Конкурсная программа для детей на тему: природа – «Лес – наш друг»

« Деревья – наше богатство»

Развлечение для детей старшей группы ДОУ

Цель. Уточнять и расширять знания об окружающем мире.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Учить выделять свойства природных объектов, устанавливать их сходство и различие.

Ведущая: Здравствуйте, друзья! Вы хотите побывать в лесу? (Ответы детей) Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес. Но лес находится далеко. На чем мы поедем? (Дети выбирают вид транспорта).

Элемент психогимнастики «Едем в лес»

Ведущая: Вот мы и в лесу. Как здесь красиво! Тишина. Только слышно, как птицы поют да ветер шумит в ветвях деревьев.

Говорят, в этом лесу, в дупле большого дерева, живет Лесовик. Он знает все о лесе и знаком с его лесными жителями. Хорошо бы его встретить.

Выходит Лесовик (взрослый)

Лесовик. Здравствуйте!

Это я, седой старик,

По прозванью Лесовик.

Этот лес я сторожу,

За порядком я слежу.

Ведущая: Здравствуйте!

Лесовик. Лес и я всегда гостям рады. Давайте погуляем по лесу.

Проводится разминка

В лес гулять мы пошли, (маршируют на месте)

Вброд ручей перешли, (шагают, высоко поднимая ноги)

Небывалой высоты (поднимают руки, стают на носочки

У ручья растут цветы. тянутся вверх)

Посмотри по сторонам (ставят руки на пояс, поворачивают

Что же лес подарит нам? голову вправо-влево)

Наклонись, сорви малинку (наклоняются вперед,

И клади ее в корзинку. вправо-влево)

Крепкий беленький грибок (выполняют приседания)

Мы положим в кузовок.

Лесовик. Молодцы. А загадки отгадывать умеете?

Есть у людей зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

Ведущая: А почему мы деревья называем нашими друзьями? (ответы детей)

Ребята, а похожи деревья на людей?

У человека есть туловище. А что вместо туловища у дерева? (Ствол)

У человека есть кожа. А что у дерева? (Кора)

У человека есть руки. А что у дерева? (Ветки)

У человека есть ноги. . А что у дерева? (Корни)

Вот видите, как много у нас общего с деревьями. А главное, человек рождается, растет и стареет. И дерево тоже рождается, растет и стареет. И человек и дерево – живые существа.

Лесовик. Хотите посмотреть как деревья дружат со всеми юбитателями леса?

Дети инсценируют стихотворение

Сценка «У дедушки дерева добрые руки»

Дерево: У дедушки дерева добрые руки,

Большие зеленые добрые руки.

1-ая птица: Какая-то птица в руках суетится,

2-ая птица: Какая-то птица на плечи садится.

1 белка: Дедушка дерево, славный такой,

2 белка: Белок качает большущей рукой.

Жук: Жучище промчался и сел и качался,

И все восхищался, и все восхищался.

1 стрекоза: Стрекозы примчались

2 стрекоза: И тоже качались.

1 пчела: Дедушка дерево пчел подхватил,

2 пчела: И на ладони свои усадил.

Все хором:

И все свиристели в пухово пастели,

Смеялись, качались, качались, свистели.

Ведущая: Спасибо вам, лесные жители. Ребята, теперь вы знаете что деревья – это дом для них. Каждый из вас любит свой дом. Мы должны относиться с уважением и любовью к деревьям.

Лесовик. А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

Дидактическая игра «Можно-нельзя»

Дети анализируют варианты поведения людей в лесу

(Можно ломать ветки, разжигать костры,

любоваться красотой природы, разорять гнезда или

муравейники, оставлять после себя мусор и т.д.)

Ведущая: Послушайте, что однажды произошло в лесу.

Дети читают стихотворение

Хозяйка, белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И говорил так громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

Потом залез на ветки

И все орехи обобрал

Не думая о белке

Отбросил куст он, как медведь,

Пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Игра «Собери орехи для белочки»

Ведущая: Деревья нам дарят свои плоды. Но мы не должны забывать и о жителях леса.

Лесовик. Могут ли деревья радоваться? О чем мечтают деревья?

Дети читают стихотворения

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

Ведущая: Как хорошо, когда много деревьев. Я предлагаю каждой группе посадить свой небольшой лес.

Игра «Посади деревья»

Ребенок читает стихотворение.

Лесу – низкий поклон.

Все болезни лечит он.

В нем найдет спасенье каждый

И от зноя, и от жажды.

Ведущая: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Лесовиком.

Дети прощаются.

Лесовик. До свидания, друзья! Приходите еще в гости.

Лесовик уходит.

Ведущая: На чем же мы поедем в детский сад? (Дети выбирают вид транспорта) Вот мы и вернулись с прогулки по лесу. Ребята, что мы сегодня узнали нового? (Дети отвечают) Молодцы. Не забывайте правила поведения в лесу. И помните: Деревья – наше богатство.

Общий танец.

Кто здесь смелый,

Кто здесь ловкий,

Выходи скорее в круг.

Приготовила для деток (джигитов)

Я веселую игру!

Находчивым и ловким

Должен быть джигит.

Внимательность и ловкость

Ему не повредит!

Сегодня были соревнования,

Джигиты просто молодцы!

Кто ж не справлялся не беда –

Ещё научится. Да! Да!

1-девочка:

Нам понравилось сейчас

Как вы выступали.

Вы, джигиты, высший класс

Мы гордимся вами!

Поднимайтесь поскорей,

Рассчитайтесь по порядку.

Приглашаем всех друзей

На веселую зарядку.

Упражненье началось:

Ноги вместе,

Руки врозь.

Раз, два, три, четыре,

Ноги выше, руки шире.

Игра «Едет весело машина!»

Детям раздают разноцветные рули.

В руки руль скорей берите.

(Берут руль двумя руками)

Да моторчик заводите.

(Поворачиваютруль вправо-влево)

Накачаем дружно шины.

(Топают ногой)

едет весело машина!

(Идут топающим шагом)

(Поднимамает красный круг на палочке)

стой, машина! Стой, мотор!

Перед вами светофор!

Загорелся красные свет,

Значит, нам проезда нет!

(Дети останавливаются)

(Поднимает зеленый сигнал)

зеленый свет для нас горит,

это значит путь открыт!

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком,

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и не длинно,

Он зовется……

Музыкальный руководитель:

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук.

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину.

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

(А.Усачев «Звуки»)

Звук живет в любом предмете,

Сколько их – посмотри!

Звук – шутник, играя с нами,

Любит прятаться внутри.

Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. У меня есть «волшебный» сундучок. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, шуршание бумагой, переливание воды).

Музыкальный руководитель: Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются. Звук - такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:

Дождь, ветер, метель, гроза: (Природа).

