Речные мониторы. Неуловимый монитор

Ударный

Исторические данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Боекомплект

  • 130-мм - 200 шт
  • 45-мм - 1000.

Первый советский речной монитор «Ударный» - спроектированный еще вначале 20х годов, открывает историю создания советских речных мониторов . Спущен на воду в 1932 году. Участвовал в боях против немцев. Был потоплен 20 сентября 1941 г. в результате неравного боя в Егорлыцком заливе, отбиваясь от немецких бомбардировщиков.

История создания

Учитывая оперативно-стратегическое положение Днепра как естественной рокадной магистрали на юге-западе страны, а также его правых притоков, выводящих непосредственно к государственной границе, в июне 1931 г. на базе отдельного отряда судов реки Днепр вновь создается Днепровская военная флотилия. Речных кораблей для нее не было, но в конце 1930 г. в Киеве заложили «самоходную плавучую батарею для Днепровской военной флотилии» по пр. СБ-12. Еще до спуска на воду в 1932 г. ее переклассифицировали в монитор и назвали «Ударный».

Конструкция

Он представлял собой плоскодонное, относительно широкое низкобортное судно с частичным противопульным бронированием. Из-за значительного превышения массы корпуса строителям не удалось выполнить главное требование заказчика - обеспечить осадку не более 49 см. В результате при водоизмещении 385 т осадка составляла 0,8 м. Он имел на вооружении 2 130-мм орудия в носовой части за башенноподобными щитами, 4 45-мм в двух башнях и 4 счетверенных пулемета системы «Максим».

МОНИТОР «УДАРНЫЙ»: 1 - гюйс-шток со штаговым огнем, 2 - крамбол, 3 - носовой 45-мм полуавтомат типа «41-К», 4 - рубка, 5 - башенка двухметрового дальномера, 6 - прожектор 60 см, 7 - радиоввод, 8 - пост управления зенитным огнем (полутораметровый дальномер), 9 - прожектор 45 см. 10 - топовый огонь, 11 - подъемный корректировочный пост, 12 - клотиковый огонь (верхний - красный, нижний - белый), 13 - фок-мачта, 14 - флагманский огонь, 15 - верхний кильватерный огонь, 16 - кожух дымовой трубы. 17 - счетверенный 7,62-мм зенитный пулемет (4 шт.), 18 - рында, 10 - трап, 20 - вентиляционная головка (4 шт.), 21 - кормовой 45-мм полуавтомат типа «41-К», 22 - подбашенная рубка, 21 - лучевая радиоантенна, 24 - кормовой якорно-швартовный шпиль, 25 - флагшток, 26 - нижний кильватерный огонь, 27 - кормовой якорь Холла, 28 - швартовный клюз (2 шт.), 29 - носовой якорь Холла, 30 - шпигат, 31 - привальный брус (2 шт.), 32 - спасательный круг (8 шт.), 33 - забортный трап, 34 - газовыхлоп главного двигателя (2 шт.), 35 - перо руля (2 шт.), 36 - оттяжной ролик (2 шт.), 37 - носовой якорный шпиль, 38 - трап, 39 - швартовная вьюшка (2 шт), 40 - кнехт (6 шт.), 41, 43, 44, 46 - люки, 42 - багор, 45 - баллоны (6шт.), 47 - корзина (4шт.), 48 - шлюпбалка (2 шт.), 49 - Ял-4, 50 - вентиляционная головка (33 шт.), 51 - киповая планка (4 шт.), 52 - палубный клюз (3 шт.), 53 - горловина, 54 - палубные ящики, 55 - сходня, 56 - 130-мм носовое орудие типа «Б-7», 57 - наметка, 58 - 130-мм кормовое орудие типа «Б-7», 59 - шлюпбалка, 60 - моторный катер, 61 - световой люк, 62 - трапбалка, 63 - световой люк (4 шт.). 64 - фонарь машинного отделения, 65 - лагун (2 шт.), 66 - световой люк (2 шт.), 67 - башенка счетверенного зенитного пулемета (4 шт.), 68 - сваи (2 шт.), 69 - цепной стопор Легофа (3 шт.), 70 - кошма, 71 - лом (2 шт.), 72 - ведро (2 шт.), 73 - трап (2 шт.), 74 - аварийный пластырь, 75 - огнетушитель (4 шт.), 76 - пожарный гидрант (3 шт.), 77 - корзина с пожарным рукавом (3 шт), 78 - бортовые отличительные огни, 79 - ручная лебедка для подъема мачты, 80 - скоб-трап (6 шт.), 81 - гребной винт (2 шт.), 82 - кронштейн гребного вала (2 шт.), 83 - стабилизатор (2 шт.), 84 - гребной вал (2 шт.), 85 - туннель гребного вала.

Энергетическая установка

Первоначально на корабле установили четыре дизеля фирмы МАН общей мощностью 400 л.с., обеспечившие скорость хода около 9 уз. или 16,7 км/ч. В 1939 г. при ремонте с модернизацией монитор получил два серийных дизеля 38-КР-8 Коломенского завода.

Корпус

Корпус имел смешанную систему набора и одиннадцать главных отсеков. Днище и палубы набирались, в основном, по продольной системе, борта - по поперечной. В форпике, втором, десятом и одиннадцатом отсеках весь набор выполнялся поперечным. Корпус клепаный. Сварка применялась лишь при изготовлении некоторых дельных вещей и небольших цистерн.

Вооружение

Первый монитор советский постройки оказался уникальным кораблем и отличался, прежде всего, своей архитектурой. Хотя эстетические изыски в то время мало кого беспокоили, а ориентировались лишь на эффективность применения оружия.

С артиллерией для нового корабля определились быстро, тем более что особого выбора не было: реально из современных морских артиллерийских систем имелись только 130/55 и 102/60 орудия. Естественно выбрали более мощные и специально для «Ударного» создали одноорудийные башенные установки Б-7. При заданном водоизмещении на мониторе могли разместить только две такие башни. Далее стал вопрос об их размещении, но для этого требовалось определиться с приоритетами предполагаемых боевых задач.

С точки зрения живучести, равномерного распределения нагрузки и у дифферентовки корпуса наиболее предпочтительным являлось размещение орудий главного калибра в оконечностях корабля. Если считать главным предназначением монитора поддержку войск на берегу и речной бой, то такое расположение орудий оставалось вполне приемлемым, так как для противоборства с кораблями противника требовалось максимально усилить обстрел носовых и кормовых курсовых углов (в отличие от моря в условиях роботы на извилистом фарватере монитор, как правило, не мог привести цель на свой траверз), а значит какая-то группа артиллерии, носовая или кормовая, окажется вне сектора стрельбы. Но в то время для мониторов виделась еще одна типовая задача: прорыв укрепленного района противника и уничтожение его переправ. Вот тут предпочтение для сектора стрельбы однозначно отдавалось носовым курсовым углам.

