Кавказский прямой кинжал. Кавказский кинжал – живая история. Кавказские кинжалы сейчас

В Самаре по адресу ул. Чкалова, д. 86 стоит старый деревянный одноэтажный дом, напротив которого расположился красивый памятник Николаю Чудотворцу. Серый обшарпанный домишко и красивый с белоснежными колоннами памятник настолько контрастируют друг с другом, что не возникает даже мысли об их возможной взаимосвязи.

Однако эта связь прямая – памятник установлен для напоминания о невероятных событиях 1955-1956 годов, происшедших именно в этом доме с работницей трубного завода Зоей Карнауховой.

История эта полумифическая и легендарная, поскольку в официальных документах и газетах того времени она своего отражения не нашла, кардинально разойдясь с главенствующими тогда доктринами атеизма и материализма. Не осталось и никого из прямых ее свидетелей.

Приведем здесь одну из распространенных версий тех событий – феномена, позднее получившего название «Стояние Зои».

В канун Нового года девушка Зоя пришла на вечеринку к своим друзьям в уже упомянутый дом. Через какое-то время молодые люди устроили танцы, но у Зои не было пары, ее молодой человек где-то задерживался.

Тогда Зоя, чтобы не быть в одиночестве, решила снять со стены одну из икон, находившихся в доме, и танцевать с ней. Ее привлекла икона Николая Чудотворца, поскольку ее молодого человека тоже звали Николаем. Подруги отговаривали Зою от такого поступка, видя в нем грех, на что та будто бы ответила: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!».

Заиграла музыка. Но не успела Зоя сделать и нескольких кругов в танце, как вдруг ее тело словно окаменело. Она застыла как статуя, вросшая в пол, прижав к себе икону св. Николая.

Приглашенные врачи отметили, что у Зои есть слабые пульс и дыхание. Однако уколы поставить не могли – иглы гнулись о ее каменное тело. Не удалось и переместить Зою в другое место, ее ноги словно пустили корни в пол.

По городу поползли слухи. Однако тогдашняя власть отреагировала оперативно: дом оцепили сотрудники милиции, со свидетелями провели работу по неразглашению увиденного, по городу запустили контрслухи, о том, что вся эта история является обманом, и выдумана представителями церкви.

Говорят, Зоя простояла в таком состоянии 4 месяца и на Пасху вернулась к жизни. Какова была ее дальнейшая судьба, неизвестно.

Были ли эти события на самом деле, как все произошло и по каким причинам я попросил экстрасенсов Кайрата и Валентину Кинибаевых.

кадр из фильма «Чудо»

Вопрос. Существует история, что в декабре 1955 или по другим данным в январе 1956 года в г. Куйбышев (сейчас Самара) работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Согласно истории она стала танцевать с иконой Николая Угодника и застыла, как будто окаменела. В таком состоянии она простояла 128 дней. Правда ли, что такое было на самом деле?

Ответ. Да, такая история была.

В. Почему такое произошло?

О. Это своего рода наказание. Зоя была атеисткой, она не верила в Бога. Ею был брошен вызов, изречение: «Если Бог есть, пусть он меня накажет». И она была наказана таким образом.

В. Она взяла икону и прижала к себе?

О. Она стала танцевать с этой иконой, поскольку ее молодой человек опаздывал, а его тоже звали Николай. Буквально через несколько секунд, на третьем круге вальсирования все это произошло.

В. Кто это вмешался, Бог?

О. Высшие силы. Нельзя надругаться над святыми.

В. Что они с ней сделали?

О. Это состояние можно назвать состоянием глубочайшей медитации, когда душа покидает тело, но связь не нарушается. То есть это не момент смерти, это момент выхода. Все жизненные процессы были замедлены. Сердцебиение было, но оно было очень медленным, пульс сохранялся. Все жизненные функции были очень замедлены.

В. То есть они вытащили душу из ее тела?

В. А где находилась ее душа в это время?

О. Она перемещалась во времени и пространстве, проще так сказать. Перед ее взором мелькали события разных времен, разных эпох. Насилие, которое творилось. Тем самым ей показали жизнь такой, какая он есть.

В. А почему было столько поруганных, разрушенных церквей. Сбрасывались колокола, сжигались иконы. Почему их не карали Высшие силы?

О. Карались все. Очень часто был такой феномен, что люди, сбрасывавшие колокола с церквей, падали вслед за ними. Это просто утаивалось и сводилось к несчастным случаям. Но эти моменты надругания над святыми они всегда заканчивались плачевно. Бог наказывал, если может не сразу, то со временем. Такие люди, как правило, жили недолго. Случались различные ситуации, несчастные случаи. Они всегда карались. Осквернение, святотатство всегда несет наказание и последствия.

