Беседа про лес в детском саду в подготовительной группе. Конспект занятия в подготовительной группе "беседа о лесе"

На территории нашей Родины встречаются разные леса: хвойные, лиственные и смешанные.

Леса, в которых растут ели, сосны, лиственницы, пихты, кедры называются хвойными. У этих пород деревьев на ветках не листья, а зеленые иглы — хвоя.

В лиственных лесах растут березы, осины, дубы, липы, клены, ясени. Ветки некоторых деревьев (дуба, клена, ясеня и т.д.) украшают листья — крупные, широкие, потому такие леса и называют широколиственными.

Как вы думаете, какие леса называются смешанными?

Верно! В смешанных лесах бок о бок растут дубы и ели, березы и сосны, осины и лиственницы, т.е. хвойные и широколиственные деревья.

Существует три основных вида лесов: хвойные (20% всех лесов России), широколиственные (30%) и смешанные (50%).

Хвойные леса, в свою очередь, подразделяются: на еловые (ельники), где преобладают ели; сосновые (сосняки), в которых главное дерево — сосна; лиственничные — самые светлые из хвойных лесов, их основу составляет лиственница; пихтовые, в которых больше всего пихт, и кедровые (их называют кедрачи), где главное дерево — кедр.

Широколиственные леса тоже подразделяются на несколько видов: дубовые — называют дубравами (вы, наверное, уже догадались, что главное дерево в дубраве — могучий дуб); березовые — называют березняками (в них преобладает береза); осиновые — называют осинниками (здесь больше всего осин).

Вопросы

1. Какие леса встречаются на территории нашей страны?

2. Какие породы деревьев относятся к хвойным?

3. Что растет на ветках хвойных деревьев — иглы или листья?

4. Какие деревья преобладают в широколиственных лесах? Почему эти леса так называются?

5. Какие виды широколиственных лесов вы знаете?

6. Расскажите о смешанных лесах. Какие деревья в них растут?

Еловый лес

Поговорим подробнее о еловых и сосновых лесах.

Еловый лес иногда называют еловым бором, а иногда — ельником. Главное дерево в еловом лесу — ель. Я уверена, что вам она хорошо знакома. Ведь пушистая елочка, украшенная сверкающими шарами, бусами и гирляндами, — наша новогодняя гостья! Она появляется у нас дома перед зимними праздниками — Новым годом и Рождеством — и приносит чудесный смолистый аромат.

Послушайте стихотворение.

Новогодние деньки

Новогодние деньки!

Снег морозный, колкий,

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

Бусы зазвенели,

Пахнет свежестью лесной

От смолистой ели.

Как выглядят ели?

Ели — высокие могучие деревья. Растут они очень медленно, но живут долго: 500 или 600 лет. Ветви и стволы елей — замшелые, смолистые, зеленовато-серые. Про ель говорят: «Зимой и летом одним цветом». Ведь это хвойное дерево в любое время года зеленое, а хвоинки опадают с него один раз в пять-семь лет. Если с нарядной лесной опушки, залитой ярким солнечным светом, войти в ельник, сразу окажешься в зеленовато- влажном сумраке, почувствуешь прохладу и свежесть. Еловый лес — тенистый, влажный. Стволы покрыты мхом, с ветвей свешиваются лишайники. Ели — теневыносливые деревья, им нравится влажная почва, а в сухих местах они не растут.

Какие растения окружают ель в лесу?

Растения, привыкшие жить под плотным навесом ее колючих темно-зеленых лап, в густой тени. Землю в ельниках покрывает мягкий сплошной ковер мхов. Он всегда зелен — зимой и летом: один похож на крошечные пальмочки, другой напоминает шелковистые светло-зеленые перышки, третий — уменьшенные резные листья папоротника.

На ковре мхов выделяются невысокие кустики черники, ее молодые серебристо-зеленые веточки покрыты мелкими гладкими листочками. В июле —августе на кустиках созревают ягодки — черные, с синим отливом, с сочной и сладкой мякотью. Еловый лес, в котором много черники, называют ельником-черничником.

В тех местах ельника, где почва богаче питательными веществами, можно увидеть невысокие изящные стебельки кислицы, украшенные тремя листками, выходящими из одного черешка (их называют трилистниками). Еловые боры, в которых на моховом ковре зеленеет кислица, называют ельниками-кисличника- ми.

Весной под колючим пологом еловых ветвей раскрываются белые цветы майника, седмичника, кислицы.

Знаете ли вы, почему в ельнике цветы белые, а не голубые, красные или лиловые?

Дело в том, что ветер редко залетает в нижние этажи ельника, поэтому воздух там неподвижный. Опыляют весенние цветы только шмели и пчелы, а белый цвет лепестков для них лучше заметен в полумраке елового бора.

Послушайте стихотворение.

В смолистом ельнике

Забреду в смолистый ельник,

Где и в знойный полдень тень,

Вижу рыжий муравейник

И большой замшелый пень.

