Сколько стоит f 22. В массовой культуре. Процентный состав материалов в конструкции планера
Американская компания Lockheed Martin завершила сборку фюзеляжа последнего истребителя F-22 Raptor , который будет передан ВВС США во втором квартале 2012 года. Производственная линия F-22 сохранится еще на несколько лет для проведения ремонта и модернизации принятых на вооружение истребителей, которые, вероятно, так и закончат свою жизнь как самые дорогие и бесполезные самолеты в истории США.
Компания Lockheed Martin, разработчик истребителя F-22 Raptor, считающегося в США самой высокотехнологичной принятой на вооружение машиной, завершила сборку фюзеляжа последнего, 187-го такого самолета. Как сообщает агентство Defense Aerospace, до конца 2011 года истребитель с бортовым номером 09-4195 будет оснащен шасси, крыльями, электронными системами и двигателями F119-PW-100. Как ожидается, самолет покинет сборочную линию в январе 2012 года, а во втором квартале того же года будет передан ВВС США.
Перед поставкой истребителя военным Lockheed Martin должна будет провести контрольные летные испытания F-22. Как это будет сделано, пока неизвестно. В настоящее время в США действует запрет на осуществление полётов истребителями Raptor , который касается всех таких самолетов за исключением машин, приписанных к авиабазе Эдвардс. Эти F-22 принимают участие в отработке программного обеспечения Upgrade 3.5. После завершения испытаний им также будет запрещено подниматься в воздух.
Согласно неофициальным прогнозам, разрешение на возобновление полётов будет выдано F-22 не раньше первого квартала 2012 года. На деле это означает, что если «Рапторам» не разрешат подниматься в небо до начала будущего года, последний самолет поступит в распоряжение ВВС позже запланированного срока. Впрочем, сами военные по этому поводу вряд ли расстроятся. Любопытно, что нынешняя приостановка полётов уже стала самой продолжительной в истории США, а в начале 2012 года она, вероятно, станет рекордной для всего мира .
Полеты истребителей F-22 были приостановлены 3 мая 2011 года, а двумя месяцами ранее командование ВВС США ограничило высоту полета этих самолетов 7,6 тысячи метров. Поводом для этого стало расследование причин катастрофы «Раптора» в ноябре 2010 года на Аляске. Тогда погиб пилот самолета Джефри Хэни. Предположительно причиной катастрофы стало неправильное функционирование бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), из-за чего летчик начал испытывать удушье и потерял сознание. В настоящее время проверка OBOGS проводится не только на F-22, но и на всех остальных самолетах ВВС США, использующих подобную систему.
Начиная с 2012 года ВВС США будут тратить на модернизацию истребителей F-22 Raptor 500 миллионов долларов ежегодно. В частности, начнется программа модернизации Increment 3.1, предполагающая установку нового бортового оборудования, авионики и программного обеспечения. Благодаря этой программе истребитель научится картографировать местность, выбирать наземные цели и применять новые бомбы SDB.
Реализация программы модернизации Increment 3.2 начнется в 2014 году. По неподтвержденным данным, в результате этой программы F-22 получат обновленное программное обеспечение, некоторые новые элементы конструкции и новые вычислительные системы.
Видимо, история F-22 благополучно закончится на передаче ВВС последнего такого самолета. Нет, приостановки полетов, участие в авиасалонах, военных учениях и межконтинентальных перелетах продолжатся, но главной своей задачи — установления превосходства в воздухе в ходе боевых действий — этот самолет, вероятно, так и не выполнит, навсегда оставшись в памяти как самый дорогостоящий и самый бесполезный истребитель в мире.
Изначально ВВС США планировали приобрести 750 единиц F-22 , однако с распадом СССР и исчезновением сильного вероятного противника, а также резким сокращением оборонного бюджета количество «Рапторов», запланированных к покупке, было уменьшено. В 2010 году министерство обороны США решило принять на вооружение только 187 единиц F-22 с прекращением финансирования производства этих самолетов с 2012 года . Незначительные средства (в рамках действующих планов ВВС — полмиллиарда долларов в год, начиная с 2012 года) будут расходоваться лишь на модернизацию принятых на вооружение истребителей.
По оценке Главного контрольного управления (GAO) США, опубликованной в апреле 2011 года, общая стоимость программы создания и закупки F-22 составляет 77,4 миллиарда долларов . При этом стоимость одного самолета в 2010 году составила 411,7 миллиона долларов. К апрелю текущего года ВВС США приняли на вооружение 181 «Раптор». В июле 2009 года командование ВВС США объявило, что один час полёта F-22 стоит 44 тысячи долларов . По оценке же администрации госсекретаря ВВС США, стоимость одного часа полета истребителя составляет 49,8 тысячи долларов. В настоящее время Raptor является самым дорогим истребителем в мире.
