Конспект осенней экскурсии в старшей группе доу. Конспекты экскурсий в природу

Весенняя экскурсия «Разгулялся день весенний...» для детей старшего дошкольного возраста

Цель — уточнение и расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Ранняя весна. Признаки ранней весны).

Оборудование : секатор.

Предварительная работа

Разучивание подвижных игр «Ой, беда!» и «На опушке», стихотворений «Ранняя весна» и «Верба».

Проведение бесед «Деревья ранней весной», «Наши пернатые друзья весной», «Дикие животные весной».

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, что солнце светит ярко и начинает пригревать, началось таяние снега, на крышах появились длинные сосульки.

В парке педагог собирает детей вокруг себя и предлагает одному из детей прочитать заранее разученное стихотворение.

Ранняя весна

На снегу косые тени.

Разгулялся день весенний.

Тени длинными шагами

По сугробам ходят с нами.

Вдруг глубокие следы

Стали полными воды.

Солнце топит снег и лед,

А сосулька слезы льет.

Стужа кончилась. Ура!

Нам весну встречать пора.

Педагог. О каких признаках ранней весны говорится в стихотворении?

Дети. В стихотворении говорится о том, что светит солнце. Оно топит снег и лед. В следах на снегу собралась вода. На снегу длинные тени. С сосулек падают капли, началась капель.

Педагог . Верно. Какие из этих признаков мы можем наблюдать сегодня?

Дети . Сегодня ярко светит и пригревает солнце. На снегу мы видим тени от деревьев и кустов. Вокруг стволов деревьев образовались круглые проталины. В них стоит вода. Когда мы шли в парк, мы видели на крышах домов сосульки, слышали, как звенит капель.

Педагог . Все правильно, но как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но еще и греет?

Дети. Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза. Мы почувствуем тепло солнца на лице.

Педагог. Давайте попробуем сделать это.

Педагог и дети проводят опыт.

Педагог. Вы почувствовали, что солнце пригревает?

Дети. Да, солнце грело лицо.

Педагог . Вы заметили, что на снегу появились проталины, например вот эти круги у стволов деревьев. Почему они появились?

Дети. Эти круги говорят о том, что деревья начинают просыпаться после зимнего сна. Скоро начнется движение сока по стволам и веткам, набухнут почки, а потом появятся листья.

Педагог подводит детей к одной из проталин.

Педагог . Вот какая проталинка появилась на пригорке. Как вы думаете, от какого слова образовано слово «проталинка»?

Дети . Слово «проталинка» образовано от слова «таять».

Педагог. Правильно. Присядьте и рассмотрите, как тает снег вокруг проталинки. Какой снег по краям проталинки?

Дети. Снег вокруг проталинки серый, мокрый, весь в дырочках.

Педагог. Про такой снег говорят — «ноздреватый». А что вы видите на проталинке?

Дети. На проталинке много сухих травинок, но уже появились первые зеленые травинки. Из земли показались первые цветки мать-и-мачехи. Они еще не поднялись, не раскрылись. Пока показались только их головки.

Педагог. Потрогайте землю на проталинке. Какая она?

Дети трогают землю руками.

Дети . Земля влажная и теплая.

Педагог. Понюхайте, чем пахнет проталинка?

Дети нюхают землю.

Дети. Проталинка пахнет сыростью, свежестью, влажной землей.

Педагог. Это запах ранней весны. А теперь давайте сделаем упражнение.

Упражнение «Ой, беда!»

Ой, беда! Ой, беда!

(Дети бегут по кругу, руки на поясе.)

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

(Идут по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе.)

На снегу проталинки.

Побежал в саду ручей,

(Бегут на носочках, руки на поясе.)

Прилетели сто грачей,

(Бегут на носочках. Машут руками, как крыльями.)

А сугробы тают, тают,

(Встают лицом в круг. Медленно приседают.)

И цветочки подрастают.

(Медленно встают. Поднимают руки, тянутся вверх.)

Педагог. Продолжим нашу экскурсию и посмотрим на дерево, которое растет вон на той полянке.

Педагог подводит детей к дереву.

Педагог. Вы знаете, как называется это дерево?

Дети . Это верба.

Педагог. Вспомните стихотворение о вербе.

Дети.

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась верба.

Педагог. Расскажите о том, как выглядит верба.

Дети. Верба — это дерево. У вербы толстый изогнутый ствол и ветви, которые наклоняются к земле. Ветви темно-бордового цвета. На ветвях мы видим серебристо-белые овальные барашки. Они распускаются на вербе в самом начале весны.

Педагог. Давайте аккуратно срежем несколько тонких веточек, поставим их в воду и будем наблюдать за тем, как будут изменяться барашки, как появятся листики. А когда веточки дадут корни, мы посадим их в землю и будем растить несколько молодых деревьев.

Педагог срезает веточки вербы секатором. Далее экскурсанты направляются к водоему.

Педагог. А что происходит на пруду? Посмотрите и расскажите.

Дети. Лед на пруду начинает таять. Он потемнел. Около берегов на льду стоит вода.

Педагог. Можно ли выходить на такой лед?

Дети. Нет. На такой лед выходить нельзя. Можно провалиться и утонуть.

Педагог. Я надеюсь на то, что вы никогда не выйдете на такой весенний лед. А теперь давайте послушаем весенний лес. Что вы слышите?

Дети. Мы слышим пение птиц.

Педагог. Какое пение?

Дети. Пение птиц звонкое, радостное, веселое.

Педагог. Почему птицы поют так радостно?

Дети . Они вернулись на родину из теплых стран, где провели зиму.

Педагог. Что они делают сейчас?

