Гала Дали. Четыре облика одной женщины: муза, мать, любовница и дочь. Невероятная история любви: Сальвадор Дали и Гала

Эту знаменитую пару невозможно представить отдельно. Сальвадор Дали и Гала навеки остались запечатленными на фотографиях вместе, а их невероятная история любви стала классикой и обросла за многие годы легендами. Именно необыкновенная любовь и привязанность сотворила из талантливых, но обычных людей великого сюрреалиста Дали и его великую спутницу Галу.

В юные годы Гала была болезненным подростком, и в 1912 году ее отправили в Швейцарию лечиться от туберкулеза. В санатории «Клавадель» русская девушка познакомилась с молодым французским поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил сына в санаторий, чтобы он излечился... от поэзии. Грандель (позднее он взял другое имя - Элюар) от поэзии не излечился, а вот Гала от туберкулеза избавилась, но обоих одолел другой недуг, куда более опасный, - они влюбились друг в друга. Именно тогда она и назовёт себя Гала - с ударением на последнем слоге. Быть может, от французского слова, обозначающего "веселый, оживленный"?

Это был настоящий страстный роман, закончившийся браком. Но сначала влюбленным пришлось расстаться, Элюар уехал во Францию, Гала - в Россию, но они продолжали свою любовь в эпистолярном жанре, посредством обмена письмами. "Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик! - писала Элюару Гала. - Мне не хватает тебя, как чего-то незаменимого". Она обращалась к нему как к "мальчику", а иногда даже как к ребенку - это фрейдистское обращение говорило о том, что в Елене было сильно материнское начало, и она всегда любила моложе себя, хотела им быть не только любовницей, но и матерью. Опекать, наставлять, холить... Отец Элюара был категорически против связи сына с больной и капризной девушкой из и загадочной России. "Я не понимаю, зачем тебе нужна эта русская ? - спрашивал отец поэта. - Неужели тебе мало парижских?". Но в том-то и дело, что русская девочка была особенной.

Весной 1916 года Елена Дьяконова решила взять судьбу в свои руки и отправилась в вожделенный Париж. Ей шел 22-й год. Из-за службы жениха в армии свадьба задержалась, но все-таки состоялась (Гала добилась своего!) - в феврале 1917 года в церкви Святой Женевьевы, стены которой помнили Жанну д’Арк. Родители Поля Элюара преподнесли молодоженам огромную, из мореного дуба кровать. "На ней мы будем жить и на ней умрем", - сказал Элюар и ошибся: они умерли порознь.

Поль Элюар оказал большое влияние на Гала. Он превратил скромную русскую поклонницу Толстого и Достоевского в настоящую женщину, почти что роковую «вамп» (для этого у нее были все задатки), а она, в свою очередь, став ему музой, постоянно вдохновляла его на создание все новых и новых стихов. И все же романтическая роль жены поэта - не в духе Гала. Она открыто признавалась: "Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много , очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями".

Через год после бракосочетания родилась дочь Сесиль. Гала и Поль обожали дочь, но все равно нормальной семьи не получилось. Полю Элюару не сиделось на месте, разлуки и поездки за мужем не способствовали домашнему счастью. Возникло взаимное недовольство друг другом. Бурные ссоры сменялись не менее бурными признаниями в любви. "Мы вросли друг в друга» - так считала Елена. Но врастание все же оказалось не таким уж прочным. При этом не надо забывать, что Поль Элюар был поэтом, а, следовательно, смотрел на мир другими глазами, нежели обычные люди. Скажем так: он смотрел сумасшедшими глазами на сумасшедший мир. И соответственно отношения с женой так строил. Любил, к примеру, показывать фотоснимки обнаженной Елены своим друзьям, да и она постепенно вошла в роль не столь чистой, сколь грешной музы поэта. Не случайно вскоре образовался любовный треугольник: Елена - Поль Элюар - художник Макс Эрнст.