В сарафанчике из ситца

Мне головкой вслед кивнет

Белолицая кислица,

Что на старом пне цветет.

Послушайте сказку.

Цветы ельника

Жил-был старичок-лесовичок. Однажды жарким летним днем брел он по лесу и ворчал себе под нос:

— Что же это такое, в самом деле? Во всем лесу прохладного местечка не сыщешь. Повсюду так и пышет жаром. А листва-то, листва — зелеными кострами на солнце горит. Пойду-ка в ельник, может быть, там попрохладней будет.

Старичок-лесовичок отодвинул колючую еловую ветку и вошел в зеленоватый полумрак густого елового бора.

— Ах! Ну и славно же здесь! Прохладой веет. Посижу-ка я на пенечке, да и вздремну немножко.

Уселся старичок-лесовичок на пенек, подпер голову руками и задремал.

Вы спросите, а какой он из себя — этот старичок-лесовичок? Я вам отвечу. Маленький, седенький, лицо у него доброе-предоброе, все в морщинках, нос картошкой, а глаза под густыми бровями голубые, как незабудки.

Рубашка у старика тоже голубая, под цвет глаз. Эту рубашку ему сама Весна-красна из лепестков незабудок сшила. Серый зайка лесовику из липового лыка лапоточки сплел, мышки из полевых травинок поясок к рубашке связали, а лисонька-лиса штанишки из кленовых листьев смастерила.

Сидел старичок-лесовичок на пеньке, подремывал, да вдруг и проснулся.

Старичок-лесовичок на всякий случай за густыми еловыми ветвями схоронился.

А ребятишки тем временем стали в салочки играть, перекликаться-аукаться да ягодку-чернику собирать.

Надоело старичку прятаться, он и вышел из-за ели.

Ребята его увидели, обрадовались.

— Здравствуйте, дедушка! Вы что в лесу делаете? — спрашивают они.

— В лесу-то я живу! Это мой дом. Нравится вам у меня в гостях?

— Нравится! — отвечают дети хором.

— Что же вам здесь нравится, расскажите.

— Да все нравится! Тенисто здесь, не жарко, — сказал маленький светловолосый мальчик Ваня.

— Сладких ягод много!

Только одна девочка опустила голову и промолчала, ничего не сказала старику-лесовику.

— Как тебя зовут? — спросил ее старичок.

— Аня, — ответила она.

— Тебе что, Анечка, в ельнике не нравится? — спросил старичок.

— Здесь цветочков нет, — тихо ответила девочка. — А я их очень люблю!

Старичок-лесовичок огляделся по сторонам. И вправду, цветов в ельнике не было.

— Какие же цветы тебе нравятся? — продолжал он расспрашивать.

Девочка на минутку задумалась, а потом ответила:

— Колокольчики, клевер, одуванчики!

Старичок вздохнул.

— Эх, жаль, Анечка, но эти цветы в ельнике расти не могут. Для елового бора только белые цветы подходят. А колокольчики-то ведь лиловые, клевер — розовый, одуванчики — желтые.

— Почему только белые? — удивилась девочка.

Как вы думаете, почему?

— Потому что лиловые, синие, красные и желтые цветы в темной еловой чаще не найдут ни пчелки, ни шмели и опылить их не смогут. А вот белые — сразу заметят и полетят к ним! Вот что, ребятки! Приходите в ельник следующей весной. Будут здесь цветочки!

Ребятишки еще немного побегали, поиграли, а потом попрощались с добрым старичком и ушли домой.

А старичок-лесовичок отправился по тропинке к самому большому лесному муравейнику. В этом муравейнике, похожем на настоящий дворец, жил Муравьиный царь.

Стал старичок-лесовичок кликать Муравьиного царя. Когда тот появился, старик попросил его:

— Не в службу, а в дружбу, помоги мне, Муравьиный царь, ельник цветами украсить.

— Что ж, помогу, — согласился царь. — Ведь и ты нам помогал муравейник поправить, когда неуклюжий медведь его чуть не раздавил своей лапищей. А что надо делать-то?

— Прикажи своим подданным принести в ельник по одному семечку кислицы. В награду они получат лакомый кусочек, который семечко для них припасло.

— Что ж, будь по-твоему, — пообещал Муравьиный царь и приказал муравьям принести в ельник семена кислицы.

Муравьи так и сделали — принесли семена. Матушка-земля приютила их, а щедрый дождик водицей полил.

На другой год выросла кисличка-невеличка и раскрыла свои нежные белые чашечки. Будто крошечные восковые свечи замерцали в лесной чащобе.

Стало в ельнике светлее и веселее!

Пришли ребятишки весной в лес и обрадовались — кругом белые цветы рассыпались.

Не обманул их старичок-лесовичок. Украсил темный ельник цветами. И Анечка рада была, доброго старичка не забыла поблагодарить.

