Танковое вооружение

Танки. Эта основная огневая мощь современных армий была впервые применена в далеком прошлом, во время Первой мировой войны, при битве за Сомму. С тех пор танки развивались с каждым новым годом, и сейчас представляют настоящие машины для убийств. Но они не так сильны, как кажутся. В случае угрозы России сможет дать достойный отпор неприятелю и за считанные секунды вывести технику противника из строя.

Основные виды оружия

История развития противотанкового вооружения ведет свое начало со времен Великой Отечественной войны. Именно тогда впервые были применены и противотанковые ружья. С тех пор оружие претерпело немало преобразований, выделились совершенно новые образцы техники, которую можно разделить на три основные категории:

  1. Самоходные противотанковые ракетные комплексы.
  2. Переносные противотанковые ракетные комплексы.
  3. Противотанковая артиллерия.

Не стоит также забывать о том, что современное противотанковое оружие России включает в себя реактивные гранатометы, которые используются пехотой.

Самоходные орудия

Самоходное противотанковое вооружение состоит из двух модулей - средства поражения танка противника и передвижного комплекса. В качестве последнего нередко выступают боевые машины, гусеничные шасси.

И первым в нашем списке стоит противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Штурм-С». Его основой выступает боевая машина 9П149, шасси которой позаимствовано у МТ-ЛБ - многоцелевой транспортер легкобронированный. Вооружение представлено управляемыми ракетами «Штурм» и «Атака». Обе могут снабжаться кумулятивным или фугасным поражающим элементом, а «Атака» еще и стержневой системой для поражения воздушных целей.

Это противотанковое оружие России обладает уникальной системой наведения на цель. Сначала снаряд летит по дуге, а при подлете на цель выравнивается и поражает ее. Это позволяет вести огонь по противнику, вне зависимости от условий видимости, устойчивости почвы и погодных условий. Дальность поражения оружий составляет от 400 до 8 тыс. метров, разброс - менее одного градуса.

«Конкурс» и «Хризантема»

Самоходный ПТРК «Конкурс» основан на боевой разведывательной машине. Основное его назначение - перемещение, наведение и запуск поражающих снарядов 9М111-2 или 9М113. Машиной может вестись поражение целей как движущихся (на скорости до 60 км/ч), так и стоящих (по дотам). Прицеливание и непосредственный возможен с подготовленных и неподготовленных огневых позиций. Более того, российское противотанковое оружие «Конкурс» умеет плавать и поражать цели во время преодоления водной преграды. Однако для поражения танков с суши необходимо развернуть орудия. Время подготовки составляет до 25 сек. Дальность поражения цели - от 70 до 4 000 метров.

ПТРК «Хризантема-С» является современнейшим оборонительным средством. Машина способна вести огонь только с места, однако это один из немногих комплексов, ракеты которого летают со сверхзвуковой скоростью, а наведение на цель возможно в любое время суток при любых погодных условия.

Это новейшее противотанковое оружие России обладает исключительной особенностью. «Хризантема-С» может вести огонь сразу по двум целям, благодаря независимым системам наведения. Дальность поражения составляет от 400 до 6000 метров.

Переносные орудия

Переносные ПТРК отличаются отсутствием подвижной платформы, транспортируются доступными средствами. Некоторые такие модели, например «Конкурс», входят в состав самоходных средств ведения огня.

Первым хочется отметить переносное противотанковое оружие России «Метис». Это раскладной станок, на который «нанизаны» пусковая 9П151 и полуавтоматические средства наведения на цель, благодаря которым упрощается подготовка солдат для ведения огня. Огонь может вестись по движущимся и стоящим целям на дистанции до 2 км. Для поражения целей в темное время суток «Метис» комплектуется дополнительным оборудованием.

«Корнет»

Совершенно новым противотанковым средством является ПТРК «Корнет». Разработанный на базе танкового вооружения «Рефлекс», он обладает завидным преимуществом перед ним - лазерным лучом наведения. Благодаря этому орудие может поражать наземные и воздушные цели, которые движутся со скоростью до 250 м/с. При этом, высота потолка при поражении может составлять до 9 км, а дистанция до цели и того больше - 10 км.

