Комплексное занятие в старшей группе «Проказы матушки-зимы. Конспект занятия на тему: «Зима» в старшей группе

Тема. «Здравствуй, матушка-зима».

Цель: создание условий для закрепления представлений детей старшего дошкольного возраста о зиме как о времени года.
Задачи:
расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;
формировать познавательный интерес к миру природы через экспериментальную деятельность, постановку проблемной ситуации;
развивать умение видеть красоту окружающего мира.

Предварительная работа
Разучивание стихов и народных примет о зиме, разгадывание загадок по зимней тематике.
Дидактические игры:
«Бывает - не бывает», «Когда это бывает?», «Это правда или нет?», «Какое время года?»
Создание ситуации интриги.
Утром в группу воспитатель вносит «волшебный» сундучок, ставит на видное место, чтобы дети его могли заметить. Воспитатель не разрешает детям сундучок открывать, не разрешает заглядывать в него, потому что сундучок чужой, а чужое трогать нельзя. В течение утреннего отрезка времени кто бы ни входил в группу воспитатель и дети задают входящим вопрос: «Это ваш сундучок?» Интрига сохраняется до начала НОД. И только, когда начнется непосредственно образовательная деятельность, ребята узнают, кто хозяин сундучка.
Материал.
«Волшебный» сундучок, обезьянка Чита, ведерко со снегом, тарелочки для эксперимента со снегом, салфетки для рук, снежинки, силуэты картинок зимующих птиц на нитке, карточки с содержанием народных примет, загадки, формочки для замораживания льда, пластиковые бутылки под воду, цветная гуашь, костюм матушки-зимы.Организационный момент. Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Бывает – не бывает», «Что сначала, что потом» до прихода гостей.

Психологический настрой.

Воспитатель.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить,
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
- Ребята, я думаю, что нам удастся найти хозяина сундучка. Давайте спросим о нем у наших гостей.
Дети входят в группу, здороваются, спрашивают о сундучке.

Основная часть.

Воспитатель: - Снова не нашли хозяина. Ну, ничего. Давайте еще раз рассмотрим находку (подходят к сундучку, рассматривают). Ребята, посмотрите, сундучок украшен снежинками. Как вы думаете, чей же он? А какое сейчас время года? Может быть, сама зима его потеряла?
Приходит в шубке белой
Красавица-зима,
Ступает королевой,
На шапке – бахрома.
Снежинками украшен
Сверкающий наряд,
Платком она помашет -
Снежинки полетят.
Воспитатель: - Ребята, кажется, к нам еще кто-то пришел. Присядьте на стульчики и посидите тихонько, а я посмотрю (дети садятся на стульчики, дальше обсуждение проходит в форме «круглого стола»).
(Воспитатель выходит из группы, возвращается в накидке зимы).
Матушка-зима:
Здравствуйте, ребятки.
Всё у вас в порядке?
Угадайте-ка кто я?
Правильно. Я Матушка – зима, слышала, сейчас мое время года. Пролетая над вашим городом, украшая его серебром,
Сундучок я потеряла,
В нем «секреты» собирала.
Серебристый, небольшой,
Может, видели такой?
Без него мои чудеса никак не происходят. Вы его не видели? Да, это он. Я так рада, что он нашелся. Спасибо, ребята, что сохранили сундучок.
Сегодня пришла я к вам не одна. Со мной обезьянка Чита, символ Нового года. Прилетела Чита к нам из жарких стран, чтобы остаться здесь на весь год.
Но сколько ни кутаю я Читу в свой плащ, она мерзнет все больше. Почему – не пойму. Как вы думаете? (Она жительница жаркого климата, ей нужно одеться теплее).
Правильно, потому что сейчас зима, очень холодно на улице.
Ребята, а Чита ничего о зиме не знает, что же делать? Вот, милая Чита, ребята тебе все о зиме и расскажут. И ты с удовольствием проведешь зиму вместе с ними. А поможет вам мой волшебный сундучок.
Матушка-Зима:
Загадаю вам загадку,
На нее я жду разгадку.
1 секрет.
Эксперимент со снегом.

