Фрейндлих Алиса. Мама Алисы Фрейндлих, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в художественной самодеятельности. Алиса Фрейндлих: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

Алиса Бруновна Фрейндлих. Родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Советская и российская актриса театра и кино, певица. Одна из крупнейших русских актрис XX века. Народная артистка СССР (1981).

Лауреат четырёх Государственных премий Российской Федерации (1976, 1996, 2001, 2008).

С 1983 года Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Фильмы с участием Алисы Фрейндлих входят в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Наиболее известна по картинам: «Соломенная шляпка» (1974), «Агония» (1974), «Служебный роман» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Сталкер» (1979), «Жестокий романс» (1984) и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009).

Алиса Фрейндлих - обладательница двух национальных театральных премий «Золотая Маска» (2001, 2006) и двух премий Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (1994, 2005).

В 2015 году ей присуждена премия имени Андрея Тарковского «За вклад в кинематограф».

В 2016 году актриса была удостоена премии «Ника» «За честь и достоинство» имени Эльдара Александровича Рязанова.

Алиса Фрейндлих в программе "Наедине со всеми"

Мать будущей актрисы, Ксения Фёдоровна Фрейндлих (в девичестве Фёдорова; ум. 1971), в молодости проживала в Пскове, где принимала участие в художественной самодеятельности. Вскоре она переехала в Ленинград, где на драматических курсах Театра рабочей молодёжи познакомилась с актёром немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом (1909-2002). Его матерью была немка Шарлотта Фридриховна (урождённая Зейтц), отцом - Артур Иванович Фрейндлих. И Зейтцы, и Фрейндлихи окончательно переехали в Россию из Германии ещё в XVIII веке, создав династии стеклодувов. Прапрапрадед актрисы по линии матери был родом из Мекленбург-Шверина.

Артур Фрейндлих пытался продолжить семейное дело, однако его карьера мастера стекла не состоялась - у его второго сына, брата Бруно, были крайне слабые лёгкие. Вскоре он устроился на работу в обувной магазин Вейса, который тогда поставлял обувь Императорскому Двору. Недолго проработав там, он решил открыть собственное дело: закупил нужное оборудование, снял помещение возле Мойки и заказал вывеску «Изящная обувь Фрейндлиха». Его планам не суждено было сбыться: в 1917 году Артур Фрейндлих скоропостижно скончался.

8 декабря 1934 года, в Ленинграде, в доме на Исаакиевской площади, на свет появилась девочка Алиса. Как признавалась позже Фрейндлих, мама хотела, чтобы дочь носила другое имя - Наташа. На «Алисе» настояли отец и бабушка, заявившие, что «Наталья Бруновна Фрейндлих» - странная каша. В графе «Национальность», по убеждению матери, стояло «русская». Вскоре после рождения девочки семья переехала в коммунальную квартиру дома 1/64, что в переулке Гривцова. Из окон открывался вид на Исаакиевский собор, а неподалёку от дома располагался Медный всадник.

Ещё в детстве Алиса начала проявлять артистические способности. В три года она попала на дипломные спектакли сестры матери и её мужа, которые тогда заканчивали консерваторию. Несколько дней после этого девочка напевала мелодии из оперы и сама с собой играла в «театр», тайком от взрослых надевая мамины платья.

Незадолго до начала войны родители Алисы расстались. Отец с актёрами своего театра уехал на гастроли в Ташкент, а девочка осталась жить с матерью. Бруно Фрейндлих покинул Ленинград ещё до того, как из Ленинграда начали выселять немцев. По воспоминаниям Алисы Фрейндлих, «бабушка, тётушка, мои двоюродные братья и сёстры - всем им пришлось уехать из Ленинграда»; «папин брат с женой были арестованы - много позже мы узнали, что их расстреляли».

В 1941 году Алиса пошла в первый класс школы № 239 (ныне физико-математический лицей № 239). Заведение находилось прямо в центре города - районе, который подвергался самым массивным обстрелам. Через несколько дней после этого началась блокада Ленинграда. Из-за тяжёлых условий учёбы, как таковой, не было: преподавательница вела беседу не о теме урока, а обо всём, что тогда было нужно блокадникам.

Только бабушка помогла выжить Алисе в те времена, а точнее, её пунктуальность: она выдавала совсем маленькую часть от буханки хлеба по часам, а остальное прятала. Здоровье девочки и её матери было крайне слабым и нестабильным не только в физическом отношении, но и в психологическом: ребёнок с немецкими корнями ужасно себя чувствовал в обществе тех, кто немцев презирает.

Во время войны Ксения Фёдоровна работала бухгалтером, а после её окончания переехала вместе с дочерью в Таллин на три года.

В столице Эстонии Алиса обучалась в третьем, четвёртом и пятом классах средней школы, ей не удалось и здесь закончить обучение - в 1948 году они с матерью вернулись в Ленинград, где девочка снова поступила в школу № 239. В город вернулся и Бруно Фрейндлих, привёзший с собой свою новую семью - жену и дочку Ирину. Ксения Фёдоровна была не против встреч Алисы с отцом, но этому категорически противилась новая супруга Фрейндлиха. Их дочь Ирина долгие годы даже не догадывалась о существовании своей единокровной сестры.

В школе № 239 Алиса попала в театральный кружок, которым руководила Мария Призван-Соколова - именитая советская артистка. Марии Александровне девочка сразу же понравилась, она смогла разглядеть в ней будущую «звезду». Все свободное время Алиса проводила у преподавательницы, именно Мария Александровна обучила Фрейндлих азам актёрского мастерства.

Окончив школу в 1953 году, Алиса Фрейндлих уже точно знала, что станет актрисой, только не могла решить, какой именно: музыкальной или драматической. Выбор в пользу второго варианта помог сделать отец, отговоривший Алису от оперной сцены: «Ты же кроха, а там фактура нужна», хотя у девушки был сильный голос - высокое меццо-сопрано.

Вскоре Алиса подала документы в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Поступать ей помогали Мария Призван-Соколова и её муж Павел Вейсбрём, каждый вечер ожидавшие девушку у себя дома. Алиса успешно сдала вступительные экзамены, зачитав отрывок из повести Николая Гоголя «Мёртвые души» и исполнив романс «Не брани меня, родная». Комиссии выступление Фрейндлих понравилось, и в 1953 году Алиса была принята на курс Бориса Зона.

До Фрейндлих Зон воспитал немало признанных мастеров советского театра и кино. Среди них: Борис Блинов, Павел Кадочников, Николай Трофимов, Владислав Андрушкевич, Александр Белинский, Игорь Владимиров, Сергей Гиппиус, Давид Карасик, Станислав Клитин, Зиновий Корогодский, Оскар Ремез, Эмма Попова, Зинаида Шарко и многие другие. За время обучения в институте Фрейндлих удостоилась множества благодарностей и наград, в том числе и грамоты за образцовую учёбу. Но обучение не было безоблачным. Встал даже вопрос об отчислении. Зон вступился: «Если кто-то посмеет коснуться моих студентов - я тут же ухожу из института». Алиса Бруновна благодарно вспоминает главного своего учителя: «Выпускал меня как травести и острохарактерную актрису. Но никогда даже в голову ему не приходило, что я могла бы играть Джульетту, что мне можно доверить драматические или лирико-драматические роли».

В 1955 году девушка исполнила эпизодические роли в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». Тогда же она впервые вышла замуж за студенческую любовь, одного из своих однокурсников - Владимира Карасёва. Брак продержался недолго - уже после выпуска из института пара разошлась.

Перед самым выпуском Борис Зон подарил Алисе Бруновне своё фото, написав на обороте: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы». Он же подписал характеристику, выданную актрисе, подытожив, что Фрейндлих рекомендована на ведущую работу в драматических театрах областного и республиканского значения. Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в котором Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Шёл 1957 год.

Позже Фрейндлих говорила: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в „Пятой колонне“ Э. Хемингуэя». Однако даже до таких ролей Алиса Бруновна начинала с самого малого - перевоплощения в мальчиков и хулиганов.

Всего за время работы в театре Фрейндлих сыграла более десяти ролей; к этому же времени относится её кинодебют - Фрейндлих снялась в фильмах «Город зажигает огни» и «Повесть о молодожёнах». В конце 1950-х годов она познакомилась с театральным режиссёром Игорем Владимировым, который как раз тогда был приглашён поставить в Театре имени Комиссаржевской спектакль «Время любить». Эта встреча запомнилась Алисе Бруновне, и в 1961 году, когда Владимиров возглавил Ленинградский академический театр имени Ленсовета, она перешла туда.