Часы, телефон, пылесос, чайник: (Дом).

Самолет, салют, карусель, церковь: (Улица).

Музыкальный руководитель: Замечательно! Теперь другое задание – продолжите ряд звукоподражаний:

а) мяу, ку-ка-ре-ку, …

б) тук, щелк, хлоп, …

Музыкальный руководитель: Подберите звукоподражания применительно к ………………

а) часам (тук-тук);

б) шагам (тик-так) и т.д.;

г) молотку;

е) кукушке;

ж) собаке.

Музыкальный руководитель:

Раз, два, три, четыре, пять.

Приглашаю поиграть!

Музыкальный руководитель : Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах. Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ. Назовите инструменты, которые могут передать голоса птички, медведя, кошки (догадайся: атйелф, сабартнок, аспиркс). (Ответ: флейта, контрабас, скрипка).

Музыкальный руководитель : Звук может спрятаться не только в образе, но и в нашем настроении. Когда оно хорошее, мы представляем веселую, радостную мелодию, а если плохое – слышим грустную, печальную музыку.

Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах написал пьесу «Шутка». Послушайте ее.

Слушание «Шутка», И.С. Баха

(включаю искусственные цветы - светильник).

Музыкальный руководитель: Даже цветы распустились от такой замечательной музыки. Вот кому я подам цветок, тот и скажет какая эта музыка по характеру (передаем цветок).

Скажите, если у вас плохое настроение, и вдруг вы услышите звуки веселой, задорной, игривой, солнечной музыки, настроение изменится? (Ответы).

И от грусти, и от скуки,

Могут вылечить нас всех,

Озорных мелодий звуки,

Песни, шутки, пляски, смех.

Музыкальный руководитель: В нашем зале много музыкальных инструментов, но вы их слышите? (Нет). Что нужно сделать, чтобы появился звук? (Играть на них). Выбирайте музыкальные инструменты (раздать музыкальные инструменты).

Оркестр (ложки, маракасы, колокольчики, трещотки).

Музыкальное сопровождение (по выбору музыкального руководителя).

Музыкальный руководитель: Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, и при благоприятных условиях развития он становится музыкальным инструментом, единственным и неповторимым. А чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать говорить, а еще лучше… петь!

Сейчас предлагаю творческое задание: определите образ человека по поющему голосу (звучит «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди «Сердце красавицы склонно к измене»).

Определяем:

пол поющего (мужской или женский),

характер,

действия,

внешние данные,

на каком языке поет – понятном (русском или нет).

(Герой поет на самом музыкальном языке – итальянском. Он беспечный, беззаботный, думает только о себе, а не о других).

Музыкальный руководитель: Ну, а теперь и нам запеть пора. Занимаем певческую постановку.

Первую часть буду исполнять я, а вторую: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – вместе.

Песня из телевизионной передачи «Урок пения» «До, ре, ми, фа, соль…», сл. З. Петровой, муз. А.Островского

Музыкальный руководитель:

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку,

Что такое эта музыка,

Расскажите мне скорей…

Такие стихи сочинила девочка – школьница, а композитор Георгий Струве написал к этим стихам музыку, и получилась песня.

Исполняется песня «Музыка», сл. Иры Исаковой, муз. Г.Струве

Музыкальный руководитель: Все, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой.

Дарите музыку друг другу,

Дарите музыку друг другу.

Пусть каждый день и каждый час,

Она звучит в сердцах у нас!

В. Степанова

Всем спасибо за внимание,

Я пою вам: «До свидания!»

А лето незаметно приходит на смену весне. Воздух прогревается, дышится легко. Солнце будит по утрам, поют птицы, шумит листва. Какие еще звуки лета вам доводилось слышать? (Ответы детей).

А теперь мы послушаем песню «Хороший день» и попробуем угадать ее настроение.

Дети слушают аудиозапись песни «Хороший день»

(муз. Д.Шостаковича, сл. Е.Долматовского).

О чем поется в песне? (Ответы детей) Какой характер этой музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный, звонкий.)

А теперь давайте послушаем стихотворение о дожде.

«Золото, золото падает с неба!» –

Дети кричат и бегут за дождем…

Полноте, дети, его мы не сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полнох амбарах душистого хлеба!

От дождя зависит, будет ли урожай обильным. Дождику радуются дети и взрослые, он необходим деревьям, кустарникам, траве и цветам.

Как прекрасен цветущий луг! Какие цветы вы знаете? (Ответы детей0

Давайте представим, что мы цветы, растущие на поляне и радующиеся лету.

Дети исполняют танец цветов (импровизация) под вальс на выбор музыкального руководителя.

А теперь скажите, кто из насекомых живет на нашей поляне? (Ответы детей.)

Присядем на полянке и послушаем мелодию лета. Она называется «Июнь», а написал ее Петр Ильич Чайковский.

Звучит композиция «Июнь» П.И.Чайковского.

Был прекрасный летний день, а теперь летний вечер. Но все равно светло, потому что летом темнеет поздно.

Бледно-розовой полоской

Зорька гаснет за горой.

Дремлет колос, наклоняясь

Над росистою межой,

День прощается с землею,

Тихо-тихо ночь идет,

В небе месяц за собою

Звезды ясные ведет.

А.Плещеев

Послушайте отрывок пьесы «Вечер» композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.

Звучит отрывок пьесы «Вечер».

Какой характер у этой музыки? (Добрый, нежный, ласковый, легкий.)

А сейчас мы услышим отрывок концерта композитора Антонио Вивальди «Лето».

Звучит отрывок концерта А.Вивальди «Лето».

Какая это музыка? (Яркая, солнечная, радостная.)

Какую картину вы представили, слушая ее? (Возможные ответы детей.)

А в чьем исполнении прозвучал концерт? (В исполнении оркестра)

Какие музыкальные инструменты вы слышали? (Возможные ответы детей..)

Музыкальный руководитель подводит итоги занятия. Дети вспоминают имена композиторов, произведения которых прозвучали, названия этих произведений.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Солнце учит доброте,

Каждый день зимой и летом

Дарит нам тепло со светом

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе!

Ведущая – Вот чему нас учит природа, а поэтому ее надо беречь!

: Летом солнышко сияет,

Летом цветики цветут,

Летом птички распевают –

Нас с собой играть зовут!

Ходят в небе тучи грозовые,

Тучи сеют капли дождевые

И дождинки дружно и проворно

Падают на землю, словно зерна.

Каждая упавшая дождинка –

Будущий цветок или травинка.

Послушай...

И ты услышишь музыку вокруг.

По всей Вселенной разлетается

Мелодией рождённый звук.

Послушай...

И ты услышишь музыку вокруг.

