Замена для «Грача»: каким будет российский штурмовик будущего. Какая разница между самолетом истребитель и штурмовик

Штурмовик - боевой тип летательного аппарата (вертолет или самолет), который относится к штурмовой авиации. Предназначение штурмовика заключается в непосредственной поддержке сухопутных войск над полем сражения и прицельном поражении морских и наземных целей.

Ранее этот тип самолета предназначался для осуществления атак живых целей, оснащался толстой броней и сильным вооружением для стрельбы вниз, по уставу Красной армии 1928 г. назывался боевиком.

Штурмовка – поражение морских и наземных целей с использованием ракет и стрелково-пушечного вооружения (пулеметов и пушек). Такой способ вооружения считается наиболее эффективным для нанесения ударов по вытянутым целям, таким как походные колонны техники и пехоты или их скопления.

Самые разрушительные удары штурмовики наносят по живой небронированной технике (тягачи, железнодорожный транспорт, автомобиль) и живой силе. Для выполнения поставленной задачи летательный аппарат должен лететь на небольшой высоте с пологим пикированием или без него («бреющий полет»).

История

Самолетами штурмовой авиации поначалу были различные неспециализированные летательные аппараты, как, например, пикирующие и легкие бомбардировщики, а также обычные истребители. Однако в 1930-е годы для штурмовых действий выделили отдельный класс самолетов. Дело в том, что пикирующий бомбардировщик по сравнению со штурмовиком поражает только точечные цели. Не годится для этого и тяжелый бомбардировщик, который поражает с большой высоты крупные неподвижные цели, – большой риск ударить по своим. Истребители для увеличения маневренности не обшивают толстой броней, а такой самолет, действуя на малой высоте, подвергается сильному обстрелу из различного оружия.

Самый массовый штурмовик Второй мировой войны и вместе с тем самый массовый боевой самолет в истории авиации – Ил-2. Под окончание Второй мировой войны стал выпускаться штурмовик Ил-10.

Германская армия также использовала специализированный самолет штурмовой авиации – Henschel Hs 129, однако его было выпущено совсем малое количество, существенно повлиять на исход войны он не мог. Задачи штурмовика в Люфтваффе были возложены на Junkers Ju 87G, который имел в своем оснащении две подкрыльевые пушки и был предназначен для истребления танков. Также немцами был выпущен вариант с усиленной броней этого самолета – Ju-87D.

Нельзя выделить четкие границы класса штурмовиков. Ближе всего к штурмовикам находятся такие типы летательных аппаратов, как пикирующий бомбардировщик и истребитель-бомбардировщик.

Во времена Второй мировой войны истребитель-бомбардировщик не проявил себя в этом отношении, каким бы пригодным ни казался для этого на первый взгляд. Проблема заключалась в том, что тяжело и дорого обучить квалифицированного пилота бомбардировщика и истребителя. А подготовить хорошего боевого летчика, который мог бы одинаково хорошо руководить обоими типами самолетов, еще сложнее. Без этого истребитель-бомбардировщик становился обычным скоростным, но не пикирующим бомбардировщиком. Из-за неумения пикирования и отсутствия второго члена экипажа, который отвечал за прицеливание, истребители-бомбардировщики не годились для нанесения авиационных бомбовых ударов. А отсутствие достаточного бронирования запрещало ему действовать на малых высотах настолько эффективно, как это делали специализированные штурмовики.

Наиболее успешно как штурмовики использовались модификации истребителей Focke-Wulf Fw 190F, серийные модели истребителей Republic P-47 Thunderbolt и Hawker Typhoon.

После изобретения кассетных бомб, которые поражали цели эффективнее, чем стрелковое оружие, роль штурмовиков снизилась. Этому посодействовало также развитие ракет «воздух-поверхность» (появились управляемые ракеты, повысилась их дальность и кучность). Увеличилась скорость боевых самолетов, выполнять поражение целей при полете на малой высоте им стало проблематично. Но появились вертолеты-штурмовики, которые практически вытеснили самолеты с малых высот.

Поэтому со стороны ВВС в послевоенный период росло сопротивление разработке узкоспециализированных самолетов-штурмовиков.

