Танк «Маус» – огромная «мышь» так и не вышедшая в свет. Сверхтяжелый танк «маус

Maus — танк, история создания которого наглядно показывает нам, что расхожее выражение: «Чем больше — тем лучше» далеко не всегда оправдано. Что же послужило провалом такого глобального начинания и чем так знаменит легендарный «Мышонок»?

Рождение «Мыши»

Сверхтяжелый танк Maus — самый массивный из всех, когда-либо выполненных в металле. Он был задуман и воплощен Третьим рейхом в 1942-1945 гг. под руководством Фердинанда Порше.

Инициатива его появления принадлежит самому Адольфу Гитлеру, приказавшему разработать мощный «танк прорыва», имеющий максимальную броню и высокий уровень вооружения. Несмотря на то что часть руководства изначально высказывала опасения по поводу бесперспективности затеи, в июне 1942 года фирма Porsche получила официальный заказ на изготовление танка.

Считается, что свое название эта «махина» получила с легкой руки одного из механиков, который перед пробным выездом нарисовал на лобовой броне маленькую мышку и подписал свое творение — Maus. Выглядело это довольно остроумно и символично, так как масса «малютки» равнялась весу трех наиболее популярных танков того времени — «Тигров». Как бы то ни было, но официально танк менял свое название несколько раз. Первоначальный вариант звучал как Mammut — «Мамонт». После внесения в конструкцию нескольких изменений, переменилось и название — теперь его именовали условным обозначением «Объект 205», или танк Mauschen — «Мышонок». И только тогда, когда конструкция была осмотрена и утверждена лично фюрером, танк «подрос» и получил свое окончательное «взрослое» название — Maus — «Мышь».

Описание и характеристика танка Maus

Корпус громадины был выполнен из гетерогенных бронированных плит, а внутри поделен на четыре поперечных и три продольных отделения. «Поперек» были организованы три силовых отделения и пост управления.

В левом продольном отделении находился топливный бак на 800 л, радиаторы двигателя (водяной и масляный), водяной радиатор электрогенератора, система выхлопа: глушитель, выхлопная труба и радиатор глушителя, а также нагнетательный вентилятор с воздушным фильтром. Тут же был размещен вспомогательный электрогенератор и двигатель, аккумуляторы, ящики с инструментами, а также стеллажи с боекомплектами к 128-миллиметровой пушке. Правое продольное отделение полностью повторяло левое, в зеркальном отражении.

В центральном (среднем) отделении располагался главный двигатель совместно со спаренным генератором, тормозная система и трансмиссия. Тут же находились места для механика-водителя и радиста.

Полный экипаж танка насчитывал шесть человек. Сверху, над боевым отделением, находилась башня, в которой полагалось находиться командиру орудий, двум заряжающим и командиру танка.

Maus — танк высокотехнологичный, даже несмотря на свои гигантские размеры и вес. Применение многокатковой «ходовки» и широких гусениц (1100 мм) обеспечивало ему вполне допустимое удельное давление на грунт, которое было почти такое же, как и у прочих тяжелых танков.

Подвеска и ходовая

Тяжелый танк Maus имел довольно интересную конструкцию траков. Каждая гусеница боевой машины состояла из 112 траков — по 56 цельных и составных. Цельный трак был изготовлен в виде фасонной отливки с гладкой внутренней частью — беговой дорожкой, на которой находился направляющий гребень. Составной собирался из 3 частей, 2 из которых (крайние) были взаимозаменяемы. Такая конструкция гусениц обеспечивала наименьший износ от трения поверхностей, а также способствовала уменьшению массы трака.

Не особо углубляясь в технические тонкости, можно лишь отметить, что при проектировании Maus конструкторам пришлось изменить свое решение относительно торсионной подвески, традиционно используемой на других немецких тяжелых боевых машинах. Дело в том, что применение подвески такого типа требовало наличия большого числа технологических отверстий в корпусе танка, а это представляло определенные трудности. Поэтому после ряда консультаций и испытаний было принято решение о применении буферных пружин, даже несмотря на определенные их недостатки.

Башня

Прежде всего Maus — танк, известный своей броней огромной толщины. Его башня, также сваренная из катаных листов, имела слой лобовой брони толщиной 200 мм. Наклоненные под углом в 30° боковые плиты и кормовая часть (угол наклона - 15°) имели броню еще большей толщины - 210 мм.

В обычном состоянии вращение башни осуществлялось при помощи 3 парных роликовых подшипников, при этом был предусмотрен дополнительный механизм смещения, который позволял опустить башню прямо на корпус. Применялась такая функция для обеспечения герметичности башни, и корпус становился полностью водонепроницаемым.

В кормовой части башни танка имелся загрузочный люк для боеприпасов, а на специальном вращающемся полике размещались стеллажи для снарядов. Крыша оборудована двумя люками и воздушными фильтрами Ø180 мм, оснащенными электроприводами. Кроме этого, там располагались пусковые установки для дымовых гранат, прицел, дальномер и наблюдательные перископы. Дополнительно крышка люка была оснащена бойницей для применения стрелкового оружия.

Корпус и броня

Корпус «Мыши» представлял собой конструкцию, выполненную при помощи сварки из катаных бронелистов различной толщины. В отличие от других бронемашин, немецкий танк Maus был оснащен «глухой» лобовой и кормовой частями, не имевшими никаких люков и щелей. Спереди и сзади листы брони были расположены с необходимыми углами наклона, а по бокам — вертикально.

Примечательно, что толщина панциря «Мышонка» была неодинаковой по всей поверхности — в верхней части корпуса она равнялась 185 мм, а к нижней эта толщина постепенно нивелировалась до 105 мм. Однако это нисколько не сказывалось на его «бронированности». Дело в том, что внешняя обшивка выполняла роль фальшборта, а внутренний колодец имел дополнительную броню толщиной 80 мм.

С целью повышения удобства сборки крыша танка была сборной и имела неодинаковую толщину обшивочных листов: 50 мм под башней и до 105 мм в том месте, где располагалось отделение управления. Днище также имело разную толщину бронезащиты — от 55 до 105 мм в разных частях корпуса, с усиленной, однако, передней частью.

Двигатель и трансмиссия

Так как было изготовлено сразу два опытных образца, то и экспериментировать на них полагалось «по полной». В связи с этим на каждый из них был установлен свой вариант двигателя:

  • первый — оборудован 12-цилиндровым танковым дизелем, имевшим водяное охлаждение (разработка фирмы «Даймлер-Бенц»);
  • второй Maus — танк, получивший авиационный карбюраторный DB603 А2, переделанный под «танковые» нужды.

Значительное облегчение при управлении этой громадиной было достигнуто за счет применения электромеханической трансмиссии, позволяющей продлить срок службы поршневого двигателя.

Схема трансмиссии «Мауса» была разработана таким образом, что позволяла использовать энергию генераторов не только для собственных нужд, но и могла обеспечить потребности другой боевой машины, например, при подводной переправе.

Вооружение

Поскольку Maus — танк просто громадных размеров, то и оружие для него необходимо соответствующее. После долгих дебатов окончательным вариантом стала установка двух спаренных пушек калибра 75 и 128 мм. Первая имела боезапас в 200, а вторая - 68 выстрелов. Дополнительно танк «Мышь» был оснащен двумя пулеметами калибра 7,92 мм с боезапасом в 1000 патронов. Кроме того, предусматривалось место для установки зенитной пушки калибром 15-20 мм.

