Социализм кто основал. Модель управления периода Перестройки. Определение социализма, теория и практика социализма, идеология социализма

По определению В. И. Ленина, социализм и высшая фаза коммунизма выступают «…ступенями экономической зрелости коммунизма» . Различия между двумя фазами проявляются, прежде всего, в различиях уровней развития общественного производства и не сводятся только к способу распределения. Однако это различия в рамках единой общественно-экономической формации — коммунистической. Понятие коммунизма применимо к характеристике социализма, «поскольку общей собственностью становятся средства производства…». Но «…это не полный коммунизм», ибо «…на первой своей ступени коммунизм не может ещё быть экономически вполне зрелым…» .

Коммунизм в высшей фазе отличается от социализма (своей низшей фазы) прежде всего зрелостью, развитостью экономической основы новой общественно-экономической формации - производительных сил и производственных отношений. Это «…социалистическое общество в развернутом виде…» , «…высшая ступень социализма» . Когда новая формация вполне созреет, социализм превратится в полный коммунизм.

2. Возникновение социализма

Социализм приходит на смену капитализму в силу объективных законов общественного развития путём революционного устранения капиталистического способа производства. Материальные предпосылки социализма в виде развития производительных сил и гигантского обобществления производства складываются при капитализме. Социалистическая революция разрешает основное противоречие капитализма - между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения - и обеспечивает соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил .

Построение социализма является результатом созидательной деятельности рабочего класса и всех трудящихся под руководством марксистско-ленинской партии — авангарда рабочего класса — во время переходного периода от капитализма к социализму. В отличие от всех других общественных систем, социализм возникает и утверждается не в результате стихийных процессов, протекающих в недрах предшествующего способа производства, а сознательно строится народными массами на основе познания и использования объективных законов его развития. Это отличие обусловлено тем, что коммунистическая формация — включая социализм как её первую фазу — впервые (после первобытнообщинного строя) ликвидирует эксплуатацию человека человеком (в то время как предыдущие формации лишь заменяли одну форму эксплуатации другой), поэтому внутри предыдущей, капиталистической формации создание «очагов» социализма невозможно (они будут неизбежно размываться, разрушаться окружающим их капитализмом, с которым они так или иначе должны будут взаимодействовать), социализм можно построить только в рамках всего общества в целом. Для этого и необходим переходный период.

3. Экономические основы социализма

Социализм устраняет частную собственность и эксплуатацию человека человеком, ликвидирует антагонизмы в общественном развитии, коренным образом изменяет характер и цель экономического прогресса. Социализм — общество, ориентированное на развитие человека. «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» .

Экономическую основу социализма составляет общественная собственность на средства производства, которые должны иметь адекватный социализму уровень. В. И. Ленин писал, что «единственной материальной основой социализма может быть крупная машинная промышленность, способная реорганизовать и земледелие» .

Социалистические производственные отношения, которые полностью господствуют в общественном производстве, обеспечивают быстрый и планомерный рост производительных сил. Утверждение общественной собственности коренным образом изменяет цель развития производства и способ его функционирования; стихийные силы анархии и конкуренции заменяются планомерной организацией экономических процессов; обеспечивается всеобщая занятость трудоспособного населения, каждому предоставляется работа в соответствии с его способностями, открывается широкий простор для развития личности.

При социализме экономические законы теряют роль стихийных регуляторов общественного производства (закон стоимости перестаёт действовать, т. к. само понятие стоимости исчезает вместе с рынком). Экономические законы сознательно применяются обществом в интересах неуклонного роста производства и использования преимуществ экономического строя социализма.

4. Распределение по труду

Из общественной собственности на средства производства следует общественная собственность и на продукт производства. При социализме трудящиеся выступают как коллективные собственники, как совладельцы, как целое, а не как сумма индивидов-собственников. Однако, условием потребления каждого из них выступает присвоение каждым части этого общего продукта, т. е. индивидуальная собственность на долю общественного продукта. А эти доли должны быть распределены между всеми членами общества.

Поскольку социализм — общественный строй, вышедший из капитализма, то труд при социализме ещё не стал для всех жизненной потребностью и находится ещё в лоне необходимости, а не свободы, кроме того, производство при низшей фазе коммунизма ещё остаётся относительно неразвитым и не обеспечивает полного изобилия материальных благ. Поэтому при социализме сохраняется необходимость материального стимулирования, а значит, учёта меры труда и меры потребления. Способом распределения той части общественного продукта, которая предназначена для личного потребления, при социализме является распределение по труду, мера индивидуального участия в потреблении совместно произведённого продукта.

«Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло. Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам даёт ему. То, что он дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай. Например, общественный рабочий день представляет собой сумму индивидуальных рабочих часов; индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нём. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме.

Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей. Содержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. Но что касается распределения последних между отдельными производителями, то здесь господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой.

