Размеры штатных чехлов на гаубицу д 30.  Военный Обозреватель

Как утверждают военные специалисты, в ходе проведения боевых действий противник в качестве укрытия может использовать различные как искусственные, так и естественные преграды. Достать его можно, только выполняя навесную стрельбу. Специально для ведения такого огня оружейными инженерами было разработано артиллерийское орудие - гаубица. При помощи такой пушки эффективно уничтожаются блиндажи и прочие вражеские укрепления. В 60-х годах был спроектирован шедевр отечественной артиллерии - советская гаубица Д-30. Это вооружение оказалось достаточно эффективным на равнинной и гористой местности. Гаубица Д-30 считалась самым массовым артиллерийским орудием в армии СССР. Также было налажено производство этих пушек для экспортирования в другие страны. Информация об устройстве и технических характеристиках гаубицы Д-30 содержится в статье.

Знакомство

122-мм гаубица Д-30 является советским буксируемым артиллерийским орудием. На вооружение армии пушка поступила в 1963 году. В течение десяти лет советскими конструкторами велись работы по модернизации данного орудия. С 1978-го гаубица Д-30 в новом модифицированном варианте используется армиями многих государств. В технической документации орудие значится как Д-30А (ГРАУ 2А18М). Кроме Советского Союза, производством гаубицы Д-30 занимались Египет, Ирак, Китай и Югославия. В России выпускать это орудие прекратили в 1994-м.

Начало создания

Первые варианты артиллерийских орудий, обеспечивающих навесную стрельбу, были разработаны в XIV веке европейскими оружейниками. До этого для уничтожения противника применялась прямая наводка. С появлением разрывных боеприпасов гаубичную артиллерию начали широко использовать при осаде и штурме вражеских укреплений. Звездный час пушек настал в годы Первой мировой войны. Поскольку боевые действия были позиционного характера, подобная артиллерия оказалась очень кстати. Пушки использовались обеими враждующими сторонами. Как утверждают специалисты, в первую мировую снаряды были намного эффективнее чем стрелковое оружие и отравляющие газы. В Великую Отечественную советская армия широко использовала артиллерийские навесные орудия - гаубицы М-30. Однако Н. Хрущев, посчитав данный тип вооружения анахронизмом, существенно затормозил дальнейшие работы по усовершенствованию гаубиц. По его убеждению, будущее было за реактивными ракетами. В результате, как утверждают эксперты, ствольная артиллерия отстала на несколько лет. Только в 60-х годах советские конструкторы начали создавать новую дивизионную 122-миллиметровую гаубицу, которой планировалось заменить легендарную М-30, разработанную Ф. Петровым. Данному конструктору было поручено создать также и гаубицу Д-30.

Проектирование

Ф. Петров в те годы руководил работой опытного конструкторского бюро завода № 9. При создании новой советской гаубицы Д-30 оружейные инженеры учли слабые стороны, которые были присущи М-30. Орудие обладало недостаточной кучностью и не было приспособлено для ведения круговых обстрелов. Особенность гаубицы Д-30 (фото орудия представлено в статье) заключалась в необычном устройстве лафета. Конструктивно он сильно отличался от лафетов остального артиллерийского оружия, используемой советской армией. Стремясь сделать возможным выполнение новой гаубицей круговых обстрелов, лафет для нее оснастили тремя станинами. Также орудие отличалось и способом буксировки: дульный тормоз прикрепили к шкворневой балке.

О производстве

Изготовление Д-30 осуществлялось на заводе № 9. В 1963-м гаубица поступила на вооружение советской армии. В 1978 году в устройстве орудия были произведены незначительные изменения: шкворневая балка получила жесткую конструкцию, а для дульного тормоза разработали две камеры. С целью обеспечить удобную транспортировку, броневой щиток оборудовали поворотами и габаритными огнями. В начале 90-х неоднократно подымался вопрос о снятии гаубиц с вооружения армии России. Как сообщили в Минобороны, с 2013 года Д-30 находятся на базах хранения. Вместо этого артиллерийского орудия в российской армии будет использоваться 152-миллиметровая буксируемая гаубица «Мста-Б» или самоходная установка «Акация». Д-30 будет использоваться воздушно-десантными и десантно-штурмовыми подразделениями.

О предназначении

Характеристики гаубицы Д-30 дают возможность выполнять следующие боевые задачи:

  • Уничтожать и подавлять живую силу противника, расположенную в полевых укрытиях (окопы, блиндажи и землянки).
  • Уничтожать огневые пехотные средства.
  • Разрушать деревоземляные огневые точки (ДЗОТы) и другие сооружения.
  • Проделывать проходы в проволочном заграждении и на минном поле.
  • Эффективно противостоять артиллерии, мотомеханизированным средствам и вражеским танкам.