Дети. Они строят гнезда, а потом будут выводить птенцов.

Если есть возможность, педагог организует наблюдение за прилетевшими грачами.

Педагог. А что происходит весной с дикими животными?

Дети . Просыпается и выходит из берлоги медведь, просыпаются ежи, все животные начинают линять — менять зимнюю теплую шубу на летнюю легкую. Медведица выходит из берлоги с медвежатами, которые родились зимой, скоро появятся детеныши у других животных.

Педагог . Отлично! Вы много знаете о диких животных. А теперь давайте поиграем в игру «На опушке».

Игра «На опушке»

Цель — развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Предварительная работа: разучивание текста игры.

Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.

На опушке елки,

(Дети стоят лицом в круг. Показывают ладошки.)

А за ними ушки.

(Показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев на обеих руках.)

Спрятались зайчата

В елках на опушке.

(Прыгают на носочках, сделав «ушки» из ладошек на голове.)

На опушке елки,

(Показывают ладошки.)

А под ними ежик —

(Делают «ежика» из переплетенных ладоней.)

Острые иголки,

(Топают, стоя на месте. Руки на поясе.)

Топот быстрых ножек.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А на елке белка —

Кисточки на ушках,

(Показывают «белку», сложив ладони и сделав «ушки» из больших пальцев.)

Вверх взлетает стрелкой.

(Встают на носочки, тянутся вверх.)

На опушке елка,

(Показывают ладошки.)

Перед ней лисята.

(Выполняют ритмичные приседания.)

Вылезли из норки

Рыжие ребята.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А над елкой небо,

(Запрокидывают головы. Разводят руки в стороны.)

Облака- подушки,

(Кладут ладони под щеку.)

Педагог. Откуда торчат ушки зайчат? (Из-за елок.)

Где спрятались зайчата? (За елками.)

Где спрятался ежик? (Под елкой.)

Где спряталась белка? (На елке.)

Где играют лисята? (Перед елкой.)

Откуда они вылезли? (Из норки.)

Где небо? (Над елкой.)

После игры педагог задает детям обобщающие вопросы.

Педагог. Мы с вами многое увидели сегодня, учились наблюдать за весенними изменениями в природе. Что вы знаете о природе весной?

Дети. Весной солнце ярко светит и пригревает. Начинают таять снег и лед. На крышах появляются сосульки. Начинается весенняя капель. На снегу появляются проталинки, а на проталинках пробивается первая травка, показывается мать-и-мачеха. Распускается верба. Просыпаются деревья. Скоро на них начнут набухать почки. Прилетели и начали строить гнезда перелетные птицы. Начинают линять дикие животные.

Педагог. Замечательно. Я горжусь вами!

Педагог и дети возвращаются в детский сад.

ранней весной (средний возраст)

ЦЕЛЬ : Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом.

Задачи :

    Образовательные

    закрепить представления у детей,что всё в природе взаимосвязано;

    формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам.

    определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;

    Развивающие

    развивать навыки наблюдения за изменениями в природе,вызвать желание на самостоятельные исследования;

    развивать умения строить причинно- следственные связи;

    Воспитательные

    способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций;

    формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах;

    вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой поселок чище и краше;

Ход:

(воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в сад). Ребята, мы с вами несколько раз зимой ходили в сад, наблюдали за природой, кормили птиц, Зима закончилась, а как называется это время весны? (ранняя весна)

Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в наш любимый сад и понаблюдать, что же там происходит ранней весной, а заодно и проверим наши кормушки, т.к. птицы все-таки еще нуждаются в нашей помощи (почему?)

Назовите, какие правила надо соблюдать на прогулке в саду.

Находясь в саду нельзя портить деревья и кустарники.

Ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптываний.

Нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в саду;

Нельзя бросать мусор.

Правильно, молодцы, ребята! Теперь я уверена в том, что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.

Вот мы и пришли в сад. Полюбуйтесь как здесь хорошо.

сугроб уже ссутулился от солнечных лучей

и побежал по улице сверкающий ручей…

О каком времени года говорится в этом четверостишии?

Перечислите все весенние месяцы?

А какой самый первый месяц весны?

А после какого зимнего месяца он наступает?

А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас?

Да, ребята, сейчас у нас наступила ранняя весна.

А по каким признакам можно определить наступление ранней весны?

1.Снег потемнел и стал ноздреватым, днём солнце светит всё ярче и теплее снежинки на поверхности снега тают и превращаются в капельки воды, которые протекают вниз сквозь толщу снега, а в снегу остаются дырочки. При таянии снега становится видна грязь и пыль, которые снег выбрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой этой пыли не было видно, т.к.снега было много и он был пушистым, а весной снег тает, проседает и пыль становится видимой.

2.Изменилось солнце, оно стало светить ярче и дольше, день становится длинней. Повышение температуры воздуха вызывает таяние снега.

3.В небе образуется большое количество облаков. Из-за обильного таяния снега образуется много воды, которая, испаряясь, образует облака.

Ребята, а мы сейчас перечислили изменения, происходящие в живой или в неживой природе? Давайте сейчас рассмотрим эти изменения своими глазами.

Посмотрим на снег. Что вы можете о нём сказать? (да, действительно, он уже выглядит не таким аппетитным ). Посмотрите, уже начинают появляться первые проталины (это места где снег уже стаял, и появилась земля). Давайте найдём такие места. Как они называются? Где больше таких мест ? (У стволов деревьев, т.к. стволы тёмные, а солнечный свет поглощает лучше предметы тёмного света , стволы нагреваются быстрее, чем сугробы, поэтому снег вокруг деревьев тает быстрее . В этом вы можете убедиться, если потрогаете руками пальто тёмного и светлого цвета).

