Борец за свободу товарищ ленин. Глава II. Первые танки Советской Республики

Назывался также «Рено выпуска Сормовского завода», «Рено с мотором «Фиат». Индексы «КС» и «М» введены в обиход в 1950-70 гг., очень условны и не соответствуют исходному названию.

Первый танк, построенный в Советской России на заводе “Красное Сормово” (г. Нижний Новгород) по типу французского танка “Рено ФТ”. Решение о производстве принято на заседании Совнаркома и Совета Военной промышленности 10 августа 1919 г. Чертежи танка изготовлены при участии инженера Калинина и французских специалистов Дем и Розье. Двигатель был изготовлен на заводе АМО по типу мотора “ФИАТ”.

Головной танк серии “Борец за Свободу тов. Ленин” был испытан 31 августа 1920 г. Полностью серия из 15 танков была сдана Броневому управлению ГВИУ в мае 1921 г. В боях танки участия не принимали. Официально сняты с вооружения в апреле 1930 г.

Все танки имели собственные имена.

Разработка начата КБ ОАТ по инициативе С.Шукалова в 1925 г. Проект был принят в сентябре 1926 г. на заседании «танкового» совещания командования РККА, руководства ГУВП и Орудийно-арсенального треста (ОАТ).

Прототипом для Т-16 послужил итальянский танк «Фиат-3000». В проектировании приянли участие А.Микулин (двигатель), В.Заславским (трансмиссия), И.Магдесиев (ходовая часть).

Заводские испытания танка проходили в марте 1927 г., но танк не достиг запланированных характеристик. Государственные испытания Т-16, назначенные на май 1927 г., были отложены. Танк был передан в распоряжение Л.В.О., где числился учебной машиной. Вооружения танк не имел. Последние упоминания о его наличии в войсках относятся к лету 1933 г.

Cоздан весной 1927 г. путем устанения недостатков танка Т-16. Корпус танка был удлинен, танк получил улучшенный двигатель и новые пружины подвески.

Государственные испытания проходили в Подмосковьи, в районе ст. Немчиновка 11-17 июня 1927 г. и закончились успешно. Танк был принят на вооружение под названием «Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)». Серийное производство танка было начато 1 февраля 1928 г. на заводе «Большевик»

Рота танков Т-18 (9 машин) приняла участие в боевых действиях на КВЖД в ноябре 1929 г. После принятия 17-18 июля 1929 г. «Системы танко-тракторно-автоброневооружения» танк Т-18 был признан устаревшим, но до освоения выпуска нового Т-19 оставлен на вооружении РККА.

В 1929 г. танк МС-1 был модернизирован. Он получил новый двигатель и КПП, литое ведущее колесо и гусеницу с литыми траками типа “орлиный коготь”. На танк была установлена новая башня с кормовой нишей, предназначенная для установки орудия ПС-2. Планировалась также установка радиостанции.

Несмотря на то, что танк уже не считался перспективным, он был принят на вооружение РККА «Легкий танк МС-1 (Т-18) образца 1930 г.»

Танк находился в серийном производстве на заводе «Большевик» и Мотовилихинском Машиностроительном до конца 1931 г. В 1938 г. все имевшиеся МС-1 (Т-18) были переданы на склады и в распоряжение УР.

Некоторые танки приняли участие в боях второй Мировой войны в 1941-42 гг.

Разработан ГКБ ОАТ и КБ завода «Большевик» на основании требований «Системы танко- тракторно- автоброневооружения» 1929 г. Задание и ТТХ танка были получены не позднее 15 сентября 1929 г Главным конструктором по танку Т-19 был назначен С.А.Гинзбург. Задание на него было очень противоречивым, так как танк должен был быть сильно бронированным, прекрасно вооруженным, быстрым и маневренным, нести комплекс противохимического оборудования, уметь плавать и при этом иметь массу не более 7 т. при весьма низкой стоимости (чтобы обеспечить массовость выпуска).

Работы над танком затянулись из-за постоянных дополнений к проекту, диктуемых военными. Кроме того, стоимость танка по их мнению не отвечала возможности его выпуска в больших количествах (около 7000 шт. в течение трех лет). После приобретения в Великобритании документации на «Виккерс 6-тонный», работы над Т-19 были прекращены.

В декабре 1930 г. один танк Т-18 был передан в распоряжение Военно-Химуправления, где он при помощи специалистов Института Химобороны Пригородского и Калинина был оснащен выливным комплексом для заражения местности и постановки дымовых завес.

Комплекс состоял из баллона емкостью 60,5 л., в котором под давлением ок. 16 атм. находилось газообразное, или жидкое ОВ, либо дымообразующая смесь, а также распылителя с 2, 3- или 5 форсунками. Оборудование монтировалось на «хвосте танка» и весило 152 кг. Танк, снабженный комплексом мог за 8-8,5 минут заразить (задымить) участок местности протяженностью 1,6-1,7 км. Работы с танком продолжались до 1934 г.

Во время создания Т-18 химического, летом 1931 г., Институт Химобороны изготовил также первый огнеметный танк, конструкция которого в определенной степени повторяла предыдущий.

Бак с огнесмесью (мазут-керосин) с баллоном сжатого воздуха монтировался также на «хвосте», а брандспойт располагался в башне на месте 37-мм орудия. Для поджига смеси использовались автомобильная свеча и доплнительная бензиновая магистраль, причем бензин подкачивал командир танка из основного топливного бака перед стрельбой.

Из-за сложностей с приводами в ОТ-1 отказались от кругового вращения башни, но это считалось нормальным. Дальность огнеметания составила 30-35 м, но могла быть увеличена путем усовершенствования конструкции огнемета. Опыты с танком проводились в течение года и были признаны удачными. Также был сделан вывод о целесообразности объединения конструкций огнеметного и химического комплексов.

В 1933 г. предпринимались попытки улучшить характеристики Т-18 путем усовешенствования его ходовой части. Для этого был создан опытный танк с подвеской и гусеничной цепью Т-26.

Испытания опытного танка начались 19 мая 1933 г., но закончились неудачно, так как новая ходовая часть создавала большую нагрузку на слабый двигатель Т-18. Кроме того, неудачное расположение передних опорных катков приводило к «утыканию» их в ленивец, что приводило к их взаимному заклиниванию. Танк был признан неудачным.

И марка пушки

37-мм пушка Гочкисса Тип пушки Нарезная Длина ствола , калибров 21 Боекомплект пушки 250 Углы ГН, град. 360° Прицелы Механический Пулемёты 1 × 8-мм «Гочкисс» ,
~3000 патронов
(на части машин) Подвижность Тип двигателя «АМО», карбюраторный , рядный, 4-х цилиндровый , жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 33,5 Скорость по шоссе, км/ч 8,5 Запас хода по шоссе , км 60 Удельная мощность, л. с./т 4,5 Тип подвески Балансирная Преодолеваемый подъём, град. 38 Преодолеваемая стенка, м 0,6 Преодолеваемый ров, м 1,8 Преодолеваемый брод , м 0,7 Русский Рено на Викискладе

Русский «Рено» (также «Рено-русский» , «Танк М» , «Танк КС» (Красное Сормово) ; в ряде источников именуется «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“» , по имени собственному первого танка серии) - первый советский танк и первый русский танк, запущенный в серийное производство. Классификационно относился к лёгким танкам непосредственной поддержки пехоты . Представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка Renault FT-17 . Выпускался в -1921 годах на Сормовском заводе (Нижний Новгород) малой серией в 15 машин.

Несмотря на официальное принятие на вооружение Красной Армии в 1920 году , в каких-либо боевых действиях «Рено-русские» участия не принимали . На вооружении состояли до 1930 года .

