Кто по национальности андрей миронов. Виктор Рохлин: Миронов - по маме, Менакер — по папе. «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

(к 77-летию со дня рождения)

Продюсеров сейчас много, артистов еще больше... Великих - единицы! А я их видел, я их любил и помню!

Буду опровергать расхожие мифы на конкретном и всем известном примере. Первый из них гласит: чаще всего талант проявляется и находит свое развитие не у «избалованных москвичей», а у тех, кто приехал с периферии, откуда-нибудь, со станции «Зима». Этот миф охотно поддерживали в официальной пропаганде, чтобы легким способом приподнять окраины и еще раз «поставить на место» интеллигенцию в угоду рабоче-крестьянскому началу. Известная политика «шариковых».

Андрей Миронов - яркое тому опровержение! Он появился на свет в Москве, в роддоме имени Грауэрмана, 7 марта 1941 года. Родители: Мария Владимировна Миронова и Александр Семенович Менакер, артисты юмористического цеха, объявили датой его рождения 8 марта, согласно репризе одной своей миниатюры: «Андрюша - подарок женщинам в Женский день 8 марта». В дальнейшем жизнь полностью подтвердила это утверждение.

Григорий Горин в своем эссе «Андрей» пишет, что ребенок родился на сцене, т. к. Мария Миронова до последнего момента играла в Театре миниатюр и к «Грауэрману» поехала после спектакля.

Второй миф повествует о том, что иметь известных родителей сложно для детей, т. к. это якобы мешает развитию их дарования в отличие от прочих, кому приходится самостоятельно преодолевать все житейские сложности.

Опять же веяние официального общественного мнения. На самом деле, известные родители - это прекрасная квартира в центре Москвы, престижная школа, где учатся дети из «хороших семей», беспрепятственное поступление в профильный вуз, хорошая одежда, привозимая из-за границы, модные пластинки, аппаратура, велосипед, летний отдых не в профсоюзных пионерских лагерях, а с родителями в Пестово, Доме отдыха Художественного театра, и, наконец, окружение, где дядя Ледя Утесов сажает тебя на колени и гладит по головке, а Никита Богословский юморит «за всю масть»

Все это Андрюша Миронов имел в полном объеме. Для тех, кто не помнит или не застал, отмечу, что популярность дуэта Миронова-Менакер была в свое время такой же, как сегодня у Ивана Урганта или Максима Галкина.

В 40-60 годы дуэтные выступления имели самое широкое распространение в разговорном жанре. Дуэт Миронова и Менакера отличался еще и тем, что Мария Владимировна была русской, при полном засилии в «разговорном цехе» еврейских имен. Александр Семенович Менакер, будучи человеком умным, никогда не высовывался из-за спины жены. Поэтому и на правительственные концерты их допускали, и в загранице не отказывали. Да и образы у артистов были соответствующие: «хабалка-жена» и интеллигентный, сдержанный муж в ее подчинении...

В Советском Союзе национальность определялась по отцу. Так вот, Андрей Миронов - еврей! Но в таких смешанных браках можно было национальность и фамилию взять материнские. Так и стал Андрюша Миронов русским... В советской жизни так было проще и надежнее! Андрей обожал отца, а маму слегка боялся. И это сохранилось на всю последующую жизнь. Мнение М.В. Мироновой всегда было главенствующим в семье, даже когда сын стал Народным артистом России. Мария Владимировна была выше и по званию -Народная артистка СССР. Менакер имел звание Заслуженного артиста РСФСР. Выше еврею, артисту разговорного жанра, в Москонцерте было подняться очень трудно.

Итак, Андрей Миронов закончил 170-ю престижную школу, поступил в Щукинское театральное училище, и в 1962 г. был принят в труппу Московского театра Сатиры, где проработал 25 лет.

А сейчас - очередной миф: «Природа на детях отдыхает...» Нет смысла в хронологическом порядке перечислять роли А. Миронова в театре. Достаточно назвать имена героев: Присыпкин, Жадов, Хлестаков, Чацкий, Фигаро, Дон Жуан, Мекки Мессер, Лопахин. Когда в спектакле играл Миронов, в любом городе Советского Союза театры были переполнены. Аналогичное наблюдалось в Югославии, Италии, Германии, Америке. «Любимец публики» - иначе не скажешь...

Каждый при встрече с ним расцветал в улыбке, стремился взять автограф, пожать руку. Столь же удачной была его карьера в кино. Режиссеры: Э Рязанов, А. Гайдай, А. Митта, А. Герман - «стояли в очереди»... Он снялся в 43-х фильмах, среди которых: «Три плюс два», «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Соломенная шляпка», «Лев Гурыч Синичкин», «Небесные ласточки», «12 стульев», «Трое в лодке, не считая собаки», «Блондинка за углом», «О бедном гусаре замолвите слово», «Человек с бульвара Капуцинов».

В графе «профессия» у Миронова пишется: актер, певец, телеведущий, режисер, сценарист. Кто не помнит его песни: «Остров невезения», «Кто на новенького» и многие другие.

Андрей много гастролировал не только с театром, но и с сольными концертами. Там он читал несколько фельетонов, исполнял монологи из спектаклей и много пел. В результате скопилось песен на 10 альбомов. Наибольшей популярностью пользовались «Ну, чем мы не пара», «Актер и песня», «Жизнь моя - кинематограф», «Поет Андрей Миронов».

Еще одна грань творчества артиста - телевидение. У редакторов ЦТ всегда были свои любимчики, их приглашали чаще других. Миронов в этом плане был уникален. Его «хотели» все редакторы, режиссеры, руководители ТВ, что вполне понятно. Присутствие в программе Андрея означало успех. Он участвовал в 25 крупных телепроектах («Судьба играет человеком», «Рудин», «Дачная жизнь»).

Кстати, он много занимался и озвучиванием мультфильмов: Комедиант, кот Леопольд, шут Карпуша, все роли в «Раз ковбой, два ковбой».

Поскольку речь идет о разносторонности дарования артиста, то следует упомянуть и радио. С его участием выпущено 10 радиоспектаклей, в том числе: «Золотой теленок», «Остановите Потапова!», «Алмаз Раджи».

Григорий Горин в посмертном эссе «Андрей» продолжает эту мысль: «Недовольство самим собой выросло в сильное чувство внутренней неудовлетворенности, переходящей иногда в трагическое отчаяние... Постороннему человеку в это трудно поверить. Миронову отчаиваться? Это со стороны. А если вдуматься и понять, что происходит внутри? Сыграно много. Но за это каждая новая роль дается все мучительнее и мучительнее... Хочешь не хочешь, в чем-то начинаешь повторяться. Это моментально замечают коллеги, критики, а за ними зрительный зал... Твои достоинства немедленно признаются твоими недостатками...»