Возможно ли рассмотреть солнце? (конечно же трудно, ведь солнце стало светить под другим углом, как бы обхватывая землю, грея её ).

А кто может сказать, почему солнце весной более тёплое по сравнению с зимой?

Да, правильно, весной солнце находится ближе к Земле, чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.

А облака когда появляются? (во второй половине дня) Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте, на что они похожи.

А что же ещё происходит в неживой природе в марте? Конечно, мы забыли про весенние ручейки и лужицы, которые они образуют.

Откуда берутся эти ручейки?

Снег – это замёрзшая вода, и при таянии он снова превращается в воду. Вода течёт с возвышенных мест вниз, образуя ручейки.

Вот видите, сколько признаков ранней весны мы выделили в неживой природе, молодцы!

Кто мне ответит на вопрос что можно отнести к живой природе? (деревья, кустарники, птиц, насекомых, животных)

А как вы думаете, затронули их изменения происходящие в неживой природе?

Начнём свои наблюдения. Только в начале ответьте мне на вопрос: чем отличаются деревья от кустарников?

Оказывается и на кустиках и на деревьях набухают почки, они становятся толще. Срываем по одной почки с дерева и кустарника и разрываем почку пополам.

Что мы наблюдаем на месте разлома?

Внутри почки видим маленький крошечный как будто много раз сложенный листочек.

А почему почки набухают именно весной?

Конечно же, весной появляются все необходимые условия для роста растений.

Напомните, мне, пожалуйста, условия необходимые для роста и развития растений.

(солнечный свет, тепло, влага).

Оглядитесь по сторонам и назовите деревья, которые вы можете узнать по внешнему виду. (берёзу, тополь, липу, клён). Что же разного у этих деревьев? (почки у берёзы маленькие, у тополя длинные и острые, у клёна большие и более овальные, у берёзы ствол белый с черными чёрточками, у тополя светлее, чем у клёна), (взять несколько веточек для опыта, поставить в воду)

Д\И «Всё наоборот» (не называя, пытаюсь перепутать название и описание деревьев)

Теперь пройдём по нашему саду и полюбуемся его красотой. Каких деревьев больше в саду? (лиственных) А каких именно? Посмотрите в каком состоянии в нашем саду деревья? (некоторые деревья нуждаются в помощи людей: побелка, подрезка, лечение ран на коре).

Посмотрите ещё более внимательно, что мы видим на деревьях? (гнёзда).

А как вы думаете, они пустые или их кто-то уже заселил?

Какие птицы прилетают к нам весной? (перелётные).

Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, ласточки, журавли)

Какие птицы прилетают к нам первыми?

Конечно же, грачи. Грач-это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.

А как вы думаете, нужны ли грачу гнёзда?

Из какого материала грач строит гнездо? (из веток)

Пройдите по парку и посмотрите, может, мы увидим грачей.

Чем питаются грачи? (насекомыми).

Оглянитесь вокруг: проснулись ли насекомые? (нет).

Попробуем догадаться, для чего у грача такой большой клюв? (оказывается грачам достаточно проталинки, чтобы разыскать себе корм - выкопать из земли личинки).

Вернёмся к проталинкам и рассмотрим, не поработал ли на них грач, разыскивая себе корм?

Так почему же ещё нет ранней весной других птиц? (нет ещё насекомых)

А как ведут себя наши зимующие птицы? (снегири улетели поближе к северу, т.к. любят холодный климат, а вороны, воробьи, галки летают парами в поисках мест для гнёзд и громко кричат). Посмотрите, наши кормушки пусты, давайте наполним их кормом, птицы все еще ослаблены зимовкой, и некоторым трудно добывать корм самим.

Давайте поиграем в Д/И «Перелётные птицы», я описываю птиц, а вы по описанию пытаетесь угадать, что это за птица?

Птицы, как и люди, ждут приход весны.

Обратите внимание, как стали одеваться люди?

Ребята, можно сделать вывод пришла ли весна к нам в сад?

По каким признакам можно узнать о приходе ранней весны? Как здесь хорошо и уютно, что не хочется уходить. Помните, как весной мы с вами убирали сад от мусора?

А кто знает пословицу о порядке? (чисто и красиво не там где метут, а там где не сорят)

Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш родной дом, ваша родная земля. Мы сегодня узнали много нового и интересного, прошлись по всем уголкам этого замечательного сада и сделали для себя вывод - чтобы наш сад, наш поселок был красивым и любимым, нужно заботиться о нём всем жителям и взрослым и детям.

Цели: провести наблюдения за весенними изменениями в природе; учить ценить красоту природы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Планируемые результаты : учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека.

Оборудование : карточки с заданиями (для варианта 2 урока).

Предварительная подготовка : учащиеся заранее учат стихи, готовят сообщения.

Ход урока

Вариант 1

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Сегодня я приглашаю вас в гости. Отгадайте к кому.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая, —

Значит, к нам пришла...

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая, -

Значит, к нам пришла...

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет, -

Значит, к нам пришла...

А. Некрасова

О чем идет речь в этом стихотворении? (О весне.)

Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края.

III. Работа по теме урока

1. Подготовка к экскурсии

Весна - это прекрасное время года! Это пробуждение. И в то же время весной в лесу небезопасно.

Проверьте вашу одежду. Хорошо ли вы заправили брюки в носки? кофту в брюки? Есть ли головной убор? Как можно меньше участков тела должны остаться открытыми. Это защитит нас от клещей, ведь они тоже проснулись с приходом тепла.

А еще о чем мы должны помнить, путешествуя по лесу? {В лесу не шумят, не ломают ветки деревьев, не мусорят, не срывают цветы, травы.)