Загадка.
На дворе горой, а в избе водой.
(Снег)
Правильно, ребята. А как вы думаете, что такое снег? (Снег- это замерзшие кристаллики воды)
Какой он? (Белый, серебристый, холодный).
Зачем он нужен? (Он укрывает землю от мороза, чтобы не вымерзли корни растений).
Что мы делаем со снегом зимой? (Мы делаем из него снежные горки, различные постройки для игр, украшаем снежными фигурками участок).
Почему на улице он не тает? (Потому что на улице холодно, а на холоде снег не тает).
Давайте посмотрим, что нам сундучок приготовил.
Время ключик повернуть,
И вовнутрь заглянуть.
(Достаю из сундучка ведерко со снегом)
Что это в ведерке? (Правильно, дети). Чита, смотри, это снег. Не бывает у нас зимы без снега. Давайте посмотрим снег и Чите дадим потрогать.
Какой снег по цвету? (белый).
Скажите, какой он на ощупь? (холодный, колючий).
Как вы думаете, из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок, очень маленьких, а колючий, потому что лучики у него колкие, острые).
Что в тепле станет со снегом? (Растает).
Ребята, а Чита не верит, что снег в тепле тает. Что делать? (Нужно показать ей). Правильно. Ребята, я предлагаю вам подойти со мной к столикам. (Подходят, встают у столиков) Давайте разложим снег в тарелочки и оставим на время,а потом посмотрим, что с ним произойдет. Берите из ведерка ручками снег, кладите в тарелочки (дети раскладывают снег в тарелочки). Вот молодцы! Пусть снег полежит, мы его на время оставим. Ух, холодный, даже пальчики замерзли!
Давайте вытрем ручки о салфетки и погреем пальчики (отходят от стола и встают в круг).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы во двор пошли гулять («гуляют» пальчиками в воздухе)
Бабу снежную лепили («лепят» снежок),
Птичек крошками кормили («сыплют крошки»),
С горки весело катались (скользят ладонями по коленям),
А еще в снегу валялись (переворачивают ладони).
А потом домой пришли (пальчики «идут»),
Съели суп («хлебают ложкой»)
И спать легли (кладут сложенные ладони под щеку).
(Трогаю пальчики детей). Совсем горячие ручки стали! Не заморозила я вас. Что же еще интересного в сундучке припрятано, вам узнать хочется? Тогда идите со мной. (Идут, садятся на стульчики)
Матушка-зима:
-Ребята, из чего же снег состоит? (Из мелких снежинок) Правильно, из снежинок.
Я - царица холодов.
Из моих из рукавов
Я снежинки выпускаю,
Землю снегом покрываю.
Ребята, как вы думаете, снежинки одинаковые или разные? (Разные).
А что же нам сундучок покажет? Давайте посмотрим!
Секрет 2.
(Педагог достает конверты со снежинками, раздает детям).
Что это такое с ними? (рассыпались). Почему? (Наверное, сломались). Знаете, почему?
Когда трескучий Мороз сердито стукнет своим волшебным посохом по земле, снежинки становятся хрупкими: «Хруп – хруп!» - слышится под ногами. Это мнутся и ломаются лучики снежинок. (Показываю лучики)Так хотелось показать Чите снежинки. Что же теперь с ними делать? (Сложить можно)
Правильно, давайте попробуем украсить снежинками нашу поляну. (дети проходят на ковер, собирают снежинки). Вы сейчас сложите снежинки из частей, и мы увидим, насколько они разные и красивые.
(После того, как дети соберут снежинки, проводим рассматривание их).
Посмотрите на снежинки и скажите: одинаковые они по форме? (разные)
Посмотри, Чита, две абсолютно одинаковые снежинки найти невозможно. Одни снежинки похожи на звездочки, другие – на ледяные иголки.
Когда их много падает с неба, то говорят, что идет (снегопад).
И вы, мои снежинки,
Белоснежные пушинки,
Всех вас вместе собрала,
И с собою увела.
(Дети садятся на стулья).
Матушка-зима:
- Ребята, а что за шум слышится из сундучка? Давайте послушаем. Слышите? (Прислушиваются)
Секрет 3.
Посмотрим, кто же тут? (педагог достает из сундука маленьких птиц)
Ребята, так это помощники мои расшумелись. Это не просто птицы, это, ребята, птицы – вестники зимы. Каждая птичка хочет рассказать о том, что зимой бывает. А вы ее послушайте и помогите (педагог раздает по одной птичке ребенку). Ребята, пусть каждый из вас скажет, какие изменения зимой происходят. После этого птичку поместите на ветку дерева. (Начинает педагог). Я начну, а вы послушайте:
Матушка-зима:
- Моя птичка говорит, что зимой реки замерзают и покрываются льдом…
(Дети по очереди продолжают называть признаки зимы, размещают птичку на дереве и садятся на стульчик)
Смотрите, дети, Чита, каким красивым стало дерево, оно словно ожило. Да и птичкам на воле веселее, чем в моем тесном сундучке.
Милая Чита, а еще наши ребята очень наблюдательны и знают приметы зимы. Они тебе сейчас их расскажут и скажут, какой секрет я спрятала в приметах. (По приметам можно узнать, какая погода будет).
Снежный буран предвещает мороз ночью.
Если ночью иней - днем снега не выпадет.
Лед сильно трещит - будет мороз.
Снежные хлопья крупные - будет оттепель.
Кольцо вокруг солнца - к ненастью.
Сильно блестят зимою звезды - к морозу.
Воробьи дружно чирикают - к теплу.
Кошка на печи - к стуже; кошка на полу - к теплу.
Снегирь под окном зимой чирикает - к оттепели.
Матушка-зима:
-Молодцы, не ошиблась я в вас. Все Чите рассказали о моем времени года, о зиме. Теперь я могу смело оставить с вами Читу, знаю, вы о ней сможете позаботиться.
- Ребята, я думаю, что пришло время Чите показать, что же случилось со снегом. Кто хочет посмотреть?
(идет рассматривание, краткое обсуждение, почему снег растаял).
Ребята, что в тарелочках у вас? (вода).
А что в тарелочки вы клали? (снег).
Почему же вместо снега теперь в тарелочках оказалась вода? (снег в тепле растаял).
А где снег не тает? (на морозе).
Видишь, Чита, как правы были ребята, когда говорили тебе, что снег в тепле растает. Ты верь им, Чита, и во всем слушайся, ребята тебе еще расскажут о том, как можно весело играть со снегом.
Ох, ребята, жарко мне у вас. Вы садитесь на стульчики, я выйду подышать свежим воздухом.
(Матушка-зима уходит, возвращается воспитатель без накидки).