Удивительно! Но подобными комплексами может страдать только очень сильная личность. В Андрее Миронове уживалось два человека: один играл на сцене, «жил» на экране, пел, был любимцем телезрителей, второй любил ездить на хороших машинах, элегантно одеваться, прилично зарабатывать.

Женщин в его жизни было достаточно, что неудивительно. Первый серьезный роман с Татьяной Егоровой свадьбой не закончился. В день бракосочетания у А. Менакера случился инфаркт. После смерти А. Миронова вышла довольно спорная книга Т. Егоровой, где она приписывает себе основную роль в жизни артиста. В 1970 г. Миронов знакомится с Екатериной Градовой и делает ей предложение. Брак продолжался 4 года. Родилась дочь Мария, названная в честь матери. В 1977 г. актер женится на Ларисе Голубкиной, с которой он прожил до конца жизни и вырастил также ее дочь Машу.

Последние годы жизни Андрей Миронов очень сильно мучился от фурункулеза. Он умер от обширного кровоизлияния в мозг на сцене рижского театра, не доиграв финальную сцену в спектакле «Безумный день или женитьба Фигаро». Это случилось 14 августа 1987 г. Артисту было всего 46 лет. Похоронили его на Ваганьковском кладбище. По советским традициям, до Новодевичьего ему не хватило звания Народного СССР.

А если не он, то кто в этой стране был более «Народным»?!

Когда речь заходит об Андрее Миронове, его коллеги по актерскому цеху единодушно признаются, что он был лучшим из них - а в артистической среде это большая редкость. Идеальный актер, остроумный без пошлости и драматичный без лишнего пафоса, он навсегда останется кумиром миллионов и одной из главных легенд советского кино.
16 августа 1987 года Андрея Миронова не стало.
Вот так хрен к нам пожаловал!
Как-то в Звенигороде Андрей Миронов стоял на улице с Эльдаром Рязановым и вспоминал о съемках фильма «Бриллиантовая рука» в Сочи. В частности, вспоминал о том, как во время съемок эпизода, в котором участвовали Юрий Никулин, он сам и Анатолий Папанов, из толпы зевак прорвался к самой площадке какой-то верткий небритый тип и, оттолкнув Миронова с Папановым, подбежал к Никулину с криком: «Здорово, разгильдяй!»
- Вот тут-то мы, - сказал Андрей Миронов, - по-настоящему позавидовали популярности Юрия Никулина в народе. Нас-то с Папановым он не заметил…
В это время мимо проезжал на велосипеде какой-то звенигородский обыватель. Он резко затормозил и, уставившись на Миронова, закричал на всю улицу:
- Вот так хрен к нам пожаловал!
- Вот так-то, Андрей, - заметил Рязанов. - Теперь я вижу, что вы с Никулиным вполне сравнялись по популярности в народе!


Анатолий Папанов и Андрей Миронов.


Свадьба Андрея Миронова и Екатерины Градовой, 1971.
Без дублеров
Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, все трюки старался выполнять сам. Во время съемок «Невероятных приключений итальянцев в России» он вылезал из окна шестого этажа, цепляясь за ковровую дорожку, и повисал на ней. Болтался над Невой, ухватившись руками за край разведенного моста. Он сам вылезал из окна несущейся машины, проползал по пожарной лестнице и прыгал на другую машину.


На съемках фильма «3+2», 1963
Я поднимаю
Андрей Миронов - сын популярных эстрадных артистов - поступил в театральное училище совершенно самостоятельно и вопреки воле родителей. Он не только никогда не прикрывался их славой, но даже склонен был скрывать свое родство со знаменитыми Мироновой и Менакером. Лишь товарищи Андрея это знали.
Однажды в Баку на съемках «Бриллиантовой руки» всю киногруппу пригласили в гости артисты местного драматического театра и устроили им вечер. Все сидели за столом, и вдруг поднимается Юрий Никулин и торжественно произносит:
- Товарищи! Вы все знаете, что есть такие замечательные артисты - Миронова и Менакер. Так вот, здесь присутствует (Миронов весь позеленел, замер)… артист Анатолий Папанов, за которого я и поднимаю этот тост!
Миронов показал Никулину кулак, а бакинские актеры долго не могли понять, отчего москвичи так хохочут…

Андрей Миронов и Александр Ширвиндт.

Миронов на гастролях в Одессе, начало 80-х.
Заложник образа
В сознании массового зрителя Миронов всегда оставался комическим актером, хотя у него была возможность сыграть и драматические роли в кино. Так, режиссер Марлен Хуциев пригласил его в фильм «Июльский дождь», но сам же в конце концов кандидатуру Миронова отклонил. Режиссер попросил актера произнести одну только фразу, которую произносит главный герой фильма в минуту трагическую: «И потом, мне нужна женщина, которая бы меня понимала...» За этой фразой должна была, по-видимому, стоять трагедия одиночества и прочее, но Андрей Миронов решил и тут схохмить, и с неподражаемым выражением произнес:
- И потом мне нужна женщина!
В ту же секунду все покатились со смеху, настолько двусмысленно прозвучала эта фраза. И Марлен Хуциев тотчас сказал: «Нет!»


С дочерью Машей Мироновой.
Патологическая чистополотность
Андрей Миронов был патологически чистоплотный человек. Однажды отцовская компания подарила ему на день рождения живого поросенка. Он эту свинью тут же сунул в ванну и мыл ее, мыл… Двое суток она жила в ванне, пока Андрей ее куда-то не пристроил. А сам он мылся несколько раз в день.


Кадр из фильма «Будьте моим мужем», 1981.


Андрей Миронов в роли Клаверова в спектакле «Тени»
Ты что жуешь?
Василий Ливанов решил как-то подшутить над Мироновым. Он позвонил ему в день рождения - 8-го марта и сообщил, что нужно немедленно поехать на «Мосфильм» для съемки, поскольку вся труппа ждет. Миронов поверил и помчался на студию, но его не впустила охрана, поскольку день был праздничный и выходной. Миронов задумал мщение и скоро осуществил его. Однажды он как бы ненароком столкнулся с Ливановым на студии, и при этом что-то с наслаждением жевал.
- Ты что жуешь? - спросил голодный Ливанов.
- Шоколад, - ответил Миронов. - Из Швейцарии привезли, великолепный вкус…
- Дай-ка, - попросил Ливанов.
Миронов полез в карман, вытащил заранее припасенный кусок коричневой плитки и протянул Ливанову. Тот запихал плитку в рот и едва не сломал зуб. «Швейцарский шоколад» оказался обыкновенным сургучом.