К концу лета на елях вырастают крупные смолистые золотисто-коричневые шишки. Внутри них спрятаны крылатые семена. Выпавшее из шишки семечко долго кружится в воздухе, налетевший ветерок уносит его подальше от материнского дерева.

Многие звери и птицы дружат с еловым бором.

Вспомните, кто из лесных обитателей любит угоститься семенами елей.

Белочка ловко срывает с веток шишки и прячет их в свою лесную кладовку — запасает на зиму. Медведь осенью нагуливает жирок перед долгой спячкой и тоже лакомится семенами шишек. Осенью прилетают в еловые леса дятлы. Сорвав шишку, дятел закрепляет ее в развилках ветвей или продалбливает своим сильным клювом углубление в коре дерева, вставляет в него шишку и длинным языком с крючком на конце ловко достает семена. Нарядные клесты — постоянные обитатели зимнего ельника. Своим крестообразным клювом эти птицы легко и быстро вылущивают семена шишек, еды у них всегда вдоволь, а потому не страшен им и трескучий мороз.

Удивительно красив еловый бор зимой!

Послушайте стихотворение.

Берендеево царство

В небе гаснет пламенный

Золотой костер,

В глыбах белокаменных

Замер хвойный бор.

Снег укутал дерево

С головы до ног,

Царство Берендеево,

Сказочный чертог!

Порой залетят в ельник красавцы-снегири, рассядутся на заснеженных лапах, и зажгутся снега розовым сиянием. Отдохнут птицы и дальше полетят — поближе к жилью, в сады, парки, где на кустах еще ждут их замерзшие, но вкусные ягоды.

Послушайте стихотворение.

Зимний ельник

Пышно матушка-зима

Ели наряжает:

Ледяная бахрома

С хвойных лап свисает.

Может, отблески зари

На снегах зарделись?

Нет, красавцы-снегири

В зимний бор слетелись!

Вопросы

1. Какой лес называют еловым?

2. Какое основное дерево в еловом лесу?

3. Как выглядит ель?

4. Как выглядит еловый лес?

5. Какие еловые леса называют ельниками-черничниками и почему?

6. Какие еловые леса называют ельниками-кисличниками и почему?

7. Почему в еловых лесах растут только белые цветы?

8. Как выглядят еловые шишки?

9. Какие звери и птицы питаются семенами еловых шишек?

Сосновый лес

Представьте, что вы оказались в сосновом лесу. Здесь светло, просторно, как в новом только что срубленном доме. Солнечные зайчики пробегают по стволам, будто играют с вами в прятки. Сосны стройны и красивы. Будто стрелы, уходят ввысь их прямые стволы. Сквозь ажурные кроны сосен льются на землю потоки янтарного света.

Послушайте стихотворение.

Сосновые леса

Шумят сосновые леса,

И сосны — стройные, прямые,

Как будто стрелы золотые, —

Уходят смело в небеса.

Внизу сосновая кора грубая и шершавая, серо-коричневая. Наверху — тонкая, золотисто-оранжевая. Воздух в сосновых лесах особенный — сухой, душистый, целебный. Он пахнет смолой и хвоей. В нем много кислорода и фитонцидов*. Сосновый воздух оказывает оздоравливающее действие на организм.

Как выглядят сосновые иглы?

Верно! Они зеленые, длинные и узкие. На ветках хвоинки-иголочки располагаются парами. Осенью более старые побеги, которым два или три года, сбрасывают пожелтевшие иголки, а хвоинки на молодых ветках остаются ярко-зелеными и не опадают. Поэтому про сосну говорят: «Стоит сосна, зимой и летом зелена».

Шишки на сосне растут долго — два года. Вначале они зеленые, а когда семена в них полностью созреют, становятся коричневыми.

Каким растениям полюбились сосновые леса?

Как и в ельниках, здесь растут черника и брусника, весной белеют нежные цветочки кислицы. Поэтому сосняки, в которых густо разрослась кислица, называют сосняками-кисличниками, а те, где много черники, — сосняками-черничниками. В сосновых лесах встречается и вереск. Это невысокий кустарник с крошечными прелестными розово-сиреневыми цветами, собранными в соцветия. Как и в ельнике, в сосняке ноги утопают в пышных, мягких коврах мха. Растет там мох с красивым названием «кукушкин лен».

Знаете ли вы, ребята, что такое тайга?

«Тайга» в переводе с тюркского языка означает «дремучий». Тайгой называют хвойные леса, расположенные как на равнине, так и в горах, идущие непрерывной полосой. Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток покрыты таежными лесами.

Каких животных приютила тайга?

Их очень много, и занимают они разные лесные этажи.

Под землей прорывают длинные извилистые ходы и устраивают норки кроты, землеройки и мышки. Можно сказать, что живут они в подвальном этаже. Первый этаж хвойных лесов занимают ежи, зайцы, бурундуки, лоси и олени, медведи, волки и лисицы. На втором этаже, в дуплах старых деревьев, среди густых колючих ветвей прячутся белки, соболи, куницы, рыси и росомахи. Высоко на деревьях вьют гнезда лесные птицы.