Представленное противотанковое оружие России «Корнет» может вести огонь по наземным целям с расстояния до 4500 метров днем и 3.5 км ночью. Время развертывания - менее 5 сек, скорость стрельбы варьируется от 2-х до 3-х выстрелов в минуту.

Артиллерия

100-мм противотанковая пушка МТ-12 является единственным представителем класса артиллерии в нашем списке. Она создана на базе орудия Т-12. По сути, это то же самое средство ведения огня, только установленное на новый лафет. Транспортировка осуществляется буксируемым способом.

Поражение целей может вестись на дистанции свыше 8 км четырьмя типами зарядов - кумулятивным, бронебойным, фугасным и управляемыми ракетами «Кастет». Особенностью МТ-12 является ее универсальность (пушка способна поражать технику, огневые точки, живую силу) и скорострельность. Выстрелы могут производиться до 6 раз в минуту.

Не стоит ограничиваться этим списком, ведь противотанковое вооружение армии России включает в себя различные модификации и дополнительное оборудование.

Танк Тип 99 (Type 99 или ZTZ-99) — основной современный боевой танк производства КНР. Танк Тип 99 создан на основе прототипа Type 98G.

Type 99 по большому счету является дальнейшим развитием ветки советского танка Т-72. Но все же данная модель является прорывом в области китайского танкостроения, несмотря на продолжение ветки 72-х. В чем же особенности сей машины? Начиная с модели Т-64 в районе люка механика-водителя была ослабленная зона, на модели же Тип 99 эта зона стала намного крепче. Так же танк Тип 99 оснащен новой сварной башней.

ИС-1 – тяжелый серийный танк времен Второй мировой войны производства СССР. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин». Соответственно ИС-1 – первый серийный танк этого семейства. Помимо названия ИС-1, он так же известен как ИС-85. Цифра 85 соответствует главному калибру вооружения машины.


– это основной боевой танк Соединенных Штатов. Танк стоит на вооружении многих государств – США, Египта, Ирака, Саудовской Аравии, Кувейта, Австралии. Серийное производство танка было начато в 80-х годах прошлого века. Свое название танк Абрамс М1 получил в честь генерала Абрамса Крейтона.

Теперь немного истории создания танка М1. Танк Абрамс появился в результате третьей программы, которая должна была заменить существующие танки Паттон. С трех программ первых две оказались неудачными, ибо танки Т95 и МВТ-703 не имели превосходств ни по характеристикам, ни по стоимости производства.

Танк Т-72 «Урал» — это боевой танк изготовления Советского Союза. Танк Т-72 являлся основным танком в СССР. В тот же момент он был и самым массовым боевым танком второго поколения. В СССР был принят на вооружение в 1973 году. Конструктором танка Т-72 является Венедиктов В. Н. разработал и производил Уралвагонзавод, что в Нижнем Тагиле. Танк Т-72 экспортировался в Индию, Иран, Ирак, Финляндию, Сирию и страны Варшавского договора. Танками Т-72 вооружены страны СНГ. Модифицированные версии танка Т-72 выпускались по лицензии в Чехословакии, Индии, Польше и Югославии.


Производства Франции. Его основное отличие — наличие качающейся башни. Верхняя часть этой башни оснащена 90 — мм пушкой. Изначально вместо этой пушки устанавливалась 75 — мм нарезная пушка. На небольшом количестве танков установлены 105 — мм орудия, другая же часть оснащена пусковыми установками ПТУР SS-11.

Корпус легкого танка AMX-13 выполнен из алюминиевого сплава методом сварки. Он эффективно защищает экипаж от пуль и осколков артснарядов. Крыша оснащена двумя люками. Башня литая, рассчитана на 2-х человек. Справа от нее размещены 20 — мм автоматическая пушка М 693 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет.

Конструкция танка - совокупность технических (конструктивных) решений и инженерных узлов, определяющая тактико-технические и эксплуатационные характеристики танка . Конструкция танка проектируется таким образом, чтобы обеспечивать оптимальный для выполнения его задач баланс трёх основных составляющих танка - защищённости , огневой мощи и подвижности , при этом обеспечивая выполнение требований к стоимости его производства , эксплуатации и надёжности .

Общие принципы конструкции танка

История конструкции танка

Компоновка танка

Защищённость

Защищённость характеризует защиту экипажа и систем танка от средств поражения противника. Защищённость танка обеспечивается его броневым корпусом и башней и системами активной защиты и маскировки, а также его подвижностью, затрудняющей противнику попадание по танку.

