День информации в сельской библиотеке. День информации «Здравствуй! Я – новая книга! День информации "Земля моя знакомая и незнакомая"

«Школа мастерства Выпуск 4-й ДЕНЬ ИНФОРМАЦИИ В БИБЛИОТЕКЕ методические рекомендации Минск, 2011 День информации в библиотеке: школа мастерства (вып. 4) Сегодня, когда поток информации...»

Государственное учреждение

Централизованная система государственных публичных библиотек г.Минска”

Центральная библиотека имени Я. Купалы

Отдел библиотечного маркетинга

Школа мастерства

Выпуск 4-й

ДЕНЬ ИНФОРМАЦИИ

В БИБЛИОТЕКЕ

Минск, 2011

День информации в библиотеке: школа мастерства (вып. 4)

Сегодня, когда поток информации постоянно растет, усиливается и



информационная роль библиотек. Одной из наиболее актуальных составляющих работы, является библиографическое информирование – доведение до потребителей информации (в соответствии с их запросами или потребностями). Основными формами библиографического информирования без конкретных запросов являются Дни информации.

Назначение Дней информации – максимально широкое и многоаспектное раскрытие ресурсов библиотеки.

День информации – это комплексное информационное мероприятие, рассчитанное на разнородную по составу читательскую аудиторию.

Проводятся в библиотеках 1 раз в месяц или по мере поступления новой литературы, и посещать его могут все желающие.

О месте и времени проведения библиотека заранее извещает читателей и пользователей, а также заинтересованные организации и учреждения.

День информации может быть полностью посвящен новинкам, и в этом случае на нем экспонируются все полученные в течение определенного периода издания по всем отраслям знания, в том числе информационные, библиографические, аудио-видеоматериалы, CD-диски и прочее.

Особенностью Дня информации является то, что все мероприятия, проходящие в этот день, должны быть взаимосвязаны, должны дополнять друг друга.

К каждому такому мероприятию библиотекари абонемента и читального зала тщательно готовятся.

Подготовительный этап:

составляется план проведения;

рассылаются открытки-приглашения читателям или приглашения по телефону;

обращается внимание на приглашение читателей, временно не посещающих библиотеку;

распределяются обязанности между работниками различных отделов библиотеки в соответствии с интересами и возможностями каждого;

Страниц 2 День информации в библиотеке: школа мастерства (вып. 4) систематизируются издания по темам, жанрам, читательскому назначению и т.д.;

обращается внимание на белорусскую книгу;

продумываются тексты бесед и библиографических обзоров;

организуются тематические зоны, выставки-просмотры литературы;

составляются книжные закладки и т.д.

Программа Дня информации включает:

выставку-просмотр новых поступлений;

библиографический обзор;

беседы по книгам;

правовую информацию: Эталон НЦПИ РБ;

просмотры видеоматериалов;

консультации о том, как следить за новыми изданиями и публикациями;

порядок выдачи литературы в библиотеке, в том числе на платной основе.

Формы работы, используемые в программе Дней информации:

выставки-просмотры по темам;

выставки-просмотры по жанрам;

выставки-просмотры по видам изданий;

выставки-просмотры белорусской книги выставки одного издания или одной тематической серии;

премьеры новых изданий в виде обзоров-представлений;

презентации электронных изданий и БД;

библиографические обзоры;

книжные закладки;

уроки информационной культуры с обучением навыкам самостоятельного поиска нужной информации.

–  –  –

Иногда проходят тематические Дни информации для отдельных групп пользователей, интересующихся каким-то определенным вопросом.

Хронологический охват материалов в этом случае будет гораздо шире, чем день информации о новинках.

Продумывая программу каждая библиотека должна учитывать:

ведущую тему в работе библиотеки;

ведущие темы года;

читательские группы;

состав книжного фонда библиотеки.

Подбирается литература, организуются выставки и открытые просмотры, проводятся тематические обзоры, приглашаются специалисты для консультаций, оформляются заказы.

Выставки и открытые просмотры новых поступлений, цель которых - ознакомить читателей с новыми изданиями – книгами, газетами, журналами, аудио-видеоматериалами, электронными документами, поступившими в библиотеку за определенный период времени.

В силу разнообразия их читательского назначения, универсальности содержания, времени функционирования и местонахождения, выставки и просмотры новых поступлений позволяют сделать информацию о новинках доступной практически всем читателям.

В этот день выставки новой литературы работают во всех отделах библиотеки.

Целесообразно также показывать на них издания, приобретенные ранее, но по тем или иным причинам не востребованные до сих пор читателями.

Конечно, не все желающие могут посетить библиотеку именно тогда, когда проходит день информации. Поэтому обязательно на выставках присутствуют списки литературы или картотека новых поступлений.

В отличие от читального зала, книги с выставок и открытых просмотров на абонементе выдаются на дом.

–  –  –

Целесообразно после просмотра в библиотеке формировать отдельный стеллаж новой литературы, на котором представлять картотеку новых поступлений или списки новых поступлений за определенный период.

Устные библиографические обзоры новинок применяются не только как самостоятельные формы ознакомления читателей с новыми поступлениями, но и как существенное дополнение к выставкам новинок.

В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных, по мнению библиотекаря, изданиях. Иногда обзоры новинок записываются и повторяются через определенный интервал времени, когда сменяется контингент читателей.

Анкета участника Дня информации Дата: ________ 1.

Удовлетворены ли Вы количеством и качеством?

Заинтересовала ли Вас литература, представленная на мероприятии?

Что на Ваш взгляд не прозвучало при проведении Дня информации?

Ваши пожелания и предложения.

Критерии оценки Дня информации:

–  –  –

Отраслевая, художественная литература, периодические и электронные издания.

Специальная, учебная информация.

Систематизация и приемы подачи материала.

удовлетворение информационных запросов пользователей умение работать с информацией Сочетание традиционных и инновационных форм.

наличие творческого подхода

–  –  –

День информации (из опыта работы Молодежного отдела Библиотечного центра "Читай-город", Великий Новгород).

Методическая консультация Коняевой Н.В., главного библиографа Молодежного отдела Библиотечного центра для детей и юношества Читай-город".

Из опыта организации Дня информации (ДИ) МО "Читай-города" так, как понимаем и проводим его мы, в Молодежном отделе Библиотечного центра "Читай-город". Это, безусловно, не является неким эталоном, которому нужно обязательно следовать, но, надеюсь, что наш опыт в чемто вам пригодится.

Назначение ДИ - максимально широкое и многоаспектное раскрытие ресурсов библиотеки. В общем-то, любое библиотечное мероприятие призвано раскрыть фонд библиотеки и тем самым довести информацию до потребителей. ДИ отличается от других тем, что это комплексное мероприятие. Функции ДИ по раскрытию фондов библиотеки реализуются через сочетание наглядных, устных, печатных форм.

В программу ДИ могут входить самые разнообразные способы доведения информации до потребителя: выставки-просмотры различных материалов из фондов библиотеки, обзоры, беседы у выставки, консультации приглашенных специалистов, просмотры видеоматериалов, библиографические списки литературы. Информирование об изданиях может дополняться элементами обучения библиотечнобиблиографическим знаниям, экскурсией по библиотеке. Особенностью ДИ является то, что все мероприятия, проходящие в этот день, должны быть взаимосвязаны, должны дополнять друг друга. И обязательным элементом любого ДИ являются выставки.

По охвату читательской аудитории ДИ могут быть универсальными, предназначенными для широкого круга читателей. Как правило, это ДИ о новых поступлениях в библиотеку за определенный период времени. А могут быть и тематическими - для отдельных групп пользователей, интересующихся каким-то определенным вопросом. Хронологический Страниц 6 День информации в библиотеке: школа мастерства (вып. 4) охват материалов в этом случае будет гораздо шире, чем ДИ о новинках.

