Противотанковое оружие России - дадим отпор танковым войскам! Танковое вооружение

Танки. Эта основная огневая мощь современных армий была впервые применена в далеком прошлом, во время Первой мировой войны, при битве за Сомму. С тех пор танки развивались с каждым новым годом, и сейчас представляют настоящие машины для убийств. Но они не так сильны, как кажутся. В случае угрозы России сможет дать достойный отпор неприятелю и за считанные секунды вывести технику противника из строя.

Основные виды оружия

История развития противотанкового вооружения ведет свое начало со времен Великой Отечественной войны. Именно тогда впервые были применены и противотанковые ружья. С тех пор оружие претерпело немало преобразований, выделились совершенно новые образцы техники, которую можно разделить на три основные категории:

  1. Самоходные противотанковые ракетные комплексы.
  2. Переносные противотанковые ракетные комплексы.
  3. Противотанковая артиллерия.

Не стоит также забывать о том, что современное противотанковое оружие России включает в себя реактивные гранатометы, которые используются пехотой.

Самоходные орудия

Самоходное противотанковое вооружение состоит из двух модулей - средства поражения танка противника и передвижного комплекса. В качестве последнего нередко выступают боевые машины, гусеничные шасси.

И первым в нашем списке стоит противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Штурм-С». Его основой выступает боевая машина 9П149, шасси которой позаимствовано у МТ-ЛБ - многоцелевой транспортер легкобронированный. Вооружение представлено управляемыми ракетами «Штурм» и «Атака». Обе могут снабжаться кумулятивным или фугасным поражающим элементом, а «Атака» еще и стержневой системой для поражения воздушных целей.

Это противотанковое оружие России обладает уникальной системой наведения на цель. Сначала снаряд летит по дуге, а при подлете на цель выравнивается и поражает ее. Это позволяет вести огонь по противнику, вне зависимости от условий видимости, устойчивости почвы и погодных условий. Дальность поражения оружий составляет от 400 до 8 тыс. метров, разброс - менее одного градуса.

«Конкурс» и «Хризантема»

Самоходный ПТРК «Конкурс» основан на боевой разведывательной машине. Основное его назначение - перемещение, наведение и запуск поражающих снарядов 9М111-2 или 9М113. Машиной может вестись поражение целей как движущихся (на скорости до 60 км/ч), так и стоящих (по дотам). Прицеливание и непосредственный возможен с подготовленных и неподготовленных огневых позиций. Более того, российское противотанковое оружие «Конкурс» умеет плавать и поражать цели во время преодоления водной преграды. Однако для поражения танков с суши необходимо развернуть орудия. Время подготовки составляет до 25 сек. Дальность поражения цели - от 70 до 4 000 метров.

ПТРК «Хризантема-С» является современнейшим оборонительным средством. Машина способна вести огонь только с места, однако это один из немногих комплексов, ракеты которого летают со сверхзвуковой скоростью, а наведение на цель возможно в любое время суток при любых погодных условия.

Это новейшее противотанковое оружие России обладает исключительной особенностью. «Хризантема-С» может вести огонь сразу по двум целям, благодаря независимым системам наведения. Дальность поражения составляет от 400 до 6000 метров.

Переносные орудия

Переносные ПТРК отличаются отсутствием подвижной платформы, транспортируются доступными средствами. Некоторые такие модели, например «Конкурс», входят в состав самоходных средств ведения огня.

Первым хочется отметить переносное противотанковое оружие России «Метис». Это раскладной станок, на который «нанизаны» пусковая 9П151 и полуавтоматические средства наведения на цель, благодаря которым упрощается подготовка солдат для ведения огня. Огонь может вестись по движущимся и стоящим целям на дистанции до 2 км. Для поражения целей в темное время суток «Метис» комплектуется дополнительным оборудованием.

«Корнет»

Совершенно новым противотанковым средством является ПТРК «Корнет». Разработанный на базе танкового вооружения «Рефлекс», он обладает завидным преимуществом перед ним - лазерным лучом наведения. Благодаря этому орудие может поражать наземные и воздушные цели, которые движутся со скоростью до 250 м/с. При этом, высота потолка при поражении может составлять до 9 км, а дистанция до цели и того больше - 10 км.

Представленное противотанковое оружие России «Корнет» может вести огонь по наземным целям с расстояния до 4500 метров днем и 3.5 км ночью. Время развертывания - менее 5 сек, скорость стрельбы варьируется от 2-х до 3-х выстрелов в минуту.

Артиллерия

100-мм противотанковая пушка МТ-12 является единственным представителем класса артиллерии в нашем списке. Она создана на базе орудия Т-12. По сути, это то же самое средство ведения огня, только установленное на новый лафет. Транспортировка осуществляется буксируемым способом.

Поражение целей может вестись на дистанции свыше 8 км четырьмя типами зарядов - кумулятивным, бронебойным, фугасным и управляемыми ракетами «Кастет». Особенностью МТ-12 является ее универсальность (пушка способна поражать технику, огневые точки, живую силу) и скорострельность. Выстрелы могут производиться до 6 раз в минуту.

Не стоит ограничиваться этим списком, ведь противотанковое вооружение армии России включает в себя различные модификации и дополнительное оборудование.

Танка является сочетание из пушки и одного или нескольких пулемётов . В первой половине XX века существовали также танки с чисто пулемётным или же, очень редко, - с чисто пушечным вооружением.

Танковая пушка

Основным вооружением танка обычно является пушка , размещающаяся в башне , с целью обеспечить ему круговой сектор обстрела , что является одной из определяющих особенностей танка.

Вместе с тем, существуют и исключения: так, первые танки, такие как Mk.I или Сен-Шамон , танк 1930-х годов Char B1 , или даже танк 1940-го года M3 Lee были вооружены пушками, расположенными в корпусе и имевшими ограниченные углы обстрела; уникальный же шведский танк 1960-х годов Strv-103 имел жёстко закреплённую в корпусе пушку, наводившуюся поворотом танка и наклоном его корпуса при помощи специальной подвески.

Изредка танки вооружаются несколькими пушками, либо с целью обеспечить более эффективное поражение целей разных типов или просто повысить огневую мощь (как на германском опытном танке Nb.Fz. или советском Т-35), либо (как на первых танках) - чтобы компенсировать ограниченные углы обстрела одного орудия. На Т-35 это сочеталось с многобашенной схемой, когда из пяти его башен одна была вооружена короткоствольной 76-мм пушкой, а ещё две - длинноствольными 45-мм пушками.

Танковая пушка в большинстве случаев используется для стрельбы прямой наводкой по настильной траектории (в отличие от самоходных артиллерийских установок). Современные танковые пушки имеют большой калибр (от 105 до 125 мм, на перспективных образцах до 152 мм), могут быть как нарезными , так и гладкоствольными .

В последнее время приоритет отдаётся гладкоствольным танковым пушкам, так как вращение негативно сказывается на эффективности кумулятивных боеприпасов (происходит преждевременное разрушение кумулятивной струи), нарезка также затрудняет пуск ракет из канала ствола. Однако нарезные пушки имеют значительно бо́льшую точность стрельбы на больших (свыше 2 км) дистанциях (так, во второй войне в Персидском заливе был зафиксирован беспрецедентный случай - поражение танком Челленджер-2 (единственным из современных с нарезным орудием) иракского танка на дистанции 5100 м).

Качественным прорывом в развитии танковых пушек стало появление в 1960-х годах гладкоствольных орудий, позволявших значительное увеличение начальной скорости снаряда при меньшем весе самого орудия, хотя и отличавшихся значительным снижением точности при стрельбе на большие расстояния.

Ещё одним новшеством стали орудия низкого давления, характеризовавшиеся невысокой скоростью, но отличавшиеся сравнительно малым весом при крупном калибре, позволявшем использовать эффективные кумулятивные снаряды . Благодаря своей малой массе, такие орудия получили распространение на лёгких танках .

Пушечное вооружение некоторых современных танков
Страна-производитель Модель танка Модель пушки Тип пушки Калибр пушки, мм Наличие автомата заряжания
Россия Т-80 У-М1 2А46М-1 (пушка - пусковая установка) гладкоствольная 125 +
Украина БМ «Оплот» КБА3 (нелицензионная копия российской 2А46М) гладкоствольная 125 +
Россия Т-90 А 2А46М-5 (пушка - пусковая установка) гладкоствольная 125 +
США M1A2 Абрамс M256 (немецкая Rh-120 , изготавливаемая по лицензии, длина ствола 44 калибра) гладкоствольная 120
Германия Леопард-2 A5 Rh-120 (длина ствола 44 калибра) или Rh-M-120 (длина ствола 55 калибра) гладкоствольная 120
Франция Леклерк CN-120-26 (длина ствола 52 калибра) гладкоствольная 120 +
Израиль Меркава Mk.4 MG-253 (производная от немецкой Rh-120) гладкоствольная 120 − (с автоматом подачи снарядов)
Великобритания Челленджер-2 L30E4 нарезная 120

Типичные танковые боеприпасы калибра 120 мм содержат в себе 4-7 кг бездымного пороха , обеспечивая начальную скорость 800-1000 м/с для калиберных снарядов и 1400-1800 м/с для подкалиберных .

Пулемёт

Как правило, танк вооружён одним или несколькими пулемётами , являющиеся вспомогательным, или, на некоторых танках, выпускавшихся до Второй мировой войны - основным вооружением (существовали также и несколько образцов танков с чисто пушечным вооружением).