Тогда же Фрейндлих впервые встретила кинорежиссёра , который вёл подготовку к съёмкам комедии «Гусарская баллада». По признанию Рязанова, Фрейндлих сыграла просто блестяще, но в актрисе было чрезвычайно много женственности, а героиня фильма, как известно, изображала мужчину. В итоге на роль утвердили Ларису Голубкину.

В Театре им. Ленсовета, напротив, Игорь Владимиров, которому, как отмечали критики, удалось «уловить специфику таланта Фрейндлих», не просто ставил для неё спектакли, но и в выборе репертуара в целом ориентировался на индивидуальность своей главной актрисы (в 60-х годах это были преимущественно мелодрамы).

В 1979 году Алиса Фрейндлих говорила: «Игорь Петрович Владимиров - мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему. Я не представляю себе актрису Фрейндлих без режиссёра Владимирова. Мне даже страшно об этом подумать. Смогу ли я теперь работать в другом театре? Не знаю». Привязанность к Владимирову, который был старше её на 16 лет, вылилась во второй брак Фрейндлих - в начале 1960-х годов она вышла за него замуж.

Этот период стал пиком театральной карьеры Алисы Фрейндлих. Она стала первой леди театра, как позже писали газеты, и играла почти во всех спектаклях его репертуара. Одной из наиболее известных и удачных ролей того времени был Малыш из «Малыша и Карлсона»; на постановку с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети.

В кино между тем Алису Бруновну почти не приглашали. Отдельно можно отметить всего лишь одну роль 1960-х годов - «Похождения зубного врача» (1965) - комедию Элема Климова, на съёмочной площадке которой Фрейндлих впервые столкнулась с актёром Андреем Мягковым. Позже они вместе сыграют в «Служебном романе».

В 1967 году Алисе Бруновне снова пришлось пересечься с Эльдаром Рязановым, тогда написавшим киноповесть «Зигзаг удачи». Роль Алевтины писалась специально для Алисы Фрейндлих. В этот раз успешной роли помешала беременность актрисы.

В следующем году у Алисы Фрейндлих родилась дочь Варвара. Больше всех о появлении девочки на свет мечтала мама актрисы - Ксения Фёдоровна. За месяц до родов Фрейндлих с матерью отправились в дом отдыха ВТО в посёлок Комарово. Ночью 13 марта у Алисы Бруновны начались схватки, она сообщила об этом матери, а та вызвала две «скорых»: одну - дочке, вторую - себе. Ксения Фёдоровна увидела внучку только через два месяца - сразу же, как только выписалась из больницы.

В 1971 году Ксении Фёдоровны не стало. Она умирала на глазах трёхлетней внучки, перенеся внезапный инсульт. Фрейндлих и Владимирова дома не было, они ушли на репетицию. За обедом женщина неожиданно упала. Девочка пыталась привести её в сознание, однако всё было бесполезно. Алису Бруновну ещё и задержали в театре, прийти на помощь Ксении Фёдоровне было некому. Наконец, придя домой, Фрейндлих увидела страшную картину: на полу лежит мать, на ней - её собственная дочь (Варвара так плакала, что уснула прямо на бабушке), а вокруг - разбросанные игрушки. Через неделю Ксения Фёдоровна скончалась, не приходя в сознание.

После этого трагического происшествия Фрейндлих продолжала играть в театре и кино. В 1974 году Анатолий Солоницын, коллега Алисы Бруновны по спектаклю «Варшавская мелодия», сообщил ей, что на вечерней постановке будет присутствовать сам . После спектакля Солоницын передал Фрейндлих записку от Тарковского, начинавшуюся словами: «Госпожа Фрейндлих!..». В ней режиссёр писал, что спектакль ему понравился, и он предлагает актрисе исполнить небольшую роль в его новом фильме. Фрейндлих без раздумий согласилась и продолжала расспрашивать Солоницына о предстоящей картине, на что тот отнекивался, заявляя, что и сам ничего не знает. В этот раз сыграть у Тарковского у Алисы Бруновны не получилось - она просто не смогла приехать на съёмки.

Примечательно, что в том году Алисе Фрейндлих снова не удалось сыграть и у Эльдара Рязанова в новой комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Предыстория этого была такова: Рязанов и Эмиль Брагинский написали одноимённую пьесу и отдали её в театр имени Ленсовета с обязательным условием, что главную роль, Надю Шевелеву, в пьесе исполнит ведущая артистка театра Алиса Фрейндлих. Через некоторое время авторов приглашали на премьеру. В телефонном разговоре Брагинский поинтересовался тем, как в постановке играет Фрейндлих, на что ему ответили: «А она в вашей пьесе вообще не играет!» После такого Рязанов не поехал на премьеру, а в фильм по этой пьесе пригласить Фрейндлих уже не мог, так как уже была утверждена Барбара Брыльска.

Несмотря на это, в 1974 году вышло три ленты с участием Алисы Фрейндлих: мелодрама Евгения Хринюка «Анна и Командор» (которую и называют первым большим проектом Фрейндлих), музыкальная комедия Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и историческая драма Элема Климова «Агония».

Закончив «Иронию судьбы», Эльдар Рязанов задался вопросом: «А что снимать дальше?» Неожиданно он вспомнил о пьесе «Сослуживцы», написанной вместе с Брагинским шесть лет назад. Сначала пьеса была успешна в театрах, её поставили 134 театра в разных городах СССР. Рязанов, подумав, что главную роль - Людмилу Прокофьевну Калугину - на этот раз точно должна исполнять Алиса Фрейндлих, отправил ей пьесу и предложение сняться в его фильме. Фрейндлих согласилась, и режиссёр приступил к другим аспектам предстоящей картины.

Ключевой в фильме должна была быть роль Калугиной. Рабочим названием ленты поначалу даже было «Сказка о руководящей Золушке». Отметив, что в театре Фрейндлих больше раскрывается, чем в кино, Рязанов стал раздумывать о том, как не приглушить её талант. По сюжету Людмила Калугина должна была быть невзрачной «серой мышкой». Такой Фрейндлих сделали гримёры и художник по костюмам, однако даже последний не смог найти нужный костюм для съёмок. Такой нашла сама актриса, излазив всю гардеробную «Мосфильма». Фирменную походку своей героини Фрейндлих взяла от реально существующих начальниц того времени.

Фильм «Служебный роман» имел огромный успех, после премьеры Фрейндлих даже приходили письма следующего содержания: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же причёску, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок». По сей день роль Калугиной остаётся наиболее известной в карьере Алисы Бруновны, а сама актриса считает её одной из самых любимых. Картину оценили и в высших слоях государства - все её создатели, кроме Алисы Фрейндлих, были удостоены Государственной премии СССР. Сама Фрейндлих на вопрос, не обидно ли ей, что она не получила премию, отвечала так: «Нет, я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии. Мне было даже смешно».

За роль Людмилы Прокофьевны Калугиной Алиса Фрейндлих была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Примечательно, что во время создания ленты Алиса Бруновна проявила не только актёрские способности, но и музыкальные: две песни в её исполнении - «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» - сразу же стали хитами и множество раз исполнялись по радио и телевидению.

Алиса Фрейндлих в фильме "Служебный роман"

В 2011 году на экранах кинотеатров появился ремейк ленты - «Служебный роман. Наше время», где роль Людмилы Калугиной исполнила молодая актриса Светлана Ходченкова. Алиса Бруновна говорила, что фильм не смотрела и смотреть не будет, так как ей «очень трудно принять и смириться с какими-то новыми открытиями в этом сюжете».

После триумфа «Служебного романа» Алиса Бруновна сыграла одну из лучших, как отмечали критики, ролей в кино. Такой стала королева Анна в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетёра» .

Фрейндлих говорила: «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссёром хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло - ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой». По словам режиссёра фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича, Алиса Бруновна отказывалась играть королеву до тех пор, пока ей не объяснили, почему Анна не побоялась подарить такую вещь, как подвески. За несколько лет до развода с Игорем Владимировым Фрейндлих воссоединилась с ним в мелодраме «Старомодная комедия». И в «Трёх мушкетёрах», и в «Старомодной комедии» Алиса Бруновна исполнила несколько песен.

