Конспект по ознакомлению с природой в средней группе. Конспект занятия в средней группе «Мы – друзья природы

Тема: «Времена года».

Учить детей различать признаки времён года;

Помочь познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят;

С помощью поэтического слова показать красоту различных времён года, разнообразие сезонных явлений;

Упражнять в отгадывании загадок о животных;

Воспитывать внимание, мышление.

Материал: игрушечный зайчик, конверт, картинки с временами года.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости хочет прийти интересная игрушка – зверюшка, но появиться этот гость только тогда, когда вы разгадаете загадку о нём:

Комочек пуха, белое ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Кто это? - (зайчик).

Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали загадку. Посмотрите, в лапках у зайчика необычный конверт. Давайте посмотрим что там.

Воспитатель: А ты, зайчик, садись на стульчик, будешь гостем в нашей группе.

Воспитатель: Зайчик хочет проверить, знаете ли вы, приметы времён года?

Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года.

1.Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, »Купайтесь! » - приглашаю

И любите за это вы все меня. (Я- лето)

2. Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек. (Я- осень),

3. Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня. (Зима),

4. Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня. (Весна),

5. И светла и широка

Наша тихая река

Побежим купаться,

С рыбками плескаться. (Лето),

6. Льёт дождь, холодный, точно лёд.

Кружатся листья по полянам.

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелёт. (Осень).

7. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зима).

8. На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под ёлкой снег лежит. (Весна).

(Дети помещают отгадки на доску)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все времена года правильно отгадали.

Воспитатель: А какое сейчас время года? Как вы узнали, что весна? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Только весной деревья надевают свой зелёный наряд, а птички вьют гнёзда и высиживают птенцов.

Давайте перечислим с вами приметы каждого времени года (ответы детей)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе расцвело необыкновенное Чудо – дерево!

Помните, как в книжке К. И. Чуковского на ветвях Чудо – дерева росли и картинки и ботинки.

Воспитатель: А на нашем дереве сегодня выросли разноцветные шары для весёлой детворы.

Cтихотворение:

Как у наших у ворот

Чудо – дерево растёт

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А разноцветные шарики!

Да непростые, а волшебные

С загадками.

Что же вы зеваете, их не обрываете?

Саша к дереву пойдёт, шарик с дерева сорвёт.

(вызванный ребёнок отгадывает загадку, написанную на шарике)

«Зимой спит, летом ульи ворошит». МЕДВЕДЬ,

«Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт». ЛИСА.

«Под соснами, под ёлками, бежит мешок с иголками». Ёж.

«Хожу в пушистой шубке.

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу». БЕЛКА.

Воспитатель: Ребята, а о каких животных были загадки? (Ответы детей)

А почему их называют дикими? (Ответы детей)

Ну, а последний шарик сорву я. Что же здесь написано: зайчик предлагает поиграть в игру: «Жуки» (Дети выполняют команды воспитателя – жуки полетели, жуки сели, барахтаются, отдыхают.)

Отдохнули? Нам пора прощаться с лесным гостем. Он хочет что-то сказать нам:

Молодцы вы все, ребятки, отгадали все загадки. И в игре вы, малыши, тоже были хороши.

До свиданья, детвора, расставаться нам пора.

До свидания, зайчик. Приходи к нам в гости и других зверей с собой приводи.

Департамент среднего профессионального и начального профессионального

образования Томской области

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБОУ «ТГПК»)

Ознакомление с природой в средней группе

Лесные жители

Выполнила: студентка 543 группы

3 курс заочного отделения

Солоницина Ксения Леонидовна

Проверила: воспитатель

средней группы

Емельянова Светлана Анатольевна

Перспективное планирование

по ознакомлению детей с миром природы

«Ребенок открывает мир природы»

на 2013-2014 уч. год.

Средняя группа №3

Яковлева А. В.

МБДОУ д\с «Ласточка»

Месяц

Тема; Цель занятия

опыты

Игры

Целевые прогулки

Беседы

Чтение

Досуги, развлечения

Работа с родителями

Сентябрь

1.«составление описательных рассказов об овощах и фруктах »

Задачи: обучать навыкам составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, излагая мысли в определенной последовательности. Уточнять и закреплять представления об овощах и фруктах.