Почему «не пошло»

Говорят, что изначально Гитлер относился к идее создания сверхмощной машины спокойно и даже довольно прохладно. Все переменилось в мае 43-го, когда фюреру показали полноразмерный деревянный макет будущего танка. Тот произвел на него такое впечатление, что Гитлер приказал немедленно приступить к производству опытных образцов и как можно скорее наладить серийное производство.

Однако планам этим не было суждено осуществиться. Maus — танк, который так и не сумел принять участие в сражениях. Дело было прежде всего в его огромных размерах и массе — около 188 тонн. Ни один автомобильный мост того времени не способен был выдержать такой вес, поэтому «танк прорыва» был настолько ограничен в географии движения, что транспортировать его можно было только по железной дороге. Правда, несмотря на это, он был «водоплавающим» и способным перемещаться по дну водоемов, получая питание и управление из другой боевой машины, находящейся на берегу.

Имеются сведения, что работы по запуску серийного производство были остановлены самим Гитлером, который просто потерял интерес к «любимой игрушке». Да и производство подобного рода требовало от Германии огромных мощностей, которых у немцев на тот период просто не было.

Последний приют «Мышонка»

Вполне очевидно, что грандиозный проект Третьего рейха с треском провалился, ведь «Мышь» так и не сделал ни одного выстрела. Весной 1945, с целью спасения своего детища от приближающихся частей Красной армии, немецким командованием была предпринята отчаянная попытка уничтожить оба опытных образца, так и не прошедших боевых испытаний. Но сделать это оказалось не так просто — только один из них пострадал достаточно сильно.

Танк Maus, фото которого размещено выше, был собран советскими инженерами из остатков опытных образцов и в мае 1946 года доставлен на бронетанковый полигон в Кубинке, где он и нашел свой последний приют.

Любимое детище Гитлера, самый крупный по массе танк из всех, которые когда-либо были воплощены в металле (188 тонн -боевая масса), «Маус» (известен также как Porsche 205 или Panzerkampfwagen VIII Maus) был спроектирован и построен Фердинандом Порше.

Танка можно начать с совещания, которое Гитлер проводил 8.07.1942 года. На совещании присутствовали профессор Ф.Порше и А.Шпеер, им то и поручил фюрер начать работу над «танком прорыва» с предельно возможной бронезащитой и который был бы вооружен орудием калибра 150 мм. или 128мм.

В создании танка принимали участие сразу несколько компаний: башню и корпус производила фирма «Крупп», за двигательную установку отвечала «Даймлер-Бенц», а «Сименс» изготавливала элементы трансмиссии. Сама сборка танка велась на заводе компании «Алкетт».

Танк был исполнен на высоком, для своего времени, технологическом уровне. Так, в нем была применена многокатковая ходовая часть и гусеницы шириной 1,1 метра. Данная конструкция ходовой обеспечивала машине удельное давление на грунт, которое не сильно превышало показатели серийных тяжелых танков. Одной из основных особенностей танка было двухпушечное вооружение, мощная круговая броня и электромеханическая независимая трансмиссия для правой и левой гусениц.

Экипаж танка состоял из 5 человек: трое в башне, а двое в передней части, в отделении управления.

14 мая 1943 года Гитлеру был представлен полноразмерный деревянный макет «Мауса».
В декабре 1943 года на ходовые испытания поступил первый прототип танка, который был оснащен авиадвигателем марки МВ 509 фирмы «Даймлер-Бенц» и деревянной башней. После вполне удовлетворительных результатов ходовых испытаний на машину был установлен комплект внутреннего оборудования и настоящая башня для проведения артиллерийских стрельб. Еще один прототип был оснащен дизельным двигателем МВ 517 компании «Даймлер-Бенц». Однако, оказалось, что он капризен и ненадежен в эксплуатации.


Проект «Маус», который разрабатывал Фердинанд Порше, был только частично осуществлен в августе 1944 года. Было построено два опытных образца танка «Маус» (205/2 и 205/1).
Все работы по изготовлению 10 серийных машин были прекращены в конце 1944 года по личному указанию Гитлера. У Германии возникла острая нехватка производственных мощностей и сырьевых ресурсов для выпуска основных видов вооружений.

Боевого применения танки «Маус» не нашли. Опытные образцы были взорваны немцами при подходе Красной Армии. 21 апреля 1945 года в районе ж/д станции в Кумерсдорфе нашими войсками был захвачен наполовину разрушенный танк 205/2.

В 1945 году части танков были переправлены в г.Штетин, потом их паромом вывезли в г.Ленинград и дальше в Кубинку, на танковый полигон. В Кубинке из деталей, которые сохранились, был собран один танк. В 1951-52 годах данный танк испытывался обстрелом на артполигоне.



В настоящее время танк «Маус» является экспонатом в Кубинке, в музее бронетанковых войск, и состоит из башни 205/2 и корпуса 205/1.

ТТХ:

Танк Maus
Классификация сверхтяжёлый танк
Боевая масса т 188
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное посередине, боевое сзади
Экипаж 5 чел.

История
Годы производства 1942-1945
Количество выпущенных, шт. 2 (полностью построенные) + 9 (на заводе в различных стадиях готовности)
Основные операторы

Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 10200
Ширина корпуса, мм 3630
Высота, мм 3710
Клиренс, мм 500

Бронирование
Тип брони стальная литая и катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 52°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200 / 35°
Борт корпуса (верх), мм/град. 185 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 105+80 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 160 / 38°
Корма корпуса (низ), мм/град. 160 / 30°
Днище, мм 55-105
Крыша корпуса, мм 50-105
Лоб башни, мм/град. 240
Маска орудия, мм/град. 100-220
Борт башни, мм/град. 210 / 30°
Корма башни, мм/град. 210 / 15°
Крыша башни, мм 65

Вооружение
Калибр и марка пушки 128-мм KwK.44 L/55,
75-мм KwK40 L/36
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 55 для 128-мм,
36,6 для 75-мм
Боекомплект пушки 61 × 128-мм,
200 × 75-мм
Углы ВН, град. -7…+23
Прицелы перископический TWZF
Пулемёты 1 × 7,92-мм
MG-42

Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом
Мощность двигателя, л. с. 1080 (первый экземпляр) или 1250 (второй экземпляр)
Скорость по шоссе, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 186
Удельная мощность, л. с./т 5,7 (первый экземпляр) или 6,6 (второй экземпляр)
Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,6

Конструктор Генрих Эрнст Книпкамп создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных машин и заканчивая тяжелыми танками прорыва. Конкуренцию для танка Maus фирмы Порше в этой серии должен был составить немецкий танк Е-100. Производство прототипа Е-100 началось во Франкфурте-на-Майне, а в конце войны его шасси оказались на полигоне Хаустенбек, где и попали в руки британцев.

Первый звонок для немецких танкистов

Лето 1941 года для руководства Третьего Рейха ознаменовалось не только головокружительными успехами на Восточном фронте, но и целым рядом неприятных открытий, которым на первом этапе кампании не придали особого значения. Единственным «сюрпризом», не оставшимся незамеченным Гитлером, было преимущество новейших советских танков над немецкими. До поры до времени оно компенсировалось неопытностью советских танкистов, низким качеством изготовленной в СССР бронированной техники и наличием в ней конструкторских недоработок. Но по мере накопления Советами необходимого опыта все могло измениться не в лучшую для немцев сторону. Высшее руководство Германии осознавало серьезность этой проблемы и проявляло беспокойство.