История создания

Кроме того, Военное ведомство Российской империи внимательно следило за применением странами Антанты (а впоследствии - и Центральными державами) новейшего вида боевой техники - танков . Военные понимали и признавали исключительную полезность вездеходных боевых машин в условиях русского бездорожья. Помимо зарубежного опыта, в этой области у России имелись собственные конструкторские наработки. Их появлению во многом способствовал солидный опыт создания бронеавтомобилей, а также достаточно мощная промышленность, способная осуществить выпуск таких несомненно передовых для своего времени изделий, как танки. И хотя первые «опыты» России на этом поприще нельзя назвать удачными - ни крохотный «Вездеход », ни ужасающий «Царь-танк » не обладали сколько-нибудь реальной боевой ценностью - к 1917 году появились и вполне осуществимые проекты, такие, как так называемый танк Рыбинского завода . Кроме того, имелись вполне успешные опыты создания боевых машин на базе полугусеничных тракторных шасси - таковым являлся бронированный трактор Гулькевича . Таким образом, к началу 1917 года Российская империя уже приближалась к моменту выпуска собственных вездеходных боевых машин. Однако, для ускорения оснащения армии вездеходными боевыми машинами, было решено закупить их за рубежом - во Франции. Выбор военных поначалу пал на средние французские танки Schneider CA1 , и осенью 1916 года на соответствующем предприятии был размещён заказ на ни много, ни мало 390 танков этого типа со сроком поставки к зиме 1917 года. Впоследствии, однако, в результате изучения опыта боевого применения французских танков и сравнения их характеристик, ГУГШ РИА аннулировало старый заказ и разместило новый, на аналогичное количество лёгких танков Renault FT-17 . Однако две революции 1917 года и последовавший за ними хаос Гражданской войны далеко и надолго отодвинули эти планы с повестки дня.

Таким образом, первыми танками, оказавшимися на русской земле, стали британские и французские машины, в небольшом количестве поставленные странами Антанты в 1919 году в виде военной помощи Добровольческой армии генерала А. И. Деникина . Части Белого движения применяли их в основном для поддержки действий пехоты и кавалерии в боях 1919-1920 годов. Британия была представлена тяжёлыми танками Mk V различных модификаций и несколькими «шальными» средними танками Mk B , Франция - всё теми же лёгкими танками Renault FT-17.

Первые танки Renault FT-17 прибыли в Россию 12 декабря 1918 года. В этот день в Одессе выгрузились с транспортных судов на берег 20 танков из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии французской армии, прибывшие вместе с частями французской и греческой пехоты . 18 марта 1919 года под станцией Березовкой невдалеке от Одессы бригада комбрига Григорьева из состава 2-й Украинской Советской армии (2-я УСА) атаковала греко-французские части. В донесении Григорьева в штаб армии данное столкновение описывается следующим образом :

…Противник - греки, французы и добровольцы - был выбит с передовых позиций и, растерявшись, бежал в полном беспорядке. В течение нескольких минут нам досталось много трофеев: около 100 пулемётов, четыре орудия, из них два дальнобойных, масса снаряжения, семь паровозов, пять эшелонов, бронированный поезд, четыре танка и два штаба, греческий и французский…

Комбриг Григорьев

Из четырёх захваченных танков, идентифицированных в документах армии, как танки «системы Реналт», полностью исправными были только два. Интересно, что добыча этих трофеев стала для красноармейцев неожиданностью не меньшей, чем само появление этих танков на поле боя . Обращение с «ультрасовременным» оружием требовало соответствующей подготовки, и попытки красноармейцев сразу же применить свежезахваченный танки в бою не увенчалась успехом . В итоге три танка из четырёх были отправлены в Харьков , являвшийся на тот момент столицей советской Украины. Позднее на базе трофейных танков и бронеавтомобилей «Джеффери-Поплавко » из состава Бронеавтодивизиона особого назначения (БАДОНа) был сформирован Броневой дивизион особого назначения (БДОН) при Совете Народных Комиссаров Украины (командиром дивизиона был назначен А. Селявкин) .

Четвёртый танк командование армии решило отправить в Москву в качестве подарка В. И. Ленину на День всемирной солидарности трудящихся (1 мая) . К «подарку» было приложено написанное красноармейцами письмо, в котором имелись, среди прочего, такие строки :

…Без оружия и без винтовок шёл украинский пролетариат на усовершенствованные орудия современной техники, но, как видите, даже танки, эти современные чудища, порожденные последней войной, не устояли перед революционной войной, и сегодня 2-я Украинская Советская армия имеет счастье преподнести Вам, дорогой учитель, одно из этих страшных орудий. Вам мы отправляем один из этих танков, который будет лучшим доказательством мощи пролетарской революции…

В апреле 1919 года трофейный танк прибыл в Москву. Относительно дальнейших событий имеются разночтения. По одной версии, устроители первомайских торжеств, обдумывая, как бы поторжественнее обставить дарение трофея главе государства, решили провести танк своим ходом по Красной площади в ходе первомайской демонстрации . В соответствии с другой, более вероятной версией, В. И. Ленин сам выступил инициатором участия танка в параде и, более того, лично обратился в середине апреля к народному комиссару по военным и морским делам Украины с просьбой прислать ещё один танк для демонстрации его на первомайском параде в Москве, поскольку Renault FT-17, присланный в подарок вождю мирового пролетариата бойцами 2-й УСА , оказался некомплектным и передвигаться своим ходом не мог . К концу апреля второй танк благополучно прибыл в Москву.

«Адресат» подарка В. И. Ленин отнёсся к трофею с большим интересом. После парада Ильич задал водителю танка Б. Россинскому и присутствовавшим на показе военным специалистам массу вопросов о конструкции и боевой эффективности этого оружия. 2 мая 1919 года Ленин отправил в штаб 2-й УСА благодарственную телеграмму следующего содержания:

Приношу свою самую глубокую благодарность и признательность товарищам 2-й Украинской Советской Армии по поводу присланного в подарок танка.
Этот подарок дорог нам всем, дорог рабочим и крестьянам России, как доказательство геройства украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь сильною Антанты.
Лучший привет и самые горячие пожелания успехов рабочим и крестьянам Украины и Украинской Красной Армий.

Председатель Совета Обороны
В. Ульянов (Ленин)

Тем временем, в мае 1919 года оставшиеся два трофейных «Рено» сражались в составе Бронедивизиона особого назначения в районе Екатеринослава и Кременчуга , причём противником их были части… комбрига Григорьева, два месяца назад захватившие эти самые танки и выступившие теперь против советской власти . Чуть позже, в июне того же года, Бронедивизион особого назначения сражался с отрядами Н. И. Махно за контроль над железной дорогой Мелитополь -Александровск и смог потеснить части «батьки». Затем БДОН был переброшен под Новомосковск , где 26 июня 1919 года танки и бронеавтомобили дивизиона совместно с пехотой контратаковали наступающие части Добровольческой армии. В ходе боя добровольцы смяли войска красных, часть пехоты в беспорядке отошла, часть просто разбежалась. Оставшиеся без прикрытия бронеавтомобили и танки были брошены своими командами и достались частям Белого движения в качестве трофеев .

Что касается танка, прошедшего 1 мая 1919 года по Красной площади, то уже в середине мая 1919 года он также был отправлен на фронт в составе автобронеотряда имени Свердлова. Помимо танка, в составе отряда имелось два бронеавтомобиля «Остин» , 1,5-тонный грузовик «Fiat », санитарный «Fiat», автомастерская «Pierce-Arrow», автоцистерна «White», автокухня «Packard », два вооружённых пулемётами мотоцикла «Clyno» по одному пулемёту на каждом и два мотоцикла «Harley-Davidson ». Личный состав автобронеотряда составлял 52 человека. В середине июня 1919 года автобронеотряд имени Свердлова прибыл на Южный фронт в распоряжение 8-й армии . Сведения о дальнейшей судьбе танка из состава отряда расплывчаты, хотя, по некоторым данным, осенью 1919 года он также был захвачен белыми .