О применении

Д-30 применяются армиями многих государств и участвовали в вооруженных конфликтах. С 2009 года две артиллерийские единицы используют при проведении традиционной полуденной стрельбы в городе Санкт-Петербурге. С 2017-го 68 орудий эксплуатирует противолавинная служба гидрометеорологии.

Об устройстве

В конструкции гаубицы имеются лафет, ствол, противооткатное устройство и прицельные приспособления. Для орудия предусмотрена ручная подача снарядов. Гаубица Д-30 является артиллерийским орудием с раздельно-гильзовым заряжением. Боевой расчет состоит из шести человек. В орудийном стволе имеются следующие компоненты:

  • труба;
  • казенник;
  • съемный дульный тормоз;
  • зацепляющие крепления (2 шт.);
  • затвор.

На стволе орудия сразу перед щитком - место для расположения противооткатного устройства. Его наличие положительно отразилось на боевой эксплуатации гаубицы. Данное устройство представлено двумя металлическими цилиндрами. Первый из них является гидравлическим тормозом, задача которого заключается в том, чтобы замедлять откат орудия, второй - гидропневматическим накатником. Его функция - сразу после выстрела возвратить ствол в исходную позицию. Как утверждают специалисты, с противооткатным устройством гаубица во время стрельбы обладает хорошей устойчивостью. Кроме того, удалось снизить механическую нагрузку на лафет, что существенно продлевает его эксплуатационный срок. Данный нюанс немаловажен, поскольку орудие обладает большим весом. Лафет гаубицы состоит из люльки, уравновешивающего механизма, верхнего и нижнего станков, приводов, обеспечивающих горизонтальную и вертикальную наводку, колес, подрессоривающих механизмов и специальных креплений. Д-30 оборудована телескопическим и панорамным прицелами.

О частях орудия

Гаубица состоит из качающейся, вращающейся и неподвижной частей. Качающаяся представлена люлькой, стволом, противооткатными средствами и прицельными приспособлениями. Путем перемещения данной части относительно цапф осуществляется вертикальная наводка артиллерийского орудия. Вращающаяся состоит из колес и щита. Смещение выполняется относительно штыря в верхнем станке, благодаря чему возможно наведение гаубицы в горизонтальной плоскости. Нижняя часть состоит из станин и гидродомкрата.

Как работает?

Как утверждают специалисты, чтобы привести гаубицу в боевое положение расчету понадобится не более трех минут. Одну станину оставляют в неподвижном положении, остальные раздвигают на 120 градусов. Благодаря такой конструкции лафета из орудия стало возможным осуществлять круговую стрельбу без его смещения.

Д-30 оборудована клиновым полуавтоматическим затвором. В течение одной минуты из данной артиллерийской единицы можно произвести до восьми выстрелов. Благодаря особой ствольной компоновке (дульный тормоз и накатник расположены в верхней части) линия огня снижена и составляет 900 м. Как утверждают специалисты, за счет сниженных габаритов Д-30 менее заметна. Благодаря небольшой линии огня, гаубица идеальна для противотанковой обороны.

Как транспортируется артиллерийское орудие?

Для Д-30 предусмотрен стандартное тяговое средство - "Урал-4320". По асфальтированному и бетонированному покрытию данное орудие транспортируют с максимально допустимой скоростью 80 км/ч. Буксировка на покрытой снегом поверхности происходит с использованием специальной лыжной установки. Однако, как утверждают специалисты, в данном случае производить артиллерийский огонь из орудия становится невозможно. Благодаря небольшим габаритно-весовым характеристикам, Д-30 транспортируется также с применением вертолетов. Не исключается возможность десантирования гаубицы при помощи парашюта.

О боеприпасах

Для Д-30 предусмотрена широкая номенклатура снарядов. Преимущественно используются осколочно-фугасные снаряды. Максимальная дальность стрельбы гаубицы Д-30 таким боеприпасом до 16 тыс. м. Применяются также противотанковые кумулятивные, осколочные, дымовые, осветительные и специальные химические снаряды. Поразить цель из данного артиллерийского орудия можно и на дистанции не более 22 тыс. м. Для этого понадобится воспользоваться активно-реактивными боеприпасами.

ТТХ

  • Артиллерийское орудие относится к типу гаубиц.
  • Длина ствола составляет 4875 мм.
  • Ширина гаубицы 195 см.
  • В вертикальной плоскости наводка варьируется в пределах от -7 до +70 градусов, в горизонтальной 360.
  • Весит артиллерийское орудие до 3150 кг. Масса гаубицы с осколочно-фугасными боеприпасами достигает 15 400 кг, с активно-реактивными - 21900.
  • К цели снаряд движется со скоростью 690 м/с.
  • Показатель скорострельности составляет 7-8 выстрелов в минуту.
  • Максимальная скорость транспортировки по твердой поверхности 80 км/ч.