Бронирование

Бронирование состоит из броневого корпуса и башни , на тех танках, на которых она есть. Первоначально корпуса и башни танков состояли из каркаса , к которому заклёпками и болтами крепились броневые листы и плиты. Клёпаное соединение применялось на танках до начала 1940-х годов, но вытеснено сварным, поскольку отличалось повышенной сложностью в изготовлении, дополнительным весом и объёмом, занимаемым каркасом внутри корпуса и тенденцией заклёпок и болтов «выстреливать» внутрь танка при попадании снаряда или крупнокалиберной пули. Сварные корпуса и башни танков появились в начале 1930-х годов и в отличие от клёпаных, выполнялись несущими, без каркаса. Вскоре после клёпаных появились и литые башни, а позже и корпуса, состоявшие из одной или нескольких деталей. Литые корпуса имели ограниченное распространение с 1930-х по 1960-е годы, однако также уступили место сварным, ставшим стандартом на современных танках. Литые же башни применялись вплоть до 1980-х - 1990-х годов, однако из-за проблематичности производства литых башен с комбинированной бронёй , в итоге уступили место сварным.

Активная защита

Система защиты от ОМП

На многих послевоенных танках предусматривалась система защиты от оружия массового уничтожения (ОМП). Главным способом защиты была герметичность танка - смотровые щели заменялись перископами и иными средствами наблюдения. Танки оснащались дегазационными приборами и пакетами. В броню танка могли добавляться компоненты повышающие защиту от радиации.

Огневая мощь

Понятие огневой мощи характеризует способность танка к уничтожению противника. Прямо огневая мощь в конструкции танка обеспечивается его вооружением , косвенно - средствами наблюдения и прицельными приборами , позволяющими своевременно обнаружить противника.

Вооружение

Как правило, танк вооружён одним или несколькими пулемётами , являющиеся вспомогательным, или, на некоторых танках, выпускавшихся до Второй мировой войны - основным вооружением (существовали также и несколько образцов танков с чисто пушечным вооружением).

Иногда на некоторые модели танков устанавливают огнемёты для борьбы на близких расстояниях с живой силой противника.

Прицельные приборы

Средства наблюдения

Приборы связи

Подвижность

Подвижность танка обеспечивается гусеничным движителем , приводящей его силовой установкой и подвеской . Гусеничный движитель является одной из определяющих особенностей танка, обеспечивающей ему высокую проходимость , поэтому абсолютное большинство танков являются гусеничными, хотя в 1930-е - 1940-е годы распространение получили также колёсно-гусеничные танки . Термин «колёсные танки », порой употребляемый по отношению к некоторым современным бронеавтомобилям , специалистами не признаётся и применяется в основном журналистами.

Силовая установка

Гусеничный движитель

Если танк имеет удачную компоновку и надежную ходовую часть, то имеет долгий период эксплуатации и развития - его последующие модификации имеют все более мощную броню, возрастает мощь вооружения, на его базе создаются разные САУ , инженерные и вспомогательные машины. Так Т-34 превратился в Т-34-85 и на его базе были созданы разные САУ, инженерные и вспомогательные машины, немецкий средний Pz. IV короткоствольную 75-мм пушку поменял на длинноствольную и на его базе были созданы разные боевые и вспомогательные машины, Т-64 со 115-мм пушкой превратился в Т-64А со 125-мм пушкой… Таких примеров много, хотя есть исключения - например, ходовая часть немецких легких и средних танков второй мировой войны значительно изменялась, особенно от одной к другой первых модификаций.

Общие понятия и определения

Ходовая часть - совокупность движителя c системой подрессоривания. Иногда вместо ходовой части говорят шасси.

Движитель - совокупность агрегатов и механизмов ходовой части, взаимодействующих с подстилающей поверхностью для создания тягового усилия, движущего машину. Основные танки имеют только сухопутный движитель. Легкие танки, БМП и другие боевые машины могут иметь и водоходный движитель. Сухопутный движитель, кроме обеспечения движения машины, использован для передачи на грунт веса машины.