Но один человек физически или умственно превосходит другого и, стало быть, доставляет за то же время большее количество труда или же способен работать дольше; а труд, для того чтобы он мог служить мерой, должен быть определён по длительности или по интенсивности, иначе он перестал бы быть мерой. Это равное право есть неравное право для неравного труда. Оно не признаёт никаких классовых различий, потому что каждый является только рабочим, как и все другие; но оно молчаливо признаёт неравную индивидуальную одарённость, а следовательно, и неравную работоспособность естественными привилегиями. Поэтому оно по своему содержанию есть право неравенства, как всякое право . По своей природе право может состоять лишь в применении равной меры; но неравные индивиды (а они не были бы различными индивидами, если бы не были неравными) могут быть измеряемы одной и той же мерой лишь постольку, поскольку их рассматривают под одним углом зрения, берут только с одной определённой стороны, как в данном, например, случае, где их рассматривают только как рабочих и ничего более в них не видят, отвлекаются от всего остального. Далее: один рабочий женат, другой нет, у одного больше детей, у другого меньше, и так далее. При равном труде и, следовательно, при равном участии в общественном потребительном фонде один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого и тому подобное. Чтобы избежать всего этого, право, вместо того чтобы быть равным, должно бы быть неравным.

Но эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит после долгих мук родов из капиталистического общества. Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».

Однако по труду при социализме распределяется лишь часть благ, а другая их часть (например, образование, здравоохранение, содержание нетрудоспособных) распределяются по потребности за счёт общественных фондов, и доля распределения по потребности растёт по мере продвижения общества к высшей фазе коммунизма.

5. Социализм и государство

Поскольку социализм — это, по определению, уже коммунизм, то он является бесклассовым обществом, и поэтому при социализме отсутствует подавление одного класса другим, следовательно, должно отсутствовать и государство — аппарат такого подавления, который должен отмереть, подвергнуться «засыпанию» ещё на этапе переходного периода от капитализма к социализму, вместе с исчезновением классов . Это не означает, что при социализме вообще отсутствуют органы управления обществом — органы общественного самоуправления существуют, но они не являются политическими, они заняты управлением производством, а не людьми. В связи с инерционностью форм общественных отношений по отношению к их содержанию, внешняя форма этих органов самоуправления может напоминать старые, государственные органы управления, но сущность их другая. Одной из важных функций таких органов при социализме является контроль над мерой труда и мерой потребления, защита распределения по труду — остатка неравного права, до тех пор, пока оно не будет полностью сменено распределением по потребностям.

6. Был ли социализм в СССР?

Дискуссионным является вопрос о том, был ли построен социализм в СССР. Несмотря на официальные декларации о построении в СССР социализма, нам представляется более правильной точка зрения, что в СССР не был завершён переходный период от капитализма к социализму, т. к. несмотря на отсутствие частной собственности на средства производства и плановую экономику, государственная собственность ещё не стала в полной мере общественной , поскольку управление ей осуществлялось узким слоем управленцев, а не самими широкими массами трудящихся (хотя по большей части и в интересах этих масс). С другой стороны, мы считаем неверной и ту точку зрения, что в СССР был лишь так называемый «государственный капитализм», т. к. не существовало класса , который бы присваивал прибавочную стоимость. Таким образом, неверно и утверждение, что «в СССР не было социализма». Мы считаем, что социализм в СССР находился в процессе становления, «родов», т. е. в СССР происходил именно переход от капитализма к социализму, который, к сожалению, не был завершён — «ребёнок умер при родах».

Что такое социализм? Данный термин был впервые напечатан в работе Пьера Леру в 1834 году. Однако дальнейшее определение понятия им так и не было сформулировано, обозначая противоположное «индивидуализму». Примерно в это же время в Англии данный термин стал употребляться у последователей Оуэна. В те времена социализм обобщал учения о необходимости общественного преобразования.

Общинный социализм, возникший в середине 19 века в России, стал наглядным примером обстановки, царившей в то время. Именно в своих работах обратил внимание на общинные порядки, которые главенствовали в крестьянском мире. По его мнению, именно они должны были стать началом установления социалистического строя. Многолетний опыт общинного строя привел к возникновению целого комплекса мер, которые поддерживали разорившиеся хозяйства. Для крестьянской общности явились характерными чертами переделы земли, коллективное принятие решений.

Уже по прошествии времени М. Туган-Барановский написал о том, что создатели,

Отвечая на вопрос о том, что такое социализм, хотели охарактеризовать общественное новое направление, которое выдвигало значение сотрудничества в обществе. Оно должно было явиться противоположностью экономической школе, которая господствовала в то время и которая признавала идеалом хозяйственного строя единоличное предпринимательство.

