Самый воюющий вертолет в мире. Лучшие боевые вертолеты в мире

Впервые появившись над полем боя в период Корейской войны, вертолеты коренным образом изменили военную тактику. Сегодня винтокрылые машины уверенно занимают свою нишу в арсенале современных армий и гражданских служб, выполняя задачи по транспортировке людей и грузов, огневой поддержке, принимают участие в поисково-спасательных операциях и разведывательных миссиях.
Чтобы заслужить право называться лучшими, машины должны показать все, на что они способны. В самых суровых климатических условиях, загруженные «под завязку», под огнем противника и на пределе своих возможностей.

Предлагаем Вашему вниманию десятку лучших в мире вертолетов по версии Military Channel. Как всегда, критериями отбора станут техническое совершенство конструкций, объемы производства, легендарная и главный и беспристрастный судья - опыт применения в военных конфликтах.

Все 10 представленных в обзоре вертолетов имеют свои примечательные особенности, все они прошли школу выживания в горячих точках и получили забавные сленговые имена.

Как и любая передача Military Channel, этот рейтинг не лишен предвзятости. Еще один спорный момент – как же можно сравнивать транспортные и ударные вертолеты? По мнению создателей рейтинга, узко-специализированных конструкций мало, большинство вертолетов являются многоцелевыми. Например транспортный Ми-8 может с успехом поддержать огнем наземные войска, я уже не говорю о его штурмовой модификации Ми-8АМТШ «Терминатор».
Все необходимые замечания сделаны, сейчас предлагаю познакомиться поближе с техникой.

10 место – Корова

Ми-26 – тяжелый транспортный вертолет
Первый полет – 1977 год
Построено 310 единиц
Грузоподъемность – 20 тонн груза или 80 десантников

Винтокрылый тяжеловес стал самым крупным в мире вертолетом. Уникальные возможности потребовали специальных технических решений. Восьмилопастной несущий винт, многопоточная силовая передача, три видеокамеры для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске - вот лишь некоторые особенности этой машины.
Серьезным испытанием для Ми-26 стала работа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Перегруженные свинцовой радиационной защитой, Ми-26 занимались сложными монтажными операциями на территории ЧАЭС. Чтобы не поднимать тучи радиоактивной пыли приходилось работать с удлиненной внешней подвеской, что потребовало от экипажей недюжинного мужества и мастерства. Все Ми-26, принимавшие участие в этой операции, были захоронены в Зоне Отчуждения.

9 место – Линкс (Рысь)

Westland Lynx – британский многоцелевой вертолет

Первый полет – 1971 год
Построено 400 единиц
Боевая нагрузка – 750 кг, включая 10 человек десанта и подвесное вооружение: 4 ПКР в морском варианте или 20 мм пушки, 70 мм реактивные снаряды «Гидра» и до 8 противотанковых ракет TOW в сухопутном варианте.

Внешний вид "Рыси" не впечатляет: нет в нем агрессивности американского "Апача" или Ми-24. Но несмотря на типично гражданскую внешность, боевой "Линкс" - один из самых распространенных в мире вертолетов корабельного базирования. «Линкс» принял участие в Фолклендской войне – цикле морских сражений, ставшим самым крупным морским конфликтом со времен Второй Мировой. Боевой дебют оказался успешным – «Линксы» Королевских ВМС потопили с помощью противокорабельных ракет «Sea Scua” аргентинский сторожевой корабль. За свою сорокалетнюю историю «Линксы» отметились в зоне боевых действий на Балканах, где они обеспечивали блокаду побережья Югославии и в Ираке зимой 1991 года, уничтожив тральщик Т-43, 4 пограничных катера, десантный корабль и ракетный катер.
Но что делает Westland Lynx действительно уникальным? Невероятно, но этой неказистой машине принадлежит мировой рекорд скорости среди серийных вертолетов – в 1986 году «Линкс» разогнался до 400 км/ч.

8 место – Летающий вагон

Boeing CH-47 «Chinook” - тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы
Первый полет – 1961 год
Построено 1179 единиц
Грузоподъемность: 12 тонн груза или до 55 человек

Важным свойством современной армии является ее мобильность. Если в глобальном масштабе переброску войск обеспечивает транспортная авиация, то непосредственно на поле боя это задача вертолетов.
Особенно остро эта проблема встала перед американской армией во Вьетнаме - гористая местность, резкие изменения погоды, отсутствие карт и дорог, вездесущий и многочисленный противник – все это потребовало специального воздушного средства. Здесь и пригодился тяжелый транспортный вертолет «Чинук», построенный по непривычной продольной схеме с двумя несущими винтами. За его долгую службу накопилось множество веселых историй. Например, один из вариантов загрузки звучал так: в «Чинук» можно запихнуть 33 американца или … 55 вьетнамцев. Однажды при эвакуации вьетнамских беженцев был зарегистрирован рекорд: на борт приняли 147 человек.