Тем не менее, изучение и опыт эксплуатации захваченных под Одессой Renault FT-17 подтолкнули советское правительство к решению о начале производства в РСФСР собственных танков. С этой целью 10 августа 1919 года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности нижегородский завод «Красное Сормово » был определён в качестве специализированного предприятия для изготовления танков. Броню предполагалось поставлять с Ижорского завода, вооружение - с Путиловского, двигатели - с завода АМО . В качестве «образца для подражания» было решено отправить на Сормовский завод трофейный танк, подаренный в марте В. И. Ленину бойцами 2-й УСА и оказавшийся неисправным (собственно, с момента прибытия в Москву он так и стоял в спецгараже) .

Руководство и рабочие Сормовского завода восприняли это решение с воодушевлением, и 22 августа коллегия правления завода взяла на себя обязательство изготовить первый танк через девять месяцев, то есть к лету 1920-го, а к концу того же года сдать заказчику полностью первые пятнадцать танков в составе пяти боевых единиц (по 1 пушечному и 2 пулеметных танка каждая) . Правда, уяснив ситуацию, завод сдвинул срок сдачи первого танка на 1 октября 1920 года .

Эталонный танк прибыл на завод 29 сентября 1919 года «в трёх крытых вагонах в разобранном виде». Осмотр присланного Москвой образца обескуражил заводчан. Мало того, что танк прибыл без каких бы то ни было документов и спецификаций - сам танк доехал до завода «не целиком». Часть деталей была попросту украдена, причём как в Москве, пока танк стоял в гараже, так и в пути . Причём помимо деталей подвески и корпуса танка отсутствовали и такие важные элементы конструкции, как коробка передач , что сулило заводу колоссальные трудности. И. И. Волков, один из инженеров Сормовского завода, принимавших участие в проектировании первого советского танка, впоследствии вспоминал :

Приступать к строительству танков приходилось в исключительно трудных условиях. В стране разруха. Необходимой техники нет. Что и говорить, было над чем поломать голову. Однако вера Ленина в рабочего человека вдохновляла сормовцев…
К нам на завод был прислан легкий танк «рено», захваченный в боях на Южном фронте. Вот, говорят, наш образец. Делайте. А «образец» этот больше походил на груду металла, чем на настоящий танк. В нём отсутствовали важнейшие узлы. Не было мотора, коробки передач, множества других ценных деталей. Но унывать было некогда. В два месяца нужно было изготовить техническую документацию…

Для изучения танка и изготовления рабочих чертежей машины на заводе приказом по Центроброни была организована особая бригада конструкторов в составе инженеров Крымова, Москвина, Салтанова и Спиридонова. В помощь им от Ижорского завода была направлена «группа брони» в количестве 4 инженеров под руководством инженера-технолога Артемьева. Задача разработки моторно-трансмиссионной группы была возложена на завод АМО в Москве, которому было поручено «подогнать» двигатель «Фиат», для изготовления которого у завода имелась соответствующая оснастка, под габариты двигателя, стоявшего на эталонном танке Renault FT-17. Для осуществления «подгонки» на заводе была сформирована особая конструкторская группа в составе пяти конструкторов-чертёжников под руководством инженеров Пилоунковского и Калинина, причём последний назначался «ответственным за моторный агрегат» нового танка . Работа инженеров осложнялась тем, что недостающие узлы и агрегаты требовалось «восстановить» практически с ноля.

1 ноября 1919 года в целях координации действий заводов-изготовителей агрегатов танка, при Совете военной промышленности была создана специальная комиссия. Помимо указанных выше русских инженеров, в её состав вошли два специалиста из Франции - инженеры Дем и Розье, ранее работавшие на заводах «Рено» и сочувствовавшие советской власти, при этом Розье было поручено «изготовление всех чертежей и данных для нового танка» . В конце ноября 1919 года для облегчения копирования недостающих деталей Сормовскому заводу через завод АМО по личному распоряжению В. И. Ленина были отправлены два автомобиля «Рено», «тяжелого» и «облегченного» типов .

Общее руководство работами по проектированию и изготовлению танков осуществляло Броневое управление ГВИУ, являвшееся заказчиком работ. Непосредственно на заводе за работами наблюдал комиссар Центроброни И. Х. Гаугель, который, правда, имел склонность решать возникающие в ходе работ проблемы при помощи ненормативной лексики и личного «маузера», чем нередко мешал рабочему процессу .

С октября по декабрь 1919 года спецбригада конструкторов выполнила около 130 чертежей узлов и агрегатов танка. Интересно, что многие из них тут же воплощались «в металле» (правда, из низкосортной стали) и корректировались «по месту» в корпусе эталонного танка. К середине ноября заводы Путиловский, Ижорский и АМО получили заказы на вооружение, бронекорпуса и моторно-трансмиссионные группы соответственно. В конце 1919 года инженер Ф. Нефёдов разработал маршрутную технологию изготовления танка . Тогда же завод приступил к непосредственному изготовлению деталей танков , хотя окончательно маршрутная технология была утверждена только в марте-апреле 1920 года .

Серийное производство

Танки собирали в дизельном цехе сормовского завода. Сборка машин выполнялась в тесном взаимодействии с другими предприятиями - Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, завод АМО (нынешний ЗИЛ) - двигатели. 31 августа 1920 года заводом был выпущен первый образец, который получил имя «Борец за свободу товарищ Ленин».

Динамика производства танков «Рено-русский» на Сормовском заводе в 1920-1921 годах
Год Месяц Состояние производства
1920 Июль Заказ на изготовление танков выполнен на 37 %.
Август Изготовлено танков 1 шт - 100 %, но нет вооружения; 14 шт - до 42 % готовности.
Сентябрь 1 танк готов, сдача задержана по не зависящим от завода причинам, 3 шт - 85 %, 11 шт - до 40 %.
Октябрь 1 танк готов. 3 шт - 95 %, 1 шт - 75 %, 1 шт - 15 %.
Ноябрь 1 шт отправлен в Москву, 2 шт - 100 %, 3 шт - 95 %, 1 шт - 30 %, 1 шт - 15 %.
Декабрь Второй танк отправлен в Москву, сдано приёмщику 3 танка, ещё 3 шт готовы 100 %, 1 шт - 80 %, 1 шт - 50 %, 1 шт - 30 %.
1921 Январь Отправлен ещё 1 шт
Февраль Закончен 1 шт
Март Закончен 1 шт
Апрель Отправлено 5 шт, осталось 1 шт - 100 %, 1 шт - 97 %, 2 шт - 85 %, 1 шт - 45 %.
Май В основном готовы все, сдано приёмщику 9 шт. Образцовый танк отремонтирован и используется в качестве трактора.

Испытания машины проводились с 13 по 21 ноября 1920 года. В «Краткой справке об изготовлении первого танка», посланной членами испытательной комиссии на имя В. И. Ленина, говорилось, что «танк выполнил всю программу испытаний и ныне представляет собой надежную боевую единицу».