Исходя из предполагаемых боевых задач, сошлись на концентрации артиллерии главного калибра в носу. Здесь тоже существовали варианты. Первый из них напрашивался сам собой - двухорудийная башня. Такие имели амурские, а также бывшие австро-венгерские мониторы. Однако советские моряки разместили 130-мм орудия по линейно-возвышенной схеме. Явным недостатком этого стало увеличение высоты и силуэта, что не только осложняло маскировку и увеличивало площадь корабля как цели, но и ухудшало маневренные качества Дело в том, что большая парусность предполагает сильный ветровой снос, с которым тем труднее бороться, чем меньше имеет скорость корабль. А сравнительно тихоходные мониторы, как правило, выполняли огневые задачи на стопе или на малых ходах. Впрочем, тогда на это мало обращали внимание, так как считали, что течение реки превалировало над ветровым сносом.

Первый советский монитор получил схему приборов управления стрельбой Гейслера в обеспечении 2,4-м дальномера «Барр и Струд», размещенного в дальномерной рубке. ПУС обеспечивали прицельную наводку орудий и не имели никаких счетно-решающих приборов. Таким образом, «Ударный» мог вести огонь только по видимым целям, или невидимым, но только при стоянке на якоре или швартовых. Однако приборы Гейслера обслуживали и зенитную артиллерию, так как для замера дистанцию имелся специальный 1,5-м зенитный дальномер.

Расположение зенитной артиллерии позволяло сосредоточить на любом направлении огонь не менее одной башни 41-К и двух пулеметных установок, а на траверзных курсовых углах - чуть ли не всех зенитных средств. То есть все сделали почти классически, но только к началу II мировой войны 45-мм полуавтоматы и 7,62-мм пулеметы как зенитные огневые средства уже безнадежно морально устарели, а потому «Ударный» оказался фактически безоружен перед воздушным противником. Но на момент вступления корабля в строй в 1934 г. об этом еще не догадывались.

Окраска корабля

Корпус до ватерлинии, надстройки, орудийные башни, пулеметные башенки с пулеметами, люки, труба, корректировочный пост, мачта, флагшток, шлюпбалка и кат-балки - светло-серый (шаровый) цвет; подводная часть корпуса корабля и командирского катера, рули, половины спасательных кругов, левый отличительный огонь и полоса на трубе - красный; правый отличительный огонь - зеленый; верхняя палуба - черный («графитовка»); палуба мостика на средней надстройке покрыта деревянными рыбинами; ватерлиния корпуса корабля и катера, шпили, киповые планки и кнехты, половины спасательных кругов, отличительный огонь на мачте - белый; верхний обрез трубы, якорные цепи, роульсы для проводки якорных цепей, клюзы и якоря - черный; винты, кормовой государственный герб, звезды на носу корабля, рында и поручни трапов - бронзовые; стволы орудий - вороненые.

История службы

25 июня 1941 года.

«Мощный удар по фашистской переправе нанесли мониторы и катера Донской речной флотилии в 15 километрах от города Д. Командование противника несколько раз пыталось организовать переправу через реку, но каждый раз неудачно. Наши лётчики быстро находили места скопления противника и громили его. 24 июня фашисты, маскируя переправу своих войск, устроили в разных местах реки несколько ложных переправ.

Наша разведка разоблачила задуманный агрессорами манёвр. Не успели сапёры врага закончить установку понтонного моста и начать пропуск войск, как из-за поворота реки показались советские мониторы и катера. Первыми залпами артиллеристы разбили мост, на который уже вступили 9 вражеских танков и несколько десятков мотоциклов. Танки и мотоциклы оказались в реке. Затем советские корабли открыли огонь по лодкам с пехотой противника. Потоплено 26 лодок, на которых находилось до 500 солдат и офицеров. Две лодки были протаранены катерами.

Разгромив мост, мониторы открыли огонь по подходам к реке. К нашему берегу успели проскочить шесть лодок, с которых высадилось более 100 фашистских солдат. Их встретила огнём подоспевшая к месту боя наша мотопехота и уничтожила. Бой у переправы закончился полным разгромом противника. Весь берег реки устлан сотнями фашистских трупов, разбитыми автомашинами, орудиями и мотоциклами. Враг потерял 9 танков, 29 автомашин, до 40 мотоциклов, 8 орудий и свыше 800 солдат».

Последний бой.

Утро 20 сентября 1941 года выдалось туманным и дождливым, так что стягивавшиеся к селу Ивановка (расположившемся на берегу Егорлыцкого залива), фашистские силы не заметили стоявшего на рейде монитора «Ударный». Не заметили, пока тот не обрушил на врага всю свою мощь, фашистам пришлось остановиться, а затем и отступить. Однако к полудню туман рассеялся и в атаку на «Ударный», ринулись немецкие бомбардировщики. Первый же из них был сбит огнем зенитных пулеметов, но за ним последовали второй, третий, четвертый… Моряки продолжали неравный бой до конца, уже лишенный хода, получивший множество повреждений корабль ожесточенно поливал врага огнем.

Тут произошло одно примечательное событие, неизвестно по чьей инициативе орудия главного калибра стали бить по юнкерсам шрапнелью, однако ошарашенные лётчики на время прекратили свои атаки. Но вскоре налёты возобновились, уже ничто не могло спасти «Ударный», слишком неравными были силы, один корабль против двух десятков бомбардировщиков. Командир дивизиона капитан-лейтенант В. А. Кринов отдал приказ посадить уцелевших в единственную оставшуюся невредимой шлюпку, после чего корабль опустился на дно.

Память

Перед зданием музея истории судостроения в городе Николаеве установлена поднятая аквалангистами орудийная башня «Ударного». Помимо нее, участникам экспедиции по местам боевой славы удалось достать со дна залива кормовой государственный герб легендарного монитора, счетверенные пулеметные установки, матросские дневники, письма, фотографии... Все это стало сейчас достоянием истории - бесценные реликвии хранятся в музеях Краснознаменного Черноморского Флота и обороны Одессы.

В 1971 году на берегу Егорлыцкого залива аквалангисты Одесского медицинского института имени Н. И. Пирогова установили памятник героям-морякам. На открытие мемориала приехали ветераны Дунайской флотилии, родственники погибших. Трижды прогремели залпы артиллерийского салюта, легли на воду венки из живых цветов, приспущен к набегающей волне овеянный славой Военно-морской флаг. Минута молчания...

Галерея

Если с речными канонерскими лодками в советском флоте времен войны особых проблем не возникало, то с мореходными кораблями этого класса в РККФ дело обстояло совсем плохо. От огромного прибрежного флота, созданного в России на рубеже веков, ни осталось почти ничего -- хотя корабли береговой обороны, которым не требуются мощные силовые установки и высокая скорость, обычно устаревают медленнее.

Наиболее мощными артиллерийскими прибрежными кораблями всю войну оставались на Черном море -- канонерские лодки типа «Эльпидифор», на Балтике -- совсем древняя (хоть и мощная) канонерка «Красное Знамя» (бывший «Храбрый») постройки 1895 года и канонерки, переоборудованные из грунтовозных шаланд Спецгидростроя НКВД. Последние корабли оказались очень удачными и надежными, они даже несли бронирование -- но все равно не являлись кораблями специальной постройки и отличались слабой мореходностью.