О модификациях

Гаубица Д-30 послужила базой для создания следующих артиллерийских вариантов:

  • Д-30А. Первая модификация 1978 года выпуска. Гаубица имеет новый двухкамерный дульный тормоз, щиток оснащен стоп-сигналами и габаритными огнями.

  • ДА18М-1. В конструкции гаубицы имеется специальный досылатель.
  • Д-30J. Является югославской модификацией.
  • Саддам. Под таким названием значится Д-30, выпускаемая иракской оружейной промышленностью.
  • Туре-96. Модификацию Д-30 производят в Китае.
  • Халифа. Суданская модель артиллерийского орудия. Самоходная артиллерийская установка размещена на шасси от КАМАЗа-43118. Оснащена пушкой от Д-30.
  • Semser. Наработка израильских оружейников. Выпускается для казахстанской армии. Ходовая часть представлена шасси КАМАЗ-63502. Артиллерийский огонь ведется из ствола гаубицы Д-30.

Кроме того, на базе гаубицы российскими оружейными конструкторами была спроектирована самоходная артиллерийская установка «Гвоздика». На данный момент различные модификации Д-30 используются армиями свыше 50 государств.

Знаменитая 122-мм гаубица Д-30 снята с вооружения Сухопутных войск российской армии по распоряжению министра обороны Сергея Шойгу. Разговоры о снятия этой пушки с вооружения велись с начала 2000-х, но решение принято только сейчас, когда в войсках практически не осталось этих исправных орудий.

Гаубица Д-30 с 1960-х годов стоит на вооружении многих стран мира и принимала участие в большинстве современных конфликтов. Это орудие используется для церемониального полуденного выстрела в Санкт-Петербурге.

В Главном ракетно-артиллерийском управлении (ГРАУ) Минобороны сообщили, что глава военного ведомства распорядился передать все имеющиеся в бригадах Сухопутных войск гаубицы Д-30 на базы хранения до конца 2013 года. Взамен войска получат буксируемый вариант самоходной гаубицы «Мста» или самоходные артустановки «Акация» калибра 152-мм. Гаубицы Д-30 останутся только в частях ВДВ и в одной из десантно-штурмовых бригад Южного военного округа, сообщает газета «Известия» .

Производство Д-30 прекращено в начале 1990-х годов. Находящиеся в войсках орудия сильно изношены, требуют капитального ремонта и восстановления. Проще их списать и перейти на единый артиллерийский калибр 152 мм, - заявил представитель ГРАУ.

Он пояснил, что 122-мм снаряд слабее, чем 152-мм, и этот фактор не может компенсировать более высокая кучность огня Д-30 чем у «Мста» и 2С3 «Акация». В современных условиях на поле боя много бронированных и хорошо защищенных целей, против которых требуется большой калибр.

Большинство иностранных армий перешло на калибр 155 мм. США недавно приняли на вооружение буксируемую, а также транспортируемую вертолетом гаубицу М-777. Новые пушки данного калибра есть у Израиля, Франции, Великобритании и других.

Однако в войсках считают, что Д-30 рано списывать, так как у нее есть ряд неоспоримых преимущество - высокая транспортабельность, в том числе на внешней подвеске вертолета Ми-8. Гаубицу легко десантировать с парашютом, а вот «Мсту» невозможно. Д-30 весит 3,2 т, «Мста-Б» - более семи. Грузоподъемность Ми-8 на внешней подвеске до 3,5 т. Подцепил гаубицу, и вперед, - пояснил «Известиям» офицер ВДВ. Этим в первую очередь и объясняется сохранение Д-30 в десантных частях.

Эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко пояснил изданию, что кучность боя у Д-30 одна из самых высоких в истории Вооруженных сил. «Снаряды 122 мм, конечно, слабее 152 мм, но ведь для них тоже есть адекватные задачи. Во многих ситуациях выгоднее с точки зрения снабжения применять 122-мм орудия. Например, если на решение одной задачи надо три грузовика 122-мм снарядов или четыре 152-мм. Лучше, конечно, выбрать первое», - пояснил Цулуйко.

По мнению эксперта, Д-30 это пушка легких сил - ВДВ и отдельных десантно-штурмовых бригад, а мотострелковым бригадам они не нужны.

Д-30 – это советская гаубица калибра 122-мм, разработанная в начале 60-х годов. Она была одной из самых массовых артиллерийских систем в советской армии и активно поставлялась на экспорт. В настоящее время Д-30 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира. В 1978 году гаубица Д-30 была модернизирована.

