Авиация россии как на ладони. Изделие «350» «Буря»стратегическая крылатая ракета

В мае 1954 года ОКБ С.А.Лавочкина получило новое важное правительственное задание. Необходимо было создать крылатую ракету, обладавшую скоростью полета, соответствующей числу М=3, и межконтинентальной дальностью — 8000 км.

Эта ракета получила наименование «Буря» и заводской индекс «350″. «Бурю» Лавочкин противопоставил межконтинентальной ракете Р-7 генерального конструктора Королева как носитель атомного оружия. Буря отличалась высокими по тем временам характеристиками — скоростью свыше 3 000 км в час на высоте 20 километров. Комплекс состоял из самолета-матки с двумя ракетными двигателями и крылатой ракеты, корпус которой был выполнен из ранее неиспользуемого в авиации жаропрочного титана. Самолет-матка с крылатой ракетой «Буря» взлетал вертикально, как ракета. Полет от самолета-матки «Буря» начинала на высоте чуть ниже 20 километров. По мере выгорания топлива самолет-снаряд забирался все выше и продолжал полет на высоте более 20 километров. Такую же компоновку можно наблюдать и современного «Шаттла». Отклонение «Бури» от цели составляло не более 1 км на дистанции 8000 км, что для ядерного заряда — несущественно. Однако авторитет Королева был настолько высок, что на вооружение пошла его громоздкая, малонадежная в то время и дорогая Р-7 вместо экономичной системы «Буря».

При создании этой ракеты коллектив ОКБ столкнулся со многими научными проблемами самого разного плана, из которых ключевой стала проблема преодоления теплового барьера. При скоростях полета, превышающих число Маха, равное двум, происходит сильное увеличение температуры пограничного слоя. В конструкции «Бури» нашли применение титан, новые марки жаростойких сталей, новые термостойкие материалы, использующиеся для герметизации, различных покрытий, изоляции, остекления и так далее. Большинство из них к моменту создания «Бури» советской промышленностью освоены не были и их внедрение шло параллельно с работами по ракете.Эскизное проектирование этой ракеты было завершено уже в 1955 году.

Ракета «Буря» была выполнена по двухступенчатой схеме. Первая ступень состояла из двух стартовых ускорителей, которые оснащались четырехкамерными двухкомпонентными ЖРД С.2.1150 конструкции А.М.Исаева со стартовой тягой порядка 65 тонн каждый. Вторая (маршевая) ступень — крылатая ракета, выполненная по нормальной самолетной схеме со среднерасположенным тонким треугольным крылом малого удлинения со стреловидностью 70 градусов по передней кромке. Крестообразное оперение было размещено в хвостовой части. Корпус имел цилиндрическую форму, немного суженную спереди и сзади. Двигательная установка маршевой ступени состояла из одного сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (СПВРД) конструкции ОКБ М.М.Бондарюка — РД-012У.

Как уже отмечалось, особое внимание на этой машине уделялось обеспечению нормальных условий для работы аппаратуры и агрегатов, поэтому приборный отсек был снабжен специальной системой кондиционирования, а рулевые приводы имели водяную систему охлаждения. Кроме того, ракета была оборудована азотной системой, предназначенной с одной стороны для охлаждения приборного отсека, с другой — для наддува водяных и топливных баков. Стартовая масса ракеты «Буря» составляла около 100 тонн.

Старт крылатой ракеты производился вертикально с лафета-установщика. На разгонном участке траектории полет проходил по заданной программе, затем ракета постепенно переходила в горизонтальный полет на маршевой высоте и с маршевой скоростью полета. После достижения числа М=3,5 и высоты полета 18000 м происходила отцепка ускорителей от маршевой ступени, двигатель второй ступени к этому моменту уже был запущен. Полет второй ступени проходил с постоянной скоростью, соответствующей числу М=3,1, и с постоянным аэродинамическим качеством. Управление осуществлялось от бортовой астронавигационной системы. При приближении к конечной точке маршрута ракета автопилотом переводилась в пикирование и на этом режиме осуществлялся сброс головного конуса с ядерным боезарядом.

Монтаж Бури на стартовом комплексе

Летные испытания начались 31 июля 1957г. на полигоне Капустин Яр. При попыткепервого запуска 1 августа взорвался клапан в одном из ускорителей по чистой случай-ности все не закончилось взрывом самой ракеты. Первый раз ракета оторвалась отпускового устройства 1 сентября, но из-за преждевременного сброса газовых рулейракета потеряла управление, упала и взорвалась недалеко от старта.

При второмпуске ракета взорвалась на 31 секунде полета, в третьем -на 63, в четвертом -на 81.В это время (в конце 1957г.) были прекращены работы по «Бурану», который так и неуспел совершить ни одного полета. Только в пятом полете 22 мая 1958г. первая сту-пень отработала положенные 90,5 сек до отделения. На высоте 17,3км. при скоростиМ=2,95–2,97 в этом полете впервые был запущен СПВРД, успевший проработать до окон-чания топлива 29,5сек. Первая попытка шестого запуска снова была неудачной из-заотказ ускорителей ракета осталась на старте. Следующая попытка сделана 3 июля –пуск состоялся но на 56-й секунде полета произошел отказ автопилота. В седьмомполете 13 июля маршевая ступень потеряла устойчивость на 96-й секунде из-занештатного отделения ускорителей.

В восьмом полете 10 сентября удалось запуститьСПВРД, который неустойчиво проработал 65 сек. Девятый полет 28 декабря продолжался309 сек. до взрыва топливного бака. В десятом — 29 марта 1959г. была достигнутапродолжительность полета 25мин. 20сек. и дальность 1315км. Одиннадцатый запусксостоялся со второй попытки 2 октября 1959г. программа полета была выполненаполностью. Полет продолжался 33,5 минут по замкнутой трассе при крейсерской ско-рости М=3,15. При начальной высоте 17км. была достигнута дальность 1766км. Полетыпо короткой трассе без использования системы астронавигации на этом завершились.На «Бурю» установили систему астронавигации и последующие полеты осуществлялись намаксимальную дальность в направлении Камчатки. Первая попытка включения навигациипо звездам была произведена в 12-м полете который продолжался чуть более 10 минут.В 13-м полете была достигнута дальность 5500 км. ракета была оснащена модернизиро-ванными ускорителями с двигателями С2.1150 и СПВРД РД-012У.