Несмотря на то что огневая поддержка авиацией сухопутных войск была и до теперь остается важным компонентом поля боя, главный упор делается на разработку универсальных самолетов, которые совмещают в себе функции штурмовика.

Такими послевоенными машинами стали A-7 Corsair II, A-6 Intruder, Blackburn Buccaneer. Иногда атаку наземных целей проводили при помощи переделанных моделей учебно-тренировочных самолетов, например Cessna A-37, BAE Hawk и BAC Strikemaster.

В 60-х годах ХХ века американские и советские военные вернулись к концепции проектирования специализированного самолета огневой поддержки войск. Конструкторы обеих стран примерно одинаково видели такой аппарат – он должен быть бронированным, высокоманевренным, иметь дозвуковую скорость полета и нести артиллерийское и ракетно-бомбовое вооружение. Советские военные разработали с учетом этих требований юркий Су-25, а американцы – более тяжелый самолет Republic A-10 Thunderbolt II.

Оба самолета не несли вооружения для проведения воздушного боя (позже их стали оснащать ракетами класса «воздух-воздух» для самозащиты, которые имели небольшой радиус действия). Особенности военно-политической ситуации (превосходство в Европе советских танков) обусловили главное назначение А-10 как специализированного противотанкового самолета. Предназначение Су-25 заключалось в огневой поддержке войск на поле боя (поражение живой силы, всех типов транспорта, огневых точек, важных укреплений и объектов противника), но одна его модификация была аналогом американского «противотанкового» самолета.

Штурмовики и в настоящее время очень востребованы для выполнения военных миссий. На военной службе в российских ВВС штурмовики Су-25 останутся как минимум до 2020 года. На роль штурмовиков в НАТО предлагаются серийные модифицированные истребители, поэтому для них применяются двойные обозначения (напр. F/A-18 Hornet). Использование на этих летательных аппаратах высокоточного вооружения позволяет проводить успешные атаки без сильного сближения с целью. На Западе в последнее время такой тип самолетов получил название «ударный истребитель».

Многие страны вовсе не используют понятие «штурмовик», штурмовку выполняют самолеты, которые относятся к классам «тактический истребитель», «фронтовой истребитель», «пикирующий бомбардировщик» и др.

В настоящее время штурмовые вертолеты также называют штурмовиками.

Страны НАТО обозначают данный класс летательных аппаратов префиксом «А-».

Классификация самолетов:


