Швак – скорострельная пила советских истребителей. Предыстория разработки орудия

Последняя редакция 27.09.2011 14:49

Материал читали 28603 человек

ПРИМЕНЕНИЕ:

Серийные танки: Т-40(Т-30), Т-60Ш.
Экспериментальные танки: Т-38.

С началом войны возникла острая необходимость вооружения легких плавающих танков малокалиберной пушкой, так как это решение позволяло использовать их не только для борьбы с пехотой, но и в качестве мобильных противотанковых средств. Уже 5 июля 1941 года вышло указание НКВ для ОКБ №15 об установке пушки ШВАК в башню танка Т-40 . Однако только в начале августа эта задача была в первом приближении разрешена, но не Шпитальным , а Нудельманом (заменившим в ОКБ-16 Таубина ). 4 августа был проведен отстрел 20-мм и 23-мм пушек из установки, разработанной ОКБ-16, который дал в целом положительные результаты, но сами орудия имели массу отказов.

Для окончания работ, согласно приказа Наркома Вооружений, танковую башню с 20-мм орудием передали в ОКБ №15, где занимались уже чисто артиллерийской частью и доводили ее до окончательного вида. В основу конструкции 20-мм танковой пушки была положена крыльевая ШВАК, в которой ствол заимствовался от мотор-пушки, тяга перезаряжания - от турельной, а спусковой механизм, прицел и затыльник сделаны заново.

В сентябре 1941 года взамен Т-40 на вооружение принимается танк Т-60 , оснащенный, как и его предшественник, 12,7-мм пулеметом ДШК . По совместному решению Наркома танковой промышленности и Наркома вооружений танк в течение 9 дней после принятия на вооружение оснастили опытным образцом 20-мм орудия, имевшего индекс "ШВАК-танковая" . С 1 октября 1941 года пушечный танк Т-60 был принят на вооружение под индексом Т-60Ш , но орудие в танке работало из рук вон плохо и потому до зимы его производство шло крайне неритмично. Лишь 5 декабря 1941 года доведенное орудие было принято на вооружение под индексом ТНШ (Танковая Нудельмана-Шпитального), а ее серийное производство развернуто на заводе №2.

В опытном порядке во второй половине октября 1941 года пушками ТНШ вооружили также танк Т-38 (сегодня он находится в экспозиции Центрального Музея Вооруженных Сил) и двухбашенный Т-26 . Кроме того, с января 1942 года этим орудием перевооружались танки Т-30 и Т-40, поступавшие на заводы для проведения большого ремонта.

Несмотря на то, что теоретически 20-мм пушка ТНШ близка по основным характеристикам немецкой пушке KwK 38 , практически мощность ее выстрела оказалась слабой, что определялось применением в пушке ТНШ гильзы с пороховым зарядом от 12,7-мм пулемета. Бронепробиваемость орудия, особенно с учетом применения сердечника из карбида вольфрама, была довольно высокой, но заброневое действие снаряда никуда не годилось. Чаще всего обстрелянный очередью из ТНШ немецкий танк, бронеавтомобиль или бронетранспортер, уходили из боя неповрежденными, если осколки сердечника не задевали баков или механика-водителя. Малым было и разрывное действие снаряда.

Источники: "Артиллерийское вооружение советских танков 1940-1945" Армада-Вертикаль, №4, 1999
В.Грабин "Оружие победы", 1987

152-миллиметровую пушку-гаубицу Д-20 спроектировали в екатеринбургском ОКБ-9 под руководством Петрова. Серийное производство начали в 55-м г. на заводе № 221 в Волгограде (ныне ФГУП «Баррикады»).

Буксируемая гаубица Д-20 имеет ствол, длинна которого составляет около 26 калибров, состоящий из трубы-моноблока, казённика, муфты и двухкамерного дульного тормоза. Затвор клиновой, вертикальный с механический полуавтоматикой. Поворотным и подъёмным механизмом обеспечивают углы вертикального обстрела -5;+45 градусов, угол горизонтального обстрела – 58 градусов.

Для стрельбы из Д-20 используют те же выстрелы, что и для 152-миллиметровой гаубицы Д-1. Возможно ведение огня тактическим ядерными боеприпасами и управляемыми снарядами «Краснополь».