Чертеж стартового комплекса

Но к тому времени первые МБР Р-7 встали на боевое дежурство, проводились летные испытания МБР Р-16М. Янгеля. Эти ракеты могли преодолеть любую противовоздушную оборону тех лет,имели большую скорость полета, относительно простую конструкцию и т.д. Было при-нято решение ограничить стратегический ракетный парк страны баллистическими раке-тами от крылатых ракет решено было отказаться. «Буря», только начавшая летатьопоздала. Согласно постановления правительства от 5 февраля 1960г. работы по проекту МКР «Буря» были прекращены, но работы над вариантом беспилотного фоторазведчика большой дальности и мишени были продолжены, но ненадолго.

Последние четыре пуска — с пятнадцатого по восемнадцатый,- производились по длинной испытательной трассе Владимировка — Мыс Озерной (Камчатка). В последних двух из них была достигнута дальность порядка шести с половиной тысяч километров и на основании этих данных был сделан вывод о возможности получения расчетной дальности и полной доводки «Бури» в короткое время. Однако, в этот период была создана и также успешно прошла испытания межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, созданная под руководством С.П.Королева. Ей и было отдано предпочтение при запуске в серийное производство.

Заброшенный стартовый комплекс Бури. Капустин Яр.

Тем не менее, нужно отметить, что «Буря» явилась единственной советской межконтинентальной сверзвуковой крылатой ракетой первого поколения, которая была построена и успешно летала. Создание ракеты «Буря» свидетельствовало о том, что ОКБ С.А.Лавочкина в конце 50-х годов являлось одним из лидеров отечественного ракетостроения. По свидетельству многих ветеранов ОКБ, Лавочкин в это время всерьез подумывал о создании воздушно-космического самолета. Но осуществиться этим мечтам, к сожалению, не было суждено. Опередившая время эта уникальная система стала «лебединой песней» выдающегося конструктора С.А. Лавочкина.

Проект «Буран» Мясищева

Опытно-конструкторские работы по межконтинентальной крылатой ракете (МКР) «Буран» были начаты в ОКБ-23 в апреле 1953 года

Крылатая ракета «40» была спроектирована по нормальной самолетной схеме с треугольным крылом с углом стреловидности по передней крoмке 70º и тонким сверхзвуковым профилем, корпус выполнен из титановых сплавов. Оперение — крестообразное, с аэродинамическими рулями. Конструкция ракеты аналогична МКР «Буря», но стартовый вес несколько больший, т.к. предполагалось разместить более мощную и тяжелую боевую часть, оснащенную взрывными устройствами контактного и дистанционного типа. В качестве силовой установки использовался ПВРД, разрабатывавшийся в ОКБ М.М.Бондарюка с лобовым воздухозаборником, на входе которого находилось центральное многоскачковое тело. Внутри последнего размещалась боевая часть весом 3500 кг. Горючее находилось в кольцевых фюзеляжных топливных баках.

Для старта и разгона маршевой ступени «42» до скорости запуска сверхзвукового ПВРД использовались четыре ускорителя «41» с ЖРД тягой по 55 т, разработанные на базе самолетных ускорителей «СУМ». Двигатели первой ступени разработаны в ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко. После запуска маршевого двигателя на высоте 18200 метров ускорители отстреливались, и самолет-снаряд должен был лететь к цели, расположенной на удалении 7500-8000 км, в автоматическом режиме со скоростью 3290 км/ч на высотах 24-25 км. Поддержание заданного курса осуществлялось с помощью гироинерциальной навигационной систем с астрокоррекцией от звездных датчиков, размещавшихся в отсеке на верхней части фюзеляжа. Система астрокоррекции для ракеты разработана под руководством Р.Г.Чачикяна.

Вот так выглядел первый «Буран»

В 1957 г. опытное производство ОКБ-23 построило одну крылатую ракету, рассчитанную под новую боевую часть и получившую обозначение «40А». В этом же году начались ее стендовые испытания.
В процессе создания «сороковки» удалось получить ответы на множество принципиально новых теоретических вопросов и решить ряд конструктивно-технологических задач. Был интересный вариант с размещением на маршевой ступени МКР «Буран» кабины пилота для участия пилота на определенном этапе испытания. Предусматривалось катапультирование пилота и спуск его на парашюте. Специально для «Бурана» разработали рулевые приводы и смазку, обеспечивающие функционирование органов управления до температуры +400 ºС.

Осенью 1957 года работы по ракете «40» были прекращены. До закрытия работ было изготовлено две ракеты «Буран» для проведения ЛКИ. Однако, если за «Бурю» еще пытались бороться, то у «Бурана» защитников не нашлось.

«Буран-44″

В конструкторском бюро Мясищева параллельно шла работа над стратегическим бомбардировщиком М-50 и коллектив бюро без особых эмоций переключился на решение этой проблемы. Полностью работы по теме «КРМД» были закрыты решением руководства страны (Н.С.Хрущева) в ноябре 1957 года после проведения успешных испытаний межконтинентальной ракеты Р-7 С.П.Королева, способной доставить ядерный заряд до территории США. В 1958 г. по инициативе ОКБ В.М.Мясищева началась разработка управляемой ракеты «43″ и самолета-снаряда «изделие 44″ класса «воздух-поверхность». Согласно расчетным данным ракета К-44 могла доставлять боевую часть весом 230 кг на расстояние 2000-2300 км.

Полет ее должен был проходить со скоростью 3000-3200 км/ч на высоте 22-24 км. По другим сведениям ракета «44″ (М-44) разрабатывалась в ОКБ-23 с использованием опыта по созданию маршевой ступени (М-42) стратегической крылатой ракеты «Буран» (М-40). Ее масса в момент отделения от М-56К должна была равняться 12-14 тоннам, а компоновка и аэродинамика увязывались с самолетом-носителем с целью получения минимального сопротивления в полете. Ракета оснащалась двумя ТРД типа КР-5-26, максимальная скорость должна была достигать 3000-3200 км/ч, высота полета 28000-30000 м, боевая нагрузка достигала 2,3 тонны.