Регулярность и продолжительность ДИ определяется самой библиотекой, которая их проводит. Например, в Молодежном отделе на протяжении ряда последних лет складываются традиции в периодичности проведения ДИ. Если говорить о новых поступлениях, то такой ДИ мы проводим 1 раз в год. Хотя выставки новых поступлений оформляются в отделах ежемесячно. Но, учитывая специфику Молодежного отдела (читатели старшеклассники, студенты ССУЗов и вузов, у которых летом каникулы и посещаемость библиотеки падает), ДИ о новых поступлениях "Новое в Молодежном отделе" мы проводим 1 сентября, в День знаний, отмечая таким образом начало нового учебного года. Что касается периодичности проведения тематических ДИ, то, как правило, такие ДИ проходят в рамках циклов крупных мероприятий. При разработке стараемся учитывать запросы и интересы читателей, возможности книжного в фонда и фонда периодики, знаменательные даты и события года, может быть, не совсем обычные или известные праздники. Например, третий год подряд в мае, к Дню семьи (15 мая), мы проводим День полезной информации для молодых родителей. В ноябре, в Неделю полезной информации, уже не первый год у нас также проходят тематические ДИ. Нужно отметить, что в подготовке и проведении ДИ так или иначе принимают участие все подразделения Молодежного отдела, не только библиографы, а подчас и не столько библиографы, сколько работники отделов обслуживания.

Работу по подготовке ДИ начинаем с определения цели и задач этого мероприятия. Например, если мы ставим целью просто доведение информации до читателей библиотеки, то это будут одни задачи, т.е. пути достижения цели. Если же, помимо доведения информации, у нас есть цель привлечь новых пользователей в библиотеку, заявить о себе, рассказать, что есть такая библиотека и она предлагает населению свои услуги, то, безусловно, задачи достижения такой цели будут шире. Одной из целей ДИ может стать, к примеру, привлечение к совместной работе как над конкретным мероприятием, так и к работе библиотеки в целом, партнеров и спонсоров.

От постановки целей ДИ зависит определение задач по достижению этих целей и разработка программы мероприятия. К примеру, в случае, Страниц 7 День информации в библиотеке: школа мастерства (вып. 4) если целью служит только доведение информации до читателей библиотеки, мы не ставим перед собой задачу по организации широкой рекламной компании ДИ. Безусловно, объявление о ДИ должно быть, но в данном случае достаточно объявления в самой библиотеке и, например, других библиотеках ЦБС. И цель такого ДИ достигается через показ всех имеющихся материалов из наших фондов через самые разнообразные формы. Это, на мой взгляд, наименее затратный во всех отношениях ДИ.

Как пример из опыта работы можно привести ДИ "Новое в Молодежном отделе", о котором я уже упоминала. На выставках-просмотрах во всех подразделениях Молодежного отдела были представлены издания, поступившие в наши фонды за летний период. Но в процессе подготовки к ДИ пришлось вносить корректировки в программу. Одной из целей ДИ "Новое в Молодежном отделе" было привлечение новых читателей. К сожалению, мы не учли, что для достижения этой цели не совсем удачно выбрали день (1 сентября). Поэтому договориться с какими-либо группами или классами о посещении Молодежного отдела именно в этот день нам не удалось. И информационный обзор у выставки в читальном зале, который был подготовлен библиографами, пришлось записать на магнитофон и прокручивать в течение дня на абонементе.

И хотя в этом году ДИ о новых поступлениях у нас запланирован снова на 1 сентября, в этот раз мы будем ориентироваться на отдельных читателей, тех, кто уже пришел к нам в библиотеку в этот день, а не на организованные группы. Например, вместо информационных обзоров у выставки проводить небольшие консультации по новой литературе для заинтересовавшихся читателей, дополняя эти консультации элементами обучения библиотечно-библиографической грамотности.

Если одна из целей ДИ - привлечение новых читателей, то одной задачи по раскрытию фонда библиотеки недостаточно. Здесь уже понадобится продумать систему оповещения о ДИ не только тех, кто посещает библиотеку, но и потенциальных пользователей (жителей микрорайона, поселка, учащихся близлежащих учебных заведений и т.д.).

Возможно, стоит поставить задачу не только сообщить о предстоящем ДИ, но и наладить контакты с группами пользователей (например, специально Страниц 8 День информации в библиотеке: школа мастерства (вып. 4) пригласить в библиотеку определенную группу учащихся или специалистов какого-либо предприятия или учреждения).

Когда одной из целей ДИ мы ставим привлечение к совместной работе спонсоров, то задача, в общем-то, одна - заинтересовать наших возможных партнеров.

После определения целей и задач ДИ, начинаем разрабатывать его программу. Думаем, какими именно методами мы будем доводить информацию об имеющихся у нас в фондах материалах до потребителей, что интересного и поучительного мы можем предложить тем, кто придет к нам в этот день. Основными формами раскрытия фондов в ДИ остаются выставки и библиографические обзоры. Учитывая сегодняшнюю ситуацию с комплектованием фондов, крупные выставки-просмотры в ДИ в Молодежном отделе организуются в читальном зале. Причем на выставке представлены не только книги и периодика, но, если есть, видео- и аудиоматериалы, CD-диски. На абонементе в этот день тоже работает выставка литературы, но по объему она, как правило, меньше. И, в отличие от читального зала, книги с такой выставки выдаются. Конечно, не все желающие могут посетить библиотеку именно тогда, когда проходит ДИ.

Поэтому обязательно на выставках присутствуют списки литературы (тематические или списки новых поступлений).

Библиографический обзор может проводиться как у книжной выставки, так и быть самостоятельным. Напомню, что при проведении обзора в подаче той или иной книги используются разнообразные приемы, например:

Начать рассказ с самого интересного;

Показать иллюстрации;

Предложить несколько интригующих вопросов, на которые можно получить ответы, прочитав книгу;

Показать несколько других книг, сходных с рекомендуемой по тематике и обратить внимание на то, чем отличается именно эта книга.

Нет смысла пересказывать аннотации. О непрочитанной книге лучше сказать примерно следующее: "Я еще не успела прочитать ее, но, судя по аннотации, (предисловию, рецензии на книгу) в ней говорится о…., она затрагивает проблемы…" Страниц 9 День информации в библиотеке: школа мастерства (вып. 4) Подчас в обзор вплетаются самые разнообразные приемы, вплоть до викторин. Вопрос может быть задан и как риторический, не требующий от слушателей немедленного ответа. Библиотекарь может предложить книгу, в которой читатель найдет ответ.

Одна из типичных ошибок при обзоре - так подробно рассказывать о книге, что у слушателя не возникает желания ее читать, все и так уже рассказано.

Для привлечения читателей не последнюю роль играют занимательность и оригинальность предлагаемых мероприятий. Поэтому при проведении ДИ мы используем и игровые формы: различные викторины и конкурсы.

Например, в Молодежном отделе проводился тематический день информации по истории России 19-20 века "ИЗ ВЕКА В ВЕК". В программу входили:

Информационный стенд в фойе б-ки о наиболее важных событиях в истории России 19-20 века;

Выставка литературы "Из века в век";

Игра "Колесо истории".

На выставке "Из века в век" на одном стеллаже была представлена литература по истории России 19 века, на другом -20 века, в том числе и справочные издания. Посредине располагалось "колесо истории", на котором были обозначены годы наиболее знаменательных событий.

