Кто есть кто в "стоп-листе" иностранных фондов. Отличие от закона об «иностранных агентах»

Совет Федерации РФ принял на пленарном заседании обращение в Генпрокуратуру, МИД РФ и Минюст с просьбой рассмотреть патриотический "стоп-лист" иностранных и международных НКО для возможного включения их в список нежелательных организаций. В верхней палате российского парламента полагают, что составленный перечень поможет защитить конституционный строй РФ.

За обращение в ведомства с целью утверждения "стоп-листа" сенаторы проголосовали единогласно - его поддержали 156 парламентариев, участвующих в заседании, сообщает ТАСС. В тексте документа Совфед утверждает, что сегодня РФ "столкнулась с самой мощной за последнюю четверть века атакой на свои национальные интересы, ценности и институты", главной целью которой, по мнению сенаторов, является воздействие на внутриполитическую ситуацию в России, "подрыв патриотического единства" народа, а также срыв интеграционных процессов с российским участием на пространстве СНГ.

В обращении фактически повторяются произнесенные накануне слова председателя Совфеда Валентины Матвиенко о том, что давление на Россию осуществляется через иностранные НКО. "Беспрецедентное по масштабу привлечение к этой деятельности неправительственных организаций, финансируемых в том числе из государственных бюджетов иностранных государств, дает право говорить о "мягкой агрессии" против России", - отмечается в обращении.

По этой причине верхняя палата предлагает МИД РФ, Генпрокуратуре и Минюсту "рассмотреть патриотический "стоп-лист", включающий в себя ряд известных своей антироссийской ангажированностью иностранных или международных неправительственных организаций", с целью возможного распространения на них действующих норм закона о нежелательных организациях.

В составленный Совфедом "стоп-лист" вошли 12 организаций: Фонд Сороса, Национальный фонд демократии, Международный республиканский институт, Национальный демократический институт по международным вопросам, Фонд Макартуров, "Фридом Хаус" (Freedom House), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд "Образование для демократии", Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский Всемирный координационный совет, Крымская полевая миссия по правам человека.

Тем временем глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев заявил, что некоторых создателей иностранных НКО интересует, сколько людей можно вывести на российские улицы в нужный час, сообщает РИА "Новости" . "Этот вопрос (утверждения "стоп-листа". - Прим. NEWSru.com ) имеет непосредственное отношение к защите конституционного строя. Тех, кто выделяет деньги на подобные НКО, не интересует, сколько деревьев или зверей вы спасли. Их интересует, сколько людей можно будет вывести на улицы в назначенный извне "час икс", - заявил сенатор.

Руководство КПМ не согласно с ее включением в "стоп-лист"

Руководитель Крымской полевой миссии, член Совета по правам человека Андрей Юров заявил, что КПМ - не организация, а лишь инициативная группа волонтеров, и ему непонятно, как можно подпасть под закон о "нежелательных организациях" без юридического лица, сообщает Русская служба BBC .

Также Юров не исключил, что признание Крымской полевой миссии "нежелательной" может положить конец работе КПМ. По закону, участие в деятельности "нежелательной организации" может грозить административным штрафом, а в случае повторного нарушения - уголовной ответственностью вплоть до лишения свободы на срок до шести лет. Таким организациям нельзя распространять информацию, в том числе через СМИ. "Дождемся решения и будем либо правовыми методами бороться, либо приостановим работу, потому что мы же не можем контактировать с людьми, если им будет грозить уголовное преследование", - пояснил правозащитник.

При этом Юров подчеркнул, что миссия правозащитников, в отличие от других участников "стоп-листа", не является организацией: у нее нет юридического лица, членства или бюджета. По этой причине руководитель КПМ надеется, что миссия не будет признана "нежелательной организацией".

Как рассказал Юров, КПМ - это группа волонтеров-правозащитников, в том числе российских, которые "пытаются мониторить" ситуацию с правами человека в Крыму. Костяк из трех-пяти человек между собой обсуждает стратегию, а еще около 20 человек время от времени по отдельности ездят на полуостров и пишут по итогам доклады.

"Патриотический стоп-лист" создается Советом Федерации совместно с МИД РФ, Минюстом и другими ведомствами. О возможном появлении списка нежелательных организаций в Совфеде сообщили 24 июня 2015 года. Сообщалось, что в рамках профильных комитетов - по международным делам, по конституционному законодательству и обороне и безопасности - будет составлен "патриотический стоп-лист", в который войдут "нежелательные организации".

