Организация и боевое применение. Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Штурмовое орудие Stug

Полковник Эрих фон Манштейн, который во время Второй мировой войны прославился как командующий крупными бронетанковыми соединениями, еще в 1935 г. предложил создать в структуре вермахта спецподразделения мобильной штурмовой артиллерии, которые оснащаются созданными на гусеничном шасси, отлично защищенными броней самоходными артиллерийскими установками. Данная идея была поддержана, и в июне следующего года верховное командование Германии приняло решение разработать подвижные бронированные машины поддержки пехоты, имеющие на вооружении 75-миллиметровые орудия. Компании «Даймлер-Бенц» поручили разработать штурмовую артустановку, а компании «Крупп» – орудие.


Пять экспериментальных машин нулевой серии уже в 1937 году покинули цех. В качестве базы для создания данных машин использовали несколько видоизмененное шасси PzKpfw III Ausf B. В полностью закрытой низкопрофильной неподвижной боевой рубке устанавливалось короткоствольное орудие StuK 37 L/24 калибра 75 миллиметров. Орудие относительно продольной оси машины было смещено вправо, в связи с этим место механика-водителя находилось на прежнем месте. Разница заключалась в том, что теперь место водителя находился в передней части боевого отделения. Вдоль его стен размещались боеукладки в которые входило 44 снаряда. Пулемет для ведения огня по пехоте не предусматривался. В целом данная машина имела достаточно низкий силуэт и хорошее бронирование. 250-сильный двигатель «Майбах» HL 108TR позволял развивать САУ скорость до 25 км/ч, однако для боевой машины, предназначенной для непосредственной поддержки пехоты, данной скорости было достаточно.

Так как рубки и корпуса опытных САУ изготавливались из неброневой стали, то штурмовые орудия принимать участие в боевых действиях не могли, поэтому после завершения программы всесторонних испытаний, которые проходили на Куммерсдорфском полигоне, их передали в артиллерийскую школу, где использовались как учебные машины до начала 1941 г.

В феврале 1940 г. после внесения в конструкцию некоторых изменений, на заводе «Даймлер-Бенц» выпустили первую партию из 30 машин, которые от опытных отличались главным образом двигателем и ходовой частью. В качестве базы для САУ использовали танки PzKpfw III Ausf E/F, машина в движение приводились двигателем «Майбах» HL 120TR, лобовая броня имела толщину до 50 миллиметров. Данные самоходные артиллерийские установки 28 марта 1940 г. получили официальное обозначение «7.5 cm Strumgeschutz III Ausf А» (сокращенно – StuG III). Приблизительно через месяц четыре батареи штурмовых орудий данной модификации участвовали в боевых действиях во Франции. По результатам данных боев машины получили самые высокие оценки со стороны экипажей и со стороны командования.



Вскоре серийное производство САУ StuG III перевели с перегруженного военными заказами «Даймлер-Бенц» на «Альмеркише кеттенфабрик» («Алкетт»). Объем ежемесячного выпуска составил 30 машин, что позволило в 1940 г. ввести в ряды 184 самоходок StuG III, а до конца следующего года выпустить 548 ед. этих крайне необходимых фронту машин.

Самоходные артиллерийские орудия StuG III различных модификаций были самыми массовыми гусеничными боевыми машинами германской армии времен Второй мировой. В 1942 году, после вооружения машин 75-миллиметровой длинноствольной пушкой, обладавшей высокими бронебойными характеристиками, они по существу стали основным противотанковым средством вермахта. При этом постепенно функции штурмового орудия перешли к штурмовой гаубице StuH 42, разработанной на той базе той же машины и отличавшейся от САУ StuG III лишь установкой орудия имеющего гораздо большую мощность осколочно-фугасного выстрела. Всего с февраля 1940 г. по апрель 1945 г. на заводах компаний MIAG и «Алкетт» было произведено более 10,5 тыс. штурмовых гаубиц StuH 42 и орудий StuG III.

Штурмовое орудие StuG III как и все танки Германии, выпускавшиеся на протяжении длительного времени, в процессе производства непрерывно модернизировалось не только для повышения боевых качеств, но и для удешевления и упрощения конструкции. В результате внесения большого числа изменений в последнюю, (изменения, как правило, были не очень существенными), свет увидело восемь модификаций. Нет смысла перечислять все нововведения, остановимся только на основных, которые серьезно повлияли на боевые качества самоходки.

Штурмовое орудие StuG III Ausf. F 6-й полевой армии вермахта движется по настилу из железнодорожных шпал, которые постелены вдоль железнодорожного полотна. За штурмовым орудием следует немецкий солдат с коробками для пулеметных лент- номер пулеметного расчета. В правой части снимка офицер с биноклем в форме танкиста 5-й танковой дивизии СС «Викинг»

Колонна немецких штурмовых орудий StuG III в Италии. Лето 1943 г

САУ StuG III Ausf.F на городской улице

Рассмотрим в первую очередь эволюцию вооружения САУ StuG III. На первые штурмовые орудия была установлена короткоствольная пушка StuK 38 L/24 имеющая длину ствола лишь 24 калибра. Основным вооружением модификаций B, C, D и E было тем же. Если задача по оказанию огневой поддержки пехоте была пушке по силам, то для уничтожения танков противника она уже практически не годилось. Огонь орудия был эффективен лишь на близких дистанциях. После нападения Германии на СССР и столкновения с танками KB-1, КВ-2 и Т-34, имеющими хорошую защиту положение ухудшилось еще больше, поэтому на StuG III модификация F начали устанавливать длинноствольную пушку StuK 40 L/43 имеющую большую эффективность. На самоходки версии StuG 40 Ausf F/8 (после данной модификации StuG III стали называться именно так) устанавливалась пушка StuK 40 L/48 имеющая еще большую мощность. Этим же орудием были вооружены самоходки последней, наиболее совершенной и самой массовой модификации Ausf G. Также, с началом производства штурмовых орудии, имеющих на вооружении длинноствольные пушки, попадавшие в ремонт машины ранних версий, за исключением Ausf Е, также начали перевооружаться ей. Установка эффективных в борьбе с бронецелями пушек значительно изменила ситуацию, превратив САУ модификаций F, F/8 и G в очень грозное и основное противотанковое средство вермахта. Чтобы обеспечить войска необходимой огневой поддержкой решили начать производство новой самоходной артиллерийской установки, вооруженной подходящей для этих целей гаубицей leFH 18 L/28 калибра 105 миллиметров. В марте 1943 г. оно развернулось. Новая самоходная артустановка, которая получила обозначение StuH 42, по своей конструкции была идентична модификациям F, F/8, G. Боекомплект орудия состоял из 36 выстрелов. До конца войны на базе PzKpfw III Ausf G выпустили 1299 машин, на базе PzKpfw III Ausf F еще 12.