И, пока что, самым бесполезным. Этот истребитель, стоящий на вооружении ВВС уже шесть лет, не участвовал еще ни в одних боевых действиях и за редкими исключениями не покидал пределов США . Министерство обороны США ранее пояснило, что в настоящее время просто не существует задач для этого самолета — для войны в Ираке, Афганистане или Ливии, где все операции проводятся либо на земле, либо по земле, истребитель завоевания превосходства в воздухе просто не нужен.
В перспективе, по всей видимости, он тоже не пригодится — США еще не объявляли о планах ведения боевых действий со страной, обладающей развитой авиацией, где возможности F-22 могли бы пригодиться. В целом же на счету самого продвинутого американского самолета имеются лишь пара сотен условно сбитых на военных учениях самолетов противника. Без потерь со стороны «Рапторов».
Можно было бы сказать, что технологии F-22 пригодились США при создании перспективного истребителя F-35 Lightning II, но и это по большей части правдой не является. Подавляющее большинство систем F-35 разрабатываются с нуля, включая и бортовые компьютерные системы, и систему визуального контроля периметра, и даже некоторые из элементов технологии малозаметности.
Более того, некоторую часть оборудования, которое будет использоваться на , ВВС США планируют в перспективе устанавливать и на F-22, включая стойкое радиопоглощающее покрытие. Пожалуй, единственное, что F-35 унаследовал от F-22 — это колоссальный рост стоимости программы разработки и одной единицы техники. Но это совсем другая история.
Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.
Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.
Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.
Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.
Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.
Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.
«Раптор» (F-22 Raptor) - многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. F-22 на сегодняшний день является единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения в мире.
Характеризуя этот самолёт, заслуженно используют определение "Самый", самый современный, самый дорогой, самый "невидимый", самый, самый, самый...
Однако, даже самая-самая техника не застрахована от неполадок, приводящих как к трагическим последствиям, так и к нелепым и даже анекдотическим ситуациям.
До сих пор не решена серьёзнейшая проблема с кислородным оборудованием самолёта, приведшая уже к трагическим последствиям с гибелью пилота.Известен случай, когда группа самолётов не смогла долететь из США до Японии, как оказалось, в программном обеспечении не учтена была линия смены дат, и вся группа, потеряв ориентировку, вынуждена была возвратиться назад, следуя визуально за самолётом-заправщиком.
А ещё случается и такое...
Пилот не мог открыть фонарь кабины и просидел в кабине ПЯТЬ ЧАСОВ!
Чтобы освободить пилота, не оставалось ничего другого, как разрезать фонарь кабины! Скотчем размечаем место будущего разреза...
Экипировка спасателей должна соответствовать важности момента, ведь не лифт какой-нибудь открывают, самый современный истребитель! Работа закипела, пилы вгрызаются в поликарбонатный беспереплётный цельнотянутый фонарь, покрытый специальным напылением, долженствующим исключить отражение сигнала РЛС от оборудования кабины.
Высокотехнологичный деревянный клин предохраняет пилу от заклинивания.
Это сладкое слово "Свобода"! Гип-гип ура!
Элементарная неисправность позволительна, наверное, продукции ВАЗа, но не такой дорогой штуковине как «Раптор». Вся процедура, с ремонтом, обошлась в 180 000 долларов. Признавайтесь, кто еще искал на этой фотке лужу? .
F-22 Raptor разрабатывался как истребитель завоевания превосходства в воздухе и должен был превосходить по своим характеристикам не только все имевшиеся на тот момент самолеты четвертого поколения, такие как F-16 и Typhoon, но и находящиеся в стадии разработки самолеты потенциальных противников. В настоящее время машина является одной из лучших в своем классе, что регулярно подтверждается результатами учений с участием F-22, но в случае серийного выпуска самолетов Су-35 и истребителя пятого поколения Т-50 разработки ОКБ Сухого его превосходство может быть утрачено.
БОЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ F-22
На больших дальностях
Идеологию разработчиков «Раптора» можно выразить одной фразой - «первым обнаружил - первым уничтожил». Основами выживания и победы в бою на больших дальностях является дальность обнаружения и энергия ракеты. Летные характеристики F-22 в сочетании с низкой ЭПР дают ему преимущества в дальнем бою. Низкая ЭПР играет в этом ведущую роль - дает возможность подойти к противнику на дальность пуска ракет, оставаясь незамеченным, по сравнению с самолетами с обычной ЭПР. Это позволяет производить пуски в благоприятных условиях.
