Статус непризнанных государств. Непризнанные и частично признанные государства

Непризнанные республики разбросаны по всему миру. Чаще всего они образуются там, где соприкасаются политические и экономические интересы современных держав, диктующих либо мировую политику, либо региональную. Таким образом, страны Запада, Россия и набирающий вес Китай сегодня в этой политической игре являются главными действующими лицами, от которых и зависит, будет ли создаваемая республика признанной или останется "персоной нон грата" в глазах большинства стран мира.

Определение термина

Что такое непризнанные республики? Этот термин означает государственные образования, которые самостоятельно объявили о своем выходе из состава другого государства и провозгласили свою независимость. Сложность возникает в том, что эти новоявленные республики не являются признанными с точки зрения дипломатии, т. е. большинство стран мира их не принимают за самостоятельные государства, а считают просто частью каких-то других стран. Однако с политической точки зрения они обладают всеми признаками независимых республик.

Характеристики независимых государств

Суверенные государства должны обладать как минимум пятью основными характеристиками:

Название (официально закрепленное в нормативно-правовых актах и законах самопровозглашенной республики);

Государственные символы (герб, флаг, гимн, иногда даже Конституция);

Население;

Органы государственного управления, причем все три ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная (нередко они сосредоточены в одних руках);

Процесс признания государств

Международная правовая основа отношений непризнанных государств между собой и мировым сообществом закладывается стихийно. В связи с чем по предложению экспертов процесс «признания» республик следует рассматривать в трехзвенной формуле: де-факто, де-юре, дипломатическое признание. Чаще всего это не просто звенья, но шаги, которые проходят вновь создаваемые государства.

Первый шаг - де-факто - означает, что конкретная страна объявила о своей независимости и соответствует всем характеристикам государства в международном праве.

Второй шаг - де-юре. В этом плане признанные державы могут иметь двусторонние отношения с различными государствами, при этом второй стороной могут являться непризнанные республики. России и другим странам мира это явление знакомо. Например, в XX веке США узаконили отношения с Тайванем в одностороннем порядке, издав специальный закон.

Третий шаг представляет собою заключение официальных межгосударственных отношений посредством консульств и посольств. Это высшая степень международного признания созданных государств.

История

На политической карте мира уже давно существуют государства, которые признаются не всеми странами мира (с точки зрения дипломатии), но при этом имеют все признаки независимости. Примером одного из первых непризнанных дипломатии можно назвать Манчжоу-Го, созданное Японией в 1932 году на территории Китая.

После окончания Второй мировой войны во всех уголках планеты начинают возникать республики, непризнанные или частично признанные К ним относились бывшие колониальные владения метрополий, расположенные в основном в Африке и Азии.

Самый большой в количественном плане рост непризнанных государств начался в 90-х годах XX века. С этого времени они могут называться «непризнанными», «странами де-факто», «отделившимися», «самопровозглашенными» и т. д.

Способы возникновения

Непризнанные республики мира имеют разную историю. Но образование их, как правило, проходит по схожим сценариям. Таким образом, если изучить мировую политическую практику, можно назвать пять основных вариантов развития событий:

1. В результате революций. Самым ярким примером можно назвать образование республик после октябрьского переворота на территории бывшей Российской империи.

2. В результате национально-освободительной борьбы. Сюда относят самопровозглашенные непризнанные республики, объявившие о своей независимости в результате деклараций, законов или межгосударственных договоров. К таким самопровозглашенным государствам можно отнести США, и др.

3. В результате послевоенного разделения. К примеру, после Второй мировой войны на территории Германии были образованы ГДР и ФРГ. В результате гражданской войны на Корейском полуострове образовались КНДР и Республика Корея. Особенностью в этом случае является то, что первоначально два или несколько созданных государств не признают независимость друг друга.

4. В результате обретения независимости бывших колониальных владений метрополий. Яркий пример - бывшие колонии Британской империи.

5. В результате геополитических игр признанных государств. Это так называемые буферные зоны или «марионеточные государства» - Независимое государство Хорватия и др.

Типология

Все непризнанные республики можно разделить на типы по тем или иным критериям. Определяющим в этом случае является характер контроля над территорией. В результате имеем 4 типа государственных образований:

1. Непризнанные государства, которые имеют полный контроль над своей территорией. К таковым относятся Северный Кипр и Приднестровье.

2. Государства, частично контролирующие часть своей территории, являющиеся непризнанными - Тамил Илам, Южная Осетия и др.

3. Государства, образованные под протекторатом международного сообщества. Например, Косово, юридически считающееся частью Сербии, но реально управляемое ООН с 1999 года.

4. Квазигосударства - этносы, не получившие права на самоопределение. Одними из самых заметных в современной мировой политике являются курды с самопровозглашенным Курдистаном, располагающимся на территории четырех государств: Сирии, Ирака, Турции и Ирана.