А
Б
В
Г
Д
И
К
Л
О
П

Заявления о том, что на базе истребителя-бомбардировщика Су-34 будет создаваться самолет штурмовой авиации, Бондарев делает не первый раз. Так, в 2016 году тогда еще действующий главком ВКС заявил, что в будущем на базе Су-34 планируется создать линейку различных модификаций.«Мое мнение таково, что новый штурмовик все-таки надо делать на базе Су-34. Прекрасный самолет. Маневренный, восемь тонн бомбовой нагрузки против четырех у "двадцать пятого", прекраснейшие точностные характеристики <…>. Я думаю, проще и быстрее будет сделать кабину для одного пилота, а все остальное оставить как есть», - сказал Бондарев.Также Бондарев отметил, что штурмовики Су-25 все еще имеют серьезный модернизационный, ремонтный потенциал и их ресурса должно хватить на 10-15 лет. В первую очередь этот срок обусловлен сроком службы планеров самолетов.
«Шершень» и Як-130 Проработка проектов нового российского штурмовика началась несколько лет назад. В частности, в госпрограмму вооружений до 2020 года были включены опытно-конструкторские работы по проекту с шифром «Шершень-ЭП», который планировалось создавать на базе Су-25. Предполагалось, что самолет получит двигатели Р-195 и новое бортовое радиоэлектронное оборудование. Кроме того, в начале текущего года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров завил, что заменой штурмовика может стать учебно-боевой самолет Як-130.
В таком разбросе мнений о том, каким должен быть новый российский штурмовик, нет ничего удивительного. Во-первых, именно так всегда находится самый оптимальный вариант, а во-вторых, споры в данном случае идут не о конкретной машине, а о том, какое место она должна занять на поле боя в вооруженных конфликтах будущего. И для того, чтобы понять это, нужно рассказать об истории отечественной штурмовой авиации.Железобетонный самолет Российская военная история знает показательный пример, когда от штурмовой авиации зависело будущее всей страны. Ил-2, или, как его называли немцы, «железобетонный самолет», создавался для непосредственной поддержки войск на поле боя. Важно подчеркнуть, что во время Великой Отечественной войны штурмовали наземные цели не только штурмовики, но и пилоты истребителей. В начале войны из-за нехватки подходящей техники эти задачи в том числе выполняли даже бомбардировщики Ил-4, что закономерно вело к огромным потерям.Главное отличие Ил-2 от других самолетов заключалось в том, что он изначально создавался как штурмовик: броня была частью конструкции, которая не только защищала от пуль, но и несла нагрузку. А вот все попытки создать аналог советского штурмовика в Германии провалились. Ил-2 стал самым массовым самолетом в истории авиации: всего было построено порядка 36 тыс. штурмовиков, которые сильно повлияли на исход войны. Модификации этих машин использовались в некоторых странах вплоть до 1954 года, но в СССР штурмовая авиация после войны была вовсе ликвидирована.Ильюшин против Сухого Штурмовая авиация была упразднена приказом министра обороны СССР 20 апреля 1956 года. Связано это было с появлением тактического ядерного оружия, которое заставило по-другому взглянуть на задачи ВВС над полем боя: в случае ядерной войны штурмовые самолеты казались ненужными. Кроме того, командование было уверено, что в случае необходимости штурмовую авиацию легко заменит истребительная, которая уже тогда могла нести широкий спектр вооружения. Но вскоре оказалось, что это не так.К середине 60-х годов военные доктрины СССР и США снова кардинально изменились. Стало понятно, что полномасштабная ядерная война маловероятна, а в локальных конфликтах будут задействованы обычные вооружения. В 1967 году прошли учения «Днепр», в ходе которых пилоты истребителей пытались наносить удары по наземным объектам. Результаты оказались неожиданными: самым эффективным стал истребитель МиГ-17, который благодаря своей маневренности позволял пилотам уверенно распознавать и поражать цели. Другим скоростным машинам попасть по «земле» было трудно из-за их высокой скорости. Стало понятно, что армии нужен новый штурмовик, которым стал Су-25, позже получивший в войсках прозвище «Грач».