В сентябре 1929 года в поселок Кадакес, где тогда жил Дали, приезжает Поль Элюар с Галой.. Первая же встреча 25-летнего Сальвадора с 36-летней Галой была как удар молнии. Дали мгновенно и страстно влюбился в нее. Художник потрясен совпадением ее облика с придуманным идеалом, который так часто являлся ему во сне. Он вечно искал вокруг этот образ и вот, наконец, встретил. Дали 6ыло наплевать на реальность, в его воображении все уже решилось: отныне Гала принадлежит ему одному. Несмотря на то, что вместе с ней находятся муж и дочь Сесиль, страстный испанец уверен, что она ответит ему взаимностью.

Поначалу Сальвадор Дали терял разум в присутствии Галы и разражался смущенным хихиканьем, когда они разговаривали. В свою очередь, Галу очень смущал этот напряженный, "неадекватный" молодой человек. Когда Поль Элюар вернулся один в Париж, Гала взяла эту сложную сексуальную интригу в свои руки. "Мой мальчик, мы никогда не расстанемся" - так отреагировала Гала на это безумие. "Первый поцелуй, - писал Дали позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, 6ыл лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия".

Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Эта женщина обладала необычайной притягательностью». Женитьба на Гале пробудила в Дали неистощимую фантазию и новую невиданную энергию. Больше никто, кроме Галы, ему не был нужен. "Я разрешаю Гале иметь столько любовников, сколько ей хочется, - говорил Дали. - Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает". Дали рисовал свою жену очень часто, благодаря ему она стала едва ли не самой известной моделью XX века.

Эта сюрреалистическая Мадонна в житейских делах была холодной и достаточно рассудочной женщиной, поэтому с Дали они представляли две разные сферы: лед и пламя. "Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, - писал Сальвадор Дали. - Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться". До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Эта женщина помогла ему перешагнуть порог и насладиться сверкающими залами всемирной популярности. Появление Гала совпало с разрывом с группой сюрреалистов. Но произошло это не сразу. "Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть", - объявила она ему, и художник ей поверил."Я слепо верил всему, что она предсказывала мне".

Но Гала не только предсказывала, она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. "Никогда мы не сдавались перед неудачами, - отмечал Дали. - Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник". коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали". Дали и Гала любили подчеркнуть с помощью фотоснимков блеск и значимость своей публичной жизни: эта знаменитая красивая экстравагантная пара всегда оказывалась в центре внимания фотографов и излишне часто становилась объектом фотоохоты.

В 1934 году чета Дали отправилась в США - это был исключительно правильный ход, продиктованный поразительной интуицией Гала, она точно почувствовала, что именно американцам придется по душе и по карману талант Дали. И не ошиблась: в США Сальвадора Дали ждал сенсационный успех - страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно вдохновленных фантазией художника, - экстравагантных, провоцирующих забавных. Супруги вернулись домой богатыми и очень знаменитыми: Америка перевела талантливость Дали на высший уровень - в гениальность. Вторая поездка в США в 1939 году еще более укрепила первоначальный успех. Быстрому росту популярности Дали за океаном способствовали два обстоятельства - непревзойдённое умение устраивать публичные скандалы и частичный пересмотр художественных принципов, сделавший произведения испанского сюрреалиста более доступными широкой публике.

В Америке супруги живут все военные и первые послевоенные годы. Дали с помощью, естественно, Гала устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто и костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню в Нью-Йорке и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии и устраивает сюрреалистические балы. Короче говоря, фонтанирует вовсю!..

В конце 40-х годов супруги с триумфом возвращаются в Европу. Слава, деньги - все в изобилии. Все прекрасно, кроме одного: Гала стареет. Однако она не сдается и по-прежнему является моделью для многочисленных полотен Дали. Он постоянно рисовал ее в образе мифической женщины, эдакой "Атомной Леды" и даже с ликом Христа. На знаменитой картине "Тайная вечеря" можно узнать черты Гала. И все по тому, что художник не уставал боготворить свою музу. Гала, Градива, Галатея, мой талисман, мой клал, мое золотце, оливка - это только малая часть имен, которые давал живописец своей музе и жене. Высокопарные титулы и изощренно-чувственные прозвища составляли как бы часть «сюрреальности», в которой жили супруги. На одной из картин художника Христофор Колумб, ступив на берег Нового Света, несет стяг с изображением Гала и надписью: "Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег.

В 1964 году Гале исполнилось семьдесят лет. Она красила волосы, иногда уже надевала парик и подумывала о пластической операции. Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. "Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь", - убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель.