А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, они могут быть ядовитыми. Нельзя сходить с тропы, чтобы не потеряться.

Вы готовы отправиться в путь? (Ответы детей.)

(Перед началом экскурсии учитель настраивает детей на то, что им предстоит на экскурсии.)

1. Увидеть изменения, которые произошли в природе по сравнению с зимой.

2. Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой, которая была зимой.

3. Посмотреть, в каких местах снег уже растаял, а в каких еще сохранился, отличается ли внешний вид снега весной от его вида зимой.

4. Понаблюдать, изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников, появились ли на деревьях и кустарниках цветки и листья.

5. Посмотреть, изменился ли внешний вид хвойных растений.

6. Обратить внимание, появились ли цветущие травянистые растения.

7. Понаблюдать, появились ли насекомые, в каких местах они держатся, появились ли лягушки и другие животные, которых не было зимой.

8. Выяснить, прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы, послушать их голоса.

9. Обратить внимание, произошли ли изменения в жизни зимующих птиц и зверей.

— Ребята, во время экскурсии мы наверняка увидим березы с порезанной кем-то корой. Из этих порезов вытекает очень нужный деревьям сок. Чтобы помочь деревьям, мы замажем эти раны садовым варом или глиной.

И помните: на экскурсии и в любое другое время нужно выполнять правила друзей природы.

2. Экскурсия

Прием «Неживая природа весной»

(Подготовленный ученик читает стихотворение.)

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали.

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает.

Влажным теплом поддувает

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользят.

Галки, вороны стадами

С. Дрожжин

Зимой о солнце говорили: «Светит, да не греет». Но сейчас так уже не скажешь. Солнце и светит ярче, и греет по-настоящему. Оно теперь поднимается в небе гораздо выше, чем зимой. Весна идет!

С каждым днем становится теплее. Начал таять снег, и побежали первые, пока еще робкие ручейки. Дни стали заметно длиннее, чем зимой. А как изменилось небо! Оно теперь голубое, высокое, и плывут по нему белые-белые легкие облака. Таких облаков не увидишь зимой. Они бывают весной, летом и в начале осени.

Первым делом весна пришла в город. Все меньше и меньше снега на улицах, все напористее весенние ручьи. С крыш свисают ледяные сосульки. Звенит капель. Люди одеваются уже не так тепло...

А за городом зима еще сильна. Но ей недолго осталось хозяйничать. Повсюду снег стал серым, влажным. На пригорках и в по лях появились первые проталины. В лесу снег подтаял вокруг деревьев. Это произошло потому, что стволы деревьев темные, а темные предметы быстро нагреваются солнцем.

Лед на водоемах тоже тает. Он темнеет, покрывается трещинами, раскалывается. На реках начинается ледоход: льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.

Весной на водоемах опасно ходить по льду. Подтаявший лед может проломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода! От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Это половодье! Широко разлилась вода, затопила луга, кусты и деревья, иногда даже целые леса! Зайцы, лисицы и многие другие звери в беде. Люди спешат к ним на помощь: на лодках перевозят животных в безопасные места.

От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Постепенно почва на поверхности просыхает, но на глубине остается влажной. Эта влага очень нужна растениям. Весной осадки выпадают в виде дождя. Иногда выпадает и снег, но он быстро тает, не так уж много времени осталось до первой грозы, которая обычно бывает в начале мая.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою.

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы —

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями —

Уже ручей звенит струной,

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

В. Суслов

Привал «Три весны»

(Сообщение ученика.)

Замечательный писатель Виталий Бианки считал: есть не одна, а целых три весны!

Первая весна — полевая. Она начинается, когда на полях показываются первые проталины, земля начинает освобождаться от снега. Снег отступает с полей, бежит с них ручьями в овраги и под крепкий лед реки. Прибывающая вода давит снизу на лед. Река как бы собирает силы в ледяной неволе. Вот поднатужилась и... Треснул толстый лед. Начались ледоход и весенний разлив. Это вторая весна — речная.

В полях уже и следа не осталось от снега, реки начали возвращаться в свои берега, а зима все еще не хочет сдаваться, все еще посылает свои утренние морозы. Последний снег еще прячется от солнца в лесу.

Но приходит третья весна - лесная, когда и в последнем убежище зимы растаял снег. Зацветает лес, зеленеет, наполняется голосистыми птицами. Ну а за ней, за третьей весной, наступает лето.

Привал «Деревья и кустарники весной»

Верба над тыном склонилась,

Вся расцвела, распустилась,

Так и блестит жемчугом.

Кое-где оттаяли кочки,

И закраснелися почки

С дремлющим сладко листом.

С. Дрожжин

Нельзя представить себе нашу природу без белоствольной красавицы березы. Сколько сказок, стихов, песен сложил о ней русский народ! Интересно, что береза - единственное в России дерево с белой корой. Живет береза 100-120 лет. Да, люди любят березу, но как часто они не берегут ее... Теряя весной по вине человека немалую часть сока, береза слабеет. Если наносить ей раны несколько лет подряд, она может и совсем погибнуть. Сахар, который содержится в соке, нужен для питания дерева. Движение сока у деревьев и кустарников - признак их весеннего пробуждения. Еще один признак - цветение некоторых деревьев и кустарников.

Из деревьев первой зацветает ольха. Ее зимой и весной легко узнать по черным шишечкам на ветках. Весной на ольхе появляются сережки. Сережки - это множество маленьких цветочков, собранных вместе.