Алиса Фрейндлих в фильме "Д’Артаньян и три мушкетёра"

Для поклонников кино «не для всех» Фрейндлих раскрылась в следующем проекте - «Сталкере» Андрея Тарковского. О пробе ей снова сообщил Анатолий Солоницын. Роль была небольшой, несколько сцен в самом начале фильма и монолог в конце. Монолог, как признавалась позже Фрейндлих, был полностью сымпровизирован. На съёмочной площадке стояла такая атмосфера, что даже люди общались между собой полушёпотом. В одной из сцен, где жена Сталкера, которую и играет Фрейндлих, закатывает истерику по поводу того, что муж вновь уходит в Зону, актриса так перестаралась, что из-за многократных дублей чуть не потеряла сознание. Позже Алиса Бруновна говорила, что с такой слаженностью съёмочной группы, как у Тарковского, она сталкивалась только, когда работала у Рязанова.

В 1981 году произошло несколько ключевых событий в жизни Алисы Фрейндлих. Актрисе было присвоено звание «Народной артистки СССР», а вскоре после этого она рассталась с мужем Игорем Владимировым. Причиной этому Фрейндлих называла большую любовь Владимирова к женщинам и пристрастие к алкоголю. По другим данным, Владимиров подал на развод после того, как прочитал статью в газете с названием «Театр одной актрисы». Существовало также мнение, что изменившийся репертуар театра и засилье «крикливых и шумных» пьес не соответствовали дарованию Алисы Бруновны, которая убедительней всего исполняла камерные роли. Ещё два года проработав вместе с бывшим супругом, в 1983 году Алиса Бруновна покинула труппу Театра имени Ленсовета и перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького.

Незадолго до перехода в новый театр Алиса Фрейндлих познакомилась с молодым артистом Юрием Соловьём. Тогда он служил актёром в театре имени Ленсовета, однако основным его призванием были картины - Соловей был художником-самоучкой. Между ними достаточно быстро завязался роман, и Фрейндлих вышла замуж в третий раз.

Помимо работы в театре, актриса продолжала плодотворно играть и в разножанровом кино: как в драмах («Опасный возраст», «Успех»), так и мелодрамах («Будни и праздники Серафимы Глюкиной», для роли в которой Фрейндлих похудела на 7 килограммов). Однако наиболее успешной ролью Фрейндлих в кино 1980-х годов стала роль Хариты Игнатьевны Огудаловой в экранизации пьесы «Бесприданница» Александра Островского. Фрейндлих с радостью согласилась на роль у Рязанова, но худсовет не видел в роли Огудаловой Алису Фрейндлих. Рязанов спас ситуацию и настоял на кандидатуре актрисы.

Алиса Фрейндлих в фильме "Жестокий романс"

В 1990 году Алиса Бруновна развелась и с третьим мужем. Сама Фрейндлих объяснила причину развода так: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одарённый человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было всё в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись». После развала Советского Союза Фрейндлих почти не приглашали в кино.

В 1992 и 1993 годах она вернулась к роли королевы Анны в продолжении «Трёх мушкетёров», но сиквелы должного успеха не имели. Отдельно можно отметить и роль писательницы Ирины Дмитриевны в картине Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» , принёсшую Фрейндлих первую статуэтку премии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана.

В 1999 году Игорь Владимиров, второй муж Алисы Фрейндлих, скончался после долгой болезни, а уже через три года не стало и отца актрисы - Бруно Артуровича.


В 2004 году Алиса Бруновна снялась после 10-летнего отсутствия в кино в ленте «На Верхней Масловке», в которой ее партнёром на съёмочной площадке стал актер . Персонаж Фрейндлих - 87-летняя скульптор Анна Борисовна, доживающая свою жизнь в старой мастерской.

Несмотря на неоднозначное восприятие фильма кинокритиками, актёрская игра Алисы Фрейндлих высоко оценивалась журналистами и аналитиками. Как писала пресса, Фрейндлих «совершенно безупречно делает "старушечий этюд": пластически, мимично, интонационно».

За подобное перевоплощение Алиса Фрейндлих стала лауреатом второй премии «Ника» за лучшую женскую роль.

Фрейндлих продолжает сниматься в кино и играть в родном театре. Из последних проектов с участием актрисы выделяется «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» - картина, победившая на церемонии вручения премии «Ника». Фрейндлих досталась необычная роль - мать поэта . По признанию самой актрисы, с Бродским она знакома не была, но очень любит его стихи.

Также запомнилась зрителям по роли Ольги Петровны Тумановой в детективном фильме «Женская логика» (снялась во всех пяти частях).

Алиса Фрейндлих в сериале "Женская логика"

Фрейндлих неоднократно заявляла, что поддерживает политику президента России . В 2009 году они вместе спустили на воду танкер «Кирилл Лавров», а тремя годами позже актриса снялась в предвыборном агитационном ролике в пользу Путина, что сразу же вызвало широкий общественный резонанс и отвержение оппозиционеров.

Рост Алисы Фрейндлих: 153 сантиметра.

Личная жизнь Алисы Фрейндлих:

Трижды была замужем:

Первый муж - студент-однокурсник Владимир Карасёв, состояли в браке в 1956-1957 годах.

Второй муж - театральный режиссёр и актёр . Поженились в начале 1960-х годов, развелись в 1981 году.

Во втором браке, 13 марта 1968 года, родилась дочь . Девочка росла в актёрской семье и с самого детства понимала, что будет актрисой. Была у неё и тёзка-няня, смотревшая за Варей до 10 лет. Как говорила Варвара, «она была настоящей русской бабой». Из-за алкоголизма Варвары-старшей с няней пришлось расстаться. В школу девочка ходила одна, так как родители постоянно были на репетициях. Из-за занятости Алисы Бруновны и Игоря Петровича Варя отставала в учёбе по большинству предметов. Примечательно, что в детстве Варвара дружила с сыном Владимирова от актрисы Зинаиды Шарко - Иваном.

После развода Владимирова и Фрейндлих тот оставил своей семье квартиру, а сам недолгое время жил в гостинице. Когда девочка была ещё подростком, мама вышла замуж за Юрия Соловья, к которому Варя её ревновала. Согласно Владимировой, расставшись с третьим супругом, Алиса Бруновна отправилась к «высоким начальникам» просить квартиру для Соловья, так как ему было негде жить. Вскоре после расставания с Фрейндлих Соловей женился на коллеге по театру имени Ленсовета Римме Шибаевой и переехал сначала в Израиль, а затем в Германию. Бывшие супруги созваниваются и поддерживают хорошие отношения и по сей день.

Дочь Алисы Бруновны, Варвара, окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, снялась в нескольких полнометражных фильмах, в настоящее время играет в двух спектаклях вместе со своей матерью: «Лето одного года» и «Уроки танго и любви». Владимирова была замужем за политиком Сергеем Тарасовым, от которого у неё двое детей: сын Никита и дочь Анна. Тарасов погиб в 2009 году во время подрыва поезда «Невский экспресс», в связи с чем Фрейндлих даже отказалась от празднования своего 75-летнего юбилея. Внук Алисы Бруновны Никита учится в школе-студии МХАТ.

Третий муж - актёр и художник Юрий Соловей. Поженились в начале 1980-х, развелись в 1990 году.

Юрий Соловей - третий муж Алисы Фрейндлих

В 2011 году актрисе сделали операцию на кишечнике, которая стала следствием многолетнего курения Фрейндлих. По признанию Алисы Бруновны, курить она начала ещё в 36 лет - сразу же после смерти матери.