Заключительная часть.

Воспитатель:
-Ребята, я сейчас матушку-зиму встретила. Она у вас в гостях была? А зачем приходила матушка-зима? (Сундучок искала, Читу принесла)
А вы узнали, что в сундучке было? Зачем вы выполняли задания из волшебного сундучка? Какое задание было самое интересное?
Я так рада за вас: вы очень старательные и добрые - Чите рассказали про нашу снежную зиму, и я уверена в том, что ей с вами не будет скучно. Ребята, матушка – зима на прощание передала для вас вот эти формочки для ледяных фигурок и бутылочки под воду. Если мы сделаем цветную воду, зальем в формочки и заморозим, то получатся цветные льдинки, ими можно украсить наш участок. Но сначала нужно навести порядок в группе. Кто мне поможет?

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года.

Задачи:

  1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.
  2. Познавательное развитие: закрепление знания о временах года, систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.
  3. Речевое развитие: учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию.
  4. Художественно-эстетическое развитие : развивать творческие способности детей, воображение, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
  5. Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук

Активизация словаря: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила.

Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.

Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы зимой. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с зимними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы.

Материалы: иллюстрации о зиме, массажный мяч, листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки.

Технологическая карта

Этапы НОД

Действия педагога

Действия воспитанников

Организационный момент

Сюрпризный момент-включение мелодии П.И.Чайковского «Времена года», чтение под музыку стихотворения.

Слушание детьми мелодии и стихотворения

Включение в игровую ситуацию, опыт со снегом.

Предложить рассказать стихи о зиме, внесение снега, опыт со снегом.

Рассказывание стихов, участие детей в опыте со снегом.

Игра «Подбери нужное слово» (словарная работа»

Предлагает поиграть в мяч и ответить на вопросы.

Отвечают на вопросы, выполняют действия с мячом.

Беседа: «Животные, птицы и деревья зимой»

Задаёт вопросы по теме.

Слушают педагога, отвечают на вопросы

Игра «Зимние забавы»

Включает быструю музыку и просит поиграть в зимние забавы (имитация движений)

Выполнение задуманных движений под весёлую музыку

Творческая работа детей с раздаточным материалом

Просит детей сесть на свои места и нарисовать картину о зиме, способы рисования на выбор.

Выбирают раздаточный материал и выполняют работу по желанию

Оценка деятельности детей в течении НОД

Комментирует оценку деятельности воспитанников.

Делятся впечатлениями

Ход занятия:

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель включает мелодию из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Читает стихотворение И. Никитина «Ветрена зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Продолжает ребёнок.

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. С. Пушкин

— Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме.

Кто скажет, сколько месяцев длится зима?

Назовите эти месяцы и расскажите о них стихами С.Я. Маршака. (Декабрь рассказывают двое детей. Январь и февраль - по одному ребенку.)

В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? — Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т.д. Внесение снега в группу. Опыт со снегом.А как вы думаете, что, произойдет со снегом, оставив, его здесь? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, поиграем в мяч «Подбери нужное слово» (с помощью массажного мяча воспитатель выбирает ребенка, который будет отвечать)

Какие ещё явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.

Тропинки запорошило - это как вы понимаете? - Занесло снегом. «Пороша», «запорошило» - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? — Снежная, вьюжная, морозная, холодная и т. д.

Прочтите стихотворение Е.Трутневой «Первый снег».

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.

Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем они питаются, кто им помогает выжить зимой. Заслушивается 2-3 рассказа. А насекомые куда подевались? О них рассказывает один ребенок со специально подготовленным рассказом.

«Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею тихо, непробудно».

— Какие деревья в лесу зимой? - Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.

Воспитатель. Кто расскажет стихотворение И. Сурикова «Зима»? Один из детей читает по желанию.

— Какой самый веселый праздник зимой? - Новый год. Праздник елки.

Что вам больше всего понравилось на празднике? Заслушивается 2-3 рассказа с дополнениями.

— Кто прочтет стихотворение Е. Трутневой «Елка»?

А какие у вас забавы да игры зимой?

Ответы детей: Катаемся на санках, лыжах, коньках. Лепим снежную бабу, играем в снежки и др.

— Представьте, что мы уже на улице. (Включает быструю музыку, предлагает детям поиграть и покататься - имитация движений: катание на коньках, лыжах и др.)

Каким праздником мы проводим зиму? - Веселой Масленицей.

Вспомните, как это было в прошлом году? (1-2 ребенка рассказывают, а другие дополняют). Замечательно, что вы не только вспомнили, но и сумели рассказать об этом народном празднике.