Имеется три основных точки размещения пулемётов:

  • Курсовой пулемёт размещается в лобовой части корпуса в установке, имеющей ограниченные углы наведения или вовсе фиксированной, и предназначен для поражения небронированных целей.
    После Второй мировой войны от их применения на танках отказались, так как шаровые установки пулеметов ослабляли лобовую броню танка и для члена экипажа, обслуживающего пулемёт, требовался дополнительный забронированный объём. Широко курсовые пулемёты типа ПКТ применялись для легко бронированной техники Воздушно-десантных войск СССР , образцы которой до сих пор эксплуатируются в 4 государствах бывшего СССР (Россия , Беларусь , Украина , Узбекистан). Пара курсовых пулемётов с фиксированным креплением, устанавливаются в передней части БМД-1 и БТР-Д . На БМД-2 установлен один курсовой пулемёт. По классификации ГРАУ - пулемёт ПКТ именуется танковым пулемётом .
  • Спаренный пулемёт имеется на подавляющем большинстве танков и размещается в лобовой части башни в общей с пушкой установке и имеет общие с ней приборы наведения и, соответственно, углы обстрела. Основным назначением такого пулемёта является поражение живой силы и небронированной техники противника. На танках, не имевших дальномера , спаренный пулемёт использовался также для пристрелки пушки.

На первых танках имелось сразу несколько пулемётов в установках с ограниченными углами в лобовой и бортовых частях корпуса, чтобы компенсировать отсутствие башни с круговым обстрелом.

Однако, когда противник находился в непосредственной близости от танков или бронемашин, вне зоны настильного огня (т. н. мёртвых зонах) стрелкового оружия, обычные пулемёты оказывались бесполезными и противник мог уничтожить танк с помощью бутылок с «

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТАНКОВ

История военного искусства доказывает, что только наступление может привести к разгрому, окружению и уничтожению врага. Во время первой мировой войны скорострельное оружие, артиллерия и инженерные сооружения на местности создали непреодолимую преграду для наступающих войск. Чтобы прорвать такую оборону, нужен был новый вид оружия. Таким оружием и явились танки. Появлению танков, как нового вида оружия, безусловно способствовало экономическое развитие стран. В своем труде "Ати-Дюринг" Ф. Энгельс говорил о том, что ничего так не зависит от экономических условий как армия и флот. Вооруженный состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения.

Создание танка, сложной современной боевой машины, стало возможным лишь к началу XX века, когда наука, техника и машинное производство достигли высокого уровня развития, когда появилось автоматическое оружие, надежная броня, двигатели внутреннего сгорания, приспособленные к установке на транспортные средства, гусеничный движитель. В этом огромная заслуга русских ученых, инженеров, изобретателей.

Вооружение

Выдающийся русский ученый в области артиллерии Маиевский Н. В. разработал теорию нарезного оружия, создал ряд новых артиллерийских систем, что способствовало перевооружению русской артиллерии нарезным оружием. В 1860г. русским металлургом Обуховым отлита стальная пушка. В 1877 г. основоположник скорострельной артиллерии Барановский В. С. создал 2,5-дюймовую скорострельную пушку, а в 1902 г. на Путиловском заводе была создана трехдюймовая пушка с большой начальной скоростью снаряда. Значительным шагом в развитии огнестрельного вооружения явилось создание автоматического оружия. В 1889 г. мастер Двоеглазов изготовил образец автоматической винтовки. В 1907 г. русский изобретатель Рощепей представил в артиллерийский комитет автоматическую винтовку. В 1906-1907гг. русские изобретатели Федоров и Токарев предлагают свои самозарядные винтовки, которые в 1910-1911 гг. успешно проходят испытания.

Броневая защита

Выдающимися русскими учеными Амосовым П. П., Обуховым П. М., Черновым Д. К. были сделаны величайшие открытия в области металлургии, технологии изготовления высококачественных сталей. Талантливый русский металлург Амосов П. П. исследовал влияние марганца, хрома, титана на свойства стали, разработал процесс газовой цементации.

Обуховым П. М. в Петербурге создан знаменитый "Обуховский" сталепушечный завод.

Работы Амосова П. П., Чернова Д. К., Обухова П. М. легли в основу производства стальной брони. Обуховым была изобретена противопульная броня.

Уральским мастером Пятовым В. С. в 1865 году впервые в мире осуществлена прокатка броневых листов на специальном станке, а в 1859 году им же предложен способ цементации броневых плит.

В 1876 г. начали изготовлять броню из высокоуглеродистой стали, имеющую лучшую снарядостойкость. В 1877 г. началось производство двухслойной углеродистой брони. С 1893 г. на Обуховском заводе организовано производство брони из никелевой стали, толщиной до 10 дюймов (254 мм). В конце XIX столетия броня начинает применяться на бронепоездах и бронеавтомобилях.

Двигатель внутреннего сгорания

В создании и совершенствовании двигателей внутреннего сгорания в России большую роль сыграли работы русских инженеров и изобретателей Луцкого Б. Г., Яковлева Е. А., Тринклера Г. В., Гриневецкого В. И., Трашутина И. Я. В 1877 г. построены газовые двигатели внутреннего сгорания. В 1879-1884 гг. на Охтенской судоверфи был построен первый в мире бензиновый двигатель, мощностью 53 кВт, многоцилиндровый, карбюраторный, с зажиганием от электрической искры. В 1885 году молодой конструктор Луцкий Б. Г. построил карбюраторный двигатель с вертикальным расположением цилиндров. В 1888 году мастер Балтийского завода Ягодзинский построил легкий компактный авиационный бензиновый двигатель. В 1899 г. в Петербурге на Путиловском (ныне Кировском) заводе построен первый стационарный бескомпрессорный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

В этом же году на механическом заводе "Русский дизель" в Петербурге построен первый компрессорный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

В 1899-1903 гг. русским изобретателем Маминым Я. В. был построен и установлен на тракторе бескомпрессорный двигатель с воспламенением от сжатия. В 1900 г. талантливым русским инженером, профессором Горьковского индустриального института Тринклером Г. В. был разработан бескомпрессорный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, работающий на тяжелом топливе. В 1910г. по проекту профессора Малиева был построен двухтактный двигатель с прямоточной продувкой.

Гусеничный движитель

Впервые основные элементы гусеничного хода были разработаны в 1837 году штабс-капитаном Д. Загряжским в его проекте экипажа с подвижными колеями.

В 1876 г. штабс-капитан Маевский предложил способ передвижения локомотива по обычным дорогам с использованием "Рельсовой цепи". При этом он предусмотрел механизм, который позволил менять силу тяги на гусенице (прототип современной коробки передач).

В 1888 году русский изобретатель Блинов Ф. А. построил первый в мире трактор с металлическими гусеницами. В движение он приводился двумя паровыми машинами. В 1907- 1917 гг. было освоено промышленное производство тракторов с двигателями внутреннего сгорания.

Таким образом, в начале XX века окончательно сложились материально-технические предпосылки для создания танка. Осталось только соединить в одной машине подвижность, присущую автомобилям, с проходимостью гусеничных тракторов, защитив ее броней и вооружив пушкой и пулеметами. Это было сделано в ходе первой мировой войны.

Историю развития отечественного танкостроения принято делить на 5 периодов:

  • первые отечественные танки (1915-1917 гг.);
  • первые советские танки (1920-1931 гг.);
  • период создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939 гг.);
  • бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.);
  • период послевоенного танкостроения:

Первые отечественные танки (1915-1917 гг.)

В 1914 году под руководством инженера Пороховщикова А. А. разработана, а в 1915 г. в г. Риге построена бронированная колесно-гусеничная машина, названная "Вездеходом". Масса машины была 3,5-4 т, экипаж - 1 человек, пулеметное вооружение, противопульное бронирование. Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса) обеспечивали максимальную скорость 25 км/ч. Первые опытные образцы английских танков появились только в сентябре 1915 г., а французские-в 1916 году. И английские, и французские танки уступали "вездеходу".

В 1915-1916 годах талантливым ннженером-изобретателем Менделеевым В. Д. (сыном известного ученого Менделеева Д. И.) был детально разработан проект сверхтяжелого танка массой в 170 т, экипаж 8 человек, 120-мм пушка и пулемет, установленный во вращающейся башне, противоснарядное бронирование 100-150 мм, максимальная скорость движения 24 км/ч, пневматическая подвеска, предусмотрена возможность движения по рельсам железной дороги.

Рисунок - Проект сверхтяжелого танка инженера В.Д.Менделеева

Продольный разрез: 1—120-мм пушка Канэ, 2-подвижная броневая маска, 3-лебедка подачи снарядов, 4 - 7,62-мм пулемет Максима, 5 - кронштейн подвески пулемета, 6 - пулеметная башенка, 7 - погон башенки, 8 - “батарея” воздушных баллонов, 9-броневая дверь, 10-аккумуляторы, 11-бортовая передача, 12-бензобаки, 13-монорельс подачи боеприпасов, 14-снарядная тележка.

Летом 1917 г., недалеко от г. Дмитрова, под руководством инженера Лебеденко Н. Н. был построен колесный танк, массой в 40 т. В его создании принимали участие известные русские ученые Жуковский Н. Е. и Стечкин Б. С. Повышенную проходимость танка пытались обеспечить применением колес диаметром 9 м. Заднее колесо меньшего диаметра - для управления. Из-за технического несовершенства разработка танка была прекращена построенный образец в 1923 г. был разобран.

Рисунок - Тяжелый колесный танк Лебеденко

Несмотря на наличие подробно разработанных проектов и опытных образцов, представленных на много раньше, чем за границей, царская армия в годы первой мировой войны танков не имела. Это объясняется реакционностью прогнившего царизма, низким уровнем промышленного развития дореволюционной России, засильем иностранного капитала, продажностью и безразличием царских чиновников к судьбе Родины. Не удивительно, что массовое производство танков и их применение на полях сражений в годы первой мировой войны было осуществлено не в русской, а в английской, а затем и во французской армиях.