Как показал опыт боевых действий, в определенных ситуациях пулеметное вооружение для ближнего боя имеет для САУ не меньшее значение, чем пушки. И если первоначально пулемета для борьбы с живой силой противника не предусматривалась, то, уже начиная с модификации E, его начали устанавливать. На StuG III модификации F и последующих модификациях пулемет вынесли на крышу. У оружия имелся ограниченный угол обстрела, так как устанавливался в защитном щите в щели. Зато самоходки последних серий модификации G оборудовались пулеметом кругового вращения с дистанционным управлением. Данная модификация, несомненно, являлась шагом вперед спасшим жизнь многим немецким танкистам.

Одновременно с совершенствованием вооружения САУ велись работы по повышению бронезащиты машин, в результате чего толщину брони рубки и лобовой части корпуса на последних, самых массовых модификациях, увеличили до 80 миллиметров. На уже выпущенных САУ защиту повышали за счет навешивания дополнительных бронелистов. Также, САУ StuG III начиная с 1943 г. стали оборудоваться бортовыми экранами, которые защищали вер ходовой части и борта от кумулятивных снарядов, а также пуль противотанковых ружей. Это вело к увеличению массы боевой машины и к ухудшению проходимости которая и без того была неважной.

Экипаж немецкой САУ «Штурмгешутц» (StuG.III Ausf.G) командира 1-й батареи 237-й бригады штурмовых орудий гауптмана Бодо Шпранца (Bodo Spranz). На орудийном стволе нанесено стилизованное изображение танка и 33 белых кольца, указывающих на количество подбитой экипажем бронетехники. Кроме того, на рукаве Шпранца (1920-2007) присутствуют нашивки о четырех лично уничтоженных единицах бронетехники.

Красивая динамичная фотография атакующей немецкой самоходно-артиллерийской установки класса штурмовых орудий StuG III Ausf.B

Cамоходно-артиллерийская установка StuG III

Остальные изменения, которые были внесены за годы серийного изготовления, касались, как правило, формы рубки, прицельных приспособлений, количества люков и так далее. Внешне выделялось штурмовое орудие StuG 40 Ausf G с появившейся на ней командирской башенкой и новой литой маской пушки (в последствии за характерную форму получила название «свиное рыло»), устанавливавшейся с ноября 1943 г.

Первые штурмовые орудия StuG III Ausf A боевое крещение приняли в 1940 году во Франции, где сразу отлично себя зарекомендовали. В небольшом количестве машины модификации B участвовали на Балканах в боевых действиях, однако по-настоящему серьезное испытание их ждало летом 1941 г. Последние бои в которых принимали участие StuG III Ausf A и B состоялись под Сталинградом в 1942-1943 гг. Только в учебных подразделениях несколько единиц штурмовых орудий первых модификаций смогли «дожить» до 1944 г. Модификации C и D на поле боя появились летом 1941 г, однако уже к зиме их количество значительно сократилось, и впоследствии их перевооружили длинноствольной пушкой. После этого их использовали вплоть до конца Второй мировой.

Последняя модификация StuG III Ausf E оснащенная короткоствольным орудием калибра 75 мм появилась осенью 1941 г., хотя слабость такого вооружения к этому времени стала совершенно очевидной. Создание данной модификации было вызвано потребностью в боевых спецмашинах командиров штурмовых дивизионов. Для этого благодаря внесению некоторых конструктивных изменений внутренний объем рубки увеличили, в отличие от САУ модификаций C и D они перевооружению не подвергались и до окончания войны использовались как командирские и разведывательные машины.

Фельдмаршал Альберт Кессельринг проводит рекогносцировку местности с офицерами с брони САУ StuG IV

Колонна штурмовых орудий StuG 40 в ожидании команды на марш. На переднем плане штурмовое орудие Ausf. G с прямым пулеметным щитком и дополнительным бортовым бронелистами, которые начали устанавливать на модификациях с декабря 1942. На заднем плане штурмовое орудие Ausf. F/8, ранняя модификация выпуска сентябрь-октябрь 1942 года

Немецкое штурмовое орудие (штурмовая гаубица) StuH 42 на марше. Следом за ней едет StuG III

После того как штурмовые орудия StuG III были вооружены длинноствольной пушкой их превратили в эффективные истребители танков. В этом качестве их активно использовали на всех фронтах до последних дней войны. В боевой биографии StuG III много славных страниц. Так, например, под Сталинградом в начале сентября 1942 года машина 244-го батальона штурмовой артиллерии (командир обер-вахмистр Курт Пфрендтнер) уничтожила за 20 минут 9 советских танков, а экипаж под командованием Хорста Науманна ходящий в 184-й батальона штурмовой артиллерии с 01.01.1943 по 04.01.1943 в ходе боев под Демянском уничтожил 12 советских машин. Самым известным асом штурмовой артиллерии войск СС считают штурмбанфюрера СС Вальтер Книп, командира Второго батальона штурмовой артиллерии танковой дивизии «Дас Рейх». Его подразделение в период с 05.07.1943 по 17.01.1944 уничтожило 129 танков советской армии. Возможно, данные цифры завышены, однако факт, что при использовании грамотных тактических приемов и в умелых руках штурмовые орудия САУ StuG III, а точнее StuG 40 Ausf G, являлись исключительно грозным оружием, не подлежит сомнению.

Еще одним доказательством боевых качеств САУ StuG III является то, что даже в 1950-е годы состояли на вооружении румынской, испанской, египетской и сирийской армий.

Тактико-технические характеристики самоходной артиллерийской установки StuG III:
База – средний танк PzKpfw III Ausf G;
Классификация - штурмовое орудие;
Масса – 23900 кг;
Экипаж – 4 человека;
Габаритные размеры:
длина – 6770 мм;
ширина – 2950 мм;
высота – 2160 мм;
клиренс – 390 мм;
Броня:
Лоб корпуса – 80 мм;
Борт – 30 мм;
Корма – 30 мм;
Крыша – 19 мм;
Вооружение:
Пушка – StuK 40 L/48, калибр 75 мм (боекомплект 54 выстрела);
Пушка – StuK 40 L/48, калибр 7,92 мм (боекомплект 1200 патронов);
Силовая установка: двигатель «Майбах» HL 120TRM, карбюраторный, мощность 300 л. с. (220,65 кВт);
Преодолеваемые препятствия:
Глубина брода – 0,80 м;
Ширина рва – 1,90 м;
Высота стенки – 0,60 м;
Максимальный угол подъема – 30 градусов;
Максимальная скорость движения по шоссе – 40 км/ч;
Запас хода по рокаде – 95 км;
Запас хода по шоссе – 155 км.