Народ сложил о зиме пословицы. Вспомните их.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Береги нос в большой мороз!

Солнце на лето, зима на мороз!

— А приметы?

Дым столбом - к морозу.

Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Кошка в печурку - стужа во двор.

— Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.

Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)

Не зверь, а воет. (Ветер)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

— Я предлагаю вам нарисовать картину о зиме, а в помощь вам даётся на выбор листы бумаги, карандаши, восковые мелки, краски.

Итог занятия.

Расскажите, какую зиму вы нарисовали. Рассказы детей по своим рисункам. Оцениваются работы детей.

Выставка детских работ.

Взаимодействие с родителями:

Посоветовать родителям сходить на прогулку в зимний лес.

Попросить родителей принести фото зимних пейзажей.

«Проказы матушки – зимы»

(конспект занятия в старшей группе)

Организация: МБОУ СШ № 81

Населенный пункт: г.Красноярск

Цель : создание условий для обогащения и закрепления представлений детей о зиме как о

времени года.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать и закреплять представления детей о времени года зима: состояние погоды,

явления природы, состояние растений, особенности образ жизни диких животных и

птиц; зимние развлечения;

Развивающие:

развивать логическое мышление и сообразительность во время отгадывания загадок,

нахождения несоответствий на картине; совершенствовать артистические навыки детей:

мимику, выразительность движений; упражнять в подборе определений и глаголов к

существительному; обогащать словарь;

побуждать детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и

давать необходимые пояснения;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в подгруппах,

договариваться, принимать общее решение.

Оборудование и материалы: снежинки с условными обозначения признаков зимы,

набор карточек зимующих и перелетных птиц, корм для птиц (семена, крошки, семечки,

крупа… и т.п.), кормушка; картины для игры «Что не так»;

Предшествующая работа воспитателя:

написание плана конспекта; изготовление снежинок с условными обозначениями

признаков зимы; подбор карточек «птицы» (зимующие и перелетные), подбор картин

для игры «Что не так»

Предварительная работа с детьми:

экскурсия в парк «Молодежный», целевая прогулка по территории доу, рассматривание

иллюстраций, наблюдение во время прогулки, чтение: «Белая береза» С.Есенин,

И.Демьянов «Снежная баба», С.Михалков «Снег! Снег! Снег!», И.Суриков «Вот моя

деревня», Н.Носов «На горке», Г.Скребицкий «Кто как зимует», «Как заяц зимой

живет», «Как белочка зимует».

Планируемые результаты : умеет поддержать беседу о времени года - зима,

высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения,

использовать выразительные средства: мимику, движения.

Словарная работа:

обогащение словаря: клест.

активизация словаря: зимующие, перелетные, зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Мотивационный этап:

Воспитатель (собирает вокруг себя детей):

– Отгадайте загадку:

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? ...

(Зима)

Какие зимние месяцы вы знаете?

У каждого времени года есть свой цвет, какого цвета зима? Почему?

Основной этап.

Куда мы с вами не посмотрим, всюду лежит снег. А снег какой?

Игровое упражнение «Подбери слово»

(Дети стоят в кругу, по цепочке передают снежок и выполняют задание.)

Подберите к слову снег определения (белый, хрустящий, грязный, блестящий..).

К слову снег подобрать слова действия (летит, хрустит, блестит…)

Из чего состоит снег? (ответы детей)

На деревья и кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые

Только не душистые (снежинка)

(подбрасываю снежинки из картона)

Посмотрите сколько у нас снежинок.

Игра « Оживи снежинку». (На ковре лежат снежинки с условными обозначениями

признаков зимы. Предлагаю детям взять снежинки и «оживить» их – рассказать о

признаках зимы).

А что можно сделать из снега?

Минутка здоровья.

Снежок

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, гладят ладони друг о друга)

И совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)

Раз –подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)

Два –поймаем.

(«ловят», приседают)

Три –уроним

(встают, «роняют»)

И… сломаем!

Пока лепили снежок, руки замерзли. Согрейте руки, подуйте на них, потрите каждый

пальчик (дети садятся на стульчики).

Мы мороза не боимся

И не прячемся в дома,

Мы на санках с горки мчимся

И на лыжах мы с утра.

А почему мы не боимся мороза? (высказывания детей)

Как деревья готовились к зиме (ответы детей)

О ком загадка:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Кто еще спит зимой?

Почему они спят? (нечем питаться зимой)

А как зимует лиса?

Что едят зайцы зимой?

Холодно и голодно зимой в лесу. Трудно приходится лесным жителям.

Жалуются они. «Жалуемся на голод. Все веточки покрылись ледяной корочкой. Лапки

скользят, до насекомых не добраться. Помогите нам. В холод да гололед нам особенно

дорого ваше угощение». Кто мог это сказать? (птицы). Почему так думаете?

Ребята, а вы верите, что в лесу зимой можно найти гнездо с яйцами?). Есть в

природе чудеса. Живет в Сибири маленькая птица, с красивым оперением и

мощным клювом. А имя у этой птицы – клест (показываю картинку клеста). У

клестов появляются птенцы в январе, в самые трескучие морозы.