Разработку проекта Су-25 начали молодые сотрудники ОКБ «Сухого» втайне от руководства задолго до того, как Минобороны СССР объявило конкурс на новый штурмовик. Во многом именно это повлияло на победу Су-25: эта машина на конкурсе была единственной, представленной в виде полноразмерного макета, что, безусловно, в том числе повлияло на выбор комиссии.ОКБ им. С. В. Ильюшина представило на конкурс проект штурмовика Ил-102, который был значительно больше Су-25: масса пустого самолета составляла 13 т против девяти у Су-25, а полезная нагрузка Ил-102 была приближена к Су-34 и составляла 7 200 кг. Но на вооружение был принят именно самолет «Сухого», и, конечно, это было сделано далеко не только потому, что ОКБ представило полномасштабный макет: проект оказался более приближен к потребностям военных, чем Ил-102.Рожденный в спорах Размеры самолета и его взлетный вес неоднократно менялись в ходе проектирования: изначально машина была значительно легче, а военные хотели получить сверхзвуковую машину. В результате в серию пошел самолет с нормальной взлетной массой 14 600 кг, максимальной скоростью 950 км/ч и максимальной боевой нагрузкой 4 400 кг.Предполагалось, что Су-25 должен будет перемещаться вместе с армией в случае ее наступления или отступления, и поэтому способен взлетать с грунтовых полос, а в случае острой необходимости использовать автомобильный бензин вместо авиационного керосина. Все ключевые элементы самолета хорошо бронированы. Изначально в специальных контейнерах предполагалось перевозить все необходимое для обслуживания самолета в полевых условиях, в том числе техника из наземного обслуживающего персонала.
Важно подчеркнуть, что ни разу за всю многолетнюю историю боевого применения штурмовика эти возможности ему не пригодились. Но в бою машина проявила себя великолепно, став по-настоящему легендарной.Самолет несет широкий спектр вооружения, начиная с управляемых и неуправляемых ракет и заканчивая 20-мм пушкой ГШ-30-2 и противотанковым ракетным комплексом «Вихрь». Самолет проходил несколько модификаций для ВКС РФ. Новейшая из них - Су-25СМ3.«Грачи» над Сирией С появлением высокоточного оружия снова начались разговоры о том, что штурмовая авиация больше не нужна. Зачем, если существуют крылатые ракеты, способные с расстояния в тысячи километров попасть в любое окно? Особенно громко голоса в пользу снятия с вооружения штурмовиков стали звучать в США, где истребитель F-35 A-10 должен заменить A-10 Thunderbolt. Во многом это связано с тем, что разработчики истребителя всеми правдами и неправдами пытались окупить колоссальные средства, вложенные в этот проект. Вот только на деле штурмовики по-прежнему остаются одной из главных ударных сил на поле боя, и касается это как американской авиации, так и российской.
Штурмовики Су-25 вместе с фронтовыми бомбардировщиками Су-24 составляют костяк российской группировки в Сирии. Самолеты эффективно применялись для уничтожения командных пунктов, складов, живой силы боевиков. Особенно эффективно «Грачи» показали себя при уничтожении бронетехники террористов.Но известно как минимум два случая, которые показали, что эти самолеты очень трудно чем-то заменить. Так, штурмовики Су-25 оказывали воздушную поддержку при деблокировании взвода российской военной полиции в зоне деэскалации «Идлиб» в Сирии, нанося удары по позициям боевиков. Благодаря быстрому реагированию и точности ударов авиации российские военные были успешно выведены из окружения. Второй известный случай - когда штурмовики прикрывали движение войск по дороге к Дейр-эз-Зору, не позволяя террористам приблизиться к колонне.«Когда дело доходит до реальных вооруженных конфликтов, оказывается, что хорошо бронированный и защищенный штурмовик по-прежнему остается незаменимым на поле боя, несмотря на появление все новых образцов вооружения. И в будущем эта ситуация вряд ли изменится», - считает военный эксперт Владимир Карнозов.Замена для «Грача» Концепция использования Су-34 в качестве штурмовика имеет как безусловные плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести то, что самолет имеет значительно большую боевую нагрузку в сравнении с Су-25, и то, что ОКР займут немного времени и потребуют относительно немного средств. Главным минусом такого проекта являются размеры самолета.«Основная задача штурмовика - нанесение ударов по наземным целям с относительно малых высот. На этих высотах машину может "достать" огонь из стрелкового оружия. И чем больше будет самолет, тем выше шансы, что в него смогут попасть. Кроме того, большие размеры и взлетная масса могут повысить стоимость летного часа в сравнении с более легкими штурмовиками», - считает военный эксперт Дмитрий Дрозденко.По данным источника сайта ТРК «Звезда» в оборонно-промышленном комплексе, опытно-конструкторские работы по этому проекту пока что не начаты, и вопрос создания на базе Су-34 пока что остается открытым.
«Штурмовик - это самолет, который изначально создавался под определенные задачи, и создать его из Су-34 или Як-130 довольно трудно. Поэтому, на мой взгляд, более целесообразным было бы продолжение работ по проекту "Шершень"», - считает Карнозов.По словам Виктора Бондарева, работы по созданию на базе Су-34 штурмовика запланированы на 2018 год. Именно просчет стоимости этих работ и моделирование эффективности этой машины на поле боя покажут, необходима ли она ВКС.