Как сухопутные на машинах используються гусеничный, колесный, колесно-гусеничный , лыжно-гусеничный, аэросанный движители и их комбинации. Например, современные танки и БМП имеют гусеничный движитель; бронетранспортеры - в основном колесный (БТР-70 , БТР-80) или гусеничный (БТР-50 , М113); бронеавтомобили - колесный; колесно-гусеничный движитель раньше был на некоторых БТР (германские Sd. Kfz. 250 , Sd. Kfz. 251 , американский М3). Пример комбинации двух движителей, гусеничного и колесного, - в основном танки 20-30-х годов - колесно-гусеничные танки Кристи , их наследники БТ и другие.

У применения терминологии некоторая неоднозначность. Под колесно-гусеничными, как правило, подразумевают танки, которые имели два движителя - колесный и гусеничный, использовавшихся независимо друг от друга (например, танк БТ мог двигаться или на колесном или на гусеничном ходах). Машины с колесно-гусеничным движителем (обычно управляемые колеса впереди, гусеницы сзади) называют полугусеничными. Тоесть полугусеничные машины имеют колесно-гусеничный движитель, колесно-гусеничные - колесный и гусеничный переменно (бывают варианты, например: колесный и колесно-гусеничный).

На современных танках применяют гусеничные движители, они по сравнению с другими дают высокую проходимость и быстроходность по пересеченной местности, надежны в эксплуатации и менее уязвимы на поле боя.

Гусеничный движитель - движитель, в котором тяговое усилие создается за счет перематывания гусеничных лент (гусениц) состоящих из отдельных звеньев - траков. Гусеничный движитель состоит в общем из ведущего колеса, опорных катков, направляющего колеса (ленивца), поддерживающих катков и гусеничной ленты. В некоторых устаревших источниках гусеничные ленты называют гусеничными цепями.

Системой подрессоривания или подвеской танка называется совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания состоит из узлов подвески. Узлом подвески называется совокупность деталей и узлов, связывающих ось одного катка с корпусом или нескольких взаимосвязанных катков, соединенных с корпусом через единый упругий элемент. Каждый узел подвески в общем включает упругий элемент (рессору), амортизатор (демпфер) и балансир. В старых источниках балансир индивидуальной подвески иногда именуется кривошипом.

Статический ход катка - перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного упругого элемента (например, при поднятии машины краном) в положение его нагружения под весом машины (после опускания на грунт) на ровной горизонтальной площадке.

Динамический ход катка - перемещение опорного катка по вертикали от статического положения до упора в ограничитель хода катка.

Полный ход катка - перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного опорного элемента до упора в ограничитель хода катка, определяется как сумма статического и динамического ходов катка.

Так как в этой статье основной задачей ставится рассказать про ходовую часть в основном танков, то в дальнейшем под ходовой частью будем подразумевать ходовую часть с гусеничным движителем, если иное особо не оговорено.

Подрессоривание

Подрессоривание служит для смягчения толчков и ударов на танк, и для гашения колебаний танка. От качества подрессоривания в зависят средние скорости движения машин по местности, меткость огня с ходу, боевая готовность экипажа и долговечность танка.

Типы подрессориваний

Подвески гусеничных машин бывают жесткие, полужесткие (иногда называются тракторными) и мягкие.

В жесткой подвеске катки крепят к корпусу машины без рессор. Для сохранности механизмов и нормального состояния водителя скорость с жесткой подвеской не желательна более 3-4 км/ч. Жесткую подвеску применяли на первых английских танках Mark I - Mark VIII и Mark A, Mark B, Mark C .

Полужесткая подвеска - подвеска промежуточного типа - применяется в основном на тракторах. Полужесткая подвеска - две тележки (по одной на борт), в которых крепятся детали ходовой части. Одна (передняя или задняя) часть тележек с корпусом связана шарнирно, противовоположная - через рессору. Такую подвеску имели французский танк Рено ФT-17 и первые советские танки Рено Русский (типа КС). Но опорные катки ФT-17 и Рено Русских к тележкам крепили не жестко, а через промежуточные рессоры.

Эти два типа подвески на боевых машинах не распространены, на них ставят мягкие подвески и дальше жесткие и полужесткие подвески не описываются.

В зависимости от соединения опорных катков между собой и корпусом машины подвески делят на индивидуальные, блокированные и смешанные.