Рано весной зацветает ива. Возле ее цветков вьются пчелы и шмели. Они прилетают сюда за сладким нектаром. Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. На орешнике, как и на ольхе, видны сережки. А волчье лыко имеет розовые ароматные цветки. Этот кустарник встречается в наших лесах редко и нуждается в строгой охране. Но запомните, что волчье лыко - растение ядовитое!

Ольха, ива, орешник, волчье лыко - раннецветущие растения. Они цветут еще до распускания листьев. Береза зацветает позднее, когда листья на ней уже начинают распускаться. Еще позднее зацветает черемуха. Ко времени цветения она вся уже покрыта молодой листвой. В садах после распускания листьев зацветают яблони, груши, вишни.

Набухание почек и распускание листьев - это тоже признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

Весной начинают прорастать опавшие семена деревьев и кустарников. Особенно хорошо заметны молодые растеньица клена.

Интересные изменения происходят весной с хвойными растениями. Лиственница полностью одевается новой хвоей. У сосны, ели, можжевельника молодая хвоя вырастает на концах веточек. Она гораздо светлее старой. Надо помнить, что хвойные растения никогда не цветут.

Привал «Травы, цветущие весной, насекомые весной»

(Подготовленный ученик читает стихотворение.)

Он долго рос,

Он ждал весны

И наконец расцвел!..

Тебе другие снились сны —

Рукой его ты смел.

Сорвал цветок с лица земли,

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту

И так легко смести!

А под сосной, где ты украл

Природную красу,

Два одинокие листа

На землю льют росу.

А. Новик

Ранней весной, когда на деревьях и кустарниках еще не распустились листья, в лесу очень много света. Почва в это время насыщена влагой. Раннецветущим травам нужно как раз много света и влаги. Вот они и цветут в начале весны, хотя кое-где еще лежит снег. Тепла этим растениям требуется немного.

Питание раннецветущие растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму.

А весна уверенно вступает в свои права. Постепенно в лесу, в парке, на открытых местах появляется все больше зеленой травы. Вслед за первоцветами зацветают ландыш, купальница, а потом и другие травы. Берегите красивые растения! Пусть наша родная земля всегда будет прекрасной и цветущей!

От весеннего тепла насекомые вышли из оцепенения и поки-- нули свои зимние убежища. Летают бабочки, греются на солнце мухи, вьются в воздухе комары, над землей с гудением летают шмели, возле цветущей ивы жужжат пчелы, оживает муравейник. Да, насекомые удивительны, интересны. И все-таки с некоторыми из них людям приходится бороться. Бороться приходится с теми насекомыми, которые приносят человеку вред. Их не так уж много. Ученые подсчитали, что из каждой сотни различных насекомых вред человеку приносит только одно.

Например, некоторые насекомые питаются растениями, которые выращивает человек. Гусеницы бабочки-капустницы питаются капустой. Когда их очень мало, они не страшны. Но если их много, они могут погубить почти весь урожай. А вот некоторые ребята считают, что надо давить любых гусениц. Правы ли они? Давайте разберемся. Гусеница бабочки-крапивницы кормится листьями крапивы, а гусеница траурницы — листьями березы или осины. Какой же вред человеку приносят эти гусеницы? Никакого!

Запомните: гусеницы большинства бабочек не приносят человеку вреда! Если этих гусениц уничтожать, красивые бабочки могут исчезнуть.

Теперь вспомним комаров, которые сосут кровь человека. Нередко комаров бывает очень много. И тогда люди не могут нормально работать, отдыхать. Люди борются с комарами, чтобы их стало меньше. Но, может быть, следует совсем уничтожить этих насекомых? Нет, ни в коем случае! Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы.

Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки — прожорливые хищники. Значит, если хочешь, чтобы комаров стало меньше, береги стрекоз!

Множество опасных насекомых поедают муравьи. Недаром их называют санитарами леса. Конечно, муравьев тоже необходимо охранять.

Давайте относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно шестиногое существо от наших рук не погибло! Не ловите и не убивайте насекомых! Они не только нужны природе, но и украшают ее. Не разоряйте муравейники! Муравьи — санитары леса.

Привал «Птицы весной»

Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан. Его барабан — сухой сучок. Дятел стучит по нему клювом, и звук разносится далеко по лесу. Этот звук заменяет дятлу весеннюю песню.

Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена. Раньше других птиц прилетают грачи. Считается, что с их прилетом и начинается у нас весна. Следом за грачами возвращаются скворцы и жаворонки, потом зяблики. Ласточки и стрижи прилетают позже других птиц. Ведь им нужно, чтобы в воздухе появилось достаточно летающих насекомых. Поздно прилетает и кукушка. Она питается гусеницами, которых собирает на деревьях. А гусениц становится много только после распускания листьев. Почти все птицы весной строят гнезда. Высоко на деревьях видны большие гнезда грачей. Под крышами домов слепили свои гнездышки ласточки. Жаворонки, соловьи вьют гнезда на земле. Синицы и скворцы селятся в домиках, сделанных для них человеком, а в лесу — в готовых дуплах. Дятел сильным клювом сам выдалбливает в стволе дерева дупло.

В гнезда птицы откладывают яйца и насиживают их - согревают своим теплом. У некоторых птиц, например у уток, из яиц вылупляются покрытые пухом, очень подвижные птенцы. Уже через день они выпрыгивают из гнезда, выводком ходят за матерью, плавают, ныряют и самостоятельно собирают корм.

У других птиц птенцы появляются на свет беспомощными, голыми. Но еды им нужно очень много, потому что они быстро растут. Нелегко приходится птицам-родителям. Скворцы приносят птенцам корм 300 раз в день, синицы — 400 раз.