Впервые танки были применены английской армией на западном фронте в сентябре 1916 г. в операции на реке Сомме (49 танков). Применение танков готовилось в строгой секретности. Они переправлялись на материк, будучи замаскированными под большие резервуары; емкости, по-английски tank. Отсюда и пошло их название.

Этот период охватывает годы гражданской войны, а также годы восстановления и реконструкции народного хозяйства молодой Советской республики. Он характерен созданием первых образцов советских танков, накоплением конструкторского и производственного опыта.

На III Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов в марте 1918 года В. И. Ленин говорил, что в современной войне "...берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины..." (ПСС, т. 27, с. 167).

Это ленинское положение легло в основу деятельности партии и правительства по созданию броневых сил молодой Республики Советов. В начале 1918 г. был организован первый центральный орган управления бронечастями - Центральное броневое управление (Центробронь).

К октябрю 1918 г. на вооружении Красной Армии имелось 23 бронепоезда и 38 бронеотрядов, в которых насчитывалось 150 бронеавтомобилей.

В 1919 году В. И.. Ленин поставил перед машиностроителями задачу - в кратчайший срок приступить к постройке своих, советских танков. В конце 1919 года завод "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде по заданию правительства приступил к проектированию и производству легкого танка. Танк создавался совместно с Ижорским заводом, изготовлявшим броню, и Московским автомобильным заводом АМО изготовившим двигатель.

Рисунок - Первый советский танк "Борец за свободу товарищ Ленин"

31 августа 1920 года из ворот завода "Красное Сормово", вышел первый советский танк, названный "Борец за свободу тов. Ленин". Он прошел официальные испытания и поступил на вооружение Красной Армии. Танк имел массу 7 т, вооружен 37-мм пушкой, одним пулеметом, бронирование толщиной 8-16 мм, максимальная скорость 8,5 км/ч. Этот танк превосходил по вооружению подобные иностранные танки, имевшие только пулеметное вооружение. Всего построено 17 таких танков и каждый из них имел свое название: "Парижская Коммуна", "Красный борец", "Илья Муромец". Они приняли участие в боях на фронтах гражданской войны.

Создавая танки, советское танкостроение отыскивало новые оригинальные пути развития. В 1919 г. инженер Максимов разработал первый в мире проект сверхлегкого одноместного танка - "щитоноски". Этот танк, вооруженный пулеметом и защищенный противопульной броней, должен был весить 2-2,5 т, при мощности двигателя 29 кВт, скорость могла достигать 17 км/ч.

В 1920 г. был организован конкурс на лучший проект танка. Первую премию за разработку плавающего танка присудили проекту Ижорского завода. Однако развертывание танкостроения для разрушенной промышленности было необычайно трудной задачей, так как все силы были мобилизованы на восстановление разрушенной промышленности и поднятия сельского хозяйства.

В 1927 г. на вооружение Красной Армии поступает танк МС-1 или малый танк сопровождения пехоты (Т-18). Он был вооружен полуавтоматической 37-мм пушкой и двумя пулеметами, расположенными во вращающейся башне. Толщина брони корпуса составляла 8-16 мм, максимальная скорость танка - 16,5 км/ч. Оригинально решение конструкции моторно-трансмиссионной группы: главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота (простой дифференциал с тормозами на полуосях) находились в одном картере с двигателем (моноблок) и работали в масляной ванне. Ввиду этого конструкция была компактна, что позволило уменьшить размеры и массу танка. Для своего времени МС-1 был совершенной боевой машиной.

Рисунок - Легкий советский танк МС-1 (Т-18)

В этот период создаются танкетки Т-17, Т-23 и средний танк ТГ. В 1929 году создается, а в 1931 г. принимается на вооружение танк Т-24. Он имел трехярусное размещение вооружения, включающее, одну 45-мм пушку и 4 пулемета, экипаж 5 человек, мощный двигатель, планетарную трансмиссию, что обеспечивало скорость 22 км/ч. Таким образом в этот период наиболее массовыми были легкие танки с пушечно-пулеметным вооружением небольшого калибра, противопуль-ным бронированием и сравнительно невысокими скоростями движения. Такие танки были приспособлены для выполнения задач непосредственной поддержки пехоты. В этот период был получен и накоплен опыт конструирования и производства танков.

В 1928 г. создается управление механизации и моторизации Красной Армии. В это же время партией и правительством ставиться вопрос о кадрах для нового рода войск.

В 1930 г. при военно-технической академии им. Ф. Э. Дзержинского был сформирован факультет механизации и моторизации РККА, на базе которого в 1932 году развертывается Академия механизации и моторизации Красной Армии, ныне ордена Ленина и ордена Октябрьской революции, Краснознаменная Академия бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Малиновского Р. Я. Она стала главным учебным и научным центром танковых войск Советской Армии. В 1930 г. на базе Московской школы автотехников развернута школа танковых техников, которая впоследствии преобразована в училище. Сейчас это Киевское высшее танковое инженерное ордена Красной Звезды училище имени Маршала Советского Союза Якубовского И. И.

Период создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939 гг.)

Этот период охватывает годы первых пятилеток, когда была создана тяжелая промышленность-основа могущества и обороноспособности нашей страны. Советские конструкторы, технологи, производственники использовали достижения советской науки и создали лучшие в мире танки. После выполнения первого пятилетнего плана, имея автомобильную и танковую промышленность, Советский Союз смог начать строительство танков. Необходимость этого вызывалась угрожающей международной обстановкой. С 1931 по 1933 г. на вооружение Красной Армии поступили легкие танки Т-26 (1931 г.), танкетка Т-27 (1931 г.), БТ-2 (1931 г.), БТ-5 (1933 г.), плавающий танк Т-37 (1932 г.), средний танк Т-28 (1932 г.), тяжелый танк Т-35 (1932 г.).

К 1933 году на вооружении Красной Армии было уже 5 типов современных танков массой от 2,5 до 50 т. Максимальная скорость возросла от 17 до 53 км/ ч. Особенно возросла скорость колесно-гусеничного танка БТ, которая достигала при движении на колесном ходу 72 км/ч. Для танков этого периода характерны высокие показатели подвижности увеличение огневой мощи. На танках Т-28 и Т-35 устанавливаются 76-мм пушки. Значительно повысилась надежность механизмов и машин в целом по сравнению с танками второго периода. На танках этого периода улучшена защита (толщина броневых листов возросла до 22 мм), улучшена форма корпуса, применена сварка броневых листов.

Рисунок - Легкий советский танк Т-26 (обр. 1931 г.)

Благодаря повышению подвижности и надежности, танки могли выполнять не только задачи непосредственной поддержки пехоты, но и самостоятельно прорвать оборону противника и действовать в оперативной глубине.

В эти годы была выработана классификация танков. В основу классификации положен весовой признак:

  • легкие танки - массой до 20 т;
  • средние танки - массой от 20 до 40 т;
  • тяжелые танки - массой свыше 40 т.

Рисунок - Легкий танк БТ-7

Дано определение танка.

Танк - это боевая гусеничная машина, обладающая огневой мощью броневой защитой и подвижностью. Этим подчеркивалось органическое сочетание трех важнейших боевых качеств танка: огневой мощи, защиты, подвижности.

Огневая мощь - способность поражать цели, находящиеся на поле боя. Она характеризуется: калибром вооружения, бронепробиваемостью снаряда, дальностью прямого выстрела, совершенством механизмов наведения, прицелов, прицельной скорострельностью, скоростью заряжания, величиной боекомплекта и типом снарядов, количеством и калибром пулеметов и боекомплекта к ним.

Защита современного танка включает броневую и специальную защиту.

Броневая защита - совокупность изготовленных из специальных материалов деталей корпуса и башни танка, обеспечивающих защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от ружейно-пулеметного и артиллерийского огня противника, его ракетного оружия, ударной волны, проникающей радиации, теплового и светового излучения ядерных взрывов. Она обеспечивается толщиной и углами наклона брони, ее качеством и конструкцией, формой корпуса и башни, прочностью соединения броневых листов.

Специальная защита - предназначена для защиты экипажа от ядерного, химического и биологического оружия, достигается герметизацией броневого корпуса и башни, использованием фильтро-вентиляционных установок, обеспечивающих очистку воздуха и создание избыточного давления в обитаемом объекте.

Подвижность танка - способность перемещаться в заданном направлении. Она характеризуется максимальными, средними скоростями движения, запасом хода, высокой проходимостью.

Проходимость характеризуется средним удельным давлением на грунт, величиной клиренса, размерами преодолеваемых препятствий.

Боевые свойства и технические качества танков отражаются в его боевой и технической характеристике. Боевая и техническая характеристика определяет систематизированный перечень основных параметров, которые характеризуют танк.

Боевая и техническая характеристика имеет следующие разделы:

После 1933 г. идет совершенствование танков основных типов, особенно Т-26 и БТ.

Танки этого периода отличались слабым бронированием, что выявилось в ходе гражданской войны в Испании (1936- 1939 гг.), в связи с быстрым развитием противотанковых средств. Не оправдала себя многобашенная компоновка. Она препятствует повышению калибра вооружения.

Таблица - Основные данные танков второго периода

Основные параметры танков М а р к и т а н к о в
Т-27 Т-37 Т-26 БТ Т-28 Т-35
Боевая масса, т 2,7 3,3 8-10 10-14 28 50
Экипаж, чел. 2 2 3 3 6 11
Вооружение:
- пушка, калибр, мм;
- кол-во пулеметов

-
1

-
1

45
1-2

37-45
3-2

76
3-4
2-76
2-45
5
Броневая защита, мм 6-10 7-9 13-15 13-20 20-30 20-30
Максимальная скорость, км/ч 40 40 30 52-72 37 29

Бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)

Период характеризуется созданием однобашенных танков с противоснарядным бронированием и мощным вооружением.