В. Говорят, что Зою пытались вырубить вместе с полом и не могли. Говорят, из пола шла кровь.

О. Было такое состояние, как будто он вросла в пол, как будто пустила корни. Информации о том, что пытались пилить пол, нет. Люди просто боялись. Врачи было в шоке, потому что не могли сделать укол. Невозможно было проткнуть тело, оно как будто было окаменевшим.

В. То есть попыток вырубить ее не было?

О. Нет такой информации.

В. А почему тело окаменело? В состояние глубокой медитации тело, наоборот, становится мягким. Почему ее тело окаменело?

О. Здесь само место имеет значение в том, что произошло. Прежде в этом доме, до того, как он был продан, жил священник, в отношении которого были гонения в советские времена и который впоследствии отказался от своего статуса, отрекся от церкви и оставил эти иконы. Само место было как бы обозначено, отмечено.

В. Почему тело стало твердым? Можно это сравнить со своеобразной формой судорог?

О. Да, можно. Максимальное мышечное напряжение.

В. А почему Зоя через некоторое время вернулась к прежнему состоянию?

О. За нее молились многие люди, священники.

В. Правда, что он именно на Пасху пришла в себя?

В. А когда это все таки случилось, в декабре 1955 или в январе 1956 года?

О. В декабре 1955.

В. А что с этой девушкой стало впоследствии?

О. Она обратилась к Богу, ушла в монастырь. В какой, не будет информации.

В. Ее звали именно Зоя Карнаухова?

В. Сейчас она еще жива?

В. Как давно она умерла?

О. Конец 80-х, начало 90-х.

В. Правда, что там выставили посты и никого туда не пускали?

В. А что думали советские руководители насчет этого?

О. Просто боялись резонанса, который мог произвести этот случай. Поскольку в те годы очень активно развивалась атеистическая политика, гонения на церкви, на священников. Подобная ситуация могла спровоцировать совершенно обратный эффект, эффект разорвавшейся бомбы. Поэтому это старались всячески скрывать. Были даже специальные люди, засланные в народ, которые говорили, что все это полная ерунда, это происки попов, священников, которые боятся потерять приход и какое – то существование, и которые раздули эту историю, а на самом деле ничего не было и близко. Этого боялись.

В. А душа Зои заслужила прощения?

О. Да, остаток своих дней она проводила молитвах. Она обратилась к Богу, как уже было сказано и из откровенной атеистки она превратилась в богобоязненного человека.

В. А Высшие силы они тоже карают? Здесь не работает принцип всеобъемлющей любви?

О. Здесь был своего рода призыв с ее стороны. Таким образом сложились обстоятельства, место, время. Вселенная восприняла ее желание.

В. Ну а те, кто сбрасывал колокола с церквей. У них, наверное, не было призыва. Но, все равно, говорят, что всех наказали. Высшие силы тоже карают?

В. То есть они на зло могут ответить злом?

В. Почему здесь не работает принцип всеобъемлющей любви? На зло отвечай добром. Или они не отвечают добром, а просто останавливают зло?

О. Можно так сказать.

В. А как можно сказать по другому? Если Высшие силы проявляют зло, то зло порождает зло.

О. В отношении чего был задан этот вопрос?

В. В отношении кары. Сбросили колокол, скинули человека.

О. Его не скинули, он сам упал. Они срывались с колоколен, спотыкались, падали. Потому что места намоленые, места обладающие силой, особой энергетикой.

В. Он же не сам специально споткнулся, чтобы свалиться? Какая-то энергия, видимо работала?

О. Всегда был страх. Этот страх, сидящий на уровне подсознания. И руководил этим всем собственный человеческий страх.

В. А если человек, допустим, не боится? Вот, например, монголо-татары не боялись и заходили в церкви. Они тоже карались.

О. Они долго не жили. У татаро-монгол – воинов вообще жизнь была короткая.

В. Если татаро-монголы заходили в церкви, они не боялись, они несли ответственность?

В. То есть здесь страх не причем, работает еще какая-то сила?

О. Закон сохранения энергии. Что посеял, то и пожал.

В. Вот эта Зоя Карнаухова, он действительно застыла с иконой?

О. Информация не идет. Ощущение стоящей холодной девушки с синими пальцами, с ними губами, с застывшим не моргающим взглядом. Дальше нет никакой информации.

В. А у нее ткани не отмерли?

В. Высшие карают зло, или своеобразный способ защиты и возврата энергии?

О. Это защита.