В июне 1960 г. скончался генеральный конструктор Лавочкин, проект разведчика просуществовал до октября, а мишени — до начала следующего года. Было произведено 4 пуска «Бури» в интересах создания фоторазведчика и скоростной высотной мишени для комплекса ПВО«Даль». 23 марта 1960г. за 2 ч. 4 мин. полета на высоте 18–24,5км. при скоростиМ=3,2–3,15 ракета преодолела 6500 км! Захват навигационной звезды произошел на 114-й секунде полета. Полет завершился после полной выработки топлива (заправка во всех испытательных полетах была неполной). Последний полет состоялся 16 декаб-ря дальность составила 6425км. Всего произведено 17 (по другим данным 18) пусков.

Напомню вам про и как выглядели Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Крылатая ракета Х-22 «Буря» (изделие Д-2).

Разработчик: ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1958 г.
Начало испытаний: 1961 г.
Принятие на вооружение: 1967 г.

Х-22 «Буря» — сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности. Входит в состав авиационного ракетного комплекса К-22. Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т.е. отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели). Систему наведения К-22У разрабатывало КБ-1 ГКРЭ в трех вариантах — с автономным инерциальным счислителем пути ПСИ, а также с активной и пассивной радиолокационными ГСН. Оснащалась фугасной или ядерной боевой частью (БЧ).

Разработка авиационно-ракетной системы К-22 на базе сверхзвукового бомбардировщика «105» (Ту-22 , ОКБ-156) со скоростной и высотной ракетой большой дальности К-22 «Буря» были начаты по Постановлению Совета министров СССР № 426-201 от 17 июня 1958 года. Разработка комплекса была поручена дубнинскому филиалу ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга», главный конструктор А.Я.Березняк).

Для стабилизации ракеты вокруг центра тяжести, программного полета и траектории, выполнения ракетой команд но курсу и тангажу на ракете установлен электрический автопилот АПК-22А с гидравлической рулевой машинкой. В точечном варианте ракета может нести два вида зарядов Н и М (обычный и специальный), в площадном — один М.
Испытания показали, что в случае поражения морской цели попадание Х-22 в борт корабля-мишени вызывало повреждения, которые могли вывести из строя авианосец или крейсер. При подлетной скорости в 800 м/с площадь пробоины составляли 22 м2, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м!

Вес фугасно-кумулятивной боевой части (заряд Н) — около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества — около 600 кг. Такого количества взрывчатого вещества вполне хватало для уничтожения типового заводского цеха или железнодорожного моста. При подрыве ось кумулятивной струи направлена вниз (под углом с осью ракеты). При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определяет положение цели с помощью РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя.

После отцепки от самолета происходило самовоспламенение компонентов топлива и начинался разгон ракеты с одновременным набором высоты (в зависимости от выбранной программы, определяющей характер траектории полета ракеты, устанавливаемой перед отцепкой). После достижения заданной скорости двигатель ракеты переводился на маршевый режим работы.

При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следит за целью в двух плоскостях и выдает управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигает заданной величины, выдается сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление ведется в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществляется при контакте с целью, а заряда М — по сигналу от аппаратуры системы самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсера самолетом-носителем — до 340 км. Дальность захвата и сопровождения той же цели 250-270 км.

Круговое вероятное отклонение ракет Х-22 при стрельбе по площадям — 5 км.

Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные испытания Х-22 были начаты 1 июля 1961 года на двух бомбардировщиках Ty-22К (№ 24 и № 25), но закончились лишь в 1967 году.

Ракетоносец Ту-22К с ракетой Х-22.

Работа над Х-22 была продолжена в МКБ «Радуга», созданном в середине 60-х годов на базе филиала ОКБ-155-1. В 1975 году носителем Х-22 стал Ту-95К-22 , который мог нести под фюзеляжем одну полуутопленную ракету и две — на подкрыльевых узлах. И наконец, во второй половине 1970-х годов, ракетами Х-22 стали оснащать новейшие сверхзвуковые самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3 , которые могли нести до трех ракет — одну полуутопленную под фюзеляжем и две под крылом.

Боевые возможности Дальней Авиации с появлением УР Х-22 значительно повысились, целями для Ту-22К стали, прежде всего, АУГ вероятного противника. Но у нового оружия были и недостатки. Прежде всего, это касалось надежности и безопасности ее эксплуатации. С агрессивным окислителем и токсичным горючим случались тяжелые аварии, а сама ракета часто выходила из строя после нескольких полетов на подвеске. Токсичность стала причиной непопулярности ракеты Х-22 у наземных команд обслуживания. Пары окислителя были настолько ядовиты, что техники должны были надевать ОЗК (общевойсковой защитный комплект) и противогазы при подвеске ракеты.

Крылатая ракета Х-22 долго находилась в производстве и имела ряд модификаций.
Ракета Х-22 с самонаведением:
— Х-22ПГ, принята на вооружение в 1968 году;
— Х-22МА, принята на вооружение в 1974 году, скорость полета увеличена до 4000 км/ч;
— Х-22П, принята на вооружение в 1976 году, имеет пассивную систему самонаведения (наводится по излучению радиотехнических средств противника). В этом варианте заряд был обычным несколько уменьшенной мощности;
— Х-22МП, принята на вооружение в 1974 году, имеет пассивную систему наведения, скорость полета увеличена до 4000 км/ч.
Ракета Х-22 для стрельбы по площадям:
— Х-22 ПСИ, принята на вооружение в 1971 году;
— Х-22М, принята на вооружение в 1976 году, скорость увеличена до 4000 км/ч;
— Х-22НА, принята на вооружение в 1976 году, система управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров. Разработана под новый носитель — ракетоносец Ту-22М3 в трех вариантах. Ракеты Х-22Н — «активная» с новой головкой самонаведения (АРГСН типа ПМГ), «пассивная» Х-22НП — с противорадио — локационной РГСН и «автономная» Х-22НА — с инерциальной системой наведения, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров.
Дальнейшим развитием семейства Х-22 стала ракета Х-32. Внешне она подобна своей предшественнице, но отличается элементной базой оборудования. Ракетами Х-32 должны оснащаться самолеты Ту-22М3.