Тайга бывает темнохвойной (в ней растут ели, пихты и кедры) и светлохвойной (лиственницы и сосны).

В середине лета в хвойных чащобах крепко пахнет грибным ароматом. Появляются боровики, рыжики и другие грибы.

Вопросы

1. Какой лес называют сосновым?

2. Какое главное дерево в сосновом лесу?

3. Какие растения растут в ельниках?

4. Как выглядит ель?

5. Как выглядит еловый лес?

6. Какие растения облюбовали сосновые леса?

7. Есть ли в сосняках ковры мха?

8. Что означает слово «тайга»?

9. Где расположена тайга?

10. Какие животные обитают в тайге?

11. Какие грибы растут в еловом и сосновом лесах?

Конспект проведения занятия

по экологическому воспитанию

детей подготовительной группы

«Лес в жизни человека»

Цель : уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

Развивающие задачи:

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).

2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.

3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Словарная работа: березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес.

Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Вот так птички – птички невелички», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «лес».

Ход занятия:

Воспитатель: Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?

От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
И загадку отгадать.

Сейчас я вам ее зачитаю:

Загадка Я люблю гулять по лесу В лесу хожу я каждый день. Все в лесу мне интересно: Каждый куст и каждый пень.

Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дедом Спиридоном.
Я не волшебник, я - …
Дети: Лесник.

Воспитатель : Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего - от дедушки Спиридона. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях. До встречи. Дед Спиридон».

Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на прогулку в лес.

И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.

Без чего не возможно представит лес? (без деревьев)

А какие деревья вы знаете мы сейчас проверим

1. от дровец ее в печи уголечки горячи

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки

А когда растет она-

Белоствольна и стройна.(береза)

А если лист с березы, то он какой? …(березовый)

Если в лесу растут одни березы? …..(березовая роща, березняк)

Что весной собирают с деревьев березы?... (березовый сок)

Он очень полезен, в нем много витаминов, он уталяет жажду в жару.

2. Кузовочки, лапоточки

Что за дерево дает?

И в июле пахнет медом,

Ароматом пчел зовет..(липа)

Какие листья …..(липовые)

А какие дары нам приносит липа?.......(мед липовый, цветки липы заваривают и пьют настой липовый от простуды)

3. дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата….(рябина)

Какие листья?.....(рябиновые)

4. у дерева этого листья немножко

Похожи на пальцы раскрытой ладошки

Какое же дерево шлет нам поклон?

Не дуб, не береза, а дерево…(клен)

Какие же листья у клена?...(кленовые)

5. если на небе появятся тучи

Прячутся птицы под кроной могучей

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями,

Мебель из дерева сноса не знает,

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет

Кто его знает? Подскажет ответ?..(дуб)

Какой лист у дуба?... дубовый

Как называется лес, где растут одни дубы?...(дубрава)

Назовите дары дуба? Кому они нужны?

А как называются деревья о которых мы говорили?... лиственные

Какие еще лиственные деревья вы знаете?...(осина, тополь, кедр, ольха..)

Если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?... (лиственный)

6. это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер…(сосна)

Если в лесу растут одни сосны?.... (сосновый бор)

Сосна- это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов.. смола очень полезна.

7. что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет

А в иголках круглый год…(елка)

Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

Если в лесу растут одни ели?……….(ельник)

Что же у ели и сосны

Вместо листьев?.........хвоя

8. есть у родственницы елки неколючие иголки

Но в отличие от елки – опадают все иголки…(лиственница)

Если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес?...........(хвойный)

Что же приготавливают из этих деревьев?.........

Таблетки, настои.

Ребята, а мы с вами оказались в лесу, где разные деревья, хвойные, лиственные, как лес называется?....(смешанный)

Одним из даров природы, которое человек научился использовать это дерево.

Как мы его используем?...

Мы ходим по деревянному полу, закрываем и открываем двери из дерева, окна, сидим на деревянных стульях, за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Но прежде чем все это сделать, кто же валит лес? …- лесорубы.

Правильно, они валят деревья, обрубают ветки, вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий завод. Где их распиливают на доски, а потом строят дома, заборы, мебель.

Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?...(грибами, ягодами, орехами)

Какие лесные ягоды вы знаете?....(земляника, черника, брусника, малина, костяника)

Какие грибы можно найти в лесу?...(белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок…..)

Грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

Послушайте загадку: «Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый…….мухомор

Можно ли уничтожать мухоморы?

Правильно, нельзя, мухоморы- лекарство для лосей.

Игра « 4-й лишний»

Воспитатель: рассмотрите картинки, назовите, что лишнее?

Малина, черника, земляника, крыжовник

Подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор

А из чего можно приготовить вкусный лесной чай?..(душица, зверобой, иван-чай, земляника..)

