Родился русский педагог, просветитель, действительный статский советник илья николаевич ульянов

Посвящается моему преподавателю истории КПСС

в ДГУ им. Шевченко доценту Серищееву Я.М.

Илья Николаевич Ульянов

Вначале, продолжая свою "лениниану" ,от себя лично я хочу сказать, что историю КПСС учу уже более 40 лет, раньше по принуждению, а теперь ради истины и при всем этом замечаю, что с каждым годом нахожу все новые и новые сенсационные темы.

А одолев таким образом огромный объем источников и литературы, я был крайне удивлен, что в научном, литературном и эпистолярном наследии Ленина нет ни одного упоминания об Илье Николаевиче Ульянове- официальном отце В.И. Ульянова (Ленина)

Между тем мать Ленина, Мария Александровна Ульянова (рожденная Бланк), в письмах разным адресатам, не считая писем, отправленных сыном лично ей, упоминается более 200 раз!

Почему так произошло нам совершено не ясно?

В том же Справочном томе к ПСС В.И. Ленина дан указатель иллюстраций

В разделе «Портреты В.И. Ленина и его родных» приведен перечень 20 портретов Ленина и 9 фотографий, на которых он запечатлен в групповом снимке. Кроме этого, в том же разделе отдельно приведен перечень портретов и фотографий М.А., Ульяновой, А.И.Ульяновой - портреты Елизаровой, Д.И. Ульянова, М.И. Ульяновой, М.Т. Елизарова (с собакой) и Н.К. Крупской. Указаны и тома, в которых приведены эти фотографии (6). Словом, в тома сочинений Ленина внесены портреты и фотографии почти всех Ульяновых и близких им людей, кроме Ильи Николаевича. Почему?

Такое положение дел создало у многих современных российских историков ложное мнение, будто этот высоко порядочный, добрый и трудолюбивый человек никакого отношения к Владимиру Ульянову не имел и в его жизни участия не принимал.

И еще один весьма примечательный факт

В Справочном томе (часть 2) к «Полному» собранию сочинений В.И. Ленина приведено свыше три тысяч имен, упоминаемых Лениным в своих сочинениях, письмах, телефонограммах, телеграммах, радиограммах и в разных записках).

Среди них мать Ленина, братья, сестры, их жены и мужья, тети по матери, двоюродные братья и сестры, их жены и мужья, мать и сестра Н.К. Крупской, М.Т. Елизаров и его брат, воспитанник А.И. Ульяновой и М.Т. Елизарова, няня семьи Ульяновых и т.д. В указанном томе нет лишь имени Ильи Николаевича.

И раз такой вот у нас образовался исторический казус-феномен, то я и попробую наверно впервые написать правдивую биографию И.Н. Ульянова.

А вся наша история начиналось в далекой и провинциальной не только по нынешним временам, а и по тем 1830 годам в г. Астрахани.

Там жил некий астраханский мещанин Николай Васильевич Ульянов который по невыясненным причинам умер в 1837 году. И его большая семья осталась без кормильца. Жена Анна Алексеевна, как было принято в то время, была домашней хозяйкой, воспитывала детей, старшему сыну, Василию, было 17 лет, сестрам, Марии и Феодосье, исполнилось 15 и 13 лет, а младшему Илье шел пятый год.

Семью надо было кормить одевать, выдавать девочек замуж. Заботы семьи легли на плечи старшего мужчины. Судя по имеющимся данным, Николай Васильевич не предполагал передавать свое мастерство и свое дело старшему Василию, - портным он не стал. Он был настроен на более яркую карьеру для своего старшего сына, поэтому отправил его в школу, а затем в гимназию, надеясь, что тот выучится и станет приказчиком.

Так и случилось. В 13 лет Василий помогал семье, зарабатывая составлением прошений, всевозможных челобитных для неграмотных мещан и крестьян. Имеется запись на 18-м листе ревизионной сказки: «К сей сказке государственный крестьянин Степан Кургузов », а по безграмотству его, по личной просьбе, мещанский сын Василий Ульянов руку приложил». Записей рукой Ульянова было сделано немало. Василий расписывался и за мещанку Авдотью Скоробогатову, и за вдову Елену Федорову, и за юртовского татарина Вагапа Нуримова. За подобные услуги мальчику платили копейки, но они были подспорьем в бюджете семьи.

По записям Василия Ульянова видно, что в тринадцать лет у него уже сложился канцелярский почерк. Семью без кормильца должен был содержать старший мужчина, и Василий был вынужден бросить школу. На первых порах помогал семье друг Николая Васильевича протоирей Николай Агафонович Ливанов, он и устроил его в компанию «Братья Сапожниковы», которые владели богатейшими астраханскими землями и водами.

Молодые, грамотные и расторопные люди были нужны откупщикам, Василию предложили стать соляным объездчиком. Сапожниковы получили «на откуп» Эльтонские, Басинские, Дарминские, Курочкинские и Алгаринские озера, разделили степь на участки, посадили в каждом по соляному приставу, дали приставу конную стражу.

Конных стражников называли дозорщиками или объездчиками. Среди них был и Василий Ульянов . В одном из номеров «Астраханских губернских ведомостей» за 1841 год есть объявление «О вызове на службу». Там, между прочим, говорилось: «Астраханское соляное правление вызывает желающих, знающих грамоту, к занятию должности вахтеров и соляных объездчиков. Жалование таковым назначается в год 57 рублей серебром».

Усердие Василия было замечено, и толкового, расторопного объездчика Сапожниковы перевели в приказчики, в контору в Астрахани. А.И. Елизарова-Ульянова писала:

«Василий Николаевич Ульянов некоторое время работал соляным объездчиком, а затем приказчиком рыбопромышленной фирмы «Братья Сапожниковы». Соляная контора Сапожниковых размещалась в самом центре Астрахани на Московской улице в нижнем этаже Гостиного двора. Московская улица считалась в то время лучшей в городе.

Будучи еще объездчиком, Василий смог содержать домашнее хозяйство, выдать замуж старшую сестру замуж за вдовца Николая Захаровича Горшкова, почтенного человека.

Купечество было привилегированным, «третьем сословием» после дворянства и духовенства. «Жалованная грамота городам» 1785 г. определила сословные права и привилегии купечества, которое освобождалось от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Замужество Марии на купце третьей гильдии говорит о неком благополучии в семье Ульяновых, достатке и самое главное о достигнутом Василием положении, которое вызывало уважение.

Василий был общительным и начитанным человеком и пользовался большим авторитетом.

Когда младшему брату, Илье, исполнилось 12 лет, Василий стал ходить по разным учреждениям, чтоб достать документы, необходимые для его зачисления в гимназию.

Осуществить мечту отца – дать детям образование – Василий считал своей обязанностью .

Выходцам из «податного сословия» доступ в гимназию был ограничен. Благодаря большим связям и хлопотам крестного отца, протоиерея Николая Агафоновича Ливанова, удалось устроить мальчика в гимназию .

Не малую роль сыграл и сам статус Василия Николаевича, который он приобрел к этому времени в городе.

В 1842 году были изданы новые правила о взимании платы за обучение. С учащихся брали по три рубля серебром в год.