Особенно удручающее впечатление произвело наличие у Красной Армии бронированных монстров КВ-1 и КВ-2 в огромном по немецким меркам количестве, исчислявшемся сотнями единиц. Осенью 1941 года Управление вооружений сухопутных сил (нем. – Heereswaffenamt, далее – УВС) поставило перед крупнейшими машиностроительными концернами Германии задачу в сжатые сроки создать немецкие тяжелые и сверхтяжелые танки прорыва, превосходящие советские аналоги и бронированием, и вооружением.

Погрузка танка Pz.Kpfw VI «Tiger I» на грузовую платформу на сборочном заводе фирмы «Хеншель» в Касселе,
1942 год. Источник – de.academic.ru

Порше против Хеншеля

В гонку за право производить серийные тяжелые танки включились компания «Хеншель и сын АГ», развивавшая проект тяжелого танка конструкторов УВС, начатый еще в конце 30-х годов, а также фирма Фердинанда Порше. Их соперничество вылилось в создание компанией «Хеншель и сын АГ» прототипа VK4501 (H), позднее ставшего легендарным танком Pz.Kpfw VI «Tiger I». В свою очередь, фирма Порше создала прототип VK4501 ₽, более известный как PzKpfw VI «Tiger» ₽, который в серию не пошел и известным не стал. Борьба за «Tигр» породила противостояние между крупнейшими немецкими производителями бронетехники, в котором активное участие принимали и функционеры УВС, в том числе конструктор Генрих Эрнст Книпкамп, по совместительству являвшийся старшим советником службы конструирования УВС. Книпкамп был лично заинтересован в победе Хеншелей, так как именно его вариант подвески со знаменитым шахматным расположением катков использовался при создании прототипа VK4501 (H).


Генрих Эрнст Книпкамп. Источник – subscribe.ru

В свою очередь Порше пользовался благосклонностью рейхсминистра Фрица Тодта, курировавшего создание танка «Тигр» . Благоволил к нему и сам фюрер. Такое положение вещей не могло не раздражать прямых конкурентов Порше – концерн Круппа, компанию «Хеншель» и активно сотрудничавшую с ними службу конструирования 6-го департамента бронетехники и механизации УВС.


Фердинанд Порше. Источник – electro-machines.ru

Предприятия концерна Круппа не только конкурировали с Порше в создании сверхтяжелого танка, но и подыграли компании «Хеншель», поставив для прототипа VK4501 ₽ фирмы «Порше» башню с погоном в 1820 мм вместо необходимых 2000 мм. Это задержало работы по созданию прототипа, а 8 февраля 1942 года Порше не повезло еще больше, так как рейхсминистр Тодт погиб в авиакатастрофе, и его место занял Альберт Шпеер, менее благоволивший знаменитому промышленнику. В результате после показа Гитлеру обоих прототипов 20 апреля 1942 года (фюреру, любившему полноразмерные дорогие «игрушки», сделали подарок ко дню рождения), а также после еще целого ряда каверз, устроенных фирме «Порше» функционерами УВС, высшее руководство Рейха остановило свой выбор на машине компании «Хеншель». Фердинанд Порше не мог простить этого своим конкурентам.


Рейхсминистр Фриц Тодт
Источник – opowiadam.eu

Когда на совещании у Гитлера 8 июля 1942 года, на котором присутствовал Порше, решался вопрос создания сверхтяжелого танка прорыва, он сделал все, чтобы был забракован проект прототипа VK 7201 совместной разработки концерна Круппа и конструкторов УВС. Таким образом Порше удалось «насолить» двум своим противникам сразу. В это время его фирма начинает разработку проекта под индексом «Объект 205 «Мышонок» (нем. – «Mauschen»), который вылился в создание двух прототипов танка, известного под названием Pz.Kpfw VIII «Maus» (нем. – мышь). Круппу в этом проекте досталась только разработка башни под 128-мм танковую пушку и спаренное с ней 76-мм орудие, предназначенное для борьбы с пехотой и среднебронированными целями.


Танк Pz.Kpfw VIII «Maus» – основной соперник танка Е-100. Источник – opowiadam.eu

Медленный старт проекта Е-100

Но Книпкамп не собирался сдаваться. В инициативном порядке он создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой целой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных машин и заканчивая тяжелыми танками прорыва, которые должны были учесть все недостатки и достоинства танков, уже имевшихся на вооружении Вермахта. Конкуренцию для танка «Маус» фирмы Порше в этой серии должен был составить танк Е-100.

30 июня 1943 года, когда на предприятии Порше и заводах-«смежниках» уже полным ходом изготавливались агрегаты и комплектующие для первых двух танков «Маус», танк Е-100 только начал разрабатываться специалистами службы конструирования УВС. В этом им помогали конструкторы автомобилестроительной компании «Адлерверке», штаб-квартира которой и по сей день находится во Франкфурте-на-Майне. Она поставляла Вермахту полугусеничные бронетранспортеры, велосипеды и автомобили, и ее владельцы были в хороших отношениях с Книпкампом.


Здание «Адлерверке». Вид с улицы Клеерштрассе во Франкфурте-на-Майне. Источник – de.academic.ru

Е-100: технические характеристики

Е-100 создавался в соответствии с требованиями, выдвинутыми Гитлером к сверхтяжелому танку еще на совещании 8 июля 1942 года. Он должен был обладать лобовой броней и бронированием башни толщиной 200 мм, бортовая броня и бронирование кормы должны были достигать 180 мм. При этом танк должен был весить от 150 до 200 тонн и нести орудие главного калибра в 120–150 мм. В то же время конструкторы Книпкампа хотели вписаться в вес 100–120 тонн и снабдить Е-100 150-мм пушкой. Для экономии времени на первые экземпляры танка решили установить башню под 150-мм орудие с курсовой 76-мм пушкой, уже разработанную концерном Круппа для танка «Maus».


Танк Е-100, вид сверху. Источник – maquetland.com

Систему подвески для танка разработал конструктор Лер из фирмы MAN. Несложно догадаться, что его катки должны были располагаться в шахматном порядке по обе стороны от гусеничных гребней, выстроенных в один ряд – эта разработка Книпкампа использовалась практически на всех тяжелых танках Третьего Рейха.

В отличие от танка «Maus» Е-100 имел классическую компоновку: впереди находилось отделение управления танком, посередине – боевое отделение, сзади – моторно-трансмиссионное. Для высвобождения как можно большего пространства ведущими сделали не передние «звездочки», как это было принято у немецких танков, а задние. Так как Е-100 не вмещался на железнодорожные платформы, для него (так же как и для танка «Maus») разработали два варианта гусениц: транспортировочные – шириной 500 мм, и боевые – шириной 1000 мм.