При этом в Совфеде насчитали около 15 неправительственных организаций, которые планируется внести в "стоп-лист", в нижней палате - 20. Однако в обращение верхней палаты вошли лишь 12 организаций.

В июне вступил в силу закон, который позволяет присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус "нежелательных в России" и запрещать им работу в стране, если они представляют угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства.

Решение о признании организации "нежелательной" принимают генпрокурор или его заместители по согласованию с МИД. Перечень "нежелательных" организаций будет вести Минюст.

Либеральные издания сообщают нам, что принятый на заседании Совета Федерации «патриотический стоп-лист» иностранных фондов - это смерть и разорение для огромного числа отечественных НКО. Ну, по крайней мере, на уровне заголовков материалов складывается именно такое ощущение. Что происходит на самом деле и откуда паника?

Итак, «стоп-лист» - это несколько европейских и американских фондов, которые по мнению российских сенаторов выделяют деньги на политические цели внутри России. И спонсируют российские НКО в рамках их политической, и откровенно недружественно и государству, и обществу деятельности.

На сегодняшний день в этом списке находится 12 зарубежных НКО: Фонд Сороса, Фонд Макартуров, Freedom House, Национальный фонд в поддержку демократии, Международный республиканский институт, Национальный демократический институт по международным вопросам, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд «Образование для демократии», Восточно-Европейский демократический центр, Украинский всемирный координационный совет, Всемирный конгресс украинцев, Крымская полевая миссия по правам человека.

В общем-то, уже из названий большинства этих организаций прямо вытекает политическая направленность их работы и грантовых программ. Ну, и что касается российских НКО, то даже из списка «иностранных агентов» могут «пострадать» порядка сорока структур.

Почему слово «пострадать» в кавычках? Потому, что список носит декларативный характер, о чем неоднократно заявлял автор проекта «стоп-листа» Константин Косачёв. То есть, это список для широкого ознакомления, а не для судебного преследования. Благо, некоторые из этих 12-и фондов в России официально не работают уже несколько лет. Например, тот же фонд Сороса.

Однако, в либеральных кругах паника, и крики на тему «сейчас весь российский третий сектор рухнет!». Больше денег ждать не от куда, закроются все волонтерские и социальные программы, и даже помощь украинским беженцам со стороны НКО прекратится. В кои-то веки, внезапно, наши либералы обратили внимание на украинских беженцев в России. И оказывается, теперь по мнению либералов, этим беженцам нужна помощь.

Так вот, если резюмировать, то стоп-лист, по факту никаких законодательных ограничений не несет, никакого вреда даже НКО-иностранным агентам не будет. Правда, тут активно вспоминают фонд «Династия». Но история с ним в том, что это не его закрывали, это они сами решили закрыться после того, как им присвоили статус «иностранных агентов». Ранимые творческие души. Не терпят в отношении себя некоторых «нерукопожатных слов».

Истерика со стоп-листом носит примерно такой же, но более глубокий, что ли, характер. Тут покусились на святое. На Западного Большого Брата, властелина и покровителя. Которого нельзя никакими плохими словами называть, и ни в какие черные списки вносить. А то ведь чего доброго обидится и...

А что, собственно «и»? А ничего. Как финансировали, так и будут. Программы «развития демократии любой ценой» в России уже составлены. Деньги распределены. Других НКО нет и не предвидится. Как минимум настолько глобальных и финансово обеспеченных. Пресловутая система «зонтичных структур» отработана «на ура». То есть никакого урона самой схеме с точки зрения нашей, российской бюрократии не предвидится.

Тут назревают куда более интересные и неожиданные вещи. В рамках пресловутой демократии и гласности, за которую. казалось бы, бьются уже долгие годы все эти наши и зарубежные НКО. Государство просто открыто и максимально публично объявляет кто, кому и зачем платит. На какие цели идут деньги от зарубежных фондов. Кто и с какими целями эти фонды учреждал, кто их возглавляет, и откуда уже эти структуры получают деньги. От каких правительственных институтов и финансовых корпораций.

При этом, важно понимать, что Совет Федерации не рассекретил некую страшную военную тайну. Всё это информация из открытых источников. Просто систематизированная и собранная в едином документе. Для удобства пользования простыми гражданами. Ведь граждане имеют право на информацию? А свобода распространения информации - это ведь одна из основ демократического строя, так? Ну, вот, так вот эта свобода и выглядит. И это право.