Эта плата должна была употребляться «на поощрение достойных учителей, на вспоможение бедным и на усиление способов содержания учебных заведений». Все затраты, связанные с обучением, все годы покрывал и оплачивал Василий, Седьмого сентября 1843 года И. Ульянов переступил порог Астраханской мужской гимназии, в которой в основном обучались дети зажиточных купцов, дворян, и среди них Илья считался бедняком.

Ульянову, как «беднейшему ученику, отличающемуся хорошим поведением, способностями и охотою к учению», были вручены в качестве поощрения денежные премии в 1848 и 1849 годах, по 25 рублей.

При переводе в VI класс Илья Ульянов был отмечен похвальным листом и книгою. В ведомости об успехах учеников Астраханской гимназии, поданной в Казанский учебный округ в 1849 году, от учеников VI класса был представлен только один, имеющий по большинству предметов оценку «пять» - Ульянов Илья.

На торжественном вечере 19 июля 1850 в гимназии ему вручили свидетельство и серебряную медаль. Таких успехов не добивался за все время существования гимназии еще ни один ученик.

«Свидетельство

Предъявитель сего, Илья Николаев сын, Ульянов, сын астраханского мещанина, имеющий ныне от роду восемнадцать лет, обучался в Астраханской гимназии с 7-го сентября 1843 года по 10-е июня 1850 г., во всё время учения своего был поведения отличного и в преподаваемых предметах оказал успехи:

В законе божием, священной и церковной истории - отличные,

русской грамматике и словесности - отличные,

математике - отличные,

физике - отличные,

истории - хорошие,

географии - хорошие,

законоведении - отличные.

В языках:

французском - отличные,

немецком - хорошие,

в рисовании, черчении и чистописании - отличные.

В удостоверении чего, с утверждения г. попечителя Казанского учебного округа от 6 июля 1850 года за № 2 875, дано ему, Ульянову, сие свидетельство за надлежащим подписанием и с приложением гимназической печати, но с тем, что ему, Ульянову, происходящему из податного состояния, не представляется тем никаких прав для вступления в гражданскую службу.

Астрахань, июля 19 дня 1850 года.

Директор училищ Аристов.

Директор Астраханской гимназии А.П.Аристов написал в мае 1850 года управляющему Казанским учебным округом ходатайство принять Илью Ульянова в университет на казенный счет:

«Ученик вверенной гимназии, оканчивающий нынешний год курс гимназического учения с весьма хорошими познаниями наук, при отличном поведении, сын астраханского мещанина Илья Ульянов просит моего ходатайства о помещении его на одну из стипендий Астраханского при гимназии пансиона в Казанский университет, для дальнейшего образования.

Ученик Ульянов с самого начала поступления своего в гимназию по окончании полного курса в уездном училище в 1843 году в каждом классе гимназии обучался при хороших способностях с весьма хорошими успехами, при отличном поведении и ежегодно был переводим в высшие классы с похвалою и теперь оканчивает курс гимназического учения с весьма хорошими познаниями всех предметов; но очень недостаточное состояние родного его брата, его воспитывающего, преграждает этому даровитому мальчику путь к дальнейшему образованию умственных способностей в университете; он совершенно беден и круглый сирота.

Принимая участие в судьбе Ульянова и желая со своей стороны подать способы к усовершенствованию его способностей и познаний, я осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Превосходительство, если можно будет, о помещении ученика Ульянова стипендиатом в Казанский университет...».

Прежде всего, Илье пришлось хлопотать перед мещанским сословием Астрахани, чтобы его выписали из податного сословия и предоставили увольнительное свидетельство с обязательством общества принять на себя платеж и отправление рекрутской повинности.

Обязательство оплачивать подати взяла на себя мать Ильи, Анна Алексеевна: «платеж за мещанина Илью Ульянова податей и прочих повинностей впредь до исключения его из мещанского общества обязалась производить бездоимочно мать Ульянова вдова мещанка Анна Алексеевна». Однако городскую думу обязательство матери не устроило, и она потребовала, чтобы мещанское общество взяло платеж податей на себя.

Городской голова не надеялся, что Анна Алексеевна сможет своевременно платить за сына подати. «Да и больна очень». Началась переписка между городской думой и астраханским мещанским обществом.

После взятия дополнительного обязательства по выплате подати Василием Николаевичем астраханская городская дума выдала Илье Ульянову отпускное свидетельство, но вместе с тем сообщила, что он может считаться уволенным лишь до новой переписи лиц «податного сословия». Администрацию университета это не удовлетворяло, и зачисление Ильи Николаевича в университет состоялось 30 сентября 1850 года лишь условно.

Переписка между астраханской думой и Казанским университетом по этому поводу длилась многие месяцы. Лишь 3 февраля 1851 года Илья Ульянов был утвержден в числе студентов. Василий исправно выплачивал все подати, включая налог за рекрутскую повинность, в мещанское общество.

В рекрутском списке мещан Астрахани, «отправляющих рекрутскую повинность натурою» в 1851 году, на странице 290-й значится «Василий Николаев Ульянов, его брат Илья».

В рекрутском списке 1854 года записаны Василий и Илья. Хотя и есть приписка: «Василия Ульянова брат Илья уволен обществом в 1850 году в Императорский Казанский университет для обучения наук, где и теперь находится».

«Податное состояние» мещанина не позволяло Илье претендовать на бесплатное обучение и получение стипендии. На ходатайство директора Астраханской гимназии последовал ответ попечителя Казанского учебного округа, в котором указывалось, что стипендии имеют целью «облегчить лишь чиновникам способы к воспитанию детей.

Но для приема Ульянова, принадлежащего к мещанскому сословию, в число стипендиатов нет достаточного основания»

При поддержке Василия Николаевича Илья пишет прошение на имя ректора И.М. Симонова предоставить ему возможность пройти полный курс обучения за свой счет. «Желая для окончательного своего образования выслушать полный курс наук в Императорском Казанском университете по математическому факультету, осмеливаюсь утруждать Ваше Превосходительство покорнейшей просьбою о принятии меня в число своекоштных студентов, по выдержанию мною установленного для поступления в университет экзамена»

На прошение Ильи Ульянова директор дал указание зачислить Илью Ульянова в университет на свой кошт.

Илья Николаевич сдал экзамены блестяще и сразу же стал подыскивать себе работу домашнего учителя, чтобы частными уроками добывать средства на свое пропитание. Василий Николаевич нес бремя и исправно оплачивал все необходимые расходы за обучение. В первую очередь это говорит о том, что у него было достаточно средств и содержать большую семью, и себя, и обучение. А, во-вторых, говорит о бесконечной вере старшего брата в способности младшего, о его готовности к отречению от благ для себя ради одной великой мечты. Василием можно только восхищаться. При всяком удобном случае Василий Николаевич посылал в Казань деньги и с нетерпением ожидал вестей от студента.

В Казанском университете среди дисциплин видное место занимала математика. Кумиром казанских студентов был Николай Иванович Лобачевский (1793-1856), знаменитый математик, создатель неэвклидовой геометрии, мыслитель и материалист. В Казанском университете он был магистром, профессором с 25-летнего возраста, деканом факультета и ректором. В 1854 году Ульянов окончил университет, получив степень кандидата математических наук за предоставленную им письменную работу на тему «О способе Ольберса и его применение к определению орбиты кометы Клинкерфюса».