Длина: 11,3 м (Х-22МП — 11,67 м)
Размах крыла:
— 2,4 м (Х-22)
— 3 м (Х-22М)
Диаметр корпуса: 900 мм
Высота: 2,4 м
Масса: 5900 кг (5780 кг Х-22М)
Масса БЧ: 1000 кг (930 кг)
Боевая часть:
— осколочно-фугасная, площадь поражения — 20 кв.м;
— кумулятивная, бронепробиваемость с учетом скорости полета — 12 м;
— ядерная мощностью 200 Кт;
Скорость максимальная: 1036 м/с (3710 км/ч; 3.44М)
Скорость у земли (на конечном этапе): 700 м/с (2.04М)
Скорость пуска: 900-1700 км/ч
Высота пуска:
— 10000-13000 м (все модификации, кроме Х-22Н)
— 1000-8000 м (скорость носителя 600-900 км/ч, Х-22Н / Х-22НА)
— 8000-13000 м (скорость носителя 900-1500 км/ч, Х-22Н / Х-22НА)
Пуск ракет допускается в прямолинейном полете с углом тангажа не более 5°.
Высота полета — 25000 м
Дальность действия:
— 200-310 км (на самолетах с недоработанной РЛС «ПН» — Ту-22К / Ту-22КП, ракеты Х-22 / Х-22М)
— 270-350 км (Ту-22К / Ту-22КП, ракеты Х-22 / Х-22М по др.данным)
— 200-350 км (на самолетах со всеми типами РЛС «ПН», ракеты Х-22Н)
— 250-480 км (на самолетах с доработанной РЛС «ПН» — Ту-22КД и др., ракеты Х-22М)

Ракета Х-22. Музей ВВС Монино.

Ракета Х-22 в музее авиатехники г. Тамбов.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Д.Ангельский. Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.

Мало, кому известно о создании в Советской России, в середине 50-х годов прошлого века, машины, опередившей свое время, почти на полвека. Обогнавшей Америку в холодной войне, только за счет своей конструкции. Это еще не был космический аппарат, в то время, когда такого понятия как «космонавтика», не существовало вообще. Это был наш носитель ядерного заряда, первая крылатая межконтинентальная ракета. Она была испытана, успешно совершила несколько полетов. Но была забыта, напомнив о себе, только 12 апреля 1981 г., когда с мыса Канаверал был запущен первый американский космический челнок, имеющий абсолютно такую же компоновку и конструкцию. Но, обо всем по порядку...

Государственное задание

15 августа 1953 г. на семипалатинском ядерном полигоне успешно рванула наша первая термоядерная, т.е. водородная, бомба! Это было политическое событие, глобального масштаба! За «железным занавесом», Советской России есть что противопоставить любым силовым воздействиям извне! Но сам термоядерный заряд лишь объект доставки, тогда как средство, требующееся для перемещения такой мощной бомбы на другой континент, еще предстояло найти. Просто долететь до побережья Северной Америки и вернуться на родной аэродром наши самолеты могли. Но такой заряд предназначался для конкретных целей в глубине американского континента, а это уже совсем другая дальность. К тому же требовался носитель, который невозможно уничтожить. Способный лететь со скоростью в несколько Махов. То есть, превышающий скорость звука в 2 и более раза.

Главный куратор создания и испытания водородной бомбы был министр среднего машиностроения и танковой промышленности В.А. Малышев. Ему правительство поручило и решение вопроса по способу доставки изделия до цели. По заданию правительства, помимо работы КБ Королева над баллистической ракетой Р-7 и работы КБ Янгеля над Р-16, было решено привлечь к работе КБ Лавочкина, для создания альтернативного средства доставки. Малышев вызвал к себе С. А. Лавочкина, прославленного нашего авиаконструктора, и его заместителя Н. С. Чернякова. Наум Семенович Черняков и стал главным конструктором проекта изделия, которое назвали Ла-350 - «Буря».

(1900 – 1960 г.)


(1915 – 1998 г.)

Конструкция

Эскизный проект «Бури» был уже готов к лету 1955 г. Конструкция представляла собой полноценный самолет (крылатая ракета) с небольшим треугольным крылом, размещенный на платформе из двух ракет-ускорителей по бокам. Знакомая компоновка? И это в 1955 г!


Ла-350 «Буря»

Всё здесь было впервые, каждое решение-новаторство. Впервые был использован титан, для полетов на высоких скоростях. Впервые применялась автоматическая астро-навигационная система. И сама компоновка комплекса, в таком виде не использовалась нигде в мире. Кроме титана в конструкции комплекса использовались и иные, не использовавшиеся ранее термостойкие материалы. Применялись новые материалы для герметизации, различных покрытий, термоизоляции и т.п. Большинство из них осваивались в СССР впервые.

Говорит Владимир Зуев, подполковник запаса:

«Буря» могла летать на трех скоростях звука, неся ядерную бомбу, ориентируясь по звездам. Отклонение машины от цели составляло не более 1 км на дистанции 8000 км, что для ядерного заряда несущественно. Корпус - титановый. Все - впервые в мире».

Стартовал комплекс с лафета, вертикально. Ускорители (первая ступень), с ЖРД-11, конструкции А. М. Исаева, создавали суммарную тягу при взлете 140 тонн, выводили комплекс на высоту 18000 м. и здесь отстыковывались. Оставив первую ступень, запускалась вторая ступень, сама крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем М. М. Бондарюка, с тягой до 8 тонн. Этот маршевый двигатель выходил на полную мощность и разгонял ракету до постоянной скорости М=3,2-3,5, унося её на максимальную дальность 8000 км. Перед целью, ракета набирала высоту 25 км и оттуда пикировала на заданный объект.

Испытания

От эскизного проекта до полноценного изделия прошло всего 3 года. Фантастически короткие сроки! И машина, на грани фантастики!

В 1957 г. комплекс был перевезен в Астраханскую область на полигон «Владимировка». Первый пуск состоялся 1 сентября 1957 г. Он оказался неудачным. Неправильная работа автоматики привела к тому, что ракета, оторвавшись, описала дугу над пусковой установкой и врезалась в землю, взметнув море огня. Потом были еще неудачные запуски. Конечно, к этому были готовы и все понимали, что когда всё делается впервые, испытывается что-то новое и неизведанное, неудачи и ошибки могут быть.

Семен Алексеевич Лавочкин считал проект «Буря», главным делом своей жизни. Остро воспринимая неудачи, он понимал, что от него и его конструкторской группы ждут успешных испытаний. Не хотела летать и рвалась на испытаниях и «семерка» (Р-7) С. П. Королева. Только в августе 1957 г. четвертая Р-7 Королева полностью выполнила программу полета. И в этот день главная военно-стратегическая задача страны была решена.

Говорит 1-й заместитель С. П. Королева, академик В. П. Мишин:

«Если бы в то время не была бы решена задача доставки ядерного заряда до территории США, Американцы с их союзниками задушили бы нашу страну!»