А чем мы можем помочь птицам?

Игра «Накорми птиц».

Какой корм мы можем положить в кормушку? (предлагаю детям выбирать корм для

птиц и положить его в кормушку: крошки хлеба, семечки, крупу…)

Какие птицы могут прилететь к нашей кормушке? (дети выбирают из всех птиц

только зимующих).

Почему выбрали именно этих птиц?

Зима – это веселое время года. Нам очень нравятся зимние праздники и развлечения. И я

предлагаю вам показать, чем вы зимой любите заниматься

(предлагаю детям разбиться на 2 команды - по желанию).

Игра «Где были – не скажем, а что делали зимой – покажем»

(после игры дети садятся на стульчики)

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (мороз)

Игра «Что не так?»

Мороз рисует очень красиво. Я хочу показать вам картины художника, он старался,

рисовал, но что-то перепутал. Подскажите, какие ошибки он допустил? (показываю

картины, а дети отыскивают ошибки, допущенные художником).

Рефлексия.

О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Одним - зима очень нравится, другие больше любят лето. А

как вы считаете, зима – это

хорошо или плохо?

Игра «Зима – хорошо, зима - плохо» (дети в кругу, передавая по кругу снежинку,

Хорошо, потому что:», «Плохо, потому что:» )

Предварительная работа.

Формировать у детей представление о зиме как сезоне, наиболее не­благоприятном для жизни растений и птиц в природе, их приспособ­ленности к зимнему периоду.

Формировать элементарное понимание зависимости между типичны­ми явлениями зимы, показать связи между живой и неживой природой путем опытно-исследовательской деятельности.

Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в нежи­вой природе, пробудить эстетические впечатления детей, углубить их переживания, связанные с красотой русской зимы.

Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Через общение с природой воспитывать у детей интерес к наблюдени­ям в природе, желание по-доброму относится к ней, сочувствовать птицам и животным. Формировать нравственно-ценный опыт обще­ния с природой, экологической культуры деятельности и поведения.

Способствовать воспитанию социально-активной личности, способ­ной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно отно­ситься к ней.

Активизировать словарь прилагательными: белая, белоснежная, пу­шистая, хрустальная, ледяная, молчаливая, спокойная, знойная, вьюжная, морозная, холодная, блестящая, серебристая, искристая, колкая, лютая, трескучая, заснеженная, заледенелая, задумчивая, скрипучая.

Ввести в словарь детей названия птиц и слова, обозначающие их при­знаки

Формировать осознанную мотивацию по обогащению и активизации словаря существительных и прилагательных.

Воспитывать радость от умения свободно использовать широкий за­пас слов в общении с окружающими и выражении своих мыслей.

Развивать доказательную, связную образную речь.

Ход занятия

Воспитатель: Я собрала вас сегодня в этом зале, потому что у меня есть экстренное сообщение. Случилась беда. Вы знаете, утром я шла в детский сад и около елочки нашла шишку с запиской. Давайте ее прочитаем.

«Я в плену у зимушки-зимы. Помогите. Следуйте по волшебным следам. Боровичок.»

Неужели зима напоследок решила напроказничать? Вы согласны отпра­виться в путь и помочь Боровичку? Но помните, чтобы помочь ему, нужны ум, внимание, смекалка и доброе сердце. Вы такими качествами обладаете? Тогда сложности нам нипочем. А как же мы попадем на экологическую тропинку? Давайте скажем волшебные слова. «Хлоп-хлоп, топ-топ, повернись, покружись и на экологической тропинке окажись!»

Ах, как здесь красиво! Мы на улице и опять оказались на нашей тропин­ке. А где же волшебные следы? Вот они. Давайте пройдем по ним и посмотрим, куда они нас приведут. Посмотрите, на какую остановку привели нас волшеб­ные следы (остановка «Почемучек») Эта остановка нам с лета хорошо знакома, так что можете занимать места на пеньках.

Как вы думаете, что это? (карта-схема экологической тропинки). Борови­чок не случайно оставил свою карту, он успел нанести на ней места остановок с помощью снежинок. Чтобы нам не сбиться с пути, давайте места остановок от­метим у себя на планшете.

Дети с воспитателем выполняют задание на планшете. В дорогу возьмем только один планшет.

Для того чтобы легче и быстрее найти Боровичка составим портрет Зи­мушки и узнаем ее характер. Из предложенных картинок выберите те, которые соответствуют зиме, и правильно расположите их.

Какая Зимушка-зима у вас получилась на портрете? Дети: Белая, белоснежная, пушистая, хрустальная, ледяная, молчаливая, спокойная, знойная, вьюжная, морозная, холодная, блестящая, серебристая, ис­кристая, колкая, лютая, трескучая, заснеженная, заледенелая, задумчивая, скри­пучая.

Воспитатель: Л теперь у вас задание посложнее: вы должны вспомнить

какими образными выражениями охарактеризовали зиму великие русские поэты.

Дети: Волшебница Зима, Матушка Зима, гостья Зима, чародейка, русская

молодка, белоснежная лебедка, белолицая молодецкая зима, величавая зима,

Зимушка зима, Зима Морозовна, Зима Метельевна, Мороз воевода.