Каждый желающий крутил колесо, стрелка указывала на год, и участник должен был ответить, какое событие произошло в этот год. Если он затруднялся с ответом, то мог обратиться к литературе, стоящей на выставке, и поискать ответ в книгах. В качестве "шпаргалок" участникам игры предлагались списки наиболее значимых событий без указания года.

Всем участникам вручались небольшие призы (ручки). Целью этого ДИ мы поставили не только показать имеющиеся у нас материалы по истории России, но и заинтересовать наших молодых читателей этой темой, пусть даже на короткий период игры.

Игровые формы были использованы и при проведении тематического ДИ "Светский раут", посвященном юбилею (285 лет) книги "Юности честное зерцало". Помимо выставок и беседы по истории этикета,

–  –  –

желающим предлагалось поучаствовать в викторине по правилам поведения.

С целью более активного привлечения читателей к печатным источникам, при подготовке некоторых ДИ, мы объявляем среди читателей различные конкурсы. Подробнее о таких конкурсах я расскажу ниже.

Итоги подводим во время проведения ДИ.

К сожалению, не секрет, что в наши дни подчас библиотекам, в силу финансовых затруднений, приходится обращаться за помощью к различным организациям и частным предпринимателям. "Читай-город" тоже не исключение. Происходит это, как правило, при организации крупных мероприятий, в том числе и ДИ. Поэтому немного остановлюсь и на такой цели ДИ, как привлечение к совместной работе партнеров.

Прежде чем к ним обращаться, следует определить, какую именно помощь мы хотим от них получить. Как правило, Молодежный отдел "Читайгорода" обращается к партнерам при проведении тематических ДИ.

Допустим, мы видим, что в наших фондах недостаточно материалов, чтобы полно раскрыть тему, или такая литература устарела. Тогда мы обращаемся с просьбой выделить деньги на приобретение новых материалов. Если мы считаем, что на ДИ необходимо пригласить для консультаций по теме тех или иных специалистов, мы ищем те фирмы или предприятия, которые могут предоставить таких специалистов. Обращение к ним должно быть на официальном уровне, через директора библиотеки.

К партнерам (спонсорам) мы приходим уже с примерной программой ДИ.

Окончательная программа составляется уже после того, как мы договорились (или не договорились) о совместной работе. Что мы можем предложить со своей стороны в обмен на помощь? Прежде всего, рекламу фирмы, предприятия, его продукции или услуг, размещение на территории библиотеки буклетов, рекламных проспектов. Во время проведения ДИ обязательно упоминание, что мероприятие проходит при поддержке такойто фирмы и т.д. Информация об этом может размещаться и на объявлении, на пригласительных билетах. Если наши партнеры заинтересованы в постоянном получении информации о книгах и периодике по определенной теме, конечно же, мы идем им навстречу, и в этом случае

–  –  –

бесплатно составляем списки литературы и доводим их до сведения наших спонсоров.

Нужно отметить, что многие организации, фирмы, к которым мы обращались за помощью, охотно идут на контакт и порой сами предлагают что-то новое. Например, при проведении ДИ по профориентации "Парад профессий", Центр кадровых ресурсов предоставил нам электронную версию справочника для поступающих "Куда пойти учиться" по Великому Новгороду и Новгородской области. Когда в Молодежном отделе проводился ДИ по психологии, центр психологической помощи "Доверие" также охотно пошел на сотрудничество с нами. Библиотекой был организован предварительный сбор анонимных вопросов психологу, на которые мы постарались ответить с помощью выставки книг и периодики "Психолог и Я". В ДИ у выставки дежурил психолог из центра "Доверие", к которому мог обратиться любой желающий за помощью.



После того, как составлена программа ДИ, разрабатывается система рекламы этого мероприятия: объявления, персональные приглашения, информация в СМИ. В объявлениях обязательно указывается программа ДИ, содержатся сведения об услугах, которые библиотека в этот день оказывает (допустим, составление списков литературы, оформление заявок на книги и т.д.). Например, в программе ДИ для молодых родителей "Гармония детства" мы указывали такую услугу как бесплатный просмотр журналов мод с детскими моделями.

Целями ДИ для молодых родителей "Гармония детства" были:

удовлетворение запросов через доведение информации до определенной группы потребителей, раскрытие фондов библиотеки, привлечение новых читателей. Поэтому программа ДИ выглядела так:

Акция "Приглашение": помимо индивидуальных приглашений молодым родителям - читателям библиотеки, наши сотрудники выходили с приглашениями в близлежащие детские сады, детскую поликлинику.

Выставки "Созвездие талантов", "Гармония детства", "Семейное счастье"

Информационный стенд в фойе библиотеки "В ребенке должно быть все прекрасно"

Подборка художественной литературы для дошкольников

–  –  –

Информационный обзор новой литературы На протяжении ряда лет ежегодно в ноябре в "Читай-городе" проходит Неделя полезной информации. В течении Недели во всех отделах "Читайгорода" работают выставки и проходят различные мероприятия, в т.ч. и тематические ДИ.

В 2003 г. проходил ДИ "Экологическое ассорти": во всех отделах были оформлены выставки. На абонементе - обзор новых книг по экологии (записан на магнитофон). В Информационно - досуговом секторе прошла беседа об особо охраняемых территориях Новгородской области "Заповедные места".

В 2004 г. Неделя полезной информации будет посвящена традициям и обычаям русского народа. Также запланирован и ДИ на эту тему.

Своеобразной разновидностью ДИ можно назвать проводимые в информационно-досуговом секторе Молодежного отдела ежегодные бесплатные семинары для всех желающих в рамках цикла "Школа красоты", приуроченные к Международному женскому дню. Это тематические ДИ с привлечением сторонних специалистов, которые требуют большой предварительной подготовки и немалых затрат. И именно в подготовке таких масштабных мероприятий нам не обойтись без помощи извне. В подготовке таких семинаров задействованы не столько библиографы, сколько работники информационно - досугового сектора.

Библиографы отвечают за оформление книжной выставки и проведение обзора у выставки.

Такие семинары в "Читай-городе" проходят уже третий год. В программу каждого из трех таких семинаров входит конкурс, который мы предварительно объявляем среди читателей. Объявление о конкурсе, также как и о самом мероприятии, размещается во всех отделах библиотечного центра, в СМИ. Проводится индивидуальная работа с читателями. Заранее оформляется небольшая подборка литературы, которой могут воспользоваться желающие принять участие в конкурсе.

Первый семинар был посвящен уходу за своей внешностью и назывался "Красиво жить не запретишь". В программу входили:

Выставка книжной коллекции, приобретенной на средства, выделенные ООО "Панацея-Н";

–  –  –

Презентация книжной выставки (библиографический обзор литературы у выставки);

Консультация специалистов (косметолог, парикмахер, специалист по фитнесу);

Подведение итогов конкурса "Секрет красоты" (читательницы делились своими рецептами сохранения привлекательной внешности.

"Рецепты красоты" оценивались косметологом и выбирался лучший).

Второй семинар "Создай свой стиль" был посвящен созданию с помощью декоративной косметики, одежды, парфюмерии единственного и неповторимого образа каждой девушки. Программа этого семинара также включала выставку печатных изданий, обзор у выставки, консультации специалистов, подведение итогов конкурса "В стиле "Cosmo".

Третий семинар назывался "Высокая мода в мире цветов". В программу семинара входили: выставка литературы и информационный обзор у выставки; консультации специалистов по цветоводству, фитодизайну и флористике; выступление художницы Ксении Катрич, выставка работ которой "Приглашение в лето" была оформлена в читальном зале Молодежного отдела; подведение итогов конкурса.

Учитывая особенность возрастной группы пользователей, которую обслуживает Молодежный отдел "Читай-города" (загруженность учебной программой, нехватка времени, желание быстро получить нужную информацию или литературу), Дни информации, на мой взгляд, являются оптимальной формой библиографического информирования молодежи.