На основе философского определения того, что такое социализм, была сформулирована политическая идеология, которая выдвигала в качестве цели общество, где отсутствует эксплуатация человека, а утверждаются справедливость и социальное равенство. Отбросив национальные специфики, данное понятие долгое время определялось как форма общественной организации, где основные производительные средства, а также земля принадлежат государству, которое организует ведение хозяйства. Кроме этого, оно занимается распределением продуктов труда во взаимосвязи с принципом: "от каждого по способностям, каждому по труду".

Однако история внесла свои корректировки. Что такое социализм в современном понимании? Это общество, где доминирует собственность государства на средства производство в равенстве с другими в том числе и частной. Кроме этого он предполагает такую форму политической власти, которая нацелена на удовлетворение интересов всего населения.

Данное определение тесно связано с таким понятием как «демократический социализм». Под ним понимается общество, которое имеет многоукладную экономику, ориентированную на интересы народа, эту же направленность имеет и государственный и общественный контроль. Фундаментальными

Живя в капиталистическом обществе, люди ощущают, то в нем чего-то не хватает. Потому невольно оглядываются назад, в ту державу, где все было построено на иной идеологии, и невольно путаются в понятиях, желая вернуться к идее социальной справедливости. Им непонятно, чем отличается социализм от коммунизма. Они в своих призывах оперируют и тем, и другим понятием. А ведь это два разных принципа устройства общества. Давайте разберемся, чем коммунизм отличается от социализма.

Утопические принципы построения общества

Давайте разберемся с терминами. Чтобы выяснить, чем отличается социализм от коммунизма, необходимо определиться с понятийной базой. Мы с вами будем говорить об общественном устройстве, в основу которого положены определенные принципы. Любая страна выбирает себе путь развития. Иногда это происходит эволюционным путем, в других случаях – революционными методами. Суть не в этом. Люди постоянно стремятся совершенствовать общественное устройство. Идеальными кажутся отношения в крепкой семье, где каждый получает то, чего желает, безвозмездно отдавая остальным то, что те считают ценным и нужным. Такие мечты присутствовали в обществе во все времена. Они нашли свое выражение в недостижимом пока устройстве государства: коммунизме. Это такой строй, где материальные блага принадлежат всем людям. Каждый имеет право пользоваться ими по своему усмотрению, по мере сил работая на благо общества. В реальной жизни дела обстоят совсем не так. Наивысшее в смысле достижения социальной справедливости общество, которое сумели создать в одной стране, называется социализмом. Его черты далеки от мечты.

Чем отличается социализм от коммунизма? В чем разница?

Устройство общества – это распределение функций и прав его участников от гражданина до государства. Социалистический строй считался в науке переходным от капитализма к коммунизму. Оттого его характеризуют половинчатые принципы. Собственность уже принадлежит народу, но пользоваться ею по своему усмотрению невозможно. Каждый гражданин имеет право лишь на заработанные, то есть строго определенные блага. Рассматривая, чем отличается социализм от коммунизма, следует обратить внимание именно на собственность. Ведь идея всеобщего равенства родилась в капиталистическом мире. Людей тогда тревожила несправедливость устройства жизни в целом. Одни тяжко трудятся, а другие радуются результатам, полностью их присваивая. Создатель теории коммунизма Карл Маркс исходил из того, кто должен владеть средствами производства. По его мнению, этим правом должны обладать все члены общества. Но сразу так изменить устройство общества не получится. Поэтому возникла теория, воплощенная впоследствии на практике, - социализма. Это такое устройство государства, где граждан готовят к принципам коммунизма, воспитывают. Невозможно было себе представить, что люди одномоментно согласятся делиться всем нажитым. А ведь добровольность отказа от накопленного – это именно то, чем коммунизм отличается от социализма и капитализма. Первостепенной при этом устройстве считается зрелая, развитая личность.

Принципиальные отличия

Необходимо понимать, что общественное устройство не является стационарной системой. Оно развивается. Именно на это надеялся К. Маркс. Чтобы усвоить, чем отличается социализм от коммунизма, мы необходимо исследовать принадлежность средств производства, результатов труда и иные принципиальные аспекты. Любое общество живет за счет природных ресурсов и технологий. Теоретики считали, что и то и другое должно принадлежать народу, если в стране социализм, коммунизм. Отличия состоят в присвоении результатов труда. При социализме каждый получает столько, сколько заработал и не более. Коммунизм включает в себя принцип «каждому по потребностям». То есть каждый человек имеет право пользоваться результатами всеобщего труда. В этом состоит принципиальное отличие. Коммунизм и социализм, описание которых приведено чуть ниже, считают практически идентичными устройствами общества. Однако следует понимать, что это не так. И в первую очередь речь идет о развитии личности. Планировалось, что в социалистическом государстве люди поймут, что лучше заботиться о ближних, чем жить для себя. Постепенно общество станет коммунистическим. Произойти это должно было эволюционным путем, без потрясений и смуты.