По всей Вселенной разлетается

Мелодией рождённый звук.

А может – это песнь дождя?

Что серебром своим

Играет, музыку даря,

Валентина Шиляева
Сценарий развлечения для детей старшей группы на тему «Спор деревьев» (экологическая сказка).

Сценарий развлечения для детей старшей группы на тему

«Спор деревьев » (экологическая сказка ) .

Цель : воспитание у детей внимательного и бережного отношения к окружающей природе.

Задачи :

* Систематизировать и углубить знания детей о пользе деревьев , их целебных для человека свойствах.

* Создать условия для развития у детей познавательных и речевых умений (эмоционально, артистично рассказывать о пользе деревьев ).

* Содействовать воспитанию у детей элементов экологического сознания , ценностных ориентаций в поведении детей и деятельности .

* Вызвать у воспитанников радостное настроение.

Предварительная работа :

* Рассматривание на участке ели, берёзы, липы и сравнение их по стволу, ветвям и листьям;

* Рассматривание гербариев : «Осенняя азбука» , «Летний калейдоскоп» ;

* Экскурсии : в феврале к ольхе - дереву , цветущему зимой; в начале апреля к иве - раннему медоносу; в лес - «Сравнение ели и сосны» ;

*Беседы с детьми на тему : «Берёза - дерево о четырёх дел » , «Липа - сладкое дерево » , «Ёлочка - музыкальное дерево » .

* Чтение художественных произведений из книги «Лесная мозаика» М. Зотова и других авторов;

* Чтение и разучивание стихов о деревьях И . Токмаковой, С. Есенина и др. авторов;

* Составление рассказов на тему : «Береги ёлочку - зелёную иголочку» , «Письмо деревцу » ;

* Изготовление родителями плакатов на тему «Деревья на службе человека » ;

* Рисование на тему : «Деревья нашего леса » , «Берегите, ёлочку» ;

* Просмотр мультимедийных презентаций «Деревья в лесу » , «Хоровод берёзок» ;

Технические средства : аудиозаписи «Голоса весеннего леса» , «Шум леса» ; мультимедийная презентация «Польза деревьев » .

Зал оформлен в виде лесной полянки.

Дети входят в зал под аудиозапись : «Токатта» Поля Мориа и садятся на стульчики.

ВОСП-ЛЬ : Внимание! Внимание! Начинаем очередное заседание «Клуба Знатаков» . О чём поведём разговор – узнаете, отгадав мою загадку :

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает … / Ответы детей : дерево /

ВОСП-ЛЬ : Дети, вы любите слушать сказки ? /Ответы детей/ . Сегодня я расскажу вам сказку , а вы мне поможете. /Звучит аудиозапись «Шум леса» /.

«Жили-были на полянке деревца - Подружки . Дружба их была крепкой-крепкой. Берегли деревца друг друга , потому что не просто жить в наших суровых краях. Звали подружек Ёлочка-Зеленушка, Лиственница-Неженка, Ольха- Скромница, Ивушка-Хохотушка, Рябинушка-Краснощёчка и Берёзка-Веселушка.

/ЗВУЧИТ ХОРОВОДНАЯ МУЗЫКА, «ДЕРЕВЦА » (переодетые воспитанники) ЗАВОДЯТ ХОРОВОД/

Жили они не-тужили, радовались яркому солнышку, недолгому лету. Прятались от ветра и мороза в суровую зимнюю пору, помогали друг другу во всём. Слава о такой дружбе разнеслась по всему лесу и дошла до злой колдуньи.

ЗВУЧИТ ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА.

От досады лишилась она сна и покоя и стала думать, как разрушить дружбу деревцев . Но сделать она решила так, чтобы о ней никто не мог дурного слова сказать . Обернулась она лесником и напоила подружек своим колдовским зельем - напитком для хвастовства. Ничего не подозревавшие подружки, испили колдовского зелья, которое приготовила колдунья, и сразу стали хвастаться.

ВОСП-ЛЬ : Первой захвасталась Лиственница-Неженка.

ЛИСТВЕННИЦА-НЕЖЕНКА : «Лучше меня – деревца несыщите ! Посмотрите, какие у меня мягкие хвоинки, не то, что у ели! Вот почему я такая пушистая и красивая. И для людей я самая ценная, потому что древесина моя твёрдая и в воде не гниёт. Из меня изготавливают сваи для мостов, паркетный пол (показ слайдов из мультимедийной презентации «Польза деревьев » ). Меня занесли в «Красную книгу» . Вот какая я нужная и красивая! ОБРАЩАЯСЬ к детям : Отделите мои шишки от шишек колючей ели!

ДИД. ИГРА : «Разберите шишки» /Дети раскладывают шишки в два лукошка/

ВОСП-ЛЬ : Не вытерпев такой обиды, Ёлочка – Зеленушка вступила в спор :

ЁЛОЧКА-ЗЕЛЕНУШКА : Вы только посмотрите на неё! Да разве лучше меня , ели, вы найдёте? Ты, Неженка, свои иголки зимой сбрасываешь, а я зимой и летом стою одним зелёным цветом. Иголочки меняю постепенно через 5-7 лет.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ ДЕТЬМИ :

1. Мы ёлочку любим.

Нет краше её.

Сейчас прочитаем

Стихи про неё!

2. «Ели»

Ели на опушке –

До небес макушки-

Слушают, молчат

Смотрят на внучат,

А внучата-ёлочки

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод».

3. «Загадка» .

Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придёт под Новый год

Ребята будут рады,

Хлопот, веселья полон дом

Готовят ей наряды!

ЁЛОЧКА-ЗЕЛЕНУШКА : В Новогодний праздник радую людей. Мою древесину используют для изготовления бумаги, искусственного шёлка, музыкальных инструментов, удобрения, строят дома, отапливают жильё (показ слайдов из мультимедийной презентации «Польза деревьев » ). Вот поэтому я себя считаю, намного нужнее и полезнее всех вас! Да и друзей у меня в лесу много.

ДИД. УПР-Е : «Друзья ёлочки» /Дети жестами показывают клеста, воробья, синичку, дятла, белочку, мышку/.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ЁЛОЧКА - ТОНКАЯ ИГОЛОЧКА» /Авторская песня музыкального руководителя/.

ВОСП-ЛЬ : Не уступила в споре и Берёзка- Зеленушка.

БЕРЁЗКА-ВЕСЕЛУШКА : И обо мне стихи и песни люди сочиняют. Вот послушайте :

1. Берёза, моя берёзонька.

Берёза, моя белая,

Стоишь ты берёзонька,

Листья зелёные…

Под тобой, берёзонька,

Травка шелковая… /русская народная песня/

2. «Берёзка»

Люблю берёзку русскую,

То, светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжкам!