Компьютерная модель танка Е-100, вмонтированная в фотографию времен Второй мировой войны
Источник – strangevehicles.greyfalcon.us

Для повышения живучести танка его решили сделать ниже, чем «Maus», на 37 см. Кроме того, максимально уменьшили количество вертикальных поверхностей и прямых углов у его бронирования – если «Maus» имел практически вертикальные борта, то Е-100 такой «прямолинейностью» не обладал. Все эти конструктивные решения позволили спроектировать танк на 50 тонн легче, чем «Maus», но и в 120 тонн конструкторам вписаться не удалось – по расчетам получившаяся машина должна была весить 137,8 тонны.

Силовая установка Е-100 была проще и надежнее, чем у его «конкурента». Фердинанд Порше и в «Тигре» ₽, и в сверхтяжелом танке упорно внедрял свою систему раздельного привода каждой гусеницы отдельным электродвигателем, питавшимся от генератора, который приводился в движение бензиновой силовой установкой. Конструкторы Книпкампа пошли более простым путем и установили в кормовом отделении танка 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с. (им оснащались такие танки как PzKpfw V «Panther» и VI Ausf. B «Tiger II» («Королевский Тигр»), а также коробку передач Maybach OG 401216В. Мощность двигателя была явно недостаточной, однако более мощного мотора на тот момент в Германии не было, а второй двигатель конструкторы решили не ставить. Они приняли решение, что на первых порах лучше смириться с невысокой скоростью их сверхтяжелого танка и подождать, пока появятся более мощные двигатели. Проектную же скорость для Е-100 его инженеры установили на уровне 38–40 км/ч.


12-цилиндровый бензиновый двигатель производства компании Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с.
Источник – eastcoastarmory.com

Скорый конец проекта

Производство прототипа Е-100 началось на предприятии компании «Адлерверке» во Франкфурте-на-Майне. Позднее сборкой занялось предприятие компании «Хеншель», и к июню 1944 года были готовы бронированные шасси танка. Однако в связи с тем, что до 80% производственных мощностей компании «Хеншель и сын АГ» были разрушены авиацией союзников, было приказано прекратить работы над созданием Е-100. Башню от корпорации Круппа новый танк так и не получил, а шасси «зависли» на полигоне Хаустенбек около города Падерборн. Ниже - те немногие фото танка e100, а вернее его шасси, которые сохранились до наших дней.


Американские солдаты рассматривают шасси танка Е-100. Источник – topwar.ru


Американский солдат возле шасси танка Е-100. Рядом – ствол орудия со свинченным дульным тормозом
Источник – gamestar.de

Здесь они и попали в руки британских военных весной 1945 года. Шасси танка были отправлены в Англию, где местные инженеры смогли собрать их и привести в рабочее состояние. В процессе последующих испытаний выяснилось, что получившийся танк даже без установки башни обладает очень низкой проходимостью, а его скорость не превышает 20 км/ч. Спустя некоторое время несостоявшийся «конкурент» танка «Maus» был отправлен на переплавку. Фердинанд Порше победил, а его детище в этой гонке бронированных монстров уцелело и прославилось на весь мир. Но принесло ли это радость конструктору, отсидевшему 22 месяца во французской тюрьме и с подорванным здоровьем отпущенному умирать на родину? Вряд ли.


Шасси танка Е-100, погруженные на транспортную тележку для отправки в Великобританию
Источник – schatzsucher.de


Транспортировка шасси танка Е-100. Источник – valka.cz


Шасси танка Е-100. Источник – silnyeduhom.ru

Тип 205 носил скромное и неприметное название "Маус " ("мышь"), хотя масса этой "мышки" была равна массе четырех "Пантер" или трех "Тигров". Если сначала такую машину планировали использовать как танк прорыва хорошо укрепленных оборонительных полос, то в конце войны он рассматривался как очередное "чудо-оружие" способное остановить наступление танковых соединений Красной Армии.

"Отцом" этой гигантской машины можно по праву считать фюрера III Рейха Адольфа Гитлера, который в конце 1941 года приказал сконструировать и построить сверхтяжелый танк и задал его основные тактико-технические характеристики. 8 июля 1942 года состоялось совещание, касавшееся развития танковых войск, на котором присутствовали Гитлер, Альберт Шпеер и профессор Фердинанд Порше , которым фюрер поручил начать работы над танком, вооруженным пушкой калибра 128 или 150 мм. Еще один вариант, предложенный Гитлером, — штурмовое орудие с пушкой калибра 180 мм. Кроме мощного орудия, машина должна была получить хорошее бронирование: лобовая броня — 200 мм, борта — 180 мм, башня — 200 мм.

Порше , как обычно, без колебаний принял предложение Гитлера. Однако существовали серьезные экономические и сырьевые трудности, которые, без сомнения, должны были сильно задержать появление танка, поскольку как проектные работы, так и серийный выпуск танка в большой степени зависели от дефицитного сырья, стали и цветных металлов. Кроме того, среди танкистов было широко распространено мнение о том, что боевые качества такого гигантского танка будут неудовлетворительными. Но, не смотря на все это, работы над танком начались. 8 июня 1942 года было определено, что профессор Порше будет отвечать только за проектно-техническую сторону работ, а внедрением разработки в производство будет ведать Альберт Шпеер .
Первоначально на танк предполагали установить дизель, который, в отличие от карбюраторного двигателя, был более экономичен и, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин, а дизельные двигатели были устойчивее к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель Даймлер-Бенц , ведь применяя уже готовый двигатель можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки. С самого начала Шпеер подробно оговорил конструктивные особенности нового танка, обозначенного как Тип 205 "Маус ".


В состав конструкторского бюро, которое должно было начать работы над танком, вошло множество специалистов, в том числе:
инженер Карл Рабе (Rabe ) — начальник конструкторского бюро фирмы Порше ;
инженер Эрвин Комеда (Komeda ) — конструктор корпуса;
инженер Леопольд Шмидт (Schmidt ) — конструктор ходовой части и гусениц;
инженер Ульрих (Ulrich ) — конструктор планетарной коробки передач;
инженер Вальтер Шмидт — конструктор механических узлов;
инженер Отто Цадник (Zadnik ) — конструктор, электрооборудования (в сотрудничестве с фирмой Сименс (Берлин));
инженер Карл Фролих (Frohlich ) — начальник отделения коробки передач в КБ Порше ;
инженер Шлихтер (Schlichter ) — ответственный за ходовые испытания танка;
инженер Герберт Кес (Kaes ) — ответственный за связь с фирмами-поставщиками вооружения и с полигоном в Кумерсдорфе ;
инженер Вилли Мюллер (Mueller ) — представитель фирмы Порше в Берлине;

Карл Генсбергер (Gensberger )- водитель-испытатель (именно он проводил испытания тяжелого танка VK 4501 — "Тигр").


Профессор Порше вскоре пришел к выводу, что на новом танке лучше всего использовать комбинированную силовую установку, которую уже применяли на танке VK 4501 "Тигр" (Р). Данная силовая установка состояла из двигателя внутреннего сгорания, приводящего в движение генератор электрического тока. Генератор вырабатывал ток для электродвигателей, которые и вращали колеса. Хотя Гитлер и был против подобной схемы на "Тигре" (Р), но на новой машине такая схема была принята. На танке Тип 205 был использован один двигатель внутреннего сгорания и один, так называемый, спаренный генератор, в то время как на "Тигре" (Р) было установлено два ДВС и два генератора.
Главное управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt ) для инспекции, проводимых работ, и контроля за сроками исполнения направило полковника Генеля (Haenel ), который, впрочем, был полностью некомпетентен в вопросах конструирования столь больших танков и единственной его обязанностью было следить, чтобы работы были завершены к 5 мая 1943 года.