Понятно, что наши либералы, которые уже давно считают, что «демократия - это власть главного демократа», и права и свободы - только для них, а обязанности и ответственность - для всех остальных, испытывают культурологический шок. Ладно наши политические либеральные НКО заносят в «иностранные агенты», но покусится на западное, на святое - это рвёт их сектантские шаблоны начисто. Отсюда такие стенания о том, что «все пропало».

Да, это меньшинство боится. Отчасти обоснованно. Они не отработали грантовые программы. Несмотря на многолетние попытки подрыва государственного строя и общественного сознания в России, у них ничего не вышло. Их «патронов» в России вносят в ознакомительные черные списки. Это провал. Не на политическом или административном, а на идеологическом, самом важном, уровне. И от такого провала многолетней работы, конечно, хочется выть. Вот они и воют.

Совет Федерации, а также представители исполнительной власти России в пятницу обсуждали «патриотический стоп-лист». Ранее председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев предложил создать «патриотический стоп-лист» неправительственных организаций, финансирующихся из-за рубежа и представляющих угрозу России и ее национальным интересам.

Необходимость принятия подобного «стоп-листа» обоснована активностью заокеанских «партнеров». В конгрессе США прошел третье чтение бюджет, который предполагает выделить сумму, аналогичную 70 млрд рублей, на «работу по укреплению демократии в России». Сумма вдвое большая, чем в прошлые годы.

Итак, для чего нужен «стоп-лист» и какие задачи он призван решать? Казалось бы, уже есть закон об иностранных агентах, закон о нежелательных организациях. Но не все так просто.

Стоп-лист как ориентир

Во-первых, стоп-лист не будет иметь силу закона, но будет выполнять функцию ориентира для признания организации нежелательной. Это будет своего рода «справочник» как для государственных органов, так и для других заинтересованных лиц, чтобы все они понимали, кем на самом деле являются указанные в «стоп-листе» организации.

Всем нам знакомо слово «нерукопожатность», которое любят использовать либералы. Так вот, внесенные в «стоп-лист» организации станут «нерукопожатными» в России.

Важной функцией «стоп-листа» является и его медийная функция. Сомнительные конторы больше всего не любят, когда из тени их вытаскивают на свет, предавая их дела огласке. Говоря терминами разведки, такое событие фактически приравнивается к «провалу», после которого смысл в деятельности разоблаченной агентуры исчезает. Что позволит обойтись без лишних репрессивных мер, то есть решить проблему малыми средствами.

Запрос на помощь общества

Во-вторых, полагаю, что при формировании «стоп-листа» государство будет активно сотрудничать с институтами гражданского общества - то есть, со всеми политически активными гражданами и организациями.

Как сообщил в пятницу первый заместитель министра юстиции РФ Сергей Герасимов, «для того, чтобы все ведомства, которые занимаются этим вопросом, могли достаточно динамично и эффективно использовать свои полномочия, здесь роль гражданского общества, роль парламентариев, роль общественной палаты и общества в целом, на мой взгляд, может быть весьма важной».

Таким образом, патриотический стоп-лист - это не сколько государственная тема, сколько общественная. Это запрос государства ко всем нам - о помощи в обеспечении национальных интересов и безопасности нашей страны.

Отличие от закона об «иностранных агентах»

В-третьих, закон об иностранных агентах явно недостаточен для эффективной защиты России от деятельности враждебных ей НКО. Этот закон - не про враждебную деятельность, а про то, что нельзя скрывать иностранное финансирование.

По сравнению с американским законом об иностранных агентах, предусматривающем ответственность за его нарушение до 10 лет тюрьмы, наш закон грозит только штрафом. Закон не призван пресекать деятельность враждебных НКО, и если ограничиться им, то враждебному НКО достаточно будет отчитаться о финансировании, и продолжать дальше противоправную деятельность.

Разумеется, такой подход недопустим в условиях, когда «западные партнеры», стоящие за подобными «фондами», не скрывают, что их целью является демонтаж российского государства.