Де-факто и де-юре

Весь список непризнанных республик условно можно разделить на 2 больших категории - «де-факто» и «де-юре».

Признание де-факто является неполным и выражает неуверенность в долговечности и жизнеспособности правительства такой страны. При этом могут возникнуть консульские отношения, но они не будут являться обязательными.

Признание же де-юре является окончательным и характеризуется установлением равных международных отношений со всеми странами, входящими в ООН. Как правило, сопровождается официальными заявлениями и соглашениями.

Следует отметить, что в настоящее время в международном законодательстве не существует полного спектра характеристик, согласно которым вновь созданное государство будет являться таковым де-факто или де-юре. В мировой дипломатии есть только отдельные правила признания государств.

Роль непризнанных государств в международных отношениях

Современные непризнанные республики не только имеют место быть в документации самих основателей, но также поддерживают определенные взаимоотношения с признанными государствами или другими непризнанными образованиями.

В этом плане нужно понимать, что на высшем дипломатическом уровне некоторые страны могут быть непризнанными, но в то же время их правительства могут вести сотрудничество с другими государствами. Также могут развиваться экономические торговые взаимоотношения. Немаловажным моментом является сотрудничество в сфере образования.

Абсолютно все эти межгосударственные связи основываются на определенных нормативно-правовых актах, распоряжениях, указах и соглашениях.

Список непризнанных государств достаточно большой, он насчитывает более 100 пунктов. Республики эти расположены в 60 странах мира. В перечень входят частично признанные, непризнанные и частично непризнанные государства.

К первым относятся те, независимость которых признана всего несколькими державами. Например, Абхазия, признанная всего шестью странами, или которую признали только Турция и Абхазия.

Ко второй группе относятся самопровозглашенные страны, не признанные ни одним государством - Сомалиленд, Пунтленд, Нагорно-Карабахская республика и другие.

Частично непризнанным государством можно назвать такое, независимость которого признается большей частью государств-членов ООН, но другие страны не идут на подобный шаг. Например, Армения не признается всего одним государством - Пакистаном, Кипр - Турцией, а Республика Корея - КНДР.

Непризнанные республики СНГ, а точнее расположенные на территории продолжают бороться за свое признание, начиная с распада СССР. В качестве примера можно привести Абхазию. После того как Грузия объявила о своем выходе из состава Советского Союза, она участвовала в референдуме о вхождении в состав ССГ (Содружество суверенных государств), образование которого было сорвано ГКЧП в августе 1991 года, но и по сей день Абхазия является частично признанным государством. Кроме неё, можно назвать еще

Сколько в мире непризнанных республик? Более сотни! Станет ли их меньше в ближайшее время - вопрос очень сложный. Скорее всего, нет. Сегодня проблема непризнанных государств является одной из самых острых, а споры по поводу признания и непризнания отдельных образований не прекращаются ни на день. Дело в том, что после того, как СССР был повержен в ходе холодной войны, Запад посчитал, что только он вправе выступать в роли мирового судьи, в том числе и в отношении признания государств таковыми. Однако современные экономические и политические реалии показывают, что Запад уже не является гегемоном в решении этого вопроса, поэтому факт вхождения Крыма в состав РФ, объявление о самопровозглашении ДНР и ЛНР так остро встречены в Старом Свете, и особенно в США.

Геополитическое образование, лишенное полного или частичного международного дипломатического признания, но обладающее всеми другими признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет).

Термин "непризнанные государства" начал активно использоваться с начала 1990-х годов. В некоторых случаях используются также термины "страны де-факто", "спорные страны", "отделившиеся" или "самопровозглашенные" государства и т.п.

Республика Южная Осетия

Республика возникла после начавшегося в декабре 1990 года после решения об упразднении Юго-Осетинской автономной области вооруженного грузино-осетинского конфликта. Прошедший 19 января 1992 года референдум практически единогласно поддержал провозглашение независимости Южной Oсетии. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости, после чего в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

Республика признана также Венесуэлой, Никарагуа, Науру. Тувалу признала независимость Южной Осетии в сентябре 2011 года, но отозвала свое признание в марте 2014 года.

Нагорно-Карабахская Республика (армянское самоназвание — Арцах)

Начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР.

2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил автономию Карабаха. Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и несколькими прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.

Автономный край Косово и Метохия

Находился под управлением администрации ООН с лета 1999 года, в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244.

Администрация ООН и международные силы КФОР под командованием НАТО были введены в край после 78-дневных бомбардировок Сербии натовской авиацией. НАТО вмешалась в косовский конфликт (1998-1999) на стороне местных албанцев, добивавшихся независимости от Сербии.

Албанские власти Автономного края Косова и Метохии при поддержке США и ряда стран ЕС в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии и создание Республики Косово. Независимость была поддержана отдельными странами мира.