Большая дальность обнаружения и сопровождения целей бортовой РЛС также минимизирует вероятность поражения огнем противника, что в сочетании с низкой ЭПР позволяет первым обнаружить противника и осуществить пуск ракет. Даже если не брать в расчет малую заметность самолета, F-22 является грозным противником благодаря его высоким летным характеристикам. Крейсерская сверхзвуковая скорость, то есть полет на сверхзвуковой скорости без включения форсажа, избавляет его от необходимости осуществлять разгон перед пуском ракет, тогда как самолеты четвертого поколения с крейсерскими скоростями в районе 1,2М вынуждены перед пуском ракет осуществлять разгон на форсажном режиме работы двигателей, что приводит к повышенному расходу топлива. F-22 с крейсерской скоростью 1,7М этого недостатка лишен.
Еще одним преимуществом является больший, чем у существующих истребителей, практический потолок, что тоже способствует повышению кинетической энергии ракет (стрельба ведется, по сути, сверху вниз). Стоящие на вооружении ракеты AMRAAM являются одноступенчатыми, их двигатель работает только на начальном этапе полета, а далее полет и маневрирование ракеты происходит за счет набранной энергии. Таким образом, сообщая ракете при пуске как можно больше энергии, можно повысить ее дальность или сохранить больше энергии для маневрирования на конечных участках траектории. В настоящее время разрабатываются двухступенчатые УР класса «воздух-воздух», а также ракеты, оснащенные прямоточными воздушно-реактивными двигателями, которые смогут свести на нет превосходство тандема F-22/AMRAAM. Не допустить этого может принятие на вооружение ракеты AIM-120D, проходящей в настоящее время испытания, с повышенной на 50% дальностью полета и другими усовершенствованиями.
Маневренные характеристики
По своим маневренным характеристикам F-22 превосходит все существующие истребители во всем диапазоне высот и скоростей полета. Аэродинамика машины в сочетании с высокой тягой двигателей, мощной САУ и управляемым вектором тяги обеспечивают F-22 отличные маневренность и управляемость на всех режимах полета. В частности, машина демонстрировала установившийся полет с углом атаки до 60°.
В случае войны F-22 сможет одинаково эффективно действовать как в дальнем, так и в ближнем маневренном воздушных боях, а если сюда добавить его возможности по поражению наземных целей, то становится ясно - это один из лучших на сегодняшний день образцов авиационной техники.
Сравнение с F-16 показывает, что Raptor превосходит его во всем диапазоне высот и скоростей полета, причем даже без использования форсажного режима работы двигателей. Только в одной области характеристики F-16 с включенным форсажем приближаются к F-22, что, однако, легко сводится на «нет» включением форсажа пилотом Raptor.
Можно сказать, что в настоящее время хорошо подготовленный пилот F-22 будет иметь преимущество над любым противником. Хотя при сравнении с модернизированными самолетами семейства Су-27, в частности Су-35, преимущества американской машины не столь очевидны. Во-первых, против десяти УР Р-77 российского истребителя F-22 несет только шесть ракет AMRAAM. Отсутствует на американском самолете и оптико-локационная станция, работающая в ИК-диапазоне, а наличие пассивного средства обнаружения воздушных целей дает летчику дополнительные преимущества. При ведении ближнего маневренного воздушного боя пилот российского истребителя будет иметь преимущества еще и благодаря наличию нашлемной системы целеуказания (НСЦ) и ракет малой дальности с большим углом поля зрения ГСН и высокой маневренностью. Частично это преимущество может быть устранено принятием на вооружение УР AIM-9X с управляемым вектором тяги, но НСЦ летчики F-22 получат очень нескоро, если получат вообще. Да и российский истребитель пятого поколения Т-50 уже встал на крыло.
Ударные возможности
F-22 изначально разрабатывался как истребитель завоевания превосходства в воздухе. Требование способности атаковать наземные цели было добавлено позже, что сказалось на ударных возможностях самолета.
Так, требование малозаметности вынудило разработчиков ограничить объем грузоотсеков. В результате оказалось, что значительная часть образцов вооружения «воздух – земля» не может поместиться в них (например, противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM). Таким образом, F-22 не может применять основную американскую противорадиолокационную ракету. Конечно, он может нести данную ракету на внешней подвеске, но в этом случае теряется главное преимущество «Раптора» - малозаметность. Из-за небольшой грузоподъемности внутренних подвесок F-22 также не может брать на борт тяжелые бомбы – их максимальный калибр ограничен 1000 фунтами (454 кг).