Фильмография Алисы Фрейндлих:

1955 - Неоконченная повесть - эпизод (в титрах не указана)
1955 - Таланты и поклонники - эпизод
1957 - Бессмертная песня - гимназистка (в титрах не указана)
1958 - Город зажигает огни - Зина Пичикова
1959 - Повесть о молодожёнах - Галя
1961 - Полосатый рейс - буфетчица
1964 - Фро - Наташа Букова
1965 - Первый посетитель - Таня
1965 - Похождения зубного врача - Маша
1966 - Три толстяка - Суок (озвучка в некоторых эпизодах)
1967 - Его звали Роберт (исполнение песни)
1968 - Город и песня - певица
1968 - Любить - Аня
1969 - Вальс - Маруся
1969 - Вчера, сегодня и всегда - жена подсудимого
1969 - Семейное счастье - Анна Семёновна Капитонова
1969 - м/ф Великие холода - мама (озвучка)
1970 - Тайна железной двери - Люся Рыжкова, мама Толика
1972 - Моя жизнь - Полознева
1973 - Исполняющий обязанности - Евгения Синеграч
1973 - Мелодии Верийского квартала - Алиса Аквамаринская
1974 - Анна и Командор - Анна
1974 - Соломенная шляпка - баронесса де Шампеньи
1975 - Агония - Анна Александровна Вырубова
1976 - Всегда со мною... - Таня Ильина
1976 - Принцесса на горошине - королева-мать
1976 - м/ф Голубой щенок щенок (озвучка)
1977 - Служебный роман - Людмила Прокофьевна Калугина
1978 - Д’Артаньян и три мушкетёра - королева Анна Австрийская
1978 - Старомодная комедия - Лидия Васильевна Жербер
1978 - Комедия ошибок - Лиз (озвучка)
1979 - Сталкер - жена Сталкера
1980 - Сергей Иванович уходит на пенсию - Наташа
1980 - Три года - Полина Рассудина
1980 - м/ф Разлучённые (озвучка)
1981 - Опасный возраст - Лилия Ивановна Родимцева
1982 - Два голоса - Екатерина
1982 - Пятый десяток - Екатерина Александровна Ёлочкина
1983 - Клетка для канареек - мать Олеси
1984 - - Харита Игнатьевна Огудалова
1984 - Успех - Зинаида Николаевна Арсеньева
1985 - Простая смерть... - Прасковья Фёдоровна
1986 - Прости - Елизавета Андреевна
1986 - Тайна Снежной королевы - Снежная Королева
1987 - Чехарда - Маргарита Васильевна Кудрявцева
1988 - Будни и праздники Серафимы Глюкиной - Серафима Глюкина
1989 - Последний пылкий влюблённый - все 3 женские роли
1992 - Мушкетёры двадцать лет спустя - королева Анна Австрийская
1993 - Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя - королева Анна Австрийская
1994 - Подмосковные вечера - Ирина Дмитриевна
2002 - Женская логика - Ольга Петровна Туманова
2002 - Женская логика 2 - Ольга Петровна Туманова
2003 - Женская логика 3 - Ольга Петровна Туманова
2004 - Женская логика 4 - Ольга Петровна Туманова
2004 - На Верхней Масловке - Анна Борисовна
2006 - Женская логика 5 - Ольга Петровна Туманова
2008 - Васильевский остров - Анна Игнатьевна
2008 - Марево - Пульхерия Ивановна Товстогубиха
2008 - Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину - мама Бродского
2009 - Возвращение мушкетёров - королева Анна Австрийская
2014 - Бульварное кольцо - Эсфирь Михайловна Шапиро
2014 - Линия Марты - Марья Михайловна Петрова
2017 - Карп отмороженный - Людмила
2017 - - Белецкая



Вождя Октябрьского переворота требуют сейчас убрать из Мавзолея и не хотят видеть на Волковом кладбище в Петербурге, где похоронена его мать, сестра и младший брат


Татьяна РОМАШЕНКОВА, Санкт-Петербург


Н а церемонии возвращения праха Деникина и философа Ильина Никита Михалков настойчиво заговорил о захоронении Ленина, чтобы того похоронили рядом с матерью (Мемориал семьи Ульяновых - на фото) на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге. Сотрудники некрополя инициативе Михалкова удивились и теперь всерьез подумывают над тем, чтобы пригласить его в гости - поговорить.

А БЫЛО ЛИ ЗАВЕЩАНИЕ?

Идея захоронить Ленина на Литераторских мостках Волкова кладбища возникает уже в пятый раз. Первым о возможном захоронении Ленина в Петербурге заговорил в 1989 году писатель Юрий Карякин. На Съезде народных депутатов СССР он сделал сенсационное заявление: якобы вождь революции мечтал быть захороненным вместе с матерью. Тогда его убеждение опровергла племянница Ленина - Ольга Ульянова. «Хотела бы с полной убежденностью заявить, что эти утверждения Карякина не соответствуют действительности», - заявила тогда племянница. Алексей Абрамов, ученый историк в своей книге, основанной на фактическом материале и документах «Правда и вымыслы о кремлевском некрополе и Мавзолее», также утверждает, что в анналах истории подобного желания Ленина не зафиксировано.

В 1991 году на Съезде народных депутатов СССР вторично идею перезахоронения Ленина в Петербурге развил Анатолий Собчак. «Уважаемый президент, уважаемый съезд! - заявил депутат. - Предлагаю достойно завершить нашу работу, приняв следующее решение: выполнить последнюю волю Владимира Ильича Ульянова-Ленина, захоронить его в соответствии с религиозными и национальными обычаями нашего народа...»

Борис Ельцин перезахоранивать Ленина хоть и не предлагал, но все-таки снял у Мавзолея пост № 1 и лишил государственной поддержки, признания и обеспечения Мавзолея как международного объекта памятников ЮНЕСКО.

В феврале 2003 года Людмила Нарусова, вдова Анатолия Собчака, на круглом столе «Роль Санкт-Петербурга в становлении российской государственности» снова предложила похоронить Ленина согласно его завещанию рядом с могилой матери на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Но ее идея не нашла отклика у Владимира Яковлева, тогдашнего губернатора города.

ПУСТЬ ХОРОНЯТ, НО НЕ В ПЕТЕРБУРГЕ

Пока российские политики и управленцы думают, хоронить тело Ленина или нет на Литераторских мостках Волкова кладбища, где, скорее всего, состоится захоронение, если решение о нем все же будет принято, удивлены тем, что с ними этот вопрос даже не обсуждался.

Кладбище-музей «Литераторские мостки», на котором захоронена добрая половина русской интеллигенции, находится на грани разрушения. Средств на восстановление могильных надгробий практически не выделяется. Охрану некрополя осуществляет всего один сотрудник милиции, которому не под силу углядеть за сохранностью 500 могильных памятников деятелей культуры. А ведь тут покоятся Николай Лесков, Александр Блок, Дмитрий Менделеев, Иван Тургенев и сотни других.

«Если только Ленин будет захоронен на Литераторских мостках, сохранность остальных могил будет под угрозой», - говорят те, кто охраняет кладбище. Вспоминают, что в эпоху Горбачева, когда прозвучали первые предложения захоронить Ленина, сотрудники кладбища даже отказывались водить экскурсии к могиле Ульяновых, так как походы к мемориалу нередко заканчивались демонстрациями и потасовками между сторонниками и противниками захоронения Ильича.

Еще одна причина, по которой сотрудники кладбища не желают видеть могилу вождя революции на Литераторских мостках, - это нашествие скинхедов, которые, как они уверены, не упустят возможности осквернить могилу Ленина или даже попытаются выкопать его тело из земли. Когда полтора десятилетия назад впервые заговорили о захоронении на Литераторских мостках, против этого восстал тогдашний заведующий некрополем. «Хотите, чтобы его все время выкапывали? - риторически вопрошал господин Мищенко. - Хотите, чтобы мы каждое утро начинали с поисков тела: где оно сегодня?»

Даже если будет принято решение о захоронении Ленина рядом с могилой матери, Марии Александровны Ульяновой, вряд ли душа вождя революции обретет покой, уверены сотрудники некрополя. «Ни один священник не возьмет на себя грех отпеть человека, который разрушил православие в России, - говорит Елена Горбунова, старший научный сотрудник некрополя «Литераторские мостки». - До революции на территории кладбища находилось пять церквей, которые по особому распоряжению Ленина были разрушены».

Сестра и мать Ленина, скорее всего, были отпеты именно в них. Правда, своих близких Ленин похоронил по христианскому обычаю. На могиле сестры, Ольги Ильиничны, он установил четырехконечный чугунный крест, на могиле матери - ажурный шестиконечный. Позже Владимир Ильич заменил чугунные кресты на мраморные. Пока, наконец, в 30-х годах советская верхушка не установила на их могилах черные мраморные саркофаги. В 1951 году они были заменены на мемориал, сохранившийся до сих пор.

ВЕРНИТЕ СЫНА МАТЕРИ!

«Я костьми лягу, но не позволю хоронить Ленина в некрополе, - заявила корреспонденту «Огонька» Александра Евдокимова, подруга поэтессы Ольги Берггольц, пришедшая навестить ее могилу. - Нельзя хоронить Ленина среди тех, кого его режим уничтожал на протяжении десятилетий».