В индивидуальных - независимых подвесках каждый опорный каток соединен с корпусом машины через свою рессору. Такие системы подрессоривания на большинстве современных танков, они наиболее соответствуют требованиям к системам подрессоривания быстроходных гусеничных машин.

В блокированных подвесках несколько опорных катков в тележке соединяются с корпусом общей рессорой. За счет незначительных углов продольных колебаний машины с блокированными подвесками имеют плавный ход на невысоких скоростях, они были широко распространены в 1930-х годах XX. Их недостаток в малой энергоемкости и живучести из-за нарушения действия всех катков тележки при повреждении одного из них. Блокированные подвески использованы на британских «Центурионах» и «Чифтенах» в концепции, когда у танка предпочитается защита и огневая мощь перед подвижностью.

Блокированные подвески по числу катков в одной тележке подвески делят на подвески с двумя (Т-37 , Pz. Kpfw. IV , «Шерман» , «Центурион»), тремя (Валентайн), четырьмя (Т-26 , LT vz.35) и даже шестью сблокированными катками (у Т-28 - на половину борта).

В руководствах, пособиях и литературе 1920-х - 50-х годов блокированную подвеску иногда называли балансирной по названию рычага (балансира), которым в некоторых блокированных подвесках соединяли катки в тележке. Но во многих блокированных подвесках каждый каток имеет свой балансир, а связь между катками только через рессору («Шерман», Pz.Kpfw. IV), поэтому современный термин «блокированная подвеска» более целесообразен.

В смешанных системах подрессоривания часть катков сблокированы, а часть с индивидуальной подвеской (танки Pz. Kpfw. I модификации А , Рено R-35 , Стюарт). Обычно в таких системах подрессоривания независимо подвешены крайние опорные катки, так как они бывают наиболее нагружены. Интересная подвеска на шведском Стрв-103 . В его подвеске, чтобы уменьшить продольные колебания в короткой базе танка, вторые и третьи катки с независимой подвеской, а крайние опорные катки связаны по диагонали системой узлов компенсации.

По материалу упругого элемента подвески делят на металлические, неметаллические и комбинированные.

В подвесках с металлическим упругим элементом работает упругая деформация стали. Металлические рессоры бывают торсионные (одно-, двухторсионные, пучковые); с винтовыми, тарельчатыми и буферными пружинами и с листовыми рессорами. Торсионные применяли на немецком Pz. Kpfw. III , итальянском L6/40 , советских LT vz.38 .

Неметаллические рессоры бывают резиновые (французский R-35), пневматические (боевые машины десанта, шведский Strv-103, японский Тип 74 , Арджун), гидравлические и гидропневматические. На современных танках неметаллические рессоры применяют только пневматические.

Комбинированное подрессоривание применяли в САУ «Фердинанд» с параллельными в узле подвески торсионными валами и резиновыми подушками. В прототипе «Абрамса» танке ХМ1 (вариант фирмы «Дженерал моторс») в подвесках 1-го, 2-го и 6-го катков использовали пневматические рессоры, в подвесках остальных катков - торсионы.

Требования к подрессориванию

Подрессоривание должно отвечать таким требованиям:

обеспечивать плавность хода в разных дорожно-грунтовых условиях;

быть живучим и надежным в разных условиях применения;

быть массой не более 4-7 % массы машины и занимать не более 6-8 % её внутреннего объёма;

быть удобными для обслуживания и ремонта, несложно и быстро ставиться и сниматься.

Высокая плавность хода

Во время движения танк подвергается внешним воздействиям, которые стремятся вывести его из равновесия и он совершает вертикальные и угловые колебательные движения. Наиболее вредны продольные угловые колебания, так как вертикальные ускорения и амплитуда колебаний в носу танка (на месте механика-водителя) наибольшие по сравнению с другими колебаниями и наиболее вероятны пробои крайних узлов подвески (жесткие удары балансиров о ограничители хода катков).