ОАО «Мотовилихинские заводы» в 2003 году освоило и осуществляет до настоящего времени капитальный ремонт гаубицы Д-20, а также производство ее деталей и командных узлов. В процессе капремонта конструкторы ОАО «Мотовилихинские заводы» произвели и защитили огневыми испытаниями модернизацию Д-20, которая повышает эксплуатационные характеристики домкратов и надежность работы механизмов систем затворной группы.

152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20 является еще одним примером старой советской традиции объединять компоненты имеющихся арт. систем, получая новые. В этом случае новый 152-миллиметровый ствол устанавливался на лафет полевой 122-миллиметровой пушки Д-74. Данная 152-миллиметровая гаубица была разработана после окончания ВОВ (1941–1945 гг.), но промышленное производство пушки-гаубицы началось лишь в начале 1950-х гг., и впервые орудие показали в 55-м г.

Основа Д-20 аналогична ранней модели 152-миллиметровой гаубицы Д-1, однако у нее другое расположение противооткатных амортизаторов, а вес лафета Д-74 таков, что для перемещения пушки-гаубицы на передке станин требуются дополнительные колесики. Форма щита также другая.

Однако основное отличие Д-20 от Д-1 заключается в выборе боеприпасов. При стрельбе из Д-20 может использоваться большинство типов боеприпасов гаубицы Д-1, однако у нее имеется собственное семейство боеприпасов. Пушка Д-20 стала первой советской артсистемой, способной стрелять тактическими ядерными боеприпасами. Кроме этого имелся большой выбор боеприпасов с химическим зарядом, которые сегодня сняты с вооружения.

Усовершенствованная система метательных зарядов изменяемой мощности дала возможность увеличить максимальную дальность до 17410 метров, а использование активно-реактивного снаряда позволяет уничтожать цели на дальности до 24 тыс. метров. К последним нововведениям относится использование противотанкового снаряда массой 50 кг с наведением по лазерному лучу .

Бронепробиваемость бронебойно-трассирующего тупоголового снаряда БР-540Б (специальный заряд, начальная скорость 600 м/с, взрыватель ДБР, дальность прямого выстрела при высоте цели 2,7 метров – 860 метров).

Толщина пробиваемой брони при угле встречи 90 градусов на дальности 500 метров – 130 мм, 1000 м – 120 мм, 1500 м – 115 мм, 2000 м – 105 мм.
Толщина пробиваемой брони при угле встречи 30 градусов на дальности 500 метров – 105 мм, 1000 м – 100 мм, 1500 м – 95 мм, 2000 м – 85 мм.

155 миллиметровый ствол, который установлен на самоходной гаубице 2С5 – модифицированный ствол Д-20. Бывшая Югославия экспортировала модификацию Д-20 имеющую ствол длиной 39 калибров, которая была принята на вооружение армией Югославии – состояние дел на сегодняшний день неизвестно. На вооружении румынской армии стоит буксируемая гаубица, разработанная в Румынии и известная как Модель М1985. В ее конструкции просматриваются некоторые черты пушки-гаубицы Д-20. Китайская модификация выпускалась под обозначением 152-миллиметровая Тип 66.

Тактико-технические данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Первый опытный образец — конец 1940-х годов;
Серийное производство начато в 54-м или 55-м году;
Состоит на вооружении: Алжир, Афганистан, Венгрия, Египет, Индия, Китай, Никарагуа, Страны СНГ, Эфиопия и др.;
Боевой расчет – 10 чел.;
Полная боевая масса – 5650 кг;
Длина ствола – 8690 мм;
Общая длина в походном положении – 75580 мм;
Ширина в походном положении – 2320 мм;
Максимальная дальность огня 17410 м;
Максимальная дальность огня АРС – 24 тыс. м;
Начальная скорость снаряда – 655 м/с;
Масса снаряда ОФС – 43,51 кг;
Максимальный угол возвышения/ склонения +63/-5 градусов;
Угол горизонтального наведения – 58 градусов.

Тактико-технические характеристики 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Баллистические данные:
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда:
— полный заряд – 655 м/с;
— уменьшенный заряд – 511 м/с;
Начальная скорость бронебойно-трассирующсго снаряда – 600 м/с;
Начальная скорость кумулятивного снаряда – 680 м/с;
Наибольшая дальность огня – 17410 м;
Максимальное давление пороховых газов – 2350 кгс/смЗ;
Масса осколочно-фугасного снаряда – 43,56 кг;
Масса бронебойно-трассирующего снаряда – 48,96 кг;
Масса бронебойно-трассирующего остроголового снаряда – 48,78 кг;
Масса кумулятивного снаряда – 27,439 кг.