И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы "лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь". Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы - неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.

Последние годы Гала были отравлены болезнями и стремительно надвигающейся старческой немощью. "День смерти, - говорила она, - станет самым счастливым днем в моей жизни". Он наступил 10 июня 1982 года. Гала прожила 88 лет. Бурных и неповторимых. На погребении 78-летний Дали присутствовать отказался. Сальвадор Дали пережил Галу на 7 лет.

В честь многих ли возлюбленных создавали уникальные полотна и скульптуры, возводили дома и замки, готовые поспорить по красоте со знаменитейшими шедеврами архитектуры, называли улицы?

Быть свыше 50 лет эталоном красоты и элегантности, идолом, иконой, возлюбленной и любовницей, матерью-утешительницей и преданнейшей подругой, как это удавалось одной женщине? В чем секрет притягательной силы Гала?

Жена Сальвадора Дали, Гала пришла к нему из детских грез

Ей было 35 лет, ему на девять меньше, когда они познакомились в Париже. Он понял, что станет его всем, едва увидев, Елена Дмитриевна Дьяконова-Элюар. Ведь это она чудилась ему в безумных детских сновидениях. Это ее он ждал, бескомпромиссно заявляя всем, что не может полюбить женщину, оставаясь девственником до встречи со своей Белкой, Пчелкой, Львенком.

Откуда она взялась такая, упрямая и терпеливая, проникновенная и все понимающая, русская, против которой сначала восстала вся его семья? Прямо из Москвы ее, больную чахоткой, отправили в Давос лечиться. Именно здесь с легкой руки одного из своих новых друзей Эжена Гренделя (впоследствии известного под именем Поля Элюара) она стала называть себя Галá (от французского слова «праздник»). Потом годы переписки, приезд в Париж, счастливое венчание в церкви, рождение Сесили, богатство и известность мужа.

Встреча в Париже Гала и Дали не предвещала продолжения. Да, он ждал именно ее, но Гала отталкивало его нарочито показное щегольство, претившее ее безукоризненно сдержанному стилю.

Потом Гала приехала к нему в Каталонию с Полем Элюаром. Ему так хотелось для нее выделиться. Сначала самым безумным образом: вымазался в козлиных экскрементах, выбрил подмышки. Но все было не то, чтобы сразить ее. Нервный срыв вызвал безудержный хохот. Тысячи поводов обратить на себя ее внимание – подать воду, повернуть так, чтобы полюбовалась открывающимся пейзажем.

«Малыш, мы больше не расстанемся»

Это она поняла и сделала первый шаг. Поговорили наедине, его покорила абсолютная честность. Гала излечила от давящего с детства рока: чем больше любил, тем больше причинял страданий.

Их роман из острожной боязни прикоснуться друг другу быстро перерос в обжигающее и пылкое чувство. Несколько месяцев на Лазурном берегу они почти не выходили на улицу, наслаждаясь таким уединением. И потом были времена, когда каждые 15 минут – объятия, подтверждающие их не ослабевающее взаимное притяжение. Она, не задумываясь, бросила ради него не только мужа, но и дочь.

И трудная жизнь с всевозможными лишениями, когда каждая копейка на счету, а впереди – неизвестность. Борьба его – это и ее путь. Дали изгнан из семьи на много лет из-за этой любви. Скромное жилище в Кадакесе укрывало их месяцами. Здесь Гала, как и всегда, где бы они не были, навела такой блеск, что Сальвадору это жилище казалось роскошным. Она рассеивала его страхи, заставляла взять себя в руки всеми возможными способами. Гала постепенно приводила в порядок его мозги и документы. Отсюда они совершали «набеги» на Париж.

В поисках вдохновения и успокоения она отправлялась с ним в путешествие по Италии, держала его за руку, чтобы не нервничал и на корабле по дороге в Америку. Он так боялся путешествовать по морю, что даже читал, лежа в спасательном жилете. Гала «вила гнездо» в его Порт-Льигате, возила на продажу картины, раскидывала карты и предсказывала Дали славу и счастливые дни. Они часами гуляли по его любимым местам. Но она была и свидетелем его ярости: из-за ерунды (к примеру, не тот состав краски) он мог устроить все, что угодно. Так здесь рождался «дикий мотив жить и любить».