В 1939 г разработан средний танк А-32 массой 19 т, с 76-мм пушкой и двумя пулеметами. Экипаж 4 человека, максимальная скорость 65 км/ч. В этом же году разработан проект многобашенного тяжелого танка СМК с 76- и 46-мм пушкой Однако далее опытного образца танк не пошел.

Начиная с 1932 года, по указанию Советского правительства велась усиленная работа по созданию мощного экономичного танкового двигателя. В 1936 году такой двигатель был создан Это был первый в мире танковый дизель советской марки В-2. В 1939 году двигатель успешно прошел испытания на танках БТ и А-32. По своей экономичности двигатель В-2 значительно превосходил бензиновые двигатели.

Рисунок - Средний советский танк Т-34

19 декабря 1939 года был принят на вооружение разработанный под руководством М. И. Кошкина средний танк Т-34. На нем впервые в мире осуществили установку мощной, длинноствольной (для того времени) 76-мм пушки с начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/с. Пушка по броне-пробиваемости превосходила все зарубежные танковые пушки того времени Мощная броня танка надежно защищала от снарядов малокалиберной противотанковой артиллерии и танковых пушек со всех дистанций. Танк отличался оригинальной формой корпуса с большими углами наклона броневых листов, установкой нового быстроходного дизеля В-2, четырехступенчатой коробкой передач и механизмов поворота - бортовых фрикционов. Танк имел индивидуальную пружинную подвеску и широкие гусеницы, обеспечивающие хорошую его проходимость. Механизмы и агрегаты танка были хорошо отработаны и отличались простотой в изготовлении. Это обстоятельство позволило в годы войны быстро наладить крупносерийное производство танков.

Рисунок - Тяжелый советский танк КВ-1

Одновременно с танком Т-34 в 1939 году на вооружение поступил тяжелый танк KB, созданный под руководством Ж. Я. Котина. На первом образце танка устанавливалась 76-мм пушка, на втором образце КВ-2 в начале 1940 года - 152-мм гаубица. Танк КВ по броневой защите значительно превосходил танк Т-34 и обладал достаточно высокими для своей массы (47,5 т) параметрами подвижности (максимальная скорость 35 км/ч). Много нового и интересного было в конструкциях агрегатов и механизмов танка КВ. В качестве подвески впервые была применена торсионная рессора. На Т-34 и KB двигатель и трансмиссия были размещены в кормовой части машины. Это облегчало ремонт в полевых условиях.

В 1940 году началось производство легких плавающих танков Т-40, в апреле 1941 года принят на вооружение легкий танк Т-50, затем Т-60 и Т-70. Эти легкие танки были разработаны под руководством Н. А. Астрова. Танк Т-40 имел пулеметное вооружение, на Т-50 установлена 45-мм пушка. Танки Т-60 и Т-70 были разработаны с широким использованием решений, опробованных на Т-40. В отличие от плавающего Т-40 они были неплавающими. Т-60 был вооружен 20-мм автоматической пушкой, а Т-70 - 45-мм пушкой.

Рисунок - Легкий советский танк Т-60

К началу Великой Отечественной войны у нас были отработаны конструкции среднего и тяжелого танков с наиболее рациональным сочетанием вооружения, бронирования и подвижности. Советский Союз имел развитое танковое производство и квалифицированные кадры танкостроителей. С первых дней войны обнаружилось превосходство тогда еще малочисленных танков Т-34 и KB над танками фашистской армии. Вот что писал уже после войны генерал-лейтенант немецкой армии Э. Шнайдер: "Русские танки Т-34 показали нашим, привыкшим к победам танкистам свое превосходство в вооружении, броне и маневренности. Танк Т-34 произвел сенсацию... Создав исключительно удачный и новый тип танка, русские совершили большой скачок вперед в области танкостроения".

В ходе войны в результате проведенной Германией модернизации противотанковой артиллерии и танков появилась необходимость в усилении огневой мощи и броневой защиты советских танков.

В конце 1942 г. было налажено производство самоходных артиллерийских установок СУ-122 со 122-мм гаубицей, а летом 1943 г.- СУ-85 с 85-мм пушкой. В декабре 1943 года на вооружение принят танк Т-34-85 с пушкой калибра 85 мм и начальной скоростью снаряда около 800 м/с. Танк имел увеличенную толщину брони (45-90 мм), экипаж 5 человек.

В 1944 году на базе Т-34 начали выпускать самоходную установку СУ-100 со 100-мм пушкой.

В конце 1943 года разработан и начал выпускаться тяжелый танк ИС-1 с 85-мм пушкой а также на общей с ним базе танк ИС-2 и самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 со 122-мм пушкой.

Начиная с 1943 года на базе танков КВ-1 и ИС-2 выпускались самоходные артиллерийские установки сопровождения танков СУ-152 и ИСУ-152 со 152-мм пушкой-гаубицей. Это орудие обладало огромной дульной энергией и наряду со 100-мм и 122-мм пушками было грозным средством борьбы с новыми тяжелыми немецкими танками. На базе легких танков выпускались самоходные артиллерийские установки СУ-76 с 76-мм пушкой.

Рисунок - Средний советский танк Т-34-85

Рисунок - Тяжелый советский танк ИС-2

В 1944 году разработан новый средний танк Т-44 с 85-мм пушкой, поперечным расположением двигателя. Это позволило увеличить бронирование и дало возможность в дальнейшем увеличить калибр вооружения и иметь большой боекомплект.

В конце войны на вооружение принимается тяжелый танк ИС-3 со 122-мм пушкой с двумя пулеметами (один зенитный). Корабельная форма носа корпуса, увеличенные толщины брони обеспечили ему высокую защищенность. Конструкторам удалось уменьшить высоту танка, улучшить плавность хода, повысить маневренность и проходимость. Танк ИС-3 наряду с танком Т-34 на долгие годы стал образцом для подражания.

В развитии советских танков этого периода необходимо отметить следующие особенности:

  1. Переход к однобашенным быстроходным танкам с противоснарядным бронированием и длинноствольными пушками,
  2. Повышение мощи вооружения и усовершенствование броневой защиты при почти неизменной массе танка (например, KB, ИС-2);
  3. Приспособленность конструкций танков к крупносерийному производству и полевому ремонту;
  4. Применение мощных дизелей, индивидуальных торсионных подвесок, широких гусениц, усовершенствование трансмиссии;
  5. Создание самоходных артиллерийских установок. Массовым типом этого периода стал средний танк. Существенно возросло значение тяжелого танка.

Владимир Одинцов


НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ

В настоящее время танк рассматривается преимущественно как оружие ближнего (контактного) боя, действующее по принципу «вижу-стреляю». Существует две основных концепции танка как системы оружия ближнего боя. Согласно одной из них, основной задачей танка является борьба с танками противника, представляющими основную опасность (по принципу «бей равного»), а оборона от наземных и воздушных танкоопасных средст в должна осуществляться танковым «шлейфом», т.е. сопровождающими его БМ11 и самоходными зенитными установками. Следует отмстить, что концепция, исходящая из представления о том, что главную угрозу для танка создаст танк противника, не подтверждает ся ходом военных действий. Так, в ходе четвертой арабо-израильской войны 1973 года потери танков распределялись следующим образом: от действий ПТРК- 50%, от действий авиации, ручных противотанковых гранатометов, противотанковых мин – 28%, от огня танков только – 22%.

Другая концепция, напротив, исходит из взглядов на танк как на автономную систему оружия, способную самостоятельно решать все боевые задачи ближнего боя, в том числе и задачу самообороны.

Существует и иное воззрение на танк как на универсальное огневое средство, которое должно быть способным вести как ближний, так и дальний огневой бой. В основном оно объясняется стремлением использовать огромную в процентном отношении огневую мощь танков в общевойсковых интересах (танковая дивизия США имеет в своем составе 250 танков и только 36 орудий калибра 155 мм) и резко возрастающей долей участия вооруженных сил в подавлении вооруженных конфликтов в «горячих точках», в которых вероятность «классических» столкновений массовых танковых групп невелика. Придание танковому оружию свойства дальнобойности существенно изменит облик ганка, формируя некий гибрид танка и самоходного орудия.

С другой стороны, дальнобойность может оказаться весьма полезной самим танковым соединениям при подавлении танков и танкоопасных целей противника в глубине обороны, т.е. реализации концепции борьбы со вторыми эшелонами (обеспечения перевеса до вступления в контактный бой). Такие возможности появились в последние годы в связи с разработкой высокоточною оружия, кассетных снарядов свободного рассеивания и полевых информационных систем.

По оценкам специалистов, троекратный залп бригады танков но бригадной танковой колонне противника на дальности 15 км 140-мм кассетными снарядами свободного рассеивания может вывести из строя до 20% танков, самоприцеливающимися снарядами типа SADARM – до 30%, а самонаводящимися снарядами типа EPHRAM – до 40% танков противника.


КАЛИБР (МАССА) СНАРЯДА

История развития танковой артиллерии свидетельствует о тенденции непрерывного увеличения калибра.

Непрерывный рост толщины брони танка, достигающей в настоящее время для лобовой проекции в пересчете на монолит в нормаль 1000-1100 мм требует дальнейшего увеличения калибра пушки (или диаметра ПТУР) до 140-150 мм. Диаметры ПТУР уже давно достигли этого уровня (152-мм отечественный ПТУР «Корнет-Э» и американский ПТУР TOW). Увеличению калибра пушки препятствуют ограничения на импульс отдачи (проблема динамической совместимости орудия с платформой), жесткий лимит на общую массу танка (максимум 55 тонн), что связано с ограничениями по железнодорожной и автомобильной транспортировке и резкое снижение численности боекомплекта с ростом калибра. Закон убывания численности при фиксированной массе системы оружия (орудие+боекомплект) 3000 кг близок к линейному. На графике нанесена также условная граница минимальной численности боекомплекта (п=25). В качестве этой границы принята средняя численность операционной части боекомплектов для четырех основных танков.