Деструктивная деятельность НКО

Приведем лишь несколько примеров наиболее одиозных зарубежных НКО, по праву претендующих на места в «стоп-листе». Например, Национальный фонд демократии (NED) официально финансируется Конгрессом США в рамках агентства США по международному развитию (USAID). Совет фонда включает в себя таких известных «друзей России», как Уэсли Кларк, бывшего командующего войсками НАТО, а также известного своими русофобскими взглядами Збигнева Бжезинского. Этот фонд финансировал оппозиционные движения в ряде стран Европы, оказывал поддержку арабским молодежным движениям, которые сыграли роль в «арабской весне».

Или например, «Международный республиканский институт” (IRI), который возглавляет большой «друг» России, сенатор от штата Аризона Джон Маккейн. IRI открыто поддерживало государственные перевороты 2002 года в Венесуэле и 2004 года в Гаити. Сам Маккейн активно поддерживал террористов ИГ, открыто встречался и вел переговоры с ними.

Итог деятельности подобных НКО известен всем - полный хаос в арабских странах, создание ИГ и возвращение к средневековому варварству. Власти России не имеют морального права допустить нечто подобное в нашей стране и обязаны поставить заслон деструктивной деятельности западных «партнеров».

В конце концов, каждое государство, неся ответственность перед народом за происходящее, имеет право самостоятельно решать, какие организации имеют право существовать в стране.

Это неотъемлемая часть государственного суверенитета, забытая в 90-е годы, когда при принятии важнейших решений главный вопрос был «а что подумают на Западе?». Теперь же вопрос ставится по-иному: «а что подумает народ России?», и появление «стоп-листа» свидетельствует, что российские власти учитывают в первую очередь интересы России и ее многонационального народа.

Илья Ремесло, юрист

Во вторник спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что «патриотический стоп-лист» уже готов и в него вошли 12 организаций. В этот же день РИА «Новости» со ссылкой на источник в верхней палате парламента опубликовало список НПО.

Председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров подтвердил «Газете.Ru», что это и есть будущий «стоп-лист».

Официально «стоп-лист» должен быть оглашен на заседании Совета Федерации в среду. Он будет отправлен в Генпрокуратуру с тем, чтобы она проверила эти организации на соответствие закону о нежелательных организациях. , фигуранты «листа» могут войти в реестр нежелательных организаций уже осенью.

Председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров считает, что, хотя организации из «стоп-листа» еще только пройдут проверку, у них есть все шансы попасть в реестр нежелательных. «Не думаю, что мы ошиблись в первых двенадцати», — говорит сенатор.

В «патриотический стоп-лист» войдут: Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), Национальный фонд демократии, Международный республиканский институт, Национальный демократический институт по международным вопросам, Фонд Макартуров, Freedom House, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд «Образование для демократии», Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский всемирный координационный совет, Крымская полевая миссия по правам человека.

Большинство этих организаций, по данным «Газеты.Ru», рассматривались в качестве кандидатов в «патриотический стоп-лист» из-за того, что они финансируют НКО, которым присвоен статус «иностранных агентов». Эта аргументация звучала на семинаре-совещании в сенате в прошлую пятницу, на котором присутствовали представители Минюста, МИД РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу, депутаты Госдумы и члены Общественной палаты РФ.

«В списке доминируют организации американские, что показывает общий антиамериканский уклон, который замечен в официальном политическом дискурсе», — считает заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин.

По словам члена Общественной палаты РФ Вероники Крашенинниковой, Национальный фонд демократии является одним из основных американских «каналов финансирования НКО». А фигурирующие в списке Международный республиканский институт и Национальный демократический институт по международным вопросам — его структурные подразделения.

Восточно-Европейский демократический центр (ВЕДЦ), в свою очередь, по данным СМИ, основан в 2001 году в Варшаве при поддержке Госдепартамента США. Основной задачей ВЕДЦ является распространение идей демократии, поддержка гражданских инициатив и неправительственных программ, строительство открытого общества, образование в области прав человека и демократических свобод, содействие социальным и общественным переменам в посткоммунистических странах. Основной интерес деятельности этой организации направлен на Украину и Белоруссию, где она поддерживает оппозиционные партии, прессу и общественные организации. Основными партнерами этого центра являются National Endowment for Democracy, Фонд Чарльза Стюарта Мотта и FREEDOM HOUSE из США, все они, кстати, тоже попали в этот «стоп-лист».