Что такое социализм

Общественный строй, при котором все люди считаются равными, называется социализмом. Средства производства национализированы, но присутствует минимальная личная собственность. Общество работает на развитие промышленного потенциала страны, занимается разработками новых технологий. Общественные блага распределяются справедливо. Каждый имеет право на определенную часть, которая эквивалентна его вкладу в общий труд. Пережитками предыдущего, капиталистического, строя являются деньги как мера общественных благ.

Что такое коммунизм

Считается, что это высшая форма общественного устройства, более справедливая, чем социализм. Коммунизм признаки имеет следующие:

  • Средства производства принадлежат всему обществу, как и результаты труда.
  • Отсутствует разделение людей на классы, люди равны.
  • Уйдут в прошлое деньги.

Эти идеи не были воплощены никогда. Их порой считают утопическими, так как трудно с современной позиции представить себе нового человека, способного воплотить подобные принципы на практике. Теоретики коммунизма считали, что его наступление возможно только вследствие мировой революции.

О марксизме

Давайте введем в наш обзор еще одно понятие. Часто люди путаются в терминах. Они не понимают, чем отличаются марксизм, социализм и коммунизм. Если два последних устройства общества мы уже рассмотрели, то о первом термине пока не говорили. Марксизм – это теория коммунизма. Она имеет опосредованное отношение к практике. Это учение о том, как можно построить коммунизм на всей планете. Для этого следует национализировать предприятия и упразднить товарно-денежные отношения. Марксизм – учение, на котором построена практика социализма. С некоторой точки зрения, он не так опасен, как идеи коммунизма. Теорию можно развивать в нужном направлении. Поэтому в капиталистических странах идеи марксизма живут, находят сторонников, с которыми государство и не думает бороться. А идеи коммунизма и ныне стараются представить утопическими и недостижимыми. Владельцы имущества не желают делиться, если говорить по-простому. Потому они не жалеют средств, чтобы отвлечь людей от мечты о справедливом обществе.

Социализм и коммунизм в России: история и перспективы

Российская Федерация является одним из государств, в которых реально существовал некапиталистический строй. Начиналось его создание как стремление к построению коммунистического общества. Но Россия опять вернулась к капитализму. О причинах распада СССР мы умолчим, это длинный разговор. Однако от социализма в стране осталось лишь конституционно подверженная социальная направленность государства. Нельзя считать, что капиталистическое устройство останется в стране навсегда. Зависит это от граждан, их политической зрелости. Понятно, что большинство людей, еще помнящих опыт жизни в СССР, недовольны принципом распределения благ, имеющим место в настоящее время. Необходимо добавить, что революционный путь тоже мало кто поддерживает. В обществе живет мечта о коммунизме. И это связно с тем, что принципы такого устройства уходят корнями во времена древних славян, когда реально существовало иное отношение между людьми.

Реально ли создание коммунистического общества?

Ученые постоянно спорят на данную тему. Мы не станем приводить всех аргументов, их множество. Давайте лучше подумаем, а от чего это зависит? Кто должен создавать коммунизм? Вы скажете, что капиталисты сначала отказываются от имущества, потом получившие его люди переменятся и подобреют настолько, что наступит желанное благоденствие? Но это и есть утопия. На самом деле все зависит от зрелости и мудрости людей в целом, и каждого члена общества конкретно. История показывает, что нет невозможного, есть силы, управляющие человеком. Понятно, что они богаче других, следовательно, не желают перемен. Однако решить за всех людей и им не под силу. Пережив и отвергнув социализм, общество все равно мечтает о коммунизме, понимая сердцем разницу между двумя устройствами. А получится или нет, покажет время.

Заключение

Социализм и коммунизм – два разных устройства общества. Их объединяет только теория. По идее разработчиков, социализм является начальной, переходной стадией коммунизма. Есть, правда, и иное мнение. Считается, что социализм и капитализм – это сиамские близнецы. Два строя могли существовать только вместе, черпая силы для развития в постоянном антагонизме. К сожалению, в этой теории коммунизм выступает в качестве морковки, подвешенной у носа граждан, чтобы они терпели обоснованные борьбой лишения. То есть это всего лишь недосягаемая мечта. Станет ли коммунизм реальностью, увидим мы или наши потомки. Одно можно сказать точно, общество постоянно развивается, стремясь к мечте. И чем больше население планеты, тем труднее его контролировать, препятствовать естественным процессам.

Термин "социализма был употреблен в первый раз в 1834 г. в статье Пьера Леру "De l"individualisme et du socialisme", напечатанной в "Revue Encyclop é dique". Правда, здесь ещё нет строгого определения выраженного этим словом понятия, но в общем оно должно было обозначать нечто диаметрально противоположное индивидуализму во всех его проявлениях в моральной и социальной жизни человека. Около того же времени (1835) новый общественный термин стал употребляться и в Англии среди последователей Оуэна. В 1836 г. французский публицист Луи Рейбо уже считал новое слово настолько понятным, что поставил его в заголовке своих "Etudes sur les r é formateurs on socialistes modernes", печатавшихся первоначально в "Revue des deux Mondes", вышедших потом отдельной книгой (1839) и являющихся первым литературным произведением, в котором были изложены рядом учения тогдашних социальных реформаторов.