Однако кандидат математических наук Ульянов все еще числился в официальных бумагах мещанином. Ульянову как выходцу из мещан необходимо было получить свидетельство Астраханской казенной палаты об исключении его из мещанского сословия. Последовала переписка с Астраханским мещанским обществом.

В ноябре 1854 года пришло свидетельство: «Астраханского мещанина Илью Николаевича Ульянова, окончившего в Казанском университете курс наук и уволенного обществом с обязательством платить за него все подати и повинности до 10-й ревизии, исключить из астраханских мещан с начала будущего 1855 года и о том предписать городской думе и уездному казначейству ».

И только тогда попечитель учебного округа утвердил представление совета университета о выпуске И. Н. Ульянова со степенью кандидата. 13 декабря ректор и декан подписали кандидатский диплом.

Вот такое было время в той «просвещённой Российской империи» за которой так ностальгирует часть нынешних россиян. Трудно было бедному и способному человеку получить образование.

И пример И.Н. Ульянова тому собственно есть лучшая и иллюстрация!

Но продолжим изучение биографии И.Н. Ульянова

«7 мая 1855 года Илья Николаевич, уже выдержавший необходимые обязательные экзамены на звание старшего преподавателя, был назначен в пензенский Дворянский институт .

31 мая 1855 года Лобачевский уведомил пензенского директора, что «кандидат Казанского университета Илья Ульянов, получив из канцелярии попечителя подорожную по казенной надобности, отправился к месту служения 28 сего мая».

Илья Николаевич Ульянов с 1855 по 1863 годы служил старшим преподавателем физики и математики в Пензенском дворянском институте.

Кроме того, по указанию Н.И. Лобачевского он проводил постоянные метеорологические наблюдения, заведовал фундаментальной библиотекой и вел уроки в воскресной школе.

В эти годы Илья Николаевич написал работы «О грозе и громоотводах», «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы».

В Пензе он жил на квартире у своего близкого друга - учителя В.И. Захарова, у которого в то время проживали также воспитанники Пензенской гимназии Н.А. Ишутин и Д.В. Каракозов. (обратите на это факт свое внимание уважаемый читатель. Ибо с ним для И.Н. Ульянова будут связаны далеко не очень приятные события в личной жизни. Если конечно принять на веру те версии, что сейчас публикуются в трудах различных историков РФ.)

В отчете «О состоянии института» за 1858 год, в числе четырех учителей, упоминается И. Н. Ульянов, как выделившийся по способностям и успехам в преподавании. Кроме того, в том же 1858 году он получил за «усердие в преподавании» денежную награду в 150 рублей. Ревизией сенатора Сафонова в 1859 году И. Н. Ульянов отмечен за отличное ведение своего дела.»

И все было бы в жизни И.Н. Ульянова преотлично и его без сомнения ожидало светлое будущее и титул великого русского ученного! Но, вот тут, БЕДА ПОДКРАЛАСЬ НЕЗМЕТНО! А незаметно потому что была спрятана в красивую обёртку!

Летом 1861 года в Пензу прибыл новый инспектор института Иван Дмитриевич Веретенников. Поселился он с семьей, как и его предшественники, в служебной квартире на первом этаже. Держался просто и сердечно.

Он познакомил коллег с женой, Анной Александровной Бланк, женщиной общительной и жизнерадостной.

Она увлекалась литературой, писала стихи, хорошо знала немецкий и французский языки, свободно читала по-английски. Сестру в Пензе навестила младшая сестра Мария Александровна.

К Веретенниковым зачистили молодые педагоги.

В ноябре 1861 года Мария Бланк, потомственная дворянка, познакомилась с учителем физики и математики Ильей Николаевичем Ульяновым. В 1861-1862 годах Мария Бланк неоднократно бывала в Пензе.

Весной 1863 года состоялась помолвка Марии и Ильи! Запомним эту роковую для И.Н. Ульянова дату, ибо на нам очень пригодится когда мы будем изучать биографию самой Марии Бланк. Которая была как показали дальнейшие события не только роковой женщиной, но и злым гением всего семейства Ульяновых.

А вот тогда в 1863 году Илья Николаевич очевидно под прямым влиянием своей невесты -обратился к своему бывшему учителю Астраханской гимназии Тимофееву, который к тому времени был директором училищ в Нижнем Новгороде, с просьбой помочь перебраться в Нижний Новгород и устроиться работать в губернской мужской гимназии.

В том же году Мария Бланк решила экстерном сдать экзамены на звание учительницы начальных школ. Илья Николаевич помогал во время подготовки.

Экзамены Мария сдала успешно. Сохранилось свидетельство, выданное дирекцией самарских училищ.

В нем говорится: «Дано сие дочери Надворного Советника девице Марье Бланк в том, что вследствие поданного ею прошения о желании получить право на первоначальное обучение чтению и письму по Русски, Немецки и по Французски, она была допущена к испытанию в Самарской Гимназии и оказала в Законе Божием, Русском языке, Арифметике, Немецком и Французском языке вполне удовлетворительные сведения. А потому ей, Бланк, и дано право на преподавание вышеупомянутых предметов...».

Из Самары Маша отправилась в Кокушкино . В метрической книге по Лаишевскому уезду Казанской губернии за август 1863 г. содержится запись о том, что

«25 августа старший учитель Нижегородской гимназии Илья Николаевич Ульянов, 32 лет, православного вероисповедания и дочь надворного советника Александра Дмитриевича г-на Бланка Мария Алек¬сандровна Бланк, 28 лет, православного вероисповедания венчались первым браком».

Но «медовый месяц» оказался слишком коротким.

7 сентября там же, в Кокушкино, скончалась крестная мать и воспитательница Марии Александровны Екатерина Ивановна фон Эссен. А через несколько дней молодые уже поднимались пароходом по Волге в Нижний Новгород.

Тут я остановлюсь сам и остановлю внимание читателя! Вот эта деревня Кокушкино Лаишевского уезда Казанской губернии в биографии нашего главного героя В.И.Ульянова - Ленина станет почти перстом судьбы! И место отбывания первой политической ссылки!

Но нам не ясно почему молодые Мария и Илья Ульяновы оказались в Кокушкино и почему там венчались?

И кто такая эта самая Екатерина Ивановна фон Эссен ставшая почему-то крестной матерью и воспитательницей Марии Бланк????

Справка: Екатерина Элеонора Екатерина Ивановна Гроссшопф (фон Эссен)

Умерла: 7 септября 1863, Kokushkino

В 1840 году Анна Ивановна тяжело заболела, умерла и была похоронена в Петербурге на Смоленском евангелическом кладбище.

А заботу о детях целиком взяла на себя ее сестра Екатерина Ивановна фон Эссен, овдовевшая в том же году. Александр Дмитриевич, видимо, и прежде симпатизировал ей. Не случайно родившуюся в 1833 году дочь он назвал Екатериной. После смерти жены они сближаются еще больше, и в апреле 1841 года А. Д. Бланк решает вступить с Екатериной Ивановной в законный брак.

Однако подобные браки - с крестной матерью его дочерей и родной сестрой покойной супруги - закон не разрешал. И Екатерина Ивановна фон Эссен становится его гражданской женой.

В историю российской медицины А. Д. Бланк вошел как один из пионеров отечественной бальнеологии - лечения минеральными водами.