Кроме СССР, 122-мм гаубицу Д-30 выпускали в Египте, Ираке, Китае и Югославии. В России производство этого орудия прекратилось в 1994 году.

Д-30 участвовала (и участвует) в десятках военных конфликтов, демонстрируя при этом высокую надежность и эффективность. Эту гаубицу без преувеличения можно назвать самым известным советским артиллерийским орудием . Д-30 отличается отличной кучностью стрельбы, а также превосходной скоростью заряжания и маневренностью. Сегодня на вооружении разных стран мира (без учета СНГ) находится около 3600 единиц этого артиллерийского орудия.

На базе Д-30 было создано несколько самоходных орудий, как отечественных, так и зарубежных. Самой известной из них является самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика» .

Именно гаубица Д-30 используется в Санкт-Петербурге для ежедневного выстрела в полдень.

История гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война . Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

Д-30 планируют оставить только в ВДВ и десантно-штурмовых подразделениях. Военные объясняют такое решение тем, что имеющиеся в войсках гаубицы сильно изношены и нуждаются в серьезном ремонте. Гораздо проще отправить их на базы хранения и перейти на единый калибр 152 мм, который к тому же отличается большей мощностью.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия - раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Модификации орудия Д-30

Д-30. Базовая модификация, принятая на вооружение в 1963 году

Д-30А. Вариант гаубицы после модернизации в 1978 году. Орудие оснастили новым двухкамерным дульным тормозом, установили на щитке стоп-сигналы и габаритные огни

ДА18М-1. Модификация с досылателем

Д-30J. Модификация, разработанная в Югославии

Саддам. Версия орудия, созданная в Ираке

Type-96. Китайская модификация гаубицы

Халифа. Суданская модификация

Semser. Модификация, разработанная в Израиле для армии Казахстана. Она представляет собой САУ на базе КАМАЗ-63502 с орудием Д-30

Халифа-1. Модификация, разработанная в Судане: САУ на шасси КАМАЗ-43118 с орудием Д-30

Применение гаубицы Д-30

Д-30 – один из наиболее удачных образцов советского артиллерийского вооружения. Основными ее преимуществами является простота, надежность, хорошая кучность стрельбы, достаточная дальность ведения огня, высокая скорость перемещения и мобильность.

Гаубица отлично подходит для высокомобильных соединений. Для советского десанта была разработана методика выброски Д-30 парашютным способом, подготовка орудия для десантирования занимает всего несколько минут. Д-30 можно транспортировать на внешней подвеске вертолета Ми-8 .

Гаубица использовалась в десятках различных конфликтов во многих уголках планеты. Ее активно применяли советские войска в Афганистане, федеральные силы использовали Д-30 во время первой и второй чеченской кампании , сегодня гаубица применяется в сирийском конфликте, украинские войска используют ее в антитеррористической операции на востоке страны.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

122 мм буксируемая гаубица Д-30 была разработана КБ им. Ф.Ф. Петрова на артиллерийском заводе №9 в Свердловске для замены 122 мм гаубицы М-30, которая была принята на вооружение Советской Армии незадолго до начала Второй мировой войны. В начале 60-х годов Д-30 была принята на вооружение армии.

Гаубица Д-30 состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол гаубицы состоит из трубы, двухщелевого дульного тормоза, захватов, казенника и затвора. Длина ствола приблизительно 38 калибров. Способ заряжания орудия – ручной раздельно-гильзовый. Противооткатные устройства состоят из накатника и тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колесного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казенная часть находится в секторах между смежными станинами.

Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и телескопического прицела. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости.
Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колесным ходом, который уравновешивает механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.
Применение новой компоновки позволило значительно улучшить характеристики орудия по сравнению с предшественницей: угол возвышения ствола увеличился с 63,5 до 70 градусов, а максимальная дальность стрельбы возросла с 11,8 до 15,3 км. Все это в сочетании со снарядом массой 21,7 кг позволяет легко уничтожать укрытые цели противника. Клиновой затвор с полуавтоматикой облегчил работу расчета и позволил увеличить скорострельность до 8 выстрелов в минуту – против 6 выстрелов у предшественницы, имевшей поршневой затвор. Новая компоновка ствола, когда тормоз отката и накатник расположены сверху, позволили снизить высоту линии огня с 1200 до 900 мм. Все это уменьшило высоту орудия и облегчило его маскировку на поле боя.