А вот кукушка гнезда не строит. И птенцов не выкармливает. Свои яйца она подкладывает в гнезда других, более мелких птиц. Обычно они не замечают обмана, насиживают яйцо кукушки, а потом кормят большого прожорливого кукушонка. Он бывает больше той птички, которая его выкармливает.

Привал «Разные животные весной»

— Встречали ли вы весной каких-нибудь зверей?

— Что интересного вам удалось заметить?

— Видели ли вы этих животных?

— Приходилось ли вам видеть змей?

— Что вы знаете о змеях?

Весной происходит много изменений в жизни животных. Просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм. Еж ищет насекомых, медведь — в основном растения и насекомых, но иногда охотится на крупных животных, например на лося или оленя. Позже других просыпаются летучие мыши. Они питаются насекомыми, которых ловят в воздухе, а ранней весной летающих насекомых еще мало. Те летучие мыши, которые зимовали в теплых краях, возвращаются к нам. Интересно, что для летучих мышей можно делать домики, похожие на домики для птиц.

Весной звери линяют. Свою теплую шубу они меняют на легкую летнюю. У белки, зайца, ласки вновь изменяется цвет меха.

У большинства зверей весной рождаются детеныши. Взрослые животные заботятся о своем потомстве: кормят, защищают от врагов.

Важные изменения происходят весной в жизни и других животных: рыб, лягушек и жаб, ящериц и змей. Рыбы выметывают икру. Из икринок появляются мальки. Они питаются, растут и со временем превратятся во взрослых рыб.

После зимней спячки просыпаются лягушки и жабы. Они громко урчат в пруду, реке, озере. В воду они выметывают икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются во взрослых лягушек и жаб. Ящерицы и змеи тоже пробуждаются от зимней спячки. Они выползают на солнышко и подолгу греются. Ящерицы начинают ловить насекомых. Змеи охотятся на лягушек, мышей, полевок. Как видите, для большинства животных весна - это время размножения. Поэтому охота и рыбная ловля весной запрещены.

Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. Берегите лягушек, жаб и их головастиков. Не убивайте змей, даже ядовитых! Все они очень нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство!

Привал «Труд людей весной»

— По своим наблюдениям расскажите, какие работы люди выполняют весной в поле, в саду, в огороде, на улицах городов и сел.

— Как эти работы связаны с весенними изменениями в природе?

— Как люди осенью и зимой готовились к весенним работам?

Весна — очень беспокойное время. Главная забота - вовремя посеять и посадить культурные растения. От того, как люди выполнят эту работу, во многом зависит будущий урожай.

Сначала на поля, вспаханные еще осенью, выходят тракторы с боронами. Бороны выравнивают почву, рыхлят ее, разбивают крупные комки. Затем в полях появляются тракторы с сеялками. Ранней весной сеют пшеницу, овес и некоторые другие растения. В конце весны с помощью особых машин — картофелесажалок — высаживают картофель.

Много работы весной в саду. В самом начале весны стволы деревьев надо побелить, чтобы их не обожгло солнце. Ведь оно стало теперь ярким, горячим. Стволы белят еще и для того, чтобы погибли опасные для растений насекомые, которые прячутся в трещинах коры.

Когда растает снег и почва в саду просохнет, убирают сухие листья. А когда на деревьях и кустарниках появится молодая листва, вырезают засохшие ветки. В это время они хорошо заметны.

В огородах люди сеют семена редиса, моркови, свеклы и многих других овощных растений. Сажают выращенную заранее в тепле рассаду помидоров, капусты. Привал «Наш рассказ о весне»

(Класс делится на группы. Каждая группа за определенное время устно должна составить подробный и красочный рассказ о весне. Затем все рассказы заслушиваются, анализируются, учитель выделяет наиболее удачные фрагменты каждого рассказа.)

IV. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали во время экскурсии?

Вариант 2

I. Организационный момент

Сегодня наш урок пройдет необычно. Мы отправимся в лес (парк, сквер) и понаблюдаем, как изменилась природа с приходом весны.

II. Работа по теме урока

1. Подготовка к экскурсии

(Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения, повторяются правила дорожного движения, правила поведения на природе. Класс делится на группы.)

2. Экскурсия

(Каждой группе выдается карточка-задание, сообщается время самостоятельной работы, определяется примерная зона леса (парка, сквера) для проведения наблюдений.)

Карточка 1. Неживая природа

Какая сегодня погода? Сравните ее с зимней погодой.

Чем отличается весеннее небо по цвету и характеру облачности от зимнего?

Как светит солнце? Изменились ли весной высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?

Что произошло со снегом? Почему? Изменился ли он по окраске и плотности по сравнению с зимой? Где осталось больше снега, почему?

Как изменилась почва?

Карточка 2. Живая природа

Посмотрите на лес (парк, сквер) издали. Изменился ли он по сравнению с зимой?

Найдите хвойное дерево. Как изменились хвойные деревья по сравнению с зимой?

Найдите лиственное дерево и кустарник. Как изменились лиственные деревья с приходом весны?

Рассмотрите почки на дереве и кустарнике. Как они изменились по сравнению с тем, что вы наблюдали зимой? Распустились ли в это время листья на дереве и кустарнике?

Осмотрите травянистые растения. Как они изменились с наступлением весны? Найдите цветущее травянистое растение. Как оно называется? Где оно растет, на какой почве?

Прислушайтесь: когда в лесу (парке, сквере) больше звуков — зимой или весной? Почему?

Каких насекомых и птиц вы увидели во время экскурсии? Какие изменения произошли в их жизни с приходом весны?

(Учитель проводит коллективное обсуждение каждого задания. Затем группы отчитываются о своих наблюдениях, делается коллективный вывод.)