–  –  –

Государственное учреждение «Централизованная система государственных публичных библиотек г.Минска»

Центральная библиотека им. Я. Купалы Отдел библиотечного маркетинга Школа мастерства (выпуск 4-й) День информации в библиотеке Минск, 2011

–  –  –

Похожие работы:

«ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) Москва ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) 4 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМУЛИРОВОК ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 10 3. ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ 12 4. ПРОВЕРКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) 16 5. ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА РЕГИСТРАЦИИ И БЛАНКОВ ЗАПИСИ УЧАСТНИКОВ ИТОГОВОГО...»

«ITpHH5IT Ha ITe.n;ar oruqecKoM coBeTe N2 1 ITpoToKorr 29 aBrycTa 2014 ro.n;a OT yqEJH:hIH IIJIAH CPE)];HEro OEIIJ;Erb OEPA30BAHIDI MYHHU:HIIAJibHOro Oli~EOJPA30BATEJibHOro lilO,ll;JKETHOro yqpEJK,LJ;EHIIJI «rlIMHA31IJI.N2 3» r. KY,ll;blMKAPA. HA 20142015 yqEJHbIH ro,n; СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ I.1.1. Пояснительная записка..2 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования.. 3 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов...»

«ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 5 2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета 8 3. Объем дисциплины и виды учебной работы 8 4. Содержание дисциплины 9 4.1. Содержание модулей и разделов дисциплины 9 4.2. Разделы дисциплин и виды занятий 11 4.3. Тематический план лекций 12 4.4. Практические занятия 14 4.5. Лабораторный практикум 14 4.6. Самостоятельная работа студентов...»

« «IQTISOD-MOLIYA» УДК: 336.1(075) КБК: 65.26 Д40 Рецензенты: д-р экон. наук, проф. А.А. Каримов; д-р экон. наук, проф. А.С. Сотиволдиев Г.С. Джамбакиева Д40 Финансовый учет. Учебное пособие / Г.С. Джамбакиева; Мин-во высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, ТФИ. – Т.: «Iqtisod-Moliya», 2012. – 352 с. В пособии в краткой...»

«Содержание Стр.1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине 4 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы 6 3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества 6 академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с 7 указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных...»

«Игровые упражнения для развития речевой активности у дошкольников с ОВЗ, имеющих системное нарушение речи с использованием мыльных пузырей. Методический материал для логопедов детских садов, воспитателей и родителей Автор: учитель логопед Брызгалова Ю.В. Дошкольный возраст это возраст чувственного познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Поэтому главная задача специалиста вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через...»

«Федеральное агентство по образованию АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОУ ВПО «АмГУ» Факультет социальных наук УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой МСР _ М.Т. Луценко «_» _ 2007 г. Учебно-методический комплекс дисциплины АНТРОПОЛОГИЯ Для специальности 040101 «Социальная работа» Составители: Колосов В.П., Самсонов В.П. Благовещенск Печатается по решению редакционно-издательского совета факультета социальных наук Амурского государственного университета Колосов В.П., Самсонов В.П. Учебно-методический...»

«Содержание 1. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 2. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 4. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 5. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ 6. ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНОПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ 9. РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА...»

«СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 1.1. Общая характеристика образовательной программы 1.1.1. Направленность 1.1.2. Присваиваемая квалификация 1.1.3. Срок освоения 1.1.4. Трудоемкость 1.1.5. Структура 1.2. Нормативные документы для разработки образовательной программы.1.3. Требования к поступающим 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников освоивших образовательную программу 2.1. Область профессиональной деятельности 2.2. Объекты профессиональной деятельности 2.3. Виды...»

«Методические рекомендации по проведению семинаров-практикумов с председателями, секретарями, членами участковых избирательных комиссий (из опыта работы Красноуфимской районной территориальной избирательной комиссии) 2013 г. Издание подготовлено в рамках реализации Концепция обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного процесса в Российской Федерации в 2013-2015 годах, а также Единого комплекса мероприятий по обучению кадров избирательных комиссий и других участников...»

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых Жильный кварц, хрусталь и исландский шпат Москва, 2007 Разработаны Федеральным государственным учреждением «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета. Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р. Методические рекомендации по...»

«СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 1.1. Требования к поступающим 1.2. Нормативный срок освоения программы 1.3. Характеристика выпускника 4 2. Характеристика подготовки 4 3. Документы, регламентирующие содержание и организацию учебного процесса.3.1. График учебного процесса 3.2. Учебный план 4. Условия реализации образовательной программы 5. Оценка качества освоения образовательной программы Приложения: 2 Аннотации рабочих программ и профессиональных модулей 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Образовательная...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Амурский государственный университет СТАНДАРТИЗАЦИЯ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ И МЕТРОЛОГИЯ Методическое пособие для выполнения практических работ Благовещенск ББК 30у я730 С76 Рекомендовано Учебно-методическим советом университета Рецензенты: Т.И. Согр, доцент кафедры «Коммерция и товароведение» АмГУ, канд. техн. наук; Е.И. Шершнева, исполнительный директор «Фонда содействия субъектов малого и среднего предпринимательства Амурской области»...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» Департамент управления качеством и проектных решений Управление автоматизации программы развития и издательского дела Издательский отдел Дикий Е. Е., Машовец И. В., Шеремет А. С., Штогрин Д. Л.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ИЗДАЮЩИХСЯ В КРЫМСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО Методическое пособие Симферополь Рекомендации по...»

«Муниципальное казнное учреждение «Информационно-методический центр Рассказовского района» СБОРНИК ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЖИВАЯ ТАЙНА ВОСПИТАНИЯ ИЛИ УРОКИ ДЛЯ ДУШИ» Рассказово, 2013 год Составитель: методист по дополнительному образованию муниципального казнного учреждения «Информационно-методический центр Рассказовского района» Э.В.Меркулова заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верхнеспасской...»

«СОДЕРЖАНИЕ КУРСА УЧЕБНО-ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ АВИАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОСТО НА САМОЛЕТАХ (КУЛП-САО-С-01)* Курс учебно-летной подготовки спортивных авиационных организаций РОСТО на самолетах является основным руководящим документом, определяющим содержание, объем, порядок и последовательность обучения постоянного** и переменного летного состава.Курс состоит из двух частей: часть первая теоретическая подготовка; часть вторая летная подготовка. Часть первая включает ...»

19 марта в детской библиотеке-филиале №1 им. А.С. Пушкина провели день информации «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» .

План дня информации:

  1. Библиотечный квилт «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?»
  2. Книжная выставка-вернисаж «Чарующая музыка лесов»
  3. Беседа у книжной выставки « Путешествие в леса и лесные чудеса»
  4. Игра-загадка « На лесных тропинках»

В течение всего дня все посетители библиотеки знакомились с литературой о лесе и репродукциями картин известных художников, представленных на книжной выставке-вернисаже «Чарующая музыка лесов». Во время проведения беседы у книжной выставки «Путешествие в леса и лесные чудеса» дети узнали о том, что лесной массив занимает 31% от всей поверхности планеты, зав. библиотекой Л.Ю. Потанина рассказывала о значении леса в жизни человека. Разговор шел и о том, почему мы должны беречь и сохранять лес, о правилах поведения в лесу.


Игра-загадка «На лесных тропинках»
проходила в виде нескольких туров. На нее были приглашены учащиеся 4 класса НОУ Православная гимназия «Свт. Тихона Задонского». Ее с ребятами провели библиотекари Таравкова Е.И. и Королева Е.С.

