Универсальный пулемёт Березина отмечает юбилей

13 апреля 1939 года, ровно 75 лет назад, на вооружение Красной Армии постановлением Комитета обороны был принят синхронный пулемет БС конструкции М. Е. Березина. Проектирование мощного 12,7-мм синхронного авиационного пулемета конструктор начал еще в 1937 году. Пулемет изначально создавался под мощный патрон от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре-декабре 1938 пулемет БС прошел серию заводских и полигонных испытаний. 13 апреля 1939 года, еще до завершения войсковых испытаний пулемета, на основании постановления Комитета обороны он был запущен в серийное производство.

12,7-мм авиационный пулемет создавался для борьбы с самолетами противника - истребителями и бомбардировщиками. Это и было его основным предназначением. Пулемет относился к системам автоматического , действие которых основано на принципе отвода пороховых газов через специальное отверстие в стволе пулемета. Запирание канала ствола при выстреле производится за счет особого клина, в отличие от пулеметов ШВАК и ШКАС, в которых оно осуществлялось за счет перекоса затвора. Пулемет Березина оснащался механизмом ударникового типа, который приводился в действие от специальной боевой пружины.


Имеющийся спусковой механизм обеспечивал ведение лишь непрерывной стрельбы, шептало пулемета было оснащено буфером. Питание БС патронами осуществлялось при помощи звеньевой металлической ленты, механизм подачи ленты был ползункового типа. При этом подача патронов из приемника в патронник была не прямой. Под стволом пулемета был размещен возвратный механизм пружинного типа, который соединялся с затворной рамой при помощи специального вкладыша. Экстракция стреляной гильзы происходит с помощью зацепов затвора, а ее отражение - последующим в ленте патроном. В затыльнике авиационного пулемета располагался специальный буфер подвижных частей. Крепление ствола пулемета к ствольной коробке производилось при помощи клина.

Березин Михаил Евгеньевич

К достоинствам данного 12,7-мм пулемета БС можно было отнести: удачную компоновку отдельных механизмов и всего автомата в целом; простое заряжание и разряжание; высокий темп стрельбы; быструю смену ствола и устранение задержек; сравнительно малое количество деталей и простое устройство механизма. Первый авиационный пулемет БС был выпущен уже в октябре 1938 года. Проведенные на заводе испытания продемонстрировали его хорошую живучесть и надежность работы его автоматики. Два других авиационных пулемета, которые были собраны в декабре того же года, также успешно прошли серию наземных испытаний.

Несмотря на наличие ярких положительных качеств, пулемет БС обладал и рядом достаточно серьезных недостатков. Главным из них можно назвать трудности с перезарядкой пулемета в воздухе при помощи тросовой системы, которая требовала от пилота больших физических усилий, иногда в самые решительные и ответственные моменты боя. Помимо этого, были выявлены дефекты, связанные с недостаточной живучестью некоторых деталей автоматики, и также требовали устранения причины появления некоторых задержек в работе пулемета.

Принимая всё это во внимание, конструктор-оружейник приступил к работе над усовершенствованным образцом своего пулемета, который получил обозначение УБ (универсальный Березина). Пулемет был создан в трех различных вариантах, которые менялись в зависимости от места установки: синхронный - УБС, крыльевой - УБК и турельный - УБТ. При этом основные механизмы и детали всех трех пулеметов были сохранены идентичными, за исключением ударного и спускового механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой использования данного оружия. В УБК и УБС использовалось дистанционное управление системой перезарядки пулемета в случае появления задержек в стрельбе во время полета. Перезарядка осуществлялась с использованием сжатого воздуха.


Пулеметы УБ

Это был первый советский авиационный пулемет, в котором была реализована пневматическая система перезарядки, существенно облегчавшая жизнь летчику и эксплуатацию пулемета в боевых условиях. При этом в связи с невозможностью применения данной системы на турельной версии пулемета (причина была в габаритах кабины) конструктор Г. И. Никитин спроектировал для УБТ новую рукоятку перезаряжания рычажного типа.

Войсковые испытания новой версии пулеметов состоялись в 1941 году, они проходили с 7 января по 22 февраля. Синхронные пулеметы испытывались в 116-м авиационном истребительном полку на самолетах И-153 и И-16. Всего испытаниям подверглись 6 пулеметов, из которых было выполнено в общей сложности 48 286 выстрелов, в том числе 36 870 выстрелов в воздухе и еще 11 416 выстрелов в наземном тире. В воздухе стрельба из 12,7-мм пулемета велась в диапазоне высот от 1 до 9 тысячи метров очередями по 20-50 выстрелов. Проверка работы автоматики пулемета в условиях низких температур воздуха проводилась стрельбой на высоте около 8-9 тысяч метров, где температура воздуха доходила до -42-48 градусов по Цельсию.