Все эти растения какие?... лекарственные

Почему их так называют?.....

Потому что они применяются при лечении разных заболеваний.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Ребята, лесовик Спиридон, в своем письме написал нам рассказ, давайте послушаем..Лесовик: Гулял как-то я по лесу и сочинил рассказ.
«Однажды я пошел в лес и вижу: листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сиди на дупле. Дятел стучит к дереву. Гусеница ползет под веточкой. Заяц убегает к лисе. Цветы растут над деревом.»

Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?.....

(давайте вспомним правила поведения в лесу)…….

“ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

д/и « можно- нельзя»

дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленая – верно, красная- нет0

можно(нельзя) : ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, разорять муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор,

О лесе существует много пословиц, давайте мы их с вами повторим

ПОСЛОВИЦЫ О ЛЕСЕ.

1. Кто лес губит, тот свой народ не любит.

2. Кто умеет добрым быть, тот сможет лес беречь и любить.

3. Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.

4. Рощи да леса – всему свету краса.

5. По лесу ходи – под ноги гляди.

6. Лес и вода – брат и сестра.

7. Растения – Земли украшения.

8. Лес не школа, а всех учит.

9. Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.

10. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

11. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

12. Враг природы тот, кто лес не бережет.

13. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

Молодцы ребята, очень много пословиц о лесе знаете.

Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Мы много с вами узнали о пользе леса: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы наслаждаемся природой. Лес – это наше богатство! Берегите лес!


Анкудинова Елена Юрьевна

Альбина Тихонова
Конспект экологического занятия в подготовительной группе «Здравствуй, дерево!»

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ЗДРАВСТВУЙ ДЕРЕВО »

Составила :

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Улыбка» с. Бижбуляк Бижбулякского района РБ

Тихонова Альбина Валерьевна

Виды детской деятельности : продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель : формировать элементарные представления о жизни деревьев , их взаимосвязи в природе; формировать умение различать и называть (по коре, по листьям, по семенам) лиственные и хвойные деревья ; развивать воображение, логическое экологическое мышление ; воспитывать бережное отношение к природе.

Цель :

Формировать представления о процессах, происходящих в организме

человека и растений. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Учить детей простейшим умозаключением, имитировать характерные движения деревьев .

Материал : проектор, листочки зеленого и желтого цвета.

Предварительная работа : беседа о деревьях , исследование деревьев на участке , заучивание стихов о деревьях , отгадывание загадок, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание аудиозаписи.

Планируемые результаты : умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения, выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при выполнении заданий, активно участвуют в играх.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель :

Организационный момент :

Здравствуй , небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй , солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй , легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок ,

Здравствуй утро , здравствуй день

Нам здороваться не лень (слайд 1)

Ребята, что же такое природа? (Начинается беседа о природе, выслушиваются ответы детей) .

Воспитатель. Действительно, природа – это то, что вокруг нас! Земля, вода, воздух, но нужно помнить, что и мы с вами тоже являемся частью природы. Представьте себе. Если исчезнут вода или не будет воздуха – мы просто все погибнем. Мы не можем жить без этих, на первый взгляд, простых и привычных вещей! Вот поэтому природа сейчас как раненная птица. Она может наказать нас, лишить этих жизненно важных ценностей, но матушка природа просит нас о помощи! Сколько грязных труб отравляют её воздух, а земля впитывает в себя огромное количество ядовитых отходов. Вода загрязняется так, что нефтяными (масляными) пятнами покрываются многие километры водоёмов, убивая навсегда ценные виды рыб, животных и птиц. И об этом нужно помнить каждому живущему на нашей планете «Земля» . Вот и я хочу, чтобы мы хоть чем - нибудь помогли нашей хозяюшке - природе!

Ребята вчера я получила письмо. В данном письме крупными буквами написано «SOS» .

Может кто то знает что означает данное слово? (Ответы детей)

А ещё загадка есть : «Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший, протянет нам десятки рук и тысячи ладошек». (Дерево )

Дети : -Дерево

Воспитатель : - Деревья – украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

А знаете ли деревья вы ? (дети перечисляют названия деревьев )

А где мы можем увидеть сразу много разнообразных деревьев ?

Дети- В лесу.

Воспитатель :

Береза- приносит людям радость и свет. Береза символ России, нашей Родины! И быть ей на наших просторах вечно.

Клён- это дерево стало настоящим украшением парков. У него большие узорные листья, которые имеют пять острых концов. Он красив в любое время года, но осенью особенно приметен.

Дуб- дерево считается долгожителем, часто ассоцируется с мудростью и долговечностью. И не зря. Продолжительность жизни до 5 столетий, хотя в истории встречаются экземпляры, которые живут более 1000 лет.

Рябина- это дерево с красивыми перистыми листьями, которые по своей форме отличаются от других деревьев . Зацветает дерево в начале лета- на нём появляются душистые цветы, которые привлекают пчёл и ос. Интересно, что плоды рябины, которые мы привыкли называть ягодами на самом деле с точки зрения ботаники, называют яблоки.