Памятник Пьеру Леру

СОЦИАЛИЗМ - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин «социализм» появился ко 2-й половине ХIХ века (П. Леру), однако представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о «золотом веке», они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма. Т.н. теория научного социализма, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривала социализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капитализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата.

Карл Маркс

После Октябрьской революции 1917, провозгласившей своей целью воплощение на практике идей научного социализма, социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, - коммунистическом и социал-демократическом. В социал-демократическом течении утвердилась ориентация на реформирование капитализма, опиравшаяся на идеи Э. Бернштейна (см. Реформизм). Претерпев значительную эволюцию, отказавшись от марксизма как единственной идейной основы, социал-демократия выработала современную концепцию демократического социализма, по которой социализм может быть осуществлен в длительном процессе реформирования капитализма, утверждения политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства. Политика социал-демократии оказала влияние на демократизацию отношений власти и собственности, на рост уровня и качества жизни наемных работников и в совокупности с др. факторами привела к значительной трансформации капиталистического общества.

Эдуард Бернштейн

В коммунистическом движении получили распространение представления о социализме, связанные с утверждением с конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века тоталитарного строя в СССР. Характерные черты такого строя, который был объявлен социалистическим (реальный социализм, зрелый, развитой социализм), - монополия государственной собственности, директивное централизованное планирование, диктатура верхнего слоя партийно-государственного аппарата, опиравшегося на аппарат насилия и массовые репрессии, насаждавшего произвол, беззаконие, нетерпимость к инакомыслию.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - концепция, провозглашающая возможность построения (в условиях доминирования государственной/коллективной собственности на средства производства) нетоталитарного общества посредством всеобъемлющего использования процедур непосредственной демократии и демократического социального контроля. (Так например, согласно И. Хоуи, США, 1979: "Социализм должен быть целиком... подчинен демократии - именно современной демократии, несмотря на ее изъяны, - для того чтобы привнести больше демократии в любую сферу жизни общества: политическую, экономическую, социальную, культурную. Социализм без демократии невозможен - никакой компромисс с любого рода апологетами диктатуры или авторитаризма недопустим... Социализм должен быть определен как общество, где средства производства - в той мере, в какой вообще нельзя давать заранее его строгое определение, - находятся в коллективной собственности и контролируются методами демократии...").

Со времени первых социалистических произведений Маркса и Энгельса в середине 19-го столетия различия между социалистами свелись, во-первых, к тому, можно ли преобразовывать и изменять капитализм таким образом, чтобы реализовать большинство этих идей в рамках данной структуры (см. также Ревизионизм; "Фабианское общество" и фабианство) , во-вторых, к тому, должен ли быть свергнут капитализм.

Сегодня те, кто защищают социальную демократию, утверждают, что капитализм реформируем. Достигнуть целей социализма позволяет определенное сочетание государственного надзора за рынком и государственная собственность или регулирование избранных секторов экономики вместе с мерами социального обеспечения и социализацией в альтруистические, а не эгоистичные, мотивации. Подобная форма более демократична, чем формы государственного социалистического общества, ибо политическая власть не будет столь централизованной, а люди получат возможность контролировать большее число сфер своей жизни. Этого можно добиться в рамках установленных в западных демократиях электоральной политики и парламентских, а также законодательных процедур, в создании которых социалисты сыграли главную роль. Недавний вариант одного из таких положений существует в современном еврокоммунизме. Согласно ему, постепенные изменения в направлении социализма могут отстаиваться рабочим классом в рамках капитализма, а замена одной формации другой будет постепенной, эволюционной, а не революционной.

За пределами Европы социалистические идеи были приняты и видоизменены. Один из важных примеров - африканский социализм, развивавшийся в ходе борьбы за независимость в 1950-х годов на базе идеи о том, что кооперативные и общинные формы организации уже существовали в африканских обществах в малом масштабе и на них возможно построить социализм, поскольку капитализм в Африке слабо развит и не имеет сильных местных интересов.

Признаки социализма.

1) Невозможность присвоения результатов чужого труда собственниками средств производства
- Общенародная (общественная) собственность на средства производства, т.е., когда определен круг собственников (все граждане) без выделения долей каждого из них.

2) Народовластие - принятие законов всенародным голосованием.

3) Ответственность исполнительной власти
- высшие руководители исполнительной власти несут материальную, а если предусмотрено законом, и уголовную ответственность за результаты своей деятельности.
- эффективность деятельности исполнительной власти оценивается непосредственно народом.