Люблю её нарядную

Родную ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую.

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится,

И гнётся, но не сломится. /А. А. Прокофьев/

3. «Берёзка» .

После долгой зимней стужи,

На снегу синеют лужи и

Берёзка ожила-

От весеннего тепла.

Дышит стоя на пригорке,

Прилетают к ней тетёрки :

«Полно, белая, тужить…

Хорошо на свете жить!» /Я. Годин/

БЕРЁЗКА-ВЕСЕЛУШКА : Красиво звучит и ствол мой белоснежный, не то, что у вас! Рано весной могу напоить живительным соком. Почками и листьями люди лечатся. Из древесины изготавливают мебель, лыжи, фанеру, да и дрова мои дают много тепла (показ слайдов из мультимедийной презентации «Польза деревьев » ). Выходит я - самое прекрасное дерево !

Все становятся в кружок и заводят хоровод!

ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД «БЕРЁЗКА»

Мы вокруг берёзки

В хороводе встанем

Яркие платочки

В руки мы возьмём.

Белая берёзка

Машет нам ветвями

Для неё мы вместе

Спляшем и споём.

Ты расти берёзка,

Зеленей на воле

Радуй нас чудестной

Молодой листвой.

Мы к тебе приходим

Через луг и поле

Рады дети снова

Встретиться с тобой.

ВОСП-ЛЬ : Молчала, молчала Ольха – Скромница, но и та не выдержала.

ОЛЬХА-СКРОМНИЦА : Что же вы так расхвастались? Я вот до самых морозов с зелёными листиками стою. Вы же меняете цвет листьев, чтобы осени угодить. Древесина у меня красивого апельсинового цвета. Из неё получается красивая мебель, а листья, кора, и шишечки тоже лечат людей (показ слайдов из мультимедийной презентации «Польза деревьев » ). И я не хуже всех вас!

Ребята, помогите выбрать мои листики!

ДИД. УПР-Е : «С какого дерева лист /Дети берут листья и отдают девочкам - деревцам/

ОЛЬХА-СКРОМНИЦА : А от тебя ива, какая польза?

ИВА-ХОХОТУШКА : Я не всегда расту деревом , расту и кустиком. Но польза от меня не малая. Из моих гибких ветвей, лозы плетут корзины, мебель. Из коры люди научились готовить лекарства (показ слайдов из мультимедийной презентации «Польза деревьев » ). Да и по красоте я вам не уступлю! Что может быть красивее моих серёжек ранней весной? Куда пчёлы летят нектар собирать? А ещё по секрету я вам скажу, что облюбовал мои заросли голосистый соловей-соловушка. Послушайте его голос :

ИВА-ХОХОТУШКА : Вот какой я нужный кустик!

ВОСП-ЛЬ : Ещё сильнее раскраснелась от досады Рябинка – Краснощёчка.

РЯБИНКА-КРАСНОЩЁЧКА : Сколько бы вы не хвастались, а я вот, что вам скажу : стройнее и изящнее дерева вы не найдёте . Я - родня яблоне. Мои гроздья ягоды видны издалека. В ягодах - уйма витаминов (показ слайдов из мультимедийной презентации «Польза деревьев » ). Скольких птиц я спасаю от голода, а они мне песенки поют. Сейчас вы услышите их!

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ «ХОР ПТИЦ» .

ВОСП-ЛЬ : Этот спор между деревьями продолжался много дней. И все в округе стали забывать о былой дружбе деревьев . Но тут случилась беда. У мальчика Димы заболела бабушка. Лекарств подходящих дома не оказалось, да и аптека далеко. Сидит Дима на скамеечке и плачет. Мимо пролетает Сорока - белобока

СЦЕНКА : «ДИМА И ДЕРЕВЬЯ » .

С - Б.: О чём, Дима, плачешь?

ДИМА : Заболела моя бабушка, а лекарств подходящих нет.

С - Б. Нужно тебе идти в лес на полянку к деревцам - подружкам . Они тебе обязательно помогут.

ДИМА : Как же мне найти эту полянку?

С – Б.: А ты поспрашивай у животных, у растений - они тебе скажут. Найти её не трудно.

ВОСП-ЛЬ : Взял Дима лукошко и пошёл в лес в поисках деревьев - подружек . Недолго пришлось искать. Все ему указали путь на полянку, но не предупредили, что живут там сейчас не деревца - подружки , а деревца - хвастушки . Дошёл Дима до поляны, обратился к деревцам - подружкам с просьбой о помощи.

ДИМА : «Рябинушка-КРАСНОЩЁЧКА, помоги мне» .

«Берёзка-Веселушка, выручи из беды мою бабушку» .

«Милые деревца , помогите мне! Кто же мне поможет?»

ВОСП-ЛЬ : Сел Дима посреди полянки и расплакался. И вдруг! О чудо! От слёз мальчика колдовство волшебницы исчезло. Деревья , как и прежде, стали добрыми и приветливыми. Берёза и ольха дали почек, листьев и коры. Рябинка дала ягод - богатых витаминами. А остальные деревья пожелали бабушке скорейшего выздоровления.

ДИМА : Спасибо, вам милые деревца-подружки !

А деревца и кустарники дружат и посей день . Никакое колдовство не нарушит их дружбу.

В ЗАЛ ВХОДЯТ ДИМА И БАБУШКА /девочка ряженая с подносом в руках.

ДИМА : Сейчас мы угостим вас чудесным напитком витаминным берёзовым соком.

ДИМА и БАБУШКА хором : «Угощайтесь, пожалуйста!» /Дети угощаются/.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА «Токатта» Поля Мориа. Дети выходят из зала.

При разработке сценария использовались материалы ж/ла «Начальная школа» .

Ведущий. Осень, осень на дворе. Листья падают с деревьев, трава увядает. Летят в небе птицы, на хвостах лето уносят.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Но грустить некогда. В былые времена с осени новый год начинался. И не случайно: куда ни глянь, всё вроде бы совсем новое: и поля, и леса, и небо над головой.

В тереме осеннем окна и двери распахнуты настежь — дождь ли идёт, ветер ли свистит.

Заходите, люди добрые!

Сегодня мы проводим традиционный праздник, посвящённый проводам Волшебницы Осени!

Вдаль убежало горячее лето,
Тёплые дни растворяются где-то,
Где-то остались лучи золотые,
Тёплые волны остались морские!

2. Где-то остались леса и дубравы,
Ягоды, фрукты, деревья и травы.
Ну, а теперь – только листья желтеют
И опадают, как только умеют!

3. Дождь золотой по аллее гуляет,
Дождь голубой мне в окно ударяет –
Осень струится по лужам и стёклам,
Улица наша уже вся промокла!