Воспитатель: Теперь мы знаем характер Зимушки-зимы, она сказочна, Красива и своенравна, Я вижу вы совсем замерзли, сейчас я вас согрею. Я буду называть приметы зимы и если вдруг ошибусь, и вы услышите, что-нибудь дру­гое, то можно потопать.

Пришла Матушка зима Со снегами сыпучими, С морозами трескучими, С метелями дружными, Уважаемые господа, С шелковой травой, С жемчужной росой. Пришла Матушка-зима С метелями, вьюгами, С белыми снежком, С рыжим грибком.

Пришла Матушка зима И с собою принесла Лыжи и санки, Коньки и мячи, Клюшки и шайбы, Салазки и снежки.

Смотрю, вы уже согрелись, щеки ваши раскраснелись и мы с вами от­правляемся в путь. Посмотрите на планшет и скажите, на какую остановку мы с вами отправимся, (остановка елочка»).

Дети: Здравствуй елочка!

Воспитатель: Мы очень рады опять встречи с тобой. Спасибо, что ты нам сообщила какая беда случилась с нашим Боровичком. Помоги нам найти его (включаются лампочки на елочке).

Воспитатель: Мне кажется, что елочка согласилась, посмотрите, как за­искрились ее иголочки.

Елочка: Дорогие ребята!

Я очень рада встречи с вами - моими защитниками и любителями при­роды. Я вам помогу, если вы ответите на мои вопросы.

Воспитатель: Ребята порадуем елочку и выполним ее задания.

Елочка: (вопрос записан на магнитной записи). Как вы думаете, почему мы елочки остаемся зимой одни зелеными?

Дети: У елочки листочки -острые, колючие иголочки.

Иголочки твердые, кожистые, поэтому им не страшен мороз.

Иголочки покрыты восковым налетом, и они не испаряют влагу, поэтому не замерзают и остаются вечнозелеными.

Елочка; Кто нас елочек может обидеть?

Дети: Очень сильный ветер может поломать ветки у елочки, а молодую даже вырвать с корнем.

Если мало снега, ель ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Чело­век может обидеть елочку - под Новый год, срубив ее.

Жаркое солнце - может высушить иголочки, если летом долго нет дождя.

После обильного снегопада на ветвях ели лежит много снега, которые мо­гут их сломать.

Елочка: Как же вы помогаете елочке перезимовать зиму.

Дети: Мы прикапываем корни елочки снегом.

Во время сильного снегопада аккуратно стряхиваем снег с ее веток. Ле­том окапываем елочку, чтобы лучше влага поступала к ее корням. В засушли­вое лето поливаем елочку.

Воспитатель: Мы с вами прекрасно знаем, что, ухаживая за елочкой круглый год, может вырасти сильное и крепкое дерево. Такой елочке лучше пе­резимовать зиму.

Елочка: Назовите моих соседей, которые растут рядом со мной на тро­пинке? (дети перечисляют деревья). Почему они молчаливы, может, они за­мерзли, и погибли?

Дети: деревья не погибли, Целый год они трудились, а сейчас отдыхают и спят глубоким сном. Зимой замедляется сокодвижение, потому что земля про­мерзает и корни не могут впитывать влагу и питательные вещества.

Воспитатель: Вы правы, действительно, в связи с замедлением сокодви­жения деревья впадают в глубокий сон, потому что зимой нет необходимых ус­ловий для их роста и развития.

Чтобы доказать тебе елочка, что деревья не погибли мы с ребятами провелн эксперимент. После сильного снегопада мы гуляли на тропинке и подняли несколько поломанных веточек.

Посмотрите на эти веточки и скажите, какие они?

Дети: В этих веточках нет жизни. Кажется, как будто они засохли. Они находятся в состоянии покоя.

Воспитатель: Действительно, эти веточки еще находятся в состоянии покоя, они молчаливы, как деревья на экологической тропе.

Сейчас я вам покажу веточки, которые мы поставили в вазу две недели тому назад. Что вы можете о них рассказать? На них появились листочки?

Дети: Они растут и развиваются. Они ожили.

Воспитатель: Почему среди зимы эти веточки распустились? Какой же вывод мы с вами можем сделать, чтобы удивить елочку.

Дети: Деревья зимой не замерзли. Просто на улице нет благоприятных условий для их роста, а чтобы выжить в морозные дни они находятся в состоя­нии покоя.

Воспитатель: Когда они вновь оживут? (весной, когда ярко засветит солнце).

Весной ласково пригреет весеннее солнышко, задышит, оживет земля и проснуться после долгой спячки величавые деревья. Зашелестят своими моло­дыми листочками, и наша елочка сможет с ними переговариваться.

Елочка мы тебя успокоили, выполнили все твои задания, и ты нам помоги найти Боровичка,

Елочка: Спасибо, милые знатоки природы. Возьмите лыжи и следуйте на следующую остановку, может быть там, найдете Боровичка.

Воспитатель: Посмотрите на планшет И скажите, какая следующая оста­новка на нашем пути. («Птичье дерево») Воспользуемся советом елочки И вста­нем на лыжи.