А что же «Буря». После ряда доработок, «Буря» совершает первый удачный полет в мае 1958г.

Свидетельствует Н. С. Черняков:

«Пошла, оторвалась, не свалилась! Набрала нужную высоту, нужную скорость. Здесь напряжение беспредельное! Трудно выдержать такое. Легла на курс. Пошла! Не отклонилась! Нормально. Ну, тут прыгают все, целуются, радуются! Это ни с чем не сравнить, и никак не описать! Это надо пережить...»

Последующие испытания показали феноменальные способности ракеты и выдали ряд рекордов, в том числе полет на скорости 3500 км/ч на дальность 4000 км! При этом она имела преимущества перед баллистической ракетой Королева. Запуск баллистической ракеты засекались натовскими службами слежения, в наивысшей точке траектории полета. Они знали, когда производился запуск Р-7, и вычисляли точку прибытия ракеты. Словом, они знали о Р-7. Но «Буря» могла лететь гораздо ниже и могла совершать маневры в любой заданный момент, поэтому рассчитать её полет, определить место старта или попадания, западные службы были не в состоянии. Специалисты НАТО еще долгие годы были в неведении о существовании такого аппарата у СССР. Было выполнено еще несколько испытательных полетов, где была достигнута заданная дальность в 8000 км.

Рассматривалась вероятность использования на «Буре» силовой установки на ядерном топливе. Но эта разработка не получила широкого развития.

Закрытие программы

«Буря» полетела, но слишком поздно. Ракета Королева Р-7 опередила её на год с лишним. Раньше «Бури» закончила испытание и ракета Р-16, сконструированная в КБ Михаила Янгеля, которая была более перспективной для военных разработок, чем даже ракеты Королева. Позже, именно ракеты М. Янгеля использовались в качестве стратегического «щита» и «меча» СССР, предоставив ракетам Королева осваивать космос. Страна, задавленная оборонными расходами, не могла себе позволить еще одну программу. Тем не менее, КБ Лавочкина предложило руководству вариант создания на базе «Бури» высотного пилотируемого фоторазведчика большой дальности. И 5 февраля 1960 г. выходит постановление правительства о разработке такой модификации «Бури». Стали поговаривать о перспективе вывода второй ступени в космос, с последующим возвращении её на землю. Однако, 9 июня 1960 г. Семен Алексеевич Лавочкин скончался. Проект просуществовал до конца года и был закрыт, единоличным решением Н. С. Хрущева.

Заключение

Есть мнение, даже уверенность современников и соратников С. А. Лавочкина, что если бы не его кончина, возможно, именно КБ Лавочкина выпустило бы в космос первый челнок, гораздо раньше американского «Шаттла». Американцы смогли перенять и использовать конструкцию С. А. Лавочкина лишь через четверть века. Реализовав её в своем «Шаттле» только в 12 апреля 1981 г. в День Космонавтики. Нашей космонавтики! Это можно расценить по всякому, в том числе и как дань уважения.

Специалисты всех конкурирующих КБ и ОКБ, связанные с авиационной и космической техникой, были единодушны во мнении: «Программу «Бури» закрывать было нельзя!»

Говорит 1-й заместитель С. П. Королева, академик В. П.Мишин:

«Я считаю, что закрытие «Бури» было большой ошибкой. Таких ошибок советское правительство делало очень много. Но закрытие проекта по «Буре», когда «Буря уже начала летать, было грубейшей ошибкой».

Проживи Семен Алексеевич Лавочкин еще лет 10, и кто знает, может быть «главное дело» его жизни сделало бы его не менее известным в мире конструктором, в сфере освоения космоса, чем С. П. Королева его космические корабли. Но время распорядилось по-своему. Его запомнили, в основном, как замечательного конструктора авиационной техники в СССР.

Что ж, история имеет только один сценарий. И все события прошлого расстановлены строго, согласно ему...

Конструктор Наум Семенович Черняков, позже, стал главным конструктором сверхзвукового Т-4 ОКБ Сухого, ставшего очередным, непревзойденным шедевром советского авиастроения.

Технические данные Ла-350 «Буря»

Ускорители

Маршевая ступень

Первый полет

Размеры

Диаметр корпуса, м

Расстояние между ускорителями, м

Размах крыла, м

Площадь крыла, м 2

Угол стреловидности крыла по передней кромке

70ВВВВВВ°

Массы

Стартовая, кг

Пустой, кг

Масса боеголовки, кг

Силовая установка

Двигатели

2х 4 ЖРД Р-11 С2.253 (С2.1100)

СПВРД РД-012У

Лётные данные

Максимальная скорость, М=

Высота полета, км

Дальность полета

Межконтинентальная крылатая ракета "Буря" - бабушка "Бурана".

Об этой ракете до 1992 года, практически ни кто не знал ни в стране ни в мире, поэтому думаю, многим будет интересно узнать об этом шедевре отечественных ракетостроителей появившемся в далёкие 50-е.

В 1949г. когда еще не была принята на вооружение ракета Р-1 встал вопрос о межконтинентальном носителе ядерного заряда. Каким он должен быть - баллистической или крылатой ракетой, или может быть стратегическим бомбардировщиком? С.П. Королев представил на научно-технический совет НИИ-88 эскизный проект ракеты Р-3 с дальностью стрельбы 3000км.

Сергей Павлович Королёв

В пояснительной записке к проекту он писал, что одним из перспективных направлений в развитии ракет дальнего радиуса действия является разработка крылатых ракет (Королев занимался ими еще в 30-е годы). Не все в совете Главных конструкторов поддерживали идею работы над межконтинентальными крылатыми ракетами (МКР). Королев собрал группу энтузиастов, которые взялись за исследование возможных схем таких ракет. Так в структуре королевского ОКБ-1 появилась лаборатория И.М. Лисовича. Основной проблемой было создание системы управления для МКР.

Б.Е. Черток предложил создать систему ориентации по звездам (систему астронавигации) для чего необходимо было решить ряд серьезных проблем.