1962-1975 1991-2004 ШТУРМОВИК , боевой летательный аппарат (самолёт, вертолёт), предназначенный для поражения с малых и предельно малых высот различных малоразмерных и подвижных наземных (морских) объектов с применением бомбардировочного, ракетного и артиллерийского вооружения.


В СССР первые бронированные штурмовики типа ЛШ, ТШ-1, ТШ-2, ТШ-3 и ШОН испытывались в 1931–32, однако они не были приняты на вооружение ввиду значительной массы и малой скорости. В это же время под руководством Н. Н. Поликарпова на базе разведчика Р-5 был создан небронированный штурмовик Р-5Ш, а в 1935 его другой образец. Опыт использования этих штурмовиков в боевых действиях в Испании и на Дальнем Востоке перед Второй Мировой войной показал их большую уязвимость.

В 1939 под руководством С. В. Ильюшина создан бронированный одномоторный двухместный штурмовик Ил-2 (первоначально в серию пошёл одноместный вариант). Ил-2 имел 2 пушки ШВАК калибра 20 мм (затем 2 пушки ВЯ калибра 23 мм), 2 пулемёта ШКАС калибра 7,62 мм, 8 реактивных снарядов PC-82 (4 PC-132), мог нести до 600кг бомб.

Во второй половине 1942 на фронт стали поступать усовершенствованные двухместные Ил-2, имевшие дополнительно 12,7-мм пулемёт УБТ у стрелка. Благодаря удачному сочетанию мощного вооружения и надёжной броневой защиты Ил-2 стал основным самолётом советской штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны. Было выпущено св. 35 тыс. Ил-2. Этот самолёт - классический образец штурмовика, советские воины называли его «летающим танком», а немцы - «чёрной смертью». Ил-2 имел броневую защиту кабины экипажа, двигателя, топливных баков. Хвостовая часть фюзеляжа - деревянная, выполненная из шпона и фанеры; центроплан и хвостовое оперение - дуралюминиевые; консоли крыльев - деревянные, с фанерной обшивкой (в конце войны дерево во многих элементах было заменено дуралюминием). В конце 1944 был создан более совершенный цельнометаллический штурмовик - Ил-10.

Во время Второй Мировой войны в Германии был разработан двухмоторный штурмовик «Хеншель-129». Однако ввиду низких боевых качеств (прежде всего отсутствия надёжной броневой защиты) он не получил распространения. В Великобритании и США для штурмовых действий использовались обычные бомбардировщики и истребители (броневую защиту имел только экипаж).

Самолёты-штурмовики в послевоенный период состояли на вооружении ВВС Франции, Швеции и некоторых других армий. Штурмовики применялись и в морской авиации. В 50–70-х гг. в ВВС многих стран задачи штурмовиков стали выполняться истребителями-бомбардировщиками, поэтому штурмовики были сняты с вооружения тактической (фронтовой) авиации.

Штурмовики авианосной авиации продолжали совершенствоваться. Анализ боевых действий тактической авиации в локальных войнах, а также результаты многочисленных испытаний и учений показали, что оборудование истребителей и бомбардировщиков (многоцелевых тактических истребителей) при поиске и уничтожении малоразмерных подвижных объектов в сложных метеоусловиях оказались малоэффективными. Поэтому штурмовики стали возвращаться в ВВС.

С 70-х гг. XX века как штурмовики в боевых действиях стали применяться вертолёты огневой поддержки, предназначенные для поражения огневых средств, живой силы и техники противника.

В обновлении 1.6 нас ожидают значительные изменения геймплея, среди которых особое место занимает изменение классов самолётов.

До сих пор в игре присутствовало 3 класса: истребитель, тяжёлый истребитель и штурмовик (о последних - чуть ниже). Теперь к этим трём классам добавится ещё один - многоцелевые истребители. Что они собой представляют? Для начала давайте взглянем на изменения в игре, произошедшие с выходом последних версий.

Наземные цели стали играть существенно большую роль в достижении победы в бою. Соответственно, возросла ценность самолётов, способных эффективно с ними бороться. С другой стороны, лёгкие истребители не предназначены для уничтожения наземных целей и при попытках их атаковать несут потери. Кроме того, ракетно-бомбовый или тяжёлый пушечный подвес негативно сказывался на скорости и манёвренности, что делало самолёты уязвимыми в воздушном бою.

В обновлении 1.6 произойдёт разделение истребителей на два класса. Первый из них - лёгкие истребители, предназначенные теперь исключительно для воздушного боя. Их задачей останется завоёвывать господство в воздухе, уничтожая вражеские самолёты за счёт своей скорости и манёвренности. Для лучшего выполнения этой задачи лёгкие истребители не будут оснащаться подвесным и тяжёлым вооружением, ухудшающим их лётные характеристики.

Второй класс - многоцелевые истребители. Исторически они являлись универсальными машинами, способными вести бой за господство в воздухе и при этом наносить мощные удары по наземным целям. Ценой такой универсальности стали характеристики, несколько уступающие узкоспециализированным машинам. Для таких машин требовалась большая живучесть и мощное вооружение, что приводило к увеличению веса конструкции и, соответственно, снижению лётных качеств. С другой стороны, их защищённость не может сравниться с бронёй штурмовиков, что не позволяет чувствовать себя спокойно в прицеле зениток противника.

