСБ России по Тюменской области проведена проверка по факту пропаганды и публичного демонстрирования нацистской атрибутики и символики, размещенной в сети интернет. Проверкой установлено, что 15.08.2016 оперуполномоченным отделения в г. Ишиме Регионального управления ФСБ России по Тюменской области с участием специалиста в области компьютерных технологий осуществлен доступ к странице пользователя под псевдонимом «Азамат Бейсенов» и произведено исследование информации, размещенной на странице данного пользователя.

В результате исследования аккаунта данного пользователя установлено следующее. Пользователь под псевдонимом «Азамат Бейсенов» в подразделе «фотоальбомы» разместил изображение photo 203759069_359360631?all=1 с изображением на красном фоне в белом круге нацистской атрибутики, либо символики. С целью документирования факта пропаганды и публичного размещения материалов, содержащих в себе нацистскую атрибутику или символику, пользователем под псевдонимом «Азамат Бейсенов» , оперативным сотрудником во время проведения исследования документов и предметов произведено копирование изображения экрана.

Согласно акту семиотического исследования, проведенного в период времени с 15.08.2016 по 01.09.2016 доцентом кафедры русской и зарубежной филологии, культурологи и методики их преподавания ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского Государственного Университета Селицкой З.Я., установлено, что фотоизображение на личной страницы пользователя под псевдонимом «Азамат Бейсенов», содержится нацистская атрибутика, либо символика. В силу ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов" важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.

В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистской деятельностью (экстремизмом), признается в том числе пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Проведенной проверкой установлено, что пользователем под псевдонимом «Азамат Бейсенов» на сайте vk.com является Б. Ишимская межрайонная прокуратура 04.10.2016 возбудила в отношении нарушителя административное дело по ч.1 ст.20.3 КоАП РФ (публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, которых запрещены федеральными законами) Правонарушителем на своей странице в социальной сети в vk.com незаконное изображение удалено. По результатам рассмотрения дела 05.10.2016 Ишимский районный суд Тюменской области подверг его штрафу в размере 1 200 рублей.

В рамках надзора за соблюдения законодательства о в 2016 году Ишимской межрайонной прокуратурой проведено 30 проверок, выявлено 40 нарушений закона, направлено 15 исков в суд, внесено 14 представлений об устранении нарушений закона, 10 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, принесен 1 протест на незаконный правовой акт, привлечено 1 лицо к административной ответственности, объявлено 2 предостережения о недопустимости нарушений закона. Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что в целом требования законодательства о противодействии терроризму соблюдаются.

Однако в ходе проверки, проведенной в 2015 году, выявлен факт того, что в одном из детских садов г. Ишима приняты недостаточные меры по противодействию терроризма. Так, на момент проверки территория детского сада огорожена, на вахте установлена камера видеонаблюдения. Однако на момент проверки ни вахтера, ни иного должностного лица, которое обязано отслеживать изображение камеры видеонаблюдения отсутствует, поскольку обязанности вахтера возложены на период отпуска на уборщицу, которая на момент проверки мыла пол на втором этаже здания.

Выполняя свои непосредственные обязанности, уборщица физически не в состоянии отслеживать изображение камеры видеонаблюдения, в связи с чем установление камеры является нецелесообразным, поскольку при подобной организации работы любой человек через забор может беспрепятственно проникнуть на территорию детского сада незамеченным. Таким образом, несмотря на достаточную материальную базу, надлежащих мер по противодействию терроризма в детском саду не принимается, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью воспитанников при возможном совершении террористического акта.

По результатам проверки в адрес директора детского сада внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого приняты меры к надлежащей организации работы, назначено ответственное должностное лицо. В истекшем периоде 2017 года при проверке одного из детских садов г. Ишима выявлено аналогичное нарушение.

Так, на момент проверки территория детского сада огорожена, на вахте установлена камера видеонаблюдения. Однако на момент проверки обе камеры видеонаблюдения направлены на ул. М. Горького, и ни одна из камер не направлена на улицу К. Маркса г. Ишима, со стороны которой установлены ворота для подъезда машин и калитка для прохода людей. Через эти ворота в детский сад осуществляется подвоз продуктов питания, до 10 часов утра по этой калитке на территорию проходят родители. При этом контроль за тем, кто именно заходит по этой калитке и воротам на территорию детского сада, не осуществляется (в связи с отсутствием видеокамеры), электронный замок открывания двери также не установлен. При подобной организации работы любой человек как через калитку, которая открыта до 10 часов утра, так и через забор может беспрепятственно проникнуть на территорию детского сада не замеченным.

Таким образом, не смотря на достаточную материальную базу, надлежащих мер по противодействию терроризма в детском саду не принимается, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью воспитанников при возможном совершении террористического акта. По результатам проверки в адрес директора Департамента по социальным вопросам г. Ишима внесено представление, которое находится на рассмотрении.

Таким образом, не смотря на попытки надлежащим образом наладить работу по противодействию терроризма, не смотря на то, что органы местного самоуправления несут материальные затраты бюджетных средств для реализации мероприятий в данном направлении, в ряде случаев допускаются существенные пробелы, что не позволяет достичь поставленной цели при применении законодательства.

В этом смысле роль прокурорского надзора неоценима, поскольку отсутствует специальный контролирующий орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства в сфере противодействия терроризму, в то время как в ходе ведомственных проверок этому направлению работы уделяется не достаточно внимания, что создает угрозу проявлений террористических проявлений.

Старший помощник прокурора Н.Н. Пайцева