«Летающие вагоны" старались держаться подальше от поля боя, специализируясь на переброске грузов с кораблей на базы снабжения. Хотя известны более экзотические варианты применения: в качестве бомбардировщиков, дымзавещиков, распылителей слезоточивых газов, артиллерийских «тягачей». Особенно эффектно они смотрелись в рейдах по эвакуации подбитой авиатехники: за первый год боевых действий «Чинуки» вывезли 100 совершивших вынужденную посадку самолетов и вертолетов. Всего за период войны во Вьетнаме они эвакуировали тысячу аппаратов общей стоимостью 3 миллиарда долларов!
Вертолет до сих пор остается на вооружении, принимая участие в операциях по всему миру.

7 место – Кобра

Bell AH-1 “Cobra” – ударный вертолет
Первый полет - 1965 год
Построено 1116 единиц «Сobra» и 1271 единиц модификации «Super Cobra»
Встроенное вооружение: дистанционно управляемая установка с двумя шестиствольными «Миниганами» + 4 точки подвески, на которых могут быть размещены контейнеры с пулеметами, ракеты «воздух-воздух», 70 мм НУРСы, противотанковые управляемые ракеты TOW.

Страшный вертолет. Будто сама Смерть спускалась с небес в обличье узкого зловещего силуэта «Кобры». Носовая пулеметная турель продолжала стрелять даже если вертолет летел уже в другую сторону. Кровавый Вьетнам, Ближний Восток, где «Кобры» неожиданно перепрофилировались в охотников за танками, мясорубка в Вазиристане, Афган, Иран и Ирак - вот неполный послужной список «Кобры»…

AH-1 стал первым в мире специально спроектированным ударным вертолетом. Кокпиты пилотов и боковые проекции защищены композитной броней NORAC. «Кобра» получила мощный прицельный комплекс, позволяющий работать по целям в любых метеоусловиях.
На сегодняшний день, модернизированная «Кобра» имеются на вооружении Корпуса Морской Пехоты США. Легкий компактный вертолет имеет отличные характеристики для базирования на универсальных десантных кораблях и авианосцах.

6 место – Крокодил

Ми-24 - транспортно-боевой вертолет
Кодовое имя НАТО – Hind (“Лань»)
Первый полет – 1969 год
Построено более 2000 единиц
Встроенное вооружение: четырехствольный пулемет калибра 12,7 мм на подвижной установке; подвесное вооружение: свободнопадающие бомбы, НУРСы калибром от 57 до 240 мм, противотанковый ракетный комплекс «Фаланга» , подвесные пушечные контейнеры, а также до 8 человек в десантном отделении.

Американские эксперты вынесли ошеломляющий вердикт: Ми-24 – не вертолет! Вот так. Не больше и не меньше.
Ми-24 внешне похож на вертолет, применяется, как вертолет, но с технической точки зрения – это гибрид самолета и вертолета. Действительно, Ми-24 не может зависать на одном месте или взлетать с «пятачка» - ему требуется взлетно-посадочная полоса (при нормальной нагрузке длина разбега 100…150 метров). В чем секрет? Визуально – у Ми-24 непропорционально большие пилоны (на самом деле это приличных размеров крылья). Специалисты ВВС США, проводя испытания попавшего в их руки «Крокодила», определили, что, как минимум, четверть подъемной силы он создает с помощью крыльев, причем, на больших скоростях, значение может достигать 40%.
Техника пилотирования Ми-24 тоже необычна – при снижении подъемной силы пилот незначительно опускает нос - машина разгоняется и на крыльях возникает подъемная сила. Как на самолете.


А вы думали, такие крылья для красоты?

Какие же преимущества имеет этот диковинный гибрид? Во-первых, Ми-24 создавался согласно концепции «летающей БМП», что потребовало от конструкторов нестандартных технических решений – тяжелое бронирование, десантный отсек и мощный комплекс вооружения не помещались в стандартой вертолетной конструкции. Во-вторых, благодаря своим «самолетным» качествам, тяжеленный «Крокодил» - один из самых быстрых боевых вертолетов в мире (макс. скорость – 320 км/ч).
«Крокодил» воевал в ущельях Кавказа и в Памирских горах, в знойных азиатских пустынях и тропических лесах Экваториальной Африки. Но боевая слава пришла к нему в Афганистане. Уникальный винтокрылый штурмовик стал символом той войны.

Согласно иракской правительственной газете «Багдад Обсервер», в 1982 году во время Ирано-Иракской войны Ми-24 сбил иранский сверхзвуковой истребитель F-4 «Фантом». К сожалению, точные подробности того боя остаются невыясненными. Зато доподлинно известно, что летчики Хусейна на Ми-24 сбили два десятка иранских вертолетов. По этому поводу - черный юмор от создателей рейтинга: «Never smile at the crocodile!» (Никогда не шутите с крокодилом).
Но лучше всего о «Крокодиле» сказал афганский моджахед в интервью американскому новостному каналу: Мы не боимся русских, но мы боимся их вертолетов.