Дали и его Гала «Всегда одиноки, но вместе»

Это не мистификация Мастера и, конечно, ее. Несмотря ни на что, они до конца оставались единым целым. У него в 60-е годы был длительный роман с другой женщиной. А Гала, все также желающая очаровывать, уже жила в замке, который Сальвадор построил для нее специально. И с 1968 года для посещения ее он должен был предварительно получить письменное разрешение для визита. У Гала были свои страсти – молодые любовники, рулетка. И, если верить молве, в 80 лет она все еще жила любовными переживаниями. Правда, платила за это безумно дорогими чеками.

Но это Гала вселила в него веру и до конца своей жизни поддерживала ее огонек. «Я желаю: лишь любить Гала», – твердил он. «Это ведь твоей кровью я пишу картины», – считал (и не беспочвенно) Дали. Потому начал ставить рядом со своей подписью и ее имя.
Когда стало известно, что у Дали прогрессирует болезнь Паркинсона, Гала, как гласят некоторые очевидные факты, велела подделать сотни картин художника. Это поддерживало иллюзию – гений продолжает успешно творить.

Я посвящаю эту книгу моему гению,
моей победоносной Гале Градиве,
моей Елене Троянской,
моей Святой Елене,
моей блистательной, как морская гладь,
Гале Галатее Безмятежной.
— Сальвадор Дали, вступление к автобиографии

Сальвадор Дали появлялся в обществе, извалявшись в меду, а потом — в перьях. Нарочно проливал кофе на изысканные наряды соседок за столом и заявлял в свое оправдание, что наелся битого стекла. Давал интервью, сидя обнаженным в ванне, изысканно помахивая тростью. Но чего-то ему, казалось, не хватало в этой стильно замешанной драматургии. И именно в момент осознания этой недостаточности в жизни Дали появилась она.

Свадьба Галы и Дали

К моменту знакомства с Галой Дали было 25 лет, и он все еще был стопроцентным девственником. Какая ирония судьбы: женщиной его жизни оказалась беспринципная нимфоманка, согласная на все, лишь бы получить больше денег и секса. Неужели идеальные пропорции желаемого она нашла в испанском гении?

Она родилась в Казани, на Волге. Тогда ее звали еще Еленой Ивановной Дьяконовой. В 17 лет врачи обнаружили у нее туберкулез и отправили на лечение в Швейцарию. Там, в санатории, девушка знакомится с Полем Элюаром, тогда еще начинающим французским поэтом, и в феврале 1917-го года уже стоит перед алтарем в свадебном платье. Тогда умерла маленькая Леночка и вместо нее на свете появилась великая Гала. Она сама называла себя Галиной или Галой, а Элюар придал имени больший налет Франции, ставя ударение на последний слог. В начале 20-х с молчаливого согласия мужа крутит роман с немецким скульптором Максом Эрнстом. Какое-то время Элюар, Эрнст и Гала делят постель на троих. Часто Элюар снимает свою жену обнаженной, а потом демонстрирует фотографии всем своим друзьям, в том числе самому Дали. Гала приходит в восторг от того, с каким упоением мужчины пожирают ее формы, навеки запечатленные объективом камеры. Особенно ей нравится восхищение, которое она вызывает у Сальвадора. И это восхищение оказывается взаимным. И вот в 1932-м году, через три года после знакомства, Гала сочетается браком с Дали. Но безумная любовь не умерила сексуальные аппетиты ненасытной дамы.

. Когда Сальвадора Дали спросили, как она нарисовал картину «Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на плече», он ответил: я люблю Галу и люблю ребрышки, а тут они сразу вместе.

Несмотря на непомерную любовь к сексу, она, тем не менее, была одной из тех женщин, которую богемный мир Парижа принимал всерьез и даже прислушивался к ее мнению. Да, она точно знала, чего хочет. Ее не интересовали политические интриги, философские споры и прочий «общественный мусор». Все, что волновало ее кровь — это страстное желание наслаждения для всех пяти органов чувств, жажда компанейских отношений с гениями и денег, денег, денег. Она оценивала людей только по эффективности «выхлопа», который они могут или не могут произвести в реальном мире, мгновенно устраняя от себя всех посредственных и бедных. При этом, как признавался Дали, Гала имела способность непостижимо разжигать творческие способности талантливых людей.