На пенсию он вышел в конце 1847 года с должности доктора Златоустовской оружейной фабрики, дослужился до чина надворного советника, дававшего право на дворянство, и уехал с Урала в Казанскую губернию, где в 1848 году в Лаишевском уезде на его сбережения, а в основном на средства Екатерины Ивановны, было куплено имение Кокушкино с 462 десятинами земли (503,6 га), водяной мельницей и 39 крепостными крестьянами.

4 августа 1859 года Сенат утвердил А. Д. Бланка и его детей в потомственном дворянстве, и они были занесены в книгу Казанского дворянского депутатского собрания.

Вот так Мария Александровна Бланк оказалась в Казани, а затем в Пензе, где познакомилась с Ильей Николаевичем Ульяновым...

Их свадьбу, как до этого и свадьбы других сестер Бланк, сыграли в Кокушкине 25 августа 1863 года.

22 сентября 1859 г. супруги Ульяновы погостив в родовом дворянском гнезде» уехали в Нижний Новгород, куда Илья Николаевич получил назначение старшим учителем математики и физики мужской гимназии.

Формулярный список о службе директора народных училищ Симбирской губернии действительного статского советника Ильи Ульянова.

Из мещан.

По окончании курса в Императорском Казанском Университете со степенью кандидата в 1854 г. Попечителем Казанского Учебного Округа назначен исправляющим должность старшего учителя математики в высших классах Пензенского дворянского Института с 7 мая 1855 г.

Указом Правительственного сената 31 августа 1860 г. произведен в титулярные советники со старшинством с 11 ноября 1855 г.

Указом Правительственного сената 20 февраля 1862 г., произведен в коллежские асессоры со старшинством с 11 ноября 1858 г.

Приказом Г. Попечителя Казанского Учебного Округа перемещен тем же званием в Нижегородскую гимназию 22 июня 1863 г.

Указом Правительственного сената 12 июля 1863 г. за № 157 произведен в надворные советники со старшинством с 11 ноября 1862 г.

Государь император по удостоению Комитета Гг. Министров всемилостивейшее соизволил пожаловать за отлично-усердную службу и особые труды орден Св.Анны 3-й степени. 19 ноября 1865 г.

Указом Правительственного сената от 4 июля 1867 г. за № 155 произведен за выслугою лет в коллежские советники со старшинством с 11 ноября 1866 г.

Приказом Г. Управляющего Министерством Народного Просвещения от 6 сентября 1869 г за № 19 утвержден инспектором народных училищ Симбирской губернии с 1 сентября 1869 г.

Указом Правительственного сената по департаменту Геральдий от 25 ноября 1871 г за № 5326 произведен за выслугу лет в статские советники со старшинством с 11 ноября 1870 г.

Всемилостивейшее награжден за отличную службу орденом Св. Станислава 2-й степени. 22 декабря 1872 г.

Приказом Г. Министра Народного Просвещения от 17 августа 1874 г за № 16 назначен директором народных училищ Симбирской губернии 11 июля 1874.

Всемилостивейшее награжден за отлично-усердную службу чином действительного статского советника 26 декабря 1877г.

Приказом Г. Управляющего Министерством Народного Просвещения от 15 декабря 1880 г. за № 15 оставлен на службе на один год по выслуге 25-летнего срока с 11 ноября 1880 г.

Предложением Г. Товарища Министра Народного Просвещения от 27 апреля 1881 г. за № 6126 назначена ему, за выслугу 25-ти лет, в пенсию полный оклад жалованья одну тысячу р., со дня выслуги 25-летнего срока, сверх содержания на службе с 11 ноября 1880 г.

Приказом Г. Министра Народного Просвещения от 7 декабря 1881 г. за № 10 оставлен на службе на четыре года с 11 ноября 1881 г.

Всемилостивейшее награжден за отлично-усердную службу орденом Св. Владимира 3-й степени 1 января 1882 г.

Да и было за что получать награды. К 1886 г. благодаря энергии и настойчивости инспектора и директора народных училищ И. Н. Ульянова земства, городские думы и сельские общества увеличили отпуск средств на школьные нужды более чем в 15 раз.

Было построено более 150 школьных зданий, а количество учащихся в них возросло до 20 тыс. человек.

И это при том, что качество образования стало соответствовать требуемым стандартам.

Но как часто это бывает СМЕРТЬ подкрадывается к людям незаметно. Не миновала сия чаща и нашего И.Н. Ульянова. В общем жил да был светский генерал. Слуга царю отец учителям!

Но всему свое время и формуляр сухо подводит итог: «Состоя на службе, умер 12 января 1886 г

В возрасте 54 лет Илья Николаевич скоропостижно скончался, от кровоизлияния в мозг. Мария Александровна начала хлопотать пенсию, это прошение было быстро удовлетворено.

Симбирское Дворянское депутатское собрание, «…постановлением 17 июня 1886 г, внесло в третью часть дворянской родословной книги вдову Действительного Статского Советника Ильи Николаева Ульянова Марию Александрову и детей их…», что было утверждено указом императора от 6 ноября 1886 г.

Полученная пенсия составляла 100 рублей в месяц.

Память о И.Н. Ульянове . Известность Илье Ульянову принесли его знаменитые сыновья-революционеры - Александр Ульянов и Владимир Ульянов-Ленин. В честь этого очевидно в СССР и решили знавать:

И вот, казалось бы, мы рассмотрели всю биографию И.Н. Ульянова. Но остался последний хотя и очень важный штрих.

Я его для себя назвал «КУКУШКИНЫ ДЕТИ ».

Такая мысль у меня пришла в голову как после информации о совершении бракосочетания М. Бланк и И. Ульянова в д. Кукушкино (где собственно и начался физиологический процесс рождения первого ребенка супругов Ульяновых - дочери Анны) и открытия современных российских историков о том, что ни один из 8 детей Марии Ульяновой не являлся ребенком И.Н. Ульянова.

Который якобы был пассивным педерастом, ненавидевшим весь женский пол.

Но поскольку, следуя логике современных российских охотников за сенсациями И.Н. Ульянов имел «в Санкт-Петербурге «высоких покровителей» то его чудачества с гомосексуальными отклонениями ему сходили с рук. Карьера и слава росла и мнение о нем как о примерном отце многодетной семьи оставалось непоколебимым до самой его смерти!!! Как это ему удалось, неведомо и до сего дня!

При этом самого И.Н. Ульянова якобы еще и жалеют за злую долю, но вот все грехи, связанные с «нагулянными» детьми и падают на М.А. Ульянову.

Судите сами. Тут математике не хитрая. В 1863 году тридцатидвухлетний И. Н. Ульянов вступает в брак с двадцативосьмилетней Марией Александровной Бланк .

У Ильи Николаевича и Марии Александровны Ульяновых родилось 8 детей, двое из которых умерли в младенчестве:

Но, эти все вопросы с рождением и жизнью каждого из детей И.Н. Ульянова мы разберем в соответствующих главах данной работы. А на этом я заканчиваю данную часть.

В следующей части мы с вами займёмся более сложным вопросом, связанным с изучением крайне запутанной и противоречивой до невозможности биографии М.А. Ульяновой.