Первый тур проводился возле книжной выставки «Цветочные сказки». Викторина «Сказочный цветок» предлагала детям вопросы (на лепестках сказочных цветов) по сказкам о цветах. Например, «В какой сказке лепестки удивительного цветка помогали девочке исполнить все желания?» («Цветик-семицветик» В.Катаева)

Вторым туром была игра «Птичьи трели» . Детям предлагалось отгадать загадки о птицах, которые были размещены на бумажных птичках. Например, «Вместе с этой черной птицей к нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет?» (Грач).


«Загадки из лукошка»
– третий тур игры. Вопросы были написаны на изображениях животных, листочках деревьев, грибах. Каждый ребенок, выбирая определенную картинку, понимал о чем пойдет речь в загадке. Вопросы с грибочков были составлены о грибах, вопросы с листочков – о растениях, с картинок животных – о животных леса. Например, «А вот кто-то важный на беленькой ножке. Он с красною шляпкой, на шляпке горошки» (Мухомор); «Из берлоги слышен храп – спит хозяин, косолап. Всю округу замело, но ему во сне тепло» (Медведь).

Заключительным туром игры стал конкурс «Узнай по запаху». Детям предлагали баночки с травами, из которых нужно было выбрать лесные. В этом туре с удовольствием приняли участие и взрослые.

В этот день библиотека была украшена в виде леса. Везде посетителей встречали листочки, шишки, желуди, бабочки, птицы и цветы. Это создавало определенный настрой. Звучали птичьи трели, звуки насекомых и просто приятная мелодия «Прогулка по лесу».

Дети в конце мероприятия ответили на вопрос квилта «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?» и прикрепили бумажные стикеры на плакат, который был размещен в холле библиотеки. Ответы детей были очень грамотными и серьезными. Каждый ребенок проникся чувством ответственности за сохранение лесного массива.

Отвечая на вопрос квилта, ребята писали, что «нам нужен лес потому что его называют легкими нашей планеты», «мы бережем лес для того, чтобы дышать», «лес нас лечит, дает чистый воздух», «лес нужен для того, чтобы животные могли жить», «чтобы знать птичьи повадки», «потому что там приятный воздух и можно подышать свежим не городским воздухом», «…если его спилить, то не будет природы», «дает нам целебные травы», «природа дает нам вкусные и полезные травы, и если мы их будем портить, то никто не выживет», «лес очищает воздух, нас кормит и лечит», «лес дает нам бумагу. Из древесины делают дома, посуду, мебель», «в лесу можно отдохнуть от жары, суеты», «в лесу нельзя шуметь, устраивать пожары, разбрасывать мусор», «лес нам нужен для воздуха, для красоты, для отдыха от города, для познания живой и неживой природы», «чтобы мы могли гулять на чистом воздухе».

Дополнительную информацию о лесе пользователи библиотеки могут почерпнуть из книг, которые были внесены в рекомендательный список литературы для детей «К природе можно прикоснуться только сердцем».

День информации в школе (тематический день).

Тематический день - это цикл мероприятий, рассчитанный на учебный день и посвященный единой теме. Он складывается из разноплановых действий и акций, в нем задействовано несколько организационных групп, каждая из которых имеет свою зону ответственности. Такая форма работы обеспечивает максимальный охват школьников и учителей полезной деятельностью, не нарушает учебный процесс, служит хорошей практикой для развития организаторских способностей инициаторов мероприятия. Идея проведения такого дня в нашей школе принадлежала министерству информации Школьной республики (ученического самоуправления), которое своей целью ставило обратить внимание своих школьных товарищей на то, какое важное место в современном мире занимает ИНФОРМАЦИЯ. День информации задумывался, как представление работы министерства информации, его «визитная карточка». В нашей школе этот день был приурочен к Всемирному Дню информации и проведен 28 ноября. Хотя, проведение подобного дня возможно в любой момент времени и это является еще одним плюсом мероприятия.

Цель данных методических материалов - способствовать активизации детской инициативы, помочь реализовать детям собственные задумки и замыслы, воплотить их в жизнь.

Форма проведения проекта позволяет выявлять активных ребят с ярко выраженными лидерскими качествами, но при этом оставляет поле деятельности для хороших исполнителей, для тех, кто хочет попробовать себя в различных видах деятельности, поучаствовать в общешкольном, значимом и ярком деле.

Подобный проект может быть реализован в любой школе любого региона страны. Его можно дополнять, видоизменять, подстраивать под себя и свою команду.

Подготовительный этап.

Рекомендуем начать подготовительный этап за 1,5-1 месяц до проведения мероприятия. Лучше всего для осуществления задуманного собрать детей, которым это может быть интересно. В нашей школе мы вывешиваем лист на доске объявлений самоуправления, куда предлагаем записаться всем тем, кому интересно стать организаторами данного мероприятия. Первое собрание превращается в «мозговой штурм», где каждый может предложить самую невероятную и безумную идею (таким образом родилась идея выставки «Машина времени»). Все предложения затем тщательно обдумываются, определяются пути их осуществления.

Детям очень нравится реализовывать то, что они сами придумали. Здесь роль взрослого заключается в том, чтобы удерживать инициативу в нужном русле, не дать погибнуть начинаниям, проявить истинный интерес к задумкам ребят, «зажечься» их идеей. Помочь осуществить задуманное практически, подсказать способы реализации. Быть рядом, но не мешать; работать над проектом вместе с ними, но не вместо них.

Когда основная канва мероприятия готова, необходимо распределить обязанности, разделиться на группы – это способствует эффективности подготовки проекта, его качественному проведению. И каждый может выбрать для себя дело по плечу и по интересу. Подробнее остановимся на отдельных фрагментах подготовки Дня информации.

Выставка «Машина времени» - представляет собой инсталляции десятилетий, начиная с 60-х годов прошлого столетия, собранные по единой форме. В нее входит информация о важнейших событиях в истории, науке, технике и культуре, а также предметы того времени (посуда, одежда, печатная продукция, бытовая техника и т.д.). Собирать подобные материалы дело нелегкое, но очень интересное и захватывающее. В этом неоценимую помощь могут оказать родители, бабушки и дедушки, учителя, другие взрослые – в этом большой плюс этого задания: взаимодействие представителей разных поколений, общие точки соприкосновения, повод поговорить об очень важных вещах, связывающих нас воедино. В процессе сбора экспонатов дети узнают очень много нового и интересного о прошлом своих родных и близких, об истории страны.

Игровой блок для малышей – важный фрагмент проекта, потому что младшая школа это большое количество детей, воспринимающих информацию не так, как ученики старшей и средней школы. Необходимо подготовить материалы таким образом, чтобы они были интересными, но не только развлекательными. Поэтому было решено взять единой темой Дня информации для малышей тему года – кино и мультфильмы. И организовать на переменах в их коридоре разные площадки: несколько столов для раскрашивания и рисования, загадки и викторины, подвижные игры. Те, кто отвечал за этот фронт работы, подобрали материалы и прошли экспресс-обучение по работе с малышами – в профессии аниматоров есть свои особенности.

Интерактивная викторина «Машина времени» - разрабатывается так, чтобы участникам пришлось искать информацию различными способами. Ответы на некоторые вопросы будут находиться на стендах выставки-инсталляции – нужно будет проявить умение считывать информацию. За некоторыми ответами командам придется идти в библиотеку, проявить смекалку. А какие-то вопросы заставят участников обратиться за помощью к интернет-ресурсам.