(Этот признак ограничивает возможности эксплуатации за счёт властного положения)

4) Равные возможности информационного обмена
- граждане желающие выступить в первый раз в средствах массовой информации имеют равные шансы для этого.
- возможность продолжать пользоваться средствами массовой информации зависит лишь от пожеланий аудитории.

5) Народное правосудие
- Решения по судебным делам принимаются большинством голосов народных заседателей (присяжных), а роль профессионального председателя суда заключается в ведении заседания суда в соответствии с процедурой, установленной законом.

6) Народная армия
- всеобщая воинская обязанность с возможностью альтернативной службы.

Примечание. Разновидности социализма, имеющие хождение в публицистике.

Socialism Социализм - по К.Марксу - первая фаза коммунизма; общественный строй, который приходит на смену капитализму и основан: - на общественной собственности на орудия и средства производства; - на власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с коммунистической партией.

Socialism Социализм - учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором: - отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; - утверждаются социальное равенство и справедливость.

Socialism Социализм - в экономической теории - экономическая система, при которой материальные ресурсы являются государственной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.

State socialism Государственный социализм - в социалистических странах - тип общественного устройства, характеризующийся: - государственной собственностью на средства производства; и - централизованной политической властью, осуществляемой партийно-государственным аппаратом.

Democratic socialism Демократический социализм - концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность.

Cathedral"s socialism Катедер-социализм - толкование социализма как реализации идеи разума, справедливости путем просвещения и социального законодательства без классовой борьбы.

Communism От лат.Communis - общий Коммунизм - в марксизме - идеальное общество, характеризующееся общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым производительным силам и обеспечивающей: - всестороннее развитие личности; - ликвидацию классов; - общественное самоуправление; - реализацию принципа: от каждого по способностям - каждому по потребностям.

Utopian socialism Утопический социализм - концепции социального устройства, основанные на утопии идеального бесклассового общества.

Feudal socialism Феодальный социализм - разновидность социализма, представители которого, критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феодально-патриархальным отношениям.

Christian socialism Христианский социализм - направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан.

Economic romanticism Экономический романтизм - направление в экономической науке, положившее начало теории мелкобуржуазного социализма.

Ethic socialism Этический социализм - теория: - обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов; и - утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления "идеи социализма", присущей людям, независимо от их социальной принадлежности.

Развитой социализм - это стадия развития общества в СССР, о начале которой руководство Советского Союза заявило в 1967 году. Термин был употреблен генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым, обращавшимся к гражданам по случаю 50-летней годовщины Октябрьской революции.

Концепция развитого социализма

Авторы данной концепции представили положения, которые, по их мнению, подтверждались в советской действительности. Считалось, что СССР создал необходимую материально- базу, социально-экономическое положение его граждан улучшалось, возможности для удовлетворения всех потребностей увеличивались.

Партийные деятели полагали, что советское общество является сплоченной массой, в которой не происходит серьезных конфликтов. И, несмотря на периодические проблемы в решении национального вопроса, было заявлено об успешном достижении цели.

Концепция развитого социализма включала в себя широкую идеологическую работу. Повышалась роль научно-технического прогресса и трудовой дисциплины, заявлялось о росте народного благосостояния.

Для воплощения в жизнь теоретических идей в Советском Союзе начали проводить и новую аграрную политику. СССР был не только промышленным государством, но и сельскохозяйственным, поэтому авторы концепции заявляли о необходимости укрепления колхозов и совхозов, подъема сельского хозяйства и модернизации деревни.

Построение развитого социализма, по мнению теоретиков, было невозможным без перехода советских граждан к принципиально новому образу жизни, в основе которого должны были лежать обновленные постулаты, соответствующие историческому моменту. Считалось, что производственную сферу нужно организовать таким образом, чтобы она полностью удовлетворяла материальные нужды страны и ее населения. Планировалось формировать высокую духовность и , дать каждому человеку возможности для всестороннего и гармоничного развития.

Развитой социализм на практике

По мнению большинства историков, общество развитого социализма в СССР построено не было. Теория и практика во многом расходились. В частности, Ю.В. Андропов, сменивший Л.И. Брежнева на посту руководителя партии, заявил в 1982 году о намерении совершенствовать развитой социализм, отметив, что этот процесс будет довольно длительным. Однако этого не произошло, а через несколько лет, с распадом Советского Союза, путь страны к развитому социализму и прекратился окончательно.

Духовность человека – очень сложное и многогранное понятие, охватывающее одновременно несколько сторон личности человека. Что на самом деле означает это слово?

Если человек отказывается от своего эго и начинает проявлять качества, присущие Творцу, можно считать, что он делает первые шаги на пути к истинной духовности. Ведь быть духовным – не означает много молиться, ходить в церковь или изучать специальную духовную литературу. Духовность гораздо выше подобных мирских понятий, она охватывает стремление души человеческой соединиться с Создателем, стать хоть в чем-то подобной ему и начать приносить пользу другим.