Неживая природа

Сегодня... погода. Небо теперь голубое, высокое, по нему плывут белые-белые легкие облака. Солнце светит ярче, пригревает. Оно гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой. День стал заметно длиннее. Снег тает, так как стало тепло. Он потемнел и уплотнился. Сначала он тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и других открытых местах. Позже тает снег в лесу. От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги.

Живая природа

Лес (парк, сквер) оделся в легкую желтовато-зеленоватую дымку. Стволы сосен изменили цвет. Они стали какого-то яркого оранжевого цвета. На лиственных деревьях и кустарниках набухли почки. На иве (вербе) появились серебристые барашки, а на ольхе — сережки. Так ива и ольха цветут. Листьев на деревьях и кустарниках еще нет.

На проталинах, в хорошо прогреваемых солнцем местах, расцвела мать-и-мачеха. Почва в таком месте хорошо увлажняется. Весной в лесу (парке, сквере) больше звуков, чем зимой, потому что больше стало птиц. Начинают возвращаться перелетные птицы. Они весело щебечут. Начали просыпаться насекомые. Они выбираются из своих укрытий.

(Затем учащиеся располагаются на полянке, проводится игра «Я знаю...». Цель игры — подвести итоги проделанной работы, выяснить, что дети узнали на экскурсии.)

Я знаю пять признаков весны: ...

Я знаю пять перелетных птиц:...

Я знаю пять первоцветов:...

Я знаю пять насекомых: ...

Я знаю пять проснувшихся зверей:...

III. Подведение итогов урока

(Этот этап урока проводится в классе. Учащиеся рассказывают, какие изменения произошли в природе с приходом весны. На доске составляется схема «Весенние изменения в природе, наблюдаемые на экскурсии».)

Домашнее задание

1. Вспомнить, что видели и слышали на экскурсии, рассказать об этом дома.

2. Рабочая тетрадь: № 1 (с. 36).

Представляю вашему вниманию конспет экскурсии-прогулки в весенний пак для детей подготовительной группы. В ходе экскурии дети учатся наблюдать сезонные изменения в природе, понимать связь всего живого и неживого в природе. У дошкольников развивается интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения. Ребенок учится понимать природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект прогулки-экскурсии в весенний парк

для детей подготовительной группы

Экскурсия в природу «Пришла Весна с радостью»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Косагова Галина Васильевна

2013г.

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Задачи:

  1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
  3. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий), применения приёмов моделирования.
  4. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
  5. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
  6. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
  7. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
  8. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).
  9. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
  10. Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
  11. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Интеграция Образовательных Областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

Материал:

Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты.

Предварительная работа:

Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами). Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии». Повторение правил дорожного движения.

Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.

Ход прогулки-экскурсии:

Организационный момент

Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.

Добрый день! Мы предлагаем вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.

В нашем домике живет удивительный народ.

О природе много знает, все на свете примечает.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая,-

Значит к нам пришла... весна /Говорят дети/

Правильно наступила ВЕСНА.

предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:

Какая сегодня погода? (ответы детей)

Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?

Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?

Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!»

Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся в парк искать шаги (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.

Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта).

Дети: Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.

Другое народное название марта - «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.

Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

Отгадайте какая птица прилетает в конце марта?

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовётся птица... (грач)

Почему грача называют «вестником весны»?

Дети: В конце марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе».

Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?

Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды».

Воспитатель: А как называют май? (травень )

Вижу вы действительно готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь.

(Дети с воспитателями отправляются в городской парк)

Воспитатель: Вы узнали Основная часть.

это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей) Чтобы мы ни чего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память. Детям раздаются фотоаппараты.

Но Зима не пустит нас в парк пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны». Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них.) (Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.)

Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь.

Тогда становитесь друг за другом.

По тропинке мы пойдем,

Лужу мимо обойдем (Дети перепрыгивают ручейки или обходят их).

По пути пытаются найти признаки весны:

Ребята, нас с вами встречает аллея.

Какие деревья растут вдоль дорожки? (клены )

Значит, как называется аллея? (кленовая) Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу ). В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки, рассмотреть через лупу )

Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями )

Отгадайте к какому дереву мы сейчас подойдем?

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь Ты... (березку)!

  • Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)
  • Что произошло с почками?
  • Что вы знаете о березе?

(Дети подходят к дубу)

- А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб).

Какую пользу приносит дерево человеку?

Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?

Как узнали?

Чем отличается кора?

Как человек использует древесину этого дерева?

Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается)

Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки - не ломать ветки, не портить кору дерева знаки. )

Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т.д.)

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц )

Отгадайте загадку:

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день! (скворец )

Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники ).

А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей )

Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это (скворцы и др.)? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

(Воспитатель показывает экологические знаки)

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки )

Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.

  • Над цветком она летала,

И пыльцу из цветка собирала.

Полосатая она.

И зовут её... (пчела )

  • Летит - жужжит,

Сядет - молчит (жук ).

  • На берёзовую ветку

Кто сушить

Повесил сетку? (паук )

Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок» (Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом )

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками ).

Дождик закапал (встряхивают кистями рук),

паучка смывает( движения рук вниз ).

Солнышко встало (разводят руки в стороны ),

Лужи высыхают (движения рук внизу ).

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками ).

Воспитатель: - О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук ) Почему?

Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение ).

Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей )

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами ). Давайте назовем какие цветы вы узнали? (ответы детей ).

Воспитатель предлагаем подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали.

Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают ).

Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!» )

Срывая цветы, первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.

Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки»

«Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло.

Глядь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят»

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?

Попрощаемся с нашим парком и оставим всем кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии ).

На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны».