Колонна финских штурмовых орудий StuG III Ausf. G из дивизии «Лагус» на марше в Карелии. Германия поставила своим союзникам 59 этих САУ


Немецкие саперы под прикрытием САУ «Штурмгешутц» (StuG III) направляются к советским позициям в Сталинграде



Экипаж немецкого штурмового орудия StuG III за обедом


Перекур немецких самоходчиков. Они сидят на ходовой части штурмового орудия StuG IV, на заднем плане виден бронетранспортер Sd.Kfz. 250 и штурмовое орудие StuG III


Немецкие десантники (узнаваемы по каскам парашютистов) в окопе. На дальнем плане штурмовое орудие StuG III


Немецкий солдат, вооруженный штурмовой винтовкой StG 44 прикуривает у самоходчика из экипажа штурмового орудия StuG IV (бронированный колпак-кабина механика-водителя с двумя перископами, форма лобовой брони корпуса)


StuG III Ausf. G с бортовыми противокумулятивными экранами


Немецкий танкист ведет огонь из пулемета MG-34, установленного на самоходной артиллерийской установке (штурмововом орудии) StuG III Ausf. G


САУ StuG III преодолевает брод


Колонна немецких штурмовых орудий StuG III на марше на Кавказ


Танковый десант сапёров-подрывников (sturmpionieren) из дивизии СС «Дас Райх» на броне штурмового орудия StuG III Ausf F


Немецкая самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.B. Для этой машины использовалось шасси танка PzKpfw III Ausf G, вооружалась она 75-мм короткоствольной пушкой. Всего было выпущено 320 САУ этой модификации, последние из них применялись в боевых действиях под Сталинградом (осень 1942 г.)


Немецкая САУ «Штурмгешютц» (StuG III Ausf. G, Sd.Kfz 142/1), подбитая во время боев за освобождение Франции


Подбитая немецкая САУ StuG III на Бульваре Освобождения в Белграде. Фото сделано 18 октября 1944 года - это самый разгар боев за город. Тем не менее, на улице и у подбитой машины полно любопытствующих гражданских, включая детей. Вдали виднеются купола собора Святого Марка

В феврале 1940 г. из ворот завода фирмы «Даймлер-Бенц» вышли первые 30 полноценных самоходных штурмовых орудий, получивших название Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7,5 cm Kanone (Sd. Kfz. 142) (бронированный самоходный лафет для штурмового 75-мм орудия), или 7,5 cm Sturmgeschutz III Ausf. A (сокращенно StuG III Ausf. A). Главным отличием серийных машин от прототипа было использование в качестве базы несколько видоизмененного шасси, корпуса и силовых агрегатов танка PzKpfw III Ausf. F. Боевая рубка почти той же конструкции, что и на предсерийных машинах, была изготовлена из листов цементированной брони и крепилась на бронекорпусе болтами.

По рекомендации артиллерийского комитета для противодействия огню противотанковых ружей и 37-мм противотанковых пушек на всех дистанциях бронирование рубки в лобовой части было увеличено до 50 мм и до такой же толщины была доведена броневая защита маски орудия. Толщина бортовой брони составила 30 мм, крыши рубки 11 мм и верхнего лобового листа корпуса - 27 мм. С левой стороны рубки, на надгусеничной полке располагался прямоугольный бронированный ящик, в котором устанавливалась радиостанция УКВ. Перед ней по левому борту, а также с правой стороны рубки имелись скосы из 9-мм листов гомогенной брони, повышающие снарядостойкость бортов машины. Таким образом САУ StuG III Ausf. A была прекрасно защищена от огня существовавшей в то время противотанковой артиллерии.


Выпущенные в начале 1940 г. StuG III Ausf. A были сведены в три батареи: №640, 659 и 660, которые приняли участие во французской кампании. 640-я батарея воевала в составе полка «Великая Германия» (Gross Deutchland), 659-я - в XIII армейском корусе, а 660-я - в подчинении 3-й дивизии СС «Мертвая голова» (Totenkopf). К концу боевых действий на фронт прибыла спешно сформированная 665-я батарея, которая, впрочем, никак себя не проявила из-за скорого прекращения боевых действий.

Осенью 1940 г. для массового производства штурмовых орудий было выделено специализированное предприятие - фирма «Альмеркише Кеттен-фабрик» (Alkett GMBh). Первую партию из восьми штурмовых орудий она выпустила в октябре. Особенностью этих машин было то, что в качестве ходовой части в них использовалось шасси танка PzKpfw III Ausf. G без каких бы то ни было переделок (специальная «самоходная» база немного отличалась от танковой - главным образом интерьером и отсутствием бортового эвакуационного люка). На шасси крепилась боевая рубка от StuG III Ausf. A. Однако для массового изготовления все-таки приняли видоизмененное «самоходное» шасси, собранное из узлов танка модификации G, а позднее H. Эта модификация получила название Sturmgeschutz 7,5 cm Kanone Ausf. B. Последние из оставшихся в строю САУ этой модификации применялись в бовых действиях под Сталинградом зимой 1943 г.

В марте 1941 г. на вооружение вермахта поступила новая модель - StuG III Ausf. C, отличавшаяся от предудущей улучшенной конструкцией передней части рубки. Главной особенностью модели С и более поздних модификаций стал способ установки пушечного прицела. Для упрочения лобового листа штурмового орудия амбразуру для прицела в нем ликвидировали, а объектив последнего вывели наружу через лючок в крыше. Лобовой лист рубки стал монолитным, что положительно сказалось как на его прочности, так и на технологии произволства. Данная модификация производилась недолго - до мая 1941 г., и всего было выпущено 100 машин, когда на смену Ausf. C пришла почти ничем не отличавшаяся от нее Ausf. D. Даже в официальных немецких документах по выпуску и применению штурмовых орудий эти модели часто именуются как одна - Ausf. C/D.