В конце ноября 1942 года Порше стало известно, что в ближайшее время фирма Даймлер-Бенц не сможет предоставить нового дизеля, предназначенного для танка Тип. 205. Единственным двигателем, который можно было использовать, был карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения типа Даймлер-Бенц МВ 509 (МВ 509 был вариантом авиационного DB603). Новая силовая установка потребовала изменений в конструкции корпуса и модификацию соединения с генератором электрического тока.
3 января 1943 года Гитлер потребовал от Порше отчета о состоянии работ над танком Тип 205. Во время их встречи Порше показал деревянный макет будущего танка, который вызвал живой интерес фюрера, хотя прежде Гитлер относился к этому проекту весьма спокойно.


12 января 1943 года Heereswaffenamt определил производителей и поставщиков узлов и агрегатов танка. Фирма Крупп АГ изготавливала корпус и башню, Даймлер-Бенц — двигатель внутреннего сгорания, Сименс-Шукерт — электродвигатели и генераторы, Шкода — ходовую часть, Альмеркише Кеттенфабрик — прочее оборудование. Кроме того, на фирме Алькетт должна была производиться окончательная сборка танка.
21 января 1943 года состоялись очередные переговоры Heereswaffenamt и Альмеркише Кеттенфабрик . Военные настаивали на ускорении работ, чтобы как можно скорее направить новый танк на Восточный фронт. Один из представителей WaPruef 6 (департамент бронетанковой техники) — инженер-полковник Книпкамп (Kniepkamp ) поставил вопрос о маневренности танка, на что Фердинанд Порше ответил, что управлять танком Тип 205 будет не труднее, чем "Тигром" или "Пантерой".


2 февраля 1943 года профессор Порше был в Берлине, где он встретился с полковником Генелем , и последний сообщил, что танк Тип 205 кроме артиллерийского вооружения, должен быть оснащен огнеметом и запасом горючей смеси в 1000 литров. Несмотря на возражения главного конструктора, Heereswaffenamt настаивал на изменении вооружения.
Во время очередной встречи, состоявшейся 10 февраля 1943 года, все фирмы, участвующие в проекте высказались против установки на танк огнемета, поскольку это повлекло бы за собой увеличение массы танка на 4900 кг (до 179300 кг). В свою очередь увеличение массы танка потребовало бы изменения конструкции ходовой части. Первоначально предполагалось использовать на "Маусе " такую же подвеску, что и на "Тигре" (Р), а при возрастании массы конструкцию шасси пришлось бы изменить.
В конце февраля 1943 года в Техническом институте в Штутгарте были успешно проведены испытания силовой установки и системы охлаждения двигателя. Руководил испытаниями профессор Камм (Kamm ).
6 апреля 1943 года министр вооружений Альберт Шпеер ознакомился с ходом работ над танком Тип 205 "Маус ". К этому времени уже был готов полноразмерный деревянный макет танка. Порше получил указание разобрать макет и перевезти его к 10 апреля 1943 года в Берхтесгаден для демонстрации фюреру, однако, когда макет был уже разобран, перевозку отменили.


6 мая 1943 года макет был вновь разобран и вывезен в "Волчье логово" — штаб-квартиру фюрера в Растенбурге , где 14 мая он был продемонстрирован Гитлеру. Вождь 111 Рейха не упустил возможность "улучшить" танк и приказал вооружить его не 128-мм, а 150-мм пушкой. 8 июня 1943 года фирма Круппа получила заказ на изменение конструкции башни под более мощную пушку.
В ходе разработки отдельных узлов и агрегатов происходили постоянные задержки. Эти задержки объяснялись разобщенностью фирм, выпускающих узлы танка, их "вертикальной" подчинённостью и отсутствием "горизонтальных" связей между ними. Например, работы над электромагнитной коробкой передач были начаты только после личного обращения инженера Карла Рабе в Верховный штаб Вооруженных сил (Oberkommando der Heeres ), а директор предприятия Zahnradfabrik в Фридрихсгафене инженер фон Видман (von Wiedman ) ни за что не хотел начинать работ без прямого приказа "сверху".


С 16 июля испытания двигателя были начаты вновь, а в начале августа 1943 года было принято решение о постройке второго опытного образца, обозначенного как Тип 205/2. Серийные танки "Маус " должны были приводиться в движение дизелем Даймлер-Бенц МВ 517.
1 августа 1943 года на предприятии Альмеркише Кеттенфабрик Гм6Х была начата сборка первого прототипа, обозначенного как Тип 205/1. Сборка была начата с опозданием из-за того, что с поврежденных бомбардировками заводов Круппа вовремя не поступили необходимые узлы.
27 октября 1943 года состоялось совещание, посвященное определению сроков начала серийной постройки танка, но ни профессор Порше , ни Карл Рабе не смогли четко их определить. Во время совещания размер первой серии был определен в 152 танка.
24 декабря 1943 года состоялся первый пробный выезд танка Тип 205/1. К этому моменту башня еще не была готова, и вместо нее на танк установили груз, соответствующий массе башни. Пробная поездка состоялась без ведома Министерства вооружений. Другим серьезным нарушением было фотографирование танка, что тоже было строжайше запрещено. Прототип показал весьма неплохую маневренность, когда смог выехать из тесного для него монтажного зала. Управлял танком 205/1 Карл Генсберг . Один из механиков нарисовал краской на лобовой броне мышку и написал "MAUS", что было очень остроумно, принимая во внимание огромные размеры танка. По мнению людей, которым довелось управлять танком, "Маус " был легче в управлении, чем даже Рz Крfw IV.


В начале 1944 года танк Тип 205/1 был направлен в Бёблинген (Boeblingen ), где начались испытания ходовых качеств машины. Между 11 и 14 января опытный образец был погружен на специальную четырнадцатиосную платформу и перевезен из Берлина на полигон. Прибыв к станции назначения, "Маус " сполз с платформы по приставному пандусу и ночью (23:30) проехал около 5-ти километров до ангара в Гинденбург Кезерне , принадлежавшего 7-му запасному танковому батальону (7 Panzer Ersaz Abteiluпg ). На следующий день были проведены испытания рулевого управления и пробные "пробежки" по полигону (всего около 2000 метров). Испытания показали, что танк, даже проваливаясь в грунт на 500 мм, сохраняет свои ходовые качества. Движение танка производилось на пониженных передачах, поскольку КПП была еще недостаточно доработана. Во время заднего хода выявился чрезмерный провис гусеницы. Для его устранения были внесены изменения в механизм натяжения гусеницы. Параллельно с испытаниями шел заключительный монтаж механизмов и приборов танка. 21 января 1944 года за испытаниями наблюдали представители экспериментального центра полковник Эссер (Esser ) и майор Хоффман (Hoffman ), а 31 января 1944 года полигон посетил сам Фердинанд Порше . Ход испытаний подробно документировался и снимался на кинопленку. 1 и 2 февраля были проведены осмотр и регулировка механизмов танка, а 3 февраля 1944 года в присутствии представителя WaPruef 6 инженера Шмидта (Schmidt ) были проведены очередные ходовые испытания (около 2000 метров). Всего к 3 февраля 1944 года танк Тип 205/1 прошел около 16 километров. В период с 4 по 25 февраля был проведен очередной цикл испытаний: Перед этим с 2 по 6 февраля была полностью проверена система смазки узлов и агрегатов танка. 7 февраля прототип прошел около 20 км (причем 8 км на танке проехал сам профессор Порше ), а на следующий день еще 22.4 км.
Следующий цикл испытаний состоялся между 25 февраля и 17 марта 1944 года в Бёблингене . 25 февраля 1944 года были проведены ходовые испытания по кругу диаметром 4000 метров. 1 марта танк двигался по кругу диаметром около 4100 метров. Во время этой поездки была проверена проходимость танка. "Маус " оказался способным преодолевать уклон до 25°. 9 марта 1944 года танк проехал еще 5200 метров. В это же время проводились испытания специальной передачи для движения по наклонной поверхности. На этот раз "Маус " смог двигаться по склону крутизной до 43°. 10 марта 1944 года на полигон в Бёблингене прибыл второй прототип 205/2. В этот день танк 205/1 прошел 8200 метров. Кроме этого танк 205/1 был использован для буксировки второго опытного образца, который прибыл в Бёблинген без двигателя и башни.