В составе БРЭО F-22 из соображений снижения стоимости самолета отсутствует специализированное бомбардировочное оборудование. В программном обеспечении оставлены алгоритмы, необходимые для обнаружения и опознавания целей. Поражение этих целей, в свою очередь, осуществляется управляемыми бомбами с наведением по сигналу навигационной системы GPS.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ F-22 RAPTOR
Кабина пилота
Кабина самолета является, пожалуй, наиболее комфортной среди всех истребителей, когда-либо имевшихся в распоряжении ВВС США. Следует отметить, что для летчиков этих машин практически не существует ограничений по росту (за исключением очень низких или очень высоких). Беспереплетный фонарь, состоящий из двух слоев прозрачного поликарбоната с радиорассеивающим напылением, в сочетании с формами планера обеспечивает хороший обзор (угол обзора вниз-вперед - около 15°). Развесовка фонаря выполнена так, чтобы обеспечить его гарантированное отделение при катапультировании. Катапультное кресло - ACES II класса «ноль - ноль».
Оборудование кабины
Кабина летчика оборудована широкоугольным индикатором на фоне лобового стекла (ИЛС), на который выводится полетная, навигационная и прицельная информация. На приборной доске расположены четыре многофункциональных цветных дисплея (электромеханические приборы отсутствуют), выводимая на них информация призвана максимально облегчить работу летчика. Так, при отображении тактической обстановки самолеты противника обозначаются красными кружками, свои самолеты - зелеными, самолеты группы - в виде синего F-22. Бортовые системы самолета также выполняют селекцию целей, обозначая наиболее опасные. Изначально планировалось заменить ИЛС на нашлемную систему, но пока эти работы приостановлены в связи с высокой стоимостью, поэтому в обозримом будущем ИЛС на самолете сохранится.
Радиолокационная станция APG-77
Основой прицельного комплекса F-22 является РЛС с фазированной активной антенной решеткой APG-77 разработки «Northrop Grumman». Первые модификации РЛС оснащались антенной, включавшей по 750 твердотельных передающих и приемных модулей, а с модификации APG-77(V)1 на станцию устанавливаются универсальные приемопередающие модули (1500 штук), что значительно повысило характеристики. Станция имеет возможность одновременно сопровождать несколько целей. Сектор обзора по азимуту и углу места +/-60°. В режиме работы по наземным целям обеспечивается радиолокационное синтезирование апертуры, что позволяет значительно повысить разрешение и дальность обнаружения целей. В целях снижения заметности предусмотрены пассивные режимы работы РЛС, а с помощью быстрого изменения рабочей частоты станции обеспечивается снижение вероятности перехвата сигналов при активных режимах ее работы. Проводились исследования в области использования РЛС в канале обмена данными, а также использования ее в качестве станции постановки помех.
Силовая установка
На самолете установлены два двухвальных двухконтурных турбореактивных форсированных двигателя F119 компании «Pratt & Whitney», имеющих тягу 15575 кН и массу 1700 кг каждый. По сравнению с другими двигателями, устанавливаемыми на самолеты ВВС США, он обладает повышенной надежностью, ремонтопригодностью и простотой в обслуживании. Двигатели оснащены плоскими соплами с неподвижными боковыми стенками и подвижными верхними и нижними панелями, предназначенными для регулирования площади поперечного сечения сопла и отклонения вектора тяги по тангажу на угол от +20° до -20°.
20-мм пушка Vulcan
Пушка М61А2 Vulcan компании «General Dynamics» расположена справа, в корневой части крыла. Пушечный порт закрывается створкой, открывающейся при стрельбе. Боекомплект - 480 выстрелов.
Ракетное вооружение
Основным вооружением самолета являются УР класса «воздух - воздух» средней дальности AIM-120C AMRAAM. Шесть таких ракет могут размещаться в двух нижних отсеках вооружения, а в случае использования УР ранних модификаций, AIM-120A/B AMRAAM, их количество уменьшается до четырех. Сегодня используются преимущественно УР AIM-120C-7, а к 2015 году планируется принятие на вооружение ракет модификации «D» с увеличенной дальностью полета. В дополнение к AMRAAM в двух бортовых отсеках вооружения могут размещаться по одной УР AIM-9M Sidewinder. Впоследствии их планируется заменить на AIM-9X. При нанесении ударов по наземным целям в нижних отсеках самолета могут размещаться две корректируемые авиабомбы (КАБ) JDAM калибром 454 кг (в отсеке - одна КАБ и одна УР AIM-120C) или до восьми КАБ GBU-39 Small Diameter Bombs (в отсеке - четыре КАБ и одна УР AIM-120C). Все КАБ GBU-39, имеющие раскладные поверхности управления, могут быть сброшены залпом вне зоны поражения средств ПВО при индивидуальном наведении каждого боеприпаса.