Дети скользят, имитируя движение лыжника. Если солнце печет Хорошо, хорошо. Если дождик идет Хорошо, хорошо. Если холод и снег Будет лыжный пробег. Нам, ребятам всегда хорошо.

Воспитатель: Снимем лыжи, оставим на лыжне, а сами подойдем к птичьему дереву. Какие птицы чаще всего прилетают к нему?

Приглашаю вас сесть на жердочки, как птички и вспомнить о наших вер­ных друзьях - птицах.

Часто к «птичьему дереву» прилетают сороки. Какими прозвищами за их характер и особенности человек наделил сороку?

Часто наши кормушки посещают воробьи, мы наблюдаем за ними. Каки­ми они нам показались?

Вместе с дружными воробьями к кормушкам прилетают и синицы. Что вы можете рассказать о них?

Иногда за нами во время прогулок наблюдают вороны. Какими они вам показались?

Наш рябинник посещают северные гости? Кто они? (снегири, свиристе­ли). Как же человек еще величает свиристелей?

Вы оказались наблюдательными и много зимующих птиц заметили у себя на участке. Я хочу, проверить знаете ли вы их особенности и повадки, поиграв с вами в игру «Закончи предложение».

Синичка маленькая, а ворона - (большая).

У воробья клюв маленький, а у клеста - (крестообразный).

Сорока стрекочет, а ворона - (каркает).

Воробей зимующая птица, а ласточка - (перелетная).

Сова спит днем, а ночью - (охотится).

Снегирь лакомится ягодами рябины, а запасы на зиму делает - (синица).

Без птиц вряд ли возможно представить живую природу, открывающие свои тайны тому, что умеет быть наблюдательным.

Вы мои маленькие следопыты доказали, что вы очень наблюдательны. Какую пользу приносят птицы? (Ответы детей).

Птицы приносят, огромную пользу человеку истребляя вредных насеко­мых. И в тоже время они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой) благодаря яркому оперенью, оригинальной внешности и своеобразному «пению».

Воспитатель: А как еще мы можем помочь птицам?

Дети: На птичьем дереве мы развесили кормушки, и каждый день, выхо­дя на улицу, мы расчищаем их и подсыпаем корм.

Воспитатель: Мои маленькие птенчики, сейчас я вас покормлю. Из предложенного обеда вам нужно выбрать зимний корм и правильно разложить по птичьим кормушкам.

Дидактическая игра «Птичья столовая».

Воспитатель: Трудно приходится птицам, особенно, в конце зимы, когда оставшийся с лета корм почти уже съеден. Мы с вами, обязательно, ребята должны продолжать подкармливать птиц. Они с удовольствием будут приле­тать в птичью столовую.

После птичьего обеда на снегу остаются следы и по ним можно узнать многое, если умеешь читать «белую книгу» зимней тропинки. Попробуем и мы с вами прочитать ее. Может тогда, быстрее найдем Боровичка.

Как вы думаете, кому принадлежат эти следы?

Дети: Эти следы небольшой птицы. Она передвигается прыжками, пото­му что крестики следов расположены рядом.

Воспитатель: Как вы думаете, какой птице может принадлежать эти сле­ды? Тогда рассмотрим эту цепочку следов, что вы можете рассказать о ней.

Дети: Это следы крупной птицы. Она делает большие шаги. Она пере­двигается шагом, потому что крестики расположены друг от друга.

Воспитатель: Какая птица может оставить такие следы? (ворона, сорока, галка). Это следы, какой птицы?

Дети: Это не птичьи следы, а человека.

Воспитатель: Чтобы узнать точно, кто сегодня обедал у нашего дерева, вы должны собрать мозаику и найти хозяина следов.

Оказывается, боровичок побывал около птичьего дерева. Давайте по­смотрим, куда приведут нас следы боровичка.

Мы с вами вернулись опять на поляну «почемучек» и следы привели нас к снежному сугробу.

Мы знаем, что у природы глубокий зимний сон, но жизнь под сугробами.

Попробуем разгрести снег до земли. Глазам нашим открывается порази­тельное видение. Вот оказывается зима, куда спрятала нашего Боровичка.

Вылезай наш любимый учитель природы. Сейчас я тебя согрею и одену шубку. Не зря ты с нами дружишь. Это ребята тебя спасли от лютых оков зимы. Ты убедишься, что мы прилежные ученики и настоящие любителя и знаток» природы.

На пиктограммах отметьте, зелеными кружками как человек заботится о птицах, а красным кружком - выделите неправильное провидение человека у птичьих гнезд.

Ребята, Боровичок благодарит вас и дарит вам подарки как будущим эко­логам вот эти медали.

Кто такие экологи?

Что у вас нарисовано на медалях. Птицы, растения, животные, человек - это и есть экология, наука об общем доме. Домом для каждого человека являет­ся улица, город, лес, даже экологическая тропинка на которой мы часто гуляем. Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином.