4. Мокнут деревья, и мокнут машины,
И светофоры, и магазины!
Дождь напевает нам песню свою,
А мы вам тихонько её пропоём!

Песня: __________________________________________________

Бродит в роще листопад

По кустам и клёнам.

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберём из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Лёгкий и игривый.

Журавли на юг летят.

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим!

(входит Осень)

Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной-

Осенние сады и парки?

Я на праздник к вам пришла

Петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться!

Пришла я, ребята, не одна, а привела с собой трех братьев. А как их зовут, вы сейчас сами отгадаете.

Сентябрь:

Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

Октябрь:Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

Чёрно поле бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи.

Осень: А в народе эти месяцы называли по-другому.

Сентябрь: Меня называли хмурень, ревун.

Ведущий: Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей.

Октябрь: Меня называли листопад, грязник.

Ведущий: Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

Ноябрь: Меня называли полузимник.

Ведущий: Ноябрь – зиме родной батюшка.

Осень: А теперь, ребята, отгадайте загадки:

Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья. (осень)

Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто на встречу попадётся –
Обнимает и дерётся. (ветер)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (дождь)

Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
Осенью краснеют. (помидор)

Расту на грядке я –
Длинная, красная, хвостатая. (морковь)

Бордовые, пузатые, как бочки,
Сидят в земле поодиночке.
(свекла)

Сарафан на сарафан,
Платьице на платьице.
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься. (лук)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну рассыпчата, вкусна!» (картошка)

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком. (огурцы)

Осень: А у меня в запасе есть еще одна загадка.

Круглая, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (Репа)

Ведущий: А знаете ли вы, ребята, что репа была очень важным овощем. Дело в том, что наша любимая картошка появилась на Руси только в 18 веке, а до нее главным овощем была репа. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли с репой пироги, делали из нее квас, варили кашу. И даже сказки рассказывали про репку.

(Инсценировка сказки “Репка”)

На выход каждого персонажа звучал какой-то музыкальный отрывок, герои исполняли коротенький танец в соответствии с характером.

Сценка “Репка”

Под рус.нар.мел. появляется Репка, танцует.

Уважаема в народе
Я расту на огороде.
Вот какая я большая!
До чего же хороша я!
Сладкая и крепкая –
Называюсь репкой я.
Вам с такой красавицей
Ни за что не справиться!

(Репка садится на приготовленный стул.)

(Звучит музыка.)

Жил в одной деревне дед
Вместе с бабкой много лет.

(Дед и Бабка выходят из-за домика)

Дождь прошел, не слышно грома,
В небе солнышко горит.
Вышел дедушка из дома
И бабусе говорит…

Дед: Я смотрю – на огороде
Всё дождём полито вроде…
Почитаю-ка журнал!

Бабка: Лучше репку бы сорвал!
Я бы каши наварила…

Дедка: Ладно уж, уговорила!

(Дедка подходит к Репке сзади, берет за плечи, раскачивает вперед-назад – “тянет”.)

Дедка, дедка посадил наш репку,
Крепко, крепко зацепилась репка!
Тянет-тянет, тянет-тянет, вытянуть не может.
Кто же, кто же, кто же, кто же
Дедушке поможет?

Дедка: Бабка! Иди репку тянуть!

Бабка: Я еще полы не мыла
И корову не доила!
В доме дел невпроворот –
Но на помощь дед зовет!

(Бабка становится позади деда, они тянут репку.)

Дед и бабка:

Тянем-тянем, тянем-тянем, вытянуть не можем,
Кто же, кто же, кто же, кто же нам теперь поможет?

Вместе: Внучка! Иди репку тянуть!

(Внучка с куклой в руках танцует.)

Внучка: С новой куколкой я играю,
Я ее принаряжаю.
В доме дел невпроворот –
Но зовут на огород.

Все хором: Жучка! Иди репку тянуть!

(Выход Жучки.)

Жучка: Гав-гав-гав! Ну что такое?
Не найти нигде покоя!
Только прилегла – и вот
Все зовут на огород!

Все хором: Кошка! Иди репку тянуть!

(Выход кошки.)

Кошка: Мяу! Вы зачем зовете киску?
Угостить большой сосиской?

Кошка (грустно):

Мяу! Опять мне не везёт!
Ну что ж, пойду на огород!

Все хором: Мышка! Иди репку тянуть!

(Выход мышки – в очках от солнца, с сумочкой, в общем, модная.)

Мышка: Нет! У Мышки – вы-ход-ной!
И не спорьте вы со мной!
В парк иду я, на качели.
Что молчите? Онемели?

(Во время мышкиной речи все жестами выражают изумление, затем возмущены.)

Все: Мышка сказок не читает,
Ничегошеньки не знает!

Жучка: Ты за кошку ухватись!

Кошка: Ну скорей…

Мышка: За кошку? Брысь!

(Кошка испуганно прячется за всех.)

Дед: Мышка, ты забыла, что ли,
Кто у нас хозяин в доме?

Внучка: Становись скорее в ряд!

(Мышка становится перед Репкой.)

Все хором: Мышка! Не сюда — назад!

(Мышка крутит хвостиком – не хочет уходить.)

Дед (грозно): Погоди – вот рассержусь!..

Мышка (умильно сложив лапки): Всё, дедуля – становлюсь!

Все поют:

Тянем-тянем, тянем-тянем – вытянуть не можем!
Тянем-тянем, тянем-тянем… Вытянули репку!

(Все на радостях танцуют вокруг репки, затем выстраиваются лицом к зрителям.)

Бабка: Вот и репка наша здесь.

Мышка: Ой, как хочется поесть!

Внучка: Дружба – вот в чём наша сила!

Все: Это дружба победила!

Бабка: Кушай на здоровье, дед,
Долгожданный свой обед!

Внучка: Угости и бабку с внучкой!

Жучка: Косточкой попотчуй Жучку!

Кошка: Молочка дай в миску кошке!

Мышка: Мышке зёрен дай немножко!

И закатим целый пир
Развесёлый на весь мир!

Осень: Молодцы, ребята. Асейчас поиграем в игру «Доскажи словечко».

— Знают Петя и Алена,
Что банан всегда … (сладкий)
— На столе – лимончик гладкий.
А на вкус он очень … (кислый)
— Вот арбуз – большой и спелый,
А разрежешь – очень… (красный)
— Огурец возьми любой,
Он по цвету … (зеленый)
— Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он … (сухой)
— Его не съешь, как лист капустный.
Острый перец очень… (горький)

Осень: Хорошо мы посидели,
Друзья и подружки.
Только что за посиделки
Без русской частушки!

Осенние частушки.

1.Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!

2.Как красиво всё кругом
Золотым осенним днем:
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят!