Ему очень хотелось эту школу видеть образцовой. Поэтому он сам начертил ее план, составил смету, нашел подрядчиков. Много пришлось хлопотать о деньгах, и в учебном округе, и в Курмышском уездном училищном совете. Все это заняло не один год. Лишь в мае 1873 года появилось в Ходарах просторное и удобное здание. Здесь же получил квартиру учитель. При постройке Илья Николаевич пытался предусмотреть все мелочи: форточки в окнах - проветривать классы; широкий коридор, в котором стояли бы вешалки для верхней одежды и где можно было бы ребятишкам во время переменки порезвиться, а то и гимнастикой заняться. Позаботился о том, чтобы была удобная мебель, шкафы для книг, учебные пособия. Впервые появились в глухой деревне карта России и глобус.

Илья Николаевич частенько наведывался в Ходары, интересовался успехами ребят. Был доволен: ученики бойко отвечали на русском и чувашском. Последнее обстоятельство особенно пришлось по душе родителям. Докладывая об этом попечителю учебного округа, инспектор подчеркнул: училище приобрело такое доверие крестьян, что они присылают своих детей сюда не только из Ходар, но и окрестных деревень. И снова и снова просил увеличить средства на отопление, освещение и страхование дома, на наем сторожа, на книги и учебные пособия, а также на обучение «чувашских мальчиков некоторым ремеслам и мастерствам, необходимым в их местности».

Вслед за Ходарами были открыты чувашские школы еще в нескольких селах губернии. В том числе и в деревне Кошки, на родине поборника народного просвещения чуваша Ивана Яковлевича Яковлева.

Встреча с этим человеком была для Ильи Николаевича, весьма разборчивого в знакомствах и связях, одной из тех, что перерастают в добрые отношения на долгие годы. Он еще только начинал службу инспектора народных училищ в 1869 году, когда впервые услышал о том, что один из гимназистов Симбирска, Иван Яковлев, пригласил к себе из деревни паренька и готовит его к поступлению в уездное училище. Илья Николаевич заинтересовался этим необычным случаем. Вскоре они встретились - руководитель народного образования в губернии и двадцатилетний гимназист, одержимый идеей просветить родной народ. Слух оказался правильным - за год до приезда Ульянова в Симбирск Иван Яковлев действительно вызвал сюда из родного Буинского уезда чувашского паренька Алексея Рекеева и на свой страх и риск (и на свои деньги) учил его, оговорив при этом, что после окончания уездного училища Рекеев поедет учительствовать в село. Это был первый ученик Яковлева.

Иван Яковлевич был человеком незаурядным. «Незаконнорожденный» сын вдовы-чувашки, росший в бедности, он волей случая был зачислен в сельское удельное училище, затем в Симбирское уездное. Страстно стремясь к знаниям, сумел поступить в гимназию, где увлеченно и усердно занимался.

Явно тяготея к педагогике, Яковлев внимательно и заинтересованно следил за дискуссиями об образовании «инородцев». У него была и своя точка зрения: он полагал, что чуваши, как и другие народности, должны учиться у великого русского народа, знать язык и культуру России, приобщиться к ее духовному богатству. Иван Яковлевич считал, что единение двух народов не отрицает, а, напротив, предполагает совершенствование чувашского алфавита, национальной письменности, школ на родном языке.

Илья Николаевич стал поддерживать Яковлева, помогать его ученикам. В 1870 году юноша окончил с золотой медалью гимназию и поступил в Казанский университет. Осенью он уехал из Симбирска. В городе остались четверо его подопечных. Теперь о них заботился Илья Николаевич. Старшего из них - Рекеева - он принял на педагогические курсы. Еще трое учились в уездном училище.

Для того чтобы ученики-чуваши могли платить за жилье, одеваться, питаться, приобретать учебные пособия, в городе был проведен сбор пожертвований. Собрали более 250 рублей. Вместе с Ульяновым в подписке приняли участие Ауновский, Белокрысенко и другие его знакомые. Буинское уездное земство также согласилось отпускать, начиная с 1871 года, по 60 рублей в год на каждого из членов «чувашской общины».

Дело, которое Иван Яковлев начинал в одиночку, с помощью Ильи Николаевича стало двигаться быстрее.

Учась в университете, Яковлев не забывал о Симбирске и своих воспитанниках, присылал им многочисленные письма и наставления, среди которых основным было: непременно советоваться обо всех делах с уважаемым инспектором. А дел этих набиралось достаточно. То забирают в армию Алексея Рекеева и надо его освобождать от солдатчины, то приходится подыскивать для учеников удобную квартиру, то организовать концерт в пользу «чувашской общины», то провести сбор средств по подписному листу.

И Илья Николаевич, и студент Яковлев писали письма в учебный округ: доказывали необходимость создания специальной чувашской школы в губернском центре. И добились своего: министерство просвещения разрешило с 1 января 1871 года ее открыть.

Но разрешение - это еще не реально существующая школа. Надо было составить смету расходов, получить деньги, подыскать учебные пособия. 15 ноября 1871 года состоялось открытие школы. И вплоть до лета 1875 года, до возвращения Яковлева из Казани после окончания университета, Илья Николаевич руководил этим учебным заведением.

Трудно переоценить роль инспектора народных училищ в становлении школы, в стенах которой не только готовились просветители и учителя чувашского народа, но возрождалась национальная культура. Школа стала для чувашей главным культурно-просветительским центром, давала своим воспитанникам разнообразные знания, приобщала к русской культуре, укрепляла дружбу народов. Уже в годы Советской власти А. В. Луначарский назовет ее «источником возрождения всей чувашской культуры».

Илья Николаевич до конца своих дней поддерживал эту школу, помогал ей. Он заботился о средствах на ее содержание, подыскивал и арендовал помещения, хлопотал перед учебным округом об улучшении условий жизни учеников, подбирал книги для библиотеки, организовал сапожную мастерскую, добивался, чтобы воспитанников лечили врачи земской губернской управы. Илья Николаевич был советчиком, защитником, руководителем чувашской школы, помогал Яковлеву выработать правильный - в духе идей К. Д. Ушинского - подход к образованию и воспитанию детей. Благодаря этому постоянному вниманию, этим многотрудным хлопотам и заботам школа выстояла и утвердилась.

И не только она одна. В официальном отчете в 1872 году инспектор народных училищ писал: «Инородческие начальные народные училища, содержимые на средства министерства народного просвещения, представляются наиболее организованными между прочими… Преподавание в этих училищах поручено учителям, более или менее подготовленным к делу и весьма усердным в выполнении своих обязанностей. Нравственные качества преподавателей не заставляют желать лучшего».

…Подходил к концу второй год инспекторства. Открыты чувашские школы в Ходарах, Кошках и Симбирске, татарская - в Петряксах, значительно больше стало учеников из мордвы. Крестьянство увеличило свои взносы на образование с 39,7 до 46,7 тысячи рублей. Карсунское, Симбирское и Буинское земства повысили жалованье лучшим учителям со 120 до 180–240 рублей. В Сызрани был проведен первый учительский съезд. Губернское земство стало выделять на содержание своих стипендиатов - слушателей педагогических курсов более трех тысяч рублей в год.

Сил положено было немало. Но Илья Николаевич не кривил душой, когда заявил со страниц губернской газеты, что успехи в деле народного образования «еще далеко не значительны» и что «предстоит еще много труда и материальных жертв для сравнительно большого развития молодого поколения».

И по-прежнему главной оставалась проблема учителей.

В иных школах занятия не проводились иногда по нескольку дней. А ведь учебный год был так короток!