Обеспечение малой заметности
Снижение заметности самолета проводится по нескольким направлениям, приоритет - снижению эффективной площади рассеяния (ЭПР). Это достигается, в первую очередь, конфигурацией планера, поверхности которого ориентированы в нескольких направлениях - обеспечивается отражение сигнала РЛС в строго ограниченные сектора пространства. Все немногие выступающие элементы планера закрыты экранирующими щитками, а кромки отсеков и технологических лючков выполнены зубчатыми, что тоже обеспечивает рассеяние радиолокационного сигнала. Не менее важную роль играет применение радиопоглощающих материалов и покрытий. На самолете применяются материалы нового поколения, которые более стойки к повреждениям по сравнению с радиопоглощающими покрытиями самолетов F-117 и В-2. Кроме того, выполнение мелкого ремонта покрытия самолета F-22 возможно на аэродромах базирования, тогда как В-2 требует специального оборудования, а проведение работ по ремонту и восстановлению его покрытия осуществляется только в условиях ремонтного завода. Снижение заметности в инфракрасном диапазоне обеспечивается специальной конструкцией сопел двигателей, которая обеспечивает снижение температуры истекающих газов. Третьим направлением является жесткий контроль за электромагнитным излучением бортовых средств, призванный минимизировать возможность пеленгации источника излучения.
По словам генерального конструктора истребителя Т-50 А.Н.Давиденко, ЭПР (эффективная площадь рассеивания) истребителя F-22 составляет 0,3 – 0,4 кв.м. Для сравнения: ЭПР истребителей F-15 и Су-27 – около 12 кв.м, МиГ-29 – 5 кв.м.
Подкрыльевые узлы подвески
Изначально машина проектировалась для применения в условиях противодействия современной, мощной и хорошо организованной системы ПВО, причем в первый день конфликта - для достижения наибольшего эффекта. Впрочем, сохранена и возможность установки подкрыльевых пилонов для подвески ПТБ (в перегоночном варианте) или средств поражения. Естественно, что при установке пилонов говорить о малой заметности не приходится, но они могут значительно повысить возможности самолета при использовании в качестве истребителя ПВО. На F-22 предусмотрена возможность сброса пилонов вместе с ПТБ при подходе к зоне боевых действий. В настоящее время ведутся разработки пилонов с уменьшенной ЭПР.
Светотехническое оборудование
Аэронавигационные огни самолета выполнены конформными. Электролюминесцентные строевые огни размещены в носовой части фюзеляжа, на верхней части законцовок крыла и наружных поверхностях килей. Подсветка топливоприемника осуществляется фарами, размещенными на внутренней стороне створок приемного устройства. Подсветка кабины - электролюминесцентная. Интенсивность регулируется автоматически и не создает помех при использовании очков ночного видения.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
F-22A Raptor стал первым в мире истребителем пятого поколения, поступившим на вооружение. Единственным эксплуатантом нового самолета стали Военно-воздушные силы США. В начале работ по программе создания перспективного истребителя общее количество потребных истребителей завоевания превосходства в воздухе оценивали в 750 самолетов. Впоследствии это количество сократилось до 187 из-за слишком большой стоимости F-22 (146,2 млн. долларов США за самолет), в то же время на Raptor были возложены и ударные функции.
15 декабря 2005 года 27-я истребительная эскадрилья 1-го истребительного авиакрыла, дислоцировавшаяся на авиабазе Лэнгли, штат Вирджиния, стала первым оснащенным F-22A подразделением ВВС США, достигшим состояния начальной оперативной готовности (это означало, что эскадрилья способна в любой момент времени отправить в любой район планеты 12 самолетов F-22A). Решение об этом было принято после успешного завершения 422-й испытательно-оценочной эскадрильей ВВС США начатых еще в 2001 году испытаний программного обеспечения Block 3.0, предназначенного для Raptor.