Каждый из выпущенных танков типа «Рено-русский» имел имя собственное, дававшееся прямо на заводе, непосредственно после постройки машины. Имена выбирались в духе того времени, в основном в рамках революционной тематики:

Танки «Русский Рено» выпуска 1920-1921 годов
№ машины Имя собственное Вооружение
1 «Борец За Свободу тов. Ленин» 1 × 37-мм орудие
2 «Парижская Коммуна» 1 × 37-мм орудие
3 «Карл Маркс»
4 «Лев Троцкий»
5 «Лейтенант Шмидт» 1 × 37-мм орудие; 1 × 8-мм пулемёт
6 «Карл Либкнехт» 1 × 37-мм орудие; 1 × 8-мм пулемёт
7 «Красный Борец» 1 × 37-мм орудие; 1 × 8-мм пулемёт
8 «Красная Звезда» 1 × 37-мм орудие; 1 × 8-мм пулемёт
9 «Пролетарий» 1 × 37-мм орудие; 1 × 8-мм пулемёт
10 «Свободная Россия» 1 × 37-мм орудие; 1 × 8-мм пулемёт
11 «Черноморец» Не вооружён
12 «Илья Муромец» Не вооружён
13 «Буря» Не вооружён
14 «Керчь» 1 × 37-мм орудие; 1 × 8-мм пулемёт
15 «Победа» 1 × 37-мм орудие; 1 × 8-мм пулемёт (?)

Относительно появления столь сложного названия первого танка серии - «Борец за свободу товарищ Ленин» - существует следующая легенда. Рабочие Сормовского завода, размышляя над тем, как бы назвать первый танк, предлагали разные варианты. Одни предлагали назвать танк «Борец», другие предлагали имя «За свободу!». Затем все сошлись во мнении, что танк надо бы назвать в честь вождя пролетариата «Товарищ Ленин». Вдруг кто-то предложил соединить три названия в одно, и предложение было принято коллективом. Когда танк был подготовлен к испытанию, рабочие на правом и левом бортах танка нанесли белой краской надписи «Борец За Свободу тов. Ленин», а на носу корпуса нарисовали звезду и надпись «Р. С. Ф. С. Р.»

Что же касается именования серии в целом, то здесь существуют разночтения. По данным М. Свирина, полученным в результате изучения оригинальных чертежей и маршрутных карт Сормовского завода, никаких индексов танку не присваивалось - в документах завода он проходил, как танк «типа „Рено“», «системы „Рено“» или «„Рено“ с мотором „Фиат“» . В книге М. Фатьянова «Танк Рено-русский», выпущенной в 1927 году и являющейся, по сути, руководством по эксплуатации и обслуживанию танка, он обозначается, как «Рено-Русский» (с тире), «Рено Русский» (без тире) или же «Танк М. Рено-Русский» . При этом слово «русский» местами пишется как с заглавной, так и с прописной буквы. В ряде источников встречаются наименования «Танк КС» (сокращение от «К расное С ормово») и «Танк М» , однако происхождение их весьма туманно. Некоторые издания указывают прямым текстом, что эти обозначения не соответствуют действительности , хотя другие применяют их наравне с обозначением «Рено-русский» . Стоит также отметить, что в некоторых научно-популярных изданиях (к примеру, в книге Л. В. Беловинского для детей и юношества «С русским воином через века», М. , «Просвещение», 1992, переиздана издательством «Печатные Традиции» в 2009 году) данный тип танка именуют по имени собственному первой машины серии - «Борец за Свободу товарищ Ленин».

Также имеются данные, что весной 1921 года, после изготовления последнего танка «Рено-русский» из 15 заказанных, был построен 16-й танк, получивший название «Сувенир» и отправленный в качестве подарка В. И. Ленину . Впрочем, возможно, имеется в виду капитально отремонтированный эталонный Renault FT-17 , который по состоянию на май 1921 года использовался на заводе в качестве трактора .

Описание конструкции

В целом, «Рено-русский» почти полностью сохранил конструкцию своего прототипа и представлял собой однобашенный легкий танк классической компоновки с противопульным бронированием. Экипаж танка состоял из двух человек - механика-водителя, помещавшегося в передней части корпуса, и командира-стрелка, размещавшегося в башне стоя на полу танка или полусидя в брезентовой петле.

Корпус и башня

Танк имел корпус коробчатой формы, собиравшийся из катаных бронелистов на каркасе при помощи заклепок. Башня также имела каркасную структуру. Броневые листы толщиной 7-22 мм обеспечивали удовлетворительную противопулевую защиту. При этом лобовые листы корпуса и башни устанавливались под большими углами к вертикали.

В качестве приборов наблюдения применялись смотровые щели. При этом с мест членов экипажа обеспечивался достаточно хороший обзор местности, кроме того, непростреливаемое («мертвое») пространство в направлении движения танка было очень небольшим.

Вооружение

Согласно первоначальному проекту, «Русский Рено» должен был выпускаться в пушечном и пулемётном вариантах, причём на один пушечный танк приходилось два пулемётных. Таким образом, первая партия танков должна была включать 10 пулемётных машин и 5 пушечных. Связано это было, главным образом, с аналогичным составом вооружения «образцового» танка Renault FT-17, вооружавшегося либо короткоствольной 37-мм пушкой Puteaux SA 18 , либо пулемётом Гочкисса .

Задача выбора конкретной артиллерийской системы была возложена на бывшего артиллерийского офицера Русской Императорской армии Макарова. В короткое время он изучил имевшиеся в распоряжении артсистемы подходящего типа и рекомендовал следующие орудия для вооружения танков:

  1. 37-мм траншейная пушка образца 1915 года (траншейная пушка Розенберга);
  2. 37-мм траншейная пушка Круппа (Грюзона);
  3. 37-мм морская катерная пушка Гочкисса.

Устанавливать орудия предполагалось в «качающейся люльке автомобильного образца». Окончательный выбор орудия определил тот факт, что пушки Розенберга и (Грюзона) остро требовались на фронте в качестве батальонных орудий. Таким образом, военные остановились на 37-мм морской пушке Гочкисса.

Предполагалось, что орудия для танков будут изыскиваться на военно-морских складах и поступать на Путиловский завод для капитального ремонта и регулировки, а также установки бронемаски и нового плечевого упора. На деле, однако, набор орудий оказался довольно пёстрым. В частности, из первых пяти орудий, прибывших на Сормовский завод с Путиловского в сентябре 1920 года, два представляли собой 37-мм пушки Puteaux SA 18 французского производства (причём одна с «левой», а другая с «правой» нарезкой), ещё две - короткоствольные пушки Гочкисса выпуска Обуховского завода, а пятая пушка являлась опять-таки французской пушкой Гочкисса, но на этот раз длинноствольной. Позднее, правда, выяснилось, что две из пяти пушек неисправны. Взамен них Путиловский завод прислал ещё два орудия. Остальные танки предполагалось вооружить 8-мм пулемётами Гочкисса .

Однако в конце 1920 года в Наркомвоенмор поступила информация, что производство во Франции пулемётного варианта Renault FT-17 прекращено, а имеющиеся танки перевооружаются пушками. В связи с этим, было принято решение вооружить пушками все танки «Рено-русский», для чего в начале 1921 года Путиловскому заводу был выдан дополнительный заказ на ещё десять 37-мм орудий.

Боекомплект танка состоял из 250 унитарных артиллерийских выстрелов. Для размещения боекомплекта служили брезентовые патронташи на 140 снарядов, размещавшиеся в средней части корпуса танка, под башней, на бортах (по 70 с каждого борта), а также обойма снарядных гнёзд на 120 снарядов над коробкой передач . Пулемётные ленты по 300 патронов каждая укладывались на полу боевого отделения в жестяных коробках. Количество лент не регламентировалось, но обычно их было 9-10 (итого 2700-3000 патронов) .