Кадр из фильма «Сказка странствий», 1983.
Последние дни
14 августа Миронов играл на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба Фигаро». Представление началось без опозданий и ровно двигалось до 3-го акта, 5-й картины, последнего явления. Затем произошло неожиданное: Фигаро в исполнении Миронова потерял сознание, не доиграв последней сцены. Актеры тут же вызвали «Скорую». Бесчувственного артиста положили на носилки и повезли в городскую клинику. Два дня врачи боролись за жизнь Миронова, однако медицина оказалась бессильна. Утром 16 августа Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг.

Цитаты актера
- Надо стараться все делать хорошо: плохо оно само получится.
- Надо особенно ценить мгновения счастья и радости - они делают людей добрыми.
- Относиться к актёрской работе как к приятному времяпрепровождению можно только по недоразумению.
- Любой актёр должен испытывать чувство белой зависти, если он настоящий актёр. Иначе - самовосхищение, а это - гибель.
- Популярность лишь поначалу кажется судьбой, потом нередко это ирония судьбы, которую до поры до времени поддерживают печать, радио, телевидение и горячность особенно преданных почитателей.
- Когда человек улыбается, смеется, восхищается или сострадает, он становится чище и лучше.
- Я не скажу, чтобы я был безумно счастлив каждую минуту жизни, и что мне всегда хочется скакать и веселиться, но, тем не менее, я - оптимист.

Андрей Миронов - легендарный советский актер. Большинство фильмов, в которых он снялся, вошли в золотую коллекцию отечественного кинематографа. «Удивительный человек, искренний, обаятельный, невероятно талантливый… Настоящий баловень судьбы!» - именно так говорили про актера его коллеги и друзья. Как складывалась жизнь одного из самых известных актеров советского кино и театра и от чего умер Андрей Миронов?

Детство и юность

Прежде чем перейти к основной теме нашей статьи и узнать, от чего умер Андрей Миронов, стоит поговорить о нем как о личности, о его творчестве, достижениях и личной жизни. Он родился в семье актеров. Его отец и мать Мария Миронова познакомились во время гастролей Театра сатиры, когда оба состояли в супружеских отношениях с другими людьми. После начала романа Александр и Мария сразу же расторгли свои браки и официально оформили создание новой семьи.

Хотя Андрей Миронов (при рождении Менакер) появился на свет 7 марта, родители записали другую дату рождения - 8 марта, так как уже тогда были уверены, что их обаятельный сын станет настоящим подарком для всех женщин, и не прогадали. Андрей родился за пару месяцев до начала Второй мировой войны. Поскольку театр эвакуировали в Ташкент, именно там вместе с родителями Андрей провел свое раннее детство, но в школу пошел уже в Москве. Так как отец знаменитого актера был по национальности евреем, а в СССР начались «чистки», было решено записать сына на фамилию матери. Так Андрей стал Мироновым.

Поскольку родители часто брали сына на театральные репетиции, а отдыхали в Подмосковье в доме отдыха, который был построен для артистов, с детства Андрей Миронов находился среди творческих людей и сам рос очень артистичным молодым человеком. В возрасте 11 лет будущий РСФСР решил попробовать себя в актерской профессии. Он пришел на пробы на кинокартину «Садко» и был выбран актером для массовки. Андрей должен был играть нищего, но под разорванную рубаху он надел свою футболку, и режиссер прогнал его с площадки за непослушание. После этого случая мальчик твердо принял решение стать артистом и начал участвовать во всех школьных постановках, определившись с будущей профессией.

Становление карьеры

В 1958 году Миронов Андрей Александрович становится студентом Театрального училища имени Щукина. Молодого человека зачислили на курс, даже не догадываясь, что перед ними сын известных артистов. Самым главным для Андрея Миронова был красный диплом, потому он не стремился, как другие его однокурсники, сниматься в массовке, а старательно учился. Среди прочих он отличался веселым характером, обаянием и неподражаемым талантом. На четвертом курсе начинающему актеру предложили сыграть небольшую роль в кинокартине про подростковую любовь «А если это любовь?». Кинокритикам фильм не понравился, так как они считали, что любовные отношения между героями показаны были аморально.

После окончания училища, сразу же после первого прослушивания, Миронова приняли в Театр сатиры. Новичок сразу же привлекает внимание всей театральной труппы и мгновенно становится одним из самых узнаваемых артистов. Театральные премьеры удаются одна за одной и проходят с невероятным аншлагом - «Над пропастью во ржи», «Доходное место», «Клоп».

Роли Андрея Миронова

Больше всего Андрей Миронов, конечно, прославился своими киноролями. Несмотря на активную театральную деятельность, он сыграл более чем в 50 фильмах. Его карьера в кино начинается с Александра Зархи под названием «Мой младший брат». Андрей Миронов сыграл роль второго плана - Юру, баскетболиста и мечтателя, юношу из поколения оттепели.

Свою первую главную роль Миронов сыграл в бессмертной комедийной мелодраме «Три плюс два», которая пользуется популярностью у зрителей и сегодня. Актеру досталась роль ветеринара Романа, который влюбился в прекрасную артистку цирка Зою. Картина описывает прелести отдыха на Черном море «дикарем». После премьеры кинофильма в Советском Союзе поездка на берег моря с палатками стала самым популярным видом отдыха.

В 1965 году Миронова ожидал еще один подарок судьбы - роль в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», которая получила множество различных наград. Актер сыграл Диму Семицветова, который зарабатывает нечестным путем, продавая из-под прилавка дефицитную бытовую технику и живет не по средствам.

Другими известными ролями Андрея Миронова стали роль Феликса в «Уроках литературы» и Фридриха Энгельса в киноленте «Год как жизнь». Несмотря на то что в «Бриллиантовой руке» актер сыграл афериста Геннадия Козодоева, образ преступника был настолько обаятельным, что для многих зрителей Андрей Миронов узнаваем и любим именно благодаря этой роли. Песня «Остров Невезения», которую актер спел для съемок фильма, до сих пор является легендарным хитом.

«Невероятные приключения итальянцев в России» стали дебютом Миронова в международном кинематографе. Картина завоевала любовь и зрителей, и кинокритиков, и в большинстве своем именно благодаря неподражаемому таланту Андрея Миронова. К удивлению своих коллег из Италии, актер все трюки выполнял самостоятельно, без дублера, что не могло не вызывать восхищения. Миронов сыграл Андрея Васильева, майора милиции под прикрытием, который помогает итальянцам отыскать клад умершей эмигрантки. После выхода этого фильма Андрей Миронов стал заслуженным артистом РСФСР.