Канонерская лодка "Красное знамя", вид на 1943 год

Канонерская лодка "Селемджа"


Единственными современными мореходными артиллерийскими кораблями прибрежного действия стали три монитора типа «Хасан», строившиеся для нижнего течения Амура и Татарского пролива, но они вступили в строй уже к концу войны. В основном же советское «прибрежное» кораблестроение 1930-х годов сосредоточило свое внимание на речных артиллерийских кораблях -- мониторах и бронекатерах.

Бронекатер проекта 1124

Лишь в годы войны начали строиться «шхерные мониторы» проекта 161 -- по сути, мореходный вариант речных бронекатаров проекта 1124, с увеличенным более чем в три раза водоизмещением, усиленной броней и зенитной артиллерией. Но главным их оружием остались все те 76-мм пушки в башнях от танка Т-34, плохо приспособленные для стрельбы по морским целям. Только в 1945 году на смену проекту 161 пришел усовершенствованный проект 186 с таким же водоизмещением, но 85-мм универсальными пушками в специальных морских башнях с центральной наводкой...

Мореходный бронекатер проекта 161

Мореходный бронекатер проекта 186

В результате всю войну и на всех флотах в качестве канонерок для обстрела берега приходилось использовать миноносцы типа «Ураган» и даже быстроходные тральщики, а также старые эсминцы типа «Новик». Между тем основными для надводных кораблей в годы войны оказались именно действия против береговых целей. Не удивительно что к концу войны Наркомат ВМФ поднял вопрос о проектировании новых кораблей этого класса.

Однако мнения комиссии по проработке новых типов кораблей, работавшей в январе-феврале 1945 года, неожиданно разделились, причем весьма кардинально. Дело в том, что выработкой предложений по прибрежным артиллерийским кораблям занялось сразу две подкомиссии. Одну из них возглавлял контр-адмирал П.А. Трайнин -- в то время помощник начальника Главного морского штаба, а до этого начальник штаба Волжской военной флотилии. Второй руководил вице-адмирала П.С. Абанькин, ранее командовавший Амурской военной флотилией.

Собственно, официально подкомиссия Трайнина занималась канонерками, мониторами и бронекатерами -- то есть в первую очередь речными судами. Подкомиссия Абанькина занималась кораблями береговой обороны -- мониторами, канонерскими лодками и плавбатареями. Однако по факту обе подкомиссии в первую очередь сосредоточились на морских судах, которые по умолчанию тоже входили в сферу интересов первой.

Обе подкомиссии сошлись на том, что слабо защищенные канонерские лодки для действий против берега неэффективны, и вместо них надо строить сильно защищенные корабли -- мониторы. Здесь моряки угодили в терминологическую ловушку, ведь монитор означает не просто сильную броню, но и определенную, довольно жесткую схему артиллерийского вооружения: небольшое число очень мощных орудий, расположенных в одной или двух башнях с максимальными углами обстрела. Однако еще со времен Русско-Японской войны морских канонерских лодок мы почти не строили («Эльпидифоры» изначально были десантными судами), а все крупные речные артиллерийские корабли специальной постройки у нас традиционно именовались «мониторами». (И в общем даже справедливо -- те же корабли типа «Железняков» имели классическую схему эриксоновского «Монитора»: два орудия в башне с круговым обстрелом и боевая рубка над этой башней).

Далее мнения кардинально разошлись. Подкомиссия Трайнина сочла, что британские крупнокалиберные мониторы в годы Второй мировой ничем себя не проявили, и поэтому для Балтики и Черного моря нам вполне хватит среднего монитора -- облегченного аналога дальневосточного «Хасана»: водоизмещение в пределах 2500 т, скорость 15 узлов, вооружение -- две спаренных универсальных 130-мм установки, по четыре счетверенных 45-мм и 25-мм зенитных автомата, а также возможность брать на борт мины заграждения. Бронирование: борт 85 мм, палуба 65 мм. Фактически это был аналог разрабатывавшейся еще в конце 30-х мореходной канонерской лодки проекта 61, но с заменой 152-мм орудий на универсальные 130-мм (дававшие тот же вес минутного залпа), усилением МЗА, установкой РЛС и противолодочного вооружения.

Предварительная схема среднего монитора, представленная комиссией Трайнина

Напротив, подкомиссия Абанькина сочла, что 130-мм калибр для корабля береговой обороны -- крайне мало, а британские мониторы прекрасно проявили себя в Первую мировую войну. В первом случае она была абсолютно права: морские орудия обладают над сухопутными преимуществом в дальности стрельбы, но в итоге их снаряд, подвергающийся большим нагрузкам, несет больше метала и меньше взрывчатки. В результате 130-мм морской снаряд оказывается слабее, чем снаряды 122- и 152-мм корпусной артиллерии.

Довоенный проект мореходной канонерской лодки пр. 61

Поэтому подкомиссия Абанькина сочла необходимым вернуться к 152-мм канонерке проекта 61, а также начать разработку проекта большого монитора для Балтики по образцу британских, но с дизельной силовой установкой. Характеристики монитора определялись следующие: водоизмещение 7500 т, главные размерения 116 * 27 * 3,6 м, скорость 16 узлов при дальности плавания 16 000 миль. Артиллерия -- два 305-мм орудия в броневой башне с максимальным углом обстрела, а также по восемь 85-мм и 45-мм зенитных орудий. Бронирование: борт 180 мм по цитадели и 50 мм в оконечностях, палуба 100 мм по цитадели и 50 мм в оконечностях, траверсы 200 мм носовой и 180 мм кормовой. Боевая рубка имела 300-мм стенки, 100-мм крышу и 25-мм пол.

Одна из реконструкций проекта "большого монитора" комиссии Абанькина. Откуда взяты его характеристики -- неизвестно

Однако внезапно Наркомат ВМФ решил, что вариант большого монитора комиссии Абанькина... слишком мал. И даже понятно, почему. Ведь на Балтике имелись корабли этого класса, заметно превосходящие его по вооружению -- шведские и финские броненосцы береговой обороны. Три шведских броненосца типа «Свериге» при стандартном водоизмещении около 7000 тонн и турбинной силовой установке несли по четыре 283-мм орудия, 200-мм пояс и палубу до 45 мм, а вдобавок развивали скорость до 23 узлов. Финские «Ильмаринен» и «Вайнемяйнен» при стандартном водоизмещении 3900 тонн и дизель-электрической силовой установе несли четыре 254-мм орудия, но гораздо меньшую скорость (всего 16 узлов) и куда более слабую броню -- 55 мм борт и лишь 20 мм палубу; фактически это были не броненосцы, а большие канонерские лодки. Правда, первый из них подорвался на мине в октябре 1941 года, однако второй всю войну рассматривался моряками-балтийцами как самый крупный морской противник -- недаром в 1944 году за ним так активно охотилась авиация КБФ.