Двигатель и трансмиссия

На танке «Рено-русский» устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный однорядный автомобильный двигатель «Фиат» жидкостного охлаждения, производившийся на московском заводе АМО. Двигатель располагался продольно в кормовой части корпуса и был направлен маховиком в сторону носовой части. Четыре цилиндра диаметром 100 мм каждый объединены в единый блок, ход поршня - 140 мм . Картер - алюминиевый, двухчастный . Мощность двигателя составляла 33,5 л. с. при 1480 об/мин , что обеспечивало удельную мощность 4,5 л. с./т. Система зажигания - от магнето . Использовались магнето высокого напряжения марки «Дикси» или «Бош» . Пуск двигателя производился из боевого отделения с помощью специальной рукоятки и цепной передачи или снаружи с помощью пусковой рукоятки. Охлаждение двигателя - жидкостное (водяное) с принудительным током охлаждающей жидкости в радиаторе. Карбюратор - типа «Фиат», шириной 36 мм .

Ёмкость топливного бака составляла 90 литров, что обеспечивало танку средний запас хода около 120 км .

Попытки модернизации

Ещё в ходе производства «Рено-русских» была предпринята попытка улучшения динамических характеристик машины за счёт установки, как было указано в документах, «усиленной 4-й передачи» в КПП и «увеличенной бортовой передачи». Для проведения испытаний был соответствующим образом переоборудован «Рено-русский» № 7 «Красный Борец», получивший в результате номер 7с («скоростной»). Предполагалось, что скорость переоборудованного танка будет выше максимальной скорости базовой машины на 4,4-4,7 км/ч и составит таким образом около 12,5 км/ч. 17 февраля 1921 года комиссар Гаугель сообщил в ГВИУ о готовности танка для испытаний. Для присутствия на испытаниях в Нижний Новгород прибыл конструктор бронеотдела ГВИУ Сотьянов. Испытания проводились в конце февраля-начале марта, и в целом оказались неудачными. При штатной работе мотора на 1400 об/мин «скоростной» танк развивал скорость лишь 8-10 км/ч, причём испытывавшийся параллельно для сравнения базовый «Рено-русский» № 6 «Карл Либкнехт» легко догонял «скоростной» танк посредством кратковременного увеличения числа оборотов мотора до 1800-2000 в минуту. Причём двигатель скоростного танка испытывал бо́льшие нагрузки, что ощутимо снижало надежность машины. Во избежание выхода «скоростного» танка из строя, бортовая передача с него была переставлена на танк № 6 (при этом улучшенная КПП осталась на танке № 7). На повторных испытаниях танки № 6 и № 7 смогли развить скорость 10 км/ч при оборотах 1400-1600. По итогам испытаний заводская комиссия во главе с конструктором Сотьяновым признала эти показатели максимально достижимыми для данного силового агрегата. Предполагалось переоборудовать усиленными бортовыми передачами все танки «Рено-русский», однако выполнено это не было.

В 1927 году специалистами Военной электротехнической академии (ВЭТА) РККА был разработан комплект телеаппаратуры для танка «Рено-русский», однако данные об испытании данной аппаратуры на танках отсутствуют .

Служба и боевое применение

«Русские Рено» поступали на вооружение автобронеотрядов (А-бо) Красной Армии , однако ни в каких боевых действиях не участвовали. Встречающаяся в отдельных источниках информация о применении танков в боях Гражданской войны в России или Советско-польской войны 1919-1921 годов не соответствует действительности . Бо́льшая часть танков вообще поступила на оснащение А-бо уже после окончания боевых действий . Первый автобронеотряд, полностью оснащённый танками «Рено-русский», был сформирован приказом РВСР № 1375 7 февраля 1922 года и получил номер 7 . Штатная материальная часть отряда включала 5 «Русских „Рено“» - № 1 «Борец За Свободу тов. Ленин», № 2 «Парижская коммуна», № 9 «Пролетарий», № 13 «Буря» и № 15 «Победа» (причём танк № 13 «Буря» не имел вооружения). Также в штат матчасти 7-го А-бо входил один грузовик неустановленной марки. Интересно то, что личный состав для 7-го автобронеотряда отбирался по весьма специфическому признаку - наличию у танкистов знаний в области… сельского хозяйства. Объясняется такой подход достаточно просто - уже в момент формирования автобронеотряд предполагалось отправить в поражённое голодом Поволжье , при этом танки должны были использоваться в качестве тракторов для вспашки полей. Тем не менее, командный состав был сформирован из резервистов танкового дивизиона, причём все командиры танков (кроме одного) до Революции служили в Русской Императорской армии в чинах не ниже унтер-офицера. Кроме того, все они, кроме двоих и адъютанта отряда, прошли курсы московской Высшей броневой школы (ВБШ). Уже 4 марта 7-й А-бо отправился к «месту службы» в Саратов , успев перед этим принять участие в параде на Красной площади по случаю дня РККА 23 февраля 1922 года . Туда же отправился и сформированный с той же целью 6-й А-бо, укомплектованный французскими Renault FT-17 . Данные о дальнейших действиях отрядов отсутствуют.

Также имеются данные, в соответствии с которыми весной 1922 года два «Рено-русских» планировалось использовать в борьбе с бандитскими и повстанческими группировками в районе средней Волги, однако начавшийся ледоход заставил военных отказаться от этой идеи .

После 1924 года танки типа М стали один за другим постепенно выходить из строя, хотя, используя детали списанных трофейных танков Renault FT-17, в 1926 году удалось отремонтировать 8 танков . Отремонтированные машины до 1929 года состояли на вооружении частей Ленинградского и Московского военного округов .

Официально танк «Рено-русский», как и его французский прообраз Renault FT-17, был снят с вооружения весной 1930 года, однако сразу танки в переплавку не пошли. Согласно «Справке о наличии танков старых систем» , составленной УММ РККА немногим менее года спустя, по состоянию на 30 января 1931 года все 15 «Рено-русских» всё ещё имелись в наличии:

«Рено-русский»:
1. Бронекомандные курсы - 1 шт.,
2. Гражданские ВУЗы - 9 шт.,
3. 2-й танковый полк - 1 шт.,
4. Военно-техническая академия - 2 шт.,
5. Орловская танковая школа - 1 шт.,
6. ЦЛПС - 1 шт.
Всего - 15 шт. (с вооружения сняты).

В течение нескольких последующих лет машины были выведены на базы хранения и постепенно разобраны. В соответствии с аналогичной проверкой в марте 1938 года , ни одного «Русского „Рено“» в наличии не имелось, а Renault FT-17 оставалось лишь 2 штуки (на складе № 37) .

Сохранившиеся экземпляры

После снятия с вооружения в 1930 году, все танки типа «Рено-русский» были постепенно разобраны. Вопреки расхожему мнению, ни одного экземпляра танка «Рено-Русский» до наших дней не сохранилось .

Существуют, однако, две позднейшие копии «Русского „Рено“» в натуральную величину. Первая из них, весьма достоверно выполненная, была собрана в 1970-х годах специалистами НИИБТ Полигона в подмосковной Кубинке и установлена на территории военной части в качестве памятника. Впоследствии, при организации на базе полигона Центрального музея бронетанкового вооружения и техники , макет «Танка М» был перенесён на новый постамент на территории музея, где и находится в настоящее время. Второй макет «Рено-русского» является, вместе с танком Т-34-85 , частью памятника, установленного в Нижнем Новгороде (в то время Горьком) на площади возле проходной завода «Красное Сормово». Памятник был открыт 9 мая 1980 года , в ознаменование 35-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне .

Оценка машины

Оценка характеристик

В целом, «Русский Рено», будучи почти полной копией своего французского прообраза, являлся вполне современной по тем временам машиной - по своим ТТХ танк не уступал прототипу, а по максимальной скорости и бронированию - превосходил. Следует отметить также, что «Рено-русский» стал первым в мире танком, оснащённым смешанным пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне, и вплоть до 1926 года оставался единственной в мире машиной с таким вооружением . Другое дело, что практическая боевая ценность такого решения вряд ли была бы велика - одновременно применять оба типа вооружения не позволяла тесная башня .

Вместе с тем, высокая стоимость «Рено-русских» и общая слабая готовность промышленности к подобным изделиям обусловили очень ограниченное производство и использование этого танка. Надежность машин также оставляла желать лучшего. Не следует забывать, что по сути своей, «Рено-русские» являлись штучными машинами - есть сведения, что даже взаимозаменяемость деталей разных машин серии была весьма относительной . Правда, «фирменные» запчасти, остававшиеся от списываемых танков Renault FT-17, всё же с трудом, но подходили к советским танкам, что позволило несколько продлить срок эксплуатации «Русских Рено» .

Однако главная заслуга «Рено-Русского» заключается в том, что он был первым советским танком. Опыт, полученный при его изготовлении, позволил позднее приступить к разработке уже полностью оригинальных отечественных танков типа МС-1 .

Сравнение с зарубежными аналогами

Надо сказать, что в конце 1910-х - начале 1920-х годов прямое или косвенное копирование танка Renault FT-17 имело место сразу в нескольких странах. Связано это было, главным образом, с удачностью конструкции французского танка. В период почти бессистемного поиска наилучшей конструкции танка Луи Рено смог найти несколько решений, настолько удачных, что впоследствии они стали классическими - компоновка танка, размещение оружия в башне кругового вращения, наблюдательный купол и т. д. Это привело к тому, что в ряде стран мира начали появляться танки, очень напоминающие «оригинал» и близкие ему по тактико-техническим характеристикам.

Помимо Советской России с её «Рено-русским», откровенное копирование Renault FT-17 было произведено в США, где в 1918 году выпускался танк M1917 «Шеститонный» , в некоторых источниках называвшийся также, как «Рено-американский». Созданный в Италии в том же году танк Fiat 3000 также во многом использовал конструктивные решения французского танка. Сравнительные характеристики оригинальных французских машин и их зарубежных вариантов представлены в таблице.

Сравнение характеристик танка «Рено-русский» и лёгких танков различных стран конца 1910-х годов
Параметр ТТХ Рено-русский Renault FT-17
(пулемётный)
Renault FT-17
(пушечный)
Fiat 3000A Six-ton Tank M1917
(пушечный)
Страна РСФСР РСФСР Франция Франция Франция Франция Италия Италия США США
Год(ы) разработки 1919-1920 1916-1917 1916-1917 1918 1918
Количество выпущенных 15 ~2100 ~1500 100 374
Масса, т 7 6,5 6,7 5,5 6,57
Длина, м м 4100 (4960 с «хвостом») 4100 (4960 с «хвостом») 4100 (4960 с «хвостом») 3750 (4290 с «хвостом») 4216 (5004 с «хвостом»)
Ширина, м м 1750 1740 1740 1670 1782
Высота, м м 2250 2140 2140 2200 2311
Экипаж, чел. 2 2 2 2 2
Пушечное вооружение
(калибр, марка, длина ствола в калибрах)
37-мм пушка Гочкисса , 21 клб. - 37-мм

История отечественного танкостроения, которое сегодня занимает лидирующие позиции в мире, начиналась с отставания.

Вступая в Первую мировую войну, Россия стала активно использовать бронетехнику, однако речь шла о колёсных бронеавтомобилях, а не о тяжеловооружённых гусеничных боевых машинах.

В Генштабе Российской армии внимательно наблюдали за разработками подобной техники в странах Антанты, полагая, что танки могли бы сыграть важную роль и в российских условиях.

Были и свои разработки, которые, однако, являлись не слишком удачными и не были приняты на вооружение. Особенно в этом ряду выделяется так называемый «царь-танк» конструктора Николая Лебеденко , вошедший в историю благодаря огромным размерам и совершенной невозможности его использования в боевых условиях.

Первые отечественные перспективные разработки стали появляться лишь к 1917 году, однако ситуация в стране не позволила их реализовать.

Сделано во Франции

В 1916 году Россия приняла решение о заказе во Франции средних танков Schneider CA1 в количестве 390 штук. Затем этот заказ был аннулирован и заменён на лёгкие танки Renault FT-17 в том же количестве.

Реализовать эти планы не позволила революция. В итоге впервые танки в России появились уже в ходе Гражданской войны, когда Белая армия генерала Деникина получила в качестве помощи от стран Антанты английские танки Mark V и французские Renault FT-17.

Танки Renault FT-17 в количестве 20 штук были выгружены в Одессе в декабре 1918 года. Назвать их боевое применение удачным нельзя — уже в марте 1919 года под станцией Берёзовкой недалеко от Одессы в ходе боя четыре из них достались в качестве трофеев красным.

Получив в распоряжение трофейные танки, в Красной армии решили включить их в состав вновь созданного Броневого дивизиона особого назначения.

Применение танков красноармейцами оказалось также не очень удачным — вскоре два из них снова были захвачены наступавшими белогвардейцами.

И у белых, и у красных главной проблемой, связанной с танками, была острая нехватка специалистов для новой техники. Кроме того, не была выработана и эффективная тактика их применения.

Фото: Commons.wikimedia.org

Подарок для вождя

Однако захват частями Красной Армии Renault FT-17 под Берёзовкой сыграл важную роль в развитии отечественного танкостроения. Одна из трофейных машин была направлена в Москву в подарок Владимиру Ленину . Затем там же оказался и ещё один трофейный танк, поскольку первая машина являлась некомплектной.

Ленина образец новой военной техники чрезвычайно заинтересовал, и он инициировал обсуждение «танкового вопроса» на заседании правительства. Летом 1919 года было принято решение о начале производства собственных танков для нужд Красной Армии.

10 августа 1919 года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности нижегородский завод «Красное Сормово» был определён в качестве специализированного предприятия для изготовления танков. Броню предполагалось поставлять с Ижорского завода, вооружение — с Путиловского, двигатели — с завода АМО.

С энтузиазмом, но без документации

Речь не шла о проектировании новой машины — в условиях Гражданской войны для этого не было ни кадров, ни ресурсов, ни возможностей. В качестве образца должен был выступить трофейный Renault FT-17.

На заводе «Красное Сормово» задачу восприняли с энтузиазмом, обязавшись сдать первый танк Красной Армии к лету 1920 года, а к концу 1920-го выпустить серию из 15 танков.

Когда в конце сентября 1919 года Renault FT-17 прибыл на завод, оптимизма у рабочих и инженеров поубавилось. Танк оказался некомплектным, не хватало многих важных частей, включая коробку передач, полностью отсутствовала документация.

Для изучения танка-образца собрали группу наиболее опытных инженеров-конструкторов, которым предстояло разобраться в секретах французов, а также разработать фактически с нуля отечественные узлы и агрегаты взамен недостающих.

Большой удачей оказалось то, что в России удалось найти двух французских инженеров, сочувствовавших советской власти и ранее работавших на заводах «Рено». Это позволило ускорить работы.

Трофейный танк Renault FT-17 (без вооружения) на Сормовском заводе. Зима 1919 года. Фото: Commons.wikimedia.org

От «Троцкого» до «Муромца»

Отдельные узлы нового танка начали изготавливать уже в декабре 1919 года, хотя окончательное утверждение проекта состоялось лишь весной 1920 года.