Мероприятия для всех – должны охватить всю школу, придать мероприятию объемность и значимость. Каждый должен почувствовать себя причастным ко Дню информации. Предложений может быть очень много, выбирайте самые интересные и незатейливые. Мини-квест (посчитать сколько раз слово «информация» встречается в школьных коридорах) требует того, чтобы организаторы сами хорошо знали ответ на этот вопрос. Информационный опрос о любимых именах – сбор информации с последующей обработкой. Людям нравится, когда кто-то интересуется их мнением. Слово-бум – игра, в которую с удовольствием поиграют люди любого возраста, тем более что в этом случае предполагается сладкое поощрение.

Печатные материалы – важная составляющая успеха. Ведь День информации начнется с маленького флаера, который вручат каждому вошедшему в двери школы. Необходимо разработать единый стиль всей печатной продукции.

Информационные материалы – этот фрагмент подготовки потребует самого пристального участия взрослого куратора. Необходимо составить адаптированный текст для информационных минуток у малышей и у учащихся средней/старшей школы. Необходимо порепетировать с группой ребят, которые разойдутся по классам с подробной информацией о предстоящем дне.

Ход мероприятия

Этап мероприятия

Место

Ответственные

Оборудование

Участники

Особые пометки

8-20-9.00

Раздача информационных флаеров

Вестибюль у входа в школу

3 человека

Информационный стенд о Всемирном Дне информации, флаеры, шарики, плакат «День информации»

Ученики, учителя, родители, входящие в школу

Все входящие в школу люди информируются о том, каким будет сегодняшний день в школе.

9.00-9.40 (классные часы)

Информационные минутки по классам

Классные кабинеты

10 человек

Планшет, текст

11 классов начальной школы, 14 классов средней и старшей школы

Все получают более подробную информацию о событии, о предстоящих мероприятиях. Ученики 6-7 классов получают приглашение на интерактивную викторину «Машина времени»

9.40-9.50 (первая перемена

Формирование нескольких команд из 6-7 кл. для участия в интерактивной викторине

Второй этаж старой школы, рекреация

6 человек

Жетоны разных цветов по количеству желающих поучаствовать в интерактивной викторине «Машина времени»

Ученики 6-7 классов

Эта переменка маленькая, поэтому основная часть запланированных действий еще не начинается. Участники викторины «Машина времени» формируются в команды и получают первые рекомендации по игре, которая начнется через урок.

10.30-10.45 (большая перемена), а также перемены после 3-го и 4-го уроков

Открытие выставки «Машина времени»

Первый этаж старой школы, рекреация

10 человек (по 2 экскурсовода возле экспозиции каждого десятилетия)

Плакат «Машина времени. Флажки. Инсталляции «60-е годы», «70-е годы», «80-е», «90-е» и «2000-е»

Все желающие

Для каждого десятилетия оформляется отдельная инсталляция, ребята-экскурсоводы могут одеться соответственно своему времени. Они должны ориентироваться в самых важных событиях своего времени, должны уметь ответить на вопросы, объяснить назначение экспонатов своей выставки

Начало интерактивной викторины «Машина времени»

Территория выставки «Машина времени»

2 человека

Листы с заданиями и вопросами

Несколько команд от 6-7 классов

Вопросы сформированы таким образом, что командам необходимо будет искать информацию и на выставке «Машина времени», и в интернете, и в школьной библиотеке. Для ответов на вопросы командам дается три большие перемены, после чего листы сдаются организаторам мероприятия для подведения итогов

Игровой блок для малышей

Рекреация в начальной школе

7 человек

Плакаты с названием Года, костюмы для аниматоров, реквизит для игр, музыкальное сопровождение, цветные карандаши и бумага, распечатанные тематические раскраски

Ученики 1-4 классов

Тема игрового блока - соответствует текущему году (Год кино, Год экологии, Год добровольчества и т.д.). Вопросы викторин, загадки, подвижные игры и раскраски на данную тему. Дети сами выбирают деятельность по душе: кто-то может рисовать, кто-то - играть в подвижные игры с аниматорами, участвовать в викторинах.

Мини-квест

По всей школе

5 человек в разных уголках школы

Все желающие

Группа подготовленных волонтеров должна мотивировать всех желающих выполнить задание мини-квеста: посчитать, сколько раз слово «Информация» встречается на стендах, расположенных в коридорах по всей школе. Сразу нужно сказать, что выполнить это задание будет не так просто, правильный ответ смогут дать лишь самые внимательные и энергичные.

Информационный опрос

По всей школе

5 человек

Небольшие листы бумаги, ручки

Все желающие

По просьбе волонтеров школьники и учителя должны написать на листах мужское и женское имя, которое считают самым привлекательным. Это делается с целью выявления самых популярных имен в школе.

Информационный слово-бум.

По всей школе

5 человек

Карточки со словом «ИНФОРМАЦИЯ», написанным сверху вниз

Все желающие

Небольшая разминка для ума - необходимо написать слово на каждую букву слова ИНФОРМАЦИЯ. Заполненную правильно карточку участник может обменять на карамельку на выставке «Машина времени» в течение Дня информации.

После уроков

Подведение итогов

Штаб Министерства информации

Все организаторы проекта

Подводятся итоги интерактивной викторины «Машина времени». Оценивается результат мини-квеста; обрабатываются данные информационного опроса (результат может быть опубликован в школьной газете). Готовятся наградные материалы (дипломы для участников викторины). Происходит обмен мнениями о том, насколько хорошо был организован день, что получилось хорошо и где возникли проблемы, анализ мероприятия в целом.

Заключительный этап.

СБО – это процесс обеспечения потребителей библиографической информацией.
Библиографическое обслуживание, исходя из современного понимания термина, возникло в библиотеках сравнительно недавно, если иметь в виду их многовековую историю. В настоящее время оно стало важнейшим участком работы библиотек. От состояния библиографического обслуживания зависят многие показатели работы библиотеки, в том числе эффективность использования ее фондов.

Одним из видов этого обслуживания является библиографическое информирование.

Библиографическое информирование подразумевает как систематическое, так и эпизодическое обеспечение библиографической информацией читателей и пользователей в соответствии с их постоянно действующими (долговременными запросами).

Цель этой работы – регулярное оповещение о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей в течение длительного периода или постоянно.

Библиографическое информирование подразделяется на три разновидности: индивидуальное, групповое и массовое информирование.

Рассмотрим в первую очередь массовое библиографическое информирование .

В ГОСТе 7.0-99 «Информационно- библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» ему дано такое определение: «Массовое информирование – это информирование широкого круга потребителей информации по социально-значимым темам».

Главная цель – содействие общему образованию и самообразованию пользователей, ведется по инициативе библиотеки самостоятельно или совместно с другими библиотеками и организациями – редакциями газет, журналов, радио, телевидения. Совместная работа заранее планируется. При массовом библиографическом информировании применяются различные формы информирования читателей о новой литературе, об интересных мероприятиях, подготавливаемых библиотекой. Такие формы должны быть, прежде всего, оперативными и доступными для всех читателей.

К формам массового информирования относят:

  • Картотеки новинок;
  • Списки (бюллетени) новых поступлений;
  • Выставки новых книг, периодических и других изданий;
  • Выставки-просмотры новой литературы и дни новой книги;
  • Устные библиографические обзоры новинок;
  • Плакаты и закладки, посвященные новым книгам;
  • Дни информации и другие формы.

В библиотеках организуются выставки и открытые просмотры новых поступлений, цель которых – ознакомить читателей с различными изданиями (книгами, журналами, электронными инф.изданиями), поступившими в библиотеку за определенный период времени. Необходимо также показывать на них издания, приобретенные ранее, но по каким-либо причинам не востребованные до сих пор читателями.