3.Золотистый лист кленовый,
Не гордись своей обновой -
Форму новую свою
И мы наденем к сентябрю.

4.Осень - времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты!

5.Осень - чудная пора,
Любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим!

6.Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура!»

7.Любим свёклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!

8.Ох, художница ты, Осень,
Научи так рисовать.
Я тогда в твоей работе
Тебе буду помогать!

9.Осень щедрая такая
Всех одарит за труды.
Мы на праздник Урожая
Принесли ее плоды.

10.Тыкву нашу поливали
Утром, вечером и днем!
Тыква выросла большая,
И теперь мы в ней живем!

11.Девочки и мальчики
Любят кушать «пальчики».
Но бояться вам не надо,
Это сорт ведь винограда!

12.- Это что за поросенок,
Где дырявый пятачок,
Почему не слышно визга?
- Это ж, братец, кабачок!

13.Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее,
Надо ей жирафом стать!

14.Осень, Осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла!

15.Вот и осень наступила,
Можно в куртке пофорсить.
Летом мне ее купили,
Не давали поносить.

16.Лист на дереве висит,
На ветру качается…
С сожаленьем шелестит:
«Осень–то кончается».

Ведещий: А сейчас давайте поиграем.

1. Перенеси картошку.

Ложкой надо взять картошку и добежать до корзинки. Держать ложку нельзя!

2. НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?
Дети встают в круг, в центре круга — водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: «Овощ», «Ягода» или «Фрукт». Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся — выходит из игры.

3.СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!
Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

Ведущий. Молодцы, ребята! Наш праздник подходит к концу. Пусть осень нас часто не балует погодой, но прощаться с ней не хочется.

Песня:_______________________________________________

1. Почаще б солнышко усталое

Гостило в золотом лесу,

Чтоб защищать от ветра шалого

Лесную праздную красу.

2. Зима, красавица суровая!

Ты подожди, ты не спеши!

Деревья жёлтые, багровые

Так праздничны, так хороши!

3. И о тебе, зима, сверкающей,

Мы тоже будем песни петь.

Ты подожди, ведь мы пока ещё

Хотим на осень поглядеть.

4.Очень нравится нам любоваться,

Как листочки под солнцем горят.

Мы с тобой не хотим расставаться,

По душу нам твой пёстрый наряд.

Как жалко праздник покидать,

Но этот час настал

Я долго буду вспоминать

Чудесный этот зал!

Торопится осень закончить дела!

Старательно землю дождём полила.

Про птиц не забыла – на юг проводила,

В полях и садах урожай собрала.

Дарила нам разные фрукты сначала,

Потом нас грибами она угощала,

Арбузами, дынями и виноградом,

Нам нравится осень! Мы осени рады!

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Михайловки»

Сценарий экологического мероприятия

"Лес – наш друг"

Провела

Кл.руководитель 1А класса

Ногина В.А.

2012-2013уч.год

Цели:

  • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду;
  • формировать у детей нормы поведения в природе;
  • систематизировать знания учащихся о природе;
  • прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.
  • работать над развитием устной речи детей, обогащать словарный запас, формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.
  • учить работать в группах.

Ход урока

Вводное слово учителя:

- Здравствуйте.

Дети, пусть вас гости не пугают,
Здесь нам стены помогают.
Все, кто здесь сидят - друзья
И бояться их нельзя.
Мы волнуемся, конечно,
День сегодня необычный.
Но урок начать пора,
Всем ни пуха, ни пера.

Все чаще из средств массовой информации, по телевидению и радио мы слышим о глобальном потеплении, о горах мусора, о загрязнении океанов. Неужели ничего уже нельзя изменить. Конечно, это не так. Решение этой задачи зависит от каждого жителя Земли, то есть от каждого из нас. Сегодня на уроке мы попробуем найти решение некоторых проблем.

Для этого мы отправимся в путешествие на лесную поляну. Поговорим о нашем зеленом друге. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите.

Я славлю лес.
Когда идёшь усталый, запылённый,

Дорогой длинной в полуденный зной,

Сверни смелее в тихий лес зелёный,

И он усталость снимет как рукой.

Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, зелёный лес!

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с тоской,

Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,

Я славлю чудо из чудес –
Красу земли, зелёный лес!

(В.Лукша).

Учитель:

Для начала ответьте на вопрос: Для чего люди ходят в лес?

А мы зачем пойдем в лес и в пути попробуем найти ответы на вопросы:

1. Для чего нужен лес?
2. Какой вред нанес лесам человек?
3. Как вести себя в лесу?
4. Как, помогая лесу, помогаем себе?

Ученик читает стихотворение С.Маршака "Что мы сажаем, сажая леса?”

Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?

Радиомачты - ловить голоса,

Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лёгкие крылья - лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса?

Лист, на который ложится роса,

Воздух для лёгких, и влагу и тень,

Вот что сажаем в сегодняшний день!

Учитель (на фоне звучания аудиокассеты "Голоса птиц”) : Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.

Учитель: Какое значение имеет лес для человека?

Дети:

Лес – это наше богатство!
Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый воздух.
Лес – это дом для птиц и зверей.

Лес – бережет реки.

Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.

Учитель: Однако, с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите.

Есть в каждом лесу особая поляна- "поляна слёз”. Собираются там звери, когда их люди обижают, и рассказывают друг другу о своих бедах и печалях…

Игра "А если бы?...”

Я начину предложение, а вы закончите его.

  • Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы…
  • Если бы муравей, на которого вот-вот наступят умел говорить, он сказал бы…
  • Если Бы рыбка из грязной лесной речки могла говорить, она сказала бы…

Учитель:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Учитель: Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.

Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой”

Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.

Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.

Соблюдают ли законы природы девочки из рассказа?

Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?

Учитель: Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

Дети:

Не оставлять мусор в лесу.
- Не ломать ветки и деревья.

- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Учитель: Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов.

Ребята, надо ли рвать цветы? (Ответы детей.)

Многие растения становятся редкими из- за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

Сколько погибло бы растений, если каждый из 25 учеников нашего класса сорвал бы хотя бы по 1 цветку?
- Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?
- Если увидел мухомор, надо ли его растоптать?
- Если вы пошли в поход,что надо сделать после того, как отдохнули в лесу и собираетесь домой?

(Ответы детей.)

Вывод: В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.

Учитель: Вы знаете пословицы о лесе? (Дети рассказывают):

  • Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.
  • Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
  • Кто лес любит – тот его не губит.
  • Лес богатство и краса, береги свои леса.
  • Враг природы тот, кто её не бережёт.

Поиграем в игру "Можно-нельзя” (дети отвечают хором).