5 место – Жеребец

Sikorsky CH-53E “Super Stallion» - тяжелый транспортный вертолет
Первый полет – 1974 год
Построено – 115 единиц
Грузоподъемность - 13 тонн полезной нагрузки в грузовой кабине или до 14,5 тонн на внешней подвеске; либо 55 десантников

Гигантская летающая лодка CH-53E является глубокой модернизацией знаменитого вертолета CH-53 «Си Стэльен», созданного в 1964 году специально для нужд ВМС, Корпуса Морской Пехоты и Береговой охраны США. Специалисты фирмы «Сикорский» смонтировали на исходной конструкции третий двигатель и семилопастной несущий винт, за что моряки назвали модернизированный вертолет «Hurricane Maker» (дословно – «создатель урагана»), настолько мощный вихрь из водяных брызг и упругих струй воздуха создает силовая установка CH-53E.



Ночная операция, Ирак

Чем еще знаменит «Жеребец» (а именно так переводится Stallion)? На этой огромной машине была продемонстрирована «мертвая петля»!
Морская карьера CH-53 и СН-53E не ограничивалась стандартными транспортными миссиями. Винтокрылые летающие лодки использовались в качестве минных тральщиков (модификация MH-53) и принимали участие в поисково-спасательных операциях (модификация HH-53). Установленная на вертолете система дозаправки в полете позволяет находиться в воздухе сутки напролет.
«Жеребец» прижился на суше – военным понравился мощный транспортный вертолет. В Ираке и Афганистане СН-53 и СН-53E использовались в качестве Ганшипов, поддерживая огнем наземные войска. Всего семейство CH-53 включает в себя 522 построенных вертолета.

4 место – Хьюи (Ирокез)

Bell UH-1 – многоцелевой военный вертолет
Первый полет – 1956 год
Построено – более 16 000 единиц
Грузоподъемность: 1,5 тонны или 12-14 солдат.

Этот рядовой «воздушной кавалерии», вместе с напалмом, стал символом Вьетнамской войны. Ветераны вспоминают, что «Хьюи» стали для них родным домом – вертолеты доставляли их на позицию, подвозили им снаряжение, снабжали их провизией и боеприпасами, прикрывали с воздуха, а в случае ранения эвакуировали с поля боя. Несмотря на огромные потери (3000 машин не вернулись на базу), боевое применение «Хьюи» признается успешным. Согласно цифрам сухой статистики, за 11 лет войны вертолеты совершили 36 миллионов боевых вылетов, т.е. одна безвозвратная потеря приходилась на 18000 боевых вылетов – совершенно уникальный результат! И это при том, что «Хьюи» вообще не имели бронирования.

До появления специализированных «Кобр», «Хьюи» приходилось выполнять ударные операции – пара 12,7 мм пулеметов и 48 неуправляемых ракет на подвеске превращали UH-1 в адскую машину. Огонь тактической боевой группы «Игл флайт» (Полет орлов – американская тактика применения вертолетов) из 10…12 машин был равен огню двух пехотных батальонов.

«Хьюи» - любимый вертолет сценаристов Голливуда. Ни один боевик не обходится без сцены полета на UH-1. Как и полагается, герои сидят в открытой с обеих сторон кабине, беспечно свесив ноги за борт.
«Хьюи» принадлежит еще один рекорд – их было произведено так много, что к концу 60-х годов в составе американских войск в Индокитае было больше вертолетов, чем во всех остальных армиях мира вместе взятых. Военные и гражданские варианты «Хьюи» поставлялись в 70 стран мира (почти как автомат Калашникова).

3 место - Ми-8

Многоцелевой вертолет
Первый полет – 1961 год
Построено – более 17000 единиц
Грузоподъемность: 3 тонны или 24 человека
Боевая нагрузка ударных модификаций: 2-3 пулемета и до 1,5 тонн вооружения на 6 узлах подвески, включая 57 мм неуправляемые ракеты, свободнопадающие бомбы и противотанковый комплекс «Фаланга».

Созданный 50 лет назад вертолет оказался настолько удачным, что на него до сих пор поступают заказы со всего мира. Имеет три десятка гражданских и военных модификаций. Применяется как транспортный и штурмовой вертолет, используется для разведки, в качестве командного пункта, миноукладчика, танкера и санитарного вертолета. Гражданские версии обслуживают пассажирские авиалинии, применяются в сельском хозяйстве и при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.