К декабрю 2009 года самопровозглашенное государство признали 63 страны. Сербия, а также Россия, Китай, Индия и ряд других стран отказались признать независимость края.

Также в числе непризнанных государств часто называют республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 года на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например, экзотический Силенд).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Самопровозглашенные (непризнанные) государства – это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений .

Самопровозглашенные (непризнанные) государства можно классифицировать по контролю самопровозглашённых правительств над заявленной территорией, по степени их международного признания и по причинам их самопровозглашения.

В последнее время в мире появился феномен «частично признанных государств», т. е. признанных хотя бы одной из стран – членов ООН. Их появление связано с практикой использования некоторыми членами мирового сообщества «двойных стандартов» в решении проблемы непризнанных государств. Опасность этой проблемы – это противоречия между двумя основополагающими принципами международного права: «территориальной целостностью государства» и «правом народа на самоопределение». И в настоящее время некоторые суверенные государства злоупотребляют этими принципами с целью решения собственных политических и экономических задач .

Исходя из названных проблем и противоречия в определении статуса непризнанных государств, возможно предположить: если будут учтены все уникальные черты государственного образования, все исторические и политические особенности его возникновения, тогда появится возможность определить, имеет ли оно право называться суверенным членом международного сообщества.

Условно самопровозглашенные государства можно разделить на 4 группы:

1) государства, образовавшиеся в результате революций и гражданских войн (например, на территории Сомали).

2) государства, образовавшиеся в результате сепаратизма, в том числе самопровозглашённые государства – те, что специальной декларацией заявили о своей независимости (почти все постсоциалистические непризнанные государства).

3) государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения (Р. Корея – КНДР, КНР – КР Тайвань, и т. п.).

4) а также государства, возникшие из-за получения независимости колоний от метрополий .

1. Некоторые из существующих сегодня непризнанных государств появились до 1980-х годов прошлого века по разным причинам. В настоящее время таких государств 4:

Китайская Республика Тайвань (с 1949 г.), Государство Палестина (формально по решению ООН – с 1947 г., декларация о независимости – 1988 г.), Сахарская Арабская Демократическая Республика (с 1976 г.) и Турецкая Республика Северного Кипра (с 1983 г.)



2. Новым этапом образования современных непризнанных государств можно считать рубеж 1990-х гг. – период распада социалистических федераций – СССР и Югославии (СФРЮ) и связанные с этим этнотерриториальные конфликты (примеры – Республики Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье; Чеченская Республика Ичкерия (до 1999 г.); Сербская Краина и Республика Сербская (до 1995 г.); и Республика Косово). Первоначально международное сообщество провозгласило приоритет принципа «нерушимости границ», но впоследствии часть стран отошла от этого него.

3. Также де-факто существующие непризнанные государства возникли в связи с начавшейся в 1988-м году гражданской войной в Сомали. В результате образовались 2 типа таких государств: первые объявили целью достижение независимости (Сомалиленд, Нортленд, Джуббаленд), вторые – заявили о создании «автономных государств» с последующим вхождением их в состав единой «Сомалийской Федерации» (Пунтленд, Маахир, Галмудуг, Юго-Западное Сомали).

4. Отдельные самопровозглашённые государства возникли в ходе гражданских войн, и сейчас активно применяют теракты и криминальную «основу» для своего существования. К ним можно было отнести Тамил-Илам на Шри-Ланке, Вазиристан в Пакистане, Государства Шан и Ва в Мьянме .

Часто самопровозглашённые государства прекращают своё существование в результате военных спецопераций – как Республика Сербская Краина («погибшая» в результате военной спецоперации Хорватии в 1995 г.) или Чеченская Республика Ичкерия (прекратившая де-факто существование после второй чеченской войны 1999-2000 гг.).

В настоящее время, как уже было отмечено, появились так называемые «частично признанные государства», то есть те, что не признаны мировым сообществом в целом, но признаны отдельными странами-членами ООН. И хотя случаи «выборочного» признания наблюдались и ранее (КР Тайвань, признаваемая 22 государствами-членами ООН и Ватиканом; САДР – Западная Сахара, признаваемая 48 государствами ООН и 12-ю, «заморозившими» признание странами; Государство Палестина, признаваемое в качестве независимого 111-ю странами-членами ООН, но не имеющее возможность вступить в ООН), наиболее хронологически близким прецедентом в признании самопровозглашённых государств можно считать признание Турцией в 1983 г. Северного Кипра, а современным же новейшим прецедентом – признание рядом стран Республики Косово с 17 февраля 2008 г. .



С 17 февраля 2008 года Республику Косово признали 70 государств, а с 26 августа 2008 г. Республики Абхазию и Южную Осетию признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру .

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время, как уже было отмечено, появились так называемые «частично признанные государства», то есть те, что не признаны мировым сообществом в целом, но признаны отдельными странами-членами ООН. Подобные процессы «частичного признания» продолжаются и по сей день.