14 марта 1944 года прототип 205/1 преодолел водную преграду глубиной 1 м и склон крутизной 43°. В ноябре 1943 года была готова пушка 12.8 cm KwK 44 калибра 128 мм, предназначенная для танка "Маус ". Позже обозначение пушки было изменено на 12.8 cm KwK 82. Испытания орудия проходили на полигоне в Меппене (Meppen ). 6 июня 1944 года на прототипе 205/1 была установлена башня, а 3 октября 1944 года установлено вооружение и полностью укомплектованный "Маус " был испытан на полигоне в Кумерсдорфе .
Второй прототип 205/2 был почти готов к 10 марта 1944 года. Однако на танке еще не были установлены башня и двигатель. Лишь в октябре 1944 года на него установили дизель Даймлер-Бенц МВ 517. Сразу после монтажа двигателя танк был направлен в Кумерсдорф . Во время испытаний двигателя из-за неправильного соединения двигателя с генератором лопнул карданный вал. Ошибка в сборке узла была вызвана спешным ходом работ. В Кумерсдорфе испытывались оба прототипа, но достоверной информации об этих испытаниях нет. Неизвестно также, проводились ли опытные стрельбы.


В середине 1944 года на танк 205/2 были установлены экспериментальные опорные катки с отверстиями, при помощи которых хотели хоть как то снизить массу машины, однако, вскоре они были вновь заменены на цельнолитые.
В 1944 году, вероятно, был собран третий опытный образец танка "Маус ".
В конце 1944 года Гитлер приказал прекратить все работы над сверхтяжелыми танками. Этот приказ касался как "Мауса " так и разрабатываемого параллельно танка того же класса Е-100. Огромная конструкторская и организационная работа пропала даром, хотя стоит признать, что при разработке танка было предложено много новаторских идей, однако непреодолимые сырьевые трудности 111 Рейха с самого начала сделали выпуск сверхтяжелых танков совсем нереальным. Стоит сказать, что как показала история развития послевоенного танкостроения, будущее было за средними и тяжелыми танками. Для такого монстра как "Маус " здесь места не нашлось.


Боевое применение
Весной 1945 года оба (или все три?) опытных образца Тип 205 находились в Кумерсдорфе . Все прототипы были подготовлены для уничтожения, если на полигон войдет Красная Армия. В последний момент пришел новый приказ, согласно которому: необходимо было использовать танки в обороне полигона, который был занят Красной Армией 21 апреля 1945 года. Полуразрушенный танк 205/2 был захвачен в районе железнодорожной станции в Кумерсдорфе . Неизвестно, был ли танк взорван экипажем или поврежден в бою. О том, как были использованы в обороне полигона остальные танки, никаких данных нет.


Техническое описание
Корпус
Корпус танка был сварен из стальных гетерогенных бронеплит (поверхности бронеплит была придана повышенная твердость при помощи углеродистых добавок цементации). Внутри корпус был разделен поперечными перегородками на пост управления, где располагались механик-водитель и стрелок-радист, I-е силовое отделение, II-е силовое отделение и III-е силовое отделение. Кроме того, корпус был разделен и на продольные отделения.
В правом продольном отделении располагались топливный бак емкостью 800 литров, масляный и водяной радиаторы двигателя, водяной радиатор электрогенератора, нагнетательный вентилятор с воздушным фильтром, система выхлопа — глушитель, радиатор глушителя и выхлопная труба. В этом же отделении находился вспомогательный двигатель типа "241 ", вспомогательный электрогенератор, ящики с инструментами и аккумуляторы. Здесь же был установлен электродвигатель и стеллажи с боеприпасами к пушке калибра 128 мм.


В среднем продольном отделении находились места механика-водителя, стрелка-радиста, главный двигатель вместе со спаренным генератором, трансмиссия, двухтактный пускам и тормозная система.
Левое продольное отделение было полностью идентично правому.

Силовая установка
У танка Тип 205 "Маус " была комбинированная силовая установка. Двигатель внутреннего сгорания вращал электрогенератор, который вырабатывал ток для приводящих танк в движение двух электродвигателей.
Двигатель Даймлер-Бенц МВ 509, двенадцатицилиндровый , четырехтактный, V-образный (угол развала цилиндров 60°), с впрыском топлива, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя — 795 кВт/1080 л.с. Ход поршня — 180 мм, диаметр цилиндра — 162 мм, рабочий объем — 44540 см3. Степень сжатия в левом блоке цилиндров 1:5.9 (0.1), в правом — 1:6.1 (0.1). На каждом цилиндре было по два впускных и выпускных клапана. Очередность воспламенения топливо-воздушной смеси в цилиндрах: 1-11-2-9-4-7-6-8-510-3-12. Система зажигания Бош ZM С R 8 (9-4040Е), свечи зажигания — Бош DW 225 ЕТ 7 с антипомеховой системой UKW 9-4080 В. Стартер пригодился в действие двухтактным двигателем Ридель ALM Geraet NQ 9-7033 В.
Впрыск — Бош PZ 12 НР 120/22 (9-2200 В 1) с инжекторным соплом Бош (9-2122 D) и Лоранж (9-2261 С). На каждый цилиндр приходилось одно сопло. Топливный насос зубчатого типа Эрих Гретц ZD 1000 В (9-2134 В 2) имел рабочее давление от 1.3 до 1.8 кПа и производительность 500 литров в час.

На двигателе был установлен зубчатый масляный насос высокого давления Даймлер-Бенц Zahnradpumpe , который при температуре 750°С имел рабочее давление 2.8 кПа при 2300 об/мин и производительность 42 кг/мин. Главный масляный насос спаренный зубчатый Даймлер-Бенц производительностью 65 кг/мин при 2300 об/мин.
Другие вспомогательные узлы двигателя: вспомогательный масляный насос коробки передач и основной масляный насос коробки передач производительностью 45 кг/мин при 2300 об /мин . Система охлаждения была оснащена насосом вихревого типа Даймлер-Бенц производительностью 54 м3/час при 2300 об/мин. Дополнительный водный насос производительностью 18 м3/час при 2300 об/мин был предназначен для охлаждения выхлопной системы. Также на танке применялся гидравлический насос типа Тефес А 30055/7331.
Электрогененратор вырабатывал ток для двух электродвигателей мощностью по 400 кВт/544 л.с. каждый.