Военная модификация Ми-8ТВ ("тяжелое вооружение")

Вертолет прост, надежен, эксплуатируется в любых услових - от раскаленной Сахары до Крайнего Севера. Прошел все военные конфликты, включая Афганистан, Чечню и Ближний Восток. И замены ему в ближайшее время не найти.

2 место - Апач

Boeing AH-64 “Apache» - ударный вертолет
Первый полет – 1975 год
Построено – 1174 единицы
Встроенное вооружение – 30 мм автоматическая пушка. Подвесное вооружение – 16 противотанковых ракет «Хэллфайр», 76 НУРС калибра 70 мм или ракетные комплексы «Стингер» для воздушного боя.

«Апач» - культовая машина, ставшая прообразом целого класса современных боевых вертолетов. Известность получил во время «Бури в пустыне», где, по заявлениям представителей НАТО, успешно боролся с танками. Регулярно используется ВВС Армии Обороны Израиля.
Лишь один вертолет – российский Ми-28Н «Ночной Охотник» - смог бросить открытый вызов «Апачу» во время розыгрыша индийского тендера на поставку боевых вертолетов осенью 2011 года. Но старый вояка оказался хитрее и проворнее молодого рекрута – «доведенная» за время многочисленных конфликтов электроника, позволила современной модификации AH-64D “Apache Longbow” более эффективно действовать в темное время суток. Тем не менее, индийские специалисты отмечали, что конструкция «Апача» исчерпала резервы для модернизации, а его летные ТТХ (статический и динамический потолок) уступали российскому вертолету, только начинающему свой боевой путь.

Совсем недавно, в 2002 году Ми-35 (экспортный вариант Ми-24 с современным БРЭО) ВВС КНДР «грохнул» из засады южнокорейский «Апач». Южная Корея признала потерю и потребовала от США провести бесплатную (!) модернизацию всего парка своих «Апачей» до версии «Longbow». Судятся до сих пор.

1 место – Черный Ястреб

Sikorsky UH-60 «Black Hawk” – многоцелевой вертолет
Первый полет – 1974 год
Построено – 3000 единиц
Грузоподъемность: 1500 кг грузов и различного оборудования внутри грузовой кабины или до 4 тонн на внешней подвеске. Десантная версия принимает на борт 14 бойцов.
Боевая нагрузка ударных машин: 2 пулемета, 4 точки подвески. Стандартный комплекс вооружения - НУРСы, противотанковые «Хеллфайры», контейнеры с 30 мм пушками. Морские версии вооружаются 324 мм торпедами и противокорабельными ракетами AGM-119 “Penguin”.

Без всякого преувеличения, «Черный Ястреб» - вертолет ХХI века, несмотря на то, что был создан 40 лет назад. Многоцелевой армейский вертолет был призван заменить «Ирокез», параллельно велась разработка его морской версии – «Морской Ястреб». В результате получилась универсальная платформа для всех родов войск, а по совокупности характеристик – лучший вертолет в мире.
Помимо базовой сухопутной версии UH-60, существует 2 противолодочные версии SH-60B “Sea Hawk” и SH-60F “Ocean Hawk”(оснащенные магнитометром и опускаемой гидроакустической станцией), вертолет HH-60 «Rescue Hawk» для проведения боевых поисково-спасательных и специальных операций, а также линейка моделей MH-60 «Knighthawk”, включающая палубные вертолеты, вертолеты огневой поддержки, машины для специальных операций, санитарные версии, постановщики помех и т.д. Иногда используются в качестве штабных вертолетов для чиновников высокого ранга и генералитета. Активно поставляются на экспорт.


Хорошие приборы

«Черный ястреб» до предела насыщен высокотехнологичным оборудованием, что предъявляет высокие требования к обслуживающему персоналу и не позволяет длительное время хранить его вне ангара.
Военные планируют, сделать МН-60 единым типом вертолета для всех родов войск и флота, что должно коренным образом снизить затраты и упростить обслуживание. Своим появлением он заменил армейский «Ирокез» и морской «СиСпрайт». Сейчас «Черный Ястреб» успешно дублирует задачи транспортных вертолетов и вертолетов огневой поддержки, заменяет морские тральщики MH-53 и тяжелые вертолеты SH-3 “Sea King”.

Заключение

В десятку помещается ровно 10 мест. Но почему же в рейтинг не попал культовый вертолет Ка-50 «Черная акула»? Неужели американские эксперты даже не подозревают о существовании этой машины. Несмотря на прекрасные летные характеристики и непревзойденную маневренность, было выпущено всего 15 «Акул», Ка-50 так и не вышел за рамки экспериментальной машины. Не попал в рейтинг и американский AH-56 «Шайен» - адский винтокрыл, по сравнению с которым все существующие «Кобры» и «Апачи» - гадкие утята. На испытаниях машина показала скорость более 400 км/ч! Увы, было выпущено всего 10 «Шайенов» и вертолет никогда не попал в войска.
Остается лишь резюмировать – передовая конструкция и замечательные летные ТТХ еще не делают машину лучшей. Гораздо важнее ее массовое появление в войсках (что позволяет быстро протестировать машину на всех режимах и вылечить «детские болезни», которыми страдает любая конструкция) и правильная тактика применения.