Основные характеристики

Под международно-правовым признанием государств в теории права принято понимать односторонний добровольный акт государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права.

В международном праве существуют две теории признания: конститутивная и декларативная.

Конститутивная теория заключается в том, что только признание придает адресату признания соответствующее качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Признание обладает правообразующим значением: только оно конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права.

Декларативная же теория заключается в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. То есть признание лишь констатирует появление государства, при этом неважно, сколько стран признали его .

Выделяют также две формы официального признания: де-факто и де-юре

Признание де-факто характеризуется как неполное, оно выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно. Оно в принципе может повлечь за собой установление консульских отношений, но не носит обязательный характер, в то время как признание де-юре является полным и окончательным. Оно обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.

Признание де-юре – полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений .

На современном этапе развития международного права следует отметить, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания. В международных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.

Любая страна в отношении непризнанных государств, если она стремится оставаться в рамках международного права, может себя вести следующим образом:

Во-первых, у нее есть полное право признавать или не признавать новообразование. Государство само определяет обоснованность и формы признания. Это должно происходить с учетом собственных интересов и требований реальной политики.

Во-вторых, недопустимо вмешиваться в процесс самоопределения, тем более прибегать к вооружённой агрессии .

В таком случае, признание Россией Абхазии и Южной Осетии вполне вписывается в эту политику. Для этого, помимо формального права, имеются и веские политические основания.

– Прежде всего, следует обеспечить гуманитарные права населения, в том числе российских граждан.

– Кроме того, необходимо не допускать у наших границ нестабильности. Для этого необходимо придать официальный статус их правительствам, уже в некоторой мере легитимированным на международной арене.

Таким образом, любая суверенная страна для признания того или иного самопровозглашённого государства полноценным членом международного сообщества должна исходить из того, что в данном случае у неё есть полное право признавать или не признавать такое образование. То есть юридически с точки зрения равноправия народов – это не только право, но и обязанность. Любое государство должно само анализировать реальные параметры государственности самоопределившегося новообразования, определять обоснованность, разновидности, формы признания и т. д.

И всё это должно происходить с учетом собственных интересов, задач, требований реальной политики, в контексте данной конкретной сложившейся ситуации с непризнанным государством.

Перечень современных непризнанных государств в научных публикациях довольно велик. В него входят: Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра и Косово. Часто к этой когорте «семи непризнанных» добавляют Республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), а в последнее время – Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 г. боевиками-пуштунами (сторонниками Талибана) на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Южный Судан, Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например, экзотический Силенд) .

Существование непризнанных государств европейской периферии напрямую связано с процессами дезинтеграции Советского Союза и Югославии и рядом этнических вооруженных конфликтов 1990-х годов, которые до сих пор не получили своего политического урегулирования. Непризнанные государства европейской периферии малы территориально, их население немногочисленно даже по европейским меркам. Явным лидером среди непризнанных государств по этим параметрам выступает Косово, лидеры которого контролируют сегодня территорию в 11 000 кв. км с населением около 2 млн. человек. Этнические албанцы составляют в крае значимое большинство, сербы, хорваты, венгры, турки, цыгане и другие этнические меньшинства – до 100 тыс. человек .

Приднестровье контролирует территорию в 4 163 кв. км, на которой проживает 555,5 тыс. человек. Абхазия занимает территорию в 8 600 кв. км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает всего 146,6 тыс. человек, которым удается удерживать территорию в 11 000 кв. км с учетом шести оккупированных районов Азербайджана . Южная Осетия располагает территорией в 3 900 кв. км, населением – в 70 тыс. человек. Это наименьшее из непризнанных государств .

При этом три из четырех названных государств (за исключением Приднестровья), географически находятся за пределами Европы: они расположены по южную сторону Кавказского хребта, отделяющего Европу от Азии. На этом основании приднестровский конфликт можно отнести к сфере европейской периферии, а три других – к зоне европейского пограничья. Целесообразно изучать непризнанные государства в контексте конфликтов, в результате которых они возникли. Такой подход позволяет свести к минимуму издержки, связанные с анализом перспектив развития подобных государственных образований, сохраняя контекст исследуемого феномена. Рассматривая этнический вооруженный конфликт, порождением которого становится то или иное независимое государство, можно выявить особенности каждой ситуации, прогнозировать перспективы изменения статуса непризнанного государства. Объединение возможностей неоинституционального анализа и теории конфликтов создает фундамент для новой интерпретации процессов институционализации этнических противоборств и расширяет набор аналитических средств для сравнительного исследования отдельных примеров непризнанных государств .