Ирине Бруновне Фрейндлих, младшей дочери известного артиста Бруно Фрейндлиха, который похоронен на Литераторских мостках, такая позиция посетителей кладбища и его администрации непонятна. «Мы должны отдать сына матери, а душу - Господу, - говорит Ирина Бруновна. - Когда-то мы под влиянием идеологии положили его тело в Мавзолей, чтобы на него молиться, а теперь под влиянием злобы и жажды отмщения не хотим его хоронить».

Досье «Огонька»

По свидетельству известного историка Акима Арутюнова, который записал рассказ бывшей хозяйки конспиративной квартиры Ленина в Петрограде Маргариты Фофановой, близкой подруги Н.К. Крупской, никакого письменного завещания вождя не существовало. Как вспоминает Фофанова, «спустя три дня со времени кончины Владимира Ильича Надежда Константиновна очень изменилась, состарилась. Она долго молчала при встрече, а потом тихим голосом заговорила: «Надругается Сталин над Владимиром Ильичом. 6 марта (1923 год), когда у Володи случился рецидив и состояние его здоровья резко ухудшилось, он обратился ко мне с просьбой. «Надюша, - сказал он, - очень прошу, постарайтесь с Маняшей (сестра Ленина Мария Ильинична) сделать все, чтобы меня похоронили рядом с мамой». Когда Володю перенесли из Горок в Москву, я передала его просьбу Сталину. А он дернул несколько раз за правый ус и сказал: «Владимир Ильич больше принадлежал партии. Ей и решать, как с ним поступить». Я ничего не могла ответить этому человеку». Как отмечает Аким Арутюнов, ни Анна Ильинична Ульянова (старшая сестра Ленина), ни Мария Ильинична (младшая сестра) не оставили никаких документальных свидетельств относительно распоряжений вождя.

прямая речь

МИХАИЛ ГОРБАЧЕВ
экс-президент СССР:

«Учитывая завещание самого Ленина и пожелания его семьи, по всем нормам человеческой морали мы должны в подходящее время захоронить тело».

МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ
глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата:

«История о перезахоронении Ленина сильно политизирована, и многие люди очень драматически воспринимают саму возможность такого захоронения… Возможно, потребуется референдум».

СЕРГЕЙ МИРОНОВ
спикер Совета Федерации:

«Надо в свое время исполнить его личную волю - захоронить, как он просил, в землю, но сейчас много других проблем».

ВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО
губернатор Санкт-Петербурга:

«Сколько десятилетий еще можно водить на экскурсии и выставлять напоказ тело давно умершего человека! Это не по-христиански. Не Египет мы, в конце концов. У нас глубокие православные традиции, и мне кажется, что тело Ленина нужно предать земле. Но я хотела бы предостеречь всех от быстрых решений. Нужно действовать очень деликатно, чтобы не создать конфликт поколений, не создать конфликт в обществе».

Алиса Фрейндлих. Кто не знает эту шикарную женщину и талантливую актрису? «Служебный роман» и роль Анны Австрийской в «Трёх мушкетёрах» прославили её имя не только в нашей стране.

Хотите узнать больше о любимой актрисе?

Ксюша Фёдорова очень любила художественную самодеятельность. Озорная и весёлая девчонка после работы бежала в местный клуб и участвовала во всех концертах и постановках. Но однажды в Псков приехал с гастролями Театр Рабочей Молодёжи (ТРАМ), который не только гастролировал по областям и весям, но и приглашал на курсы талантливую молодёжь со всей страны.

Вот так Ксения Фёдоровна Фёдорова и очутилась в Ленинграде, занималась на курсах в театре, а после того, как он развалился, окончила рабфак и работала бухгалтером. Там же в ТРАМе она и познакомилась с молодым актёром Бруно Фрейндлихом. Он окончил Ленинградский техникум сценарных искусств и работал в театре.

Сам Бруно вышел из семьи обрусевших немцев, которые были приглашены в Россию ещё в восемнадцатом веке во времена Екатерины Великой. В то время в окрестностях Петербурга начинал работать фарфорово-стекольный завод, которому нужны были опытные мастера-стеклодувы.

Практически все предки Бруно были стеклодувами, но его отец Артур Иванович изменил семейному делу – второй сын родился со слабыми лёгкими, и ему были вредны «ароматы» стекольного производства. Но немцы предприимчивый народ, поэтому Артур сначала устроился в обувной магазин, а затем открыл своё собственное дело по изготовлению изящной обуви. К сожалению, в 1917 году он скоропостижно ушёл из жизни, оставив большую семью на руках жены Шарлотты Фридриховны Зейтц.

Ксения и Бруно поженились, а в 1934 году на свет появилась будущая актриса Фрейндлих Алиса Бруновна.

Мама девочки хотела назвать её Наташей, но свекровь и муж воспротивились, указав на неблагозвучность имени и отчества. Зато Ксения отвоевала своё мнение по поводу национальности. В метрике о рождении Алиса была записана русской.

Впоследствии это спасло ей жизнь, когда начались высылки немцев в Сибирь и Казахстан.

Детство будущей актрисы

Семья жила в самом центре Ленинграда – окна выходили на Исаакиевскую площадь и собор. Квартира была трёхкомнатной, и в ней умещалась вся огромнейшая дружная семья. В самой маленькой комнате жила Алиса с родителями. Большую сорокаметровую гостиную перегородили мебелью и получили две спаленки, в которых обитали две сестры Бруно вместе с мужьями и детьми. А в небольшой кухне жила бабушка Шарлотта, которая души не чаяла в своих внуках, особенно в старшей Алисе.

Каждое лето бабушка с внуками выезжала на дачу, где ходили по грибы и ягоды, купались в озере. Родители наведывались по выходным, поэтому воспитанием детей занималась бабушка, учила их немецкому языку и уму-разуму. Именно она была центром жизни для всей семьи – старалась всех накормить, одеть, обуть. Недаром все жили вместе в одной квартире, там было тепло и уютно всем.

А потом мир рухнул…

Сначала уехал папа. Ему пришлось эвакуироваться вместе с Театром Юного Зрителя, где он работал в то время. Семьи не брали, не хватало мест. ТЮЗ отправили буквально последним самолётом, после чего блокада окончательно сомкнула своё кольцо.

Бруно Артурович расстался с Ксенией буквально накануне начала войны. В эвакуации он снова женился. В 1944 году у Алисы появилась сводная сестрёнка Иринка. Алиса потом встречалась с отцом, но тайком, хотя мама не запрещала, зато новая жена была категорически против.

А зимой 1941 года не стало и родного дома, в квартиру попал снаряд, когда вся семья переживала бомбёжку в бомбоубежище. Только в начале войны всех жильцов организованно водили туда, но бомбить стали всё чаще, люди привыкли и старались спрятаться в какой-нибудь нише. Квартира находилась на первом этаже, и жители дома при первых звуках тревоги спускались вниз – считали, что этого будет достаточно для безопасности. Но в этот день почему-то все ушли в убежище, это их и спасло.

Пришлось переехать во флигель к семье дяди, старшему брату Бруно. Он жил в том же доме с женой Зоей и сыном Эдуардом. Было тесно, и пришлось сдвинуть кровати, чтобы всем поместиться – зато тепло. Топили буржуйку мебелью и книгами, однажды даже сожгли полное собрание сочинений Льва Толстого, изданное ещё при его жизни. Жалко, но жизнь была важнее.

Детей было трое – шестилетняя Алиса, четырёхлетний Эдик и двухлетняя Регина (она не пережила страшную зиму). С началом блокады нехватку еды практически не ощущали, ведь немцы – экономные и рачительные. У бабушки были припасы, но после того, как квартира превратилась в руины, удалось спасти только запас специй.

Зимой бабушка перешла на режим строгой экономии. Хлеб выдавался теперь строго по часам, и дети не отводили взгляда от циферблата большого будильника. Бабушка поступила очень мудро, потому что многие ленинградцы гибли из-за того, что сразу съедали скудную пайку в 125 граммов.

На столе стоял большой самовар, который грели углём и горячей золой из буржуйки – это было экономно и можно было постоянно пить чай. Бабушка выдавала каждому по щепотке специй (гвоздику, корицу или лимонную кислоту), их добавляли в кипяток и пили. Когда закончились специи, в горячую воду бросали соду и получался «лимонад».