Последняя модификация StuG III с коротким стволом (длиной 24 калибра) появилась осенью 1941 г. Своим появлением эта модификация была обязана желанию немецких самоходчиков иметь специализированные командирские машины. Для установки дополнительной радиостанции (при условии сохранения боекомплекта) необходимо было увеличить объем боевого отделения: прямоугольную бронекоробку на левом крыле машины удлинили вперед, и точно такая же бронекоробка появилась симметрично на правом борту машины. Для упрощения производства с бортов САУ удалили броневые скосы. Поскольку при создании ходовой части модели Е использовались узлы и агрегаты танка PzKpfw Ausf. J, отличавшегося простотой и дешевизной производства, стоимость новой САУ немного снизилась. Переделка оказалась столь удачной, что созданную таким образом командирскую машину запустили в массовое производство и в качестве линейной САУ (в отличие от командирских, линейная StuG III Ausf. E имела всего одну радиостанцию и увеличенный до 50 выстрелов боекомплект), а Ausf. C/D сняли с производства.

Во время боев на территории СССР немцы столкнулись с острой нехваткой мощных мобильных противотанковых средств, и именно штурмовые орудия в наибольшей степени оказались способными бороться с советскими танками. Используя низкий силуэт, хорошее бронирование и малошумный ход своих боевых машин, зная о плохом обзоре из советских танков, немецкие самоходчики нередко подбирались к ним практически вплотную и одним-двумя выстрелами с предельно короткой дистанции подбивали их. Хорошо бронированные САУ с ближней дистанции успешно вели прицельный огонь и по амбразурам ДОТов.
28 сентября 1941 г. Гитлер специальным приказом потребовал увеличения мощности танков и самоходных орудий вермахта. Для экономии времени при создании истребителей танков он предписывал использовать штурмовые орудия, перевооруженные длинноствольными противотанковыми пушками.

В результате появилась модификация StuG III Ausf. F (Sd. Kfz. 142/1). Эти самоходки отличались от более ранних модификаций своим вооружением: на них устанавливалась 75-мм пушка Stuk 40 L/43 с боекомплектом из 54 выстрелов. На крыше рубки монтировался электрический вентилятор. На 182 машинах позднего выпуска толщина лобовой брони рубки и корпуса увеличилась до 80 мм за счет крепления болтами дополнительных броневых плит, что вызвало увеличение боевой массы машины до 23,2 т. 31 машина этой модели из последней производственной серии была вооружена пушкой StuK 40 L/48. Всего было изготовлено 364 единицы САУ этой модификации.

Следующей модификацией StuG III была Ausf. F/8 (Sd. Kfz. 142/1). Базой для этих штурмовых орудий послужили танки PzKpfw III Ausf. J и L, от которых самоходные установки унаследовали все основные изменения в конструкции корпуса. На всех САУ этой модификации устанавливалась пушка StuK 40 L/48. Кормовая броня машины была увеличена с 30 до 50 мм. Всего было изготовлено 334 единицы StuG III Ausf. F/8.

Последней серийной версией стала модификация StuG III Ausf. G (Sd. Kfz. 142/1). Бронирование машин увеличилось до 80 мм. Некоторые изменения произошли в конструкции крыши рубки. Появилась командирская башенка и жесткая установка оборонительного пулемета MG-34, на части машин прикрытого щитом. С ноября 1943 г. САУ стали выпускаться с новой литой маской пушки типа «свиное рыло» (Saukopfblende).

Штурмовое орудие StuG III примечательно уже тем, что оно выпускалось и применялось в боях в течение практически всей Второй Мировой войны - начиная с победной кампании вермахта во Франции и кончая его крахом в Берлине и Праге. Очень немногие образцы немецкой (да и советской или англоамериканской) бронетехники могли похвастаться таким завидным долголетием на сборочных конвейерах заводов. Среди массовых образцов боевых машин Германии и СССР всю войну от 22 июня 1941 г. до 9 мая 1945 г. прошли по большому счету наш Т-34 и немецкие Pz Kpfw IV вместе с StuG III. Вся эта троица состояла на вооружении армий различных государств и воевала в многочисленных конфликтах после окончания Второй Мировой войны. Такая судьба служит лучшей характеристикой этих боевых машин.

StuG III сочетала в себе большое число положительных качеств - небольшие габариты, хорошие приборы наблюдения и связи, адекватное вооружение для решения поставленных боевых задач. Запас по усилению огневой мощи у этой самоходки был существенно выше, чем у танка-базы Pz Kpfw III, что и помогло ей продержаться на конвейере всю войну. Большим преимуществом был отлаженный производственный механизм по ее выпуску - машина была технически надежной и недорогой в производстве, в отличие от поздних образцов немецких истребителей танков, которые практически все страдали теми или иными техническими недостатками вследствие максимально ускоренных процессов их разработки и постановки на производство. Эти обстоятельства (вместе с целым комплексом других проблем) так и не позволили обеспечить немецкие войска желаемым количеством современных истребителей танков, поэтому в качестве замены "Ягдпантер" и Jgd Pz IV нередко использовали именно StuG III.

Еще со времен французской кампании StuG III был любимцем немецких пехотинцев - в тесном взаимодействии с пехотой боевые возможности последней повышались довольно значительно. Не растерял StuG III это уважение и после получения противотанковых способностей. И. П. Шмелев в своей книге как раз и отмечает, что поздние модификации штурмовых орудий (как на базе Pz III, так и на базе Pz IV) в 1944 - 45 гг. следует считать скорее противотанковым средством пехотных частей немецкой армии (до этого штурмовые орудия организационно относились к артиллерии). Даже для позднего периода войны StuG III был вполне неплохим противотанковым средством - его орудию было под силу поразить в лоб Т-34 или "Шерман". ИС-2 представлял собой более сложную цель, но и он имел уязвимые места, которые могли быть поражены 75-мм подкалиберными снарядами.

Разумеется, за все достоинства приходится чем-то платить, а то и жертвовать. Небольшие размеры боевой рубки StuG III приводили к крайней тесноте в боевом отделении. Его вентиляция была недостаточной, поэтому в боевой обстановке при частой стрельбе загазованность боевого отделения была иной раз просто невыносимой. Кроме того, несмотря на усиленную броневую защиту, StuG III была достаточно уязвима от огня любого советского противотанкового орудия и в ближнем бою. Всего одно удачное попадание в носовую часть могло вывести из строя коробку перемены передач (КПП) и обездвижить самоходку, что для безбашенной машины равносильно превращению в безответную мишень на поле боя. Такое поражение было чревато еще одним обстоятельством - трансмиссионное масло, вытекшее из пробитой КПП, могло и воспламениться, а эвакуация из подбитой машины была затрудненной из-за тесноты в боевом отделении. На поздних модификациях StuG III быстрому покиданию машины (особенно для раненых членов экипажа) мешали противокумулятивные экраны. Усиленная броневая защита по сравнению с базовой моделью Pz Kpfw III увеличивала общую массу машины и, как следствие, давление на грунт, которое у самого Pz Kpfw III и без того было довольно высоким. Это отрицательно сказывалось на подвижности и проходимости, хотя при боях на территории Западной и Центральной Европы развитая дорожная сеть сильно снижала влияние этого недостатка.