Шведские броненосцы береговой обороны

Финский броненосец "Вайнемяйнен" (советский "Выборг")

Поэтому 20 апреля Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов утвердил собственное оперативно-тактическое задание на проектирование морского монитора со стандартным водоизмещением в 9000–11000 тонн и осадкой до 5,7 м. Главный калибр должен был состоять из двух башен с двумя 220-мм орудиями каждая (170 выстрелов на ствол); предлагалось также просчитать вариант с двумя трехорудийными башнями -- как на крейсере проекта 82. Универсальный калибр состоял из шести спаренных стабилизированных 100-мм установок с нижней подачей боезапаса (по 250 выстрелов на ствол), а также четырех-шести счетверенных 45-мм зенитных автоматов.

Броня цитадели рассчитывалась на защиту от 250-кг фугасных бомб и 152-мм бронебойных снарядов с дистанции до 45 кабельтовых, оконечности -- от 152-мм фугасных снарядов. Силовую установку следовало проработать в двух вариантах -- турбинном и дизельном. Она должна была обеспечить кораблю скорость полного хода 24 узла, хотя предлагалось просчитать варианты со скоростью в 22, 20 и 18 узлов. Характерно, что скорость свыше 24 узлов не предусматривалась -- для этого требовалось значительно увеличить мощность силовой установки, что вело к росту водоизмещения корабля. Крейсерская скорость (длительная) -- 18 узлов, экономическая -- 14 узлов.

По сути это был корабль крейсерского класса, поэтому особо отмечалось, что средства связи и управления огнем он должен нести по схеме легкого крейсера. Посты и системы управления огнем должны были обеспечивать возможность одновременного ведения огня 220-мм калибром по одной видимой либо невидимой морской или береговой цели при возможности управления огнем самостоятельно из каждой башни по видимой цели на ходу и по невидимой -- с якоря. 100-мм универсальный калибр должен был вести огонь сосредоточенно одним бортом по одной цели либо раздельно каждой установкой по своей воздушной или морской цели, 45-мм автоматы -- сосредоточенно всем бортом по одной цели либо каждой установкой отдельно по своей. Также должно было предусматриваться и противолодочное вооружение -- 4 бомбомета и 2 бомбосбрасывателя.

Совершенно очевидно, что этот проект не имел ничего общего с рекомендациями подкомиссии Абанькина и предназначался для противостояния быстроходным шведским броненосцам. Причем противостояния «несимметричного». Очевидно, что защиту против 283-мм снаряда предусмотреть было невозможно, однако и броня шведского корабля никак не защищала от 220-мм снаряда: на тех дистанциях, где он переставал пробивать пояс, он давно уже падал под большим углом и легко пробивал палубу.

Шведское 283-мм орудие обр. 1912 года (реально изготовлялось с 1917-го) имело дальность 105 кабельтовых и скорострельность 3–4 выстрела в минуту, его снаряд весил 305 кг. Расчетная дальность стрельбы 220-мм орудия СМ-40 (находящегося только в стадии проектирования) составляла 265 кабельтовых, скорострельность -- до 6 выстрелов в минуту, а вес снаряда -- 176 кг. То есть шведский броненосец в минуту выпускал 3660–4880 кг металла, а его «конкурент» -- 4220 кг (или 6330 кг в шестиорудийном варианте) при значительно большей дальности и точности.

«Результаты выполненного по Вашему приказанию Управлением Кораблестроения ВМФ подсчета главных элементов монитора (в четырех вариантах):

I -- 220 мм, борт 150, палуба 75 мм
II -- 305 мм, борт 150, палуба 75 мм
III -- 305 мм, борт 250, палуба 125 мм
IV -- 406 мм, борт 250, палуба 125 мм

В связи с отказом Артиллерийского Управления срочно сообщить Управлению Кораблестроения необходимые для выполнения расчетов весовые данные 12’’ и 16’’ артустановок, Управлением Кораблестроения подсчитаны и приняты следующие ориентировочные веса башенных установок этих калибров:

12’’ двухорудийная башня (стенки 150 мим, крыша 75 мм) -- 900–950 тонн
То же с о стенками 250 и крышей 125 мм -- 1100 тонн
16’’ двухорудийная башня (стенки 250 мим, крыша 125 мм) -- 1600 тонн

Расчеты выполнены в первом приближении
АУ ВМФ дано задание Артиллерийскому Научно-исследовательскому морскому институту подсчитать данные башенных установок для уточнения расчетов».

К докладу Исаченкова прилагалась следующая таблица со сравнительными элементами проработанных вариантов «монитора». По ней особенно заметно, что корабли с 305-мм и 406-мм орудиями рассматривались как не скоростные -- 15–16 узлов вместо 22–24.

Мониторы (от англ. «Monitor» - контролирующий) бронированные артиллерийские низкобортные корабли с малой осадкой, предназначенные для обстрела береговых объектов и войск противника, уничтожения его кораблей в прибрежных районах и на реках. Мониторы подразделялись на морские и речные.

Название этого класса кораблей происходит от названия первого корабля такого типа, построенного в США в 1862 году, - «Монитор». Первые отечественные мониторы появились в 1864-1869 гг. Они имели водоизмещение 1400-1900 т и вооружались одной или 2 вращающимися артиллерийскими башнями. В СССР строительство речных мониторов осуществлялось в 30-е годы. Речные мониторы имели водоизмещение 240-1900 т, скорость 9-14 узлов (17-26 км/ч); вооружение: 2-8 орудий калибра 102-152 мм, 2-4 орудия калибра 65-88 мм, зенитные автоматы калибра 20-40 мм, пулеметы.

В советском ВМФ в войне участвовало 22 речных монитора. Они решали задачи обороны речных рубежей, огневой поддержки войск, охраны своих и нарушения вражеских речных коммуникаций.

В советское время были изданы сотни книг и сняты десятки документальных и художественных фильмов, посвященных обороне Севастополя и Одессы, но, увы, грандиозные сражения на юге Украины остались вне поля зрения наших историков, писателей и кинорежиссеров.

К июню 1941 г. государственную границу СССР с Румынией прикрывали соединения Одесского военного округа (командующий генерал-полковник Я.Т. Черевиченко) и пограничные войска Молдавского пограничного округа (начальник генерал-майор Н.Н. Никольский). С ними взаимодействовала Дунайская военная флотилия под командованием контр-адмирала Н.О. Абрамова.

Монитор «Железняков» был построен на киевской судоверфи «Ленинская кузница» в 1936 году (заложен 25 ноября 1934 года, через год спущен на воду, вступил в строй 27 октября1936 года и вошел в состав Днепровской флотилии). Назван в честь балтийского матроса, участника Октябрьской революции 1917 года. В 1940 «Железняков» вошел в Дунайскую военную флотилию и в первый же день Второй мировой войны вступил в бой - поддерживал огнем действия войск вдоль Дуная.

Согласно мобилизационному плану Одесский военный округ с началом войны часть сил должен был выделить для формирования полевого управления 9-й ар-вши, в которую входили все соединения, за исключением 9-го особого корпуса, дислоцировавшегося в Крыму, и 7-го корпуса, находящегося в резерве Главного командования. Армия развертывалась по рекам Прут и Дунай в полосе 480 км от Липкан до Черного моря..