Для стрельбы из 122-мм гаубицы Д-30 применяются осколочно-фугасные снаряды повышенной мощности 3ОФ56. Возможно использование и других типов боеприпасов – противотанковых кумулятивных, дымовых, осветительных, а также агитационных с листовками. Для Д-30 были разработаны и специальные снаряды увеличенной дальности, включая осколочно-фугасные ERFB производства Хорватии, которые позволяют достичь максимальной дальности стрельбы 17 630 м. Применение активно-реактивных снарядов позволяет увеличить дальность стрельбы до 21 900 метров. Возможность Д-30 доставлять осколочно-фугасный снаряд массой 21,76 кг на дальности более 15 000 м – это отличные показатели для 122-мм гаубицы массой немногим более 3000 кг.
У гаубицы Д-30 применено торсионное подрессоривание рычагов колес. Наезжая на препятствия, рычаги колес поворачиваются, закручивая торсионы. Благодаря упругости стали, торсион начинает раскручиваться и, словно пружина, возвращает рычаг в прежнее положение.

Весьма необычен способ транспортировки орудия. Все три станины соединены между собой и подвешены к стволу. Орудие тянут за ствол с помощью шкворневого устройства, прикрепленного к дульной части. Применение торсионного подрессоривания позволило осуществлять транспортирование орудия с высокой скоростью – наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием составляет до 80 км/ч. Гаубица также снаряжается лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна. Сравнительная компактность гаубицы позволила даже осуществлять ее десантирование с воздуха – для этого предусматривались специальные платформы.
Гаубица Д-30 стала одной из самых распространенных артиллерийских систем в армиях государств-членов Варшавского договора; кроме того, она широко экспортировалась и выпускалась по лицензии в некоторых странах. В частях и подразделениях, на вооружении которых стояла Д-30, ее ценили прежде всего за высокую надежность, простоту в обслуживании и высокие огневые качества. В настоящее время ее производство в странах СНГ прекращено.

Модификации Д-30 выпускались в Китае, бывшей Югославии, Египте, Иране, Ираке. После относительного улучшения отношений с СССР на основе советской лицензии Д-30 начала производиться в Югославии. Здесь она получила наименование Д-30Ю. Максимальная дальность стрельбы указывается равной 17 500 метрам. В Ираке Д-30 выпускалась под обозначением «Саддам», однако ее производство зависело от импортных комплектующих. Она применялась и применяется во многих военных конфликтах. Серьезное боевое крещение Д-30 состоялось во время войны в Афганистане, где гаубица использовалась очень активно и хорошо себя зарекомендовала.
На основе орудия была создана 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», придавшая Д-30 большую мобильность и защищенность. Еще одной советской самоходкой с Д-30 «на борту» стала 122-мм САУ 2С2 «Фиалка». В качестве ее шасси использовалась БМД-1.
В СССР в одной танковой дивизии находилось 36 систем Д-30 (в полку из двух дивизионов по 18 орудий с тремя батареями по шесть орудий), а в мотострелковой дивизии - 72 (каждый мотострелковый полк имел один дивизион (18 орудий), а артиллерийский - два дивизиона). В дальнейшем количество орудии в батарее увеличилось до восьми, а в каждом дивизионе до 24.

Тактико-технические характеристики гаубицы Д-30А (2А18М)

Масса, кг 3200 кг (в боевом положении)
Длина, мм 5,4 м (в походном положении)
Длина ствола, мм ствол: 38 калибров
Ширина, мм 1,9 м (в походном положении)
Высота, мм 1,6 м (в походном положении)
Расчёт, чел. 6 человек
Калибр, мм 122 мм
Противооткатное устройство гидропневматическое
Лафет трёхстанинный
Угол возвышения от −7° до +70°
Скорострельность,
выстрелов/мин
7-8 в/мин.
Прицельная дальность, м 15 300 м
Максимальная дальность, м 22000 м (активно-реактивным снарядом)

Во многих фильмах про войну, на различных плакатах, посвященных тому нелегкому времени, можно увидеть изображение прославленной 122-мм гаубицы образца 1938 года М-30. После победы над фашистской Германией многие эксперты признали ее, не только лучшей среди гаубиц, но и не имевшей себе равных среди всей ствольной артиллерии Второй мировой войны.

Орудие не потеряло свою актуальность и после Второй Мировой, оставаясь востребованным во многих странах. Ее можно встретить во всех уголках мира, это ли не признание в ее совершенстве?

От предпосылок до создания

Еще до Первой мировой войны Россия закупила для армии 48-линейные гаубицы – орудия, рассчитанные для ведения навесной стрельбы тяжёлыми фугасными снарядами. Этот род орудий специально рассчитывался для борьбы с фортификационными сооружениями противника.

Для укрытой в окопах или за валом пехоты, летящие по крутой траектории тяжёлые снаряды очень опасны. Надо пояснить, что в русских единицах измерения – 48 линий соответствует 4,8 дюйма или 121,92 мм, сокращённый до привычных 122 мм, этот калибр по-прежнему считается оптимальным для лёгких полевых гаубиц.