Илья Николаевич грустно констатировал: из 226 учителей только 47 окончили курс в духовных семинариях и уездных училищах, 31 - в тех же сельских школах, где теперь сами учат, 41 получил домашнее образование, а остальные - недоучки и неудачники. Но и на этих, плохих, учителей вряд ли можно рассчитывать в будущем. Дело в том, что решением министерства с 1872 года для сельских учителей вводятся экзамены за весь курс уездного училища. Большинство наверняка их не выдержит и вынуждено будет оставить педагогическую службу.

Илья Николаевич Ульянов (14 (26) июля 1831, Астрахань - 12 (24) января 1886, Симбирск) - государственный деятель, педагог, сторонник всеобщего равного для всех национальностей образования. Действительный статский советник.

Известность Илье Ульянову принесли его знаменитые сыновья-революционеры - Александр Ульянов, Владимир Ульянов-Ленин, Дмитрий Ульянов, дочь-революционерка Мария Ульянова.

Происхождение

При рождении Ильи Николаевича в церковной метрической книге было записано: «Девятнадцатого числа астраханск. мещ. Николая Василия Ульянина и законной жены его Анны Алексеевны сын Илья». Впоследствии он изменил свою фамилию с Ульянин на Ульянов. Когда родился Илья, его отцу Николаю Ульянину уже исполнилось 60 лет.

Биографические материалы о родителях В. И. Ленина много лет собирала Мариэтта Шагинян. Первое издание её хроники «Семья Ульяновых» вышло в свет в 1935 г. и вызвало резкое недовольство Сталина. 5 августа 1936 г. появилось постановление Политбюро ЦК ВКП(б), принятое по инициативе Сталина, «О романе Мариэтты Шагинян „Билет по истории“ часть 1. „Семья Ульяновых“», в котором автора романа подвергли критике, а роман попал в список запрещённых книг.

Отец

Николай Васильевич Ульянин (1770-1838) - астраханский мещанин, работавший портным-ремесленником. По официальной версии - бывший крепостной крестьянин из села Андросово Сергачской округи (уезда) Нижегородской губернии.

Мать

Анна Алексеевна Смирнова (1800-1871) - дочь астраханского мещанина Алексея Лукьяновича Смирнова - в 1823 году, в возрасте двадцати трёх лет выходит замуж за пятидесятитрёхлетнего крестьянина Ново-Павловской слободы - Николая Васильевича Ульянина (1770-1838) или Ульянинова, с 1808 года приписанного к сословию мещан Астрахани. В браке Анна Алексеевна родила пятерых детей: трёх девочек и двух мальчиков. Последним ребёнком в семье был Илья.

Мариэтта Шагинян пишет, что Анна Алексеевна Смирнова по отцовской линии происходила из рода крещёных калмыков.

Биография

Илья Ульянов рано лишился отца, воспитывался попечением старшего брата, Василия Николаевича. Окончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью в 1850 году и физико-математический факультет Казанского университета в 1854 году со степенью кандидата математических наук (то есть с отличием).

По окончании университета И. Н. Ульянов начал работать старшим учителем математики в Пензенском дворянском институте с заведованием институтской метеорологической станцией. В 1863 году вступает в брак с Марией Александровной Бланк.

В 1863 переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода.

В 1869 году И. Н. Ульянов получает назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии, затем, в 1874 году - директора народных училищ Симбирской губернии.

Н. К. Крупская в своих воспоминаниях отмечала, что «как педагог, Илья Николаевич особенно усердно читал Добролюбова».

Илья Ульянов умер, состоя на службе, от кровоизлияния в мозг на 55-м году жизни (совпадение: его второй сын Владимир умрёт от этого же заболевания в возрасте почти 54 лет) . Похоронен на кладбище Покровского монастыря г. Симбирска.

Хронология

  • 14 (26) июля 1831 г. - родился в семье портного.
  • 1850 г. - окончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью.
  • 1854 г. - окончил физико-математический факультет Казанского университета со степенью кандидата математических наук (то есть с отличием).
  • 1855-1863 гг. - учитель математики в Пензенском дворянском институте.
  • 1863 г. - вступает в брак с Марией Александровной Бланк.
  • 1863 г. - переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода.
  • 1869 г. - получает назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии.
  • 1874 г. - директор народных училищ Симбирской губернии.
  • 1877 г. - действительный статский советник, чин давал право на потомственное дворянство.
Дети: Анна , Александр , Ольга, Владимир , Ольга , Николай, Дмитрий , Мария Награды:

Илья́ Никола́евич Улья́нов (14 (26) июля , Астрахань - 12 (24) января , Симбирск) - государственный деятель, педагог , сторонник всеобщего равного для всех национальностей образования. Действительный статский советник .

Известность Илье Ульянову принесли его знаменитые сыновья-революционеры - Александр Ульянов , Владимир Ульянов-Ленин , Дмитрий Ульянов , дочь-революционерка Мария Ульянова .

Происхождение

При рождении Ильи Николаевича в церковной метрической книге было записано: «Девятнадцатого числа астраханск. мещ. Николая Василия Ульянина и законной жены его Анны Алексеевны сын Илья ». Впоследствии он изменил свою фамилию с Ульянин на Ульянов. Когда родился Илья, его отцу Николаю Ульянину уже исполнилось 60 лет .

Биографические материалы о родителях В. И. Ленина много лет собирала Мариэтта Шагинян . Первое издание её хроники «Семья Ульяновых» вышло в свет в 1935 г. и вызвало резкое недовольство Сталина. 5 августа 1936 г. появилось постановление Политбюро ЦК ВКП(б), принятое по инициативе Сталина, «О романе Мариэтты Шагинян „Билет по истории“ часть 1. „Семья Ульяновых“», в котором автора романа подвергли критике, а роман попал в список запрещённых книг .

Отец

Мать

Биография

Илья Ульянов рано лишился отца, воспитывался попечением старшего брата, Василия Николаевича. Окончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью в 1850 году и физико-математический факультет Казанского университета в 1854 году со степенью кандидата математических наук (то есть с отличием).

По окончании университета И. Н. Ульянов начал работать старшим учителем математики в с заведованием . В 1863 году вступает в брак с Марией Александровной Бланк .

В 1863 переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию , одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода .

Илья Ульянов умер, состоя на службе, от кровоизлияния в мозг на 55-м году жизни. Похоронен на кладбище Покровского монастыря г. Симбирска .

Хронология

  • 14 (26) июля г. - родился в семье портного.
  • 1850 г. - окончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью.
  • 1854 г. - окончил физико-математический факультет Казанского университета со степенью кандидата математических наук (то есть с отличием).
  • 1855-1863 гг. - учитель математики в .
  • 1863 г. - вступает в брак с Марией Александровной Бланк .
  • 1863 г. - переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода .
  • 1869 г. - получает назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии .
  • 1874 г. - директор народных училищ Симбирской губернии .
  • 1877 г. - действительный статский советник , чин давал право на потомственное дворянство.

Инспектор и директор народных училищ

Инспекция народных училищ была учреждена в 1869 по инициативе министра народного просвещения царского правительства Д. Толстого для наблюдения и контроля за деятельностью народных школ и благонадёжностью учителей. Инспектора народных училищ осуществляли административно-контрольные функции надзора за земскими школами, приходскими, городскими и уездными училищами. В начале на губернию назначался один инспектор, с 1874 в каждой губернии число инспекторов народных училищ было увеличено до трёх с введением должности директора.