Выставки – просмотры являются постоянными, но состав представленных на них материалов должен время от времени обновляться. Продолжительность их устанавливается библиотекарем с учетом регулярности поступления новинок и их количества. Следует учитывать, что в течение этого времени издания с выставки не выдаются, читатель, просмотрев и отобрав нужную для себя литературу, может заполнить и оставить у библиотекаря заявку на книгу. По этим заявкам, в дальнейшем, библиотекарь устанавливает очередность выдачи книги на дом и сможет выявить эффективность выставки-просмотра.

Устные библиографические обзоры новинок применяются не только как самостоятельные формы ознакомления читателей с новыми поступлениями, но и как существенное дополнение к выставкам новинок. В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных, по мнению библиотекаря, изданиях.

Для информирования читателей о новых или заслуживающих внимания книгах непосредственно в помещениях фонда рекомендуется использовать закладки и плакаты типа «Новая книга», «Об этой книге спорят», а также специальные полочные разделители.

День информации – это комплексная форма библиографического информирования, рассчитанная на разнородную по составу читательскую аудиторию. День информации может быть полностью посвящен новинкам, и в этом случае на нем экспонируются все полученные в течение определенного периода (1-2 месяца) издания по всем отраслям знания, в том числе информационные и библиографические, аудиовидеоматериалы, компакт-диски и прочие.

В программу Дня информации включается:

  1. выставка просмотр новых поступлений,
  2. устный библиографический обзор (по разделам или отдельным темам выставки),
  3. беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями, сбор заявок от читателей.

Дни информации могут быть тематическими. Например: «Зеленая аптека», «Терроризм, вчера, сегодня, завтра», «Что день грядущий нам готовит?». В ходе их проведения подбирается литература по теме, организуются выставки и открытые просмотры, проводятся тематические обзоры, приглашаются специалисты для консультаций, оформляются заказы на книги, журналы и др. издания. Дни информации проводятся регулярно, в определенное время, и посещать его могут все желающие. О месте и времени их проведения библиотека заранее извещает читателей и пользователей, а также заинтересованные организации и учреждения.

Библиотеки участвуют в правовом просвещении не только своих читателей, но и всего населения региона (района, города, села), распространяя информацию о документах органов местного самоуправления законодательного и нормативного характера. В этих целях библиотеки собирают нормативные акты, постановления и распоряжения органов местной власти, организуют и систематизируют специализированные фонды, отражают их в каталогах и картотеках и БД (базах данных). Например: «Местное самоуправление», «Социальная информация региона». Библиотеки систематически распространяют информацию о местных бюджетах, налогах и муниципальной собственности; о статистических данных по экономике, развитии материально-технических ресурсов региона; о социально- культурных и образовательных программах; об экологическом состоянии окружающей среды и мерах по ее защите и т.д.

Групповое библиографическое информирование – по ГОСТу это «информирование групп потребителей информации, объединенных по признаку сходства информационных потребностей».

Главное требование к групповому библиографическому информированию – строгая дифференциация (группировка читателей по определенным признакам – демографическим, социально-профессиональным, возрастным и т.д.). в библиотеках выделяются приоритетные группы: например предприниматели, специалисты центра занятости, соц. защиты, специалисты предприятий, организаций и учреждений не имеющих своих библиотек, специалисты занимающиеся переквалификацией, а также небольшие по численности группы читателей – любителей природы, автолюбителей и т.д.

Групповое библиографическое информирование может быть как постоянным, так и эпизодическим, а по содержанию – межотраслевым, тематическим, проблемно- тематическим. Оно осуществляется как в текущем, так и в ретроспективном режиме.

Выявление и изучение информационных потребностей конкретных групп специалистов должно проводиться систематически, для чего применяется их анкетирование и собираются заявки, устанавливается порядок обеспечения заинтересованных лиц информацией (периодичность, дни недели, время, обратная связь и т.д.). например для учителей – предметников.

Формы группового библиографического информирования могут быть разнообразными.

  • Отраслевые и тематические списки нови нок. Некоторые библиотеки могут на договорной основе подготовить отраслевые и тематические списки новинок, указатели новой литературы. Списки новинок по профилю предприятий и организаций рассылаются для информирования их сотрудников.
  • Тематические и комплексные выставки- просмотры (в помещении библиотеки и выездные). Тематические как правило ретроспективные, выездные могут организовываться по договоренности с руководителями предприятия или организации, заинтересованных в использовании информации. Заранее оговариваются сроки проведения, часы работы, место проведения и лица, ответственные за выставку. На таких выставках можно представить различные виды документов: книги, журналы, аудио и видео материалы, СД-ром, ксерокопии и неопубликованные материалы. Выставки – просмотры для конкретных групп читателей могут проводиться по актуальным вопросам политики, права, экономики, культуры, искусства в помощь профессиональной деятельности.
  • Информационные стенды типа «Библиотека информирует»
  • Тематические устные библиографические обзоры проводятся по темам представляющим интерес для конкретных групп потребителей информации во время выставок просмотров, а печатный текст затем можно распространять по запросам за умеренную плату.
  • Тематические папки-досье включают в себя как первичную информацию (копии статей) так и библиографическую информацию (списки новых книг и публикаций в периодических изданиях). Они должны регулярно пополняться новыми материалами и выдаются на определенный срок потребителям для ознакомления.
  • Дни специалиста проводятся по заранее разработанному плану. Его продолжительность может составлять от 1 до 3 дней, а специфика влияет на характер подготовки и проведения данного мероприятия. Главное здесь – это ознакомление определенной группы специалистов с современными информационными и библиотечно-библиографическими ресурсами, которые могут использоваться для выявления нужной литературы. Программа Дня специалиста (например, Дня учителя) предусматривает:
  1. краткое вступительное слово ответственного за его проведение
  2. лекцию ведущего специалиста (преподавателя вуза соответствующего профиля)
  3. обзоры специальной литературы
  4. обмен опытом по внедрению новейших достижений, например мультимедиа-технологий в образовательном процессе
  5. выставку – просмотр, на которой обязательно должны быть представлены текущие и ретроспективные информационные и библиографические издания, библиографические публикации в книгах и журналах и т. д.
  • Ярмарки информационных услуг, например, для безработных, пенсионеров, ветеранов, инвалидов, молодежи можно предоставить консультационную помощь при поиске работы путем предоставления им электронных баз данных «Биржа труда», сведений о курсах переквалификаций, дать консультацию или выполнить справку по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты или дать адреса организаций. Необходимо поддерживать сотрудничество с «Консультант плюс».

Использование тех или иных форм зависит от специфики и возможностей библиотеки. Нужно уметь взаимодействовать, работать в тесном сотрудничестве с другими организациями, например со школами. Знакомиться с учителями, учебными программами, учебниками, запросами преподавателей и учащихся. Учитывая все для текущего комплектования, создания баз для библиографического информирования. Для учеников затем можно подготовить экспресс-информации, бюллетени новых поступлений, библиографические списки и указатели (в помощь образовательным программам)

Индивидуальное информирование по ГОСТу – «информирование индивида в соответствии с его потребностями»

В настоящее время приоритетным является библиографическое информирование руководителей органов местного самоуправления, предприятий и организаций, муниципальных служащих, специалистов сферы культуры и искусства, здравоохранения и образования, предпринимателей. Систематическое обеспечение их информацией осуществляется в строгом соответствии с постоянно действующими запросами – как правило, по узким, частным темам и проблемам. Во многих случаях подобные запросы вызваны конкретными служебными ситуациями и связаны с использованием краеведческой информации.