Танк Гладкост. пушка Боекомплект, шт
Тип Калибр, мм Пол­ный Операц. Резерв.
«Абрамс» М1А1 М256 120 55 44 11
«Леопард-2А4» Rh-120 120 42 15 27
«Леклерк» CN-120-26 120 40 22 18
Т-80У Д-81 125 45 28 17

КАЛИБРЫ ПУШЕК ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СРЕДНИХ ТАНКОВ
Танк Капибр, мм Тип пушки
Т-34 76 Нарезная
Т-34-85 85 Нарезная
Т-54.Т-55 100 Нарезная
Т-62 115 Гпадкоств
Т-64,Т-72,Т-80,Т-90 125 Гладкоств.

Калибр, соответствующий n=25, близок к 140 мм. Этот калибр рассматривается как перспективный для гладкоствольной пушки всеми основными танкопроизводящими странами НАТО, в том числе и США (опытная 140-мм танковая пушка ХМ291).


ПУШКА ИЛИ РАКЕТА?

Все современные основные танки имеют пушечное вооружение. В отечественных танках пушка используется также как пусковая установка ПТУР. Многочисленные попытки разработки чисто ракетных танков не увенчались успехом.

Примечание: танк обр.287 был вооружен дополнительно двумя 73-мм


Зависимость численности танкового боекомплекта от калибра орудия при фиксированной массе системы оружия



Конструктивные схемы пусковых установок ракетных танков

А – вертикальный старт; Б – наклонный старт; В – горизонтальный выброс; Г- поворот перед пуском


Компоновочные схемы существующих и перспективных пушечных танков


Опытные конструкции отечественных ракетных танков

Между тем ракетные танки имеют ряд несомненных преимуществ:

Снимается ограничение по калибру и проблема динамической совместимости орудия и платформы;

Снимается ограничение по живучести ствола (для пушки Д-81 – 10 боекомплектов);

Понижаются стартовые перегрузки (при выстреле перегрузка 20.000, при пуске ракеты <1000), что позволяет применять более рациональную конструкцию боевой части и системы управления снарядом;

Снимаются ограничения по дальности стрельбы;

Резко возрастают возможности борьбы танка с воздушными целями, в первую очередь с противотанковыми вертолетами.

Появляется реальная возможность достичь скоростей снаряда 2000…2500 м/с;

Такое увеличение скоростей приведет к появлению принципиально нового мощного танкового боеприпаса – управляемой гиперзвуковой бронебойной ракеты кинетического действия. Имеются сведения о разработке такой ракеты фирмы LTV (США). Фирма Эллайент Тексистемз (США) сообщила о разработке 120- мм бронебойной управляемой ракеты кинетического действия ТЕRМ – КЕХМ 1007, выстреливаемой из ствола танковой пушки. Ракета действует по принципу «выстрелил-забыл» с использованием ГСН миллиметрового диапазона (см. также патент №2108537 РФ).

Компоновка ракетных танков определяется в первую очередь типом старта (вертикальный, наклонный, с горизонтальным выбросом ракеты) и видом пусковой установки (ПУ) (многоствольная, одноствольная с автоматом заряжания). Наиболее компактное размещение ракет, простота конструкции и достаточно высокая скорострельность обеспечиваются в многоствольной ПУ с вертикальным стартом непосредственно из контейнера, однако при э том накладываются существенные ограничения на длину ракеты.

Основные возражения против чисто ракетных танков сводятся к следующим:

Увеличивается полетное время боеприпаса;

Управляемая ракета более уязвима, чем снаряд, при воздействии на них комплекса активной защиты танков («Арена», «Дрозд»).

Стоимость ракеты и ее обслуживания в процессе хранения значительно выше стоимости артиллерийского выстрела;

Обслуживание и стрельба ракетами требует высокой квалификации персонала, трудно реализуемой в условиях призывной (не контрактной) армии.

Несомненно, определенную роль играют также и психологические моменты, связанные с отказом от традиционной схемы оружия с многолетним опытом успешного применения, а в известной степени и с недоверием к надежному действию сложных электронных систем управляемых ракет в условиях реального боя. В целом многое позволяет предполагать, что в течение первой четверти XXI века определяющая роль сохранится за пушечным танком.

Значительные расхождения существуют в прогнозах о конструктивных схемах размещения пушки будущего танка. Наряду с классической схемой с полноповоротной башней рассматривается как весьма перспективная безбашенная схема с вынесенной пушкой, а также компромиссные варианты – капонирная схема (танк STRV-103B), полубашенная и другие.


ПУШКА: НАРЕЗНАЯ ИАИ ГЛАДКОСТВОЛЬНАЯ?

Впервые гладкоствольное орудие было установлено на отечественном танке Т-62 (115-мм пушка У5-ТС «Молот»). Существует распространенное мнение, что причиной возврата танковой артиллерии к гладкоствольным орудиям было введение в боекомплект танка подкалиберного снаряда с отделяемым поддоном, стабилизируемого на полете оперением (БОПС – бронебойного оперенного подкалиберного снаряда). Это мнение является ошибочным, так как БОПСом можно вполне успешно стрелять и из нарезных орудий. Например, танк М60А1 был вооружен 105-мм нарезной пушкой М68, имевшей в своем боекомплекте оперенные снаряды М735, М744, М797, М833, GD105 и другие. Истинная же причина появления гладкоствольной танковой пушки состояла в стремлении устранить вредное влияние вращения на действие кумулятивного снаряда.

В настоящее время все основные танки, за исключением «Челленджера» (Великобритания) и «Арджуны» (Индия), вооружены гладкоствольными пушками. Перспективная европейская 140 мм танковая пушка тоже является гладкоствольной. Тем не менее, спор между гладкоствольными и нарезными танковыми пушками не закончен. Сторонники нарезных орудий указывают на такие недостатки гладкоствольных систем, как:

Большое аэродинамическое сопротивление движению снаряда за счет оперения и, как следствие, небольшая дальность стрельбы;

Низкая живучесть гладкоствольных орудий, в особенности, при стрельбе подкалиберными снарядами;

Низкая точность стрельбы.



Опытный ракетный танк об.287



Т-62. На этом танке впервые было установлено гладкоствольное орудие (115-мм пушка У5-ТС ¦ Молот»)



Т-72. Основное вооружение – 125-мм гладкоствольная пушка 2А46



Т-80УД. Основное вооружение – 125-мм глалкоствольная пушка 2А46М-1



Основной боевой танк Т-80У


Действие снаряда с траекторным доворотом

1 – отстрел балластной массы; 2 – процесс доворота; 3 -подрыв снаряда


Указывается также, что с развитием динамической брони и средств активной защиты танков, кумулятивный снаряд может оказа ться полностью неэффективным и будет исключен из танковых боекомплектов, что приведет к утрате указанного выше главного преимущества гладкоствольного орудия. Малая дальность стрельбы оперенными калиберными снарядами не позволяет решать задачи подавления целей в глубине обороны противника.

С другой стороны, для невращающихся (или слабовращающихся) снарядов гладкоствольных пушек значительно легче решаются проблемы точного наведения и управления действием, в том числе действием крышебойных снарядов, снарядов с траекторным доворотом и т.п.

В целом следует признать, что на сегодня нет достаточно обоснованного ответа на вопрос о типе перспективной танковой пушки (нарезная или гладкоствольная).


ВЫСТРЕЛ: УНИТАРНЫЙ ИЛИ РАЗДЕЛЬНОГО ЗАРЯЖАНИЯ

В зарубежных танках «Абраме», «Леопард-2» используются унитарные выстрелы с ручным заряжанием, осуществляемым четвертым членом экипажа. В отечественных танках Т-72, Т 80, Т-90 применяются выстрелы раздельного заряжания со сгорающей гильзой, а заряжание осуществляется автоматом заряжания, что позволило сократить экипаж танка до трех человек (командир, наводчик, водитель) и одновременно существенно повысить темп стрельбы. Автомат заряжания включает вращающийся кольцевой транспортер с вертикальной осью, расположенный на полу танка и содержащий радиалыю расположенные кассеты со снарядами и пороховыми зарядами, элеватор, поднимающий кассеты на линию заряжания, и ценной досылатель, расположенный в погоне башни, а также устройство выброса из танка поддона сгорающей гильзы. Расположение транспортера в полу танка за сравнительно слабой броней и наличие в транспортере большой массы легковоспламеняемых сгорающих гильз привело к многочисленным случаям гибели танков в региональных конфликтах при попадании кумулятивных гранат ручных противотанковых гранатометов в пространство между задними катками.


БОЕКОМПЛЕКТ ГЛАДКОСТВОЛЬНОЙ ПУШКИ

Главным элементом танкового боекомплекта является бронебойный оперенный подкалиберный снаряд (БОПС) (но терминологии США APFSDS- Armor Piercing Fin Stabilized Discarding Sabot-бронебойный снаряд, стабилизированный оперением с отделяющимся поддоном). Его основным преимуществом является высокая начальная скорость снаряда (1600… 1800 м/с), что обуславливает малое полетное время и, как следствие, большую дальность прямого выстрела (2500…3000 м), примерно на тысячу метров превышающую соответствующую дальность для кумулятивного снаряда. Другим важным преимуществом БОПС перед кумулятивным снарядом является существенно меньшая подверженность его воздействию динамической и, в особенности, активной защиты танка.

Отечественные БОПС ранних конструкций (ЗБМ12, ЗБМ15, ЗБМ17, ЗБМ22) выполнялись с двухбазовым центрированием в канале ствола на трехсекторный поддон и перья стабилизатора. В настоящее время большинство БОПС имеет двухбазовый секторный поддон, что позволяет уменьшить размеры стабилизатора и, следовательно, аэродинамическое сопротивление воздуха (отечественные БОПС ЗБМ32, ЗВБМ17).