В. То есть Высшие силы сами зло не проявляют.

В. Грубо говоря, эта энергия действует против того, кто оскорбил святое место?

В. А если ты не знаешь, что это святое место? Например, приехал человек в джунгли, а там есть святое место местного племени, разжег костер, а там нельзя разжигать. Будет ли этот человек наказан?

О. В таком случае будет наказан людьми. Действовать могут и через людей и через какие-то ситуации. Незнание закона не освобождает от ответственности. Лезть туда, куда не надо, значит судьба такая. Будет нести ответственность за это.

В случае с верой это работа энергии, в случае с племенем, это может быть воздействие через людей. Вариантов воздействия может быть много. Могут начаться проблемы со здоровьем, какие то видения.

В. Если оскорбить, например, тотем племени, то могут быть проявления, как через людей, так и другим способом. В любой случае, если место святое любой веры, любой народности, любой численности в любом случае будет обратная реакция. И чем больше людей, тем больше будет обратная реакция.

В. То есть вера напитывает это место энергией?

В. А высшие силы контролируют?

В. А почему так мало свидетельств «стояния Зои»? 55-й год это не так далеко.

О. Свидетельства есть, но их не так много, потому что людей, допущенных к данному факту, было ограниченное число и все они молчали под страхом наказания. Люди боялись. Информация обрастала мифами. Всегда в таких ситуациях люди пытаются дать расшифровку, подчиняющуюся каким-то определенным законам, законам физики, законам химии. Пытаются давать научное объяснение, чтобы ареол таинственности, чудодейственных фактов не раздувался. Ее всегда стараются сдуть. Так всегда было и не только в Советском союзе. Есть определенные темы, которых нельзя знать всем.

Передача про это событие «Стояние Зои»


Эта история нашла отражение в кинематографе. По ее мотивам снят художественный фильм «Чудо» с С. Маковецким и К. Хабенским в главных ролях.

Это такой православный триллер: по легенде, 31 декабря 1955 года в доме № 84 по улице Чкалова города Куйбышева (нынешняя Самара) собралась компания молодежи. Всё как положено: выпивали, танцевали, веселились. Одна из приглашенных девушек - работница трубного завода Зоя Карнаухова, ждала в этот вечер своего нового знакомого Николая. С парнем они познакомились совсем недавно, но он успел приглянуться девушке. Но Николай всё не шел и не шел, а Зоя расстраивалась. «А чего ты не танцуешь? Брось ты, не придет твой Коля!» - решили поддержать Зою подружки, на что та разозлилась, вскочила с места и, сняв с полки икону Николая Чудотворца, начала танцевать с ней. Мол, раз мой Коля не пришел, потанцую хоть с этим.

nikola-ygodnik.narod.ru

Остальным гостям якобы в этот момент стало не по себе, и они потребовали вернуть образ на место. «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу, продолжая танец отчаявшейся женщины. Через несколько минут в доме вдруг раздался шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая как снег, прижав икону к груди. Ноги ее приросли к полу, глаза не моргали, дыхания тоже не было слышно. Но сердце билось.

Nikola-ygodnik.narod.ru

Друзья Зои сначала попытались снять икону у девушки из рук, но это не получилось. Испугавшись, те позвонили в «скорую». В медицинской бригаде, приехавшей на вызов, была Анна Калашникова, чей родственник - а по стечению обстоятельств еще и священник Виталий Калашников - теперь рассказывает подробности самарской мистерии, свидетелем которой он косвенно стал:

Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом скорой помощи. В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на «скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году.

Руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев говорит, что воспоминания Калашниковой считаются, по сути, единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то странное. Все те «свидетельства», которые стали известны позднее, больше напоминают народный фольклор. Например, рассказ некой бабушки, которая пыталась выведать у молодого милиционера, действительно ли в таинственном доме стоит каменная девушка. Тот якобы прямо отвечать отказался, но потом просто молча снял головной убор и показал бабуле абсолютно седую голову. За одну ночь дежурства, мол, так поседел.

Именно мне архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен стояния Зои, результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тысяч экземпляров. В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

Действительно, слух об окаменевшей девушке быстро распространился по Куйбышеву. Рядом с домом по улице Чкалова стал дежурить народ. Хозяйка дома - владелица пивного ларька Клавдия Болонкина - заколотила окна здания досками, а рядом с домом милиция установила круглосуточное оцепление. Соседи Болонкиной рассказывали, что та была женщиной зажиточной и сдавала часть своего дома. В этой-то его части и произошло загадочное событие.