Конструктивные данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Калибр – 152 мм;
Длина ствола включая дульный тормоз – 5195 мм;
Длина нарезной части – 3467 мм;
Число нарезов — 48;
Ширина нарезов – 6,97 мм;
Крутизна нарезов – 25 клб.;
Глубина нарезов – 3 мм;
Ширина поля – 3 мм;
Длина зарядной каморы от начала нарезов до казенного среза трубы – 772,9 мм;
Наибольший угол склонения — -5°;
Наибольший угол возвышения — 45°;
Горизонтальный обстрел — 58°;
Количество стеола в накатнике — 13,4 литров;
Количество стеола в тормозе отката — 14,7 литров;
Начальное давление в накатнике – 6З кгс/см2;
Предельная длина отката — 950 мм;
Нормальная длина отката — 910 +20/-120 мм;
Давление в уравновешивающем механизме (угол возвышения 45°) – 62 кгс/см2;
Давление в пневмошинах – 5,6 кгс/см2.

Габаритные данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Параметры орудия в походном положении:
— Длина – 8690 мм;
-Ширина – 2317 мм;
— Высота – 2520 мм;
Параметры орудия в боевом положении при угле возвышения ствола 0°:
— Высота – 1925 мм;
— Длина – 8100 мм;
— Высота линии огня — 1220 мм;
— Клиренс – 380 мм;
— Ширина колеи — 2000 мм;
— Диаметр колес — 1167 мм;
— Ширина шины колес – 337 мм;
Расстояние от центра тяжести орудия до оси колес при закреплении по-походному – 182 мм;
Масса:
— орудия в походном положении – 5700 кг;
— орудия в боевом положении – 5650 кг;
— затвора – 96 кг;
— ствола с затвором – 2556 кг;
— откатных частей – 2720 кг;
— качающейся части — 3086 кг;
— люльки – 280 кг;
— тормоза отката без ствола – 85,4 кг;
— тормоза отката со стволом – 101,6 кг;
— накатника без ствола – 88,6 кг;
— накатника со стволом – 103,3 кг;
— верхнего станка — 208 кг;
— уравновешивающего механизма — 58 кг.

Эксплуатационные данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:
Время перевода между походным и боевым положениями и обратно – от 2 до 2,5 минут;
Прицельная скорострельность – около 6 выстрелов в минуту;
Скорость перевозки:
— по бездорожью – 15 км/ч;
— по булыжной дороге – 30 км/ч;
— по хорошим дорогам – 60 км/ч.

20-мм пушка Березина

Описание

Б-20 - советская авиационная малокалиберная пушка калибра 20 мм. Разработана ружейным конструктором М.Е.Березиным в 1941 году, 11 июля 1941 года вышло постановление ГКО № 106 «Об испытании 20 мм авиационной пушки Березина», по плану до 16 июля были произведены заводские испытания двух экземпляров Б-20, к 18 июля подготовлено 3 пушки к полигонным испытаниям и к 25 июля установить две крыльевые пушки на Ил-2 и одну моторную на ЛаГГ-3 для летных испытаний. В мемуарах замнаркома вооружения В. Н. Новикова утверждается, что на первые испытания пушка попала только в конце 1943 года. Основные сложности возникли с переделкой затвора и ствольной коробки из-за формы патрона.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Применение в бою

Б-20 - достаточно легкая пушка с хорошей мощностью, что позволяет истребителям, на которых она установлена, не только с легкостью сбивать самолеты, но и вступать в виражные бои, если на истребитель поставить зажигательно-трассирующие снаряды, то можно смело идти на бомбардировщики и сбивать их. Используя Б-20 для оборонительной цели на бомбардировщиках, можно спокойно зажимать (стрелять длиной очередью) по подсевшим на хвост (и не только) самолетам. Так же пушка хорошо справляется с мало бронированными наземными единицами, можно легко уничтожить бронеавтомобиль или ПВО.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Малая отдача.
  • Хорошая кучность стрельбы.
  • Хорошая мощность.
  • Достаточно медленно перегревается.
  • Широкий выбор лент позволяет угодить почти каждому лётчику.
  • Не требуется исследование снарядов для максимальной эффективности.