Войскам округа противостояли 11-я немецкая, 3-я и 4-я румынские армии, входившие в состав группы армий «Юг». По плану «Барбаросса» этой группировке надлежало обороняться вдоль Прута, обеспечивая южный фланг основных сил группы армий, наносивших главный удар на киевском направлении, где находились войска Юго-Западного фронта.

14 июня в связи с нарастанием угрозы нападения Одесский военный округ получил указание о выделении управления 9-й армии (командующий генерал-полковник Я.Т. Черевиченко) с выводом его в Тирасполь. Утром 20 июня управление (начальник штаба генерал-майор М.В. Захаров) было поднято по тревоге и под видом командно-штабных учений к исходу дня развернуло командный пункт в заранее оборудованном на случай войны районе, установив связь с соединениями, включенными в состав армии.

В ночь на 22 июня начальник штаба получил от командующего округом, который оставался пока в Одессе, сообщение о том, что из Москвы ожидается телеграмма особой важности. Генерал М.В. Захаров вызвал к телеграфным аппаратам командиров стрелковых и кавалерийского корпусов и с разрешения командующего приказал занять частями прикрытия свои районы обороны. Как записано в журнале боевых действий 9-й армии, «в 24.00 21.06.1941 г. части армии, прикрывающие границу, телеграфным распоряжением приведены в боевую готовность по тревоге. Дан приказ занять районы по плану прикрытия».

Директиву наркома обороны о приведении войск в готовность к отражению агрессии Одесский военный округ получил уже после объявления боевой тревоги; Командующий армией и член Военного Совета корпусной комиссар А.Ф. Колобяков прибыли на командный пункт в девять часов 22 июня.

К четырем часам 22 июня части 176-й, 95-й, 25-й и 51-й стрелковых дивизий, а также 9-й кавалерийской первого эшелона 35-го, 14-го стрелковых и 2-го кавалерийского корпусов заняли подготовленную в инженерном отношении оборону вдоль Прута. В среднем на каждую дивизию приходилось около 100 км участка границы. Так как соединения заняли оборону в полосе 50—60 км, между ними остались промежутки. Особенно большим был разрыв между 176-й и 95-й стрелковыми дивизиями — более 70 км. Промежутки прикрывались только силами пограничников.

22 июня противник «ударно-поисковыми группами», состоящими из румынских соединений, попытался захватить мосты и плацдармы и создать видимость общего наступления. Используя промежутки в обороне советских войск, его подразделения сумели захватить небольшие плацдармы у Бранешт, Скулян, Унген, Вален. Однако уже к исходу дня контратакой выделенных подразделений плацдармы были ликвидированы. Только в районе Скулян отбросить врага за Прут не удалось. Для его ликвидации командующий силами 30-й горно-стрелковой дивизии (командир генерал-майор С.Г. Галактионов) предпринял контратаку, но успеха не добился. На других направлениях неоднократные попытки румынских войск захватить в июне переправы и плацдармы были отражены.

На рассвете 25 июня с наших бронекатеров и катеров-тральщиков высадилась рота пограничников на полуостров Сату-Ноу. Десант был поддержан огнем мониторов «Ударный» и «Мартынов». Румынский гарнизон сдался без боя. В плен было взято 70 солдат, а остальные разбежались по плавням. По показаниям пленных, гарнизон составляли две армейские роты, один взвод пограничников, один взвод жандармов с пулеметами и двумя замаскированными орудиями. Наши трофеи составили два орудия и десять пулеметов.

На следующее утро бронекатера и катера-тральщики переправили через Килийское гирло Дуная 23-й стрелковый полк 25-й стрелковой дивизии. С нашего берега десант поддерживал огнем 99-й артиллерийский полк 25-й стрелковой дивизии.

Десантники стремительно атаковали румын и уже в 8 ч 28 мин городок Старая Килия был взят. Румыны потерпели полный разгром. 700 человек сдалось в плен, до 200 человек было убито, остальные в панике разбежались, и их с бреющего полета обстреливали самолеты 96-й эскадрильи. Десантники захватили восемь орудий, до тридцати пулеметов, около тысячи винтовок, много боеприпасов и снаряжения.

— Наши потери составили пять человек убитыми, семь ранеными. Три бронекатера имели незначительные повреждения.

Утром 27 июня румынские войска начали форсирование реки Прут в районе села Джуржулешт. Однако в 10 ч 52 мин из-за излучины реки появился Ренийский отряд кораблей в составе мониторов «Ростовцев», «Железняков» и «Жемчужин» и четырех бронекатеров.

Еще в конце июля командование Южного фронта, находившееся в Воскресенске, вызвало к себе большую часть кораблей Дунайской флотилии. Корабли флотилии перешли из Одессы в Николаев и далее поднялись вверх по Южному Бугу до Воскресенска. Вверх по реке Ингул был отправлен отряд бронекатеров флотилии.

11 августа частям германской 11-й армии удалось прорваться к Николаеву, наступая с севера в междуречье Южного Буга и Ингула. Поэтому кораблям Дунайской флотилии было приказано уходить, с рек Южный Буг и Ингул к Николаеву. Части 9-й армии не обороняли Николаев, а стали отходить на восток, в городе остались только моряки.

12 и 13 августа корабли Дунайской флотилии обстреливали германские части, подходившие к Николаеву, а в ночь на 14 августа ушли в Херсон. Большая часть личного состава Николаевской военно-морской базы была погружена на суда Черноморского флота и убыла в Севастополь. 15 августа немцы овладели Николаевым.

13 августа начались бои за Очаков, когда части немецкой 50-й пехотной дивизии, захватив Аннекрок, пытались с ходу взять город, но были отбиты советскими войсками. В течение последующих четырех суток на подступах к Очакову шли ожесточенные бои. Наши войска поддерживали огнем канонерская лодка «Красная Армения», а также мониторы «Ударный» и «Железняков».

Тем не менее 21 августа немецкие войска овладели Очаковом. Остатки очаковского гарнизона переправились на острова Первомайский и Березань, а также на Кинбурнскую косу, в Прогной и Покровский.

19 августа командование Черноморского флота по согласованию с командованием Южного фронта «для централизации обороны участка от побережья между Днепровско-Бугским лиманом и Каркинитским заливом создало Тендровский боевой участок в границах: на севере — Кинбурнская коса, южный берег Днепровского лимана; на востоке — Алешки, Б. Копани, Каланчак и Хорлы; на юге — Джарылгачская коса и Тендровская коса. В состав Тендровского боевого участка были включены два стрелковых батальона, 108-й подвижный артиллерийский дивизион, Тендровская маневренная база, учебное судно "Комендор"»

Вход в Днепро-Бугский лиман прикрывали две мощные 203/50-мм четырехорудийные батареи. Батарея № 15 находилась на правом берегу лимана у Очакова. Она участвовала в обороне города, но действовала безграмотно. Донесение немцев от 14 августа: «...батарея обстреляла шесть танков противника в районе села Новоселки». Как уже говорилось, стрельба из тяжелых орудий по танкам на дальность свыше 2 км была крайне неэффективной. Вместо этого можно было разместить замаскированных корректировщиков, которые бы обеспечивали стрельбу по ближним тылам противника на дальности до 20 км фугасными снарядами и до 18 км шрапнелью. Естественно, стрельба должна была вестись по площадным целям — скоплениям живой силы и техники, штабам, обозам, полевым госпиталям, а не по отдельным танкам».