  • Ломать деревья и ветки (нельзя)
  • Сажать больше деревьев (можно)
  • Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
  • Ходить только по тропинкам (можно)
  • Рвать большие букеты цветов (нельзя)
  • Любоваться ими (можно)
  • Оставлять мусор в лесу (нельзя)
  • Собрать мусор в яму и закопать (можно)
  • Разжигать костры в лесу (нельзя)
  • Беречь лес от пожара (можно)
  • В лесу шуметь (нельзя)

Учитель. Наше занятие заканчивается. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы более внимательнее будете относиться к окружающей природе, ведь она -наш дом, а о своём доме человек должен заботиться.

Ученик читает стихотворение Е.Шклавского "Ты береги нас, береги!”

Взгляни на глобус - шар земной-
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
"Ты береги нас, береги!”

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
"Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:

"Ты береги нас, береги!”

Остановил олень свой бег:

"Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги!”

Ученик читает обращение М.М.Пришвина.

"Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.

Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нету.
Во всей Вселенной

Совсем одна!
Что будет делать

Без нас она?

Литература:

Сценарий праздника

«День рождения деревьев»

Москва

Праздник «День рождения деревьев»

Цель: Способствовать развитию гармоничной личности ребенка и взрослого

Задачи:

ü Воспитание бережного отношения к окружающему миру

ü Формирование здорового образа жизни

ü Укрепление института семьи

ü Формирование патриотических чувств у детей

ü Трудовое воспитание

ü Формирование навыков коммуникативного общения

Подготовка к празднику:

· костюм для ведущей «Осень», венки из листьев для помощниц Клена, Рябины и Дуба

· взрослые накануне выкапывают 3 ямы Ø1м, глубиной 0,6м, сделать спил дерева (для поделки), набрать желудей

· 3 лопаты и 3 лейки (ведра)

· дети должны посмотреть у себя лейки и лопатки;

· закупка или выкапывание клена, рябины и дуба (любые другие три дерева);

· установка стенда;

· закупка сувениров для детей (на конкурсы)

· для конкурсов (желуди, листья разных деревьев и по 9 листьев клена, дуба и рябины)

· для мастер-класса: ножницы, цветная бумага, клей, цветные карандаши, точилка, желуди

Действие происходит на детской площадке (возможно на дачном участке) «Непоседа» дачного кооператива «Дружба». Время года сентябрь - октябрь (после листопада) (возможно апрель-май при первых почках). Праздничную площадку украшает яркий стенд, на котором в дальнейшем (через неделю после праздника и, возможно за неделю до следующего праздника) будет размещена выставка рисунков.

О деревьях

Существует поверье

И скажу не впервые:

Не губите деревья,

Все деревья живые.

Белоствольное лето,

Златокудрая осень -

Вот живые ответы

На немые вопросы.

Не губите березы,

Не ломайте рябины:

Их безмолвные слезы

Непорочно-невинны.

Не тревожьте покоя

Вечнодремлющих сосен

Их не только ли люди -

Их не трогает Осень.

Не губите осины,

Ели, грабы и ивы,

В ежедневной рутине

Им шепните "счастливо".

Приглядитесь получше,

Только не обижайте,

На сердца и на души

Грех тот не принимайте.

В тонкорунности света

Будем с ними честнее,

Ведь они для планеты

Человека роднее.

Все когда-нибудь будет,

И свершится поверье...

Только помните, люди:

Не губите деревья!

Гости с детьми приходят на площадку. Звучит песня «Наш край».У детей лопатка и лейка.

Ведущая в костюме Осени (Весны) встречает гостей и приглашает их на площадку:

Здравствуйте гости дорогие! Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Здравствуйте!

Ведущая (Осень):

Позади весны цветенье,
Лета красного жара.
Впереди зимы веселье-
Санки, снежная возня
Целый год ждала я встречи
Вот, пришла моя пора
Очень рада всех вас видеть
Кто узнал меня?
Кто Я?… (Дети отвечают)

Конечно, я «Осень». Пришла я сегодня к вам не случайно. Пришла не одна, с подружками.(рядом три помощницы: Клен, Рябина и Дуб) Сегодня праздник. Не простой! Сегодня – день рождения деревьев! Все вы видели, сколько красивых деревьев растет вокруг нас. А ведь без деревьев мы не можем жить, потому что они дают нам воздух. Давайте сегодня вспомним, как в зависимости от времени года меняются деревья.

Ребята, напомните мне, как выглядят деревья зимой? (Дети отвечают вместе со взрослыми)

Правильно, много снега, который укутывает, как теплым одеялом веточки деревьев и только ели и сосны под снегом зеленеют. А что происходит весной с деревьями?.. Все деревья весной начинают расти, а на их веточках появляются почки, распускаются молоденькие салатовые листочки и все они отличаются по форме друг от друга. Вы видели, как красиво в мае цветут яблони и вишни?!

А подскажите, как изменяются деревья летом? Конечно, деревья растут, набираются сил, листья у них зеленеют, появляются разные плоды, можете назвать, какие? (яблоки, вишня , слива, абрикос , инжир и т. д.) Молодцы!

Вот и я не просто так пришла.

Клен:

В саду осеннем, у дорожки

Осина хлопает в ладошки.

Вот почему на той неделе

Ее ладошки покраснели.

Ведущая (Осень):

Созрели яблоки, покраснела рябина. Разукрасила деревья и они стали нарядными. Ах, как красиво в лесу! С листьями я люблю танцевать вальс, особенно с кленовыми.

Клен:

Листья клена, как огонь!

Ласточки на юг спешат.

Деревце любое тронь –

И начнется листопад!

Глянь, летает паутина,

Рдеет гроздьями рябина.

Ведущая (Осень):

Друзья, а вы любите собирать кленовые разноцветные листья? Собирали когда-нибудь орехи, шишки ижелуди?

А вот интересно, любите ли вы деревья, как люблю их я, и сможете ли отгадать моизагадки . Посмотрим! Слушайте внимательно.

Ведущая (Осень ):

1. Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Дуб :

2. Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Клен :

3. Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками...

Рябина :

4. Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Дуб :

5. Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем!

Ведущая (Осень):

6. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

Рябина :

7. Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем.

Клен :

8. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Рябина :

9. Весной зеленела,

летом загорела,

красные кораллы

осенью надела.

Дуб :

10. Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

(лиственница)

Ведущая (Осень ):

11. Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(черемуха)

Клен :

12. Очень густо он растет,

Незаметно он цветет,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке – Берегите, детки, зубки!

(орешник)

Ведущая (Осень ): А вот самая сложная загадка, кто догадается?:

13. В нем почти сто метров роста:

На него залезть не просто!

Из Австралии был он

В наше царствозавезен.

У него одна работа –

Осушение болота.