Борис Евсеевич Черток

Ориентация по звездам осложнялась тем, что сильное влияние оказывали световые помехи (полярные сияния, серебристые облака, другие, «ненужные», звезды, солнце). Необходимо было создать прибор который не только бы «находил», «опознавал», но и надежно удерживал звезду в поле зрения прибора. Эта проблема была решена применением гироскопической стабилизации оптической системы которая позволяла удерживать направление на звезду, даже если она на время исчезала из поля зрения. Для определения угловой высоты звезды над горизонтом была впервые создана гировертикаль. Было разработано программное устройство на основе кулачкового механизма, выдающее команды на автопилот. Сейчас, когда компьютеры вошли в нашу жизнь, эта конструкция может показаться смешной. Но прибор, несмотря на свою простоту, давал прекрасные результаты: погрешность по углу не превышала одной угловой минуты. Действующий макет системы управления был изготовлен и готов к установке на самолет к началу 1952г. В течение 1952-1955гг. система была испытана сначала в 10 полетах на самолете Ил-12 по маршруту Москва - Даугавпилс протяженностью 700км. а затем было выполнено четыре высотных полета на реактивном Ту-16 дальностью 4000 км. Испытания показали, что за 5-6 часов полета система накапливала ошибки в пределах 3-7км. что по тем временам было хорошим результатом.

Работы подстегивались сообщениями из-за океана о начале разработки американской фирмой «Норт Американ» в 1950г. МКР «Навахо». Данные разведки подтверждали, что «Навахо» - это сверхзвуковая МКР с дальностью полета до 6500км. Приходилось торопиться с ответом.

МКР “ Навахо “

Выполненные к началу 1952г. в НИИ-88 исследования и разработки позволяли говорить о возможности, в случае создания мощного сверхзвукового прямоточного воздушно реактивного двигателя (СПВРД) с удельной тягой не менее 1700 кгс/кг, разработки и построения двухступенчатой МКР с дальностью полета до 8000км. при стартовом весе 90-120т. Первая ступень МКР должна иметь мощный ЖРД, который при вертикальном старте забрасывал вторую ступень с боеголовкой на высоту 15-20 км, где происходило разделение ступеней. Далее вторая крылатая ступень с помощью СПВРД совершала горизонтальный полет и доставляла боеголовку к цели.

В 1954г. Королев вынужден был отказался от дальнейших работ над МКР и сосредоточить все силы на азработке первой советской МБР Р-7. Все материалы вместе с лабораторией Лисовича были переданы в Министерство авиационной промышленности. В мае вышло постановление Совета Министров СССР о разработке ежконтинентальных носителей ядерного заряда. Вместе с МБР Р-7, разработка которой поручалась Королеву, предусматривалась разработка «легкой» МКР «Буря» и «тяжелой» МКР «Буран». Разработка первой ракеты поручалась КБ С.А. Лавочкина, а второй - КБ В.М. Мясищева.

Семён Алексеевич Лавочкин

Владимир Михайлович Мясищев

Рождение «Бури»

Главным конструктором «Бури» (изделие 350 или Ла-350) у Лавочкина был назначен Н.С. Черняков.

Наум Семёнович Черняков

«Буря» представляла собой двухступенчатую МКР со стартовым весом 98т. способную доставить боевую часть массой 2350кг/ на расстояние 8500км. 1-ю ступень «Бури» составляли два ускорителя, состоящие из топливных баков и четырехкамерного ЖРД Р-11 разработки ОКБ-2 Исаева. В топливные баки каждого ускорителя заправлялось 20840кг. окислителя и 6300кг. горючего. В струе газов ЖРД располагались газовые рули, обеспечивающие управление ракетой на начальном участке полета. После набора скорости газовые рули сбрасывались и управление полетом осуществлялось воздушными рулями и стабилизаторами, установленными на ускорителях. Ускорители симметрично располагались под крыльями маршевой (второй) ступени и крепились к ее фюзеляжу на четырех узлах каждый. Вторая ступень представляла собой крылатую ракету со среднерасположенным тонким треугольным крылом малого удлинения (стреловидность по передней кромке 70градусов). В носовом отсеке располагалась боевая часть, а в середине корпуса в охлаждаемом отсеке располагллась система управления. Датчики астронавигационной системы закрывались жаропрочными пластинами из кварцевого стекла. Астронавигационную систему управления разработал филиал НИИ-1, руководимый Р. Чачикяном. Ступень была оснащена СПВРД РД-012У конструкции М.М. Бондарюка.

Стартовала «Буря» вертикально с железнодорожной платформы, и после разгона стартовыми ускорителями до скорости М=3 на высоте 18-20км. СПВРД выходил на режим максимальной тяги и ускорители сбрасывались.

“ Буря “ на ж.д. платформе

Далее полет до района цели происходил с постоянной скоростью М=3,15-3,2 и плавным набором высоты (по мере выработки топлива) до 25,5км. На маршевом участке полет корректировался с помощью системы автоматической астронавигации «Земля». При приближении к цели маршевая ступень должна была переводиться автопилотом в крутое пикирование на цель с отделением боевого ядерного заряда на высоте около 18км. По результатам самолетных испытаний вероятное отклонение от цели не должно было превышать 10км. В конструкции «Бури» впервые нашел применение титан. Этот металл сохранял высокие механические свойства при значительных температурах, возникающих в условиях д лительного полета на больших сверхзвуковых скоростях. Для обеспечения возможности его применения в ОКБ-301 Лавочкина впервые в Советском Союзе была разработана и внедрена технология сварки титана, а также некоторые виды механической обработки этого материала. Вместе с титаном в конструкции «Бури» использовались и другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметизации, изоляции, остекления и т.д. Большинство из них к моменту создания «Бури» были не освоены в СССР, и их внедрение шло параллельно работам над ракетой.

Эскизный проект «Бури» был выполнен в августе 1954г. После рассмотрения заказчиком эскизный проект ракеты был доработан вес боевого заряда увеличили с 2,1 до 2,35 тонны. Это повлекло за собой изменения в конструкции и, соответственно, отразилось на сроках. Вес МКР несколько увеличился. Для первой ступени ракеты «Буря» в ОКБ-2 Исаева с 1954г. разрабатывался четырехкамерный ракетный двигатель С2.1100 с турбонасосной системой подачи топлива. Техническая документация для “Бури” была завершена в 1957г. и вскоре было начато производство опытного экземпляра. Параллельно с ним на заводах в Куйбышеве была запущена серия ракет для проведения летных испытаний. Всего было изготовлено 19 ракет.