Человек способен безболезненно переносить кратковременные перегрузки с ускорениями до 3-3.5 при частоте до 2 Гц (с периодом колебаний больше 0.5 секунд). При пробоях подвески вертикальные ускорения могут быть выше этого - до 10 g и более, при которых у человека возникают боли и он может получить травму. О вредном влиянии жестких колебаний машины говорит то, что у водителей грузовиков бывающих в средних дорожных условиях, пояснично-седалищные боли (в основном ишиас) в три раза чаще, а у бывающих в плохих дорожных условиях и в пять раз чаще, чем у водителей легковых автомобилей. Радикулит - профессиональная болезнь танкистов, находящихся в более жестких условиях по сравнению с водителями автомобилей, и связано это, в основном, не с переноском и поднятием тяжестей, как принято считать, а с колебаниями танка.

Так одно из основных требований к подрессориванию в том, что на высоких скоростях при движении по длинным неровностям равным или более двух длин опорной поверхности гусеницы и высотой 0.15 м должно быть движение без пробоя подвески и с ускорениями по вертикали до 3.5 g.

При движении по мерзлой пахоте поперек борозд, по мерзлой пахоте поперек борозд, по замерзшим кочкам, буграм и т. д. на корпус машины передаются высокочастотные непрерывные ускорения (тряска). Длина этих неровностей примерно равна или немного отличается от расстояния между ближайшими опорными катками, а высота 5 см и более. При частотах 2-25 Гц человек способен на пороге появления неприятных ощущений переносить вертикальные ускорения около 0.5 g. Поэтому подрессоривание должно быть спроектировано так, чтобы ускорения тряски не превышали 0.5 g.

Ускорение в прямой зависимости от амплитуды колебаний и в обратной зависимости от квадрата периода. Из этого понятно, что наиболее плавный ход обеспечивают подвески с колебаниями меньшей амплитуды и большего периода.

С другой стороны, при значительном в колебаний у танкистов бывают неприятные ощущения - «морская болезнь», что объяснено непривычными частотами колебаний, организм человека наиболее приспособлен к колебаниям с частотой близкой к частоте ходьбы (примерно 1-2 Гц или частота 0.5-1 секунд, по данным западных специалистов - 0.7-0.8 Гц). Для снижения влияния этого по некоторым источникам период колебаний лучше не более 1.55 секунд, по другим - 1.25 секунд (частота 0.8 Гц).

Кроме влияния на эргономику танка, колебания его корпуса ухудшают и условия стрельбы. При отсутствии стабилизатора вооружения значительно ухудшаются наблюдение и прицеливание, особенно через приборы с многократным увеличением. При этом, если наводчик и смог поймать цель в перекрестие прицела, то из-за запаздывания выстрела ствол пушки все равно уйдет с линии прицеливания и снаряд ещё больше отклонится от цели из-за сложения скоростей полета снаряда и движения пушки в сторону от линии прицеливания во время выстрела. В этих случаях чем меньше угловая скорость и амплитуда колебаний, тем лучше.

Внедрение стабилизатора вооружения упростило наведение и повысило точность стрельбы с ходу во много раз. Но исполнительные механизмы стабилизаторов вооружения инерционны и при высоких частотах колебаний не могут достаточно точно удерживать вооружение в заданном наводчиком положении. У современных танков удовлетворительная точность стрельбы на европейском театре военных действий может быть обеспечена при движении по полям со скоростями до 20-30 км/ч.

Современный российский танк / Фото: Nastol.com.ua

Портал Business Insider проанализировал, какие танки состоят на вооружении российской армии и сколько боевых машин в запасе. Несмотря на то что на параде в 2015 году был показан новейший танк Т-14 Армата, в войсках этих машин немного.


Издание пишет, что танк будет готов к полноценной службе не раньше 2019 года. А пока большинство из 2700 боеготовых танков в российской армии составляют Т-72Б3 и Т-80У.



Разработанный в середине 50-х годов танк Т-55 вооружен 100-мм пушкой и способен разгоняться до 50 км/ч. За годы производства танк не раз модернизовался и сегодня существует большое количество модификаций 55-ки. Сейчас эти танки не используются российскими военными, но на складах по-прежнему хранится около 2800 Т-55.



Производившийся в 1961 по 1975 год танк Т-62 вооружен гладкоствольной пушкой и способен развивать скорость до 50 км/ч по шоссе и до 27 км/ч по пересеченной местности.

Т-62 хорошо зарекомендовал себя во время обеих Чеченских кампаний и сейчас продолжает воевать в Сирии (Россия поставляет эти танки армии Башара Асада). В России эти танки были сняты с вооружения в 2011 году. Сейчас на хранении находится около 2500 Т-62 разных модификаций.