Трансмиссия и ходовая часть
Крутящий момент электродвигателей передавался на ось ведущего колеса через тормозную систему и понижающую передачу. У ведущего колеса было по две планетарных бортовых передачи. Кроме того, применялось сцепление, позволяющее отключить двигатель от оси ведущего колеса, например при внезапной блокировке гусеницы во время быстрого движения. Опорные катки были сгруппированы по двое в тележки. Тележки подвешивались на одном маятнике и снабжались специальной системой амортизации. С каждого борта было по шесть пар таких тележек. В состав ходовой части входили также направляющие колеса, которые могли изменять свое положение и таким образом осуществлять натяжение гусеницы.

Башня
Башня сваривалась из гетерогенных бронеплит. Боковые плиты были наклонены под углом 30°, а задняя плита — 15°. В башне размещалось вооружение танка, состоящее из орудия калибра 128 мм и спаренной с ним пушки калибра 75 мм. Обе пушки имели общую маску. Вертикальная наводка пушки осуществлялась при помощи механического устройства с ручным приводом. Один полный оборот маховика изменял угол возвышения на 1 °, а вообще он менялся от -7° до +23°. В одном блоке с пушками был и пулемет MG 34.
Башня вращалась на трех парах роликовых подшипников, а в горизонтальной плоскости башню поддерживали еще шесть пар так называемых башенных несущих подшипников. Был предусмотрен механизм, позволяющий опустить башню с подшипников, в этом случае стык башни и корпуса становился водонепроницаемым. Герметичность башни дополнительно обеспечивала резиновая прокладка, расположенная на ободе основания башни.
Вращение башни осуществлялось при помощи электрического привода, а для аварийной ситуации был предусмотрен ручной привод. Использовались две скорости вращения башни: быстрая — 8°/сек и медленная — 4°/сек. Во время марша башня блокировалась тремя стопорами. Кроме стопоров неподвижность башни обеспечивало специальное пневматическое устройство.
На вращающемся полике башни были установлены стеллажи для снарядов к обеим пушкам. На дне башни размещался компрессор, предназначенный для продутия ствола 128-мм орудия. Компрессор работал от электрического двигателя постоянного тока мощностью 1000 Вт и напряжением 48 В.


Маска пушки — литая, прицел расположен слева. Стволы пушек были стабилизированы в вертикальной плоскости. На башне располагались два люка и два воздушных фильтра диаметром 180 мм типа СН 2/40. Воздушные фильтры имели электрический привод. Кроме этого, там были установлены два вращающихся перископа, две пусковые установки для дымовых гранат Schnellnebelkertzen 39, прицел и дальномер E-Messer .
В задней стене башни имелся люк, предназначенный для погрузки боеприпасов. В крышке люка находилась бойница для стрелкового оружия. В задней части башни находились крепления для 25 выстрелов раздельного заряжания калибра 128 мм.
Для освещения внутри башни служили три лампочки накаливания мощностью 5 Вт и напряжением 12 В. Кроме того, было предусмотрено гнездо для переноски. Прицел подсвечивался отдельной лампой. Связь между членами экипажа обеспечивал танкофон или в аварийной ситуации сигнальные лампы и переговорная труба.

Вооружение
Основным вооружением танка Тип 205 "Маус " было орудие 12.8 cm KwK 44 L/55 калибра 128 мм, боезапас 68 выстрелов раздельного заряжания (25 выстрелов было размещено в башне и 43 в корпусе). Также в башне была установлена пушка 7.5 cm KwK L/36 калибра 75 мм, боезапас 200 выстрелов (125 в башне и 75 в корпусе). Дополнительное вооружение — два пулемета Рейнметалл-Борзиг MG 34 калибра 7.92 мм, боезапас 1000 патронов в четырех патронных ящиках.
Было предусмотрено место для установки зенитного вооружения, состоящего из пушки Маузер MG 141/15 калибра 15 мм или Маузер MG 151/20 калибра 20 мм.


Противопожарное оборудование
Силовая установка танка снабжалась автоматической противопожарной системой. Для тушения огня был предназначен сжатый углекислый газ, хранившийся под давлением 190 атм. в двух баллонах по 6 кг каждый. Всего в баллонах было 3000 литров углекислого газа.
Если температура в силовом отделении превышала 160° то срабатывала автоматика. Сначала опорожнялся первый баллон, а затем и второй. В случае поломки автоматической системы, открыты баллоны можно было вручную. От баллонов газ подавался по стальным трубам диаметром 10 мм к выпускным соплам диаметром только 3 мм.
На приборных досках у места механика-водителя и стрелка-радиста были установлены контрольные лампочки, сигнализирующие о пожаре в двигательном отсеке. При пожаре механик-водитель переводил двигатель на холостой ход. Водитель при сильном пожаре мог открыть резервный баллон с углекислым газом одновременно с основным.
"Маус " после подготовки мог преодолевать водные преграды по дну. На танке было установлено три водоотводящих насоса (в электрогенераторном , тормозном и двигательном отделениях).


Технические характеристики:
Масса — 188 т
Экипаж — 5 человек
Длина — 10090 мм
Ширина — 3660 мм
Высота — 3670 мм
Вооружение 128-мм пушка KwK 44, 75-мм пушка, два 7,92-мм пулемета MG-34
Боекомплект 32/200 снарядов, 1000 патронов
Бронирование — до 210 мм
Двигатель — Daimler-Benz 603A2
Мощность двигателя — 1750 л.с .
Скорость по шоссе до 20 км/ч
Запас хода по шоссе — 186 км


  • ИС-7 на фоне Королевского тигра Тяжелый танк ИС-7 без преувеличения можно считать шедевром советского тяжелого танкостроения. Он не имел себе равных в мире по совокупности основных боевых показат...

  • Уничтожение водных переправ, подрыв мостов, например, отступающими войсками - обычное дело во время военных действий, как и наведение понтонов, например, наступающей стороной соответственно. Н...

  • Создание танков Т-64 и Т-72 в конце 60-х - начале 70-х годов было большим шагом вперед. На тот период в мире не было машин, равных им по основным боевым характеристикам, а возможность исключения четве...
  • Немецкий сверхтяжёлый танк Маус должен был уничтожать любые укрепления, быть почти неуязвимым для вражеских снарядов и обладать огромной огневой мощью. Для этого он получил толстую броню, крупнокалиберное орудие и оригинальную конструкцию. Позже Маус стал очередным чудо-оружием, призванным спасти Германию от надвигающегося поражения.

    Из истории известно, что все эти планы окончились единственным экспонатом, стоящим в наши дни в музее. Почему так произошло и могло ли стать иначе, будь у Германии больше ресурсов, вы узнаете из статьи.

    Создание

    Адольф Гитлер любил оружие, выделяющееся размерами и мощью, поэтому нет ничего удивительного в том, что к концу 1941 года у него появилась идея создания сверхтяжёлого танка, превосходящего все существующие по защите и огневой мощи.

    8 июля 1942 года, после совещания, посвящённого развитию танковых войск, Фердинанд Порше взялся за проектирование новой машины. Её планировали использовать для прорыва хорошо укреплённых мест, поэтому броня должна была достигать 200 мм во лбу и 180 мм по бокам. Главное орудие должно было быть большого калибра - 128 или 150 мм.