Украинский Всемирный координационный совет образован в 1993 году на Украине. Основная цель — объединять все украинские организации за рубежом для сохранения украинской этнической идентичности. Деятельность этой организации всегда была резонансной. Так, например, в 2002 году в несколько этапов проводился «еврокараван», в ходе которого члены данной организации посетили страны от Балтийского и Черного моря, которые вскоре войдут в Евросоюз. Обсуждали они проблемы национальных меньшинств.

Крымская полевая миссия по правам человека начала свою работу 5 марта 2014 года при поддержке программы развития ООН на Украине. Деятельность миссии в основном направлена на мониторинг в сфере прав человека, поддержку журналистов, правозащитников и адвокатов. Среди ключевых трудностей — низкая активность местного правозащитного и гражданского общества. Так, представители миссии утверждают, что Россия стремится скрыть многие факты нарушения прав человека в Крыму, пытаясь показать лишь красивую картинку, что существенно отличается от реалий, а Крымская полевая миссия открыто об этом говорит.

Составители списка, судя по всему, выбрали организации, которые отличались наиболее «критическим подходом к российской официальной политике». «В целом понятно, что есть желание оградить себя от украинской политики и критики извне», — считает Уткин.

«Главное основание — антироссийская деятельность, направленная на разрушение межнационального единства, угрозу безопасности и т.д. Учитывались и заявления организаций о том, что у нас нет демократии, подтасовываются демократические процедуры... Примерно такие критерии мы использовали», — объяснил логику сенаторов председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров.

Список, по его словам, составлялся на основе обращений различных общественных организаций, рекомендаций Минюста и депутатов Госдумы. Глава комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас на упомянутом семинаре-совещании говорил, что сенаторы также получали информацию от ФСБ и Генпрокуратуры.

Закон о нежелательных организациях был подписан президентом в мае этого года. Реестр подобных организаций будет вести Минюст, а заполняться он будет по решению генерального прокурора РФ и его заместителей по согласованию с МИДом.

Включение в перечень нежелательных влечет для организаций запрет на физическое присутствие в России, запрет на набор персонала и информационное продвижение их брендов в России. Кредитным и некредитным организациям будет запрещено проводить операции с деньгами и имуществом, стороной в которых выступает запрещенная в России организация.

Член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова объясняет, что попадание в список нежелательных организаций означает фактически полный запрет на деятельность на территории РФ. Однако даже само попадание в «патриотический стоп-лист», скорее всего, будет вести к тому, что НКО будут отказываться от сотрудничества с ними.

«Это слишком рискованно. Они в любой момент могут стать нежелательными», — говорит Тополева-Солдунова. А это, в свою очередь, нанесет урон российскому некоммерческому сектору, так как упомянутые организации финансировали в том числе и программы неполитического содержания.

Профессор кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ Елена Лукьянова считает, что государство, наоборот, должно радоваться, «если какие-то международные организации хотят платить за то, что оно само не финансирует».

При обсуждении закона о нежелательных организациях, реестра иностранных агентов и вопроса о формировании «патриотического стоп-листа» парламентарии постоянно делают отсылку к аналогичному законодательству в западных странах. Однако, говоря о том, что закон об «иностранных агентах» скопирован ими из аналогичного закона США, который был принят в 1930-е годы для борьбы с нацистами, законодатели забывают об одном факте: иностранные организации имеют возможность вести лоббистскую деятельность в пользу своих правительств, лишь регистрируясь в конгрессе США. В России такой возможности у них нет — в стране до сих пор не принят закон о лоббизме.

Директор центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов считает, что инициатива эта странная и даже может рассматриваться как «признак слабости».

«Если у нашего руководства поддержка в 89%, то какой вред ему могут нанести эти НПО?» — недоумевает эксперт.

Сенатор Озеров говорит, что изначально черновой вариант «патриотического стоп-листа» был больше, но некоторые организации из этого списка требуют дополнительной проверки. В дальнейшем же он может быть расширен. «Если найдутся организации, которые «заслуживают» туда попасть, я думаю, мы найдем способ их туда включить», — убежден Озеров.

Руководитель ассоциации «Голос» Григорий Мельконьянц, у которого сегодня дома прошел обыск, сказал «Газете.Ru», что к появлению «патриотического стоп-листа» относится «философски». «В итоге они придут к тому, что запретят любое иностранное финансирование. И в этом списке окажутся в итоге почти все: кто-то раньше, кто-то позже», — почти не сомневается он.