«Осенний каннибализм» (1936)

За каждым великим мужчиной стоит великая женщина, и для Дали таковой оказалась эта русская. Далеко не красавица, но облик ее, как казалось Сальвадору, удивительным образом совпадал с образом маленькой девочки, которая являлась гению во сне и которая с годами оформилась в придуманный им идеал элегантной музы. Дали говорил, что Гала затянула его в омуты своих глаз, где он, собственно, и родился второй раз.

Вдохновленный своей музой, в 1936-м году Дали пишет одну из самых известных картин — «Осенний каннибализм». На полотне угадываются мужчина и женщина, которые поглощают друг друга, проникают, становясь одним целым. Это ли не аллегория на отношения художника и его музы?

Казалось, все, к чему прикасалась рука Дали, получает пропуск в мир искусства, причем с ценником с шестизначной суммой. И более всего это относится к его жене, Гале. Он рисует ее постоянно, возводит в ранг Мадонны. Благодаря Дали, она становится уже чуть ли не самой дорогой моделью века, а ее тело не менее знаменитым, чем тело самой Венеры Милосской.

Привязанность Дали к своей музе можно было назвать почти патологией. Художник не мог расстаться с ней даже на сутки, а когда краткое расставание все же наступало, попросту не мог творить. Действительно, а как привносить в этот мир что-то новое, если музы в нем нет?

И вот Гала отметила 60-летний юбилей. И будто бы противясь природе, ее тело начинает желать еще больше любви. По требованию своей музы, Дали покупает ей «замок-храм», набитый десятками самых разных мужчин самой разной ориентации.

Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость и, особенно, фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают.

— Сальвадор Дали

Каждый день мужчины устраивали для Галы удивительные зрелища, беспрестанно пробуждая к жизни ее желания, даже и не думающие угасать. Дали разрешал ей иметь столько любовников, сколько захочется, а она, в свою очередь, покупала им дома и машины. Однако старение художника тоже скрашивали молодые фаворитки, от которых ему было не нужно ничего, кроме их красоты и юности. Он делал вид, что в восторге от все новых и новых любовниц, но на самом деле женщиной его жизни была всего одна единственная. «Демонесса моего гения» — так называл ее мастер.

На часах XX века уже бьют в колокол срамные 80-е, «крылоподобная муза» Сальвадора Дали стареет все сильнее и сильнее, и уже нет сил отмахиваться от этого. Но Дали маниакально твердит каждому, что его Гала становится с годами все прекраснее и прекраснее. Однако смерть не обмануть, ей плевать на чувства. И вот эта страшная дата — 10 июня 1982 года.

Господь безжалостно распаковал мой череп и изъял одно полушарие, повергая меня в тотальное смятение.

Гала завещала похоронить себя в Пуболе, и чтобы выполнить последнее желание своей музы, Дали решил перевезти тело любимой самостоятельно, чтобы не привлекать излишнее внимание вездесущих папарацци. Решение нашли, и оно оказалось очень в духе художника. Дали приказал надеть на Галу лучший наряд, посадил труп на заднее сидение «Кадиллака» и повез в замок. Там тело забальзамировали, нарядили в алое платье от Dior и похоронили в склепе замка, словно Белоснежку, положив в гроб с прозрачной крышкой. Современники напишут, что вдовец, стоящий над телом любимой будет смотреть на нее, не моргая, и твердить себе под нос одно и то же:

Смотри, я не плачу. Я не плачу. Не плачу!

Они же отметят потом, что с этого момента глаза гения беспрестанно будут слезиться. Но, возможно, это одна из красивых легенд, которые люди так любят придумывать?


35 лет назад, 10 июня 1982 г. ушла из жизни женщина, чье имя вошло в историю искусств благодаря Сальвадору Дали , чьей женой и музой она была на протяжении многих лет. Ей удалось стать для него одновременно матерью, любовницей и другом, абсолютно незаменимой и обожаемой. Но Дали был далеко не единственным мужчиной для нее. Гала никогда не отказывала себе в своих желаниях и заставила художника потакать всем ее прихотям.