По официальным данным, батарея № 15 была взорвана при подходе немцев, но фактически повреждения ее были не велики.

Другая же батарея, № 22, представляла собой твердый орешек для немцев. Она была расположена на искусственном островке, возведенном еще при «царизме». Тогда его называли Николаевским островком, и на нем был возведен мощнейший форт из камня и бетона.

К 22 августа на батарее № 22 оставалось всего 24 снаряда. По острову немцы ежедневно выпускали десятки снарядов калибра до 15 см включительно, но они не наносили особых повреждений мощным стенам и перекрытиям форта.

Забегая вперед, скажу, что батарея № 22 до 23 сентября обстреливала Очаков. И лишь 23 сентября наши моряки покинули этот геройский остров. Любопытно, что если об обороне островов Осмуссар, Сухо и др., защитники которых нанесли куда меньший ущерб врагу, после 1945 г. десятки историков и писателей выпустили сотни статей и книг, то гарнизон Первомайского был напрочь забыт.

Монитор наносил большие потери немецким войскам. Командующий гитлеровской армией потребовал уничтожить корабль силами авиации.

Попробуй-ка найди его! Он маскируется то под небольшой зеленый островок, то под мысок. Воздушный разведчик обнаружил зеленый мысок, который на карте не значился. Прилетели «юнкерсы», сбросили уйму бомб. А мысок-то оказался настоящим.

Воздушным разведчикам приказали летать ниже, чтобы лучше разглядеть неуловимый корабль. Один из летчиков снизился над островком, но был атакован из всех орудий и пулеметов, и пилот так и не успел сообщить по радио о том, что островок был монитором.

Но им все-таки удалось нащупали «Железнякова». Бомбежка продолжалась несколько часов. Монитор «Железняков» был поврежден близкими разрывами бомб. Противник объявил монитор потопленным. А он был лишь ранен: снаряды повредили дальномер, артиллерийскую башню, руль.

С 22 по 24 сентября пикирующие бомбардировщики Ю-87 в районе Тендры потопили эсминец «Фрунзе», канонерскую лодку «Красная Армения», морские буксиры «Тайфун» и «ОП-8», баржи Дунайской флотилии с боезапасами, топливом и с вещевым имуществом, а также большое количество мелких судов.

25 сентября по приказу командования Черноморского флота остатки кораблей Дунайской флотилии были отведены от Тендры и отправлены в Севастополь. По пути случился любопытный казус. «Не дошел до Севастополя буксирный пароход «Аккерман», вышедший 25 сентября. На буксире вышла из строя машина, и его сильным норд-остовым ветром придрейфовало к турецкому берегу вблизи г. Синоп. Корабль был интернирован турками» (Хроника боевых действий Дунайской флотилии... С. 41.)

Летом 1942 года «Железняков» — им командовал капитан-лейтенант Алексей Харченко — сражался на Кубани. В августе он попал в тяжелое положение: враг отрезал путь в Азовокое море. Принято было решение, спасать корабль. Путь был один — через узкую мелкую речку Пересыпь, каждый метр которой простреливался артиллерией противника. И «Железняков» пошел… Рвавшиеся вблизи монитора снаряды сыпали на палубу много песка. Все-равно монитор прорвался в Азовское море. Когда проходили Керченский пролив, немецкие войска выпустили по кораблю более трехсот снарядов.

Тяжело раненный, усталый от непрестанной борьбы со штормами, «Железняков» добрался до Поти. Стоявшие в порту корабли приветствовали его длинными гудками.

Монитор находился в ремонте до августа 1943 года. 26 февраля 1943 года вновь переведен в состав Азовской флотилии, а 13 апреля 1944 года - в состав Дунайской флотилии и 30 августа 1944 года прибыл в Измаил. 1 декабря 1955 года вновь вошел в состав Черноморского флота.

11 марта 1958 года выведен из боевого состава, разоружен и превращен в плавучий склад. 10 сентября 1960 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей Дунайскому пароходству для использования в качестве плавпричала. В 1965 году было принято решение о восстановлении монитора, и в 1967 году он был приведен из Измаильского порта в Киев на Рыбачий остров и восстановлен на заводе «Ленинская кузница». 10 июля 1967 года «Железняков» был установлен в Парке Моряков на набережной Днепра в Киеве в качестве памятника-мемориала.

40 тыс. километров с боями прошел монитор «Железняков» по Дунаю, Южному Бугу, Дону, Кубани, Черному и Азовскому морям. Участвовал в освобождении Болгарии, Румынии и Югославии. На боевом счету моряков 13 уничтоженных вражеских артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и многое другое.

«Железняков» стал на покой в Киеве на бетонный постамент, олицетворяя воинское мужество и героизм моряков несших службу на этом мониторе.

А со стапеля «Ленинской кузницы» был спущен на воду новый «Железняков» — большой океанский траулер, построенный по последнему слову техники. Эстафета боевого корабля перешла к мирному труженику морских просторов.

Интересные факты:

максимальная скорость корабля не превышала 15 километров в час

без дозаправки он мог пройти 6000 километров

на судне могло одновременно находиться около 70 человек.


1.Активный на базе Зее-Бурейской бригады речных кораблей КАФ в Благовещенске.Фото из фондов бывшего музея истории КАФ.40-е.

Монитор тип «Активный» (проект СБ-30)

Заложен в Киеве на заводе «Ленинская кузница» (№ 300) в 1934 году. Заводской № 102. . Строился для Днепровской флотилии. Но политическая обстановка заставила срочно перебросить этот корабль на Амур. 7 мая 1934 в разобранном виде отправлен по железной дороге в Осиповский затон под Хабаровском. Там, на заводе им. Кирова (№ 368), его достроили и 23 августа 1934 спустили на воду. «Активный» вступил в строй 16 октября 1935 и 24 октября 1935, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав Амурской флотилии (АКФ). "Активному" на Днепре служить не довелось.Его,не спуская на воду,секциями перевели на Дальний Восток.Там в Осиповском затоне его собрали,28 августа 1934 г. спустили на воду,16 октября 1935 г.сдали флоту.Капитальный ремонт и модернизация с 1 октября 1938 по 1 июля 1941.Участвовал в Маньчжурской наступательной операции 9 августа -2 сентября 1945 года.12 января 1949 г. отнесен к подклассу речных мониторов,11 апреля выведен из боевого состава переименован в Кенга и переформирован в учебное судно.С 11 июня 1953 разоружен,исключен из списков ВМФ и 15 сентября 1953 передан Амурскому речному пароходству ММРФ для использования в служебно-вспомогательных целях.
В отличие от своих предшественников(мониторов типа "Шквал" корабль имел ту особенность, что 2 102-мм орудия артиллерии главного калибра разме-щались в башне, являвшейся, по существу, единственной надстройкой мо-нитора, а над ней располагались все посты управления огнем. 2 45-мм ору-дия в башнях меньшего размера находились в носу и корме, и только зе-нитное вооружение на верхней палубе не было защищено. Как и все оте-чественные мониторы, «Активный» имел дизельную энергетическую установку мощностью 300 л.с., скорость хода 8 — 9 уз. Жизненно важные части корабля прикрывались броней толщиной 16 — 20 мм. Проведенные испытания выявили ряд недостатков: на ходу монитор зарывался носом, плохо слушался руля, вращение боевой рубки вместе с башней сильно зат-рудняло управление кораблем.По целому ряду причин, желая уменьшить силуэт и обеспечить кру-говой сектор стрельбы, боевую рубку разместили прямо на крыше башни, и та вращалась вместе с ней. То есть как бы совместили главный команд-ный пункт корабля и пост управления стрельбой: считалось, что так ко-мандиру БЧ-2 будет легче управлять огнем по речной цели. Однако для управления кораблем это оказалось крайне неудобно.