«Соломенная шляпка» - еще одна кинокартина, которая принесла Андрею признание. Роль Леонидаса Фердинанда, повесы и покорителя женских сердец, которому перед свадьбой пришлось искать соломенную шляпку, удалась актеру на отлично. Мюзикл «12 стульев» также вошел в число любимых кинофильмов с участием Андрея Миронова, сыгравшего роль молодого обаятельного авантюриста Остапа Бендера, охотника за бриллиантами, которые одна богатая дама по глупости зашила в стул из своего гарнитура.

Малоизвестный факт, но Андрей Миронов должен был сниматься в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Режиссер предлагал актеру сыграть Ипполита, но он попросил роль Жени Лукашина. Когда Миронов начал репетировать, стало ясно, что ничего не получится, так как из-за привлекательной внешности актера, его обаяния и природной харизмы он просто не мог сыграть робкого Лукашина, который, по его собственному признанию, никогда особенно не нравился женщинам.

В 1980 году актер получил звание народного артиста РСФСР. В 1981-м вышел фильм «Будьте моим мужем» - красивая романтическая история о том, как молодой женщине, которая приехала на курорт, чтобы поселиться в частном доме, приходится просить первого встречного притвориться ее супругом. Именно его самозабвенно сыграл Андрей Миронов.

Комедийное амплуа немного тяготило актера, и потому он старался искать роли в драматических фильмах. «Мой друг Иван Лапшин» становится в некотором смысле материалом для обучения студентов в театральных вузах. Актер сыграл Ханина, режиссера, который, устав от внутренних переживаний после смерти супруги, пытается застрелиться в ванной, но ему не хватает решимости. Именно сцена в ванной до сих пор считается лучшей драматической сценой, сыгранной Андреем Мироновым.

Последним фильмом актера стал «Человек с бульвара Капуцинов», в котором он сыграл Джонни Феста, миссионера, который принимает решение открыть кинотеатр немого кино в одном из захолустных городков Дикого Запада. Он верит, что людей может перевоспитать доброе и хорошее кино. Этот фильм наглядно демонстрирует влияние кинематографа на культуру людей.

Личная жизнь

Андрей Александрович был обворожительным мужчиной, всегда модно и аккуратно одет, известен своими изысканными манерами и неподражаемой улыбкой. Женщины интересовались биографией и личной жизнью Андрея Миронова. Поклонницы в прямом смысле боготворили его. Потому личная жизнь Андрея Миронова (биография подтверждает этот факт) была богата романами.

Во время студенчества Миронов встречался с предложил девушке выйти за него замуж, но свадьба была отменена, так как умер отец актера. Поскольку пассия сына матери не понравилась, воспользовавшись ситуацией, Мария Владимировна сделала все возможное для того, чтобы начинающий артист быстро порвал с невестой все отношения.

Второй избранницей Андрея стала красавица Екатерина Градова, которая была известна широкому кругу советских зрителей благодаря роли радистки Кэт в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны». Девушка настолько понравилась Андрею Александровичу, что он сразу же приступил к активным действиям, пытаясь завоевать ее сердце. Поскольку молодая актриса дала понять, что в кратковременных интрижках участвовать не намерена, Миронов, сгорая от страсти и будучи уверенным, что Катя - его настоящая любовь, на втором свидании сделала ей предложение, а в 1971 году они поженились.

Мария Владимировна, мать Андрея Миронова, сначала встретила свою невестку достаточно холодно, но после увидела, что жена сына очень покладистая и с большой любовью относится к ее сыну. И свекровь старалась не влезать в отношения счастливой семейной пары. В 1973 году у молодоженов родилась дочь, которую Миронов назвал в честь своей матери Машей. Как только девочке исполнился год, Екатерина Градова ушла от мужа, так как он изменил ей с одной из актрис Театра сатиры. Миронов оставил квартиру жене и дочери, а сам вернулся к родителям.

После Андрей Александрович имел несколько романов, но это были несерьезные отношения. Встретившись на съемочной площадке с Натальей Фатеевой, актер безоглядно в нее влюбился, но та не приняла его ухаживаний, потому что была старше его и считала, что для молодого артиста она всего лишь очередное увлечение.

Жена великого актера

Именно Наталья познакомила актера с его будущей супругой Ларисой Голубкиной, которая стала его последней любовью. Влюбившись в звезду «Гусарской баллады», Миронов практически сразу же переехал к ней. Будущая жена Андрея Миронова растила дочь Машу, ровесницу дочери актера. Несмотря на совместное проживание, Лариса не принимала предложение Андрея выйти замуж, так как не верила в его любовь, а когда он подтверждал свои чувства поступками, сомневалась в том, что она его любит.

Но все же, когда Миронов в очередной раз сделал своей возлюбленной предложение, Лариса Голубкина неожиданно согласилась, и в 1976 году они поженились. В браке пара прожила 10 лет. Как поговаривали в актерских кругах, актер продолжал крутить романы, но рассудительная и мудрая жена Андрея Миронова не обращала на них внимания.

Причина смерти

Так от чего умер Андрей Миронов? Что оборвало жизнь такого талантливого человека? Уже в конце 70-х годов актер начал чувствовать острое недомогание. Во время гастролей театра в Ташкенте в 1978 году у Андрея Александровича произошло кровоизлияние в мозг. Актеру успели оказать медицинскую помощь, и он выжил. С диагнозом менингит Миронову пришлось на время забыть о работе в театре, но, невзирая на предупреждения врачей об опасности заболевания, актер уже через два месяца стоял на сцене.

Зрители с благодарностью оценили поступок любимого артиста, и вся сцена была усыпана цветами, хотя найти их в декабре было очень непросто. Лимфатическая система актера была сильно поражена, в 80-е годы состояние здоровья еще больше ухудшилось. Все тело Миронова было покрыто фурункулами, они приносили ему огромную боль, но он все так же стремился выйти на сцену, так как не представлял своей жизни без театра и кино.

За несколько недель до смерти Андрея Александровича умер его близкий друг Причина - остановка сердца. У могилы Миронов как заговоренный повторял, что не хочет больше играть один и хочет, чтобы Папанов забрал его с собой.

До гастролей в Риге актер консультировался у одного из лучших нейрохирургов СССР по поводу ухудшения своего здоровья. Профессор Коновалов выявил у него аневризму в головном мозге, которую срочно нужно было оперировать, иначе актер мог в любой момент умереть. Однако Миронов боялся даже на мгновение остаться без театра, потому принял решение лететь в Ригу вместе с Театром сатиры - и совершил роковой поступок.

От чего умер актер

14 августа 1987 года на сцене Рижского оперного театра Миронов играл в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» главную роль. Он не сумел доиграть финальную сцену и произнести последний монолог, так как ему резко стало плохо. Его едва успел спасти от падения Александр Ширвиндт.