Гаубицы образца 1909 – 1910 годов, разработанные концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер» соответственно, прекрасно справлялись с возложенными на них обязанностями и задачами. Более того массовое производство боеприпасов для них впоследствии сыграло свою роль в оснащении и советской армии.

В конце двадцатых годов артиллерийский парк РККА устарел морально и физически.

Проведенные модернизации в 1930 году Крупповских, а в 1937 – французских гаубиц не смогли удовлетворить все требования предъявляемые к современной артиллерии. Проводимый правительством курс на механизацию в армии зримо показал все их несовершенство.

Даже перемещение без подрессоривания и на деревянных колесах быстрее 10 км\ч было невозможно. Да и увеличенная в ходе модернизации дальность стрельбы осталась ниже требуемой.


«Журнал артиллерийского комитета» в 1928 году первым сформулировал требования к гаубице дивизионного звена следующего поколения. После публикации, 11 августа 1929 г вышло техзадание на ее разработку. Калибр постановили делать в границах 107-122 мм, основываясь на ТТХ английских и немецких гаубиц, имеющих аналогичное назначение.

Кроме этого орудие необходимо было приспособить для буксирования механизированными средствами.

Отдельным пунктом была выведена возможность маневрирования орудия на поле боя силами расчёта.

Тема создания нового орудия получила название «Лубок». Своих разработчиков не хватало, Гражданская война сильно подкосила грамотные инженерные кадры. Пришлось работу по «Лубку» поручить немецким специалистам из Веймарской республики, служившим в КБ-2, которое структурно принадлежало Всесоюзному орудийно-арсенальному объединению Народного комиссариата тяжёлой промышленности.

Необходимо отметить, что помощь немецких специалистов была на тот момент неоценима, так как стране советов не хватало не только инженеров, но и производственных мощностей. Сложности были даже с рабочими-станочниками.


Результатом работы стала 122 мм гаубица на однобрусном лафете. Подрессоренные металлические колеса позволяли развивать скорость до 10 км\ч, т.к. использование шин не предусматривалось. Угол вертикальной наводки ствола (длина 23 калибра) не превышал +50°, а горизонтальной – 7°. В походном положении система весила 2,8 т, в боевом – 2,25 т. По тем временам довольно неплохой результат.

Однако не были учтены материально-технические возможности заводов. Выпустили только 11 экземпляров гаубицы. Приход фашистов к власти в Германии привел к ликвидации КБ-2. В 1936 году проект закрыли, потому что изменились требования к современным орудиям.

Артиллерийское управление требовало создать для Красной Армии гаубицу с колесами на резиновом ходу.

Лафет в обязательном порядке проектировать с раздвижными станинами. Резиновый ход и подрессоривание позволило увеличить скорость буксировки орудия, раздвижные станины в свою очередь утяжеляли конструкцию, но давали большую огневую манёвренность орудия.

Опять рассматривали калибры 107 и 122 мм, но уже с требованиями увеличить все углы наводки. Предполагалось, что можно сделать даже гаубицу-пушку. Победил калибр 122 мм, хотя изготовление 107 мм орудий обошлось бы гораздо дешевле.

Дело в том, что в арсеналах накопился большой запас снарядов для 122 мм орудий, кроме того в отличие от 107 мм снаряда который требовалось разрабатывать и создавать практически с нуля, для выпуска 122 мм снарядов и зарядов существовали уже готовые и действующие производственные линии.

Мощность у таких орудий больше. Новый бетонобойный снаряд тоже требовал большого калибра. Таким образом,следующим шагом стало создание легендарной М-30.

Создание, постановка на вооружение и производство М-30

Задание на разработку получили сразу три группы конструкторов:

  1. Ф.Ф. Петров, с конструкторской группой Мотовилихинского завода в Перми, этот коллектив обладал богатым опытом в проектировании тяжёлых артсистем. До 1917 года завод занимался производством орудий для царской армии. Проект получил индекс – М-30.
  2. Завод №92, под руководством талантливого и молодого на тот момент конструктора Грабина В.Г. Инициативная разработка на конкурс. Внутренний индекс завода Ф-25.
  3. Завод №9, известный как уральский завод тяжелого машиностроения с гаубицей У-2(орудие к слову вышло довольно удачным). Предпринимались попытки вооружить им танки и тяжёлые самоходные установки.

В тяжёлой конкурентной борьбе победил проект М-30. У-2 провалила испытания (деформация станин) и выбыла из дальнейшего участия в соревновании. Несмотря на несколько достаточно интересных решений и находок.