Так и прожили первую, самую голодную зиму. Три года блокады Алисе дались нелегко. Это потом она радовалась, что у неё желудок остался маленьким, и она насыщалась буквально с ложки каши, поэтому осталась стройной навсегда.

Вторую блокадную зиму бабушки уже не было с семьёй, да и из семьи остались только Алиса и её мама Ксения.

Дядя, старший брат Бруно, был секретарём партийной организации завода «Электросила». Он ушёл добровольцем, и его арестовали уже на фронте, ведь во всех документах у него было написано «немец». Потом пришли за его женой, провели обыск. Впоследствии и дядю, и его жену Зою расстреляли. Маленького Эдика вместе со всеми немцами выслали из Ленинграда, но его потом разыскал в Воркуте и усыновил бабушкин младший брат.

Бабушку тоже выслали, она умерла в дороге ещё в эшелоне. Алиса до сих пор помнит прощальный бабушкин подарок – кусок серых мёрзлых макарон, которые выдавали опальным немцам в дорогу. Потом они с мамой варили из них суп.

Мама пошла провожать бабушку в ссылку, за что и поплатилась – её уволили с работы за прогул. Она тогда работала бухгалтером на гильзовом заводе и получала хорошую рабочую карточку. Теперь они с Алисой остались без средств к существованию.

Но случилось чудо, Ксению разыскал её молочный брат, врач. Он работал в Горздравотделе и устроил Ксению в ясли бухгалтером. Так семилетняя Алиса пошла в ясельную группу – надо же было как-то выживать. Впрочем, она была маленькой, очень худенькой и при проверках её прятали в изоляторе, укрыв одеялом по самый нос.

В школу Алиса пошла в восьмилетнем возрасте в 1943 году в Ленинграде. Сразу после войны мама вышла замуж за морского офицера, и они все вместе переехали в Таллин по месту службы отчима. Но семейная жизнь у Ксении не заладилась, и в 1948 году она с дочерью вернулась домой.

Вернувшись в родную школу, Алиса сразу же записалась в театральный кружок, который вели замечательные педагоги – актриса Мария Призван-Соколова и её муж режиссёр Павел Карлович Вейсбрем. В то время практиковалось раздельное обучение, и все мужские роли доставались Алисе.

Всё своё свободное время Алиса проводила с преподавательницей или бегала в театр к отцу, она не пропустила ни одной постановки с его участием. Так она и постигала азы актёрского мастерства.

Девочка была артистичной с раннего детства, у неё обнаружился абсолютный слух и очень хороший голос. Любовь к опере ей привила тётя – родная сестра отца. Они вместе с мужем закончили консерваторию и были профессиональными певцами. К тому же у соседки по коммунальной квартире был абонемент в Мариинский театр, но она не всегда могла сходить. Алиса с удовольствием ходила на все постановки.

Но папа отсоветовал заниматься оперным пением – слишком маленький рост, по его мнению, мог повредить карьере оперной дивы. Мечту детства – стать балериной – сломала война. И тогда Алиса пошла в театральный институт.

Девушку готовили к поступлению её преподаватели по театральному кружку, которые разглядели в ней талант и с удовольствием с ней занимались.

Учёба в институте увлекла девушку, она хорошо училась и была награждена благодарностями и грамотами.

Работа в театрах

После успешного окончания института Алису пригласили в труппу Театра им. Комиссаржевской, где она и прошла первые испытания «огнём, водой и медными трубами». Роли ей доставались второстепенные, от которых отказывались более опытные актрисы. Часто приходилось играть подростков.

Через четыре года актриса с маленьким ростом (153 см), но огромным талантом перешла в Театр им. Ленсовета, где её заметили и оценили по достоинству.

Игорь Владимиров, главный режиссёр, все постановки ставил, ориентируясь на талантливую актрису. Она играла драматические, острохарактерные и трагические роли. Более двадцати лет Алиса Фрейндлих была примой театра Ленсовета. Одной из любимых ролей Алиса называет Малыша в постановке «Малыш и Карлсон». В то время этот спектакль произвёл фурор, его с удовольствием смотрели не только дети, но и взрослые.

В 1983 году актриса перешла в Большой драматический театр, в котором и закончила свою театральную карьеру. В последний раз она вышла на сцену в 2015 году в возрасте 81 года.

«Мымра» и другие известные кинороли актрисы

Карьеру в кино Алиса начала ещё во время учёбы в институте. Её роли были незаметными, эпизодическими. Первым дебютом можно считать фильм «Город зажигает огни», снятый в 1958 году. Потом было «Похождение зубного врача» в 1964 году, «Полосатый рейс», где Алиса сыграла буфетчицу в цирке. В кино актрисе катастрофически не везло.

И только в семидесятых годах удача улыбнулась. Сорокалетняя актриса оказалась на пике популярности – «Анна и Командор», «Соломенная шляпка», «Принцесса на горошине» и, конечно же, «Служебный роман», где Алисе наконец-то удалось сняться в главной роли.

В 1974 году Эльдар Рязанов в соавторстве со сценаристом Эмилем Брагинским написали пьесу «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», которую отдали в театр Ленсовета с условием, что главную роль Наденьки Шевелёвой будет играть Алиса Фрейндлих. Однако в пьесе она не была задействована, Рязанов обиделся на Владимирова и не поехал на премьеру, и в фильм сниматься также пригласить её уже не смог.

Если бы сложилось иначе, вместо Барбары Брыльской мы бы увидели Алису Фрейндлих.

После «Иронии» Рязанов затеял «Служебный роман» с Фрейндлих в главной роли. Игорь Владимиров был категорически против, чтобы Алиса снималась в фильме. Он считал, что это сильно повредит её театральной карьере. Пришлось Рязанову вылетать в Ленинград и буквально умолять Владимирова, чтобы он согласился.

После того как «мымра» расцвела в шикарную женщину, к Алисе пришёл ошеломительный успех. До сих пор этот фильм является любимым многими россиянами.

А затем ещё одна великолепная роль – королева Анна Австрийская в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Многие критики считают её лучшей работой Алисы.

Одна из глубоких ролей – жена Сталкера в фильме Тарковского. Роль небольшая, но заключительный монолог актрисы завораживает зрителей – очень сильная сцена, практически полностью построенная на импровизациях.

Всего за свою «киношную» карьеру Алиса Бруновна сыграла более полусотни ролей. Буквально в 2017 году актриса сыграла две очень великолепные роли в фильмах «Большой» и «Карп отмороженный». Стоит заметить, что Алисе Фрейндлих в то время исполнилось 82 года.

Из всех режиссёров отмечает Рязанова и Тарковского, у которых был точно отлаженный съёмочный процесс.

Первый раз юная Алиса выскочила замуж за своего однокурсника Владимира Карасёва. Брак быстро распался буквально после окончания института, не продержавшись и года.

Второй брак был заключён с режиссёром Театра им. Ленсовета Игорем Владимировым. Он был старше её на 16 лет и был учителем и другом. Алиса считает, что всеми своими достижениями она обязана именно ему. Он распознал её талант и раскрыл его в полной мере.

В 1968 году у пары родилась дочь Варвара, которая практически не видела родителей из-за гастролей, съёмок, репетиций. Её воспитывала сначала бабушка, а потом няни.

К сожалению, брак, который длился более двадцати лет тоже распался. Варвара тяжело переживала развод родителей, но ещё тяжелее стало после того, как мама решила выйти замуж в третий раз. Избранником Алисы Бруновны стал актёр Юрий Соловей. Но и этот брак распался через несколько лет.

Дочь Варвара тоже актриса и играла с мамой на одной сцене. Внуки Никита и Анна также собрались идти по стопам мамы и бабушки.

Основные достижения актрисы

  • Заслуженная артистка РСФСР (1965).
  • Народная артистка СССР (1981).
  • Орден Дружбы, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством».
  • Две премии «Ника».
  • Премии «Золотая маска», «Золотой софит», «Серебряная лира», «Кумир», «Триумф».
  • Лауреат госпремии, а также международная премия имени Станиславского.

Интересные факты из жизни актрисы

Ещё в младенчестве бабушка окрестила внучку в лютеранской церкви. Алиса Бруновна знает молитвы на немецком языке, и долгое время читала их перед выходом на сцену. В православие перешла уже в зрелом возрасте по собственной инициативе.