заправка топливом МКР “ Буря “

старт МКР “ Буря “

Летные испытания начались 31 июля 1957г. на полигоне Владимировка. При попытке первого запуска 1 августа взорвался клапан в одном из ускорителей по чистой случайности все не закончилось взрывом самой ракеты. Первый раз ракета оторвалась от пускового устройства 1 сентября, но из-за преждевременного сброса газовых рулей

ракета потеряла управление, упала и взорвалась недалеко от старта. При втором пуске ракета взорвалась на 31 секунде полета, в третьем -на 63, в четвертом -на 81. В это время (в конце 1957г.) были прекращены работы по «Бурану», который так и не успел совершить ни одного полета. Только в пятом полете 22 мая 1958г. первая сту-

пень отработала положенные 90,5 сек до отделения. На высоте 17,3км. при скорости М=2,95-2,97 в этом полете впервые был запущен СПВРД, успевший проработать до окончания топлива 29,5сек. Первая попытка шестого запуска снова была неудачной из-за отказ ускорителей ракета осталась на старте. Следующая попытка сделана 3 июля -

пуск состоялся но на 56-й секунде полета произошел отказ автопилота. В седьмом полете 13 июля маршевая ступень потеряла устойчивость на 96-й секунде из-за нештатного отделения ускорителей. В восьмом полете 10 сентября удалось запустить СПВРД, который неустойчиво проработал 65 сек. Девятый полет 28 декабря продолжался 309 сек. до взрыва топливного бака. В десятом - 29 марта 1959г. была достигнута продолжительность полета 25мин. 20сек. и дальность 1315км. Одиннадцатый запуск состоялся со второй попытки 2 октября 1959г. программа полета была выполнена полностью. Полет продолжался 33,5 минут по замкнутой трассе при крейсерской скорости М=3,15. При начальной высоте 17км. была достигнута дальность 1766км. Полеты по короткой трассе без использования системы астронавигации на этом завершились.

На «Бурю» установили систему астронавигации и последующие полеты осуществлялись на максимальную дальность в направлении Камчатки. Первая попытка включения навигации по звездам была произведена в 12-м полете который продолжался чуть более 10 минут.

В 13-м полете была достигнута дальность 5500 км. ракета была оснащена модернизированными ускорителями с двигателями С2.1150 и СПВРД РД-012У. Но к тому времени первые МБР Р-7 встали на боевое дежурство, проводились летные испытания МБР Р-16 М. Янгеля. Эти ракеты могли преодолеть любую противовоздушную оборону тех лет,

имели большую скорость полета, относительно простую конструкцию и т.д. Было принято решение ограничить стратегический ракетный парк страны баллистическими ракетами от крылатых ракет решено было отказаться. «Буря», только начавшая летать опоздала. Согласно постановления правительства от 5 февраля 1960г. работы по проекту МКР «Буря» были прекращены, но работы над вариантом беспилотного фото-разведчика большой дальности и мишени были продолжены, но ненадолго. В июне 1960г. скончался генеральный конструктор Лавочкин, проект азведчика просуществовал до октября, а мишени - до начала следующего года. Было произведено 4 пуска «Бури» в интересах создания фоторазведчика и скоростной высотной мишени для комплекса ПВО

«Даль». 23 марта 1960г. за 2 ч. 4 мин. полета на высоте 18-24,5км. при скорости М=3,2-3,15 ракета преодолела 6500 км! Захват навигационной звезды произошел на 114-й секунде полета. Полет завершился после полной выработки топлива (заправка во всех испытательных полетах была неполной). Последний полет состоялся 16 декабря дальность составила 6425км. Всего произведено 17 (по другим данным 18) пусков.


Буря в полёте


«Буран», который не поднялся


МКР «Буран» начала создаваться в ОКБ-23 Мясищева позже «Бури». И когда «Буря» уже совершила свой первый полет «Буран» был еще только в чертежах. Главным конструктором первого «Бурана» был Г.Н. Назаров. По своей схеме «Буран» практически не отличался от «Бури». Первая ступень состояла из четырех ускорителей с двигателями Глушко. Разделение первой и второй ступеней. происходило на высоте 18200м.

Вторая ступень, собственно крылатая ракета, строилась по классической схеме с треугольным крылом стреловидностью 70° с тонким сверхзвуковым профилем. Корпус был выполнен из титановых сплавов. Оперение - крестообразное, с аэродинамическими рулями. Она оснащалась СПВРД РД-018 конструкции того же Бондарюка. Расчетная дальность стрельбы для «Бурана» составляла 9000км. Подтвердить характеристики ракеты не удалось т.к. полет ее так и не состоялся.

К тому времени уже начала летать «Буря» - страна не могла себе позволить два проекта МКР с близкими характеристиками. Программа МКР «Буран» была закрыта в ноябре 1957 г. КБ Мясищева полностью переключилось на работу над стратегическим бомбардировщиком.

За океаном.

Когда в СССР начались работы над «Бурей» и «Бураном», в США уже велись разработка МКР "Навахо". Характеристики этих разработок как и их судьба были схожими.Так же как и «Буря»,«Навахо» полетела, но не была доведена до конца. В июле 1957г. работы над МКР были прекращены. К крылатым ракетам вернулись через двадцать лет, но это уже другая история...

МКР «Навахо» «Буря» «Буран»

Стартовая масса т. - 66,2 - 98,3 - 175

Полная длина м. - 25,1 - 19,9 - 27

Дальность полета км. - 5400 - 8500 - 9000

Высота полета км. - 22-24 - 18-25 - 18-20

Скорость полета км/час. - 3450 - 3350 - 3350

Масса ГЧ кг. - 2250 - 2350 - 3500

КВО км. - 10

УСКОРИТЕЛИ

Количество шт. - 1 - 2 - 4

Стартовая тяга т. - 128,45 - 2х68,6 - 4х70

Стартовая масса т. - 2х27

Длина м. - 23,1 - 18,9 - 19,1

Диаметр м. - 1,83 - 1,45 - 1,2

Горючее спирт ТГ-02 керосин

Окислитель жидкий азотная жидкий

кислород кислота кислород

МАРШЕВАЯ СТУПЕНЬ

Взлетная масса т. - 40,9

Число СПВРД шт. - 2 - 1 - 1

Тяга кг. - 2х3940 - 7750 - 13500

Длина м. - 20,7 - 18,0 - 23,3

Диаметр м. - 1,83 - 2,2 - 2,4

Размах крыла м. - 8,72 - 7,75 - 10,6

Площадь крыла кв.м. - 38,9 - 60 - 98

По другим данным в качестве окислителя в ускорителях «Бурана» использовалась азотная кислота (пусковое горючее ТГ-02)

Буря (Изделие«350») - первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета наземного базирования, разработанная в середине 1950-х годов в СССР в ОКБ-301 под руководством Лавочкина С. А..