Rusсайт

Правда, скептики и тут сомневаются. Есть версия, что Болонкина просто устала от огромного количества народа у себя перед окнами и заявила в милицию, попросив избавить ее от зевак. А может, предприимчивая женщина решила заработать на людской молве и, нагнав таинственности, заколотила окна дома специально. Ведь очевидцы поговаривали, что Болонкина якобы тайком водила экскурсии в дом - за 10 рублей с человека, что было в те годы суммой приличной. Зеваки, цепенея от ужаса, глядели на женскую фигуру с иконой в руках, стоящую в полумраке. Говорят, на роль Зои Болонкина пригласила свою знакомую и делила с ней заработок. Душераздирающие вопли из дома по ночам: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» - это якобы тоже дело рук Болонкиной и ее сообщников. А милицию на место «паломничества» пришлось отправить городским властям, чтобы без беспорядков и членовредительства обошлось. Картину происходившего в те годы могло бы объяснить дело о стоянии Зои, которое под грифом «Секретно» все эти годы хранилось в областном ГУВД. Но в 1999 году здание управления сильно горело, и архив документов практически полностью был уничтожен.

ic.pics.livejournal.com

Как отреагировали на чудо официальные власти, учитывая, что в Советском Союзе в то время был рассвет атеистических настроений? Была легенда, что в Куйбышев лично приезжал Никита Хрущев, но документальных свидетельств этому нет. В партии отреагировали на весть о чуде злорадно: в КПСС решили, что все эти слухи - провокация, специально подготовленная к областному съезду партии, который должен был скоро случиться. По решению как раз этой партконференции в городской газете «Волжская коммуна» (которая существует, кстати, по сей день) был опубликован фельетон редактора Страхова «Дикий случай», высмеивающий шумиху вокруг якобы случившегося.

vkonline.ru

На самой конференции первый секретарь ОК КПСС Михаил Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос:

Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…

В партии было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но-атеистических лекций - это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Сохранились документы, свидетельствующие, что в Страстную неделю город будто вымер, все сидели по домам. А накануне Пасхи ни один житель Куйбышева не явился в клуб «Победа» смотреть кино.

azbyka.ru

Так чем же всё-таки закончилась эта истории? По одной из версий, к Зое, которая на тот момент простояла с иконой в руках уже как 128 дней, под Пасху явился некий «иеромонах Серафим», который освятил комнату и отслужил молебен, а потом снял-таки из рук девицы икону. Зоя же без сил опустилась на стул и долго не могла прийти в себя. Однако и тут все неоднозначно. В то время были широко известны два священнослужителя по имени Серафим. Первый - это Серафим Тяпочкин, архимандрит Русской православной церкви, настоятель Свято-Николаевского храма в посёлке Ракитное Белгородской области.

pravpochta.com

Второй - тогдашний настоятель Петропавловской церкви города Куйбышева Серафим Полоз, который вскоре после описанных событий был осужден за мужеложство - довольно распространенная в те времена статья, с помощью которой расправлялись с неугодными священнослужителями.

blagovest.cofe.ru

Верующих людей также устраивает еще одна версия счастливого исхода этой истории. Согласно народному преданию, Зоя ожила после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова пришел и снова получил отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. Милиционеры якобы слышали, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, но когда его хватились, найти не смогли. Зоя потом ожила и указала на икону: «Он в передний угол ушел».

Что с Зоей Карнауховой было дальше - никто не знает. О дальнейшей ее судьбе рассказывают всякое. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

И вроде бы о той таинственной Зое даже немного подзабыли (за исключением туристов со всего мира, которые регулярно приезжали поглазеть на знаменитый дом), как 12 мая 2014 года здание внезапно сгорело. Местные, по традиции, разделились на два лагеря: одни видят в этом роковой знак и ждут других несчастий, другие же уверены, что дом в историческом центре города сгорел неслучайно и, скорее всего, это дело рук какой-то местной строительной фирмы, которая уже спроектировала в этом районе очередную новостройку.