2.«Беседа о насекомых»

Задачи: закреплять представления о насекомых, развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

3.К ребятам приходит айболит.

Задачи: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его полезной пищей-овощами и фруктами.

4.Что бывает на растениях после цветов.

Цель: Уточнять представления детей о том, что растения живые- они растут и изменяются

1.Солнце высушивает предметы.

2.Солнце прогревает предметы.

3.Почему песок хорошо сыплется

4. Танец горошин.

5.Что любят растения

6.Где живут зернышки

7. Умный нос

8.Друзья

9.Поиск воздуха.

Д/И «Найди самый красивый листок»

«Овощи»

Игровые упражнения:

1.Почтальон принес посылку

2.Собери урожай.

Подвижные игры: 1.Листопад,.

«Огуречик. 2.огуречик»

Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья

«Почему осень называют золотой»

«Куда и почему улетают птицы»

«Что нам дарит осень»

«Что бы ты увидел; сидя на облаке»

«Маленькие, но многочисленные обитатели планеты»

«Сентябрь»

В.Бианки «Паучок-пилот»

Г.Глушев «Стихи о насекомых»

А.Майков «Пейзаж»

Э.Машковская «Осень»

М.Михайлов «Лесные хормы»

Н.Трутнева «Улетай, наше лето!»

Э. Успенский «Как растили капусту»

Г. Цыферков «Лягушонок искал папу»

Игровая ситуация: 1.Приготовление винегрета

2.Герои сказки Джанни Родари рассказывает об овощахи фруктах

3.Карлсон выращивает овес на крыше.

Беседа с родителями «что рассказать ребенку об овощах и фруктах»

Октябрь

1.Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин)

Задачи: учить сравнивать листья используя предметно-манипулятивный метод. Закреплять умение пользоваться моделями

2.Наблюдение за рыбкой

задачи: закреплять знания об аквариумных рыбках, развивать логическое мышление, интерес к наблюдениям за окружающим нас объектами.

3.В каких условиях живут рыбки

Цель: формировать у детей представления о том, что рыбки живут в воде, вода комнатной температуры, для существования нужен корм, свет.

4.Комплексное занятие «Что растет в лесу»

Задачи: дать детям первоначальные знания о лесе, в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно.

1.выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

2.Полить землю из лейки (впитывает влагу)

3.Посадим дерево

4.Секрет сосновой шишки

5.необычные кораблики

6.как замесить тесто

7.Веселая полоска.

П/И «Кто скорее соберет»

«К дереву беги»

«Найди листок, как на дереве»

«Вейся венок»

С/И «Рыбки живые и игрушечные»

«Люблю я пышное природы увяданье»

«Почему деревья осенью раздеваются»

«Что ты видел по дороге в детский сад»

«Где рыбке лучше живется»

«Октябрь»

«Уход за рыбками»

«Осень-это хорошо или плохо»

«Осень»

Благина Е. «Улетают, улетели»

«Осень»

Э. Машковская «Дело к зиме»

Майков «Осень»

А.Блок. «Зайчик»

К. Ушинский «Бишко»

Игровая ситуация: Карлсон выращивает овес

Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями

Конкурс подделок из природного материала «Чудеса с обычной грядки»

Ноябрь

1.Как поливать растение

Задачи: обучить детей практическим навыкам поливки растений как одному из структурных звеньев трудового процесса; способствовать желанию детей ухаживать за растением.

2.Как зимуют дикие звери.

Задачи: формировать представление о жизни диких зверей в зимних условиях.

3.знакомство с коровой, козой, свиньей

задачи: познакомить детей с домашними животными уточнить чем животных кормят, как за ними ухаживают.

4.В гостях у курочки Рябы

задачи: познакомить детей с овыми домашними животными –овцой и лошадью.

1.по выявлению потребности растений во влаге

2.ветер

3.где прячутся детки

4. Мыло- фокусник

5.Мой веселый, звонкий мяч

6. Вкусовые зоны языка

7. Умывальников начальник.