На основе анализа ряда посвященных этой проблеме материалов и эмпирических данных разумно выделить несколько основных параметров комплексного рассмотрения феномена самопровозглашенных (непризнанных) государств. Среди них можно назвать:

– историю возникновения непризнанного государственного образования, описание этнического конфликта и основных этапов его развития;

– эффективность переговорного процесса, посредничества, планов мирного урегулирования;

– формирование государственности и хозяйственного комплекса непризнанных государственных образований;

– особенности политического устройства, степень его демократичности;

– наличие или отсутствие реальных возможностей для возвращения непризнанного государственного образования в состав государства, от которого оно отделилось;

– шансы для существования в качестве независимого государства;

– заинтересованность и возможность внешних сил изменить или законсервировать статус непризнанного государственного образования.

При учете перечисленных параметров можно рассчитывать на более или менее точное понимание проблем каждого непризнанного государства.

Непризнанные государства могут быть типологизированы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств – контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа. Первый – непризнанные государства с полным контролем своей территории (Вазиристан, Приднестровье, Сомалиленд, Северный Кипр). Второй – непризнанные государства, контролирующие свою территорию частично (Абхазия, Нагорный Карабах, Тамил Илам, Южная Осетия). Третий – образования под протекторатом международного сообщества (Косово, которое юридически является частью Сербии, но фактически управляется администрацией ООН с 1999 г. на основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН). Четвертый – квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы (Курдистан, расположенный на территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии). Понятие «непризнанное государство», как уже было отмечено, условно. На самом деле к данной когорте государственных образований обычно относят и частично признанные государства. Так, по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства (Косово, Приднестровье) и частично признанные государства (Тайвань), некоторые из которых существуют в условиях военной оккупации (Западная Сахара, Палестина). Тайвань имеет дипломатические отношения с двадцатью шестью странами мира, Северный Кипр признается Турцией. Непризнанность государства международным сообществом негативным образом сказывается на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Поэтому от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие .

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья существуют уже довольно долго: Косово – девять лет, Абхазия, НКР, Южная Осетия – шестнадцать, Приднестровье – восемнадцать лет. Перспективы изменения статуса (признание независимости, ирредента, силовое поглощение, возвращение в состав единого государства посредством урегулирования конфликта) у всех территорий различны.

Наибольшие перспективы в плане возможных трансформаций существующего статуса имеет Косово. Речь идет о получении независимости в той или иной форме, поскольку в этом заинтересованы США и Европейской Союз. По всей видимости, Сербия сможет лишь отсрочить подобное решение или выторговать для себя некоторые политические и экономические уступки (интеграцию Сербии в ЕС или раздел территории Косова).

Абхазия, Приднестровье и Южная Осетия могут рассчитывать на частичное, неполное признание Россией, но их дальнейшие перспективы далеко не очевидны. Подобная «полунезависимость» не будет признана Соединенными Штатами, Европейским Союзом, Индией, Китаем и многими другими государствами.

У Приднестровья и Южной Осетии возможности получения формальной независимости менее реальны по ряду геополитических и организационно-территориальных причин. В случае с ПМР у России пока сохраняются большие возможности по реанимации стратегии объединения Молдавии и Приднестровья. Южная Осетия имеет, как представляется, серьезные экономические основания для воссоединения с Грузией.

Наименьшие шансы на изменение статуса имеет Нагорный Карабах. Подобное положение в основном определяется позицией США, стран ЕС, России, Ирана и Турции. Они в целом заинтересованы в сохранении статус-кво в зоне данного конфликта, а политическая возможность территориального обмена, который мог бы открыть путь к политическому урегулированию, остается незначительной.

Таким образом, непризнанные государства могут быть типологизированы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств – контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа.

Около десятка государственных образований являются самостоятельными государствами фактически, но либо не признаны другими государствами, либо признаны недостаточным их количеством, и статус их спорен.

Это, в частности, группа непризнанных и частично признанных государств и территорий, в числе которых находятся следующие:

С 1949 г. – Китайская Республика (большинство государств признаёт частью Китайской Народной Республики).

С 1974 г. – Турецкая Республика Северного Кипра (большинство государств признаёт частью Республики Кипр).

С 1991 г. – Сомалиленд (не имеет дипломатического признания, все государства признают частью Сомали).

С 1991 г. – Нагорно-Карабахская Республика (большинство государств признаёт частью Азербайджана).

С 1991 г. – Республика Южная Осетия (большинство государств признаёт частью Грузии).

С 1992 г. – Приднестровская Молдавская Республика (большинство государств признаёт Приднестровье частью Молдавия Молдавии).

С 1994 г. – Республика Абхазия (большинство государств признаёт частью Грузии).

С 2008 г. – Республика Косово (большинство государств признаёт частью Сербии).

С 2014 г. – Республика Крым (большинство государств признаёт частью Украины).

С 2014 г. – Донецкая Народная Республика – непризнанное государство, провозглашённое в ходе Украинского кризиса и Донецкого общеобластного референдума. По конституции Украины входит в состав Украины как Донецкая область.