От чего умер Андрей Миронов? Сосуд в головном мозге лопнул, и произошло обширное кровоизлияние. Двое суток врачи не отходили от постели народного артиста, пытаясь спасти ему жизнь и поддерживая сердцебиение и дыхание, но все оказалось напрасно. В 5:35 утра сердце остановилось, и всеми любимый Андрей Миронов скончался, так и не придя в сознание.

В каком возрасте умер актер

В каком возрасте умер Андрей Миронов? Народный будучи еще совсем молодым, ему исполнилось только 46 лет. Еще когда Андрей Александрович был молод, цыганка нагадала ему, что если он не начнет беречь себя и не перестанет работать на износ, его ждет ранняя смерть. Однако актер не придавал этому значения и продолжал активно сниматься в кино и играть на театральной сцене, радуя своих поклонников. Возможно, именно работа на износ и стала причиной смерти Андрея Миронова.

Последний спектакль великого артиста

Последним спектаклем Андрея Миронова стал «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Он шел в Театре сатиры 18 лет и был любим зрителями. В 1974 году вышла телеверсия спектакля, в котором Миронов, как и в спектакле, играл Фигаро, а графа Альмавиву играл Александр Ширвиндт. Его коллегами на сцене были Валентин Гафт, Вера Васильева, Роман Ткачук.

«Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Миронов в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» сыграл Фигаро, домоуправителя графа Альмавивы. Герой должен был жениться на горничной Сюзанне. Однако к красивой девушке неравнодушен и сам граф. Фигаро осведомлен о тайной страсти Альмавивы, но и свою возлюбленную терять не намерен. Эту роль заслуженный артист играл с 1969 года, и, по признанию критиков, его игра была несравненной. Фигаро Миронова был очень умен, резв и находчив, и с каждым выходом на сцену актеру удавалось добавлять в персонаж новые краски.

Похороны Андрея Миронова

Смерть великого актера как будто была срежиссирована кем-то свыше. В день, когда у Миронова началось обширное кровоизлияние в мозг, в Риге оказались и его две любимые жены, и приемная и родная дочери. Тело Андрея Миронова (причина смерти уже вам известна) транспортировали в Москву. По словам очевидцев, в каждом городе или в поселке, мимо которого проезжала машина с гробом, на улицу выходили люди и бросали живые цветы. 20 августа 1987 года состоялись похороны Андрея Миронова на Ваганьковском кладбище. Проститься с Мироновым не смогли его коллеги из Театра сатиры, так как им запретили прерывать гастроли. Хоронили Андрея Александровича в костюме Фигаро.

Могила актера

Могила Андрея Миронова находится на Ваганьковском кладбище, самом известном кладбище в Москве. Рядом с постаментом с огромным крестом посередине расположены шесть высоких плит. На могилу близкие Андрея и его поклонники постоянно приносят живые цветы.

Театр великого актера

В Санкт-Петербурге работает Театр антрепризы имени Андрея Миронова, который был основан 1 ноября 1988 года. На его подмостках выступали более 90 актеров, среди которых самыми известными были А. Б. Фрейндлих, Н. П. Караченцов, В. С. Золотухин, В. В. Панина. За время своего существования в театре имени Андрея Миронова было поставлено более 60 спектаклей по произведениям как русской, так и зарубежной литературы.

Принято считать, что такие большие артисты, каким был Андрей Миронов, чужды всего материального, буквально живут в искусстве, ничего не замечая вокруг. Тем не менее, личная переписка Андрея Александровича с матерью подтверждает, что это совсем не так. В юные годы актер довольно пристально следил за модными тенденциями и стремился максимально выгодно подавать себя.

Вопросы внешности

В одном из писем Миронов рассказывает матери, что приобрел модный плащ. Текстильная промышленность Советского Союза не могла похвастаться никакими достижениями, поэтому стильную одежду везли из-за границы. Такие «эксклюзивы», как американские джинсы, продавали с рук за бешеные деньги.

Суперпопулярны в те годы были и итальянские плащи из болоньи. У спекулянтов один такой плащик можно было купить рублей за 60-70. Это было очень дорого, и вот такую красоту позволил себе Миронов, только начав получать зарплату. Об этом он тут же написал матери Марии Владимировне.

Андрей Александрович вообще в молодости немного комплексовал по поводу своей, как ему казалось, недостаточно мужественной внешности (у него были не самые могучие плечи и при этом тяжеловатая нижняя часть тела). Актер усердно работал над собой, в результате чего на съемочной площадке двигался с удивительной легкостью и грацией. Примером тому – его фееричный образ Геши Козодоева в знаменитой комедии «Бриллиантовая рука».

Безграничное благородство

То, что Андрей Миронов всю жизнь не разрывал близости с матерью, знают многие. Она была ему ближайшим другом и вечным советчиком по жизни. Но мало кто знает, что актер постоянно вел с ней детальную переписку, ставя маму в известность буквально о каждом моменте своей личной жизни.

Во время съемок молодежной комедии «Три плюс два» у Миронова случился небольшой роман с признанной красавицей и магепопулярной тогда актрисой Натальей Фатеевой, которая была на 7 лет его старше. Начинающий артист лишь на недолгое время привлек внимание звезды. Во время съемок пара даже жила в одном номере, но затем Наталья Николаевна просто бросила молодого воздыхателя.

Фатеева считала начинающего актера «милым мальчиком», но отнюдь не героем ее романа. Миронов тяжело переживал эту личную драму. В письмах просил маму ни в чем не обвинять Фатееву. Он просто преклонялся перед этой очаровательной женщиной и не смел ее в чем-то осуждать.

Миронову вообще было свойственно оправдывать многие неблаговидные поступки окружающих. Он чаще искал причину несовершенства этого мира в самом себе. Возможно, склонность к глубокому самоанализу, даже самокопанию и сделала его в глубине души очень несчастным человеком. Несмотря на комическое амплуа в глазах Андрея Александровича всегда читалась какая-то грустинка, которая наполняла каждый его образ бесконечной глубиной.

Одинокий сердцеед

После выхода «Бриллиантовой руки» Андрей Александрович проснулся знаменитым. Это случилось, когда ему едва стукнуло 23. Сразу же посыпались заманчивые предложения от режиссеров. Миронов много гастролировал и был очень востребован. Он был удивительно талантливым артистом, который выходил на сцену и сразу же завладевал всем залом.

Вместе с известностью пришло и внимание дам. У Андрея Александровича было две жены - Екатерина Градова и Лариса Голубкина – и бесчисленное количество романов. Миронов умел нравиться. Он давал женщинам то, чего они так жаждали, - чувство собственной привлекательности. Любая дама, восхищенная актером, ощущала себя рядом с ним настоящей королевой.