Липа- в отличии от многих деревьев липа цветет довольно поздно- в конце июля. Липа- лучший медонос. Пчёлы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.

Ива- у этого дерева много имен и родственников. Верба, ива, ветла, лозина, шелестящее дерево - названий и видов очень много.

Ель- хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых . Ёлка может вырастать высотой до 35 м. Первые 10 лет растет медленно- по несколько см в год. Потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет.

Сосна- светолюбива. Она старается быть выше всех деревьев , чтобы быть поближе к солнцу. Сосна- древнейший лекарь. На Востоке считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробы.

Самое страшное для деревьев действия человека :

Вырубка леса;

Лесные пожары;

Надписи на деревьях ;

Неразумная добыча березового сока.

В данном письме говориться. «Ребята, я прошлой весной гуляла по посадке и увидела погибшее дерево . Веточки опушены, листочки все отлетели. И я задумалась, почему же засохла береза; ведь она была такая красивая, нарядная, я, когда проходила мимо нее всегда любовалась ее красотой. Потом я вспомнила, что весной мальчишки набирали с нее сок и не замазали надрез, вот сок весь и вытек, и береза завяла. Вот скажите ребята, приходилось ли вам поранить палец, и что вы при этом видели?

Дети отвечают : кровь

Воспитатель показывает на своей руке вены и говорит о том, что кровь двигается по венам, а помогает ей в этом сердце. Приложите, дети руки к груди слева и в тишине послушайте, как бьется сердце.

У деревьев тоже есть что-то вроде крови. Что это дети?

Ответы детей. (сок березовый)

Воспитатель :

Правильно - это сок. Он похож на кровь, но, правда, он не красный. Подумайте и скажите, чем он полезен, важен сок для деревьев .

Приходилось ли вам собирать весенний сок? Что будет с деревом , если весь сок вытечет?

Воспитатель подводит детей к самостоятельному выводу о том, что нельзя отбирать у деревьев весь сок , оно может погибнуть.

Воспитатель :

Скажите, дети, похожи ли люди на деревья ?

Дети высказывают свои предположения (руки похожи на ветки, туловище на ствол, а ноги на корни, большие деревья похожи на высоких людей).

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки)

Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз)

Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)

За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)

В верх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)

И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх)

Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.)

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе)

Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх)

Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.)

Крыльями махали.

Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)

Ногами топаем. (Притопы на месте)

Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)

И немножечко устали. (Присаживаются.)

Воспитатель : В дереве выделяют три основные части : корень, ствол и крона.

Корень дерева - это , как правило, подземная часть растения. Благодаря корню дерево обеспечивается питательными веществами из почвы.

Ствол дерева служит опорой для кроны, а также осуществляет передачу веществ между корнями и кроной. Снаружи ствол покрыт корой.

Деревья бывают дикорастущими : береза, дуб, ель, ива, каштан, клен, липа, осина, осина, ольха, сосна, тополь, ясень. Такие деревья растут в парках , вдоль дорог, в лесу.

Еще деревья бывают плодовыми : яблоня, груша, вишня, абрикос, алыча, слива, рябина. Такие деревья люди выращивают в саду, ведь они дают вкусные съедобные плоды.

Давайте вспомним какую пользу нам приносит деревья ?

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, дают плоды. Спиленные деревья являются строительным материалом и сырьем : из высушенных стволов делают доски, бумагу.

Из деревьев , точнее из их стволов и веток можно сделать много полезных вещей.

Сначала деревья спиливают .

Затем бревна распиливают на доски.

Затем доски обрабатывают, чтобы они были ровными и гладкими.

Теперь из деревянных досок можно изготавливать различные предметы. Различные бытовые предметы тоже делают из дерева .

Это ложки, доски для нарезки овощей…

Мебель из дерева . Деревянные дома .

Карандаши из дерева . Деревянные игрушки .

Деревянные украшения . Деревянные корабли .

Музыкальные инструменты тоже сделаны из дерева .

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что есть такие деревья чьи листья и плоды используют в лечебных целях.

Отваром из листьев берёзы лечатся от кашля.

Цветы листьев заваривают для лечения простуды.

Цветы каштана используют для растирания.

Отвар из ягод рябины поднимает давление

Отвар из иголок ёлки укрепляет десна.

Затем воспитатель предлагает зарисовать деревья .

Анализ :

Воспитатель : Как вы думаете, а можем сделать чтобы воздух был чистым и свежим?

Дети : Да надо охранять и ухаживать за деревьями . Не жечь костры, не бросать мусор, не пугать птиц, не рубить и не ломать деревья .

Что нового вы узнали?

Где эти знания вы можете применить? Молодцы ребята!