Актриса заядлая курильщица. Начала курить ещё в 35 лет, после того, как умерла её мама. Из-за пагубной привычки потеряла свой оперный голос, а в 2011 году пришлось делать операцию на кишечнике.

Алиса Бруновна терпеть не может подарки.

Михаил Боярский называет её своим учителем.

Заключение

Алисе Бруновне в декабре 2018 года исполняется 84 года. Она бодра и энергична. Ещё в прошлом году порадовала своих поклонников несколькими ролями в кино. Пусть время остановится и подарит нам незабываемые моменты встреч с любимой актрисой.

Родители

Актриса театра и кино Алиса Фрейндлих родилась в 8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье актера немецкого происхождения Бруно Артуровича Фрейндлиха и бухгалтера Ксении Федоровны Фрейндлих (в девичестве Фёдоровой). Мама Алисы Фрейндлих провела свою молодость в Пскове, где участвовала в самодеятельных спектаклях. Переехав в Ленинград, на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, она познакомилась с Бруно Артуровичем Фрейндлихом - актером того же театра. Через некоторое время они расписались.

Предками Бруно Артуровича были немецкие художники-стеклодувы, которые приехали по приглашению Петр I для развития стеклодувного дела. Здесь они обзавелись семьями и остались жить в России.

Мама, Ксения Федоровна, всю жизнь любила театр, но играла в нем только в юности. Всю оставшуюся жизнь она проработала бухгалтером в Центральной сберегательной кассе Октябрьского района города Ленинграда.

Детство Алисы Фрейндлих

Алиса родилась в 1934 году. Свое детство она вспоминает так: "Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь…"


Артистические способности стали проявляться очень рано. В 3 года Алиса попала на спектакль в консерваторию. Увиденное так ее впечатлило, что стало одним из сюжетов ее игр. Алиса, напевая мелодии из оперы, сама с собой играла в «театр».

Война и блокада

Родители Алисы разошлись перед самой войной. Возможно, это и спасло Алису с мамой от репрессий. С приходом войны начались преследования потомственных немцев. Бруно Фрейндлих уехал с труппой театра в Ташкент. Его родственники не смогли уклониться от ужаса репрессий. Дядю Алисы по отцовской линии вместе с женой арестовали.


Алиса с матерью остались жить с бабушка по отцу - Шарлоттой Фридриховной. Она была добрым и отзывчивым человеком, пользовалась особым авторитетом в семье и умела по-немецки рационально вести хозяйство. На ее продуктовых запасах им удавалось как-то выживать в первые месяцы блокады и даже делиться со знакомыми манной крупой (никто не мог представить, что вскоре наступит настоящий голод).


Именно бабушка смогла установить строгий режим питания, распределяя прием хлеба маленькими порциями строго по часам. Эта дисциплина помогла им выжить. Каша из столярного клея, сдобренная горчицей из довоенных бабушкиных запасов, становилась вкуснее, а сода, брошенная в кипяток, заменяла детям газировку.


Алиса Фрейндлих и ее семья жили на первом этаже. Заслышав сигнал воздушной тревоги, жильцы подъезда часто спускались к ним в квартиру, где можно было переждать очередной налет. Как-то раз пришлось укрыться в бомбоубежище. В это время квартира была разрушена попавшей туда бомбой. Выбитые двери, стекла, засыпанный штукатуркой семейный рояль производили тяжелое впечатление. Пришлось переехать в другое место.


Новое жилище представляло собой одну комнату на всех, зато из окон коммуналки была видна Исаакиевская площадь, где находилась школа № 239, размещавшаяся тогда в бывшем особняке Лобановых-Ростовских. Первоклассницей будущая актриса пробыла недолго. Она смогла возобновить обучение только зимой 1943 года в возрасте 8 лет. Тетрадей не было. Дети писали на газетных полях и старых бланках, не снимая варежек, готовые в любой момент спуститься вниз при очередном артобстреле.


Чтобы спастись от холода, горожане топили печи. Вместо дров в доме Фрейндлих использовалась вся имеющаяся мебель, кроме кроватей и стульев. Приходилось сжигать даже редкие собрания сочинений, но выбора не было. «Или смерть, или книжки в огонь», - писала Алиса Бруновна, вспоминая, как ушло на растопку прижизненное собрание сочинений Льва Толстого. Вместе с матерью, работавшей на военном заводе, она пережила в Ленинграде все блокадные дни.

Выехали и бабушка с одной из дочерей. Прощаясь с ними на вокзале, маленькая девочка Алиса запомнила огромные котлы с разваренными макаронами, которые замерзали от сильного мороза. Люди получали разрубленное на буханки застывающее тесто для пропитания в дороге. Шартлотта Фридриховна отрезала кусок и передала его невестке и внучке. Она скончалась, не доехав до места.


Несмотря на нечеловеческие условия для выживания, самая известная война 20 века оставила в памяти Алисы Фрейндлих яркое ощущение необходимости улыбаться. Так ленинградцы поддерживали друг друга, надеясь на грядущую радость освобождения.

Послевоенные годы

После того, как закончилась война, Алиса с мамой переехали к родственникам в Таллин, где прожили три года. Вернувшись в Ленинград, будущая актриса в шестой класс пошла опять в свою 239 среднюю школу. После войны в Ленинград вернулся и Бруно Фрейндлих с новой семьей. Встречи с отцом происходили втайне от его новой жены. Она была категорически против. Спустя годы, Алиса Бруновна познакомилась со своей сводной сестрой Ириной. Они стали хорошими подругами.

Вот воспоминания Алисы Бруновны об этом периоде ее жизни: "Со сверстниками мы часто устраивали всякие представления, играли в театр. Отец, конечно, в буквальном смысле не призывал меня к этой профессии никогда, но я с ним дружила, наблюдала за его игрой. Его рыцарское отношение к театру, конечно, на меня подействовало". Свои первые уроки актерского мастерства Алиса получала в школьном театральном кружке у театральной актрисы Марии Александровны Призван-Соколовой, а мнение отца помогло Алисе определиться с выбором профессии.

В 1953 году Фрейндлих поступила в Ленинградский Театральный институт им. А. Островского. Подготовиться к вступительным экзаменам ей помогла Мария Александровна, которая сразу увидела в ней талант. На вступительных экзаменах она читала отрывок из «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя. Алисе Бруновне очень повезло, потому что ее обучал педагог высокого класса, профессор Борис Зон. У него же, но немногим ранее, учились такие знаменитые мастера сцены как, Павел Кадочников, Зинаида Шарко, Николай Трофимов.


В 1955 году (еще будучи студенткой) Алиса Фрейндлих сыграла первые роли в кино. Это были мелодрама "Неоконченная повесть" и "Таланты и поклонники". Здесь же в театре она встретила своего будущего мужа - Владимира Карасёва. Их брак был недолгим, после окончания учебы они расстались.

Работа в театрах

В 1957 году, после окончания Ленинградского Театрального института, Фрейндлих приняли в труппу Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Здесь, по ее словам, она прошла огонь, воду и медные трубы. Но это только закалило ее характер и дало старт будущей карьере.


В 1961 году, по настоянию Игоря Владимирова, Алиса Фрейндлих начала работать в театре имени Ленсовета. Вскоре после этого Игорь Владимиров сделал ей предложение руки и сердца. В этом браке родилась дочь Варвара. По словам Алисы Фрейндлих, Игорь Владимиров стал ей не только мужем, но и наставником. Ведь он именно для нее поставил пьесу Арбузова "Таня" и Зорина "Варшавская мелодия". В театре имени Ленсовета Фрейндлих сыграла много хороших ролей, но одной из лучших работ стала роль Катерины Ивановны из спектакля Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Алиса Фрейндлих.Стихи Ахматовой. «Сжала руку»

Работа в кино

В кино Алисе Фрейндлих долго не везло. В основном, ей давали маленькие роли. Кроме этого, ей приходилось отказываться от ролей в кино из-за работы в театре. Переломить эту ситуацию удалось в 1976 году. В это время Эльдар Рязанов пригласил ее на теперь знаменитую роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в служебном романе. Партнерами Фрейндлих стали звезды советского кино: Андрей Мягков , Олег Басилашвили , Лия Ахеджакова и Светлана Немоляева .