С 2014 г. – Луганская Народная Республика – непризнанное государство, провозглашённое в ходе Украинского кризиса и Луганского общеобластного референдума. По конституции Украины входит в состав Украины как Луганская область.

Непризнанные государства – общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств-членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН.

Непризнанность государства может проявляться не только в дипломатической плоскости: известен случай, когда суд другого государства при вынесении решения исходил из того, что непризнанное государство юридически не существует, что привело к соответствующей логике при разборе вопроса, который касался исключительно отношений между хозяйствующими субъектами. Паспорта непризнанных государств также, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН. В то же время известны случаи, когда, не признавая независимости, признанное государство признаёт отдельные документы, выдаваемые в соответствии с законодательством непризнанного государства, включая паспорта, а также правосубъектность зарегистрированных там юридических лиц.


Частично признанные государства – государства, «не признанные ООН, но признанные государствами-членами ООН», таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств. Под непризнанием ООН имеется в виду фактическая невозможность принятия государства в члены ООН, которое может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Для приёма требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств-членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов – Великобритания, Китайская Народная Республика, Россия, США и Франция – могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в 2/3. Сама по себе Организация Объединённых Наций с юридической точки зрения не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство, так как данные вопросы относятся к прерогативе суверенных государств и их правительств. К тому же следует учитывать, что нахождение в составе ООН на самом деле не имеет значения для того, чтобы считать государство признанным на уровне этой организации, для получения такого признания и возможности участвовать в организациях под эгидой ООН достаточно обладать статусом государства-наблюдателя, который присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее ООН, решение принимается простым большинством. Такой статус есть у Святого Престола (Ватикана) и Государства Палестина.

Непризнанные государства могут характеризоваться другими государствами как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории. Точно такие же характеристики получают и частично признанные государства от тех государств и/или международных организаций, которые не поддерживают их признание.

Таким образом, в настоящее время нахождение в ООН в качестве члена или наблюдателя может рассматриваться как признак того, что государство имеет в мире широкое дипломатическое признание. Существуют государства-члены ООН, признанные не всеми другими государствами-членами ООН.

Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств – провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых признаков государств.

Не все непризнанные государства обозначают полную независимость и международное признание как конечную цель своего провозглашения. Часть государств стремится получить юридическое признание для возможного объединения с другим государством. Часть государств рассматривает свой де-факто независимый статус как переходный до заключения соглашения с центральным правительством об условиях существования в качестве автономии внутри единого государства (в начале 1990-х годов Республика Гагаузия в Молдове, многие российские республики, а в настоящее время – автономные государства на территории Сомали).

Непризнанные государства появляются из-за отсутствия правовой преемственности с предшествующими государственными образованиями.

Условно по способу возникновения их можно разделить на:

Государства, образовавшиеся в результате революций.

Государства, образовавшиеся в результате национально-освободительной борьбы (сепаратизма). Например, к их числу относят самопровозглашённые государства, т.е. те, что специальной декларацией, законом или межгосударственным договором заявили о своей независимости: государства, провозгласившие независимость и государственный суверенитет после распада СССР. Как правило, они не сразу получают международно-правовое признание.

Государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения. Например: Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германия; Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея; Демократическая Республика Вьетнам и Государство Вьетнам, Китайская Народная Республика и Китайская Республика. Такие государства первоначально не признают друг друга.

Государства, возникшие из-за получения независимости бывших колоний от метрополии.

Государства, возникшие из-за внешнеполитических игр признанных государств. Например: буферные государства: Дальневосточная республика, Маньчжоу-го и др., синоним – марионеточное государство: Независимое государство Хорватия, Независимое государство Словакия, Балтийские страны после смены государственного строя в июле 1940 г. и др., а также так называемые бантустаны: Транскей, Венда, Бопутатсвана и Сискей.

Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 1990-х годов в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Гагаузия, Республика Южная Осетия, Республика Абхазия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово). Возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определён, что, однако, не мешает их существованию. Большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения.

Гагаузия в конце 1994 г. вошла в состав Молдавии в качестве автономии. В 1995 г. контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия. В 2000 г. Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Чеченская Республика Ичкерия.

В 2001 г. постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2).

В 2008 г. Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Республика Южная Осетия.

В 2009 г. Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам.

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию: Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Республика Крым.

Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют: Китайская Республика, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Республика Косово, Государство Палестина.

Непризнанные государства: Территория бывшего СССР – Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика. Территория Сомали – Сомалиленд.

Государства-члены ООН, не признаваемые некоторыми другими государствами.