    3 января 1943 года Гитлеру продемонстрировали деревянный макет, принятый им с воодушевлением, а 6 апреля того же года был собран полноразмерный макет из дерева, который 14 мая был продемонстрирован Гитлеру.

    1 августа началась сборка первого прототипа Мауса, а 24 декабря он впервые выехал своим ходом на испытания, однако, поскольку башню не успели собрать, вместо неё установили груз.

    С января до апреля 1944 года проходили ходовые испытания в Бёблингене, показавшие отличную управляемость и маневренность танка Маус, способность преодолевать водные преграды и склоны крутизной более 40°.

    В конце 1944 года, в связи со всё ухудшающейся обстановкой на фронте и всё большей нехваткой ресурсов, Гитлер отдал приказ закрыть все работы, связанные со сверхтяжёлыми танками, а весной 1945 года все 3 прототипа были взорваны, чтобы не допустить захват.

    В августе 1945 года два Мауса были отправлены в разобранном состоянии на танковый полигон в Кубинке, где были собраны в один целый, состоящий из корпуса первого образца и башни второго. Именно он сейчас находится в музее.

    Конструкция и компоновка

    Поскольку к Маусу предъявлялись специфические требования, его компоновка несколько необычной. Башня была довольно сильно смещена назад, корпус разделен перегородками на 4 отделения, а броня слабо дифференцирована, то есть имела примерно одинаковую толщину независимо от места, что делало её равнопрочной.

    Вес достигал 188 тонн, а экипаж 6 человек. Также имелась довольно оригинальная электрическая трансмиссия, горячо любимая Фердинандом Порше.

    Корпус

    Лобовая броня достигала 200 мм под углом 55°, бортовая 180 мм, но без наклона, что резко снижало защиту. Для защиты ходовой части имелись экраны по бокам корпуса толщиной 100 мм. Задний бронелист имел 160 мм под углом 35°. Интересной особенностью была толщина днища, имевшая 105 мм в передней части для того, чтобы противостоять минам, и 55 мм в остальной своей части.

    Сам корпус был сварным, а его листы соединялись прямоугольными шипами с цилиндрическими штифтами для большей прочности.

    Внутри корпус делился перегородками на 4 отделения.

    Отделение управления находилось спереди, имело места для водителя и радиста, органы управления танком, радиоаппаратуру и огнетушители. Сверху располагался люк, накрытый броневой крышкой и перископ, внизу запасной люк, а по бокам топливные баки ёмкостью 1560 литров.

    За ним находилось моторное отделение с двигателем, радиаторами, системой охлаждения и масляным баком. Подобное расположение создавало неудобства, поскольку доступ к механизмам был более затруднён чем в танках, где моторное отделение находилось возле кормы.

    Боевое отделение было посередине корпуса и служило для размещения 36 снарядов, механизма для зарядки аккумуляторов и питания привода башни. Под его полом располагался редуктор и блок генераторов.

    В корме находилось трансмиссионное отделение, включавшее в себя тяговые электродвигатели и редукторы.

    Башня

    Башня танка также имела практически равнопрочное бронирование и сварную конструкцию. Её лоб имел толщину 220 мм и закруглённую форму, маска орудия 240 мм, борта 210 мм под наклоном в 30° и корма 210 мм под наклоном в 15°.

    Башня была приварена к башенному погону, который опирался на три тележки с роликами. Для горизонтальной фиксации использовались ещё шесть тележек. Привод вращения был электромеханическим с возможностью ручного дублирования, имел 2 скорости.

    Внутри размещались стеллажи для боекомплекта, компрессор для продувки ствола главной пушки и 4 члена экипажа. На левой стороне находился перископический прицел, также планировалось установить стереоскопический дальномер на крышу.

    На крыше было 2 люка и вентилятора, перископический прицел с бронированной защитой и амбразура для ближнего боя. На задней стенке сделали люк для загрузки снарядов.

    Для преодоления водных препятствий башня могла полностью опускать на погон, обеспечивая таким образом герметичность.

    Вооружение

    На Маус установили противотанковую 128 мм Pak 44 L/55, переименованную в KwK 44 L/55 и имевшую огромное пробитие вместе с хорошей баллистикой. По сути её характеристики были избыточными, поскольку лишь в 1949 году, уже после войны, появился танк, способный выдерживать её попадания - ИС-7 .

    Роль вспомогательного вооружения отвели спаренной с основным орудием пушкой 7.5 cm KwK L/36 с боекомплектом в 200 снарядов, 125 из которых хранилось в башне, а оставшиеся в корпусе. Также имелся пулемёт калибром 7,92 мм, мортирка и возможность установки зенитного пулемёта.

    Конструкция позволяла вести прицельный огонь с любой из пушек, но, из-за их разной баллистики, прицельный залп из обеих одновременно был невозможен.

    Двигатель и трансмиссия

    На танк Маус была установлена комбинированная силовая установка, подобная установленной на Фердинанды. Двигатель внутреннего сгорания, связанный механически с электрогенератором, вырабатывающим ток для тяговых электродвигателей.

    Бензиновый Даймлер-Бенц DB-603A2 развивал мощность 1080 л.с. и имел рабочий объём 44,5 литра. Стартер по совместительству являлся дополнительным генератором для оборудования и, после запуска двигателя, выполнял свои непосредственные обязанности.

    Электрические двигатели имели мощность по 544 л.с. каждый, реверсирование и могли плавно изменять мощность вместе с оборотами. Это значительно облегчало управление Маус и обеспечивало различные режимы поворота и торможения.

    Ходовая часть

    Ещё на этапе проектирование было принято решение отказаться от оказавшейся не совсем удачной торсионной подвески, а огромный вес танка заставил конструкторов придумывать различные ухищрения.

    Поэтому ходовая часть Мауса состояла из 24 одинаковых тележек, стоящих в два ряда и попарно крепившимися к одному кронштейну, который, в свою очередь, был закреплён между бортом и фальшбортом корпуса. В качестве амортизирующих элементов применялись буферные пружины.

    К каждой из тележек крепилось два опорных катка со внутренней амортизацией. Такая конструкция отличалась хорошей ремонтопригодностью, но большим весом.

    Позже, на втором опытном образце, предпринимались попытки использовать облегчённые катки, но от этой идеи отказались.

    Ведущее колесо находилось сзади, а направляющее спереди и имело механизм натяжения гусеницы.

    Эпилог

    Сверхтяжёлый танк Маус не смог стать чудо-оружием, которое хотя бы теоретически могло привести Германию к победе. Его внушительная на первый взгляд броня была слабой для общей массы Мауса, а нерациональные углы наклона ослабляли её ещё больше. Мощное вооружение было избыточным, огромные размеры и низкая подвижность танка делали его отличной мишенью для вражеских сил, а чрезмерный вес делал затруднительной транспортировку и невозможным преодоление мостов.

    Все эти недостатки дополнялись большой стоимостью и сложностью производства, потребностью в дефицитных материалах.

    Каким бы мощным и величественным не казался Маус, на поле боя он был бы низкоэффективным и не окупающим себя. Гораздо рациональнее оказалось производить много более простых и дешёвых танков, что нам и доказала история.