По словам Алисы Фрейндлих, походку героини она взяла из жизни. На тот момент начальственных теток, которые так двигались, было полно. Настоящее признание подтвердилось множеством писем от советских женщин. Они писали, что после просмотра фильма, сразу отправлялись в ателье шить себе такое же платье, а в парикмахерской делали себе такую же прическу, как у героини фильма. Для Алисы Фрейндлих эта роль осталась одной из самых любимых.


Следует отметить еще две роли, которые являются значимыми в ее карьере. Это роль жены главного героя в фильме Андрея Тарковского "Сталкер" и роль королевы Анны в фильме Г. Юнгвальд-Хилькевича "Д’Артаньян и три мушкетера", где помимо Алисы Бруновны в картине сыграли Михаил Боярский и Маргарита Терехова .


Несмотря на то, что основными жанрами ее были мелодрама и драма, Фрейндлих продолжала работу в кино, снимаясь в разноплановых картинах.


В 90-е годы ей удалось сыграть королеву Анну в фильме "Мушкетеры двадцать лет спустя" и "Тайна королевы Анны". Успеха эти фильмы не имели. Зато в театре Алиса Фрейндлих воплотила свою давнюю мечту и сыграла роль леди Макбет.

Личная жизнь Алисы Фрейндлих

Как и первый брак со студентом-однокурсником Владимиром Карасёвым (1956-1957), так и второй брак, с Игорем Владимировым, не сложился. В начале 80-х годов Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров разошлись.

Алиса Бруновна вышла в третий раз замуж, за Юрия Соловья. На тот момент он был молодым актером Театра имени Ленсовета. Но и этот брак продлился недолго. По мнению актрисы, причина была в том, что: «У меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись...»


Помимо кино, Алиса Бруновна продолжает служить в БДТ. В 2014 году актриса сыграла в телефильме режиссёра Олега Газе «Линия Марты».

Народный артист СССР, основатель знаменитой актерской династии Бруно Артурович Фрейндлих появился на свет в Петербурге 107 лет назад - 10 октября 1909 года.

За долгую жизнь ему удалось стать одним из любимейших советских актеров, воплотить на сцене Александринского театра более 50 ролей и подарить миллионам зрителей страны очаровательную и обожаемую Алису Бруновну Фрейндлих.

сайт рассказывает, как Бруно Артурович стал одним из самых значимых артистов Ленинграда и почему отговаривал свою дочь от поступления в консерваторию.

Две сестры

Род Фрейндлих в России стал известен несколько столетий назад, когда император Петр I пригласил из Германии стеклодува, а тот успешно занялся ремеслом, а после остался жить в городе на Неве вместе с семьей.

В начале XX века в Петербурге родился Бруно Артурович. Ближе к 1930-м годам Фрейндлих увлекся самодеятельностью - сцена и аплодисменты зрителей настолько пленили его, что отказаться от этого артист был уже не в силах. Удивительно, но не смотря на воплощение на сцене Александринского театра десятков образов, Бруно Артурович никогда не получал специального образования. Однако в ходе жизни он всегда имел возможность учиться у признанных мастеров.

Бруно Фрейндлих расстался женой Ксенией Федоровой после ВОВ. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1931 году актер поступил в Ленинградский театр рабочей молодежи (ТРАМ). Здесь состоялось его знакомство с начинающей актрисой Ксенией Федоровой. Вскоре пара расписалась, а в декабре 1934 года появилась на свет дочь Алиса. До начала Великой Отечественной войны Фрейндлих много работал, в том числе, и артистом Ленинградского колхозного ТРАМа.

Перед самой ВОВ судьба подарила артисту шанс уцелеть и помочь выжить самым близким ему людям. В 1941-м Бруно Артурович вместе с театром уехал в Ташкент. С началом войны в Ленинграде начались репрессии против потомственных немцев. Не все Фрейндлихи избежали страшной участи. Так, был арестован родной брат актера Артур со своей супругой, а также другие родственники актера. Ксения Федорова и Алиса Фрейндлих, в том числе, благодаря отъезду Бруно Артуровича, смогли пережить годы блокады.

В войну брак Ксении Федоровой и Бруно Фрейндлих распался. По окончании ВОВ артист возвратился в Ленинград с новой супругой и дочкой Ириной. Бруно Артурович постарался сделать все, чтобы не терять связь с Алисой, порой встречаясь с ней тайком от новой жены - она была против связи с бывшей семьей. Именно поэтому дочери Фрейндлих Ирина и Алиса долгое время вовсе не были знакомы. Актер организовал их встречу спустя много лет и сестры смогли стать друг для друга близкими людьми.

«Элегия» и глухота

После возвращения в Ленинград Бруно Артурович попал в БДТ им. Горького, но там он служил недолго. Спустя два года он оказался в Ленинградском театре драмы им. Пушкина (Александринский театр). Этой сцене он отдал несколько десятилетий. Среди его работ: Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова), Барон («На дне» М. Горького), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), Гамлет («Гамлет» В. Шекспира).

Режиссер Григорий Козинцев, воплотивший Гамлета на экране в середине 1960-х годов, про игру шекспировской пьесы в исполнении Фрейндлих писал: «Мне кажется он актер своеобразный и интересный. Он абсолютно лишен актерской пошлости».

Фрейндлиху удавалось передавать тонкий психологический рисунок характеров. Артист обладал широчайшим исполнительским диапазоном, сумев навсегда вписать свое имя в историю Александринского театра. Однако самой любимой его ролью стал писатель Иван Тургенев в спектакле «Элегия», где он сыграл в паре с Валентиной Паниной. Вместе они исполняли его в течение 23 лет.

Позднее из-за болезни у Бруно Артуровича развилась глухота. Слуховой аппарат порой отключался прямо во время спектакля, но даже тогда профессионализм артиста позволял ему доиграть до конца. Проблемы со слухом в дальнейшем привели Фрейндлих к вынужденной отчужденности от многих - простое общение по телефону было осложнено тем, что артист просто не слышал, что ему говорят.

«Без «пыльных» комплексов»

Еще одну значимую роль Бруно Фрейндлих сыграл не на сцене, а в реальной жизни, когда направил свою дочь Алису в театр. В детстве она хотела стать балериной, а уже позднее задумалась и о карьере оперной певицы. Алиса Бруновна раздумывала над поступлением и в консерваторию, и в театральный. Бруно Артурович сказал тогда: «Ну что ты будешь делать в опере? Ты такая мелкая. Оперная сцена всё-таки требует фактуры, лучше иди в театр, там твои данные могут быть использованы».

Сама Алиса Фрейндлих впоследствии вспоминала, что отец всегда осознавал себя мастером.

«Он был опытнее, мудрее меня в профессии и поначалу видел мою несостоятельность. А потом не мог не замечать, что я догоняю его по мастерству, пониманию чего-то в нашем деле. И как бы вокруг меня, так сказать, ни разбегались волны, когда благодаря кино появилась какая-то популярность, он всегда ощущал себя моим наставником и учителем, что избавляло его от всяких «пыльных» комплексов», - говорила Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих всегда уважала отца как наставника. Фото: www.globallookpress.com

Что же касается кинематографа, то здесь Бруно Артурович появился лишь в 38 лет. В «Возвращении к жизни» он отметился ролью Кострова, а затем был герой Маркони в историко-биографической ленте «Александр Попов». За нее Фрейндлих вручили Сталинскую премию. Затем были известные образы шута Фесте из «Двенадцатой ночи» и Рощина из «Разных судеб».

«Повторить жизнь»

Бруно Артурович ушел из жизни в возрасте 92 лет. Актер долго боролся с недугом, однако болезнь победила его в июле 2002 года. Артиста похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища, а спустя пару лет открыли на его могиле памятник - скульптурный портрет на плите был создан еще за несколько десятилетий до смерти актера. Деньги же на монумент собирал благотворительный культурный фонд имени Бруно Фрейндлиха, созданные его любимыми дочерьми - Ириной и Алисой.

В конце 80-годов прошлого столетия актер признался, что одним из главных в его жизни, помимо семьи, был зритель. «Я должен сказать, что без вас, зрители, я ничто. Без вас я ничего делать не могу. Когда я репетирую при пустом зале, я чувствую себя прескверно - как бездарность. Но только здесь, в театре, со мной что-то происходит, и я оживаю. У меня появляется желание слиться со зрителем, почувствовать его. И меня несет к неведомым просторам. Ради этого я готов повторить жизнь», - признался Бруно Фрейндлих.