К маю 2009 года заказчику было поставлено 139 самолетов, которые были распределены в 27-ю и 94-ю истребительные эскадрильи (иаэ) 1-го истребительного авиакрыла (авиабаза Лэнгли, Вирджиния), 7-ю и 8-ю иаэ 49-го истребительного авиакрыла (авиабаза Холломэн, Нью-Мексико), а также 90-ю и 525-ю иаэ 3-го авиакрыла (авиабаза Элмендорф, Аляска). Кроме того, истребители F-22A состоят на вооружении Резерва ВВС США (302-я иаэ 477-й истребительной группы, авиабаза Элмендорф, и 301-я иаэ 44-й истребительной группы, авиабаза Холломэн) и Авиации Национальной гвардии США (149-я иаэ 192-го истребительного авиакрыла, авиабаза Лэнгли). Подготовка летчиков на новые самолеты проводится в 43-й иаэ 325-го истребительного авиакрыла Учебного авиационного командования (авиабаза Тиндалл, Флорида). Дальнейшее изучение F-22A и отработка тактических и иных вопросов осуществляется в 422-й испытательно-оценочной эскадрилье Боевого авиационного командования и в 412-й летно-испытательной эскадрилье 412-го испытательного авиакрыла, авиабаза Эдвардc, Командования материально-технического обеспечения ВВС США.
Среди указанного количества F-22A имелись истребители четырех модификаций: Block 10, 20, 30 и 35, причем самолеты первой модификации будут модернизированы до стандарта Block 20.
По состоянию на 2012 год в ВВС США поступили 184 F-22, последний самолет произведен в 2011 году, после чего производство прекращено. Таким образом, парк Raptor станет самым малочисленным из всех истребителей, находившихся когда-либо на вооружении ВВС США.
В феврале 2007 года первая группа F-22A была направлена в первую «зарубежную командировку», основными задачами которой стали проверка возможностей 1-го авиакрыла по оперативному наращиванию сил и средств на удаленном ТВД, а также традиционная для ВС США демонстрация силы. 12 истребителей F-22A из 27-й эскадрильи с авиабазы Лэнгли были переброшены на авиабазу Кадена (Япония), где они провели 120 суток.
В октябре 2008 года вторая группа Raptor (восемь самолетов из 90-й эскадрильи) были переброшены на авиабазу Андерсен, остров Гуам, а затем их там сменили шесть истребителей из 525-й эскадрильи, остававшихся там до конца лета 2009 года.
Считается, что воздушном бою Raptor значительно превосходит самолеты четвертого поколения. В качестве подтверждения приводят результат учебных воздушных боев между Raptor и другими американскими истребителями в ходе учения «Northern Edge» в 2006 году - «новичок» тогда одержал победу с разгромным счетом 144:0. С другой стороны, эксплуатация нового истребителя выявила многочисленные проблемы, ставящие под сомнение боевую эффективность «Раптора», по крайней мере, до их устранения.
Так, в 2010 г. из-за проблем с системой обеспечения пилота кислородом, OBOGS, разбился строевой истребитель F-22, летчик погиб. После этого начали поступать жалобы от пилотов строевых частей на удушье в полете. После длительных разбирательств комиссия ВВС США и Lockheed Martin выяснила, что причиной удушения является несинхронная работа дыхательного модуля системы OBOGS, отвечающего за давление подаваемого летчику кислорода, и агрегатов, следящих за компенсацией перегрузок. Из-за рассинхронизации работы этих элементов комплекса жизнеобеспечения грудь и живот летчика сдавливались костюмом снаружи, а изнутри это давление не компенсировалось достаточным давлением подаваемого кислорода. Оказалось, что в проблемах с удушением был виноват один из клапанов модуля системы OBOGS, отвечавшего за правильное функционирование противоперегрузочной части костюма Combat Eagle. Он свободно пропускал воздух внутрь костюма, но не обеспечивал должной скорости стравливания. Как результат, на выходе из маневра с перегрузкой дыхательный модуль OBOGS снижал давление подаваемого кислорода до необходимого значения, а костюм продолжал некоторое время оставаться надутым.
В результате командованием ВВС США были наложены жесткие ограничения на полеты F-22. В частности, пилотам на данных истребителях было запрещено подниматься на высоту более 7600 метров (чтобы в случае удушья можно было успеть снизиться), кроме того, маршруты полетов должны были проходить с таким расчетом, чтобы от любой их точки можно было долететь до ближайшего аэродрома не более, чем за полчаса. Все это очень сильно снизило боевой потенциал F-22. Лишь после доработки системы подачи воздуха в противоперегрузочную систему началась постепенная отмена ограничений на полеты (все F-22 были переоснащены новыми комплектующими в 2013 году).
Raptor проектировался с учетом обеспечения назначенного ресурса 8000 летных часов. Согласно планам командования ВВС США ежегодный налет истребителей должен составить в среднем 335 летных часов - в этом случае срок службы Raptor достигнет 24 лет. В настоящее время специалисты «Lockheed Martin» изучают возможность увеличения назначенного ресурса F-22A до 10000 летных часов. При этом сотрудники компании-разработчика особо подчеркивают, что в течение всего назначенного ресурса самолету не потребуется проходить какие-либо промежуточные обследования или ремонты, за исключением регулярного обследования и восстановления специального покрытия, предназначенного для обеспечения малой заметности самолета.