Елена Дьяконова (именно так ее звали на самом деле) уехала из России в 1912 г. Она заболела чахоткой, и ее отправили на лечение в швейцарский санаторий, где она встретила французского поэта Эжена Гренделя. Он потерял от нее голову и принял решение жениться, вопреки воле родителей, считавших этот брак мезальянсом. Он посвящал ей стихи и издавал по ее совету под звучным псевдонимом Поль Элюар. Он же называл ее Гала – «праздник».



Гала уже тогда имела четкие представления о том, каким хочет видеть свое будущее во Франции. «Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями». И хотя, по свидетельству современников, она даже в молодости не была красива, в обществе умела производить фурор. Это происходило благодаря непоколебимой уверенности в себе и своих чарах, а также умению интриговать публику. Она появлялась в костюме от Шанель с колодой карт в сумочке и, объявив себя медиумом, принималась предсказывать будущее. Мужчины называли ее «колдовской славянкой» и реагировали на нее так, словно действительно пребывали под действием магии.



Не устоял перед ее чарами и немецкий художник и скульптор Макс Эрнст. Гала не только не скрывала роман от мужа, но и убедила его в необходимости жить втроем. Она всегда проповедовала идеи свободной любви, а ревность считала глупым предрассудком.





На момент знакомства с молодым художником Сальвадором Дали ей исполнилось 36 лет. Он был на 11 лет моложе, никогда не вступал в интимные отношения с женщинами и панически их боялся. Гала пробудила в нем чувства, которых раньше он не испытывал. По его признанию, она не только вызывала страсть, но и разжигала творческие способности. Он называл ее «демонесса моего гения».





Гала не только дарила мощный заряд вдохновения художнику, но и была его менеджером, создателем «бренда» Дали. Среди ее знакомых было немало влиятельных и состоятельных людей, которым она предлагала вкладывать деньги в творчество мужа. Он подписывал картины «Гала-Сальвадор-Дали», уже не мысля своего существования без своей музы, а она убеждала его: «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик».





Впрочем, не все разделяли восхищение художника. В прессе о нем и его музе писали: «Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся в верха хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума». Ее называли «алчной валькирией» и «жадной русской потаскухой».





Гала никогда не отказывала себе в удовольствиях, на что ее муж реагировал спокойно: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». А она заявляла: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами». И чем старше она становилась, тем моложе были ее любовники, и тем большим было их количество.





Говорили, что «ее мальчики стоят целое состояние» – она осыпала их деньгами и подарками, покупала им дома и машины. Однажды один из них, Эрик Сэмон, ужинал с ней в ресторане, а в это время его сообщники пытались угнать ее машину. А вот 22-летний Уильям Ротлейн, которому Гала помогала избавиться от наркотической зависимости, действительно был в нее влюблен. Но после того, как он не прошел актерские пробы у Феллини, ее страсть тут же угасла. А Уильям вскоре умер от передозировки наркотиков. Певец Джефф Фенхольт, исполнивший главную роль в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», получил в подарок от любовницы дом за 1,25 млн долларов и картины Дали, а после открещивался от связи с ней.





Когда она почувствовала приближение старости, попросила Дали приобрести для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии. А мужу было дозволено являться туда только по специальному письменному приглашению. И даже это, по его признанию, ему понравилось: «Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость и, особенно, фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают».


Художник до конца дней любил свою музу, хотя на публике часто появлялся с другими женщинами: .