Недостатки:

  • Малый боекомплект.
  • Требует умение использования (новичку достаточно трудно будет использовать пушку с малым БК).
  • Малый вес патрона не позволяет сбивать самолеты на дальних расстояниях.

Историческая справка

Трех пушечный Ла-7

Пушка Б-20 была создана М.Е.Березиным путем переделки своего 12,7-мм пулемета УБ под патрон 20-мм ШВАКа для конкурса. Б-20 была принята на вооружение постановлением ГКО № 6681 «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегчённой авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции т. Березина» от 10 октября 1944 года. Известно, что с марта 1945 до конца войны было выпущено 368 «трёхпушечных» Ла-7, все на заводе № 381. Но уже после установки выяснилось, что пушка не удовлетворяет требованиям надежности. На испытаниях в НИИ ВВС осенью 1945 года пушка из трёх «трёхточечных» самолётов Ла-7 (на каждом по три Б-20), принимавших участие в испытаниях, ни на одном не удалось достичь требуемого показателя в 5000 снарядов, отстрелянных с одного самолёта без отказов - в среднем этот показатель составил 3200 снарядов с самолёта. По данным Широкорада за весь период войны было выпущено 9515 экземпляров Б-20, а за все время 15352 экземпляра. По воспоминаниям Новикова, основным производителем пушек был Ковровский завод № 2 им. Киркижа, который во время войны выпустил около 9 тысяч пушек. По данным же А. С. Яковлева, только за время войны было изготовлено аж 32 тысячи пушек.

Модификации пушки:

  • Б-20М - мотор-пушка (для установки в развале блока цилиндров).
  • Б-20С - вариант с синхронизатором (для стрельбы через воздушный винт).
  • Крыльевой вариант пушки , но данных о ней нет (не подтверждено).
  • Б-20Т-Э - использовалась в составе ААУ (Авиационная артиллерийская установка) ВУ-9 на серийных Ил-10 с августа 1945.
  • Б-20Э (электрифицированная) - использовалась в качестве оборонительного вооружения на стратегическом бомбардировщике Ту-4.
  • В 1951 году на заводе № 23 выпускались бомбардировщики Ту-2С с пушками Б-20ЭН . В следующем году эти пушки устанавливались на штурмовики Ил-10М в составе авиационной артустановки ВУ-9М - модификации ВУ-9 с электроприводом.

Медиа

См. также

  • ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

20-мм пушка Б-20 была создана М. Е. Березиным в 1944 г. на базе его 12,7-мм пулемета УБ. В качестве боеприпасов применялись все штатные боеприпасы автомата ШВАК. Перезарядка пневматическая или механическая, спусковой механизм – электрический. За время войны было изготовлено более 9 тысяч пушек в дух вариантах: Б-20М (мотор-пушка) и Б-20С (вариант с синхронизатором). Пушка устанавливалась на самолетах Ил-2, Як-1, Як-ЗП, Як-7б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ту-2 и Ил-10. Орудие отличалась слабой надежностью. ТТХ пушки: калибр – 20-мм; масса – 25 кг; темп стрельбы – 600-800 выстрелов в минуту; боеприпас – 20х99-мм R; начальная скорость снаряда – 800 м/с; масса выстрела – 180 г; вес снаряда – 96 г; питание – ленточное на 170 — 240 выстрелов.

Авиационная пушка ШВАК в крыльевом варианте

Пушка ШВАК разработана на основе 12,7 мм одноименного авиационного пулемета и впервые была выпущена в 1936 г. Аббревиатура расшифровывается по фамилиям конструкторов — Шпитальный Владимиров авиационный крупнокалиберный. Перезаряжание пневматическое или механическое. Пушка выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка.

Мотор-пушка имела большую длину амортизатор. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулёмет) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части самолетов Пе-2. Турельные установки монтировались на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2. Всего было выпущено более 100 тысяч пушек. Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В мае 1941 г. началось производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда. В конце 1942 г. был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2 с. ТТХ пушки: длина: для крыльевого варианта – 1 679 мм, для турельного – 1 726 мм, для мотор-пушки – 2 122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42 кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы – 700 — 800 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда – 815 м/с. Боеприпас — 20×99-мм R; масса выстрела – 325 г; масса снаряда – 173 г. Питание – ленточное на 150 – 2 500 выстрелов.