Т-64 оснащен мощной 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания и способен выпустить до восьми снарядов в минуту. Т-64 мог вести огонь управляемыми ракетами «Кобра» на дальность до 4 км и защищен комбинированной броней в лобовой проекции. Эти танки прослужили сравнительно недолго и были отправлены в резерв. Всего на хранении находится около 2000 таких танков разных модификаций.



Производство этого танка началось в 1992 году. Т-90 получил 125-мм пушку 2А46М-2, тепловизор, новый двигатель, усиленное бронирование и другие усовершенствования. Сейчас в России на вооружении находится около 350 танков Т-90/Т-90А различных модификаций и еще 200 хранятся в резерве.



Т-80У поступил на вооружение в 1985 году. Он был первым в мире серийным танком с единой газотурбинной силовой установкой и противоснарядной динамической защитой.

Т-80 можно было разогнать до 80 км/ч, танк просто летал по трассе. Сейчас в войсках находится 450 танков Т-80У, еще 3000 (Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У) находятся на хранении.

Такие боевые машины стоят на вооружении Кантемировской дивизии – элитного танкового подразделения российской армии.



Это самая продвинутая версия танка Т-72 отличается новым двигателем мощностью 1130 лошадиных сил и более совершенной системой управления огнем. Танк стал точнее поражать цели за счет внедрения многоканального прицела наводчика «Сосна-У», разработанного в Беларуси, цифрового баллистического вычислителя с комплектом датчиков метеоусловий, а также автомата сопровождения целей. Всего на вооружении российской армии находится 1900 Т-72, еще 7000 стоит в резерве.

Т-14 «Армата»

Новейший российский танк, оснащенный 125-мм гладкоствольной пушкой 2А82-1C, установленной в необитаемой башне, с полностью дистанционным цифровым управлением.

Дальность его поражения целей до 7000 метров и скорострельность 10-12 выстрелов в минуту. Для сравнения: американский танк M1A2 SEP V3 Abrams может поражать цели на дальности 3,8 км, пишет Business Insider.


Этот танк технологически более продвинут, чем любой российский или западный, но цена его производства очень высока. Поэтому Business Insider сомневается, что Россия сможет в ближайшее время позволить себе массовое производство Т-14 «Армата».

МОСКВА, издание 42.TUT.BY
12

Танка является сочетание из пушки и одного или нескольких пулемётов . В первой половине XX века существовали также танки с чисто пулемётным или же, очень редко, - с чисто пушечным вооружением.

Танковая пушка

Основным вооружением танка обычно является пушка , размещающаяся в башне , с целью обеспечить ему круговой сектор обстрела , что является одной из определяющих особенностей танка.

Вместе с тем, существуют и исключения: так, первые танки, такие как Mk.I или Сен-Шамон , танк 1930-х годов Char B1 , или даже танк 1940-го года M3 Lee были вооружены пушками, расположенными в корпусе и имевшими ограниченные углы обстрела; уникальный же шведский танк 1960-х годов Strv-103 имел жёстко закреплённую в корпусе пушку, наводившуюся поворотом танка и наклоном его корпуса при помощи специальной подвески.

Изредка танки вооружаются несколькими пушками, либо с целью обеспечить более эффективное поражение целей разных типов или просто повысить огневую мощь (как на германском опытном танке Nb.Fz. или советском Т-35), либо (как на первых танках) - чтобы компенсировать ограниченные углы обстрела одного орудия. На Т-35 это сочеталось с многобашенной схемой, когда из пяти его башен одна была вооружена короткоствольной 76-мм пушкой, а ещё две - длинноствольными 45-мм пушками.

Танковая пушка в большинстве случаев используется для стрельбы прямой наводкой по настильной траектории (в отличие от самоходных артиллерийских установок). Современные танковые пушки имеют большой калибр (от 105 до 125 мм, на перспективных образцах до 152 мм), могут быть как нарезными , так и гладкоствольными .