История жизни
Елена Дьяконова более известна под именем Гала. Ее называли музой сюрреалистов, она была музой Поля Элюара и Сальвадора Дали, других известных поэтов и художников. Умная и незаурядная женщина, Гала оставила заметный след в богатом на события XX веке.
Есть женщины, чей дар - очаровывать, соблазнять и покорять. К таким женщинам относится Гала. В ее жизни были Арагон, Бретон, Макс Эрнст, Тзара. После трудного развода с Полем Элюаром она стала женой гения сюрреализма Сальвадора Дали. Рядом с этой женщиной мужчины обретали бессмертие.
Поначалу жизнь не сулила Елене Дьяконовой ничего хорошего. В детстве потеряла отца (он был скромным казанским чиновником), в семнадцать лет переехала в Москву и, поселившись с матерью у отчима-адвоката, заболела чахоткой. Лечиться ее отправили на знаменитый швейцарский курорт Давос, и здесь она назвала себя Гала с ударением на втором слоге. Так звал ее юный (на год моложе ее) парижанин Эжен Грендель, тоже легочный больной.
Эжен писал стихи, которые с энтузиазмом читал своей новой подруге и которые ей чрезвычайно нравились. Нравились настолько, что она даже сочинила небольшое, в полтора десятка строк предисловие к его изданному на собственные средства крохотному сборничку, объявив на весь мир, что ей эта скромная книжица «представляется маленьким шедевром, необыкновенным проявлением души». На обложке книжицы стояла фамилия автора Грендель, но вскоре эта не слишком благозвучная фамилия сменилась другой, позаимствованной у покойной бабушки Элюар. Имя же одолжил у своего родного дяди - Поль...
Но общим у этих двоих молодых людей - француза и русской - оказалось не только пристрастие к эффектным псевдонимам, не только любовь к поэзии, но и нечто большее. Словом их отношения не были мимолетным курортным флиртом, как это случается обычно.
После выписки из санатория Гала уехала на родину, но связь их не прервалась. «Я очень часто и регулярно получаю письма из России», - говорил Поль отцу. Отец был категорически против столь раннего брака, да еще с этой капризной, больной и небогатой девицей из холодной и загадочной России. «Я не понимаю, зачем сейчас обсуждать вопрос об этой русской девочке», - искренне удивлялся он в ответ на осторожный намек сына, что не мешало бы пригласить его возлюбленную в Париж. «В настоящий момент, - заявил отец, - это невозможно».
И дело было не только в молодости Поля, в шаткости его материального положения, в отсутствии профессии (не стишками же зарабатывать себе на хлеб насущный), но прежде всего в том, что Европа была охвачена войной.
Письма Гала (их, правда, уцелело всего полтора десятка, остальные Элюар незадолго перед смертью уничтожил) не отличаются ни изощренностью стиля, ни лирической тонкостью, ни хотя бы кокетством. «Мне не хватает тебя, как чего-то незаменимого». Нехитрое признание это варьировалось на разные лады, разве что время от времени Гала сдабривала его ласковыми, но тоже весьма незамысловатыми обращениями: «Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик». И даже «мой ребенок». Это материнское начало в отношениях к сильному полу, это пристрастие к мужчинам, которые моложе ее - и подчас моложе намного, - сохранилось у нее до конца жизни.
Поля призвали в армию, но по состоянию здоровья он был способен разве что ухаживать в госпиталях за ранеными, чем с самоотверженностью и занимался. Письма из России находили его и здесь. Гала подписывала их кратко и выразительно: «Твоя жена навсегда». Она с юных лет отличалась решительностью, и не только на бумаге. Поздней весной 1916 года Елена Дьяконова, которой не исполнилось еще и двадцати двух, отправилась в вожделенный Париж.
К сожалению, отлучиться из госпиталя, чтобы встретить возлюбленную, Поль не мог, и тогда он поручает эту деликатную миссию матери: в отличие от отца, по-прежнему решительно настроенного против женитьбы, мать держала сторону сына. К тому же хитрая Гала заблаговременно отправила ей из России ласковое и в высшей степени уважительное послание, смиренно подписанное «русская девочка Гала».
И вот русская девочка оказалась на перроне по-военному мрачного вокзала. Отсюда мать Поля препроводила ее в комнату сына. Прошло еще некоторое время, и заждавшийся, сгорающий от нетерпения Поль получил недельный отпуск. Он показывал ей свой город, покупал ей духи (духи - ее слабость), он вдохновенно рисовал планы их будущей семейной жизни. Вот только эта проклятая война... Ему хотелось приблизить ее окончание, и он, вернувшись в свой госпиталь, рвался, охваченный патриотическим чувством, на фронт, на передовую, в самое пекло.