В пассиях Миронова числились актрисы Татьяна Егорова, Нина Корниенко, Светлана Светличная, балерина Майя Плисецкая и многие другие блистательные женщины. Кстати, от хрупкой Плисецкой, которая обладала железной волей, Миронов буквально сбежал. Уж слишком она давила на него.

Андрей Александрович был ужасно влюбчив. На съемочных площадках каждого нового фильма у него то и дело возникали романы. При этом абсолютным доверием у актера пользовалась только мама Мария Владимировна. Миронов просто не мог найти ей достойную замену – женщину, которой можно было бы так же безгранично доверять.

Друзья и призвание

Несмотря на колоссальную популярность у слабого пола и всесоюзную известность Миронов был достаточно закрытым человеком. Близко к себе он подпускал лишь избранных. У него было мало близких друзей, но это были люди, которыми Андрей Александрович бесконечно восхищался. Например, был очень дружен с Александром Ширвиндтом, чей комедийный талант вызывал в нем восторг и уважение.

Ширвиндт знал, что Миронов при всей своей внешней самоуверенности в глубине души был человеком наивным и доверчивым, поэтому частенько по-хорошему подшучивал над ним. Андрей Александрович ему все прощал за гениальное чувство юмора, которое очень высоко ценил.

В работе Миронов был ужасно к себе требователен. Он полностью отдавался актерскому ремеслу, стараясь довести образ любого своего героя до совершенства. Актер был гениальным импровизатором. Во многие картины, в которых он снимался, он вносил огромную долю своих находок, делая образы глубже и многограннее. За это режиссеры его просто обожали. Он не капризничал во время съемок и всегда глубоко погружался в творческий процесс. С ним было очень интересно общаться и работать. Раннюю смерть Миронова все ощутили как большую потерю для советского кино.

Андрей Александрович Миронов родился 7 марта 1941 года в Москве (хотя в документах указана дата 8 марта), в семье артистов. Его отцом был Александр Менакер, а матерью – Мария Миронова. С детства его окружала атмосфера творчества и театрального искусства, поэтому поступление Андрея Миронова в Театральное училище им. Щукина не было неожиданностью.

16 августа исполняется 25 лет с того дня, как в Рижском «Гайльэзерсе» умер выдающийся артист Андрей Александрович Миронов . Прошло четверть века (звучит!), а я до сих пор не знаю, гордиться или нет тем, что был одним из 900 зрителей в Латвийском Национальном театре оперы и балета, которые увидели тот трагический «Безумный день, или Женитьбу Фигаро».

Сперва был Папанов

В советские годы это было в норме вещей - каждый год в июле-августе в столицу Латвийской ССР приезжал какой-нибудь московский театр. Он давал гастроли в течение целого месяца. При этом именитая труппа представляла, как правило, практически весь свой репертуар. В 1986-м, например, приезжал знаменитый «Современник». В 1987-м - московский Театр Сатиры. Помню, по всему городу в те дни были развешены афиши, на которой ярко выделялалась красным цветом огромная буква «С», с которой начиналось название театра - «Сатира».

Более того: гастроли Сатиры проходили одновременно и на сцене Театра русской драмы, что неподалеку. В те времена там была большая стеклянная витрина, на которой были выставлены фотографии с фрагментами из спектаклей театра. Запомнилась фотография - Миронов сидит на сцене, в образе Лопахина из «Вишневого сада» Чехова...

В 1987-м Театр Сатиры приехал в первых числах августа. И как раз на 5 августа на три часа пополудни была назначена запись большого интервью для Латвийского ТВ, в котором принимали ведущие артисты театра - Александр Ширвиндт, Георгий Менглет, Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Андрей Миронов и, конечно же, главный режиссер театра Сатиры Валентин Плучек. Увы, на той записи не было Анатолия Дмитриевича Папанова, который задержался в Москве. Хотя его ждали. Но тому, что Папанов не поспел к записи, никто не удивился - всем было известно, что артист занят на съемках «Холодного лета 1953-го» и вот-вот должен подъехать к спектаклю в Ригу.

Это было последнее интервью Андрея Миронова. И самое печальное и глупое, что эта часовая телезапись... не сохранилась. Как рассказал мне уже позднее знаменитый журналист Латвийского ТВ Андрейс Волмарс (Andrejs Volmārs) , который и вел ту встречу, запись... смыли. Дело в том, что видеокассеты тогда были редкостью и сохраняли только т.н. золотой фонд - записи национальных выступлений и т.д. Этому даже не стоит и удивляться, ведь смыли и историческую запись балета «Гаянэ» в постановке великого Бориса Эйфмана , который ставил этот балет Хачатуряна в латвийской Опере в 1977-м. Оставили только дуэт главных героев и «Танец с саблями». Глупость страшная, но факт.

Ту телевизионную встречу я помню. Ее показали в эфире уже в конце августа, после смерти Андрея Миронова. Беседа проходила в бельэтажном зале Оперы, и на вопрос, а где Анатолий Дмитриевич Папанов, Аросева ответила, что он приехать должен вечером, у него вот как раз спектакль: «А так, у него съемка одного интересного фильма...» А Миронов часто курил. «А это сигареты какой фирмы вы курите?» - спросил Волмарс. «Мальборо», - спокойно ответил Миронов. Это был, конечно же, яркий момент - особенно по тем временам.

«Он вообще много курил «Мальборо», - вспоминает г-н Волмарс. - В том числе и перед интервью. Он стоял у входа в театр и был очень неразговорчивым. Вообще-то я не верил в телепатическую связь, но именно в эти часы в Москве как раз и умер его друг и коллега Анатолий Папанов...»

Вечером того дня должен был идти спектакль «Рыжая кобыла с колокольчиком» Иона Друце, но он не состоялся. Взволнованная супруга Папанова, актриса Надежда Каратаева, периодически звонила из кабинета администратора театра в домой в Москву, никто не отвечал. Через пару часов выяснилось, что Папанов умер.

Из репертуара слетела пара спектаклей, в которых был занят великий артист. И вместо этого давали творческие вечера Андрея Миронова. В частности, он исполнял монолог Хлестакова из «Ревизора» Гоголя. Стоя на коленях и обливаясь слезами, обращался к навсегда ушедшему Городничему с рассказом об этих фантастических, расчудесных арбузах, которые ему, Хлестакову, зачастую возят на корабле из самого города Парижа!