Пушка ВЯ-23 являлась доработанным вариантом пушки ТКБ-201. На вооружение была принята в 1941 г, а массовый выпуск начался в 1942 г. Достоинством ВЯ являлся ее высокий темп стрельбы при большой мощности выстрела для такого калибра, недостатком — большая отдача и резкая работа механизмов. Отдача пушки ВЯ была столь велика, что ее не решились устанавливать на истребителях. Единственным ее массовым носителем стал штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого устанавливали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол. В некоторых случаях пушка устанавливалась на Ил-10 и Лагг-3. Всего было выпущено 64 тысячи пушек. Бронебойно-зажигательный снаряд пушки пробивал на расстоянии 400 метров 25-мм броню. Однако даже при высокой степени прицельной стрельбы реальная эффективность пушки с бронетехникой была ниже ожидаемой. ТТХ пушки: калибр – 23 мм; длина – 2150 мм; длина ствола – 1660 мм; масса – 66 кг; масса снаряда – 200 г; темп стрельбы – 550 выстрелов в минуту; начальная скорость снаряда – 905 м/с; боеприпас – 23х152В мм (бронебойно-зажигательный, осколочно-зажигательный, осколочно-зажигательно-трассирующий).

Аббревиатура пушки НС-23 основана на фамилиях ее разработчиков — Нудельман-Суранов. Пушка была принята на вооружение в октябре 1944 г. Работа автоматики НС-23 была основана на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Пушка имела ускоритель отката. Запирание канала ствола поршневого типа. Питание непрерывное ленточное. Пушка закреплялась в установке за кожух.

Пушка НС-23 выпускалась в двух вариантах: НС-23КМ – крыльевая и моторная и НС-23С с синхронным механизмом. За время войны было выпущено около тысячи пушек. Пушкой вооружался штурмовик Ил-10. ТТХ пушки: калибр – 23 мм; длина – 1 985 мм; длина ствола – 1 450 мм; масса – 37 кг; темп стрельбы – 600 выстрелов в минуту; начальная скорость снаряда – 700 м/с; боеприпас — 23х115 мм (бронебойно-зажигательный, осколочно-зажигательный); питание — ленточное 75 — 150 выстрелов.

Автоматическая пушка НС-37 была принята на вооружение в августе 1943 г. Непрерывное питание пушки патронами осуществлялось из патронного ящика при помощи звеньевой металлической ленты. Величина боекомплекта зависела только от габаритов ящиков и способа размещения в нем ленты. Пушка допускала стрельбу непрерывной очередью в пределах имеющегося боекомплекта. До конца войны было выпущено 8 тысяч пушек. Пушка устанавливалась на самолетах Ил-2, Як-9Т. В боекомплект пушки входили снаряды БЗТ и ОЗТ (37х195). Недостатком автомата является пикообразный характер силы отдачи, что вызывало раскачивание самолета и позволяло сделать только один прицельный выстрел. ТТХ пушки: калибр – 37 мм; длина — 3400 мм, длина ствола – 2,3 м; масса в моторном варианте 171 кг, в крыльевом — 160 кг; темп стрельбы 240 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда – от 810 до 865 м/с, масса снаряда – 760 г.

Авиационная пушка НС-45

НС-45 была создана на базе и с сохранением габаритных размеров НС-37. В 45-мм пушке впервые в СССР на самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи. За время войны было выпущено около 200 пушек специально для самолета Як-9К (крупнокалиберный) с боекомплектом 29 выстрелов. После очереди в три выстрела, сделанных даже на максимальной скорости, последняя резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах. Прицельная стрельба из пушки НС-45 была возможна на скоростях самолета более 350 км/ч, очередями в 2 — 3 выстрела. Масса пушки — 150 кг. Темп стрельбы — 260 выстрелов в минуту. Питание пушки ленточное. Масса выстрела – 1930 г, масса снаряда – 1065 г, начальная скорость – 780 м/с.

После Великой Отечественной перед советскими конструкторами была поставлена задача: заменить устаревшую пушку-гаубицу МЛ-20 1937 года выпуска более совершенной. Вскоре в Екатеринбурге работниками Особого Конструкторского Бюро было спроектировано новое артиллерийское буксируемое орудие. Сегодня оно известно как 152-мм пушка-гаубица Д-20. Ее серийным производством в 1955 году занялись работники волгоградского завода №221.