Её производство было обусловлено настоятельной необходимостью опережающих действий по созданию ядерного оружия.

29 августа 1949 года в СССР была испытана первая ядерная бомба, в 1953 году Советский Союз провёл успешные испытания первой водородной бомбы.

Однако наличие ядерной бомбы еще не говорило об обладании страной ядерным оружием. Оружие надо уметь применить против противника, а для этого необходимо было разработать средство доставки ядерной бомбы на территорию противника. Такие носители (стратегические бомбардировщики) в то время были созданы в КБ Андрея Николаевича Туполева и Владимира Михайловича Мясищева. Но, в связи с развитием средств ПВО, в том числе и зенитных управляемых ракет (ЗУР), потребовалось создать новые, менее уязвимые, стратегические носители ядерного заряда.

Оставался единственный вариант – создать ракетный носитель ядерной бомбы, способный совершить полет на сверхзвуковой скорости, значительно превышающей скорость звука, и доставить бомбу на территорию противника.

В результате проведенных исследований были определены два направления – создание межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и межконтинентальных крылатых ракет (МКР). В связи с разделением работ по министерствам получалась негласная конкуренция между разработчиками МКР и МБР. Кто первый осуществит проект и достигнет требуемой дальности полета 8000 км? Международная обстановка подстегивала к скорейшему решению таких задач.

20 мая 1954 г. вышло постановление СМ СССР № 957-409 о разработке двух типов межконтинентальных крылатых ракет-носителей ядерного заряда для поражения целей на территории США. Поисковая работа конструкторских коллективов получила наименование «КРМД» — крылатая ракета межконтинентальной дальности.

Постановление предусматривало параллельную работу над двумя ракетами: более легкой (для доставки атомной бомбы) — заводской шифр «350» или «Ла-350 или «Буря», которая поручалась ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина, и тяжелой (для доставки водородной бомбы) — заводской шифр ракеты «42/41» или «Буран», которая поручалась ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева.

Задание Лавочкину на создание «Бури», в конце 1953 года дал сам Вячеслав Малышев, легендарный нарком танковой промышленности, заместитель председателя Совета министров СССР, руководитель Министерства среднего машиностроения — огромного атомного военно-энергетического концерна Союза. Обращаясь к Лавочкину и его заместителю Науму Чернякову, ставшему главным конструктором «Бури», он сказал: «Состоялось решение правительства о том, что необходимо создать летательный аппарат способный доставить до Америки атомную бомбу. Если вы выполните эту работу в срок, мы вам поставим при жизни памятники ».

Но сам Малышев не смог оценить результаты работы Лавочкина и его команды, поскольку умер от лучевой болезни через четыре года после посещения в 1953 году Семипалатинского полигона, на котором производились испытания первой советской термоядерной бомбы.

В 1954 году Лавочкин начинает работу над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря».

Составная двухступенчатая крылатая ракета «Буря» должна была обеспечить дальность полета 8000 км при стартовом весе 90 т.

Первая ступень имела мощный жидкостной ракетный двигатель (ЖРД), с помощью которого должны были осуществляться вертикальный старт, разгон и набор высоты до момента разделения со второй ступенью. Вертикальный старт к тому времени был уже хорошо отработан на практике применения баллистических ракет и не требовал сложных стартовых сооружений.

Вторая ступень составной ракеты была крылатой, в качестве двигателя, который должен был работать на всем маршруте, предлагался сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД).

«Буря» смогла летать на трех скоростях звука, неся ядерную бомбу и ориентируясь по звездам. Отклонение машины от цели составляло не более 1 км на дистанции 8000 км. Корпус — титановый.

Летно-конструкторские испытания ракеты «Буря» начались в конце июля 1957 года на полигоне ВВС – Владимировка, а уже 1 сентября того же года первая МКР «Буря» ушла со старта.

Первый же удачный пуск (пятый) состоялся 22 мая 1958 года. В девятом пуске — продолжительность полета составила 309 секунд. В десятом и одиннадцатом пусках были получены рекордные для того времени результаты — ракета улетела на 1350 км при скорости 3300 км/ч и на 1760 км при скорости 3500 км/ч соответственно. В СССР в атмосфере на скоростях порядка М=3 так далеко еще не летал ни один аппарат. При пуске 2 декабря 1959 года ракета, оснащенная системой астронавигации, пролетела 4000 км. Это был абсолютный рекорд. После выполнения программы полета ракета была развернута на 210 градусов и далее летела по радиокомандам.

Следующие пуски (с пятнадцатого по восемнадцатый) были произведены по длинной трассе — полигон Владимировка (севернее Каспийского моря) — полуостров Камчатка. Последний пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 года.

Но к тому времени уже была поставлена на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 Королева. С другой стороны, в 1960 году уже имелись готовые ракеты на различные дальности, разработанные в КБ Владимира Николаевича Челомея и Михаила Кузмича Янгеля. Эти ракеты могли преодолеть любую противовоздушную оборону тех лет, имели большую скорость полета, относительно простую конструкцию и т.д.

Генеральный конструктор Семен Лавочкин пытался доказать, что не стоит отказываться от крылатого летательного аппарата с уникальными летно-тактическими данными. Он предлагал использовать «Бурю» как беспилотный фоторазведчик большой дальности или как ракету-мишень. Но его доводы не были приняты во внимание.

Характеристика

Первая ступень

Маршевая ступень

Длина ступени, м 18,9 18
Диаметр корпуса, м 1,60 2,20
Размах крыла, м 7,746
Площадь крыла, м² 60
Взлётная масса, кг 2 × 27 000 40 860
Сухая масса, кг 2 × 4 000 13 000
Двигатель 2 четырёхкамерных
ЖРД С2.1150
ПВРД РД-012У
Тяга двигателя, кгс 2 × 68 400 7 650
Компоненты топлива Окислитель -
азотная кислота.
Горючее - амины
Керосин
Крейсерская скорость,
число М
3,1 ÷ 3,3
Высота полёта, м 17 000 ÷ 25 000
Расчётная дальность, км 8 500