Из положения о начальных народных училищах, 1874 г.:

Ст. 20. Заведывание учебною частию всех начальных народных училищ вверяется директору народных училищ и инспектору сих училищ, как непосредственно ему подчиненным помощникам, которые назначаются в каждой губернии в том числе, какое будет определено министерством народного просвещения, соразмерно с пространством и населённостью оной и с числом имеющихся в ней училищ.

Ст. 21. Директор народных училищ избирается попечителем учебного округа из лиц, получивших высшее образование, и утверждается в должности министром народного просвещения. Инспекторы народных училищ избираются из лиц, известных педагогическою опытностью, и утверждаются в должности попечителем учебного округа.

Ст. 22. Директор народных училищ следит за ходом учебной части в начальных народных училищах как личным осмотром оных в пределах губернии, так равно и по донесениям своих непосредственных помощников и вообще направляет деятельность инспекторов народных училищ; он состоит членом и управляет делами губернского училищного совета, заседания коего происходят при его участии или же, в случае его отсутствия, при участии другого члена от министерства народного просвещения.

Надо отметить, что начальные училища не входили в систему государственного образования и содержались за счёт бюджета земств, сельских общин и добровольных пожертвований и министерство народного просвещения выделяло на них недостаточные средства. Таким образом, уделом инспектора И. Н. Ульянова был контроль за создаваемыми местными бюджетами школами в плане правильной постановки учебного процесса. В целом это было немало: ходатайствовать перед земством об открытии новых школ, готовить и подбирать достойных учителей начальных школ, следить за хозяйственным состоянием школьных учреждений, способствовать развитию общественного мнения в пользу народного образования.

В 1869 году в Симбирской губернии числилось 462 народных училища с количеством учащихся свыше 10 тыс. человек, из них не более 90 соответствовали норме, остальные пребывали в жалком состоянии или числились только на бумаге.

К 1886 году благодаря энергии и настойчивости инспектора и директора народных училищ И. Н. Ульянова земства, городские думы и сельские общества увеличили отпуск средств на школьные нужды более чем в 15 раз. Было построено более 150 школьных зданий, а количество учащихся в них возросло до 20 тыс. человек. И это при том, что качество образования стало соответствовать принятым нормам, школы получили грамотных учителей и приемлемые для учебного процесса и проживания учителей здания.

Выписка из формулярного списка

Формулярный список о службе директора народных училищ Симбирской губернии Действительного Статского Советника Ильи Ульянова. Составлен на 12-е января 1886 года. Из мещан.

По окончании курса в Императорском Казанском Университете с степенью кандидата в 1854 году г. Попечителем Казанского Учебного Округа назначен исправляющим должность старшего учителя математики в высших классах Пензенского дворянского Института с 7 мая 1855.

У Ильи Николаевича и Марии Александровны Ульяновых родилось 8 детей, двое из которых умерли в младенчестве:

  • Анна ( -).
  • Александр ( -).
  • Ольга ( -).
  • Владимир ( -).
  • Ольга ( -).
  • Николай ( -).
  • Дмитрий ( -).
  • Мария ( -).

Память

Именем И. Н. Ульянова названы :

  • Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
  • Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
  • Сквер Ульяновых на Октябрьской площади в Астрахани
  • Музей-читальня имени И. Н. Ульянова (Пенза)
  • Улица в г. Саранск
  • Улица в г. Нижний Новгород

Фотогалерея

    I N Ulyanov"s Office.jpg

    Первый кабинет И.Н. Ульянова в Симбирске

    Monument I N Ulyanov1.jpg

    Памятник И.Н. Ульянову у Ульяновского педагогического университета

    Monument I N Ulyanov2.jpg

    Памятник директору народных училищ на бывшем кладбище Покровского монастыря

    Tomb"s I N Ulyanov.jpg

    Могила И.Н. Ульянова

    Pamiatnik Ulyanov.JPG

    Памятник на фоне Астраханского кремля

Напишите отзыв о статье "Ульянов, Илья Николаевич"

Примечания

Библиография

  • Шагинян М. С. Билет по истории. Часть 1. Семья Ульяновых. 1935.
  • Шагинян М. С. Семья Ульяновых. Очерки. Статьи. Воспоминания. - М.: Гослитиздат, 1959. - 626.
  • Шагинян М. С. Семья Ульяновых. - М.: Советский писатель, 1988. - 640 с. ISBN 5-265-00445-9
  • Симбирский вестник. «Историко-краеведческий сборник». Выпуск IV. - Ульяновск. ГИМЗ «Родина Ленина», 2001. - С. 208. ISBN 5-7572-0075-8
  • Ульяновская-Симбирская энциклопедия, Том 2. Ульяновск: Издательство «Симбирская книга», 2004. - 592 с. ISBN 5-8426-0035-8
  • Семья Ульяновых. Сост. Н. Гудкова. - М.: Политиздат, 1982. - 512 с.
  • Роберт Пейн. Ленин. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 720 с.
  • Ленин: Жизнь и смерть / Роберт Пейн; Пер. с англ. О. Л. Никулиной. - М.: Мол. гвардия, 2003. - 666, с. Пер. изд.: The life and death of Lenin/ R. Payne (: W.H.Allen & Co, 1964).
  • ISBN 5-7838-0530-0
  • Арутюнов А. А. Ленин. Личностная и политическая биография. Документы, факты, свидетельства. В 2 томах. М.: Вече, 2003. ISBN 5-94538-367-8 , ISBN 5-94538-368-6
  • Волкогонов. Ленин. - М.: Новости, 1994.
  • Ульянова М. И. Отец В. И. Ленина - И. Н. Ульянов. 1831-1886. - М.-Л., 1931.
  • Ульянова М. И. Мать Владимира Ильича - М. А. Ульянова. // «Вопросы истории КПСС», № 4, 1964.
  • Ульянова М. И. О Владимире Ильиче Ленине и семье Ульяновых: Воспоминания. Очерки. Письма. - 2-е изд.,доп.- М.: Политиздат, 1989. - 384с.: ил. (ISBN 5-250-00661-2).
  • Штейн М. Г. Ульяновы и Ленины. Семейные тайны. - СПб.: Нева, - 2004 г. - 512 стр.
  • Штейн М. Генеалогия семьи Ульяновых // Литератор. 1990. № 43. С. 5.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ульянов, Илья Николаевич