Изначально каждый человек ищет выгоды только для себя. Мы стремимся улучшить свою собственную жизнь, совершенно позабыв о нашем великом предназначении – жить в социуме. Если Господь создал человека по своему образу и подобию, он не мог ограничиться лишь внешним физическим сходством, но вложил в душу божественную искру, которой обязательно дано разгореться и зажечь своим внутренним светом как самого человека, так и людей, его окружающих.

Вот именно в момент осознания этого единства с создателем и отказа от собственного во имя общего и происходит становление духовности человека. Истинная духовность – это бескорыстное служение Богу и людям, подчас даже незнакомым. Человек проникается идеями добра, света и становления духа над плотью, перестает заниматься личным накопительством и посвящает часть своей жизни или даже всю жизнь целиком служению Богу и людям. Некоторые, осознав ошибочность своих прежних суждений, отрекаются от мира и уходят в монастыри, где посвящают жизнь служению и молитвам. Другие, и таких гораздо меньше, направляют все силы на помощь окружающим.

Но не стоит думать, что качество это в его первоначальном значении, присуще исключительно людям духовного сана, священнослужителям и убежденным верующим. Если воспринимать духовность как чистоту души, помыслов и бескорыстное стремление человека служить своей жизнью другим, она предстает гораздо шире и многогранней. Во все времена, даже когда такого понятия еще не существовало, ценились бескорыстность, доброта и чистота помыслов. А именно эти качества и являются составляющими истинной духовности человека.

Безусловно, духовность – понятие высоконравственное, относящееся к тонким материям и доступное далеко не для каждого. Но это не означает, что люди, не достигшие подобного, в чем-то хуже или ниже по статусу. Просто каждому человеку дана возможность проявить себя в этой жизни и кто-то делает это, развиваясь для других.

Видео по теме

В переводе с латыни слово "мораль" означает "то, что касается нравов". Это наука о поведении человека в обществе, допустимых и недопустимых способах его действия в тех или иных ситуациях, о целях существования цивилизации в целом и каждого человека в отдельности. В широком смысле мораль - это наука о добре и зле.

В любом обществе есть писаные и неписаные правила, определяющие, что , а что категорически запрещено. Эти правила не обязательно имеют юридическую силу. Нарушивший их не всегда подвергается наказанию со стороны государства и его структур, но может стать изгоем в обществе. В этих случаях говорят, что человек нарушил моральные принципы, принятые в его среде. Яркий несовпадения законов с моральными принципами - дуэли, с помощью которых дворянства в прошлом решали многие споры. Законодательством такие поединки во многих странах были запрещены, однако отказ от дуэли в глазах данного сословия зачастую был проступком гораздо более серьезным, чем нарушение закона.

Понятие морали сформировалось в Древней Греции. Моралью Сократ называл науку о человеке, в противовес физике, которая занималась явлениями природы. Эта часть философии, которая старается ответить на вопрос об истинном предназначении человека. Это пытались еще . Согласно определению эпикурейцев и гедонистов, истинной целью существования человека является счастье. Стоики выработали свою концепцию и определили эту цель как добродетель. Их позиция нашла свое отражение во взглядах философов более поздних эпох - например, Канта. Позиция его "философии долга" основана на том, что человек не может быть просто счастлив, он должен заслужить это счастье.

Существуют идеальная и реальная морали, и вторая не всегда совпадает с первой. Например, основой христианской морали являются десять заповедей. В идеале им должен следовать каждый христианин. Однако многочисленные войны, в том числе и религиозные, являлись явным нарушением запрета убивать. В каждой воюющей стране и другие моральные нормы, которые более соответствовали потребностям общества в конкретную . Именно они, в сочетании с заповедями, и являли собой реальную . Современные философы рассматривают мораль как способ сохранения того или иного общества. Задача ее - снижение конфликтности. Она в первую очередь рассматривается как теория общения.

Моральные принципы каждого конкретного человека формируются в процессе воспитания. Ребенок усваивает их в первую очередь от родителей и других окружающих его людей. В некоторых случаях усвоение моральных норм происходит в процессе адаптации человека с уже сложившимися взглядами к другому обществу. С этой проблемой постоянно сталкиваются, например, мигранты.

Наряду с общественной моралью существует и индивидуальная. Каждый человек, совершая тот или иной поступок, оказывается в ситуации выбора. На него оказывают влияние самые разные факторы. Подчинение моральным нормам может быть чисто внешним, когда человек совершает какое-то действие только потому, что так принято в его среде и его поведение вызовет симпатию у окружающих. Подобную мораль Адам Смит определял как мораль чувства. Но побуждение может быть и внутренним, когда добрый поступок вызывает у совершившего его ощущение гармонии с самим собой. Это - один из принципов морали вдохновения. Согласно Бергсону, поступок должен быть продиктован собственной природой человека.