  • Медики объясняют феномен Зоиного стояния просто: у девушки, по всей видимости, были расстройства психики, и во время танца с ней случился очередной припадок. Кататоническая шизофрения отличается двигательными нарушениями - в частности, при данной форме заболевания может развиваться кататонический ступор, то есть человек буквально может застыть на месте. Но чаще это случается в положении лежа.
  • Подобный случай описан в книге Георгия Гурджиева «Встречи с замечательными людьми». Гурджиев рассказывал там историю, как он видел во время путешествия в какой-то стране обряд колдунов-чёрных магов: одного человека помещали в круг, заранее очерченный, и совершали над ним ритуальные, магические действия: после этого человек не мог самостоятельно выбраться из него. Лишь двое-трое физически крепких мужчин могли вынести этого человека за пределы круга, но в таком случае у него открывалась рвота и начинались конвульсии. Так продолжалось до тех пор, пока человека не затаскивали обратно. Гурджиев описывал, что складывалось впечатление, что какая-то исполинская сила, как магнит, удерживала человека.
  • В мировом искусстве также много параллелей с историей Зои: от гомеровской Медузы Горгоны, одним взглядом превращавшей человека в камень, до «Спящей красавицы» Шарля Перро.
  • В 2009 году режиссер Александр Прошкин снял фильм «Чудо» по мотивам предания о Зое. Главную роль - репортера Николая - играет актер Константин Хабенский.
  • В Самаре поговаривают, что тот самый Николай, которого Зоя не дождалась в тот вечер, кончил плохо: стал преступником и всю жизнь провел в тюрьмах.

В старину на Кавказе новорожденному мальчику дарили кинжал. Подрастающих ребят учили обращаться оружием, использовать для обороны и нападения. Мужчина не должен был с ним расставаться, в любой момент он должен был готов отстоять сою честь и честь своей семьи. Во все времена кавказский кинжал был символом силы, мужества и достоинства.

Изготовление кавказского кинжала процесс сложный и трудоемкий. В древние времена традиционно клинки изготавливались из трех видов стали:

  • альхана – самая крепкая сталь клинка, из нее делалась подложка;
  • дугалала – самая мягкая сталь для изготовления основной части;
  • антушка – специальная прочная сталь, из которой изготавливалось лезвие клинка.

Все три металла складывались бутербродом и раскалялись, после чего долгая работа на наковальне рождала новый клинок. Его шлифовали, обтачивали, прокаливали и закаливали, после чего оставалось изготовить рукоять и ножны.

Рукояти и ножны для кавказских кинжалов

Рукоять изготавливалась из моржовой кости или рога. Всадная рукоять из цельного рога или кости крепилась несколькими заклепками к хвостику клинка. Накладная – из двух пластин рога или кости, которые накладывались на хвостик с двух сторон и соединялись шайбами и клепками. Украшалась рукоятки накладными металлическими элементами.

Были так же распространены металлические рукояти. Они также могли быть составными из нескольких элементов – накладки, шайбы, заклепки и цельнометаллические – из металлического основания и нескольких заклепок, для прикрепления рукояти к полосе клинка.

Чтобы не тупилось лезвие, ножны вырезали из дерева, а снаружи обтягивали кожей, которую так же, как и рукоять украшали металлическими накладками. Ножны, как правило, изготавливались с учетом возможности крепления к поясу, как справа, так и слева. Во-первых, с учетом правша человек или левша, а во-вторых, многие богатые люди могли позволить себе носить два клинка, для демонстрации своего достатка, и по желанию менять их местами.

Существует два основных вида клинков. Это Кама и Бебут – , различие их в форме клинка.

Кама

Кама – прямой боевой кинжал. У него лезвия расположены параллельно друг другу. К краю резко сужаются и переходят в острие. Посередине выступает своеобразное ребро жесткости, по бокам от него две бороздки – долы, предназначены для уменьшения общего веса изделия. Тем не менее, это лишь стандартная форма, многие экземпляры имели другую форму, например два ребра жесткости и три дола, три ребра жесткости и четыре дола или одно ребро жесткости и один дол, смещенный от центра.

Оба лезвия одинаково заточенные. Основное назначение данного вида холодного оружия – нанесение колющих ударов, поэтому его режущие свойства несколько преувеличены теми, кто говорит о том, что они остры, как бритва. А попытки современных умельцев исправить «ошибки» и заточить лезвие приводят лишь к порче оружия.

Размеры кавказского кинжала влияют на его режущие и рубящие свойства. При сохранении идеальных колющих свойств, клинки могут быть более или менее приспособлены к другим видам ударов.

  • Малый 25-30 см. – не предназначен для нанесения рубящих ударов.
  • Средний 33-40 см. – самая универсальная модель, которая одинаково может использоваться как для режущих, так и для рубящих ударов.
  • Большой 45-60 см. — не предназначен для нанесения режущих ударов.

Кроме того у каждого народа существуют свои особенности клинков кавказских кинжалов:

  1. Азербайджанские – имели богатый орнамент, как на самом оружии, так и на рукояти и ножнах. Это арки, завитушки веток, стилизованные листья.
  2. Армянские – отличаются вытянутой головкой рукояти.
  3. Грузинские – как правило, более широкие и короткие. Это самые мощные из кавказских клинков.
  4. Дагестанские – считаются самыми лучшими. У них, как и у армянских, вытянутая головка рукояти. Они изящны и отлично выполнены.