Основным органическим недостатком БОПС с секторным поддоном являегся возможность радиального раздвигания секторов уже в канале ствола, откуда вытекают неприятные следствия:

Большой износ ствола, быстро прогрессирующий по мере его увеличения;

Невозможность использования дульных тормозов.

Современные зарубежные танки, вооруженные 120 -мм гладкоствольными пушками («Абраме» М1А1 (США), «Леопард»2А4 (ФРГ), «Лсклсрк» (Франция), «Меркава»МкЗ (Израиль), танк «90» (Япония)) имеют в боекомплекте снаряды только двух типов БОПС и кумулятивно осколочный (КОС). Осколочно-фугасное действие отодвинуто на второй план и регулируется как побочное при действии кумулятивно-осколочного снаряда. Имеет место очевидное дублирование бронебойного действия в ущерб другим задачам танка. Объяснение этому нужно искать в концепции «бей равного» (см. выше). Также считается малосущественной проблема борьбы одиночного танка с танкоопасными средствами, находящимися в сооружениях, например, в зданиях при операциях в населенных пунктах.

В условиях скоротечного маневренного танкового боя, особенно при пересеченном рельефе и задымленности, определяющим фактором является стремление к мгновенному выстрелу по танку в момент его появления, что связано с необходимостью иметь постоянно заряженное орудие. В этом случае любой снаряд боекомплекта должен обеспечивать эффективное действие по броне. Боекомплект из двух типов бронебойных снарядов построен именно на этом принципе. Несмотря на известный пессимизм в отношении будущего кумулятивных снарядов, следует признать, что их возможности еще далеко не исчерпаны. Большие надежды связываются с разработкой тандемных снарядов с двумя кумулятивными воронками одна из которых предназначена для снятия динамической защиты, а вторая – для пробивания основной брони. Серьезное внимание уделяется разработке снарядов, поражающих танк ударным ядром сверху (например 120-мм снаряд ХМ943 STAFF США).


Разделение двухбазового поддона после вылета БОПС из канала ствола



155-мм кассетный снаряд М483А1 с осколочно- кумулятивными БЭ (88 шт.)

1 – дистанционный взрыватель;

2 – вышибной пороховой заряд;

3-диафрагма;

4 – корпус снаряда;

5 – кумулятивно-осколочный боевой элемент М42 (М46);

6 – срезаемое дно снаряда



Кумулятивно-осколочный боевой элемент (пат. США №5153371)

1 – петлевой стабилизатор;

2 – ударный инерционный взрыватель;

3 – кумулятивная воронка;

4 – осколочная оболочка



Бронебойный оперенный подкалиберный снаряд 125-мм танковой пушки Д-81

1 – баллистический наконечник; 2 – бронебойный стержень; 3-отделяемый трехсекторный поддон; 4 – стабилизатор; 5 – трассер


Самоприцеливающийся крышебойный БЭ на принципе «ударного ядра» 155-мм кассетного снаряда SMArl (ФРГ)


Взрыв самоприцеливающегося боевого элемента снаряда SMArt


Напротив, концепция танка как автономной системы оружия, способной решать все боевые задачи, в том числе и задачу самообороны, требует в первую очередь наличия в боекомплекте снаряда, способного эффективно поражать танкоопасные цели. Эта задача не может быть решена штатными ОФ снарядами с ударными взрывателями по той причине, что при настильной стрельбе снарядами с ударным взрывателем на осколочное поражение одиночных целей имеет место крайне неудовлетворительное согласование плотности рассеивания точек падения снарядов и координатного закона поражения.

В настоящее время выделяется два основных направления в разработке многоцелевого танкового снаряда:

Использование штатного ОФС с обеспечением траекторного разрыва в зоне достоверного поражения с помощью неконтактного взрывателя или высокоточной системы управления огнем (СУО) с дистанционным взрывателем;

Разработка новых схем снарядов, обеспечивающих эффективное действие при использовании СУО средней точности с дистанционными взрывателями.

Первое направление обеспечивает наиболее высокий уровень вероятности поражения цели, но его развитие связано с преодолением ряда принципиальных трудностей. Неконтактные взрыватели оптического или радиолокационного типа с конической поверхностью срабатывания, обеспечивающие надежное действие по воздушным целям, непригодны для действия но наземным малоразмерным целям, что объясняется, с одной стороны, их низкой ИК и радиолокационной аппертурой, а с другой – сильным экранирующим влиянием поверхности земли, рельефа, растительности и т.п. Необходим поиск новых схем неконтактных взрывателей, в том числе многоканальных, способных отделять малозаметные цели от фона по совокупности признаков. Этот же фактор, т.е. трудность отделения цели от фона и невозможность определения точного расстояния до цели, препятствует разработке высокоточной СУО с дистанционным взрывателем

Второе направление включает разработку танковых многоцелевых снарядов следующих видов:

Снарядов осевого (пучкового) действия;

Снарядов с доворотом;

Кассетных снарядов.

Применение э тих схем снарядов не требует разработки высокоточных СУО или неконтактных взрывателей. Их общим признаком является наличие поля поражения, вы тянутого вдоль траектории снаряда.

Снаряды с осевыми направленными потоками Г"ПЭ, содержащие заряд ВВ, могут быть реализованы в виде трех основных схем:

Осколочно-пучковые снаряды (пат.№2018779, 2108538 РФ (НИИ СМ МГТУ) , №2137085 РФ (ФНПЦ «Прибор») см. также «Военный парад» №6, 1996, «Техника и вооружение» №№4,7 , 1999);

Осколочно-кинетические снаряды с зарядом детонационноспособного твердого топлива двойного назначения (пат.№2082943, 2095739 РФ);

Осколочно-пучковые снаряды с разделенными во времени выбросом блока ГПЭ и подрывом осколочной боевой части (схема «СВАРОГ» заявки №98117004, 99110540).

Последняя схема рассматривается специалистами как наиболее многообещающая. Она обеспечивает наиболее полное использование энергетических ресурсов снаряда. Цель поражается комбинированным воздействием осевого потока ГПЭ и кругового поля осколков боевой части, причем первый поражает переднюю проекцию цели, а второе – боковые проекции.

Комбинированное воздействие блока ГПЭ и боевой части на воздушную цель наряду с поражением ее различных проекций может привести к возникновению новых суммарных эффектов. Примером может служить интенсивное разрушение тонкостенных аэродинамических панелей летательных аппаратов за счет нанесения осевым потоком ГПЭ множественных повреждений панели, являющихся очагами разрушения, с последующим разрушением ослабленных панелей компрессионным действием заряда ВВ боевой части. Другим примером может служить интенсификация действия ГПЭ блока при исполнении их в виде зажигательных элементов. При выбросе блока назад ГПЭ подходит к цели позже осколков боевой част и. В этом случае осколки боевой части пробивают топливные баки и обеспечивают истечение топлива в атмосферу с образованием паро воздушной смеси, а подходящие позже зажигательные ГПЭ вызывают ее воспламенение.



Противотанковая ракета кинетического действия (пат. №2108537)

1 – корпус; 2 – сопловой блок; 3 – сопло; 4 – заряд твердого топлива; 5 -задняя часть стойки; 6 – бронебойный стержень; 7-передняя часть стойки; 8 – продольные ребра; 9 – отсек управления; 10 – головка самонаведения; 11 -рули; 12 – крылья (стабилизаторы)



Схема действия легкогазовой пушки

1 – камера сгорания пороха; 2 – поршень; 3 – легкий газ; 4 – снаряд; 5 -ствол; 6 – продукты сгорания пороха


Возвращаясь к вопросу о танковых снарядах дальнего действия, способных поражать скопления бронецелей в глубине обороны противника, следует отметить, что наиболее широкие перспективы для этих снарядов откроются при увеличении калибров танковых пушек до 140 или даже до 152-155 мм. Представление о характеристиках и возможностях современных кассетных артиллерийских снарядов можно получить на примере 155-мм кассетного снаряда М483А1, успешно применявшегося во время войны в Персидском заливе. Снаряд имеет массу 46.5 кг и содержит 88 кумулятивно-осколочных боевых элементов М42. Боевой элемент М42 имеет диаметр 38,9 мм, массу 182 г, массу заряда ВВ (А 5) 30,5 г. Суммарная масса БЭ составляет 16 кг, т.е. 0,344 полной массы снаряда. Боевой элемент М42 имеет бронепробитие в нормаль порядка 60…65 мм.

Использование в танковой артиллерии корректируемых снарядов типа «Сантиметр», «Краснополь», «Китолов» с полуактивной оптической ГСН считается малоперспективным ввиду трудностей организации подсвета удаленных целей лазерным целеуказателем. Более современный этап развития высокоточного оружия воплощают снаряды, не требующие внешней подсветки цели и реализующие принцип «выстрелил-забыл». К ним в первую очередь относятся снаряды типа SADARM, выбрасывающие из корпуса два- три самоприцеливающихся боевых элемента, поражающих броневые цели сверху самоформирующимися ударниками («ударными ядрами»), и снаряды типа «Артстрикс», EP11RAM, выбрасывающие один самонаводящийся боевой элемент. Наведение на цель осуществляется с помощью ИК двухдиапазонной ГСН.


НОВЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТАНКОВЫХ ПУШЕК

Дальнейшее увеличение начальной скорости снаряда ограничивается существованием теоретического предела этой скорости 2200…2400м/с в классической схеме орудия с метательным пороховым зарядом.

При высокой скорости снаряда давление в заснарядном объеме не успевает выравниваться по длине объема, т.е. давление на дно снаряда оказывается существенно меньшим давления на дно камеры. Это объясняется низкой скоростью волнообмена в продуктах сгорания пороха, в свою очередь определяемой низкой скоростью звука в них. 11ри этом энергия части продуктов сгорания, примыкающей к дну камеры, оказывается неиспользованной.