Рефлексия : Если Вам понравилось наше занятие прикрепите зеленый листок. А если Вам что-то не понравилось можете прикрепить желтый листок…

Подробности

Михедова Людмила Григорьевна , воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Сказка» Кулундинский район, Алтайский край с.Кулунда

Беседа «Кора деревьев».

Цель: Формировать представление о коре деревьев.

Задачи: Уточнить понятие «кора», для чего она служит дереву.

Закрепить значения о деревьях, растущих у нас в детском саду.

Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст.

Уточнить и расширить знания о том, для чего нужна древесина.

Познакомить детей с лечебными свойствами коры и деревьев.

Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

Словарная работа: древесина, кора, береста.

Предварительная работа: рисунки деревьев в разные времена года, выставка поделок из древесины, коры, бересты.

Материал: кусочки коры деревьев березы, сосны, тополя, листы голубой бумаги, тесто, семечки.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, в выходные дни я была в лесу. В лесу было красиво. Гуляя по лесу, встретила человека, который осматривал деревья, насыпал корм в кормушки для животных и птиц.

Как вы думаете, кто это был?

А кто такой лесник?

Я шла по тропинке и нашла вот эти кусочки (показываю).

Как вы думаете, что это?

(кора деревьев).

А с каких деревьев?

Для чего деревьям нужна кора?

(она защищает от солнца, мороза, ветра, от того, что бы не вытекал сок).

Молодцы! Я загадаю вам загадку, а вы отгадаете про что эта загадка.

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший

Потянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (дерево).

А из чего состоит дерево?

(Корень, ствол, ветки, крона).

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу

Логти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем.

Крылья мы сложим назад.

Дети, скажите какая кора на стволе?

Какая на веточках?

(На стволе толстая, на веточках тонкая в виде кожицы.)

А что находится под корой деревьев?

(Древесина).

Правильно, а в древесине находятся сосудики, по которым течет сок.

Скажите, а можно по коре определить возраст дерева и с какого дерева кора?

(показываю кору сосны).

Описываем. Сосна стройная, красивая. Словно стрелы уходят вверх прямые сосновые стволы. Внизу кора грубая и шершавая светло - коричневая, а вверху - тонкая золотисто-оранжевая.

Чем ценна сосна?

(Ствол сосны дает строительный материал, а смолу называют «живица лечебная», заживляет раны соком хвои и настоем почек. Лечат кашель, простуду. Хвойные ванны успокаивают организм человека).

(показываю кору тополя).

Высокий, стройный тополь с зеленовато серым гладким стволом и густой зеленой кроной, украшает площади и улицы. Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяют больше чем другие древесные деревья

(сосна, ель).

Что делают из древесины тополя (бумагу).

А из почек тополя?

(крема, духи, одеколон).

(показываю кору березы).

Расскажите какое это дерево?

Дерево старое, ствол внизу темный, покрытый грубой, морщинистой корой, а вверху более светлое, серебристо белое. На белой бересте четко выделяются темные черточки – полоски, через которые береза дышит. В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Береза после зимы принаряжается в более белые сарафаны, они сбрасывают испортившиеся за зиму верхний ствол бересты.

Чем полезна береза? (получают березовый сок).

Да, березовый сок лечебный, витаминный.

Что надо сделать, чтобы береза не болела после сбора сока?

(Замазать глиной, землей, чтобы не было «кровавых слез»). – Что еще?

(Ветки березовые, веники - хворь выгоняют. Из березовых почек и бересты готовят лекарство, мази).

Правильно, в давние времена, когда не было еще бумаги, люди писали на бересте. Сейчас рисуют картины.

А еще дети, березу называли деревом счастья.

Березка – символ России.

Дети, скажите от чего гибнут деревья?

(От мороза, насекомых, ветра, люди недобросовестно относятся: рубят деревья, ломают).

Кого из птиц называют «Лесной доктор» (Дятел).

Назовите деревья, которые растут в детском саду.

(Клен, тополь, рябина, береза).

Какую пользу приносят деревья?

Они забирают вредные вещества, а выделяют кислород, который нужен человеку. Правильно.

Деревья это украшение нашей земли, так давайте ее беречь.

А сейчас мы с вами сделаем красивую аллею березок.

(пальчиковая гимнастика).

Дети лепят березку из теста, семечек.

В конце занятия любуемся красивыми березками, вручаю медальки «Юнный эколог».

Познавательное развитие. Тема недели «Краски осени (грибы, годы)».

Занятие №3.

Комплексное занятие «Беседа о лесе».

Программное содержание.

Уточнить и расширить представление детей о лесе (лесные растения, животные, птицы, насекомые; их пища и места для гнезд и нор), об урожае в лесу.

Познакомить с видами лесов: смешанные, березовые и дубовые рощи, сосновый бор, тайга.

Познакомить с репродукциями картин известных художников.

Развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику.

Оборудование.