Игра «Что сажают в огороде»

П/и «Совушка»,

«Бездомный заяц»

игровые упражнения-«Раньше -позже»

«Подскажи словечко»

«Хмурая, дождливая осень наступила»

Беседа: Что ты видел по дороге в детский сад

«почему звери меняют шубки»

«как медведь готовится к зиме»

«Нужно ли человеку готовится к зиме»

«в заколдованном лесу»

«Что нам осень принесла»

Н. Сладков

«Почему ноябрь пегий»

«Лесные шорохи»

«Пороша»

Н.Некрасов «Заунывный ветер»,Е. Благина «Огонек», И.Михайлова «Как обидно»

А,Пушкин «Унылая пора»

Л. Толстой «Волк», В. Зотов «Лесная мозайка»

Игровая ситуация: Айболит рассматривает комнатные растения,

посещение картинной галереи

Изготовление и выставка Кормушек для птиц

Декабрь

1. Беседа как живут растения зимой.

Задачи: Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям в природе.

2.Рассматривание и сравнение воробья и вороны.

Задачи: расширить знания детей о жизни птиц зимой об их внешнем виде, питании.

3.Комплексное занятие «Елочка»

задачи: уточнять представления детей о бумаге, упражнять детей в аппликации –умение составлять и склеивать предмет из частей.

4.знакомство с кошкой и собакой

задачи: уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных.

1. Выявление потребности в свете

2. Окрашивание воды

3.Какие цветы сохраняются дольше

4.Узнай все о себе; шарик.

5.Потеря воды во время дыхания

6.Черное и белое

7.Тайный похититель варенья

8.вода прозрачная

П/И «Зайка беленький сидит»

«Бег в дом какой назову»

сюжетная игра: Сравнение игрушечной елки с настоящей елью

Д/И «Знаешь ли ты»

«Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля»

«как помочь птицам зимой»

«О чем грустит растение»

«Почему люди зимой не мерзнут»

«С кем дружит ель»

«как животные живут зимой»

Я. Аким «Первый снег»

Е.Трунтева «Первый снег», «Елка»

Г. Скребицкий «Четыре художника»

«Воробей»,

«Ворона»

Зверев «Воробьиное бюро погоды»

В.Зотов «Ворона»

, «снегирь»

«Заяц беляк», «Воробей»

«Сорока»

Э.Успенский «Проказы старухи зимы»

В.Калинина «Про снежный колобок»

В.Чарушин «Что за зверь»

Л.Ларская «Зима»

Н.Рубцов «Ворона», «покормите птиц зимой»

Игровая ситуация: «Вини пух пришел к обеду»

Украсим группу к празднику

Январь

1.Диагностика по разделу «природный мир»

Задачи: закрепить знания детей об особенностях каждого времени года используя модели.

2.Кому нужна вода.

Задачи: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения.

«Поиск воздуха», «Солнечные зайчики», «Хитрые семена»

«На чем полетят человечки»

«Значения расположения ушей»

«подводная лошадка из винограда»

«Волшебные зеркала или 1,3,5»

Подвижная игра «Поймай хвост»,

Игра «Найди пару»

«Опиши мы отгадаем»

«Поет зима –аукает, мохнатый лес баюкает»

«Где найти медведя зимой»

«Зачем белке пушистый хвост»

«Холодно ли птицам зимой»

«Живые ли деревья зимой»

«Если дома живет птичка»

И. Сушков «Белый снег пушистый», К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

«Жалобы зайки» К.Бальмонт «снежинка»

С,Маршак «Январь»,

М. Садовский А.Крылов «Белка»

«Как лиса зимует»

В.Покровский «Волк», «Медведь»

В.Берестов «Гололедица»

В.Кондратьев «Метель»

В.Степанов «Большая пурга». М. Пришвин «Ночевка зайца»В.Бианки «Снежная книга;

Игровая ситуация «Огород на окне»

Конкурс «Лучшая постройка из снега»

Февраль

1.«Как узнать растение»

Задачи: Обобщить представления детей о типичной морфологии растений.

2.Беседа о домашних животных

Задачи: формировать понятие домашние животные, воспитывать интерес к наблюдениям о домашних животных.

3.Путешествие по зимнему лесу

Задачи: Продолжать знакомить детей с лесом, формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время.

4.Посещение зоопарка

Задачи: формировать представление о диких экзотических животных.