Начало конструкторских работ

Советские оружейники стремились к созданию «корпусного дуплекса» - установки, содержащей одинаковые блоки артиллерийских систем. По мнению конструкторов, это должно было существенно снизить производственные расходы и положительно сказаться во время эксплуатации или ремонта: артиллерийские орудия всегда будут снабжены необходимыми запасными частями. 152-мм пушка-гаубица Д-20, которая в то время значилась как Д-72, проектировалась одновременно с пушкой Д-74 калибра 122 мм. В результате после конструкторских доработок было решено для Д-20 использовать немного модернизированный лафет, как и в 122-миллиметровой гаубице.

Что собой представляет гаубица Д-20?

Данное содержит следующие элементы:

  • моноблочную трубу;
  • казенник;
  • муфту;
  • двухкамерный дульный тормоз.

152-мм пушка-гаубица Д-20 - это полевое для которого характерны свойства пушки и гаубицы. В отличие от обычной пушки длина ствола данного орудия меньше, но с большими углами возвышения. Установка отличается от классической гаубицы увеличенной дальностью стрельбы.

Устройство

152-мм пушка-гаубица Д-20 содержит полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, который относится к механическому типу. Несмотря на то что в Д-20 и Д-74 используется одинаковый лафет, в обоих артиллерийских орудиях он имеет разные диаметры передней обоймы и профили веретена тормозного отката. В Д-20 он гидравлический, оснащенный пружинным компрессором. Наполнителем для тормоза стал стеол-М, который также предусмотрен и для гидропневматического накатника. Для крепежа тормозных цилиндров разработаны специальные ствольные обоймы, которые откатываются одновременно с самим стволом.

152-мм пушка-гаубица установлена на сварных коробчатых станинах. При помощи подхоботовых катков осуществляется перекатывание артиллерийского орудия на небольшие дистанции. В качестве основных используются колеса грузовых автомобилей ЯАЗ.

Механизмы

В Д-20 при помощи подъемного механизма, рассчитанного на один сектор, обеспечивается вертикальная наводка от -5 до +63 градусов. Левая часть орудия стала местом для винтового поворотного механизма. Наводка Д-20 в горизонтальной плоскости рассчитана на 58 градусов. Орудие оснащено пневматическим уравновешивающим механизмом. Он представляет собой две одинаковые колонки и относится к толкающему типу. В качестве опоры для артиллерийского орудия используется специальный поддон, который крепится к нижнему станку.

Боеприпасы для пушки-гаубицы

Данное артиллерийское орудие заряжается:

  • Ядерными снарядами 3ВБ3.
  • Химическими.
  • Снарядами, содержащими стреловидные поражающие элементы.
  • Зажигательными.
  • Кумулятивно-осколочными.
  • Осколочно-фугасными ОФ-32. Дальность стрельбы этими боеприпасами превышает 17 км.

Пушка Д-20 - это первая советская артиллерийская система, которая использует тактические ядерные боеприпасы. Также она приспособлена для стрельбы снятыми в данное время с вооружения химическими зарядами.

Тактико-технические характеристики

  • Страна-изготовитель - СССР.
  • По типу орудие относится к пушкам-гаубицам.
  • Год выпуска - 1950.
  • Калибр Д-20 составляет 152 мм.
  • Ствол имеет длину 5,2 м.
  • Длина всего орудия составляет 8,62 м.
  • Ширина - 2,4 м.
  • состоит из десяти человек.
  • Весит орудие 5,64 тонны.
  • Д-20 в течение одной минуты способно выполнить шесть прицельных выстрелов.
  • По асфальтируемой дороге орудие транспортируется со скоростью 60 км/час.
  • Д-20 используется вооруженными силами Алжира, Афганистана, Венгрии, Египта, Индии, Китая, Никарагуа, Эфиопии и стран СНГ.

Заключение

Артиллерийская система Д-20 долгое время состояла на вооружении свыше тридцати государств. Установка считалась первым 152-миллиметровым орудием, использующим полуавтоматический клиновый затвор. На основе Д-20 создан ряд модификаций. Одной из них стала САУ «Акация», пришедшая на смену устаревшей системе Д-20, которая сегодня списана и не состоит на вооружении армии России.