Четыре экспозиции: картины – лес весной, летом, осенью и зимой; репродукции картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Сосновый бор»; И. С. Остроухова «Золотая осень»; И. И. Левитана «Березовая роща»; И. Куинджи «Березовая роща»; В. М. Васнецова «Дубы»; картины из пособий для детского сада: «Медвежья берлога», «Волчья стая зимой», «Заяц на лежке», «Белки спасаются от куницы», «Лоси в зимнем лесу», «Семья волков летом», «Семья ежей», «Купание медвежат», «Семья лосей летом», «Белки с бельчатами в летнем лесу», «Медведи весной», «Белки строят гнезда», «Медведи в осеннем лесу», «Заяц в осеннем лесу», «Спячка ежа», «Белки осенью».

Игрушка старичок-лесовичок, предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, лесных ягод, муляжи грибов, объявление с названием выставки.

Ход занятия.

Организационный момент.

1.Время года, месяц, день недели.

2.Игра «Съедобный – несъедобный» (грибы).

3.Педагог вносит игрушку: Лесовичок.

-К нам в гости пришел старичок-лесовичок.

I Основная часть.

Часть 1.

Старичок –лесовичок хочет услышать, что вы знаете про лес: «Кто был в лесу? Что видели в лесу? Что растет в лесу? Какие животные живут?» (Дети отвечают лесовичку. )

Лесовичок слушает, хвалит тех детей, которые хорошо рассказывают про лес. Затем сообщает, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну, осину. Загадывает загадку:

Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет,

Падает – почернеет. ( Лист дерева. )

Лесовичок сообщает, что леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой.

В смешанном лесу под деревьями растут кустарники – бузина, лещина (орешник), лесная малина (лесовичок показывает картинки с изображением кустарников). Еще ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустранички, грибы.

Упражнение на дыхание «Собираем грибы».

И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – глубокий вдох, опустить вниз и, отведя руки назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).

Лесовичок выставляет муляжи грибов, читает детям стихи и загадки, просит найти и показать отгадки.

В чаще леса, вдоль тропинок Нет грибов нежней, чем эти.

Он стоит среди осинок. Знают взрослые и дети –

Шляпка есть, но нет пальто. На пеньках растут в лесу,

Отгадайте, это кто? (Подосиновик. ) Как веснушки на носу. (Опята. )

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных, собирай,

Не мешкая, это … (сыроежки ).

Белый гриб . Мухомор.

Белый гриб – боровик Возле леса на опушке,

Всех грибов отличнее: Украшая темный бор,

Богатырь – лесовик Вырос пестрый, как Петрушка

С головой коричневой. Ядовитый мухомор. Е. Алексеева

Лесовичок показывает лесные ягоды на картинках, просит их назвать. Загадывает загадки.

На полянке у дорожки Черненька,

Красные горошины. Маленька,

Кто мимо пройдет, Сладенька,

Всяк в рот к себе кладет. (Земляника. ) Ребятам миленька. (Черника. )

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ягодка росла в лесу. (кулак одной руки лежит

Я домой ее несу. на ладони другой, меняем)

Солнце ягодку согрело, (пальцы гладят по щекам)

Наша ягода поспела. («колечки»)

Дети по очереди называют лесные ягоды.

Воспитатель подводит итог:

Дети, я вижу, Лесовичок доволен вашими ответами, рассказами: вы бывали в лесу и многое в нем видели. Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи; художники, очарованные красотой, пишут картины. Мы сейчас пойдем с вами в «картинную галерею». Прочитайте название выставки. (Дети читают: «Круглый год» .) На выставке представлены картины художников – пейзажистов, которые пишут природу, и анималистов, которые рисуют животных. Там есть картины очень известных художников: Шишкина, Левитана, Куинджи, Ватагина. Вы увидите лес в разное время года и его обитателей – животных.

Упражнение на координацию речи и движения.

Отправимся в лес.

Мы в лес пойдем, (руки в стороны, вверх)

Детей позовем: (руки в стороны, вниз)

Ау, ау, ау! (руки сложить рупором)

Никто не отзывается (руки в стороны)

Лишь эхо откликается:

Ау, ау, ау.

Часть 2.

Воспитатель, Лесовичок и дети идут на выставку. Воспитатель обращает внимание на объявление, читает его, сообщает, что картины будут висеть несколько дней, дети смогут их посмотреть в дальнейшем.

В «картинной галерее» тихо играет музыка, раздается пение птиц. Воспитатель показывает последовательно четыре экспозиции – лес весной, летом, лес осенью, завершает зимней тематикой. Подводя детей к каждой экспозиции, воспитатель обращает внимание на признаки сезона, тип леса, его обитателей. Предлагает детям самим всмотреться в картины, «почувствовать» красоту леса, назвать животных. Особое внимание обращает на репродукции знаменитых художников. Возле некоторых экспозиций можно зачитать стихотворения знаменитых поэтов.

III Итог.

В завершение осмотра воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им выставка картин, какая из них понравилась больше других. Спрашивает мнение Лесовичка о лесных пейзажах.