А потом наступило 14 августа. Как уже хорошо всем известно, днем Миронов играл в теннис в юрмальском санатории «Яункемери» (Jaunķemeri), в котором в эти дни по странному стечению обстоятельств собрались все близкие Миронова - его мама, дочери, нынешняя супруга (Лариса Голубкина) и предыдущая (Екатерина Градова, знаменитая «радистка Кэт»). Потом Миронов поехал в Ригу, на «Женитьбу Фигаро». По пути заглянул на дачу к Раймонду Паулсу (Raimonds Pauls) - это было в Асари (Asari), неподалеку от «Яункемери». Паулса и Миронова в те годы вообще объединяли теплые чувства - особенно после записанного в стенах Латвийского радио в 1984 году альбома «Старые друзья».

Все билеты на легендарный спектакль по пьесе Бомарше были, разумеется, проданы. Но моя мама в те годы была скрипачкой латвийской Оперы, так что я, 15-летний, вместе с ней прошел через служебный ход, минуя строгого горбатого охранника (им был начальник пожарной службы театра, и для приличия он кричал: «Сейчас отпуск, что вам делать в театре?»). Помню, на служебном входе в тот вечер был почему-то Спартак Мишулин, в спектакле не занятый. На восторженные приветствия прохожих он с юмором отвечал: «Ну что вы, я же не Миронов!»

Первое отделение я с мамой смотрел стоя - в бельэтаже. В знаменитой телеверсии этого спектакля Фигаро в исполнении Миронова выезжает на сцену, стоя на раздвижной лестнице, принадлежащей его возлюбленной Сюзанне. В этот вечер улыбающийся Миронов выехал, элегантно сидя в кресле, положив руки на подлокотники - все это под аплодисменты счастливой публики. Далее - диалог Фигаро с Сюзанной, которую в этот вечер исполняла Нина Корниенко. И выход вальяжного графа Альмавивы в исполнении неподражаемого Александра Ширвиндта. Первое же слово, произнесенное им: «Сюзо-о-н!», вызвало оглушительный смех и аплодисменты зала.

Тогда была мода брать автографы у знаменитостей. У меня их сохранилось много - такое хобби для 15-летнего человека вполне естественно. В антракте мама сказала: «Пойдем к Миронову, пусть распишется на программке...» Я почему-то сказал: «Пойдем, но лучше после спектакля, неудобно ведь в антракте артиста тревожить...» И по-прежнему не знаю, жалеть или наоборот, что я так и не взял автограф у любимого артиста. Бывшая среди зрителей того спектакля дочка Миронова Мария вспоминала, что в антракте ее отец сидел в гримерной, шутил, только лицо его было слегка красным - жара, да и вообще, загар после дневного тенниса.

В том же антракте я сказал маме: «Пошли в оркестровую яму...» Мы спустились вниз. Там, кроме нас, никого не было - кроме одной женщины лет 45-ти, блондинки (судя по всему, сотрудница Театра Сатиры). Началось второе отделение - знаменитая сцена суда. Фейерверк эмоций, смех и слезы, переходящие в сцену сада. Знаменитый монолог Фигаро звучал полностью (в телеверсии он существенно сокращен). Отчетливо запомнились ладони и пальцы Миронова, которые он обратил в сторону зала: «Я уже начал понимать, что для того чтобы нажить состояние, не нужно проходить курс наук, а нужно развить в себе ловкость рук». Миронов был на растоянии метров пяти и в атмосфере сумерек. Освещение приглушено, ведь по сюжету действие проходило в темнеющем саду, только прожектор, освещающий артиста. Его лицо в свете прожектора казалось каким-то изможденным и чуточку бледным.

После монолога интрига спектакля начала клониться к концу. Настоящие овации вызвала Ольга Аросева, исполнявшая в тот вечер Марселины: «Ах, когда личные интересы не вооружают нас, женщин, друг против друга, мы все, как одна, готовы защищать наш бедный, угнетенный пол от гордых, ужасных и вместе с тем недалеких мужчин». Действо подходило к финалу. На сцену вышли все герои пьесы, и буквально за несколько минут до окончания спектакля, Фигаро-Миронов сказал: «Теперь она отдает предпочтение мне...» и, взявшись за голову, стал вдруг почему-то уходить в левую дальнюю кулису. Молчание.

В принципе, никто ничего не понял. И я с мамой не понял, что случилось, хотя мы отчетливо услышали тихую фразу Альмавивы-Ширвиндта, обращенную в закулисную будку ведущего спектакля: «Занавес...» Занавес закрылся, а в зале включили свет. Молчание стояло секунд 10, а потом раздались... аплодисменты. Зрители, ничего не понимая, начали переговариваться между собой.

Минуты через три на авансцену вышла женщина (судя по всему, ведущая спектакля) и произнесла: «Уважаемые зрители, к сожалению, мы не можем завершить спектакль, поскольку Андрею Александровичу Миронову стало плохо. Если в зале есть врач, просьба пройти за кулисы...» Сидевшая рядом со мной блондинка с воскликом: «Андрюше плохо!» быстро побежала за кулисы. Вместе с мамой я устремился за ней. Ее пустили, меня с мамой - нет.

Был слышен крик Ширвиндта: «Никого не пускать!» Мы остались в коридоре у сцены. У стенки стояла ошарашенная графиня Альмавива с веером - замечательная артистка Валентина Шарыкина. Мама спросила: «Что с Мироновым?» Шарыкина сказала: «Я ничего не понимаю. Это впервые так...» После этого Шарыкина рассказывала, что ее последнее воспоминание о великом коллеге таково: «Он лежал с закрытыми глазами на столе за кулисами и договаривал последние слова пьесы. Вокруг его головы были декоративные цветы, которые выносили по сюжету актрисы - на меня это как-то особенно подействовало».

Через пять минут мы с мамой вышли из служебного входа в театр. Снаружи уже стояли десятки зрителей. Они поинтересовались: «Что с Мироновым?» Мама ответила: «Судя по всему, он без сознания». Уже потом стало известно, что в это время за кулисами Миронову под язык положили таблетку-– думали, плохо с сердцем. Этого делать было нельзя, но никто еще не знал, что это смертельный диагноз «аневризма мозга».

Подъехала карета скорой помощи. Из нее вышел толстый важный водитель, покачивая бедрами: «Товарищи, товарищи! Идите-ка вы по домам. Никогда не видали, что ли, как человеку плохо становится?» В полнейшей тишине ему ответил высокий мужчина, державший под руку онемевшую спутницу: «Попробуйте сделать так, чтобы мы вас полюбили, как Миронова. Знаете, когда вам станет плохо, я думаю, к вам никто не придет...» Водитель без слов вернулся за руль.

Через некоторое время скорая помощь неожиданно двинулась назад. Дело в том, что вынесли бессознательного Миронова, но не из служебного входа, а с дальнего, бокового, который вел прямо на сцену. Обычно через этот вход грузили в большие машины декорации. Думается, тут не надо никого корить - дескать, какое неуважение к артисту. Просто это был самый краткий путь к скорой помощи. Миронова вынесли с кислородной подушкой на лице. Он был явно без созания, оголенный по пояс. На груди артиста были какие-то прозрачные медицинские трубочки...