Увеличение скорости волнообмена, а, следовательно, и увеличение скорости метания могут быть достигнуты заменой пороховых газов в качестве рабочего тела легкими газами (водород, гелий), имеющими высокую скорость звука. Легкогазовая пушка содержит камеру сгорания пороха, камеру с легким газом, сжимаемым поршнем, и ствол с помещенным в нем снарядом.

При массе легкогазовой пушки 2 т снаряду массой I кг может быть сообщена скорость 2500…3000 м/с. Недостатком легкогазового орудия является низкая скорострельность, связанная со сложной процедурой его перезаряжания. При двухпушечной схеме танка (например, «Леопард-3» ФРГ), в качестве одной из пушек может быть установлена легкогазовая пушка, используемая как «орудие одного выстрела» для поражения танка противника на большом удалении.

Еще более радикальным способом повышения скорости снаряда является использование электромагнитных или электротермохимических пушек. Электромагнитные пушки могут обеспечить начальную скорость снаряда 4000…5000 м/с. Работы в этом направлении ведутся уже давно. Основная трудность заключается в разработке накопителей электрической энергии, в первую очередь конденсаторных батарей, с высокой объемной плотностью энергии. По мнению специалистов, в первом десятилетии XXI века эта величина может достигнуть 20…30 МДж/м3 . При массе снаряда 3 кг и начальной скорости 4000 м/с его кинетическая энергия составляет 24МДж, а расходуемая электрическая энергия на один выстрел с учетом КПД установки – 60…80МДж. Для производства серии из трех выстрелов без дозарядки батарей общий запас энергии должен составлять в среднем 210МДж, что в пересчете на объем батарей составляет 7… 10 м3 . Такой объем с трудом размещается внутри танка. Достигнутая на сегодня энергетическая плотность батарей существенно ниже указанной величины и составляет единицы МДж/м3 .

Разрабатываемый в настоящее время в США полностью электрический танк AET (All Electric Tank) предполагается оснастить электромагнитной пушкой разработки Пикатинского арсенала калибра 80 мм массой до 2,7 тонны с массой снаряда Зкг, начальной скоростью 2500…3000 м/с и дальностью прямого выстрела 4000 метров. Введение танка в строй ожидается не ранее 2020 года.

Не подлежит сомнению, что с развитием основного вооружения танка будет пересматриваться и состав его дополнительного вооружения (для отечественных танков в него входят курсовой 7,62 мм пулемет и зенитный 12,7-мм пулемет, дымовые гранатометы, комплексы активной защиты танка «Арена» или «Дрозд»), Достаточно давно обсуждается вопрос установки на танк малокалиберной автоматической пушки, например, 30-мм штатной 2А42 (2А72) или перспективной 40-мм пушки. Это вооружение резко повысило бы возможности танка в борьбе с танкоопасными целями, в первую очередь с установками ПТУР и противотанковыми вертолетами. При переходе к ракетным танкам установка автоматических пушек становится насущно необходимой.

В качестве промежуточной меры, позволяющей повысить огневой потенциал танка в борьбе с танкоопасной живой силой на ближней дистанции может рассматриваться установка на танк автоматических гранатометов, например, штатного 30-мм гранатомета АГС-17 или перспективного 40-мм гранатомета.


Ростислав Ангельский

Конструкция танка - совокупность технических (конструктивных) решений и инженерных узлов, определяющая тактико-технические и эксплуатационные характеристики танка . Конструкция танка проектируется таким образом, чтобы обеспечивать оптимальный для выполнения его задач баланс трёх основных составляющих танка - защищённости , огневой мощи и подвижности , при этом обеспечивая выполнение требований к стоимости его производства , эксплуатации и надёжности .

Общие принципы конструкции танка

История конструкции танка

Компоновка танка

Защищённость

Защищённость характеризует защиту экипажа и систем танка от средств поражения противника. Защищённость танка обеспечивается его броневым корпусом и башней и системами активной защиты и маскировки, а также его подвижностью, затрудняющей противнику попадание по танку.

Бронирование

Бронирование состоит из броневого корпуса и башни , на тех танках, на которых она есть. Первоначально корпуса и башни танков состояли из каркаса , к которому заклёпками и болтами крепились броневые листы и плиты. Клёпаное соединение применялось на танках до начала 1940-х годов, но вытеснено сварным, поскольку отличалось повышенной сложностью в изготовлении, дополнительным весом и объёмом, занимаемым каркасом внутри корпуса и тенденцией заклёпок и болтов «выстреливать» внутрь танка при попадании снаряда или крупнокалиберной пули. Сварные корпуса и башни танков появились в начале 1930-х годов и в отличие от клёпаных, выполнялись несущими, без каркаса. Вскоре после клёпаных появились и литые башни, а позже и корпуса, состоявшие из одной или нескольких деталей. Литые корпуса имели ограниченное распространение с 1930-х по 1960-е годы, однако также уступили место сварным, ставшим стандартом на современных танках. Литые же башни применялись вплоть до 1980-х - 1990-х годов, однако из-за проблематичности производства литых башен с комбинированной бронёй , в итоге уступили место сварным.

Активная защита

Система защиты от ОМП

На многих послевоенных танках предусматривалась система защиты от оружия массового уничтожения (ОМП). Главным способом защиты была герметичность танка - смотровые щели заменялись перископами и иными средствами наблюдения. Танки оснащались дегазационными приборами и пакетами. В броню танка могли добавляться компоненты повышающие защиту от радиации.

Огневая мощь

Понятие огневой мощи характеризует способность танка к уничтожению противника. Прямо огневая мощь в конструкции танка обеспечивается его вооружением , косвенно - средствами наблюдения и прицельными приборами , позволяющими своевременно обнаружить противника.

Вооружение

Как правило, танк вооружён одним или несколькими пулемётами , являющиеся вспомогательным, или, на некоторых танках, выпускавшихся до Второй мировой войны - основным вооружением (существовали также и несколько образцов танков с чисто пушечным вооружением).

Иногда на некоторые модели танков устанавливают огнемёты для борьбы на близких расстояниях с живой силой противника.

Прицельные приборы

Средства наблюдения

Приборы связи

Подвижность

Подвижность танка обеспечивается гусеничным движителем , приводящей его силовой установкой и подвеской . Гусеничный движитель является одной из определяющих особенностей танка, обеспечивающей ему высокую проходимость , поэтому абсолютное большинство танков являются гусеничными, хотя в 1930-е - 1940-е годы распространение получили также колёсно-гусеничные танки . Термин «колёсные танки », порой употребляемый по отношению к некоторым современным бронеавтомобилям , специалистами не признаётся и применяется в основном журналистами.

Силовая установка

Гусеничный движитель

Если танк имеет удачную компоновку и надежную ходовую часть, то имеет долгий период эксплуатации и развития - его последующие модификации имеют все более мощную броню, возрастает мощь вооружения, на его базе создаются разные САУ , инженерные и вспомогательные машины. Так Т-34 превратился в Т-34-85 и на его базе были созданы разные САУ, инженерные и вспомогательные машины, немецкий средний Pz. IV короткоствольную 75-мм пушку поменял на длинноствольную и на его базе были созданы разные боевые и вспомогательные машины, Т-64 со 115-мм пушкой превратился в Т-64А со 125-мм пушкой… Таких примеров много, хотя есть исключения - например, ходовая часть немецких легких и средних танков второй мировой войны значительно изменялась, особенно от одной к другой первых модификаций.

Общие понятия и определения

Ходовая часть - совокупность движителя c системой подрессоривания. Иногда вместо ходовой части говорят шасси.

Движитель - совокупность агрегатов и механизмов ходовой части, взаимодействующих с подстилающей поверхностью для создания тягового усилия, движущего машину. Основные танки имеют только сухопутный движитель. Легкие танки, БМП и другие боевые машины могут иметь и водоходный движитель. Сухопутный движитель, кроме обеспечения движения машины, использован для передачи на грунт веса машины.

Как сухопутные на машинах используються гусеничный, колесный, колесно-гусеничный , лыжно-гусеничный, аэросанный движители и их комбинации. Например, современные танки и БМП имеют гусеничный движитель; бронетранспортеры - в основном колесный (БТР-70 , БТР-80) или гусеничный (БТР-50 , М113); бронеавтомобили - колесный; колесно-гусеничный движитель раньше был на некоторых БТР (германские Sd. Kfz. 250 , Sd. Kfz. 251 , американский М3). Пример комбинации двух движителей, гусеничного и колесного, - в основном танки 20-30-х годов - колесно-гусеничные танки Кристи , их наследники БТ и другие.

У применения терминологии некоторая неоднозначность. Под колесно-гусеничными, как правило, подразумевают танки, которые имели два движителя - колесный и гусеничный, использовавшихся независимо друг от друга (например, танк БТ мог двигаться или на колесном или на гусеничном ходах). Машины с колесно-гусеничным движителем (обычно управляемые колеса впереди, гусеницы сзади) называют полугусеничными. Тоесть полугусеничные машины имеют колесно-гусеничный движитель, колесно-гусеничные - колесный и гусеничный переменно (бывают варианты, например: колесный и колесно-гусеничный).

На современных танках применяют гусеничные движители, они по сравнению с другими дают высокую проходимость и быстроходность по пересеченной местности, надежны в эксплуатации и менее уязвимы на поле боя.

Гусеничный движитель - движитель, в котором тяговое усилие создается за счет перематывания гусеничных лент (гусениц) состоящих из отдельных звеньев - траков. Гусеничный движитель состоит в общем из ведущего колеса, опорных катков, направляющего колеса (ленивца), поддерживающих катков и гусеничной ленты. В некоторых устаревших источниках гусеничные ленты называют гусеничными цепями.