В некоторых случаях одно государство-член ООН может не признаваться одним или несколькими другими государствами, несмотря на членство в одной организации. К примеру, Государство Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств, но при этом признаётся мусульманскими Египтом, Иорданией, а также Турцией и рядом других государств. В свою очередь, Китайская Народная Республика не признаётся государствами, признающими Китайскую Республику. КНДР не признаётся Республикой Корея, а Республика Корея не признаётся КНДР.

Мальтийский орден – это государствоподобное образование, имеет статус наблюдателя при ООН. Имеет дипломатические отношения со 104 государствами. Иногда рассматривается как карликовое государство.

Также существует 1 территория с неопределённым статусом. Западная Сахара – бывшая испанская колония Испанская Сахара, согласно Декларации ООН № 1514 должна была получить независимость, однако в 1975 г. была в нарушение пункта 6 указанной декларации разделена между Марокко и Мавританией. После войны в Западной Сахаре большая часть (включая практически всё побережье) аннексирована Марокко, контроль над остальной частью осуществляет частично признанная Сахарская Арабская Демократическая Республика.

Во многих частях света существуют регионы, население которых борется за признание их самостоятельной государственности.

Непризнанное государство – это общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств - членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств - членов ООН.

Непризнанные государства имеют свою классификацию: непризнанные государства, частично признанные и частично непризнанные государства. Частично признанные и частично непризнанные государства отличаются друг от друга только количеством стран, признавших их.

Например, Турецкая Республика Северного Кипра признана Турцией (член ООН) и Абхазией (такое же частично признанное государство). Все остальные государства - члены ООН признают территорию Северного Кипра как часть республики Кипр. Республику Косово признало 108 стран, 19 – собираются это сделать и 64 государства – отказали в признании.

Общеизвестными в Украине непризнанными государствами являются Косово, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и Турецкая Республика Северного Кипра. Но таких государств достаточно много. Вот некоторые из них: В Европе – Республика Косово; Турецкая Республика Северного Кипра; Княжество Силенд. В Азии – Халистан на территории штата Пенджаб; Китайская Республика, контролирующая остров Тайвань; государство Ва и государство Шан, непризнанные государства на территории Мьянмы; Исламский эмират Абьян и Исламский эмират Шабва в Йемене; Вазиристан в Пакистане; Исламское государство Азавад в Мали; Султанат Сулу в Малайзии; Народная Республика Нагалим в Индии; Республика Хау Пакумото на острове Муреа, Французская Полинезия; Республика Банксаморо на Филиппинах; Сирийский Курдистан или Западный Курдистан; Исламское государство Фалуджа в Ираке; Государство Палестина.

На африканском континенте – Сахарская Арабская Демократическая Республика, большая часть которой контролируется Марокко; на территории Сомали насчитывается девять непризнанных государств – Сомалиленд, Пунтленд, Джубаленд, Галмудуг, Химан и Хеб, Авдаленд, Азания, Аль Сунна Уаляма’а, Джамаат Аш-Шабааб. В Австралии - Республика Мурраварри и Народная Республика Эуахлаи - Квинсленд.

На территории бывшего СССР - Приднестровская Молдавская Республика на части территории бывшей Молдавской ССР;

Нагорно-Карабахская Республика - непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области; Абхазия и Южная Осетия на территории Грузии; и, наконец, Республика Крым на территории Украины.

Сегодня известно несколько способов образования непризнанных государств. Государства могут возникать в результате революций и народно-освободительной борьбы (сепаратизма), при разделении территорий после окончания войн, при обретении независимости колониями от метрополий и, наконец, государства могут возникнуть из-за внешнеполитических конфликтов государств.

Тайвань - одна из провинций Китая, расположенная на одноименном острове между Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. Это государство возникло, как следствие революции и гражданской войны в Китае. В 1949 г. после провозглашения КНР на остров Тайвань переехало свергнутое гоминдановское правительство и была провозглашена Китайская Республика. Длительное время (с 1949 по 1971 г.) представитель Тайваня занимал место Китая в ООН. КНР рассматривает Тайвань как свою неотъемлемую часть и стремится к воссоединению с ним на основе принципа «одно государство - два строя». Во второй половине XX в. Тайвань имел один из самых высоких в мире темпов роста экономики, сегодня он входит в группу новых индустриальных стран, а с 1997 г. по классификации Международного Валютного фонда - в число экономически развитых стран.

Примером возникновения государства в результате сепаратизма можно считать Халистан. Халистан (буквально Страна Чистых) - проект создания национального сикхского государства на территории индийского штата Пенджаб, где установился синтез ислама и индуизма. Cтолицей сикхов является город Амритсар. Правительство этого государства находиться в изгнании, а территория контролируется Индией.