StuG III помимо вермахта и SS Waffen поставлялись в армии союзников Третьего Рейха - Венгрии, Финляндии, Румынии, Болгарии. После перехода трех последних в ряды стран антигитлеровской коалиции, штурмовые орудия в их частях воевали против своих создателей-немцев. Значительное число StuG III было захвачено Красной Армией (у нас они вплоть до начала 90-ых годов прошлого столетия именовались "Артштурм" - видимо не совсем точный перевод немецкого Sturmgeschütz) в ходе Московского и Сталинградского контрнаступлений. Они использовались как и в первоначальном варианте, так и в виде нашей переделки СУ-76И. Наши конструкторы при этом устранили один из недостатков исходной самоходки StuG III - тесноту боевого отделения - новая боевая рубка была гораздо более просторной (хотя и более высокой), да и экипаж по сравнению с исходным вариантом сократили на одного человека. Вооружались СУ-76И той же пушкой Ф-34, что и Т-34/76. При этом удалось увеличить угол горизонтального отклонения до 20 градусов. Таким образом, StuG III приняли прямое участие не только в завоеваниях и обороне Третьего Рейха, но и в его разгроме.

В требованиях указывалось, что штурмовое самоходное орудие, предназначавшееся для непосредственной поддержки наземных частей, должно оснащаться 75-мм орудием с углом вертикального наведения до +25°. Важной особенностью обновленных требований являлся отказ от установки орудия на платформе с обеспечением максимально возможного сектора наведения по горизонту, вместо этого оно устанавливалось в лобовой части корпуса. К этому времени уже существовали опытные варианты шасси танка Pz.Kpfw.III, которое решили использовать для производства самоходок.

Конструкция штурмовых самоходных орудий Sturmgeschutz III (StuG III , официальный индекс Sd.Kfz.142 ) не представляла из себя ничего экстраординарного. Скорее наоборот – инженеры фирмы Alkett постарались обеспечить максимальную эксплуатационную надежность без особых нововведений и изысков. Корпус в целом соответствовал серийному танку, но толщина лобового листа брони в проекте составляла 50 мм. Фактически, корпуса прототипов изготовлялись из мягкой стали толщиной 14,5 мм. С левого борта устанавливался бронированный короб, конструкция которого менялась в зависимости от модификации.

Сверху устанавливалась приземистая надстройка сложной формы с наружными вертикальными панелями, в носовой части которой монтировалось 75-мм короткоствольное орудие 7.5cm StuK 37 L/24 с боезапасом из 44 выстрелов. Орудийная установка была сдвинута немного вправо, чтобы высвободить место для механика-водителя, который получил поворотный смотровой прибор, двойной перископ и смотровую щель в левом борту надстройки. Командир танка получил в своё распоряжение бинокулярный перископ, а наводчик – перископический прицел Rblf 32.

Ходовая часть для прототипов StuG III полностью заимствовалась от среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.B. Применительно на один борт она включала следующие элементы:

– восемь обрезиненных опорных катков с подвеской на листовых рессорах;

– три поддерживающих ролика;

– переднее ведущее колесо зубового зацепления;

– заднее направляющее колесо;

– мелкозвенчатая гусеница из стальных траков шириной 360 мм.

Силовая установка состояла из двигателя Maibach HL120TR мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин. и преселекторная коробка передач Variorex SRG 328-145, обеспечивавшей десять передач вперед и четыре передачи назад. Средства связи ещё не включали внутреннего переговорного устройства, но для внешнего взаимодействия устанавливались приёмо-передающих радиостанции FuG15 или FuG16 оснащенные штыревыми антеннами.

Первый прототип StuG III Ausf.A был построен в 1937 году и в целом прошел испытания вполне успешно. Сразу же была построена серия из 5 предсерийных самоходок, которые к декабрю поступили в 1-й танковый полк для войсковой эксплуатации. В боевых действиях они участия не принимали, применяясь до 1941 года только для обучения личного состава, и впоследствии были разобраны. Во 2-й мировой войне и последующих локальных конфликтах использовались серийные модификации.

StuG III Ausf.A – первая серийная модель на шасси танка Pz.Kpfw.III Ausf.F и корпусом из броневой стали. Всего, в период с января по май 1940-го года, фирмой Daimler-Benz было построено 30 машин и ещё 6 переделали из танков Pz.Kpfw.III Ausf.G. Применялись в ходе кампании против Франции в мае-июне 1940 года в составе 640-й, 659-й, 660-й и 665-й батареи штурмовых орудий. Впоследствии отправлены в учебные соединения.

StuG III Ausf.B – модель аналогичная Ausf.A, но с гусеничными траками шириной 380 мм и опорными катками размером 520х95 мм (взаимозаменяемы с более ранними катками), а также новыми ведущими и направляющими колесами. Трансмиссия получила механическую 6-скоростную коробку передач. В период с июня 1940-го по мая 1941-го гг. фирма Alkett построила 300 машин, что дало возможность сформировать четыре дивизиона штурмовых орудий по три батареи в каждом. Впервые они были применены в ходе непродолжительной кампании в Югославии и Греции в апреле-мае 1941 года. Затем их перебросили на Восточный фронт, где последние самоходки этой модификации эксплуатировались до конца 1942 года.

StuG III Ausf.C – изменена бронировка носовой части надстройки и конструкция направляющего колеса. Также был демонтирован прицел наводчика и изменена конструкция люка над водителем, что позволило ему выдвигать прицел позади закрытого люка. В апреле 1941 года фирмой Alkett построено 50 машин отправленных на Восточный фронт.

StuG III Ausf.D – вариант аналогичный Ausf.C, но оснащенный внутренним переговорным устройством. В течении мая-сентября 1941 года фирмой Alkett построено 150 машин. Часть самоходок была переделана в командирский вариант. В основном применялись на Восточном фронте, но в 1942 году три машины были отправлены в Северную Африку и участвовали в штурме Тобрука и Газалы.