«Где вода»,

«Необычное рисование»

«Волшебная рукавичка»

«Дерево умеет плавать»

«Отгадай на вкус»

«В мире стекла»

«Исследование природы с помощью органов чувств»

Подв.игра «Мыши водят хоровод»

«Снег кружится»

«Бабочка и воробьи»

Игра: «Опиши, я отгадаю»

«Чудесный мешочек»

Прогулка по территории детского сада

«Что будет, если не убирать снег зимой»

«Почему люди зимой мерзнут, а звери нет»

«Где раньше начинает таять снег в лесу или в огороде»

«Мой домашний питомец»

«какие растения называют кустарниками»

«Зима»

С. Маршак «Февраль»

В. Бианки «Дотерпят ли»

Н.Павлова «Белые шубки»;

К.Ушинский «Лошадка»;

Е. Клокова «Мой конь»

А.Александровна «Новый знакомый»; В.Степанов «Большая пурга»;

В. Кондратьев «Метель»

Е. Чарушин «На нашем дворе»; Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным»

Игровая ситуация «Чиполино выращивает лук»

«Кот Матроскин обзаводится хозяйством»

акция: «огород на подоконнике»

Март

1. Посадка гороха в центе природы

Задачи: формировать знание детей о процессе посадки как об одном из структурных звеньев трудового процесса.

2.Жизнь диких зверей весной.

Задачи: познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей.

3.Где обедал воробей.

Задачи: познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка.

4.Комплексное занятие советы Айболита

Задачи: формировать представления о том что в весеннее время особенно полезны витамины.

1.Играем красками

2. Водяные весы

3.Стеклянный город

4.Угадайка

5.Угадай по запаху

6.Вода бывает теплой, холодной, горячей

подв. игра «Веснянка»

игра «Расскажи без слов»

«И солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи»

«Кто просыпается весной»

«Чему учит мама своих малышей»

«Что ты видел необычного по дороге в детский сад»

«Вода помощница»

«Ранняя весна»

С. Маршак «Весенняя песенка», Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Н. Сладков «Весенние радости»; В. Альферов «Март» В.Зотов «Заяц беляк», «Еж», «Бурундук», «Волк», «Белка»; В.Бианки «Лесная газета»; С. Асаков «Гнездо»

Экологическое кафе «Медуница»

Уборка участка после зимы, Беседа: «Как мы перезимовали зиму»

Апрель

1.Составление описательных рассказов о комнатных

Задачи: обучать навыкам составления рассказа об объекте в логической последовательностипо плану.

2.Птицы

Задачи: обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков.

3. Знакомимся с деревянными игрушками

Задачи: продолжать знакомить детей с предметами изготовленными из дерева, разнообразными деревянными предметами.

4.Весна в лесу

Задачи: Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период.

«Волшебный материал», «Реактивный кораблик»,

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»

«Язычок помощник»; «Почему все звучит» «Делаем облако»

«Чудесные спички»

П/И «Воробушки и автомобиль»

Д/И «Кто как поет»

«Третьий лишний»

Игра: «Лети, лети листок, ко мне в кузовок»

«Весенняя мозайка»

«Кто весной возращается домой»

«Почему весной бывают наводнения»

«О чем рассказал корень» «Опасный лед»

«Крылатые помощники»

Л. Аким «Апрель», В. Бианки «Последняя льдика»

Н. Павлова «Ранней весной»; И.Беляков «Подснежник проснулся»

К. Ушинский «Пчелки на разведке»; Н. Сладков «Птицы»

словарная игра «Повторяем друг за другом»

На улицах и дорогах (консультация)

Май

1. Рисуем животных

Задача: Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках.

2.Прогулка к пруду

Цель: Познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, рыбками.

3. Диагностика по разделу «Мир природы»

«Соревнование»

«Радуга»

«Естественная лупа»

«Рукам своим не верю»

Подвижная игра: «Два гуся»

Д/И «Что изменилось»

«Красив, зимою и весною волшебный, добрый, дом лесной»

«Времена года», «Правила друзей леса»

«Дома появились малыши»

«Что изменилось в жизни человека с приходом весны»

«Что хорошего и что плохого бывает весной»

Уход за комнатными растениями.

Н. Павлова сказки «Находка»

«под кустом»

«Подножная травка»

Г. Серебрицкий «Счастливый жучок»

В. Степанов «Летающий цветок».