Бебут

Бебут – боевой кинжал с изогнутым лезвием. У него только выгнутая сторона затачивалась остро.

Стоит отметить, что среди старинного оружия встречается довольно редко, в отличие от Кама. И те редкие образцы, которые можно проанализировать, принадлежали богатому сословию. Их не использовали ежедневного, а лишь как атрибут – признак богатства.

Широкое же распространение они получили в первую мировую войну. Русская армия оснастила ими артиллеристов и пулеметчиков. Дело в том, что этот вид холодного оружия обладал отличными рубящими свойствами. Он стал хорошей заменой армейскому тесаку, исполняя роль колющего оружия и шанцевого инструмента. Ведь вся артиллерия передвигалась с помощью лошадей, и у людей была постоянная потребность в универсальном подручном приспособлении.

Несмотря на то, что как правило, кавказские кинжалы не были заточены как бритва, существуют некоторые очень дорогие, эксклюзивные экземпляры, которые имели действительно сверхкачества. Это оружие из сварного булата или дамаска, которые имели особые технологии изготовления, были очень прочными и острыми. Изготавливались только по индивидуальным заказам несколькими мастерами и имели очень высокую стоимость.

С клинками у кавказских народов связано множество интересных традиций, обычаев и поверий. Они прочно вошли в культуру и стали неотъемлемым образом кавказского мужчины.

Давно прошли те времена, когда кавказский кинжал был важным атрибутом мужского гардероба на Кавказе. Горцы с большой любовью относились к кинжалам, воспевали его в песнях и стихах. Не зря Расул Гамзатов наставлял: «Кинжал в руках глупца - нетерпелив. В руках у мудреца - нетороплив» .

Много традиций и обычаев на Кавказе связаны с ношением либо применением кинжала. К примеру, на свадьбах джигиты танцевали лезгинку возле своих избранниц, держа при этом в зубах свои клинки. Конечно же, уже не встретить на улице человека с кинжалом на поясе. Тем не менее, в последние годы популярность его растет. Связано это с тем, что широкую известность в России получили кавказские хореографические ансамбли. Практически все танцы народов Северного Кавказа исполняются с кинжалом на поясе.

Но самой главной причиной возрождения интереса к кавказскому холодному оружию стало то, что люди начали ценить настоящее народное творчество, больше интересуются историей и традициями, и хотят дарить своим родным и близким действительно ценный подарок!

Где на Северном Кавказе изготавливают самые лучшие кинжалы?

В последние годы на волне спроса кинжалы стали клепать чуть ли не в каждом ауле. Это не могло не сказаться на качестве изделий, что подрывает авторитет кавказских оружейников. Радует и то, что люди становятся сведущими в вопросах выбора клинка.

Центром оружейного дела на Кавказе всегда был знаменитый город Кизляр. Местные мастера-оружейники известны на весь мир своими невообразимыми по красоте и крепости стали изделиями. Знаменитые на весь мир бренд ножей Кизляр именно оттуда. Ниже Вы узнаете, какие виды кинжалов изготавливают кизлярские мастера, на что нужно обратить внимание в первую очередь при выборе кинжала, и как правильно ухаживать за ним.

Как правильно выбрать кавказский кинжал для подарка?

Кинжал - очень ценный и значимый подарок для уважаемого человека. Важно тщательно подойти к его выбору, но для этого нужно знать основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при выборе кинжала.

В первую очередь , нужно определиться, какое именно изделие вы хотите подарить - сувенирное либо настоящее. Здесь все зависит от того, как будет использовать его человек, которому вы хотите подарить кинжал. Одно дело, если он просто повесит изделие на стену, либо поставит на полку и будет любоваться, другое - начнет рубить им дрова.

В первом случае вполне можно обойтись сувенирным кинжалом, во втором понадобится настоящий клинок. Только нужно учесть одну важную деталь: настоящий клинок подпадает под понятие «холодное оружие». И все, что связано с его ношением, хранением и применением определяется Федеральным законом «Об оружии» №150-ФЗ от 13 декабря 1996 года.

Если хотите подарить настоящий клинок, то обязательно вначале ознакомьтесь с требованиями вышеназванного закона. А мы с вами разберемся, как правильно выбрать кавказский сувенирный кинжал для подарка. Открою небольшой секрет: у хороших мастеров очень сложно найти грань между сувенирным и настоящим кинжалом.