Танки собирали в дизельном цехе завода «Красное Сормово». Сборка машин выполнялась в тесном взаимодействии с другими предприятиями — Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, завод АМО — двигатели.

31 августа 1920 года первый танк, построенный в Советской России, своим ходом покинул цех. Как и все 15 танков серии, первенец отечественного танкостроения получил собственное имя, данное рабочими завода — «Борец за свободу товарищ Ленин».

Кроме него, были построены «Парижская Коммуна», «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», «Красный Борец», «Красная Звезда», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец», «Илья Муромец», «Буря», «Керчь» и «Победа».

Изначально предполагалось строить танки, как во Франции, в двух вариантах — с пушечным либо пулемётным вооружением. Расчёт был на создание пяти танков с пушечным и десяти с пулемётным. Однако уже в ходе работ стало известно, что во Франции, основываясь на опыте боевых действий, стали отказываться от пулемётной модели. В итоге большая часть танков серии была оснащена 37-миллиметровой пушкой и 8-миллиметровым пулемётом. Что касается первого танка, то он был оснащён только пушкой.

Создатели первых отечественных танков не делали секрета из их происхождения, так что вся серия носила хоть и незакреплённое, но устойчивое название «Рено-Русский».

Для своего времени «Рено-Русский» был вполне современной машиной и не только не уступал французскому оригиналу, но и имел несколько полезных улучшений. «Рено-Русский» стал первым в мире танком, оснащённым смешанным пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне, и вплоть до 1926 года оставался единственной в мире машиной с таким вооружением.

Смелые планы по сдаче всей серии Красной Армии к концу 1920 года оказались слишком оптимистичными. На деле «Борец за Свободу тов. Ленин» прибыл в Москву в ноябре 1920 года и тогда же успешно прошёл испытания. Что касается всей серии, то работа над ней была завершена к началу лета 1921 года.

Танки РККА на параде. Впереди идёт трофейный Renault FT-17, позади слева — «Рено-Русский» с пушечно-пулемётным вооружением. Москва, Красная площадь, 8 ноября 1924 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Миролюбивый первопроходец

«Рено-Русский» оказался одной из самых «миролюбивых» моделей в истории отечественного танкостроения. Большая часть машин была принята на вооружение Красной Армии уже после завершения Гражданской и советско-польской войн. В итоге новые машины не принимали участия в боевых действиях.

Первый отечественный танк был вполне достойной машиной, однако возможности промышленности страны не позволяли наладить его массовое производство.

Если «Рено-Русский» был выпущен в количестве 15 экземпляров, то во Франции было построено 1500 танков в пушечном варианте, и 2100 — в пулемётном.

Первые отечественные танки стояли на вооружении Ленинградского и Московского военных округов до весны 1930 года, когда они стали выводиться на базы хранения. К 1938 году все танки серии были разобраны. Копия танка, созданная много лет спустя, в мае 1980 года была установлена в качестве памятника в Горьком, на площади возле проходной завода «Красное Сормово».

«Рено-Русский» не снискал себе славу на полях сражений, но именно он стал первопроходцем, открывшим дорогу легендарным отечественным танкам. А первому, как известно, всегда труднее.