Краткая историческая справка и ТТХ по материалам книги "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России." Черников И.И.

К краткой исторической справке можно добавить,что информации об "Активном" сохранилось крайне мало,тем более о деталях его модернизаций и о боевой службе.Колличество известных фотографий монитора вообще не больше десяти.Потому найденные в прозапрошлом году сники "Активного" стали для меня и моего друга большой радостью и наградой в ходе нескончаемых поисках осколков прошлого КАФ.


2."Активный" на зимней стоянке в Осиповском затоне,в годы войны.Публикуется впервые.

речные мониторы типа «Железняков» (проект СБ-37)

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Построенные корабли

Проект СБ-37 - серия из 6-ти советских речных мониторов «Железняков» , «Флягин» , «Мартынов» , «Жемчужин» , «Левачев» , «Ростовцев» , строившихся в СССР в 1934-1936 годах специально для действий на реках Припять, Дунай, Днепр. Главные конструкторы М. М. Бойко, А. Б. Байбаков. Все корабли построены на заводе «Ленинская кузница» (завод №300) в Киеве. Корабли принимали активное участие в боях Великой Отечественной войны. А один из них - монитор «Железняков» стал легендарным.

Общие сведения

Корабли типа «Железняков» (проект СБ-37) относятся к классу мониторов - плоскодонных, низкобортных кораблей с мощным артиллерийским вооружением. Предназначены для подавления береговых батарей, разрушения береговых объектов противника, переправ, мостов и высадки десанта. Зоной действия мониторов являются реки, озера и прибрежная морская зона. Характерными особенностями мониторов являлись: плоское дно, малая осадка, очень низкий надводный борт (всего 60-90 см), размещение немногочисленных тяжелых орудий во вращающихся башнях с почти круговым обстрелом, бронирование всей надводной части (бортов, палубы, башен).

История создания

В связи с обострением обстановки в Европе в начале 30-х годов в СССР было принято решение о создании Днепровской военной флотилии для противодействия Польской пинской флотилии . При этом возникла необходимость в усилении флотилии хорошо вооруженными кораблями с низкой осадкой для действия в реке Припять.

Предшественники

В 1930-1932 гг. в Киеве, на заводе «Ленинская кузница», по заказу СБ-12 был построен монитор «Ударный» (конструкторы: А. Б. Байбаков, М. М. Бойко). «Ударный» был вооружен двумя дальнобойными 130-мм морскими орудиями , расположенными в полубашнях по линейно-возвышенной схеме, с характерным силуэтом. Став флагманом Днепровской военной флотилии монитор имел мощный, внушительный вид, свойственный скорее морским кораблям .

Но противопульное бронирование, большая осадка и высокий силуэт делали корабль плохо приспособленным для предполагаемого театра военных действий - верхнего течения реки Припять. Потому, несмотря на отличный внешний дизайн, концепция такого монитора не получила на Днепре дальнейшего развития, и конструирование речных кораблей пошло по иному пути.

На формирование облика будущих «днепровских» мониторов влияли многие факторы, среди которых основными стали: планируемый театр военных действий (р.Припять) требовал небольшую осадку и длину корпуса не более 45 м; предполагаемый противник - 6 польских мониторов с орудиями калибра 75-100 мм - вынуждал использовать противоснарядное бронирование хотя бы самых важных корабельных постов; столкновение во встречном бою с флотилией противника, обуславливало размещение артиллерии с возможностью одновременной стрельбы всех орудий в нос или корму;

Удаленность от морских баз снабжения диктовала применение унифицированных с армией боеприпасов; разнообразный характер решаемых задач (поражение бронированных речных кораблей противника, полевых укреплений, площадных открытых и даже воздушных целей) требовало установки достаточно скорострельных орудий со сбалансированными баллистическими характеристиками и широкой номенклатурой боеприпасов.

В результате этих, порой - взаимоисключающих, требований появился компромисс - монитор «Активный» (заказ СБ-30, конструктор А.Л. Николаенко), построенный в 1934 г. на той же «Ленинской кузнице». Особенностью проекта было соединение в одной (единственной) надстройке двухорудийной башни главного калибра, поворачивающейся на 360°, и на ее крыше боевой (она же - ходовая) рубки.

В ходе несколько запоздалой межведомственной борьбы (башня главного калибра уже была выполнена в металле), монитор все же получил в качестве главного калибра 102-мм морские орудия, а не 107-мм пушки армейского образца, как предлагалось Артиллерийским управлением Красной армии. В связи с обострением политической обстановки на Дальнем Востоке недостроенный «Активный» по частям был перевезен на Амур и собран в Хабаровске на заводе им. Кирова (завод №368).

Эксплуатация выявила ряд конструктивных недостатков монитора: на ходу он зарывался носом, плохо слушался руля, и наконец, было трудно управлять кораблем из вращающейся вместе с башней ходовой рубки.

Учтя этот опыт, конструкторским судо-механическим бюро завода «Ленинская кузница» был разработан улучшенный проект для заказа СБ-37 (главный конструктор М.М. Бойко, конструкторы А.Б. Байбаков, Лавров, Остроущенко, Филер, Эпштейн).

Предпосылки к созданию

Мониторы проекта СБ-37 специально проектировались для верхнего тече­ния Днепра и Припяти, и в целом вполне соответствовали своему региону по габаритам и, главное, по осадке. Естественно, что при их создании ис­ходили из того, что по ту сторону границы, у Польши, к тому времени также имелись шесть мониторов. При вдвое меньшем водоизмещении польские корабли несли по 3 75-мм пушки или 3 100-мм гаубицы. Уже сам факт применения гаубиц в качестве главного калибра говорит о том, что основным предназначением своих мониторов поляки видели содействие войскам, а не бой с советскими ко­раблями. Можно сказать, что эти корабли в большей степени отвечали ведению военных действий на реке Припять, чем отечественные. С вводом в строй в 1936-37 гг. шести мониторов типа «Железняков», советское командование сочло, что Днепровская флотилия наконец полу­чила необходимую боевую устойчивость.