В последнее время приоритет отдаётся гладкоствольным танковым пушкам, так как вращение негативно сказывается на эффективности кумулятивных боеприпасов (происходит преждевременное разрушение кумулятивной струи), нарезка также затрудняет пуск ракет из канала ствола. Однако нарезные пушки имеют значительно бо́льшую точность стрельбы на больших (свыше 2 км) дистанциях (так, во второй войне в Персидском заливе был зафиксирован беспрецедентный случай - поражение танком Челленджер-2 (единственным из современных с нарезным орудием) иракского танка на дистанции 5100 м).

Качественным прорывом в развитии танковых пушек стало появление в 1960-х годах гладкоствольных орудий, позволявших значительное увеличение начальной скорости снаряда при меньшем весе самого орудия, хотя и отличавшихся значительным снижением точности при стрельбе на большие расстояния.

Ещё одним новшеством стали орудия низкого давления, характеризовавшиеся невысокой скоростью, но отличавшиеся сравнительно малым весом при крупном калибре, позволявшем использовать эффективные кумулятивные снаряды . Благодаря своей малой массе, такие орудия получили распространение на лёгких танках .

Пушечное вооружение некоторых современных танков
Страна-производитель Модель танка Модель пушки Тип пушки Калибр пушки, мм Наличие автомата заряжания
Россия Т-80 У-М1 2А46М-1 (пушка - пусковая установка) гладкоствольная 125 +
Украина БМ «Оплот» КБА3 (нелицензионная копия российской 2А46М) гладкоствольная 125 +
Россия Т-90 А 2А46М-5 (пушка - пусковая установка) гладкоствольная 125 +
США M1A2 Абрамс M256 (немецкая Rh-120 , изготавливаемая по лицензии, длина ствола 44 калибра) гладкоствольная 120
Германия Леопард-2 A5 Rh-120 (длина ствола 44 калибра) или Rh-M-120 (длина ствола 55 калибра) гладкоствольная 120
Франция Леклерк CN-120-26 (длина ствола 52 калибра) гладкоствольная 120 +
Израиль Меркава Mk.4 MG-253 (производная от немецкой Rh-120) гладкоствольная 120 − (с автоматом подачи снарядов)
Великобритания Челленджер-2 L30E4 нарезная 120

Типичные танковые боеприпасы калибра 120 мм содержат в себе 4-7 кг бездымного пороха , обеспечивая начальную скорость 800-1000 м/с для калиберных снарядов и 1400-1800 м/с для подкалиберных .

Пулемёт

Как правило, танк вооружён одним или несколькими пулемётами , являющиеся вспомогательным, или, на некоторых танках, выпускавшихся до Второй мировой войны - основным вооружением (существовали также и несколько образцов танков с чисто пушечным вооружением).

Имеется три основных точки размещения пулемётов:

  • Курсовой пулемёт размещается в лобовой части корпуса в установке, имеющей ограниченные углы наведения или вовсе фиксированной, и предназначен для поражения небронированных целей.
    После Второй мировой войны от их применения на танках отказались, так как шаровые установки пулеметов ослабляли лобовую броню танка и для члена экипажа, обслуживающего пулемёт, требовался дополнительный забронированный объём. Широко курсовые пулемёты типа ПКТ применялись для легко бронированной техники Воздушно-десантных войск СССР , образцы которой до сих пор эксплуатируются в 4 государствах бывшего СССР (Россия , Беларусь , Украина , Узбекистан). Пара курсовых пулемётов с фиксированным креплением, устанавливаются в передней части БМД-1 и БТР-Д . На БМД-2 установлен один курсовой пулемёт. По классификации ГРАУ - пулемёт ПКТ именуется танковым пулемётом .
  • Спаренный пулемёт имеется на подавляющем большинстве танков и размещается в лобовой части башни в общей с пушкой установке и имеет общие с ней приборы наведения и, соответственно, углы обстрела. Основным назначением такого пулемёта является поражение живой силы и небронированной техники противника. На танках, не имевших дальномера , спаренный пулемёт использовался также для пристрелки пушки.

На первых танках имелось сразу несколько пулемётов в установках с ограниченными углами в лобовой и бортовых частях корпуса, чтобы компенсировать отсутствие башни с круговым обстрелом.

Однако, когда противник находился в непосредственной близости от танков или бронемашин, вне зоны настильного огня (т. н. мёртвых зонах) стрелкового оружия, обычные пулемёты оказывались бесполезными и противник мог уничтожить танк с помощью бутылок с «