В 2009 году ВВС США обнародовали информацию о том, что каждый час полета F-22A требует проведения до 30 часов техобслуживания, из которых примерно половина приходится как раз на поддержание в работоспособности специального покрытия. С учетом технической сложности F-22, это совсем немного – на уровне истребителей четвертого поколения.
Единственный на сегодняшний день известный случай боевого применения F-22 - нанесение удара по исламистам в г. Ракка (Сирия) в сентябре 2014 г. Юмор ситуации в том, что для суперсовременного американского истребителя стоимостью буквально на вес золота не нашлось более подходящей цели чем отряды боевиков, вооружение и содержание которых на порядок дешевле, чем регулярной армии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ F-22 A Raptor
Размеры
- Длина: 18,90 м
- Высота: 5,08 м
- Размах крыла: 13,56 м
- Площадь крыла: 78,04 м
Силовая установка
- Два ТРДДФ с управляемым вектором тяги F-119-PW-119 (сопло отклоняется в вертикальной плоскости). Тяга двигателя- более 156 кН
Масса
- Пустого: 19 700 кг
- Нормальная взлетная: 29 300 кг
- Максимальная взлетная: 38 000 кг
Топливо
- Масса топлива во внутренних отсеках: 8200 кг
- Внешние пилоны: возможна подвеска двух ПТБ объемом по 2271 л каждый
Летные характеристики
- Максимальная скорость на высоте: более 2,25М
- Максимальная скорость без включения форсажа: 1,82М
- Практический потолок: 19800 м
- Дальность полета с ПТБ: 2960 км
- Перегоночная дальность: 3219 км
- Боевой радиус: 760 км
Вооружение
- Стрелково-пушечное: одна 20-мм пушка М61А2, боекомплект - 480 выстрелов.
- Ракетно-бомбовое: две УР AIM-9M (AIM-9X) в бортовых отсеках вооружения и до шести УР AIM-120C AMRAAM (AIM-120D) в нижних отсеках, или две УР AIM-120C и две КАБ GBU-32 JDAM калибром 454 кг, или две AIM-120C и восемь КАБ GBU-39. На внешних пилонах возможна подвеска четырех УР АIМ-120.
(Подготовлено для портала «Современная армия» © http://www.сайт по материалам журнала «Мировая авиация». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).
F-22 «Raptor» - многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 на сегодняшний день является единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения и самым дорогим истребителем в мире.
К сентябрю 2010 года было произведено 166 самолётов F-22. Закупки для ВВС США были завершены в 2009 году.
6 апреля 2009 года, в рамках публикации проекта бюджета Пентагона на 2010 год, министр обороны США Роберт Гейтс сообщил о планах завершения производства истребителей F-22 в 2011 году. В июле того же года, Конгресс США отказался от закупок данного истребителя начиная с 2010 года.
История создания
Начало работ над истребителем пятого поколения
В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе - передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным.
В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды - Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель.
К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолетов - YF-22 и YF-23 . На разработку самолетов ATF к концу 80-х годов были затрачены огромные средства, поэтому компаниям пришлось отказаться от РЛС бокового обзора, оптико-локационной станции и системы предупреждения о ракетном нападении (на самолетах F-22 устанавливается система AN/ALR-94). Требования к самолету были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и серийных самолетов.
23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.
F-22 Raptor
Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. По сравнению с опытным образцом, F-22 оснащался более мощными двигателями (15876 кгс против 13900 на прототипе) с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, планер самолета был частично изменен: изменилась форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя, фонарь кабины пилота был перемещен вперед.
Серийное производство самолета началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолет. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть - 27-я эскадрилья тактических истребителей, дислоцирующаяся на авиабазе Лэнгли.
В 2006 году планировалось закупить 384 самолета для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолетов, 127 из которых были уже построены. Экономический кризис и огромная стоимость самолета заставили правительство США отказаться от закупок данного самолета и сделать упор на программу F-35.
21 января 2009 года группа конгрессменов США направили президенту Бараку Обаме письмо, в котором доложили о распространении ЗРК С-200/300
по всему миру, как главном аргументе о продолжении производства истребителей F-22 Raptor.
В июле 2009 года Сенат США проголосовал за сокращение военного бюджета 2010 года на сумму 1,75 млрд долларов, выделенных на производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor.