3 июля в Совете Федерации (СФ) состоится совещание на тему деятельности иностранных неправительственных организаций. Как сообщает «Газета.Ru » со ссылкой на свои источники, в результате может появиться список из более чем 20 фондов, который СФ направит в Генпрокуратуру для проверки деятельности на соответствие По данным издания, обсуждается включение в список Amnesty International, Human Rights Watch, Freedom House. Уже осенью ряд из них могут включить в реестр нежелательных организаций, а их деятельность в РФ запретить.

Инициатором совещания на прошлой неделе выступил глава комитета СФ по международным делам Константин Косачев, заявивший, что объем средств, который западные фонды направляют в Россию, растет и «деньги идут не на поддержку наших граждан и не на стабилизацию экономической и политической ситуации»: «Речь идет о том, чтобы повторить отработанный на Украине и в других странах антидемократический сценарий по смене законной власти на лояльный режим».

Предполагалось, что участие в совещании примут представители МИДа, Генпрокуратуры и Минюста – ведомств, которые уполномочены действовать в рамках закона о нежелательных иностранных организациях. Как уже писала «Газета.Ru», принимать решение о включении той или иной структуры в соответствующий реестр должен генпрокурор или его заместители по согласованию с МИДом. Вести реестр будет Минюст.

К мероприятию в Совфеде готовится «патриотический стоп-лист» – список западных фондов, чья деятельность, по мнению сенаторов, может представлять угрозу для России. Косачев ранее заявлял, что в него необходимо включить ряд американских НПО: Фонд Сороса, Фонд Макартуров, Национальный демократический институт (NDI), Национальный фонд поддержки демократии (NED).Кроме того, говорит источник в руководстве верхней палаты, планируется, что в своем постановлении Совфед обратится ко всем органам власти с призывом о консолидации и потребует не церемониться с иностранными НПО, которые «раскачивают лодку» в России.

По словам информированных источников «Газеты.Ru», всего в «стоп-листе» будет более 20 иностранных НПО. В числе тех, кто может попасть в список, такие известные организации, как Amnesty International, Human Rights Watch, Freedom House. Кроме того, обсуждается включение в «патриотический стоп-лист» Фонда Форда (США), Фонда имени Роберта Боша (Германия), Фонда Чарльза Стюарта Мотта (США).

«Патриотический стоп-лист» станет составной частью постановления СФ, которое будет принято на заседании 8 июля. Сенаторы, говорил ранее Косачев, направят черный список в Генпрокуратуру, чтобы она проверила деятельность фигурирующих в нем организаций и приняла решение, какие из них следует включить в реестр нежелательных.

Кроме того, говорит источник в руководстве верхней палаты, планируется, что в своем постановлении Совфед обратится ко всем органам власти с призывом о консолидации и потребует не церемониться с иностранными НПО, которые «раскачивают лодку» в России.

Первые фигуранты «нежелательного» реестра могут появиться в нем уже осенью, когда пройдут соответствующие проверки, прогнозирует источник, близкий к Генпрокуратуре.

Сколько именно западных фондов на первом этапе будет включено в реестр, а их деятельность в России, соответственно, попадет под запрет, собеседник издания ответить затруднился. Наверняка можно говорить, что не все из тех, кого сенаторы включат в «патриотический стоп-лист»: «Остальных надо просто встряхнуть, никому ведь не хочется, чтобы для них закрыли перспективу работать в России. Возможно, они станут вести себя более осмотрительно».

Закон о нежелательных иностранных организациях подразумевает, что на территории России может быть запрещена деятельность «иностранных или международных неправительственных организаций» в случае, если их деятельность представляет угрозу конституционному строю, обороноспособности или безопасности страны. С момента включения той или иной структуры в реестр все ее финансовые операции будут заблокированы. За нарушение закона предусматриваются штрафы и уголовная ответственность на срок от двух до шести лет.

Замсекретаря Общественной палаты, бывший заместитель генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе считает составление «патриотического стоп-листа» логичным: «Те иностранные организации, о которых идет речь, не подпадают под действие закона об иностранных агентах, и возникает юридический провал: российские организации находятся в правовом поле, а иностранные – нет. Между тем они являются инструментами ЦРУ и Госдепа по смене режимов – это те же Национальный фонд поддержки демократии, фонды Сороса и Макартуров. Вы видели результаты их деятельности в Грузии, Киргизии, на Украине, сейчас – в Армении. Поэтому сегодня задача всех патриотических сил страны – подумать о стабильности нашего государства».