Поэтому, если хотите подарить кинжал либо приобрести себе, то лучше остановиться на сувенирном варианте. Во-первых, проблем с законом никаких не будет; во-вторых, совсем несложно из сувенирного кинжала сделать боевой (при желании и определенной сноровке).

Выбирая кинжал в подарок, нужно обратить пристальное внимание на следующие аспекты:

  • Наличие лицензии и паспорта на изделие.
  • Сталь, которая применена для изготовления клинка и ножен.
  • Дизайн и параметры кинжала.
  • Чистота и аккуратность работы мастера.

Остановимся подробнее на каждом аспекте…

Обязательно требуйте предъявлять лицензию на изделие у продавца. Неважно, где и у кого вы покупаете: в обычном магазине либо в интернет-магазине. Конечно же, продавец не обязан вам давать саму лицензию (он должен только предъявить ее), но мы всем клиентам, купившим у нас кавказский кинжал , к сопроводительным документам в заказе прикладываем копии лицензий.

Кроме лицензии, каждый кинжал в обязательно порядке должен иметь паспорт, в котором указывается ГОСТ, размеры изделия, организация-изготовитель, печать производителя, дата изготовления и прочая информация.

Вывод №1 - всегда и везде требуйте показать Вам лицензию на изделия, а вместе с кинжалом вам ОБЯЗАНЫ выдать паспорт на него.

Следующий важный аспект - сталь клинка и ножен. Для изготовления самого клинка применяется одна сталь, а для ножен - другая. Помните, что этот аспект - самый сложный для проверки. Все выявится со временем в процессе эксплуатации.

В изготовлении ножен и рукояток кинжалов применяют два основных металла - мельхиор и латунь. И первый, и второй имеет свои плюсы и минусы. К примеру, латунь со временем может начать темнеть, поэтому придется раз в год протирать ножны специальным блескообразующим средством. Мельхиор в этом отношении устойчивее, но он больше подвержен коррозии.

Пример латунных ножен и рукоятки:

Пример мельхиоровых ножен и рукоятки:

Клинок - главный элемент кавказского кинжала. От его твердости зависит долговечность всего изделия. К сожалению, некоторые производители, пользуясь неосведомленностью клиентов, не всегда добросовестно относятся к выбору стали для изготовления клинка.

Во всех наших кинжалах использована сталь 65Х13, обзор которой вы можете прочитать в блоге, обладающая отличной коррозийной стойкостью и режущей способностью, очень легко затачивается. Основное применение данной стали - медицинская промышленность (скальпели, ножницы и другие медицинские инструменты). Кроме того, согласно ГОСТу, данная маркировка стали применяется при изготовлении кухонных ножей и пил в деревообрабатывающей промышленности.

Важно : не забывайте обслуживать клинок, дабы не допустить коррозию. Раз-два в год нужно протирать его маслом и тогда будет он служить вам долго и верно.

Кинжал Кама

Кинжал Кама (абх. аҟама, кабард.-черк. къамэ, карач.-балк. къама) - холодное оружие, кинжал, использовавшийся у народов Кавказа, Закавказья и Ближнего Востока. Название кинжала пришло из тюркских языков.

Клинок длинный (30-50 см), прямой, обоюдоострый. Вдоль клинка по центру идёт узкий дол, причём долы с разных сторон клинка могут располагаться асимметрично относительно друг друга. Сечение клинка - линзовидное. Клинок плавно сужается к острию. Рукоять узкая, без крестовины, с массивным навершием.

Кинжал носится в ножнах на поясе и на шее. Несмотря на хорошее проникающее действие, применяется в первую очередь как рубяще-режущее оружие. По причине малого веса клинка и смещённого к рукояти центра тяжести в качестве рубящего оружия малоэффективен. Является развитием линии колющего оружия.