В девять часов утра, в назначенный день, князь Андрей явился в приемную к графу Аракчееву.
Лично князь Андрей не знал Аракчеева и никогда не видал его, но всё, что он знал о нем, мало внушало ему уважения к этому человеку.
«Он – военный министр, доверенное лицо государя императора; никому не должно быть дела до его личных свойств; ему поручено рассмотреть мою записку, следовательно он один и может дать ход ей», думал князь Андрей, дожидаясь в числе многих важных и неважных лиц в приемной графа Аракчеева.
Князь Андрей во время своей, большей частью адъютантской, службы много видел приемных важных лиц и различные характеры этих приемных были для него очень ясны. У графа Аракчеева был совершенно особенный характер приемной. На неважных лицах, ожидающих очереди аудиенции в приемной графа Аракчеева, написано было чувство пристыженности и покорности; на более чиновных лицах выражалось одно общее чувство неловкости, скрытое под личиной развязности и насмешки над собою, над своим положением и над ожидаемым лицом. Иные задумчиво ходили взад и вперед, иные шепчась смеялись, и князь Андрей слышал sobriquet [насмешливое прозвище] Силы Андреича и слова: «дядя задаст», относившиеся к графу Аракчееву. Один генерал (важное лицо) видимо оскорбленный тем, что должен был так долго ждать, сидел перекладывая ноги и презрительно сам с собой улыбаясь.
Но как только растворялась дверь, на всех лицах выражалось мгновенно только одно – страх. Князь Андрей попросил дежурного другой раз доложить о себе, но на него посмотрели с насмешкой и сказали, что его черед придет в свое время. После нескольких лиц, введенных и выведенных адъютантом из кабинета министра, в страшную дверь был впущен офицер, поразивший князя Андрея своим униженным и испуганным видом. Аудиенция офицера продолжалась долго. Вдруг послышались из за двери раскаты неприятного голоса, и бледный офицер, с трясущимися губами, вышел оттуда, и схватив себя за голову, прошел через приемную.
Вслед за тем князь Андрей был подведен к двери, и дежурный шопотом сказал: «направо, к окну».
Князь Андрей вошел в небогатый опрятный кабинет и у стола увидал cорокалетнего человека с длинной талией, с длинной, коротко обстриженной головой и толстыми морщинами, с нахмуренными бровями над каре зелеными тупыми глазами и висячим красным носом. Аракчеев поворотил к нему голову, не глядя на него.
– Вы чего просите? – спросил Аракчеев.
– Я ничего не… прошу, ваше сиятельство, – тихо проговорил князь Андрей. Глаза Аракчеева обратились на него.
– Садитесь, – сказал Аракчеев, – князь Болконский?
– Я ничего не прошу, а государь император изволил переслать к вашему сиятельству поданную мною записку…
– Изволите видеть, мой любезнейший, записку я вашу читал, – перебил Аракчеев, только первые слова сказав ласково, опять не глядя ему в лицо и впадая всё более и более в ворчливо презрительный тон. – Новые законы военные предлагаете? Законов много, исполнять некому старых. Нынче все законы пишут, писать легче, чем делать.
– Я приехал по воле государя императора узнать у вашего сиятельства, какой ход вы полагаете дать поданной записке? – сказал учтиво князь Андрей.
– На записку вашу мной положена резолюция и переслана в комитет. Я не одобряю, – сказал Аракчеев, вставая и доставая с письменного стола бумагу. – Вот! – он подал князю Андрею.
На бумаге поперег ее, карандашом, без заглавных букв, без орфографии, без знаков препинания, было написано: «неосновательно составлено понеже как подражание списано с французского военного устава и от воинского артикула без нужды отступающего».
– В какой же комитет передана записка? – спросил князь Андрей.
– В комитет о воинском уставе, и мною представлено о зачислении вашего благородия в члены. Только без жалованья.
Князь Андрей улыбнулся.
– Я и не желаю.
– Без жалованья членом, – повторил Аракчеев. – Имею честь. Эй, зови! Кто еще? – крикнул он, кланяясь князю Андрею.

Ожидая уведомления о зачислении его в члены комитета, князь Андрей возобновил старые знакомства особенно с теми лицами, которые, он знал, были в силе и могли быть нужны ему. Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он чувствовал по озлоблению стариков, по любопытству непосвященных, по сдержанности посвященных, по торопливости, озабоченности всех, по бесчисленному количеству комитетов, комиссий, о существовании которых он вновь узнавал каждый день, что теперь, в 1809 м году, готовилось здесь, в Петербурге, какое то огромное гражданское сражение, которого главнокомандующим было неизвестное ему, таинственное и представлявшееся ему гениальным, лицо – Сперанский. И самое ему смутно известное дело преобразования, и Сперанский – главный деятель, начинали так страстно интересовать его, что дело воинского устава очень скоро стало переходить в сознании его на второстепенное место.
Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений для того, чтобы быть хорошо принятым во все самые разнообразные и высшие круги тогдашнего петербургского общества. Партия преобразователей радушно принимала и заманивала его, во первых потому, что он имел репутацию ума и большой начитанности, во вторых потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования. Женское общество, свет, радушно принимали его, потому что он был жених, богатый и знатный, и почти новое лицо с ореолом романической истории о его мнимой смерти и трагической кончине жены. Кроме того, общий голос о нем всех, которые знали его прежде, был тот, что он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости, и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им интересовались и все желали его видеть.
На другой день после посещения графа Аракчеева князь Андрей был вечером у графа Кочубея. Он рассказал графу свое свидание с Силой Андреичем (Кочубей так называл Аракчеева с той же неопределенной над чем то насмешкой, которую заметил князь Андрей в приемной военного министра).
– Mon cher, [Дорогой мой,] даже в этом деле вы не минуете Михаил Михайловича. C"est le grand faiseur. [Всё делается им.] Я скажу ему. Он обещался приехать вечером…
– Какое же дело Сперанскому до военных уставов? – спросил князь Андрей.
Кочубей, улыбнувшись, покачал головой, как бы удивляясь наивности Болконского.
– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.

Деятель народного образования в России, педагог-демократ. Отец В. И. Ленина. Родился в мещанской семье. В 1854 окончил физико-математический факультет Казанского университета. В 50-60-е гг.- учитель математики и физики в Пензенском дворянском институте, затем в гимназии и женском училище в Нижнем Новгороде.


Работая в Пензе, вёл метеорологические наблюдения, на основании которых написал научные работы «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы» и «О грозе и громоотводах». С 1869 инспектор, в 1874-86 директор народных училищ Симбирской губернии. В 1882 награжден орденом св. Владимира 3-й степени, что давало право на потомственное дворянство.

У. был широко образованным человеком; его педагогические воззрения формировались под влиянием революционно-демократических идей Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Имел большие организационно-педагогические способности, много сделал для разработки теории и практики начального образования. Был сторонником равного образования для всех: мальчиков и девочек, русских и нерусских, богатых и бедных (в 1871 открыл в Симбирске первую чувашскую школу, которая в дальнейшем была преобразована в Чувашскую учительскую семинарию; создал первые в губернии национальные школы для мордовского населения и светские школы для татар). Школа, по взглядам У., должна выполнять три основные задачи: формировать правильные взгляды на окружающий мир путём обучения элементарным основам научных знаний; способствовать приобретению учащимися практических сведений и навыков, необходимых в жизни; развивать и совершенствовать у них природные способности, приучая к правильному мышлению, точному выражению мыслей, умению управлять своими желаниями и формировать стремление пополнять свои знания. У. проводил идею трудового обучения и воспитания; был инициатором и руководителем учительских съездов, организатором много мероприятий в области педагогического образования. Значительный интерес представляют педагогические статьи У. и его отчёты о народном образовании в Симбирской губернии. Оказал большое влияние на формирование характеров, убеждений своих детей, ставших революционерами. Просветительская работа У. объективно содействовала пробуждению политического сознания крестьян и их стремления к борьбе за своё освобождение. Имя И. Н. Ульянова присвоено Педагогическому институту в г. Ульяновске.