21 февраля 1978 года на лётной базе в подмосковных Люберцах начались заводские испытания вертолета Ми-26. До нынешнего дня он является самой крупной винтокрылой машиной в мире.

Самый мощный

Ми-26 разработан в ОКБ Миля как многоцелевой тяжелый транспортный вертолет. Существует 16 модификаций машины как военного, так и гражданского назначения. «На гражданке» Ми-26 тушит пожары, эвакуирует больных, участвует в спасательных операциях, переносит на внешней подвеске многотонные грузы на строительстве, а также пассажиров - до 63 человек. В качестве военного участвует в десантировании, решает транспортные задачи. Существуют противолодочный, радиотехнический и командно-диспетчерский варианты исполнения.

Ми-26 имеет одновинтовую схему с рулевым винтом. Диаметр 8-лопостного несущего винта - 32 м, рулевого - 7,6 м. Два двигателя по 11400 л.с. поднимают в воздух 56-тонную машину с полезной нагрузкой в 20 тонн.

Максимальная скорость - 295 км/ч, крейсерская - 265 км/ч. Практический потолок - 6500 м. Дальность действия - 800 км. Вертолет оснащен современными навигационными средствами, включая автопилот и систему гашения колебаний груза на внешней подвеске. Ми-26 переносит 80 десантников с полной выкладкой, 60 носилок с ранеными, 20 тонн груза в кабине или 18,5 тонн на подвеске. Экипаж - 5 человек. Выпущено 310 машин.

Самый маневренный

В 1982 году совершил первый полет разработанный в ОКБ Камова ударный вертолет Ка-50 «Черная акула». Имеет фюзеляж и хвостовое оперение самолетного типа. Оснащен двумя соосными несущими винтами.

Машина уникальна рядом конструктивных особенностей, впервые в ней использованных, позволивших добиться превосходных летных и боевых характеристик. «Черная акула» делает мертвую петлю, а также маневр «воронка» - перемещение вокруг цели с изменением высоты на скорости 180 км/ч. За счет использования высокой автоматизации пилотирования и ведения огня Ка-50 управляется одним пилотом. На испытаниях «Черная акула» неподвижно зависала в воздухе на 12 часов без существенного участия пилота в ее стабилизации.

Существует режим маловысотного полета с автоматическим отслеживанием рельефа местности. Телевизионный и инфракрасный сенсоры позволяют определять цель, расположенную на удалении 20 км. В Ка-50 используется широкий набор огневых средств - от 30-мм пушки, разработанной для БМП-2, до ракет различного типа - противоракетных, противотанковых, зажигательных, а также фугасных авиабомб.

Максимальная взлетная масса - 10800 кг, масса вооружения - 3000 кг, из них на пилонах - 2000 кг. Максимальная скорость - 315 км/ч, скорость на пикировании - 390 км/ч. Статический потолок - 4300 м, динамический потолок - 5700 м. Дальность - 545 км.

В 1997 году в воздух поднялся Ка-52 «Аллигатор», который был создан на базе «Черной акулы». Отличия заключатся в основном в использовании новых индикаторов на основе жидкокристаллических панелей. Также появилось дополнительное кресло-катапульта для второго пилота. Все летные характеристики те же самые.

Самый быстрый

Винтокрылая машина компании Lockheed AH-56 Cheyenne смогла подняться в воздух в 1972 году. Это был ударный вертолет для ВВС США, развивавший скорость в 407 км/ч. Однако в серию машина не пошла в связи с затягиванием сроков исполнения госзаказа и возникшими на этой почве финансовыми неурядицами.

Но машина достойна упоминания хотя бы потому, что никто более скоростного военного вертолета пока не создал. Было изготовлено 10 опытных образцов Cheyenne. И практический потолок, достигнутый в этой разработке, также впечатляет - 7925 м. Дальность - 1400 км. Взлетная масса - 7700 кг. Экипаж из двух человек был защищен бронеплитами.

Уникальная стрелковая станция позволяла контролировать 210 градусов окружающего пространства. Она включала в себя 12 перископов для наводки, систему ПТУР, лазерный дальномер и систему ночного видения.

Самый невидимый

Совместная разработка компаний Boeing и Sikorsky - разведывательно-ударный вертолет RAH-66 Comanche - стоила $ 2,8 млрд., а производство 1300 машин оценивалось в $ 36 млрд. В небо опытный образец поднялся в 1996 году. Это был самый дорогостоящий за всю историю вертолетный проект.