Как известно, в Первой Мировой войне Россия танков не производила. Это было новое, появившееся в ходе этой войны оружие. Бронеавтомобили же у нас строились и применялись довольно широко. У броневиков был большой недостаток- низкая проходимость. В сухую погоду летом, зимой по накатанным дорогам они действовали успешно, но стояло начаться затяжным дождям, или пройти хорошей грозе и броневики теряли своё важнейшее качество- манёвренность. Механик царского гаража француз Адольф Кегресс придумал приспособление повышающее проходимость автомобиля. Сначала он предложил обматывать задние ведущие колёса автомобиля стальными цепями. Проходимость действительно повысилась, но ненамного. Тогда изобретатель стал ставить на ведущие колёса автомобилей и дополнительные катки небольшие гусеницы из верблюжьей шерсти, сукна, а позднее резины. Передние колёса при этом оставались управляемыми. Зимой на них ставились небольшие лыжи. Царь Николай со своим сыном любили кататься на такой машине по снежной целине. Во время Первой Мировой войны такие гусеницы предложили устанавливать на бронеавтомобили (тогда броневики назывались блиндированными автомобилями). Броневик «Остин-кегресс» с такими гусеницами показал неплохие результаты, но до Революции выпустили только один образец, да несколько штук- после, а там уж стало не до броневиков… Ещё ближе к танкам были броневики Гулькевича «Ахтырец» и «Илья Муромец»- забронированные американские полугусеничные тягачи (тракторы) «Аллис-Чалмерс». Вот если бы Гулькевич выбрал гусеничный трактор «Холт» (сначала и первые «Холты были полугусеничными), то такую бронированную машину можно было бы считать первым нашим танком. Американцы, поступив подобным образом, построили опытный танк «Газ- электрик». Очень напоминали бронированные трактора английский танк «Уиппет» и немецкие опытные LK-1 и LK-2.
Если бы не Брестский мир, союзники, наверняка, стали бы поставлять танки в нашу страну для продолжения войны, возможно, помогли бы в сборке танков на нашей территории. Даже американцы собирались выпускать у себя танки не собственной разработки, а в больших количествах лицензионный французский танк Рено ФТ-17. У нас первым выпущенным танком тоже оказалась машина той же марки, но лицензий мы не покупали. Всё вышло по-другому. Первыми танками на российской земле, точнее, земле бывшей Российской империи (это уточнение необходимо сделать, в виду того, что Одесса в ту пору, как и сейчас, принадлежала «незалежной» Украине), стали, опять таки, Рено. Двадцать таких машин в составе французской воинской части прибыли для борьбы с большевиками. Мировая война закончилась месяц назад, шёл декабрь 1918г.Никто не хотел умирать. Французы охотно разбегались при наступлении большевиков, а танки попадали к последним в качестве трофеев. Тогда французы и англичане стали поставлять танки белым. В Екатеринодаре открыли школу для подготовки русских танкистов. По разным каналам было поставлено свыше сотни танков. Позднее все уцелевшие танки достанутся большевикам. Идея наладить выпуск танков в Советской России возникла, когда на Первомай 1919г, захваченный красноармейцами на Украине танк «Рено FT-17», был в послан в Москву, в качестве подарка тов. Ленину. Означенный товарищ очень обрадовался подарку, внимательно осмотрел его. Танк «Рено» участвовал в первомайской демонстрации. После чего танк разобрали, погрузили в три вагона и отправили в Нижний Новгород, где на крупном заводе «Красное Сормово» и планировали начать выпуск новой техники. На месте вскрыв вагоны, сормовцы обнаружили отсутствие многих деталей в т.ч. коробки передач. На недоумённую телеграмму в Москву пришёл обескураживающий ответ: «Наверное, разворовали по дороге!» Делать нечего, пришлось работать с тем, что есть. Наладить выпуск новой техники оказалось не так -то просто, пришлось продлить отведённый на это срок. Немалую помощь оказали два французских специалиста, сочувствовавших большевикам. В выпуске первых наших танков участвовал Ижорский завод, делавший броню для них и завод АМО, выпустивший для танков двигатели «Фиат». Кстати, ВАЗ не был первым российским заводом, выпускавшим машины марки Фиат. Первым был как раз АМО, нынешний ЗИЛ. Построенный в 1916г известным промышленником Рябушинским, как автосборочный, он успел до революции собрать примерно тысячу грузовиков Фиат 15 тер из комплектов деталей, поступавших из Италии. 34-сильные двигатели из этих комплектов и ставили на сормовские танки. В 1924г завод АМО возобновил выпуск этих простых и надёжных грузовиков, но уже из отечественных деталей. Таким образом, Амо Ф-15 стал первым автомобилем советского производства.
Первый танк был готов 31 августа 1920г. Именно эту дату надо считать днём рождения первого русского танка. Как я уже писал ранее, нельзя считать танком «вездеход» Пороховщикова, хотя на базе этой машины впоследствии и мог быть создан танк. Бронированная боевая колесница Лебеденко, которую часто называют танком, вряд ли может считаться таковым. Австрийский майор Фриц Хейгль в своём танковом справочнике в тридцатых годах прошлого веке назвал «Остин-кегресс» русским типом танка, или полутанком. Ясно, что до полноценного танка полугусеничный бронеавтомобиль не дотягивал. Броневики Гулькевича по своим качествам наиболее близки к танкам, но не могут считаться таковыми по той же причине, что и «Остин-Кегресс».
Первый русский танк получил собственное имя. Существует байка, что на митинге, когда решали, как назвать первенца, одни предлагали назвать его «Борец», другие кричали:«За свободу!», третьи: «Товарищ», четвёртые: « Ленин!» Сошлись на: «Борец за свободу товарищ Ленин», Именно под таким именем первый советский танк вошёл в историю. Всего за 1920-1921гг было выпущено 15 танков. Заодно, восстановили и танк, послуживший образцом. Подобно кораблям, первые советские танки имели собственные имена. Наряду с нейтральными «Победа» , «Керчь» было и вполне современное «Свободная Россия». Само собой разумеется, не забыли и своих. Танки носили имена Маркса, Либкнехта, а номер четвёртый назвали «товарищ Троцкий». Последний товарищ, будучи наркомвоенмором, в отличие от предсовнаркома тов. Ленина, немало помотался по фронтам Гражданской войны, железной рукой укрепляя дисциплину в Красной Армии.
Таким образом, «Красное Сормово» стал первым советским танковым заводом. Однако, ожидаемого заказа на следующие пятнадцать машин не последовало. Полукустарная сборка оказалась непомерно дорогой. Танк в ценах 1926г. стоил 36 тыс. рублей. Вам это вряд ли что-нибудь скажет, поэтому поясню, что на такие деньги можно было купить три сотни хороших лошадей- целый табун! Кроме того, Гражданская война закончилась, и потребность в танках резко снизилась. Сормовские танки не получили специального обозначения. Называли их и «Русский Рено», и «тип М» (малый), КС – по первым буквам названия завода.
Первые советские танки повоевать не успели. На последние три машины даже не поставили оружие. Кстати, на сормовские танки ставили одновременно и пулемёт и пушку. На французские «Рено» ставили или пулемёт, или пушку. Как я уже писал, двигатель АМО развивал мощность 34 л.с., т.е. меньше, чем на французском прототипе (39 л.с.), однако скорость танка была даже выше, чем у прототипа: 8.5км в час, против 7.8 км в час у Рено. Зато, «француз» брал подъём до 45 градусов (фантастический результат!), а наш только 38. (Будете ехать в метро, обратите внимание на лестницу эскалатора, там подъём в 30 градусов). Кстати, для современных основных танков 32 град считается достаточным результатом. Габариты танка: длина 4,96м с хвостом («хвосты» предназначались для преодоления широких рвов) , ширина 1,74м, высота 2.14м, клиренс 410мм, соответствовали французскому прототипу. Аналогичным прототипу было и бронирование 8и 16мм, а лоб башни был даже толще, чем у прототипа- 22мм, против 16мм у последнего. Вес нашего танка -7 тонн. Это чуть больше, чем у «француза»-6,7 тонн у пушечного танка и 6.5 тонн у пупемётного. На наши танки ставили французскую 37мм пушку «Гочкисс» (боекомплект в 250 снарядов был больше, чем у французов- 237шт.) и 8мм пулемёт той же фирмы. Экипаж состоял из двух человек. Механик водитель располагался впереди, в отделении управления. Командир, он же, артиллерист и пулемётчик,) располагался в башне… так сказать частично. Дело в том, что он стоял на полу боевого отделения, и только верхняя часть туловища находилась в башне. Мог он и сидеть. Для этого предназначалась… широкая брезентовая петля. В танке было очень тесно. В целом, «Русский Рено» мало отличался от прототипа и может считаться одним из его вариантов.
Удачный опыт копирования лучшего и самого массового танка Первой Мировой войны помог бы нам развернуть массовое производство этих машин в случае военной необходимости, однако таковая в то время отсутствовала. Танки КС использовались как учебные и даже… в качестве тракторов на сельхозработах! Да, да на них пахали! Наряду с трофейными машинами, первенцы советского танкостроения прослужили до конца двадцатых годов, до начала массового производства советских танков. Потом были отправлены на складское хранение, а вскоре их списали. До нашего времени ни один КС не дожил.

Чел.

2 История Год(ы) производства Год(ы) эксплуатации - Количество выпущенных, шт 15 Основные операторы Размеры Длина корпуса , мм 4960 Ширина корпуса, мм 1740 Высота, мм 2140 Клиренс , мм 410 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 16 Борт корпуса, мм/град. 8 Лоб башни, мм/град. 22 Вооружение Калибр и марка пушки 37-мм Боекомплект пушки 250 Пулемёт (ы) 1 × 8-мм Подвижность Тип двигателя карбюраторный "АМО" 4-х цилиндровый, жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л.с. 34 Скорость по шоссе, км/ч 8,5 Запас хода по шоссе , км 60 Преодолеваемый подъём, град. 38 Преодолеваемая стенка, м 0,6 Ширина преодолеваемого рва, м 1,8 Преодолеваемый брод , м 0,7

Танк КС («Красное Сормово» , также известен как танк "М" и "Рено русский" ) - первый советский танк . Представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка «Рено» FT-17 . Всего было выпущено 15 машин.

История создания

В марте 1919 года солдаты 2-й Украинской советской армии в бою с войсками Добровольческой армии генерала Деникина захватили полностью исправный легкий «Рено» FT-17 . Трофейный танк был отправлен в Москву в качестве подарка В.И.Ленину . 1 мая 1919 года танк во главе демонстрации проследовал по Красной площади . Ленин заинтересовался машиной и дал указание организовать производство аналогичных танков. С этой целью осенью 1919 трофейный «Рено» был доставлен на Сормовский завод .

Однако до завода танк доехал не целиком - часть деталей была попросту украдена в пути. И.И.Волков, один из инженеров Сормовского завода, принимавших участие в проектировании танка КС, впоследствии вспоминал:

Приступать к строительству танков приходилось в исключительно трудных условиях. В стране разруха. Необходимой техники нет. Что и говорить, было над чем поломать голову. Однако вера Ленина в рабочего человека вдохновляла сормовцев...
К нам на завод был прислан легкий танк «рено», захваченный в боях на Южном фронте. Вот, говорят, наш образец. Делайте. А «образец» этот больше походил на груду металла, чем на настоящий танк. В нем отсутствовали важнейшие узлы. Не было мотора, коробки передач, множества других ценных деталей. Но унывать было некогда. В два месяца нужно было изготовить техническую документацию...

Сохранность до наших дней

Ни одного экземпляра танка КС до наших дней не сохранилось. Установленный на постаменте в Кубинке танк "Борец за свободу тов. Ленин" - всего лишь позднейший макет.

Литература

  • Г. Холявский Энциклопедия танков. - Минск: Харвест, 1998. - 576 с. - 5000 экз. - ISBN 985-13-8603-0
  • М. Свирин. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: Яуза, Эксмо, 2007. - 384 с. - 3000 (дополнительный) экз. - ISBN 978-5-699-13809-8