(эвкалипт)

(Загадки загадываются, пока сажаются деревья)

Ведущая (Осень ):

Какие вы все молодцы, и я вижу, что вы не только много знаете про деревья, но и можете их отличить друг от друга. Ну что готовы сажать молодые деревца? У меня есть три деревца, которым очень хочется, чтобы их посадили. Давайте украсим сегодня нашу площадку деревьями, устроим им настоящий день рождения!

Они еще совсем маленькие, поэтому о них нужно будет заботится, чтобы они выросли большими, сильными и очень красивыми. Вы мне обещаете, что будете их беречь?

Тогда давайте разобьемся на три команды. Мамы будут помогать держать саженцы, папы будут закапывать, а у кого есть лейки – польют, договорились?

(Осень приглашает желающих или заранее обговоренных друзей. Саженцы клена, рябины, дуба.

Каждая команда подходит к месту, которое показывает Осень. Мама ставит саженец в заранее подготовленную яму, папы закапывают и дети помогают поливать. На каждом саженце прикреплена бирочка с надписью данного дерева)

Кульминация
(Под музыкуСМ. ПРИЛОЖЕНИЕ дружно сажаем деревца)

Ведущая (Осень):

Посмотрите, мы посадили наши саженцы. Сегодня у них настоящий день рождения.

Давайте разучим и споем для них одну красивую песенку (сл. Л. Чадовой, муз. Н. Лукониной):

1-й куплет

На опушке лес густой

Нам откроет двери.

В тишине здесь встретят нас

Разные деревья.

Припев

Здесь веселая ольха

Свесила сережки,

Сок березовый бежит

По ветвям березки. (2 раза)

2-й куплет

Под высокою сосной

Спряталась осинка,

И рубином здесь горят

Ягоды рябинки.

3-й куплет

На зеленой на траве

Отдохнем под вязом,

И расскажет нам дубок

Много разных сказок!

https://pandia.ru/text/78/080/images/image005_11.jpg" width="448" height="634">

Ведущая (Осень): Замечательно!

Обратите внимание, что наши деревцапока очень маленькие, на них даже нет листьев.

(Рябина ставит посередине большую корзину и берет мешок с разными листьями, можно настоящими, можно предварительно сделать)

Рябина:

А знаете, что у меня естьволшебныймешочек? А внем - много разных листочков, и я сейчас каждой команде предлагаю выбрать те листочки, которые вырастут на их деревьях, а потом прикрепить к нарисованному дереву выбранные листочки.

(высыпает в корзину разные листья из своего мешочка)
Ведущая (Осень):

Готовы? Начали!

(команды к нарисованному дереву прикрепляют листочки. Остальные дружно болеют)

Ведущая (Осень):

Расскажите нам о своих деревцах, что вы о них знаете (заранее подготовить информацию)

Какие деревья разные, красивые, как много мы о них узнали! Молодцы! Все заслужили награду. (Осень и подружки-деревья дарят сувениры всем участникам)

Ведущая (Осень):

А сейчас я хочу вам предложить физминутку. Все согласны? Давайте с вами встанем так, чтобы не мешать друг другу. Повторяем за мной, пока не выучим)

(физминутка «Деревья»)

Ведущая (Осень):

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложим назад.

(Повторяем несколько раз)

Ведущая (Осень):

Я хочу вам предложить один конкурс. Приглашаю три команды. Посмотрите, я разделила кленовые листочки на несколько частей. Нужно как можно быстрее собрать из этих частей целый красивый осенний кленовый лист. Команды готовы? Начали!

(три команды, кусочки лежат в стопке, каждый игрок берет одну частицу, бежит на противоположную сторону, где лежит трафарет с целым листом и правильно накладывает, собирая как пазл)(кто быстрее и точнее – тот победил)

Ведущая (Осень):

А давайте узнаем, кто ловчее. Подходите самые смелые.

(Ставит три корзины (ведра) на расстоянии 3-5м от участников)

Задача – шишки должны попасть в корзины! Начали! (в конце подсчитываются забросанные шишки, награждаются победители)

Клен: Я тоже хочу предложить игру. («Догони мяч») Давайте встанем в круг, на расстоянии вытянутой руки. Выберем ведущего, запоминайте считалочку:

«Мимо леса, мимо дач плыл по речке красный мяч.

Увидала щука: что это за штука?

Хвать, хвать, не поймать, мячик вынырнул опять.

Водящий делает шаг назад. Его место остается свободным.

Пятому от водящего игроку дают мяч.

«Раз, два, три – (хором) беги!».После чего играющие начинают передавать мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том же направлении. Задача – добежать до своего места раньше, чем до него дойдет мяч.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущая (Осень):

Наш праздник подходит к концу. Мне бы очень хотелось, чтобы ребята сделали и прикрепили на этот стенд (указывает на красочный стенд) рисунки с разными деревьями.

А сейчасвсем, кто еще не устал, предлагаю сделать поделку, которая бы напоминала об этом празднике.

Дуб и Рябина (мастер-класс по изготовлению подсолнуха):

Поделка дошкольников http://www. *****/detskijsad/to-berezka-to-rjabina. html (То березка, то рябина... и не только)

Спил дерева, кора березы, по краям (рамка) шляпки желудей, стружка карандашей – все приклеено, потом покрыто лаком!!!

Ведущая (Осень):

Мы с вами сделали очень хорошее и доброе дело: мир стал на три деревца богаче. Мы не просто посадили деревья, но сделали настоящий для них праздник. А какой праздник без песни? Давайте в завершении вспомним замечательную песню Дмитрия Кобалевского «Наш край», которая звучала вначале нашего праздника и все ее споем.

(поем песню)

Наш край Слова: А. Пришельца, Музыка: Д. Кабалевского

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт

Все бегут, бегут дороги

И зовут они вперед.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд –

Край родной, навек любимый,

Весь цветет, как вешний сад.

Детство наше золотое

Все светлее с каждым днем!

Под счастливою звездою

Мы живем в краю родном!

Ведущая (Осень):

Спасибо всем участникам, гостям и любознательным. Надеюсь, что в следующем году мы снова с вами встретимся!

Приложение (песни)

Я спросил у ясеня... Я спросил у тополя...

А дубы колдуны что-то шепчут упрямо...

Ох рябина кудрявая белые цветы...

Что стоишь качаясь, тонкая рябина...

Клен ты мой опавший, клен заледеневший...

Под окном черемуха...

Поспели вишни...

В лесу родилась елочка.(хоровод)..

Маленькой елочке...

Эх, дубинушка, ухнем!

Сама садик я садила...

Калинка, малинка (хоровод)...

Отговорила роща золотая

Тополиный пух, жара, июль...

То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой

Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла (хоровод).

Ой цветет калина,