При создании этой машины наибольшее внимание уделялось ее низкой обнаружимости в радиолокационном, инфракрасном и оптическом участках спектра, а также снижению уровня шума, создаваемого двигателями и винтами. «Каманч» строился по технологии стелс с использованием композиционных материалов. Проблема инфракрасной «засветки» была решена за счет смешивания выбрасываемых горячих газов с забортным холодным воздухом.

В результате по параметру «эффективная площадь рассеивания» у «Каманча» в 360 раз лучше, чем у легендарного «Апача», и в 28 раз лучше, чем у наиболее необнаружимого до его появления «разведчика» Bell OH-58 Kiowa. По акустическим показателям RAH-66 также является чемпионом. Что касается визуальной маскировки, то в полете вертолет прячет внутрь все, что можно спрятать, включая пушку. Помимо этого машина весьма «худая» - ширина фюзеляжа составляет 2 метра.

Максимальная взлетная масса - 7900 кг, масса полезной нагрузки - 2300 кг. Максимальная скорость - 324 км/ч. Дальность действия - 280 км. Работой всех систем вертолета «ведает» мощный бортовой компьютер.

Однако, несмотря на потраченные средства и достижение прекрасного результата, машину так и не запустили в серийное производство. Одна из причин заключается в том, что было решено применять для разведывательных целей беспилотники. В начале века за счет развития цифровых технологий они приобрели высокие тактико-технические показатели.

Самый массовый и долгоживущий

Многоцелевой вертолет Ми-8, разработанный в ОКБ Миля, поднялся в воздух в 1961 году. Он стал не только самым массовым вертолетом военного и гражданского применения (к настоящему моменту выпущено более 13 тыс. машин), но и самым универсальным, и самым старым из серийно выпускаемых.

Вертолеты эксплуатируются более чем в 80 странах мира. К настоящему моменту ОКБ Миля создало более 60 различных модификаций машины, которая благодаря своей неприхотливости, легкости в обслуживании и хорошим летным данным используется чуть ли ни во всех сферах человеческой деятельности, где решаются транспортные задачи. (К данному семейству машин принадлежат вертолеты с базовым номером как Ми-8, так и Ми-171 и Ми-172).

Что же касается использования Ми-8 в армии, то существует транспортный вариант, ударный, штурмовой, десантный, миноукладчик, вертолет-амфибия, заправщик, разведчик, радиационно-химический разведчик, воздушный командный пункт, бронированный воздушный госпиталь, постановщик радиопомех.

Количество бойцов, которых берет на борт эта машина - от 18 до 32. Максимальная взлетная масса - 13000 кг. Мощность двигателей - от 2×1500 л.с. до 2×2000 л.с. Максимальная скорость - 250 км/ч. Динамический потолок - от 4500 м до 6000 м. Дальность - от 480 км до 710 км.

Вертолеты появились над полями боев относительно скоро после завершения Второй мировой войны. Первое массовое применение винтокрылых машин состоялось во время корейского конфликта, и первопроходцами в этом стали американцы. Первоначально вертолеты выполняли функцию разведчиков, корректировщиков огня, эвакуировали раненых (благодаря использованию вертолетов для эвакуации выживаемость раненых бойцов в армии США выросла в несколько раз). На заре своей военной карьеры вертолеты не выполняли ударных функций.

У нового типа летательных аппаратов было немало противников: отмечалась небольшая скорость вертолетов, их недостаточная защищенность даже от стрелкового оружия. Но опыт применения ударных вариантов этих машин в итоге развеял все опасения, и вертолеты прочно заняли место на поле сражения.

Через некоторое время мир вошел в эпоху окончательного обрушения колониальной системы, и в разных уголках планеты вспыхнули вооруженные конфликты, для которых были характерны активные партизанские действия. Оказалось, что вертолеты, в отличие от боевых самолетов, прекрасно подходят для борьбы с партизанами.

Переломным моментом в истории боевых вертолетов стал октябрь 1973 года, когда во время арабо-израильского конфликта 18 израильских вертолетов «Кобра » в одном вылете уничтожили 90 египетских танков. С этого дня одной из основных задач боевых вертолетов стала борьба с бронетехникой.

В Советском Союзе не сразу разглядели потенциал вертолетов, но затем принялись быстро наверстывать упущенное. В 1971 году появился первый опытный образец ударного советского вертолета Ми-24 . Эта легендарная машина до сих пор стоит на вооружении России и многих других стран. За время своей долгой службы «крокодил» успел поучаствовать в десятках конфликтах, прошел суровые испытания афганской войны и претерпел многочисленные усовершенствования. Если американский вертолет Bell UH «Хьюи» — это символ вьетнамской войны, то Ми-24 «крокодил» — это символ войны в Афганистане.