Действие на работу пулемета Березина инерционных сил проверялось свободным отстрелом патрона во время выполнения различных фигур высшего пилотажа: на боевых разворотах, глубоких виражах, бочках, петлях и во время пикирования. Во всех случаях установленные на истребителях пулеметы отработали надежно, давая небольшое число задержек. При этом при стрельбе пулеметы без дополнительной смазки и чистки могли выпустить в среднем по 1470 патронов, что обеспечивало возможность совершения за день до 5-6 боевых вылетов, не снимая пулемета для обслуживания.


Установка пулемета УБС на Як-9Т

После успешного выполнения основной программы испытаний в воздухе пулеметы были подвергнуты испытаниям на живучесть в наземном тире. Средняя живучесть пулеметов составляла 10-12 тысяч выстрелов. При этом новому пулемету дали высокую оценку летчики-испытатели, которые отстреливали его в воздухе. Старший лейтенант Крючков докладывал, что в процессе проведения войсковых испытаний пулемет БС продемонстрировал себя вполне пригодным для принятия его на вооружение ВВС Красной Армии. Во время испытаний пулемет демонстрировал бесперебойную работу, дав лишь несколько легко устранимых задержек в стрельбе. Поэтому Крючков считал работу пулемета отличной, такого же мнения придерживались и другие летчики, участвовавшие в его испытаниях. Комиссия, которую возглавлял Герой Советского Союза полковник Н. П. Каманин, в своем заключении отмечала, что 12,7-мм синхронный пулемет конструкции Березина выдержал испытания и может быть принят на вооружение.

22 апреля универсальный пулемет конструкции Березина был официально принят на вооружение ВВС Красной Армии. Стоит отметить, что он поспел как раз вовремя, так как начавшаяся через 2 месяца война выявила неэффективность маломощных 7,62-мм пулеметов при стрельбе по различным воздушным целям. Массовое производство пулеметов УБ было развернуто на Ижевском машиностроительном и Тульском оружейном заводах.

Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, Березин без каких-то серьезных конструктивных изменений смог легко переделать свой авиационный пулемет в 20-мм авиационную пушку, которая получила обозначение Б-20 и использовала штатные снаряды от пушки ШВАК. Также во время войны было предпринято несколько попыток использовать пулемет Березина в сухопутных войсках. Так, в 1941 году испытания проходила установка И. С. Лещинского, которая предполагала монтаж 12,7-мм пулемета Березина на станке Колесникова от пулемета ДШК.


Пулемет УБТ

Уже после завершения войны в СССР была предпринята попытка модернизации пулемета УБ для увеличения его скорострельности. Задачу удалось выполнить за счет повышения скорости ведущего звена. При этом скорострельность пулемета возрастала приблизительно в 1,5 раза, но одновременно с этим резко снижалась надежность работы автоматики пулемета. В результате этого модернизированная версия пулемета УБ так и не была принята на вооружение.

Синхронные пулеметы Березина УБС были установлены на многих моделях советских истребителей, в частности: И-15, И-153БС, И-16 типа 29, Як-1Б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.

Крыльевые пулеметы Березина УБК были смонтированы на пикирующем бомбардировщике Пе-2 и учебном самолете УТИ МиГ-15, также они могли использоваться на самолете МиГ-3, подвешиваясь на специальных крыльевых контейнерах.

Турельные пулеметы Березина УБТ устанавливались на советские бомбардировщики и штурмовики СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ил-4, Ту-2 и Пе-8.

Тактико-технические характеристики УБ:
Масса: УБС - 21,45 кг, УБК - 21,14 кг, УБТ - 21,43 кг.
Используемый патрон: 12,7х108 мм.
Скорострельность: УБК и УБТ - 800-1050 выстр./мин, УБС - 700-800 выстр./мин.
Начальная скорость полета пули: 814-850 м/с.