Непризнанные государства могут стать полноценными независимыми государствами (например, Эритрея), могут быть поглощены метрополией после определенного периода независимости (например, Ичкерия, Аджария), а могут надолго сохранять свой переходный статус (например, Турецкая Республика Северного Кипра с 1983 г.). Часть непризнанных государств постоянно прекращает свое существование. Причины этого процесса разнятся: одна часть территориальных образований добивается своего признания (так было, например, с новыми посткоммунистическими государствами), другая часть, которая не имеет перспективы признания и лишается помощи со стороны других государств или международных организаций, постепенно уходит в небытие. Так произошло, например, с Республикой Герцег-Босна, которая была фактически упразднена международным сообществом перед подписанием Дейтонских соглашений, при молчаливом согласии властей Хорватии. Самопровозглашенная Республика Биафра, созданная сепаратистскими силами Нигерии в мае 1967 г., смогла просуществовать три года, в течение которых в стране шла гражданская война. Военное поражение мятежников ознаменовало и крах непризнанного государства. Можно предположить, что изменяющийся на наших глазах статус Косово будет еще долго вызывать многочисленные споры, а многие ученые и правоведы по ряду параметров будут по-прежнему относить данное территориальное образование к непризнанным государствам.

Рассмотрим политическое устройство, систему права, правосубъектность и экономические модели некоторых таких государств.

Турецкая Республика Северного Кипра является республикой, которая управляется президентом и имеет парламент – Республиканское Собрание – состоящий из 50 членов, выбираемых по пропорциональной избирательной системе. На территории Турецкой Республики Северного Кипра находится посольство только одно страны – Турции. Дипломатические учреждения и консульские представительства самой Турецкой Республики Северный Кипр расположены в нескольких государствах: в Турции - посольство, в Азербайджане, Великобритании, Италии, США, Пакистане, Катаре, Омане и ОАЭ – представительства, в Киргизстане Турецкая Республика Северного Кипра имеет экономический и туристический офис.

Валюта - турецкая лира. Все экспортно-импортные операции осуществляются через Турцию. Из видов бизнеса в республике наиболее развита отрасль строительства недвижимости, но при этом иностранные граждане, купившие недвижимость на территории Турецкой Республики Северного Кипра, сталкиваются с проблемами оформления прав собственности на эту недвижимость. Притом эта проблема имеет массовый характер. Одной из значительных статей дохода является игорный бизнес для иностранцев.

Для осуществления международных телефонных звонков используется телефонный код «+90 392», в котором использованы цифры международного телефонного кода Турции «+90» и обычный турецкий код города. Все морские порты Турецкой Республики Северного Кипра открыты только для турецких судов, суда других стран туда не заходят с 1974 года. Авиасообщение осуществляется при условии обязательного приземления всех самолетов, летящих в Турецкую Республику Северного Кипра, в одном из аэропортов Турции.

Южная Осетия является президентской республикой, имеет также свой парламент. На сегодня существует три посольства Южной Осетии: в Абхазии, в Российской Федерации и в г. Цхинвал, в котором также размещено посольство Никарагуа с резиденцией. Единственной валютой, имеющей свободное хождение в республике, является российский рубль. Другая иностранная валюта не имеет обращения, несмотря на наличие обменных пунктов, на которых можно обменять только три вида валюты: российские рубли, евро, доллары США. Основной продукцией производимой в Южной Осетии являются фрукты, которые поставляются в Российскую Федерацию. Единственным видом транспорта в республике – автомобильный, железнодорожного и авиасообщения в республике нет.

Граждане непризнанных государств, как правило, имеют паспорта, выданные этими государствами. Однако эти паспорта не признаются другими странами, не признавшим данное государство. Для граждан это означает, в первую очередь, невозможность выехать со своим паспортом за границу. Жители Приднестровской Молдавской Республики, Абхазии, Южной Осетии в большинстве своем имеют также паспорта Российской Федерации, которыми пользуются за пределами своих стран.

Из всего этого можно сделать вывод, что непризнанные государства политически и экономически очень сильно зависимы от тех стран, которые их поддерживают.

Если обобщить информацию об уровне экономического развития непризнанных государств, то их экономики находятся в плохом состоянии и очень зависимы от поддержки стран, признающих их. Наверное, единственное исключение, это Тайвань, который является страной с развитой экономикой.

Крым, в отличии от большинства непризнанных государств, обладает большой территорией - 26 860 кв. км и населением более 2 млн. человек. Для сравнения непризнанные государства постсоветского пространства территориально малы, их население немногочисленно даже по европейским меркам. Так, Южная Осетия располагает территорией в 3900 кв. км, населением - 70 тыс. человек и представляет собой наименьшее (по территории и населению) непризнанное государство постсоветского пространства. Приднестровье контролирует территорию в 4163 кв. км, на которой проживают 555,5 тыс. человек. Абхазия занимает территорию в 8600 кв. км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает всего 146,6 тыс. человек, которым удается удерживать территорию в 11 000 кв. км с учетом шести оккупированных районов Азербайджана. Все остальные непризнанные государства, если и имеют свою территорию, то она очень незначительна.