В литературоведении нередко под моралью понимают вывод, который следует из описания. Например, мораль существует у , а порой и у , когда в заключительных строках объясняет прямым текстом, что он хотел сказать своим произведением.

Видео по теме

Источники:

  • Новая философская энциклопедия

Социализм – тип государственного устройства, основанный на принципах справедливого распределения общественных благ. В истории человечестве существовало множество концепций социалистического строя и несколько примеров их практического воплощения

Инструкция

Термин «социализм» впервые появляется в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» (1834 год) в качестве нестрогого понятия. Противопоставляя его индивидуализму, Леру предлагает нечто схожее с принципом соборности в традиции. Первыми теоретиками социалистических идей можно считать Гегеля, Сен-Симона, в дальнейшем эта тема была поднята в работах Фурье, Прудона. Принципы социализма подразумевают устранение эксплуатации человека (характерной для капитализма) и отказ от частной собственности.

К концу XIX века оформляется анархическое направление социализма (наиболее ярко представлено Бакуниным, Кропоткиным). Анархисты считали, что справедливое распределение благ в принципе невозможно, покуда существует . Поэтому, по их мнению, нужно стремиться к его ликвидации.

Наиболее известная интерпретация идей социализма принадлежит немецкому философу и экономисту Карлу Марксу. В его теории общественно-экономических формаций (то есть исторически сложившихся форм) социализм является промежуточной ступенью между капитализмом и коммунизмом. : (средства производства сосредоточены в меньшинства, отсюда - рабочим не принадлежат результаты их труда, а разрыв между состоятельными и беднейшими слоями населения все увеличивается), и в коммунизме видел модель справедливого общества. Для этого он предлагал передать земельные ресурсы в руки , постепенно между городом и сельской местностью и через пролетаризацию населения постепенно уничтожить классовое . В отличие от анархистов, марксисты допускали возможность установления социализма демократическим, а не революционным путем.

В более широком контексте корни социализма как справедливого общества уходят в античность. Подобная система устройства была описана Платоном в его «Государстве»: каждый член общества занимает отведенную ему позицию, работая в сфере, наиболее отвечающей его способностям. Затем тема вновь появилась в эпоху Ренессанса: в работах Т. Мора (его «Утопия» - то есть «место, которого нет» дала название всему направлению), Т. Кампанеллы и авторов.

Реальное воплощение социалистических идей имело место в России после Октябрьской революции, а также в некоторых странах Восточной Европы, Латинской Америки, в Китае и ряде других государств. В большинстве из них идеи марксистско-ленинской идеологии доказали свою низкую эффективность. Вместе с тем, в государствах Северной Европы с конца XX века регулярно оказываются партии социалистического толка, обеспечивающие за счет высоких налогов бюджетное финансирование большинства общественно значимых институтов (образование, здравоохранение, поддержка малоимущих слоев населения). Однако и эта модель нередко подвергается критике.

Видео по теме

Под духовностью человека понимают совокупность его моральных принципов и традиций. Эти качества воспринимаются как положительная характеристика, поэтому многие люди задумываются, как их развивать.

Инструкция

Не стоит полностью доверять книгам об эзотерике. Даже само это понятие сейчас стали перевирать. В оригинале эзотерика – это скрытое, «внутреннее» знание, известное только посвященным высших степеней. Например, православные практики молчания и молитвы исихазм – это истинная эзотерика, мистические знания христианства. Сегодня же под соусом эзотерики преподносится легкая с элементами науки у авторов-мужчин и откровенно магическим мышлением у авторов-женщин. Не тратьте деньги и время на прочтение подобной литературы, лучше уж за современных философов, например, Хосе-Ортегу-и-Гассета либо Мунье. Они дадут нетривиальное понимание современных процессов и событий, а авторы псевдоэзотерики только преподносят прописные истины. Другое дело, что многие люди в книге ищут просто подтверждения своих мыслей, причем не самых оригинальных. Например, что деньги стоит уважать, чтобы они у вас были. Банально? Да, но из уст гуру это звучит как открытие.

Старайтесь больше ценить красоту, для начала – красоту материального мира. Останавливайтесь, чтобы полюбоваться закатом, носите с собой фотоаппарат и ловите прекрасные моменты. Можете стать личным фотографом своей второй половины. Постепенно вы начнете ценить и нематериальную красоту, когда научитесь находить для этого время.

Начните ценить свое и чужое эмоциональное состояние и не переводить все и вся в материальный эквивалент. Верьте, что любые хорошие поступки принесут вам добро. Этот закон звучит странно, но он действует. Законы воздаяния за добро и зло существуют, потому что вы своими поступками создаете свой круг людей, которые помнят и хорошее, и плохое. А ведь в большинстве ситуаций от людей зависит очень многое. Поэтому поступайте по-доброму и будьте готовы получать положительную реакцию от Вселенной или Бога.