StuG III Ausf.Е – обновленная серия с двумя удлиненными бронированными коробами, демонтированными наклонными 9-мм бронелистами сверху надстройки и уменьшенными крышками лючков на верхнем лобовом листе корпуса. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG-34. В период с сентября 1941-го по февраль 1942-го года фирма Alkett собрала 284 из 500 первоначально заказанных машин. Часть была переоборудована в командирские самоходки и оснащены стробоскопическими приборами SF14Z. По отчетам на июль 1942 года имелось 616 самоходок StuG III всех вариантов, но уже спустя год их количество сократилось до 142.

StuG III Ausf.F (Sd.Kfz 142/1) – вариант с усиленным бронированием и орудием 7.5 cm StuK 40 L/43. Соответственно, установка новой артсистемы потребовала переделки надстройки и маски орудия. Требования к этому варианту самоходки были предъявлены ещё в сентябре 1941 года и обсуждены в OKW и OKH. Теперь StuG III мог более успешно бороться с любыми советскими и британскими танками, поскольку 75-мм орудие с длиной ствола 43 калибров обеспечивало пробитие снарядом Pz.Gr.39 бронелиста толщиной 91 мм под углом 30° на дистанции 500 метров. С июня 1943 года стали устанавливать орудия с длиной ствола 48 калибров, что при тех же параметрах обеспечивало пробитие 98-мм бронелиста. В период с марта по сентябрь 1942 года фирма Alkett построила 366 машин, не включая один прототип.

StuG III Ausf.F/8 – вариант с корпусом от танка Pz.Kpfw.III Ausf.J. Удлинена кормовая плита корпуса, улучшена вентиляция, к лобовым листам на болтах крепились 30-мм накладные бронелисты. В остальном этот вариант соответствовал Ausf.F, но с орудием 7.5 cm StuK 40 L/48. В период с сентября по декабрь 1942 года фирма Alkett построила 250 машин.

StuG III Ausf.G – последний вариант штурмового орудия, выпускавшийся на предприятиях фирм MIAG и Alkett в период с декабря 1942-го под апрель 1945-го года. В общей сложности было построено 7720 единиц (в ряде источников указывается также цифра 8423, но скорее всего это общее количество всех StuG III), из которых 142 собрали на шасси танков Pz.Kpfw.III Ausf.М и ещё 173 переделали от серийных Pz.Kpfw.III других моделей. Корпус остался от Ausf.F/8, но надстройка подверглась доработкам: борта стали наклонными, появился щиток для пулемета над люком заряжающего, командир получил башенку с перископами. На многих самоходках устанавливалась маска орудия типа Saukopf. С начала 1944 года стали устанавливать спаренный с пушкой пулемет и мортирку для ближнего боя. Впервые эти самоходки были использованы на Курской дуге и впоследствии воевали вплоть до конца войны.

StuH 42 – вариант самоходной установки оснащенной 105-мм гаубицей.

StuG (Fl) – в декабре 1942 года, в рамках увеличения программы выпуска StuG III взамен танков Pz.Kpfw.III, было принято решение о переоборудовании 100 шасси в самоходные огнеметные установки. Вскоре заказ был увеличен и к июню 1943 года планировалось собрать уже 220 StuG (Fl), на которых вместо пушки устанавливался огнемет Schwade и бак с огнесмесью. Тем не менее, этот план выполнен не был, а всего в мае-июне 1943 года удалось собрать только 10 машин на базе самоходок StuG III Ausf.F и StuG III Ausf.F/8. Никаких данных об их боевом применении не сохранилось и к 1944 году они были перевооружены и доведены до стандарта StuG III Ausf.G.

Кроме того, на базе трофейных StuG III различных модификаций в Советском Союзе было собрано несколько десятков самоходных установок типа СУ-76И (в зарубежных источниках утверждается, что на заводе в Свердловске собрали 181 такую машину). Стандартная надстройки при этом срезалась, а вместо неё устанавливалась более высокая рубка с наклонными бронелистами, в лобовой части которой устанавливалась 76,2-мм пушка С-1. Эти машины активно использовались в течении 1943-1944 гг., причем одна из них стала трофеем как минимум ещё дважды. Впрочем, в составе бронетанковых соединений РККА весьма охотно использовались серийные StuG III без столь серьёзных доработок.

Из союзников Германии самоходные орудия StuG III первой получила Финляндия. В течении 1943-1944 гг., в целях усиления наступательной группировки финской армии, немцы передали 59 машин модификации StuG III Ausg.G. Согласно финским данным только за 1943 года экипажи самоходок уничтожили 87 советских танков при потере только 8 своих машин, причем часть из них была уничтожена своими экипажами. Оставшиеся самоходные установки служили до начала 1960-х гг.

Румынская армия, понесшая огромные потери по южном направлении Восточного фронта, осенью 1943 года получила в качестве “компенсации” сразу 100 StuG III. В процессе боевого применения “расход” этих самоходок оказался насколько большим, что к февралю 1945 года их осталось всего 13 единиц, а до войны не дотянула ни одна из них.

Самоходные установки StuG III также поставлялись Болгарии, Венгрии, Италии и Испании, но в большинстве случаев успех их боевого применения германскими союзниками был весьма скромным. Несколько трофейных машин использовалось в составе НОАЮ в году войны, а их служба в послевоенной Югославии завершилась лишь в начале 1950-х гг.

Более интересно сложилась судьба трофейных StuG III, захваченных советскими войсками в конце войны. Большинство из них находилось в неходовом или небоеспособном состоянии, что предопределило их отправку на пункты сбора трофейной техники с последующей утилизацией. Там они ждали своего часа вплоть до 1948 года, пока между Израилем и арабскими странами не началась первая война. Интересно то, что бронетанковая группировка имелась только у арабов, причем несколько десятков танков Pz.Kpfw.IV и самоходных установок StuG III было передано советской и чехословацкой стороной, причем последняя неплохо на этом заработала. О применении StuG III точных сведений не сохранилось. После завершения первой арабо-израильской войны они ещё оставались на вооружении, но из-за отсутствия запасных частей и низкой подготовки технического персонала количество StuG III постоянно уменьшалось (часть из них разобрали, другую превратили в бронированные огневые точки на Голанских высотах), поэтому к началу “Шестидневной войны” 1967-го года ни одна из них не дожила.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАУБИЧНОЙ САУ
StuG III Ausf.F/8 образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 23400 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6770
Ширина, мм 2950
Высота, мм 2150
Клиренс, мм 390
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пугка 7.5cm StuK 40 L/48 и один 7,92-мм пулемет MG34
БОЕКОМПЛЕКТ 54 выстрела и 600 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел Slf ZF 1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) – 25+30 мм / 85°
лоб корпуса (сред.) – 50+30 мм / 21-52°
лоб корпуса (низ) – 30 мм / 75°
борт корпуса – 30 мм / 0°
корма корпуса (верх) – 30 мм / 30°
корма корпуса (сред.) – 30 мм / 10°
корма корпуса (низ) – 30 мм / 65°
крыша корпуса – 10 мм / 78-90°
лоб рубки – 50+30 мм / 9°
борт рубки – 30 мм / 0° + 8 мм / 30°
корма рубки – 30 мм / 30°
крыша рубки – 10 мм / 78-90°
маска орудия – 50+30 мм / 5°
днище – 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maibach HL120TRM, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 300 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков с торсионной подвеской, 4 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
12-15 км\ч по метсности
ЗАПАС ХОДА 165 км по шоссе
95 км местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,30
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG15 и FuG16