Источники информации:
http://www.vestnik-rm.ru/news-4-7905.htm
http://www.23ag.ru/html/ubs.html
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1998_03/p2.php
http://www.soslugivci-odnopolhane.ru/orugie/5-orugie/93-avia-pulemet.html?start=7

12,7-мм пулемет Березина

В 1937 г. М. Е. Березин начал проектировать мощный 12,7-мм синхронный авиационный пулемет с патроном от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре — декабре 1938 г. синхронный пулемет успешно прошел заводские и полигонные испытания. 12 апреля 1939 г. еще до окончания войсковых испытаний 12,7-мм пулемет БС (Березин синхронный) постановлением Комитета Обороны был запущен в серийное производство.

Автоматика пулемета работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Запирание канала клиновое. Характерной особенностью его устройства была подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как у подавляющего большинства пулеметов, а при накате их, т. е. от возвратной пружины пулемета. Для обеспечения требуемой надежности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной. Ударный механизм ударникового типа действовал от специальной боевой пружины. К достоинствам пулемета Березина относились: удачная компоновка всего автомата и отдельных механизмов; высокий темп стрельбы; простое заряжание и разряжание, устранение задержек и быстрая смена ствола; сравнительно небольшое число деталей и простое устройство механизма.

Несмотря на все свои положительные качества, пулемет БС обладал некоторыми серьезными недостатками. Особенно сказывалась трудность его перезаряжания в воздухе с помощью тросовой системы, требовавшей от летчика больших физических усилий в самые решительные минуты боя; выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики; требовали устранения причины появления некоторых задержек.

Работая над дальнейшим совершенствованием своей системы в целях ликвидации этих недостатков и создания универсального пулемета для применения его в основных огневых точках всех пулеметов, М. Е. Березин разработал универсальный пулемет УБ (универсальный Березина) в трех вариантах в зависимости от места установки - турельный, крыльевой и синхронный. Основные детали и механизмы всех трех вариантов пулемета были сохранены, за исключением спускового и ударного механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой их применения. В синхронном (УБС) и крыльевом (УБК) вариантах было осуществлено дистанционное управление системой перезарядки в случае появления задержек в стрельбе в воздухе с использованием сжатого воздуха. Это была первая в советской авиации система пневматического перезаряжания пулемета, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях. В связи с невозможностью использовать пневматическую перезарядку на турельном пулемете (УБТ) из-за габаритов кабины, конструктор Г. И. Никитин разработал для него рукоятку перезаряжания рычажного типа.

В ходе испытаний пулемет УБ безотказно работал на 9-километровой высоте при ±48 °С, продолжал стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании.

Вес пулемета Березина в синхронном варианте 21,45 кг, крыльевом - 21,14 кг, турельном - 21,43 кг. Темп стрельбы в синхронном варианте 700-800 выстр./мин, крыльевом и турельном 800-1050 выстр./мин. Боекомплект и баллистика одинаковы с 12,7-мм пулеметом ШВАК.

22 апреля 1941 г. универсальный пулемет Березина был принят на вооружение ВВС. 12,7-мм пулемет УБ поспел вовремя, ибо начавшаяся через два месяца война выявила неэффективность 7,62-мм авиационных пулеметов при стрельбе по воздушным целям.

Производство пулеметов УБ велось на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах.

В 1941 г. было выпущено 6300 пулеметов УБ, в 1943 г. - 43690, в 1944 г. - 38340, в 1945 г. - 42952.

Синхронный пулемет Березина устанавливался на истребителях И-15, И-153БС, Як-1б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.

Кормовой пулемет Березина был установлен на бомбардировщике Пе-2 и учебном самолете УТИ МиГ-15.

Турельный пулемет Березина был установлен на бомбардировщиках СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4 и Пе-8.

Авиационный крупнокалиберный пулемет А-12,7 (ТКБ-481).

Разработчик: Афанасьев
Страна: СССР
Начало разработки: 1949 г.
Принят на вооружение: 1953 г.

В ходе работ по модернизации 12,7-мм авиационного пулемета УБ (Березина) выяснилось, что повышение скорострельности за счет увеличения скорости ведущего звена ведет к потере живучести пулемета. Сократить время цикла работы автоматики, не повышая скорости движения частей, можно только путем увеличения хода ведущего звена до значений, меньших длины патрона. Для извлечения гильзы и досылания патрона в этом случае требуется ускоритель — специальный механизм между ползуном и досылателем.