  • азербайджанский клинок имеет отличительной особенностью разнообразные рисунки (орнаменты). Орнаменты могут быть нарисованы на клинке или на приборе. В этом орнаменте используются растительные, несколько геометризированные элементы, а также мотивы мусульманского орнамента: арки, извивающиеся ветки с редко расположенными стилизованными листками. Кроме того, сюда же вносятся переработанные элементы своеобразного широко распространенного в азербайджанском прикладном искусстве прорезного орнамента.
  • армянский - черен кинжала имеет головку вытянутой формы, что придает ему форму восточной арки. Детали, из которого изготовлен кинжал, делают из стали, а затем украшают фестонами в форме тюльпанов. Удлиненные головки рукоятей дополнительно видоизменяются путём вытягивания вверх их вершины, чем сильно напоминают восточную арку, а с боков головки делаются несколько углубленные вырезы - перехваты. Шляпки загвоздок имеют конусообразную, слегка выпуклую с боков форму; в других случаях - высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые. Прокладки под шляпками загвоздок имеют также характерную ромбовиднуюформу. На ножнах устье, соединенное с обоймицей, и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями, обрезанными наподобие восточной арки. Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестончиками в форме тюльпанов. Детали прибора армянских кинжалов изготовляются в основном из стали и украшаются крупным стилизованным растительным орнаментом, нередко сочетающимся со стилизованными же армянскими надписями, исполненными золотой или серебряной таушировкой. Эти драгоценные металлы часто употребляются одновременно. У другой группы армянских кинжалов металлические детали прибора сплошь украшены мелким стилизованным растительным орнаментом, исполненным золотой или серебряной таушировкой.
  • грузинский вариант обладает коротким и широким клинком, переклад у кинжала серебристый или металлический, помимо этого на нём (в частности, на его рукояти) встречаются шляпки с краями, вырезанными в форме лепестков цветка. Грузинские кинжалы украшают различными фигурными прорезями с просечками из драгоценных металлов таких как золото или серебро. клинки у них довольно короткие, клиновидной формы, рукояти имеют обычную (общекавказскую) небольшую полуовальную головку. Кроме того, на рукоятях часто встречаются низкие полусферические шляпки загвоздок с круглыми прокладками под ними, с краями, вырезанными в форме лепестков цветка, а на ножнах большое устье с обоймицей и наконечник с треугольными выступами, нередко соединенными между собой тройными фигурными полосками того же металла, пространство между которыми оклеивается кожей. Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками и у пятки фигурными сквозными прорезями, обрамленными золотой или серебряной насечкой. Серебряный оклад рукоятей и ножен художественно украшен сплошным крупным растительным или цветочным орнаментом, исполненным чернью с гравировкой, нередко с позолотой и канфарением.
  • дагестанский кинжал имеет очень вытянутую головку черенка. В этом он схож с армянскими кинжалами. Кинжалы, созданные мастерами из Дагестана всегда считались и считаются самыми лучшими на Кавказе. Высоко ценят их и за пределами Дагестана как по изяществу самой конструкции, так и по исключительно выдающемуся мастерству и художественному исполнению.
  • кубачинские кинжалы имеют исключительно благоприятное соотношение длины клинка с его шириной и с размерами рукояти. Помимо тонкого расчета размеров, эти кинжалы имеют некоторые отличительные особенности и в деталях: так, клинки их обычно изготовляются по лезгинскому образцу - однодольные, когда глубокий долс правой стороны расположен несколько выше, чем дол на левой стороне. Такая конструкция обеспечивает наибольшую жесткость клинка и делает его наиболее легким. В долах, когда их делается по нескольку с каждой стороны, часто травлением наносится узор, напоминающий рисунок сварочной стали. На клинках лезгинского типа пространство между долами и лезвиями подвергается воронению в виде широких полос. Головки рукоятей кинжалов делают значительно удлиненными, несколько сужающимися к их закругленному верху или же повторяют форму головки так называемого казенного образца, принятого на русских казачьих, в особенности уставных, кинжалы пулеметных команд и артиллерийских бебутах. Металлические шляпки загвоздок на составных рукоятях делаются небольшими конусообразными или в виде многогранных пирамидок, иногда эти пирамидки изготовляются с несколько вдавленными ребрами. При этом в Дагестане вообще не принято устраивать под шляпкой дополнительные прокладки. Нижняя часть рукояти, её головка, а также шляпки загвоздок оковываются металлом. Металлический прибор ножен (устье с обоймицей и наконечник), а также часто применяемая сплошная металлическая оковка рукоятей и ножен, сочетающаяся иногда с костяными вставками, обычно украшаются мелким стилизованным растительно-цветочным орнаментом, создававшимся в течение многих столетий златокузнецами Дагестана. Это те же самые четыре типа орнамента тутта, мархарай, москов-накыш и сита, которые используются в Кубачах и при украшении деталей прибора или оклада оружия с длинным клинком. Причем и здесь первые два орнамента употребляются особенно широко. Техника украшения аналогична технике украшения кубачинского оружия с длинным клинком.
  • лезгинский кинжал - разновидность дагестанского кинжала. На каждой голомени имеется по одному несимметрично расположенному долу.
  • хевсурская разновидность грузинского кинжала, но с латунным прикладом имеет обычную грузинскую форму или же изготовляются по общекавказскому типу, сильно приближенному к грузинской форме. Детали прибора рукоятей и ножей изготовляются из латуни или железа, украшенного простейшим орнаментом, исполненным медной насечкой.