Системой подрессоривания или подвеской танка называется совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания состоит из узлов подвески. Узлом подвески называется совокупность деталей и узлов, связывающих ось одного катка с корпусом или нескольких взаимосвязанных катков, соединенных с корпусом через единый упругий элемент. Каждый узел подвески в общем включает упругий элемент (рессору), амортизатор (демпфер) и балансир. В старых источниках балансир индивидуальной подвески иногда именуется кривошипом.

Статический ход катка - перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного упругого элемента (например, при поднятии машины краном) в положение его нагружения под весом машины (после опускания на грунт) на ровной горизонтальной площадке.

Динамический ход катка - перемещение опорного катка по вертикали от статического положения до упора в ограничитель хода катка.

Полный ход катка - перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного опорного элемента до упора в ограничитель хода катка, определяется как сумма статического и динамического ходов катка.

Так как в этой статье основной задачей ставится рассказать про ходовую часть в основном танков, то в дальнейшем под ходовой частью будем подразумевать ходовую часть с гусеничным движителем, если иное особо не оговорено.

Подрессоривание

Подрессоривание служит для смягчения толчков и ударов на танк, и для гашения колебаний танка. От качества подрессоривания в зависят средние скорости движения машин по местности, меткость огня с ходу, боевая готовность экипажа и долговечность танка.

Типы подрессориваний

Подвески гусеничных машин бывают жесткие, полужесткие (иногда называются тракторными) и мягкие.

В жесткой подвеске катки крепят к корпусу машины без рессор. Для сохранности механизмов и нормального состояния водителя скорость с жесткой подвеской не желательна более 3-4 км/ч. Жесткую подвеску применяли на первых английских танках Mark I - Mark VIII и Mark A, Mark B, Mark C .

Полужесткая подвеска - подвеска промежуточного типа - применяется в основном на тракторах. Полужесткая подвеска - две тележки (по одной на борт), в которых крепятся детали ходовой части. Одна (передняя или задняя) часть тележек с корпусом связана шарнирно, противовоположная - через рессору. Такую подвеску имели французский танк Рено ФT-17 и первые советские танки Рено Русский (типа КС). Но опорные катки ФT-17 и Рено Русских к тележкам крепили не жестко, а через промежуточные рессоры.

Эти два типа подвески на боевых машинах не распространены, на них ставят мягкие подвески и дальше жесткие и полужесткие подвески не описываются.

В зависимости от соединения опорных катков между собой и корпусом машины подвески делят на индивидуальные, блокированные и смешанные.

В индивидуальных - независимых подвесках каждый опорный каток соединен с корпусом машины через свою рессору. Такие системы подрессоривания на большинстве современных танков, они наиболее соответствуют требованиям к системам подрессоривания быстроходных гусеничных машин.

В блокированных подвесках несколько опорных катков в тележке соединяются с корпусом общей рессорой. За счет незначительных углов продольных колебаний машины с блокированными подвесками имеют плавный ход на невысоких скоростях, они были широко распространены в 1930-х годах XX. Их недостаток в малой энергоемкости и живучести из-за нарушения действия всех катков тележки при повреждении одного из них. Блокированные подвески использованы на британских «Центурионах» и «Чифтенах» в концепции, когда у танка предпочитается защита и огневая мощь перед подвижностью.

Блокированные подвески по числу катков в одной тележке подвески делят на подвески с двумя (Т-37 , Pz. Kpfw. IV , «Шерман» , «Центурион»), тремя (Валентайн), четырьмя (Т-26 , LT vz.35) и даже шестью сблокированными катками (у Т-28 - на половину борта).

В руководствах, пособиях и литературе 1920-х - 50-х годов блокированную подвеску иногда называли балансирной по названию рычага (балансира), которым в некоторых блокированных подвесках соединяли катки в тележке. Но во многих блокированных подвесках каждый каток имеет свой балансир, а связь между катками только через рессору («Шерман», Pz.Kpfw. IV), поэтому современный термин «блокированная подвеска» более целесообразен.

В смешанных системах подрессоривания часть катков сблокированы, а часть с индивидуальной подвеской (танки Pz. Kpfw. I модификации А , Рено R-35 , Стюарт). Обычно в таких системах подрессоривания независимо подвешены крайние опорные катки, так как они бывают наиболее нагружены. Интересная подвеска на шведском Стрв-103 . В его подвеске, чтобы уменьшить продольные колебания в короткой базе танка, вторые и третьи катки с независимой подвеской, а крайние опорные катки связаны по диагонали системой узлов компенсации.

По материалу упругого элемента подвески делят на металлические, неметаллические и комбинированные.

В подвесках с металлическим упругим элементом работает упругая деформация стали. Металлические рессоры бывают торсионные (одно-, двухторсионные, пучковые); с винтовыми, тарельчатыми и буферными пружинами и с листовыми рессорами. Торсионные применяли на немецком Pz. Kpfw. III , итальянском L6/40 , советских LT vz.38 .

Неметаллические рессоры бывают резиновые (французский R-35), пневматические (боевые машины десанта, шведский Strv-103, японский Тип 74 , Арджун), гидравлические и гидропневматические. На современных танках неметаллические рессоры применяют только пневматические.

Комбинированное подрессоривание применяли в САУ «Фердинанд» с параллельными в узле подвески торсионными валами и резиновыми подушками. В прототипе «Абрамса» танке ХМ1 (вариант фирмы «Дженерал моторс») в подвесках 1-го, 2-го и 6-го катков использовали пневматические рессоры, в подвесках остальных катков - торсионы.

Требования к подрессориванию

Подрессоривание должно отвечать таким требованиям:

обеспечивать плавность хода в разных дорожно-грунтовых условиях;

быть живучим и надежным в разных условиях применения;

быть массой не более 4-7 % массы машины и занимать не более 6-8 % её внутреннего объёма;

быть удобными для обслуживания и ремонта, несложно и быстро ставиться и сниматься.

Высокая плавность хода

Во время движения танк подвергается внешним воздействиям, которые стремятся вывести его из равновесия и он совершает вертикальные и угловые колебательные движения. Наиболее вредны продольные угловые колебания, так как вертикальные ускорения и амплитуда колебаний в носу танка (на месте механика-водителя) наибольшие по сравнению с другими колебаниями и наиболее вероятны пробои крайних узлов подвески (жесткие удары балансиров о ограничители хода катков).

Человек способен безболезненно переносить кратковременные перегрузки с ускорениями до 3-3.5 при частоте до 2 Гц (с периодом колебаний больше 0.5 секунд). При пробоях подвески вертикальные ускорения могут быть выше этого - до 10 g и более, при которых у человека возникают боли и он может получить травму. О вредном влиянии жестких колебаний машины говорит то, что у водителей грузовиков бывающих в средних дорожных условиях, пояснично-седалищные боли (в основном ишиас) в три раза чаще, а у бывающих в плохих дорожных условиях и в пять раз чаще, чем у водителей легковых автомобилей. Радикулит - профессиональная болезнь танкистов, находящихся в более жестких условиях по сравнению с водителями автомобилей, и связано это, в основном, не с переноском и поднятием тяжестей, как принято считать, а с колебаниями танка.

Так одно из основных требований к подрессориванию в том, что на высоких скоростях при движении по длинным неровностям равным или более двух длин опорной поверхности гусеницы и высотой 0.15 м должно быть движение без пробоя подвески и с ускорениями по вертикали до 3.5 g.

При движении по мерзлой пахоте поперек борозд, по мерзлой пахоте поперек борозд, по замерзшим кочкам, буграм и т. д. на корпус машины передаются высокочастотные непрерывные ускорения (тряска). Длина этих неровностей примерно равна или немного отличается от расстояния между ближайшими опорными катками, а высота 5 см и более. При частотах 2-25 Гц человек способен на пороге появления неприятных ощущений переносить вертикальные ускорения около 0.5 g. Поэтому подрессоривание должно быть спроектировано так, чтобы ускорения тряски не превышали 0.5 g.

Ускорение в прямой зависимости от амплитуды колебаний и в обратной зависимости от квадрата периода. Из этого понятно, что наиболее плавный ход обеспечивают подвески с колебаниями меньшей амплитуды и большего периода.

С другой стороны, при значительном в колебаний у танкистов бывают неприятные ощущения - «морская болезнь», что объяснено непривычными частотами колебаний, организм человека наиболее приспособлен к колебаниям с частотой близкой к частоте ходьбы (примерно 1-2 Гц или частота 0.5-1 секунд, по данным западных специалистов - 0.7-0.8 Гц). Для снижения влияния этого по некоторым источникам период колебаний лучше не более 1.55 секунд, по другим - 1.25 секунд (частота 0.8 Гц).

Кроме влияния на эргономику танка, колебания его корпуса ухудшают и условия стрельбы. При отсутствии стабилизатора вооружения значительно ухудшаются наблюдение и прицеливание, особенно через приборы с многократным увеличением. При этом, если наводчик и смог поймать цель в перекрестие прицела, то из-за запаздывания выстрела ствол пушки все равно уйдет с линии прицеливания и снаряд ещё больше отклонится от цели из-за сложения скоростей полета снаряда и движения пушки в сторону от линии прицеливания во время выстрела. В этих случаях чем меньше угловая скорость и амплитуда колебаний, тем лучше.

Внедрение стабилизатора вооружения упростило наведение и повысило точность стрельбы с ходу во много раз. Но исполнительные механизмы стабилизаторов вооружения инерционны и при высоких частотах колебаний не могут достаточно точно удерживать вооружение в заданном наводчиком положении. У современных танков удовлетворительная точность стрельбы на европейском театре военных действий может быть обеспечена при движении по полям со скоростями до 20-30 км/ч.