Над проектами авиационных пушек и крупнокалиберных пулеметов с таким ускорительным механизмом работали А.А.Булкин, А.Т.Чепелев, М.С.Кнебельман, Н.М.Афанасьев и другие. Из всех предложенных проектов лучшим оказался проект 12,7-мм пулемета ТКБ-481 конструкции Афанасьева (1949 г.). Автоматика пулемета была основана на традиционном принципе отвода пороховых газов и закрытия канала ствола вертикально перемещающимся клином. Досылатель патрона соединен с затворной рамой посредством рычажно-кулачного ускорителя, благодаря чему ход рамы оказался немного меньше длины патрона. Такое устройство дало возможность увеличить темп стрельбы, не прибегая к сильному увеличению скоростей движения ведущего звена автоматики.

Пулемет ТКБ-481 имел следующие габариты: длину 1423 мм, ширину 153 мм и высоту 154,5 мм. Ствол имел 8 нарезов глубиной 0,17 мм и шириной 2,8 мм. Таким образом внутреннее устройство ствола было одинаково с пулеметом ДШК.

Пулемет ТКБ-481 имел механизм пневмоперезарядки, электроспуск, пружинный буфер затворной рамы, смонтированный в затыльнике, и инерционный противоотскок. Питание пулемета двухстороннее.

Пулемет крепился в установке за ствольную коробку с помощью амортизаторов. Переднее крепление являлось силовым, а заднее — поддерживающим.

Длина ствола пулемета 1005 мм, вес 25,5 кг. Темп стрельбы 900-1100 выстр./мин.

Вес пули 48 г, начальная скорость 785-820 м/с.

Длина непрерывной очереди пулемета составляла 200 выстрелов, живучесть ствола — 4000 выстрелов.

На испытаниях опытные образцы 12,7-мм пулемета Афанасьева имели темп стрельбы около 1400 выстр./мин. Однако при таком темпе стрельбы оказалась низкой живучесть ствола — он разгорался и нарезы «смыливались». Попытка обеспечить живучесть согласно тактико-техническим требованиям с помощью тугоплавких лейнеров успехом не увенчалась. Конструкторам пришлось пойти на искусственное снижение темпа стрельбы до 800-1100 выстр./мин путем применения специальной схемы включения электроспуска, предложенной И.Г.Диваковым. С таким темпом стрельбы 12,7-мм пулемет ТКБ-481, 8 сентября 1953 года был принят на вооружение под индексом А-12,7.

Пулемет А-12,7 с темпом стрельбы 800-1100 выстр./мин не имел особых преимуществ перед пулеметом УБ, однако был запущен в массовое производство на заводе № 575.

В состав боекомплекта пулемета А-12,7 входили штатные патроны пулемета УБ с пулями БЗТ-44, Б-32 и МДЗ.

Пулемет А-12,7 первоначально планировалось установить в башнях бомбардировщика Ту-4 . Однако позже Ту-4, а также все другие новые самолеты стали оснащать исключительно пушками калибра 23 мм и выше. Поэтому крупнокалиберные пулеметы А-12,7 устанавливали только на вертолетах Ми-4 , Ми-6 , Ми-8ТВ и учебных самолетах УТИ МиГ-15 .

Общий вид пулемёта А-12,7.

Конец 1920-х гг. ознаменовался качественным скачком в развитии военной авиации. Существенно увеличились скорость полета самолетов, вес полезной нагрузки (как бомбардировщиков, так и истребителей), улучшилась живучесть боевых машин. В связи с этим 9 февраля 1931 г. вышло постановление правительства о разработке крупнокалиберного авиационного пулемета калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм армейского пулемета ДК. Такой пулемет был спроектирован С. В. Владимировым, конструктором ПКБ (пулеметное КБ) в г. Тула.

Опытный образец 12,7-мм пулемета был закончен 28 мая 1932 г. В 1932-1933 гг. пулемет прошел испытания и в 1934 г. был принят на вооружение под названием "12,7-мм авиационный пулемет системы Шпиталыюго и Владимирова" - ШВАК (Шпитальный - Владимиров - авиационный - крупнокалиберный).

Принцип работы автоматики был основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в канале ствола. Длина ствола пулемета составляла 1246 мм, а тела пулемета - 1726 мм. Число нарезов - 8.

Пулемет ШВАК изготавливался в крыльевом, турель-ном, синхронном и моторном вариантах. Крыльевой вариант предназначался для установки в крыле самолета, Турельный вариант устанавливался в турелях, башнях и других подвижных самолетных установках.

12,7-мм пулемет ШВАК был первым советским крупнокалиберным авиационным пулеметом и оказался довольно эффективным оружием. Однако он имел ряд недостатков. Главными из них были:

    Чрезвычайно большая сложность устройства отдельных узлов, особенно механизма питания и механизма отражения стреляной гильзы, что являлось причиной трудной и сложной разборки и сборки автомата.