Тем не менее способность влиять на ход боя и в воздухе, и на земле даёт в руки пилотов исключительно гибкое оружие. Манёвренность многоцелевых истребителей не намного ниже, чем у лёгких, и существенно превосходит характеристики тяжёлых, что даёт им отличные шансы в воздушном бою. А увеличенная по сравнению с обычными истребителями прочность вкупе с высокой скоростью и мощным вооружением позволит наносить мощные стремительные удары по наземке и дольше выживать под огнём противников.

Для наглядного примера давайте рассмотрим классический многоцелевой истребитель и его отличия от истребителя завоевания господства в воздухе. Возьмём самолёты VII уровня F4U-4 Corsair и Як-3.

Як-3 создавался как манёвренная машина, способная превзойти противника в воздушном бою. По этой причине на нём было установлено не самое мощное на то время вооружение и предполагался небольшой запас топлива. Конструкция Як-3 была предельно облегчена для экономии веса, чтобы увеличить скорость и манёвренность. В результате Як-3 мог успешно противостоять воздушному противнику, но был очень уязвим для вражеского огня. А его собственное вооружение не позволяло поражать защищённые наземные цели.

Change-Vought F4U Corsair, снаряженные ракетами HVAR, готовы к вылету

С другой стороны, Chance-Vought F4U Corsair в ходе своего развития получал всё большие возможности для поражения наземных и надводных целей. Его прочная конструкция и мощный двигатель позволяли нарастить количество ударного вооружения без большого ущерба для характеристик самолёта, а высокая живучесть позволяла вернуться на базу даже с тяжёлыми повреждениями. При этом он оставался грозным воздушным бойцом, добившимся выдающихся успехов в войне на тихоокеанском фронте против Японии.

Серия Focke-Wulf FW.190 - крайне универсальные машины Германии

В игре классовой особенностью многоцелевых истребителей станет возможность подвешивать ударное и тяжёлое пушечное вооружение практически без снижения лётных характеристик. Таким образом, эти машины займут нишу между лёгкими и тяжёлыми истребителями, являясь универсальными бойцами поля боя - способными влиять на обстановку и в воздухе, и на земле.

Также отметим, что разделение веток истребителей на две части поможет начинающим игрокам быстрее оценить, какой стиль игры им более подходит. Все ветки наций будут начинаться с многоцелевых истребителей, и игрок сможет попробовать и воздушный бой, и штурмовые атаки. По мере продвижения по ветке развития самолёты станут обретать всё больше выраженных черт, позволяющих им выполнять какую-то из двух ролей более эффективно. Соответственно, игрок сможет выбрать для себя, как и на какой технике ему более комфортно играть - сконцентрироваться на воздушном бое или отыгрывать роль истребителя-бомбардировщика. При этом чёткое позиционирование самолёта в одной из истребительных веток подсказывает игроку, какие действия он должен будет предпринимать в бою: если он выбирает многоцелевой истребитель и устанавливает на него ракеты, бомбы или тяжёлые пушки, это означает, что в первую очередь ему стоит фокусироваться на наземных целях. До разделения веток это было неочевидно - как-никак, выбрав истребитель и установив на него топовый «обвес», игрок ожидал, что в воздушном бою тот будет максимально эффективен, - однако такая конфигурация для манёвренного боя подходит не лучшим образом.

И, наконец, о штурмовиках. Вспомним исторические реалии: среди техники периода, представленного в World of Warplanes, классические бронированные штурмовики массово строились только в СССР (семейство самолётов Ильюшина). Другие нации, представленные в игре, использовали самолёты, которые модифицировались под конкретные задачи поля боя. Один и тот же самолёт мог быть и бомбардировщиком, и разведчиком, и (с усиленными бронированием и вооружением) штурмовиком. В частности поэтому в обновлении 1.6 мы переименуем класс штурмовиков - теперь в его название добавятся ударные самолёты. Это обозначение более адекватно отображает характер веток самолётов различных наций, которые специализируются на уничтожении наземных целей.