С Ф-25 не все так просто. Орудие практически было равноценным М-30. В конструкции использовались наработки по «Лубку», кроме того использовался дульный тормоз, затвор был горизонтального типа, клиновой. Вес незначительно ниже, чем у М-30, но, тем не менее, Ф-25 отклонили.


Возможно, комиссия руководствовалась следующими достоинствами детища Ф. Ф. Петрова:

  • ствол без дульного тормоза (меньше демаскирует и улучшает условия работы расчета);
  • много хорошо отработанных узлов (поршневой затвор, канал ствола, тормоз отката и передок аналогичны «Лубку»);
  • возможность использования лафета для более мощных систем (в дальнейшем он был применён для ).

По итогам конкурса и испытаний была выбрана гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

В 1939 году орудие было поставлено в серийное производство под названием 122 мм дивизионная гаубица обр. 1938 года.

С 1940 года гаубицу серийно выпускали два завода. Первый – №92 в гор. Горький и №9, известный как Уральский завод тяжелого машиностроения.


Горьковчане выпускали М-30 всего один год и изготовили 500 шт, в 1941-1942 году, на заводе освоили изготовление М-30С, варианта гаубицы для установки в СУ-122, но после прекращения её выпуска орудие больше не производили. УЗТМ продолжал выпуск до 1955 года.

Конструктивные особенности и изменения в ходе производства

Как и большинство орудий классического типа, дивизионная гаубица обр. 1938 года состоит из следующих элементов:

  1. Ствол, металлическая труба-моноблок, дульного тормоза нет. В канале ствола имеется 36 нарезов.
  2. Казенная часть, с поршневым замком. Ствол ввинчивается в массивный казенник. На него же устанавливается система крепления к лафету.
  3. Лафет(М-30С – тумба)

Составные части лафета:

  • люлька;
  • противооткатные устройства;
  • верхний станок;
  • механизмы наводки;
  • уравновешивающий механизм;
  • нижний станок с раздвижными станинами, там же крепления для шанцевого инструмента и ЗИП;
  • ходовая часть, колеса со штампованными дисками и резиновым цельнолитым бандажом;
  • листовые рессоры;
  • прицельные приспособления;
  • щитовое прикрытие, из нескольких элементов.

Обойменная люлька цапфами помещается в специальные гнезда верхнего станка. В гнездо нижнего станка входит штырь верхнего, изготовленный с амортизаторами вывешивающими верхней станок и облегчающими его поворот. На верхнем станке смонтированы поворотный (слева) и подъемный (справа) механизмы.


Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката (под стволом) и гидропневматического накатника (над стволом).
В специальное гнездо независимого (две стрелки) прицела вставлялась панорама Герца, посредством которой ведется стрельба прямой наводкой и с закрытых огневых позиций.

За все время выпуска гаубица претерпевала небольшие изменения.

Это отражено в Руководстве службы 1948 г., но без номеров и дат выпуска. Изменения вводились с целью максимального упрощения и удешевления производства. Так примерно в 1945 году клепку на станинах заменили сваркой. Казенник после модернизации увеличили в размерах и повысили его прочность.

Был удален стопор походного положения курка и механизм облегчения заряжания. Изменению подверглись масленки катков люльки и сальники тормоза отката и накатника.


После начала выпуска 152 мм Д-1 унифицировали лафет для двух систем. Менялась конструкция прицелов и панорамы.

Боевое применение и ТТХ М-30

Тактико-технические характеристики:

Калибр 121,92 мм
Всего выпущено 19 266
Расчет 8 человек
Скорострельность 5 - 6 выстр/мин
Допустимая скорость по шоссе 50 км\ч
Высота линии огня 1200 мм
Длина ствола 2800 мм \ 22,7 кал.
Длина канала ствола 2278 мм \ 18,7 кал.
Масса в походном положении, 2900 - 3100 кг
Масса в боевом положении 2360-2500 кг
Длина 5900 мм (с передком 8600)
Ширина 1975мм
Высота 1820 мм
Клиренс 330-357 мм
Угол вертикальной наводки от −3 до +63,3°
Угол горизонтальной наводки 49°


Виды боеприпасов:

Индекс
выстрела
Индекс
снаряда
Масса
Снаряда
(кг)