Основные формы ИБИ

  • устные сообщения (лично или по телефону),
  • подготовка подборок или досье (для просмотра и отбора необходимых материалов во время посещения библиотеки),
  • передача информации по факсу (электронной почте)

работа по ведению ИБИ трудоемкая, сложная, поэтому число абонентов может быть малым. И выявляются абоненты не при записи, а в течение определенного периода времени, работниками отдела обслуживания в ходе индивидуальных бесед, наблюдений или анкетирования. Анализируя полученные сведения, составляют картотеки ИБИ и постоянно действующих запросов в алфавитном порядке тем, и согласовываются сроки доведения информации до каждого абонента, а в те дни, когда ему передается информация, в картотеке делается об этом специальная запись. Устное оповещение хорошо тем, что можно установить непосредственный контакт с потребителем информации, и сделать выводы о полезности подобранного материала. Можно рассылать информацию на специальных бланках, информационных листках или карточках. На них находятся библиографическое описание, справочная аннотация и т.д. Карточки, накапливаясь, образуют личную тематическую картотеку для пользователя ИБИ.

Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.
Анкета абонента индивидуального библиографического информирования:
1. Ф.И.О.
2. Год рождения
3. Образование
4. Профессия
5. Специальность
6. Место работы, должность
7. Адрес, телефон (домашний, рабочий)
8. Название темы (тем), по которым требуется информирование
9. Цель информирования (работа, учеба, интерес)
10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно
11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги, отдельные статьи и др.)
12.Периодичность информации (ежеквартально, ежемесячно, по мере поступления документов).

Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.
Обратите особое внимание на заполнение карточек в «Картотеке индивидуального и коллективного информирования».
Образец. Лицевая сторона

Оборотная сторона
18.02.2009 - информационный список «Новые поступления в библиотеку» 2009 г. № 2
12.06.2009 - информационный список по периодике «Законы для человека» - 8 статей, взято 4
29.06.2009 - обзор «Законы, которые нас защищают», состоящий из 9 документов, взято 5 документов
Количество информации - сколько раз был проинформирован абонент. Форма информирования может быть различной - извещение, информационный список, бюллетень новых поступлений в … библиотеку, открытые просмотры, книжные выставки, обзор, устное сообщение и т.д.
Просмотрено - сколько книг (статей) включено в информацию.
Взято - сколько книг (статей из журнала или газет) взял читатель. Эта цифра должна подтверждаться записями в читательском формуляре.

Как правильно учитывать вашу работу по информированию?
Бюллетень новых поступлений - в него включено 50 названий, из них 10 книг - в разделе «Государство и право», но только 3 из них соответствуют теме информирования «Законодательство по социальной защите». Абонент ознакомился с «Бюллетенем» и попросил новый учебник по правоведению. Запись в карточке должна быть такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 3; взято – 1.
Хотя книга выбрана с помощью «Бюллетеня», но теме информирования она не соответствует.
Информационный список - за единицу информации берется не № журнала или газеты, а статья или заголовок. Например: в список включено 2 книги, 5 статей из 1-го журнала, 2 статьи из 2-х газет - 9 названий. Абонент взял 1 журнал, 1 книгу, 1 газету из представленных в списке. В этом случае запись на лицевой стороне карточки будет такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 9; взято – 7.
На оборотной стороне карточки необходимо записать дату информирования и название (или №) информационного списка. Все сведения об источниках информирования абонентов должны быть отражены на оборотной стороне карточки и более подробно (с подробным списком литературы) в какой-нибудь отдельной тетради или папке, чтобы можно было легко проверить.

К наиболее эффективным формам ИБИ относятся ИРИ и ДОР. Но не все библиотеки способны обеспечить работу на должном уровне, т. к. главные требования являются: осуществление инф. в автоматизированном режиме, максимальная полнота доводимой до абонента информации, краткое раскрытие содержания материал, наличие постоянно действующей обратной связи с абонентом.

Дифференцированное информационное руководителей – различных уровней специально подготовленной информацией, в частности, электронно-библиографической, предназначенной для решении задач социального управления

Избирательное распространение информации – систематическое обеспечение информацией о текущих поступлениях документов в соответствии с постоянно действующими запросами при обязательной обратной связи с последующей выдачей по требованию потребителя документов и копий и фактографической информации.

Как и другие виды деятельности библиотек работа по БИ планируется в годовом и текущих планах библиографической службы, учитывается и анализируется. Для улучшения работы рекомендуется иметь в библиотеке справочный аппарат, в который могут входить картотека абонентов и сводная картотека или служебная база данных (орган. и ведение библиографом).

Картотека абонентов состоит из разделов:

  • в алфавите фамилий – абоненты ИБИ
  • абоненты группового БИ (в алфавите названий предприятий и организаций, а внутри – по алфавиту фамилий абонентов)
  • темы ИБИ (по алфавиту)
  • темы группового БИ (по алфавиту)

сводная картотека отражает данные об абонентах и темах постоянных запросов, в соответствии с которыми производится БИ всех абонентов. Она позволяет библиогр. службе контролировать и координировать работу с другими организациями и учреждениями, вести её более эффективно.

Разделы:

  • абоненты (с выделением абонентов индивидуального, группового и коллективного информирования)
  • темы (по алфавиту тем постоянных запросов)

Учет работы ведется в спец. тетради или журнале по принятой в конкр. библиотеке форме.

Единица учета постоянно действующих запросов – сам запрос, тема.

Ед. уч. сигнальных оповещений, направленных абонентам – оповещ. об 1 источнике информации.

Ед. уч. по массовому БИ – мероприятие – выставка, обзор, ДИ, ДС. Учет проводится по количеству мероприятий, зарегистрированных в дневнике работы библиотеки. Там же отмечаются кол. выданных документов, число участников. Мероприятие, предусматривающее одновременное использование нескольких форм информирования учитывают как 1. Вся проделанная работа должна анализироваться.

Литература.

  1. Зиновьева, Н. Б. Основы современной библиографии: учеб. пособие / Н. Б. Зиновьева. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 104 с.
  2. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д. Я. Коготков. – СПб. : Профессия, 2003. – 304 с.
  3. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / И. Г. Моргенштерн. – СПб. : Профессия, 2005. – 208 с.
  4. Справочник библиографа / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Миникина. – СПб. : Профессия, 2005. – 529 с.

29 октября детская библиотека им. З.И.Воскресенской провела
День информации "Книги, которые знают всё!"

«Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке» - под таким девизом прошёл этот день в библиотеке.

В программе Дня информации состоялись:

Твои мудрые помощники - выставка-просмотр

В книжный город Книгоград приглашаем всех ребят - познавательно-игровая программа

Справочное царство - мудрое государство - обзор


Мероприятие было подготовлено для читателей разных возрастов.В течение всего дня все посетители библиотеки знакомились с царством словарей, энциклопедий - универсальных и специальных; больших и маленьких; древних и юных.

На абонементе была представлена выставка-просмотр, которая раскрыла ценность данных изданий, их информационно-энциклопедический материал. Каждый смог найти для себя что-то интересное и взять на дом понравившиеся книги.

В читальном зале для детей был проведён познавательный обзор о многочисленных справочных изданиях, находящихся в библиотеке, с помощью которых можно найти ответы на любые вопросы.

Ярким моментом дня информации стала познавательно-игровая программа.

Дети вместе с библиотекарями путешествовали в мир словарей, энциклопедий и справочников - их верных помощников.

В игре "Напиши словарное слово", дети проверяли правильность написания в орфографическом словаре.

Особый интерес у ребят вызвала серия книг "Моя первая энциклопедия". С заданием "Найди информацию" ребятам пришлось потрудиться, но они с ним справились.

Познавательно-игровая программа сопровождалась яркой слайд-презентацией.

День информации закончился, но впереди ещё много нового и интересного. Приглашаем, всех кто любит читать, посетить нашу библиотеку. Путешествие в мир познавательных книг продолжается!