    Своеобразие конструкции весьма усложнило его производство. Особенно велика была трудоемкость изготовления механизма питания и ствольной коробки.

    При нарушении нормальной работы механизмов и устранении задержек во время стрельбы доступ к механизмам был крайне затруднен. В отдельных случаях для устранения задержек требовалась частичная или даже полная разборка автомата.

Серийное производство 12,7-мм пулеметов ШВАК было начато в 1935 г. на заводе ИНЗ-2. В том году завод изготовил 6 наземных 12,7-мм пулеметов ШВАК на универсальном станке (при плане 40 шт.) и 86 авиационных 12,7-мм пулеметов ШВАК (при плане 410 шт.).

В 1935-1936 гг. на базе 12,7-мм пулемета ШВАК была создана 20-мм пушка ШВАК и в 1936 г. запущена в серийное производство. Через несколько месяцев после этого 12,7-мм пулемет ШВАК был снят с производства.

Питание 12,7-мм пулемета ШВАК производилось патронами от армейских пулеметов ДК и ДШК. Вес 12,7-мм патрона составлял 123-137 г, вес заряда около 17 г, длина патрона 147 мм, длина пули 64,6 мм, длина гильзы 108 мм. Начальная скорость пули 810- 830 м/с. Объем каморы заряжания 20,4 см3, максимальное давление пороховых газов 3200 кг/см2 (т. е. предельное для артиллерийских систем до 1945 года). Пули Б-32 по нормали пробивали броню толщиной 20 мм на дальности до 350 м, а БЗТ - на дальности до 300 м. Дальность горения трассера пули БЗТ -до 1500 м.

В 1937 г. М. Е. Березин начал проектировать мощный 12,7-мм синхронный авиационный пулемет с патроном от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре - декабре 1938 г. синхронный пулемет успешно прошел заводские и полигонные испытания. 12 апреля 1939 г. еще до окончания войсковых испытаний 12,7-мм пулемет БС (Березин синхронный) постановлением Комитета Обороны был запущен в серийное производство.

Автоматика пулемета работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола.

К достоинствам пулемета Березина относились: удачная компоновка всего автомата и отдельных механизмов; высокий темп стрельбы; простое заряжание и разряжание, устранение задержек и быстрая смена ствола; сравнительно небольшое число деталей и простое устройство механизма.

Несмотря на все свои положительные качества, пулемет БС обладал некоторыми серьезными недостатками. Особенно сказывалась трудность его перезаряжания в воздухе с помощью тросовой системы, требовавшей от летчика больших физических усилий в самые решительные минуты боя; выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики.

Работая над дальнейшим совершенствованием своей системы в целях ликвидации этих недостатков и создания универсального пулемета для применения его в основных огневых точках всех пулеметов, М. Е. Березин разработал универсальный пулемет УБ (универсальный Березина) в трех вариантах в зависимости от места установки - турельный, крыльевой и синхронный. Основные детали и механизмы всех трех вариантов пулемета были сохранены, за исключением спускового и ударного механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой их применения. В синхронном (УБС) и крыльевом (УБК) вариантах было осуществлено дистанционное управление системой перезарядки в случае появления задержек в стрельбе в воздухе с использованием сжатого воздуха. Это была первая в советской авиации система пневматического перезаряжания пулемета, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях.

В ходе испытаний пулемет УБ безотказно работал на 9-километровой высоте при ±48 °С, продолжал стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании.

Вес пулемета Березина в синхронном варианте 21,45 кг, крыльевом - 21,14 кг, турельном - 21,43 кг. Темп стрельбы в синхронном варианте 700-800 выстр./мин, крыльевом и турельном 800-1050 выстр./мин. Боекомплект и баллистика одинаковы с 12,7-мм пулеметом ШВАК.

22 апреля 1941 г. универсальный пулемет Березина был принят на вооружение ВВС. 12,7-мм пулемет УБ поспел вовремя, ибо начавшаяся через два месяца война выявила неэффективность 7,62-мм авиационных пулеметов при стрельбе по воздушным целям.

Производство пулеметов УБ велось на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах.

В 1941 г. было выпущено 6300 пулеметов УБ, в 1943 г. - 43690, в 1944 г. - 38340, в 1945 г. - 42952.

Синхронный пулемет Березина устанавливался на истребителях И-15, И-153БС, Як-16, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.

Источники