Масса ВВ/ОВ
(кг)
Марка взрывателя Начальная скорость снаряда,
(м/с)
Максимальная дальность стрельбы, (км)
Кумулятивные
53-ВБП-463 53-ВБП-463 14,83 2,18 ГКВ 570 4
53-ВБП-463А 53-БП-460А 13,34 В-229 335 2
3ВБК1 53-БК-463(М)(У) (УМ) 21,26 2,15 ГПВ-1, ГПВ-2, ГКН 500
3ВБК11 53-БК-463У (М) 21,26 2,15 ГПВ-2 515
Осколочные
53-ВО-462А 53-О-462А 21,76 3,0 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 380 9,34
53-ВО-463А 53-О-460А 21,76 Д-1-У, РГМ-2, МГНС-2 458 10,77
53-ВО-463АМ 53-О-462А 21,76 3,0 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 458 10,77
Осколочно-фугасные
53-ВОФ-462 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 380 9,34
53-ВОФ-463 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 515 11,8
53-ВОФ-463М 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 Д-1-У, РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
3ВОФ7 3ОФ7/3ОФ8 21,76 2,98 АР-30 515 11,8
3ВОФ31 3ОФ24(Ж) 21,76 3,97 РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
3ВОФ46 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
3ВОФ80 3ОФ56(-1) 21,76 4,31 РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
Шрапнельные
3ВШ1 3ВШ1 21,76 2,075 ДТМ-75 515
Химические
53-ХН-462 3,1
53-ХС-462У 1,9
53-ХСО-462 1,9
53-ХСО-462Д 23,1 3,3
53-ХСО-463Б 22,2 1,325
Дымовые
3-ВД-462 53-Д-462 22,55 3,6 КТ(М)-2 380 9,34
53-ВД-463 53-Д-462 22,55 3,6 КТ(М)-2 515 11,8
53-ВД-463А 53-Д-462А 22,77 3,6 РГМ-2(М) 458 10,77
53-ВД-463М 53-Д-462С 22,55 3,6 КТМ-2, РГМ-2(М) 515 11,8
3ВД1 3Д4(М) 21,76 3,6 РГМ-2(М) 515 11,8
Осветительные
53-ВС-462 53-ВС-462 22,3 0,02 Т-6 361 7,12
53-ВС-463 53-ВС-462 22,3 0,02 Т-6 479 8,5
53-ВС-463М 53-С-463(Ж) 22,0 0,02 Т-7 515 11,0
3ВС10 3С4(Ж) 21,8 - Т-90 515
Агитационные
53-ВА-462 53-А-462 21,5 - Т-6 366 7,2
53-ВА-463 53-А-462 21,5 - Т-6 431 8,0
3ВА1 3А1(Д)(Ж)(ДЖ) 21,5 - Т-7 515

Согласно требованиям артиллерийской науки на дивизионные гаубицы возлагались следующие задачи:

  • уничтожение фортификационных сооружений полевого типа;
  • борьба с огневыми средствами противника;
  • контрбатарейная стрельба;
  • уничтожение живой силы противника и средств её доставки к передовой.

При крайней необходимости дивизионные стредства усилления могли работать и на прямой наводке. В этом случае снаряды 122 мм гаубиц просто проламывали броню средних танков противника, легкие переворачивались и опрокидывались от близких разрывов.


В дальнейшем для борьбы с тяжелобронированной техникой противника в боекомплект М-30С, а впоследствии и буксируемых вариантов орудия были введены и кумулятивные снаряды.

Во время ВОВ, чем только не буксировали трехтонную гаубицу. Лошадьми, и всевозможными грузовиками, тягачами «Сталинец» СТЗ-5 или Я-12. В бою орудие просто перекатывали вручную.

Служба М30 за рубежом

О качестве наших орудий можно судить по тому факту, что несколько сотен гаубиц М-30, захваченных немцами в 41-ом, были поставлены ими на вооружение и под названием 12,2 cm s.F.H.396(r) активно применялись как на восточном фронте, так и во Франции.Даже массовое производство боеприпасов для них наладили в 1943 году.

Всего заводы Германии выпустили 12573000 снарядов для М-30.

По некоторым данным даже на трофейные французские бронемашины немцы ставили наши орудия.

41 орудие в ходе боев осталось финнам, не имевшие собственного артиллерийского производства финская армия творчески и полноценно использовала все трофеи. Переименовав их в 122 H/38, орудия использовали против РККА, а в 1944, стволы орудий повернулись и против Германии.
В качестве резерва, финны хранили до 80-х годов прошлого века.

Китайская гаубица тип 54, практически полностью повторяет устройство М-30. Изменения незначительны и касаются лишь стандартизации производства.
В послевоенный период гаубица поставлялась более чем в тридцать стран мира. В большинстве из них продолжает стоять на вооружении и сейчас.

Целой эпохой в истории артиллерии можно назвать легендарную 122-мм гаубицу образца 1938 года М-30. Приняв участие практически во всех войнах, начиная со Второй мировой, она доказала свою надежность и неприхотливость, удостоившись высочайшей оценки маршала артиллерии Г. Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Видео