Особенности самолета
В основу проектирования самолета положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look - first kill» (первый обнаружил - первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности («Stealth»). Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолета, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках. F-22 имеет и внешние подвески, но их применение ухудшает малозаметность и является компромиссным шагом с целью повысить универсальность самолета.
Планер
В конструкции планера самолета доля полимерных композиционных материалов (ПКМ) составляет не менее 40 процентов (по другим данным 60 процентов), из них не менее 30 процентов приходится на термопластичные углепластики, широко применены радиопоглощающие материалы РПМ. В частности РПМ конструктивно оформляет кромки крыла самолёта. Большая часть конструкции выполнена из ПКМ на основе бисмалеимидов - класс термостойких полимеров, работоспособных при температурах до 230 градусов. Вторые по значению полимерные композиты представлены термопластичными углепластиками, в частности материалом Avimid K-III фирмы «Дюпон», к достоинствам которых, помимо прочности, ремонтопригодности и термостойкости, относятся лучшие характеристики допускаемой повреждаемости.
Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеивание электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника. Крыло - ромбовидное, вертикальный стабилизатор V-образной формы.
Проектирование самолёта велось с учётом требований боевой живучести. По целому ряду данных, живучесть конструкции планера решена применительно к осколочно-фугасному зажигательному (ОФЗ) снаряду, составляющему основу боекомплекта российских 30-мм авиационных пушек.
Двигатели
F-22 оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15876 кг/с, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 11000 кг/с и позволяют самолету совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, что является важным тактическим преимуществом.
Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолета в инфракрасном диапазоне. В конструкции сопловых устройств применен радиопоглощающий материал на основе керамики, который снижает радиолокационную заметность самолета.
Бортовое оборудование
F-22 оборудован РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. Антенна такого типа состоит из 1500 приемно-излучающих элементов. Основным достоинством такой антенны является электронное управление главным лепестком диаграммы направленности (аналог сканирования лучом) - нет нужды в механическом сканировании, что упрощает конструкцию и повышает надежность работы. Дальность обнаружения крупной аэродинамической цели типа истребитель (ЭПР >3 м²) до 270-300 км, крылатая ракета (0,1-0,5 м²) - до 150 км, наземные цели - до 70 км.
Эксплуатация
По состоянию на май 2010 года на вооружении частей ВВС США стоит 139 F-22.
В 2006 году были проведены учения «Норден Эйдж», в которых проводились учебные воздушные бои 12 истребителей F-22 с F-15, F/A-18C и F/A-18E. За первую неделю учений самолёты F-22 условно сбили 144 самолёта противника без потерь со своей стороны.
Экономические показатели
Стоимость самолёта
На сегодняшний день, самолёт F-22 является самым дорогим истребителем, стоящим на вооружении в мире. Себестоимость производства одного самолета оценивается в 146,2 млн долларов (на 2008 год), а полная цена с учетом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства - 350 млн.
Иногда об F-22 говорят, что он «на вес золота», что буквально соответствовало финансовым рынкам на февраль 2006 года - стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 млн долларов.
При этом, F-22 не является самым дорогим самолетом в мире - самым дорогим является малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit, каждый из которых обошёлся ВВС США без учёта НИОКР в 1,157 млрд долларов., а с учётом НИОКР - в 2,1 млрд долларов.
По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолета F-22 достигла 411,7 млн долларов
Эксплуатационные расходы
Эксплуатация F-22 также обходится очень дорого, что во многом связано с уязвимостью радиопоглощающего покрытия, дефекты на котором может вызвать даже обыкновенный дождь. Газета The Washington Post со ссылкой на неназванных американских военных сообщает, что себестоимость лётного часа F-22 составляет 44 000 долларов. Тем не менее, трудоёмкость обслуживания у F-22 не является чрезмерно высокой - 30 человеко-часов на 1 час полёта. Для сравнения, у истребителя третьего поколения F-4 «Фантом» II этот показатель составлял 35 чел.-ч, а у F-104 «Старфайтер», считавшегося сложным в обслуживании - 50 чел.-ч.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- пустого: 19700 кг
- нормальная взлетная: 30206 кг (100 % топлива)
- боевая: 25776 кг (52 % топлива)
- максимальная: 38000 кг
Лётные характеристики
- максимальная: 2160 км/ч (2 М)
- максимальная бесфорсажная скорость: 1850 км/ч (1,78 М)
- крейсерская скорость: 950 км/ч (0,9 М)
- без ПТБ, боевая: 1900 км
- на скорости 1,78 M: 1300 км