Татьяна Шацких Ах ты, Зимушка – зима. Ах ты, зимушка-зима, Ты пришла с морозами, Нам сугробы намела Ледяными косами. Пробежала босиком По дорожкам весело, Кружевами нам потом Окна занавесила. Любим мы зимой водить Хоровод у ёлочки, И снеговиков лепить, И кататься с горочки, Любим зимний холодок, Но при всём при этом Мы сидим и пьём чаёк, Тот, что пахнет летом.


Что такое зима? -Самое холодное время года. -Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. -Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. -Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. -Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. -Замерзают почва и водоёмы. -Замерзают почва и водоёмы. -Приходят морозы. -Земля покрывается снежным покровом.


Зимние месяцы. Декабрь. Зима – суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца. Декабрь.


А в этой загадке, о каком месяце говорится? Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не лечится, От мороза стынет птица, Повернулось солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? Январь в народе называют студень, ледень. Это коренной месяц зимы. В это время деревья надевают красивый наряд пушистой изморози.


О каком месяце идет речь? Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? Февраль Февраль в старину называли снежень, круженье за колючие ветра, за лихие вьюги.


Снег – это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.








Ледостав. Чем ближе зима, тем сильнее охлаждается вода в реках. Глубокой осенью начинает идти мокрый снег, который попадая на поверхность воды не тает, образуя кашицу в виде снега и воды. Сверху на кашицу падает новый снег, да и вода в кашице начинает твердеть, замерзать. Проплывая по течению реки каша из мокрого снега, воды и льда превращается в кусочки льда, лед слипается и образуются льдины. Постепенно льдины крупнеют и при сильных морозах сковываются в единый лед... Ледостав.


Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы – явление редкое. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству. Погибают растения и животные.


Изморозь Изморозь чаще бывает при тумане, слабом ветре, низкой температуре. В холодном воздухе влага находится в виде мелких кристалликов. Коснувшись предмета, кристаллики задерживаются на нем. Невидимые для глаз человека, кристаллики льда возникают пушистой бахромой на тонких ветках деревьев как прямо из мороза, потому-то и назвали эти пушистые иголочки изморозью (из мороза).










Метель Метель выпадение снега при сильном ветре. Сухой, пушистый снег легко переносится ветром. Бывает, что и без снегопада сильный ветер поднимает тучи снежинок с земли, закружит, и не поймешь, то ли снег сверху, то ли с земли. Если разыгралась сильная метель да пошел снег и ветер такой, что на улицу не выйдешь, то это уже настоящая снежная буря. В разных местах ее называют по-разному: буран, пурга. Сквозь снежную пелену днем, как в густом тумане, ничего не видно. Такое «помутнение» воздуха от снежинок называют снежной мглой.


Какое есть еще название у погоды, когда летит снег по ветру? Вьюга. Вьюга-завируха Гайда Лагздынь Всё белым-бело от пуха! Нет порядка во дворе. Крутит вьюга-завируха Белым снегом в декабре. Крутит, мутит, завывает, Стонет, охает, поёт! Снег в сугробы навивает, Погулять нам не даёт!









Частый попутчик зимней погоды – Гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.




Наст. В конце февраля начале марта бывают предвесенние оттепели. Днем на крышах и деревьях тает снег, начинается капель. Ночью, когда подмораживает, образуются сосульки. Снег тает, уплотняется, теряет свою белизну. Если после оттепели похолодает, на нем образуется твердая ледяная корка наст.


Снежинки легкие кристаллы, которые образуются из поднявшегося высоко вверх и быстро охлаждаемого там водяного пара. Они похожи на шестиконечные звезды и очень разнообразны. Величина и форма их зависят от влажности и температуры воздуха. Белая звёздочка с неба упала, Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)


В более теплых слоях воздуха снежинки подтаивают, слепляются друг с другом в снежные хлопья. При сильном ветре лучи снежинок обламываются и на землю падает снежная пыль. Снежинки Галина Новицкая - Кто снежинки Делал эти? За работу Кто в ответе? - Я! - ответил Дед Мороз И схватил меня За нос!


При сильных восходящих токах воздуха и небольшом морозе, когда низкие облака застилают все небо, снег медленно падает в виде шариков крупы. В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. В сильный мороз снег хрустит под ногами это ломаются твердые лучи снежинок. Виды снежинок


Сосулька Еще один непременный атрибут зимы – Сосулька – кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей. Выберите явления, характерные для неживой природы зимой. Снегопад, дождь, туман, снег, ледоход, метель, половодье, иней, изморозь, сугробы, роса, гроза, гололедица, молния, вьюга. ….Вихри снежные крутя: То, как зверь она завоет. То заплачет, как дитя… (Февраль) Выполним упражнение, которое поможет вам ответить на вопрос. Упражнение с снежинками: сделали глубокий вдох и плавный длительный выдох на снежинки, губы в «трубочку». Что произошло с снежинками? Какое явление мы попытались изобразить? Зимняя викторина Послушайте стихотворение. О каком зимнем месяце говорится? Придет неслышными шагами, Незримой стужею дохнет И, все вокруг покрыв снегами, Вдруг всем нам уши надерет: Зачем, мол, вы в такой мороз Из дома высунули нос? (Январь.)