Проектирование

В процессе проектирования возникло большое напряжение в отношениях между проектан­тами и заказчиками. Дело в том, что еще в начале XX столетия при проек­тировании амурских башенных канонерских лодок возникли предложе­ния вооружить их не корабельной, а полевой артиллерией. В пользу этого существовало два основных аргумента. Во-первых, настильная траекто­рия не позволяла поражать цели на обратных склонах, да и обрывистые берега, характерные для большинства рек, сильно затрудняли выбор ог­невых позиций, тем более закрытых. В этих условиях наличие на кораб­лях гаубиц значительно расширяло сферу применения корабельной ар­тиллерии. Во-вторых, для речных кораблей с флотской артиллерией при­ходилось создавать свою систему снабжения боеприпасами, зачастую дуб­лирующую армейскую. Однако тогда этот вопрос всерьез не рассматри­вался. С одной стороны, специфика Амура с его обширными плесами и низменными островами не вносила каких-либо существенных ограниче­ний по применению корабельной артиллерии. С другой стороны, у ар­мейцев в то время не существовало достойных аналогов 152-мм и 120-мм корабельным пушкам, да и их система снабжения на Дальнем Востоке сама во многом зависела от речных путей сообщения. При проектировании «Ударного» вопрос о вооружении речного мо­нитора полевой артиллерии опять поднимался, но и на этот раз армейцы нечего достойного предложить не смогли. А вот когда калибр уменьшился до 102 мм, возникла совершенно резонная идея установить на корабли модернизированные 107-мм полевые орудия образца 1910-1930 гг. При этом, хотя применение раздельно гильзового заряжания могло снизить скорострельность, упрощалось снабжение мониторов боеприпасами с ар­мейских складов.

Описание конструкции

общий вид мониторов проекта СБ-37

В силуэте корабля доминировала башня главного калибра - бронированная девятигранная (лоб башни с амбразурами орудий, был сделан из двух листов брони, отсюда «лишняя» грань).

Башня представляла собой вращающуюся железную конструкцию, покрытую броней, через которую проходила броневая рубка, защищенная колпаком из 8 вертикальных бронеплит, составляющих одно целое с вращающейся конструкцией. К задней стенке прикреплялась дальномерная рубка, в которой на тумбе размещался 9-футовый дальномер ДМ-3 Barr and Stroud , из числа закупленных еще до революции. Попасть в дальномерную рубку можно было только через лаз из башни главного калибра. Высота собственно башни - 2,76 м, по крыше дальномерной рубки - 3,92 м. От лобовой до кормовой стенки башни - 3,75 м.

По сравнению с заказом СБ-30 башня была несколько смещена к корме, но на полном ходу корабль все же зарывался носом. К правой стенке башни крепилась стрела (7,5 м) и лебедка крана, по левой стенке шел трап на ходовой мостик. На кормовой стенке был неподвижно закреплен бронированный дальномерный пост - бронированная рубка с размерениями 1,17x2,15x3,65 м, дополнительно поддерживаемый двумя откосами.

Восьмигранная боевая (ходовая) рубка высотой 2,0 м неподвижно крепилась на 750-мм трубе, жестко закреплённой на днище корабля и проходящей через башню главного калибра. Внутри трубы шел трап, с помощью которого через прорезанные в трубе лазы можно было попасть из рубки в башню главного калибра или в трюм.

К крыше башни главного калибра крепился П-образный ходовой мостик, на который можно было попасть с палубы по трапу на левом борту башни или через бортовые двери боевой рубки и далее по трапу в трубе. В свою очередь, на крыше боевой рубки (по левому борту) был оборудован сигнальный мостик и по центру установлен 60 см прожектор.

Продольный разрез проекта СБ-37

План-схема трюма проекта СБ-37

Поперечный разрез проекта СБ-37

План-схема 6-го отсека проекта СБ-37

Боевая рубка имела двери в бортовых гранях и пять больших амбразур, прикрываемых двухстворчатыми бронезаслонками со смотровыми щелями. На сигнальный мостик можно было попасть с ходового мостика по скоб-трапу на задней стенке рубки. К этой же стенке крепилась фок-мачта с марсовой площадкой.

Круглые пулеметные башни имели прямоугольный люк в крыше. Четыре бронированные створки прикрывали амбразуру, позволявшую вести огонь из 7,62-мм пулемета М-1 при возвышении до 80°.

На одном из мониторов в июле 1939 г. в качестве кормовой пулеметной башни четко просматривается шестигранная башенка броневика (без колпака) с 37-мм пушкой Гочкиса.

Кроме того, из пометок на экспликации чертежа общего вида монитора заказа СБ-37 от 5 июня 1936 г. видно, что прорабатывалась возможность установки в пульбашнях 12,7-мм пулеметов ДШК. Но от этого варианта отказались из-за малых размеров уже изготовленных башенок.

Модернизации и переоборудования

В ходе эксплуатации монитора стало ясно, что ни универсальные башенные установки 40-К, ни зенитные М-1 в пулеметных башнях, не могли в полной мере обеспечить ПВО корабля.

Поэтому в 1939 году была проведена модернизация ПВО, вместо открыто установленного 7,62-мм пулемета «Максим» установили пулеметную установку М-4 (4х7,62-мм пулемета «Максим»), называемую в то время «комплексная зенитная установка».

Установка монтировалась открыто на тумбе, всегда позади башни главного калибра и всегда по правому борту.

Точка установки на палубе определялось на каждом мониторе индивидуально, и варьировалась от 54-го до 66-го шпангоута.

Боекомплект 7,62-мм пулеметов составлял 3000 патронов на ствол.

В 1940 году носовую башню 40-К с одной пушкой заменили на похожую 41-К. Конструкторы ухитрились втиснуть в башню 41-К вместо одного два орудия 21-К.

Во время ремонта в Поти в 1943-1944 гг. на мониторе "Железняков" вместо снятых Максимов было установлено 2 27-мм зенитных автомата и 3 12,7 мм пулемета Виккерс

Список кораблей

Название Место постройки Заложен Спущен на воду Введён в эксплуатацию Судьба
«Железняков» 25 ноября 1934 22 ноября 1935 27 октября 1936 10 июля 1967 года установлен в Парке Моряков на набережной Днепра в Киеве в качестве памятника-мемориала.
«Флягин» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 30 декабря 1936 В ночь с 18 на 19 сентября 1941 года взорван экипажем в районе Дарницы ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра.
«Мартынов» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 8 декабря 1936 18 сентября 1941 года взорван экипажем в районе реки Конской в 4 км выше Благовещенска ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра.
«Жемчужин» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 27 ноября 1936 12 августа 1941 был взорван экипажем ввиду больших повреждений полученных в ходе боя.
«Левачёв» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 27 октября 1936 В ночь с 18 на 19 сентября 1941 года взорван экипажем в районе с. Десенки под Киевом ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра.
«Ростовцев» Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны
  • Григорьев В. В. И корабли штурмовали Берлин. - М.: Воениздат, 1984.

Галерея