М. Пришвин «Золотой луг»

Е. Серова «Ландыш»,

«Фиалки»

В. Зотов «Береза», «Дуб»

«Божья коровка»,

«Одуванчик»

«Кузнечик»

«Майский жук»

Е. Чарушин «Воробей»

В. Бианки «Первая охота»

«Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами»

«Прогулка в лес»

«Тайна лесной поляны»

Ядовитые растения нашего края (консультация)

Задачи:

1 квартал

(сентябрь-ноябрь)

Экологическое воспитание: Уточнение представлений об осени по существенным признакам сезона; основные осенние явления (хмурое небо, мелкий дождь, туман и т.д.)

Узнавание деревьев, кустарников по листьям, плодам, семенам.

Различие и называние комнатных растений, деревьев кустарников и травянистых растений (толстянка, китайский розан) по внешнему виду(листья, расположение стеблей); выделение отличительных признаков деревьев и кустарников.

Представление о поливе как удовлетворении потребности растений во влаге.

Расширение представлений об овощах и фруктах (цвет, форма, запах, вкус) на основе сенсорного обследования.

Узнавание новой рыбки; установление связей между формами тела и движениями.

Уточнение представлений о домашних животных (кролик, утка), диких зверях (белка. еж) о приспособлении их к сезонным изменениям в природе.

Проявление интереса к самостоятельному наблюдению, понимание необходимости помощи живому существу.

2 квартал

(декабрь – февраль)

Экологическое воспитание: расширение представлений о явлениях не живой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, идет снег, замерзли реки, озера, пруды, метут метели; день короче ночи; небо серое). Установление связей между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; времена года – состояния растений; времена года – одежда человека).

Различие хвойных и лиственных деревьев.

Уточнение представлений об образе жизни диких животных зимой (белка, еж, заяц, лиса, медведь); пища, способы добывания ее зимой; условия жизни зверей в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи).Установление простейших связей между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Расширение представление о многообразии птиц.

Закрепление умения узнавать, называть и сравнивать комнатные растения(поверхность листьев, их количество, расположение)

Установление связи между особенностями листьев и способами удаления с них пыли.

3 квартал

(март – май)

Экологическое воспитание: уточнение представлений о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега. оттепель, солнечные лучи, появление проталин, сосульки и их таяние, появление травы, цветущих растений).

Уточнение особенностей весеннего состояния деревьев (в том числе цветущих), различие двух – трех деревьев по цветкам.

Расширение представлений жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, защита от врагов, воспитание). Называние взрослого и детеныша.

Представление о птицах, их образе жизни (на земле. в воздухе, в воде), установление связей между изменением условий и прилетомптиц: размножение; поведение (стаи, гнезда).

Представление о жизни насекомых (потребность в пище, тепле) установление простейших связей.

Уточнение представлений о биологических процессах в природе на примерах размножения растений и животных (лунка, посадка, прижатие земли, поливка).

Развитие наблюдательности.

Осторожное и доброжелательное поведение во время игр в природе.


Проект для дошкольников 4-5 лет "Природа родного края в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста"

Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта:
Тема проекта «Природа родного края в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты проекта:
Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:
Разработка проекта.
Постановка цели и задачи.
Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
Разработка конспектов образовательной деятельности.

Основной этап:

Работа с детьми:
Беседы на темы:
«Что такое природа?»
«Деревья нашего края».
По содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
«О правилах поведения на природе».
«Лес и наше здоровье».
Рассматривание картин и иллюстраций:
П. С. Меньшикова «Дикие животные».
С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
Чтение произведений:
В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой».
Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
А. Яшина «Покормите птиц зимой».
В. Степанов «Животные наших лесов».
Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
Разучивание стихотворений о птицах, о животных,
о деревьях.
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
О птицах.
О диких животных.
О деревьях.
О природе.
Словотворчество:
«Сказки о лесе».
«Небылицы о природе».
Дидактические игры:
«Природа – не природа».
«Кто в домике живет?».
«Найди перелетных и зимующих птиц».
«Найди по описанию».
«Найди, кого назову».
«Опиши, а мы отгадаем».
«Кого не стало?».
«Чьи следы».
«Назови ласково».
«Кто где?».
Пальчиковые игры:
«Есть у каждого свой дом».
«Воробьи»;
«Птички»;
«Кто спит зимой?»;
«Осенние листья»;
«Дикие животные»;
«Осень»;
«Зима».
«Зайка».
«Сорока».
Игры на развитие дыхания:
«Чей листок раньше улетит?»
«Чья снежинка улетит дальше?».
Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»;
«Елка»;
«Медвежонок»;
«Зайка».
«Дикие животные».
Игровые упражнения:
«Чему человек научился у птиц?».
«Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?».
«Лес шумит».
«Хочу быть птичкой».
«Кто живет в лесу?».
«Дикие животные».
«Птички».
Наблюдения:
За сезонными явлениями.
За деревьями.
За птицами.
«Чьи следы?».
Труд в природе:
Установка кормушек.
Подкормка птиц.
Уборка мусора.
Сбор природного материала для поделок.
Театральная деятельность:
«Как готовятся звери к зиме?».
«На лесной опушке».
«Чудесное превращение».
Подвижные игры:
«Лиса и зайцы».
«Белка».
Эстафета «Собери мусор».
«Охотники и утки».
Хороводная игра «Во поле береза стояла».
Творческая деятельность:
Конструирование «Кормушки для птиц».
Рисование «Берегите природу».
Рисование «Деревья нашего участка».
Конструирование «Хвойный лес».
Лепка «Животные в лесу».
Конструирование «Береза».
Экспериментальная деятельность:
Сравнение еловых и сосновых шишек.
Сравнение веточек сосны и ели.
Рассматривание семян деревьев.
Посадка семян сосны, ели, березы, клена.

Оформление экологического панно:
«Природа нашего края».
«В осеннем лесу».
Музыкальные презентации:
«Природа нашего края».
«А по берегам реки Агидель».
«Природа Башкортостана».
«Правила поведения на природе».
«Народные приметы».
Экологическое развлечение
«Лесная прогулка».
Взаимодействие с семьей:
Совместное изготовление родителей и детей макета «Природа».
Оформление выставки «Природа Башкортостана».
Найти и выучить стихи:
- о любимом дереве родного края;
- о любимом диком животном родного края.
- о любимой птице родного края.
Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок., примет, потешек, песенок о природе.
Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.
Трудовой десант «Дерево нашей семьи».
Подведение итогов.
В заключении хочу сказать, что работая над проектом
У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой де-ятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель:
Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
Развивать память и мышление детей.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование:
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».
Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Дидактическая игра «Природа – не природа».
Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..
Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»

Цели:
Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).
Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения:
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи,
Утепляются дома.
Беседа с детьми.
Ноябрь – последний месяц осени.
- Какие изменения произошли в природе? (ответы детей)
- Листва с деревьев облетела, травы побурели, небо почти всё время затянуто облаками. Часто идут холодные дожди. Солнце выглядывает редко.
- Ребята, а греет ли оно? (ответы детей)
- А заметили ли вы что дни стали короче, длиннее стали ночи? (ответы детей)
- По ночам стало морозно. А утром звонко хрустит молодой лёд на лужах, трава и опавшие листья покрываются инеем. Летят первые серебряные звёздочки – снежинки. Поэтому позднюю осень называют «серебряной». А про ноябрь говорят, что он родной брат зиме.
- Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)
- А теперь я прошу вас отгадать загадку:
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт (иней).
Трудовая деятельность.
Сгребание опавших листьев в небольшие кучки.
Подвижная игра: «Листопад».

Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель : привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Серёже?

Непосредственная образовательная деятельность по экологии в средней группе на тему: «КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»

Задачи:
Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.
Оборудование:
Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.
Содержание:
- Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).
- Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).
- В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.
- Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (лису)
(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Что за зверь зимой холодной,
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что не зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы нападаем только на слабых и больных животных.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается.
(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо, серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.
Весь в колючках,
Ворчит, как, злючка
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.

Игра «Лиса и зайцы»
Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Кто юркнул в дупло? (белка)
Кто спрятался в нору? (лиса)
Кто забрался под листья? (ёж)
Кто укрылся под кустом? (заяц)
Кто залёг в берлогу? (медведь)
Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?
(ответы детей)

Дидактическая игра экологического содержания «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:
Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
Развивать память, внимание, речь.

Воспитывать любовь к природе родного края.
Варианты игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.
Цель:
Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.
Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель:
С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.