Ми-24 был задуман как летающая БМП: кроме мощного вооружения и броневой защиты, он имел десантный отсек, в котором мог доставлять пехоту на поле боя, а затем поддерживать ее огнем. Но в действительности получилось так, что десантирование с Ми-24 проводилось крайне редко, и как правило, вертолет применялся как ударная машина. Так что попытка создания многоцелевого вертолета вышла не совсем удачной, и в середине 70-х годов прошлого века в СССР решили создать боевой вертолет нового поколения. Для разработки перспективной ударной машины был объявлен конкурс между КБ Миля и Камова. В результате этого соревнования появились на свет самые лучшие на сегодняшний день боевые вертолеты России: Ми-28 «Ночной охотник» и Ка-50 «Черная акула» (и Ка-52 «Аллигатор»).

Ми-28 «Ночной охотник»

Технические характеристики вертолета Ка-50 «Черная акула»

Одной из основных причин прекращение производства Ка-50 стала как раз «одноместность» этого вертолета». Пилотировать вертолет на малых высотах – очень непросто, еще сложнее вести при этом огонь по противнику. Вертолет соосной схемы довольно сложен в пилотировании и требует от пилота серьезного мастерства. Поэтому на смену Ка-50 «Черная акула» пришел Ка-52 «Аллигатор».

Ка-52 – двухместная модификация Ка-50. Вертолет отличается от своего предшественника измененной носовой частью и комплексом нового радиоэлектронного оборудования. Ка-52 изначально задумывался как командирская машина, координирующая действия группы вертолетов Ка-50.

На Ка-52 установлен многофункциональный навигационный комплекс «Аргумент-2000», который делает вертолет всепогодным и способным летать в любое время суток. Он состоит из поисково-прицельной системы ГОЭС-451 и обзорно-пилотажной системы.
Вооружение аналогично вооружению Ка-50.

Еще одной интересной машиной, которая в различных комплектациях уже поставляется в Вооруженные силы и гражданским заказчикам, является вертолет «Ансат», разработанный и изготовленный на Казанском вертолетном заводе. «Ансат» построен по классической одновинтовой схеме, имеет два газотурбинных двигателя. Он может поднимать до 1300 килограмм груза или 9 пассажиров.

Первый свой полет «Ансат» совершил в 1999 году. Машина универсальна: может перевозить грузы, пассажиров, использоваться в качестве медицинского и поисково-спасательного вертолета. Казанские конструкторы создали модификацию « » — учебный вертолет для обучения курсантов военных училищ.

Стремительный Ми

В прессе появилась информация о разработке нового высокоскоростного вертолета в КБ имени Миля. В 2018 году проект новой машины должен быть закончен. В 2014-2015 годах на этот проект из государственного бюджета планировалось выделить 4 миллиарда рублей.

Изначально в этой программе участвовало и КБ имени Камова, но проект КБ Миля был признан более удачным. Новый вертолет должен иметь дальность полета до 1,5 тысячи километров и развивать скорость до 450 км/ч. Вертолет создается для потребностей гражданской авиации.

Можно добавить, что созданием скоростного вертолета занимаются и в других странах. В частности, сейчас подобную машину разрабатывают в Sikorsky Aircraft.

Старый конь борозды не портит

На сегодняшний день в России осталось большое количество старых, проверенных временем Ми-24. Еще в 1999 году была разработана программа модернизации этих вертолетов. Обновленная машина получила обозначение Ми-35 . Она производится для нужд Министерства обороны России и экспортируется за рубеж.

В новом вертолете установлена новая тепловизорная система и приборы ночного видения. Кроме того, Ми-35 оборудован системой спутниковой навигации, позволяющей точно определить координаты машины.

К началу 2014 года для министерства обороны России было изготовлено 24 Ми-35, еще почти 50 единиц планировалось передать российским военным к 2018 году.

Ми-171А2 и Ми-38

Еще одной интересной машиной, находящейся на стадии государственных испытаний, является вертолет Ми-171А2. Это не что иное как глубокая модернизация знаменитого Ми-8 . По сути, эта машина — продолжение славных традиций вертолетов Ми-8/17, выполненная на современном технологическом уровне, с использованием самых современных технологий и материалов. На новом вертолете будут установлены современная система управления, силовая установка, будет переделан салон. В 2014 году вертолет был сертифицирован, в 2016-м началось его серийное производство.

Еще одной репликой Ми-8/17 является грузопассажирский вертолет Ми-38 . В эту машину было внесено множество модификаций. Современная авионика, полностью стеклянная кабина, широкое использование композитных материалов. Несущие винты вертолета выполнены полностью из композитных материалов и не требуют замены в течение всего срока службы машины.

Создано несколько модификаций Ми-38, способные выполнять разные функции: возить пассажиров и грузы, выполнять поисково-спасательные работы. В 2014 году проводились испытательные полеты, а в начале 2015-м состоялась сертификация Ми-38.