38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger;
"Штурмпанцер VI" (нем. Sturmpanzer VI)
.

Кроме истребителя танков "Ягдтигр", фирма "Хеншель" разработала в 1944 году на базе танка "Королевский тигр" Т-VIВ еще одну самоходную установку - штурмовое орудие "Штурмтигр". Установка предназначалась для выполнения специальных задач, таких как борьба с долговременными огневыми точками. Установка была вооружена заряжаемой с дула 380-мм мортирой, стреляющей снарядами весом 345 кг. Мортира устанавливалась в опорах боевой рубки, смонтированной в передней части танка. Рубка оснащалась механической лебедкой, лотком для заряжения мортиры и подъемным устройством для погрузки боеприпасов в машину. В ней также устанавливалась радиостанция, танковое переговорное устройство и приборы управления огнем. Самоходная установка имела сильное бронирование, очень большой вес и низкую маневренность. Она выпускалась малыми сериями до конца войны. Всего было выпущено 18 установок.

В годы 2-й Мировой войны Германия выпускала множество специализированных типов бронетехники, в том числе штурмовые танки. Эти машины использовались для поддержки действий пехоты в застроенной местности, а также для борьбы с укреплениями противника. Первой машиной этого класса стал "Sturminfanteriegeschuetz" 33, созданный на базе штурмового орудия "Sturmgeschuetz" III и вооруженный 150-мм тяжелой пехотной гаубицей 15 cm sIG 33. В 1942 году было построено 24 машины этого типа, которые участвовали в боях на Восточном фронте и большинстве своем были потеряны под Сталинградом. Следующим штурмовым танком стал "Sturmpanzer" IV "Brummbaer" (Sd.Kfz.166). "Brummbaer" был создан на базе танка PzKpfw IV и также вооружался 150-мм гаубицей. В период с 1943 по 1945 г.г немецкая армия получила 306 машин этого типа. Третьим, и самым тяжелым, штурмовым танком стал "Sturmtiger", принятый на вооружение 1944 году.

StuG III – это немецкая средняя по массе САУ класса штурмовых орудий. Была построена на базе танка PzKpfw III и активно применялась во . Была самым массовым представителем бронетехники Германии, выпускалась во множестве модификаций в течение всей войны.

История создания

История третьего Штуга началась в 1935 году, когда появилась идея создать машину «штурмовой артиллерии», для поддержки пехоты. Есть вероятность, что эту идею немцам случайно подсказали русские, обсуждая с компанией Даймлер-Бенц создание опытного образца САУ для Красной Армии. Эскиз даже был разработан, но советскую строну не устроила цена, и сделка не состоялась.

В 1936 году именно фирме «Даймлер-Бенц» заказали спроектировать бронированную машину для поддержки пехоты. Ее следовало вооружить 75-мм пушкой, а также полностью бронировать для защиты экипажа. При этом по высоте машина должна была быть не выше роста среднего солдата.

«Даймлер-Бенц» для разработки решили взять шасси танка Pz. III, тогда еще достаточно нового, а орудие поставить с первых модификаций . После сбора нескольких прототипов в 1937 году их отправили на отработку тактических приемов. Но отработка сильно затянулась, так что Sturmgeschütz III в Польской кампании поучаствовать не успели, и в серию вышли только в феврале 1940 года. Зато потом они модифицировались и производились на протяжении всей Второй мировой.


StuG III ausf A, первая модификация

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – штурмовое орудие;
  • Боевая масса – 23,4 тонны;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади, управления и боевое в центре;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы разработки – 1937;
  • Годы производства – 1940-1945;
  • Годы эксплуатации – 1940-1950;
  • Всего выпущено – 10500 машин.

Размеры

  • Длина корпуса – 6770 мм, такая же с пушкой вперед;
  • Ширина корпуса – 2950 м;
  • Высота – 2950 мм;
  • Клиренс – 385 мм.

Бронирование

  • Тип брони – литая и стальная катаная;
  • Лоб корпуса, верх — 25+30 / 85° мм/градус;
  • Борт корпуса – 30 мм;
  • Корма корпуса, верх — 30 / 30° мм/градус;
  • Днище – 19 мм;
  • Крыша корпуса — 16 / 78-87° мм/градус;
  • Лоб рубки — 50+30 / 9° мм/градус;
  • Маска орудия — 50+30 / 5° мм/градус;
  • Борт рубки — 30 / 0° + 8 / 30° мм/градус;
  • Крыша рубки — 10 / 78-90° мм/градус.

Вооружение

  • Пушка — Stuk 40 L/48 калибра 75 мм;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 24 калибра;
  • Боекомплект пушки – 54 снаряда;
  • Углы ВН — −10…+20° градусов;
  • Углы ГН – 12 градусов;
  • Прицелы — Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36;
  • Пулемет — МG 34 калибра 7,92 мм.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе и пересеченной местности – 38 км/ч;
  • Запас хода – 155 км;
  • Удельная мощность – 12,8 л.с./т;
  • Тип подвески — Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,3 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,8 м.

Модификации

StuG III активно использовался в течение всей войны, и чтобы он оставался актуальным, его регулярно модифицировали.