Воспитывать любовь к птицам.
Покормить птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Беседа по содержанию стиха:
- Почему надо подкармливать птиц зимой?
- От чего птицам так тяжело приходится зимой?
- Чем бы вы стали подкармливать птиц?
- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:
Расширять представления детей о растительном и животном мире.

Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
Развивать творческие способности, воображение.

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Материалы и инструменты:
Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в природе.
Содержание деятельности:
1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».
Выставка рисунков.

Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.
Любить свой край, любить природу!

Литература
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.
Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
Статьи из журналов
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Экологические игры
Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
Константинова Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес». Педагогический проект для детей средней группы в детском саду. В гостях у сказки

Тема: «Природа нашего города».

1. уточнить представления детей о том, что такое природа;

2. расширять знания о лесе: березовая роща, сосновый бор, ельник, смешанный лес;

3. закрепить понятия лиственный, хвойный;

4. воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.

Материал: Чтение стихотворения Никитина «Лес». Репродукции картин И. Левитана «Березовая роща». И. Шишкина «Корабельная роща». Александрова «Зимняя сказка». Игрушка-самоделка из природного материала «Лесовичок».

Ход занятия.

Дети как вы думаете, что такое природа? (ответы, рассуждение детей) .

И не только это. Дело в том, что человек – это тоже часть природы. Только в отличии от рыб, птиц, зверей, растений, человек обладает умением думать, решать, самому выбирать, каким ему быть – добрым или злым, ленивым или трудолюбивым, совершать хорошие поступки или дурные. От того, что он выберет, зависит, каким он будет.

Как вы понимаете слова «охранять природу»? (ответы детей) .

Слова «охранять природу» означают беречь все, что окружает нас, в том числе и человека: папу, маму, бабушку, дедушку, товарищей в группе, воспитателей, пожилых людей – вообще всех. На улице никого нельзя обижать, всем надо помогать.

Природа нашего города необычайно красива. Сегодня мы поговорим о русском лесе, о его тайнах. Вот одна из таких тайн. Рассмотрите внимательно эти картины (сосновый бор, березовая роща). На всех лес, наш русский лес, но очень разный.

В чем вы видите различия? (Ответы, рассуждения детей) .

Вместе с воспитателем делают вывод: Лес, где растут только березы - березовая роща, березняк; где растут сосны - сосновый бор; там где растут ели – ельник.

Дети, бывает лес, в котором растут и березы, и ели, и сосны, и рябины, и осины – все деревья перемешаны? А как вы думаете, как называют такой лес? Такой лес называют смешанным. Вот, оказывается, какой необычный наш русский лес!

У леса много тайн и секретов. Словно волшебник, он все время меняется. Зимой он какой? Весной, летом, осенью? (Ответы детей). В разную погоду он тоже разный. В тихий, безветренный день лес поражает своей глубокой тишиной, в бурю – пугает воем ветра, треском сучьев, в мороз завораживает своей белоснежной, хрустальной красотой, а солнечный день – блеском золота и серебра. (Беседа сопровождается показом иллюстраций: лес в разное время года) .

Не случайно о лесе писали стихи многие поэты. И как раз о том, как лес меняется, написал удивительное стихотворение поэт И. Никитин. «Лес», «Шуми, шуми, зеленый лес… ».

А ведь мы с вами тоже волшебники, тоже умеем «превращаться».

Игра «Лесные превращения».

Да, это говорит Лесовичок! (Поделка детей из природного материала) .

Послушаем его: вот у меня две ветки деревьев. Чем они отличаются друг от друга? (ветка лиственного и хвойного дерева – ответы детей) .

В ходе беседы делается вывод: деревья с иголками – хвойные, деревья с листьями – лиственные.

Еще одна тайна! Какой лес и зимой, и летом – одним цветом? (ельник, сосновый бор) .

Спасибо тебе, Лесовичок, за помощь!

Игра «С какой ветки эти детки».

Вот, дети, сколько лесных тайн мы узнали! Давайте их вспомним.

1-я тайна: разные виды леса – березовая роща, сосновый бор, ельник;

2-я тайна: лес меняется в разное время года и в разную погоду;

3-я тайна: лес бывает лиственный, а бывает – хвойный;

4-я тайна: хвойные деревья вечнозеленые.

Конечно, это не все тайны леса. Их еще очень много. О них мы поговорим в другой раз.

Рисование картины «Лес».