Гала была в панике. «Если ты меня любишь, ты сбережешь свою жизнь, потому что без тебя я как пустой конверт... Если я потеряю тебя, то потеряю себя саму тоже, я уже не буду больше Гала - я буду бедной женщиной, каких существует многие тысячи».
В феврале 1917 года в церкви Святой Женевьевы, стены которой помнили Жанну д’Арк, состоялось венчание. Родители в качестве свадебного подарка преподнесли молодоженам огромную, из мореного дуба кровать. Не без озорства описав ее в одном из писем, Элюар заметил: «На ней мы будем жить и на ней умрем». Увы! Жизнь показала, что он оказался неважным пророком.
Спустя год у них родилась дочь Сесиль. Они были счастливы, Поль становился все более известным. Но тут появился Дали. Он познакомился с Элюаром, который, по собственным его словам, показался ему «легендарным героем», а уж потом - с его женой. «Лицо Гала Элюар было, на мой взгляд, очень интеллигентным, но выражало усталость и досаду». Это - из книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», книги, переведенной на все основные языки мира, в том числе и на русский, и посвященной Гала - «той, что вела меня вперед».
Дали до конца жизни оставался трубадуром Гала, он восхвалял и боготворил ее, он писал ее портреты, объяснял ее благотворным влиянием все свои триумфы («Я по-настоящему научился владеть кистью только благодаря страху прикоснуться к лицу Гала»). А вот она отнеслась к нему поначалу весьма сдержанно, о чем он откровенно говорит в «Тайной жизни»... «Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, я целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненные белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье».
Итак, первое впечатление Гала было негативным, тем более что сама она предпочитала в одежде стиль строгий и даже аскетичный. Но она не была бы Гала, если б не разглядела в этом человеке с ужасными манерами и частым неуместным смехом гения. «Она распознала во мне наполовину сумасшедшего гения, способного на большую отвагу».
Не только распознала, но решила сделать все возможное, чтобы гений этот реализовался. Не сразу, но решила, что явилось для него в некоторой степени неожиданностью. Однажды они отправились на прогулку в обожженные солнцем горы, и тут, вспоминал впоследствии Дали, она сказала: «Малыш, мы больше не расстанемся».
Ее законный супруг Поль Элюар стал к тому времени знаменитым и богатым («первым поэтом Франции», как называл его щедрый Дали), а тот, к кому ушла она, влачил полунищенское существование и никому практически не был известен. Ее это не испугало. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть», - объявила она ему, и он ей поверил. «Я слепо верил всему, что она предсказывала мне».
Но она не только предсказывала, она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, и не одними советами, но и делом: пыталась заинтересовать разных влиятельных и - главное - богатых людей его проектами, один фантастичней другого, всеми мыслимыми способами норовила продать его картины, организовывала, не жалея сил, выставки. «Никогда не сдавались мы бытовой прозе, - писал Дали. - Мы выкручивались благодаря чудесам стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себя платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник». Его еще удивляло, что находятся чудаки, которые покупают его картины. «Я гений, а гениям предназначено умирать с голоду».
А как же муж - теперь уже бывший муж, хотя формально они оставались в браке вплоть до 1932 года? Как же дочь? Обоими Гала не колеблясь пожертвовала ради своего гения. Дочь воспитывала бабушка (мать Поля), а сам он в отчаянии пытался вернуть себе жену. Он посвятил ей свою книгу «Любовь поэзия», на титуле которой написал: «Гала... все, что я сказал, - только для тебя. Мой рот так и не смог расстаться с твоими глазами».
Сестра Марины Цветаевой, Анастасия - их обеих Гала хорошо знала в юности - писала о ней: «Вот и пытались художники (не только Дали) запечатлеть ее в картинах, поэты (не только Элюар) - в стихах, мемуаристы - в воспоминаниях». «Казалось, писал один из них, что эта худая славянка с пламенными глазами одержима какой-то невероятной силой (силой зла?); было что-то колдовское в ней, в молодой и очаровательной колдунье».
Элюар, продолжавший любить ее даже тогда, когда не осталось ни малейших надежд на ее возвращение, сразу после их официального развода, буквально на другой день, написал ей: «Ты всегда моя жена, навечно. Утром, просыпаясь, вечером, засыпая, и каждую минуту повторяю твое имя: Гала!»
С этим же именем на устах умер и Сальвадор Дали.