  • Ausf.A – первая серийная машина на шасси Pz.Kpfw.III Ausf.F. Было создано 36 штук, 6 переделано из Pz.Kpfw.III Ausf.G. Применялись в мае-июне 1940, позже отправились в учебные соединения;
  • Ausf.B – похож на предыдущую модель, но с широкими гусеничными траками и опорными катками, с механической коробкой передач. Было построено 300 штук, использовались до конца 1942;
  • Ausf.C – с новым бронированием носовой части, без прицела наводчика и с обновленной конструкцией люка водителя для выдвижения прицела за закрытым любом. Создано 50 машин;
  • Ausf.D – аналогичен предыдущему варианту, но имел внутреннее переговорное устройство. Построено 150 машин, некоторые переделаны в командирские;
  • Ausf.Е – обновленный вариант, с дополнительным бронированием. Построено 284 машины, некоторые переделаны в командирские, с добавлением стробоскопических приборов;
  • Ausf.F (Sd.Kfz 142/1) – имел еще более усиленное бронирование и другое орудие — 7.5 cm StuK 40 L/43. За счет этого гораздо эффективнее боролся с британскими и советскими танками. В 1942 создано 366 машин;
  • Ausf.F/8 – машина с корпусом танка Pz.Kpfw.III Ausf.J и накладными бронелистами. Построено 250 штук;
  • Ausf.G – последний вариант Штуга с предприятий MIAG и Alkett, выпускался с 1942 по 1945. Всего построено целых 7720 единиц. 142 было собрано на шасси Pz.Kpfw.III Ausf., еще 173 переделано из Pz.Kpfw.III. Корпус был как у предыдущей модели, но бронирование улучшили, командиру добавили башенку с перископом;
  • StuH 42 — САУ с гаубицей 105-мм;
  • StuG (Fl) – самоходная огнеметная установка, созданная в 1943. Было собрано не так уж много машин, в боях они, по документам, не применялись, и в 1944 их преобразовали в StuG III Ausf.G.

StuG III Ausf.G

Машины на базе Stug III

  • Munitionspanzer auf StuG 40 Ausf. G – транспортер боеприпасов. Не имел пушки, иногда на крышу ставился кран, чтобы было легче загружать выгружать боеприпасы. Был не слишком широко распространен;
  • В Советском Союзе из трофейных Штугов сделали несколько десятков СУ-76И, с более высокой рубкой и наклонными бронелистами. Машины активно использовали в 1943-1944, хотя часто трофейные StuG III воевали на стороне Красной Армии и без доработок.

Боевое применение

Впервые StuG III участвовали в боях в Голландии и Франции, весной и летом 1940 года. В целом они хорошо себя проявили, но стало ясно, что для эффективной поддержки пехоты нужно увеличить количество подразделений Штугов.

Обычно из Штугов составляли батареи – по шесть машин, среди которых были боевые САУ и командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, а также транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252.

К концу осени 1940 Штугов произвели достаточно для создания дивизионов. В этот период они воевали в Югославии и Греции, и до кампании на Восточном фронте немцы потеряли только один Sturmgeschutz III.

После 1941 года

В 1941 ситуация серьезно поменялась, и подразделения со Штугами стали нести потери, хотя их количество в армии только увеличивалась за счет активного производства. StuG III в 1942 воевали в Африке, и после поражения под Эль-Аламейном потеряли почти все САУ.

Специально подготовленные для условий пустыни StuG.III Ausf.F/8 в начале 1942 года отправили в Неаполь, а потом в Тунис, где они активно воевали, но в итоге сдались союзникам.

Разумеется, третьи Штуги активно участвовали в операции Барбаросса, причем в достаточно большом количестве. Затем они постоянно воевали на Восточном фронте – в основном это были машины модификации В. Достаточно эффективны они были при штурме укрепленных районов. Танки и противотанковые орудия Красной армии пробивали лобовое бронирование с трудом, а низкий силуэт затруднял попадание. Так что до конца 1941 на Восточном фронте вермахт потерял меньше ста САУ. Примерно тогда же трофейные StuG III стали использоваться Красной армией.


StuG III Ausf E, захваченный Советской армией

Очень важную роль сыграли StuG III/40 в третьем штурме Севастополя, после которого город пал. Именно экипажи Штугов прорвались к зданию «Панорамы» и поставили на нем флаг Третьего Рейха. Правда, потери в этой битве тоже были понесены большие.

Много Штугов немцы потеряли и при Сталинградской битве. После этого батареи стали комплектовать машинами разных модификаций, добавляя StuН 42 для эффективной борьбы с полевыми укреплениями.

В битве на Курской дуге участвовало 455 StuG III/40. Было потеряно достаточно много машин, причем многие из них не поддавались ремонту. Тогда же советские войска стали создавать СУ-76И из трофейных Штугов, но вскоре это прекратили делать в пользу своих САУ из-за нестабильного потока трофеев и сложного ремонта.

В 1944-1945 годах военная промышленность Германии уже не могла производить достаточно Штугов, чтобы восполнить их потери – заводы были разрушены авиацией союзников. Так что в итоге к концу Второй мировой этих машин осталось очень немного.

Вообще САУ StuG III, по оценкам специалистов, оказалась очень удачной. Она эффективно боролась с танками из засады благодаря низкому силуэту, а бронирование позволяло ей уничтожать танки противника намного раньше, чем противник мог подбить саму САУ.

Уже после Второй мировой StuG III активно использовали на Ближнем Востоке и в некоторых странах Европы. Последние боевые действия, в которых участвовали Штуги – это Шестидневная война 1967 года.


Разрушенный StuG III

Танк в культуре

Штуг 3 можно встретить в нескольких играх, посвященных Второй мировой войне и танкам, например, «В тылу врага», «Company of Heroes 2» и, конечно же, в World of Tanks» и «War Thunder».

Достаточно широко машина представлена и в стендовом моделизме – пластиковые сборные модели выпускаются в Китае, Японии и в России компанией «Звезда».


Модель StuG III фирмы Звезда

Память о танке

До наших дней сохранилось не так уж много StuG III. Машины на ходу есть в танковом музее Паролы в Финляндии, а также в частной коллекции Джона Филлипса. Неработающие танки выставлены во Франции, Финляндии, Швеции, Болгарии. Есть они и в России – в танковом музее Кубинки и в Музее Великой Отечественной войны в Москве. В основном это машины модификации Ausf, G.


StuG III Ausf.G в Кубинке

Фото и видео


StuG III Ausf.B
StuG III Ausf. C
StuG III Ausf.D
StuG III Ausf.F (Sd.Kfz 142/1)
StuG III Ausf.F/8
StuG III Ausf.Е
StuG III StuG (Fl), огнементый
StuH 42
StuG III в разрезе