1. Вода с гор течет, весну за собой ведет.

3. Весна красна делами, осень пирогами.

4. Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.

Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.


План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе

Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать изменения в жизни растений в осеннее время.

  • 1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
  • 2. Закрепить знания о характерных признаках березы осенью.
  • 4. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.
  • 5. Активизировать двигательную активность детей.
  • 6. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
  • 7. Воспитывать умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.
  • 8. Воспитывать трудолюбие, умение оказывать помощь взрослым.

Словарная работа: листопад, опад.

Материал и оборудование: выносной материал (машины, песочные наборы, скакалки, обручи, мячи); лупы по количеству детей, ленточка; канат, мячи, кегли, силуэты листьев разных деревьев; детские грабли, ведерки, лопатки.

Предварительная работа:

  • - беседы об осени, сезонных изменениях в природе;
  • - наблюдения за деревьями, кустарниками;
  • - экскурсии в парк;
  • - рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», «Осень».
  • - чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Синичкин календарь»;
  • - заучивание наизусть: К.Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила»;
  • - загадки о деревьях, о временах года;
  • - дидактические игры «С какой ветки детки?», «С какого дерева лист?»;
  • - продуктивная деятельность по тематике «Осень»;

Ход прогулки

Воспитатель. Ребята! Напомните мне, какое сейчас время года? (Осень). А какая именно: ранняя, «золотая» или поздняя? (Золотая). Почему это время года так называется? Что в ней особенного, что все люди восхищаются «золотой» осенью?

В это время листья на деревьях становятся разноцветного цвета.

Листья переливаются на солнце как золото.

Это очень красивое время года.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу проверить вашу смекалку. Послушайте загадку:

Стоишь на белой ножке,

На веточках сережки.

Нас соком угощаешь,

Тебя всегда узнаешь

Дети. Это береза.

Воспитатель. Правильно! Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, береза!»

  • - Полюбуйтесь, какая она красивая, стройная, высокая.
  • - Как можно березу назвать ласково? (Ответы детей: березонька, березка).
  • - Назовите все части березы? (Ответы детей: корень, ствол, ветви, листья, сережки).
  • - Какого цвета ствол у березы? (Ответы детей: белый с черными пятнами).
  • - Какого цвета сейчас листья на березе? (Желтые, золотистые, желтые в крапинку).
  • - Какого цвета они были летом? (Зеленые).
  • - Так почему же сейчас они золотисто-желтые?

Дети: Наступила осень.

  • - Так береза готовится к зиме.
  • - Листья пожелтели потому, что им не хватает солнца и тепла.

Воспитатель: Мне, кажется, листочки как будто переговариваются друг с другом. Давайте послушаем их шелест:

Ребята! Березу мы легко найдем по белому стволу с черными пятнами. А вы знаете, что черные пятна это «рот» березы, через который она дышит. Я предлагаю подойти к березе и погладить ее кору.

  • - Какая она? Твердая или мягкая, мокрая или сухая, гладкая или шероховатая? (Ответы детей)
  • - Посмотрите, на березе есть трещины? Давайте их рассмотрим через лупу. (Дети с помощью лупы рассматривают ствол березы).
  • - Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? (Насекомые).
  • - Вы их сейчас увидели? (Нет). Где же они?

Дети: Насекомые спрятались от холода в щели коры.

Насекомые заснули до весны.

Воспитатель: Можно сказать, что береза дом для насекомых? (Да).

А какую пользу приносит она людям?

  • - Летом защищает нас от солнца, ветра,
  • - Из березы делают мебель, посуду, игрушки, бумагу.

Воспитатель: Правильно! Береза нам дарит свою целительную силу: лечит людей от многих болезней, успокаивает, снимает усталость. Недаром в народе ее называют «деревом доброты». Но не каждый человек может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит, верит ей и относится к ней с лаской. Нужно быть добрым и щедрым и береза полюбит вас.

Вы хотите подружиться с березой? (Да). Тогда погладьте ее кору, прижмитесь к ней щекой, обнимите.

Ребята! Береза считается одним из самых красивых деревьев. Вокруг нее водят хороводы. А сколько песен, стихов сложено о ней. Послушайте стихотворение. (Е.Трутневой «Улетает лето».)

Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах...

Утром мы во двор идем --

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летят!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель: Березу еще называют деревом исполнения желаний. Я предлагаю вам прикоснуться к ленточке и загадать желание, только о нем не рассказывайте не кому, иначе оно не сбудется. (Дети загадывают желание)

  • - А теперь я завяжу ее к веточке березы. Очень надеюсь, что береза исполнит ваши желания, вы вырастете добрыми и чуткими, здоровыми и сильными.
  • - Дети! Где бы не росла береза, она всюду приносит людям радость, а мы как должны относиться к ней? (Ответы детей: бережно, нельзя ломать ветки, срывать листья и т.д).

Воспитатель: Ребята, скажите, почему листья опадают? (Деревья готовятся к зиме).

  • - Что означает слово «листопад»? (Ответы детей.)
  • - А опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, опавшие листья перегнивают за зиму, удобряют почву и дают деревьям питание, а также полезные вещества для роста.

Давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожек опавшие листья, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, молодцы! Теперь пора поиграть в интересную игру, которая называется «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку и будьте очень внимательны. У кого будет листочек клена (березы, рябины) - летите ко мне.

Дети разбегаются и говорят слова:

Мы листочки, мы листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок.

Индивидуальная работа по развитию движений:

  • - прокатывание мяча между предметами;
  • - ходьба по канату приставным шагом.

Самостоятельная деятельность детей.

Подведение итогов прогулки.

Экскурсия - наблюдение за берёзой