Через пару секунд машина понеслась в больницу «Гайльэзерс»(Gaiļezers). Публика стала расходиться. Было около 11 вечера.Через десять минут я стоял с мамой на троллейбусной остановке - вместе с оперной певицей Ангелиной Воляк. Расставаясь, Ангелина сказала просто: «Я думаю, не следует сильно волноваться. Его спасут».

Господи, какое несчастье!»

15 августа, на следующий день после трагического «Фигаро», я увидел, как в фойе рижской Оперы стояла безмолвная и неподвижная Лариса Голубкина, обняв дочь. Все чего-то ждали... Запомнилась доска объявлений, которая была вся усыпана телеграммами от различных театров и союзов театральных деятелей: «Выражаем соболезнования в связи с уходом из жизни великого артиста, народного артиста СССР Анатолия Дмитриевича Папанова». Ярко выделялась телеграмма «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ». А во внутреннем дворике Оперы стояла роскошная иномарка. Мироновский «мерседес».

А я в этот день, на следующий после трагического «Фигаро», уезжал с мамой в отпуск, в дом отдыха театральных работников «Рукиши»(Rūķīši), что в Мурьяни (Murjāņi), у Гауи (Gauja) (в этом маленьком селении, кстати, до своих последних дней жила и великая Вия Артмане). Там уже театральная общественнность гудела. Кто-то сказал, что Миронову надо было сделать трепанацию черепа, но рижский врач в последний момент не взял на себя такую ответственность - артиста вроде как решили отправить в Москву.

Но, увы, теперь во всех справочниках и энциклопедиях написано «Андрей Миронов. 8 марта 1941 года, Москва - 16 августа 1987 года, Рига».

16 августа утром я сидел с ныне покойной Тамарой Витиней (Tamāra Vītiņa), нашим известным хореографом. Солнце, лето, свежий воздух, приятная беседа... Вроде как счастье! Это было сразу после завтрака, в часов десять утра. Зазвонил телефон. Тамара - женщина мудрая. Она произнесла спокойно и торжественно в трубку: «Господи, какое несчастье. Когда? В полчетвертого утра...» Вешает трубку. Тишина.

В это трудно было поверить, поэтому в девять вечера все сели в центральном холле «Рукишей» - смотреть программу «Время». Но ведущие ничего не сообщили. Потому что Андрей еще не успел стать народным артистом Советского Союза, а только о смерти артистов с таким званием объявляли в главной телепередаче страны. Но поздно вечером начиналась очередная, набирающая обороты программа «До и после полуночи». В кадре появился Владимир Молчанов и на одну шестую потрясенной части суши коротко сказал, что Андрея Миронова с нами больше нет. Через секунду в кадре появился тот самый, «восьмимартовский» Андрей. Он по-прежнему пел:

«Падает снег на пляж,

и кружатся листья.

О, колдовской мираж!

Взмах волшебной кисти!

Танец звезд... радуги живой мост...

От сердца к сердцу мост...

От сердца - к сердцу...»

Дочка Раймонда Паулса - Анета Паула (Aneta Paula), ставшая потом дипломатом, работавшая в Санкт-Петерьбурге и в Москве, вспоминает, что 16 августа она подошла к отцу: «Папа, Андрей умер». «После этого отец не говорил, по-моему, дня три, только косил траву», - говорит она.

Кстати, 17 августа Андрей Миронов должен был поехать с концертом в Шяуляй. Узнав о смерти любимого артиста, НИ ОДИН литовский зритель не сдал билет, который стоил вовсе не малые деньги и за которым, в отличие от сегодняшнего дня, стояли длиннющие очереди.

А в «Рукиши» через неделю пришла газета «Советская культура». В ней был некролог с фотографией улыбающегося Андрея Миронова. Я эту газету украл, она до сих пор в моем архиве. Равно как и программка спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которая у меня висит, обрамленная, вместе с фотографией Миронова из журнала «Театр», вышедшем уже осенью 1987 года. В том журнале было большое интервью Миронова, которое у него взяли в Москве перед отъездом в Ригу. Андрей Александрович тогда ставил как режиссер «Тени» по Салтыкову-Щедрину и сам играл в этом спектакле главну.ю роль. Интервью заканчивалось так: «Ну все, надо бежать, а то кафе сейчас закроется - и судя по всему, как и театр, уже до осени...» Кафе после того интервью действительно закрылось, а через месяц закрылся и занавес - уже в Риге.

Давайте напоследок чуточку отвлечемся: у Питера Гринуэя есть совершенно гениальный и очень жестокий фильм - «Повар, вор, его жена и ее любовник». Опять же про любовь. В финале фильма звучит выстрел - жена убивает мужа-повара за то, что он убил ее любимого человека. И после выстрела в кадре моментально падает бархатный театральный занавес и появляется надпись End. Почти как в тот вечер в Риге в Латвийском оперном театре. Кстати, вот странный факт: одна из первых гастролей Миронова с Театром Сатиры состоялись опять же в Риге - причем на той же сцене оперного театра. Он тогда играл в «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. В Риге Миронов сыграл и свой последний спектакль. Конец.

Через две недели я из «Рукишей» вернулся в Ригу. Гастроли Театра Сатиры продолжались. Несмотря на потерю двух ведущих артистов. В фойе появились новые телеграммы: «Выражаем сооболезнование в связи с уходом из жизни народного артиста РСФСР Андрея Миронова». А на афишах театра появились надписи: «Замена спектакля». В гастрольном репертуаре оставлись только два названия, которые действовали на нервы всем: «Самоубийца» и «Молчи, грусть, молчи». Ширвинд с Державиным пили в служебном кафе кефир. О чем-то тихо говорили. Великий Менглет молча ходил по коридорам театра. Каким-то понурым казался Роман Ткачук (он умер через два года). За кулисами стояла тишина.

Но миллионы зрителей до сих пор смотрят фильмы и телеспектакли с участием Миронова. Слушают зажигательную «Любовь не картошка - не бросишь в окошко...» Малыши в присутствии уже взрослых родителей слушают песенку кота Леопольда: «Кошки-мышки, мышки-кошки - надо вместе нам дружить!» И все по-прежнему любят Андрея Александровича Миронова, который вот вроде бы... вроде бы еще с нами. На самом деле - его уже нет.

И на самом деле это страшно. Потому что наяву любовь оказалась вовсе не такой романтической, как в «Алых парусах» Грина. Но все равно - это была настоящая любовь. Которую мы будем еще очень долго помнить.