Видео о новейших российских вертолетах

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Тысячи вертолетов – от небольших, весом в несколько десятков килограммов, до многотонных гигантов − регулярно бороздят просторы воздушного океана. Вертолет, в отличие от самолета, не нуждается в аэродромах, так как способен взлететь, сесть вертикально, перемещаться горизонтально с разными скоростями и висеть в воздушном пространстве на одном месте. Такие свойства вертолета делают его ценной, а в некоторых случаях и вовсе не заменимой машиной.

Вертолеты перевозят пассажиров и грузы в отдаленные селения, которые расположены среди лесов или гор, обнаруживают в море косяки рыбы, помогают при борьбе с лесными пожарами и наводнениях. С их помощью ведут успешную борьбу с вредителями полей, производят гравиметрические и геофизические съемки местности, проверяют высоковольтные линии электропередач на исправность и др. В последние годы их систематически используют в качестве подъемных кранов на стройплощадках, при укладке трубопроводов и так далее. Вертолеты − это важная составляющая военно-воздушных сил во многих странах мира. Ученым всего мира принадлежит создание научной теории вертолетов, без которой невозможно было бы добиться таких успехов в современном вертолетостроении.

Традиционно весь вертолетный рынок делят на две части: гражданский и военный. Гражданский, в свою очередь, содержит вертолеты государственных структур и коммерческих компаний, которые обеспечивают помощь в чрезвычайных ситуациях и общественную безопасность. Стремительно развивающимися направлениями гражданского сектора являются транспортные вертолеты с салонами люкс-класса для полетов важных персон и вертолеты для обслуживания морских нефтедобывающих платформ.

Гражданский спектр рынка намного превосходит военный. Однако в реальном денежном выражении, по мнению экспертов, военные вертолеты составляют больше 70 процентов контрактной стоимости поставок. Основная причина этого – повсеместное старение военных вертолетов прошлых поколений. Многие страны мира подошли к циклической необходимости глобального обновления парков своих вертолетов.

Вертолеты России

Несмотря на все кризисы, наша вертолетная отрасль по-прежнему развивается, пусть не такими темпами, как хотелось бы, но, главное, отмечается тенденция поступательного движения. Объемы продаж вертолетов в известных корпорациях нашей страны постоянно увеличиваются. Успешно продолжаются внедрение и реализация многих программ по продаже новой и модернизации уже существующей воздушной техники. Для эффективного развития отрасли в будущем требуется постоянное наращивание заказов при господдержке.

Многие холдинги имеют огромный потенциал для развития, поскольку отечественное вертолетостроение является одним из лидирующих в мире. Многие научные и конструктивные решения российских и советских конструкторов до сих пор используют за рубежом. Наши Ми-8, Ми-12 можно встретить в любой стане. Они пользуются невероятной популярностью вот уже не один десяток лет.

Безусловно, еще далеко не все удалось реализовать. Перед нами стоят серьезные задачи по реформированию отрасли, которое должно повлечь за собой финансовые и производственные показатели. Важно, чтобы российский эксплуатант воздушной техники имел возможность купить тот вертолет, который ему нужен. Нам нужно расширить присутствие на мировом вертолетном рынке. Чтобы добиться этой цели, нужно преодолеть технический отрыв от лидирующих мировых авиакорпораций, в первую очередь в части оснащения отрасли современным оборудованием.

Реконструкция российского вертолетостроения является давно накипевшей и требующей решения проблемой. Последующая деятельность в условиях современной рыночной экономики при сохранении структуры плановой системы сильно усложняется, но все же заметны явные улучшения.

Вертолеты мира

Вертолетная техника эксплуатируется больше чем в 190 странах. Как уже было сказано, она используется как в военных, так и в гражданских целях.

Современная ситуация в вертолетной отрасли основана на производстве и спросе, который обеспечивают заказчики-эксплуатанты. На мировом рынке вертолетов сформировались три главных класса воздушных машин:

  • 1) тяжелые – больше 15 тонн;
  • 2) средние – 5−15 тонн;
  • 3) легкие – до 5 тонн.

Но часто для классификации мирового парка используется более детальная разбивка, причем учитываются и переходные модели.

В последние годы прослеживается стремительный рост производства и реализации вертолетной техники. За последние пять лет на мировом рынке было продано больше 8 тыс. вертолетов на сумму порядка 40 млрд долларов.

На этапе создания и формирования вертолетостроение можно охарактеризовать следующими признаками: этапность и регионального в его развитии. Как известно, широкое применение вертолеты получили только в 20 веке. Нужно отметить 3 этапа в развитии: формирование, постоянная советско-американская конкуренция и современный евроамериканский этап.

Как следствие, на сегодняшний день есть 4 региона создания и производства вертолетов: европейский, американский, Россия и страны бывшего СССР, Индия-Китай.